Для школьников и родителей
  • Главная
  • Поделки
  • Гласные буквы первого и второго ряда. Тема: Гласные второго ряда. I. Организационный момент

Гласные буквы первого и второго ряда. Тема: Гласные второго ряда. I. Организационный момент

1. Поднимите красный кружок, если в ряду звуков услышите гласный.

а - м - у - т - о; т-с - ы - а - р; э -а - м - у - т; о - п- у - а - с - ы - ш; к - э - о - у - п - ы- н

2. Из ряда букв выберите гласные, назовите их.

р, у, ы, о, с, а, ш, к, э, п, л, н

Поднимите синий кружок, если в ряду звуков услышите согласный звук Определите место преграды.

м, о, п, у, с, к, р, ы, т, ф

4. Из ряда букв выберите согласные, назовите их. (Логопед следит за кратким произнесением согласных звуков.)

а, п, в, о, с, ф, к, ш, ы, р, л, э, ж, х

5. Назовите буквы, написанные на ваших карточках. Под согласные буквы положите синие кружочки, под гласные - красные. (Работа выполняется учениками самостоятельно.)

Образец карточки:

р а т к у

6. Положите букву под соответствующий кружок.

(Ученики получают по четыре буквы, из них две гласные и две согласные. На доске красный и синий кружки. Ученики называют звук, определяют, гласный он или согласный, и кладут букву под соответствующий кружок.)

7. Запишите буквы в две строчки.

(Логопед называет вперемешку гласные и согласные звуки. На верхней строчке ученики пишут гласные буквы, на нижней - согласные. При проверке логопед просит учеников прочитать только гласные или только согласные буквы. Ошибки исправляются по ходу работы.)

Гласные первого ряда

Конспект занятия

Тема. Гласные звуки.

Цел ь. Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда.

Оборудование. Предметные картинки, таблица с гласными первого ряда, красные кружки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Сядет тот ученик, который назовет гласный звук. II. Закрепление материала предыдущего занятия. Ученики называют гласные по беззвучной артикуляции логопеда. Логопед произносит беззвучно гласные в следующем порядке: а, о, у, э, ы, при этом обращает внимание детей на положение губ при произнесений этих звуков: а - рот широко раскрыт; о - губы округлены и слегка вытягиваются вперед; у - губы округлены и больше вытягиваются вперед; э, ы - губы слегка растягиваются в улыбке. (Такая последовательность поможет ученикам запомнить гласные первого ряда.) Для наглядности можно использовать таблицу. Ученики заучивают эти гласные в указанном порядке.

III. Выделение гласных первого ряда из ряда других звуков . Логопед произносит гласные и согласные звуки вперемешку. Ученики на гласный звук: а) показывают красный кружок, б) соответствующую букву, в) записывают в тетрадь гласную букву, а, м, п, у, с, т, ы, р, л, э, о, к, т, у, а, л, э, п, о



IV. Выделение гласных первого ряда из слогов. s Логопед называет слог, выделяя голосом гласный звук, ученики: л) называют гласный, б) показывают соответствующую букву,

а) ам, ум, ым, ус, оп, ыр, ал, ыс, ак, от

б) ма, му, мы, су, по, ры, ла, сы, ка, то

V. Итог занятия.

Логопед. Сегодня мы учились слышать и выделять гласные звуки.

Выделение гласных первого ряда из слов

Выделите начальную гласную из слов, запишите соответствующую букву. Аня, Оля, утка, Эля, осы, Ася

Выделите гласную из середины слов, запишите ее.

лак, дым, суп, рот, сок, пар, луч, бык, сам, мак

3.Назовите картинки. Выделите гласный звук из названий этих картинок. Запишите соответствующую гласную букву.

Приблизительный перечень картинок, подбираемых логопедом: жук, мох, зуб, сук, сыр, рак.

4. Выделите гласную из данных слов, запишите ее.

крот, куст, стол, шкаф, плыл, слух, град, гнул, брось, кто

5. Назовите картинки. Выделите гласный звук из их названий. Запишите соответствующую букву.

Приблизительный перечень картинок, подбираемых логопедом: кран, стул, волк, гусь, хвост, клык, слон, мост, глаз, бровь.

Конспект занятия

Тема. Гласные звуки .

Цель. Познакомить учеников с образованием гласных второго ряда.

Оборудование. Буквы и, й, таблица с гласными второго ряда.

Ходзанятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать гласные первого ряда.

II.Знакомство с буквами и, й.

Образование гласных второго ряда.

Логопед рассказывает сказку о буквах и, й.

Жили-были две буквы-сестрички. Они были очень похожи. Писались почти одинаково. Только у буквы Й был сверху беретик, а у И не было. Звучали они почти одинаково. Только И - протяжно, а Й - коротко, отрывисто. Их часто путали, и букве Й было очень неприятно.

Однажды буква Й пришла в гости к гласным буквам первого

ряда и предложила вместе спеть. Й начала, А - подхватила. Слились их звуки и получилась новая буква Я. Тогда остальные буквы О, У, Э тоже стали петь вместе с Й. И стали получаться новые буквы Е, Ю, Е.



Новые буквы заняли место во втором ряду. К ним присоединилась буква И. Так и получились гласные второго ряда.

Логопед вывешивает таблицу с гласными второго ряда и предлагает ученикам запомнить эти гласные.

Затем логопед спрашивает детей, из каких звуков получились буквы я, ё, ю, е.

III. Итог занятия .

Логопед. Что интересного вы сегодня узнали на занятии?

Гласные второго ряда

а) яма, Яша, якорь, ясно, ястреб

б) еж, елка, ерш, елочка, ежится

в) Юра, Юля, юг, юркий, южный, юрта

г) ель, ем, ели, едут, ехать

д) Ира, имя, Инна, игры, икры, искры

е) якорь, ежик, юрта, ели, иглы

а) моя, твоя, Зоя, Рая

б) пою, мою, рою, свою, твою

в) мое, твое, свое, белье, старье

г) мне, тебе, себе, везде

д) пою, мои, спи, твое, белье

(Логопед показывает картинку, не называя ее, ученики называют, выделяют гласные и записывают их в тетрадях.)

Примерный перечень картинок: ежик, яблоко, елка, юрта, искры.

Слоговой состав слова

Конспекты занятий

Занятие 1

Тема. Слоговой состав слова.

Цель. Учить детей делить на слоги двусложные слова.
Оборудование. Тетради, ручки. ^

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.
Ученики вспоминают и называют гласные первого и второго ряда.

III. Знакомство со слогом. Логопед произносит слог ра и спрашивает, понятно ли, что он хотел сказать. Ученики отвечают, что непонятно. Аналогично логопед работает со слогом ма. Затем произносит по Слогам слово ра-ма.

Логопед. Сначала были произнесены части слова, поэтому было непонятно/Когда части соединились, получилось слово. Часть слова называется слогом.

Подобным же образом логопед строит работу со словами мука, лапа и т. п.

IV. Деление слов на слоги.
Ученикам предлагается отхлопать количество слогов в словах,

произнести эти слова по слогам и назвать первый и второй слог, муха, ваза, роза, сани, вата, лужа, рыба

V. Графическое изображение слогов.
Логопед. Поставьте вопрос к слову рыба. Что обозначает

(это слово? " (Рыба - кто это? Слово «рыба» обозначает предмет.) * Ученики на доске и в тетрадях изображают слово рыба графически (одной чертой). Затем логопед вместе с учениками устанав-,. ливает, что в слове рыба две части, т. е. два слога. Графическое

изображение делится вертикальной чертой на две части. V Аналогично изображаются графически слова, состоящие из двух ." открытых слогов: соки, липа, нога, луна, рука, Валя, Миша, Лида. I VI. Итог занятия.

Логопед. Чему вы научились на занятии?

Занятие 2

Т е м а. Та же.

Цель. Учить детей делить трехсложные слова на слоги

Оборудование. Схемы слов.

Ход занятия.

I. Организационный момент .

* Семафор»

1) Ребенок проговаривает гласные с движениями рук:

«а» - руки вверх

«о» - руки вперед

«у» - руки в стороны

«э» - руки вдоль тела

«ы» - руки сложить в замок за спиной

«и» - руки сложить в замок на голове

2) Ребенок должен угадать гласные по движениям рук и записать
их красным цветом в таблице:

a. руки вверх, руки вдоль тела

b. руки вперед, руки в замок на голове

c. руки сложить в замок за спиной, руки в стороны

d. руки вперед, руки вдоль тела, руки сложить в замок за спи­
ной

e. руки в стороны, руки сложить в замок на голове, руки впе­
ред

f. руки вдоль тела, руки вверх, руки в замок на голове

1) Ребенок самостоятельно заполняет таблицы с пропущенными
гласными буквами красным цветом. Кружок (О) перед гласными пер­
вого ряда (а о у э ы) следует закрасить в синий цвет, они пишутся
после твердых согласных; кружок (О) перед гласными второго ряда
(я ё ю е и) надо закрасить в зеленый цвет, они пишутся после мягких
согласных (смягчают согласные). Задание можно выполнять с опорой
на схему и по памяти.



О а у э ы
О

Слова с гласными второго ряда: я ё ю е и

3) В представленных выше словах ребенок закрашивает гласные
буквы красным цветом; согласную букву, стоящую перед гласными а
о у э ы, - синим цветом (обозначает твердый согласный звук); со­
гласную букву, стоящую перед гласными я ё ю е и, - зеленым цве­
том (обозначает мягкий согласный звук).


428 Часть III. Дидактические материалы

Занятие 3. Гласные А-Я

1) Взрослый произносит слово (список слов приведен ниже) и
кидает мяч ребенку. Ребенок называет гласные звуки из этого слова и
кидает мяч обратно. Например, Ася - а-я.

2) Ребенок красным цветом вписывает гласные буквы «а-я» в
слова.

Занятие 4. Гласные О-Ё «Игра в мяч»

а о у э ы
я ё ю е и

1) См. занятие 3, задание 1.

2) См. занятие 3, задание 2.

Разделы: Начальная школа

  • Активизация внимания детей, подготовка к предстоящему занятию, ориентировка на тему занятия и актуализация соответствующей лексики.
  • Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда.
  • Коррекция процессов памяти, внимания.
  • Воспитание навыка общения, ответа на вопрос, контроля над собственном поведением.

Оборудование: Таблица с гласными первого и второго ряда; таблица слогов; карточки для самостоятельной работы; цветные карандаши; мяч; доски клейкой лентой (30/ 30) для развития мелкой моторики рук, коробочки с фасолью.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к занятию.

  1. Развитие мелкой моторики рук.

Ребята перед вами доска с липкой лентой и коробочка с фасолью. Я предлагаю вам выложить на доске елку, солнце, дом. Молодцы, вы прекрасно справились заданием.

  1. Повторение раннего пройденного материала.

Давайте вспомним и произнесем с вами гласные первого и второго ряда. (Обращаем внимание детей на таблицу гласных) .Скажите, пожалуйста, как образуются гласные второго ряда?(йотированный согласный + гласный звук).

Теперь сравните пары гласных: А-Я; О–E; У-Ю; Э-Е; Ы-И. (Выявляем сходство этих пар по артикуляции и различие по написанию). Ребята, эти гласные называются парными гласными и чтобы не путать их на письме, мы с вами будем учиться их различать.

  1. Сообщение нового материала.

На нашем занятии мы научимся различать парные гласные, и мы узнаем с вами, что гласные второго ряда - волшебные, они делают мягким согласный. Перед вами таблица с прямыми слогами. Давайте прочитаем хором прямые слоги, сочетая М, (Н, С и т.д.), попарно с гласными первого, затем второго ряда.

М А О Э У Ы Н А О Э У Ы
Я E Е Ю И Я E Е Ю И

(При повторном чтении обращаем внимание на изменении звучания согласного от соседства гласных второго ряда).

Ребята, что происходит с согласными, когда после него идет гласный второго ряда?(Согласный становится мягким).

Я предлагаю вам немного поиграть.

  1. Игра «Волшебный мяч».

(Упражнение в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких и мягких согласных).

Ребята, я буду называть вам твердый вариант и при этом кидаю, мяч, а вы называете мягкий вариант и кидаете мяч обратно мне. (Мяч бросаем по очереди).

  • изолированно.

Б-Б"; В-В"; Г-Г"; Т-Т"; Д-Д" и т.д..

А теперь обратно, вы называете мягкий вариант, а я твердый.

  • Б-Б"; В-В"; Г-Г"; Т-Т"; Д-Д"; и т.д.
  • в слогах (перекидывая мяч).
ДА-ДЯ ДО-ДE ДУ-ДЮ ДЫ-ДИ
  1. Работа в тетради

Диктант слогов.

Я буду проговаривать слоги, а вы записываете в один столбик слоги содержащий мягкий согласный, а в другой твердый.

СА, СЕ, ЛE, РЕ, МУ, МИ, ЗЯ, ФА, ДО, РE, КИ, БО, ГЕ, ТЫ, ТЕ, ЛА. (Проверяем в слух).

Посмотрите на доску, перед вами написаны пары слов. Прочитаем их в слух.

МАЛ- МЯЛ; ЛУК-ЛЮК; МЫЛ-МИЛ; НОС-НEС; ВОЛ-ВEЛ.

Посмотрите, еще раз прочитайте и скажите, одинаково ли они по написанию, по произношению, и по значению? Обратите внимание на первые согласные в этих словах. Какие они, где твердые, а где мягкие. Запишите эти слова в тетрадь и с помощью цветных карандашей отметим мягкий и твердый согласный.(Синим – твердый, красным- мягкий).

МАЛ-МЯЛ; ЛУК- ЛЮК; МЫЛ- МИЛ; НОС- НEС; ВОЛ- ВEЛ.

Молодцы, а теперь немного отдохнем.

  1. Физминутка.

Встали, вышли из-за парт, поднимая руки, вверх делаем глубокий вдох носом, опуская руки в низ,выдыхаем, воздух через рот. Руки не напряжены (4-5 раз). Хорошо. А теперь под подвижную музыку немного потанцуем.

Руку правую в перед,
А потом ее назад,
И опять ее в перед,
И немного потрясем.
Мы танцуем буги- вуги
Поворачиваем круги и в ладоши хлопаем вот так.(Тоже самое только с левой рукой).

Вот мы с вами не много отдохнули, а теперь продолжим работу.

  1. Работа по карточкам.

Ребята перед вами лежат карточки с предложениями, где в словах пропущены гласные.Вставьте их и цветными карандашами обведите твердые и мягкие согласные.(мягкий- зеленым, твердый- синим и красным гласный второго ряда).

Цветы у В...ли зав...ли. Л...ся л...бит л...к. Юр... был р...д, что попал в первый р...д. У П...т... ут...т... , а у В...т... кот...т.... Н...жно полить вишн....

Проверяем работу.

(Цветы у Вали завяли. Люся любит лук. Юра был рад, что попал в первый ряд. У Пети утята, а у Вити котята. Нужно полить вишню).

  1. Самостоятельная работа.

(Эта работа дается, если дети активно работали на занятии, и осталось время, если нет, то задание дается на дом).

Придумайте по три слова начинающийся на мягкий согласный. Запишите их в тетрадь. Цветным карандашом подчеркните мягкий согласный. (На доске пишутся согласные буквы с которых начинаются слова).

  • М- (пример: мяч, Миша, медведь).
  • Л- (пример: лев, лень, люди).
  • Д- (день, дело, дятел).
  • Т- (тень, тело, Тимофей).

С любым из слов составьте одно предложение.(Пример: Миша играл в мяч).

  1. Итог занятия.

Давайте вспомним наши гласные первого и второго ряда и еще раз их произнесем. Если гласная второго ряда стоит после согласного, то каким у нас будет согласный.?

Что мы узнали и чему научились на нашем занятии.

Ребята, сегодня на нашем занятии вы прекрасно поработали, были внимательными, активными, вы меня очень порадовали. Большое вам спасибо! Занятие окончилось. До свидание.

В русском языке гласных букв - 10, гласных звуков - 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а] , [о] , [у] , [э] , [и] , [ы] . В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.

Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки бывают:

  • ударными: сок [о] - лёд [’о], лес [’э] - мэр [э], бур [у] - люк [’у],
  • безударными: во да́ [а], су да́к [у], ле со́к [и].

Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».

Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.

Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе - [э и ] (э с призвуком и).

Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.

В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией - второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное - на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.

Йотированные гласные звуки

Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

  1. в начале слова: ёлка [й"олка], Яна [й"ана], енот [й"инот];
  2. после гласного: заяц [зай"иц], баян [бай"ан];
  3. после ь или ъ: ручьи [руч"й"и], подъём [падй"ом].

Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й"и], е → [й"и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.

Планы логопедических занятий №1-10

ЭТАП. Работы над морфологическим составом слова

1.Состав слова

Планы логопедических занятий № 11-20

2.Предлоги, приставки, ударение

Планы логопедических занятий № 21-24

3.Безударные гласные

Планы логопедических занятий № 25-30

4.Дифференциация согласных

Планы логопедических занятий № 31-60

I ЭТАП.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ I И II РЯДА.

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №1

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА

(А – Я).

Цели:

1.

2.

3.

4. Развитие связной речи;

5.

Оборудование: таблица гласных 1 и 2 ряда, таблицы (для мнемонического приёма), сигнальные карточки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся вспомнить и назвать гласные 1 и 2 ряда.

II. Повторение ранее пройденного материала.

Логопед предлагает учащимся вспомнить, как, образовываются гласные 2 ряда. Вывешивается таблица с гласными 1 и 2 ряда. Предлагает сравнить пары гласных О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И, А-Я. Выявляется сходство этих пар по артикуляции и различие по написанию. Эти гласные называются парными. Чтобы не путать их при письме, будем учиться их сегодня различать.

III. Дифференциация гласных А и Я.

Сегодня вы будете различать парные гласные, а какие, определите сами.

а) Работа со стихотворением. Прослушайте стихотворение.

Вот буква вроде шалаша.

Не правда ль буква хороша!

И хоть она проста на вид.

А начинает алфавит.

Так, какую первую букву вы будете сегодня различать?

Определите, какая вторая буква.



Я – бродяга с рюкзаком.

Путешествую пешком.

Демонстрация таблиц для мнемонического приёма. (Буква А в виде шалаша, буква Я – в виде путешественника с рюкзаком).

б) Сравнение гласных А, Я по артикуляции, установление сходства и различия (зеркало).

1. Дифференциация А и Я в слогах.

а) Прослушайте слоги, скажите, какой гласный вы слышите.

МА, НА, СА, МЯ, НЯ, ЛА, НА, ПЯ, ФЯ.

Произнесите слоги парами, как звучат согласные в каждой паре?

МА-МЯ, ТА-ТЯ, ЛА-ЛЯ, ДА-ДЯ, НА-НЯ, СА-СЯ, РА-РЯ, БА-БЯ.

б) Работа с сигнальными карточками. Прослушайте слоги, поднимите карточку с гласной, звук которой вы слышите в слоге.

ТА, МЯ, НА, РЯ, ЛА, СА, ЗА, ЖА, ША, ФА, ВЯ, ШЯ.

в) Запишите в две строчки, в первую – с буквой А, во вторую с буквой Я (разными пастами).

ЛА, МЯ, СЯ, ТА, СА, ПА, РЯ, ЛА, ДА, ВЯ.

Проверка: прочтите слоги, которые вы записали в первую строчку, во вторую.

2. Дифференциация гласных А и Я в словах.

а) Игра «Весёлые буквы А и Я». Логопед рассказывает детям сказку про буквы А и Я.

«Однажды буквы А и Я решили пошутить и поменялись комнатами. Буква А поселилась в комнате буквы Я. Буква Я заняла комнату буквы. Давайте посмотрим, что из этого получилось и можно ли оставить их жить там, где они хотят».

На доске написаны слова. Ученики читают слово, затем заменяют гласную А на Я и наоборот и решают, можно ли оставить буквы в получившемся слове.

ИГЛА ШЛЯПЫ МАЛ

ФЛАГ ЛЯМКИ МАТЬ

КРАСКИ ЗЕМЛЯ ВАЛ

б) Спишите слова. Вместо точек вставьте гланую А или Я. Подчеркните мягкие согласные перед вставленными гласными. (Логопед разбирает с учениками первые слова каждого столбика, выясняет как звучит согласный перед вставленной буквой и уточняет, какую букву надо писать, после мягкой согласной. Затем ученики выполняют задание самостоятельно.

п…рус п…тки

с…дик л…мка

л…пки р…дом

м…ски тр…пки

в) Спишите слова, деля их на слоги, подчеркивая буквы карандашами разного цвета.

ДОСКА, МАРКА, ЗМЕЯ, АИСТ, АЛАЯ, СТАРАЯ.

г) Прочитайте слова парами. Прослушайте, как звучит гласная Я в первом и втором слове. Объясните, почему она звучит по-разному. Спишите слова парами, подчеркните выделенные слоги.

сеМЯ – сеМЬЯ

КоЛЯ – коЛЬЯ

дереВЬЯ – Вянут

браТЬЯ - ТЯнут

д) (Устно). Сравните пары слов по смыслу и написанию. Придумайте предложение с каждым словом.

МАЛ – МЯЛ РАД – РЯД САД – СЯДЬ

Логопедическая физминутка.

3. Дифференциация букв в предложениях.

а) Спишите предложения, вставьте пропущенную букву А или Я.

У В…ли з…в…ли ром…шки.

Ир… и В…н… играли в пр…тки.

Н…д… ест л…пшу.

Чтение и анализ предложений. Найти главные слова в предложении.

б) Проверочный диктант.

Рая и Мая едят малину. В саду вишня и яблоня. Мята – полезная трава. Трава завяла.

IV. Итог занятия.

Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №2

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (А – Я).

Цели:

1. Учить детей различать гласные А, Я в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: сигнальные карточки, магнитофонная запись, перфокарты, ручки с синей и зелёной пастами.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Закрепление пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии? Какие это звуки,гласные или согласные?

1. Ответы на вопросы. Назовите гласный 1-го ряда, 2-го ряда. В чём сходство и различие произношения этих звуков? Придумайте слова, в которых есть звук А, Я.

2. Дифференциация звуков:

а) в слогах.

1) Прослушайте, запомните и повторите слоги:

ТА – ТЯ – ТА, МА – МЯ – МА, ТЯ – ТА – ТЯ, МЯ – МА – МЯ, РА – РЯ – РЯ, РА – РЯ, РЯ – РА.

2) Запись слогов в тетради.

МА, МЯ, НА, ВА, ФЯ, РЯ, ЛА.

б) в словах.

1) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи (прослушать слово и поднять соответствующую карточку с буквой).

РЫБА, ПОЯС, РЯДЫ, ВАГОН, ПРЯЖА, БАЯН, ГОРА, СИЛА, СОБАКА, ГРЯЗЬ, ЗМЕЯ, ЯРКИЙ, ЗЕМЛЯ, ТРАВА.

2) Запись слов в 2 столбика (слова с буквой А – синей пастой, с буквой Я – зелёной пастой).

ЗОЯ, ЯБЛОКО, БЕСЕДА, МОРЯ, СЕМЕНА, МЯЧ, КАПУСТА, САДИК.

Проверка: 1 ученик зачитывает слова 1 и 2 столбиков, все проверяют записи в своих тетрадях.

3. Списать предложения, подчеркнуть слоги с разделительным Ь знаком.

ДАРЬЯ ЕСТ ГОРЯЧИЙ СУП. ТАНЯ ХОЧЕТ ВАРЕНЬЯ.

БРАТЬЯ ТЯНУТ СЕТИ. РЕБЯТА ЛЕЧИЛИ ВОРОБЬЯ.

Проверка: Анализ предложений: прочесть предложение, назвать слва с разделительным Ь. найти главные слова в предложении. Подсчитайте количество гласных А, Я, определите, каких букв больше.

4. Работа с перфокартами. Вставить пропущенные буквы в пословицах.

Что на уме, то и на …зыке.

Ленивому всегд… праздник.

Всему своё врем….

Рыб… в реке – не в руке.

Проверка: прочесть пословицу, объяснить её значение.

Подсчёт количества букв А, Я.

III. Домашнее задание. Придумать по 5 слов со звуками А, Я и записать в два столбика разной пастой.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №3

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (О – Ё).

Цели:

1. Сформировать у учащихся умение различать гласные О, Ё в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: сигнальные карточки, магнитофонная запись, предметные картинки: берёза, осёл, роза, самолёт, сани, машина; таблицы для мнемонического приёма, зеркала, конверты с деформированным текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. С какими звуками мы работали на прошлом занятии? Назовите гласный 1 ряда, придумайте с этим звуком слово. Назовите гласный 2 ряда, придумайте слово с этим звуком.

III. Дифференциация гласных О, Ё.

Сегодня вы будете учиться различать другие гласные звуки, которые отгадайте сами. Отгадайте загадки. Выделите первый звук, определите к гласным какого ряда относится этот звук.

1) Отгадывание загадок, выделение гласных из начала слова.

Круглый, зрелый, загорелый, Я прихожу с подарками.

Попадался на зубок, Блещу огнями яркими.

Попадался на зубок, Нарядная, забавная,

Расколоться всё не смог, На Новый год я главная.

А попал под молоток, (Ёлка).

Хрустнул раз – треснул бок.

(Орех). Воздушная вата

Плывёт куда-то. (Облако).

2) Установление сходства и различия. Сравнение звуков О, Ё по артикуляции (использовать зеркала).

3) Сопоставление звуков с их графическим изображением (мнемонический приём).

В этой букве нет угла Буква Е передохнула.

От того она кругла. Как тот час же на неё

До того она кругла. Пара птенчиков вспорхнула

Покататься бы могла. Получилась буква Ё.

4) Дифференциация звуков в слогах.

а) Прослушате пары слогов. Скажите, как звучат согласные в каждой паре, какие буквы влияют на смягчение согласных.

МО – МЁ СО – СЁ РО – РЁ ВО – ВЁ БО – БЁ

ФО – ФЁ КО – КЁ ТО – ТЁ ЛО – ЛЁ НО - НЁ

б) Работа с сигнальными карточками, по магнитофонной записи.

ОМ ЁМ МО ТЁ СО ФЁ ОТ ЁТ

СЁ ТЁ РЁ РО ВО ОЛ ЁЛ ВЁ

в) Запись слогов в две строчки, с буквой О – в одну строчку синей пастой, с буквой Ё – в другую зелёной пастой.

ОТ ЁТ ОМ ЁМ ЕЁ СО НО НЁ ОР ЁР ЛО ЛЁ

Проверка: 1 ученик зачитывает строчку слогов, все сверяют свои записи с произнесёнными слогами.

5) Дифференциация звуков в словах.

а) Соедините буквы.

Прочитайте получившиеся слова. Напишите их парами. Подчеркните буквы, которыми отличаются слова.

Словарная работа: Объясните значение слова ЗАНОС, слоговой анализ слова.

б) Работа с предметными картинками.

Назовите предметные картинки. Назовите только те картинки, где в составе названий есть звук О, затем Ё, затем, где есть звук О и звук Ё. Запишите слова, обозначающие название этих предметов в тетрадь, разберите эти слова графически, зелёной пастой (1 ученик выполняет задание у доски).

6) Дифференциация звуков в предложениях.

Спишите предложения. Вместо точек вставьте пропущенную букву О, Ё.

Лош…дь вез…т дрова. П…вар нес…т пирог. Л…дка плыв…т по реке. Пч…лка делает м…д.

Анализ предложений.

Прочесть предложение. Почему в слове ВЕЗЁТ после буквы В надо писать букву Ё?

Почему в слове НЕСЁТ, после Н нужно писать Е?

Почему ПО РЕКЕ нужно писать раздельно?

Почему в слове МЁД на конце нужно писать букву Д?

Логопедическая физминутка.

7) Дифференциация звуков в связной речи.

Незнайка прислал конверты с деформированным текстом. Ему нужно составить рассказ «Ёжик», правильно расположив полоски с предложениями и ещё вставить пропущенные буквы в некоторых словах. Незнайке очень трудно, поможем ему составить рассказ.

Ал…ша был в лесу. Он н…с грибы. На тр…пинке он увидел ежа. Ёжик бежал к ёлке. Алёша не тронул ежа.

Прочтите рассказ. Объясните, почему вы встасили букву О в слове ТРОПИНКА.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №4

Лучшие статьи по теме