Для школьников и родителей

Анализ трилогии дядя степа милиционер. Дядя Стёпа. «Дядя Стёпа - ветеран»

В Советском Союзе на вопрос о том, кто написал произведение «Дядя Степа», мог ответить любой малыш, начиная с самого раннего возраста. И дело совсем не в том, что автор был лоялен к любой власти. Детей не обманешь. Есть хорошие стихи, а есть такие, от которых у родителей язык может заклинить.

Замечательный детский писатель

Стихи для детей Сергея Михалкова талантливы, полны остроумия и симпатии к тем, для кого написаны. У них своя атмосфера, в которую входишь с удовольствием. Поэтому четырехстопный хорей этого произведения легко запоминается. Любой человек может вспомнить строчки про Степана Степанова. И при этом он будет улыбаться.

Кто-то жаловался, что Михалков и Алексин не пускали никого в Может быть, это и так. Но если и пустили бы, то все равно сейчас, в 2014 году, расклад популярности не изменился бы, потому что читать Михалкова и Алексина - чистая радость. «Дядю Степу знают все»!

Человеческие достоинства

Кто написал «Дядю Степу»? Сергей Михалков - дворянин, умница и просто красавец. В советское время приветствовались династии людей труда (шахтеров, механиков, фрезеровщиков и т.д.), а в области литературы и искусства все было наоборот. Настойчиво декларировалось утверждение о том, что природа отдыхает на детях гениев, поэтому можно перечесть по пальцам семьи, члены которых из поколения в поколение увеличивали славу России. Почему-то при царе они считались представителями «хороших русских фамилий».

Огромной популярностью пользовался нарисованный фильм «Дядя Степа», автор которого, вернее, его внешние черты, были переданы герою мультика. Тогда это был своеобразный прием - старик из сказки о золотой рыбке срисован с очень популярного артиста Чиркова. Это было очень мило, кроме того, создавало особую радостную атмосферу узнаваемости.

Конечно, большинство нынешних детей, насмотревшись безобразия о черепашках ниндзя, не оценят прелесть этих произведений. Но есть утверждение о том, что все рано или поздно возвращается. Надеемся, хорошая литература снова войдет в моду.

Популярность

«Дядя Степа», автор которого - С. Михалков, и сейчас востребован. Герой произведения «всем знаком», в противном случае не было бы шуток типа «Дядя Степа - милиционер?» То есть все знают, что этот симпатичный парень служил на флоте и в милиции, что у него завидный рост.

Когда-то Дибров во время интервью с Михалковым-Кончаловским сказал, что он не любит Горького. На что сын поэта ответил, что и он не любит, пока не начинает читать. Так и со стихами автора двух гимнов страны. Удачливые, богатые, красивые, высокие, талантливые и прекрасно образованные вызывают раздражение самим фактом своего существования. Несомненно, стоит почитать посмотреть фильмы его детей от начала и до конца. Многим стихи и фильмы по душе.

Парадокс

Тот, кто написал «Дядя Степа», умел держать удар - грязи на него вылилось гораздо больше, чем на тех, кого он притеснял. И это далеко не торжество справедливости. Но Сергей Михалков совершенно не нуждается в защите. Он был сильным человеком, его окружали любящие и понимающие люди.

Начало профессиональной деятельности

Сергей Михалков (тот, кто написал «Дядя Степа») родился в 1913 году. В возрасте двадцати двух лет он опубликовал свои первые стихи для детей. Совсем молодой парень пишет стихотворение «Дядя Степа», которое переиздается 78 лет подряд. Оно по-прежнему востребовано и любимо.

Произведения с продолжением

Тот, кто написал «Дядя Степа», создавал уникальный запоминающийся образ достаточно долгое время. К этому его подталкивали вопросы маленьких слушателей о том, есть ли у дяди Степы дети, да и вообще, какое у него Встреча с очень высоким служителем закона, который, как выяснилось, служил во флоте, подтолкнула к написанию продолжения. Таким образом, свет увидело произведение «Дядя Степа - милиционер». Оно было впервые издано в 1954 году. Любимому герою суждено было дожить до глубокой старости - в 1968 году издается «Дядя Степа и Егор», а в 1981 - «Дядя Степа - ветеран». На протяжении десятков лет славный образ милиционера-защитника пользуется неизменной симпатией у людей всех возрастов.

Ложка дегтя

Тот, кто написал «Дядя Степа - великан», никак не думал, что его герой страдает гигантизмом. Не думают так и читатели, потому что «самый главный великан» воспринимается как защитник, а не как урод, страдающий болезнью, встречающейся у людей с открытыми эпифизарными зонами роста. Интересно, чем бы заболела в послеперестоечные годы Красная шапочка, напиши ее Михалков, «Дядя Степа» которого не подлежит исцелению? Хотя врачи, осматривающие Степанова в военкомате перед призывом в армию констатировали, что он абсолютно здоров, и сердце его сравнивают с исправным часовым механизмом.

Хорошо написать положительный образ трудно

Говорят, что описать и сыграть роль негодяя намного легче, чем порядочного человека. Надо обладать несомненным талантом, чтобы собирательный образ положительного героя, который бескорыстно совершает исключительно правильные поступки, обладал такой притягательностью. На фронте главный герой стихотворного произведения защищал Ленинград, будучи матросом на линкоре «Марат». Сам автор тоже был на передовой. Он находился на поле боя до контузии, которую он получил под Сталинградом. Может быть, популярность Степанова-младшего по имени Егор уступает славе отца, но и он достойный сын страны - космонавт, при этом красив как былинный герой - румян, широкоплеч, обладает невиданной силой.

Красивая старость

Общий цикл вышеописанных произведений заканчивается тем, что у Егора родилась дочь, следовательно, всеми любимый дядя Степа стал дедушкой. В советские времена было принято дарить гостям подарки - матрешки и малахитовые шкатулки. В последней части этого цикла Дядя Степа дарит французским коммунистам матрешки, и все выглядит так мило и совсем не раздражающе. А как хорошо, двумя фразами, описаны сплетники-соседи, утверждающие, что Степанов выглядит молодо специально назло им.

Подлинная популярность

В честь дяди Степы установлены памятники в Москве и Кемеровской области. Это ли не всенародная любовь и популярность? Государственные награды Сергея Михалкова перечислить невозможно - не хватит и двух печатных страниц. Он являлся автором популярных басен, председателем Союза писателей, почетным членом всевозможных организаций, но в памяти поколений Михалков-старший останется как автор гимнов, эпитафии к и детский писатель, перу которого принадлежит бессмертное произведение «Дядя Степа».

Дядя Степа воплощает мечты маленьких читателей о таком взрослом герое, с которым они рады повстречаться, подружиться, вместе отправиться на прогулку или в путешествие. Старшие сильны и могущественны. Ребенок не сомневается, что старшие могут справиться с самым трудным и опасным делом. И вот является дядя Степа - сильный, веселый, добрый великан - и доказывает, что так оно и есть. Свой рост, свою силу он употребляет людям на пользу: останавливает поезд на размытом дождями пути и этим предотвращает железнодорожную катастрофу, смело борется с пожаром. А уж мальчишеским затеям он предается с полной увлеченностью: одного малыша посадит к себе на плечи, чтобы тот увидел на параде «армию страны», другого покатает, третьему снимет бумажного змея, зацепившегося за телефонные провода. Тонущего школьника Степан спасает от неминуемой гибели, и не только потому, что ему, дяде Степе, чуть не по колено все глубокие места, а потому, что он парень и впрямь героический.

В дяде Степе нас привлекает отзывчивость и решительность, всегдашняя готовность прийти на выручку тем, которые попали в беду. И в такой же мере привлекает почти ребяческая непосредственность, веселая причуда, озорство, его дружба с малышами всех соседних дворов. Для них - он настоящий детский праздник, каким хотел видеть героя детских книжек Белинский. А поскольку дядя Степа уже завоевал прочные симпатии читателей, можно с уверенностью сказать, что даже и такое, вскользь оброненное, скучное"наставление:

Чистить зубы дядя Степа Никогда не забывал,-

в стихах Михалкова не покажется ни скучным, ни навязчивым и твоим младшим братишкой будет принято даже с восторгом, если он действительно собрался во всем подражать дяде Степе.

И давайте отметим с вами еще одну характерную черту портрета, нарисованного Сергеем Михалковым. Дядя Степа не раз дает повод для шутки, для насмешки. Над ним можно весело подтрунивать - это ничуть не возбраняется,- ну хотя бы в ту минуту, когда «человек сидит.в седле, ноги тащит по земле», или когда дядя Степа, разыскав наконец одежду небывалой ширины, с грехом пополам натягивает ее на себя. А портновская работа все равно тотчас разлезается по швам. Но разве эти и другие смешные истории помешают нам искренне восхищаться отвагой дяди Степы, его смелыми поступками, его находчивостью?

Очень верно говорил в свое время писатель Лев Кассиль, что смешное и героическое в книжке Михалкова все время меняются местами. Такая уж особенность у «Дяди Степы» - тут одно другому не помеха. То, что в предыдущих строфах было смешным, в последующих превращается в почетные признаки силы. Завидев над забором голову Степана, собаки начинали неистово лаять, думали, что это вор. Но ведь, благодаря своему росту, дядя Степа в реке доходил до самого глубокого места, чтобы спасти тонущего мальчика Васю Бородина. И люди на берегу единодушно чествовали дядю Степу за такой его поступок. Этому принципу совмещения серьезного пополам с шуткой Михалков сохраняет верность на протяжении всей поэмы. Когда в переулке вспыхивает пожар и люди видят, что в горящем доме бьются на чердаке голуби,

  • Дядя Степа с тротуара
  • Достает до чердака,
  • Сквозь огонь и дым пожара
  • Тянется его рука.

Сам по себе такой эпизод мог бы, пожалуй, показаться даже несколько слащавым, если бы чувство юмора вдруг покинуло поэта. Но этого не случилось. Михалков и сам не собирается умиляться и оберегает от умиленности своего читателя. Дядя Степа

  • ...Окошко открывает,
  • Из окошка вылетают
  • Восемнадцать голубей,
  • А за ними воробей.

Хочешь или не хочешь , а тут уж невольно улыбнешься! О такого рода поэтических находках Михалков однажды говорил, что бывают строчки, появившиеся в идеальном виде - «родились в рубашке». Но, добавлял поэт, они появились потому, что стоящие рядом строчки тысячу раз переделывались. Итак, писатель, искренне любящий своего героя, не побоится включить в свои отношения с ним иронию, юмор. В глазах читателей шутка (отнюдь не заслоняя главного и ни в чем не роняя достоинство человека) только помогает сделать образ героя еще более живым и более объемным, избавляет от унылой назидательности. Кому же охота дружить с унылыми, неулыбчивыми людьми!

Какие только прозвища не придумывали для дяди Степы люди: «Башня», «Каланча». Но есть среди них нешуточное - серьезное: «Маяк». А такое прозвище надо заслужить и оправдать. Зря его не дадут - за один только рост, например. И Михалков, работая над своей поэмой, заботился о том, чтобы от варианта к варианту дядя Степа все больше, лучше оправдывал почетное сравнение с маяком. В свое время Маяковский написал для малышей книжечку про маяк.

  • Кличет книжечка моя:
  • Дети, будьте как маяк! Всем,
  • кто ночью плыть не могут,
  • Освещать огнем дорогу.

Книжечка Михалкова обращается к ребятам с тем же кличем: быть как маяк, как друг их дядя Степа, потому что добрый этот великан и впрямь, точно маяк, помогает освещать людям дорогу.

Дети:

Добрый, положительный персонаж «по фамилии Степанов и по имени Степан», помогает пожарным, служит на флоте (линкор «Марат»), работает милиционером … Отличительными особенностями Дяди Стёпы является высокий, огромный рост, любовь к детям, сугубо положительные черты характера…

Структура произведения

«Дядя Стёпа»

Поэма «Дядя Стёпа» впервые опубликована в журнале «Пионер» (1935, № 7), в 1936 году включена в первый сборник стихов поэта. Отдельной книгой выпущена впервые Детиздатом в 1936 году с иллюстрациями А. Каневского . В дальнейшем иллюстрации создавали Г. Мазурин, В. Мороз, Д. Дубинский, К. Ротов, И. Кеш, В. Сутеев , Ю. Коровин и другие художники.

«Дядя Стёпа» - первое стихотворение цикла, в котором происходит знакомство с добрым, положительным персонажем Дядей Стёпой.

В своей книге про Сергея Михалкова Борис Галанов пишет:

Об идее появления поэмы «Дядя Стёпа и Егор», Сергей Михалков говорит так:

Я, друзья, скажу вам сразу:
Эта книжка по заказу.
Я приехал в детский сад,
Выступаю у ребят.
- Прочитайте «Дядю Стёпу»,
Хором просит первый ряд.
Прочитал ребятам книжку,
Не успел на место сесть,
Поднимается парнишка:
- А у Стёпы дети есть?
Что скажу ему в ответ?
Тяжело ответить: «нет».

«Дядя Стёпа - ветеран»

Заключительная часть «Дядя Стёпа - ветеран» была опубликована в газете «Правда» (1 июня 1981 года), в журнале «Мурзилка» (1981, № 10).

Семья

  • Жена - Маня (Маруся)
    • Сын - Егор Степанович Степанов - образцовый мальчик. Рождён зимой в утренние часы очень крупным (8 кг). Гигантизма от отца не унаследовал, однако плечист и весьма крепок. С детства отличается огромной физической силой, завоевал первенство мира по поднятию штанги, олимпийский чемпион, лётчик-космонавт. Предположительно совершит полёт на Марс
    • Невестка, жена Егора - не названа
      • Внучка, дочь Егора - не названа

Отзывы

  • К 60-летию Михалкова Николай Тихонов в «Литературной газете» пишет:

Как прекрасная вершина возвышается его поэтическая трилогия «Дядя Стёпа». Она не имеет себе равных, как и добрый её герой - великан, с решительным добрым и справедливым характером, умеющий быть весёлым, мудрым, храбрым, великодушным, благородным, любящим шутку и не выносящим несправедливости.

Дядя Стёпа в культуре

В мультипликации

  • - «Дядя Стёпа» (киностудия «Союзмультфильм »; авторы сценария С. Михалков , Н. Адуев ; режиссёры В. Сутеев , Ламис Бредис)
  • - «Дядя Стёпа - милиционер» (киностудия «Союзмультфильм»; режиссёр И. Аксенчук , художник Л. Шварцман)

В театре

В изобразительном искусстве

Разное

Напишите отзыв о статье "Дядя Стёпа"

Примечания

Отрывок, характеризующий Дядя Стёпа

Он не только в рассуждениях своих не упрекал себя в сделанном им поступке, но находил причины самодовольства в том, что он так удачно умел воспользоваться этим a propos [удобным случаем] – наказать преступника и вместе с тем успокоить толпу.
«Верещагин был судим и приговорен к смертной казни, – думал Растопчин (хотя Верещагин сенатом был только приговорен к каторжной работе). – Он был предатель и изменник; я не мог оставить его безнаказанным, и потом je faisais d"une pierre deux coups [одним камнем делал два удара]; я для успокоения отдавал жертву народу и казнил злодея».
Приехав в свой загородный дом и занявшись домашними распоряжениями, граф совершенно успокоился.
Через полчаса граф ехал на быстрых лошадях через Сокольничье поле, уже не вспоминая о том, что было, и думая и соображая только о том, что будет. Он ехал теперь к Яузскому мосту, где, ему сказали, был Кутузов. Граф Растопчин готовил в своем воображении те гневные в колкие упреки, которые он выскажет Кутузову за его обман. Он даст почувствовать этой старой придворной лисице, что ответственность за все несчастия, имеющие произойти от оставления столицы, от погибели России (как думал Растопчин), ляжет на одну его выжившую из ума старую голову. Обдумывая вперед то, что он скажет ему, Растопчин гневно поворачивался в коляске и сердито оглядывался по сторонам.
Сокольничье поле было пустынно. Только в конце его, у богадельни и желтого дома, виднелась кучки людей в белых одеждах и несколько одиноких, таких же людей, которые шли по полю, что то крича и размахивая руками.
Один вз них бежал наперерез коляске графа Растопчина. И сам граф Растопчин, и его кучер, и драгуны, все смотрели с смутным чувством ужаса и любопытства на этих выпущенных сумасшедших и в особенности на того, который подбегал к вим.
Шатаясь на своих длинных худых ногах, в развевающемся халате, сумасшедший этот стремительно бежал, не спуская глаз с Растопчина, крича ему что то хриплым голосом и делая знаки, чтобы он остановился. Обросшее неровными клочками бороды, сумрачное и торжественное лицо сумасшедшего было худо и желто. Черные агатовые зрачки его бегали низко и тревожно по шафранно желтым белкам.
– Стой! Остановись! Я говорю! – вскрикивал он пронзительно и опять что то, задыхаясь, кричал с внушительными интонациями в жестами.
Он поравнялся с коляской и бежал с ней рядом.
– Трижды убили меня, трижды воскресал из мертвых. Они побили каменьями, распяли меня… Я воскресну… воскресну… воскресну. Растерзали мое тело. Царствие божие разрушится… Трижды разрушу и трижды воздвигну его, – кричал он, все возвышая и возвышая голос. Граф Растопчин вдруг побледнел так, как он побледнел тогда, когда толпа бросилась на Верещагина. Он отвернулся.
– Пош… пошел скорее! – крикнул он на кучера дрожащим голосом.
Коляска помчалась во все ноги лошадей; но долго еще позади себя граф Растопчин слышал отдаляющийся безумный, отчаянный крик, а перед глазами видел одно удивленно испуганное, окровавленное лицо изменника в меховом тулупчике.
Как ни свежо было это воспоминание, Растопчин чувствовал теперь, что оно глубоко, до крови, врезалось в его сердце. Он ясно чувствовал теперь, что кровавый след этого воспоминания никогда не заживет, но что, напротив, чем дальше, тем злее, мучительнее будет жить до конца жизни это страшное воспоминание в его сердце. Он слышал, ему казалось теперь, звуки своих слов:
«Руби его, вы головой ответите мне!» – «Зачем я сказал эти слова! Как то нечаянно сказал… Я мог не сказать их (думал он): тогда ничего бы не было». Он видел испуганное и потом вдруг ожесточившееся лицо ударившего драгуна и взгляд молчаливого, робкого упрека, который бросил на него этот мальчик в лисьем тулупе… «Но я не для себя сделал это. Я должен был поступить так. La plebe, le traitre… le bien publique», [Чернь, злодей… общественное благо.] – думал он.
У Яузского моста все еще теснилось войско. Было жарко. Кутузов, нахмуренный, унылый, сидел на лавке около моста и плетью играл по песку, когда с шумом подскакала к нему коляска. Человек в генеральском мундире, в шляпе с плюмажем, с бегающими не то гневными, не то испуганными глазами подошел к Кутузову и стал по французски говорить ему что то. Это был граф Растопчин. Он говорил Кутузову, что явился сюда, потому что Москвы и столицы нет больше и есть одна армия.
– Было бы другое, ежели бы ваша светлость не сказали мне, что вы не сдадите Москвы, не давши еще сражения: всего этого не было бы! – сказал он.
Кутузов глядел на Растопчина и, как будто не понимая значения обращенных к нему слов, старательно усиливался прочесть что то особенное, написанное в эту минуту на лице говорившего с ним человека. Растопчин, смутившись, замолчал. Кутузов слегка покачал головой и, не спуская испытующего взгляда с лица Растопчина, тихо проговорил:
– Да, я не отдам Москвы, не дав сражения.
Думал ли Кутузов совершенно о другом, говоря эти слова, или нарочно, зная их бессмысленность, сказал их, но граф Растопчин ничего не ответил и поспешно отошел от Кутузова. И странное дело! Главнокомандующий Москвы, гордый граф Растопчин, взяв в руки нагайку, подошел к мосту и стал с криком разгонять столпившиеся повозки.

В четвертом часу пополудни войска Мюрата вступали в Москву. Впереди ехал отряд виртембергских гусар, позади верхом, с большой свитой, ехал сам неаполитанский король.
Около середины Арбата, близ Николы Явленного, Мюрат остановился, ожидая известия от передового отряда о том, в каком положении находилась городская крепость «le Kremlin».
Вокруг Мюрата собралась небольшая кучка людей из остававшихся в Москве жителей. Все с робким недоумением смотрели на странного, изукрашенного перьями и золотом длинноволосого начальника.
– Что ж, это сам, что ли, царь ихний? Ничево! – слышались тихие голоса.
Переводчик подъехал к кучке народа.
– Шапку то сними… шапку то, – заговорили в толпе, обращаясь друг к другу. Переводчик обратился к одному старому дворнику и спросил, далеко ли до Кремля? Дворник, прислушиваясь с недоумением к чуждому ему польскому акценту и не признавая звуков говора переводчика за русскую речь, не понимал, что ему говорили, и прятался за других.
Мюрат подвинулся к переводчику в велел спросить, где русские войска. Один из русских людей понял, чего у него спрашивали, и несколько голосов вдруг стали отвечать переводчику. Французский офицер из передового отряда подъехал к Мюрату и доложил, что ворота в крепость заделаны и что, вероятно, там засада.
– Хорошо, – сказал Мюрат и, обратившись к одному из господ своей свиты, приказал выдвинуть четыре легких орудия и обстрелять ворота.
Артиллерия на рысях выехала из за колонны, шедшей за Мюратом, и поехала по Арбату. Спустившись до конца Вздвиженки, артиллерия остановилась и выстроилась на площади. Несколько французских офицеров распоряжались пушками, расстанавливая их, и смотрели в Кремль в зрительную трубу.
В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад.
Послышалось еще три выстрела из ворот.
Один выстрел задел в ногу французского солдата, и странный крик немногих голосов послышался из за щитов. На лицах французского генерала, офицеров и солдат одновременно, как по команде, прежнее выражение веселости и спокойствия заменилось упорным, сосредоточенным выражением готовности на борьбу и страдания. Для них всех, начиная от маршала и до последнего солдата, это место не было Вздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно, кровопролитного сражения. И все приготовились к этому сражению. Крики из ворот затихли. Орудия были выдвинуты. Артиллеристы сдули нагоревшие пальники. Офицер скомандовал «feu!» [пали!], и два свистящие звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по камню ворот, бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади.
Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался человеческий одинокий крик в воротах, и из за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье, он целился во французов. Feu! – повторил артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались один ружейный и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота.

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,

По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.

Уважали дядю Стёпу
За такую высоту.
Шёл с работы дядя Стёпа -
Видно было за версту.

Лихо мерили шаги
Две огромные ноги:
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.

Он разыскивал на рынке
Величайшие ботинки,
Он разыскивал штаны
Небывалой ширины.

Купит с горем пополам,
Повернётся к зеркалам -
Вся портновская работа
Разъезжается по швам!

Он через любой забор
С мостовой глядел во двор.
Лай собаки поднимали:
Думали, что лезет вор.

Брал в столовой дядя Стёпа
Для себя двойной обед.
Спать ложился дядя Стёпа -
Ноги клал на табурет.

Сидя книги брал со шкапа.
И не раз ему в кино
Говорили: - Сядьте на пол
Вам, товарищ, всё равно!

Но зато на стадион
Проходил бесплатно он:
Пропускали дядю Стёпу -
Думали, что чемпион.

От ворот и до ворот
Знал в районе весь народ,
Где работает Степанов,
Где прописан,
Как живет,
Потому что всех быстрее,
Без особенных трудов
Он снимал ребятам змея
С телеграфных проводов.

И того, кто ростом мал,
На параде поднимал,
Потому что все должны
Видеть армию страны.

Все любили дядю Стёпу,
Уважали дядю Стёпу:
Был он самым лучшим другом
Всех ребят со всех дворов.

Он домой спешит с Арбата.
Он чихнёт - ребята хором:
- Дядя Стёпа, будь здоров!

Дядя Стёпа утром рано
Быстро вскакивал с дивана,
Окна настежь открывал,
Душ холодный принимал.
Чистить зубы дядя Стёпа
Никогда не забывал.

---------------

Человек сидит в седле,
Ноги тащит по земле -
Это едет дядя Стёпа
По бульвару на осле.
- Вам, - кричат Степану люди, -
Нужно ехать на верблюде!

На верблюде он поехал -
Люди давятся со смеха:
- Эй, товарищ, вы откуда?
Вы раздавите верблюда!
Вам, при вашей вышине,
Нужно ехать на слоне!

Дяде Стёпе две минуты
Остаётся до прыжка.
Он стоит под парашютом
И волнуется слегка.
А внизу народ хохочет:
Вышка с вышки прыгать хочет!

В тир, под низенький навес,
Дядя Стёпа еле влез.
- Разрешите расплатиться,
Получите два рубля!
Я стреляю в эту птицу
И в названье корабля!

Оглядев с тревогой тир,
Говорит в ответ кассир:
- Вам придётся на колени,
Дорогой товарищ, встать -
Вы же можете мишени
Без ружья рукой достать!

До утра в аллеях парка
Будет весело и ярко,
Будет музыка греметь,
Будет публика шуметь.

Дядя Стёпа просит кассу:
- Я пришёл на карнавал.
Дайте мне такую маску,
Чтоб никто не узнавал!

- Вас узнать довольно просто, -
Раздаётся дружный смех, -
Мы узнаем вас по росту:
Вы, товарищ, выше всех

Что случилось?
Что за крик?
- Это тонет ученик!
Он упал с обрыва в реку!
Помогите человеку!

На глазах всего народа
Дядя Стёпа лезет в воду.

- Это необыкновенно! -
Все кричат ему с моста. -
Вам, товарищ, по колено
Все глубокие места!

Жив, здоров и невредим
Мальчик Вася Бородин.

Дядя Стёпа в этот раз
Утопающего спас.

За поступок благородный
Все его благодарят.
- Попросите что угодно, -
Дяде Стёпе говорят.
- Мне не нужно ничего -
Я задаром спас его!

Паровоз летит, гудит,
Машинист вперёд глядит.
Машинист у полустанка
Кочегару говорит:

- От вокзала до вокзала
Сделал рейсов я немало,
Но готов идти на спор -
Это новый семафор.

Подъезжают к семафору.
Что такое за обман?
Никакого семафора -
На пути стоит Степан.

Он стоит и говорит:
- Здесь дождями путь размыт.
Я нарочно поднял руку -
Показать, что путь закрыт.

Что за дым над головой?
Что за гром по мостовой?

Дом пылает за углом,
Сто зевак стоят крутом.
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.

Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне.

На дворе в толпе ребят
Дяде Стёпе говорят:
- Неужели вместе с домом
Наши голуби сгорят?

Дядя Стёпа с тротуара
Достаёт до чердака.
Сквозь огонь и дым пожара
Тянется его рука.

Он окошко открывает.
Из окошка вылетают
Восемнадцать голубей,
А за ними - воробей.

Все Степану благодарны:
Спас он птиц, и потому
Стать немедленно пожарным
Все советуют ему.

Но пожарникам в ответ
Говорит Степанов: - Нет!
Я на флот служить пойду,
Если ростом подойду.

В коридоре смех и шёпот,
В коридоре гул речей.
В кабинете - дядя Стёпа
На осмотре у врачей.

Он стоит. Его нагнуться
Просит вежливо сестра. -
Мы не можем дотянуться! -
Объясняют доктора. -

Всё, от зрения до слуха,
Мы исследуем у вас:
Хорошо ли слышит ухо,
Далеко ли видит глаз.

Дядю Стёпу осмотрели,
Проводили на весы
И сказали: -
В этом теле
Сердце бьётся, как часы!
Рост велик, но ничего -
Примем в армию его!

Но вы в танкисты не годитесь:
В танке вы не поместитесь!
И в пехоту не годны:
Из окопа вы видны!

С вашим ростом в самолёте
Неудобно быть в полёте:
Ноги будут уставать -
Вам их некуда девать!

Для таких, как вы, людей
Не бывает лошадей,
А на флоте вы нужны -
Послужите для страны!

- Я готов служить народу, -
Раздаётся Стёпин бас, -
Я пойду в огонь и воду!
Посылайте хоть сейчас!

Вот прошли зима и лето.
И опять пришла зима.
- Дядя Стёпа, как ты? Где ты? -
Нету с моря нам ответа,
Ни открытки, ни письма...

И однажды мимо моста
К дому восемь дробь один
Дядистёпиного роста
Двигается гражданин.

Кто, товарищи, знаком
С этим видным моряком?
Он идёт,
Скрипят снежинки
У него под каблуком.

В складку форменные брюки,
Он в шинели под ремнём.
В шерстяных перчатках руки,
Якоря блестят на нём.

Вот моряк подходит к дому,
Всем ребятам незнакомый.
И ребята тут ему Говорят: -
А вы к кому?

Дядя Стёпа обернулся,
Поднял руку к козырьку
И ответил: - Я вернулся.
Дали отпуск моряку.

Ночь не спал. Устал с дороги.
Не привыкли к суше ноги.
Отдохну. Надену китель.
На диване полежу,
После чая заходите -
Сто историй расскажу!

Про войну и про бомбёжку,
Про большой линкор "Марат",
Как я ранен был немножко,
Защищая Ленинград.

И теперь горды ребята -
Пионеры, октябрята, -
Что знакомы с дядей Стёпой,
С настоящим моряком.

Он домой идёт с Арбата.
- Как живёшь? - кричат ребята.
И теперь зовут ребята
Дядю Стёпу "Маяком".

На вопрос Какой рост был у Дяди Стёпы,Сергея Михалкова? заданный автором росток лучший ответ это 2 метра и 10 сантиметров.
«Дядя Степа» Сергея Михалкова – реальный милиционер.
В 1927 году семья Михалковых переехала в Пятигорск, где будущий классик русской детской литературы, поэт, баснописец, драматург, видный общественный деятель, автор двух гимнов Советского Союза и гимна России Сергей Михалков делал свои первые шаги на литературном поприще. А в 1931 году на улицах города появился милиционер огромного роста – Алексей Федорович Таплинский. Он обладал выразительной внешностью и был ростом два метра десять сантиметров. Милиционера-гиганта знал и любил весь город – и за необычный рост, и за добрый характер:
Такая яркая личность не могла не произвести впечатление на молодого поэта.
Первая публикация знаменитого «Дяди Степы» состоялась в журнале «Пионер» за 1935 год. А старший лейтенант милиции Алексей Таплинский прошел войну, потом продолжил службу в милиции вплоть до 1960 года. Его пиджак, сплошь увешанный боевыми орденами и наградами, находится в музее пятигорской милиции и воочию доказывает, каким огромным во всех смыслах был этот человек…
Источник:

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Какой рост был у Дяди Стёпы,Сергея Михалкова?

Ответ от Ѐатибор Сергеев [новичек]
3 метра не меньше


Ответ от Прососать [гуру]
С точки зрения физиологии у Михалкова не всё "гладко"
Размер ноги - 45-й, что соответствует хоть и высокому, но не ОЧЕНЬ росту: 180 см.
А вот строки "Сидя книги брал со шкапа" заставляют задуматься: сидя на стуле, человек даже 2-х метрового роста до книги на шкафу не дотянется.
Значит рост дядя Степы должен быть не менее 230 см.


Ответ от Евровидение [новичек]
2 Метра с лишнем вроде;)


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Опираясь на такие вирши, как, например:
От ворот и до ворот
Знал в районе весь народ,
Где работает Степанов,
Где прописан,
Как живет,
Потому что всех быстрее,
Без особенных трудов
Он снимал ребятам змея
С телеграфных проводов.
Высота телеграфного столба примерно 6 - 7 метров. Таким образом, можно предположить, что рост Дяди Степы составляет также около 7 метров.
Эта гипотеза о росте Дяди Степы подтверждается и тем, что по ходу поэмы машинист паровоза ошибочно принимает Дядю Степу за железнодорожный семафор (это также около 6-7 метров ввысоту) .
Впоследствии выясняется, что Дядя Степа, спасая голубей от пожара, легко достает рукой до чердака, стоя при этом на тротуаре. Чердак предположительно может находится на уровне 10 метров от земли, значит рост Дядя Степы может достигать 10 метров.
Из этого можно сделать вывод, что рост этого литературного персонажа составляет 7 - 10 метров.
При этом размер ноги Дяди Степы "скромный" для его роста - "всего" сорок пятый. Хотя в 30-е годы ХХ века (когда была издана поэма про похождения "районного" великана Степана) этот размер обуви воспринимался, вероятно, как гигантский.

Лучшие статьи по теме