Для школьников и родителей
  • Главная
  • Животные
  • «Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. Тема родины в творчестве есенина

«Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. Тема родины в творчестве есенина

«Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла…» ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ПОЭЗИИ С. А. ЕСЕНИНА (1895 -1925)

Самой главной темой в творчестве С. Есенина была тема Родины. В ранних стихах поэт постигает душой и воплощает в живые зримые образы свою «малую» родину – село Константиново и его окрестности. Родина, Россия предстает в ранней лирике Голубой Русью, чудесной страной в черемуховом снегу. Любовь к Родине находит выражение в любви к родной природе. Поэт ощущает свою слитность с родным краем: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных…»

Стихи С. Есенина о природе пронизаны легкой грустью, какой-то щемящей нежностью. Приглушенные, как бы сквозь дымку просвеченные солнцем пейзажи воссоздают Родину, Русь в разное время года и дня. Особенно Есенин любит восходы и закаты («Там, где капустные грядки…» , «Выткался на озере алый свет зари…» , «Вот уж вечер. Роса…»). Любовь к родной земле выливалась в проникновенные поэтические строки: О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Постепенно пределы «страны березового ситца» расширяются. Понятие Родины становится более емким, наполненным. Поэт видит не только ширь степных раздолий, синь озер, как в ранних стихах («Край любимый! Сердцу снятся…» , «Гой ты, Русь, моя родная…» , «Спит ковыль. Равнина дорогая…»), но «черную, потом пропахшую выть» , «деревню, потонувшую в ухабинах» .

Любовь к природе России переливается в любовь к ее людям, в сопричастность их горю. Он видит крестьян, у которых «сохнет рожь и не всходят овсы» , старого деда, который, согнувши спину, «чистит вытоптанный ток» , деревенских парней-рекрутов. От идеализации природной, патриархальной Руси («Преображение» , «Сельский часослов») Есенин переходит к постижению России начала ХХ века.

После Октябрьской революции творчество Есенина характеризуется поворотом. Поэт принимал революцию, по его же выражению, «с крестьянским уклоном» , ждал идиллического земного рая. В стихотворениях «Иорданская голубица» , «Небесный барабанщик» , в поэме «Иония» он говорит о том новом, что несет Родине революция. Есенин надеется на преображение России, с восторгом причисляет себя к когорте обновителей земли русской: Небо – как колокол, Месяц – язык, Мать моя – родина, Я – большевик.

Но надежды поэта не оправдались. Он переживает духовный кризис, не принимая путей развития советской России: В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму, Куда несет нас рок событий.

В поэзии Есенина появляется тема противопоставления города деревне Противоречивое отношение к индустриализации, к вторжению «железного гостя» , представление о будущем как о царстве железных машин, убивающих красоту природы, обусловили появление пессимистических, пронизанных тревогой стихов.

Поэт с грустью называет себя «последним поэтом деревни» . Он стремится преодолеть отъединенность от революционных преобразований, понять суть событий («Возвращение на Родину» , «Русь уходящая» , «Русь советская»). В послереволюционной поэзии Есенина усиливается импульс трагического. Он ощутим в неприятии «железного Миргорода» , обостряется от предчувствия возможной утраты человеком единства с природой. Вместе с тем Есенин понимал, что поворот назад в истории не возможен. Отсюда его тревожные раздумья о будущем крестьянской Руси, противоречивые, мучительные: Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальную Видеть бедную, нищую Русь.

Вся поэзия Есенина, по его словам, «жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве» . Все годы Есенин оставался верен чувству, пропетому им в юношестве: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою» .

Врача на помощь не зови – он не излечит от любви. Легко разбрасывает роза дары багряные свои. Я другу сердце открываю – оно горит, оно – в крови. Взойди, любимая, как солнце, все озари и обнови. Твоя любовь – ларец закрытый. Где спрятаны ключи твои? Отдай их мне без сожаленья, будь щедрой, бога не гневи. Не будь скупой, спаси Хафиза, смягчи страдания мои. (Хафиз. Газели)

Сергея Есенина до глубины души трогали стихи поэтов Востока. В газелях Хафиза земная любовь – это бесценный дар, величайшая ценность бытия. Он утверждает, что торжество любви – приговор силам зла, лжи и насилию. Его произведения отличает вера в лучшие качества человека – жажду добра и правды. Классическая поэзия средневековой Персии была очень популярна на рубеже XIX – XX столетий. Сергею Есенину хотелось своими глазами увидеть Шираз, пройти узкими улочками к могилам великих лириков Персии. Но он сумел осуществить только путешествие на Кавказ, куда отправился в 1920 году. Поэт доехал только до Тифлиса и возвратился в Москву.

Большими событиями в жизни Есенина были его поездки в закавказские республики. За последние два года жизни он бывал там трижды, каждый раз набираясь новых впечатлений и с радостью отдавая себя творческому труду. Первая поездка растянулась на целое полугодие. Выехав из Москвы в начале сентября 1924 года, Есенин до конца февраля 1925 года пробыл в Баку, Тифлисе, Батуми. Он много печатался в закавказских газетах «Заря Востока» и «Бакинский рабочий» , выпустил две книги стихов («Русь Советскую « - в Баку и «Страну Советскую» - в Тифлисе) и с необыкновенной продуктивностью работал. Это был период подъема, вдохновения, радостей и плодотворной работы.

В письмах из Батума в Москву поэт сообщал: «Работается и пишется мне дьявольски хорошо. До весны я могу и не приехать. Меня тянут в Сухум, Эривань, Трапезунд и Тегеран, потом опять в Баку» . И в другом письме: «Только одно во мне сейчас живет. Я чувствую себя просветленным, не надо мне этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия… Я скоро завалю Вас материалом. Так много и легко пишется в жизни очень редко. Это просто потому, что я один и сосредоточен в себе. Говорят, я очень похорошел. Вероятно, оттого, что я что-то увидел и успокоился»

В Закавказье Есениным за шесть месяцев были написаны «Баллада о двадцати шести» , стихотворения «Памяти Брюсова» , «Письмо к женщине» , «Капитан земли» , «Русь уходящая» , «Русь бесприютная» , «Цветы» , «Воспоминание» , «Мой путь» и др. , начата работа над поэмой «анна Снегина» и циклом «Персидские мотивы» . Период с конца марта до конца мая 1925 года Есенин провел в Баку и Мардакьянах, он интенсивно сотрудничал в «Бакинском рабочем» , написал стихотворения «Заря окликает другую…» , «Письмо к сестре» , «Неуютная жидкая лунность…» , «Прощай, Баку!» . В тех же местах он провел последние дни июля и весь август, создал четыре новых стихотворения, написал памфлет «Дама с лорнетом» и закончил «Персидские мотивы» .

В «Персидских мотивах» значительно усилен метафорический и экзотический элемент. Объясняется это тем. Что Есенин здесь не стремился ни к полноте, ни к точности пейзажной картины: в Персии, в Багдаде, на Босфоре он не бывал и, работая над циклом своих стихотворений, во многом «примыслил» эти места. «Никогда я не был на Босфоре…»

Известная доля экзотической условности проглядывает и в синих цветах Тегерана, и в «свете вечернем шафранового края» , и в садах и в стенах Хороссана. Но все это, как бы увиденное самим поэтом, воссоздано с силой живого, непосредственного чувства. Воображение художника дает нам возможность погрузиться в романтический мир сказочной природы – мир осязаемый, видимый, ощутимый. Его отличие от всех «восточных миров» , встречавшихся в живописи, в поэзии, тот преломленный луч, который из волшебного Шираза, из босфорской дали проливает свет на неброскую, но и неповторимую красоту рязанских полей. Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ. Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому, что я с севера, что ли. Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи - Я нисколько не чувствую боли. Я готов рассказать тебе поле. Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся, Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне… Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Видя в чужой стране то, что радует его душу, поэт готов это взять с собой, воспеть на своей отчизне: В Хороссане есть такие двери, Где обсыпан розами порог. Там живет задумчивая пери. В Хороссане есть такие двери, Но открыть те двери я не мог. У меня в руках довольно силы, В волосах есть золото и медь. Голос пери нежный и красивый. У меня в руках довольно силы, Но дверей не смог я отпереть. Ни к чему в любви моей отвага. И зачем? Кому мне песни петь? - Если стала неревнивой Шага, Коль дверей не смог я отпереть, Ни к чему в любви моей отвага. Мне пора обратно ехать в Русь. Персия! Тебя ли покидаю? Навсегда ль с тобою расстаюсь Из любви к родимому мне краю? Мне пора обратно ехать в Русь. До свиданья, пери, до свиданья, Пусть не смог я двери отпереть, Ты дала красивое страданье, Про тебя на родине мне петь. До свиданья, пери, до свиданья.

Встречаясь с тем, с чем не может смириться душа – чадрой на лице персиянки, - он возвращается мыслью к родной стране и готов петь такое, что на Востоке не пел еще никто: «Свет вечерний шафранного края…»

Своеобразие цикла усиливают некоторые традиционные формы восточной поэзии, рефрены, повторы, а также обрамляющие строки в строфе: «Голубая родина Фирдуси…»

В есенинском цикле слышатся отзвуки древнеперсидской поэзии, в нем видятся очертания благодатной, сказочной страны. Но цикл этот нельзя прочесть – а тем более понять, - если не слышать в нем биения сердца русского поэта, в экстазе своего мистифицированного путешествия восклицающего: «В Хороссане есть такие двери…»

Нельзя не ощутить всей прелести и своеобразия этого цикла, если не заметить и того, с какой тонкостью, душевностью и поэтичностью художник ввел в созданную им композицию мотивы русской природы.

Новые книги о великом поэте

Сегодня, 3 октября, день рождения Сергея Есенина. Дата на сей раз не круглая, но Есенин не из тех поэтов, что вспоминаются только к юбилеям. Как и Пушкин, он постоянно, всегда с каждым истинно любящим Россию. Вот и две новые книги о нём, которые сошлись нынче у меня на столе, я думаю, заинтересуют многих.

ПЕРВАЯ КНИГА вышла в известном московском издательстве "Алгоритм" и называется "Есенин в Константинове". Её составитель Т.И. Маршкова любовно подобрала есенинские строки, а также страницы воспоминаний и других материалов, посвященных поэту, которые так или иначе связаны с рязанской землей, где он родился и рос, куда с необыкновенной силой тянуло его потом до конца жизни.

Наверное, любой поэтический талант непременно берет что-то из впечатлений детских лет. Однако едва ли в ком еще эти первые впечатления встречи с окружающим миром определили столь многое и столь коренное, самое существенное, как в Есенине. "Пронзительно-жгучее чувство родины" - так это называет Татьяна Маршкова в своем предисловии, приводя вырвавшееся из глубины души признание самого Сергея Александровича:

Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

Действительно, чтобы лучше понять поэта, надо побывать на его родине. И, конечно, права составитель книги: "Здесь он увидел "костёр рябины красной", "полей малиновую ширь", "сад в голубых накрапах", "синь, упавшую в реку"... Приокский простор села Константиново - это его земля "с названьем кратким "Русь", "страна берёзового ситца", где родился он "с песнями в травном одеяле". Здесь - истоки его поэзии".

Книга "Есенин в Константинове" дает нам прекрасную возможность прикоснуться к этим истокам, а затем проследить, как трепетно жили они в сердце поэта до самых последних его дней. Замечательно помогают этому сёстры Есенина - Катя и Шура, его одноклассник и учитель, друзья детства и юности, односельчане, работники Музея заповедника С.А. Есенина в селе Константиново, который существует уже более сорока лет и куда не зарастает народная тропа.

Радостно отметить, что среди интереснейших страниц книги статья, принадлежащая перу нашего коллеги по "Правде" - увы, уже покойного - Сергея Петровича Кошечкина, одного из самых глубоких исследователей есенинского творчества. А вот выдающемуся работнику лесного хозяйства -и поэту!) Дмитрию Минаевичу Гиряеву, возглавлявшему в 50-е годы Криушинский лесхоз в есенинских местах, посчастливилось встретиться и беседовать с матерью Сергея Александровича.

Бесценно это документальное свидетельство, очень тепло написанное, о великом земляке и близких ему людях.

Будучи тоже рязанцем по рождению, я давно знаю, как по-особому дорог Есенин его землякам. И вторая книга, о которой хочу сказать, написана одним из них. "Есенинское эхо" - так талантливый поэт и публицист Александр Потапов озаглавил этот сборник, выпущенный рязанским издательством "Поверенный".

Он состоит из двух разделов. В первом - очерки, статьи, интервью о Есенине, а в следующем - стихи и песни о нём.

Предваряя этот раздел вступительным словом, С.П. Кошечкин назвал стихи Александра Потапова "достойным пополнением поэтической Есенинианы, начало которой положено еще при жизни великого лирика России". Присоединюсь к такой оценке: вошедшие в книгу стихи, ряд которых стал песнями, написаны поистине с благоговейной любовью, они искренни и сердечны.

Но, по-моему, еще более интересен раздел, где представлены размышления поэта - нашего современника о поэте классике. Временной охват этих трудов, согласно датам под ними, - с 1982 года -когда автор, студент Литературного института имени А.М. Горького, пишет свою работу о стилистике поэтического слова Сергея Есенина) до наших дней. То есть тема есенинская всецело занимает автора книги уже более четверти века.

За это время, откликаясь на различные события, связанные с памятью о Есенине, и, конечно, на зов собственной души, Александр Потапов создал обширную панораму, где "всесветный рязанец", творчество и жизнь его рассматриваются в самых разных ракурсах и жанрах. От беседы с крупнейшим есениноведом Юрием Прокушевым до проникновенных исповедальных заметок, от рассказов о малоизвестных фактах есенинской биографии до отстаивания чести поэта, страстной статьи против искажения его образа и вопиющей пошлости в недавнем телесериале.

Автор не проходит и мимо таких спорных проблем, как отношение Есенина к религии, вопрос о самоубийстве или убийстве поэта. При всей неоднозначности ответов, которая подчас чувствуется в размышлениях А. Потапова, он вовлекает читателей в этот свой аналитический процесс, заставляет думать вместе с собой, и это хорошо.

"Книга цельная, - написал в напутственном слове к "Есенинскому эху" знаменитый русский поэт Валентин Сорокин. - Книга очень энергичная. Современная". Добавлю: стоило бы подумать о переиздании её в Москве, причем гораздо большим тиражом.



Посвящается П.Чагину


Я о своем таланте
Много знаю.
Стихи - не очень трудные дела.
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.


Стишок писнуть,
Пожалуй, всякий может -
О девушке, о звездах, о луне...
Но мне другое чувство
Сердце гложет,
Другие думы
Давят череп мне.


Хочу я быть певцом
И гражданином,
Чтоб каждому,
Как гордость и пример,
Был настоящим,
А не сводным сыном -
В великих штатах СССР.


Я из Москвы надолго убежал:
С милицией я ладить
Не в сноровке,
За всякий мой пивной скандал
Они меня держали
В тигулевке.


Благодарю за дружбу граждан сих,
Но очень жестко
Спать там на скамейке
И пьяным голосом
Читать какой-то стих
О клеточной судьбе
Несчастной канарейки.


Я вам не кенар!
Я поэт!
И не чета каким-то там Демьянам.
Пускай бываю иногда я пьяным,
Зато в глазах моих
Прозрений дивных свет.


Я вижу все
И ясно понимаю,
Что эра новая -
Не фунт изюму вам,
Что имя Ленина
Шумит, как ветр, по краю,
Давая мыслям ход,
Как мельничным крылам.


Вертитесь, милые!
Для вас обещан прок.
Я вам племянник,
Вы же мне все дяди.
Давай, Сергей,
За Маркса тихо сядем,
Понюхаем премудрость
Скучных строк.


Дни, как ручьи, бегут
В туманную реку.
Мелькают города,
Как буквы по бумаге.
Недавно был в Москве,
А нынче вот в Баку.
В стихию промыслов
Нас посвящает Чагин.


"Смотри, - он говорит, -
Не лучше ли церквей
Вот эти вышки
Черных нефть-фонтанов.
Довольно с нас мистических туманов,
Воспой, поэт,
Что крепче и живей".


Нефть на воде,
Как одеяло перса,
И вечер по небу
Рассыпал звездный куль.
Но я готов поклясться
Чистым сердцем,
Что фонари
Прекрасней звезд в Баку.


Я полон дум об индустрийной мощи,
Я слышу голос человечьих сил.
Довольно с нас
Небесных всех светил -
Нам на земле
Устроить это проще.


И, самого себя
По шее гладя,
Я говорю:
"Настал наш срок,
Давай, Сергей,
За Маркса тихо сядем,
Чтоб разгадать
Премудрость скучных строк".


Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.10.2012. ***
  • 25.10.2012. ***
  • 23.10.2012. ***
  • 16.10.2012. Xnj, s nj pyfxbkj
  • 15.10.2012. ***
  • 11.10.2012. Из собственных жизненных наблюдений.
  • 02.10.2012. Шота Руставели. Витязь в тигровой шкуре.
  • 01.10.2012. Сергей Есенин.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Поэтический час, посвященный жизни и творчеству Сергея Есенина, собрал в Воровской библиотеке октябрьским днем юных читателей. Старшеклассники пришли в этот день в библиотеку подготовленными: читали стихи, рассказывали интересные факты из жизни поэта, дискутировали о его судьбе, о его отношении к революции, России, женщине и матери. Лирика Есенина мелодична и проникновенна. Стихи легко ложатся на музыку. Молодому поколению были представлены песни на стихи Сергея Есенина в необычной обработке и аранжировке. Такое прочтение поэзии приблизило поэта к читателям XXI века, открыло «нового» Есенина – понятного и современного, чувственного и до боли родного. Вниманию ценителей творчества «поэта страны березового ситца» были представлены одноименная выставка-рекомендация и фотовыставка, а по окончании поэтического часа вручены буклеты со стихами, яркими высказываниями и рекомендательным списком книг, которые можно прочитать в нашей библиотеке.

«Я о своем таланте знаю, много знаю.

Стихи – не очень трудные дела,

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла…»

- Борис Карпов был первым, это потом появились мы, его последователи, - сказал Николай Бурляев . - И именно ему, первому из русских режиссеров-документалистов, на «Золотом витязе» вручили Золотую медаль им С.Ф. Бондарчука. Он первым снял фильм о Русской православной церкви, еще до «Андрея Рублева» Тарковского , когда было не принято говорить о православии, первым заговорил о тайных силах, которые уничтожают жизнь планеты, и первым, вместе с женой Татьяной , провел в 1990 году в Радонеже православный фестиваль. Я помню потрясающий приз Клыкова - позолоченная скульптура Сергия Радонежского, который вручили на этом фестивале Борису Леонидовичу за фильм «Под благодатным Покровом».

Татьяна Михайловна поведала, что эпиграфом к жизни и творчеству ее мужа была есенинская строка, которая звучит в фильме «Сергей Есенин»:«Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». И этим действительно объясняется вся жизнь художника-патриота, сердце которого было полно боли за русский народ; подобно Мусоргскому, он разумел народ «как великую личность, одушевленную единой идеей», и постоянно вел борьбу с ненавистниками народа и самой России. Татьяна Карпова рассказала о фильме «Слово об одной русской матери», посвященном Епистимии Федоровне Степановой, 90-летней кубанской казачке, потерявшей на разных войнах девять сыновей.

Упомянула другие фильмы - об академике Курчатове , авиаконструкторе Илюшине , художнике Шилове , режиссере Сергее Бондарчуке , о хранителе пушкинских мест Семене Степановиче Гейченко Карпов был завсегдатаем букинистических магазинов, искал книги по истории России и Русской православной церкви. «Тяга к церкви, - говорит Т. Карпова , - всегда была в его сознании. В фильме о русской матери был кадр, когда Епистимия Федоровна выходит из храма и крестится на него. От Бориса требовали - «выбросьте», он отказался. Все так и осталось, и фильм получил «Золотую нимфу» в Монте-Карло. В 1968 году по заказу Святейшего Патриарха Алексия I Борис Карпов снимает для заграницы фильм «Русская православная церковь сегодня».

«Это была веха на его пути, фильм стал зерном, из которого проросло многое, - рассказывает Татьяна Михайловна . - Для меня он как художественная энциклопедия, неудивительно, что фильм стал так популярен. 5 сеансов в день в кинотеатре, очереди на улице. Люди открывали для себя мир Церкви и русской истории, и это было так радостно». На вечере выступили соратники Бориса Карпова - бывший директор студии «Отечество» Дмитрий Зотов , режиссеры Ирина Ульянова , Виктор Шкурко , Валерий Демин . Зотов , работавший вместе с Карповым на студии ЦСДФ, рассказал, как они создавали студию «Отечество».

Вокруг Бориса Карпова сразу же образовался коллектив единомышленников, на студию пришел режиссер Николай Ряполов - с темой человека на Земле. В портфеле Карпова появилось несколько негосударственных заказов. И если в течение первого года удалось сделать лишь 4 фильма, то в следующем году случился прорыв - 44 фильма. «Студия успешно работала все годы, - говорит Дмитрий Зотов , - и, несмотря на то что сейчас второй год наши заявки не проходят в Минкультуры, творческий костяк студии - Борис Лизнев , Борис Криницын , Виктор Шкурко , Антон Васильев , Татьяна Карпова , Ирина Ульянова , Надежда Феденистова - действующий. И мы с чистым сердцем можем сказать, что «дело» Бориса Леонидовича живет, мы не сдаемся». Завершился вечер показом фильма «Сергей Есенин», построенного на крупных планах фотографий Есенина, соединении его стихов, проникновенно прочитанных Алексеем Консовским , с тревожной музыкой Александра Холминова . У зрителей возникает ощущение общения с живым поэтом. Незабываемы первые кадры, где в хронике появляется живой Есенин. Он смотрит в зал, прямо на нас, мимо нас, в вечность. И образ Бориса Карпова остается в нашем воображении навсегда связанным с мятежным поэтом.

___________________________________

1. В начале 1988 года на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) прошла реорганизация — образованы пять творческо-производственных объединений (ТПО): "Юность" (худ. руководитель ), "Риск" (худ. руководители: , ), "Человек и время" (худ. руководитель: ), "Современник" (худ. руководитель А. Павлов), "Память" — переименовано в "Нерв" в 1989 году (худ. руководитель ) и "Патриот" — переименовано в "Отечество" в 1990 году (худ. руководитель: ). Целью очередной реструктуризации являлась оптимизация творческо-производственных процесов, повышение идейно-художественного уровня создаваемой кинопродукции после так называемых лет "застоя".

В 1991 году пять творческо-производственных объединений ЦСДФ — "Юность", "Риск", "Человек и время", "Современник" и "Отечество" получили статус государственных предприятий.
С сентября 1991 года Борис Карпов — художественный руководитель киностудии «Отечество» (Государственное Предприятие Киновидеостудия "Отечество" ; Киновидеостудия была ликвидирована 13 сентября 2006 года; Правопреемник: ФГУП "Фильмофонд Киностудии им. М. Горького").
В июле 2003 года Зотовым Дмитрием Константиновичем и Зотовым Андреем Дмитриевичем было организовано некоммерческое партнерство "Киновидеостудия "Отечество" , которое продолжило традиции киностудии, созданной в 1991 году Борисом Карповым.

Материалы по теме

  1. Каталог киностудии Отечество (Архив ООО "НЭТ-ФИЛЬМ")

Лучшие статьи по теме