Для школьников и родителей
  • Главная
  • Животные
  • Человек – это звучит гордо по пьесе На дне (Горький Максим). Сочинения для школьников Смотреть что такое "Человек – это звучит гордо" в других словарях

Человек – это звучит гордо по пьесе На дне (Горький Максим). Сочинения для школьников Смотреть что такое "Человек – это звучит гордо" в других словарях

Человек- это звучит гордо! Яркий, многогранный талант М. Горького нашел свое выражение и в драматургии. В пьесе “На дне” писатель открыл читателям и зрителям неизвестный до тех пор пласт русской жизни: надежды и радости, беды и страдания босяков, “бывших людей”, никому не нужных, выброшенных за борт активной общественной жизни.

С самого начала мы попадаем в ночлежку, видим все ее убогое убранство, “каменные своды… с обвалившейся штукатуркой”, “все некрашеное и грязное”. На первых же страницах персонажи раскрываются ярко и глубоко, и читатель с головой окунается в суровый незнакомый мир. Живущие в ночлежке - несчастные, потерявшие надежду, опустившиеся “на дно” люди, недалекие, равнодушные друг к другу. Их круг общения очень узок, пропитание они добывают воровством, шулерством.
Ярким представителем господствующего класса является хозяин ночлежки Костылев - жестокий эксплуататор, не желающий знать ничего, кроме денег: “Разве доброту с деньгами можно равнять?”
Из самих обитателей ночлежки резко выделяется фигура Клеща. Он здесь единственный человек, не потерявший надежду “вырваться”, у него золотые руки, и пока остальные бездельничают, Клещ работает - он взял с собой инструменты. Этот человек не хочет быть тунеядцем, он считает себя выше других, но его презрение к окружающим, жестокое обращение с умирающей женой Анной безобразны.
Неожиданное появление Луки в ночлежке можно сравнить с лучом света для ее обитателей. Жестокие сердца смягчаются, глаза искрятся, в сердце поселяется надежда, люди становятся снисходительные и к себе, и к окружающим. Лука умудряется всем уделить внимание, успокоить, поддержать, помочь. Он обнадеживает Актера, помогает ему поверить в себя (“во что веришь, то и есть”), уговаривает его бросить пить, лечиться. Утешает умирающую Анну, защищает Настю: “Коли ты веришь, что была у тебя настоящая любовь.., значит - была она! Была!” Лука советует Пеплу бросить Василису и уйти одному или с любимой Наташей строить новую жизнь.
Странник Лука вызывает у меня восхищение, поскольку он делает добрые дела совершенно бескорыстно, он умудряется возвысить души человеческие над той грязью, которая их окружает. Он верит в человека и тем самым помогает ему выжить в суровом мире.
Вся пьеса пронизана мрачноватым юмором Сатина, сумевшего пронести его через всю жизнь. Его история похожа на истории многих других: сидел за убийство в тюрьме, разорился, попал на “дно”. Но это единственный из всей компании образованный человек, и может, именно поэтому Горький дал ему возможность подняться над иллюзиями и ложью: “Человек - вот правда! Понимаешь? Это -- огромно! В этом все начала и концы. Чело-век! Это - великолепно! Это звучит… гордо!” То есть, каким бы ни был “плохим” человек, в нем обязательно должна жить искорка гордости, веры в себя. “Надо уважать человека!” - говорит Горький устами Сатина, и он прав. Ведь что может быть лучше человека? И совсем безразлично, беден он или богат, главное, что это - человек! В высшем понимании этого слова!

Ход классного часа

Орг. момент: отряд («Лучики»)

Наш девиз: (Солнышко лучистое,

Мы твои лучи.

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!)

Солнышко нам улыбается. Оно готово работать и помогать. А вы готовы?

разве, вот и т. д.)

Почему так прочитали? Каков смысл вашей интонации?

Как вы думаете, трудно быть человеком?

Что такое и кто такой человек?

Где мы можем найти ответ на эти вопросы?

2. заглянем в «Толковый словарь» Ожегова . В первом значении слова: человек – живое существо обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда»

Что же отличает человека от других живых существ?

Возможно, стихотворение Феликса Кривина «Признание» может помочь в размышлениях.

Воспитанием дорожа,

Путь держа на вершины культуры,

Я спрошу: вы видали ежа?

Вот такую бы мне шевелюру!

Жизнь тревог и волнений полна,

И страстей, и раздумий, - но все же

Я спрошу: вы видали слона?

Вот бы мне его толстую кожу!

Не хочу я рядиться в слона,

Мне бы действовать прямо и грубо.

Я спрошу вас: вы видели льва?

Вот бы мне его когти и зубы!

Нелегко мне, друзья, нелегко

На вершине двадцатого века:

У меня ни когтей, ни клыков...

Остается мне быть человеком.

О чем это стихотворение?

На какие строки вы обратили особое внимание?

Назовите животных, которые упоминаются в тексте. Какие отличительные особенности зверей выделяет (отмечает) автор?

Какие человеческие качества могут символизировать эти особенности животных?

Обладает ли этими качествами герой стихотворения?

Какой выбор делает человек «на вершине XX века»?

Нравится ли он вам?

А вы, люди начала века XXI, что выбираете?

Сказка «Пахарь и крот»

Пахарь пахал землю. Вылез крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а пахарь все пашет и пашет. Спрашивает крот:

– Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать еще?

Пахарь отвечает:

– Я пашу не только себе, но и людям.

Удивился крот:

– Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою себе нору, и каждый крот роет себе нору.

– Но ведь вы же – кроты, а мы – люди, – ответил пахарь и начал новую борозду.

Вдумайтесь в смысл этого произведения, о чем оно?

Мораль сказки: не быть равнодушным, делать добро, творить благо для других.

Тема нашего занятия ЧЕЛОВЕК – звучит гордо

ЧЕЛОВЕК – звучит гордо

Эпиграф: "Плохой ли, хорошей рождается птица,

Ей суждено летать.

Человеку же так не годится.

Человеку мало родиться:

Им еще надо стать ".

Эдуард Асадов

А что нужно для того, чтобы быть ЧЕЛОВЕКОМ? Какими качествами обладать?

Человечность Благодарность Великодушие Вежливость

Доброжелательность Сострадание Любовь к людям

Забота о ближних Послушание Щедрость Умение прощать

Работа в группах - А теперь давайте сами растолкуем слово ЧЕЛОВЕК

Ч- честность, чуткость, честолюбие.

Е- естественный, единовластный, единодушие, (единоличник)

Л- любознательный (Легкомысленный, лжец,)

О- образованный, ответственный (обманчивый,)

В- внимательный, воспитанный, вежливый (вероломный,)

К- коллективный, контактный (каверзный, капризный,)

(Я составила словами из скобок)

– можем сказать тому, кто обладает этими качествами, что он человек?

Человек – это социальное, или общественное существо. Он не может жить и существовать без других людей. Все мы живем в обществе, среди людей и должны воспитывать в себе такие качества, которые помогали бы и другим быть лучше.

Вчера вы писали мини-сочинение «Настоящий человек -…» (зачитывание фраз из сочинений, делаю вывод о проделанной работе на других кл.час.))

Какими примерами вы можете подтвердить свои мысли? (рассказы детей о великих людях)

Беседа по содержанию произведения Валентина Катаева «Цветик-семицветик»

Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева, откуда взяты эти строки:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг, (физминутка)

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли-

Быть по моему вели.

Вели, чтобы…

Правильно, это произведение называется «Цветик-семицветик».

Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)

Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушка).

Чем был необычен этот цветок? (Мог исполнить любое желание).

Какое первое желание Жени было исполнено? (Жёлтый лепесток – она оказалась дома со связкой баранок ).

Какое второе желание загадала Женя? (Красный лепесток – мамина вазочка склеилась ).

Где удалось очутиться Жене после третьего желания? (Синий лепесток – на Северном полюсе ).

Каким было четвёртое желание девочки? (Зелёный лепесток - очутиться дома ).

Куда был потрачен пятый оранжевый лепесток ? (Женя получила все игрушки, которые есть на свете ).

Как отреагировала Женя на сюрприз с игрушками? (Фиолетовый лепесток- возвращение игрушек в магазины ).

И так остался последний голубой лепесток . Кто из вас помнит, на что хотела потратить его девочка? (Конфеты, велосипед, билет в кино, сандалеты ).

Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).

Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?

Правильно самое обдуманное и правильное желание было седьмое.

С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание?

Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все.

Стих

Не для себя деревья плодоносят,

И реки чистых вод своих не пьют,

Не просят хлеба для себя колосья,

Дома не для себя хранят уют.

Себя мы с ними сравнивать не будем,

Но каждый знает, эту жизнь любя,

Что чем щедрее отдаешь ты людям,

Тем радостней живешь и для себя.

Татьяничева Л.

Давайте и мы составим свой цветик-семицветик, на лепестках напишем правила, которые помогут нам стать ЧЕЛОВЕКОМ

У нас получился замечательный цветок. И я думаю, что этот цветок должен произрастать в душе каждого человека и тогда жизнь будет намного прекраснее.

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

Что значит быть человеком?

Это других уважать,

Это значит слово

Делом подтверждать.

Это не говорить,

что дела нет мне до болей других.

Это пожертвовать личным,

ради спасенья других.

Не забывайте, жизнь дана на добрые дела. Каждый день перед сном подумайте, какое доброе дело вы сделали сегодня? Только они помогают нам становиться человеком. Зачитаем вместе еще раз эпиграф к нашему классному часу.

Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.

Спасибо за занятие!

Человечность

Благодарность

Великодушие

Вежливость

Сострадание

Послушание

Щедрость

Доброжелательность

Любовь к людям

Забота о ближних

Умение прощать

Проект открытого классного часа «Человек – звучит гордо»

Класс 2

Дата проведения 01.04.2016г.

Цель: формирование представления о человеке с «большой буквы»

Планируемый результат: стремиться быть лучше, делать добро, не быть равнодушными

Формы работы: индивидуальные, групповые

Учитель: Златина Н.И.

Предподготовка:

Уроки добра:

    «Наше настроение»

    «Кто такие добрые и злые люди?»

    «Спешите делать добро»

    «Что такое хорошо»

    «Товарищи и друзья»

    «Моя семья. Мы любим друг друга»

Мини-сочинение: Настоящий человек …

Ход занятия

Построение проекта «Человек – звучит гордо»

    Тема, цель

    Способ достижения цели: беседа, сообщения, работа с текстами, познавательные игры.

    Проект: «цветик-семицветик»

Они такие хорошие педагоги, так разбираются в детской психологии… Они такие классные политологи, историки - ну всё знают! Я слушаю, читаю этих педагогов-политологов. Они комментируют школьные трагедии в Перми и Улан-Удэ.

«Во всем виноваты 90-е» - говорит один, выступая на государственной радиостанции. Я часто вижу его по телевизору. «Вы еще ответите, - грозится он - те, кто принес нам идеологию торгашества, купли-продажи, безверия, это из-за вас наши дети рубят и режут друг друга».

«Во всем виновато нынешнее время и нынешняя власть» - это уже другой знаток на другой станции. «Дети не видят выхода, воздуха, все закупорено, лишь стена перед ними. Вот они берут топоры и разрубают эту стену».

А третий большой специалист заявляет просто как отливает в граните: «В России 23 миллиона живут ниже уровня бедности. От голода люди обозляются, ожесточаются. Сытый человек не пойдет на преступление».

Ох уж мне эти «доценты с кандидатами». Им бы в «Что? Где? Когда?» играть, а они анализы общественные сдают, диагнозы нам ставят.

Бегите подальше от этих конъюнктурщиков! Дети пострадавшие и дети-убийцы для них лишь топливо, повод заявить о себе, примазаться к нужному им тренду, политической позиции. На трагедии да сразу в рай хотят въехать. Не слушайте их.

Перед вами живой свидетель позднего застоя, перестройки, «лихих» 90-х и нынешних духовных скреп. Живой пока еще. Многое помню.

Уж не знаю, что хуже и страшней, из-за чего быстрее ломаются детские души. Полное безверие брежневского единомыслия, когда думали одно, говорили другое, а делали третье. Когда те самые идеалы, о которых так тоскуют, были преданы забвению, да все плевать тогда на них уже хотели, кругом были только слова, слова, слова.

Или ельцинское время абсолютного отказа от идеологии, без руля и ветрил с голой свободой делать, что хочешь, думать, что хочешь - под эту сладкую музыку власть и ушлые людишки рядом скупали Россию.

А может сейчас, при хлипкой вертикали, при гнилом патриотизме - ткни и развалится, когда одни (подавляющее большинство) строят замки на песке, а другие (элитка, отцы наши) - в реале.

Никогда не жили лучше, так стоило ли начинать. Помните, в 70-е Аркадия Райкина на ту самую больную тему? «Влияние улицы… Меня, Сидорова-младшего, мой отец, Сидоров-старший, лупил как сидорову козу… А если орнамент из колючей проволоки - все полезнее будет для подон… ой, простите, подростков… Вот так: кто стукнет, кто шмякнет, кто брякнет, кто звякнет, а вместе получается воспитание… Может быть, может быть…»

Видите, еще тогда проблема была. И в 90-е была. И сейчас есть, вопиёт! А расправляться при помощи детей с либералами из оппозиции, либо с государственниками из власти - дурное дело нехитрое.

Голод, вы говорите, нищета? Там корень зла? «Норвежцев мне подавайте!» - говорит Трамп. А Брейвика на поруки взять не хотите? Сукиного сына Брейвика, загубившего больше 70 юных душ. Сытого Брейвика из сытой страны, «томящегося» в трехкомнатной камере со всеми удобствами, со спортзалом и высшим образованием в виде первой услуги, зигующим на каждом шагу. Брейвики-то откуда берутся?

В благополучной успешной Америке тоже самое. У них есть всё, но они берут короткоствольное автоматическое оружие, приходят в школу и расстреливают себе подобных.

Теперь обсуждают (осуждают) интернет - в нем зло. Но точно также раньше осуждали кино, книги. Родион Романович Раскольников, тоже еще совсем молодой человек, припрятал под пальтишком топор и вперед, к победе коммунизма. Говорят: а вот прочтет это неокрепший умом подросток и давай лущить старушек. Посмотрит «Берегись автомобиля» и побежит угонять машины. Увидит «Ворошиловский стрелок» - ружье в руки и начнет мстить, не дожидаясь полиции. Искусство и жизнь - вечный спор, незаживающая рана.

Ну хватит уже спорить. Существует один всепоглощающий ответ на данную тему. Есть человек. Грешный человек. Слабый человек. Человек недоразвитый, недоделанный. Часто всё, что происходит в его голове, душе (если голова и душа хоть немного еще на месте), не поддается никаким расчетам, никакой социальной жизни, богатству, бедности. Человек!

«Человек - это звучит гордо!» - писал большой гуманист, душевед и душелюб Максим Горький. В конце жизни превратившийся в отъявленного мизантропа. Михантроп, если вам лень погуглить толковый словарь - это человеконенавистник.

А вы помните, откуда эта фраза? Она из пьесы "На дне" Горького, и говорит её пьяный Сатин. Когда он пьян, он добрый, умный, ему всё нравится. Ему нормально, что он в ночлежном доме, среди известно кого, и что сам он карточный шулер. Ему нормально. А что? Если человек - это уже само по себе?

Он произносит это не то чтобы не целыми предложениями, а практически даже не целыми словами, и как-то скомкано, сбито, безо всякого вызова, который этой фразе, вырывая её из контекста, очень любят приписывать.

Просто Сатин пытается высказать мысль, которая больше него. Его не хватает на эту мысль.

Да и, чего уж, только в той ситуации, в которой она говорится - в яме и полубреду, когда хозяина их дома только что зарезали, и практически безо всякого повода, ведь речи о человеке перед этим не шло, что-то такое и может быть сказано. Да и воспринято, наверное, тоже.

Почему человек звучит гордо? Потому что иногда ничего больше нет. Кроме вот этого наименования, принадлежности - "че-ло-век".

Прав ли Сатин? Пожалуй что прав. Чего бы ему и не быть правым. Во всяком случае, уж насколько понятие справедливости идеалистично и мало применимо к реальности, но тем не менее, понятия, основанные на вере в человека - справедливее, чем основанные на неверии в него, предположениях, что человеку нужно что-то ещё - электричество, свод законов, чистая рубашка, долгий брак, да даже гуманизм как таковой - чтобы быть ему чем-то, чем-либо, достойным. Как будто человеку что-то такое нужно доказывать.

Наверное, так.

Но когда в конце сцены выясняется, что после побега из ночлежки главного местного терпилы и гуманиста, вешается спившийся актёр - Сатин ничего не может на это сказать, кроме:

"Эх... испортил песню... дур-рак!"

Вот и вся гордость.

Эту фразу произносит Сатин, один из главных героев пьесы Горького "на дне". в его монологах проявляются ницшенаские взгляды на человека(сверхчеловека). Эти взгляды, с некоторыми изменениями, появившимся в ходе личного переосмысления теории, разделял и сам Горький. В др его произведениях также появл "сверхлюди" (например, в "старухе изергиль: сама рассказчица и два героя ее историй)". но вернемся к "на дне". ситуация кажется абсурдной: такую фразу произносит падший человек. важно отметить основной философский конфликт пьесы, заключающийся в выборе между спасительной ложью и жестокой правдой. Сатин, конечно же, выбирает второе. этот выбор основывается на, опять же, его ницшенских взглядах на сострадание. (ницше считал, что сострадание, унижает того к кому оно относится). Лука (оппонент Сатина) вызывает героя на монолог о человеке. Сатин говорит о том, что человек, осознавший трагедию своего существования, не должен отчаиваться и терпеть эти унижения в виде жалости к нему др людей, а, напротив, осознать свою ценность. "Все в человеке, все для человека!"

И тут стоит вспомнить в какое время было написано произведение(1902 г). А это было такое страшно неприятное время, когда "старое" было сломано и выброшено, а новое еще не создано. Общество оказалось разломанным. и не надвое(как это было при крепостничестве), а на множество мелких осколков. люди просто не знали, что делать, что думать.

Так человек, отсидевший в тюрьме, ночлежник и пьяница, произносит эти слова. и наверное, раз это говорит такой человек, значит, действительно... что-то в этом есть?

и конечно же, загребущие руки сталина "загребли" красивую фразу, которая помогала ему управлять народом. (вспомните идеологию ссср).

Увидел у себя во френдленте фразу "М. Горький сказал: "Человек - это звучит гордо!". Да, действительно... Наверное, только в СССР могли такое вбить... Гордо - это когда обманываешь? Ведешь войну с себе подобными, убивая миллионы невинных? Гордо - это когда ищешь козла отпущения или когда предаешь?"

Ну, далее в таком же духе: справедливый гнев на странную в своей помпезности фразу.
Все вроде понятно, Горький - буревестник революции, да и штамп известный. Но никак не могу в него поверить: ведь Горький-то далеко не дурак был. Много видел, много пережил, кем только не работал. Обо всем имел свое мнение, и не прогибался ни под царскую, ни под советскую власть.

В общем, я решил разобраться.
Итак, фраза взята из пьесы "На дне", которую Горький написал в 1902 году.
Вложена она в уста пьяного зэка Сатина. Сатин, согласно рефератам советского разлива, был "самым свободолюбивым и справедливым персонажем ", и является резонером самого Горького, то есть выразителем истинных чувств и чаяний автора.

Привожу полный отрывок речи Сатина:

Сатин. Когда я пьян... мне все нравится. Н-да... Он - молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить... это его дело! Человек -
свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!.. Человек - вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы... Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает .) Хорошо это... чувствовать себя человеком!.. Я - арестант, убийца, шулер... ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика... и сторонятся и оглядываются... и часто говорят мне - "Мерзавец! Шарлатан! Работай!" Работать? Для чего?
Чтобы быть сытым? (Хохочет .) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми... Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек - выше! Человек - выше сытости!..
Барон (качая головой ). Ты - рассуждаешь... Это - хорошо... это, должно быть, греет сердце... У меня - нет этого... я - не умею! (Оглядывается и - тихо, осторожно .) Я, брат, боюсь... иногда. Понимаешь? Трушу... Потому - что же дальше?
Сатин (уходит ). Пустяки! Кого бояться человеку?

Хорош персонаж, - ничего не скажешь. Стоит всех остальных. Вдумайтесь: Выпьем за человека, Барон! Хорошо это... чувствовать себя человеком!.. Я - арестант, убийца, шулер... ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика... и сторонятся и оглядываются... и часто говорят мне - "Мерзавец! Шарлатан! Работай!" Работать? Для чего?

По логике, если Сатин - резонер Горького, то так или иначе это резонерство должно проявляться в других местах пьесы.
А что мы видим в других местах? Вот почти самое начало:
Сатин. Дай мне пятак, и я поверю, что ты талант, герой, крокодил, частный пристав... Клещ, дай пятак!
Чуть ниже:
Сатин. Гиблартарр! Нет на свете людей лучше воров!

Но, может быть, с ним что-то случилось по ходу развития сюжета? Вот концовка всей пьесы (это почти сразу после того самого рассуждения о гордом человеке):

Дверь быстро отворяется.
Барон (стоя на пороге, кричит ). Эй... вы! Иди... идите сюда! На пустыре... там... Актер... удавился!
Молчание. Все смотрят на Барона. Из-за его спины появляется Настя и медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу.
Сатин (негромко ). Эх... испортил песню... дур-рак!

Ничего святого. Типичная гордыня законченного зэка, извращенная мораль тунеядца, который ни во грош не ставит ни чужую жизнь, ни свою. Гуляет-пьет, презирая труд, считая его чем-то недостойным, - практически трусостью перед голодом.

И вот, в прогнившей дыре, как пауки в банке грызутся и убивают друг друга пьяницы, игроки, беглые, жадные, хитрые и развращенные люди. Реальное дно - оно и есть дно, и те, кто по нему ползают, вполне заслуживают названия "гады". Однако все это дно освещает и оттеняет единственный светлый человек-странник Лука - он забрел сюда переночевать, и конечно же его убили за то, что он назвал порок пороком. Лука - это истинно христианская душа, мудрая, битая жизнью, но чистая, и все его речи от начала и до конца пропитаны духом Христовым. Вот, к примеру:

Лука. А всь - люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь... И всь, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее... и хоть живут - все хуже, а хотят - все лучше... упрямые!

Или вот:
Наташа (указывая на дверь в кухню ). Туда, иди, дедушка...
Лука . Спасибо, девушка! Туда так туда... Старику — где тепло, там и родина...

А вот еще — откровенное в своей простоте:
Лука. Ишь ты! А я думал — хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя — хорошо я делаю! Хвать — а люди недовольны...

Никто из остальных персонажей не обладает даже зачатками подобного самоанализа.
Или вообще космическое:
Лука. Все мы на земле странники... Говорят, — слыхал я, — что и земля-то наша в небе странница.

Почему такой человек, выраженный Горьким с такой лесковской глубиной - не резонер? Ведь он явно симпатичен автору.
Но Лука - вроде как христианин, а Горький — человек не верующий. И, чтобы верно расставить акценты и обозначить свое отношение к вере, Горький вкладывает в уста Луки хитрую фразу о бытии Божием:
Лука (негромко ). Коли веришь, — есть; не веришь, — нет... Во что веришь, то и есть...
Тем самым Горький (попутно решив основной вопрос философии в пользу идеализма) объяснил читателю, что Христианство - вещь весьма субъективная, - лишь бы верилось во что-нибудь хорошее.
Любопытная деталь: В этом же, 1902 году Горький становится крестным и приемным отцом еврея Зиновия Свердлова, который взял фамилию Пешков и принял Православие. Это было необходимо для того, чтобы Зиновий получил право жить в Москве.
Такой христианский по своей сути поступок, где на номинальное христианство марксисту Горькому, скорее всего, было как раз наплевать.

Но почему фраза, вырванная из уст блатного, шулера, убийцы и тунеядца, стала такой важной, такой горьковской, такой советской? Горький тут ни при чем. Я думаю, это уже просто уродливые последствия идеологизации литературы.
В 1922 году уплывает философский пароход. Затем уходят из жизни Есенин (1925) и Маяковский (1930). Горький, в знак протеста против перегибов советской власти живет за рубежом, но его мнение все еще весомо для советского имиджа. И он, по просьбе руководства возвращается (1932) в СССР, чтобы через четыре года умереть при невыясненных обстоятельствах. Зато вовремя — ведь на родине, и в качестве восхищенного преобразованиями буревестника революции. И, думается мне, что Горький был человек совестливый, прямой, резкий, и, заподозрив неладное, тут же бы устроил шум на весь мир, да и вернулся бы назад в свое Сорренто. Не успел, и почил героем. А советские учебники, не вдаваясь в серьезный анализ, стали клепать из его цитат все мало-мальски пригодное для противопоставления царского "плохо" и советского "хорошо".
Только это мало-мальское с личностью этого писателя не имеет ничего общего.

Лучшие статьи по теме