Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе логопедической группе на тему:
«Звук Ц. Автоматизация звука Ц в связной речи
(пересказ с опорой на мнемотаблицу)»
Цель: Закрепить знания о согласном звуке Ц. Продолжать учить пересказывать.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
Закреплять правильное произношение звука Ц.
Упражнять в умении определять количество слогов в словах.
Упражнять в звукослоговом анализе слов.
Продолжать упражнять в составлении предложений по схеме.
Закреплять навыки пересказывания.
2. Корреционно-развивающие:
Развивать фонематический слух, внимание, память.
Развивать логическое мышления.
3. Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать выдержку, усидчивость.
Оборудование: Игрушка цыпленок, картинки на звук Ц, карточки для звукового анализа, схема предложения, парные картинки, мнемотаблица.
Ход занятия:
Орг.момент
Логопед: Сядет тот, кто прохлопает и определит сколько слогов в слове. (картинке на столах детей: цветы, цепь, курица, яйцо, цапля, кольцо, лужица, цирк, куница, рукавица, улица)
Логопед: А сейчас отгадайте загадку:
Явился в голой шубке:
Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок).
Логопед: Жил был у мамы курицы цыпленок по имени Цып. И он к нам сегодня пришел на занятие.
Какой первый звук слышится в имени Цып. Расскажем Цыпу про звук Ц, какой это звук, дайте ему характеристику (согласный, глухой, твердый; обозначается синим квадратиком). Артикуляция звука Ц (кончик языка упирается в нижние зубы, губы в улыбке. Спинка языка прогибается и ударяется. Воздух выходит толчкообразно, он холодный). Поиграем со звуком Ц, а поможет нам наш волшебный сундучок с заданиями.
Логопед: Чтобы сундучок открылся нужно произнести волшебные заклинания.
Речевая зарядка:
Ац-оц-уц ца-цо-цу цва-цво-цву
Иц-иц-ац цы-ца-ца цвы-цво-цва
Оц-оц-ац цо-цу-цы цву-цвы-цво
Логопед:
Следующее задание: Какое слово я загадала: Цып или лицо. (показ схемы).
Сколько гласных в слове – Цып. Определите место звука Ц в слове (выложите на схеме). Выложите слово –лицо (звукослоговой анализ).
«Придумайте предложения по картинкам по схеме: живой предмет, слово-действие, неживой предмет».
.
(Детям предлагаются парные картинки, по которым они составляют предложения: певец-цветы, продавец-огурцы, пловец-полотенце, царевна-кольцо и т.д. Например: Продавец продает огурцы.)
Физкульминутка.
Цыпленок дремлет на крыльце – це-це-це
Царапыч вышел на крыльцо – цо-цо-цо
Не тронь царапыч молодца – ца-ца-ца
Кота прогнали мы с крыльца – ца-ца-ца
Цыпленок просто молодец – ец-ец-ец
(движения по тексту, на слоги дети проговаривают и хлопают в ладоши)
Логопед: Сейчас мы послушаем интересный рассказ о том, что произошло однажды с цыпленком. Рассказ называется «Цыпленок Цып»
У курицы было пять цыплят, одного из них звали Цып. Целыми днями курица учила их пить воду из блюдца, клевать гусениц. Однажды Цып увидел на цветке красивую бабочку и побежал за ней. Он оказался около колодца, встал на цыпочки и хотел заглянуть туда. Хорошо, что цапля успела схватить непослушного Цыпа и отвести домой к маме курице.
Вопросы по содержанию рассказа:
– Сколько цыплят было у курицы?
– Как звали одного из цыплят?
– Чему целыми днями учила курица цыплят?
– Что увидел однажды Цып?
– Кто помог Цыпу?
Повторное чтение с установкой на пересказ (показ, разбор мнемотаблицы).
Пересказ детьми с опорой на мнемотаблицу.
Подведение итога занятия. Анализ рассказов. Что было трудно, что понравилось? Самооценка детей. Цып благодарит детей, прощается и дарит леденцы.
Препеляк И.В., учитель–логопед, МКОУ Грибановская СОШ №3.
Цель занятия: “Автоматизация звука Ц в словах, в предложениях”.
Коррекционно-образовательные:
формировать умение употреблять звук Ц в словах, во фразах и в предложениях;
активизировать словарный запас;
упражнять в согласовании числительных с существительными до 5;
составлять предложения с опорой на картинку.
Коррекционно-развивающие:
совершенствование навыков звукового анализа слов, определение место звука;
развитие артикуляционной, общей, мелкой и мимической моторики;
закрепление точного сочетания речи и движения, интонационной стороны речи.
Коррекционно-воспитательные:
воспитание нравственных качеств: доброты, заботы к братьям нашим меньшим, отзывчивости.
Оборудование: иллюстрации по сказке "Курочка Ряба", песня про звук Ц, карандаши цветные, ручка, курица, цыплята, яйцо, слоговая таблица, киндер сюрприз, крупы, мешочки с крупами, флеш – игра “ Кто звучит”.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Артем, давай поприветствуем всех кто сегодня пришел к нам в гости послушать, как ты красиво научился произносить звуки. И подарим им улыбку и пожелаем хорошего настроение на целый день.
Посмотри и отгадай, какая это сказка (Ребенку предлагается посмотреть на картинку "Курочка Ряба").
1. Психогимнастика "Грустно - весело".
Логопед - Артем, как ты считаешь, какое стало настроение, когда бабушка увидела, что мышка разбила яйцо.
Логопед: Да, действительно бабушке стало грустно. (Показываю скорлупу)
Логопед: покажи какое стало лицо у бабушке.
Логопед:- А какое настроение было у бабушки, когда курочка снесла "золотое яйцо"? Да правильно - веселое. (Показываю "золотое яйцо"- покрашенное в желтый цвет).
2. Артикуляционная гимнастика для звука [ц].
Логопед: Ну, чтобы язычок произносил красиво звуки, мы должны сделать зарядку для язычка. (Ребенок, глядя на картинки, выполняет артикуляционную гимнастику)
1) "Улыбка - трубочка";
2) "Лопаточка";
3) "Почистим зубки";
4) "Сердитая кошка";
5) "Молоток - водичка";
6) "Тихо кукла спит".
3. Логопед: Послушай, подумай и назови о ком идет речь.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём,
И он разбился и оттуда,
Живое выбежало чудо.
Такое тёплое,
Такое пушистое и золотое. (Показываю цыплят в коробке 5 штук).
II. Основная часть.
1. Логопед: Артем, как ты думаешь, наши цыплятки правильно произносят звук Ц?
Покажи им как правильно произносится звук [ц]. (Найди на картинке и произнеси только звук Ц).
Логопед: Молодец!
2.Автоматизация звука Ц в прямых и обратных слогах.
Логопед-А сейчас ты прочти эти слоги и узнаешь как цыплята общаются между собой. (читает слоги на листе).
Ца-ца-ца, ац- ац- ац
Цо-цо-цо, оц – оц - оц
Цу-цу-цу, уц – уц - уц
Цы-цы-цы, ыц – ыц - ыц
3. Автоматизация в чистоговорке.
Логопед: Повтори за мной:
Ца-ца-ца - нет продавца у яйца.
Цо-цо-цо – вот яйцо.
Цы-цы-цы - сильные они борцы.
Це-це-це - муха на яйце.
Цу-цу-цу - зову курицу.
Логопед: Ты умница!
Логопед: Артем, посмотри на экран. Как можно сказать кто здесь? Правильно. птицы. Каждая птица произносит звуки, и мы это услышим и угадает кто какие звуки издает (флеш - игра). С кем здесь курица?
Артем: Курица с цыплятами
Логопед: Правильно.
Логопед: Посмотри, как смирно сидят наши цыплята, они готовы слушать сказку.
4. Отражённое проговаривание.
5. Физминутка "Цыплята".
Логопед: Наши цыплятки проголодались, и мы их должны накормить и напоить.
Логопед: как ты думаешь, что они любят клевать? Ребенок (пшено).
Но прежде чем покормить мы сейчас из всех предложенных круп выберем, что? Правильно - пшено (предлагаю: гречку, фасоль, манку, горох. Правильно, оно такое же кругленькое, маленькое и желтенькое, как они сами), а теперь предлагаю на ощупь определить -где пшено.(Мешочки с крупами).
Логопед: Видишь, как они забавно клюют пшено, а теперь нальем им водицу в блюдце.
Логопед: Артем, ты учил стишок, расскажи, пожалуйста.
6. Автоматизация в словах.
А теперь покажи цыплятам, как ты красиво говоришь звук [ц] в словах и определяешь где находится звук ц в начале слова, в середине слова или в конце слова, а теперь раскрась картинки. (лист со схемой, песня про букву Ц)
7. Логопед: Посмотри на картинку, давай вмести постараемся составить небольшой рассказ о наших героях. (Ребенок составляет по схеме предложения).
1.Курица снесла яйцо.
2. Из яйца вылупился цыпленок Цып.
3.Цып любит гулять под акациями.
4.Под акациями цветут цветы.
5. На цветах – сидят гусеницы.
6. Гусеницы смотрят на Цыпленка.
8. Работа над словарём.
Логопед: У каждого детеныша есть своя мама. Вот у цыпленка мама – курица.
Давай вместе с тобой посмотрим на картинку и назовем всех мам.
Найдем маму лисенка – это лисица, мама медвежонка - медведица, мама осленка – ослица, мама тигренка- тигрица, мама верблюжонка – верблюдица, мама орленка – орлица, мама ягненка – овца, мама куненка – куница)
Логопед: Умница всех правильно назвал.
Какой звук сегодня мы учились красиво произносить?
Ты сегодня отлично справился со всеми заданиями, и Курочка Ряба тебе тоже снесла непростое Яйцо, а с сюрпризом.
Раскрась дома картинку со звуком [ц] и букву Ц.
Марина Лобастова
Конспекты логопедических занятий по автоматизации звука [ц]
Звук «Ц» :
ставится по подражанию, от сочетания звуков «тс» .
Занятие 1
1. Звук «Ц» - многократное произнесение.
2. Автоматизация звука «ц» в обратных слогах :
ац-оц-уц-ыц
яц-ёц-юц-иц
3. Игра «Запомни, повтори» :
ац-яц уц-юц
оц-ёц ыц-иц
4. Автоматизация звука «ц» в словах с обратными слогами :
ац-ац-ац – бац;
ец-ец-ец - отец, конец, беглец, наконец.
(см. презентацию, слайды 1-3)
5. Игра «Скажи слово со звуком » . Задачи : автоматизация звука в словах ;
Логопед произносит слово без звука «ц»
в конце, а ребёнок проговаривает слово полностью с автоматизируемым
звуком .
(см. презентацию, слайд 4)
Занятие 2
1. Звук «Ц» - многократное произнесение.
2. Упражнение «Добавь в конце слог» : автоматизация звука «ц» в прямых слогах :
(см. презентацию, слайды 5-7)
3. Автоматизация звука «ц» в словах с прямыми слогами (в середине) :
ца-ца-ца – водица, пятница, умница;
цы-цы-цы – концы, гонцы; улицы, больницы; авиация, лекция;
цо-цо-цо – пунцовый;
це-це-це – оценка, зацепка.
(см. презентацию, слайды 8-12)
4. Игра «Один-много» . Задачи : автоматизация звука в словах ; употребление
множественного числа существительных в Именительном и Родительном падежах.
Логопед говорит про один предмет, а ребёнок про несколько таких же
предметов и со словом «много» , чётко проговаривая автоматизируемый звук
в словах.
(см. презентацию, слайды 13-34)
5. Автоматизация звука «ц» в словах с прямыми слогами (в начале) :
цы-цы-цы - цып-цып; цинковый; цинга;
цо-цо-цо – цокать;
це-це-це – цех, цель, цепкий.
(см. презентацию, слайд 35)
6. Игра «Скажи слово со звуком » . Задачи : автоматизация звука в словах ;
развитие фонематического анализа. Логопед произносит слово без звука «ц»
в начале, а ребёнок проговаривает слово полностью с автоматизируемым
звуком .
(см. презентацию, слайд 36)
Занятие 3
1. Звук «Ц» - многократное произнесение.
2. Автоматизация звука «ц» в слогах со стечением согласных :
цма-цмо-цму-цмы
ацм-оцм-уцм-ыцм
яцм-ёцм-юцм-ицм
3. Игра «Запомни, повтори» :
ацм-яцм уцм-юцм
оцм-ёцм ыцм-ицм
4. Игра «1-2-5» со словами : птенец, леденец; пуговица, птица, мыльница,
хлебница; цапля, цыплёнок.
5. Упражнение «Посчитай» . Задачи : автоматизация звука в словах ;
согласование числительных с существительными.
(см. презентацию, слайд 37)
6. Упражнение «Ответь на вопрос полным предложением» .
(см. презентацию, слайд 38)
Описание работы.
Конспект занятия могут использовать в своей работе логопеды, дефектологи и студенты педагогических ВУЗов. Материал рассчитан для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занятие может быть полезно при профилактике и коррекции акустической и артикуляторно-акустического видов дисграфии.
Цель
: Научить детей различать звуки [С]- [Ц] изолированно, в слогах и правильно обозначать их на письме.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
закреплять знания о согласных звуках С, Ц.
учить различать звуки ц- с изолированно, в слогах.
коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух и восприятие,
развивать зрительное и слуховое внимание;
развивать зрительную и слуховую память;
коррекционно-воспитательные:
воспитывать культуру поведения;
формировать гуманистические ценности
развивать умение слышать и слушать педагога;
воспитывать у детей самоконтроль за речью и поведением;
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Орг. момент
Мы сегодня отправляемся в путешествие. Только без билетов путешествовать нельзя. У тебя на столе лежат билеты, они пока пустые и не действительны. Чтобы узнать к кому мы сегодня отправимся, заполним их. Для этого нужно очень внимательно слушать слова, которые я назову, находить указанные буквы.
Итак, приступим:
Последняя буква слова палец
.
Первая буква слова адрес
.
Дальше запиши вторую букву слова апрель
,
третью букву слова пила
И первую букву слова яблоко
.
Теперь заполним второй билет.
Напиши 1 букву слова сок
,
вторую букву слова море
,
1 букву слова вор
,
И последнюю букву слова карта
.
Логопед: «Камиля ты догадалась, к кому мы пойдем в гости?»
Ребенок: « К аисту и сове».
Логопед: «Чтобы к ним попасть, нам нужно назвать первый звук в названии каждой птицы. Какой первый звук в слове цапля?»
Ребёнок: «В слове цапля первый звук [Ц]».
Логопед: « Какой первый звук в слове сова?»
Ребёнок: «В слове сова первый звук [С]».
Вспомни артикуляцию звуков [С] - [Ц]. Одень Звуковичков.
Вспомни характеристику этих звуков.
Звук [C]. При произношении звука [С] губы расположены в улыбке. Язык напряжен, упирается в нижние зубы. Воздушная струя холодная, длинная. При произношении звука [C] воздух встречает преграду, значит звук согласный. Горло не звучит, значит звук глухой. Звук [С] твёрдый, но у него есть мягкий брат [С’].
Звук [Ц]. При произношении звука [С] губы расположены в улыбке. Язык напряжен, упирается в нижние зубы. Воздушная струя холодная, короткая. При произношении звука [C] воздух встречает преграду, значит звук согласный. Горло не звучит, значит звук глухой. Звук [Ц] всегда твёрдый.
По характеристикам звуков заполним таблицу.
Итак, мы с тобой дошли до нашей совы и цапли. Оказалось, что они на своем языке могут петь очень красивые песни.
Вот запела сова свою песню, споём вместе с ней: СА- СО-СУ-СЫ-СЭ (пропеваем слоговую таблицу).
А потом запела цапля, и мы вместе с ней: ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ-ЦЕ
Наши птицы еще те хитрецы, они зашифровали письмо, вот оно.
Логопед произносит: "[С],[Ц] ,[Ц], [С],[Ц], [Ц]". Письмо не закончено, помоги продолжить цепочку.
Ребёнок продолжает цепочку: "[С] ,[Ц], [Ц],[С],[Ц],[Ц]".
Сова и цапля приготовили нам ещё одно интересное задание. Раздели слова на слоги и запиши первый слог. А вот и слова, которые они нам дали:
Цапля, цена, сани, соты, цокот, целый, салют, сажа, сабо, цыган.
Итог занятия
. Какие звуки мы различали? Чем отличается звук [С] и [Ц]? Какое задание тебе понравилось больше всего? Какое задание вызвало трудности?
С чего же мы начнем? Что же сделаем самым первым?
Ребята, птицы тоже учат звуки в лесу. Под деревом доска с заданием.
Наши губы, язычок
Все время занимаются.
Знать им нужно как
Звуки получаются!
Сейчас мы и узнаем как же получается звук [Ц]. Возьмите зеркала, произнесите звук [Ц].
Губы открыты или закрыты при произношении звука Ц ?
А зубы открыты или закрыты?
Кончик языка находится вверху или внизу?
А спинка язычка?
Поднесите ладошку ко рту и произнесите звук Ц . Какая воздушная струя: теплая или холодная, длинная или короткая?
А теперь приложите ладошку к шее и произнесите звук Ц . Дрожат или не дрожат голосовые складки?
Ребята, воздушная струя встречает преграду?
Звук [Ц] звонкий или глухой?
Звук [Ц] мягкий или твердый?
Этот звук всегда твердый, у него нет младшего братика мягкого звука.
Ребята, теперь мы знаем, как образуется звук, мы можем его произнести, как скворчата. Вокруг себя повернитесь и в скворчат превратитесь.
Молодцы, скворчата, теперь могу я вас отпустить полетать по лесу, послушать, как другие птицы щебечут. Но будьте осторожны, в лесу много хищников! Если услышите звук [Ц], остановитесь и ни в коем случае не шевелитесь, так вас хищнике и не заметят. Педагог поочередно называет звуки, слоги.
Вокруг себя повернитесь и в ребят превратитесь.
Птицы по лесу летали
И немножечко устали.
Ребята, посмотрите птицы сели на ветви дерева отдохнуть. Давайте осторожно подойдем и посмотрим.
Посмотрите на нижнюю ветку дерева, кто здесь?
СКВОРЕЦ, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, КУКУШКА - певчая птица.
ЦАПЛЯ, ГОЛУБЬ, ДЯТЕЛ, ЛАСТОЧКА - хищная птица.
ЖАР-ПТИЦА, ПИНГВИН, ПОПУГАЙ, ФЛАМИНГО - сказочная птица.
СИНИЦА, ДИКИЙ ГУСЬ, ДИКАЯ УТКА, ЛЕБЕДЬ - не перелетная птица, не водоплавающая.
Скворец, цапля, жар-птица, синица - какие разные все птицы. А есть ли у них что-то общее?
Где же теперь птицы будут жить?
Ребята, поможем птичкам заселиться в домик. В первом скворечнике будут жить птицы в названиях которых звук [Ц] в начале и т.д.
Слова: скворец, цапля, синица, жар-птица.
С первым заданием справились! Все узнали о звуке. Теперь второе.
О чем это? Что же мы можем увидеть, написать и прочитать?
Чем же отличается звук и буква?
Сейчас мы познакомимся с буквой! Это буква Ц.
Буква Ц - внизу крючок,
Будто с краником бачок.
Ребята, посмотрите у буквы Ц есть крючок, хвостик.
Из скольки палочек состоит буква Ц?
Все ли палочки одинаковые по длине? (покажите одинаковые, самую длинную, самую короткую).
Как же написать букву Ц? СЛАЙД! Один - средняя палочка, два - длинная палочка, три - средняя, оставляем маленький хвостик, четыре - короткая.
Теперь мы знакомы с буквой Ц, мы можем ее вернуть на место! Педагог разворачивает плакат.