Для школьников и родителей
  • Главная
  • Внешкольная жизнь
  • История существования древнего китая. Древний китай кратко и самое главное в фактах, династии китая и культура Что относится к древнему китаю

История существования древнего китая. Древний китай кратко и самое главное в фактах, династии китая и культура Что относится к древнему китаю


История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет и ведет свое начало с ди­настии Шан, которая была основана в 16 в. до н.э. Сведения о династии Шан сохранились в надписях на щитках из панцирей черепах и костях животных, предназначавшихся для предсказаний. Тысячи таких реликвий были найде­ны в земле начиная с 1899 г. Обна­ружено также несколько бронзовых сосудов с надписями, изготовленных в период династии Шан.

Однако первой династией, согласно тра­диционной китайской историографии, была не Шан, а Ся, которая предполо­жительно правила с 21 по 16 в. До н.э. Ни археологических, ни документальных свидетельств о ней не имеется, тем не менее большинство историков считает, что эта династия действительно существовала. Предположение это основано на двух доводах. Во-первых, древние китайские сочинения, высказывая различ­ные точки зрения на те или иные события, происходившие, как считалось, в период правления династии Ся, тем са­мым признавали факт существования такой династии. Во-вторых, относитель­но высокий уровень экономического и культурного развития при династии Шан, так же как и зрелость политических и социальных институтов, свиде­тели тнует в пользу того, что ей предшествовала по крайней мере еще одна ди­настия.

Регулярная хроника событий не велась вплоть до 841 г. до н.э. Лишь начиная с этого времени правящий дом Западной Чжоу стал вести и сохранять ежегодные записи событий. Этой практике последо­вали и государства - вассалы чжоуского двора.

Первая полная история Древнего Китая “Исторические записки” ("Шицзи") бы­ла составлена в 104-91 гг. до н.э. Сыма Цянем, “отцом” китайской историогра­фии. Они стали первой из 24 официаль­ных династийных историй, которые завершаются “Историей династии Мин” (1368-1644). Не была составлена официальная история последней династии, Цинской, или маньчжурской (1644- 1911), после ее свержения в начале 20 в. Труд “Всепроницающее, или Всеобъем­лющее, зерцало, управлению помогаю­щее” ("Цзычжи тунцзянь"), составлен­ный Сыма Гуаном в период правления династии Северная Сун, в котором исто­рические события рассматривались как назидания правителям, появился в 1084 г. За ним последовало по крайней мере 9 других энциклопедических ра­бот, написанных в аналогичной форме. Эти исторические труды дополнялись многочисленными компиляциями, ком­ментариями и книгами по специальным вопросам. Количество источников по ис­тории Китая можно сравнить с бездон­ным океаном.

В этом обзоре китайской истории мы сначала рассмотрим длительный период с древних времен до 1840 г., когда в ре­зультате “опиумной” войны двери Ки­тая были насильственно открыты англичанами, и затем перейдем к изложению истории национальных трагедий и на­родной борьбы в 1840-1919 гг., револю­ционного периода 1919-1949 гг. и раз­вития Китайской Народной Республики с 1949 г.

С древних времен до 1840 г.

Пекинский человек

Благодаря археологическим находкам мы знаем, что свыше одного миллиона лет назад на огромной территории Китая уже жили первобытные люди. Юаньмоуский человек, чьи останки были обнаружены при археологических раскопках в уезде Юаньмоу провинции Юньнань, и первобытный ланьтанский человек, останки которого были найдены в Ланьтяне провинции Шаньси, были самыми древ­ними из известных обитателей Китая. Примерно 500 тыс. лет назад другая группа древних людей, названная «пекинским синантропом» или пекинским человеком”, обитала близ современной деревни Чжоукоудянь, расположенной в юго-западном пригороде Пекина. Представители этой культуры обладали основными характеристикам «человека разумного»: (они ходили на двух ногах, были способны изготавливать и использовать примитивные орудия, умели добывать и хранить огонь.

Яншаоская и Луншаньская культуры

В Древнем Китае существовали и матриархальная, и патриархальная общины. Культура Яньшо, которая процветала примерно 6 тыс. лет назад, возможно, представляла собою матриархальное общество. Луншаньская культура, существовавшая приблизительно 5 тыс. лет назад, являла собою пример патриархальной общины. Люди усовершенствовали навыки изготовления каменных орудий и керамики. В дополнение к охоте и ры­боловству развивались земледелие и скотоводство. К концу этого периода об­щество начало делиться на классы.

Мудрые правители

Этнические китайцы во всем мире назы­вают себя потомками Хуанди (Желтого императора) и императора Яньди. Эти два мудрых правителя были возвеличе­ны в древних мифах и легендах. В част­ности, Желтый император прославлялся за изобретение повозок, лодок, одежды, наземных жилищ и письменности. Его жена, Лэй Цзу, занималась разведением шелковичных червей и шелкоткачест­вом. Племена, во главе которых стояли эти два императора, обитали в долине Желтой реки (Хуанхэ), занимая терри­торию современных провинций Шэньси, Шаньси, Хэнань и Хэбэй. К востоку от них жили племена и, известные своим искусством изготовления лука и стрел. Их вождь Чи Ю слыл богом войны. Пле­мена и жили на территории северной ча­сти современной провинции Шаньдун, в южном Хэбэе, восточной Хэнани и цен­тральном Аньхое, постепенно расширяя свои владения в сторону морского побе­режья. Часть долины реки Чанцзян (Ян­цзы) - территории современных про­винций Хубэй, Хунань и Цзянси - слу­жила местом обитания мяо и других пле­мен. Один из их предводителей, Фуси, изобрел рыболовную сеть и научил свой народ рыбной ловле и охоте. Не менее прославленным было имя Шэньнуна (Священный земледелец), который изо­брел орудия для обработки земли, нау­чил свой народ земледелию и перепробовал на себе сотни растений, чтобы выявить их лечебные действия. Подобные легенды интересны с двух точек зрения. Во-первых, они проливают свет на эво­люцию социально-экономических отно­шений в древности. Во-вторых, дают нам первоначальные представления о разде­лении груда в обществе того времени. Еще два правителя-мудреца, которые правили племенами, обитавшими в до­лине Желтой реки, Яо и его преемник Шунь, были, по преданию, потомками Желтого императора. В период их прав­ления на землю обрушились губитель­ные наводнения. Шунь назначил Юя главным чиновником по борьбе с павод­ками. Юй отказался от обычного метода строительства дамб и вместо этого углу­бил русло рек и каналов, тем самым обуздав стихию наводнений. Шунь, от­казавшись от власти, сделал Юя своим преемником. Юй, прославившийся как Великий Юй, и стал основателем дина­стии Ся.

Династия Ся, Шан и Чжоу

Традиционно считается, что династия Ся правила с 21 по 16 в. до н.э. Первому правителю этой династии, Великому Юю, наследовал его сын Ци. Этот факт расценивается как начало наследствен­ной монархии в Китае, которая сменила прежнюю систему демократических вы­боров вождя племени или племенного союза. Правители династии Ся возвели городские стены, создали армию, тюрьмы и ввели уголовный кодекс. Эта дина­стия рассматривается как первое в исто­рии Китая рабовладельческое государст­во. Из достижений Китая в области культуры следует отметить созданный в эпоху Ся календарь, заслуживший вы­сокую оценку последующих поколений как важный вклад в развитие астроно­мии. Последний правитель династии Ся по имени Цзи отличался страшной жес­токостью, чем вызвал ненависть народа. Он был свергнут с престола шанцами. Заметный социальный прогресс был до­стигнут при династии Шан-Инь (16-11 вв. до н.э.). Быстро развивались сельское хозяйство и животноводство. Высо­кого уровня достигли также шелководст­во и шелкоткачество. Изготавливались изделия из бронзы. Появились гадатель­ные надписи на щитках из панцирей че­репах и на костях животных, а также на бронзовых сосудах. Источники свиде­тельствуют о наличии рабов. Изучение шанских захоронений показывает, что человеческие жертвоприношения во время погребальных церемоний были делом обычным.

Новый рабовладельческий строй, утвер­дившийся после падения династии Шан, известен историкам как династия Запад­ная Чжоу (11 в. - 770 г. до н.э.). Соглас­но надписям на бронзовых предметах и записями “Книге песен” ("Шицзин”) ив “Книге истории” ("Шуцзин"), Западная Чжоу была сравнительно развитым об­ществом, где процветало сельское хо­зяйство, были усовершенствованы зем­ледельческие орудия, появилось множе­ство различных сельскохозяйственных культур и заметно увеличилось сельско­хозяйственное производство. Уровень производительных сил был намного вы­ше, чем при династии Шан. Культура Западной Чжоу также шагнула вперед по сравнению с культурой предшество­вавшей ей династии. Было создано много высокохудожественных памятников ли­тературы и искусства, а также трудов по философии, политике и истории. “Книга песен” была самой ранней антологией поэзии в Китае. Большая часть из 305 стихотворений, входящих в нее, датируется периодом Западной Чжоу.

Эпохи Весны и Осени и Сражающихся царств

Период Западной Чжоу закончился в 770 г. до н.э., когда вторжение пле­мен цюаньжун вынудило правящий дом перенести свою столицу из Хаоцзина (современный г. Сиань в про­винции Шэньси) в Лои (современный г. Лоян в провинции Хэнань). С это­го времени правящая династии стала называться Восточной Чжоу. Период правления Восточной Чжоу хронологически совпал с двумя эпохами: Вес­ны и Осени (770-476 до н.э.) и Сражающихся царств (475-221 до н.э.), Это было время упадка и разложения рабовладельческого строя. В период Весны и Осени была изобрете­на технология выплавки железа, и металл стал применяться для изготов­ления топоров, плугов и других ору­дий. Обычай использовать рогатый скот при обработке земли также заро­дился в этот период. Увеличились посевные площади. По мере развития общественного хозяйства производст­венные отношения, присущие рабо­владельческому строю, становились тормозом в развитии производитель­ных сил. Восстания рабов и народные бунты ускорили его крах. От рабовла­дельцев власть постепенно перешла к феодалам.

Во времена Весны и Осени и Сража­ющихся царств общество претерпело радикальные изменения, в результате которых на смену рабовладельческому пришел феодальный строй (здесь тер­мин “феодализм” употреблен для ха­рактеристики социально-экономической системы, при которой феодалы эксплуатируют крестьян с помощью ренты или неоплачиваемого принудительного труда, а не путем раздачи наделов вассалам). Свыше 140 госу­дарств существовало в период Весны и Осени. После многолетних жестоких захватнических войн остались только 7: Ци, Чу, Янь, Хань, Чжао, Пай и Цинь. Все они вместе взятые вошли в историю как Сражающиеся царства. Они боролись друг с другом, но и внутри каждого из них шла ост­рая борьба главным образом между рабовладельцами и нарождающимся классом феодалов.

Золотой век классического учения

Периоды социальных и политических подъемов рождают великих мыслителей, а жаркие споры между ними создают ситуацию, при которой “соперничают сто школ”.

Известный мыслитель Конфуций (551 479 до н.э.) был составителем записок “Весна и Осень” и редактором таких классических книг, как “Книга истории”, “Книга песен” и “Книга перемен”. Большую часть своей жизни он оставался частным учителем и стремился к тому, чтобы образование, которое было привилегией аристократии, стало доступным большинству членов общества. Конфуций обучил более 3 тыс. учеников, 72 из них стали выдающимися личностями. В политике он отстаивал сохранение аристократической иерархии и выступал за возврат к классической эры чжоуских правителей Вэня и У. Однако во времена, когда власть рабовладельцев сменялась властью помещиков, это было уже неосуществимо.

Вызов конфуцианскому учению был брошен моистами. Моцзы, основавший школу моизма, жил и трудился в 468-376 гг. до н.э. В то время как Конфуций делал упор на учении о гуманности как основополагающем принципе управления, которая должна была сочетаться со строгим соблюдением ритуалов, Моцзы отстаивал принцип “всеобщей любви” и не видел пользы в обычаях. Он был противником подбора правительственных чиновников по принципу богатства и знатности и предлагал систему, при которой любому способному человеку, даже крестьянину, предоставлялась возможность занять высокий пост. Моисты были также и пацифистами, в области философии они развивали материалистическое положение о том, что подлинность знаний доказывается фактами и объективными результатами.

Не менее влиятельной была и школа да­осизма, основанная современником Конфуция Лаоцзы, которого позднее по­следователи даосской религии стали на­зывать Верховным властителем Неба. Он заменил традиционную концепцию о боге или верховном существе теорией пути (дао) - своего рода духовном на­чале, управляющем всем вне зависимо­сти от пространства и времени. Его поли­тическая утопия базировалась на суще­ствовании примитивной сельской общи­ны, которой были еще неизвестны лод­ки, повозки, сложные орудия труда и войны. Его философское учение интер­претировалось в некоторых случаях как доктрина “недеяния” или “действия без насилия” и содержала элемент диалек­тики, особенно в подходе к единству противоположностей.

Политическими радикалами того вре­мени были легисты. Выдающийся ли­дер этой школы Хань Фэйцзы (?-233 до н.э.) рассматривал исторический процесс с эволюционистских позиций и утверждал, что каждая эпоха более прогрессивна по сравнению с предшествующей. Он считал бесполезным обращение к прошлому, которое ни­когда не вернется, и подчеркивал не­обходимость отказа от устаревших, изживших себя принципов. Тремя главными инструментами правителя (с помощью которых тот должен уп­равлять), говорил он, являются закон, тактика и власть. Легисты были идео­логами, возвещавшими приближение эпохи господства феодальной аристок­ратии. Неудивительно, что большин­ство известных легистов погибло от рук консерваторов, защищавших ста­рые порядки рабовладельческого госу­дарства.

Среди других школ, действовавших в период Весны и Осени и Сражающихся царств, были натурфилософы, сторон­ники учения об инь и ян, которые изуча­ли взаимоотношения между позитивным и негативным началами; логики, которые изучали соотношение имени и сущности; политические стратеги, которые маневрировали, используя противо­речия между государствами; эклектики, основывавшие свои теории на сближе­нии существовавших школ философской мысли; аграрники, заботившиеся о здо­ровой сельскохозяйственной экономике и благосостоянии народа; и неофициаль­ные историки, черпавшие важную ин­формацию из неофициальных источни­ков. В области литературы сочиненные Цюй Юанем пространная лирическая поэма “Элегия отрешенного” ("Лисао") и “Чуские строфы” ("Чуцы") наряду с “Книгой песен” считаются ценнейшей частью китайского литературного на­следия.

Династии Цинь и Хань

Свыше 2000 лет в Китае господствовал феодализм. На протяжении этого дли­тельного отрезка времени стремление к национальному единству оставалось главной тенденцией в развитии обще­ства, хотя в отдельные периоды сущест­вовал и феодальный сепаратизм. Раз­личные национальности сохраняли тес­ные связи между собою, несмотря на ан­тагонизмы и конфликты.

Семь столетий со времени Сражающих­ся царств и до конца правления династии Восточная Хань были периодом станов­ления и консолидации феодального об­щества. Феодализм стал господствую­щей социально-экономической форма­цией, хотя в некоторых районах в той или иной степени продолжало существо­вать рабство. В 221 г. до н.э. Цинь Шиху- ан, первый император цинской дина­стии, покончил с сепаратизмом Сража­ющихся царств и создал высокоцентра­лизованный многонациональный фео­дальный режим, первый такого рода в истории Китая. Он насаждал феодаль­ное землевладение, развивал средства сообщения, унифицировал начертание иероглифов и ввел единую денежную си­стему и единую систему мер и весов. Все это ускоряло развитие феодализма. Однако Цинь Шихуан отрывал от земледелия значительное число крестьян, ис­пользуя их для защиты границ государ­ства и на строительстве различных соо­ружений: дворца и усыпальницы (лишаньского мавзолея) и Великой стены. Жестокий гнет и безжалостная эксплуа­тация вызывали крестьянские волнения. II 209 г. до н.э., год спустя после смерти Цинь Шихуана, Чэнь Шэн и У Гуан под­няли вооруженных крестьян на восста­ние, которое нанесло сокрушительные удары по династии Цинь и спустя 2 года привело к ее падению.

В 206 г. до н.э. Лю Бан, один из предво­дителей крестьян, объединил страну и основал династию Западная Хань. В на­чальный период ее существования зна­чительное развитие получили сельское хозяйство и ремесленное производство. Железные орудия и плуги с использова­нием буйволов в качестве тягловой силы применялись в сельском хозяйстве повсюду. Строились крупные ирригацион­ные сооружения. Одновременно был достигнут значительный прогресс в вы­плавке металлов и в шелкоткачестве. Развивалась торговля, установились оживленные внешнеторговые связи. На­ряду с Чанъанью, столицей государства Западная Хань, процветали торговые центры Лоян и Наньян, распологавшиеся на территории современной провин­ции Xэнанань, Ханьдань в провинции Хэбэй, Линьцзи в Шаньдуне и Чэнду на территории современной Сычуани. Но с обострением социальных противоречий в конце правления Западной Хань уча- стились крестьянские восстания. Наиболее крупные восстания - “Зеле­ного леса” и “Краснобровых” - произошли в 17 и 18 гг. В 25 г. Лю Сю, могущественный феодал, отпрыск ханьского дома, проникший в ряды крестьян-повстанцев, восстановил династию Хань, которая стала называться Восточная Хань, т.к. ее столица Лоян была распо­ложена к востоку от Чанъани. В этот пе­риод продолжала развиваться феодаль­ная экономика, но в силу того, что противоречия внутри правящего класса продолжали усугубляться, двор был вынужден прибегать к политическим ма­неврам.

В 184 г. приверженцы даоской секты “Желтые повязки”, предводительствуемые ученым-даосом Чжан Цзяо, восста ли против Восточной Хань. Хотя по­встанцы потерпели поражение, они по­трясли до основания устои правящей ли настии и расчистили путь для образования Трех царств.

Огромных успехов достигли при династии Хань наука и культура. Знаменитый историк Сыма Цянь написал “Исто­рические записки” ("Шицзи"), первую полную историю Китая, применив новый принцип изложения истории - хронологический. В изложение событий были включены описания портретов исторических деятелей и различные комментарии. В своих “Критических рас­суждениях” ("Луньхэн") великий мыс­литель Ван Чун на основе наивно-материалистических представлений смело объяснял различные природные явления и опровергал суеверия. Ученый Чжан Хэн изобрел армилярную сферу (древний астрономический прибор, показывающий движение планет), вращаемую силой падающей воды, и сейсмограф, определявший эпицентр землетрясений. Чжан Чжунцзин написал медицинский трактат “О тифозном жаре и других заболеваниях” ("Шан ханьлунь"), оказавший огромное влияние на развитие древней медицины. В этот период всемирную известность приобретают изделия из китайского шелка. В эпоху Западной Хань ткачиха Чэнь Баогуан изобрела жаккардовый ткацкий станок, усовершенствовав, таким образом, технологию шелкоткачества. Изобретение бумаги явилось великим вкладом китайского народа в развитие и взаимодействие мировых культур. Первая примитивная бумага была изготовлена при династии Западная Хань, а Цай Лунь, живший во времена Восточной Хань, усовершенствовал технологию изготовления бумаги, использовав в качестве сырья измельченную кору деревьев с добавлением в нее отходов от обработки конопли, старое тряпье и прочие отходы ткацкого производства (нитки,волокна).

От Троецарствия до династии Тан

Во время подавления восстания “Желтых повязок” местные чиновники и могущественные феодалы стали набирать и увеличивать свои собственные войска, превращаясь в местных милитаристов. Три царства Вэй, Шу и У сосуществовали подобно опорам треножника, до тех пока в 280 г. династия Цзинь не объединила страну. Вскоре после этого на ну Цзинь пришли Южные династии (420- 589) и Северные династии (386-581). В 581 г. воцарилась новая династия, получившая название Суй, в 618 г. к власти пришла династия Тан. Семь столетий со времени Троецарствия (220- 280) и до падения династии Тан (907) были эпохой развития феодализма по восходящей линии. Феодальные отношения в это время характеризовались помещечьей собственностью на землю, передававшейся по наследству, и собственностью на землю монастырей, сочетавшимися с прикреплением крестьян к своему господину. В период правления династии Цзинь, Северных и Южных династий этнические меньшинства, проживавшие вдоль северных границ Китая, стали селиться в районе Центральной равнины и смешиваться с ханьцами (ки­тайцами). Этот процесс дал толчок экономическому развитию севера. Одно­временно из-за миграции большого числа северян на юг экономика Южного Китая стала почти такой же развитой, как на севере. Построенный при династии первый канал между Лояном и Ханчжоу стал предшественником Великого канала, соединившего Пекин с Ханчжоу. Он играл важную роль в развитии общественной экономики Китая.

Танский период был золотым веком китайского феодализма. В начале правления Тан феодальная власть укрепилась. Ли Шиминь (посмертное имя этого императора Тай-Цзун) был, видимо, самым великим из императоров Китая, по­скольку обладал двумя положительны­ми качествами: умением выбирать для службы хороших людей и способностью воспринимать критику. Мир и порядок в стране делали возможным максимально сосредоточить усилия народа в сфере производства. Процветали сельское хо­зяйство, ремесло и торговля. Особенно быстро развивались текстильное произ­водство, красильное дело, гончарное ре­месло, обработка металлов, строитель­ство кораблей. Развивались также раз­личные пути сообщения, внешняя тор­говля.

Выдающийся ученый периода Южных и Северных династий Цзу Чунчжи пра­вильно вычислил отношение длины ок­ружности к длине ее диаметра: 3,1415926 < π< 3,1415927. Цзя Сисе, обобщив опыт сельских тружеников в области земледелия и животноводства, написал трактат “Важные искусства для достижения благосостояния народа” ("Ци минь яо шу”). Значительно усовер­шенствовалась технология металлурги­ческого производства. Циу Хуайвэнь изобрел способ выплавки стали из желе­за. Буддизм, который проник в Китай в период правления династии Восточная Хань, стал весьма популярен, ему по­кровительствовал правящий класс. В то же время оригинальный мыслитель Фань Чжэнь написал трактат “О смерт­ности Духа” ("Шэнь ме лунь”), в кото­ром опровергал религиозные верования о бессмертии души.

Период Суй - Тан был отмечен замеча­тельными достижениями в области нау­ки и культуры. Выдающийся ремеслен­ник Ли Чунь сам спроектировал и по­строил мост Чжаочжоу, самый древний в мире однопролетный каменный мост, который используется и поныне (37- метровый арочный мост в провинции Хэбэй). Буддийский монах по имени И Син приступил к измерению длины гра­дуса земного меридиана. В книге “Тыся­ча золотых рецептов" ("Цянь цзинь фан”) Сунь Симяо детально описал ре­цепты древней фармакологии. Порох,

изобретенный китайцами еще раньше, и конце правления династии Тан стал применяться в больших войнах. В этот период в Китае появились живопись и искусство печатания книг с деревянных резных досок (ксилография). В танскую нюху небывалого расцвета достигла ли­тература. До нас дошли имена поэтов и писателей Ли Бо, Ду Фу, Бо Цзюи, Хань Юй и Лю Цзунъюань.

Конец династий Суй и Тан приблизили крестьянские восстания конца правле­ния династии Суй и крестьянское вос­стание под руководством Хуан Чао, вспыхнувшее в конце правления Танов.

Эти движения нанесли жестокие удары по классу феодалов, расчистив путь для дальнейшего развития производитель­ных сил общества.

От эпохи Пяти династий до юаньской династии

За Танами последовал период Пяти династий (907-960), на смену которому пришли Северные и Южные Суны (960-1279), династии Ляо (916-1125), Западная Ся (1034-1227) и Цзинь, или чручжэньская династия (1115-1234). Юаньская, или монгольская, династия объединила Китай в 1271 г. и управляла страной до 1368 г.

В течение этого периода феодальные отношения претерпели большие измене­ния. Наследственное землевладение пришло в упадок, крестьяне становились все менее и менее зависимы от своих хозяев. Класс феодалов, чтобы увеличивать свое состояние, вынужден был прибегнуть к купле-продаже земли и эксплуатации крестьян путем сдачи им земли в аренду и получения с них ренты.

В этот период интенсивно развивались сельское хозяйство, ремесло, наука и техника, литература и искусство. Народ стал выращивать хлопок, и соответственно стало развиваться хлопкоткачест­во Совершенствование техники хлопкоткачества связано с именем Хуан Даопу. «Книга о земледелии» ("Нун шу"), на­писанная двумя специалистами в области сельского хозяйства Чэнь Фу и Ван Чжэном, отразила современные им до­стижения в этой отрасли. Дальнейшее развитие получило книгопечатание с резных досок после того, как Би Шэн, живший при Северной Сун, изобрел по­движной наборный шрифт. Изобретен­ный ранее компас в конце 11 в. стал при­меняться при мореплавании. Осмыслив многовековой опыт строительства, Ли Цзе написал свой знаменитый труд “Ме­тоды архитектуры” ("Инцзао фа ши"). Шэнь Ко, ученый эпохи Северная Сун, в своем монументальном труде “Мэн си би тань” изложил результаты своих иссле­дований в области физики, биологии и геологии. Юаньский ученый Го Шоуц- зинь, изучая древнекитайские календа­ри, составил календарь, указывавший время ("Шоу ши ли"). Он также изобрел астрономические приборы. В области литературы сунский период наиболее известен своей поэзией в стиле “ци”, а юаньский - музыкальной драмой. Зна­менитые поэты и писатели этого време­ни - Су Ши, Ли Цинчжао, Синь Цицзи, Ло Ю, Гуань Ханцин и Ван Шифу. При династиях Сун и Юань процветала торговля. В Китай приезжало много ино­странных купцов и путешественников, в том числе венецианец Марко Поло. В своей книге “Путешествия” он дал жи­вое описание современного ему Китая. Ибн-Батута, марокканец, также посе­тил Китай и оставил ценнейшие записи наблюдений о китайском обществе того времени.

В этот период чаще, чем в предшествую­щие, вспыхивали крестьянские восста­ния. Характерными лозунгами кресть­янских армий были лозунги равенства богатых и бедных и передела имущества. Крестьянские войны, разразившиеся в конце правления юаньской династии - самые крупные в этот период, - свергли монгольское господство.

Династии Мин и Цин

Период с начала правления династии Мин и до середины правления династии

Цинь составляет 470 лет, с 1168 до 1840 г., и знаменует собой упадок феодализма в Китае. В течение этого периода продол­жала развиваться общественная эконо­мика. Сельское хозяйство и ремесленное производство при Минах достигли боль­шого развития. Уже в конце правления минской династии в сфере производства стали зарождаться капиталистические отношения. В текстильных и железопла­вильных мастерских трудилось большое число рабочих. Там применялось разде­ление труда, и уровень производства был высоким.

И при Минах, и при Цинах Китай был единым государством, включавшим в се­бя много различных этнических групп. Экономические и культурные отноше­ния между национальностями, населяв­шими Китай, были теснее, чем когда-ли­бо прежде.

В период Мин и Цин большого развития достигли наука и культура. Великий фармаколог Ли Шичжэнь написал трак­тат “О деревьях и растениях” ("Бэнь цао ганму"), в котором перечислялось более 1800 различных лекарственных расте­ний и свыше 10 тыс. рецептов. Книга бы­ла переведена на многие иностранные языки. Ученый Сун Инсин, живший в конце правления династии Мин, обоб­щил богатый опыт Китая в деле развития сельского хозяйства и ремесленного про­изводства, написав книгу “О данном не­бом и открытом людьми” ("Тянь гун кай у"), которая отражала уровень развития науки и техники того времени. Среди наиболее прогрессивных мыслителей минского периода был Ли Чжи, который в 16 в. подверг феодальную этику кон­фуцианцев суровой критике. Ван Фучжи, живший в конце правления дина­стии Мин и в начале правления Цин, вы­ражал веру в исторический прогресс и выступал против “возврата к древно­сти”. В период Мин - Цин было написа­но несколько выдающихся романов, са­мым знаменитым стал “Сон в красном тереме” ("Хун лоу мэн") Цао Сюэциня. По мере того как феодальное обще­ство в Китае приходило в упадок, нарастал конфликт между различными классами. Крестьянские восстания и этот период были более крупными по масштабам, более частыми, чем в предыдущие периоды, и собирали под своими знаменами представителей различных социальных групп. Самым известным из них было крестьянское восстание под руководством Ли Цзычэна, которое положило конец прав­лению династии Мин. Ход и масшта­бы крестьянских восстаний, происхо­дивших в период Мин - Цин, свидетельствовали о том, что господство феодализма уже недолговечно. Дружественные контакты китайского народа с народами других стран имеют давнюю традицию. Две тысячи лет на­зад, в период Западной Хань, на Запад специальным послом был направлен Чжан Цянь, открывший сухопутное со­общение с Центральной Азией, Персией (Ираном) и другими районами. Впослед­ствии путь, по которому он следовал, стали называть “Великим шелковым пу­тем”, поскольку изделия из шелка были самым распространенным товаром, вы­возившимся из Ханьской империи по этому пути в Западную и Южную Азию и Европу. “Шелковый путь” ознамено­вал собою начало экономического и культурного обмена между Востоком и Западом. Совершенствование путей со­общения в танский период способствова­ло экономическому и культурному об­мену Китая с другими азиатскими стра­нами, такими, как Корея, Япония, Ин­дия, Вьетнам, Персия, и с арабскими странами. Послы многих государств прибывали к танскому двору. Купцы, учащиеся, служители искусства, после­дователи различных религиозных веро­ваний, выходцы из различных стран жи­ли в танской столице Чанъань, нередко число их достигало нескольких тысяч. А знаменитый танский монах по имени Сюань Цзан (Трипитака), много путе­шествовавший по Центральной Азии и Индии, со своими последователями со­ставил “Записки о путешествии на За­пад в период Великой династии Тан” ("Да Ган си ю паи"), которые и поныне остается ценным историческим доку­ментом.

В начальный период правления Мин в азиатские и африканские страны для налаживания торговых связей неоднократ­но выезжал Чжан Хэ. Примерно за 30 лет он побывал в Юго-Восточной Азии, на Индийском субконтиненте, в Персии, Аравии и достиг восточного побережья Африки. Однако такой нормальный об­мен с иностранными государствами был прерван вторжением западных колонизаторов в Китай.

С древних времен Китай был многонациональным государством. Все этнические группы имеют своим давнюю историю и традиции братской дружбы в борьбе против угнетения правящим классом внутри страны и против иностранного вторжения извне. В истории Китая было немало выдающихся национальных героев и революционных вождей. В середине 19 в. различные национальности китайского народа начали героическую борьбу против иностранного вторжения и феодальных порядков, открыв новую главу в истории Китая.

Древний Китай является одной из самых таинственных стран на нашей планете. Даже сейчас это государство разительно отличается от своих соседей практически во всем. Но главная отличительная черта китайцев заключается в том, что они не мистики, а практики. Нигде не было сделано столько изобретений, как в этой стране. А религия и философия Древнего Китая показывает необычайную мудрость этого народа.

Возникновение государства Шань-Инь

Самым древним периодом в истории Китая, который можно изучить по добытым археологами материалам, а также на основании имеющихся документов, является эпоха, относящаяся к XVIII-XII векам до н. э. В это время здесь существовало государство Шан-Инь. Его история осталась в преданиях, которые гласят, что примерно в 1400 году до н. э. некий вождь по имени Пань Гэн вместе со своим племенем пришел в Аньян и построил красивый город Шан на реке Хуанхэ. Название городища было дано не только государству, но и целой династии царей.

Далее в легенде говорится, что чжоусские племена, проживавшие вблизи реки Вэй, в XII веке до н. э. захватили древнюю страну. После разгрома столицы Шан, произошедшее в 1124 году до н. э., завоеватели дали ему еще и название Инь. Также в легенде было сказано, что правитель Пань Гэн жил мирно и ни с кем не воевал.

Доказательства существования государства

До 30-х годов прошлого века эпоху Шань-Инь изучали только на основании легенды. Но в 1928 году были начаты археологические раскопки, в ходе которых нашли памятники материальной культуры, подтвердившие предание о существовании государства Шан. Развалины города обнаружили в округе Аньян, возле деревни Сяотунь, что на севере провинции Хэнань (Китай). История Древнего мира здесь предстала во всей красе. Помимо остатков многочисленных домов, ремесленных мастерских, храма и царского дворца, были найдены около 300 гробниц, 4 из которых принадлежали царской династии. Последние захоронения выделялись среди остальных своими внушительными размерами и роскошным убранством.

Благодаря раскопкам, ученые сделали вывод, что уже в то время существовало значительное классовое расслоение общества. Кроме гробниц аристократов, археологи обнаружили захоронения попроще, а также те, которые принадлежали явным беднякам. Кроме того, царская усыпальница оказалась настоящей сокровищницей. В ней нашли около 6 тыс. предметов из бронзы, золота, перламутра, нефрита и черепахи. С этими археологическими находками открылись новые возможности в деле изучения многовековой истории Китая.

Природа

Эта страна на 80% состоит из гор и плоскогорий. Природа здесь необычайно красива. Западный Китай - это самое большое в мире высокогорье, поэтому оно имеет резко континентальный климат. Восточная часть страны расположена чуть ниже и имеет доступ к морю, а также здесь есть обширные долины рек, что и обусловило появление в этих местах важных торговых путей. В этом регионе преобладает мягкий климат, поэтому он отличается от Западного Китая большим разнообразием растительности. Естественно, что именно на востоке образовалось древнейшее государство со своей земледельческой культурой.

Природа Древнего Китая несколько отличается от современной. Так, в северной части этого государства лесами была покрыта несравнимо большая площадь, чем сейчас. Это смогли определить по надписям на гадальных костях, которые рассказывали об охотах, часто организовывавшихся на оленей. А в «Книге песен» есть упоминания об обширных лесах. Зеленые массивы во многом способствовали более равномерному выпадению осадков. Это давало здешним жителям возможность охотиться. Кроме того, они имели много древесины для изготовления орудий труда и постройки домов.

Природные условия, описанные в легендах

Древний Китай всегда славился своими преданиями. В них часто рассказывалось о борьбе народа с опасной рекой и об их упорной борьбе за организацию земледельческого хозяйства. Из древних преданий видно, что китайцы постоянно вели борьбу с наводнениями, причиной которых являлась Желтая река. Выходившие из берегов воды несли с собой катастрофические бедствия, разрушая многолюдные селения и уничтожая посевы. Кроме того, жители Древнего Китая старались с помощью системы искусственного орошения как можно равномернее распределять воду по всей территории страны.

Население

Горные регионы, плоскогорья и степи, которые прилегали к долинам рек, всегда были заселены многочисленными кочевыми племенами. Люди Древнего Китая, которые населяли плодородные равнины, постоянно оборонялись от грабительских набегов горных, степных и кочевых племен, а это значительно тормозило развитие не только культуры, но и государственности. Постепенно китайцы смогли колонизовать те регионы, где хозяйничали отсталые воинственные народы. Но на этих землях еще в течение долгого времени сохранялось кочевое скотоводство, так как оно имело огромное значение в жизни древних государств.

Национальности, населяющие страну

Древний Китай по своему этническому составу был достаточно разнообразным. Известно, что эта страна занимает огромную территорию, где живет четвертая часть населения всей планеты. Поэтому кажется естественным, что и в древние времена оно не было столь однородным. В исторических документах упоминаются различные племена, которые постоянно сталкивались друг с другом, воевали и торговали. С северной и северо-западной стороны китайцы соседствовали с монголами, тунгусами и маньчжурами, а на юге и юго-западе - с племенами Тибета, Индии и Бирмы.

Верования

Религия Древнего Китая не была персонифицированной. В отличие от других стран мира, здесь не строили храмов, посвященных какому-либо конкретному божеству, а роль жрецов выполняли чаще всего государственные чиновники. Больше всего китайцы почитали различного рода духов, которые олицетворяли саму природу, а также умерших предков шан-ди.

Важнейшее место в жизни этого народа занимал культ, посвященный духам земли. Им делали постоянные жертвоприношения, сопровождавшиеся молитвами и просьбами на хороший урожай. Чаще всего их записывали на черепашьих панцирях или бараньих лопатках. И все это сопровождалось специальными ритуалами, которые приравнивались к делам государственной важности. Эти церемонии всегда были серьезно и тщательно подготовленными.

Религия Древнего Китая делила все сущее на две части - инь (мужское) и ян - (женское начало). Первая из них олицетворяла яркое, светлое, сильное, т. е. все положительное, что есть в жизни, а вторая - наоборот, была связана с Луной и воплощала в себе темноту и слабость.

Учения

Народы, населяющие Древний Китай, имели свою систему мировоззрения. Они считали, что мир - это хаос, и в нем есть животворные частицы - цы. Небо считалось прародителем всего живого, что есть на земле. Но его не почитали как Бога, к которому можно обратиться и попросить что-либо. Небо для китайцев - лишь какая-то абстрактная сущность, абсолютно безразличная к людям. Именно поэтому существует множество философий, которыми заменяют им божества.

Учения Древнего Китая весьма разнообразны. Описать их все в одной статье невозможно. Поэтому кратко рассмотрим три самые распространенные.

  1. Конфуцианство - это система, основанная на древнейших традициях, включающих в себя долг и гуманизм. Для его последователей главным является строгое соблюдение всех ритуалов и правил. Основателем этого учения был чиновник, принадлежащий к древнему роду Кун Фу-цзы.
  2. Китайский буддизм появился благодаря близкому соседству с Индией примерно в I веке до н. э. Сами идеи буддизма китайцам пришлись в основном по вкусу. Но два момента этого учения они приняли без восторга. Дело в том, что индийские монахи могли просить милостыню, а для китайцев такое поведение считалось позорным. Вторым моментом была идея монашества. До прихода буддизма здесь не знали подобного образа жизни. Монашеский орден требовал отказаться от имени, а для китайца это означало отречение от своих предков.
  3. Даосизм имеет нечто общее с конфуцианством. В основу учения положена концепция Дао - довольно сложного и многогранного понятия, с которым должны соединиться его последователи. Достичь этой цели можно только соблюдая законы морали, медитируя и отказываясь от ненужных материальных ценностей. Основатель учения - архивариус Лао-цзы.

Открытие №1

Первым из величайших изобретений Древнего Китая является бумага. Подтверждение этого факта можно найти в китайских летописях, относящихся ко времени династии Восточная Хань. В документе говорится, что в 105 году бумагу придумал придворный евнух Цай Лун. До этого записи производились на специальных скрученных свитках, сделанных из бамбуковых полос, на глиняных или деревянных табличках, на свитках из шелка и т. д. Более древние письмена, датированные II веком до н. э. (правление династии Шан), были написаны на панцирях черепах.

Уже в III веке бумага, изобретенная Цай Лунем, получила широкое применение. Технология ее производства была такова: смесь из коры тутового дерева, пеньки, тканей и непригодных для ловли рыбы сетей кипятили до тех пор, пока она не превращалась в пульпу. Затем ее растирали до однородной массы и добавляли немного воды. Полученную смесь загружали в специальное сито из тростника и встряхивали. После этой процедуры на дне образовывался ровный и тонкий волокнистый слой. Далее его откидывали на плоские доски. Делали сразу несколько таких отливок. Затем доски клали друг на друга и крепко связывали, при этом сверху еще ставили груз. Применение данной технологии делало бумажный лист прочным, легким, ровным и удобным для письма.

Открытие №2

После изобретения Древнего Китая №1 появилось книгопечатание. Впервые весь его технологический процесс был описан китайским ученым Шень Ко в 1088 году. В книге говорится, что изобретение наборного шрифта и литер из обожженной глины принадлежит некоему мастеру Би Шэну.

Открытие печати в IX веке потянуло за собой и изменение техники переплетения. В конце эпохи Тан книги, ранее имевшие вид свитков, превратилась в стопку бумаги, которая напоминала привычную всем брошюру. Во время правления династии Юань, а это 1271-1368 годы, корешок книги стали изготавливать из более жесткой бумаги, а позже и прошивать нитками. К счастью, многие книги Древнего Китая сохранились и по сей день. Первым полноценным печатным изданием считается Алмазная сутра. Она была изготовлена при династии Тан, правившей с 618 по 907 год. Длина свитков Алмазной сутры составляет 5,18 м.

Открытие №3

Следующим по важности изобретением является порох, который появился в X веке. Его использовали в виде начинки для зажигательных снарядов. Судя по китайским летописям, ствольное пороховое оружие в сражениях впервые применили в 1132 году. Оно представляло собой бамбуковую трубку, в которую помещали порох и поджигали. Таким образом, врагу наносились ощутимые ожоги. Через 125 лет китайцы изобрели ружье, но уже стреляющее пулями. Это была бамбуковая трубка, заряжавшаяся порохом и пулями. Примерно в конце XIII - начале XIV века в Китае появились железные пушки, стрелявшие каменными ядрами.

Но порох применяли не только для военных целей. Он использовался в качестве дезинфицирующего средства при лечении всевозможных ран и язв, а также во время многочисленных эпидемий. Практически весь Древний Восток, Китай тоже не был исключением, верил, что все злые духи боятся не только громкого звука, но и яркого свечения. Поэтому с незапамятных времен в китайский Новый год во дворах традиционно разводили костры, в которых сжигали бамбук. Начиная сгорать, он шипел и с треском лопался. С появлением пороховых зарядов, создававших намного больше шума и света, от старого способа празднования стали отказываться. В наши дни уже трудно себе представить Новый год без разноцветного фейерверка, который используется практически по всему миру.

Открытие №4

Следующее изобретение - компас. Его прототип появился в эпоху династии Хань, правившей в период с 202 г. до н. э. до 220 года н.э. Но первоначальным его предназначением было гадание, а не навигация. Древний компас был похож на тарелку с положенной на нее ложкой, ручка которой указывала строго на юг. Этот прибор, определяющий стороны света, впервые был описан в китайской книге «Уцзин Цзунъяо» в 1044 году. Другую разновидность компаса отливали из железных или стальных болванок в виде рыбы, которую помещали в воду. Для точного определения курса обычно использовали сразу два выше упомянутых устройства.

Более усовершенствованную конструкцию этого прибора описал все тот же китайский ученый Шень Ко в 1088 году в «Записках о ручье снов». В своем труде он подробно охарактеризовал магнитное склонение, которое указывает истинный север, а также устройство самого компаса с иглой.

Другие изобретения

Некоторые открытия китайцев во многом способствовали тому, что большинство направлений культуры и искусства стали доступными не только богатым людям, но и широким массам простого населения. Абсолютно все изобретения Древнего Китая перечислить достаточно тяжело. Вот только несколько из них: чай, шелк, вилка, фарфор, зубная щетка, деньги, лапша, гонг, барабан, игральные карты, арбалет и мн. др. Но большинство ученых считают, что главными изобретениями были все-таки бумага, книгопечатание, компас и порох.

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс Селунская Надежда Андреевна

§ 17. Древний Китай

§ 17. Древний Китай

Природные условия Древнего Китая

На юго-востоке Азии, отгородившись от мира высокими горами, раскинулась Великая Китайская равнина. В древности ее покрывали густые леса. По необъятным просторам Китайской равнины протекают две величайшие реки Азии – Янцзы и Хуанхэ. Почвы вдоль берегов этих рек такие мягкие, что их можно обрабатывать даже самыми простыми орудиями труда, изготовленными из дерева или кости. Поэтому земледелие распространилось здесь уже в древности.

Древний Китай

Наиболее плодородны земли в долине Хуанхэ, где и были найдены древнейшие поселения китайских земледельцев. Но река эта в сезон дождей часто выходит из берегов и затопляет все вокруг. К тому же случается, что из-за мягкости прибрежных почв она при разливе размывает свои берега и меняет русло. При этом река смывала поселения людей и посевы. Не случайно в Древнем Китае Хуанхэ называли «Блуждающей рекой», «Рекой тысячи бедствий».

Найдите на карте долины рек Хуанхэ и Янцзы. Почему, несмотря на опасный нрав Хуанхэ, поселения людей в Китае появились именно в долине этой реки?

Хозяйство жителей Китая

Основным занятием населения Древнего Китая было земледелие. Первоначально землю обрабатывали мотыгой, но со временем на смену ей пришел плуг. Выращивали пшеницу, просо, ячмень, но самой распространенной культурой был рис. Для китайцев он до сих пор является важнейшим продуктом питания. Выращивали китайцы и еще одно растение, неизвестное в древности больше нигде, – чай. В Китае было также развито садоводство и огородничество, разведение лошадей, коров, свиней.

Древнекитайский макет дома

Еще одним важнейшим занятием населения было изготовление шелка – полупрозрачной красивой ткани. Ее получали, вытягивая тончайшие нити из коконов шелкопрядов (шелковичных гусениц). Шелк высоко ценился не только в Китае, но и далеко за его пределами. Способ его изготовления держался в строгом секрете. Владение этим секретом приносило китайцам огромные прибыли, и постепенно шелк стал важнейшим товаром, вывозившимся из страны. Дорога, связывавшая Китай со странами Передней Азии и Европы, получила название «Великий шелковый путь».

В VII–VI веках до н. э. в Китае научились обрабатывать железо. Это способствовало подъему хозяйства. Имея железные топоры, люди очистили долины Хуанхэ и Янцзы от густых лесов и распахали их. Появление плуга с железным лемехом дало возможность обрабатывать твердые степные почвы, лежавшие за пределами речных долин.

Вспомните, когда люди научились обрабатывать железо.

Возникновение государства

Первые государства в Китае возникли в начале II тысячелетия до н. э. В середине I тысячелетия до н. э. здесь насчитывалось уже около десятка государств. Их правители воевали между собой, стараясь расширить свои владения. В конце концов правители государства Цинь сумели создать сильное войско и подчинить себе противников. Многолетние войны завершились объединением страны под властью циньского правителя. В 221 году до н. э. он провозгласил свое государство Циньской империей и принял имя Цинь Шихуанди, что означает «первый император Цинь».

Женщина. Древнекитайская скульптура

Цинь Шихуанди ввел суровые законы. Население империи правитель обложил большими податями. Чтобы избежать мятежей, он приказал переселить знатных людей из завоеванных им государств в свою столицу, где за ними был установлен неусыпный надзор. Цинь Шихуанди разделил огромную империю на области. Во главе каждой он поставил наместников – чиновников высокого ранга. Они собирали налоги, следили за порядком, осуществляли суд. Различные области империи были соединены дорогами. Заботился Цинь Шихуанди и о сооружении оросительных каналов и дамб. Он ввел единые для всей империи меры веса и длины, единые деньги. Это облегчило занятие торговлей и способствовало ее расцвету.

Воин императора Цинь Шихуанди. Древнекитайская скульптура

Чтобы увековечить свое имя, Цинь Шихуанди потратил огромные средства на украшение столицы государства. Император приказал также разбить рядом со столицей огромный заповедный парк со множеством диких зверей. В этом парке для него было возведено 37 роскошных дворцов. Цинь Шихуанди опасался покушений и потому приказал соединить дворцы подземными ходами, чтобы никто не знал, где он находится.

Борьба с северными кочевниками

Цинь Шихуанди пришлось вести ожесточенную борьбу с гуннами (хунну), обитавшими к северу от границ Китая. Это были воинственные кочевые племена, грабившие китайские города, уводившие в рабство людей. Император собрал огромное войско и разбил отряды кочевников. Ему удалось отодвинуть границы империи дальше к северу.

Китайская монета

Чтобы обезопасить новые рубежи, Цинь Шихуанди приказал построить мощные оборонительные сооружения. За 10 лет руками почти двух миллионов человек была возведена Великая Китайская стена – колоссальное сооружение из земли, кирпича и гранитных глыб. Высота ее достигала 10 метров, а ширина такова, что сверху по ней могла проехать колесница, запряженная четверкой лошадей. Длина стены составляла почти 4 тысячи километров, и на всем ее протяжении, через каждую сотню метров, стояли мощные сторожевые башни. Но у императора не хватало войск для обороны страны, и северные кочевники продолжали свои грабительские набеги.

Империя Хань

Вторжение гуннов и строительство Великой стены подорвали силы государства. Казна империи была истощена, при строительстве погибли десятки тысяч людей. В стране зрело недовольство. Когда в 210 году до н. э. Цинь Шихуанди скончался, в стране начались волнения. Империя Цинь пережила своего основателя лишь на год и рухнула после народного восстания. Повстанцы отменили все законы Цинь и освободили десятки тысяч государственных рабов.

В одной из областей империи – Хань – во главе отряда восставших стоял простой деревенский староста Лю Бан. После победы он стал правителем этой области. Постепенно Лю Бан подчинил себе весь Китай. Так возникло новое государство – империя Хань, просуществовавшая до IV века н. э.

Великая Китайская стена

Подведем итоги

С древнейших времен жители Китая занимались земледелием в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. В начале II тысячелетия до н. э. на территории этой страны появилось первое государство. В 221 году до н. э. возникла Циньская империя, а после ее падения – империя Хань.

Начало II тыс. до н. э. Возникновение государства на территории Китая.

221 год до н. э. Объединение Китая под властью Цинь Шихуанди и образование Циньской империи.

Вопросы и задания

1. Расскажите о географическом положении и природных условиях Древнего Китая.

2. Каковы были занятия населения Китая?

3. Кто и когда создал в Китае единое государство, как оно называлось?

4. Когда и для чего была возведена Великая Китайская стена? Как вы думаете, было ли возможно соорудить ее ранее? Обоснуйте свой ответ.

5. Когда возникла империя Хань и кто был ее основателем?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Путешествие в древний мир [Иллюстрированная энциклопедия для детей] автора Динин Жаклин

Древний Китай Первые поселенцы. Династия Шан. Китайская письменностьКитайская цивилизация зародилась на берегах реки Хуанхэ (Желтая река) в Северном Китае более 7000 лет назад и развивалась в изоляции от остального мира. Как ни удивительно, до II в. до н.э. китайцы вообще не

Из книги Лекции по истории Древнего Востока автора Девлетов Олег Усманович

Лекция 4. Древний Китай (до конца III в. д. н. э.) Основные понятия:? Шан-Инь.? Западное Чжоу.? Восточное Чжоу.? Конфуцианство.? Легизм.? Моизм.? даосизм.? Теория «Мандата Неба».? Чжаньго.? Чжунго.? Чюньцу.?

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

ДРЕВНИЙ КИТАЙ (III–II тысячелетия до н. э.) Географическое положение и население. Ныне Китай - крупнейшее государство Восточной Азии, протянувшееся от Хэйлунцзяна (Амура) на севере до Чжуцзяна (Жемчужной реки) на юге и от Памира на западе до Тихого океана на востоке. В

автора Васильев Леонид Сергеевич

Глава 11 Древний Китай: формирование основ государства и общества В отличие от Индии Китай – страна истории. Начиная с глубокой древности умелые и старательные грамотеи-летописцы фиксировали на гадательных костях и панцирях черепах, бамбуковых планках и шелке, а затем и

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Глава 12 Древний Китай: трансформация чжоуской структуры; и возникновение империи Несмотря на отчетливо выраженную этническую суперстратификацию, суть которой сводилась в момент завоевания к привилегированному положению завоевателей-чжоусцев, социальное, правовое и

Из книги Удивительная археология автора Антонова Людмила

Древний Китай Инь (или Шан) – раннее государство на территории Китая – было основано около 1400 года до н. э. иньцами в долине среднего течения реки Хуанхэ.История Древнего Китая полна загадок и легенд, тесно связанных с реальными фактами. Образование китайской империи

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Раздел 5 Древний Китай

Из книги История государства и права зарубежных стран автора Батыр Камир Ибрагимович

Глава 4. Древний Китай § 1. Государство Шан (Инь)История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии. Первый период- Шан (Инь) - продолжался с XVIII в. до XII в. до н. э.; второй период - Чжоу - с XII в. до 221 г. до н. э.;

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Глава XX. Древний Китай Источники Древнекитайский рельеф на камне из гробницы By в Шандуне. II в. н. э. При изучении древнейших судеб китайского народа современный историк уже может опираться не только на позднейшую историческую традицию, но также и на древние документы и

Из книги Пророк завоеватель [Уникальное жизнеописание Магомета. Скрижали Моисея. Ярославский метеорит 1421 года. Появление булата. Фаетон] автора Носовский Глеб Владимирович

Дополнение. «Древний» Китай начинается, скорее всего, с XVI века

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Древний Китай Название Китай позаимствовано у народов Средней Азии. Они применяли его первоначально к одному из народов, господствовавших в X–XIII вв. в северных областях Китая. Позднее его перенесли на всю страну. Сами же китайцы его никогда не употребляли. Они свою

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

Глава 5. Древний Китай История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV–XI вв. до н. э.), период Чжоу(XI–III вв. до н. э.). В период Чжоу выделяются особые периоды:Чуньцю (VIII–V вв. до

Из книги Древний Восток автора

Глава VII Древний Китай На территории Китая существовали поселения еще в эпоху раннего палеолита (около 500 тысяч лет тому назад). Это показывают найденные в конце 20-х - 30-е годы XX в. китайским археологом Пэй Вэньчжуном останки синантропа, или Пекинского человека. Но лишь в

Из книги Древний Китай. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Древний Китай в мировой синологии XX в. Двадцатый век - век расцвета синологии как науки. На всем его протяжении шел процесс постепенного, но постоянного углубления знаний о Китае в разных направлениях. Продолжалось изучение древнекитайских текстов, причем уровень

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Глава XI Древний Китай Территория и население Цивилизация Древнего Китая сложилась в бассейне великой реки Хуанхэ, с крайне неустойчивым, часто меняющимся руслом в нижнем течении. Лессовые пойменные почвы идеально подходили для занятий земледелием. С другой стороны,

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 17. Древний Китай Природные условия Древнего КитаяНа юго-востоке Азии, отгородившись от мира высокими горами, раскинулась Великая Китайская равнина. В древности ее покрывали густые леса. По необъятным просторам Китайской равнины протекают две величайшие реки Азии –

На юго-востоке Азии, отгородившись от всего мира высокими горами, находится Великая Китайская равнина. Удобное географическое расположение, климат и богатая природа создали все предпосылки для развития одной из мощнейших цивилизаций под названием Древний Китай.

Образование единого Китайского царства

На территории Китайской равнины протекают две крупнейшие реки Азии - Хуанхэ и Янцзы. Почвы вдоль побережий этих рек всегда были столь мягкими, что их без труда можно было обрабатывать простейшими орудиями труда, изготовленными из кости или дерева. Поэтому с древних времен здесь было хорошо развито земледелие.

В переводе Хуанхэ означает Желтая река, поскольку ее воды несут с собой большое количество желтого песка. Именно на ее плодородных почвах и были найдены древнейшие поселения первых китайских земледельцев. Но Хаунхэ всегда обладала строптивым характером, и в сезон дождей эта река часто выходит из берегов и затопляет все вокруг, размывая берега и меняя свое русло. В Древнем Китае ее называли «рекой тысячи бедствий», поскольку во время половодья она безжалостно смывала посевы и целые поселения.

Рис. 1. Река Хуанхэ.

В VIII веке до н. э. территория современного Китая находилась под властью множества небольших самостоятельных царств, которые вели между собой бесконечные войны. В ходе ожесточенных сражений окончательную победу одержало царство Цинь и в 221 году до н. э. его правитель принял титул «хуанди», что означает «император».

В историю он вошел как Цинь Шихуанди, то есть «первый император Цинь». Он назвал себя Сыном Неба, а управляемую им империю окрестил Поднебесной.

Во времена правления династии Цинь были проведены следующие реформы:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Страна была заново поделена на области, которые контролировались чиновниками.
  • Построена сеть каналов и дорог. Создание единого для всех стандарта колесной оси для одинакового размера дорог.
  • Были определены основные черты права, написан свод единых для всех законов, реформирована судебная система.
  • Создание единой системы письменности.
  • Контроль за качеством выпускаемой продукции. На всех изделиях должно было стоять имя мастера: за плохую работу его могли сурово наказать.
  • Чеканка монет, равнозначных во всех областях империи. Единые деньги, а также установленные меры длины и веса существенно облегчали торговлю в стране и способствовали развитию экономики.

По приказу Цинь Шихуанди была возведена Великая Китайская стена - гигантское сооружение, призванное защитить северные границы империи от воинствующих племен и кочевников. Часть стены сохранилась до наших дней, и в настоящее время является объектом Всемирного наследия.

Рис. 2. Великая Китайская стена.

Несмотря на расцвет во времена правления Цинь Шихуанди, империя рухнула вскоре после его смерти.

Религия и философия Древнего Китая

Философия Древнего Китая кардинально отличалась от философии европейских стран. В отличие от мусульманства и христианства, религия Китая не имела единого бога, который наказывал грешников в загробной жизни. Главный принцип всех учений был основан на проявлении доброты и любви к ближним, поиске гармонии внутри себя.

В Древнем Китае были широко распространены две наиболее значимые философские школы:

  • Конфуцианство . Основоположником этого учения стал великий китайский философ Конфуций, разработавший верный, по его мнению, образ жизни. Согласно ему люди должны помогать ближним, оберегать семейные ценности и традиции, почитать старших, постоянно заниматься самосовершенствованием.
  • Даосизм . Основатель учения - Лао-цзы, который считал, что в основе всех вещей во Вселенной лежит «дао» – «путь». Согласно даосизму, люди должны жить в гармонии с природой, в скромности и простоте, вдали от роскоши, быть смиренными и сострадающими.

Рис. 3. Конфуций.

Достижения Древнего Китая

В Древнем Китае были заложены основы китайской цивилизации и ее культуры - науки, медицины, искусства, литературы.

Китайцы были великими изобретателями, подарившими миру немало полезных предметов.
К важнейшим достижениям Древнего Китая относят:

  • Изобретение бумаги. Технология ее изготовления была очень сложной, и требовала большого мастерства. С появлением бумаги китайцы стали первыми, кто изобрел книгопечатание.
  • Порох, который применяли не только в качестве начинки для зажигательных снарядов, но и при лечении язв и ран, создании увеселительных фейерверков.
  • Магнитный компас. Навигационное искусство Древнего Китая было очень хорошо развито благодаря тому, что в стране большое значение уделялось таким наукам как математика и астрономия.
  • Изготовление тонкого и прочного шелка из коконов шелковичного червя.

В Китае было очень популярно искусство красивого письма - каллиграфия, а основным направлением в живописи было изображение эффектных пейзажей скал Южного Китая, персонажей мифов и легенд.

Большой интерес представляет архитектура Древнего Китая. Все здания, будь то императорский дворец или жилище простого ремесленника, гармонично вписывались в окружающий ландшафт и всегда были окружены дополнительными пристройками. Обычно они украшались искусной резьбой с изображениями животных и растений, расписывались яркими красками.

Что мы узнали?

При изучении темы «Древний Китай» по программе истории 5 класса мы узнали кратко самое главное об истории Древнего Китая. Узнали, как и кем была образована Поднебесная империя, какие философские учения были наиболее популярны, каким наукам уделялось особое внимание. Также мы узнали, какие достижения Древнего Китая заняли особое место в истории страны.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 423.

История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий:

  1. период Шан (Инь) (XV-XI вв. до н.э.);
  2. период Чжоу(XI - III вв. до н.э.):
  • Чуньцю (VIII - V вв. до н.э.);
  • Чжаньго - "борющихся царств" (V-III вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.).

Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен. В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, прогрессирующего разделения труда выделяются социальные группы:

  1. правитель-ван и его приближенные, родственники, сановники, племенные вожди;
  2. рядовые соплеменники;
  3. чужаки-иноплеменники, превращаемые, как правило, в рабов.

Создание первоначального примитивного государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю.

Социальное и политическое развитие народов всего бассейна реки Хуанхэ было значительно ускорено завоеванием царства Инь в конце XII в. до н.э. пришедшими с запада чжоусскими племенами, которые установили господство над населением всего Северного Китая, над множеством разрозненных родоплеменных коллективов, находящихся на различных стадиях разложения родовых отношений. Чжоусский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией. С этой целью он передал завоеванные земли в наследственные владения своим родственникам и приближенным, которые вместе с землей получали и соответствующие титулы.

Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась силой центральной власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные вана, начинают приобретать фактически полную независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена. Таким образом, в чжоусском Китае господствует раздробленность с характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций гегемона, к поглощению им более мелких царств.

Долголетние непрерывные войны привели к экономическому упадку, к разрушению ирригационных сооружений и, наконец, к осознанию необходимости мира, сближения народов Китая. Выражением новых настроений стали проповедники конфуцианской религии. Несмотря на войны, в период Чжаньго усиливаются экономические и культурные контакты различных районов и народов, что приводит к их сближению, к "собиранию" земель вокруг семи крупных китайских царств.

В истории Древнего Китая V в. до н.э. зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией и стало конфуцианство. В этих условиях происходит интенсивное разложение общинной и утверждение на землю, создание крупного частного землевладения.

Все это приводит к тому, что в последние века до н.э. в Китае проявляется противоборство двух тенденций в развитии общества :

  1. через победу крупной частной собственности на землю - путь раздробленности, междуусобиц;
  2. через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства.

Утверждается второй путь, носителем которого выступает царство Цинь. В 221 году до н.э. оно победоносно закончило борьбу за объединение страны.

Основы социальных порядков, государственная машина, созданные в циньском Китае, оказались столь приспособленными к нуждам империи, что они без всяких изменений были перенесены в Хань. Став традиционными, они фактически сохранились в императорском Китае до буржуазной революции 1911-1913 гг.

Сословно-классовое деление в Древнем Китае.

В шаньско-иньском (XV-XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI-Х вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между тремя социальными слоями:

  1. привилегированной правящей родовой аристократией, состоящей из верховного правителя, его родственников и приближенных, местных правителей с их родственниками и приближенными, а также из глав родовых и большесемейных (клановых) объединений;
  2. свободными крестьянами-общинниками;
  3. бесправными рабами, которые находились в услужении у представителей знати.

Правящая знать жила за счет эксплуатации не только рабов, но и общинников-крестьян, присвоения их прибавочного продукта.

В связи с дальнейшим развитием государственного аппарата, усложнением управленческих функций в чжоусском Китае формируется еще одно привилегированное сословие - чиновников различных рангов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой в форме "кормления" с определенных общин, территорий.

Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной земли (особенно "общественных полей") знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V вв. до н.э. к росту как крупного, так и мелкокрестьянского частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становятся, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных землях.

Несмотря на качественный перелом в экономике в это время, процесс образования классов в Древнем Китае шел медленно. Основная эксплуатируемая масса населения не была однородной ни с классовой, ни с сословной точек зрения. В нее входили:

  1. работники, лишенные полностью или в значительной мере собственности на землю и на другие средства производства;
  2. арендаторы-издольщики из свободных безземельных и малоземельных крестьян;
  3. рабы;
  4. наемные работники.

Эксплуататорский социальный слой был также неоднороден. Он состоял:

  1. из титулованной знати;
  2. из ранжированного чиновничества;
  3. из незнатных крупных землевладельцев и купцов.

Выделялся еще один социальный слой, более однородный в классовом отношении, слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства - крестьян и ремесленников. Они находились под тяжким бременем налоговой эксплуатации.

Различия между тремя вышеуказанными общественными слоями находили выражение и в . "Благородные" противопоставлялись законом и традицией как "подлым" (бесправным рабам, крепостным, оброчным невольникам), так и "простонародью" (свободному крестьянству, ремесленникам).

Реформы и в дальнейшем способствовали установлению определенного равновесия государственного и частного землевладения.

Государственный строй.

Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия - наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана.

В раннечжоусском Китае власть и вана окончательно сакрализуется. Он носит титул "сына Неба", который "управляется Небом", его называют "отцом и матерью" своих подданных. Ван - первосвященник.

Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и по управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай - управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашатаем вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универсальную и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений. Ряд должностей был связан с контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чиновников, подчиненных "надзирателю земель".

По образцу двора вана строилось управление и в автономных уделах. Администрация в уделах возглавлялась удельными правителями - чжухоу, они опирались на советников и помощников. Правителей уделов собирал ван для обсуждения вопросов о "наказаниях, о ритуале, о справедливости". В VII-VI вв. до н.э. чжухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать на своих съездах "клятвенные договоры" между собой, ставшие основной формой их взаимоотношений.

В циньско-ханьском Китае складываются централизованные деспотические империи. Победу централизации в Древнем Китае можно объяснить рядом причин, в частности этнической, духовной, культурной общностью населения Китая. Не последнюю роль сыграло и осознание наиболее дальновидными представителями правящих слоев Китая необходимости объединения, прекращения междуусобной борьбы "всех против всех".

Власть монарха в циньско-ханьском Китае обожествлялась. Правитель царства Цинь, объединивший в границах Циньской империи обширные территории, принял титул императора (ди). Император выступал в качестве символа, олицетворения "связывающего единства" страны. Важное место в государственном аппарате занимали органы, которые были связаны с ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о божественном происхождении "сына Неба". В руках китайского деспота сосредоточивалась полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех высших чиновников центрального и местного аппаратов.

Центральный аппарат империи включал в себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные вопросы государственной жизни.

По сравнению с государственным аппаратом других древневосточных государств этот аппарат отличался и многочисленностью, и большим объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную значимость, престиж чиновничества.

Государственные формы эксплуатации податного крестьянства требовали установления четкого административно-территориального деления. Еще в Западном Чжоу в середине IX в. до н.э. появились первые элементы территориального деления. Здесь были введены округа, являющиеся налоговыми и военными единицами. Уездная территориальная администрация в Китае начала складываться еще в начале VII в. до н.э., в период существования удельной системы. В каждый уезд направлялся чиновник, ответственный перед правителем царства или крупного удела. Это впоследствии сыграло важную роль в ликвидации самой удельной системы, в укреплении власти центра на местах.

Циньско-ханьский Китай делился на области или округа − уезды – волости − общины (низшие административно-территориальные единицы). На местах действовала сложная система управления, основанная на соподчинении гражданских и военных чинов. Так, во главе каждой провинции стояли губернаторы, которые делили свою власть с представителями военного ведомства, в их подчинении были расквартированные там армейские подразделения. Только в пограничных областях гражданские и военные функции сосредоточивались в руках губернатора.

Община, несмотря на разрушение общинного землевладения, продолжала играть роль относительно обособленной единицы. Руководство общиной осуществляли староста и "отцы-старейшины". Низший административный персонал, начиная с волостных старейшин, не входил в состав чиновничества. Его представители, как и другие общинники, выплачивали налоги и несли трудовые повинности, но пользовались большой властью, вплоть до мобилизации общинников-крестьян для защиты общинной территории. Во главе городского самоуправления стоял совет старейшин (саньлао).

Лучшие статьи по теме