Для школьников и родителей
  • Главная
  • Поделки
  • Чудак из 6б читательский дневник. Мой читательский дневник. Главные герои - взрослые

Чудак из 6б читательский дневник. Мой читательский дневник. Главные герои - взрослые

Веселая история Бориса Збандуто, ученика шестого “Б” класса одной из московских школ.

Уезжая в командировку в Сибирь, отец поручил мне покупку подарка к маминому дню рождения – сам он вернуться к празднику не успевал. Так мне в руки попали десять рублей. Десятку я разменял на следующий день.

Мой закадычный друг Сашка Смолин не поверил, что такие большие деньги – мои. Чтобы доказать это, я повел его в кино. Но началась эта история с возвращения в нашу школу Насти Монаховой. Она уезжала на год – уехала гадким утенком, а вернулась красавицей.

Мы с Сашкой влюбились в нее одновременно. Именно из-за Насти я и согласился стать вожатым первого “А”. Когда наша вожатая возложила на меня это ответственное поручение, смеялся весь класс: ну какой из меня вожатый. Только Настя сказала, что воспитать из малышни примерных октябрят – дело серьезное.

Эти слова и заставили меня согласиться.

Моя мама, учитель физкультуры и гимнастка, отнеслась к этому скептически – она считала меня балбесом. Я и сам очень быстро забыл о своей высокой миссии вожатого. Тем временем

“наша дружба с Сашкой из-за Насти зашла в тупик”.

Когда я с ней разговаривал, Сашкина румяная физиономия становилась мертвенно-бледной, мне же лучший друг являлся в ночных кошмарах.

Моя малышня явилась за мной сама. Мне пришлось-таки зайти к ним в класс. Запомнить их всех я не смог, и сгоряча пообещал сводить весь первый “А” в автоматическую фотографию. Втягиваться в возню с октябрятами я начал после того, как глазастая первоклашка Наташа Морозова отвлекла меня от ответственного футбольного матча “шестой Б против шестого А”.

Девчонка испугалась собаки, и мне пришлось проводить ее домой. По дороге я узнал, что мама Наташи умерла, отец работает в Африке врачом, а сама Наташа живет с бабушкой-пенсионеркой.

Сашка долго презирал меня за то, что я бросил матч, а “первоклассники одолели меня окончательно”. Я с головой погрузился в проблемы первого “А”, успевая при этом сводить Настю на прогулку и потратить очередной рубль из маминого подарка. За Настей мы с Сашкой решили “ухаживать под покровом полнейшей тайны, пока она не полюбит одного из нас.

Побежденный гордо удалится”.

Оказывается, Настя шутила, когда говорила о важности работы вожатого. Мне даже немного обидно стало. Однажды один из моих первоклашек попросил меня застегнуть ему штаны. Это было последней каплей.

Я написал заявление о том, что “ухожу в отставку с высокого поста вожатого, поскольку это мешает моей личной жизни”. Наша вожатая заявление мое взяла, но тут меня атаковали мои октябрята – начали просить, чтобы не уходил. Чтобы не поддаться жалости, я начал вспоминать, как разнимал драчунов, и зашивал Наташке порванное гвоздем платье.

К моему удивлению “все эти воспоминания не вызвали во мне ни протеста, ни негодования”. На прощание я все же решил сводить моих подопечных в автоматическую фотографию. Зайдя в первый класс, я написал об этом на доске, и вдруг начал вспоминать о своих первоклашках, об их наивных и живых мордашках.

На следующее утро я не только забрал у вожатой заявление, но и отказался идти с Настей в кино.

В кино Настя пошла с Сашкой, а я с головой погрузился в возню с октябрятами. На автоматическую фотографию и пирожки с повидлом я потратил еще несколько рублей из “подарочной” десятки.

А через некоторое время разразился скандал, “неожиданный и грандиозный. Меня вдруг решили с треском снять с должности вожатого”. Как раз в тот день я должен был вести ребят в цирк.

Хотел – в цирк, а попал к директору. Сидя в приемной, я вспоминал, из-за чего все это случилось. Началось с того, что Наташка испугалась ящерицы, которую подсунул ей в парту одноклассник.

Тогда я решил бороться с трусостью научными методами – собрал первоклашек у себя и устроил в темной комнате “аттракцион ужасов”. Стрельцова мою “психотерапию” только со второго раза. Дома она все рассказала маме.

Та немедленно отправилась к директору, и вместе с этой историей, поведала ему о двух других.

Одна из них произошла в самом начале моей деятельности, когда я ходил по домам своих подопечных. Отец первоклассника Толика коллекционировал фарфор. Мальчонка и угостил меня чаем из самой редкой коллекционной чашки, которую я, конечно, разбил.

Я-то не знал, какая она редкая, поэтому осколки собрал и выкинул. Разразился скандал, о котором вскоре узнала Стрельцова-старшая.

Еще одна история произошла у Стрельцовых. Тогда старшие члены семьи Стрельцовых относились ко мне без предубеждения и спокойно оставили свою Зину на мое попечение. Зина пригласила Наташку и Толика, и веселье началось.

В результате новая желтая юбка Зининой мамы оказалась испачкана чернилами. Я предложил ее перекрасить. Пятно не исчезло, а мои отношения со Стрельцовой-старшей сильно осложнились.

Как на грех, в тот день, когда директор узнал о моих подвигах, я получил сразу пять двоек – Насте поручили подтягивать отстающих, и я решил во что бы то ни стало занять это место. Увидев эти двойки, директор вдруг вспомнил, что получил на меня письмо из милиции. “Дело в том, что меня вывели со скандалом из бассейна. Я там был на соревнованиях и засвистел в два пальца”. Но засвистел-то я не просто так.

Я тогда решил сделать из первоклашек спортсменов, вот я и привел их в бассейн. Сердитый тренер заставил всех нас раздеться, но выбрал только Стрельцову. Я заявил ему, что “дело у них поставлено плохо” – соревнования проигрывают, а молодое и здоровое пополнение брать отказываются.

После этого разговора были показательные соревнования, на которых я освистал пловца этого самого тренера.

Моя педагогическая карьера висела на волоске, когда в директорский кабинет вломились мои первоклашки и начали меня защищать и отстаивать. Вот тут директор и заметил у меня в руке тетрадь, куда я вклеил все моментальные фотографии своих малышей. Он полистал тетрадь и оставил меня вожатым.

В этот день я увидел Стрельцову-старшую еще раз. Мы собирались в цирк, и заметили, что Генка не явился. Отправившись за ним, я обнаружил, что мальчишка помогает матери-уборщице сгребать снег – про цирк он ей не сказаал.

Тогда мы все вооружились лопатами и начали помогать, а Стрельцова-старшая, проходя мимо, назвала меня чудаком, словно обругала. Но я на нее не обиделся, а в цирк мы все равно попали, и я потратил на мороженное остатки заветной десятки.

Подарок я маме так и не купил. Мне пришлось притвориться, что я забыл о дне рождения. “Я окончательно запутался и как сын, и как воспитатель”. Дело в том, что учительница моих первоклашек заболела, и мне поручили караулить класс во время контрольной.

Я пожалел их и написал шпаргалку, которой воспользовались все, кроме Наташки. Она и получила единственную в классе двойку. Наташка – человек правдолюбивый, списывать она не стала принципиально, а когда я ее упрекнул, девчонка перестала со мной разговаривать.

Днем позвонил папа и потребовал отчета – что купил маме, когда и где. Пришлось признаться, что деньги я потратил. Так же смело я решил признаться нашей новой вожатой, что первоклашки списали из-за меня. Сашка тоже преподнес мне сюрприз.

Настя нашла у себя в парте букетик цветов, и решила, что положил их туда Сашка. Я уж решил, что пришла пора “гордо удалиться”, как вдруг Сашка заявил, что он здесь не причем, а цветы Настя сама купила. Тут мне пришлось вмешаться и заявить, что этот несчастный букет принес я. После этого Сашка долго бегал от меня, “как заяц”.

После этого я признался вожатой в преступлении, и поздравил маму по телефону.

В универмаге, где я пытался поймать Сашку, мне встретилась наша бывшая вожатая – теперь она работала продавщицей. Я рассказал ей всю историю. Она сказала, что у меня педагогическое призвание, и одолжила два рубля – маме на цветы.

Потом я догнал Сашку, мы купили цветы и пошли ко мне на именинный пирог.

Несколько дней было тихо. Все первоклашки приходили ко мне, кроме Наташки, а потом я узнал, что у девчонки воспалился аппендицит, и ее увезли в больницу. Бабушке ее я сказал, что Наташа задержится в школе, а потом мы всем первым “А” заявились в больницу. Хирург удивился, успокоил меня, а потом подмигнул – он тоже оказался чудаком.

Я подмигнул в ответ и вдруг подумал, что именно благодаря первому “А” я “живу жизнью, которая сделала меня счастливой”.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Маленький старинный городок на берегу Оки. Пожилой Николай Николаевич Бессольцев уже несколько лет живет один в столетнем фамильном доме с мезонином и четырьмя балконами. Он переехал туда после смерти тетки. Став вдовцом, долго болел и часто вспоминал картины своего прадеда – крепостного художника, целая коллекция которых была собрана поколениями Бессольцевых. Николай Николаевич продолжил эту традицию, […]...
  2. Сюжетная основа Двенадцатилетний школьник Сева с Алтая едет в “Артек”. Он хочет найти отца, который ушел из семьи и живет в Москве. Сева не решается послать отцу телеграмму. Он покупает ему в подарок вазу. На пересадке в Москве Сева убегает от вожатой. В автобусе мальчик едет без билета. Водитель автобуса спасает Севу от штрафа и […]...
  3. Моздокская степь. Идет война с фашистской Германией. Я – боец, минометчик. Я москвич, мне восемнадцать лет, второй день на передовой, месяц в армии, и я несу командиру полка “очень ответственный пакет”. Где этот командир – неизвестно. А за невыполнение задания – расстрел. Кто-то силой втягивает меня в окоп. Объясняют, что еще сто метров, и я […]...
  4. Шукшин В. М. Сашку Ермолаева обидели. В субботу утром он собрал пустые бутылки из-под молока и сказал маленькой дочери: “Маша, пойдешь со мной?” – “Куда? Гагазинчик?” – обрадовалась девочка. “И рыбы купите”, – заказала жена. Саша с дочкой пошли в магазин. Купили молока, масла, пошли смотреть рыбу, а там за прилавком – хмурая тетя. И […]...
  5. В. М. Шукшин Обида Сашку Ермолаева обидели. В субботу утром он собрал пустые бутылки из-под молока и сказал маленькой дочери: “Маша, пойдешь со мной?” – “Куда? Гагазинчик?” – обрадовалась девочка. “И рыбы купите”, – заказала жена. Саша с дочкой пошли в магазин. Купили молока, масла, пошли смотреть рыбу, а там за прилавком – хмурая тетя. […]...
  6. Рассказ ведется от имени дьячка Фомы Григорьевича. Эта история случилась с его дедом, когда священнику было лет одиннадцать. Увиденное настолько потрясло воображение ребенка, что и теперь, по прошествии многих лет, дьячок помнит все в мельчайших подробностях. Как-то раз дед позвал маленького Фому и его брата на баштан, чтобы дети отгоняли птиц, клевавших урожай. В это […]...
  7. БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА В одной из губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова, который выстроил себе дом и соорудил суконную фабрику. Его все любили, хотя и считали гордым. Не ладил с ним только со­сед Григорий Иванович Муромский; это был на­стоящий русский барин, который вел хозяйство на английский манер. Однажды приехал сын Берестова Алексей. Он был воспитан в университете […]...
  8. (Сокращенный вариант) Сашку Ермолаева обидели. В субботу утром он собрал пустые бутылки из-под молока и сказал маленькой дочери: “Маша, пойдешь со мной?” – “Куда? Гагазинчик?” – обрадовалась девочка. “И рыбы купите”, – заказала жена. Саша с дочкой пошли в магазин. Купили молока, масла, пошли смотреть рыбу, а там за прилавком – хмурая тетя. И почему-то […]...
  9. В одной отдаленной русской губернии у себя в имении жил русский помещик Иван Петрович Берестов. После службы в гвардии он вышел в отставку и жил в деревне. Его жена умерла в родах, и он один воспитывал сына Алексея. В свое время он построил суконную фабрику, дела его шли хорошо, к нему в гости часто приезжали […]...
  10. ВЫСТРЕЛ Рассказчик – армейский офицер, который по­вествует о жизни своего полка, остановившегося в местечке ***. Каждый день офицеры полка бывал и в доме у Сильвио. Это был человек военный, лет тридцати пяти, “он казался русским, а носил иност­ранное имя”. Главным его занятием была стрельба из писто­лета. Как-то человек десять из полка собрались у Сильвио сыграть […]...
  11. Ы Жили два брата-крестьянина: один богатый, а другой – бедный. Много лет богатый давал бедному в долг, но тот оставался таким же бедным. Один раз пришел бедняк просить у богатого лошадь, чтобы привезти дров. Тот с неохотою дал лошадь. Тогда бедный стал просить хомут. Но брат рассердился и хомута не дал. Делать нечего – бедный […]...
  12. “Гамбринус” – пивная в подвале южного портового города. Каждый вечер много лет подряд здесь играет скрипач Сашка-еврей, веселый, вечно пьяный человек неопределенных лет, похожий на обезьяну. Неизменно к шести часам вечера он приходит в пивную со скрипкой и маленькой собачкой Белочкой. В той же пивной работает буфетчицей мадам Иванова, полная женщина, с бесцветным от многолетнего […]...
  13. Двое братьев-близнецов – Сашка и Колька Кузьмины, по прозвищу Кузьменыши – живут в детском доме в подмосковном Томилино. Директор детдома – вор (хлеб, предназначенный сиротам и беспризорным, попадает к родственникам директора и его собакам; одежда, которой он обязан снабжать детей, также оседает у его родных и знакомых). Кузьменыши мечтают попасть в “хлеборезку” (помещение, где лежат […]...
  14. Название произведения полностью соответствует его содержанию. Оно написано в форме дневника. Главный герой – мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, 42-летний титулярный советник Аксентий Иванович Поприщин, который описывает все происходящее с ним на протяжении четырех месяцев. Начинается дневник с записи, сделанной 3 октября. Поприщин пишет, что в этот день с ним случилось необыкновенное приключение. Рано […]...
  15. Повествование от третьего лица. Много общих замечаний, рассуждений публицистического характера. Повествование также прерывается воспоминаниями. Март месяц. Иван Петрович – водитель. Он только что вернулся с работы, устал. Его встречает жена Алена. Вдруг он слышит, что люди кричат: пожар. Горят ОРСовские склады. Иван Петрович суматошно думает, что взять с собой на тушение пожара. Берет с собой […]...
  16. СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ Рассказчик – мелкий чиновник – проезжал как-то через ***скую губернию по тракту на пере­кладных и остановился у станционного смотрите­ля по имени Самсон Вырин. Они разговорились, как будто всегда были знакомы. Дочь смотрителя, красавица Дуня, тоже умела поддержать разговор с проезжающими. Прошло несколько лет, рассказчик опять попал на эту же станцию. Увидев очень постаревшего […]...
  17. Ы Старик-крестьянин постоянно думает о хозяйстве; парень-пастух каждую ночь наслаждается почетом и славой В давнюю, давнюю пору неподалеку друг от друга жили мудрец-даос Чжуанцзы и некий Мо Гуан, почтенного возраста богатый селянин. А в деревне обретался сирота, нашедший приют у чужих людей. Его и звали Подкидыш. Рос он невеждой, но на него обратил внимание даос […]...
  18. СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ “Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не брани-вался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем однако справедливы, постараемся войти […]...
  19. Автор знакомит читателя с мелким чиновником Акакием Акакиевичем Башмачкиным, который оказался несчастным с самого рождения. Трижды открывали календарь, чтобы окрестить ребенка. И трижды выпадали такие заковыристые имена, что мать отчаялась и решила: быть сыну, как и отцу, Акакием. Служил Башмачкин в одном департаменте и занимался переписыванием бумаг. Дело свое он знал превосходно, выполнял с большой […]...
  20. Рассказчик, Иван Тимофеевич, сообщает, как, отдыхая в отпуске в деревне, услышал о некой местной колдунье. Заинтригованный, он находит в лесу жилище старой ведьмы и знакомится с ее внучкой Олесей. Иван находит Олесю интересной в общении девушкой и начинает с ней встречаться. Он удивляется умным речам лесной затворницы, не умевшей даже читать, и еще больше поражается […]...
  21. Гробовщик Адриян Прохоров переезжает с Басманной улицы на Никитскую в давно облюбованный домик, однако не чувствует радости, так как новизна немного пугает его. Но вскоре порядок в новом жилище устанавливается, над воротами прикрепляется вывеска, Адриян садится у окна и приказывает подать самовар. Распивая чай, он погрузился в печальную думу, так как от природы был мрачного […]...
  22. Катерина Петровна доживала свой век в доме, построенном ее отцом – известным художником. Глаза ее видят плохо, некоторые висящие на стенах картины ей уже трудно разглядеть. Октябрь выдался на редкость ненастный и холодный. Трудно старухе вставать по утрам, все чаще задумывается она о том, что станет с домом, когда она умрет. Отец вернулся из Петербурга […]...
  23. Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский, помещики, не ладят между собой. Берестов вдовец, преуспевает, любим соседями, имеет сына Алексея. Муромский “настоящий русский барин”, вдовец, англоман, хозяйство ведет неумело, воспитывает дочь Лизу. Алексей Берестов хочет делать военную карьеру, отец не соглашается, и пока Алексей живет в деревне “барином”, производя неизгладимое впечатление на романтических уездных барышень, […]...
  24. Вощев трудился на одном механическом заводе и был на хорошем счету у начальства, пока не стал “решать” философские вопросы прямо на рабочем месте. Данное занятие сильно снизило качество его работы и привело к печальному результату: Вощева уволили с завода в день его тридцатилетия. Напившись с горя в пивной, Вощев держит путь в соседний город. По […]...
  25. Повесть написана в форме дневника. 3 октября Герою повести не хочется идти в департамент (чинить перья для директора), потому что начальник давно уже указывает Ему на путаницу мыслей. С неохотой одевшись и выйдя из дома, на перекрестке Он видит, как дочка директора департамента входит в магазин, оставив собачку (Меджи) на улице. Мимо проходят знакомые начальника, […]...
  26. ШИНЕЛЬ В одном петербургском департаменте служил чиновник по фамилии Башмачкин. Вида он был самого жалкого: низенького роста, лысоватый, рябоватый, морщинистый, бледный. Звали его Акакий Акакиевич. Имена во время крещения предлагали все какие-то нелепые: Дула или Варахасий. Мать решила: “Пусть уже ребеночек зовется, как отец!” Имя Акакий в переводе с греческого означает “беззлобный”. В департаменте все […]...
  27. Андреев Л. Н. Сашка – герой “рождественского рассказа” Андреева – обладал непокорной и смелой душой, не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери… Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии, но, несмотря на это, его пригласили на […]...
  28. Куприн А. И. Основные действия произведения А. И. Куприна “Гамбринус” разворачиваются в пивной с одноименным названием. Пивная так была названа в честь короля Гамбринуса, некоего покровителя пивного дела. Само заведение находилось в подвальном помещении. Стены пивной всегда были влажные, пол был густо усыпан опилками, а вместо столов стояли пивные бочки. Направо от входа возвышалась эстрада. […]...
  29. Пропавшая грамота Быль, рассказанная дьячком о своем деде. Дед был из простых казаков. Однажды задумалось вельможному гетьма послать царице грамоту. Полковой писарь позвал деда и сказал, что поедет о с той грамотой к царице. Дед зашил грамоту в шапку и поехал. На второй день он уже был в Конотопе, где в то время шла ярмарка, […]...
  30. В великом государстве, в славном граде во Антоне жил-был Гвидон. Узнал он однажды о прекрасной королевне Милитрисе и посватался к ней. Отец Милитрисы дал свое согласие. У молодых через три года родился сын, и назвали его Бовой. Но Милитриса была давно влюблена в короля Додона и мечтала видеть его своим супругом. Она посылает Гвидона на […]...
  31. I Тарас Бульба встречает своих сыновей, которые учились в Киевской бурсе и теперь приехали домой к отцу. Это были два дюжие молодца, крепкие, здоровые. Тарас посмеивается над одеждой сыновей, те, не ожидая такого приема, стоят сконфуженные. Старший сын, оскорбленный словами отца, начинает колотить Тараса, тот отвечает. Мать останавливает обоих. Отец обнимает сыновей. Мать не может […]...
  32. Шестиклассники нашей школы взяли шефство над ветеранами Великой Отечественной войны. Эти постаревшие воины давно минувших сражений в настоящее время особенно нуждаются в заботе и опеке. Когда-то они были молоды, полны сил и мужественно защищали нашу родину от жестокого врага – фашизма. Сейчас это беспомощные, больные люди, которые требуют особого внимания. Наши мальчики помогают им управляться […]...
  33. Ранняя весна. Конец века. По России идет поезд. В вагоне идет оживленная беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке и свободной любви. Только любовь освещает брак, утверждает курящая дама. Тут, в середине ее речи, раздается странный звук как бы прерванного смеха или рыдания, и некий не старый […]...
  34. Главные герои произведения – помещики из Малороссии Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна Товстогубы. Эта пожилая бездетная пара проживает в своем небольшом поместье. Афанасий Иванович – высокий старик 60 лет с постоянной доброй улыбкой. Пульхерии Ивановне исполнилось пятьдесят пять. Эта дама выглядит серьезной, почти не смеется, но лицо и глаза ее излучают доброту. Автор с ласковой […]...
  35. Глава 1 Титулярный советник Яков Петрович Голядкин проснулся в восемь часов серым осенним днем в Петербурге в собственной квартире на Шестилавочной улице. Он остался доволен своим внешним видом, подслеповатой и оплешивевшей фигурой, а также туго набитым кошельком, в котором пересчитал 750 рублей ассигнациями. Голядкин облачился в новую нарядную одежду, которую венчал новый тщательно вычищенный вицмундир. […]...
  36. Диковинный человек Иван Семенович Стратилатов. Молодым начал свою судейскую службу в длинной, низкой, закопченной канцелярии уголовного отделения. И вот уже минуло сорок лет, и много с тех пор сменилось секретарей, а он все сидит за большим столом у окна – в дымчатых очках, плешь во всю голову – и переписывает бумаги. Живет Иван Семенович на […]...
  37. Рассказчик тоскует о временах, когда “русские были русскими”, а московские красавицы носили сарафаны, а не щеголяли в галло-саксонских нарядах. Чтобы воскресить эти славные времена, рассказчик решил пересказать повесть, слышанную им от бабушки его деда. Давным-давно в Москве белокаменной жил богатый боярин Матвей Андреев, правая рука и совесть царя, хлебосол и очень щедрый человек. Боярину уже […]...
  38. Часть I Три собаки полукругом обступили могучего лося-одинца, прижали его к двум сросшимся деревьям. Близко не подходили – боялись острых рогов и копыт. Одинец понимал, что главная опасность исходит от охотника, для которого собаки загнали его в ловушку. Едва охотник мелькнул между деревьями, лось рванулся вперед, убил двух собак и стремительно скрылся в чаще леса. […]...
  39. Жил в Новгородском уезде бедный дворянин Фрол Скобеев. В том же уезде была вотчина стольника Нардина-Нащокина. Там жила дочь стольника, Аннушка. Задумал Фрол “возыметь любовь” с Аннушкой. Познакомился он с приказчиком этой вотчины, пошел к нему в гости. В это время пришла к ним мамка, которая постоянно была при Аннушке. Фрол подарил мамке два рубля, […]...
  40. В этот холодный и ненастный октябрь Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам. Старый дом, в котором она доживала свой век, был построен ее отцом, известным художником, и находился под охраной областного музея. Дом стоял в селе Заборье. Каждый день к Катерине Петровне прибегала Манюшка, дочь колхозного сапожника, помогала по хозяйству. Иногда заходил Тихон, […]...

Произведение повествует нам историю ученика 6 б класса одной из московских школ.

В начале повести наш главный герой рассказывает о том, что его отец, уезжая по служебным делам в Сибирь, дал поручение – купить подарок на день рождения мамы, потому что сам он не успевал это сделать. К мальчику попало целых 10 рублей. Его друг вначале не поверил, что у Борьки такие большие деньги. Но это не самое главное было в этой истории.

Самым основным моментом было возвращение в школу Анастасии Монаховой. Девочка за год сильно изменилась. Она стала такой красавицей, что все мальчишки стали на нее заглядываться. Именно из-за нее Борис дал согласие вести вожатскую работу над 1 «а» классом. Все в классе потешались надо мной, так как не представляли меня в этой роли. Но Настя сказала, что заняться воспитанием маленьких детей - это серьезное поручение. Борис с этим согласился. Мама героя считала, что я просто бестолковый и с эти делом не справлюсь. К тому же из-за Насти у Бориса с Сашкой отношения стали напряженные.

Малыши явились за Борисом сами, так как он совсем забыл про них. Вникать в свое поручение мальчик начал после того, как одна из девочек испугалась злой собаки, и ему пришлось провожать ее до дома. По пути Борис узнал, что Наташа Морозова проживает с бабушкой, так как мама у нее умерла, а папа работает врачом за границей. Его друг долго со мной не разговаривал из-за того, что Борька ушел с футбольного матча между 6 «А» и 6 «Б». Наш герой ухаживал за Настей, и даже сводил ее в кинотеатр на просмотр фильма, потратив 1 рубль из имеющихся у него денег. Ребята договорились ухаживать за Монаховой до тех пор, пока она не отдаст предпочтение одному из них. Проигравший должен удалиться.

Через некоторое время выяснилось, что Настя шутила про роль вожатого. И Борис, не вытерпев такого издевательства, написал заявление, где говорилось, что он не хочет быть больше вожатым, так как это мешает личной жизни. Заявление у него приняли, однако малыши, узнав про это, обступили мальчика и стали просить, чтобы он оставался их вожатым. Борис начал вспоминать все моменты, случившиеся с ребятами, но жалость к ним никак не проявлялась. Но все-таки на прощание он решил сводить их в автоматическую фотографию. Зайдя в класс и написав об этом, он вдруг вспомнил их радушные лица, и на следующий день он забрал заявление. В кино с Настей конечно же он не пошел, а повел ребят фотографироваться. К тому же Борис потратил еще немного средств из его запаса, данные ему на подарок.

Вскоре произошел неприятный случай для нашего героя. Его решили убрать с этой должности, так как он, воспитывая у ребят смелость, устроил у себя дома шоу ужасов. Одна из девочек рассказала все дома, и ее мама пошла к директору школы с требованием - оградить меня от октябрят. Кроме того, она рассказала ему о двух других историях. Как-то раз я ходил в гости к одному мальчику. И у них в доме была красивая коллекция из фарфора. Вот тогда Толя решил меня напоить чаем из коллекционной чашки. Я ее разбил и к тому же осколки выбросил.

В другой раз он с ребятами веселился у Стрельцовых. В результате этого веселья юбка у мамы Зины сильно испачкалась.

И вот когда директор узнал про все эти поступки, Борька получил сразу 5 неудовлетворительных оценок. И еще пришло письмо из милиции, где говорилось, что я свистел в бассейне. И директор бы отстранил меня от этой должности, если бы не его октябрята, которые пришли защищать. И Борька остался вожатым.

На следующий день он повел всех в цирк. Но, один мальчик не пошел, так как помогал своей матери убирать снег. Ребята с Борькой помогли Генке и взяли его с собой. Тогда Борис истратил оставшиеся деньги на мороженое. Подарок наш герой так и не купил, и признался во всем папе по телефону. А потом позвонил маме и поздравил ее с днем рождения.

На именинный пирог пришли все его первоклашки, кроме девочки Наташи, так как ее положили в больницу из-за аппендицита. И все первоклашки с Борисом пришли ее навестить. Врач был удивлен такому поступку, а Борис был рад тому, что именно эти октябрята сделали его счастливым. Произведение учит нас принимать правильные и быстрые решения в разных ситуациях, учит взаимопомощи и добрых отношениях.

Читательский дневник.

29 июня 2016

Многие помнят фильм «Чучело» с Кристиной Орбакайте. Однако не всем известно, что автор повести, по которой был снят фильм, написал еще немало интересных книг о взаимоотношениях школьников. Зовут этого писателя Владимир Железников. «Чудак из 6 “Б”» - это еще одно его замечательное произведение, по мотивам которого был снят кинофильм для детей.

Владимир Железников

Родился Владимир Карпович в Витебске в 1925-м. С детства мальчик мечтал пойти по стопам отца и, едва окончив школу, поступил в артиллерийское училище. Но позже понял, что быть военным - не его призвание и, увлекшись литературой, поступил в институт имени Максима Горького.

Первая книга Железникова - «Разноцветная история» - вышла, когда ему исполнилось 35. После ее успеха автор стал активно писать, в том числе и сценарии для фильмов. По мотивам его повестей сняты такие киноленты, как «Путешественник с багажом», «Чудак из 5 “Б”», «Чучело», «Мой друг Сократик» и другие. За адаптацию под киносценарии своих повестей «Чучело» и «Чудак из 6 “Б”», автор был удостоен двух Государственных премий СССР.

С 1988-го и до конца своих дней писатель руководил детской киностудией «Глобус». Умер Владимир Железников в 2015-м.

Владимир Железников, «Чудак из 6 "Б"»

Повесть «Чудак из 6 “Б”» была написана еще на заре литературной карьеры Железникова - в 1962-м. Первоначально она состояла из одной истории, однако позже автор написал еще одну - «Женитьба дяди Шуры». С тех пор обе повести о мальчике Боре были объединены в цикл «Жизнь и приключения чудака», состоящий из двух частей: «Тетрадь с фотографиями» и «Женитьба дяди Шуры».

Борис Збандуто - главный герой повести

Повествование идет от первого лица в повести «Чудак из 6 “Б”». Главный герой - ученик шестого класса Борис Збандуто (Бока).

Он довольно непростой человек, старающийся выделяться на фоне окружающих. Чтобы отстоять свою независимость и уникальность, мальчишка не собирает марки (так как этим увлекаются все его сверстники), плохо учится (потому что почти все в классе отличники, и ему не хочется быть похожими на других), редко совершает добрые поступки (чтобы тетя Оля не подумала, что способна влиять на него).

Несмотря на свой бунтарский характер, в глубине души Боря очень добрый и благородный мальчик. Влюбившись с лучшим другом Сашкой в одну и ту же девочку Настю, в борьбе за ее благосклонность чудак не опускается до подлости. Он не говорит гадостей о лучшем друге, хотя Саша именно так и поступает. Кроме того, Боря продолжает хорошо относиться к Сашке, даже зная о его неблагородном поведении.

Доброта и забота о других помогают Боре стать прекрасным вожатым для первоклассников, несмотря на все нежелание возиться с ними поначалу. Боря водит их на плаванье, к врачу, помогает делать домашнюю работу и знакомится с их родителями. Без сожаления он постепенно тратит на своих малышей все деньги, предназначенные на подарок маме. В определенный момент Збандуто даже приходится сделать непростой выбор в пользу своих подчиненных и отказаться от любимой девочки.

Одна из самых ярких особенностей, которой обладает главный герой из повести «Чудак из 6 “Б”», - это отсутствие у него желания оправдываться. Чувствуя, что поступил верно, Боря не спешит оправдывать свои поступки, понятые превратно. Так, потратив все деньги на малышей, он говорит отцу, что купил на них мороженое, и выглядит в его глазах как безответственный балбес, которым не является. Даже когда Збандуто решают снять с поста вожатого, он не хвастается, как много сделал для малышей, хотя мог бы.

Что касается любви, то Борис легко поддается влиянию любимой, но при этом он осознает свое состояние и пытается мыслить рационально.

Важную роль в мировоззрении Бори играет его тетя Оля. Понимая ее правоту, он в первой повести активно пытается противостоять ее мыслям, но в конце сдается. Во второй же тетя Оля становится для него главным нравственным ориентиром.

Что касается родителей, то близких отношений и взаимопонимания с ними у мальчика нет. Они любят его и заботятся о нем, но не вникают в характер его переживаний. Отец часто в командировках, а воспитание матери часто сводится к мощным подзатыльникам. Во второй части их вообще нет в сюжете.

Краткое содержание повести «Чудак из 6 "Б"» («Тетрадь с фотографиями»)

В начале повести отец Бори отправляется в длительную командировку. Сыну он оставляет десять рублей, чтобы тот купил подарок маме на день рождения. Повстречавшись со своим одноклассником и по совместительству лучшим другом Сашкой, Боря хвастается деньгами и ведет приятеля в кино. Через несколько дней звонит отец мальчика, чтобы узнать, что сын купил матери, но Борис врет ему.

Однажды по дороге в школу мальчики встречают свою одноклассницу Настю Монахову, которая на год уезжала, а теперь вернулась и очень похорошела. Оба друга влюбляются в нее и начинают ухаживать за ней.

В школе старшая вожатая Нина предлагает Збандуто стать вожатым у первоклашек, и он соглашается, так как думает, что Настя оценит этот поступок. Правда, позже выясняется, что девочка не любит детей.

Через неделю первоклассники, о которых Боря совсем забыл, сами находят его. Чудак пытается отделаться от них всеми силами и сосредоточиться на завоевании сердца Насти, но малыши постоянно путаются под ногами. Одна из них, Наташа, просит провести ее домой мимо собаки, которую очень боится, оторвав Борю от игры в футбол. Вскоре парню приходится решать различные проблемы малышей, что мешает ему. Он пытается от них уйти, но позже меняет свое решение, отказавшись от похода в кино с понравившейся девочкой ради своих первоклашек.

Большинство денег из заветной десятки Збандуто тратит на своих подопечных. Он водит их фотографироваться, в цирк и в бассейн, покупает пирожки и мороженое. А позже даже подсказывает им на контрольной.

В результате чудака пытаются снять с должности, так как многие его поступки были неправильно поняты родителями, которые пожаловались директору. Но малыши сами приходят к главе школы и отстаивают своего вожатого.

В день рождения мамы Борис очень сильно волновался: ему было стыдно, так как он не купил ей подарок. По этой причине он не поздравил ее с утра. Понимая, что мама очень расстроилась, парень позже раскаивается в своем поведении и звонит ей по телефону на работу, чтобы поздравить.

В этот же день чудак узнает, что Настя выбрала Сашу, однако из-за трусости этого парня она попадает в некрасивое положение, из которого Борис спасает ее. Позже девочка покидает Москву, а Саша с Борей мирятся. Збандуто признается, что дал списать первоклассникам. А бывшая вожатая Нина, узнав всю историю Бори, одолжила ему два рубля на цветы маме, и друзья идут к нему домой есть праздничное угощение.

В конце повести первоклассница Наташа попадает в больницу с аппендицитом. Весь класс вместе с Борей идет ее проведывать, а по дороге Збандуто наконец-то понимает, что быть вожатым - его призвание.

«Чудак из 6 "Б"» («Женитьба дяди Шуры»)

Выше мы говорили о первой части дилогии, изложили ее краткое содержание. «Чудак из 6 “Б”» также имеет продолжение - «Женитьба дяди Шуры». Сюжет его таков.

Прошел год, и Збандуто с родителями переезжает с Арбата. Теперь он из своих первоклашек поддерживает отношения только с Наташей Морозовой, так как они соседи по лестничной площадке. Из-за переезда Боря меняет школу, и у него появляется новый друг Коля, который увлекается графологией. Позже этот неплохой на первый взгляд паренек оказывается довольно гадким типом. Из-за конфликта с ним Боря возвращается в старую школу.

Кроме того, в этой повести снова безответно влюбляется чудак из 6 “Б”. Сюжет же этой любовной истории несколько иной. Объектом его чувств становится мачеха Наташи Морозовой - преподавательница музыки Надежда Васильевна. Как верный рыцарь, Боря старается помогать ей, но из-за размолвки мачехи и Наташи вынужден стать на сторону своей бывшей подопечной. Отец девочки дядя Шура расходится с Надеждой Васильевной. Все тяжело переживают этот разрыв, а Борис, поначалу думая, что помогает Наташе, убеждает учительницу оставить Морозовых в покое. Но позже, осознав истинное положение дел, помогает Морозовым помириться.

Главные герои - дети

Представление о главных детских персонажах повести можно получить, даже прочитав ее краткое содержание.

Чудак из 6 “Б” Борис Збандуто - это главный герой и рассказчик. Именно вокруг него происходит все действие.

Лучшим другом чудака и хранителем всех его тайн в первой части является Сашка Смолин, а во второй - филателист Коля. Оба друга уступают главному герою в благородстве и часто совершают подлости.

В первой повести Боря влюблен в одноклассницу Настю Монахову.

Еще одним важным женским персонажем является «Колобок» - такое прозвище носит полноватая вожатая Нина. Очень добрая и ответственная девочка, она влюбляется в преподавателя, но ее чувства остаются без ответа, и Нина уходит в другую школу.

Первоклассница Наташа Морозова - одна из главных героинь обеих повестей.

Она боялась собак, но позже смогла преодолеть свой страх. Будучи очень честной девочкой, Наташа одна из класса отказалась списать на контрольной и получила двойку. Во второй повести она тяжело переживала появление мачехи, которую хотя и любила, но ревновала отца к ней.

Еще один подопечный чудака - первоклассник Толик, добрый мальчик из интеллигентной семьи. Стараясь угодить Боре, поставил на стол редкую чашку из коллекции отца, и чудак случайно разбил ее.

Интересен образ и первоклашки Зины Стрельцовой. Она единственная из всего класса была принята в секцию по плаванью, так как у нее оказался талант. Будучи очень пугливой, девочка часто жаловалась маме на выходки Бори, хотя к нему самому относилась хорошо и даже приглашала в гости.

Один из важных героев-детей второй повести - владелец собаки Паша. Несмотря на юный возраст, он смел и добр, был готов отказаться от любимого питомца, чтобы помочь Наташе Морозовой. Позже стал ее лучшим другом.

Главные герои - взрослые

Выделить основных взрослых героев цикла о чудаке также можно, прочитав изложенное выше краткое содержание.

«Чудак из 6 “Б”» и «Женитьба дяди Шуры» объединены вокруг главного персонажа-взрослого - тети Оли, являющейся совестью чудака. Она почти не появляется в первой повести, но парень часто вспоминает о ней. Во второй же Боря постоянно вспоминает ее высказывания и бегает советоваться с ней.

Еще один важный женский персонаж - Надежда Васильевна Морозова. Она красива, утонченна и умна, что позволяет моментально влюбиться в нее Борису. Но при этом она часто бескомпромиссна в своих решениях, что в первую очередь вредит ей самой.

Отец Наташи Морозовой - дядя Шура, немного чудаковатый мужчина, не похожий на других докторов. Любит и дочь, и новую супругу. Однако, женившись, стал мало уделять времени дочке, из-за чего та начала ревновать и пыталась сбежать из дома.

Такие герои из «Чудак из 6 “Б”», как родители Збандуто, почти не присутствуют в обеих повестях. Отец - хороший человек, но, по словам той же тети Оли, очень подозрителен, что и мешает ему в жизни.

Они были такие незаметные, эти маленькие люди, на большом бетонном поле среди могучих, многотонных самолетов.

И летчики были ничуть не лучше всех остальных. Они только немножко увереннее шли по летному полю, разговаривали и смеялись.

Самолет вырулил на взлетную дорожку, дал полный оборот моторам и взлетел.

Он уже превратился в тоненькую горизонтальную полоса ку, а я все смотрел ему вслед и думал про людей, которые сидят там в удобных креслах, и им совсем не кажется удивительным, что они так высоко над землей.

Я уже летал сотни раз и никак не могу привыкнуть,- сказал Иннокентий Иннокентьевич.- Страшно, но волшебно. Этакую многотонную штучку подымают в небо.

Прилетел другой самолет. Когда он уже бежал по полю, то на хвосте у него выскочило два маленьких парашюта.

Посадочная скорость очень большая,- сказал Иннокентий Иннокентьевич.- Парашюты для торможения.

Прошли пассажиры. Они были веселые, разговаривали и смеялись, а летчики шли молча.

«Устали, - подумал я. - Нелегко, вероятно, управлять самолетом».

Как вы думаете, Иннокентий Иннокентьевич, меня возьмут в летчики? - Сам не знаю, как у меня выскочил этот вопрос, и теперь я боялся, что он засмеется или начнет говорить об этом слишком громко и нас услышат чужие люди.

Он посмотрел на меня, и я увидел, как в стеклах его очков играют солнечные лучики, и в солнечных лучиках маленькие, далекие, колючие глаза. Они всегда одинаковые, по таким глазам ни о чем не догадаешься.

Знаешь, важно не бояться и хотеть,- сказал Иннокентий Иннокентьевич.

А я не боюсь и хочу,- ответил я.

Нравилось мне, что он говорил как-то по-своему. А то другой бы обязательно сказал: если ты будешь хорошо учиться и т. д., то возможно…

Все и так уже сейчас знают, что учиться надо, можно об этом лишний раз не напоминать. А многие взрослые об этом напоминают просто от лени. О другом ответе надо думать, а этот сказал и отвязался.

Ты решил стать летчиком? - спросила Нина.- А говорил, поедешь в Сибирь.

Ты что-нибудь слышала о летчиках, которые открывают на своих самолетах залежи полезных ископаемых? Они летают над Сибирью, утюжат сибирскую тайгу. А в самолете у них специальный прибор, он все отмечает. Где руда, где вольфрам, где никель.

Нет,- ответила Нина.- Не слыхала.

И другие, конечно, в вашем классе не слыхали?

Может быть, Костиков знает. Он иногда читает «Юный техник».

Придется тебе им про это растолковать,- сказал Иннокентий Иннокентьевич.

Придется,- ответил я.


* * *

В день маминого рождения я всеми силами старался не вставать, пока мама не уйдет. Плохое у меня было настроение, и неизвестно, что говорить маме. Подарка я ей так и не купил.

Открыл один глаз и осторожно поглядывал, как она собирается на работу. Обычно по утрам она ужасно веселая и энергичная, а сегодня она была печальная.

Конечно, день рождения, а никто не поздравляет. Точно она живет не в семье, а на необитаемом острове.

«У меня плохое настроение - это так,- подумал я.- Но мама не виновата, что я такой легкомысленный тип».

Встал, подошел к маме и сказал:

Поздравляю.

Спасибо,- сказала мама.- А я решила, что ты забыл.

Чмокнул маму в щеку. Он нее пахло молоком.

Когда я маму поздравил, она сразу повеселела. Для нее все было в порядке. Я ее поздравил, папа тоже, конечно, поздравит. Значит, все в порядке. Правда, когда папа бывал дома, то он всегда дарил ей подарки: духи там или новый шарфик. А тут папы нет.

Она-то не знала, что папа все поручил мне. Это ведь было нашей мужской тайной.

Мама побегала еще немного по комнате. Переодела кофточку. У нее такая привычка - утром обязательно два раза переодеваться. А потом ушла.

И тут зазвонил телефон. Длинный, продолжительный звонок междугородного телефона. Ольга Андреевна решила, что это звонит ее сын, и бросилась к аппарату. Но оказалось, что это папа.

Мама уже ушла,- сказал я.

Какая жалость! - ответил папа. - Ну, ты ее поздравил?

Конечно,- сказал я.- Поздравил.

Что ты ей подарил? - опросил папа.

Слышно было, как назло, очень хорошо. Когда где-нибудь в кино или в театре изображают телефонный разговор, то обычно бывает плохо слышно и артисты кричат во все горло и путают слова, и от этого выходит всякая путаница. А тут было слышно превосходно.

Но я все же притворился, что не расслышал вопроса.

Что?-крикнул я.- Не слышу, повтори еще раз.

Рядом стояла Ольга Андреевна, а папа так заорал в трубку, что не только я или Ольга Андреевна, а прохожие на улице могли услышать его голос.

Прижал трубку к уху изо всех сил, несколько раз «чтокнул» и, не слушая папу, повесил трубку.

Телефон зазвонил снова.

Не вешайте трубки, - сказала телефонистка.- Разговор не окончен.

Ничего не слышно,- ответил я.

Нет, слышно,- сказала телефонистка.- А если вы глуховаты, позовите кого-нибудь с нормальным слухом.

Папа,- сказал я,- теперь я тебя слышу хорошо.

Ну, что же ты купил маме?

Ничего? - удивился папа.- Зря я на тебя понадеялся. А почему ты, собственно, ничего не купил?

У меня нет денег.

Как - нет? Ты их потерял?

Не потерял, а нет.

Хотел ему все объяснить, но по телефону это трудно.

Ну, понимаешь…- Надо было какого отделаться, и я сказал: - Проел на мороженое.

Так,- оказал папа.- Силён мужик.- Помолчал.- Обидно, что ты меня подвел.

Папа не попрощался со мной и повесил трубку.

Никогда он не кричал и не ругался на меня и даже никогда не сердился. Такой он был человек. Всегда говорил про меня: «Мал еще, вырастет-поймет». А тут ничего такого не сказал, повесил трубку, и все.

День был скучный. В школе я ни с кем не разговаривал. А если ко мне кто-нибудь приставал, огрызался. Хотелось поругаться.

Вечером некуда было деваться. А мама все время спрашивала, почему я такой грустный.

Тоска заела меня просто смертельная. Оделся и вышел.

У староарбатского метро остановился и купил себе мороженое. Весь рубль проел на мороженое. Последний папин рубль. Меня прямо тошнило от этого мороженого. А я ел и ел, не знаю почему. Вероятно, от одиночества и от жалости к себе хотел все свои внутренности заморозить.

Потом стал приглядываться: искал веселую молодую парочку. Мне когда скучно, я всегда так делаю. Найду такую парочку и иду следом за ними. Интересно на них со стороны смотреть: медленно они идут, останавливаются, где только можно. И все время смеются.

А я иду следом и делаю все то же, что и они.

Они остановятся у витрины. И я остановлюсь. Они начинают смеяться. И я про себя смеюсь. Даже если ничего смешного на ум не приходит, растягиваю губы и корчу рожи. А потом мне действительно делается смешно.

Но сегодня был невезучий день. Молодые парочки не попадались, а всё какие-то солидные. За такими не увяжешься: они или загоняют до пота, или засохнешь от тоски.

Взял и позвонил Нине.

Хотел поздороваться, но не стал. А то еще подумает, что навязываюсь.

А, Борис. Давай заходи в гости.

Прямо сейчас?

Конечно.

Походил минут двадцать для солидности у Нининого подъезда и зашел.

Вся их семья была в полном сборе. Пришлось здороваться со всеми за руку.

Потом Иннокентий Иннокентьевич повел меня в другую комнату и показал свою коллекцию.

Это было неслыханное богатство. В большом ящике, в отдельных гнездах, лежали эмблемы разных автомашин. Олени, быки, львиные головы, антилопы, самолеты, звезды, копья.

Эмблемы были тщательно отникелированы. Они были холодные, блестящие и недоступные. Я гладил, перебирал их, расставлял на столе.

Ну как? - спросил Иннокентий Иннокентьевич. - Как тебе моя коллекция?

В порядке,- ответил я.

Я так был растерян, что просто больше ничего не мог сказать.

Будешь собирать такую же?

Попробую,- ответил я робко.

Тогда для начала возьми себе пять эмблем.

Что вы, Иннокентий Иннокентьевич. Такая ценность!

Бери, тебе говорят. Презираю коллекционеров, которые не поддержат товарища.

Я посмотрел на коллекцию и не знал, на чем остановиться. Мне даже жарко стало. Наконец я собрался с духом и взял три эмблемы.

Я взял три самые старые, облупленные эмблемы, чтобы не обидеть Иннокентия Иннокентьевича. Потом помялся и взял две получше: серебристую, с синим пятнышком эмблему итальянской машины «фиат» и чешскую квадратную пластиночку с видом гор Высокие Татры - эмблему машины «татра».

Сейчас я тебе заверну их,- сказал Иннокентий Иннокентьевич.

Рассказ «Чудак из «6-Б»» Железникова был написан в 1962 году. Это история о жизни обычного школьника, которому повезло найти жизненное призвание уже в шестом классе.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Чудак из «6-Б»». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Боря Збандуто – шестиклассник, чудаковатый, взбалмошный мальчик с большим сердцем.

Другие персонажи

Родители Бори – добрые люди, которые мечтают видеть в сыне порядочного человека.

Саша Смолин – лучший друг Бори, его единомышленник во многих жизненных вопросах.

Настя Монахова – одноклассница Бори и Саши, в которую они оба влюбились.

Нина (Колобок) – старшая вожатая, ответственная, правильная старшеклассница.

Наташа Морозова – первоклассница, очень честная, принципиальная, любознательная девочка.

Перед отъездом в командировку отец поручил Боре « купить подарок маме ко дню рождения ». Мальчик взял десять рублей, заверив отца, что не подведет его.

Боря был очень принципиальным, и к своим годам усвоил истину: « главное в жизни – не поддаваться, а то погибнет всякая индивидуальность ». Он даже специально не собирал марки, так как все в классе их собирали. По той же причине Боря плохо учился – их класс сплошь состоял из отличников и хорошистов.

Боря не любил « откладывать важные дела в долгий ящик », и уже на следующий день отправился за подарком для мамы. На улице он повстречал своего лучшего друга Сашку Смолина, которому он гордо продемонстрировал хрустящую десятку. Чтобы поднять свой авторитет, Боря сказал, что это его собственные деньги, которые он может тратить по своему усмотрению. Он решил разменять ее и купить два билета в кино.

Как-то раз, по дороге в школу Боря и Сашка встретили свою бывшую одноклассницу – Настю Монахову, которая училась с ними до четвертого класса. За время отсутствия Настя заметно похорошела, и она буквально « околдовала» друзей.

Придя в школу, Боря неожиданно для себя узнал, что его назначили вожатым в первый класс. Об этом ему сообщила « старшая вожатая Нина, которую прозвали Колобком » – толстая девочка, которая всегда что-то жевала. Боря согласился стать вожатым, но только для того, чтобы поразить Настю.

Боря воодушевился и стал представлять, как он замечательно подготовит своих первоклашек. Например, они могут перейти на « ускоренное обучение: за год – три класса », или же организует « для них учение во время сна ». Он принялся было сочинять речь для первоклассников, но тут появился Сашка и друзья пошли гулять.

Спустя несколько дней, когда Боря уже позабыл о том, что его назначили вожатым, в его классе появились две маленькие девочки. Ученицы «1-А» напомнили Боре, что весь класс ждет его уже неделю. После уроков он отправился к своим подшефным, которые поначалу смотрели на него « с немым восхищением, как на бегемота в зоопарке », и даже написали на доске большими буквами «БОРЕ УРА!».

Боре было сложно сразу запомнить, кого как зовут. Он предложил малышам отправиться « в автоматическую фотографию », чтобы каждый сфотографировался и подписал свое фото. Спустя время он даже подружился с Наташей Морозовой, чья мама умерла, а отец пропадал в командировках в Африке. Но Боре было сложно признаться Сашке, что он привязался к « шмакодявке ».

Вскоре первоклассники настолько одолели Борю, что он пришел в школу с подготовленным заявлением об уходе в « отставку с высокого поста вожатого» . На днях он замечательно провел время с Настей, истратив еще один рубль из «маминой» десятки. Она как-то обмолвилась, « что нет в мире более скучного занятия, чем возиться с первоклассниками », и Боря решил завязать с «1-Б». Но, поразмыслив, он понял, как сильно успел привязаться к детям, и изменил свое решение.

Совершенно неожиданно для себя Боря узнал от Нины, что его собираются отстранить от должности по той причине, что он якобы влиял « дурно на детей ». Мальчик всячески пытался сделать ребят лучше, но некоторые родители не одобрили его методы и пожаловались директору.

Когда Борю вызвали в кабинет к директору, он с удивлением обнаружил там Наташу Морозову. Девочка от имени всего класса отважно заступилась за своего вожатого, рассказав директору обо всех его достоинствах. Так Боря остался вожатым «1-А» класса.

Как-то раз Боря решил отвести ребят в цирк, и только двое из них не смогли пойти на представление – Зина, которая занималась плаваньем, и Гена, вынужденный помогать матери расчищать улицы от снега и льда. Ребята не захотели идти в цирк без своего одноклассника, и тогда Боря предложил помочь Генке побыстрее справиться с работой, что всем вместе пойти на представление. Дети, многие из которых оказались в цирке в первый раз, получили огромное удовольствие. Оно еще больше подкрепилось порцией мороженого, купленного Борей на последние «мамины» деньги.

Однажды Борю « посадили караулить первоклашек на контрольной ». Заметив, что все его подопечные делают одну и ту же досадную ошибку, он написал на листике правильные ответы, а сам отвернулся. В итоге весь класс, за исключением честной Наташи Морозовой, получил пятерки и четверки.

И вот, наконец, наступил день рожденья мамы. Боря, у которого не было подарка, притворился, что забыл об этом важном событии. Мама тихо вышла из дома, и Боря понял, как ей было обидно, ведь ее не поздравили самые близкие люди, « как будто она жила не в семье, а на необитаемом острове ». Позвонил отец, который опоздал всего лишь на пять минут, и не успел поздравить любимую женщину лично. Боря был вынужден признаться отцу, что так и не купил подарок. Не зная, что сказать в свое оправдание, он ответил, « проел на мороженое ».

В подавленном настроении Боря пошел в школу, где узнал о ссоре между Настей и Сашей. Сашка так и не успел с ней помириться, потому что « неожиданно приехал ее отец и забрал ее с собой » на Дальний Восток. Решив исправиться и расставить все точки над «i», Боря признался в школе, что разрешил первоклашкам списывать на контрольной. Также он позвонил маме на работу и поздравил ее с днем рожденья. Боря помирился с Сашкой и пригласил его к себе домой, « на именинный пирог ». Ощутив, что может жить той жизнью, которая ему по душе, Боря почувствовал себя по-настоящему счастливым.

Заключение

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 115.

Лучшие статьи по теме