Для школьников и родителей
  • Главная
  • Поделки
  • Сумма углов треугольника. Теорема о сумме углов треугольника. Теорема о сумме углов треугольника Все углы треугольника равны 180 градусов

Сумма углов треугольника. Теорема о сумме углов треугольника. Теорема о сумме углов треугольника Все углы треугольника равны 180 градусов

Предварительные сведения

Вначале рассмотрим непосредственно понятие треугольника.

Определение 1

Треугольником будем называть геометрическую фигуру, которая составлена из трех точек, соединенных между собой отрезками (рис. 1).

Определение 2

Точки в рамках определения 1 будем называть вершинами треугольника.

Определение 3

Отрезки в рамках определения 1 будем называть сторонами треугольника.

Очевидно, что любой треугольник будет иметь 3 вершин, а также три стороны.

Теорема о сумме углов в треугольнике

Введем и докажем одну из основных теорем, связанную с треугольников, а именно теорему о сумме углов в треугольнике.

Теорема 1

Сумма углов в любом произвольном треугольнике равняется $180^\circ$.

Доказательство.

Рассмотрим треугольник $EGF$. Докажем, что сумма углов в этом треугольнике равняется $180^\circ$. Сделаем дополнительное построение: проведем прямую $XY||EG$ (рис. 2)

Так как прямые $XY$ и $EG$ параллельны, то $∠E=∠XFE$ как накрест лежащие при секущей $FE$, а $∠G=∠YFG$ как накрест лежащие при секущей $FG$

Угол $XFY$ будет развернутым, следовательно, равняется $180^\circ$.

$∠XFY=∠XFE+∠F+∠YFG=180^\circ$

Следовательно

$∠E+∠F+∠G=180^\circ$

Теорема доказана.

Теорема о внешнем угле треугольника

Еще одной теоремой о сумме углов для треугольника можно считать теорему о внешнем угле. Для начала введем это понятие.

Определение 4

Внешним углом треугольника будем называть такой угол, который будет смежным с каким-либо углом треугольника (рис. 3).

Рассмотрим теперь непосредственно теорему.

Теорема 2

Внешний угол треугольника равняется сумме двух углов треугольника, которые не являются смежным для него.

Доказательство.

Рассмотрим произвольный треугольник $EFG$. Пусть он имеет внешний угол треугольника $FGQ$ (рис. 3).

По теореме 1 ,будем иметь, что $∠E+∠F+∠G=180^\circ$, следовательно,

$∠G=180^\circ-(∠E+∠F)$

Так как угол $FGQ$ внешний, то он смежен с углом $∠G$, тогда

$∠FGQ=180^\circ-∠G=180^\circ-180^\circ+(∠E+∠F)=∠E+∠F$

Теорема доказана.

Пример задач

Пример 1

Найти все углы треугольника, если он является равносторонним.

Так как у равностороннего треугольника все стороны равны, то будем иметь, что и все углы в нем также равны между собой. Обозначим их градусные меры через $α$.

Тогда, по теореме 1 будем получать

$α+α+α=180^\circ$

Ответ: все углы равняются по $60^\circ$.

Пример 2

Найти все углы равнобедренного треугольника, если один его угол равняется $100^\circ$.

Введем следующие обозначения углов в равнобедренном треугольнике:

Так как нам не дано в условии, какой именно угол равняется $100^\circ$, то возможны два случая:

    Угол, равный $100^\circ$ - угол при основании треугольника.

    По теореме об углах при основании равнобедренного треугольника получим

    $∠2=∠3=100^\circ$

    Но тогда только их сумма будет больше, чем $180^\circ$, что противоречит условию теоремы 1. Значит, этот случай не имеет места.

    Угол, равный $100^\circ$ - угол между равными сторонами, то есть

    Доказательство:

    • Дан треугольник АВС.
    • Через вершину B проведем прямую DK параллельно основанию AC.
    • \angle CBK= \angle C как внутренние накрест лежащие при параллельных DK и AC, и секущей BC.
    • \angle DBA = \angle A внутренние накрест лежащие при DK \parallel AC и секущей AB. Угол DBK развернутый и равен
    • \angle DBK = \angle DBA + \angle B + \angle CBK
    • Так как развернутый угол равен 180 ^\circ , а \angle CBK = \angle C и \angle DBA = \angle A , то получим 180 ^\circ = \angle A + \angle B + \angle C.

    Теорема доказана

    Следствия из теоремы о сумме углов треугольника:

    1. Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90° .
    2. В равнобедренном прямоугольном треугольнике каждый острый угол равен 45° .
    3. В равностороннем треугольнике каждый угол равен 60° .
    4. В любом треугольнике либо все углы острые, либо два угла острые, а третий - тупой или прямой.
    5. Внешний угол треугольника равен сумме двух внутренних углов, не смежных с ним.

    Теорема о внешнем угле треугольника

    Внешний угол треугольника равен сумме двух оставшихся углов треугольника, не смежных с этим внешним углом

    Доказательство:

    • Дан треугольник АВС, где ВСD - внешний угол.
    • \angle BAC + \angle ABC +\angle BCA = 180^0
    • Из равенств угол \angle BCD + \angle BCA = 180^0
    • Получаем \angle BCD = \angle BAC+\angle ABC.

    Треугольник представляет собой многоугольник, имеющий три стороны (три угла). Чаще всего стороны обозначают маленькими буквами, соответствующими заглавным буквам, которыми обозначают противоположные вершины. В данной статье мы ознакомимся с видами этих геометрических фигур, теоремой, которая определяет, чему равняется сумма углов треугольника.

    Виды по величине углов

    Различают следующие виды многоугольника с тремя вершинами:

    • остроугольный, у которого все углы острые;
    • прямоугольный, имеющий один прямой угол, при его образующие, называют катетами, а сторона, которая размещена противоположно прямому углу, именуется гипотенузой;
    • тупоугольный, когда один ;
    • равнобедренный, у которого две стороны равные, и называются они боковыми, а третья - основанием треугольника;
    • равносторонний, имеющий все три равные стороны.

    Свойства

    Выделяют основные свойства, которые характерны для каждого вида треугольника:

    • напротив большей стороны всегда располагается больший угол, и наоборот;
    • напротив равных по величине сторон находятся равные углы, и наоборот;
    • у любого треугольника есть два острых угла;
    • внешний угол больше по сравнению с любым внутренним углом, не смежным с ним;
    • сумма каких-либо двух углов всегда меньше 180 градусов;
    • внешний угол равняется сумме остальных двух углов, которые не межуют с ним.

    Теорема о сумме углов треугольника

    Теорема утверждает, что если сложить все углы данной геометрической фигуры, которая расположена на евклидовой плоскости, то их сумма будет составлять 180 градусов. Попробуем доказать данную теорему.

    Пускай у нас есть произвольный треугольник с вершинами КМН.

    Через вершину М проведем КН (еще эту прямую называют прямой Евклида). На ней отметим точку А таким образом, чтоб точки К и А были расположены с разных сторон прямой МН. Мы получаем равные углы АМН и КНМ, которые, как и внутренние, лежат накрест и образовываются секущей МН совместно с прямыми КН и МА, которые являются параллельными. Из этого следует, что сумма углов треугольника, расположенных при вершинах М и Н, равняется размеру угла КМА. Все три угла составляют сумму, которая равна сумме углов КМА и МКН. Поскольку данные углы являются внутренними односторонними относительно параллельных прямых КН и МА при секущей КМ, их сумма составляет 180 градусов. Теорема доказана.

    Следствие

    Из выше доказанной теоремы вытекает следующее следствие: любой треугольник имеет два острых угла. Чтобы это доказать, допустим, что данная геометрическая фигура имеет всего один острый угол. Также можно предположить, что ни один из углов не является острым. В этом случае должно быть как минимум два угла, величина которых равна или больше 90 градусов. Но тогда сумма углов будет больше, чем 180 градусов. А такого быть не может, поскольку согласно теореме сумма углов треугольника равна 180° - не больше и не меньше. Вот это и нужно было доказать.

    Свойство внешних углов

    Чему равна сумма углов треугольника, которые являются внешними? Ответ на этот вопрос можно получить, применив один из двух способов. Первый заключается в том, что необходимо найти сумму углов, которые взяты по одному при каждой вершине, то есть трех углов. Второй подразумевает, что нужно найти сумму всех шести углов при вершинах. Для начала разберемся с первым вариантом. Итак, треугольник содержит шесть внешних углов - при каждой вершине по два.

    Каждая пара имеет равные между собой углы, поскольку они являются вертикальными:

    ∟1 = ∟4, ∟2 = ∟5, ∟3 = ∟6.

    Кроме этого, известно, что внешний угол у треугольника равняется сумме двух внутренних, которые не межуются с ним. Следовательно,

    ∟1 = ∟А + ∟С, ∟2 = ∟А + ∟В, ∟3 = ∟В + ∟С.

    Из этого получается, что сумма внешних углов, которые взяты по одному возле каждой вершины, будет равна:

    ∟1 + ∟2 + ∟3 = ∟А + ∟С + ∟А + ∟В + ∟В + ∟С = 2 х (∟А + ∟В + ∟С).

    С учетом того, что сумма углов равняется 180 градусам, можно утверждать, что ∟А + ∟В + ∟С = 180°. А это значит, что ∟1 + ∟2 + ∟3 = 2 х 180° = 360°. Если же применяется второй вариант, то сумма шести углов будет, соответственно, большей в два раза. То есть сумма внешних углов треугольника будет составлять:

    ∟1 + ∟2 + ∟3 + ∟4 + ∟5 + ∟6 = 2 х (∟1 + ∟2 + ∟2) = 720°.

    Прямоугольный треугольник

    Чему равняется сумма углов прямоугольного треугольника, являющихся острыми? Ответ на этот вопрос, опять же, вытекает из теоремы, которая утверждает, что углы в треугольнике в сумме составляют 180 градусов. А звучит наше утверждение (свойство) так: в прямоугольном треугольнике острые углы в сумме дают 90 градусов. Докажем его правдивость.

    Пускай нам дан треугольник КМН, у которого ∟Н = 90°. Необходимо доказать, что ∟К + ∟М = 90°.

    Итак, согласно теореме о сумме углов ∟К + ∟М + ∟Н = 180°. В нашем условии сказано, что ∟Н = 90°. Вот и получается, ∟К + ∟М + 90° = 180°. То есть ∟К + ∟М = 180° - 90° = 90°. Именно это нам и следовало доказать.

    В дополнение к вышеописанным свойствам прямоугольного треугольника, можно добавить и такие:

    • углы, которые лежат против катетов, являются острыми;
    • гипотенуза треугольна больше любого из катетов;
    • сумма катетов больше гипотенузы;
    • катет треугольника, который лежит напротив угла 30 градусов, в два раза меньше гипотенузы, то есть равняется ее половине.

    Как еще одно свойство данной геометрической фигуры можно выделить теорему Пифагора. Она утверждает, что в треугольнике с углом 90 градусов (прямоугольном) сумма квадратов катетов равняется квадрату гипотенузы.

    Сумма углов равнобедренного треугольника

    Ранее мы говорили, что равнобедренным называют многоугольник с тремя вершинами, содержащий две равные стороны. Известно такое свойство данной геометрической фигуры: углы при его основании равны. Докажем это.

    Возьмем треугольник КМН, который является равнобедренным, КН - его основание.

    От нас требуется доказать, что ∟К = ∟Н. Итак, допустим, что МА - это биссектриса нашего треугольника КМН. Треугольник МКА с учетом первого признака равенства равен треугольнику МНА. А именно по условию дано, что КМ = НМ, МА является общей стороной, ∟1 = ∟2, поскольку МА - это биссектриса. Используя факт равенства этих двух треугольников, можно утверждать, что ∟К = ∟Н. Значит, теорема доказана.

    Но нас интересует, какова сумма углов треугольника (равнобедренного). Поскольку в этом отношении у него нет своих особенностей, будем отталкиваться от теоремы, рассмотренной ранее. То есть мы можем утверждать, что ∟К + ∟М + ∟Н = 180°, или 2 х ∟К + ∟М = 180° (поскольку ∟К = ∟Н). Данное свойство доказывать не будем, поскольку сама теорема о сумме углов треугольника была доказана ранее.

    Кроме рассмотренных свойств об углах треугольника, имеют место и такие немаловажные утверждения:

    • в которая была опущена на основание, является одновременно медианой, биссектрисой угла, который находится между равными сторонами, а также его основания;
    • медианы (биссектрисы, высоты), которые проведены к боковым сторонам такой геометрической фигуры, равны.

    Равносторонний треугольник

    Его еще называют правильным, это тот треугольник, у которого равны все стороны. А поэтому равны также и углы. Каждый из них составляет 60 градусов. Докажем это свойство.

    Допустим, что у нас есть треугольник КМН. Нам известно, что КМ = НМ = КН. А это значит, что согласно свойству углов, расположенных при основании в равнобедренном треугольнике, ∟К = ∟М = ∟Н. Поскольку согласно теореме сумма углов треугольника ∟К + ∟М + ∟Н = 180°, то 3 х ∟К = 180° или ∟К = 60°, ∟М = 60°, ∟Н = 60°. Таким образом, утверждение доказано.

    Как видно из выше приведенного доказательства на основании теоремы, сумма углов как и сумма углов любого другого треугольника, составляет 180 градусов. Снова доказывать эту теорему нет необходимости.

    Существуют еще такие свойства, характерные для равностороннего треугольника:

    • медиана, биссектриса, высота в такой геометрической фигуре совпадают, а их длина вычисляется как (а х √3) : 2;
    • если описать вокруг данного многоугольника окружность, то ее радиус будет равен (а х √3) : 3;
    • если вписать в равносторонний треугольник окружность, то ее радиус будет составлять (а х √3) : 6;
    • площадь этой геометрической фигуры вычисляется по формуле: (а2 х √3) : 4.

    Тупоугольный треугольник

    Согласно определению один из его углов находится в промежутке от 90 до 180 градусов. Но учитывая то, что два остальных угла данной геометрической фигуры острые, можно сделать вывод, что они не превышают 90 градусов. Следовательно, теорема о сумме углов треугольника работает при расчете суммы углов в тупоугольном треугольнике. Получается, мы смело можем утверждать, опираясь на вышеупомянутую теорему, что сумма углов тупоугольного треугольника равна 180 градусам. Опять-таки, данная теорема не нуждается в повторном доказательстве.

    Цели и задачи:

    Образовательные:

    • повторить и обобщить знания о треугольнике;
    • доказать теорему о сумме углов треугольника;
    • практически убедиться в правильности формулировки теоремы;
    • научиться применять полученные знания при решении задач.

    Развивающие:

    • развивать геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.

    Воспитательные:

    • развивать личностные качества учащихся, таких как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, умение работать в коллективе.

    Оборудование: мультимедийный проектор, треугольники из цветной бумаги, УМК «Живая математика», компьютер, экран.

    Подготовительный этап: учитель дает задание ученику подготовить историческую справку о теореме «Сумма углов треугольника».

    Тип урока : изучение нового материала.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Приветствие. Психологический настрой учащихся на работу.

    II. Разминка

    С геометрической фигурой “треугольник” мы познакомились на предыдущих уроках. Давайте повторим, что нам известно о треугольнике?

    Учащиеся работают по группам. Им предоставлена возможность общаться друг с другом, каждому самостоятельно строить процесс познания.

    Что получилось? Каждая группа высказывает свои предложения, учитель записывает их на доске. Проводится обсуждение результатов:

    Рисунок 1

    III. Формулируем задачу урока

    Итак, о треугольнике мы знаем уже достаточно много. Но не все. У каждого из вас на парте есть треугольники и транспортиры. Как вы думаете, какую задачу мы можем сформулировать?

    Ученики формулируют задачу урока - найти сумму углов треугольника.

    IV. Объяснение нового материала

    Практическая часть (способствует актуализации знаний и навыков самопознания).Проведите измерения углов с помощью транспортира и найдите их сумму. Результаты запишите в тетрадь (заслушать полученные ответы). Выясняем, что сумма углов у всех получилась разная (так может получиться, потому что неточно приложили транспортир, небрежно выполнили подсчет и т.д.).

    Выполните перегибания по пунктирным линиям и узнайте, чему еще равна сумма углов треугольника:

    а)
    Рисунок 2

    б)
    Рисунок 3

    в)
    Рисунок 4

    г)
    Рисунок 5

    д)
    Рисунок 6

    После выполнения практической работы ученики формулируют ответ: Сумма углов треугольника равна градусной мере развернутого угла, т. е. 180°.

    Учитель: В математике практическая работа дает возможность лишь сделать какое-то утверждение, но его нужно доказать. Утверждение, справедливость которого устанавливается путем доказательства, называется теоремой. Какую теорему мы можем сформулировать и доказать?

    Ученики: Сумма углов треугольника равна 180 градусов.

    Историческая справка: Свойство суммы углов треугольника было установлено еще в Древнем Египте. Доказательство, изложенное в современных учебниках, содержится в комментариях Прокла к «Началам» Евклида. Прокл утверждает, что это доказательство (рис. 8) было открыто еще пифагорейцами (5 в. до н. э.). В первой книге «Начал» Евклид излагает другое доказательство теоремы о сумме углов треугольника, которое легко понять при помощи чертежа (рис. 7):


    Рисунок 7


    Рисунок 8

    Чертежи высвечиваются на экране через проектор.

    Учитель предлагает с помощью чертежей доказать теорему.

    Затем доказательство проводится с применением УМК «Живая математика» . Учитель на компьютере проецирует доказательство теоремы.

    Теорема о сумме углов треугольника: «Сумма углов треугольника равна 180°»


    Рисунок 9

    Доказательство:

    а)

    Рисунок 10

    б)

    Рисунок 11

    в)

    Рисунок 12

    Учащиеся в тетради делает краткую запись доказательства теоремы:

    Теорема: Сумма углов треугольника равна 180°.


    Рисунок 13

    Дано: Δ АВС

    Доказать: А + В + С = 180°.

    Доказательство:

    Что требовалось доказать.

    V. Физ. минутка.

    VI. Объяснение нового материала (продолжение)

    Следствие из теоремы о сумме углов треугольника выводится учащимися самостоятельно, это способствует развитию умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее:

    В любом треугольнике либо все углы острые, либо два острых угла, а третий тупой или прямой .

    Если в треугольнике все углы острые, то он называется остроугольным .

    Если один из углов треугольника тупой, то он называется тупоугольным .

    Если один из углов треугольника прямой, то он называется прямоугольным .

    Теорема о сумме углов треугольника позволяет классифицировать треугольники не только по сторонам, но и по углам. (По ходу введения видов треугольников учащимися заполняется таблица)

    Таблица 1

    Вид треугольника Равнобедренный Равносторонний Разносторонний
    Прямоугольный
    Тупоугольный
    Остроугольный

    VII. Закрепление изученного материала.

    1. Решить задачи устно:

    (Чертежи высвечиваются на экране через проектор)

    Задача 1. Найдите угол С.


    Рисунок 14

    Задача 2. Найдите угол F.


    Рисунок 15

    Задача 3. Найдите углы К и N.

    Рисунок 16

    Задача 4. Найдите углы P и T.


    Рисунок 17

    1. Решить задачу самостоятельно № 223 (б, г).
    2. Решить задачу на доске и в тетрадях уч-ся №224.
    3. Вопросы: Может ли треугольник иметь: а) два прямых угла; б) два тупых угла; в) один прямой и один тупой угол.
    4. (выполняется устно) На карточках, имеющихся на каждом столе, изображены различные треугольники. Определите на глаз вид каждого треугольника.


    Рисунок 18

    1. Найдите сумму углов 1, 2 и 3.


    Рисунок 19

    VIII. Итог урока.

    Учитель: Что мы узнали? Для любого ли треугольника применима теорема?

    IX. Рефлексия.

    Передайте мне свое настроение, ребята! С обратной стороны треугольника изобразите свою мимику.


    Рисунок 20

    Домашнее задание: п.30 (1 часть), вопрос 1 гл. IV стр. 89 учебника; № 223 (а, в), № 225.

    Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

    Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

    Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

    Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

    Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

Лучшие статьи по теме