Для школьников и родителей
  • Главная
  • Животные
  • Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука в словах, во фразах и предложениях. Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука Постановка звука ц конспект занятия

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука в словах, во фразах и предложениях. Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука Постановка звука ц конспект занятия

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе логопедической группе на тему:

«Звук Ц. Автоматизация звука Ц в связной речи

(пересказ с опорой на мнемотаблицу)»

Цель: Закрепить знания о согласном звуке Ц. Продолжать учить пересказывать.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

Закреплять правильное произношение звука Ц.

Упражнять в умении определять количество слогов в словах.

Упражнять в звукослоговом анализе слов.

Продолжать упражнять в составлении предложений по схеме.

Закреплять навыки пересказывания.

2. Корреционно-развивающие:

Развивать фонематический слух, внимание, память.

Развивать логическое мышления.

3. Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать выдержку, усидчивость.

Оборудование: Игрушка цыпленок, картинки на звук Ц, карточки для звукового анализа, схема предложения, парные картинки, мнемотаблица.

Ход занятия:

    Орг.момент

Логопед: Сядет тот, кто прохлопает и определит сколько слогов в слове. (картинке на столах детей: цветы, цепь, курица, яйцо, цапля, кольцо, лужица, цирк, куница, рукавица, улица)

    Логопед: А сейчас отгадайте загадку:

Явился в голой шубке:

Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок).

Логопед: Жил был у мамы курицы цыпленок по имени Цып. И он к нам сегодня пришел на занятие.

Какой первый звук слышится в имени Цып. Расскажем Цыпу про звук Ц, какой это звук, дайте ему характеристику (согласный, глухой, твердый; обозначается синим квадратиком). Артикуляция звука Ц (кончик языка упирается в нижние зубы, губы в улыбке. Спинка языка прогибается и ударяется. Воздух выходит толчкообразно, он холодный). Поиграем со звуком Ц, а поможет нам наш волшебный сундучок с заданиями.

    Логопед: Чтобы сундучок открылся нужно произнести волшебные заклинания.

Речевая зарядка:

Ац-оц-уц ца-цо-цу цва-цво-цву

Иц-иц-ац цы-ца-ца цвы-цво-цва

Оц-оц-ац цо-цу-цы цву-цвы-цво

    Логопед:

Следующее задание: Какое слово я загадала: Цып или лицо. (показ схемы).

Сколько гласных в слове – Цып. Определите место звука Ц в слове (выложите на схеме). Выложите слово –лицо (звукослоговой анализ).

    «Придумайте предложения по картинкам по схеме: живой предмет, слово-действие, неживой предмет».

.

(Детям предлагаются парные картинки, по которым они составляют предложения: певец-цветы, продавец-огурцы, пловец-полотенце, царевна-кольцо и т.д. Например: Продавец продает огурцы.)

    Физкульминутка.

Цыпленок дремлет на крыльце – це-це-це

Царапыч вышел на крыльцо – цо-цо-цо

Не тронь царапыч молодца – ца-ца-ца

Кота прогнали мы с крыльца – ца-ца-ца

Цыпленок просто молодец – ец-ец-ец

(движения по тексту, на слоги дети проговаривают и хлопают в ладоши)

    Логопед: Сейчас мы послушаем интересный рассказ о том, что произошло однажды с цыпленком. Рассказ называется «Цыпленок Цып»

У курицы было пять цыплят, одного из них звали Цып. Целыми днями курица учила их пить воду из блюдца, клевать гусениц. Однажды Цып увидел на цветке красивую бабочку и побежал за ней. Он оказался около колодца, встал на цыпочки и хотел заглянуть туда. Хорошо, что цапля успела схватить непослушного Цыпа и отвести домой к маме курице.

Вопросы по содержанию рассказа:

Сколько цыплят было у курицы?

Как звали одного из цыплят?

Чему целыми днями учила курица цыплят?

Что увидел однажды Цып?

Кто помог Цыпу?

    Повторное чтение с установкой на пересказ (показ, разбор мнемотаблицы).

    Пересказ детьми с опорой на мнемотаблицу.

    Подведение итога занятия. Анализ рассказов. Что было трудно, что понравилось? Самооценка детей. Цып благодарит детей, прощается и дарит леденцы.

Препеляк И.В., учитель–логопед, МКОУ Грибановская СОШ №3.

Цель занятия: “Автоматизация звука Ц в словах, в предложениях”.

Коррекционно-образовательные:

формировать умение употреблять звук Ц в словах, во фразах и в предложениях;

активизировать словарный запас;

упражнять в согласовании числительных с существительными до 5;

составлять предложения с опорой на картинку.

Коррекционно-развивающие:

совершенствование навыков звукового анализа слов, определение место звука;

развитие артикуляционной, общей, мелкой и мимической моторики;

закрепление точного сочетания речи и движения, интонационной стороны речи.

Коррекционно-воспитательные:

воспитание нравственных качеств: доброты, заботы к братьям нашим меньшим, отзывчивости.

Оборудование: иллюстрации по сказке "Курочка Ряба", песня про звук Ц, карандаши цветные, ручка, курица, цыплята, яйцо, слоговая таблица, киндер сюрприз, крупы, мешочки с крупами, флеш – игра “ Кто звучит”.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Артем, давай поприветствуем всех кто сегодня пришел к нам в гости послушать, как ты красиво научился произносить звуки. И подарим им улыбку и пожелаем хорошего настроение на целый день.

Посмотри и отгадай, какая это сказка (Ребенку предлагается посмотреть на картинку "Курочка Ряба").

1. Психогимнастика "Грустно - весело".

Логопед - Артем, как ты считаешь, какое стало настроение, когда бабушка увидела, что мышка разбила яйцо.

Логопед: Да, действительно бабушке стало грустно. (Показываю скорлупу)

Логопед: покажи какое стало лицо у бабушке.

Логопед:- А какое настроение было у бабушки, когда курочка снесла "золотое яйцо"? Да правильно - веселое. (Показываю "золотое яйцо"- покрашенное в желтый цвет).

2. Артикуляционная гимнастика для звука [ц].

Логопед: Ну, чтобы язычок произносил красиво звуки, мы должны сделать зарядку для язычка. (Ребенок, глядя на картинки, выполняет артикуляционную гимнастику)

1) "Улыбка - трубочка";

2) "Лопаточка";

3) "Почистим зубки";

4) "Сердитая кошка";

5) "Молоток - водичка";

6) "Тихо кукла спит".

3. Логопед: Послушай, подумай и назови о ком идет речь.

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём,

И он разбился и оттуда,

Живое выбежало чудо.

Такое тёплое,

Такое пушистое и золотое. (Показываю цыплят в коробке 5 штук).

II. Основная часть.

1. Логопед: Артем, как ты думаешь, наши цыплятки правильно произносят звук Ц?

Покажи им как правильно произносится звук [ц]. (Найди на картинке и произнеси только звук Ц).

Логопед: Молодец!

2.Автоматизация звука Ц в прямых и обратных слогах.

Логопед-А сейчас ты прочти эти слоги и узнаешь как цыплята общаются между собой. (читает слоги на листе).

Ца-ца-ца, ац- ац- ац

Цо-цо-цо, оц – оц - оц

Цу-цу-цу, уц – уц - уц

Цы-цы-цы, ыц – ыц - ыц

3. Автоматизация в чистоговорке.

Логопед: Повтори за мной:

Ца-ца-ца - нет продавца у яйца.

Цо-цо-цо – вот яйцо.

Цы-цы-цы - сильные они борцы.

Це-це-це - муха на яйце.

Цу-цу-цу - зову курицу.

Логопед: Ты умница!

Логопед: Артем, посмотри на экран. Как можно сказать кто здесь? Правильно. птицы. Каждая птица произносит звуки, и мы это услышим и угадает кто какие звуки издает (флеш - игра). С кем здесь курица?

Артем: Курица с цыплятами

Логопед: Правильно.

Логопед: Посмотри, как смирно сидят наши цыплята, они готовы слушать сказку.

4. Отражённое проговаривание.

5. Физминутка "Цыплята".

Логопед: Наши цыплятки проголодались, и мы их должны накормить и напоить.

Логопед: как ты думаешь, что они любят клевать? Ребенок (пшено).

Но прежде чем покормить мы сейчас из всех предложенных круп выберем, что? Правильно - пшено (предлагаю: гречку, фасоль, манку, горох. Правильно, оно такое же кругленькое, маленькое и желтенькое, как они сами), а теперь предлагаю на ощупь определить -где пшено.(Мешочки с крупами).

Логопед: Видишь, как они забавно клюют пшено, а теперь нальем им водицу в блюдце.

Логопед: Артем, ты учил стишок, расскажи, пожалуйста.

6. Автоматизация в словах.

А теперь покажи цыплятам, как ты красиво говоришь звук [ц] в словах и определяешь где находится звук ц в начале слова, в середине слова или в конце слова, а теперь раскрась картинки. (лист со схемой, песня про букву Ц)

7. Логопед: Посмотри на картинку, давай вмести постараемся составить небольшой рассказ о наших героях. (Ребенок составляет по схеме предложения).

1.Курица снесла яйцо.

2. Из яйца вылупился цыпленок Цып.

3.Цып любит гулять под акациями.

4.Под акациями цветут цветы.

5. На цветах – сидят гусеницы.

6. Гусеницы смотрят на Цыпленка.

8. Работа над словарём.

Логопед: У каждого детеныша есть своя мама. Вот у цыпленка мама – курица.

Давай вместе с тобой посмотрим на картинку и назовем всех мам.

Найдем маму лисенка – это лисица, мама медвежонка - медведица, мама осленка – ослица, мама тигренка- тигрица, мама верблюжонка – верблюдица, мама орленка – орлица, мама ягненка – овца, мама куненка – куница)

Логопед: Умница всех правильно назвал.

Какой звук сегодня мы учились красиво произносить?

Ты сегодня отлично справился со всеми заданиями, и Курочка Ряба тебе тоже снесла непростое Яйцо, а с сюрпризом.

Раскрась дома картинку со звуком [ц] и букву Ц.

Марина Лобастова
Конспекты логопедических занятий по автоматизации звука [ц]

Звук «Ц» :

ставится по подражанию, от сочетания звуков «тс» .

Занятие 1

1. Звук «Ц» - многократное произнесение.

2. Автоматизация звука «ц» в обратных слогах :

ац-оц-уц-ыц

яц-ёц-юц-иц

3. Игра «Запомни, повтори» :

ац-яц уц-юц

оц-ёц ыц-иц

4. Автоматизация звука «ц» в словах с обратными слогами :

ац-ац-ац – бац;

ец-ец-ец - отец, конец, беглец, наконец.

(см. презентацию, слайды 1-3)

5. Игра «Скажи слово со звуком » . Задачи : автоматизация звука в словах ;

Логопед произносит слово без звука «ц»

в конце, а ребёнок проговаривает слово полностью с автоматизируемым

звуком .

(см. презентацию, слайд 4)

Занятие 2

1. Звук «Ц» - многократное произнесение.

2. Упражнение «Добавь в конце слог» : автоматизация звука «ц» в прямых слогах :

(см. презентацию, слайды 5-7)

3. Автоматизация звука «ц» в словах с прямыми слогами (в середине) :

ца-ца-ца – водица, пятница, умница;

цы-цы-цы – концы, гонцы; улицы, больницы; авиация, лекция;

цо-цо-цо – пунцовый;

це-це-це – оценка, зацепка.

(см. презентацию, слайды 8-12)

4. Игра «Один-много» . Задачи : автоматизация звука в словах ; употребление

множественного числа существительных в Именительном и Родительном падежах.

Логопед говорит про один предмет, а ребёнок про несколько таких же

предметов и со словом «много» , чётко проговаривая автоматизируемый звук

в словах.

(см. презентацию, слайды 13-34)

5. Автоматизация звука «ц» в словах с прямыми слогами (в начале) :

цы-цы-цы - цып-цып; цинковый; цинга;

цо-цо-цо – цокать;

це-це-це – цех, цель, цепкий.

(см. презентацию, слайд 35)

6. Игра «Скажи слово со звуком » . Задачи : автоматизация звука в словах ;

развитие фонематического анализа. Логопед произносит слово без звука «ц»

в начале, а ребёнок проговаривает слово полностью с автоматизируемым

звуком .

(см. презентацию, слайд 36)

Занятие 3

1. Звук «Ц» - многократное произнесение.

2. Автоматизация звука «ц» в слогах со стечением согласных :

цма-цмо-цму-цмы

ацм-оцм-уцм-ыцм

яцм-ёцм-юцм-ицм

3. Игра «Запомни, повтори» :

ацм-яцм уцм-юцм

оцм-ёцм ыцм-ицм

4. Игра «1-2-5» со словами : птенец, леденец; пуговица, птица, мыльница,

хлебница; цапля, цыплёнок.

5. Упражнение «Посчитай» . Задачи : автоматизация звука в словах ;

согласование числительных с существительными.

(см. презентацию, слайд 37)

6. Упражнение «Ответь на вопрос полным предложением» .

(см. презентацию, слайд 38)

Описание работы. Конспект занятия могут использовать в своей работе логопеды, дефектологи и студенты педагогических ВУЗов. Материал рассчитан для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занятие может быть полезно при профилактике и коррекции акустической и артикуляторно-акустического видов дисграфии.
Цель : Научить детей различать звуки [С]- [Ц] изолированно, в слогах и правильно обозначать их на письме.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
закреплять знания о согласных звуках С, Ц.
учить различать звуки ц- с изолированно, в слогах.
коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух и восприятие,
развивать зрительное и слуховое внимание;
развивать зрительную и слуховую память;
коррекционно-воспитательные:
воспитывать культуру поведения;
формировать гуманистические ценности
развивать умение слышать и слушать педагога;
воспитывать у детей самоконтроль за речью и поведением;

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. момент

Мы сегодня отправляемся в путешествие. Только без билетов путешествовать нельзя. У тебя на столе лежат билеты, они пока пустые и не действительны. Чтобы узнать к кому мы сегодня отправимся, заполним их. Для этого нужно очень внимательно слушать слова, которые я назову, находить указанные буквы.
Итак, приступим:
Последняя буква слова палец .
Первая буква слова адрес .
Дальше запиши вторую букву слова апрель ,
третью букву слова пила

И первую букву слова яблоко .
Теперь заполним второй билет.
Напиши 1 букву слова сок ,
вторую букву слова море ,
1 букву слова вор ,
И последнюю букву слова карта .


Логопед: «Камиля ты догадалась, к кому мы пойдем в гости?»
Ребенок: « К аисту и сове».
Логопед: «Чтобы к ним попасть, нам нужно назвать первый звук в названии каждой птицы. Какой первый звук в слове цапля?»
Ребёнок: «В слове цапля первый звук [Ц]».
Логопед: « Какой первый звук в слове сова?»
Ребёнок: «В слове сова первый звук [С]».

Вспомни артикуляцию звуков [С] - [Ц]. Одень Звуковичков.


Вспомни характеристику этих звуков.

Звук [C]. При произношении звука [С] губы расположены в улыбке. Язык напряжен, упирается в нижние зубы. Воздушная струя холодная, длинная. При произношении звука [C] воздух встречает преграду, значит звук согласный. Горло не звучит, значит звук глухой. Звук [С] твёрдый, но у него есть мягкий брат [С’].

Звук [Ц]. При произношении звука [С] губы расположены в улыбке. Язык напряжен, упирается в нижние зубы. Воздушная струя холодная, короткая. При произношении звука [C] воздух встречает преграду, значит звук согласный. Горло не звучит, значит звук глухой. Звук [Ц] всегда твёрдый.

По характеристикам звуков заполним таблицу.


Итак, мы с тобой дошли до нашей совы и цапли. Оказалось, что они на своем языке могут петь очень красивые песни.

Вот запела сова свою песню, споём вместе с ней: СА- СО-СУ-СЫ-СЭ (пропеваем слоговую таблицу).

А потом запела цапля, и мы вместе с ней: ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ-ЦЕ

Наши птицы еще те хитрецы, они зашифровали письмо, вот оно.


Логопед произносит: "[С],[Ц] ,[Ц], [С],[Ц], [Ц]". Письмо не закончено, помоги продолжить цепочку.
Ребёнок продолжает цепочку: "[С] ,[Ц], [Ц],[С],[Ц],[Ц]".

Сова и цапля приготовили нам ещё одно интересное задание. Раздели слова на слоги и запиши первый слог. А вот и слова, которые они нам дали:

Цапля, цена, сани, соты, цокот, целый, салют, сажа, сабо, цыган.
Итог занятия . Какие звуки мы различали? Чем отличается звук [С] и [Ц]? Какое задание тебе понравилось больше всего? Какое задание вызвало трудности?

С чего же мы начнем? Что же сделаем самым первым?

Ребята, птицы тоже учат звуки в лесу. Под деревом доска с заданием.

Наши губы, язычок

Все время занимаются.

Знать им нужно как

Звуки получаются!

Сейчас мы и узнаем как же получается звук [Ц]. Возьмите зеркала, произнесите звук [Ц].

Губы открыты или закрыты при произношении звука Ц ?

А зубы открыты или закрыты?

Кончик языка находится вверху или внизу?

А спинка язычка?

Поднесите ладошку ко рту и произнесите звук Ц . Какая воздушная струя: теплая или холодная, длинная или короткая?

А теперь приложите ладошку к шее и произнесите звук Ц . Дрожат или не дрожат голосовые складки?

Ребята, воздушная струя встречает преграду?

Звук [Ц] звонкий или глухой?

Звук [Ц] мягкий или твердый?

Этот звук всегда твердый, у него нет младшего братика мягкого звука.

Ребята, теперь мы знаем, как образуется звук, мы можем его произнести, как скворчата. Вокруг себя повернитесь и в скворчат превратитесь.

Молодцы, скворчата, теперь могу я вас отпустить полетать по лесу, послушать, как другие птицы щебечут. Но будьте осторожны, в лесу много хищников! Если услышите звук [Ц], остановитесь и ни в коем случае не шевелитесь, так вас хищнике и не заметят. Педагог поочередно называет звуки, слоги.

Вокруг себя повернитесь и в ребят превратитесь.

Птицы по лесу летали

И немножечко устали.

Ребята, посмотрите птицы сели на ветви дерева отдохнуть. Давайте осторожно подойдем и посмотрим.

Посмотрите на нижнюю ветку дерева, кто здесь?

СКВОРЕЦ, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, КУКУШКА - певчая птица.

ЦАПЛЯ, ГОЛУБЬ, ДЯТЕЛ, ЛАСТОЧКА - хищная птица.

ЖАР-ПТИЦА, ПИНГВИН, ПОПУГАЙ, ФЛАМИНГО - сказочная птица.

СИНИЦА, ДИКИЙ ГУСЬ, ДИКАЯ УТКА, ЛЕБЕДЬ - не перелетная птица, не водоплавающая.

Скворец, цапля, жар-птица, синица - какие разные все птицы. А есть ли у них что-то общее?

Где же теперь птицы будут жить?

Ребята, поможем птичкам заселиться в домик. В первом скворечнике будут жить птицы в названиях которых звук [Ц] в начале и т.д.

Слова: скворец, цапля, синица, жар-птица.

С первым заданием справились! Все узнали о звуке. Теперь второе.

О чем это? Что же мы можем увидеть, написать и прочитать?

Чем же отличается звук и буква?

Сейчас мы познакомимся с буквой! Это буква Ц.

Буква Ц - внизу крючок,

Будто с краником бачок.

Ребята, посмотрите у буквы Ц есть крючок, хвостик.

Из скольки палочек состоит буква Ц?

Все ли палочки одинаковые по длине? (покажите одинаковые, самую длинную, самую короткую).

Как же написать букву Ц? СЛАЙД! Один - средняя палочка, два - длинная палочка, три - средняя, оставляем маленький хвостик, четыре - короткая.

Теперь мы знакомы с буквой Ц, мы можем ее вернуть на место! Педагог разворачивает плакат.

Лучшие статьи по теме