В бессоюзном сложном предложении ставятся следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире .
Запятая ставится между частями БСП, которые невелики по объёму и тесно связаны между собой по смыслу. Составные части такого бессоюзного сложного предложения обозначают одновременность или последовательность действий, явлений: Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, надо мною и мне навстречу неслись длинные облака. ракиты тревожно шевелились и лепетали.
Точка с запятой ставится, когда части БСП не так тесно связаны по смыслу, значительны по объёму, распространены, внутри хотя бы одной из частей имеются другие знаки препинания: Круглые, низкие холмы. распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки; церкви белеют; между лозняками сверкает речка, в четырёх местах перехваченная плотинами…
Двоеточие ставится между частями БСП, если вторая часть дополняет первую, поясняет её или раскрывает причину того, о чём говорится в первой части. Обычно после первой части такого предложения можно вставить союзы так как, потому что, что и др.
Двоеточие. Примеры |
Значение |
Можно ввести слова |
Лес точно ожил: везде начали раздаваться разные весёлые восклицания, ауканье, звонкий смех и одиночные голоса многих песен. | пояснение | а именно, как-то |
Найти место старых сосен было трудно: от них не осталось даже пней. | причина | потому что, так как, ибо |
Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. | дополнение | что |
Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. | добавочное | и увидел, что |
Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если:
- а) они передают быструю смену событий, явлений;
- б) во второй части дано противопоставление;
- в) когда первая часть указывает на время или условие действия, о котором говорится во второй части;
- г) когда вторая часть заключает в себе результат, следствие того, о чём говорится в первой части;
- д) когда вторая часть содержит сравнение.
После первой части такого предложения обычно можно вставить союзы но, если, когда, поэтому, как .
Тире. Примеры |
Значение |
Можно ввести слово |
Проснулся - пять станций убежало назад . | быстрая смена явлений | - |
Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи - мороз-воевода дозором обходит владенья сво и. | противопоставление | а, но |
Умеешь радоваться - радуйся, умеешь радовать - радуй… | условие | если |
Придёт счастливый май-чудесник - зацветёт твой черешневый сад. | время | когда |
Солнце дымное встаёт - будет день горячий. | следствие | поэтому |
Молвит слово - соловей поёт. | сравнение | как, словно |
Таблица «Знаки препинания
Схема «Пунктуация
в бессоюзном сложном предложении»
В бессоюзном сложном предложении используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.
§ 43. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
§ 43.1
Между предикативными частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части близки между собой по смыслу: Метель не утихала, небо не прояснялось (П.); Бледные щёки впали, глаза сделались большие, большие, губы горели (Л.); День был серый, небо висело низко, сырой ветерок шевелил верхушки трав (Т.); Широкая черкеска была кое-где порвана, шапка была за ломлена назад, по-чеченски, ноговицы спущены ниже колен (Л.Т.); Он весь в слезах, голова поникла, лицо бледно, руки сложены на груди, губы шепчут (С.-Щ.); Поезд ушёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шума (Ч.); Рябое лицо Николая покрылось красными пят нами, его маленькие серые глаза не отрываясь смотрели на офицера (М.Г.); Белое одеяло сброшено на пол, дом пуст, Вера Никандровна одна (Фед.).
Не являются бессоюзными сложными предложениями и не разделяются запятыми части в предложениях следующего типа (произносимые в быстром темпе): Смотри тебе попадёт; А он смотри какой важный!; Смотри не прогадай - в них словосмотри выступает в роли частицы. То же в предложениях типа: Хочешь покажу; Хочешь принесу. Но: Хочешь, принесу? - при расчлененном произношении и вопросительной интонации.
§ 43.2
Если два простых предложения с союзом и между ними соединены бессоюзной связью с предшествующим предложением, то они приравниваются к однородным придаточным частям и запятая между ними не ставится (см. § 30): Кажется, погода налаживается и вскоре наступит потепление - если рассматривать слово кажется как вводное, то запятая перед и тоже не ставится, чтобы показать отнесенность вводного слова к обеим частям сложносочиненного предложения.
В связи с отмеченной здесь возможностью различной трактовки синтаксической роли слова кажется, наблюдается двоякая пунктуация в сложных предложениях, в которых перед кажется стоит союз и, а именно:
2) если рассматривать кажется как первую часть последующего бессоюзного сложного предложения, связанного с предшествующим предложением союзом и, то за пятая после и не нужна: Задача представляется несложной, и кажется, так оно и есть на самом деле.
§ 43.3
Если между двумя частями бессоюзного сложного предложения находится вводное слово, то иногда в качестве дополнительного знака ставится тире, чтобы показать, к какой из частей сложного предложения относится вводное слово, или чтобы подчеркнуть добавочный, пояснительный характер второй части (ср. § 25, п. 10): Где-то стучит мотор, - видимо, поблизости находится мастерская (Баб); Злые собаки лаяли на задворках, не решаясь выбежать навстречу бричке, - должно быть, отучили их от этой привычки проезжие солдаты (Саян.).
§ 43.4
Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном предложении в следующих случаях:
1) если предикативные части отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые: У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой (П.); Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари (Л.); Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля (Т.); Берёзы, тополя, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки (Л.Т.);Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их (М.Г.);
2) если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), в свою очередь образующие бессоюзные сложные предложения: Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Т.); Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши (Т.); Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна (Н.);
3) если бессоюзное соединение частей предложения сочетается с союзным (нередко между частями, соединенными без союзов, ставится точка с запятой, а между частями, связанными союзом, - запятая ): Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая, лошадь ободрилась, и Владимир успокоился (П.); Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн; слепой всё сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание (Л.); Прошла беда; крестьянин встал, и он же батрака ругает (Кр.); Обед кончился; большие пошли в кабинет пить кофе, а мы побежали в сад шаркать ногами по дорожкам, покрытым упавшими жёлтыми листьями, и разговаривать (Л.Т.); Было серо, тускло, безотрадно, хоть огонь зажигай; все жаловались на холод, и дождь стучал в окна (Ч.).
§ 44. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания (соответствующая иногда главной части в сложноподчиненном предложении) содержится в первой части сложного предложения, а во второй части заключается пояснение, раскрытие содержания, указание на причину и т. д. (эта часть в смысловом отношении близка к придаточной части или к пояснительному предложению).
§ 44.1
Двоеточие ставится, если вторая часть (одно или несколько предложений) раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слова а именно): Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями (П.);Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (П.); Дубровский приставил фитиль, выстрел был удачен: одному оторвало голову, двое были ранены (П.); В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник её уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей (Г.); Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер (Г.); Об одном прошу вас: стреляйте скорее (Л.); Вот мои условия: вы нынче же публично откажетесь от клеветы и будете просить у меня извинения (Л.); С ранней молодости Татьяну держали в чёрном теле: работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видела (Т.); Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится и томится, лёгким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза (Т.); В продолжение утра и середины дня Оленин весь был погружён в арифметические расчёты: сколько он проехал вёрст, сколько остаётся до первой станции, сколько до первого города, до обеда, до чая, до Ставрополя и какую часть всей дороги составляет проеханное (Л.Т.); В доме мало-помалу нарушалась тишина: где-то скрипнула дверь; послышались чьи-то шаги; кто-то чихнул на сеновале (Гонч.); Во всём селе было только два порядочных домика: в одном помещалось волостное правление, в другом жил Цыбукин, епифанский мещанин (Ч.); Возбуждение старика прошло, и теперь сказывалось утомление: язык его заплетался, голова тряслась, глаза слезились (Кор.); Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль (Купр.); Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые (Пришв.); Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь, поблизости (Пол.); Поведение Нагульнова все расценивали по-разному: одни одобряли, другие порицали, некоторые сдержанно помалкивали (Ш.).
§ 44.2
Двоеточие ставится обязательно, если в первой части бессоюзного сложного предложения имеются слова так, таков, такой, одно и т. п., конкретное содержание которых раскрывается во второй части: Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой (Гр.); Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и чинами (Гр.); Одно было несомненно: назад он не вернётся (Т.); Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму… (Л.Т.); Вопрос для Кутузова теперь состоял только в том: неужели это он допустил Наполеона в Москву (Л.Т.).
§ 44.3
Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если в первой из них посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, понимать, чувствовать и т. п. делается предупреждение, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между частями можно вставить союз что ): С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения (П.); Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась (П.); Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Л.); Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу: мой Карагёз летит, развевая гриву (Л.); Ты сам заметил: день ото дня я вяну (Л.); Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает (Т.); Я говорю: не сдамся (Л.Т.); Помню также: она любила хорошо одеваться и прыскаться духами (Ч.); Я понимаю: вам трудно сейчас сказать о целях, которые преследует литература (М.Г.); Евреинов так хорошо доказывал мне: университеты нуждаются именно в таких парнях, каков я (М.Г.), Утром, проснувшись, Гейзер почувствовал: закрыт правый глаз (Фед.); Я тебе определённо скажу: у тебя есть талант (Ф.); Он верит: для его солдат и долгий путь вперёд короче короткого пути назад (Сим.); Люди знали: где-то, очень далеко от них, идёт война (Аж.); Фёдор понял: речь шла о связи (Фурм.); Он видел: вставала земля из пепла, непокорённая земля (Горб.); Алексей решил: довольно тянуть (Пол.).
§ 44.4
Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если в первой части имеются глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и т. п., а также выражения типа поднять глаза, поднять голову, предупреждающие о дальнейшем изложении; в этих случаях между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить слова и увидел (услышал, почувствовал), что и т. п.: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (П.); Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка (Л.); Оборачиваюсь: Грушницкий! (Л.); Обломов оглянулся: перед ним наяву… стоял настоящий, действительный Штольц (Гонч.); Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь (Т.); Я проснулся: заря уже занималась (Т.); Я поднял голову: перед огнём, на опрокинутой кадке, сидела мельничиха (Т.); Варвара прислушалась: донёсся шум вечернего поезда (Ч.); Он подумал, понюхал: пахнет мёдом (Ч.); Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды (М.Г.); Сорока поднял голову: вверху сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица (Сер.); Лукашин остановился, посмотрел: во рву скапливалась вода (Пан.); Я постоял, прислушался к звукам: поезд.
В этих случаях встречается также постановка тире вместо двоеточия для передачи различных дополнительных оттенков значения: Посмотрел на прорубь - вода дремала (Шишк.) (ср.: …а там вода дремала ); Он выглянул из комнаты - ни одного огонька в окнах (Пан.) (ср.: …но ни одного огонька в окнах); Поворачиваюсь - человек в немецкой каске (Медв.) (ср.: .. а там человек в немецкой каске ). См. § 72, п. 3.
§ 44.5
Двоеточие ставится перед прямым вопросом, включенным в состав бессоюзного сложного предложения (см. § 2, п. 5): Спрашивается теперь: что же делало наше общество в последние 20- 30 лет? (Доброл.); Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Ч.); До сих пор удивительным и неразгаданным остаётся: кто же в эту роковую ночь дивизионную школу снял с караула ? (Фурм.); Я прошёл к калитке по мокрой траве, испытывая тревогу: кто же рассмотрит первый трактор в таком непроглядном тумане? (Перв.) Ср.: Может быть, природа подсказывает нам: пользуйтесь красотой, принимайте её (Гран.) - своеобразный эквивалент прямой речи.
§ 44.6
Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если вторая часть указывает основание или причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить причинные союзы потому что, так как, поскольку и т. п.): Однако пора вставать: уже без четверти шесть (П.); Печален я: со мною друга нет (П.); Он покраснел: ему было стыдно убить чело века безоружного (Л.); Не таю, мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал (Л.); Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами (Л.); К сукнам, холстам и домашним материям страшно было при тронуться: они обращались в пыль (Г.); Напрасно вы смотрите кругом во все стороны: нет выхода из бесконечных тундр (Гонч.); Хорошо, что Лемм нас не слышал: он бы в обморок упал (Т.); Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила (Т.); Над Герасимом, однако, глумиться не все решались: он шутить не любил (Т.); Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя (Т.); И Жилин приуныл: видит - дело плохо (Л.Т.); Только у мельницы злится река: нет ей простора, неволя горька (Н.); Он даже испугался: так было темно, тесно и нечисто (Ч.); Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука (М.Г.); Хвалили землю: добрая; бранили климат: неровен, сух (Кож.); В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: её заворачивают вам в бумажку (М); Иногда лошади проваливались по брюхо: почва была очень вязкой (Ф.); Окна в бараке то освещались, то гасли: кто-то чиркал спички (Ф.); Серёжка помолчал: он не любил словесных клятв и заверений (Ф.); Степан боялся подойти к берегу: скользко (Шишк.); Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических мучений (Н.О.); Сабуров нервничал: ему хотелось увести Проценко куда-нибудь вниз (Сим.); Я вообще отношусь отрицательно ко всяким инсценировкам: удачи тут бывают редко (Ов.).
§ 44.7
Особый случай постановки двоеточия находим в газетных заголовках типа: Космос: летать или нет; Бажов: читатель и книголюб. (См. раздел 16.)
§ 44.8
Изредка в бессоюзном сложном предложении, состоящем из трех частей, встречается постановка двух двоеточий (на разных основаниях или с одним и тем же основанием): Ну, да это само собой разумеется: душа не яблоко: её не разделишь (Т.); Вы всё приставали ко мне: выучи-де нас музыке и французскому диалекту: вот вам и француз, и на фортепъянах играет (Т.); Её страсть к чистоте доводила её до самозабвения: она могла целый день чистить, убирать, мыть, стирать пыль и уряжать избу неожиданно искусно: то, бывало, развесит полотенца с выкладью на косяках окон, то зимою над картинками и на зеркальце пристроит золотые веночки из соломы, а летом - пучки цветочков, которые походя соберёт на усадьбе (Гл.); Про весеннюю пору и говорить не надо: дружно цветёт черёмуха, белым-бело, слегка закружится голова, и растеряешься на мгновение: как же так? (Сол.); Однако это меня не утешило нисколько: мысль, раз она пришла в голову, далеко не уйдёт и, когда надо, непременно вернётся, а глухарь улетел, и лицо этого дня, который таким никогда не вернётся, определилось: я прозевал глухаря (Пришв.); А в келье было уже не так темно, как в первую минуту, когда погасла коптилка и сломалась спичка: смутно стали видны контуры лежанки, подушки на кровати и кадка с водой: то полукруглые окошки, чудесно посветлев, лили в келью снежный, лунный, грустный свет глубокой зимы (Берг.) .
Обычно в этих случаях, чтобы избежать скопления двоеточий в предложении, одно из них заменяют знаком тире: «Массы читателей» не существует, даже если книга выходит массовым тиражом: читатели читают по-разному - бывают книги, в которых одно доступно всем, другое только некоторым (Эр.); Есть в этой книге одна особенность - сразу чувствуешь, что она написана живописцем: читатель видит пейзажи, сцены, людей (Эр.); Командование уверенно поручало Воробьёву самые ответственные боевые дела: за короткий срок стало очевидным - этот лейтенант, кажущийся еще подростком, совсем недавно выпущенный из училища, стал волевым, находчивым и, главное, достаточно опытным командиром; Я слушал его внимательно: помню старое правило - лучше всё выслушать до конца, а потом только ставить вопросы или возражать.
§ 45. Тире в бессоюзном сложном предложении
Тире в бессоюзном сложном предложении обычно ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания (соответствующая иногда главной части в сложноподчиненном предложении) содержится во второй части сложного предложения, а первая часть (соответствующая придаточной части) имеет подчиненное по смыслу значение, указывая время или условие совершения действия, о котором идет речь во второй части, иногда причину, уступку и т. д. (см. условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении, § 44). Ср. попарно приводимые предложения:
Выйти невозможно: на улице проливной дождь (основное содержание заключено в первой части, во второй указывается причина). - На улице проливной дождь - выйти невозможно (причина указывается в первой части, во второй приводится следствие, вывод, что составляет основу высказывания);
Молодёжь ушла: на вечере стало скучно (ушла, потому что стало скучно). - Молодёжь ушла - на вечере стало скучно (ушла, поэтому стало скучно).
При равноправных смысловых отношениях между обеими частями они имеют значение сопоставления, противопоставления и т. д.
§ 45.1
Тире ставится в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, если во второй из них содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий: Прошла неделя, другая - вдруг въезжает ко мне на двор коляска (П.); Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Кр.); Иван Иванович подошёл к воротам, загремел щеколдой - изнутри поднялся собачий лай (Г.); Дайте ему только нож да пустите его на большую дорогу - зарежет, за копейку зарежет (Г.); Вы проходите мимо дерева - оно не шелохнётся, оно нежится (Т.); Вдруг мужики с топорами явились - лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.); Игнат спустил курок - ружьё дало осечку (Ч.); Упадёт луч солнца на траву - вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (М.Г.); Дунул ветер - всё дрогнуло, ожило и засмеялось (М.Г.); Метелица был уже совсем близко от костра - вдруг конское ржанье раздалось во тьме (Ф.); В полдень пройти по мёртвой улице - человека не встретишь (Ш.); Не успело солнце пригреть землю - загудело всё небо (Буб.) [ср. с союзным предложением: Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром (П.)].
§ 45.2
Тире ставится, если во второй части бессоюзного сложного предложения выражено противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а): Служить бы рад - прислуживаться тошно (Гр.); Чин следовал ему - он службу вдруг оставил (Гр.); Шить сядет - не умеет взять иголку; ее бранят - она себе молчит (П.); Прошла неделя, месяц - он к себе домой не возвращался (П.); Я хвать за пояс - пистолета нет (Л.); Я стал звать хозяина - молчат; стучу - молчат (Л.); До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу - нет зверя (Л.); Дуб держится - к земле тростиночка припала (Кр.); Он мучительно провел глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать - ноги не повиновались (Гонч.); В то время вы уже встречаете во Франции класс людей, который при общей потере приобретает: дворянство лишается прав - они усугубляют свои; народ умирает с голоду - они сыты; народ вооружается и идёт громить врагов - он выгодно поставляет сукна, провиант (Герц.); Шестнадцать лет служу - такого со мной не было (Л.Т.); Косили версту - выкосили грош (М.Г.); Ввысь взлетает Сокол - жмётся уж к земле (М.Г.); Брался Пика за шитво - нитки путались и рвались; садился в шашки играть - проигрывал (Ф.); В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья - в них оживает и домашний мир вещей и игрушек (Пауст.); Не сумку у Мишки украли - последнюю надежду похитили (Нев.); Это не усталый, больной солдат шёл с фронта - это шёл строитель (Горб.); Он гость - я хозяин (Багр.); Бой не нашею волей начат - нашей славой закончим его (Ас.); Не раны, не больное лёгкое мучило его - раздражало сознание ненужности (Павл.); Я за свечку - свечка в печку (Чук.); Смелые побеждают - трусливые погибают (посл.); Лето припасает - зима поедает (посл.); Была не была - пойду; Стучи не стучи - не отворят; Плачь не плачь - потерянного не воротишь; Умру - не скажу.
§ 45.3
Тире ставится, если вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда и т. п.): Я умираю - мне не к чему лгать (Т.); Вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи (Т.); Не было никакой возможности уйти незаметно - он вышел открыто, будто идёт на двор, и шмыгнул в огород (Ф.); Я бы в летники пошёл - пусть меня научат (М.); Достав из кармана одновременно и спички, и зажигалку, Крайнев зажёг шнуры - они вспыхнули (Поп.); Наше жильё - нам и беречь; Ставят самовар в сенцах - запах дыма разносится вокруг; За ночь все отдохнули - можно снова приниматься за прерванную работу; Ключ потерян - ломайте дверь.
§ 45.4
Тире ставится, если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз когда ): Победим - каменный дом построишь (А.Т.); Ехал сюда - рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно - эту рожь люди едят (Пришв.); Впереди пробирался старшой, подавал команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой - все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле - все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнёт рукой вперёд - все двигались вперёд; покажет назад - все медленно пятились назад (Кат.); Пашню пашут - руками не машут (посл.).
§ 45.5
Тире ставится, если первая часть бессоюзного сложного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если ): Будет дождик - будут и грибки; будут грибки - будет и кузов (П.); Пройдёт молодец - приосанится, пройдёт девица - пригорюнится, а пройдут гусляры - споют песенку (Л.) - совмещаются значения условия и времени; Что нужно будет - скажите Павлу или Татьяне (Т.);Придумано - сделано (Т.); Пропади ты совсем - плакать о тебе мы не будем (Ч.); …Случится грех - не проси милости (Ч.); На глаз поверишь - криво отмеришь (М.Г.); Не будут отдавать - выкради! (М.Г.);
…Меньше знаешь - крепче спишь (М.Г.); Ругаться будут - не бойся (Гл.); Нравится рисовать - рисуй на здоровье, никто не запрещает (Пан.); Приказано - повезёшь (А.Т.). Ср. в пословицах: Назвался груздём - полезай в кузов; Любишь кататься - люби и саночки возить; Упустишь огонь - не потушишь; Взялся за гуж - не говори, что не дюж; Волков бояться - в лес не ходить; Пожалеешь лычка - отдашь ремешок; Глубже пахать - больше хлеба видать; Смерти бояться - на свете не жить и др.
§ 45.6
Тире ставится, если во второй части бессоюзного сложного предложения содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союз словно или будто): …Посмотрит - рублём подарит (Н.).
§ 45.7
Тире ставится, если вторая часть бессоюзного сложного предложения (нередко - неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что ), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта (ср. § 44, п. 3): Овца же говорит - она всю ночь спала (Кр.); Иногда мне думается - надо убежать (М.Г.); …Слышит - за кустами бузины девушка хохочет (М.Г.); Тишина была такой полной и угрюмой, а небо таким душным, что мальчику казалось - раздайся хоть один только резкий звук, и в природе произойдёт что-то страшное (Кат.); Вчера на соседнем зимовье рассказывали - мед ведь человека задрал (Арб.); Слышу - опять стонет (Па- уст.); Движение приостановлено, будем надеяться - ненадолго; Кто-то скребётся, мне показалось - мышь; Но вижу - не слушает она меня; Пишут, чтобы мы обязательно приезжали - будут встречать; Они знали - будет буря; Отстань, не видишь - я занят.
§ 45.8
Тире ставится перед местоименными словами так, такой, таков, начинающими собой присоединительное предложение, входящее в состав бессоюзного сложного предложения: Приказ есть приказ - так его воспитал фронт (Вор.); Идти вперёд или погибнуть - так стоял вопрос перед партизанским отрядом; Кривые улицы, маленькие деревянные дома - такой была значительная часть Москвы в начале XX века.
В этих предложениях выражены суждения, субъект которых назван в первой части, а предикат образует вторую часть. Если логические отношения между обеими частями носят другой характер, то между ними ставятся запятая и тире: Загрязнение окружающей среды угрожает жизни на Земле, - так дальше продолжаться не может (газ.) (см. § 46, п. 2).
§ 45.9
Тире ставится, если вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово это, которое иногда имеется в самом предложении): На стене ни одного образа - дурной знак (Л.); Души у вас нет, у вас самолюбие вместо души - вот что я вам скажу (Аж.); Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально - это бросалось Клебе в глаза (Фед.); Идёт большая вода - это всего интереснее (Горб.); Он всегда любил поболтать - это было мне отлично известно (Кав.); Они расстанутся, они уже расстались - эта мысль ошеломила обоих (Гран.) .
§ 46. Запятая и тире в бессоюзном сложном предложении
Действующими правилами предусмотрено употребление запятой и тире в качестве единого знака препинания в трех случаях:
1) перед главной частью сложноподчиненного предложения, которому предшествует ряд однородных придаточных, для подчеркивания распадения единого целого на две части;
2) перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним дальнейшую часть того же предложения;
3) в периоде для указания перехода от повышения к понижению .
Однако на практике постановка запятой и тире в качестве единого знака препинания не ограничивается этими случаями (некоторые примеры были приведены в § 40) .
§ 46.1
Запятая и тире часто ставятся перед бессоюзным присоединительным предложением, начинающимся местоименным словом это: Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских, - это неоспоримо (М.Г.); Эдгар По считается отличным мастером формы, оригинальным художником, - это бесспорно (М.Г.); Культурный человек создаётся медленно, с великим трудом, - об этом убедительно говорит нам вся тяжёлая история… культуры (М.Г.); Если вам писать противно, скучно, не пишите, - это всё равно получится скверно, фальшиво (А.Т.); В такую пору надо говорить грубо и прямо, - это умнее и честнее перед нашими детьми (Леон.); Широкий подъезд был совершенно пуст, - это показалось мне странным (Кав.); Они не только не хотят его отъезда, но, напротив, очень огорчились бы разлукой с ним, - это совершенно очевидно; Некоторые считают, что для того, чтобы стать хорошим певцом, достаточно обладать природными данными, - это роковая ошибка; Он говорил о какой-то тайне, - это было дурным предзнаменованием для меня.
То же перед словом вот: Бросится женщина в омут головой от любви, - вот актриса (Остр.).
§ 46.2
Запятая и тире ставятся между двумя частями бессоюзного сложного предложения, из которых вторая носит присоединительный характер с различными дополнительными оттенками значения (пояснительными, временными, условно- следственными и др.); нередко эта часть начинается местоименными словами тот, так, такой и т. п. : Но дай-ка мы выедем в поле с тобою, - ты скоро бы пить запросил у меня (Тв.); Ситанов относится ко мне дружески, - этим я обязан моей толстой тетради, в которой записаны стихи (М.Г.); Нижняя доска обмазывалась коровьим навозом и три раза поливалась водой на морозе, - после этого она делалась как зеркало (А.Т.); Она сидела неподалёку на скамье под покосившимся деревянным грибом, - такие делают в лагерях для часовых (Пауст.); Значит, то был не Родион, - тот из любой бездны откликнулся бы ей (Леон.); Все предметы вокруг были отчётливы и преувеличенно реальны, - так бывает, когда не спишь всю ночь (Ш.).
§ 46.3
Запятая и тире ставятся для обозначения «перелома» первоначальной конструкции, для указания, «с одной стороны, на расчлененность предложения, а с другой - на то, что та его часть, которая следует за этим знаком препинания, делает структурный поворот от предшествующей части под некоторым, большим или меньшим, „углом“ : Комната наполнилась шумом отодвигаемых стульев, в углу вспыхнул огонёк спички, осветив кисть руки с длинными пальцами, испуганной курицей заклохтала какая-то барышня, - Самгину было приятно смятение, вызванное его словами (М.Г.); Марья села на траву, положила голову Мишки к себе на колени, - у него голова висела, до того был худ (А.Т.); Мне, по крайней мере, известно, что в Краснодоне остались Володя Осьмухин и Толя Орлов, - разве они будут сидеть сложа руки? (Ф.); Эта солидно обставленная длинная комната, обшитая дубовыми панелями, такая спокойная, приветливая, комната, где прошло больше половины его рабочей жизни, - почему он забыл о ней?; С ним постоянно происходит что-нибудь необыкновенное: то он попадает в уличную аварию, то чуть не тонет в мелкой речке, то почти умирает от сердечного припадка, - что именно неважно; Я ничем не мог помочь ему, - для чего же было приходить?; Мне казалось, что я всё уже понял, знаю, - ничего подобного!; Как бы там ни было, он не устоял перед соблазном, - кто из нас без греха?
Ср. также бессоюзные сложные предложения, в которых между частями возможна постановка двоеточия: К этому чувству присоединялась тоскливая зависть, - (:) как хорошо было бы обладать грубой дерзостью Кутузова, говорить в лицо людей то, что думаешь о них (М.Г.); Он было застонал, но уже гораздо легче, чем в первый раз, и вскоре натура взяла своё, - (:) назавтра же пошёл он как ни в чём не бывало гулять и стал выезжать в театры (Тын.); Послушайся моего совета, совета старого друга, - (:) не ходи туда.
См.: Шапиро А. Б. Основы русской пунктуации. М., 1955. С. 171; Лапотько А. Г., Попова З. Д. Тире и двоеточие в их отношении друг к другу в многокомпонентных конструкциях, Современная русская пунктуация. М., 1979. (Многие примеры в разделе заимствованы из этих источников.) 5 | См.: Гришко Ф. Т. Наблюдения над употреблением сложного знака «запятая - тире», Рус. язык в школе. 1971. № 6 (оттуда заимствованы и некоторые примеры). | |
Шапиро А. Б. Основы русской пунктуации. С. 347 (оттуда заимствованы и некоторые примеры). |
В зависимости от того, каким смыслом связаны между собой части бессоюзного сложного предложения , между предикативными частями предложения могут стоять следующие знаки препинания: запятая, тире , двоеточие и точка с запятой.
Запятая в сложных бессоюзных предложениях ставится в тех случаях, когда предикативные части СБП связаны между собой значением одновременности и последовательности, или перечисления, а между ними можно мысленно поставить союз «и» :
Тучи разошлись, выглянуло солнце.
Точка с запятой в СБП
также ставится в тех случаях, когда речь идет о перечислении, но при этом либо смысл одной предикативной части
отличается от другой или третьей, либо какое-то или каждое из предложений является значительно распространенным:
За перевалом находился небольшой горный поселок, еще освещенный солнцем; с этой стороны перевала уже опустилась ночь.
Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.
Двоеточие в сложных бессоюзных предложениях ставится в следующих случаях:
1. Смысл первого предложения раскрывается во втором (смысловые отношения пояснения). В этом случае в начале второго предложения можно поставить союзные слова «то есть», «а именно»
:
Профсоюз сократил выплаты по больничным: теперь рабочие будут получать меньшую компенсацию.
Профсоюз сократил выплаты по больничным, то есть теперь рабочие будут получать меньшую компенсацию.
Если в первом предложении присутствуют слова «таков», «так», «одно»
и др., то между предложениями обязательно ставится двоеточие, так как второе предложение раскрывает смысл этого слова:
Такова была моя судьба: преодолевать все трудности с гордо поднятой головой.
2. Второе предложение содержит причину того, о чем идет речь в первом (смысловые отношения причины). После запятой в таком предложении можно мысленно поставить союз «потому что»:
Я не слышала стука: дверь в спальню была плотно заперта.
Я не слышала стука в дверь, потому что дверь в спальню была плотно заперта.
3. Вторая предикативная часть бессоюзного предложения дополняет содержание первой, и между ними можно поставить союз «что»
:
Она знала: будильник зазвонит ровно в восемь.
Она знала, что будильник зазвонит ровно в восемь.
Примечание .
Когда в первой части бессоюзного предложения
имеются глаголы восприятия «оглянуться», «выглянуть», «прислушаться», «принюхаться», «присмотреться»
и т.д., то во втором предложении можно мысленно поставить словосочетания «и услышал, что», «и увидел, что», «и почувствовал, что», «и заметил, что»
и другие:
Пётр выглянул из окна: снаружи была непроглядная тьма.
Пётр выглянул из окна и увидел, что снаружи была непроглядная тьма.
Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.
Цели урока:
1. Образовательная: сформировать знания о правилах постановки знаков препинания в БСП. Формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания.
2. Развивающая : совершенствование речевых, пунктуационных, орфографических навыков учащихся. Обучение осознанному отношению к правилам пунктуации, умению применять полученные знания на практике.
3.Развитие речи и творческих способностей обучающихся.
4. Воспитательная: воспитание и привитие чувства любви к родному языку и литературе
Лингвистическая разминка. (3мин.) Слайд.
1. В каком слове пишется буква ю ?
А) кле..щий в) бре..щий
Б) сто..щий г) ненавид..щий
2. Значение какого слова определено неверно?
а) игнорироват ь – намеренно не замечать, не желать знать;
б) классифицировать – распределять на группы, разряды, классы по каким- либо отличительным признакам;
в) лаконизм – предельная краткость, сжатость речи;
г) декоративный – театральный.
Проверка домашнего задания. (10 мин.)
Комплексный анализ текста Слайд
Пушкин, как вихрь, ворвался в литературу, чтобы стать всепоэтом. Он – эхо мира, послушное и певучее, которое несётся из края в край, чтобы страстно откликнуться на всё, чтобы не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. В этой отзывчивости, в этом даре полногласных ответов на все живые голоса видится нечто по преимуществу человеческое, так как никто не должен ограничиваться определённой сферой впечатлений и мир для всякого должен существовать весь.
(Ю. Айхенвальд)
а) Пунктуационно-синтаксический анализ текста публицистического стиля.
Один учащийся комментирует знаки препинания, определяет типы СПП, составляет схемы, а все остальные выступают экспертами ответа.
1-е пр-е – СПП с придаточным обстоятельственным цели, есть сравнительный оборот.
2-е пр-е – тире для особого выделения, обособленные однородные определения, стоящие после определяемого слова. Это СПП с 3-мя придаточными, здесь есть последовательное и однородное подчинение.
3-е пр-е – СПП с однородными придаточными обстоятельственными причины, запятая не ставится, так как оба придаточных относятся к одному главному и соединены союзом И, союз ТАК КАК общий.
Вот какие разные синтаксические конструкции встретились в этом небольшом тексте.
б) Стилистический анализ.
А теперь посмотрим на этот текст с другой стороны, на его содержательную наполненность.
Понятно, что это текст, как бы вы это доказали?
Определите его стиль. (Публицистический)
Тип речи? (Рассуждение) 1-е пр. – тезис, 2-3 – аргументы, доказательства.
А как вы понимаете значение слова “всепоэт”?
(Как эхо, способен “страстно откликнуться” на любое событие. Он не ограничивается одной-двумя темами в своем творчестве – он многогранен).
IV. Изучение новой темы.
1. Сообщение темы и цели урока. Сформулируйте цель урока по опорным словам .
Осмысление …специфики БС предложений;
Усвоение …правила постановки знаков препинания в БСП;
Отработка… умений находить БС предложения в тексте и правильно ставить запятую и точку с запятой.
А помогут нам в этом литературные тексты?
Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните их. (Слайды).
Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.
Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).
Замените в первом предложении одно из сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (Слайд 12).
Замените во втором предложении одно из сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. (Слайд 13).
Составьте из этих предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное, бессоюзное. (Устно. 1 – с союзом и , 2 – если, когда, так как )
Обратите внимание на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного (ССП) и сложноподчиненного (СПП), бессоюзного сложного предложения (БСП).
Какие?
(В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий.
В СПП отношения неравноправные – временные, условные, причинные и т.д.)
В бессоюзных сложных предложениях отношения между предложениями менее определенные, нежели в ССП или в СПП. Они зависят от входящих в них простых. Велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания. БСП отличаются особой выразительностью: отсутствие союзов компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. Интонация на письме обозначается различными знаками: запятой, точкой с запятой, тире, двоеточием.
В данном предложении какие отношения между предложениями? Перечисления? Причинные?
Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении?
Запишите получившееся предложение, автор которого Пришвин.
Проверьте предложение. (Слайд 14.)
Начертите схему этого предложения. ; .
Комментарии: Предложение состоит из 2-х частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть причастный оборот, во-второй -деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.
Вывод: Точка с запятой ставится обязательно, если хотя бы одна из частей БСП осложнена: однородными членами, причастными, деепричастными, сравнительными оборотами, обращением и т.д.
Когда ставится запятая в БСП прочитайте в учебнике и дайте ответ.
Итак, Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях ставятся:
Запятая:
Между частями отношения перечисления или одновременности; сложное предложение может быть разделено на несколько простых.
1) Зелёные дорожки в лесу все будто курятся, 2) туман везде поднимается, 3) вода пузырьками садится на листья.
Комментарии. Предложение состоит из трёх частей. События просто перечисляются, поэтому между частями ставится ЗАПЯТАЯ.
Точка с запятой:
Между частями отношения перечисления или одновременности, но части осложнены (имеют обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные слова) или части совершенно не связаны друг с другом.
1) Чёрные тени и красные блики двигались по земле, /сменяя друг друга/; 2) они то удалялись от костра, то приближались к нему вплотную.
Комментарии . Предложение состоит из двух частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.
(Слайд 15.)
V. Закрепление материала. Анализ текста.
Индивидуальное задание.
1.Расставьте знаки препинания, в скобках дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения подчеркните .
Образец: Погода была ужасная : ветер выл , мокрый снег падал хлопьями. (поясн.)
Горлинки неумолчно ворковали изредка свистала иволга зяблик выделывал своё милое коленце.
Только сад не только не обветшал но разросся сросся и теперь был весь в цвету из-за забора было видно цветущие вишни яблони и сливы.
П.К. Горлинки неумолчно ворковали, изредка свистала иволга, зяблик выделывал своё милое коленце.
Только сад не только не обветшал, но разросся, сросся, и теперь был весь в цвету; из-за забора было видно цветущие вишни яблони и сливы.
Бессоюзные сложные предложения с запятой или точкой с запятой, часто используются художниками слова в описаниях природы.
Запишем под диктовку текст .
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).
Проверьте записанный текст. (Слайд 17).
Почему во втором предложении мы поставили запятые между частями БСП, а в последнем предложении – точку с запятой? (Слайд 18).
(Во втором предложении автор перечисляет то, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.
В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить громко и быстро), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается точкой с запятой).
К творчеству какого писателя обращались мы на уроке, изучая знаки препинания в БСП?
Хотелось бы на это обратить особое внимание: у каждого писателя есть свой любимый знак препинания – у Тургенева – это точка с запятой, чтобы показать динамизм, стремительность происходящего или смену впечатлений, или перечисляет свои наблюдения.
У Марины Цветаевой – тире.
Рано ещё – не быть
Рано ещё – не жечь!
Нежность! Жестокий бич
Потусторонних встреч.
М. Цветаева
С помощью тире Цветаева выделяет эмоционально и семантически наиболее важные, значимые слова и выражения. Любимые знаки Цветаевой – тире и восклицательный знак. Только они в состоянии передать тот накал страстей, буйство чувств, которыми охвачена лирическая героиня цветаевской поэзии.
Не припомните ли вы в творчестве каких писателей очень часто встречался знак – точка с запятой? (Лермонтов «Герой нашего времени» при описании природы, при создании портретной характеристики героев, Гоголь «Мёртвые души»)
Из какого произведения эти строки?
- Тихо было всё на небе и на земле, как и в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору…
- Открыто-пустынно и ровно всё в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора.
VI. Подведение итогов.
Итак, какие предложения называются бессоюзными?
Какие знаки препинания могут ставиться в БСП?
Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой? (Слайд 19).
VII. Запись домашнего задания. Сочинение-миниатюра о природе «На восходе солнца», «На вечерней зорьке» с использованием БСП. Оценки за урок. До свидания. Спасибо за урок. (Слайд 21).
Комплексный анализ текста. Пушкин, как вихрь, ворвался в литературу, чтобы стать всепоэтом. Он – эхо мира, послушное и певучее, которое несётся из края в край, чтобы страстно откликнуться на всё, чтобы не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. В этой отзывчивости, в этом даре полногласных ответов на все живые голоса видится нечто по преимуществу человеческое, так как никто не должен ограничиваться определённой сферой впечатлений и мир для всякого должен существовать весь. (Ю. Айхенвальд
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 2 урок
Цель урока: Осмысление Усвоение … Отработка… специфики БСП; правила постановки знаков препинания в БСП умений находить БСП в тексте и правильно ставить запятую и точку с запятой.
Толстые сосульки св…сали с крыш и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны. и и а
Толстые сосульки,обта и вали на солнце. Капли,звонко уд а ряли о лед, по всем улицам пели песню весны. свисавшие с крыш падая с них
Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны. (М.Пришвин)
Запятая: между частями отношения перечисления или одновременности; сложное предложение может быть разделено на несколько простых. 1) Зелёные дорожки в лесу все будто курятся, 2) туман везде поднимается, 3) вода пузырьками садится на листья. Комментарии. Предложение состоит из трёх частей. События просто перечисляются, поэтому между частями ставится ЗАПЯТАЯ.
Точка с запятой: Между частями отношения перечисления или одновременности, но части осложнены (имеют обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные слова) или части совершенно не связаны друг с другом Чёрные тени и красные блики двигались по земле, / сменяя друг друга /; 2) они то удалялись от костра, то приближались к нему вплотную. Комментарии. Предложение состоит из двух частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть деепричастный оборот, поэтому между частями ставится точка с запятой
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).
В БСП со значением одновременности и последовательности; в БСП, со значением одновременности и последовательности, если его части осложнены (в них уже есть запятые)
Домашняя работа Сочинение-миниатюра - пейзажная зарисовка «На восходе солнца», «На вечерней зорьке», «По дороге к речке» и другие с использованием БСП.
Спасибо за работу! До свидания!
Ирина ХАЗАНОВА
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ В БЕССОЮЗНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
При объяснении темы «Сложное
бессоюзное предложение» возникает вопрос:
почему все-таки надо ставить такой знак, как
точка с запятой? Часто там, где хотелось бы
поставить запятую, стоит точка с запятой, и
наоборот. Известно, что этот знак имел большее
распространение в XIX веке, нежели в современных
текстах, например, у Пушкина, позднее у Тургенева
и у других авторов. (С самого утра перепадал
мелкий дождик, сменяемый по временам теплым
солнечным сиянием; была непостоянная погода. (И.С.
Тургенев)
Большинство примеров, как и этот,
объясняют следующим правилом: точка с запятой
ставится, если предикативные части отдалены друг
от друга по смыслу или значительно
распространены и имеют внутри себя запятые.
Не всегда убедителен аргумент, что содержание
первой и второй частей, входящих в состав
сложного предложения, различно, отдалено по
смыслу, что обе части довольно независимы.
Возникает вопрос: нельзя ли здесь поставить
точку? Или: почему в аналогичном случае на этом
месте стоит запятая? Но есть и прозрачные случаи,
когда очевидно, что эти части связаны смысловыми
нюансами и должны быть в составе одного
предложения, например: Между тем стемнело;
свечи у него не было, да и в голову не приходило
ему зажигать. (Ф.М. Достоевский
. Преступление и
наказание). Здесь есть и логические отношения
между первой и второй частями, которые
мотивируют их объединение в одно предложение, и
при этом существует их достаточная смысловая
отдаленность друг от друга. К тому же
правомерность постановки именно точки с запятой
подтверждается синтаксически: употреблением
глаголов разных видов – совершенного в первой
и несовершенного во второй предикативных частях.
Важен также и контекст, в котором находится
предложение. К нему следует обращаться, так как
именно он обусловливает выбор той или иной
синтаксической конструкции. Легче объяснить
постановку точки с запятой в предложении с
сильным распространением каждой из частей и
наличием внутри них запятых, например: Селифан
лошадей, однако ж, остановил; впрочем, они
остановились бы и сами, потому что были сильно
изнурены. (Н.Гоголь)
Для объяснения, почему объединены в одно сложное
предложение два или более простых, почему их
нельзя употребить по отдельности, что это
изменит в тексте, можно использовать такие
примеры, из которых следует, что иногда разбиение
сложного предложения на простые ведет к
упрощению или искажению смысла текста. Конечно,
это особенно видно в стихотворных текстах, где
все приемы работают на выражение смысла в
широком понимании этого слова (эмоция,
настроение, образ, информация и т. д.). Возьмем
одну октаву из стихотворения А. С. Пушкина
«Осень».
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Можно сказать, что автор в этом отрывке
пишет о том состоянии природы осенью, когда она
почти подчинилась зиме и уснула. Тайна перехода
от жизни ко сну становится предметом
изображения, и из этого процесса также не
исключена и жизнь человека, она находится в
контексте происходящего.
Октава состоит из двух предложений. Первое
предложение посвящено тому, что можно считать
связанным со сном, смертью природы. Это
наступающее и наступившее состояние
подчеркивается и лексическими средствами:
повторяется дважды усилительная частица уж
(уже)
. Следственно-временные отношения
выражены бессоюзными сложными предложениями с
тире; достаточно независимые смысловые
отношения и синтаксический параллелизм этих
частей позволяет их отделить друг от друга
точкой с запятой. Содержание следующего
предложения находится как бы в сопоставительных
отношениях с первым, ведь речь сначала идет о том,
что в природе еще
есть живое, но этой жизни
очень мало, и она обречена: Но пруд уже застыл
.
Заканчивается описание природы, далее на фоне
этой картины следует описание поведения
человека, поэтому здесь нет точки, а стоит точка с
запятой. Ради сопоставления этих моментов в
жизни природы вся октава состоит только из двух
предложений, а пунктуация внутри них помогает
логическому развитию этой мысли. Надо отметить,
что вторая октава построена точно так же:
смысловое сопоставление выражается с помощью
тех же синтаксических и пунктуационных средств,
и логика развития темы та же. Жизнь человека
включена в этот мир природы, поэтому переход к
описанию поведения человека оформляется не
отдельным предложением, а точкой с запятой.
Интересно, что третья октава заканчивается
некоей шутливой сентенцией, которая оформляется
как отдельное предложение.
Такого рода примеры могут помочь понять, что
пунктуация теснейшим образом связана с
содержанием предложения и иногда даже шире – с
содержанием абзаца. Интересные примеры
привлекают внимание к материалу и помогают
овладевать новыми синтаксическими
конструкциями.
Тренировочный материал
1. Илюша у него учится; полтора целковых за урок плачу.
2. Он взял его к себе в секретари; в этом и вся его должность.
3. Приезжай-ка в наш городишко, Фома, всего десять верст; там есть домик за церковью, в первом переулке, с зелеными ставнями, премиленький домик вдовы-попадьи; как будто для тебя его и построили.
4. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней.
5. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову.
6. Боялся он погони, боялся, что через полчаса, через четверть часа уже выйдет, пожалуй, инструкция следить за ним; стало быть во что бы то ни стало надо было до времени схоронить концы.
7. Письмо дрожало в руках его; он не хотел распечатывать при ней: ему хотелось остаться наедине с этим письмом.
8. Но довольно; два листа кругом уписала, и места уж больше не остается; целая наша история; ну да и происшествий-то сколько накопилось!
9. Он бросил скамейку и пошел, почти побежал; он хотел было поворотить назад, к дому, но домой идти ему стало вдруг ужасно противно: там-то, в углу, в этом ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца, и он пошел, куда глаза глядят.
10. Нервная дрожь его перешла в какую-то лихорадочную; он чувствовал даже озноб; на такой жаре ему становилось холодно.
11. Прошло с минуту; ему показалось даже в ее глазах что-то вроде насмешки, как будто она уже обо всем догадалась.
12. Ключи он тотчас же вынул; все, как и тогда, были в одной связке, на одном стальном обруче.
13. Наконец вот и переулок; он поворотил в него полумертвый; тут он был уже наполовину спасен и понимал это: меньше подозрений, к тому же тут сильно народ сновал, и он стирался в нем, как песчинка.
15. Боль от кнута утихла, и Раскольников забыл про удар; одна беспокойная и не совсем ясная мысль занимала его теперь исключительно. Он стоял и смотрел вдаль долго и пристально; это место было ему особенно знакомо.
16. Раскольников в бессилии упал на диван, но уже не мог сомкнуть глаз; он пролежал с полчаса в таком страдании, в таком нестерпимом ощущении безграничного ужаса, какого никогда еще не испытывал.
(Ф.М. Достоевский)