Для школьников и родителей
  • Главная
  • Животные
  • Методы взаимодействия доу и школы. Связь дошкольного учреждения со школой. Формы и методы сотрудничества. Формы осуществления преемственности

Методы взаимодействия доу и школы. Связь дошкольного учреждения со школой. Формы и методы сотрудничества. Формы осуществления преемственности

Сотрудничество общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения

Автор: Галицкая Майя Александровна, учитель русского языка ГУО "Недойская базовая школа Буда-Кошелёвского района" Гомельской области Республики Беларусь

Тема: сотрудничество общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения
Актуальность проекта:
В современном обществе ребёнок становится полноценным членом общества только тогда, когда усвоит социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Это возможно при условии эффективной адаптации ребёнка в школьном коллективе, с одной стороны, а с другой – способности противостоять тем жизненным коллизиям, которые мешают его развитию, самореализации, самоутверждению.
Одной из главных помех при адаптации первоклассника в школьной среде является стрессовая ситуация, в которую он попадает, приходя в школу. Смена места пребывания, окружения, ритма деятельности, содержательности его повседневной жизни негативно отражается на психике ребёнка. С этим связан и психологический кризис 6-и лет, который наступает в результате того, что нервная система малыша не справляется с той непомерной нагрузкой и новыми впечатлениями, которые появляются с переходом его на следующую ступень жизненного развития.
Таким образом, для наиболее успешной адаптации выпускника дошкольного учреждения необходимо, чтобы пограничный период смены деятельности и социального статуса ребёнка (дошкольник – младший школьник) проходил как можно спокойнее, учитывая при этом личностные и психологические особенности шестилетних детей.
Цели :
сглаживание последствий переходного периода детский сад – школа;
создание условий для максимально бесстрессовой адаптации первоклассника в школе.
Предполагаемый результат: выпускник детского дошкольного учреждения социально адаптирован и социально защищён согласно психовозрастным потребностям, готов к началу обучения в общеобразовательной школе.

Задачи:
воспитывать активность ребёнка во взаимодействии с окружающей средой;
вырабатывать культуру поведения (выработка привычек и правил поведения в обществе);
вырабатывать социальную культуру (правильное отношение к окружающей действительности, к природе);
воспитывать гражданственность (правильное отношение к труду, общественной и частной собственности);
научить ребёнка применять имеющиеся у него знания, умения и навыки общения и взаимодействия с окружающим миром;
дать соответствующие возрасту общеобразовательные знания, представления о себе и окружающих;
формировать национальную культуру (уважение к государственным символам, сохранение культурных традиций страны, воспитание на историческом национальном наследии);
развивать уровень креативности (способности к творчеству) посредством вовлечения в различные виды деятельности;
повысить игровую культуру шестилеток, так как центральное новообразование психики ребёнка этого возраста – сюжетно-ролевая игра.

Работа с детьми:
научить детей вступать в контакт с окружающими, со сверстниками так, чтобы не нарушить имеющихся отношений;
вовлекать ребят для закрепления навыков в многоплановые социальные контакты на основе интереса к определённым видам деятельности;
принципы и методика работы с детьми в процессе взаимодействия должны находиться в строгом соответствии с психологическими закономерностями формирования личности;
создать все условия для выявления и развития потенциальных внутренних резервов личности;
оказать психологическую помощь в приспособлении к меняющимся условиям повседневной жизни;
помочь усвоить национальные и общечеловеческие нравственные ценности;
научить ребят применять имеющиеся у них знания, умения, навыки человеческого общения в повседневной жизни.
Работа с педагогическими кадрами:
создание учебно-воспитательной системы, способствующей обмену опытом и взаимосотрудничеству школы и детского сада;
организация и методическое обеспечение взаимодействия членов педагогического коллектива школы с членами воспитательского состава детсада.
Объект проектной деятельности (база внедрения):
Дошкольники 4 – 6 лет.

Субъекты проектной деятельности:
члены педагогического коллектива школы:

Педагог – организатор;
- школьный психолог;
- педагог-дефектолог (при необходимости);
- социальный педагог;
- руководители кружков;
- учителя начальных классов;
- учитель, принимающий выпускников детсада;
- лидер детского объединения.
- творчески работающие учителя.

Члены ученического коллектива школы:
- актив системы детского самоуправления;
- актив БРПО (Белорусская республиканская пионерская организация);
- ребята, посещающие кружки и занятия по интересам;
- "Октябрята";
- ребята, желающие оказать помощь в сотрудничестве.

Родительская общественность;
Члены воспитательского состава детского сада.

Формы и методы работы:
Вовлечение в совместную игровую деятельность школьников разных возрастов и дошкольников;
Организация совместного проведения мероприятий, КТД различной направленности (игровых, познавательных, развивающих, творческих, интеллектуальных);
Организация экскурсионных программ для дошкольников в рамках «школа – сад»;
Организация и проведение совместной творческой деятельности (выставок, конкурсов, фестивалей);
Работа социально-психологических служб по изучению личностно-психических качеств и свойств каждого ребёнка с последующим внедрением дифференцированных, личностно ориентированных методов и форм работы;
Индивидуальная работа по формированию, развитию и усовершенствованию знаний, умений и навыков в соответствии с возрастными особенностями, требуемых ситуацией.

Сроки и графики внедрения:
5 лет
Этапы планирования:
Подготовительный этап - 2 года:
Создание творческой группы из составов учителей, воспитателей, школьников и родителей;
Разработка программы сотрудничества и взаимодействия общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения;
Планирование учебно-методических комплексов;
Разработка комплексно-целевой системы педагогической деятельности и взаимодействия;
Создание аналитического материала для диагностики реализации проекта.

Основной этап – 2 года:
Проведение плановых учебно-методических мероприятий для участников проектной деятельности;
Выявление, обобщение и распространение лучшего опыта участников проектной деятельности по сотрудничеству и взаимодействию общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения;
Организация и внедрение учебно-воспитательной программы взаимодействия;
Наблюдение за выполнением проектной деятельности;
Аналитическая деятельность по реализации задач проекта.

Заключительный этап – 1 год:
Мониторинг и оценка результатов проекта;
Информационно-аналитическая работа по подведению итогов проектной деятельности;
Сопровождение первоклассников в первый год обучения в школе.

Критерии, по которым будет отслеживаться качество проекта:

1. Уровень социализации и адаптации детей на пограничном периоде «сад – школа»:
Уровень мотивации детей на учёбу;
Оценка возможности каждого ребёнка проявить свой творческий потенциал;
Степень реализации ценностных ориентаций первоклассника;
Степень влияния на детей различных факторов социального окружения;
Место школы в формировании личности ребёнка;
Уровень подготовленности детей начать обучение в школе.

2. Степень соответствия воспитательных услуг запросам и ожиданиям родителей:
Сравнительный анализ мнений первоклассников, участников
проектной деятельности, родителей относительно удовлетворённости проводимой работой.

3. Оценка социокультурной ситуации:
Оценка деятельности субъектов проектной работы по развитию общекультурного кругозора учащихся;
Уровень коммуникативных умений первоклассников;
Уровень ценностных ориентаций;
Уровень воспитанности детей, наличие негативных явлений в адаптации первоклассников, их анализ;
Наличие социокультурных мероприятий в проектной деятельности;
Состояние взаимоотношений между первоклассниками и другими членами школьного коллектива.
Нормативное обеспечение:
Кодекс Республики Беларусь «Об образовании»;
Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;
Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;
Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка».

Методическое обеспечение:
Научно-методические материалы по проблеме проекта;
Методические наработки членов педагогических коллективов школы и детского сада;
Методическая литература.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале года педагогами составляется совместный план, целью которого является конкретизация работы по трем основным направлениям:

1. Работа с детьми:

Экскурсии в школу;

Посещение школьного музея, библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

Выставки рисунков и поделок;

Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

Участие в театрализованной деятельности;

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом).

2. Взаимодействие педагогов:

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

Семинары, мастер- классы;

Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

Проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

Педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

Родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

Консультации с педагогами ДОУ и школы;

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Творческие мастерские;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

Образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.) ;

На протяжении уже нескольких лет наша дошкольная разновозрастная группа сотрудничает с филиалом «Желтухинская ООШ».

Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности, мы пришли к выводу, что, прежде всего, необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования. Мы пересмотрели нашу работу и разработали план совместных мероприятий, реализация которого ставила задачу не увеличения количества методических мероприятий, а улучшения качества преемственных связей между дошкольным и начальным звеном, позволяющим понять работу каждого изнутри.


Планируя работу, мы ориентируемся на портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения, который должен соответствовать современным требованиям, предъявляемым к детям, идущим в первый класс.

В совместной работе эффективными стали такие формы взаимодействия, как взаимное знакомство с образовательными программами дошкольной группы и школы, организация совместных педагогических советов, мастер-классов. Еще одно важное, на наш взгляд, направление работы дошкольной группы и школы - организация совместных праздников, выставок, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.

Воспитатели подготовительной группы посещают уроки по математике, русскому языку в первом классе. Учитель, который на следующий учебный год набирает первоклассников, посещает занятия по обучению грамоте в дошкольной группе. Знакомство со спецификой планирования работы в дошкольной группе и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику.

В течение года дважды проводится диагностика детей подготовительных групп школьным педагогом-психологом. Первая: в сентябре-ноябре – для выявления уровня развития и выстраивания процесса обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Вторая: в апреле-мае – для определения достигнутого уровня. Между диагностиками педагогом-психологом ведется работа по коррекции тех или иных отклонений совместно с воспитателями и родителями.

Экскурсии дошкольников в школьные музей и библиотеку оставляют особенно радостные впечатления у детей. Дети узнают условия и традиции школьной жизни.

В течение года дошкольники посещают кружок «Школа будущего первоклассника». Где успевают привыкнуть и полюбить свою первую учительницу.

Хорошей традицией является то, что в дни школьных каникул первоклассники могут вновь вспомнить дошкольное детство, увидеть воспитателей, поиграть в своей группе. И, самое главное, почувствовать, что их помнят в детском саду, им рады, их любят здесь, интересуются их успехами и затруднениями. С другой стороны, дети подготовительной группы с радостью встречаются со своими повзрослевшими друзьями, обмениваются впечатлениями, свободно общаются с ними, включаются в совместные игры, занятия.

Учащиеся школы, в свою очередь, являются участниками праздников и мероприятий в дошкольной группе, играя роли сказочных персонажей.

За весь год, наши дети много узнают о школе, с легкостью ориентируются в здании школы. С удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.

Взаимодействие детского сада со школой.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребёнка. С него начинается новый этап в его развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми. Физиологически и психологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошёл для ребёнка безболезненно? Здесь мы уверены - большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Серьёзный вопрос, которому необходимо уделять большое внимание в дошкольном возрасте - это формирование социальных навыков. В начальной школе работа по освоению социальных навыков продолжается. Особое внимание уделяется навыкам партнёрского общения и делового взаимодействия. Уже в детском саду дети начинают самостоятельно отрабатывать правила поведения в той или иной конкретной ситуации. Если говорить о физическом развитии, то и здесь большая часть работы падает на детский сад, так как дошкольный возраст - это период, когда развивается двигательная и сенсорная системы организма. Дети имеют возможность перемещаться по группе свободно. Им предоставляется свобода выбора вида деятельности, свобода выбора удобного ребёнку положения в пространстве (сидя, стоя, даже лёжа). Эта свобода позволяет ребёнку правильно развиваться физически. В связи с этим на начальном этапе школьного обучения педагоги во многих школах стали разрешать детям выбирать удобное положение. Развитие эмоционально-волевой сферы: цель одна, но задачи в школе несколько усложняются. В детском саду мы ведём работу по формированию у ребёнка простых навыков внутренней волевой регуляции. Дети занимаются каким-либо видом деятельности, чаще всего по желанию, ради успеха общего дела. Эти навыки продолжают активно формироваться в начальной школе в процессе взаимодействия к учебной деятельности. При этом, формы и методы организации учебно-воспитательной работы плавно переходят из детского сада в школу: утро начинается со сбора в круг, дети приветствуют друг друга и обсуждают проблемы, ребятам предоставляется возможность выбора задания любой степени сложности; они активно работают в парах. Проектная деятельность переходит из детского сада в школу. Одной из важных задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием: методическая работа, работа с родителями, работа с детьми. Методическая работа предполагает проведение семинаров- практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам: адаптация учащихся первых классов к обучению в школе; психологическая готовность ребёнка к школе; задачи детского сада и семьи по подготовке к школе. Семинары включают в себя взаимные посещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительной группе.

На занятиях присутствуют учителя, которые набирают детей в первый класс. Работа с родителями у нас также ведётся на протяжении всего учебного года.

Мы проводим родительские собрания о подготовке детей в школу, о развитии познавательных и творческих способностей, учителя отвечают на вопросы родителей будущих первоклассников. Это позволяет родителям определиться с выбором педагога и школы для своего ребёнка.

И конечно, работа с детьми.

На протяжении некоторого времени на базе нашего детского сада совместно со школой проводятся семинары, где дети знакомятся со своими будущими педагогами. Учителя посещают открытые занятия, общаются с будущими первоклассниками. Как сказал известный педагог Асмолов А. Г.

Не ребёнок должен готовиться к школе,

А школа должна готовиться к ребёнку…»

При тесном сотрудничестве учитель высказывает свои пожелания и рекомендации, которые нужны для нашей совместной работы. Вот например, одна из них: педагог в школе широко используя на своих уроках карточки для самооценки, порекомендовала использовать их в образовательной деятельности дошкольников подготовительной группы. Очень часто при проведении открытых занятий привлекаются и школьники 4 - 5 класса - наши бывшие выпускники. Нашим ребятам интересно работать с ними, ведь они делятся опытом, передавая свои эмоции, а также делятся знаниями. В нашем образовательном учреждении старший воспитатель, психолог, социальный педагог ежегодно отслеживают успеваемость наших выпускников на протяжении всей начальной школы. Дошкольники, в свою очередь, ходят в школу на экскурсии, принимают участие в культурной деятельности школы: концерты, спектакли, выставки поделок и рисунков. Встреча с учащимися школы, бывшими воспитанниками детского сада - всё это оказывает у детей желание идти в школу, вселяет уверенность в своих силах. Мероприятия проводятся не только в родных стенах детского сада и школы, но и на уровне посёлка.

В феврале 2014 года в одной из школ нашего посёлка, принадлежащей ОАО «РЖД», произошло важное событие - был построен и введён в эксплуатацию новый, полностью укомплектованный спортивный зал.

В мае 2013 года у меня был выпуск детей в школу, а семинар был проведён в ноябре 2013 г. В первой половине дня учителя смотрели мероприятие у нас в саду: в подготовительной группе была интересная деловая игра- «Путешествие в Москву», в этом мероприятии воспитателям помогали ученики 5-го класса; дошколята с удовольствием выполняли все задания, которые были подготовлены для них. Очень интересно провела занятие по английскому языку педагог из школы в подготовительной группе.

Педагог приходит и проводит свои занятия 1 раз в неделю в подготовительной группе. Музыкальный руководитель подготовила с детьми старшей группы сказку «Каша из топора», где были задействованы и ребята 1 - го класса. Школьники вместе с дошколятами играли вместе на одной сцене.

Во второй половине дня воспитатели и педагоги работали в школе. Я смотрела урок математики в первом классе. Это были мои выпускники! Тема урока была «Луч и отрезки». Каково было моё удивление, когда учитель предложила достать циркуль и отмерить им 5 отрезков. Дети успешно выполняли задания педагога. В конце урока дети поднимали карточки самооценки. Мне было интересно наблюдать, как они работали на уроке. Дети успешно отвечали, выходили к интерактивной доске и переставляли «вагоны у поезда», с заданиями педагога первоклассники справлялись.

Когда прозвенел звонок, ребята подбежали ко мне и начали хвалиться своими успехами в школе, я была рада за них! В четвёртом классе ученики готовили свои проекты прямо на уроке. Учитель разбила детей на три команды, они принялись за дело. Задание было такое: первой команде нужно было собрать материал про наш Сковородинский район (материал разный - это вырезки из газет, рассказы из личного опыта и другое). Вторая команда работала также усердно, они собирали материал о нашем посёлке. Ресурсы были разные, даже применение личного опыта. Третья команда должна была предоставить свой собственный репортаж с места недавних событий нашего посёлка. В классе были расположены три круглых стола, чтобы детям было удобно работать и общаться. В конце урока дети смело выходили и рассказывали информацию, какую приготовили. Урок прошёл с интересом. В конце дня, когда подводили итоги, учителя выступали со словами благодарности воспитателям. Дети приходят в школу подготовленные. Приводили примеры: когда дети, не посещавшие детский сад резко отличаются от «садовских» по своей подготовке к школе. Мне было приятно, что работа нашего детского сада имеет столь хороший результат.

Думаю, что такое сотрудничество ради детей, позволит и в дальнейшем добиться положительных результатов в работе. По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов имеют много общего, поэтому у нас общее имя - педагог.

Таким образом «Преемственность» даёт детям эмоциональное благополучие, быструю адаптацию к школе, развитие положительной мотивации умений в учебной деятельности. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и решение задачи преемственности.

Реализация взаимодействия ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы

Вопросы взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных школ в целях обеспечения преемственности дошкольной и начальной ступеней образования остаются актуальными на всем протяжении существования системы образования, основанной на выделении основных этапов образования согласно возрасту ребенка, т.е. уже около ста лет.
На сегодняшний день проблема сохранения единого образовательного пространства является актуальной для современного дошкольного образования, поскольку, с одной стороны, необходимо учитывать цели и содержание дошкольного образования на соответствующих возрастных этапах развития ребенка, вводимых новыми образовательными стандартами. А с другой – потребностью в качественной его подготовке к школе на основе единых требований к работе детского сада и школы.
Уровень требований к поступающим в школу детям усложняется из года в год. Вследствие чего, детскому дошкольному образовательному учреждению необходимо обеспечивать проведение мероприятий по преемственности дошкольной и начальной ступеней образования, поскольку основные мероприятия по подготовке детей к школе выполняют детские сады. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит его дальнейшее обучение.
Задача ДОУ состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания и обучения ребенка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основу его готовности к обучению в школе, формируя у него систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.
Но основные мероприятия по подготовке к обучению на начальной ступени общеобразовательной школы проводятся на этапе посещения ребенком подготовительной группы и первого класса школы.
Основными направлениями оптимизации взаимодействия ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы являются
1. Организационно-правовое.
2. Организационно-коммуникативное.
3. Организационно-педагогическое.
Таким образом, сегодняшнему руководителю ДОУ необходимо осуществить определенные управленческие действия организационного характера, направленные на
создание правовой базы взаимодействия между ДОУ и общеобразовательной школой,
обеспечение коммуникации между ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы,
организацию педагогических мероприятий в рамках взаимодействия ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы.
Последовательно рассмотрим необходимые мероприятия в рамках каждого направления.
В первую очередь целесообразно юридически закрепить основные позиции сотрудничества ДОУ и общеобразовательной школы путем заключения договора о сотрудничестве между ДОУ и общеобразовательной школой. Этот документ определит цели, задачи, основные направления, формы и средства взаимодействия, что является крайне важным с точки зрения организации процесса (как управленческой функции). Заключение договора о сотрудничестве позволит избежать недопонимания между субъектами взаимодействия и, как следствие, игнорирования проведения необходимых мероприятий. Определение форм и средств взаимодействия поможет выявить зоны ответственности ДОУ и общеобразовательной школы, что является необходимым, поскольку проведение мероприятий предполагает использование материальных и кадровых ресурсов.
Основной частью договора должно стать приложение «Проект совместной деятельности по обеспечению взаимодействия между ДОУ и общеобразовательной школой», включающий в себя перечень и план – график мероприятий.
Данный перечень будет включать в себя совокупность мероприятий в рамках организационно-коммуникативного и организационно-педагогического направления.
Важной задачей ДОУ и общеобразовательной школы является организация коммуникации между администрациями учебных заведений, специалистами детского сада и начальной школы, родителями, воспитанниками детского сада и первоклассниками.

На уровне администрации учебных заведений и специалистов детского сада и начальной школы необходимо проведение педагогических советов и заседаний методических объединений, с целью определения целей и ключевых направлений сотрудничества.
Оптимизации взаимодействия ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы способствует создание координационного совета по вопросам преемственности и взаимодействия.
На уровне воспитателей детского сада, учителей начальных классов, педагогов – психологов, логопедов, социальных педагогов, медицинских работников необходимо
проведение семинаров и круглых столов по вопросам преемственности и адаптации к школе с целью определения задач и конкретных мероприятий;
взаимопосещение воспитателями и учителями начальных классов, набирающими детей в первый класс в следующем учебном году, уроков и занятий друг друга. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что дает возможность совершенствовать методы обучения детей с учетом особенностей их личностного и интеллектуального развития.
На уровне воспитателей детского сада, учителей начальных классов, родителей будущих первоклассников и воспитанников детского сада традиционными формами коммуникации являются
знакомство со школой в форме экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу, посещение музея школы (при наличии), школьной библиотеки, спортивного и актового залов, беседы и встречи с учащимися школы (первоклассниками, которые посещали тот же детский сад);
знакомство со школой в День открытых дверей, на который организуется концерт с участием воспитанников детского сада, первоклассников и других желающих учеников школы, организуется выставка детских рисунков и поделок.
Также развитию коммуникативных связей на этом уровне способствуют проведение совместных праздников детсадовцев и первоклассников, совместное участие первоклассников и детей подготовительной группы в праздниках, развлечениях, играх – соревнованиях, эстафетах. Все это вызывает у ребят желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.
Однако знакомство со школой важно не только для будущего первоклассника, но и для его родителей, которым предстоит сделать выбор школы с учетом сегодняшнего разнообразия программ обучения и широкого спектра образовательных услуг. При этом необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребенка («зону его ближайшего развития» о которой родители, не имеющие педагогического образования как правило не задумываются), личностные качества будущего учителя и многое другое.
На уровне воспитателей, учителей начальной школы, педагогов – психологов, логопедов, социальных педагогов, медицинских работников и родителей необходимы
проведение анкетирования родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии начала школьной жизни ребенка;
проведение работы с родителями на протяжении всего учебного выпускного года:
 оформление информационных стендов, папок-передвижек «Советы будущим первоклассникам», «Психологическая готовность ребенка к школе: параметры готовности и рекомендации родителям по их развитию», «Готовность к школе: готовим ребенка, готовимся сами», «Мотивация к учебе», «Социально-психологическая готовность. Коммуникативные навыки»;
 проведение родительских собраний, круглых столов по проблемам подготовки ребенка к школе, выбора школы и будущих программ обучения детей, на которых учителя будущих первоклассников и психолог школы могут ответить на все вопросы родителей;
 проведение индивидуальных консультаций с родителями.
Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребенок находится еще в детском саду.
Работа с родителями тем более важна, поскольку на сегодняшний день актуальной является проблема завышения требований к готовности ребенка к школьному обучению. В части при поступлении в гимназию или лицей от выпускника детского сада зачастую требуется, чтобы он бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое.
Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребенка без учета его индивидуальных особенностей. Хорошим считается детский сад, из которого дети переходят в «элитную» школу. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в «школьной» логике – практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложненной математике, вместо развития познавательных процессов.
Игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности, вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребенка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребенка на образование.
В связи с этим, для оптимизации взаимодействия ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы необходимо:
обеспечение проведения занятий, направленных на формирование готовности детей к обучению к школе с учетом их возрастных и личностных особенностей;
ведение совместной деятельности по адаптации детей к школе;
проведение диагностики готовности к школе;
совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ;
проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Комплексное проведение вышеперечисленных мероприятий позволит оптимизировать взаимодействие ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы и достичь необходимого уровня преемственности и непрерывности образовательного процесса.

Авторы: Смирнова Елена Григорьевна, заведующий МБДОУ детским садом №70 комбинированного вида, г.Одинцово, студентка 2 курса магистратуры, факультет менеджмент АНОО ВПО Одинцовский гуманитарный университет, г. Одинцово Московская область

Булинок М.Б., заведующий МБДОУ детским садом №41 комбинированного вида, г.Одинцово, студентка 2 курса магистратуры, факультет менеджмент АНОО ВПО Одинцовский гуманитарный университет, г. Одинцово Московская область

Джамалова Т.Ю. кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента АНОО ВПО Одинцовский гуманитарный институт,
г. Одинцово Московская область

Наименование материала: статья, методическая разработка
Наименование предмета: управление

Любовь Гостюжева
Программа «Взаимодействие детского сада и школы»

Структура программы.

I РАЗДЕЛ

1.1. Актуальность___стр 3 -4

1.1.1. Цели и задачи освоения Программы___стр4 -6

1.1.2. Алгоритм работы по преемственности детского сада и школы___ стр 7

1.1.3. Формы осуществления преемственности:___стр 8

1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы___стр 9

2.1. Средства обеспечения Программы___стр 10

III. РАЗДЕЛ

3.1. План работы ___стр 10

Изучив концепцию содержания непрерывного образования, различные нормативные документы по вопросам преемственности нами была составлена программа "Взаимодействие детского сада и школы".

1.1. Актуальность

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального

образования играет координация взаимодействия между педагогическими

коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление.

Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами

занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в

детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты,

сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы.

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к

осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели

выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это

одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

1.1.1. Цели и задачи освоения Программы

Цель программы:

реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и

начального школьного образования, придание педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Исполнители:

заведующий детским садом, воспитатели, учителя начальных классов.

Объекты программы: дети дошкольного (старшая, подготовительная группы) и школьного возраста (1 класс, родители, педагоги.

Цели непрерывного образования:

Воспитание нравственного человека.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.

Задачи непрерывного образования:

на дошкольной ступени:

приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение

детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).

на ступени начальной школы:

осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения

в соответствии с ними;

готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др);

желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности:

совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального

образования, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Проблемы непрерывного образования.

Формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без опоры на

предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив.

Разрыв между конечными целями и требованиями при обучении отдельным предметам на различных этапах образовательного процесса. Несогласованность между “входными” и “выходными” требованиями детского сада и школы.

Необеспеченность учебного процесса в системах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и их несоответствие новым целям и требованиям обучения.

Несовершенство существующих систем диагностики при переходе учащихся с одного

образовательного уровня на другой.

Отсутствие системности при отборе содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.

Слабая управленческая и организационная преемственность, т. е. трудности в общем руководстве всем процессом воспитания, обучения и развития учащихся в обеих подсистемах комплекса “детский сад- школа”.

Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.

1.1.2. Алгоритм работы по преемственности детского сада и школы

1 этап - поступление ребенка в детский сад:учет и постановка детей в детский сад,

медицинское обследование,

адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад,

педагогическое и психологическая диагностика при поступлении ребенка в детский сад

2 этап: подготовка ребенка к обучению.

Методическая работа:

Проведение общих педагогических советов воспитателей и учителей начальных

классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.

Проведение открытых уроков и занятий

Ведение индивидуаальных диагностических карт на каждого ребенка с целью дальнейшего отслеживания роста и развития детей,

Выявление наиболее острых проблемных вопросов при обучении детей в начальной школе, % неуспевающих и второгодников)

3 этап – плавный переход из детского сада в школу.

Педагогическая диагностика детей, характеристики на детей, адаптация первоклассников в школе. Заполнение диагностических карт на каждого ребенка. Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание педагогической помощи детям и родителям. Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед с психологом.

1.1.3. Формы осуществления преемственности

I. Работа с детьми:

1) экскурсии в школу;

2) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

3) участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

4) выставки рисунков и поделок;

5) встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;

6) совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

7) участие в театрализованной деятельности;

8) Беседы о школе рассматривание картин, чтение худ. лит- ры, знакомство со школьными атрибутами;

9) дидактические игры и др.

II. Работа с педагогами:

1) совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

2) проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

3) взаимодействие педагогов ДОУ и школы;

4) открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

5) педагогические наблюдения.

III. Работа с родителями:

1) совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

2) круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

3) консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

4) дни открытых дверей;

5) анкетирование, тестирование родителей;

6) образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей

7) визуальные средства общения;

1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы

Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения

Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению

Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком

Мотивационная готовность детей к обучению в школе

Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие

непрерывного образования

II РАЗДЕЛ

2.1. Средства обеспечения Программы

Воспитательно-образовательная работа в МБДОУ базируется на основной

образовательной программе МБДОУ, которая обеспечивает разностороннее развитие

детей в возрасте от 2 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей

по основным направлениям: физического, социально-личностного, познавательного,

речевого, художественно-эстетического. Содержание образовательного процесса

выстроено в соответствии с программами:

Комплексная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания

ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,

всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с

возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в

современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности

жизнедеятельности дошкольника.

III. РАЗДЕЛ

I. 3.1. План работы

II. На основании созданной программы составляется план работы на год.

Приложение 1 – план совместной работы со школой на2012 -2013г/

Приложение 2 – план совместной работы со школой на2013 -2014г

Лучшие статьи по теме