Для школьников и родителей
  • Главная
  • Внешкольная жизнь
  • Компенсация родителям за обучение ребенка. Еще раз про компенсации за семейное обучение. Порядок прохождения аттестации ребенком, который находится на семейном обучении

Компенсация родителям за обучение ребенка. Еще раз про компенсации за семейное обучение. Порядок прохождения аттестации ребенком, который находится на семейном обучении

Современный прогресс требует большей поворотливости от школьной системы, которая десятилетиями остается практически неизменной – стандартный набор предметов с постоянным количеством учебных часов.

Между тем для поступления в вузы требуется сдать тестирование по ограниченному кругу дисциплин:

    родному и иностранному языку, истории, математике, информатике;

    получается, что остальные изучаемые в школе предметы могут оказаться нужными только в случае специализации абитуриента по какой-то тематике.

Семейное образование решает проблему преодолению разрыва между школьной системой образования и требованиями, предъявляемыми быстро развивающимися технологиями с узкоспециализированной направленностью. Эти процессы происходят во всем мире.

Поэтому семейное образование будет набирать сторонников, по крайней мере в интеллектуальной среде, а объемы его с течением времени увеличатся, подталкиваемые процессами глобализации:

    упрощением перемещения между странами, возможностями быстрых коммуникаций;

    снижением стоимости информационных ресурсов;

    развитием дистанционных форм обучения;

    перестройкой мышления современных детей с процесса запоминания на умение находить и структурировать нужную информацию;

    более высокими требованиями к специализации знаний в промышленности и народном хозяйстве;

    растущим стремлением людей к независимости от государства и его институтов.

Семейное образование - перспективная система подготовки детей, обеспечивающая широкие горизонты для развития творческого потенциала, независимого мышления, одновременного прохождения программ российских и иностранных школ с параллельной аттестацией.

Законодательство о семейном образовании

Семейная форма обучения предусмотрена и регламентируется следующими нормативными документами:

    часть 4 статьи 43 Конституции РФ;

    Статья 63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» Семейного кодекса РФ;

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации";

    Письмо Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»;

    Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

    Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (ред. от 09.01.2017) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования";

    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС);

    Субъекты РФ могут издавать собственные нормативно-правовые акты, которые закрепляют особенности организации семейного образования на уровне конкретного региона;

    локальные акты образовательной организации также могут содержать информацию об аттестации учащихся, находящихся на семейном обучении.

Семейное образование – как форма получения общего образования (по 11 класс включительно)

В соответствии с указанными выше нормами законодательства общее образование может быть получено детьми:

    как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,

    так и вне образовательных организаций – в форме семейного образования и самообразования.

Освоение образовательных программ общего образования в форме семейного образования предполагает:

    самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей обучающегося освоение образовательных программ

    с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации .

Цель семейного обучения - дать хорошее образование детям за счет индивидуального подхода.

Родители имеют право выбирать:

    как форму получения общего образования,

    так и форму обучения;

    при этом обязательно должно учитываться мнение ребенка.

Семейное обучение может быть организовано:

    в очно-заочной и

    заочной формах;

    допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Организация учебного процесса при семейном обучении

Объем знаний, который должен быть получен ребенком при освоении общего образования в форме семейного образования:

  • должен быть не ниже объема, установленного ФГОС .

Лица, осваивающие образовательную программу общего образования в форме семейного образования:

    проходят экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования БЕСПЛАТНО;

    при прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе;

    родители сами могут выбрать образовательное учреждение, где их ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию (ГИА);

    если же обучающийся не будет аттестован, в установленные сроки не ликвидирует академическую задолженность по итогам промежуточной аттестации , то он должен далее получать образование в образовательной организации .

Обучающимся в форме семейного образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (ГИА 9 и ГИА 11):

  • выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.

Обучающимся, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты:

  • выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.

Родителям надо иметь в виду, что семейное образование относится к формам получения образования вне образовательных организаций:

    и не предполагает каких-либо обязательных взаимоотношений со школой в период осуществления учебного процесса;

    поэтому при выборе семейного образования ребенок исключается из списков образовательной организации на основании заявления родителей.

Как перейти на семейное образование

Семейная форма обучения уже не первый год пользуется популярностью среди родителей, которые готовы обучать своих детей дома самостоятельно.

Как уже отмечалось, Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» предусматривает за родителями право выбора различных форм обучения детей в зависимости от потребностей семьи и ребенка. Бывает и так, что сложившиеся обстоятельства вынуждают родителей и детей уходить из школы и искать возможные способы обучения вне образовательной организации. В таких случаях самообразование и семейное обучение станут выходом из ситуации.

Семейное обучение имеет свои нюансы. Эта особая форма обучения, где ответственность за результаты обучения, процесс обучения, особенности организации обучения полностью лежит на родителях ребенка.

Родители, которые впервые сталкиваются с этим понятием, нуждаются в разъяснениях:

    как перейти на семейное обучение,

    в какую школу обращаться для сдачи промежуточной и итоговой аттестации,

    по каким программам обучать ребенка и т. д.

Возникает немало вопросов, ответы на которые содержатся в документах, касающихся сферы образования.

Процедура перевода ребенка на семейную форму образования

Процедура перехода на семейную форму образования является достаточно простой и доступной. Право выбора формы получения образования имеют родители ученика. Именно родители, учитывая мнение ребенка, решают, как и где обучаться ребенку.

    проинформировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (орган управления в сфере образования), на территории которых они проживают;

    если ребенок обучается в школе, то следует обратиться к ее директору с заявлением о переходе на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из списков обучающихся образовательного учреждения.

Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей на любой ступени общего образования:

    начального общего, основного общего, среднего общего образования,

    а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей продолжить образование в другой форме, в т.ч. вернуться обратно в школу.

Порядок прохождения аттестации ребенком, который находится на семейном обучении

Обучающемуся, который находится на семейном обучении, необходимо пройти промежуточную аттестацию в целях определения уровня освоения образовательной программы:

п.1 статьи 58 «Промежуточная аттестация обучающихся» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

    такую аттестацию учащийся проходит бесплатно в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

    учащийся имеет право пройти аттестацию экстерном. Это означает, что в качестве экстерна во время прохождения промежуточной и итоговой аттестации ребенок зачисляется в образовательную организацию и приобретает все академические права учащихся;

Статья 33 «Обучающиеся» и Статья 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

  • под такими правами могут пониматься права на участие в конкурсах, олимпиадах, спортивных мероприятиях, право на получение бесплатной психологической помощи и т. д.

Для того, чтобы пройти промежуточную и итоговую аттестацию (ГИА) экстерном:

    родители должны написать заявление в образовательную организацию, где ребенок будет проходить аттестацию ;

    после этого школа издает распорядительный акт, который будет свидетельствовать о приеме ребенка в образовательное учреждение для прохождения аттестации.

ч.1 Статьи 53 «Возникновение образовательных отношений» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Школа в данном случае несет ответственность только за организацию прохождения аттестации ребенком. За качество знаний учащегося, находящегося на семейном обучении, и приобретенных компетенций образовательная организация ответственность не несет.

На ученика, находящегося на семейном обучении, распространяется действие нормы закона об образовании, накладывающей ответственность за наличие академической задолженности:

  • если ученик не ликвидирует академическую задолженность в установленные сроки, то он продолжит обучаться в образовательной организации, с согласия родителей.

п.10 Статьи 58 «Промежуточная аттестация обучающихся» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Локальные акты школы регулируют порядок, периодичность и формы прохождения аттестации.

Особенности обучения в форме семейного образования

Данные особенности семейного образования необходимо знать каждому, кто переходит на семейную форму получения образования:

    перейти с семейной формы обучения на обучение в образовательную организацию ребенок может на любом этапе обучения, по решению родителей

п.3 Статьи 22 «Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

    учитывая, что семейное образование осуществляется вне школы, то обучающийся в контингент образовательного учреждения не включается;

    обучающийся, в рамках семейного образования во время обучения имеет право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями в пределах федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);

Статья 35 «Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

    родители вправе самостоятельно выбрать образовательную организацию, в которой ребенок будет проходить промежуточную/итоговую аттестацию;

    право выбора программы обучения, особенностей обучения, количества часов на усвоение того или иного материала остается на усмотрение родителей.

Компенсации родителям за семейное образование

Уже несколько лет в различных регионах России родители спорят с администрациями школ по поводу финансирования семейного образования. Ранее в федеральном законодательстве четко оговаривался вопрос финансовой компенсации родителям, забравшим ребенка из школы и обучающим его в домашних условиях в форме семейного образования.

Однако в 2000-е годы документы, регламентирующие порядок компенсации, один за другим были отменены. Ничего не сказано о ней и в Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации», принятом в 2012 году, что в результате оставило для администрации школ множество лазеек, которые они при желании используют.

Директора школ стали заявлять родителям, что статья 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» действительно гарантирует право на бесплатное образование, но воспользуются родители этим правом или нет - это их выбор. В том случае, если они не воспользовались, никаких прямых компенсаций не предусмотрено.

В итоге большинство регионов России от идеи компенсации за семейное образование отказались.

Так, например, в Москве, где отсутствуют местные нормативные акты о выплатах на домашнее (семейное) образование, родители массово обращаются с исками о компенсации в суды. Однако суды не на их стороне. И районные, и городской суд посчитали, что школы, не выплачивающие родителям компенсации на семейное обучение, действуют законно. Похожая ситуация, за некоторым исключенияем, сложилась и в ряде других субъектов РФ.

Из истории семейного образования

Домашнее (семейное - в современном понимании) образование – давняя традиция русского общества досоветского периода, пришедшая из Византии вместе с христианством:

  • штудировали дома тогда церковные книги - Псалтырь, Часослов, Евангелие.

В Петровскую эпоху:

    получило широкое распространение домашнее академическое образование;

    в качестве учителей и гувернеров привлекались иностранцы;

    в качестве учителей в семейном образовании могли выступать и очень талантливые люди, как баснописец Крылов или поэт Жуковский (детский наставник императора Александра II).

В целом домашнее (семейное) обучение детей имело задачей привить манеры, дать начальные знания в математике, письме и иностранных языках, научить выражению своих мыслей (устному и письменному), то есть подготовить к следующей ступени получения знаний – академической.

Семейное образование в свое время получили многие известные люди России: Пушкин, Бунин, физик Гинзбург, основоположник космонавтики Циолковский, конструктор Королев, маршал Рокоссовский, создатель водородной бомбы Сахаров.

В советский период учить детей можно было только в школах. Это позволяло государству регулировать воспитательный процесс подрастающего поколения.

В большинстве европейских стран разрешенный законодательно процесс семейного образования детей на практике имеет много проблем. Среди них можно назвать:

    навязчивый контроль со стороны инспекторов,

    особенности организации аттестации,

    умышленное занижение баллов при тестировании.

Наиболее демократичный подход к системе семейного образования в США:

    для поступления в ВУЗ ребенок может представить анкету, заполненную родителями, со списком изученных предметов и проходить испытания по необходимым наукам в общем потоке;

    другими словами, государственный аттестат для поступления в ВУЗ в США не нужен вообще.

Всем известна история самого выдающегося в мире изобретателя Томаса Эдисона, которого школьные педагоги признали неспособным к наукам, вследствие чего его семейным образованием занималась мать, причем весьма успешно. Истории известны другие знаменитые иностранцы, получившие семейное образование: Франклин Рузвельт, Луи Армстронг, Чарльз Диккенс, Уолт Дисней, Агата Кристи, Авраам Линкольн, Пьер Кюри, Клод Моне, Чарли Чаплин.

Все эти прекрасные примеры лишь подтверждают, что хорошее домашнее (семейное) обучение детей – залог их успешного будущего.

Резюме:

    Семейная форма обучения является хорошей возможностью для ребенка проходить обучение в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностями.

  • С другой стороны, ребенок нуждается в обществе своих сверстников, а школа является для ребенка первым и очень важным шагом на пути к социализации.

Гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего образования.

Статья 43 Конституции России

Что такое компенсация за семейное образование

На обучение каждого ребёнка государство выделяет деньги. Школы на них закупают учебники, платят зарплату учителям и так далее. При семейном образовании логично, чтобы средства выделялись родителям, ведь они тоже несут организационные расходы.

До 2012 года компенсация за семейное образование была зафиксирована на федеральном уровне. В новой редакции закона «Об образовании» возможность выплаты компенсации не исключена, но платить или нет теперь решают субъекты Российской Федерации.

О том, что компенсировать затраты родителей при семейном образовании - это право, а не обязанность регионов, говорится также в рекомендательном письме Министерства образования и науки.

Субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки.

В каких регионах выплачивают компенсацию за семейное образование

Положения о семейном образовании и компенсации за него на сегодняшний день действуют:

  • в Омской области (Приказ министерства образования Омской области от от 25.06.2015 года →);
  • в Пермском крае (Постановление Правительства Пермского края от 17.09.2013 года →);
  • в Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 25.06.2014 года →).

Сложная ситуация в Москве. Формально действует закон №25 от 20 июня 2001 года. Но по факту выплаты семейникам в Москве и Московской не осуществляются. Родители отстаивают свои права через суд, но выигранных дел мало.

Размер компенсации за семейное образование

Величина компенсации зависит от местного законодательства. В среднем, она составляет от 80 до 150 тысяч рублей в год.

Важный момент! Ребёнок должен быть прикреплён к школе в том регионе, где предусмотрена компенсация. Например, если вы живёте в Омске, но аттестации сдаёте в Санкт-Петербурге, то на выплаты рассчитывать не стоит.

Как оформить компенсацию за семейное образование

  • Перевестись на семейное образование.
  • Прикрепиться к школе и заключить с ней договор, где будет прописан размер компенсации и порядок её выплаты.
  • Если школа отказывает в заключении такого договора, обратиться в управление образования региона.

«Домашняя школа Фоксфорда» поддерживает семьи на семейном образовании. Юрист и координаторы проекта готовы помочь вам с переходом на СО и оформлением документов. Для более подробной консультации заполните следующую форму.

Публикуем подготовленную экспертами Межрегиональной общественной организации «За права семьи» правовую справку о том, какими федеральными нормами регулируется возможность выплаты компенсаций в связи с семейным образованием в регионах России и о действительной правовой ситуации с компенсациями за семейное образование в Москве.

СПРАВКА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕНСАЦИИ В СВЯЗИ С СЕМЕЙНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ.
КОМПЕНСАЦИИ В СВЯЗИ С СЕМЕЙНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В МОСКВЕ.
(вопросы нормативного регулирования по состоянию на 19.10.2013)

Настоящая правовая справка подготовлена экспертами Межрегиональной общественной организации «За права семьи» в связи с обращениями граждан, содержащими вопросы о возможности получения компенсаций в связи с семейным образованием в Москве и других регионах. В данной справке рассмотрены вопросы нормативного регулирования выплаты компенсаций в связи с семейным образованием на федеральном уровне, а также вопросы нормативного регулирования выплаты таких компенсаций в Москве в соответствии с действующим на 19.10.2013 региональным законодательством.

1. Вопрос: Каковы общие основания для выплаты компенсаций в связи с семейным образованием в текущей ситуации?

Ответ: Статья 43 часть 2 Конституции РФ гарантирует «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях ». Бесплатность общего образования обеспечивается путем государственного финансирования получения образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Таким образом, государственное финансирование негосударственного образования (в частности, получаемого в частных школах или в семье) не является прямой конституционной обязанностью государства.

Тем не менее, статья 43 часть 5 Конституции РФ указывает, что «Российская Федерация … поддерживает различные формы образования и самообразования» . Эта государственная поддержка может осуществляться в различных формах, в том числе и в форме финансовой поддержки или финансового обеспечения.

В настоящее время на уровне государственной политики в области образования реализуется принцип «деньги следуют за учеником». Хотя этот принцип, сам по себе, и не получил нормативного закрепления, он осуществляется на практике – в частности, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ») четко предусматривает финансовую поддержку деятельности частных общеобразовательных организаций в области общего образования в виде субсидий на возмещение затрат (ст. 8 ч. 1 п. 6, ст. 99 ч. 5, ст. 108, ч. 13, п. 1 подпункт «б» и п. 2 подпункт «б»). Пояснительная записка, сопровождавшая законопроект № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации» , указывала, что такая возможность финансовой поддержки общего образования в частных образовательных организациях со стороны государства направлена «на повышение конкурентоспособности образовательной системы в целом, доступности и качества каждой образовательной услуги».

При этом не существует никакого разумного основания для исключения семейного образования (как и самообразования) из общей модели финансового обеспечения по принципу «деньги следуют за ребенком».

Как показывают данные исследований, семейное образование дает в среднем академические и социальные результаты, не худшие, а во многих случаях и лучшие, чем обучение в «школьном» формате . Научные данные не позволяют считать, что семейное образование в чем-либо уступает школьному обучению, что имеются какие-либо основания предпочитать школьное обучение семейному. Являясь, по экспертным оценкам, наиболее быстро растущей формой общего образования в мире, семейное образование, безусловно, является самостоятельной и самоценной формой обучения, обладает собственными преимуществами и спецификой, и не может считаться лишь субститутом школы.

Не случайно государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р), относя в разделе 2.2 к приоритетам государственной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей на период до 2020 года обеспечение «качественно нового уровня индивидуализации образования», прямо связывает его, в том числе, и с развитием семейного образования.

В этой ситуации очевидно, что финансовая поддержка семейного образования ничуть не менее, чем финансовая поддержка частных образовательных организаций, будет содействовать «повышению конкурентоспособности образовательной системы в целом, доступности и качества каждой образовательной услуги».

Необходимо учитывать и тот факт, что действующее российское законодательство предъявляет ко всем формам обучения, включая и семейное образование, требование о соответствии их результатов федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Семья, обучающая ребенка дома, как и образовательная организация, должна прилагать усилия и трудиться для того, чтобы обеспечить такое соответствие, она не в меньшей степени, чем государственные, муниципальные и частные школы, содействует выполнению государственных задач в области обеспечения качественного образования подрастающих граждан.

В таких условиях нормативная ситуация, обеспечивающая финансовую поддержку всех видов получения общего образования в школе, но не семейного образования, не может быть признана разумной, справедливой и сбалансированной. Отсутствие финансовой поддержки семейного образования (в особенности при наличии такой поддержки частных образовательных организаций) может обоснованно рассматриваться как несправедливое и дискриминационной. Такая дифференциация предоставления поддержки различным формам образования является неоправданной и необоснованной.

Исходя из всего сказанного и с учетом принципов справедливости, представляется необходимым и целесообразным обеспечить финансовую поддержку семейного образования на федеральном, региональном или муниципальном уровнях, соразмерную государственной финансовой поддержке иных форм общего образования.

2. Вопрос: Предусмотрена ли выплата компенсаций в связи с семейным образованием на федеральном уровне.

Ответ: Действующий Федеральный закон «Об образовании в РФ» не предусматривает выплату компенсаций в связи с семейным образованием в качестве федеральной нормы. Как будет показано ниже, однако, это не препятствует осуществлять финансовую поддержку семейного образования в форме выплаты таких компенсаций на региональном (или муниципальном) уровнях.

Таким образом, на данный момент федеральное законодательство конкретизирует положение ст. 43 ч. 5 Конституции РФ о поддержке различных форм образования и, выходя за рамки узких конституционных гарантий, предусмотренных ст. 43 ч. 2 Конституции РФ, предусматривает финансовую поддержку получения общего образования в любых условиях, включая государственные, муниципальные, частные образовательные организации, кроме образования в семье.

Необходимо отметить, что до 2004 года федеральное законодательство предусматривало на уровне общеобязательной федеральной нормы финансовую поддержку семейного образования.

П. 8 ст. 40 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее «прежний Закон РФ «Об образовании») устанавливал:

«Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан» (ред. от 20.07.2004).

Статья 40 Закона РФ «Об образовании», включая и данный пункт, утратила силу в 2004 г., в результате принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, принимавшегося «в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения» (Преамбула к закону).

Таким образом, отмена федеральной нормы о выплате компенсаций в связи с семейным образованием предполагала дальнейшее осуществление финансовой поддержки семейного образования на региональном уровне. Однако обязанность региона обеспечивать такую финансовую поддержку федеральным законом установлена не была. Это привело к тому, что лишь несколько регионов (в их числе Москва и Ярославская область) осуществляли финансовую поддержку семейного образования в форме выплаты соответствующих компенсаций родителям после 2004 года.

Таким образом, отмена федеральной нормы о компенсациях в 2004 году привела к существенному ухудшению положения семей и детей, использующих семейное образование. Практика показала, что соответствующие вопросы редко и с трудом решаются на региональном уровне.

В связи с этим представляется необходимым вернуть на федеральный уровень рамочную норму, предусматривающую финансовую поддержку семейного образования, соразмерную государственной финансовой поддержке иных форм обучения. Никаких принципиальных препятствий для этого не усматривается.

Вместе с тем, пока федеральная норма отсутствует, представляется необходимой и справедливой финансовая поддержка семейного образования в форме выплаты компенсаций на уровне регионов или муниципалитетов. Отсутствие такой поддержки, как это было показано выше, едва ли может быть признано справедливым, даже если федеральное законодательство и не предусматривает на сегодняшний день прямой обязанности региона ввести и осуществлять такую поддержку.

3. Вопрос: Вправе ли регионы и муниципалитеты осуществлять выплату компенсаций в связи с семейным образованием.

Ответ: Хотя федеральный закон явным образом не устанавливает обязанности или права субъекта Российской Федерации или муниципалитета осуществлять финансовую поддержку семейного образования путем выплаты соответствующих компенсаций родителям получающих его детей, из федерального закона прямо следует возможность такой поддержки и право региона (муниципалитета) ее осуществлять.

Существует несколько путей нормативного закрепления выплаты компенсаций в связи с семейным образованием на уровне региона:

А) Выплата компенсации родителям детей, получающих семейное образование в качестве меры социальной поддержки:

Выплата компенсаций родителям в связи с семейным образованием может устанавливаться и рассматриваться в качестве дополнительной меры социальной поддержки регионального или муниципального уровня.

Возможность этого на региональном уровне прямо следует из действующей редакции статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которая, в частности, устанавливает:

«Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право ».

Такая же возможность на муниципальном уровне прямо следует из действующей редакции ст. 20 ч. 5 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая, в частности, устанавливает:

«Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право».

Таким образом, выплата компенсации в связи с семейным образованием может устанавливаться в качестве меры социальной поддержки нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Такой подход представляется наиболее логичным и преемственным по отношению к существовавшей до 2004 года федеральной норме о финансовом обеспечении семейного образования (из текста которой следует, что рассматриваемая выплата рассматривалась в качестве социального пособия или его аналога).

Примером такой нормы является п. 3.1 ст. 6 регионального Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25 «О развитии образования в городе Москве», которая устанавливает:

Выплата компенсации на региональном (или муниципальном) уровне может устанавливаться в качестве меры социальной поддержки обучающихся (конкретной категории обучающихся – детей, получающих семейное образование) или в качестве меры социальной поддержки конкретной категории семей, имеющих детей (семей, дети в которых получают семейное образование).

Представляется справедливым, чтобы объем этой компенсации был соразмерен объему финансовой поддержки иных форм обучения. Именно на это и направлены как действовавшая до 2004 года федеральная норма, так и процитированная выше норма регионального московского законодательства. Эта цель достигается в указанных нормах путем нормативной привязки размера данной меры социальной поддержки к размеру соответствующих нормативов финансового обеспечения получения образования в образовательных учреждениях.

Поскольку речь идет о мере социальной поддержки, выплата соответствующих компенсаций никак не связана и не может быть связана с тем, зачислен ли на данный момент ребенок, получающий семейное образование, в школу в качестве экстерна для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций, или нет. Представляется, что данная мера социальной поддержки также не может правомерно привязываться к образовательным результатам ребенка как таковым (иное было бы необоснованной дискриминацией детей в области социальной поддержки по признаку учебных достижений).

Представляется, что если такая компенсация регионального уровня рассматривается как мера социальной поддержки обучающегося (как представляется, именно такая трактовка косвенно следует из текста ранее действовавшей федеральной нормы и ныне действующей нормы регионального московского законодательства), то ее выплата должна учитываться в бюджете мер социальной поддержки по линии регионального органа управления образованием, а в случае если она устанавливается как мера социальной поддержки семьи, имеющей детей – по линии соответствующего регионального органа управления социальной защитой населения.

Финансовое обеспечение данных мер социальной поддержки, согласно положениям ранее указанных федеральных законов осуществляется за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления соответственно.

Б) Учет в нормативах финансирования образовательных учреждений.

Альтернативный механизм финансовой поддержки семейного образования может реализовываться на региональном уровне в рамках Федерального закона «Об образовании в РФ» с 1 января 2014 года.

Прежний Закон РФ «Об образовании» в подпункте 6.1 ст. 29 п. 1 включал в полномочия органов государственной власти Российской Федерации полномочие в следующей формулировке:

«обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации».

Данный перечень расходов, включаемых в субвенцию, являлся закрытым и не допускал дополнений. Перечень, действующий до 1 января 2014 согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ», является аналогичным (ст. 108 ч. 13 п. 1 подпункт «а»).

Однако с 1 января 2014 года вступает в силу новая формулировка указанного полномочия, предусмотренная ст. 8 ч. 1 п. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ»:

«обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Анализ текста данной нормы показывает, что устанавливаемый ею перечень является не закрытым, а открытым (на это указывает как использование в ней слова «включая», так и, в особенности, последующего уточнения в форме «за исключением…», которое было бы совершенно бессмысленным, если бы нормой предполагался закрытый характер перечня). Это позволяет включать в нормативы финансирования достаточно широкий перечень затрат, с учетом региональной и иной специфики. При этом, в соответствии со ст. 99 ч. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» данные нормативы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, «по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения».

Следует отметить, что аналогичный перечень, также открытый по своему характеру, для финансовой поддержки частных образовательных организаций путем субсидирования содержится в пункте 6 части 1 той же 8 статьи Федерального закона «Об образовании в РФ».

Данные нормы в их совокупности позволяют региону реализовать еще одну модель финансовой поддержки семейного образования – через включение средств на выплату компенсаций в связи с семейным образованием в нормативы финансирования образовательных организаций.

Пример такого решения можно видеть в Законе Омской области от 18.07.2013 N 1569-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области», соответствующие положения которого вступают в силу с 1 января 2014 года.

Данный региональный закон включает в нормативы обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях особый норматив, предназначенный для финансовой поддержки семейного образования: «Норматив обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования в части выплаты одному из родителей (законных представителей) компенсации за получение образовательной услуги вне муниципальной общеобразовательной организации» , предусматривая конкретную формулу для его расчета (см. п. 44 и 59 Приложения № 1 к указанному региональному закону Омской области).

Порядок выплаты указанных средств родителям в этом случае могут определяться особым нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в случае Омской области – порядок утвержден приказом областного Министерства образования).

Данный вариант финансовой поддержки семейного образования представляется полностью отвечающим нормам федерального законодательства.

Однако, хотя его использование вполне возможно, он имеет и два существенных недостатка:

  • выплата компенсации при этом варианте нормативного регулирования возможна лишь через образовательную организацию – а значит компенсацию не могут получать те дети, которые в данный момент не зачислены в контингент обучающихся образовательной организации (в качестве экстернов, для прохождения аттестации), при том, что ребенок, получающий семейное образование не обязан постоянно числиться в образовательной организации;
  • выплата компенсации в этом случае происходит опосредованно, через бюджет образовательной организации – между тем практика показывает, что образовательные организации негативно воспринимают такие ситуации, считают, что от них уходят деньги, которые «уже стали их средствами», а кроме того при этом создаются условия для коррупции со стороны образовательной организации (удержание части средств компенсации под различными предлогами).

В связи с этим представляется более целесообразным включать в нормативы финансового обеспечения нормативы затрат на проведение промежуточной и итоговой аттестации экстернов (включая затраты на необходимые консультации перед аттестацией), а компенсации для родителей все же устанавливать отдельно в качестве меры социальной поддержки (по ранее рассмотренному варианту нормативного регулирования).

В любом случае, в соответствии с действующим законодательством субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно осуществлять финансовую поддержку семейного образования в форме выплаты соответствующих компенсаций. Представляется справедливым и целесообразным, чтобы все субъекты Российской Федерации установили соответствующие нормы.

4. Предусмотрена ли выплата компенсаций в связи с семейным образованием действующим законодательством города Москвы?

Ответ: Да, предусмотрена.

Как уже было указано ранее, п. 3.1 ст. 6 регионального Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25 «О развитии образования в городе Москве» устанавливает:

«Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей».

Указанный региональный московский закон является действующим. Он не отменялся, в целом сохраняют силу, а его нормы – остаются обязательными для региональных московских органов власти.

Утверждения, которые, по сообщению ряда родителей, звучали в общении из уст отдельных представителей государственных органов Москвы, о том, что с принятием нового Федерального закона «Об образовании в РФ» данный московский закон автоматически перестал действовать, является недействующим – не соответствует действительности.

Законодательство не предусматривает подобного механизма автоматической утраты силы ранее действовавшим региональным законом при принятии нового федерального закона по соответствующему предмету регулирования из области совместного ведения.

Более того, Федеральный закон «Об образовании в РФ» прямо устанавливает в ст. 111 ч. 5:

«Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации .

Из этой нормы, в ее нормативной взаимосвязи с положениями ст. 4 ч. 5 Федерального закона «Об образовании в РФ», следует, что все ранее действовавшие нормативные акты субъектов РФ в области образования (включая и рассматриваемый Закон г. Москвы) остаются действующими, за исключением тех их конкретных положений, которые вступают в противоречие с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и принятыми в соответствии с ними федеральными нормативными правовыми актами.

Из ранее приводившегося анализа (Вопрос № 3) очевидно, что рассматриваемая норма московского закона не вступает в противоречие с федеральным законодательством, а значит полностью сохраняет свою силу. Правовыми актами города Москвы должен быть установлен порядок выплаты соответствующих компенсаций, и они должны продолжать выплачиваться.

Сказанное относится и к регулировавшему ранее получение образования в различных формах, включая и семейное образование, «Положению о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы» (утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.09.2007 N 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования», далее «Положение»).

Утрачивают силу лишь те норму указанного Положения, которые вступают в противоречие с новым Федеральным законом «Об образовании в РФ» и иными нормами федерального законодательства.

Это, однако, не относится к норме Положения, устанавливающей порядок выплаты компенсаций при семейном образовании – а именно п. 4.8, который гласит:

«Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и обучение несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе обучения в государственном образовательном учреждении, определяемом в соответствии с финансовыми нормативами затрат. Выплаты производятся за счет средств учредителя государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей».

Нетрудно увидеть, что данное положение лишь практически дословно воспроизводит соответствующую норму регионального закона.

Утверждения о том, что выплата компенсаций при семейном образовании теперь невозможна, поскольку дети находятся вне образовательных организаций, также несостоятельно и необоснованно.

Нетрудно убедиться, изучив вышеприведенные нормы, что они никоим образом не увязывают выплату компенсаций с нахождением ребенка в образовательном учреждении. При этом ранее упоминавшийся закон г. Москвы ничего не говорит о необходимости зачисления ребенка в образовательную организацию для выплаты компенсаций – в п. 3.1 ст. 6, устанавливающей компенсацию ничего не говорится о зачислении в школу, речь идет лишь о том, что компенсация выплачивается за счет средств учредителя образовательной организации, а в п. 4 той же статьи закона говорится лишь о «закреплении» ребенка за соответствующей организацией (об учредителях которой, очевидно, и говорит п. 3.1). Такое закрепление, само по себе, не связано нормативно с зачислением в контингент.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 17 ч. 3, ст. 34 ч. 3, ст. 33 ч. 1 п 9, ребенок, получающий семейное образование, который пользуется своим правом пройти промежуточную и итоговую аттестацию в школе, зачисляется в нее в качестве экстерна, который, в свою очередь, относится в этом качестве к обучающимся образовательной организации.

В любом случае, ни рассматриваемый московский закон, ни рассматриваемое Положение никоим образом не связывают выплату компенсации с зачислением в образовательную организацию и не ставят ее выплату в зависимость от такого зачисления.

Из этого следует, что порядок выплаты соответствующих компенсаций, устанавливаемый правовыми актами города Москвы, должен обеспечить ее выплату всем детям – жителям Москвы – получающим общее образование в семье, вне зависимости от их зачисления в ту или иную образовательную организацию, за которой они «закреплены» в соответствии с п. 4 ст. 6 рассматриваемого московского закона.

Никаких оснований для утверждений, что компенсация отменена, не может или не должна выплачиваться жителям города Москвы, осуществляющим семейное образование своих детей, в положениях нормативных правовых актов как федерального, так и регионального уровня не усматривается и, следовательно, такие основания отсутствуют. Действующие нормы, напротив, дают родителям московских детей, получающих семейное образование, право на такую компенсацию.

Следует отметить, что, с учетом выше рассмотренных вопросов, не усматривается каких-либо оснований для отмены такой компенсации и в будущем, при принятии новых нормативных правовых актов города Москвы в области образования. Представляется необходимым и целесообразным сохранение установленной законом города Москвы компенсации, особенно в свете того, что ранее председатель комиссии по образованию и молодежной политики Московской Городской Думы В.М. Кругляков публично заверил общественность, что в новом законе города Москвы об образовании будут максимально сохранены те гарантии в области образования, которые есть в действующих московских законах .

Некоторые родители в меру необходимости или собственного желания решают обучать своих детей в домашних условиях. Семейная форма обучения предусмотрена законодательством, ее нормы регулируются законом №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Законодательство позволяет родителям отдавать почтение любым формам обучения своих детей, в зависимости от надобностей семьи или самого ученика.

На выбор домашнего обучения могут влиять и непредвиденные обстоятельства, которые просто заставляют оставлять школу и искать альтернативные пути приобретения образования. Иногда семейное обучение является непосредственным выходом из ситуации.

В приобретения образования дома есть свои нюансы. Вся ответственность за получаемый результат возлагается на родителей. Для грамотного проведения этой процедуры следует подобрать правильные программы, а также разъяснить процесс аттестации в школе.

Терминология

Многие путают или объединяют понятия семейное образование и домашняя учеба. Обучаться дома можно только по состоянию здоровья. В этом случае образовательным процессом полностью занимается ответственная школа. Домой к ребенку приходят учителя и проводят с ним уроки, проверяют задания и выдают аттестат.

Под семейным образованием надлежит понимать добровольную процедуру, когда родители забирают ребенка со школы учиться под их присмотром. В этом случае школа не участвует в обучении ребенка, а только проводит проверку его знаний – аттестацию.

Чтобы перейти на семейное образование, не нужно никаких дополнительных причин, кроме желания самих родителей.

Законодательная база

Переход на семейную учебу должен осуществляться на основании таких нормативных документов:

  • закон «Об образовании»;
  • приказ Минобразования №1015;
  • письмо Минобразования «О получении образования в семейной форме»;
  • приказ Минобразования №1400;
  • ФГОС;
  • законодательные акты отдельных субъектов России.

Нужно учитывать локальные нормативные акты, которые действуют в образовательном учреждении, принимающем аттестацию у обучающихся на семейной форме.

Выбор формы обучения

Принимать решение о выборе формы образования вправе только родители или законные представители ученика. Следует брать во внимание взгляд ребенка. Законодательство утверждает, что родителям нельзя отказать, если они хотят перевести своего ребенка на иную форму учебы.

Также допустимо сочетать несколько форм. Это значит, что законодательство не запрещает совмещать семейный и очный вариант обретения образования.

Родители совместно с ребенком могут принять решение обучаться некоторым предметам в школе, а прочие усваивать дома. Также по решению попечителей дети, учившиеся на семейной форме, могут в любое время перейти на очную и продолжить обучение в образовательной организации. После такого перехода ученик будет изучать предметы по установленным в школе образовательным программам.

Для осуществления перехода на семейную форму одному из родителей достаточно будет написать заявление в местный орган управления образованием и в школу, которую до сих пор посещал ребенок. Любые другие бумаги для этого не потребуются.

В законе указано, что каждый год проходить эту процедуру нет необходимости – заявление написать достаточно один раз. Если же родители сменили семейную форму образования на очную, то для последующей смены нужно будет снова писать заявление в соответствующие органы.

Сменить форму образования для ребенка и написать заявление об этом родители могут в любое время. В законодательстве нет никаких ограничений по срокам, а также максимальном числе проводимых изменений формы обучения. Это значит, что родители имеют право менять форму обучения столько раз, сколько понадобится.

Особенности семейного образования

В школе дети могут учиться на разных формах: очно, заочно или дистанционно. Если ребенка или родителей это не устраивает, они могут перевестись на семейную форму обучения. Для осуществления перехода можно не ждать окончания четверти или полугодия – сделать это можно в любой момент. Это же касается и возвращения в школу, если другая форма образования не подошла.

Администрации школ не любят, когда дети уходят на семейное обучение – это ухудшает статистику школы и выдвигает много лишних вопросов.

Часто родителей пытаются уговорить оставить ребенка хотя бы на заочной форме. Но последнее слово все же остается за родителями, так как законодательно школа не имеет права отказать в переходе на другую форму обучения.

Для перевода ребенка на другую форму образования следует предпринять такие шаги:

  1. Написать заявление на имя директора образовательного учреждения, в котором будет указано желание перейти на семейную форму.
  2. Направить уведомление в образовательный Департамент (это можно сделать как самостоятельно, так и через администрацию школы).
  3. Написать заявление для зачисления ребенка на экстернат для осуществления аттестации.
  4. Выбрать подходящую образовательную программу и проводить изучение школьных предметов дома.

Через некоторое время после окончания этой процедуры родителям может позвонить сотрудник Департамента и спросить о переходе на семейную форму. Это обычный процесс, так как с этого времени ребенок находится на учете в этой организации.

После окончания перехода родителей должны пригласить в школу для подписания договора о семейном обучении. Его оформляют в двух экземплярах, один из которых остается в школе, другой – передается родителям.

Договор должен содержать все необходимые аспекты, а именно:

  • проведение консультаций;
  • осуществление аттестации ученика;
  • использование школьной библиотеки;
  • участие в общешкольных мероприятиях и пр.

Семейное образование по новому закону об образовании 2019 не запрещает выбор семейной формы обучения. Однако следует помнить, что для осуществления такой процедуры в первую очередь родители должны иметь необходимые знания с большинства школьных предметов. Ребенок все равно будет сдавать школьные экзамены, а без соответствующих знаний это будет невозможно.

Если ребенок идет в первый класс

В том случае, если ребенок еще не учился в школе, а только должен идти в первый класс, писать заявление директору не нужно. Следует сразу же идти в Департамент образования и там писать специальное уведомление.

Сотрудник организации проведет с родителями беседу, и если он решит что их решение обдуманное и правильное, то направить в определенную школу. В этом учебном заведении ребенок будет проходить аттестации.

Каждая школа имеет свой Устав, в котором прописаны правила аттестации. Это значит, что в одном учреждении она может проходить каждую четверть, в другом – раз в год. Некоторые школы выбирают блочную систему для сдачи экзаменов, другие хотят, чтобы ребенок сдавал все контрольные работы.

Процедура обучения первоклассников на семейном образовании должна состоять из таких шагов:

  1. Изучить правила и Уставы местных школ.
  2. Попасть на прием в Департамент образования, заполнить уведомление.
  3. Согласовать прикрепление к школе с сотрудниками Департамента.
  4. Получить направление в образовательное учреждение для вступления на экстернат.
  5. Согласовать все необходимые моменты с директором школы.

В школе нужно будет написать заявление об аттестации. К этому аспекту следует отнестись очень внимательно, так как установленным в нем моментам придется следовать. Практически всегда для проведения всех аттестаций следует написать только одно заявления, но в некоторых школах просят писать заявление для каждой аттестации по отдельности.

Аттестация

Аттестация учеников бывает нескольких видов:

  • текущая;
  • промежуточная;
  • итоговая (государственная).

Для лиц, которые проходят обучение в семейной форме, не проводится текущая аттестация. Для получения возможности сдавать промежуточную и итоговую аттестацию в школе, ребенок туда оформляется экстерном.

В образовательном законодательстве нет пункта, который говорил бы об обязательном прохождении ежегодной промежуточной аттестации. В законе можно найти только упоминание о праве ребенка на принятия участия в такой аттестации.

Заявление о необходимости аттестации родители могу написать:

  • перед началом аттестации;
  • по окончании учебного года;
  • перед государственной аттестацией.

Если заявление будет подано непосредственно перед началом аттестации, то ребенок не будет числиться в образовательном учреждении. Если же заявление было написано в начале учебного года, то ребенок получит право пользоваться школьной библиотекой, а также ему полагается финансовая компенсация, если это предусмотрено нормами органов местной власти.

Для этого промежуточная школа для учащихся на семейной форме должна быть включена в муниципальное здание. В этом случае образовательное учреждение будет финансироваться из местного бюджета.

Если по итогам аттестации ученик получает неудовлетворительную оценку, формируется академическая задолженность. Если она не будет ликвидирована, ученика переведут на обучение в школе.

Ответственность

Статья 44 действующего закона об образовании возлагает всю ответственность за обучение ребенка на семейной форме на его родителей или опекунов. На школу возлагается ответственность только за организацию процедуры аттестации.

Действия должностных лиц, которые не являются правомерными, или же их бездействие могут быть обжалованы родителями в суде. Об этом говорится в статье 45 закона об образовании.

Часто задаваемые вопросы

Где можно найти образец заявления о переходе на семейную форму обучения? Такой бланк можно взять на сайте Департамента образования. Документ следует адресовать директору школы. В тексте нужно указать посылания на законодательные акты, опираясь на которые происходит переход.
Новое законодательство относит семейное образование к формам обучения вне образовательных учреждений. Насколько это хорошо или плохо? В статье 17 нового закона указано, что семейное образование считается таким, что происходит вне школы. Это следовало и из норм старого закона, но было описано не так четко. Это приводило к тому, что школы считали возможным контролировать образовательный процесс в семье.

В новом же законе четко указано, что обучение происходит за пределами школы, а значит, школа в него вмешиваться не имеет права. Это нововведение делает закон более ясным и устраняет двусмысленности.

Имеют ли дети, учащиеся в семье, отношение к школе? Имеют, но уже не в качестве непосредственных учеников, а только как аттестующиеся. В законе сказано, что аттестация происходит экстерном, а дети имеют право проходить ее бесплатно. Экстерны хоть и являются по закону обучающимися в образовательном учреждении, но они не считаются учащимися.
Обязательным ли условием считается согласование аттестации? Нет, но специалисты настоятельно рекомендуют это сделать. В таком случае родители будут точно знать, когда и какой экзамен ждет на ребенка. В ином случае можно слишком поздно узнать, что учителя уже заняты и некому принимать аттестацию. Дата может переноситься раз за разом, что не принесет комфорта ни родителям, ни ребенку.
Что можно предпринять, если директора школы нет на месте в часы приема, а больше никто не хочет принимать заявление? Заявление можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о том, что его уже вручили. Так не придется ждать на директора и родители будут полностью уверены в том, что документ дошел до адресата.
Когда ребенку уже не нужно будет посещать школу? Дату перехода на семейное обучение сообщит Департамент образования. С этого времени ходить в школу уже будет не нужно.
Сколько раз в год ребенку нужно будет посещать школу? Во-первых, необходимо будет приходить на аттестации. Их количество оговаривается в договоре. Во-вторых, ребенок сможет посещать школьную библиотеку и общешкольные мероприятия, но это уже полностью добровольно.
Какие права получает ребенок, пребывающий на семейном обучении? Ребенок может бесплатно получать учебники, пользоваться библиотекой, а также принимать участие в школьных мероприятиях. Кроме того, у семейного ученика есть право на консультации перед аттестацией. На каждый предмет выделяется по два часа.
Можно ли в таком случае оформить справку, что ребенок является учеником образовательного учреждения? Это возможно только в том случае, если ребенок зачислен в школу как экстерн. В ином случае он не будет считаться контингентом школы, поэтому и звания школьника у него не будет.
Как получить компенсацию за обучение ребенка на семейной форме? Это очень сложная процедура, так как компенсацию выплачивают не в каждом учебном заведении. О возможности получения подобных выплат стоит узнавать в местном Департаменте образования.

24 Сен 1 2355

В связи с вступлением в силу нового закона « в Российской Федерации» многие родители направляют в межрегиональную общественную организацию «За права семьи» вопросы о том, как семейное образование должно осуществляться в новых правовых условиях. Часть этих вопросов затрагивают ситуацию во всей России, а часть – касаются ситуации в Москве.

Дать ответы на некоторые из этих вопросов мы попросили председателя организации «За права семьи» , автора книги «Без школы: юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату» Павла Парфентьева.

— По новому закону семейное образование отнесено к формам обучения вне школ. Хорошо это или плохо?

Действительно, ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в Российской Федерации» четко указывает, что семейное образование получается вне образовательных организаций. Строго говоря, это следовало и из ст. 10 старого закона, но не было так явно обозначено. Из-за этого школы часто считали, что имеют право контролировать процесс обучения в семье, осуществлять текущий контроль детей, которые учатся в семье и так далее. Новый закон четко обозначил – процесс обучения в семье осуществляется вне школы, то есть к ней никакого отношения не имеет. Это – очень позитивное и правильное нововведение, устраняющее существовавшую раньше двусмысленность.

— Но разве с этим новшеством не связано, например, то, что дети, обучающиеся в семье, не имеют теперь права на льготный проезд?

Это вообще какое-то недоразумение. Право на льготный проезд устанавливается законами регионов. И оно, как правило, закреплено за детьми, обучающимися в очной форме – то есть за теми, кто ходит каждый день в школу. Причем это вовсе не новость.

Скажем, в Санкт-Петербурге льготу на проезд дает Социальный кодекс Санкт-Петербурга. Нетрудно обратиться к исходной версии этого кодекса, принятой в конце 2011 года, чтобы убедиться, что в ст. 87 право на льготный проезд было предоставлено только учащимся по очной форме . То же следует и из действующей редакции, где ссылка на очную форму прямо дана во вводной части 20 главы, касающейся транспортных льгот. Таким образом, если льготы на проезд кто-то и получал, то это было не их правом, а следствием недоразумения.

То же касается и, например, Москвы. Ст. 27 п. 6 Закона города Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» вполне четко указывает, что льгота касается только детей, обучающихся по очной форме.

— Имеют ли тогда вообще дети, обучающиеся в семье, отношение к школе.

Имеют, но не в качестве учеников – учебный процесс как таковой школу вообще не касается – а в качестве проходящих аттестацию экстернов.

Это представляется вполне очевидным. В соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в РФ» образование в форме семейного образования получается вне образовательной организации. Однако ч. 3 той же ст. 17 четко говорит, что дети, обучающиеся в форме семейного образования имеют право на последующее прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (для простоты скажем «в школах», хотя это неточно).

Ст. 34 ч. 3 закона указывает, что такая аттестация проходится экстерном, причем дети, получающие образование соответствующего уровня впервые, проходят ее бесплатно.

Необходимо обратить внимание на то, что ст. 33 ч. 1 п. 9 закона очень четко указывает, что экстерны – т.е. «лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации» - относятся к числу обучающихся в образовательной организации. Но они не являются «учащимися» в образовательной организации - это другая разновидность «обучающихся».

Этот статус – экстерна – говорит о том, что сам учебный процесс ребенка к школе не имеет отношению и ею не направляется и не контролируется – она осуществляет только промежуточные и итоговые аттестации.

— Относятся ли такие дети к контингенту школы?

Это зависит от того, что понимается под этим словом. В законе «Об образовании в РФ» слово «контингент» встречается вообще только один раз – в ст. 97 ч. 3, посвященной мониторингу системы образования. При этом определения термина не приводится, но он использован в словосочетании – «контингент обучающихся». Поскольку дети, получающие семейное образование и проходящие аттестацию экстерном в школах, являются экстернами – а это, согласно ст. 33 ч. 1 п. 9 закона – разновидность обучающихся, то они, очевидно, относятся к «контингенту обучающихся». Но при этом они не могут относиться к «контингенту учащихся» - поскольку учащиеся – это только одна из разновидностей обучающихся, предусмотренных законом. При этом как ученики-«семейники» дети к контингенту обучающихся не относятся, а как экстерны, сдающие аттестацию – относятся.

— Родители сообщают, что школы требуют от них писать заявление об исключении их детей из школы, если они на семейном образовании…

Это незаконное и необоснованное требование. При чем тут исключение? Если ребенок обучается в форме семейного образования, он и так не является учащимся школы, но остается ее обучащимся-экстерном, проходящим в ней аттестацию.

Поэтому писать такие заявления не надо, они не основаны на законе. Необходимо в заявлении указать школе, что вы выбрали для ребенка семейное образование и попросить зачислить его для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации экстерном. После этого школа должна зачислить ребенка в качестве экстерна, и в этом качестве включить его в контингент обучающихся (но не учащихся). Если ребенок раньше учился в этой школе по очной форме, то он перестает быть ее учащимся, но остается ее обучающимся – экстерном.

Требование писать именно заявление об исключении – неправомерно и не основано на законе. Его следует просто игнорировать, отказываясь писать такое заявление.

Писать необходимо о том, что в соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2, ст. 44 ч. 3. п. 2, ст. 63 ч. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Вы выбрали для своего ребенка обучение в форме семейного образования. В соответствии со ст. 17 ч. 3, ст. 34 ч. 3, ст. 33 ч. 1 п. 9 данного закона просите зачислить своего ребенка в школу в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

После этого школа должна зачислить ребенка в контингент обучающихся в качестве экстерна и организовать промежуточную аттестацию. Если школа этого сделать не может, поскольку ее устав не предусматривает такой формы работы (это надо проверить, устав в каждой школе доступен для ознакомления по закону и обычно публикуется на сайте школы), необходимо получить на заявление письменный отказ и обратиться далее в соответствующий местный орган управления образованием с заявлением, прося оказать содействие в зачислении в школу для прохождения аттестации экстерном, приложив к нему копию отказа.

Следует помнить, что по новому закону, выбирая семейное образование, Вы обязаны письменно (в свободной форме) уведомить об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (районное или окружное управление образования). Это стоит сделать всем тем, кто и ранее учил ребенка в семейной форме (обучение ребенка в заочной форме с использованием дистанционных технологий такого уведомления не требует ). Отмечу, что именно органы управления образованием муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом (ст. 63 ч. 5) ведут учет детей, подлежащих получению общего образования, и выбранных для них родителями форм обучения – не школы.

— Форму обучения по новому закону всегда выбирают родители?

Здесь некоторая двойственность в законе.

В соответствии со ст. 63 ч. 4 форму всегда выбирают родители, с учетом мнения ребенка. А в соответствии со ст. 44 ч. 3 п. 1 – право выбора формы осуществляется родителями только до завершения получения ребенком основного общего образования (т.е. до завершения обучения в 9 классе), а далее, в соответствии со ст. 34 ч. 1 п. 1 – выбор формы становится правом самого ребенка. При этом в согласии со ст. 44 ч. 3 п. 2 давать образование всех трех уровней в семье – право именно родителей.

При такой двойственности следует исходить из того, что до завершения получения основного общего образования (до конца 9 класса) форму обучения выбирают родители (с учетом мнения ребенка), а в старших классах – решение должно приниматься ребенком и родителями совместно. Только такой подход позволяет соблюсти все требования закона.

— Верно ли, что семейное образование теперь невозможно на старшей ступени «школьного образования»? Школы утверждают, что на старшей ступени возможно только самообразование.

Это утверждение ошибочно и не основано на законе. Закон абсолютно четко говорит о том, что семейное образование может использоваться на любой ступени общего образования (ст. 44 ч. 3 п. 2, ст. 63 ч. 2 нового закона). Таким образом, вне школы на двух младших ступенях образование получается только в форме семейного образования, а на старшей – на выбор – можно использовать семейное образование или самообразование (теоретически возможно и их сочетание).

— Должны ли дети, получающие семейное образование, обеспечиваться бесплатными учебниками.

Вопрос обеспечения учебниками регулируется ст. 35 нового закона «Об образовании в РФ». Часть 1 данной статьи указывает:

«Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания».

Как применяется данное положение к семейному образованию, ясно не до конца. Однако из ст. 34 ч. 1 закона следует, что именно освоение образовательный программ сопровождается промежуточными аттестациями. Прохождение аттестаций, на мой взгляд, в рамках действующего законодательства, следует рассматривать как органическую часть получения образования и освоения образовательных программ.

Это очевидно, в частности, из того, что определение образовательной программы, приведенное в ст. 2 п. 9 закона рассматривает как ее органические части формы аттестации и учебный план. А ст. 2 п. 22 определяет учебный план, относя к нему и формы промежуточной аттестации учащихся. Иными словами, промежуточная аттестация – органическая часть учебного плана и образовательной программы. Таким образом, сдача аттестаций относится к освоению образовательной программы. Такое освоение может быть представлено как сочетание собственно обучения (в семейной форме) и прохождения аттестаций (например, в школе).

Поскольку аттестации проходятся в государственных и муниципальных школах именно за счет бюджета, то и право на обеспечение учебниками должно распространяться на семейных учеников, сдающих аттестации в школе экстерном.

Здесь уместно применить и аналогию закона, что приведет нас к тем же выводам.

Более детально, боюсь, на этот вопрос трудно ответить без дополнительных пояснений и методических рекомендаций со стороны федерального министерства образования.

Очень много вопросов поступает со стороны московских родителей. Помимо тех, ответы на которые уже прозвучали, родителей волнует проблема компенсаций. Сохранились ли московские компенсации в новой ситуации?

Да, безусловно. Выплата компенсаций родителям при семейном образовании в Москве установлена законом ст. 6 п. 3.1 Закона г. Москвы от 20.06.2001 № 25 (в ред. От 04.07.2012). Этот закон никто не отменял и он продолжает действовать в части, не противоречащей новому федеральному закону «Об образовании в РФ». Выплата компенсаций остается, согласно новому законодательству, правом регионов. Соответственно, противоречия нет и норма сохраняет действие.

То же касается и московских подзаконных актов, в частности Постановления Правительства Москвы № 827-ПП от 25 сентября 2007 года «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования».

Все эти нормы, по общему правовому правилу, продолжают действовать в той части, в которой не противоречат новому закону, пока не будут прямо отменены.

На практике это означает, в частности, что не противоречащие закону нормы, регулирующие семейное образование, сохраняют свое значение. Также сохраняют значение и нормы (федеральные и московские) об аттестации экстернов – в части, касающейся организации и порядка аттестации (но не в части, описывающей экстернат как особую форму обучения – ее теперь нет).

Повторяю – все эти нормы действуют вплоть до их отмены, если не противоречат новому закону. Но надо обратить внимание на это «вплоть». В частности, в Москве, как и в других регионах, планировали принять новый региональный закон об образовании, где нормы могут измениться.

Задача родителей на этом этапе – сохранить нормы о выплате компенсаций в новом законе г. Москвы. Именно на это я бы направлял свои усилия. При этом стоит обратить внимание на то, что многие родители игнорируют. Со строго юридической точки зрения сегодня решение о выплате компенсаций – право региона. Подчеркиваю – именно право, то есть никакой федеральный закон не обязывает регионы это делать. Номинально регион имеет право отменить компенсацию.

— А как же действовать?

Есть только два пути. Один – продемонстрировать убедительно городским законодательным властям, что компенсацию необходимо сохранить, как уже существовавшую гарантию, что это необходимо семьям, что этого требуют справедливость и интересы детей. Возможно, постараться включить своих представителей в процесс доработки проекта нового регионального закона.

Второй – добиться изменения в федеральном законодательстве, возвратив в него норму о компенсации при семейном образовании, действовавшую до 2004 года. На это направлены огромные усилия нашей организации в течение последних трех лет, эта работа продолжается и нуждается в поддержке.

Двигаться стоит в каждом их этих направлений.

— Многие директора школ заявляют, что компенсации были связаны с включением детей в контингент школ, а теперь их не будет.

Такие утверждения не основаны на действующем законодательстве. Московский закон ясен – и его пока никто не отменил. Он никак не связывает компенсацию с включением детей в контингент учащихся (или даже обучающихся) школ. Более того, он не предусматривал никогда отнесения «семейников» к числу учащихся школ. Он говорит (ст. 6 п. 4 Закона г. Москвы «О развитии образования в городе Москве») только о том, что обучающийся-«семейник» закрепляется за школой для сдачи аттестации. Т.е. включение или не включение в какой-либо контингент тут вообще ни при чем.

Другое дело, что действующий закон предусматривает, что закрепляться «семейник» для аттестации, почему-то, может только за государственным образовательным учреждением. Вот это – категорически неправильная норма. Родители «семейника» должны иметь право выбрать для аттестации и негосударственную школу. Такое ограничение выбора прямо противоречит федеральному законодательству – в частности уже упоминавшейся ст. 44 ч. 3 п. 1 нового закона «Об образовании в РФ», а также ст. 63 п. 2 Семейного Кодекса РФ. Более того, оно непосредственно противоречит и нормам международного права, имеющим прямое действие в России – в частности, ст. 13 (3) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, гарантирующих право родителей выбирать не только государственные, но и негосударственные школы для своих детей. Непонятно, почему родители детей, получающих в Москве семейное образование, подвергаются дискриминации при осуществлении этого права. Это необходимо менять.

— Некоторые директора, отказывая в компенсациях, ссылаются на методические рекомендации Департамента образования г. Москвы (письмо от 13.09.2013 № 01-08-2538 /3)…

Эти рекомендации не являются нормативным актом и, в любом случае, не могут ставиться выше конкретных норм закона. Но в рекомендациях ни слова не говорится о компенсациях или о том, что их теперь выплачивать не надо. Это вымысел.

— А что Вы можете сказать об этом документе в целом.

Значительная его часть просто повторяет нормы нового закона «Об образовании в РФ». Но есть и странная «самодеятельность».

В частности, п. 9 рекомендаций, требующий, чтобы родители написали в школу заявление об исключении ребенка из контингента организации (из текста непонятно, имеется в виду контингент обучающихся или учащихся) крайне странен. Такое требование, как я уже выше говорил, не основано на законе и ни из чего не вытекает. В контингенте учащихся ребенок-«семейник» и так числиться не должен, а в контингент обучающихся, напротив, сдавая аттестации экстерном, должен включаться.

Ничего не говорится в рекомендациях о том, что таких детей необходимо зачислять в школу в качестве экстернов – а эта необходимость прямо вытекает из приводившихся выше норм нового федерального закона об образовании. Вообще ничего не говорится о том, что такая аттестация проходится экстерном. Странно, что именно это слово – «экстерн» - выпало из текста рекомендаций в тех местах, где он практически дословно воспроизводит нормы федерального закона, включающие этот термин.

В действительности, исходя из норм федерального закона, школа, получив заявление родителей о выборе семейного образования и организации промежуточной аттестации для ребенка обязана включить его в контингент обучающихся школы в качестве экстерна (или поменять его статус в контингенте с «учащегося» на «экстерна», если он ранее обучался в школе очно) и бесплатно организовать для него промежуточные аттестации экстерном.

В ближайшие недели МОО «За права семьи» подготовит и опубликует основные образцы заявлений и уведомлений для родителей, использующих семейное образование.

Лучшие статьи по теме