Для школьников и родителей
  • Главная
  • Животные
  • Как стать репетитором для зарубежных учеников. Как репетитору провести первое занятие по английскому языку. Где искать клиентов

Как стать репетитором для зарубежных учеников. Как репетитору провести первое занятие по английскому языку. Где искать клиентов

Никто не застрахован от ошибок. Начинающие специалисты - тем более. Но в некоторых профессиях: инженера, врача, учителя и других - ошибки могут дорого стоить. Данная статья - это попытка дать несколько советов, которые, возможно, позволят избежать этих ошибок.


1. Неуверенность в себе

Как говорится, «у Вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Приходя на урок впервые, любой репетитор должен произвести положительное впечатление, а начинающий - троекратно. Чрезмерное волнение начинающего репетитора (дрожащие руки и голос, навязчивые движения) может произвести странное впечатление, сгладить которое ему пока нечем, в отличие от преподавателя с опытом, на некоторые особенности которого в принципе можно закрыть глаза.

Неуверенность в себе и страх не понравиться ученику могут заставить репетитора неправильно выстроить линию поведения с ним - с «заигрыванием» и стиранием необходимой дистанции в отношениях, что, в свою очередь, ослабит его авторитет и позволит ученику работать вполсилы. Нельзя впадать и в другую крайность, надевая маску злого преподавателя, запрещающего и угрожающего. Маска рано или поздно слетит, обнажив ваше истинное лицо, а это позволит ученику вести себя с вами безо всякого уважения. Перед тем как идти на урок, сделайте небольшую зарядку, глубоко вдохните, поднимите голову и улыбнитесь своему отражению в зеркале. У вас достаточно знаний, чтобы передавать их другим, обаяния, чтобы понравиться людям, и уверенности, чтобы оставаться самим собой, когда вас пытаются сбивать с толку.

Не опаздывайте на урок, но если чувствуете, что всё-таки не успеете вовремя, обязательно позвоните: за сам факт опоздания вас никто не убьёт, а своим звонком вы оставите впечатление как минимум вежливого человека. Не беритесь за все предложения подряд: пока ваша ставка невысока, в разъездах с одного конца города до другого вы потратите на транспорт половину заработанных денег, время, в течение которого вы могли бы провести ещё один урок, и силы, которые вам, конечно, ещё понадобятся.


2. Бессистемность занятий, отсутствие выраженных требований

Ещё до начала занятий вы должны сформировать некий свод правил, общих для всех, а позже дополнить его пунктами, постоянными для конкретного ученика. Например, многим ученикам я настоятельно рекомендую на первом же занятии завести несколько тетрадей: для записи разного рода теории, для проверочных работ и для домашних заданий. Причём, если вы их заводите, вести их вы с учеником должны на каждом уроке, а не тогда, когда вы об этом случайно вспомните. Ученика тоже нужно приучать к порядку: он всегда должен знать, где лежат его тетради и книги, готовить их заранее и не терять. Потеря задания, с точки зрения нерадивого ученика, является весьма уважительной причиной его невыполнения. Поэтому, если вы занимаетесь не по учебникам, а по различным раздаточным материалам, порекомендуйте ученику завести для них специальную папку. Заведите и для себя ежедневник или какое-то подобие журнала: в нём будет удобно записывать пройденный материал, домашнее задание и ошибки каждого ученика, над которыми, по вашему мнению, следует в следующий раз поработать, поскольку держать всю эту информацию в голове, особенно когда учеников у вас станет много, не так уж просто.

Родителям учеников вы должны чётко и ясно сообщить стоимость занятий, дни и время, которые подходят вам, требования к ребёнку, вашу позицию по поводу отмены и переноса занятий, а также впоследствии оперативно информировать родителей о плохом поведении детей или невыполнении ими домашних заданий, не позволять им на себе ездить и без сожалений прощаться с ними, когда это начинает происходить.


3. Отсутствие плана урока

Ошибочно считать, что хорошее знание предмета позволяет не готовиться к уроку. Особенно если вы ещё в самом начале пути. Необходимо составить план, в котором указать, что именно вы будете делать на уроке и сколько времени у вас займёт выполнение каждого пункта. Но к плану нельзя относиться формально. Каким бы простым ни казался вам материал, его нужно очень тщательно проштудировать, отметив себе способы его объяснения (чем больше, тем лучше: одного всегда недостаточно), возможные трудности учеников и способы их преодоления, возможные ответы учеников на устные и письменные задания. Кроме того, вы всегда должны быть готовы к тому, что домашнее задание учеником может быть не сделано или сделано не полностью, поэтому вместо того, чтобы быстро его проверить и начать новую тему, вам придётся заняться чем-то другим. Таким образом, в плане должны быть предусмотрены несколько вариантов развития урока. Время на выполнение пунктов плана необходимо рассчитывать заранее и распределять равномерно, не углубляясь в какую-то одну задачу в ущерб остальным. Совершенно недопустимо прерывать ученика в разгар выполнения задания просто потому, что вы сами не рассчитали, как много времени оно у него отнимет.


4. Единый подход к разным ученикам

Если вы - начинающий преподаватель, то у вас, скорее всего, ещё не сформировалась обширная методическая библиотека, и для вас сейчас важно не бояться осваивать новое. У разных учеников разные проблемы и разные цели, поэтому и учебники вы должны использовать разные, а не один-два наиболее хорошо вам известных. Потратьте время на поиск и предварительное оценивание материалов, чтобы в дальнейшем не тратить его на то, что ученику совершенно не требуется. Впоследствии, чтобы облегчить поиск нужного материала по той или иной теме, можно будет составить каталог имеющихся ресурсов.


5. Неготовность отвечать на вопросы

Активные, заинтересованные ученики - настоящий подарок для любого репетитора, но головная боль для начинающего. Неожиданности подстерегают на каждом шагу: например, если вы преподаёте иностранный язык и, изучая тему «Профессии», спрашиваете ученика, кем работают его родители, то не ждите, пожалуйста, что все окажутся учителями, инженерами или врачами. Преподаватель иностранного языка может столкнуться с проблемой специфических интересов ученика, лежащих вне его языковой компетенции, и испытывать в связи с этим затруднения в переводе того или иного термина (детали самолётов, фигуры танцев). В этом случае вам не помешает ознакомиться с той или иной категорией лексики, но сообщить ученику, что вы не можете знать всего и подтолкнуть его к самостоятельным открытиям. В свою очередь, на уроке физики у ученика может оказаться свой альтернативный взгляд на причину каких-то явлений природы, и вы должны поставить себя на его место, чтобы понять его точку зрения и разъяснить любые вопросы.


6. Отсутствие выдержки с медлительными учениками

С другой стороны, ученики, не так быстро соображающие, требуют от репетитора большого самообладания, потому что кричать на них нельзя никогда, даже если очень и очень хочется. Крик и ругань пугают детей, блокируют их мыслительные процессы и порождают комплексы. Даже если вам придётся объяснять материал двадцатью пятью разными способами, прежде чем ученик поймёт, чего от него хотят, попробуйте отнестись к этому с позитивом. Вы суперпреподаватель, если вы знаете двадцать пять способов, чтобы объяснить одну тему, а вашему терпению позавидовали бы индийские йоги! К тому же, в конце концов, вы всё равно своего добьётесь, а благодарность такого ученика будет гораздо выше.


Начинающий преподаватель, студент или вчерашний студент может пребывать в некоторой эйфории от получения новых профессиональных знаний или нового статуса и от души желать научить ученика всему сразу. Такой своей щедростью он может принести вред, а не пользу, нарушить картину мира ученика и заставить усомниться в системе обучения, применяемой по данному предмету на данном этапе, особенно если речь идёт о начальной школе. Второклассник, как своё имя, выучивает, что на ноль делить нельзя, но если репетитор между делом сообщит ему, что это не совсем так, то недопонимание со школьной учительницей и снижение оценок ему гарантировано. Другая крайность&nbs;- вообще избегать любых сложностей и терминологии, даже той, которая ученику заведомо должна быть известна («дополнение», «наречие», «диффузия», «катализатор»), и пользоваться вместо них описательными оборотами, чтобы не перегружать его мозг. Необходимо твёрдо знать программу каждого класса и придерживаться её, делая поправку на глубину знаний и способности каждого конкретного ученика.

Здравствуйте, уважаемые читатели и все, кто заглянул ко мне на сайт!

Сегодня я хотела бы рассказать о своём личном опыте, как я начала работать репетитором по английскому языку. В последнее время мне приходится делиться своим опытом со своими учениками, которые уже заканчивают университеты и хотят дополнительно работать в качестве репетитора.

Именно так, в качестве дополнительного заработка, многие видят в этом предназначение. Не спорю, я тоже начинала этот путь с возможности подзаработать и набраться опыта.

Моя первая работа в качестве учителя

До окончания педуниверситета мне оставалось полтора года, когда я задумалась о том, чтобы попробовать себя в качестве репетитора. Было это в конце 2004 года. Мне было 20 лет. Я долго думала, как же рассказать о своих услугах.

В то время я устроилась на полставки в одно из училищ г. Казани. Там я преподавала немецкий и английский языки. Надо сказать, что большинство детей там было из неблагополучных семей. И, естесственно, иностранный язык там никому не нужен был.

Но, потратив огромные усилия, я смогла заинтересовать несколько учеников, чему я была очень рада, учитывая мой небольшой опыт в ведении уроков и, тем более, в общении с трудными подростками.

Мои первые ученики

Проработав там полтора года, получая тогда сущие копейки, я всё же получила огромный опыт и накопила достаточно учебного материала. Недолго думая, я решила заняться своим «продвижением».

Напечатала рекламные листовки и бросала их по почтовым ящикам в домах. Причём тогда ещё не было домофонов и вход в подъезды был свободным. Надо сказать, этот метод оказался удачным для меня, так как целых два ученика обратились ко мне.

С первым надо было делать домашние задания, со вторым — подтягивать по школьной программе. Помнится, я брала за 60 минут — 200 р. (выезжала к ним).

С этого момента я начала свои первые занятия. Честно сказать, выполнять домашние задания было слишком скучно для меня. Тут никакого развития не получишь. Особенно, если ученику нужно просто сделать домашку, а он даже не хочет её понимать. Лишь бы двойки не было!

А вот со вторым учеником было интереснее заниматься. Девочка была способной и схватывала всё быстро. С ней мы очень хорошо продвинулись.

Моё знакомство с компанией «Ваш репетитор»

Но как-то в интернете я набрела на сайт Ваш репетитор. Изучила его, вроде нормальным показался. Решила подать анкету и забыла. Дело было в 2008 году. Где-то через месяц мне позвонили, чтобы уточнить мои данные. Я была удивлена, так как совсем не ожидала.

С этой компанией я начала сотрудничать с 27 ноября 2008 года. Именно тогда мне и дали первого ученика, Анатолия (11 класс, подтянуть грамматику). Я очень обрадовалась своему первому заказу. А политика этой компании такова, что они дают тебе ученика, а ты платишь им единожды сумму занятия. Раньше так было, сейчас чуть-чуть побольше. Но в итоге, всё равно обе стороны в выигрыше.

И с этого момента началась моя активная репетиторская деятельность. Я не понимаю, почему многие до сих пор клеят объявления, когда можно зарегистрироваться в подобных сайтах. В интернете сейчас очень много похожих компаний, но, по-моему, они не дотягивают до той популярности, которую имеет компания Ваш репетитор.

Помню самое сложное было для меня тогда — это завести электронный кошелёк, на который нужно было закидывать деньги и, таким образом, расплачиваться с компанией. Но, справившись с этой задачей, я очень полюбила эту систему электронных денег!

Они все разные...

или немного о саморазвитии

Работая и по сей день в этой копании, я знакомлюсь со многими интересными учениками, с новыми задачами, которые они ставят передо мной.

Кому то непонятна грамматика, кто-то вдруг надумал сдавать ЕГЭ по английскому, взрослым ученикам обычно нужен разговорный для выезда заграницу, кому-то просто нравится изучать иностранные языки и хотят знать его лучше. Все ученики разные, задачи — тоже.

Самое главное, что я выношу из этих занятий — колоссальное саморазвитие. Да! Именно сама развиваюсь и в плане языка, и в плане методики преподавания. Пусть уж простят меня школьные учителя (сама таковой являюсь), но в школе я остановила своё развитие, за исключением того, что некоторые ученики хоть как-то держат меня в тонусе!

Слишком много бумажной волокиты, большая нагрузка (сейчас у меня 30 часов+классное руководство), группы с разным уровнем и т.д. Всё это одновременно и огорчает меня, и делает выносливее. Работа в школе вообще многому меня научила...

Некоторые говорят мне оставить школу и переходить работать на себя, развиваться на частных занятиях. Но! Меня держит школьная атмосфера, общение с разными учениками (не только о предмете), я познаю этапы развития детей и мне это ужасно интересно (ведь сама когда-нибудь стану матерью). В конце концов, хоть какой-то режим есть, самодисциплина. Но сейчас речь не об этом...

Помимо моего любимого форума (efl.ru — раздел "Преподавание английского языка), я также изучала бумажную литературу по различным методикам преподавания. Книг, о том как учить английскому языку, на самом деле, сейчас много, все они разные по стилю написания и содержания.

Нельзя сказать, что вот она — идеальная методика! Но прочитав все эти книги, я могу сложить своё мнение и выбрать то, что подходит идеально для меня. Где-то возьму интересные приёмы, где-то автор хорошо мотивирует, а где-то и вовсе дают идеи, которые помогают скреативить что-то своё!

Из этого всего и складывается собственная методика и уверенность в своих силах, что всё получится! Но, конечно, всё это нужно воплощать и апробировать, а то чтение так и останется чтением!

Итак, предлагаю ознакомиться с моими методическими книгами, в которые я время от времени заглядываю, потому что вот так за раз их невозможно прочитать. К ним нужно возвращаться постоянно!

Первые две книги я купила под влиянием компании «Ваш репетитор». Я давно их ждала. Авторы этих книг — практикующие репетиторы Москвы на этом сайте.

Одни из первых моих книг для репетиторов

Методика английского для репетиторов (Марина Иванова)

Марина Иванова-репетитор английского языка, пишет очень просто и доступно для начинающих репетиторов, описывает свой опыт работы с дошкольниками и школьниками, очень интересно читать, как работают другие репетиторы. Опытные репетиторы могут найти также всевозможные методические приёмчики и фишки.

В качестве ознакомления вы можете скачать одну из её книг (авторская методика)

Моя профессия-репетитор (Анна Малкова)

Анна Малкова-репетитор по математике, очень хорошо и подробно описывает принципы работы репетитора, ни как дополнительный заработок, а как настоящая самостоятельная профессия.

В книге рассмотрены все подводные камни репетиторской деятельности, даются ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у новичка.

Следующие книги, я считаю, должен обязательно иметь каждый репетитор (учитель).

Must have книги для репетиторов и учителей

Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс (Е.Н. Соловова)

Для ознакомительного чтения вы можете эту книгу. Надеюсь, она вам понравится!

Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс (Е.Н. Соловова)

Это пособие уже для тех, кто знаком с основами методики. Книга знакомит с коммуникативными технологиями обучения иностранным языкам — использованием видео, музыки, пословиц, диктантов и игр на уроках.

Далее идут книги, возможно, некоторым уже знакомы ещё с института. Но всё же я их тоже назову, так как, наверняка, они могут быть полезны начинающих репетиторам, которые не имеют педагогическое образование. Они идут из серии настольных книг для учителей иностранных языков.

Урок иностранного языка (Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева)

Книга довольно увесистая, 640 стр. Главная задача данного пособия — развить у учителя умение творчески планировать и проводить любые уроки на любом материале, в любых новых условиях. Пригодится начинающим педагогам. Часто попадаются интересные мысли и идеи.

Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие (Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская и др.)

С этой книгой у меня связаны особые воспоминания. Впрочем, она являлась самой первой моей книгой в институте. Я до дыр её использовала, тогда ещё не было практических руководств. Она действительно как справочник. Сейчас я уже в неё мало заглядываю. Но настольгия наплыла, когда я её достала и сделала фото для вас.

Настольные книги для преподавателей иностранных языков

Завершает наш хит-парад книг для репетиторов (учителей) следующие две книги:

Обучение иностранным языкам (А. Н. Щукин)

Эта книга больше теоретическая, но её необходимо знать тем, кто вступает на поприще образования, кто планирует связать свою жизнь со школой и обучением. Примечательно в ней то, что в конце имеется англо-русский словарь (3000 слов и словосочетаний из области методики и обучения)

Английский язык. Современные методы обучения (А. В. Конышева)

Книга интересна тем, что раскрывает современные методы обучения и их можно использовать для организации самостоятельной работы учеников. Также занимателен материал о ролевых играх, о том, как делать проекты, использовать опоры. Для себя открыла новый метод — Дальтон-план.

Полезные и информативные книги

Вот и завершаю этот пост, но не останавливаюсь писать о репетиторстве, как о самостоятельной профессии. Если вы хотите стать репетитором или уже таковым являетесь, то не пропустите следующие статьи на эту тему. Подписывайтесь на обновления!

P.S. А вы занимаетесь репетиторством? Доставляет ли вам удовольствие? Очень интересен ваш опыт!

Всем добрый предзимний день!

Осень подходит к концу, за окном непонятный снегодождь, а у вас внезапно звонит телефон и, подняв трубку и приготовившись отказаться взять кредит или сделать очень нужную процедуру в салоне красоты, вы слышите, что кто-то жаждет учить язык, и непременно под вашим чутким руководством.

Что делать и куда бежать?

Давайте попробуем разобраться, о чем говорить по телефону и что делать на первом занятии по английскому языку .

Телефонный разговор

По телефону всегда стараюсь обсудить волнующие меня пункты, чтобы понять, сможем мы сотрудничать или нет. И ответ будет отрицательным, если:
1) не подходит время или место проведения занятий;
2) не устраивает цена ;
3) цель обучения ученика не совпадает с моими целями в преподавании (для меня это, когда мама хочет, чтобы мы с ребенком делали домашнее задание по английскому или взрослый человек заявляет, что будет только разговаривать, без нудных правил и заучивания слов);
4) на другом конце провода говорят так, будто я уже что-то должна звонящему.

Если нас все устраивает, договариваемся о месте и времени проведения первого занятия. Предупреждаю, что целью первой встречи будет определение уровня языка, она бесплатная и длится около 40 минут. С собой нужно взять блокнот и ручку.
Еще узнаю, как ученик сам может определить свой уровень знаний, чтобы представлять, материал какого уровня готовить. Как правило, взрослые вполне адекватно оценивают свои возможности, в то время как со школьниками ни в чем нельзя быть уверенной.

Бывает, родители говорят: “мы уже два года занимались с репетитором, но она больше не может с нами заниматься, поэтому мы обратились к вам”, я готовлю материалы уровня А2, прихожу на занятие – а ребенок и читает еле-еле, и сказать почти ничего не может… Школьнику становится неловко за то, что он не соотвествует моим ожиданиям, мама видит его дискомфорт и тоже начинает волноваться… Дурацкая ситуация, обычно стараюсь всячески подбодрить, чтобы сгладить этот момент, иначе после первой встречи останется неприятное впечатление.

Первая встреча

Если первое занятие проходит у ученика, всегда выезжаю пораньше и стараюсь одеться поофициальнее, чтобы произвести хорошее впечатление, оно надолго определяет мнение о преподавателе. Это когда познакомимся поближе, можно ходить в рваных джинсах и футболке…

Впечатление произвели, приступаем непосредственно к занятию:

  • Встречу начинаем с диалога . Не видела еще ни одного ученика, который не может сказать по-английски вообще ничего. Перед разговором говорю, чтоб говорил по-английски как говорится, не боясь наляпать ошибок. Если чего-то не понимает или не знает, пусть говорит по-русски.
    Задаю стандартные вопросы: Как дела? Как зовут? Где учится/работает? Что любит делать в свободное время? Если вижу, что справляется нормально, спрашиваю о цели изучения и пожеланиях по проведению занятий на английском, если нет – на русском. (Соответственно, если передо мной школьник, этот вопрос задаю родителям, которые на первом занятии всегда сидят рядом).
  • Дальше даю лексико-грамматический тест (около 20 вопросов), примерно на 5 минут. (Если ученик взрослый, могу перед встречей выслать его на почту, чтоб не тратить время на занятии.
    Результаты лучше сохранить в отдельной папке, специально посвященной ученикам. Зачем? Если во время обучения всплывет популярная фраза “вот мы занимаемся уже полгода, а я не чувствую, что я продвинулась в изучении языка”, показывать каждый раз, когда ее слышу. Это особенно популярно у ЕГЭшников, недавно одна мне написала пробник на 86 баллов (против 72 баллов полгода назад), и все равно та же песня: “я знаю язык хуже, чем раньше”…
  • Пока просматриваю тест, даю небольшой текст на чтение-понимание, с послетекстовыми заданиями на говорение и идеально – с аудированием, где записана концовка истории (например, для взрослых мне нравится текст про отель с призраком из урока 6B New English File Elementary).
  • После всех манипуляций говорю, какой у ученика уровень (как правило, диалог-тест-текст в унисон твердят об одном, но встречаются и случаи, когда ученик понимает прочитанное и пишет тест хорошо, а вот сказать почти ничего не может и на слух понимает плохо), и какой учебник и почему мы выберем. При выборе учебника ориентируюсь не только на уровень знаний, но и на поставленные перед нами задачи.

    В конце прошу еще раз высказать любые пожелания к проведению занятий и со своей стороны предупреждаю, что:

    • при отмене занятия (заболел, работа, неотложные дела) нужно сообщать за сутки. Если более трех раз за полгода отменяется занятие прям перед занятием, перевожу на предоплату и повышаю цену. Если отменяю занятие я (по болезни своей или ребенка), мы его можем перенести по желанию ученика на выходные или на окно в моем расписании;
    • при невыполненном домашнем задании (более трех раз за полгода) расстаемся. Я не верю в прогресс без самостоятельной работы. Исключение могу сделать для взрослых, которые к одному занятию могут не делать домашку и мы с ними весь урок болтаем, а на второе делают двойной объем;
    • повышать цену на обучение не буду в течении года (если, конечно, не изменится цель – внезапно захочется сдать экзамен), а если решу повысить со следующего учебного года, сообщу об этом за три месяца;
    • если ученику что-то не нравится в ходе урока , хочется сделать акцент на каком-то виде деятельности или возникают любые другие сомнения – все жалобы принимаются и рассматриваются.
    Итоги

    Просто замечательно, если у вас есть визитка с координатами. Выглядит профессионально, и становится понятно, что к делу вы относитесь серьезно. Все хочу себе такую сделать, даже дизайн придумала, но никак руки не дойдут.

    Со временем при первой встрече становится видно, настроен ли человек серьезно. Это помогает избежать того чувства, когда ты выделил место в расписании, готовился к занятиям, старался увлечь и развлечь … а он после отпуска или каникул безвозвратно исчезает, оставляя на душе неприятный осадок.

    Не хочется заканчивать статью на грустной ноте, поэтому скажу, что процент учеников, который уходит в никуда, невелик – от меня за год ушло две ученицы. Когда я вспоминаю наши первые встречи, понимаю, что сейчас бы не стала тратить время. Первая по телефону в лоб сказала “у вас дорого”, но заниматься все равно начала, вторая говорила мне каждое занятие: “мне все нравится, я готова учиться и все делать” и также после каникул пропала.
    Гораздо больше тех, кто приходит по “сарафанному радио”, поэтому смотрите на все философски – “когда закрывается одна дверь, непременно открывается другая”.
    Всем новогоднего настроения и удачи!

    P.S. Про первое занятие с теми, кто собирается готовиться к ОГЭ или ЕГЭ, я пишу .

    Как провести первое занятие

    Когда вы задумываетесь о подработке репетитором (или начинаете рассматривать это как основной вид заработка), перед вами встает вопрос – как найти учеников ?!

    Как начать работать репетитором: даем объявление

    Не советую пользоваться дедовскими методами – клеить объявления или кидать рассылку в почтовые ящики. Даже в наш век новых технологий почти на каждом заборе висит реклама услуг репетитора. Как вы думаете, что приходит на ум потенциальному ученику, который видит такие объявления? Преподаватель не умеет пользоваться интернетом? У него не хватает денег для размещения объявлений на сайте или нет компьютера? Он не ценит труд дворников, которые потом это все срывают?

    В интернете есть много бесплатных специализированных сайтов (этот , этот или этот), помогающих разместить рекламу своих услуг (но вам придется заплатить определенную сумму после получения нового ученика), есть форумы жильцов микрорайонов, куда, скорее всего не бесплатно, вы также можете подать свое объявление, чтобы найти учеников.

    На сайте зарегистрировались, следующий этап – презентация услуг . Кроме стандартного описания своих данных и загрузки подходящего фото вам нужно:

    • обозначить цену на занятия и их формат
    • рассказать, какой язык вы преподаете (общий или для специальных целей) и к каким экзаменам готовите (если готовите)
    • занимаетесь у себя или на выезде, а также занимаетесь ли дистанционно
    • обозначить желаемый возраст учеников, их уровень подготовки и цели обучения
    • рассказать о себе
    Как начать работать репетитором: рассказываем о своих услугах

    Цена занятий складывается из нескольких параметров:

    • популярность языка, который вы преподаете (преподаватели редких языков вроде корейского или польского имеют полное право просить больше, т.к. их мало кто знает, по сравнению с тем же английским)
    • ваш профессиональный опыт (и иногда образование – если вы закончили престижный ВУЗ, например, МГУ или МГИМО, можно слегка поднять цену)
    • место проведения занятий (если преподаватель выезжает к ученику, цена занятия будет выше)
    • репутация и отзывы . Набрали учеников, подготовили к экзаменам, они их успешно сдали – подвесили на сайт дипломы, опубликовали отзывы – и можно повышать цену на занятия. Хороший репетитор, как правило, стоит дороже.

    Исходя из этих факторов, и просмотрев, сколько стоят репетиторы с похожими параметрами в вашем городе, надо определить продолжительность ваших занятий . До 7 лет обычно занимаются по 45 минут, с 7 – 14/15 по 60 минут, с 15 лет для большей эффективности лучше заниматься около 90 минут.

    Вы можете преподавать общий язык (например, General English) или язык для специальных целей (Business English, Law English и т.д.). Последний, как правило, стоит дороже.

    Дороже и подготовка к экзаменам . Исключением из правила может стать, разве что, ЕГЭ – к нему готовится очень много школьников, причем ученик часто занимается с 2-3 репетиторами по нескольким предметам одновременно, а кошелек родителей не резиновый – вот и оплачивается этот экзамен также, как и остальные занятия. А вот подготовка к международным экзаменам, типа TOEFL или IELTS, стоит больше обычных занятий.

    Странной выглядит ситуация, когда репетитор (особенно почти без опыта работы) пишет, что он готовит ко всему – ЕГЭ, международные сертификаты, деловой английский … Складывается впечатление, что он хватается за все, и ничего не знает достаточно глубоко. Репетиторы с опытом работы, как правило, специализируются на чем-то одном – обучение деловому языку, подготовка к ЕГЭ или какому-то международному сертификату, и становятся экспертами в своем деле.

    Место занятий. Идеальным мне кажется вариант, когда у репетитора есть свой кабинет, в котором он может создать рабочую атмосферу, где у него все под рукой. Ведь на занятия приходится таскать кучу вещей – книги (иногда их несколько к одному ученику), доп.материалы (слава богу у нас есть планшеты – туда вмещается значительная часть материалов к занятиям), для младших школьников – мяч, наглядные пособия, игрушки и т.д.

    Отмечу еще занятия по skype , которые сейчас чрезвычайно популярны. Лично для меня их эффективность крайне сомнительна, хотя такие занятия очень удобны для ученика и учителя – никуда не надо ехать, комфортная обстановка, печеньки и кофе под рукой…

    Многие начинающие репетиторы (и со мной такое тоже было) начинают хвататься за все возможные заказы, боясь не найти работы. Не переживайте, это просто дело времени! Если вы ответственно и с любовью относитесь к своему делу, ученики к вам потянутся. Главное – определитесь, с каким возрастом вам комфортнее всего работать. Как правило, легче работать либо со старшими школьниками, либо со взрослыми людьми. Для работы с детьми у вас должна к этому лежать душа, и нужно понимать психо-физиологические особенности разных возрастов, так что это дело вкуса.

    Не берите учеников, с которыми вам потом будет некомфортно работать, просто из-за страха никого не найти!

    Как начать работать репетитором: рассказываем о себе

    Потенциальные ученики уже знают все нужные факты о вас, теперь нужно рассказать о себе . Вы можете посмотреть популярные странички репетиторов и как они себя рекламируют. Я в такой анкете кратко описываю свою методику, какие предъявляю требования к ученикам, и чего им следует ждать на занятиях. Это экономит и мое время, и время ученика – становится понятно, нужен ему такой репетитор или нет. Можно также указать, почему вы выбрали именно эту профессию и чем она вас привлекает. Поверьте, ученик всегда заметит, если вы любите предмет, которому обучаете, а еще лучше будет, если сумеете заразить и его своим энтузиазмом!

    Итак, объявление готово, осталось отслеживать новые заказы и отбирать те, которые вам подходят (лучше по всем параметрам), чтобы потом занятия приносили радость и вам, и ученику!

    Как начать работать репетитором? Личный опыт.

    С хорошим знанием английского языка задумывается о подработке, то нередко появляется идея о приватных уроках. Но затем возникает следующий вопрос: как начать репетиторство по английскому? В наше время услуги репетитора весьма востребованы и при грамотном планировании своей деятельности можно рассчитывать на неплохой доход.

    Есть много методик для изучения английского языка, но все они основаны на пяти принципах:

  • Естественность. Ученик должен получать и усваивать знания в комфортной обстановке, так он будет прогрессировать быстрее.
  • Интересность. Одной из главных задач репетитора – пробудить интерес к языку. Если этого не сделать, то у учащегося может сформироваться стереотип, что английский язык - это скучно.
  • Последовательность. Начинать обучение нужно с азов. Уделять внимание нужно всем аспектам языка на каждом уроке: грамматике, разговорной речи, чтению.
  • Настойчивость. Иногда, обучающиеся не делают того, что от них требуется. В таких случаях надо проявить строгость, но не перегибать палку.
  • Игровая форма (больше относится к детям). Игра - это главный инструмент обучения для ребенка. С ее помощью изучать английский язык детям проще всего.
  • Чтобы эффективно спланировать и создать сильную мотивацию (в этом особенно нуждаются слабые, начинающие ученики) необходимо:

    Учебные пособия для занятий

    • выбрать правильную литературу для разных уровней подготовки;
    • узнать цель изучения языка до начала занятий;
    • определить для каждого учащегося индивидуальный подход. Уроки не должны быть скучными, особенно учитывая возможность выбора разных учебников, пособий, онлайн-ресурсов;
    • составить заранее индивидуальный план урока;
    • дополнять тему урока аудио-, видеоматериалами;
    • составлять словарь новых слов для каждого занятия. На уроке лучше сразу использовать их в диалоге, так слова запомнятся быстрее и надежнее;
    • отобрать необходимые упражнения для отработки грамматических правил;
    • включать несколько этапов в одно занятие: повторение уже пройденного материала, изучение новых грамматических правил, новых слов, применение полученных знаний на практике, диалог на разные темы. Так будет уделено внимание всем аспектам языка.
    Планирование работы и постоянное саморазвитие

    Если репетитор хочет быть успешным, ему надо постоянно заниматься саморазвитием в разных направлениях, как профессиональных, так и личностных:

  • Профессиональное. Необходимо повышать квалификацию и знания английского языка изучая специальную литературу, посещая семинары, конференции, участвуя в мероприятиях по обмену опытом.
  • Методическое. Нужно постоянно знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами, а также приемами обучения.
  • Психолого-педагогические. Совершенствование знаний в современной психологии и педагогике помогут быстрее наладить и поддержать контакт с учениками и их родителями, справиться с нестандартными ситуациями, возникающими в ходе обучения.
  • Психологическое. Для поддержания психологического благополучия репетитора важно знать, что такое профессиональное выгорание и своевременно проводить его профилактику.
  • Поиск работы, или как найти ученика

    Занятия с учениками

    Существует несколько основных каналов для поиска учеников:

    • Сервисы с базой репетиторов, а также сайты по подбору персонала. При поиске учеников в интернете надо учитывать, что репетиторов, у которых нет отзывов выбирают реже, поэтому начинающему репетитору лучше назначить цену пониже.
    • Знакомые, друзья. Можно рассказывать всем знакомым о своей новой , особенно тем, у которых есть родственники или знакомые школьного возраста.
    • Объявление. Его можно повесить в вузе (либо в школе), опубликовать в газете: школьникам, абитуриентам или первокурсникам часто нужна помощь в подготовке к экзаменам по английскому языку.
    • Знакомые преподаватели. Если среди знакомых есть преподаватели, можно просить их направлять к вам учеников.
    Выбор места для занятий

    К выбору места занятий нужно отнестись серьезно. Уроки можно организовать четырьмя способами:

    Дистанционное обучение (Skype)

    Все более популярным становится дистанционное обучение (например, в ). Для работы в Скайпе необходимо иметь компьютер с доступом в интернет на высокой скорости, вебкамеру, наушники и микрофон. Преимущества обучения по Skype:

    • нет ограничений по месту жительства;
    • экономия времени – не нужно тратить его на дорогу, достаточно включить компьютер;
    • цены на урок будут ниже, чем при выездных занятиях;
    • комфортное, «родное» место для уроков как для учителя, так и для ученика;
    • возможность выбрать любое время для занятия.

    Недостатки дистанционных занятий:


    Обучение в собственной квартире

    Если репетитор живет один, а постоянные визиты клиентов не приносят неудобств, то можно проводить уроки в своей квартире. Если есть возможность, тогда нужно выделить для таких занятий отдельную комнату, обустроить там рабочее место, исключить отвлекающие факторы и создать обстановку учебного процесса.

    Выездное обучение (выезд к ученику)

    Такой вариант обучения больше всего подходит детям, так как родители беспокоятся из-за безопасности и хотят контролировать процесс. Перед первым выездным занятием нужно выяснить, как добраться до ученика. Стоит подробно расспросить о том, какой транспорт выбрать, чтобы не опоздать на занятие. Выездное занятие больше всего подходит начинающим репетиторам. Со временем, лучше устроить рабочее место у себя дома или в специальном помещении для занятий. Это избавит репетитора от необходимости носить с собой много учебных материалов и тратить время на дорогу.

    Специальное помещение для обучения

    Со взрослыми учениками можно проводить занятия на нейтральной территории. Например, можно снять помещение для уроков. Это может быть офис либо небольшая квартира. В этом случае можно полностью оборудовать кабинет для репетиторства: принести дополнительное оборудование (телевизор или проектор для видеоматериалов, магнитофон для аудиоматериалов), развесить карты, постеры, памятки. Все необходимые учебные материалы можно также оставлять на месте проведения занятий. Однако, этот способ достаточно дорогой и начинающим репетиторам будет недоступен.

    Как успешно справляться с непослушным или малоспособным учеником?

    Ученики бывают разные, с каждым нужно находить общий язык. Если попался непослушный, то есть несколько способов взаимодействия с такими людьми:

  • Умеренное игнорирование. Необходимо пересмотреть свои реакции на этого ученика: убрать эмоции, говорить с ним ниже и тише, чем обычно, поощрять его таким же тоном, каким и порицаете.
  • Поощрительно-порицательная политика. Такого ученика каждый урок надо за что-то хвалить (естественно, по делу). Делать это можно индивидуально и публично.
  • Усложнять задания. Таким детям можно попробовать дать задания чуть сложнее, чем они могут выполнить; напоминать моменты, в которых они проявили себя хорошо.
  • Творческий подход. С такими детьми, урок нужно планировать творчески, применять разные интересные идеи, чтоб их увлечь. Идеи можно придумать самостоятельно или найти в интернете.
  • Разнообразие методик. Можно также применять разные программы по обучению английского языка онлайн либо оффлайн.
  • Сколько зарабатывает репетитор?

    Гибкий график репетитора позволяет совмещать репетиторство с другой работой. Но при этом общий доход будет нестабильным, так как летом значительно меньше людей хотят и могут учиться. Во время подготовки к экзаменам учеников становится больше.

    Гонорар репетитора составляет от 5-7 долларов в час в регионах, в крупных городах доходит в среднем до 40 долларов в час. При этом надо помнить, что цена занятия зависит от места проведения урока (на дистанционное занятие цена будет ниже, чем на выездное или на занятие в специально арендованном месте), от длительности урока, от опыта и заслуг преподавателя. Цена урока зависит также от того, какими материалами пользуется репетитор, так как сайты с хорошей базой учебных материалов часто платные.

    Плюсы и минусы работы

    Любая работа имеет свои достоинства и недостатки, и работа репетитора не исключение. Плюсы репетиторства следующие:

    • свободное планирование рабочего графика и распределение нагрузки в течение дня или недели;
    • отсутствие руководителя;
    • выстраивание обучения по собственным методикам. Репетитор может сделать процесс обучения гибким, подстроить его под каждого ученика, и таким образом достичь лучших результатов;
    • хорошая оплата труда (при условии, что у репетитора достаточно опыта).

    Главный минус репетиторства - это сезонная работа: летом школьники прерывают занятия, взрослые клиенты разъезжаются по отпускам. Другие минусы:

    Взаимопонимание — ключ к успеху

    • напряженный график с разъездами (при выездных занятиях), ненормированный рабочий день;
    • работа в выходные дни (суббота, воскресенье), ведь дети полностью свободны только в эти дни;
    • самостоятельный поиск учеников, особенно серьезный минус для начинающих репетиторов;
    • нестабильный доход в случае внезапных отмен занятий;
    • отсутствие карьерного роста;
    • отсутствие социальных гарантий: неоплачиваемый отпуск и больничный.

    Для работы репетитором достаточно не только иметь знания по выбранному предмету, но также и уметь этими знаниями делиться. Профильное образование по предмету конечно помогает, но оно не является единственным значимым фактором.

    Одним из первых шагов в репетиторской деятельности является подача объявления об услугах. В тексте объявления обязательно надо указать:

    • ФИО полностью;
    • предмет, который будете преподавать;
    • информацию о себе (образование, звания и заслуги по предмету);
    • оказываемые услуги (например, подготовка экзаменам, работа только со школьниками, обучение разговорному английскому);
    • цена одного занятия и продолжительность урока (необходимо указать академический (45 минут) или астрономический (1 час) час);
    • работа с выездом, на дому или дистанционно;
    • контакты (мобильный, электронная почта).

    Также можно выделить еще несколько советов начинающим репетиторам.

    Проведение пробного занятия

    Прежде всего перед началом курса обучения необходимо провести с учеником пробное занятие. Пробное занятие – ознакомительное, на нем происходит знакомство с учеником (и его родителями, в случае ученика-школьника), разъяснение методов работы, знакомство с учебной литературой. Затем необходимо выявить и сформулировать цель обучения.

    Английский для детей

    На пробном занятии необходимо обязательно провести тестирование, устное и письменное, для определения уровня владения языком. Исходя из результатов тестирования можно подбирать необходимую литературу и разрабатывать программу занятий. Также на первом занятии необходимо оговорить правила, касающиеся отмены занятий, невыполнения домашнего задания, повышения цены.

    Не следует давать никаких гарантий

    Репетитор не может гарантировать, что ученик усвоит все необходимые знания и успешно сдаст экзамен либо подтянет свои оценки в школе. Часто клиенты думают, что, если они заплатили деньги, значит результат должен гарантироваться 100%. Однако, если ученик бездельничает и не заинтересован в обучении, занятия бесполезны. Особенно важно объяснить это родителям ученика. Они должны четко понимать, что работа репетитора – предоставить знания ученику, а работа ученика - принять и усвоить эти знания.

    Выработайте свою систему

    Ещё до начала занятий необходимо сформировать правила, общие для всех клиентов, а позже дополнить эти правила пунктами, постоянными для конкретного ученика. Например, можно рекомендовать на первом же занятии завести несколько тетрадей: для записи теоретических правил, для проверочных работ, для домашних заданий и для словаря новых слов и выражений. Причём, вести их надо с учеником на каждом уроке.

    Ученика нужно приучить к порядку: записывать новый материал в тетрадь, не игнорировать домашнюю работу, проводить работу над ошибками. Для раздаточных материалов можно также рекомендовать ученику завести специальную папку.

    Для себя обязательно надо завести ежедневник: в нём будет удобно записывать пройденный материал, выданное домашнее задание, темы, над которыми следует в следующий раз поработать, также там можно составлять план обучения для конкретного ученика.

    В плане надо обязательно прописать что именно вы будете делать на уроке и сколько времени у вас займёт выполнение каждого пункта. Материалы плана надо тщательно повторять перед уроком, отметить несколько способов объяснения, возможные трудности и способы их преодоления, возможные вопросы учеников и ответы на них.

    Ищите к каждому ученику индивидуальный и творческий подход

    Если вы только начинаете преподавать, то у вас, скорее всего, ещё не сформировалась библиотека учебников и методических материалов. У разных учеников разные цели, задачи, проблемы, поэтому материалы для обучения надо использовать разные.

    Перед началом занятий необходимо поискать и предварительно оценить материалы, которые требуются для достижения целей конкретного ученика. Можно составить каталог имеющихся ресурсов, чтобы впоследствии облегчить поиск нужного материала по той или иной теме.

    Начинайте с дистанционного преподавания

    Начинающие репетиторы всегда чувствуют неуверенность и волнение на первых занятиях. Выездные занятия еще больше усиливают переживания. Альтернативным вариантом является дистанционное обучение (по Skype, Adobe Acrobat Connect, OpenMeetings, BigBlueButton). Дистанционные занятия позволяют набрать хорошую базу учеников и получить бесценный опыт.

    Держите связь с родителями при работе с детьми

    При работе с детьми школьного возраста необходимо обязательно контактировать с родителями. На первом занятии важно четко и ясно сообщить родителям о стоимости занятий, определить дни и время уроков, сообщить позицию по поводу отмены и переносов занятий. В дальнейшем при работе с учеником, надо держать родителей в курсе того, как проходят занятия, есть ли прогресс, выполняет ли ученик домашнее задание и все ли занятия он посещает.

    Не бойтесь бросать ленивых и невоспитанных учеников

    Ни в коем случае нельзя повышать голос на ученика, надо сохранять спокойствие и профессионализм несмотря на возникающие неприятные ситуации в процессе обучения. Можно делать замечания и предупреждения, о том, что занятия прекратятся, если ученик будет плохо себя вести. Если это не действует, тогда необходимо поговорить по поводу сложившейся ситуации с родителями.

    Когда даже разговор с родителями не приносит результатов, тогда не стоит заставлять себя работать с неприятными клиентами. С таким учеником поставленные цели не будут достигнуты, а если ребенок не достигнет запланированного результата по окончании курса, то можно испортить себе репутацию. Поэтому надо смело отказываться от такого ученика.

    Повышайте цены

    Когда начинающие репетиторы приходят на рынок репетиторских услуг они вынуждены устанавливать достаточно низкую цену для привлечения клиентов и наработки необходимого опыта. Однако, когда опыт уже есть, а клиенты показывают определенные результаты (например, несколько учеников сдали международный экзамен по английскому языку или поступили в топовый ВУЗ) можно смело повышать цену на услуги.

    Репетиторство – это хороший способ дополнительного заработка. Если вы хотите сделать его основным источником дохода, тогда надо проанализировать, есть ли возможность работать в таких условиях, ведь поначалу довольно сложно найти себе учеников и разработать собственную эффективную методику ведения занятий.

    О важных нюансах работы репетитора и где искать учеников вы узнаете из видео.

    Анонс статьи:

    Репетиторство – частные уроки на дому или дистанционно. Как начать репетиторство по английскому, как разработать собственную методику ведения занятий, какой способ преподавания выбрать – все это читайте в нашей статье.

    Лучшие статьи по теме