Для школьников и родителей
  • Главная
  • Животные
  • Река где крестили иисуса христа. Как происходило крещение Иисуса Христа? Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

Река где крестили иисуса христа. Как происходило крещение Иисуса Христа? Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

Наша первая остановка река Иордан, место Крещения Господня. Место куда стремится попасть каждый паломник.

Иордан. Как много значит это слово для каждого христианина. Ведь это место крещения Иисуса Христа, место начала его служения людям. Именно сюда, за 12 столетий до Богоявления привел Иисус Навин народ израильский и здесь впервые вступил Израиль в землю обетованную. В этом месте перешли Иордан пророки Илия и Елисей, отсюда ушла за Иордан преподобная Мария Египетская.
И каждый паломник, пребывающий на Святую Землю стремится к этому месту. Стремиться окунуться в Священных водах и сохранить в душе чувство, что именно здесь принял крещение сам Иисус Христос. Именно здесь «… Иисус Христос, своей Божественной плотью освятил всю реку Иордан…Когда Иоанн Креститель крестил людей – они свои грехи отдавали в воду, и Господь взял на себя ГРЕХ МИРА…и потом искупил его своей Божественной кровью на Кресте».

Рассказывая, по приезду из Израиля, о посещении Иордана и его мутных водах, я часто видел недоуменный взгляд, побывавших там ранее людей. Какие мутные воды, какие деревянные ступени и деревянные перила? Вода чистая и почти прозрачная, а ступени каменные.

Небольшой поиск в интернете и все становится на свои места. Действительно ранее место для омовения паломников было чуть севернее. В верхнем течении реки Иордан, вблизи Генисаретского (Тивериадского) озера. Здесь вода была прозрачной и слегка зеленоватой, в ней плавало множество рыб.

Есть интересный видеофрагмент, любезно предоставленный прихожанкой нашего храма Гаталовой М.А., ранее посетившей это место с протоиереем Сергием Ашиток. Батюшка в облачении стоит в прозрачных, чуть зеленоватых водах, держась за металлическое ограждение, но что высматривающего в воде — наверное, рыб. И как рассказывала одна из «мало воцерковленных» знакомых – огромная рыба, похожая на сома, длиной около метра, так ее напугала, что она с криком выбежала из воды, напугав всех остальных людей.

Место Крещения Господня достоверно неизвестно, но по христианской традиции принято считать, что оно находится примерно в 8 км от Иерихона и в 5 км от впадения Иордана в Мертвое море
Интересно описание Иордана игуменом Даниилом: «Иордан-река течет быстро, берега с той стороны крутые вначале, а затем идут пологие. Вода в реке очень мутная, но вкусная, и не насытишься, когда пьешь эту воду. С нее не бывает болезней и пакостей в животе человека.

Нам посчастливилось быть рядом с истинным местом Крещения Иисуса Христа.

Мы погружались в Иордан на юге, в том месте, которое ближе всего к подлинному месту крещения Спасителя. Сейчас это место находится, буквально в сотне метров от нас на суше так как река со временем немного изменила русло. И вода такая же мутная. Но из рассказа инокини Эмилии, если дать ей отстояться, вода становиться прозрачной, вкусной и полезной. Многие сестры Горненского монастыря пьют ее по утрам.

Но это было опять небольшое отступление и основного повествования. Вернемся к описанию происходившего с нами.

Уже на подъезде к месту Крещения, издалека виден золотой купол храма, но оказывается он на территории другого государства – Иордании
Узкая полоса реки, всего несколько метров отделяют нас от Иордана. Иордан в этом месте пограничная река.

Посередине — нейтральная полоса. И вновь напоминания сопровождающей нас инокини Эмилии – «не забывайте по воде проходит государственная граница Израиля и Иордании… на другой стороне пограничник и …у них есть автоматы… не шумите, не кричите… они не поймут Ваших шуток… и может случиться нехорошее…»

А мы спешим в раздевалки. Пора переодеваться в специальные рубахи.

Женщины переодеваются. А батюшка, отец Сергий, уже ждет нас к молитве и Евангельскому чтению.

И пока есть немного времени, пока переоденутся все женщины, можно, наверное и батюшке сделать несколько фотокадров.

Но в реальности было несколько иначе. Именно паломники попросили отца Сергия сделать несколько фотографий «нештатного фотографа и Вашего покорного слуги».

Но помощники «нештатного фотографа» тоже не спят… и вот уже и фото отца Сергия с огромным фотоаппаратом и …фото «нештатного фотографа» готовы для фотолетописи.

Все готовы, все переоделись в специальные «крестильные» рубахи. Спускаемся к месту Крещения. На деревянном помосте батюшка начинает молитвенное чтение и чтение Евангелия (см. по ссылке).
… можно входить в воды Святого места… Святые воды Иордана…
Мы прикоснулись к истокам таинства Крещения. Воды Святого Иордана вокруг нас.
Что у каждого в душе? Какие чувства переполняют нас? Как все это описать?
Что нас заставляет еще и еще раз погружаться в мутные воды Иордана? Почему выйдя из воды, мы вновь стремимся к реке? И еще раз почувствовать Святость вод Иордана.

Но пора заканчивать. Мы не единственные кто хочет прикоснуться к Святыне.

Уже подъехали автобусы с новыми группами паломников, и они уже ждут своей возможности окунуться в Святых водах Иордана.
.
Немного с сожалением, но радостные и счастливые спешат паломники в раздевалку.
Переодеваемся. С особым чувством складываем купальные рубахи. Многие советуют очень бережно хранить эти рубашки и просят именно в них положить их, когда придет время, в гроб (эта фраза часто звучала в разговорах паломников).

Post Views: 1 841

После раннего завтрака, с вещами садимся в автобус. Едем через город по крутому спуску, где мы поднимались вчера от берега Галилейского моря. Проехали это чудесное озеро. Здесь нам показали, где вытекает из него река Иордан. Едем в город Ерихон , который находится в восточной окраине Иордании. Он неоднократно упоминается в Ветхом и Новом Завете. Дорога занимает около часа. Река Иордан течёт с севера на юг, и её длина здесь в 2 раза больше. Название реки Иордан означает спускающаяся, ниспадающая. Вода её по библии целебная. По библейским преданиям был исцелён человек от проказы. Едем по Иорданской долине. Слева от нас вдали видна полоска Мёртвого моря. Жаль, что туда мы не поедем. Уровень мёртвого моря – самый низкий в мире. Справа на горе видим крепость. Рядом проходят поля с саженцами. Между рядов проезжает небольшой трактор и поливает их. Теперь едем по пустыне. Слева и справа пески и камни. Наконец подъехали к реке Иордан. Выходим из автобуса, и идём в тростниковые раздевалки.

Опять надеваем купальник, белые рубахи и идём по ступенькам до реки. Река здесь неширокая 15-20 метров. Вода зеленоватая и непрозрачная. Посредине реки стоит пограничный столбик, по другую сторону находится Иордания, и заплывать далее границы нельзя. Здесь же находится пограничный пост, и пограничники, которые наблюдали за нами.


Наша группа паломников выстроились у воды и вместе с батюшкой стали читать молитвы. Напротив, нас на другом берегу паломники Иордании. У них крещение по-другому, они заходят в воду по щиколотки, священники с молитвой обливают их сверху небольшим количеством воды. Мы же русские — стоим облачённые белыми рубахами в молитвах.

Наш батюшка освящает воду крестом.

Вникаем в смысл священных слов. Множество мух слетелось к нам, они мешают и щекочут ноги. Туристы с того берега с любопытством разглядывают и фотографируют нас. Здесь на реке в библейские времена Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа. Место очень святое. Наконец наш батюшка с молитвой освятил воду большим крестом. Теперь можно заходить.

Вода показалась прохладной. Окунулась трижды с молитвой «Отче Наш». Ощущения незабываемые. Солнце, вода и Дух Святой. Мне так понравилось, и вода уже не казалась холодной. Теперь идём одеваться в раздевалки, и к автобусу. Снова едем по Иудейской пустыне. Небо сине-голубое, жёлтые пески, местами вдоль дороги растут красивые красочные кусты.

Справа от нас видим верблюдов. Их коричневая окраска выделяется среди оранжевого песка.


Приехали в Ерихон , самый древний город мира к греческому монастырю пр. Герасима Иорданского . Он расположен неподалёку от впадения реки Иордан в Мёртвое море. На этом месте останавливалась Богородица с Младенцем и Иосифом по дороге в Египет.

Монастырь Св. Герасима — один из древнейших в Палестине. Он был построен преп. Герасимом в 455 году. Св. Герасим был родом из Мир Ликийских. Монастырь представлял собой каменную крепость, рассчитанную примерно на 70 монахов. На середине лавры находилась » киновия» (общежитие) для новоначальных. Монахи «достигшие степеней совершенства», помещались в отдельных келиях.

Пять дней недели каждый пребывал в своей келии, не вкушая ничего, кроме хлеба воды и фиников. В субботу и воскресение отшельники собирались все вместе, и по причащении Св. Таин, за общей трапезой вкушали варёную пищу и немного вина. Они не имели никакого имущества, кроме одежды, и, уходя не затворяли дверей своих келий. В пустыне подвизались другие св. отцы; пр. Феоктист, преп. Феодосий и др.


Память святого празднуется 4 марта. Пр. Герасим был столь воздержан, что весь Великий пост пребывал без пищи, довольствуясь только причастием Св. Таин. Преподобного изображают обычно вместе со львом. Этот лев, после того, как Св. Герасим исцелил его, стал преданным и неразлучным «послушником» преподобного, и использовался на монастырских работах.

Со времени арабского нашествия 637 года сведения об монастыре становятся малочисленнее, и затем исчезают. В 12 веке русский паломник игумен Даниил застал в монастыре 20 монахов.

Нынешний монастырь находится в нескольких милях от сада по направлению к Мёртвому морю. Он похож на небольшую крепость в пустыне. Примечательно, что неизвестны ни место погребения св. Герасима, ни сведения о его мощах.

Полы в храме из старинной мозаики. Мне понравилась огромная икона — крещение Иисуса Иоанном Предтечей.


Во внутреннем дворике очень уютно. Монахи нас угощают рисовой похлёбкой с хлебом.

Церковная еда всегда сытна и вкусна. Здесь в углу находится клетка с огромными зелёными попугаями. Справа небольшая церковная лавка.
Едем к следующему монастырю Пророка Елисея . Во дворе сохранилось знаменитое дерево Закхея, на котором сидел сборщик податей в надежде увидеть Спасителя.


Справа от нас источник святой воды. Можно пить, и умыться свежей водой. Заходим в храм.

Далее едем в монастырь «Русская миссия ». Здесь во все стены висят огромные иконы. Мне понравились с библейскими событиями — Крещение Иисуса, где Спаситель сам излечивал больного и т.д.

Снова выходим на улицу, погода стоит очень тёплая. На термометре у входа я заметила температура воздуха +26 С’. Рядом фруктовый сад с лимонами и апельсинами. Далее наш путь в Каранталь к Горе Искушений . На этой горе Иисус Христос постился в течение 40 дней и ночей после Своего Крещения, и здесь же Диавол искушал Его. Автобус остаётся внизу на стоянке, а мы идём 30 минут пешком в гору по каменистой дороге.

Добрались первые до железных ворот монастыря. Здесь находится греческий православный монастырь Искушения , построенный в 4 веке, и недостроенный монастырь на вершине горы. Стучим в двери. Наконец нас услышали, и открыли дверь. Здесь необычные проходы с открытыми сводами. Вместо потолка свешивающиеся склоны горы.

Выходим на длинный балкон, который нависал прямо над пропастью.

Главной святыней монастырского храма является камень, на котором молился Иисус. Мы по очереди в благоговении прикладываемся к нему. Ознакомившись с внутренними помещениями, выходим из храма и спускаемся уже за 15 минут к автобусу. Едем обратно, туда, где нас оставил гид Дмитрий. Ему нельзя ездить сюда, так как у него гражданство Израиля. Такие здесь дикие порядки.
Теперь едем из Эрихона к востоку. Здесь раскинулась удивительная своей каменистой дикостью Иудейская пустыня. Путь проходит по извилистой дороге. Автобус остаётся на стоянке. Со смотровой площадки открывается сказочный вид на пустынную, сезонную реку Нахаль Прат (на иврите) или Вади Кельт (на арабском), которая за многие годы образовала в скале каньон впечатляющих размеров. Длина глубокого и узкого ущелья — около 28 километров, а перепад высоты – более 1000 метров. На дне каньона есть три ручья: Эйн-Прат, Эйн-Мабуа и Эйн-Кельт. Нам на этот раз предстоит спуститься глубоко вниз к храму, что находится в каньоне. Нас предупредили, что некоторые паломники могут остаться наверху. Дорога состоит из больших плит. Местные извозчики с ослами, предлагают свои услуги по крутому спуску, но никто из наших паломников не пожелал. Здесь необычная природа. Горы резко обрываются вниз в виде каньонов.

Постепенно вечереет, воздух насыщен свежестью, и незнакомыми горными запахами. Мы неспешно спустились, последний отрезок пути надо пройти с подъёмом.

Наконец подошли к вратам храма пр. Хозевита , основанный, около 480 г. и посвящён Пресвятой Богородице. В пещерах ущелья, по соседству с храмом, располагались кельи иноков. Некоторые кельи виднелись в почти отвесной стене. Далее идём в пещерный храм Ильи Пророка , в память искушения Христа Дьяволом. По преданию это происходило на этом месте. Здесь скрывался и молился пророк Илия во время трёхлетней засухи. В этой же пещере св. Иаким получил от Ангела известие, что его жена родит долгожданную дочь Марию – Богородицу.

На улице уже темнело. В одном из залов храма балкон выходит на ущелье. Картина необычна перед закатом солнца. Вместо обзора во весь пролёт виднелась каменная стена. Добродушные монахи угостили нас кофейным напитком, чтобы подкрепить наши силы для обратной дороги. Теперь наш путь обратно, нужно подняться по крутому склону извилистой дороги.

Несколько человек согласились ехать на ослах, их сопровождали пешие погонщики. Я не поехала на осле, а пошла пешком, чтобы прочувствовать всю вечернюю красоту гор. Поднялись довольно скоро, и времени потратили почти это — же, за которое спустились. Меня это даже удивило. Вот, что значит освящённый кофейный напиток. Садимся в автобус.
Едем в Вифлеем , который находится в 8 км от Иерусалима по территории Палестины . Наш Гид опять нас временно покинул, так как ему нельзя находиться на чужой территории. На улице уже темно. Приехали в гостиницу, разместились по своим номерам. Номер у нас немного прохладный. Включаем кондиционер, но он, то перегревает комнату, то отключается.


Небольшая водная артерия, теряющаяся в песках и петляющая среди скал отрогов ливанских гор, является естественной границей между мусульманским и иудейским миром. Две тысячи лет назад она стала мистической гранью, разделившей историю человечества на "до" и "после". Название палестинской реки превратилось в "Иордан" означает любой водоем или место, где на праздник Крещения совершается обряд Великого освящения воды.

Что означает слово крещение

В славянской традиции «крещение» означает причастность к жизни Христа. В древности это слово так и произносилось - хрещение. Под этим понимается некое мистическое действо, относящееся к Христу и производимое с Его участием. Первое значение термина «крещение» означает церковное таинство (не обряд, а именно таинство), посредством которого человек становится членом общества последователей жизни и учения Иисуса Христа.

В эллинской традиции это действо называется словом βαπτίζω (ваптисо), что означает «погружать» или «окунать». Там, где в славянском переводе Евангелия написано, что Иоанн Предтеча совершал крещение в реке Иордан, следует понимать «погружение»: «… и крестилась (погружалась, окуналась) вся Иудея» и т. д. Святой пророк Иоанн не сам придумал эту церемонию, но совершал эти действия на основе ветхозаветного иудейского религиозного обряда. Подобные ритуалы можно встретить у многих народов. Например, индуисты совершают священное омовение в реках.

Древний иудейский обычай

Закон Моисея предписывал совершать омовения при всяком осквернении: прикосновении к мертвецу, вкушении запрещенной пищи, женщине после кровотечения и пр. Согласно обрядам древних евреев, к иудейской вере мог присоединиться любой человек нееврейских кровей. Такой человек назывался прозелитом. На этот случай был прописан особый ритуал принятия в иудаизм иноверцев, который предусматривал и омовение. Современным языком это можно назвать крещением прозелитов.

Во всех случаях омовение совершалось посредством полного, с головой, погружения в водоем. Это было символическим действом и имело мистический смысл очищения от грехов. Очистительными свойствами обладала только «вода от Бога»: проточная из источника или собранная дождевая.

Крещение Иоанна

Иудейские обряды были известны Иоанну. В определенное время он приходит на берег и провозглашает, что наступает время суда Божьего. Праведники будут награждены совершенной вечной жизнью в Царстве Бога, а грешники − подвержены вечному наказанию. Иоанн проповедовал, что спастись от наказания можно только раскаявшись в пороках и исправив свою жизнь. «Приходите на Иордан, − призывал Креститель, − приходите, кто хочет спастись!»

Иоанн традиционному иудейскому ритуалу придает новый смысл. Над приходящими к нему людьми он совершает крещение в реке Иордан: погружает в воду и не позволяет выйти до тех пор, пока человек полностью не очистит свою душу. Будучи избранником Божиим, он обладал способностью видеть тайны внутреннего мира. Не исповеди о своих преступлениях требовал пророк, а решительного отказа от грешной жизни. Постепенно вокруг Иоанна образуется целая община новых спасаемых людей.

Крещение Иисуса Христа

Проникнувшись грозным призывом пророка покаяться в грехах, к нему приходило множество людей со всей Палестины. В один из дней на берегу Иордана явился Христос. Это событие подробно описывается всеми четырьмя евангелистами. Иисус не имел ни единого греха, не нуждался в исповеди и очищении. Евангелисты пишут о том, что Христос, погрузившись в Иордан, тотчас, немедленно вышел из воды. Пророк почувствовал святость Богочеловека и задал недоуменный вопрос: «Мне нужно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Спаситель повелевает ему исполнить обряд.

Принятие Христом Иоаннова крещения очень важно. Это подтверждает истинность проповеди Крестителя в том, что наступает новая эра нравственности человечества. После крещения Христос отправился в уединенное место в палестинской пустыне, где провел в молитве сорок дней и только после этого начал проповедь среди иудеев.

Для чего Иисус принял крещение

Некоторые протестантские конфессии упрощенно воспринимают смысл происшедшего события. По их мнению, Иисус крестился для того, чтобы нам дать пример. Пример чего? Смысл крещения объясняется в Евангелии от Матфея. В 5-й главе Христос говорит о себе, что он явился в мир не для того, чтобы разрушить ветхозаветный закон, но чтобы его исполнить. В первоисточнике смысл этого глагола имеет немного другой оттенок. Христос пришел совершить закон, то есть Самим Собой завершить его действие.

Теологи усматривают в крещении несколько мистических моментов:

  • Река крещения Христа открыла людям новые знания о Боге. Евангелисты свидетельствуют о том, что при выходе из воды на Спасителя сошел Святой Дух в образе голубя, и всеми присутствующими был услышан голос с Небес, называвший Христа Сыном и повелевавший исполнять Его учение. Христиане это событие называют Богоявлением, так как впервые миру было засвидетельствовано о Боге в трех лицах.
  • Крещением Иисус символизирует духовное состояние всего древнего израильского народа. Иудеи отступили от Бога, забыли Его заповеди и массово нуждались в покаянии. Христос как бы дает понять, что весь еврейский народ должен совершить переход в новое нравственное состояние.
  • Воды Иордана, образно очищая пороки погружавшихся в них людей, несли духовную нечистоту всего человечества. Река, в которой крестился Иисус, это еще и символ мятущихся душ. Христос, погрузившись в воды, освятил и очистил их.
  • Христос − жертва. Смысл Его служения на земле - принести Себя в жертву за грехи человечества. По иудейскому обычаю жертвенное животное перед богослужебным ритуалом должно подвергнуться омовению.

Откуда произошло название «Иордан»

По общепринятому мнению река, где крестили Иисуса, имеет иудейское название. В научной среде по этому поводу нет единого мнения.

  • Самым логичным было предположить семитское происхождение топонима. В этом случае Иордан происходит от еврейского слова «йере́д» («спускается», «падает»), и названия источника Дан - наименование одного из 12 племен древнего Израиля.
  • Существует версия индоевропейского происхождения слова. Издревле на этих ближневосточных территориях проживали индоиранцы − предки филистимлян. Индоевропейский корень danu означает «влага», «вода», «река».
  • Русский религиозный философ Дмитрий Сергеевич Мережковский в «Одиссее» Гомера усмотрел строки, говорящие о некоем племени кидонов, обитавших у берегов Ярдана. Он сделал вывод о том, что река крещения Иисуса названа Иорданом выходцами с Крита.

Священные воды Иордана

Уже за 1000 лет до нашей эры воды реки Иордан почитались священными. Летописцы сохранили немало свидетельств о том, что больные проказой исцелялись после купания в реке. Иные ревнители опускались в воду в погребальных саванах. Отрезы ткани хранили до дня смерти, веруя, что это поможет воскреснуть.

После крещения Иисуса река стала считаться великой святыней и без проведения дополнительных обрядов. Ранние христиане использовали воду, считая ее чудодейственной и обладающей целебными свойствами. Когда христианство стало государственной религией в Византии, верующие получили возможность беспрепятственно передвигаться по империи. Река крещения Христа стала вожделенной целью для паломников.

К берегам Иордана устремилось множество пилигримов, не только для того, чтобы поклониться священным местам. Кроме благоговейного почитания появились и суеверия. В воды реки стали погружать больных в ожидании чуда исцеления и преклонного возраста людей с верой в омоложение. Воду начали применять для окропления сельхозугодий, надеясь, что это принесет обильный урожай. Владельцы морских судов набирали большие сосуды воды, пытаясь предотвратить кораблекрушение и устроить благополучное плавание.

Иордан в наши дни

Поток паломников не прекращается и в наши дни. Согласно древним свидетельствам, место на берегу Иордана, где совершал свою миссию Иоанн Предтеча, находится на территории современного Израиля. Река крещения Христа в этой местности протекает по Палестинской автономии и доступ на нее после войны 1967 года невозможен.

Идя навстречу пожеланиям христиан, израильское правительство выделило небольшой участок берега при выходе Иордана из моря). При участии Министерства туризма был построен целый комплекс сооружений. Этот паломнический центр не считается историческим местом евангельских событий, но для многочисленных верующих со всего мира он является единственной возможностью погрузиться в священные воды.

Чудеса на праздник Крещения

На праздник Богоявления 19 января православный Иерусалимский патриарх совершает праздничный молебен и великое освящение воды. Кульминационным моментом этого богослужения является троекратное погружение креста в воду. Множество присутствующих свидетельствуют о ежегодно повторяющемся чуде. В момент погружения креста, река крещения Иисуса останавливает свой бег, и воды начинают перемещаться в обратном направлении. Это явление многими очевидцами запечатлено на видео. Иордан имеет довольно сильное течение, и объяснить этот феномен природным фактором не представляется возможным. Верующие считают, что таким способом Бог проявляет свою силу.

Подлинное место крещения Спасителя

Если вопрос, в какой реке крестили Иисуса, уже считается решенным, то с определением места самого события можно поспорить. За двадцать веков русло реки менялось не один раз, канули в Лету государства и народы, существовавшие в библейские времена.

В иорданском городе Мадаба сохранился древний храм времен расцвета Византийской империи. Церковь Георгия Победоносца была построена в середине VI века. Ее пол украшает мозаичная географическая карта Палестины. Сохранившийся фрагмент этого документа имеет размеры 15 на 6 метров. Кроме всего прочего, на карте очень детально изображено и место крещения Спасителя. Это натолкнуло ученых на мысль найти археологическое свидетельство евангельских событий.

На территории Иордании, неподалеку от места впадения реки в Мертвое море, в 1996 году, на сорок метров восточнее современного русла группа археологов обнаружила истинное место крещения Спасителя. Вот уже почти год с израильской стороны река крещения Христа в этом месте доступна для посещения паломников. Все желающие могут добраться до воды и совершить омовение или погружение.

Река крещения Руси

Киевский князь Владимир принял решение сделать православное христианство официальной религией. В историографии как церковной, так и светской, освящая эти события, принято упоминать об устроенном князем Владимиром опросе посланцев разных религий. Греческий проповедник оказался наиболее убедительным. В 988 году состоялось стала Иорданом государства Киевского.

Сам Владимир принял крещение в греческой колонии Крыма − городе Херсонесе. По прибытии в Киев он повелел креститься всему своему двору. После этого, под страхом причисления к личным врагам, совершил крещение Руси. В какой реке будет происходить массовое таинство, сомнений не возникало. Деревянная статуя самого почитаемого языческого бога Перуна была низвергнута в реку, а киевляне собраны на берегу Днепра и его притока Почайны. Прибывшие с Владимиром из Херсонеса священнослужители совершили таинство, и началась новая эпоха нашего государства.

Flickr.com, grandpamony

Христиане всего мира относятся к Иордану как к священной реке, ведь в его водах принял крещение Иисус Христос. Но где доподлинно находится это самое место, стало известно только в конце XX столетия.

Вифара за Иорданом

В Евангелии от Иоанна указывается адрес того места, где проповедовал и крестил Иоанн Креститель - недалеко от селения Вифавара за Иорданом. Но где именно находится это селение? Дело в том, что в Палестине того времени было несколько селений с одноименным названием.

Долгое время считалось, что Вифавара находится на территории Израиля, недалеко от местечка Каср-Эль-Яхуд, что в 4 километрах от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море.

Определить ее истинное местоположение помогла мозаика на полу в храме Святого Георгия в городе Мадаба. Мозаичное изображение размером 15 х 6 метров, относящееся к VI веку н.э., представляет собой великолепно сохранившуюся точную карту Святой Земли с указанием всех христианских святынь.

Карта указывала на то, что место крещения Иисуса Христа в реке Иордан находится не на территории Израиля, а на противоположном берегу реки в местечке Вади эль-Харар (на территории современной Иордании).

Кроме того, в том месте, где 2000 лет назад происходил обряд Крещения, воды на данный момент уже нет. За такой огромный промежуток времени река сменила русло при впадении в Мертвое море и теперь протекает на несколько десятков метров ближе к Израилю.

В подтверждение этой версии в Вади эль-Харар на сухом месте в 1996 году археологами были обнаружены руины трех византийских церквей и мраморная плита, на которой, как предполагают, стояла колонна с крестом, установленная во времена раннего христианства на месте Крещения Иисуса Христа. Именно эта колонна часто упоминается в письменных источниках паломников византийской эпохи, посетивших Святые места.

После бурных дебатов ученые всего мира и лидеры ведущих христианских конфессий пришли к выводу, что именно Вади эль-Харар является местом крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан.

Читать еще

Так, весной 2000 года визит папы Иоанна Павла II в эти места закончился официальным признанием Ватиканом того факта, что Вади эль-Харар - величайшая христианская Святыня.

Русская Православная церковь в знак признания этого факта приняла участие в строительстве на территории Вади эль-Харар православного храма в честь Иоанна Крестителя. Считается, что храм основан на том самом месте, где Иисус Христос оставил свою одежду перед тем, как окунуться в воды библейской реки.

Открытие этого величайшего для всего христианского мира объекта стало возможным в результате мирного соглашения, подписанного между Израилем и Иорданией в октябре 1994 года.

Ярденит в Израиле

Множество паломников, ежегодно посещающих Израиль , хотели бы иметь возможность окунуться или даже совершить обряд крещения в водах реки Иордан.

Но река Иордан практически на всем своем протяжении от озера Кинерет (Галилейского моря) до Мертвого моря представляет собой естественную границу между двумя государствами Израилем и Иорданией. Границу, надо сказать, не всегда мирную, в связи с чем, подходы к реке как с одной, так и с другой стороны находятся под пристальным наблюдением военных.

С этой целью Министерством туризма Израиля было определено специальное место, представляющее собой тихую заводь в районе истока реки Иордан из озера Кинерет (Галилейского моря). В 1981 на этом месте был построен специальный комплекс для паломников, получивший название Ярденит.

Согласно Евангелию от Марка, в момент крещения в водах реки Иордан на Иисуса сошел святой дух в виде голубя: “И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение” . (Мк. 1, 9-11) Именно эти слова, написанные на мемориальной стене на всех языках мира, встречают приезжающих сюда паломников.

Комплекс оборудован пешеходными дорожками, удобными подходами к воде, раздевалками, душевыми кабинами. В магазинчиках, находящихся на территории комплекса, можно приобрести или взять напрокат рубашки паломника, купить бутылочки для иорданской воды, различную сувенирную и косметическую продукцию земли Израиля.

В местном ресторанчике вам обязательно предложат отведать популярную среди туристов рыбу тиляпию, которую здесь величают “рыбой Святого Петра”.

История возникновения этого названия отсылает нас к Евангелию от Матфея, согласно которому в те давние времена всякий еврей старше 20 лет должен был ежегодно платить налог в размере 2 драхм на содержание Храма. Но у Иисуса не было денег, и тогда он попросил Петра сходить к морю, закинуть удочку и заплатить налог той монетой, которую найдет во рту у первой пойманной им рыбы. Считается, что этой рыбой и была тиляпия. За жабрами рыбки до сих пор можно разглядеть два темных пятна, якобы следы от пальцев самого Апостола.

Ежегодно сотни тысяч христианских паломников со всех уголков земного шара посещают комплекс Ярденит в Израиле. Нередко приезжают целые автобусы с паломниками во главе со священниками, которые совершают здесь обряд Крещения.

Очень часто у паломников, уже крестившихся ранее, возникает вопрос: “Можно ли пройти обряд крещения еще раз, но на этот раз в водах реки Иордан?”. Дело в том, что крещение - это специальный ритуал, совершающийся в жизни верующего христианина всего один только раз. Исключением может быть только переход из одной конфессии в другую - в этом случае имеет смысл проконсультироваться у священнослужителей той или иной конфессии.

Паломники совершают в водах реки Иордан ритуальные омовения во исцелении души и тела. Переодевшись в белые одежды, паломники произносят слова молитвы, после чего трижды окунаются в воды Иордана во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Местонахождение: Южная оконечность озера Кинерет, шоссе 90. От шоссе до Ярденита 0,5 км.

Как добраться: Рейсовые автобусы из Иерусалима № 961, 963, 964; автобусами от северных городов страны, движущимися по шоссе № 90.

Часы работы:

понедельник - четверг: 08:00 - 18:00,
пятница и канун праздников: 08:00 - 17:00

Вход свободный. Все посетители для поддержания благочестивой атмосферы должны иметь белые крестильные одежды, которые можно приобрести ($24) или взять напрокат ($10).

Река Иордан давно изменила свое русло

По нынешним временам можно было бы сказать, что Крещение, отмечаемое 19 января, входит в «топ-5» важнейших и популярнейших православных праздников, отмечаемых россиянами. Но где конкретно происходило это событие, случившееся почти 2000 лет назад и описанное в Евангелии? – Оказывается, это удалось точно установить лишь сравнительно недавно. О таком географическом открытии «МК» рассказали специалисты.

«...В те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Так описывает это событие евангелист Марк.

Самая общая географическая привязка, известная всем - Иордан, к которому христиане всего мира относятся, как к священной реке. Но ведь берега иорданские протянулись на многие-многие километры. Где же конкретно Господь входил тогда в речные воды?

Вот какую информацию сообщили нам сотрудники пресс-центра Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря, находящегося на территории Смоленской области.

«В Евангелии от Иоанна называется место, где проповедовал и крестил Иоанн Креститель. По словам этого евангелиста, оно находилось недалеко от селения Вифавара за Иорданом. Однако данный ориентир неоднозначен. Ведь в Палестине того времени было несколько селений с таким названием.

Долгое время считалось, что «крещенская» Вифавара располагалась на территории нынешнего Израиля, недалеко от местечка Каср-Эль-Яхуд, что в 4 километрах от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море. Но лишь в конце прошлого века исследователям стало окончательно ясно расположение места, где крестился Спаситель и случилось чудо Богоявления.

Определить его помогла мозаика на полу в храме Святого Георгия, находящегося в Иорданском городе Мадаба. Это мозаичное изображение размером 15х6 метров, датируется VI в. нашей эры и представляет собой хорошо сохранившуюся и довольно точную карту Святой Земли, с указанием на ней всех христианских Святынь. Судя по карте, место крещения Иисуса Христа в реке Иордан находится не на территории Израиля, а на противоположном берегу этой реки, на территории современной Иордании в местечке Вади эль-Харар.

Примечательно, что в том месте, где 2 тысячи лет назад происходил обряд Крещения, воды давно уже нет. За столь огромный промежуток времени река сменила русло при впадении в Мертвое море и теперь протекает на несколько десятков метров ближе к Израилю.

Чтобы подтвердить или опровергнуть «подсказку», данную мозаичной картой из Георгиевского храма, в 1996 году археологи провели раскопки в Вади эль-Харар. В итоге там были обнаружены руины трех византийских церквей, а главное - мраморная плита-основание, на которой, как предполагают, стояла колонна с крестом, установленная во времена раннего христианства на месте Крещения Иисуса Христа. Именно эта колонна часто упоминается в письменных свидетельствах паломников византийской эпохи, посетивших Святые места.

После бурных дебатов, ученые всего мира и лидеры ведущих христианских конфессий пришли к выводу, что именно Вади эль-Харар является местом крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан.

Весной 2000 года папа Иоанн Павел II посетил эти места. Визит понтифика закончился официальным признанием Ватиканом того факта, что Вади эль-Харар является одной из величайших христианских Святынь - местом Крещения Господа нашего Иисуса Христа. Данный факт признан и Русской Православной церковью. В знак этого РПЦ приняла участие в строительстве на территории Вади эль-Харар православного храма в честь Иоанна Крестителя. Храм основан на том самом месте, где по преданию Иисус Христос оставил свою одежду, прежде чем окунуться в воды библейской реки.»

Лучшие статьи по теме