Для школьников и родителей
  • Главная
  • Поделки
  • Использование метода тестирования при обучении биологии. Способы применения интерактивов на уроках биологии Пути эффективного применения тестирования на уроках биологии

Использование метода тестирования при обучении биологии. Способы применения интерактивов на уроках биологии Пути эффективного применения тестирования на уроках биологии

Другие материалы по предмету Психология

Использование метода тестирования при обучении биологии

А. Б. Гершман

В современных условиях для повышения уровня обучения имеются различные методы интенсификации, мобилизующие способности учеников. Многолетние наблюдения показали, что даже школьники 6-7 классов способны оперировать понятиями, которые используются в старших классах, хотя и без специальной терминологии и материала, изучаемого в курсах химии и физики, без которых невозможно понимание многих биологических процессов. Однако на это способны лишь те ученики, которые хотят работать в процессе обучения, развивать свои способности. Не секрет, что часть школьников, даже те, кто приходит из начального звена с хорошими оценками, могут добросовестно заучить материал (память у них хорошая, объем предлагаемого пока невелик), но у них сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ, а осмысление, понимание биологических процессов. Такие ребята достаточно уверенно отвечают на вопросы "кто?" и "что?", но затрудняются в вопросах "как?" и "почему?"

Многолетний опыт автора, участвующего в приеме вступительных экзаменов по биологии в Ярославский государственный университет, показал, что у части абитуриентов при ответах возникают проблемы именно с осмыслением сложных биологических понятий, поступающие часто ограничиваются просто пересказом материала без попыток объяснения, что и является причиной снижения оценки.

Для устранения этого недостатка автор в течение многих лет использует метод тестирования, который интенсифицирует мыслительную деятельность учащихся. Безусловно, этот метод не идеален и не бесспорен, но в нем имеется много положительного.

Не секрет, что у части школьников (под влиянием их родителей) складывается определенное отношение к биологии. Мол, это не русский язык и не математика, зачем так серьезно ее изучать, поскольку впоследствии они не собираются посвящать свою жизнь профессии, связанной с биологией. Отсюда желание получать хорошие оценки (по другим-то предметам у них "4" или "5") без достаточных усилий. Но в последние годы сформирован (и официально оформлен в виде проверочных работ - тестов) государственный стандарт тех минимальных знаний, которые должны иметь ученики. Работа в экспериментальном варианте в 6-8 классах показала, что большинство учащихся справляются с требованиями и получает необходимую для зачета оценку, но относительно немногие (не более 15%) выполняют их с оценкой "4" или "5": для этого небходимо очень глубокое изучение материала.

Метод тестирования в обучении биологии не нов. Но автору в течение многих лет удалось составить учебный комплекс таких работ по всему курсу биологии, с 6 по 11 класс, по всем темам, практически на каждый урок, что позволяет использовать тестирование при разных вариантах уроков. Тесты - самого разного уровня. Одни рассчитаны только на воспроизведение изученного материала по теме одного урока, другие объединяют несколько уроков, третьи - всю тему. Есть работы, для выполнения которых необходимо осмысление и анализ изученного, есть варианты и зачетного плана. В последнее время создан комплекс работ закрепляющего типа по изученному на уроке материалу, когда ученики сами находят по учебнику ответы на вопросы, контролируя их правильность по имеющимся на карточках ответам. В данном случае небрежное отношение выявится на следующем же уроке, когда новый тест со сходными вопросами потребует опоры на изученный материал.

В зависимости от возраста учащихся усложняются и тесты, увеличивается время на их выполнение, но не более 10-15 мин. Среднее время выполнения таких заданий 5-7 мин.

В чем же автор видит преимущество такого вида работ? При классической модели урока около 20 мин. уходит на опрос, часть учеников (3-5) отвечает у доски, еще какое-то количество может работать на месте (карточки с заданиями, комментирование), но не секрет, что при большой наполняемости класса учитель не может спросить многих. Отвечающий на данном уроке, как правило, будет спрошен еще не ранее, как через 3-4 урока. Только очень добросовестный ученик (а много ли таких?) будет учить материал на каждый урок в полном объеме (многочисленные опросы школьников это подтверждают), а большинство лишь слегка ознакомятся дома с заданным. Система тестирования приучает ученика к мысли о необходимости на каждый урок готовить учебный материал. Оценки, полученные на уроке (а их за четверть выходит 10-12), позволяют объективно выставить четвертные итоги. Неудача на одном уроке может быть перекрыта хорошей оценкой на другом, тем более, что учитель знает, за что стоит каждая отметка.

Большая часть урока остается для изучения и разбора нового материала, в котором могут принимать участие ученики, особенно, если они опираются на уже изученное. Вот здесь имеется еще одна возможность ученикам продемонстрировать свои знания (и получить оценку).

Думается, именно тут можно найти ответ на замечания некоторых учителей о том, что ученики могут разучиться говорить. Во второй части урока школьники имеют возможность говорить без ограничения, но о чем может идти речь, если плохо знаешь предмет разговора!

Ряд тестов основан на развитии мыслительной деятельности школьников, это наиболее трудные вопросы для выполнения, но зато именно они позволяют более объективно оценить способности и знания учеников. Для проверки знаний автор использует как уже опубликованные методические пособия по различным курсам биологии, так и написанные им лично.

Подводя итог вышесказанному, можно объединить плюсы и минусы, чтобы сравнить, чего же больше.

К положительной стороне относятся:

1. Экономия большей части урока для изучения нового материала.

2. Возможность проверки знаний всего класса, а не отдельных учеников

3. Выработка необходимости готовиться к каждому уроку.

4. Мобилизация умственных способностей учеников.

5. Формирование навыков работы с компьютером (т.к. система поиска "вопрос-ответ" практически такая же).

6. Подготовка к работе по данной методике, которая широко используется в вузах (примером может служить работа кафедры химии ЯГПУ имени Ушинского).

К отрицательной стороне можно отнести:

1. Определенное однообразие работы (но в совокупности с другими формами учебной деятельности это нивелируется).

2. Нет устного монологического ответа.

Как видно, плюсов гораздо больше. Автор неоднократно выступал с рассказом о данной методике перед учителями района, города и области, к нему обращались за методическими разработками, давал открытые уроки для слушателей курсов Института повышения квалификации педагогических работников.

Использование методических материалов, выпущенных методистами-практиками (Никишов А.И. - 1994 г.,1995 г. Русин В.Я. и Хрусталева Т.Н.- 1994 г. и др.), подтверждает необходимость работы по внедрению тестов в обучение биологии. В течение ряда лет автор использовал разработки лаборатории биологического образования Института общеобразовательной школы РАО, которые в настоящее время и легли в основу тестов-зачетов с 6 по 9 класс для проверки усвоения государственного стандарта знаний.

Известно, что тестированные задания используются уже и при вступительных экзаменах (например, по химии в ЯГПУ), в перспективе это может охватить многие предметы, как это делается в некоторых странах. Поэтому уже сейчас необходимо приучать школьников (т.е. будущих абитуриентов) к подобному виду работы.

В заключение хочется отметить, что использование продуманной системы нестандартной формы работы всегда даст хорошие результаты, о чем говорят многолетние итоги поступления в вузы биологического профиля бывших учеников автора.

Список литературы

Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. М.: Просвещение, 1988.

Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. Животные. М.: Просвещение, 1988.

Анисимова В.С., Брунов Е.П., Реброва Л.В. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1987.

Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. М.: Просвещение, 1981.

Григорьев В. Тесты по биологии, методический центр "Вариант". Кострома, 1994.

Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. М.: Просвещение, 1989.

Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. М.: Просвещение, 1987.

Программированные задания по биологии. Растения. М.: РАУБ, 1991.

Программированные задания по биологии. Животные. М.: РАУБ, 1991.

Программированные задания по биологии. Человек и его здоровье. Общая биология. М.: РАУБ, 1991.

Никишов А.И., Косорукова Л.А. Дидактический материал по ботанике. М.: РАУБ, 1994.

Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. М.: РАУБ, 1993.

Никишов А.И., Рохлов В.С. Дидактический материал по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: РАУБ, 1995.

Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1996.

Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Тесты для итоговой проверки знаний учащихся по биологии. М.: Школа-Пресс, 1992.

Мягкова А.Н., Иванова Т.В. Тесты для проверки знаний учащихся 10-11 классов по биологии. М.: Институт общеобразовательной школы РАО, 1993.

Русин В.Я., Хрусталева Т.Н., Матвеенко Н.Н. Контрольные тесты по курсу "Человек и его здоровье" для основной школы. ЯИПК и ЯГПУ. Ярославль, 1994.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Особенности использования информационных технологий на уроках биологии.

Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства , но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике.

Возможно ли сегодня преподавание биологии без использования компьютерных технологий?

Совершенствование биологического образования требуется на всех уровнях. При этом особое значение приобретает изучение биологии в школе.

Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организации форм обучения, ориентируя всю программу на решение общезначимых педагогических проблем .

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.

Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.

В своей педагогической практике я довольно широко использую информационные технологии: презентации к урокам, тесты, анимированные таблицы, кроссворды – вот неполный перечень использования компьютера на уроке.

По данным исследований, в памяти человека остаётся 1\4 часть услышанного материала, 1\3 увиденного, 1\2 часть услышанного и увиденного одновременно, 3\4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, раздвигает возрастные возможности обучения .

Применение ИКТ в преподавании биологии успешно реализуется в следующих направлениях:

· Внеклассная деятельность. Очень широкие возможности открываются перед учителем при использовании ИКТ технологий во внеклассной деятельности . Они помогают сделать мероприятия зрелищными, интересными и познавательными не только для учащихся, но и для родителей.

· Подготовка к ЕГЭ. Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках биологии и эффективна для самостоятельной работы дома. При этом тесты могут быть представлены как в электронном виде, так и в интерактивном режиме.

· Учебная деятельность.

Каждый урок или этап обучения требует своего подхода в использовании компьютерных технологий.

1. на уроках освоения нового материала эффективно использовать демонстрационные программы, которые позволят в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Например, использование видеороликов, иллюстрирующих жизнь растений и животных, деление клетки или биосинтез белка или других, заранее подготовленных, видеосюжетов о процессах в клетке, в тканях, в организме;

2. на уроках закрепления нового материала - контролирующие программы, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы. Например, использование готовых тестов, программ тестирования, заданий с самопроверкой электронных учебников по биологии;

3. на уроках-практикумах - готовые лабораторные и практические работы , виртуальные экскурсии и т. д.

Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным, т. к. повышается мотивацияучения, через раскрытие практической значимости изучаемого материала, предоставлении возможности испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задать любые вопросы и предложить любые решения без риска получить за это низкий балл, - все это способствует формированию положительного отношения к учебе. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.

В настоящее время уже существует достаточно большое количество электронных учебников, которые помимо полного охвата тем школьного курса, предусмотренных обязательным минимумом школьного образования, содержат большое количество дополнительной информации, зачастую выходящей за рамки изучения школьной программы. Как правило, весь учебный материал пособий представлен в наглядной форме и снабжен комплексом мультимедийных возможностей. Полноэкранные озвученные видеофрагменты с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, анимированные карты, высококачественные фотографии, графики и диаграммы, интерактивные трехмерные модели и анимационные ролики, позволяющие наблюдать процессы и рассматривать объекты, недоступные для непосредственного наблюдения.

Чаще учителем используются мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся. Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

На сегодня существует небольшой ассортимент электронных учебников. Есть программные продукты, посвященные изучению отдельных тем, разделов биологии. В своей деятельности я использую CD-диски: «Невидимая жизнь водоемов (Управление по охране окружающей среды Пермской области)», «Экология (общий курс)», «1С: Репетитор «Биология», «Зоология (мультитедиа образовательная программа)», «Биология 6 – 11 класс (лабораторный практикум)» и другие.

Другой тип компьютерных услуг – доступ к ресурсам Интернет, которые мы используем для разработки виртуальных экскурсий по музеям и ботаническим садам. Огромное количество информации о новых открытиях в области биологии содержится на различных Интернет-сайтах и может быть использовано на уроках как учителем, так и детьми.

Большое внимание уделяю реферативной и исследовательской деятельности учащихся, и здесь не обойтись без компьютера: обработать собранную в ходе эксперимента информацию, подготовить электронные таблицы и документы в текстовом редакторе.

Все чаще в практику моей педагогической деятельности входят уроки не просто с межпредметными связями, а такие, где проводится тонкая интеграция различных наук, на первый взгляд, совершенно не имеющих ни какого отношения к биологии. Это позволяет учащимся осознать тесную взаимосвязь предметов школьного курса, а преподаваемый таким образом материал становится более наглядным и понятным. Сегодня, в период перехода человечества к новому типу общества – информационному, главную роль будет играть информация. Вот почему сейчас очень важно всесторонне и тщательно изучать с детьми способы получения и передачи информации. Эти проблемы подробно изучаются в рамках таких дисциплин, как биология и информатика, которые затрагиваю пути и способы передачи информации как в живой так и в не живой природе, а значит могут быть освещены на интегрированном уроке «Информация и способы ее передачи» (биология - информатика).

Использование компьютера, как электронного наглядного пособия, позволяют дополнить «сухой» рассказ учителя красочными иллюстрациями, анимированными таблицами, что позволяет наполнить урок не только содержанием, но и активизировать деятельность ребенка, через эмоционально-чувственное восприятие, а следовательно, добиться лучшего запоминания и усвоения необходимой информации.

Опираясь на оперативность обработки материала, начала применять тестирование по отдельным темам курса. Персональный компьютер позволяет проводить тесты быстро, мгновенно обрабатывать результаты. Тесты позволяют проверить теоретические и практические знания, умения и навыки.

Моя дальнейшая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых методов работы с компьютером при изучении биологии, к исследовательской работе, к участию в проектах и конкурсах в целях повышения качества образования.

Таким образом, информационные технологии в преподавании биологии позволяют: коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; изучать явления и процессы в микро - и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; представлять в удобном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

Способ учебной деятельности, когда удачно подобранная традиционная технология наилучшим образом грамотно совмещена с компьютерной, приведёт к наибольшей оптимизации и эффективности процесса перевода знаний учителя на уровень восприятия ученика.

Список литературы

1. Журнал “Биология в школе” , № 2, 2002 г.

2. Информационные технологии в образовании /Авт. - составитель.- Минск: Красико - Принт, 2008 г.

3. Педагогические технологии / Под общей редакцией – М.: ИКЦ «МарТ», 2006 г.

4. Сборник трудов участников конференции «Информационные технологии в общем образовании» Саратов-2010.Саратов: изд-во ГОУ ДПО»СарИПКиПРО», 2010 г.

5. Селевко технологии в школе. - Ярославль ИРО, 2003 г.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся – неотъемлемая часть педагогической работы учителя, важный фактор улучшения качества обучения. Контроль усвоения знаний дает возможность планировать деятельность преподавателя, дифференцировать проверку, осуществлять систематический контроль, совмещать контроль усвоения знаний слабоуспевающих с ликвидацией пробелов в их знаниях. Он должен проводиться в соответствии с методическими требованиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

«Мало знать, надо и применять.

Мало хотеть, надо и делать».

Проблема активизации урока, форм опроса и контроля заинтересовала меня ещё во время институтской практики. Работу по данной проблеме я начала три года назад, придя в школу. Уже первые годы работы показали, что существующие формы и методы контроля не дают желаемых результатов, не делают учащихся субъектами данного процесса. Школьники мало активны и воспринимают контроль как проверку, необходимую учителю, но ни как не деятельность, необходимую им самим. В связи с этим я решила изучить уже существующие формы и методы контроля, усовершенствовать их.

Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.

Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе:

  • оценочную,
  • стимулирующую,
  • развивающую,
  • обучающую,
  • диагностическую,
  • воспитательную.

Процесс контроля – это одна из наиболее трудоёмких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями как для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны, его правильная постановка способствует улучшению качества обучения учащихся. В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной. Систему контроля образуют экзамены, устный опрос, контрольные работы, лабораторные работы и т.д.

Такие методы контролирования успеваемости учащихся в настоящее время используют большинство учителей. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места.

Известные методы диагностирования успеваемости учащихся имеют определённые недостатки. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Могут возникать трудности, связанные с особенностями преподавательской работы:
  • довольно часто проявляются несовпадения требований разных преподавателей, отличия в их уровне строгости при оценке одного и того же ответа;
  • при организации текущих проверок знаний большого числа учащихся, когда оценивание проводится, главным образом, лишь по формальным критериям, наблюдается загруженность учителя рутиной мало творческой работой, связанной с большим объемом информации, которую требуется подготовить, обработать и проанализировать за относительно короткий промежуток времени;
  • возможная не беспристрастность учителя (по психологическим и иным причинам) к оценке ответов некоторых учащихся;
  • иногда оценки, выставляемые учащимся, оказываются недостоверными из-за опасения учителя, что они будут использованы для оценивания работы самого учителя.
  1. Трудности, связанные со спецификой традиционной формы проверки знаний. Такие, как отсутствие четко сформулированных стандартов знаний и конкретно очерченных объемов умений, достаточных для каждой положительной оценки (часто учитель мучается вопросом: «Какую оценку поставить – «неуд» или всё же можно оценить как «удовлетворительно»?)
  2. Трудности связанные с учащимися: использование «шпаргалок, списывание, взаимопомощь» на уроке, что искажает достоверность оценки знаний учащихся и мешает учителю объективно взглянуть на качество своей педагогической работы.
  3. Отсутствие объективных критериев оценки и эффективных механизмов сравнения результатов по данной дисциплине в разных школах, что особенно актуально для выработки верной стратегии обучения учащихся.

Исходя из вышесказанного, детально изучив данный вопрос, я разработала свою систему контроля, и, таким образом, постаралась найти решения существующих проблем. В данной работе я опиралась на труды ученых – методистов, учителей-новаторов, таких как Ю.К. Бабанский, В.Ф. Шаталов, И.М. Суслов, Е.В Ильин, Ш.А. Амонашвили, У. Древс. Изучая труды этих поистине талантливых людей, я поняла, что совершенствование контроля знаний, умений и навыков следует осуществлять на фоне оптимального психологического контакта в системе «учитель-ученик», в направлении активизации познавательной деятельности учащихся на данном этапе обучения.

Решения были найдены разные, а, следовательно, результаты и эффективность контроля также получились различными.

Меня заинтересовали вопросы: какими критериями руководствуются учителя, планируя контрольные этапы, на какие задания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся?

Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

  1. выяснить, каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся;
  2. выяснить, какие формы контроля сложились в практике учителей биологии и какие рекомендации по проведению контроля дают учителя и методисты-ученые;
  3. выяснить, каково место контроля при изучении биологии, как с наибольшей эффективностью сделать учеников заинтересованными участниками;
  4. выяснить, какие формы контроля знаний и умений учащихся целесообразно использовать;
  5. подготовить материал для организации всех контрольных мероприятий по темам курса биологии;
  6. детально изучить такие формы контроля как тест и диктант, усовершенствовать тестовый контроль по биологии.
  1. ВИДЫ КОНТРОЛЯ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
  1. Цели контроля знаний и умений учащихся.

«Учитель должен знать чему научил,

Учащийся чему научился».

Е.Н. Ильин

Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой «обратной связью» между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

  • диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
  • учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
  • определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении контрольных мероприятий. Однако, главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету, является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащихся, следовательно, все происходящее на уроке, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может ориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его зания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.

Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.

Эта цель контроля, по-моему, является основной.

Может показаться, что изменение целей контроля знаний и умений учащихся – чисто теоретический вопрос и ничего не меняет на практике. Однако, это не так. Если учитель будет относиться к контролю как к деятельности, важной для учащихся, сама форма проведения его, обсуждения результатов, проверки может быть иной. Так, например, проверка результатов и проставление отметок может производиться самими учащимися. При такой форме проверки они ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки, при проставлении отметок развиваются самокритичность и ответственность. Такой вид работы никогда бы не появился, однако, если бы учитель рассматривал цели контроля знаний и умений учащихся только как диагностирование и учет знаний.

С другой стороны, представляется непонятным, как учитель может корректировать знания и умения учащихся, т.е. пополнять пробелы в знаниях учащихся, на контрольном этапе. Контрольные мероприятия могут служить лишь для диагностики наличия знаний и умений, но не для их корректировки. Контрольный этап имеет свои, совершенно определенные задачи, и не стоит пытаться вкладывать в его рамки задачи следующего этапа работы. Только после того, как выяснены недочеты в знаниях и умениях учащихся на контрольном этапе, можно говорить о последующей корректировке, если она необходима.

Согласно замечаниям, приведенным выше, я предлагаю сформулировать следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

  • подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые биологические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;
  • получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся биологические знания, указанные в образовательной цели изучения темы (цикла знаний);
  • научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию изучения темы (цикла знаний).

При такой формулировке целей контрольного этапа обучения становится ясно, что он несет в себе только одну задачу: учет результативности обучения и выявление пробелов, если они имеются, как учителем, так и, что не менее важно, самими учениками.

  1. Функции контроля знаний и умений учащихся.

Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта.

Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки:

контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.

Контролирующая функция считается одной из основных функций контроля. Ее сущность состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения. Сущность обучающей , или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применят знания и умения в новой ситуации или объясняют биологические, физиологические, экологические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжения учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют об успешности учебного процесса. Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка ориентировочной. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.

Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время.

Функции контрольного этапа, по моему мнению, должны отвечать стимулированным задачам контроля. Определив задачу как только лишь диагностирование знаний и умений учащихся, полученных ими в течение изучения данной темы (цикла знаний), я полагаю, что функциями контроля должны быть контролирующая и ориентирующая, сюда можно добавить еще и воспитывающую функцию, т.к. любой вид деятельности влияет тем или иным образом на наш характер, а контроль, действительно, приучает нас к лучшей организации своей деятельности, к дисциплине и ответственности.

Что касается обучающей функции контроля, то здесь я приведу те же замечания, что и при рассмотрении корректирования знаний как одной из целей контрольного этапа. Цель контроля состоит в диагностировании знаний и умений учащихся, и не следует пытаться ее расширить. Если учащиеся осознают свою цель на данном уроке как выяснение соответствия их знаний и умений предъявляемым требованиям, то и деятельность их будет направлена на достижение поставленной цели. Вряд ли они будут совершенствовать или систематизировать полученные знания. Я не отрицаю всей важности систематизации знаний, полученных при изучении данной темы, а также исправления недочетов в этих знаниях, но эта деятельность имеет место на других этапах обучения и не должна считаться частью контрольного этапа. Подводя итог всему сказанному, я предлагаю выделить контролирующую, ориентировочную и воспитывающую функции как функции контроля знаний и умений учащихся. «Активизация учебной деятельности достигается различными формами контроля и их правильным сочетанием» - Ю.К. Бабанский.

  1. Формы контроля знаний и умений учащихся.

Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много.

Государственный стандарт биологического образования обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприяти й на уроках биологии. Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта биологического образования… система измерителей должна быть содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего).

Система измерителей может быть представлена в форме традиционных письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета и др. все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта.

К каждой системе измерителей должны быть представлены критерии оценивания, на основе которых делается вывод о достижении или не достижении учащимся требований государственного стандарта… в практике проверки достижений учащимися обязательного уровня подготовки по биологии используется следующий критерий: если ученик правильно выполнил две трети заданий проверочной работы, удовлетворяющей вышеперечисленным требованиям, то можно сделать вывод о достижении данным учеником требований стандарта.

Система измерителей должна быть инвариантна по отношению к различным типам школ, учебным планам, программе и учебникам.

Особенностью требований к уровню подготовки учащихся в стандарте биологического образования является наличие в них экспериментальных умений.

Проверка сформированности таких умений должна осуществляться с помощью экспениментальных заданий, которые могут составлять часть общей проверочной работы.

В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся которые я представляю в своей работе:

  • биологический диктант;
  • тестовое задание;
  • краткая самостоятельная работа;
  • письменная проверочная работа;
  • лабораторная работа;
  • устный зачет по изученной теме.

Ниже я постараюсь ответить на вопрос, какая именно деятельность скрывается за тем или иным названием формы контроля знаний и умений учащихся, а также дам собственную оценку целесообразности использования данных форм на различных этапах обучения.

  1. Биологический диктант – форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных ответов, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью биологических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся:
  • буквенные обозначения биологических терминов, явлений, некоторых величин;
  • определения биологических явлений, формулировки биологических законов, формулировки научных фактов.

Именно эти знания могут быть поверены в быстрых и кратких ответах

Учащихся. Биологический диктант не позволяет проверить умения,

Которыми овладели учащиеся при изучении той или иной темы. Таким

Образом,быстрота проведения биологического диктанта является

Одновременно как достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает

Область проверяемых знаний. Однако это форма контроля знаний и

Умений учащихся снимает часть нагрузки с остальных форм, а также, как

Будет показано ниже, может быть с успехом применена в сочетании с

Другими формами контроля.

  1. Тестовые задания. Здесь учащимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных форм контроля во всей системе образования. Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время. Наряду со всеми знаниями, усвоение которых учащимися можно проверить с помощью биологического диктанта, появляется возможность проверить умения учащихся, связанные с распознаванием биологических явлений и ситуаций, соответствующих научным фактам.

Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд недостатков. Главный из них - это трудность формулирования вариантов ответов на вопросы при их составлении. Если ответы подобраны учителем без достаточного логического обоснования, большинство учащихся очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знаний, а только лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта. Поэтому учителю бывает трудно или даже невозможно составить удачный тест без теоретической подготовки. Рассмотрев работы учителей и методистов по созданию тестов по биологии, я сделала вывод, что методология составления подобных заданий примерно одинакова у разных авторов: «На каждый вопрос приведено от двух до пяти ответов, среди которых один (реже два) являются правильными, а остальные – неполные, неточные или неверные, большая часть неверных ответов – типичные или вероятные ошибки учащихся». Однако, существуют тестовые задания, отличающиеся от привычной схемы их построения, например: составить текст из фрагментов, рассудить спор на уроке биологии. Последнее задание мне показалось наиболее интересным, т.к. ученик, прослеживая доводы разных учеников в споре и пытаясь выяснить, кто прав, а кто ошибается, сам проводит похожие рассуждения. Трудность состоит в том, что доводы обеих сторон достаточно правдоподобны, здесь тоже прослеживается общая идея составления тестов, следовательно найти ошибку в рассуждениях подчас бывает очень нелегко.

Следует однако отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний и умений учащихся, оставляя в стороне деятельность по созданию биологических объектов, воспроизведению конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и экологическим явлениям и т.п. по результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения учащихся решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного ответа в устной форме.

Задания с выбором целесообразно применять в тех случаях, когда эта форма контроля знаний имеет преимущества перед другими, например, они особенно удобны с применением различного типа контролирующих машин и компьютеров. Авторы тестовых разработок сходятся во мнении, что тесты не могут заменить других форм контроля, однако, они открывают много новых возможностей перед учителем, проводящим в классе контрольный урок, т.к. снимают трудности, характерные для устных и письменных ответов учащихся на поставленный вопрос. Отмечается один из основных недостатков этого метода, тестовый контроль не проверяет умение учащихся строить ответ, грамотно и логично выражать свои мысли на языке науки, рассуждать и обосновывать свои суждения. В этой связи многие авторы предлагают после проведения тестового контроля проверять, насколько правильно учащиеся могут устно обосновать ответы, которые они дали в тестовых заданиях, причем на это должен отводиться еще один контрольный урок. Я не согласна с таким решением проблемы, т.к. при этом теряется основное преимущество такой формы контроля: возможность проверить большой объем знаний за небольшой промежуток времени. По-моему, решение этой проблемы может быть только одно: сочетание тестовых заданий с другими формами контроля, которые смогут проверить области, недоступные тестам, не дублируя их результаты.

  1. Кратковременная самостоятельная работа. З десь учащимся также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение учащихся распознавать биологические явления; задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды деятельности кроме создания понятий, т.к. это требует большого количества времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Понятно, что кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2 – 3, а иногда самостоятельная работа состоит и из одного задания.
  2. Письменная проверочная работа – наиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно проверочные работы по биологии проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания. Содержание проверочных работ составляют задачи как тестовые, так и экспериментальные. Таким образом, составленная проверочная работа позволяет проверить довольно узкий круг знаний и умений учащихся: по теме, а также различные умения по применению биологических знаний при решении творческих задач. Я считаю, что понятие «проверочная работа» следует расширить и включить в нее различные типы заданий, если она используется учителем как форма контроля знаний и умений учащихся в конце изучения темы.
  3. Лабораторная работа. Ею может стать лабораторная работа, подобная данным в учебнике к изучаемой теме или какой-то эксперимент, связанный с воспроизведением конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и биологическим явлениям. Лабораторная работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как биологический диктант или тест. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.
  4. Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.
  1. Место контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения биологии.

Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе обучения, определяется ее целями.

Как было установлено, основная часть проверки как для учащихся, так и для учителя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по данной теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирующая.

Естественно предположить, что контроль нужен на разных этапах обучения и на разном уровне: тематический, четвертной учет, экзамены т.д.

Контроль, проводящийся после изучения небольших «подтем» или циклов обучения, составляющий какой либо раздел, принято называть текущим. Контроль, проводящийся после завершения крупных тем и разделов биологии принято называть итоговым. Итоговый контроль также включает в себя переводные и выпускные экзамены.

Учителю необходимо установить, какая форма контроля подходит для текущего контроля, а какая – для итогового. Это можно сделать, учитывая время, которое занимает та или иная форма, а также количество материала, которое она позволяет проверить. Так, например, биологический диктант и кратковременная самостоятельная работа с полным правом могут быть отнесены к текущему контролю знаний и умений учащихся; они кратковременны и не могут охватить весь изученный материал. Тестовые задания, составленные по-разному, с разным количеством вопросов, могут быть как формой текущего, так и итогового контроля, однако чаще задания с выбором ответов используются при текущей проверке. Устный зачет по теме и письменная проверочная работа – форма итогового контроля, так как охватывают большое количество материала и занимают много времени. Лабораторная работа может использоваться на итоговом контроле, однако, учитывая то, что она может проверить ограниченный круг умений учащихся, ее целесообразно комбинировать, как было сказано ранее, с другими формами проверки.

Итак, при анализе целей проведения контрольных мероприятий, выявляются 2 вида контроля, текущий и итоговый, каждый из них имеет свое место в процессе обучения биологии и выполняет определенные задачи обучения.

  1. Отметки и оценки на контрольных этапах.

Методисты различают понятия «оценка» и «отметка». Оценка – это слова, с помощью которых учитель «оценивает», анализирует успехи ученика, хвалит или порицает его, обращает внимание на полноту или недостаточность его знаний. Оценка может даваться как в устной форме, так и письменно. Отметка – это привычные нам цифры, от 1 до 5, выражающие успехи ученика, соответствие его знаний предъявляемым требованиям. Однако, очень часто эти понятия не различаются учителями, т.к. считается что отметка, она, по сути, и есть оценка успеваемости ученика. Роль оценок и отметок огромна. Они не только служат для учета успеваемости учащегося, помогая тем самым учителю ориентироваться в успешности обучения учащихся, но и помогают самому ученику, и эта их главная функция, судить о своих знаниях, выявлять собственные пробелы и исправлять их. Правильно поставленная отметка, вместе с оценкой учителем работы ученика, ободряет, стимулирует его к дальнейшему обучению, либо, наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-то неуспеха. Именно поэтому отметки и оценки должны быть объективными – это главнейшее требование к ним. Только тогда они будут серьезно рассматриваться учениками, ребята будут верить и уважать мнение своего учителя. Недопустимо занижение или завышение оценок, нельзя использовать отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины.

При проставлении отметки надо руководствоваться многими факторами. Во-первых, это, конечно требования к знаниям учащихся в процессе изучения темы, исходящие из целей обучения данной теме. Во-вторых, учитывается полнота охвата материала, сложность и новизна заданий, предлагаемых учащимся, самостоятельность их выполнения. В устных и письменных ответах необходимо учитывать логичность изложения, обоснованность утверждений, культуру речи. Эти требования повышаются с увеличением возраста учащихся.

Существует множество методов проставления, исправления отметок: каждый учитель может предложить свое. Однако, мне кажется, что т.к. отметки отражают работу ученика по данной теме, его знания, они всегда должны быть доступны для исправления и улучшения. Эта возможность стимулирует учащихся к восполнению собственных пробелов в знаниях и, следовательно, их улучшению. Окончательными же являются лишь итоговые отметки, т.е. отметки, полученные за итоговые контрольные мероприятия, т.к. они ставятся по окончании изучения всей темы и отражают всю проделанную учащимися работу.

  1. Тестирование
  1. Тестирование – как метод педагогического контроля.

Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств педагогов). Как утверждает А.Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.

В литературе встречается следующее определение тестов достижений. Тесты – это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями результативность познавательной деятельности учащихся, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения (целей изучения).

Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.

Тесты достижений отличаются от собственно психологических тестов (способностей, интеллекта). Их отличие от тестов способностей состоит, во-первых, в том, что с их помощью изучают успешность овладения конкретным ограниченным определенными рамками, учебным материалом, например, разделом биологии или курсом естествознания. На формирование способностей (например, пространственных) влияние обучения также сказывается, но оно не является единственным фактором, определяющим уровень их развития.

Во-вторых, различие между тестами определяются целями их применения. Тесты достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особенностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов и т.д., т.е. с помощью этих тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов.

Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, биологическими таблицами, энциклопедиями и словарями.

Существуют также тесты, направленнные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных и т.д.

По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, предметными, аппаратурными и компьютерными, вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями и, если необходимо, стимульный материал или аппаратуру, лист ответов (для бланковых мотодик), шаблоны для обработки даны.

Тестирование широко используется в учебных заведениях для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся.

Результаты тестирования могут выступать и как оценка качества преподавания, а также как оценка самих испытательных материалов. Не меньший интерес представляет изучение результатов тестирования для определения качества урока. Например, учитель работает с учащимися, разделенными на группы по успеваемости.

В тесте имеется определенное количество теоретических вопросов и практических задач. Каждый вопрос соответствует какой-либо теме. По этой же теме в тесте прилагается практическая задача. Если учащиеся во всех группах плохо справились с каким-либо теоретическим заданием и практической задачей к этому вопросу, следовательно, на уроках не уделено достаточного внимания этой теме, хотя необходимо учитывать, что группы неравномерны по контингенту.

После проведения статистических исследований по изучению тестирования как метода педагогического контроля, было выявлено, что в тесте должно быть 15-20 заданий. Они помогают определить, владеет ли ученик основными понятиями, закономерностями, умеет ли правильно записать термины, а также как полученные знания помогают ему при решении практических задач.

Задания предлагаются, как правило, с ответами в «закрытой форме», когда нужно вставить пропущенное слово. В этом случае, когда ответ однозначен, он оценивается по двухбальной системе – 1 или 1, если задание имеет несколько правильных ответов, возможны три оценки – 0; 0,5; 1.

Введение в тест заданий с многовариантными ответами развивает у учащихся потребность в поиске разных путей решения задачи, что необходимо для достижения основной цели обучения в школе – умения самостоятельно выбирать способ выполнения поставленной задачи.

Можно, конечно, вместо одного задания с многовариантным ответом дать несколько с альтернативным, но это значительно увеличит число заданий в тесте и позволит проверить только уровень знаний, но не будет способствовать использованию тестов для развития навыков.

  1. Формирование оценочной шкалы тестового контроля.

При создании тестов возникают определенные трудности в части формирования шкалы оценок правильности выполнения заданий учащимися. Оценка знаний – один из существенных показателей, определяющих степень усвоения учащимися материала, развития мышления, самостоятельности. Оценка должна побуждать учащихся к повышению качества учебной деятельности. В существующих системах тестирования предлагается, что учитель заранее выбирает определенную шкалу оценок, т.е. устанавливает, например, что испытуемый набирает от 31 до 50 баллов, то он получает оценку «отлично», от 25 до 30 баллов – «хорошо», от 20 до 24 – «удовлетворительно», менее 20 – «неудовлетворительно».

Очевидно, что при формировании такой шкалы оценок велика доля субъктивизма, поскольку здесь многое будет зависеть от опыта, интуиции, компетентности, профессионализма учителя. Кроме того, требования, предъявляемые разными учителями уровню знаний учащихся, колеблются в очень широких пределах.

  1. Требования, предъявляемые к преподавателю при составлении тестовых заданий.

При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбаланстрованного инструмента оценки успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами.

Так, необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д. Тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него.

Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.

Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.

Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений «да – нет», «верно – неверно».

Задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятий формулы, определения и т.д. при этом тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми. Это не задачи для устного счета. Вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных вариантов желательно использовать наиболее типичные ошибки.

  1. Достоинства и недостатки тестирования.

Одним из недостатков тестового метода контроля знаний учащихся является то, что создание тестов, их унификация и анализ – это большая кропотливая работа. Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо несколько лет собирать статистические данные.

Возможно возникновение и других трудностей. Довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д. Но не смотря на указанные недостатки тестирования, как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности такой технологии в курсе изучения биологии.

К достоинствам следует отнести:

  • большую объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;
  • исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного преподавателя;
  • ориентированность на современные технические средства на использование в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем;
  • универсальность, охват всех стадий процесса обучения.

Другие достоинства. Тестированный опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учеником.

  1. Тестовый контроль на уроках биологии.

Тестирование – это наиболее сложная форма контроля усвоения учебного материала, хотя имеет и ощутимые преимущества: применение тест-контроля дает учителю возможность рационально распорядиться временем урока, быстро установить обратную связь с учеником, сравнительно легко выявить возможные пробелы в его знаниях, быстро их устранить. Нелишним будет подчеркнуть, что от учащихся данная форма требует постоянной подготовки домашнего задания, умения выбирать и принимать правильные решения. Учитывая это, тест-контроль я начинаю вводить с 5 класса. Знакомство учеников с новой и на первых порах непревычной для них формой работы начинается с выполнения самых простых заданий. Приведу пример:

Обведи кружочком цифры, после которых названы свойства воды:

  1. Твердое тело;
  2. Жидкое тело;
  3. Газообразное тело.

В этом случае, если ребенок затрудняется с выбором ответа, я предлагаю ему поработать с учебником. Для того, чтобы подвести учеников к правильному ответу, я провожу беседу, побуждая их задуматься над вопросом. Затем предлагаю вопрос и несколько вариантов ответа на него. Например:

Комнатные мухи питаются:

  1. Сочными листьями растений;
  2. Пищей человека и отходами;
  3. Комарами.

Разбираем варианты ответов. Путем рассуждений ученики приходят к правильному ответу. На первых порах использую тесты, в которых требуется выбрать один правильный ответ, далее, поэтапно, увеличиваю их число

до 3 – 4, затем мы проверяем правильность выполнения задания всем классом, коллективно находим и устраняем недочеты.

Тематическую и итоговую тестовую проверку я ввожу лишь после кропотливого обучения учащихся работе с тестовыми заданиями.

Для развития мыслительной деятельности учеников применяю тестовые задания с выбором нескольких ответов. Такая работа по силам хорошо успевающим ученикам, которые умеют мыслить логически и выстраивать ответы в определенной последовательности.

Выбери предложения, в которых даны сведения о лягушке. Ответы запиши буквами:

а) тело состоит из головы, туловища и хвоста;

б) тело состоит из головы и туловища;

в) имеются плавники;

г) имеются две пары конечностей;

д) кожа голая, покрыта слизью;

е) кожа покрыта чешуей.

Ответы:

Выполняя это задание, необходимо выбрать 3 правильных ответа и расположить в определенной последовательности. Лишняя или недостающая буква в ответе означает: ответ неправильный.

Опиши развитие бабочки-капустницы по стадиям:

Бабочка – яйцо – гусеница – куколка – бабочка.

Для более успешного запоминания материала провожу биологические диктанты. Учащимся, испытывающим трудности в обучении, даю диктант и предлагаю варианты ответов (слова для справок). Например:

  1. Дышать нужно через_______________
  2. Носовая полость выстлана _____________
  3. Клетки носовой полости выделяют _______________
  4. Слизь задерживает ________ и ______________.

Слова для справок: носовая полость, слизистая оболочка, слизь, пыль, микробы.

Использую тестовые задания, с помощью которых проверяется умение классифицировать и анализировать признаки. Для решения тестов такого вида ввожу вопрос-таблицу. Например:

«В правую часть таблицы впишите кости пояса верхних конечностей, в левую часть – кости пояса нижних конечностей:

Пояс верхних конечностей

Пояс нижних конечностей

  1. Лопатка
  2. Ключица

Пройдя все этапы обучения школьников работать с тестами, в целях итоговой проверки знаний я использую тестовые задания различного вида и характера (приложение1).

В конце работы обязательно указываю шкалу оценивания. Каждое задание оцениваю в один бал:

  • 50 % выполненной работы – оценка «3».
  • 70 % выполненной работы – оценка «4».
  • более 70 % выполненной работы – оценка «5» или
  • 1-4 балла – оценка «2».
  • 5-6 баллов – оценка «3».
  • 7-8 баллов – оценка «4».
  • 9-11 баллов – оценка 25».

Заключение.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся – неотъемлемая часть педагогической работы учителя, важный фактор улучшения качества обучения. Контроль усвоения знаний дает возможность планировать деятельность преподавателя, дифференцировать проверку, осуществлять систематический контроль, совмещать контроль усвоения знаний слабоуспевающих с ликвидацией пробелов в их знаниях. Он должен проводиться в соответствии с методическими требованиями.

Разнообразие методов, форм контроля позволяет более точно и качественно оценивать знания учащихся. В соответствии с требованиями программы, ориентирую преподавание, контроль и оценку на достижение высоких конечных результатов во всех видах учебной деятельности. Особое значение придаю освоению специальных умений, отражающих особенности учебного предмета, развитию умственных способностей учащихся, формированию навыка самостоятельно учиться, работать с различными источниками информации, рационально организовывать свое рабочее время.

Значение проверки результатов обучения во много раз возрастает, когда она является проверкой не только выполнения домашних заданий, но и учебной деятельности школьников на уроке: их внимания, активности, добросовестности, правильности выполнения упражнений. Прежде всего, проверке подлежат приобретенные в обучении знания, умения и развитие учащихся. Важно проверять не только объем усваиваемого учащимися материала, но также прочность, осознанность и оперативность знаний, то есть способность учащихся применять при решении разного рода познавательных и других практических задач. Мало проверить, помнит ли ученик обобщающий вывод, необходимо выяснить, может ли он этот вывод обосновать и доказать.

Только регулярная проверка выполнения школьниками требований учителя придаст им действенность. Учащиеся в том случае продумывают помещенные в учебниках биологии вопросы, если учитель требует отвечать на них; готовят связный рассказ по заданному материалу, если учитель требует от них не только ответов на отдельные вопросы, но и развернутого изложения материала.

Результаты, полученные в процессе контроля, позволяют увидеть и оценить рост учащихся в процессе обучения, правильности и добросовестность их отношения к своим учебным обязанностям. Значение контроля особенно возрастает, если отмечать продвижение ученика вперед: лучшее, чем раньше, построение им ответа, в развитой речи, более серьезное, чем раньше, отношение к учению и пр.

Контроль результатов обучения биологии и учебной деятельности учащихся является ключом к оценке и дальнейшему усовершенствованию всего процесса обучения предмету. Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что при методически грамотной организации контроля знаний и умений учащихся достигается максимальная оптимизация учебного процесса.


Учитель биологии МКОУ «Хлебенская ООШ» Новоусманского района Студеникина Вера Инокентьевна, vera . studenikina 2012@ yandex . ru

Проверка знаний и умений — важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности.

Изучение состояния биологической подготовки учащихся - непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся и применить дифференцированный подход в обучении.

Систематическая проверка знаний способствует выработке у учащихся установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.

Различают текущую, тематическую и итоговую (годовую) проверку знаний и умений. Задачи обучения, воспитания и развития в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки. Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую, в то время как тематическая и итоговая проверки в основном выполняют функцию контроля и управления. Как для текущей проверки, так и для итоговой проверки используются различные формы , методы и приемы: устная, письменная (текстовая и графическая), практическая. В процессе ее проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Учитель при этом может обсудить с учащимися широкий круг вопросов, выявить, как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь теоретического и практического материала, выяснить, могут ли учащиеся делать выводы мировоззренческого характера, определить, насколько хорошо они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебной подготовке учащихся.

Нетрадиционные формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля. Например, систематический тестовый контроль формирует у учащихся мотивацию постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их.

Устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников группы в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов (тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблицы и др.). Только нетрадиционные формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля.

систематический тестовый контроль формирует у учащихся мотивацию постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их.

Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ перед традиционными: позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности дальнейшего продвижения в учении.

Тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех учащихся группы, получить объективные данные для сравнения результатов учебной подготовки учащихся одной или нескольких групп.

Классификация тестов по уровням усвоения.

Тесты на опознания

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

Тесты с частицей «НЕ»

Тестовые задания на задания биологических терминов

Тестовые задания с использованием рисунков.

Тесты с выбором нескольких правильных ответов

Тест «на подстановку»

Тестовые задания на классификацию объектов и процессов

Тестовые задания на определение последовательности событий

Тесты составляются таким образом, чтобы иметь возможность реализовать дифференцированный подход при проверке знаний. Для этой цели применяются задания различной степени сложности. Для итоговой проверки использовать тестовые задания в сочетании с традиционными вопросами и заданиями, требующими свободного, традиционного ответа.

Таким образом, сочетание тестовых заданий с традиционными вопросами позволить повысить достоверность результатов проверки знаний и умений учащихся, а также выявить их умение логично излагать мысли, аргументировать факты, прибегать к доказательствам.

На первых этапах применения тестовых заданий важно больше времени уделять обучению учащихся работе с каждым новым видом задания. Тест успеваемости - это система заданий специфической формы, позволяющая качественно оценить и измерить уровень знаний и умений.
Повышению достоверности полученных знаний способствует применение разнообразных тестовых заданий в сочетании с традиционными формами и методами, а также практическая проверка знаний и умений учащихся.

ВВЕДЕНИЕ

В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения

Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована еще Я.А. Каменским и развита К.Д. Ушинским. Актуальны мысли последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.

Информатизация учебного курса биологии осуществляется, главным образом, в форме внедрения средств новых информационных технологий (СНИТ), в том числе мультимедийных пособий.

По яркому замечанию А.В. Осина "... появление СНИТ должно изменить формы и методы процесса обучения. Они позволяют перейти учителю от изложения материала к дискуссии", и шире - от приоритета объяснительно- иллюстративных методов обучения к интерактивным. Компьютерные мультимедийные пособия в том числе по биологии обеспечивают в той или иной мере наглядность, интерактивность и другие качества, отличающие их о учебников на бумажных носителях

Актуальность использования СНИТ в образовании

Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательной и дидактической компоненты. Конструирование информационных предметных сред - принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно "конструировать" процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). Информатизация системы образования - одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе

Информатизация включает в себя:

  • компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;
  • интеллектуализацию - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и созданию информации;
  • медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации

В последнее время специалисты по-новому определяют место информационных технологий и предмета информатики в образовательных учреждениях. Информатика рассматривается не как изолированная дисциплина, а в тесном переплетении с информационной учебной деятельностью во всех предметах. Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательных и дидактических компонентов. Конструирование информационных предметных сред - принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время можно использовать:

1. ЭУП Биология. Живой организм 6 класс.

2. Электронные уроки и тесты "Биология в школе":

  1. Организация жизни
  2. Растительный мир
  3. Функции и среда обитания животных организмов
  4. Жизнедеятельность животных
  5. Наследование признаков
  6. Генетическая изменчивость и эволюция
  7. Взаимное влияние живых организмов
  8. Природа в состоянии динамического равновесия
  9. Влияние человека на природу

3. Океан знаний. Биология для поступающих в вузы

4. Биология. Решебник 6 - 11 классы.

5. Электронный атлас для школьника (зоология, ботаника, анатомия)

6. Биология. Интерактивные творческие задания 7 - 9 классы.

7. Биология. Экспресс - подготовка к экзамену.

8. Атлас морфологии человека.

9. 1С: Школа:

  1. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.
  2. Биология, 7 класс. Животные.
  3. Биология 8 класс. Человек.
  4. Биология, 9 класс. Основы общей биологии.
  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 6 -11 классы.

В электронных мультимедийных изданиях по биологии предусмотрено расширение информационного блока за счет визуализации процессов и явлений; введение большого числа иллюстраций; анимированных объектов; виртуальных лабораторий для проведения практических и лабораторных работ, предусмотрена система генерации большого количества разноуровневых тестовых заданий, что позволит реализовать индивидуальные траектории обучения. Большое внимание авторы и разработчики уделяют педагогической составляющей, автоматизирующей труд учителя, например по ведению документации, облегчающей процесс подготовки урока, расширяющей горизонты обучения.
Использование таких изданий в учебном процессе позволит сделать процесс обучения современным в режимах изучения нового, проведения практических, лабораторных работ, интерактивного моделирования процессов, а также при проверке знаний и проведения аттестации. Введение в состав мультимедийных изданий по биологии готовых уроков, сопровождаемых дикторским текстом и визуальным рядом, позволит лучше усвоить новое при подготовке домашних заданий, а также при самостоятельном изучении материала. Учащиеся получат возможность построить собственное информационное пространство из объектов, входящих в программу, дополнить их, освоить материал в рамках образовательного минимума, а также изучить отдельные темы и раздела курса на углубленном уровне, используя интерактивные элементы, проверить знания через систему тестирования, провести различные эксперименты.
Мультимедийные электронные издания можно использовать при различной комплектации учебных заведений компьютерной техникой.
Основной особенностью виртуальных лабораторий, включенных в состав мультимедийных изданий, является работа в режиме конструирования лабораторной работы, практикума, возможность моделирования, интерактивного воздействия на модели и процессы, сопровождающие обучение.
Возможность построения индивидуальных образовательных траекторий обусловлена наличием избыточности информации, передаваемой посредством аудиовизуальных объектов. Изучив материал на базовом уровне, учащийся получает дополнительную информацию из справочников, энциклопедий, входящих в качестве информационных объектов в состав образовательной программы. Способ подачи нового материала в виде интерактивных объектов призван стимулировать интерес к изучению нового.
Наиболее важными свойствами мультимедийных приложений являются:
возможность интеграции в школьное образовательное пространство;
возможность построение индивидуального образовательного пространства;
возможность работы с программой при любой комплектации образовательного учреждения компьютерной техникой, при наличии одного компьютера, компьютерного класса, поддержка сетевой версии;
наличие готовых уроков, сопровождаемых аудио и видео рядом, полностью соответствующих содержанию УМК;
наличие большого блока контрольных и тестовых заданий, которые можно комбинировать, создавая задания, реализую индивидуальный подход в обучении;
контрольные и тестовые задания можно выполнять в режимах тренинга, контрольного выполнения, учащиеся получают индивидуальные комментарии при выполнения заданий;
учтены санитарные требования по работе с компьютерной техникой;
все видео, анимационные сюжеты максимально озвучены и визуализированы, таким образом сокращается зрительная нагрузка, возникающая при чтении текста с монитора, готовые уроки также сопровождаются дикторским текстом;
наличие ссылок в УМК между всеми его компонентами;
методическое и содержательное наполнение легко можно дополнять, использую при этом стандартное оборудование;
объекты легко интегрируются в другие документы.

В состав дисков различных программ входят информационные объекты различных типов: иллюстрации, анимации, видео, виртуальные лаборатории и другие объекты.
Использование возможностей мультимедиа позволяет значительно расширить образовательное пространство, делает учебный процесс более интересным и увлекательным. Работа с виртуальными лабораториями способствует приобретению учащимися различных практических навыков.

Методические приемы использования мультимедиа на уроках биологии.

Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.

Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно "конструировать" процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

Можно использовать следующие методические приемы:

1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальней шее протекание процесса, попросить объяснить процесс.

2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала: можно заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.

3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.

4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

Этапы информатизации преподавания предмета:

1 .Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т.п.

2.Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.

3.Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и т.д.

4.Применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, конференциях.

5. Поиск системы. Создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.

Большое влияние для педагогов имело знакомство с программой "Intel" в 2003 г. С этого момента mgjgsnrb использовать компьютерные технологии в образовательном процессе получили идеологическую и технологическую поддержку, если рассматривать педагогическую технологию как выверенное описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

Метод проектов получил в последнее время широкое признание, многие педагоги считают его альтернативой классно-урочной системе. В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания - наблюдение, опыт, аналогия, анализ и синтез. Некоторые исследователи настаивают на принципиальном различии - по смыслу, содержанию и направленности таких видов деятельности, как исследование и проектирование, и с ними нельзя не согласиться. Тем не менее, исследовательское обучение и проектирование тесно связаны и могут послужить эффективным инструментом развития интеллекта и творческих способностей ребенка, подготовить его к реалиям взрослой жизни. Именно эти направления считаю ведущими в нашей педагогической деятельности. Учебное проектирование и исследование надежный метод формирования устойчиво мотивации учебной деятельности.

Вашему вниманию хочу представить два урока с использованием материалов образовательного комплекса 1С: Школа (

Лучшие статьи по теме