Для школьников и родителей
  • Главная
  • Внешкольная жизнь
  • Какое образование должно быть у тьютора. Кто такой тьютор и для чего он нужен? Качества тьютора и требования к личности

Какое образование должно быть у тьютора. Кто такой тьютор и для чего он нужен? Качества тьютора и требования к личности


Наставник, инструктор, личный куратор — так можно перевести на русский язык это слово. На Западе услуги таких специалистов востребованы уже давно, а в российской образовательной системе они появились чуть больше 20 лет назад. Есть они и в нескольких столичных школах. Речь о тьюторах — людях, чья работа, если описывать ее максимально упрощенно, — Кто такой тьютор? Как и с кем он работает? Почему его работа нужна и важна? Об это мы поговорили со студенткой магистерской программы «Тьюторство в образовании» МГПУ и практикующим тьютором Екатериной Кузнецовой.

Зачем нужен тьютор

Тьютор — это специалист по индивидуализации в образовании, посредник между учеником и образовательной системой. Базовая задача тьютора — помочь человеку проявить и лучше узнать себя в процессе обучающей деятельности, научиться делать выбор, найти свой интерес и его реализовывать.

Тьютор анализирует интересы и проблемы своего подопечного, отмечает, к чему у него есть склонности, а что дается ему с трудом. Задача такого специалиста — помочь другому человеку превратить обучение в продуктивный и интересный процесс. Учеба в школе или занятия в детском саду, переориентация на другую специальность, реализация исследовательской работы — во всех этих случаях тьютор может стать консультантом и хорошим помощником.

С кем работает тьютор

Тьютор может работать с людьми любого возраста, от дошкольников до взрослых — все зависит от его профессиональной специализации. И в каждом случае такая работа будет иметь свою специфику.

Например, если говорить об одаренных детях, то бывает так, что они быстро развиваются и достигают успехов в одном направлении, при этом все остальное — и не только учеба — остается «за бортом». Тьютор помогает ребенку понять, как ему реализовать свою одаренность не в ущерб другим дисциплинам и личной жизни, как найти баланс и гармонично выстроить образовательный процесс.

Детям, у которых есть проблемы с обучением, тьютор помогает гармонизировать этот процесс, создать комфортную среду. Он в индивидуальном порядке разъясняет какие-то темы, поддерживает стремление к учебе, учит решать возникающие проблемы. Тьютор должен уметь находить сильные стороны своих подопечных и помогать их развивать.

Тьютор — это не репетитор

На родине тьюторства, такие специалисты — часто носители предметного знания, от владения музыкальным инструментом до тайм-менеджмента. Это не профессора, не преподаватели, а помощники: они помогают студентам более успешно овладевать этими знаниями.

В России ситуация несколько другая. В магистратуре нас учат в первую очередь гуманистическому подходу к процессу обучения и определенным тьюторским технологиям. У нас нет жестких требований по поводу того, что тьютор должен быть педагогом-предметником.

Репетитора можно сравнить с тьютором, если он в работе ориентируется на интересы, потребности и особенности каждого конкретного ученика. То есть он не просто использует индивидуальный подход, а корректирует содержание занятий в зависимости от стремлений ребенка, расширяет его представление о своей предметной сфере, задает в ней ориентиры, помогает искать ресурсы.

Как работает тьютор

Есть классическая схема тьюторской деятельности: создание избыточной образовательной среды — навигация — масштабирование, и во главе угла здесь — интерес ребенка. Сначала мы анализируем образовательную среду, а это не только школа, но и все пространство вокруг тьюторанта, потому что дети учатся и познают мир постоянно. Мы выявляем ресурсы этой среды, осуществляем навигацию. На последнем этапе мы помогаем ребенку осознать, как ему дальше развиваться, как использовать полученные знания и навыки.

Ребенок может сам не понимать, что ему нравится, что интересно, что у него получается лучше всего. Тьютор анализирует его жизнь, его учебу, пространство, в котором малыш живет, чтобы помочь ему самому найти ответы на эти вопросы. Я работаю в основном со старшеклассниками, помогаю им с профориентацией. Инструменты работы могут быть очень разными, например, мы создаем ментальные карты, рисуем таблицы, делаем коллажи, отражающие сферы интереса подростков, анализируем медиапространство и так далее. Еще мы встречаемся с людьми, которые профессионально занимаются тем, что интересует моего тьюторанта. Это дает ему возможность получить информацию о профессии из первых уст.

Во время индивидуальных встреч мы много разговариваем, но в идеале тьютор должен отойти от системы «вопрос-ответ». Важно создать такой формат работы, чтобы у тьюторанта была возможность взглянуть на себя со стороны, самому заметить, что ему нравится, чтобы он прислушивался к себе, анализировал свой прогресс, учился понимать, что для него действительно важно и интересно.

Мне приходилось работать с детьми 3−5 лет, и я могу сказать, что это маленькие люди, уже способные к осознанности. Моя задача была помочь им понять, что им интересно, в какой обстановке они будут продуктивно учиться, в чем их сильные и слабые стороны. Вместе мы снимали видео, делали театрализованные постановки, рукодельничали, читали и писали. Тьютор должен не только научить ребенка работать с его слабыми сторонами и опираться на сильные, но рассказать родителям, что им нужно с этим делать.

Результаты работы тьютора

Каким будет итог хорошей работы тьютора? После нее дети умеют прислушиваться к себе, видеть, что им интересно, учатся делать выбор и реализовывать себя. Хорошая работа должна быть построена так, чтобы расширять кругозор ребенка, стимулировать его желание учиться. В занятиях с дошкольниками очень важно поддержать, не заглушить их естественный познавательный интерес, который есть у каждого малыша. В силах тьютора сделать так, чтобы ребенок не просто посещал занятия и осваиивал программу, а в самых разных формах получал знания и уделял внимание тому, что ему интересно.

Кто может быть тьютором

Тьютор — это дипломированный специалист, который прошел серьезную подготовку. Уже 8 лет работает программа тьюторской магистратуры в МПГУ. В 2017 году открылась магистратура в Московском городском педагогическом университете, а также совместная интернатура по дистанционному тьюторскому сопровождению МТА и Ассоциации развивающего обучения (МАРО). В нескольких регионах уже открылись программы бакалавриата и магистратуры по этому направлению. В дальнейшем планируется открытие новых магистерских программ для обучения более узких специалистов, которые будут работать целенаправленно с одаренными детьми, с детьми, имеющими ограниченные возможности. На данный момент работают курсы повышения квалификации, Московский тьюторский центр, Межрегиональная тьюторская ассоциация, в которые можно вступить.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Историческая справка Термин «тьютор» в переводе с английского «tutor» значит «домашний учитель, опекун». Тьютор – это наставник, который сопровождает ребёнка в процессе освоения им новой деятельностью и организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории ребёнка. Тьютор – персональный сопровождающий ученика с особенностями развития. Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов XII века и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах: Оксфорде и, чуть позднее, Кембридже. С этого времени мы уже можем говорить о тьюторстве как об исторически сложившейся форме университетского наставничества.

3 слайд

Описание слайда:

В настоящее время у нас в стране специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста (Последняя редакция приказа зарегистрирована в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. (№ 18638), изменения касаются только оформления приказа - Приказ Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

4 слайд

Описание слайда:

Тьютор: - Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися. - Сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее). - Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования. - Создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения. - Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

5 слайд

Описание слайда:

Большое значение имеет первое знакомство с ребенком. Тьютор формирует доверительные отношения с подопечным. Для этого: часто обращается к ребенку по имени; часто смотрит ребенку в глаза; использует телесное подбадривание – похлопывание по плечу и т.д.; использует приемы массажа пальцев руки (если ребенок много писал и устал), мышц плеч, спины для расслабления или, наоборот, активизации; следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату).

Современный мир характеризуется довольно-таки яркой тенденцией к использованию всего американизированного, нерусского: индивидуальные занятия заменяются коучингами , вместо изменений происходит ребрендинг , а учителя и преподаватели превращаются в тьюторов . Последняя тенденция – в области образования – особенна интересна: первые два слова укоренились в бизнес-сфере, а вот к тьютору Марье Ивановне привыкнуть как-то сложнее. Отсюда – попытаемся определить, кто же такой тьютор и насколько сильно он отличается от учителя?

Слово «тьютор» пришло к нам из языка Шекспира, Бернса, Мильтона и Дефо и является по сути «прочтением» слова-оригинала tutоr . Цель тьютора – это качественное обеспечение и сопровождение индивидуального обучения учеников и студентов. Иными словами, тьютор – это личный куратор для каждого из обучающихся : он контролирует расписание, помогает уточнять организационные моменты и всячески направляет и наставляет своего подопечного. В нашей системе образования тьютор – «приобретение» достаточно новое, недавнее, а вот в Америке и Европе тьюторство – обычная практика, довольно успешная и активная педагогическая позиция.

Ошибочно думать, что тьютор «пришел» к нам из XX века. Напротив, феномен тьюторства как новообразования в сфере обучения берет свое начало в европейских университетах XIV века : в Оксфорде и Кембридже тьютор воспринимался как наставник. Это время характеризовалось значительной либеральностью в плане образования: студенты по сути не были закреплены за конкретным университетом, могли «перетекать» из одного курса на другой, а также слушали только те циклы, которые предпочитали сами. Университет ограничивал студентов только требованиями, предъявляемыми к экзаменам, а вот способ и средства, которыми будет достигнуто отличное знание предмета, оставалось на совести студента и его тьютора.

Тьютор рассматривался как посредник между университетом в лице профессора и студента в лице оного же. Это посредничество было жизненно необходимо обеим сторонам, т.к. в то время больше всего ценилась свобода , а свободному профессору сложно выловить не менее свободного студента и наоборот. Поэтому тьютор выполнял важную и необходимую функцию для своего времени: он адаптировал личные предпочтения обучаемого к требованиям обучающего. Кроме того, на тьюторе лежала и еще одна важная задача: он контролировал процесс самообразования студента.

С XVII века тьютор приобретает все более образовательные функции, становясь главным «путеводителем» студента по терниям учебного процесса: он советует студенту, какие курсы посетить, помогает ему составить индивидуальный план занятий и решить проблемы. Именно в XVII веке тьюторство стало официальным преподавательским «институтом» и закрепилось как неотъемлемая часть английской образовательной системы: тьютор не только направлял студента и помогал ему, но и готовил его к сдаче экзаменов.

Сейчас нередко возникают споры относительно оправданности введения института тьюторства. По сути своей тьютор – это тот же преподаватель, но не все так просто. Учитель – в нашей системе – ориентирован на группу обучающихся, т.к. применять индивидуальный подход не всегда возможно в силу отсутствия соответствующей методической базы, ограниченности времени урока, большой нагрузки на преподавателя и др. Тьютор же – это учитель образовательной, социальной и психологической «направленности», если так можно выразиться. Учитель учит и воспитывает, тьютор учит, контролирует, сопровождает, помогает, адаптирует и др. Иными словами, при разработке индивидуальноориентированного образования тьютор – незаменимая фигура. Тьютор – и психолог также: он помогает ученику / студенту определиться с предпочтениями, с направлением творческой или исследовательской деятельности и др., помогает справляться с трудностями в процессе получения образования. Иными словами, тьютор – это тот, кто организовывает максимально комфортные условия для реализации обучаемого как личности.

Проанализировав изложенный материал, мы приходим к выводу о том, что тьюторство – не такая уж и популистская концепция, если объемно и полно рассматривать понятие «тьютор», то мы можем прийти к кардинально новому проекту образовательного процесса, основанного на формировании и развитии человека как личности в условиях взаимопонимания и поддержки.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. закон об образовании, включение в квалификационный справочник должности тьютор, введение федеральных государственных образовательных стандартов, переход на новую систему оплаты труда работников образования открывают реальные возможности введения в школах должности тьютор.

По сообщениям СМИ Министерство образования и науки РФ планирует ввести тьюторов в российских школах как новые штатные единицы с 2014 года.

Минобрнауки считает, что тьютор-наставник возьмет на себя функции классного руководителя, и тем самым позволит педагогу заниматься своей прямой обязанностью — преподавать профильный предмет. Планируется, что российский тьютор будет курировать сразу несколько классов одной возрастной группы или создавать собственные группы. На тьюторов будут возложены обязанности по индивидуальной работе с учениками. Они будут общаться с учеником, координировать его самостоятельные занятия, оказывать информативную помощь в выборе будущей специализации, способствовать достижению взаимопонимания с одноклассниками и преподавательским составом школы, а также подтягивать отстающих учеников по проблемным предметам.

Необходимость введения данной должности диктуется тем, что для индивидуального развития личностного и образовательного пути каждого ученика, как определено в новом законе об образовании и новых федеральных государственных образовательных стандартах, в образовательных учреждениях должны быть те, кто координирует самостоятельную учебу и выбор учебного профиля.

В настоящее время идет апробация возможных моделей тьюторства в пилотных регионах страны. Отрабатывается несколько моделей. Модель, когда классные руководители через повышение квалификации получают компетенции тьюторов, при этом они совмещают две должности. Модель, в которой в школах отменяют должность классного руководителя. Учителя занимаются преподаванием, а тьюторы - курируют классы.

Практика введения тьюторов в наших школах существует на протяжении нескольких лет. По сведениям Татьяны Ковалевой, президента тьюторской ассоциации, первый опыт тьюторской работы был зафиксирован 20 лет назад. Это была школа «Эврика и развитие» в Томском академгородке. В 1991 году в школе впервые была введена должность тьютора, тогда еще неофициально.

На сегодня тьюторы работают в школах и других образовательных учреждениях более 20 регионов РФ. Там, где есть группа тьюторских площадок и оформлена реальная тьюторская практика, создается тьюторский региональный центр.

Более 10 лет существует «Тьюторская Ассоциация», которая имеет филиалы в нескольких российских регионах и свой сайт.

1 сентября 2009 года в Московском педагогическом государственном университете состоялось открытие первой в стране магистратуры по тьюторству.

Есть также сертифицированные центры по подготовке тьюторов в некоторых российских городах, например, Томске, Ижевске, Волгограде, Чебоксарах и др.

Однако, институт тьюторства воспринимается педагогической общественностью неоднозначно.

Противники считают, что добиться реализации такой модели тьюторства в российских школах очень сложно. Не всякий зарубежный опыт годится для России.

В Англии, где, собственно, и появились тьюторы, это традиционная и уважаемая должность. Там наставник ведёт ребенка всю школу, а потом передаёт институтскому коллеге. С ним обсуждают не только проблемы по учебе, но и личные трудности. Как это приживется на российской земле?В нашей стране все вопросы по учебе ребенок вполне может решить с учителем, а остальные с мамой или папой, считает член координационного совета московского родительского комитета Татьяна Боровикова.

Некоторые учителя считают, что, не видя школьника в процессе обучения и не зная его реакции, тьютор вряд ли сможет оказать ученику такую же помощь, какую сегодня оказывают классные руководители.

Если школа сама не ориентирована на принцип индивидуализации и не рассматривает этот принцип в своей деятельности как базовый, то ей тьютор фактически и не нужен, считает Т.Ковалева.

Необходимость тьютора в школе должна быть осознана директором и администрацией. Они должны понимать: им важно заниматься индивидуальными учебными планами или нет? А следовательно, нужен ли им тьютор.

Введение тьюторов потребует разработки определенных школьных локальных актов: положение о тьюторе, должностная инструкция и др.

При подготовке использованы материалы ряда интернет – сайтов: газеты «Известия», газеты «Комсомольская правда», сайт «Навигатор образования», статьи Галины Кулешовой,к.п.н., Т.М. Ковалевой,президента МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д.п.н., профессора кафедры педагогики МПГУ, руководителя тьюторской магистратуры, ряда образовательных учреждений, «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08. 2009)

Тьюторы в школе

В России тьюторство наиболее активно развивается последние двадцать лет. В основном, тьюторство – это способ реализовать идею индивидуальной образовательной программы. Это самодвижение в своем образовании, преодоление рамок школы (вуза) в своем движении к значимым целям, это системность которую начинает удерживать ученик, выход в систему открытого образования. Тьюторство помогает ребенку научиться формулировать свой образовательный заказ, быть автором своей образовательной истории. А еще можно сказать что тьюторство — это педагогическая область в сфере образования, специализирующаяся на реализации принципа индивидуализации, развитии аутентичности и субъектности развивающегося человека. Тьюторство — это массовое движение профессионалов, объединенных идеей выстраивания новой образовательной услуги, адекватной современной ситуации, вызовам общества и профессионального мира и органично дополняющей существующую карту профессий. Тьюторство помогает найти человеку основания для выбора, определить свою стратегию движения, собрать свою систему образовательных мест и ситуаций, двигаться в пространстве становящихся норм, удержать недоопределенные ориентиры.

Кто такой тьютор

Тьютор – это тот специалист, который помогает в переходах и изменениях, в ситуации пересборки своей траектории и образовательной ситуации. Ребенок, переходя из детского сада в школу, как правило не понимает, что меняется. Он играет в игру, правила которой не знает. И в этой игре очень трудно выиграть. Взрослые учителя автоматически ожидают грамотного учебного поведения, учебной активности, заинтересованности и самостоятельности. Многие учителя надеются на появление у ребенка внутренней мотивации к учебе, чтобы не приходилось стимулировать и мотивировать традиционным “кнутом и пряником”. Но внутренняя мотивация всегда строится на личных целях и ориентирах, на определенности ребенка “зачем я хожу в школу”. А это не появляется само по себе, процесс образовательного целеполагания важно не просто педагогически обустраивать, но и делать это постепенно.

Есть примеры, когда ребенок вынужденно меняет школу. В новом месте для того, чтобы эффективно учиться, ему нужно понять, как в здесь все устроено, что принято, какие новые возможности и неожиданные ограничения есть. Ребенку важно измениться, осуществить шаг развития, оценив специфику новой ситуации. Важно скорректировать свое поведение и свои образовательные привычки, от чего-то отказаться, а что-то принять, как новое, перестроить свою образовательную стратегию, а иногда и свои цели. Обычно в педагогическом мире нет профессионала, который в оказывает помощь в осуществлении самого перехода.
Тьютор часто работает с ситуациями, когда у ребенка есть особенности здоровья или особые потребности в процессе обучения. Тогда задачей тьютора становится пересборка образовательного пространства, т.е. мест и способов обучения. Предельная эффективность работы тьютора с больными ДЦП или аутизмом уже доказана практикой.

Чем тьютор отличается от других типов образовательных профессий

Тьюторство – это особый тип педагогической профессии. Если для простоты разделить все профессии в сфере образования на три типа – формирующие, терапевтические и сопровождающие, – то тьютор относится к последней группе. Базовая задача учителя – научить, психолога – помочь, а тьютора – сопровождать в образовательном движении, работать с ресурсами и самодвижением человека. Коуч – тоже пример сопровождающей (или посреднической) профессии, но коуч помогает достигать цель, двигаться более эффективно, развивать сильные стороны. Тьютор, в свою очередь, будет обустраивать сам поиск цели, оформление смыслов и оснований движения. Коучинг – во многом, комплиментарная тьюторству профессия, удобная для выстраивая продуктивного сотрудничества. Тьютор уместен тогда, когда более четкое представление о себе важнее, чем эффективно достигнутая цель, тогда когда человек осваивает сам навык принятия образовательного решения и управления своим развитием, а также самодвижение в образовании или перестроение своего пути.

В ситуации работы с детьми это часто и есть неотъемлемая часть содержания образования. Когда на простых и краткосрочных задачах ребенок осваивает через пробы и экспериментирование способность к самодвижению, к реализации своей индивидуальной образовательной программы. А в работе со взрослыми мы чаще работаем со сменой профессиональной траектории, самоопределением и реализацией проектов, у которых нет возможности опереться на прототип, на чужой опыт.

У меня был опыт, когда я работала как тьютор со взрослым человеком, который параллельно работал и с коучем. Так вот, но любил говорить: “Поход к стоматологу не заменит похода к офтальмологу.” Специалистов в сфере образования становится много, и границы их профессиональной деятельности часто очень сближаются. Я считаю, это хорошо и правильно. “Сервисов” для развития и оснащения своего образования у человека должно быть много и разных. Это характеристика современной ситуации, и важно разобраться, в какой ситуации какие специалисты более ресурсны.

Достаточно ли профессионалов в области тьюторства

Профессионализм тьюторов за последние 5 лет резко вырос. Это связано с ростом спроса на тьюторство. С одной стороны, профессионалов достаточно — относительно тех мест, где тьюторство востребовано. С другой стороны, спрос пока сильно занижен, потому что родители не очень хорошо информированы о проблемах, вызовах и возможностях образовательной ситуации их детей. Пока проблемы не видны, нет и активности в поиске профессионалов. Мы считаем, что определенная инертность и консерватизм родителей — явление проходящее. Сопротивляться новым подходам в образовании становится все сложнее, они не просто доказывают свою эффективность, они становятся нормой. Мы наблюдаем такой парадокс: в сфере образования и в профессиональном сообществе (в том числе, среди коучей и психологов) профессия тьютора достаточно давно известна, профессионалов знают поименно, и даже в лицо, известен список “Топ-100 профессионалов-тьюторов России”. А родители пока про нас очень мало знают. Наверное, недостаточное позиционирование тьюторства среди родителей – недочет нашего сообщества. Наиболее сильный дефицит тьюторских кадров сейчас наблюдается в сфере инклюзивного образования. Семейное образование пока только начинает открывать для себя потенциал тьюторства, думаю в этой области в ближайшие годы будет резкий рост спроса на профессиональных тьюторов, способных пересобирать и удерживать целостность образовательной ситуации ребенка, находящегося на семейной форме образования. Будет расти спрос на работу с индивидуальной образовательной программой и активизацией детских образовательных инициатив.

Стоимость тьюторской услуги сейчас достаточно высока, это связано с достаточно низкой производительностью труда тьюторов-профессионалов. Горизонтальная система разделения труда в тьюторстве пока совсем не развита, и мы чаще встречаем тьюторов-универсалов, а не тьюторские команды с развитой специализацией. Но, думаю, развитие кооперации специалистов в тьюторстве, и, как следствие, оптимизация самой тьюторской услуги, сокращение ее стоимости — это наше самое ближайшее будущее.

Где учат тьюторству

Учиться тьюторству, как и любой другой профессии, нужно системно: нужно найти место, где “я умею как тьютор”, место, где “я оттачиваю профессиональные навыки как тьютор”, место, где “я практикую”, и место, где “я рефлексивно обсуждаю свою практику”. Я не говорю, что это принципиально разные места. Я указываю, что эти фокусировки обязательно должны быть. И что традиционное образование скорее всего не подходит для освоения тьюторства, так как тьютор — это профессия становящаяся, некоторые ее нормы находятся в стадии оформления, само профессиональное “знание” очень подвижно. Пока нет окончательного методического пакета, списка “учебников”, исчерпывающей образовательной программы.
С одной стороны, тьюторство – это сфера, где без академического образования прорваться очень сложно, т.к. нужно хорошо понимать идею и концепцию тьюторства. Для этого есть тьюторская магистратура, например в Московском педагогическом государственном университете. Или курсы повышения квалификации.
С другой стороны, чтобы освоить тьюторские компетенции, а не просто получить информацию о профессии, важно иметь постоянную практику. Идеальная ситуация – это дополнение теории регулярной практикой и супевизией. В таком сочетании освоение компетенций наиболее эффективно.

Лучшие статьи по теме