Для школьников и родителей
  • Главная
  • Животные
  • Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звук и буква ы. Обучение грамоте «Знакомство с буквой ы.» (урок – путешествия) Урок знакомство с буквой ы

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звук и буква ы. Обучение грамоте «Знакомство с буквой ы.» (урок – путешествия) Урок знакомство с буквой ы

Анжела
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звук [ы] и буква ы»

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа ) Тема : Звук [Ы] и буква ы

Подготовила : воспитатель

Горячева Анжела Вячеславовна, город Урай.

Цели :

1. Знакомство с буквой Ы .

2. Обучение различению и четкому произношению звука [Ы] в слогах , словах, предложениях.

3. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

4. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, памяти.

5. Формирование положительной установки на участие в занятии , доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

6. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать логическое мышление , умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки.

Задачи :

Образовательные : познакомить со звуком [Ы] и графическим образом буквы , учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа .

Развивающие : развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание, развивать просодическую сторону речи (силу голоса, высоту голоса, фонематический слух, внимание, мышление, память, пространственное восприятие.

Воспитательные : воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга; интерес к занятию ; настойчивость.

Оборудование : набор картинок (кукла – куклы, шар – шары и пр., печатная буква Ы

Ход занятия:

1.-Ребята чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи ? (Учимся красиво говорить, правильно говорить слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки .

А для чего мы учим буквы ? (Для того, чтобы научиться читать) .

Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки , правильно их произносить.

Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой . Поучимся находить этот звук в словах .

Давайте вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем : [а, о, у, и]. Правильно, молодцы.

А звуки [а , о, у, и] какие? Да, гласные. Мы произносим их свободно, во рту нет препятствий.

Сегодня мы познакомимся еще с одним гласным звуком . Послушайте, какие песенки я вам пропою : аы – оы – уы.

Какой новый звук вы услышали ?

Да, верно. Прозвучал звук Ы . Он у нас тоже гласный звук . И обозначается он вот таким символом. Показать букву Ы .

2.-Ребята, хотите поиграть? Игра называется «Один – много» . Я называю один предмет, а вы много : Кукла – куклы, гриб – грибы, машина – машины, лимон – лимоны, шкаф – шкафы, стол – столы, шар – шары, тыква – тыквы, кот – коты, зонт – зонты, ягода - ягоды, дуб – дубы, зуб – зубы, банан – бананы, двор - дворы, забор - заборы, комар - комары, топор - топоры.

А теперь давайте вместе пропоем звук ы ; - громко, тихо, кратко, длинно.

Дыхательная гимнастика

Вокруг себя обернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в березы. Дует сильный ветер «Ы-Ы-Ы» , раскачивая деревья, низким голосом протягивайте звук . Ветерок стих, стал легким (высоким голосом) . Повторить.

Выходите на ковер, встаньте все в круг. Посмотрите, у нас на ковре лежат карточки. Каждый берет одну карточку. Девочки берут карточку с одним предметом, а мальчики - где много предметов (играет музыка) . Все нашли? Давайте проверим. Посмотрите, все ли правильно? Девочки назовите свои предметы, а сейчас мальчики называют громко свои предметы. Какой звук повторился много раз? Да, звук Ы .

Проходите за столы. Сядьте ровно, выпрямите спины. Давайте вспомним слова со звуком Ы , которые называли мальчики.

Упражнение в словоизменении, выделении последнего звука в слове :

Шла коза,

Навстречу – … (козы) .

Здесь – берёза,

Там – … (берёзы,

Рядом дуб,

А с ним – … (дубы)

Нету слов на букву … (ы)

-Звук Ы у нас особенный . Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Губы открыты или смыкаются? (открыты) .

Зубы открыты или смыкаются? (открыты) .

Где находится язык? (он лежит на дне рта) .

Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (нет) .

4. Произношение звука «Ы» в словосочетаниях, предложениях. Словообразование.

Ребята какие бывают часы : на руках… (наручные, на стене… (настенные, на улице… (уличные, на столе… (настольные) . Машины тоже бывают разные. Одни стирают, значит это… (стиральные машины) . На других шьют, значит это… (швейные машины) . Убирают улицы… (уборочные машины, перевозят грузы… (грузовые машины) .

5. Образование существительных множественного числа.

У соседей сад, у звука [ы] – сады (пример, говорит воспитатель, далее множественное число образуют дети) .

У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды .

У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы .

На скотном дворе у звука [ы] не корова , а… (коровы, не овца, а (овцы, не коза, а (козы) .

И дома у звука [ы] не комната , а (комнаты, не диван, а (диваны) .

Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова , предметов стало больше.

Попробуем нарисовать букву в воздухе : начинаем сверху, движемся вниз, делаем круг, рядом рисуем палочку сверху вниз. Молодцы. Повторим.

6. Динамическая пауза.

Немного отдохнем.

Тыр-пыр, восемь дыр, (хлопать в ладоши)

В каждой дырке - целый мир, (сделать руками большой круг)

В каждом мире - вкусный сыр, (погладить себя по животу)

В каждом сыре - восемь дыр. (попрыгать на месте)

Повторим.

7. Способствовать четкому произношению звука "Ы" в словах.

-Ребята отгадайте загадки :

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло) .

Деревянных два коня

Вихрем мчат с горы меня.

У коней обычай свой :

Летом спят, бегут зимой. (Лыжи) .

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы) .

Вильнет хвостом туда-сюда

И нет ее, и нет следа. (Рыба) .

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышка) .

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес

И исчез. (Дым)

8. Заучивание стихотворения М. Мышковской.

Мышка мыла

мылом нос,

Мыла уши,

мыла хвост,

Мыла так,

что стала белой,

И от счастья

мыло съела.

вопросы :

Что и чем мыла мышка?

(Мышка мыла мылом нос, мыла уши, мыла хвост) .

Как она все это мыла и что с ней стало?

(Мыла так, что стала белой, и от счастья мыло съела) .

- Буква ы всегда маленького роста, живет она на шестом этаже, в квартире № 6 (размещение буквы на панно ) .

Вывод : Как мы называем звуки , при произношении которых воздушная струя не встречают преграду? (Гласные) . Каким условным цветом обозначаем гласный звук ? (Красным) . Ребята вам понравилось занятие ? Вы все молодцы!

Обучение грамоте дошкольников. Звук и буква Ы

Цель: формирование фонетико-фонематического восприятия
Задачи:
1.Учить четко произносить звук «Ы» изолированно, в слогах и словах.
2.Учить выделять звук из ряда гласных и из конца слова.
3.Учить образовывать множественное число существительных при помощи звука «Ы».
4.Познакомить с буквой Ы.
5.Развивать слуховое внимание, память, логическое мышление, зрительное и фонематическое восприятие, мелкую моторику, графические навыки.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, символ звука, буквы Ы из наждачной бумаги или другого шершавого материала, грецкие орехи, тетради логопедических заданий, красные карандаши, доска, фасоль.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Предложить детям определить гласный звук по артикуляции.
2.Упражнение «Медведь».
Учитель-логопед:
К нам в гости пришел медведь. Посмотрите, какой он? Назови¬те его ласково.
Послушайте, как он рычит: «Ы-ы-ы-ы».
Какой звук вы услышали?
3.Упражнение «Звук „Ы"».
Уточнить артикуляцию звука «Ы» перед зеркалами.
Предложить произнести звук хором, каждому ребенку.
Познакомить с характеристикой звука, его символом.
Выделить звук «Ы» на слух из ряда гласных. (Логопед произносит гласные звуки. Когда дети слышат звук «Ы», хлопают в ладоши.)
4.Игра «Повтори, не ошибись».
Логопед произносит ряд слогов, а дети хором или индивидуально повторяют: ты-мы-пы, вы-фы-ды, бы-ны-вы, мы-пы-ды.
5.Упражнение «Где звук „Ы"?».
Выделить звук «Ы» из состава слов (по предметным картинкам): весы, банты, усы, мосты, цветы, часы.
6.Упражнение «Множественное число».
Предложить детям назвать слова во множественном числе по кар-тинкам с изображением одного предмета. Если слово названо правильно, выставить картинку с изображением нескольких та¬ких же предметов. Выделить звук в конце образованного слова (бант, кот, кит, кнут, бинт, дуб).
7. Физкультминутка.
Жили-были прыгуны - Дети ходят по кругу.

Мы допрыгнем до Луны - Ходьба по кругу.
Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.
8.Игра «Живые звуки».
Звуки встали в ряд: «АУЫ» («ЭУЫ», «ИЭЫ» и т.д.). Где слы-шится звук «Ы»? (В конце ряда.)
«АЫО» («ОЫА», «ЭЫУ» и т.д.). Где слышится звук «Ы»? (В середине ряда.)
9.Упражнение «Подарки феи Фонетики».
Фея Фонетика прислала нам картинки. Назовите, что на них нарисовано. Где слышится звук «Ы» в слове «дым» («бык», «мыло», «сыр», «дыня», «тыква», «мышка»)?
10. Упражнение «Буква Ы».
Рассмотреть букву Ы и выделить ее элементы, обвести по контуру букву Ы из наждачной бумаги.
Прочитать и повторить с детьми стихотворение про букву Ы:
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы!
11.Упражнения с грецким орехом: 2-3 упражнения (Горочка, Кулачки).
12.Работа в тетради логопедических заданий.
Логопед объясняет и показывает написание на доске. «Пишет» букву вместе с детьми в воздухе, проговаривая последовательность ее написания.
13.Итог занятия.

Тема: Знакомство с буквой ы

Цель: Создание условия для ознакомления с гласным звуком [ ы ]

Задачи:

  1. Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся со звуком [ ы ]. Научить различать данный звук на слух и обозначать буквой ы, читать слова с этой буквой. Формировать исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, наблюдения.
  2. Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи.
  3. Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитывать культуру поведения, уважительное отношение друг к другу при работе в паре.

Оборудование:

  1. Журова Л.Е. Букварь: 1 класс
  2. Безруких М.М. Пропись №1 к учебнику «Букварь
  3. Карточки цветовые
  4. Карточки со слогами
  5. Презентация
  6. Цветные шарики

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Организационный момент.

Встали все красиво.

Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться. (Слайд 1)

Присаживайтесь.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Повторение

Сегодня у нас в гостях мышонок по имени Джерри, но пришёл он не с пустыми руками, а принёс нам волшебные шарики. (Слайд 2)

Посмотрите внимательно на эти шары, что вы на них видите? (Буквы)

На какие две группы можно разделить эти шары? (Согласные и гласные)

Правильно. Буквы имеют звуки согласные или гласные.

Назовите согласные звуки. (Р, П, К, М,)

Давайте проверим. (Слайд 3)

3. Выявление места и причины затруднений

Скажите, чем гласные отличаются от согласных? (Они тянутся, поются и произношению не мешает ничего)

Посмотрите на буквы и попробуйте их тоже разделить на группы. (Звуки, которые делают согласные звуки твёрдыми или мягкими)

Все ли буквы вы поставили в ту или иную группу. (Нет)

А что вы заметили? (Среди них есть новая буква ы)

Назовите мне, пожалуйста, звуки каких букв делают согласные твёрдыми. (А,О,У,Э)

Назовите мне, пожалуйста, звуки каких букв делают согласные мягкими.

(Я,Ю,Е,Ё) (Слайд 4)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Почему мы никуда не поставили букву ы? (Потому что букву ы мы ещё не изучали).

Верно. Значит, что же мы должны сделать с нами сегодня на уроке? (Слайд 5)

5. Реализация построенного проекта

  • Стихи про букву ы (Слайд 6)

Вы приготовили стихи, загадки и рисунки про букву ы. Давайте мы вас послушаем.

  • Работа по составлению звуковых схем

Посмотрите на доску. Что вы видите? Назовите.

(Дыня, мыло, крыса, сыр)

(Слайд 7)

- Что общего есть в этих словах? Есть буква ы. Давайте прочитаем их по слогам

(Слайд 8)

А сейчас попробуем сделать звуковую схему слова дыня (Дет дают характеристику каждому звуку) (Слайд 9)

  • Самостоятельная работа в парах

У вас на партах лежат цветные квадратики.Положие их перед собой и составьте схемы слов. 1ряд - мыло, 2 ряд - крыса, а третий ряд - сыр. Кто сделает,сигнализируйте мне поднятыми руками.

А сейчас давайте проверим вашу работу. (Слайд 10)

- Обратите внимание, какой звук перед звуком ы.

  • Вывод.

Давайте сделаем вывод. Что мы узнали про букву ы? (Буква ы, звук - ы, он - гласный, делает согласные звуки твёрдыми)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

  • Работа с учебником

Откройте учебник и посмотрите кто там нарисован. (Это рыба)

Выложите звуковую схему этого слова. (Работа в парах с проверкой)

А обратили вы внимание, где находится буква ы в словах? (В середине)

Как вы думаете, а может ли стоять буква ы в начале слова? (Нет)

Почему? (Потому что таких слов нет) (Читает подготовленный ученик)

Мы услыхали от совы, Что нету слов на букву Ы.

  • Составление слогов из слов

А сейчас давайте составим слова из слогов (на маленькой доске расположены слоги, из которых дети составляют слова: шка-фы, цве-ты, но-сы, ко-зы, зу-бы,со-мы, гри-бы, ки-ты).

Что общее есть в этих словах? (Буква ы)

Где стоит буква ы? (В конце слова)

А что ещё заметили в значении этих слов? (Слова, обозначающие множественное число).

Правильно, молодцы. (Слайд 11)

Сделайте вывод. (Если буква ы стоит в конце слова, то она ставит его во множественное число)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  • Знакомство с буквой

Посмотрите из каких элементов состоит буква ы. (Наклонная линия с овалом, соединительная линия и наклонная линия с закруглением)

(Слайд 12)

  • Показ с объяснением

Посмотрите, как пишется буква ы (Объяснение и показ учителем)

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не нагнусь,

За работу я возьмусь.

  • Самостоятельное написание двух строчек
  • Взаимопроверка.

Возьмите зелёный карандаш и обведите ту букву, которая получилась лучше и правильнее остальных. Поменяйтесь тетрадями возьмите красный карандаш и сделайте то же самое в тетради соседа.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Обратимся снова к учебнику На странице 55 есть кроссворд, который нам необходимо разгадать. Соотнесите схему со словом. Какое слово подходит к каждой схеме? (Объяснение с доказательством)

Ребята, как вы думаете почему именно мышонок сегодня наблюдал и помогал нам работать? (Потому что в этом слове есть буква ы)

9. Рефлексия учебной деятельности

Подведите итог урока.

Познакомиться с … буквой ы и звуком её обозначающим

Учиться отличать … звук ы от других

Учиться писать … букву ы и слоги

Мы смогли ответить на все вопросы?

Кто всё понял - зелёный шарик,

кто что то не понял или в ходе урока возникали небольшие трудности - жёлтый ,

а у кого осталось много неразрешённых вопросов - красный .

И давайте эти шарики подарим мышонку. (На доске мышонок Джерри с ниточками в лапах, шарики на магниты)

Как вы думаете, а понравилась ли ваша работа мышонку?

Он дарит вам всем шарики с сюрпризом. (Подарить шарик и раскраску Джерри)

; повторить изученные буквы;

И в середине дыни

Какая буква находится в конце капусты, брюквы и в середине дыни? (буква ы). Показ печатной буквы ы.

Назовите эту букву. (ы)

Какой звук услышали? (звук ы)

Что можете сказать об этом звуке? (при произношении не встретил преграду)

Звук, который не встречает преграду, какой это звук? (гласный)

Откройте учебники на с. 54. Найдите в учебнике букву ы и покажите пальчиком.. В русском языке нет большой буквы ы.

На странице вверху расположена звуковая схема, найдите её. Какое слово спряталось? (рыба).

Сколько звуков в слове рыба? (4)

Выполним звуковой анализ слова рыба. Поставим пальчики на звуковую схему и прочитаем слово так, чтобы пальчик попал в каждый домик.

Читаем слово и услышим первый звук и т. д.

Сколько в слове гласных звуков?

Сколько в слове согласных звуков?

Гласные звуки заменим буквами, какими? (первый гласный звук – буквой ы, второй гласный звук – буквой а). Прочитаем слово - рыба. Букву а замените буквой – ы. Прочитаем слово – рыбы.

Что произошло? (изменилось слово). Изменилось ещё и количество предметов. Слово – рыба обозначает один предмет, а слово – рыбы два или несколько предметов.

Физкультминутка

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

Наше путешествие продолжается.

5. Закрепление

3 остановка станция «Угадайкино»

Чтение стихотворения (хорошо читающим учеником)

Спросили мы у маляров:

Скажите маляры.

Где отыскать десяток слов,

В которых есть звук «ы»?

Нам отвечали маляры:

Нет случая такого,

Чтобы когда – нибудь звук «ы»

Бывал в начале слова!

Что узнали из стихотворения о звуке ы? (никогда не бывает в начале слова).

Возьмите простые карандаши. Найдите и подчеркните букву ы. Посчитайте, сколько раз написана буква ы.

(Сильные ученики отгадывают кроссворд)

(Картинки – бусы, козы, тыква, сыр)

Проверка

Сколько раз в стихотворении написана буква ы? (9 раз)

Проверка отгадывания кроссворда.

6. Итог

4 остановка станция «Конечная»

Наше путешествие заканчивается. С какой буквой мы сегодня познакомились на уроке?

Что узнали об этой букве? (буква ы - гласная, всегда маленькая, никогда не бывает в начале слова).

7. Рефлексия

(Звучит песня «Голубой вагон»)

Ребята, наше путешествие закончилось. Все работали хорошо. Скажите, каким был урок: интересным, увлекательным, трудным. Выберите ответ.

Если урок понравился. поднимите смайлики с улыбкой» (красный), если не понравился «грустный»(жёлтый).

№ 31

Внимательно рассмотри картинки.

На первой картинке?

Что надо дорисовать на второй картинке?

на третьей картинке?

Поднимай букву ы , когда услышишь в словах звук [ы]: крыша, шары, большой, крылья, стул, пыль, красный, земля, плывет. Как называются звуки [а], [о], [ы]?


№ 32

Рассмотри картинку.

Покажи и скажи, кто идет за курицей. Сколько цыплят идет за курицей? Покажи и скажи, кто идет перед цыплятами.

Слушай слова и поднимай буквы а, ы, когда услышишь в словах звуки [а], [ы]: лапки, курица, цыплята, глаз, крылья.

№33 Рассмотри картинку.

Скажи, что делает девочка. Обозначь длинной полоской предложение Девочка собирает ягоды. Назови слова этого предложения. Обозначь каждое слово короткой полоской. Сосчитай, сколько слов в предложении. Назови слова в предложении Девочка собирает спелые ягоды. Каждое слово обозначь полоской. Сколько слов во втором предложении? Повтори первое предложение. Что обозначают короткие полоски? Повтори второе предложение. Сравни предложения: сколько слов в первом предложении? Сколько слов во втором предложении? Назови слово, которое есть во втором предложении, а в первом предложении нет. Есть ли в словах ягоды и спелые звук [ы]? Найди на картинке два предмета, в названиях которых есть звук [ы], два предмета, в названиях которых есть звук [а], и двапредмета, в названиях которых есть звук [о].

Создают ли губы, зубы и язык преграду при произнесении звуков [а], [о], [ы]? С голосом или без голоса произносятся звуки [а], [о], [ы]? Как называются звуки [а], [о], [ы]?


№ 34

Показывай букву Ы , когда услышишь в словах звук [ы]:

Мыло, мыльница, полотенце, сын, дочь, вымытый, грязь, дышит, отдыхает, работает, смелый, рыбак

№ 35

Посмотри на картинки. Что на них нарисовано?



Лучшие статьи по теме