Тема. «Буквы Щ , щ , обозначающие согласный глухой мягкий звук [щ’]».
Цели. Формировать у учащихся представление о звуке [щ’], о буквах, обозначающих этот звук на письме; развивать фонематический слух, речь, мышление, навыки совместного сотрудничества; воспитывать интерес к учению, к чтению.
Учебные материалы. Рисунок Мудрой Совы, рисунки (жираф, шмель, цапля, щука, роща, чаща, щегол); план исследования звука, звуковые схемы; сигналы светофора; образцы печатных и письменных букв Щ ; иллюстрации «На что похожа буква Щ »; кораблик; гласные буквы; учебник; цветные карандаши, счетные палочки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и с буквами, которые его обозначают, будем читать слоги и слова с новой буквой.
III. Вводная беседа
У.
Смотри: волшебница-зима
Детей во двор всех вызывает,
Чтоб на уроках не бывали...
А где ж зарядка для ума?
Ой, ты, зимушка-зима, погоди!
Наших деток
ты с уроков не зови!
Ведь они еще
хотят почитать!
На уроке не придется им
скучать!
Чтобы все прошло хорошо на уроке, чтобы вы смогли справиться со всеми заданиями, подготовим к работе артикуляционный аппарат: выполним упражнения на дыхание.
Упражнения на дыхание
Вдыхаем морозную свежесть носом, выдыхаем ртом (3–4 раза).
Сдуваем снежинки с рукавичек (3 раза).
Наши руки замерзли, согреем их дыханием (3–4 раза).
– Молодцы, ребята! Вот теперь вы готовы к тому, чтобы выполнить все задания, преодолеть все трудности, которые подготовила для вас наша гостья. А кто она, вы узнаете, если отгадаете загадку.
IV. Повторение изученного материала
У. Загадка:
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать летит в дупло.
– Кто это?
Д. Сова.
У. Как вы догадались?
На доске появляется рисунок Мудрой Совы.
– Молодцы, ребята! Вы верно отгадали загадку. К нам на урок прилетела Мудрая Сова. Она работает в лесной школе и приготовила для вас задания. Сова хочет проверить, умеете ли вы думать, отвечать на вопросы, читать, дружно работать. Вот и первое задание. Рассмотрите рисунки.
На доске – рисунки жирафа, цапли, шмеля.
– Кто изображен на картинках? Как их можно назвать одним словом?
Д. Животные.
У.
К какой группе животных
относится жираф? цапля? шмель?
Назовите первый звук каждого слова и дайте ему
характеристику.
Что объединяет звуки [ж], [ш], [ц]?
Д. Звуки только твердые, они не имеют мягкой пары.
У. Есть ли здесь только мягкие звуки, не имеющие твердой пары? Назовите их.
Д. Звуки [й’], [ч].
У. Ой, какие молодцы! Вы справились с первым заданием Мудрой Совы. Сегодня на уроке мы откроем секрет еще одного звука, который не имеет пары по твердости – мягкости.
V. Первичное восприятие и осознание нового материала
У. Мудрая Сова приготовила для вас загадку. Послушайте ее:
В реке обитает,
Хвостом виляет,
Зубаста, но не лает.
Кто это?
Д. Щука.
На доске рисунок щуки.
У.
Ну как, вы догадались? (Дети
отвечают
.) Молодцы! Произнесите слово-отгадку и
прислушайтесь к нему.
Назовите по порядку звуки в этом слове. Все ли
они вам знакомы? С каким звуком мы еще не
работали?
Д. Со звуком [щ’].
VI. Физкультминутка
VII. Исследование звука
У. Давайте исследуем этот звук и дадим ему характеристику. А работать будем по следующему плану.
На доске :
– Этот же план лежит у вас на партах. Работая в парах, исследуйте звук [щ’] самостоятельно. То, что подходит для характеристики нового звука, обведите в плане простым карандашом. Если вы выполнили задание, покажите знаком вашу готовность.
Ученики работают самостоятельно.
– Что вы узнали о звуке [щ’]? Докажите, что он согласный.
Д. Воздух встречает на своем пути преграды.
У. Как произносится звук [щ’] – твердо или мягко? Подберите слова, где бы этот звук произносился твердо. Как вы думаете, почему мы не смогли подобрать слова с твердым звуком?
Запомните!
В русском языке звук [щ’] всегда только мягкий. Он
не имеет твердой пары.
Вот, ребята, вы и открыли секрет звука [щ’].
Что еще вы узнали о звуке?
Д. Звук [щ’] непарный по мягкости – твердости и по глухости – звонкости.
У. Дайте полную характеристику новому звуку. (Дети отвечают. ) Молодцы! И с этим заданием Мудрой Совы вы справились.
VIII. Работа с новым звуком
У. Мудрая Сова хочет узнать, умеете ли вы составлять звуковые схемы слов. Самостоятельно составьте звуковую схему слова щука .
Учащиеся проверяют правильность выполнения задания при помощи сигналов светофора.
– У кого получилась такая же схема?
Сколько слогов в слове? Докажите. Какой слог
ударный? Назовите первый слог, второй слог. Из
чего состоит слог?
Молодцы! Вы умеете составлять звуковую схему
слова.
А теперь – игра «Кто внимательный?».
Мудрая Сова предлагает поиграть. Она хочет
узнать, кто из вас самый внимательный. Я буду
называть слова.
Если в них вы услышите звук [щ’] – хлопните
в ладоши.
Учитель называет слова: шелк , шептать , щекотать , цапля , Щелкунчик , честный , шоколад , щипать , щепка , шапка , щипцы .
– Молодцы! Все были очень внимательными. А теперь послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить слова со звуком [щ’]:
Щуку тощую с реки
Притащили рыбаки.
Щука хищная страшней,
Чем страшилище Кощей.
Мы ей дали овощей
И погуще жирных щей.
Щука шлепнула хвостом,
Словно щелкнула хлыстом,
И таким ударом крепким
Расщепила стол на щепки.
– Какие слова со звуком [щ’] вы запомнили? Молодцы!
IХ. Физкультминутка
Х. Знакомство с новыми буквами
У. На письме звук [щ’] обозначается буквой щ . Это печатные и письменные буквы щ . Почему их две? На что похожа буква щ ?
Буква щ
поможет нам
Чистить зубы по утрам.
На расческу щ похожа.
Три зубца всего?
Ну, что же!
Ученики конструируют буквы из карандашей и счетных палочек.
У. Какие же вы все молодцы! И с этим заданием справились.
ХI. Игра «Капитаны»
У.
А сейчас Мудрая Сова предлагает
нам отправиться на кораблике на сказочный
остров, где живут гласные буквы. Капитаном будет
буква Щ
.
Нашего капитана вышли встречать гласные буквы.
Назовите их.
Все ли изученные гласные буквы вышли встречать
капитана? Почему? Об этом узнаем на следующем
уроке обучения грамоте.
Капитан брал с собой каждую букву и катал их по
очереди. А волны в такт их звучания качали
кораблик: ща-ща-ща, щу-щу-щу, щи-щи-щи
и т.д.
Как вы произносили все эти слоги-слияния? Почему?
(Дети отвечают.
) Молодцы! И с этим заданием
Мудрой Совы вы справились.
ХII. Закрепление нового материала
У.
Возьмите «Азбуку», положите
перед собой и откройте там, где у вас закладка
(с. 187).
В самом верху страницы прочитайте слова жужжащим
чтением, вполголоса.
А теперь – хором по слогам, хором целыми
словами. (Дети читают.
) Все ли слова были
понятны?
Объясните смысл слов:
– роща
(небольшой лиственный лес),
– чаща
(густой, частый лес),
– лещи
(пресноводные рыбы с плоским телом),
– щегол
(певчая птица из отряда воробьиных, с
пестрым оперением).
На доске появляются соответствующие рисунки.
ХIII. Итог урока
У. Молодцы, ребята! Со всеми заданиями Мудрой Совы вы справились. Наш урок подошел к концу. Что нового вы узнали на уроке? Что вам особенно понравилось? В чем вы испытывали трудности? Как думаете, почему? Оцените свою работу на уроке. Вы все, ребята, молодцы! Спасибо вам за урок!
Учитель-логопед Гудкова Е.Л.
З а н я т и е 26. Буква «Щ»
Веселые стихи
На расческу Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же! Е. Тарлапан Щука клад нашла на дне, Вот бы щуку в руки мне.
На лужайке, как звонок, Заливается щенок.
|
Щ – играющий щенок, Кверху лапками он лег. Г. Виеру Буква Щ поможет нам Чистить зубы по утрам. В. Степанов
Щеткой щеголь пыль счищает. |
||
Щука проглотила щетку, Щетка ей щекочет глотку. – Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?
Щука добрая была, Дружбу с рыбами вела. Из морской капусты щей Щука наварила, Окуньков, бычков, лещей Щами угостила.
|
Могут щетки чистить шубы, Могут щетки чистить зубы. Щетки – это не трещотки, Нам всегда помогут щетки.
Щука в озере жила. Червяка с крючка сняла. Наварила щука щей, Угощала двух ершей. Рассказали всем ерши: – Щи у щуки хороши!». Г. Сапгир |
||
Щука в речке жила, Щеткой воду мела. Щи варила для гостей, Угощала пескарей. С. Чернов Хватать, глотать умеют щуки – Другой не нужно им науки. Б. Заходер
|
Щегол на березе щебечет, Щурится, греясь на солнышке, Щелкает в роще певец-соловей, Щиплет теленок траву у реки… Щедрые, добрые нынче деньки! Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу.
|
Скороговорки
Чистоговорки
Ща-ща-ща – мы несем домой леща.
Ащ-ащ-ащ – мы надели плащ.
Щу-щу-щу – в чаще щуку поищу.
Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи.
Игры
И г р а «Кто внимательный?».
клещи, щетка, ящик, ящерица, щука.
2. С какого звука начинаются слова: щи, щавель, щегол, щека, щенок ?
3. Стукните карандашом по парте, если услышите звук [щ ’] в словах: шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, честный, цапля, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы, пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.
4. Сколько звуков [щ ’] в поговорке: щи да каша – пища наша ?
И г р а «Слоговой аукцион».
Продолжите слова слогами чу-щу.
То (-чу ), пи (-щу ), кри (-чу ), уго (-щу ), встре (-чу ), наве (-щу ), та (-щу ), изве (-щу ), кру (-чу ), защи (-щу ), зачи (-щу ).
Продолжите слова слогами ча-ща.
Ро (-ща ), све (-ча ), пи (-ща ), встре (-ча ), ку (-ча ), зада (-ча ), ча (-ща ), да (-ча ).
И г р а «Доскажи словечко».
И г р а «Буква потерялась».
Найдите потерявшуюся букву:
– ука, ово – и, товари – и, ле –, – епка.
И г р а «Превращение слов».
Измените одну букву в словах: роща (роза ), щенки (пенки ), ищи (иди ), щука (мука ).
И г р а «Найдите слово в слове».
Щепка (щека ), щель (ель ).
И г р а «Слоговое лото».
1. Прочитайте слоги и придумайте с ними слова: ща (щавель, щадить), ще (щегол, щенок), щу (щука, щупальца), щи (щи, щипать).
2. Составьте слова из слогов:
О т в е т: щука, роща, щека, щенок, щегол, клещи.
И г р а «Найди слова».
1. Л е с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а
щ – – – щ –
щ – – – – щ –
щ – – – – – щ –
щ – – – – – – щ –
щ – – – – – – – щ –
щ – – – – – – – – щ –
щи, щит, щука, щегол, гуща, чаща, лещи, тащу,
щавель, щекотка. роща, мощи.
И г р а «Дополните слово».
Варим щи
Давай сегодня сварим щи!
Слова такие отыщи,
Чтоб в каждом
Было щей немножко!
О т в е т: и щи , пи щи т, щи пцы, я щи к, кле щи и др.
И г р а «Наборщик».
Составьте слова из букв слова товарищи.
О т в е т: товар, щи, ищи, вар, рот, ор, вот.
И г р а «Из одного слова – несколько».
Составьте телеграмму из слов, начинающихся с букв слова щука.
О т в е т: «Щенок утащил ключи – Андрей».
Загадки
З а н я т и е 27. Знаки «Ь» и «Ъ»
Веселые стихи
«Ь» Белка хвостик изогнула, У пенечка отдохнула. Распушила хвост, да так – Стал похож на мягкий знак! Е. Тарлапан
Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь Без пожара, просто так? Это буква мягкий знак. Все короче наша тень, Это значит – скоро день. Тень растет, уходит прочь, Это значит – скоро ночь.
Вьюга хлещет так и сяк, Бьет в лицо крупой сыпучей, Очень жесткой и колючей, Несмотря на мягкий знак.
|
«Ъ» Подъехал к стройке кран подъемный. Подъемный кран – силач огромный.
Волк ужасно разъярен – Съесть ежа не может он. Еж, хотя он и съедобен, Для съеденья неудобен: Съежась, выставил иголки – Объегорил злого волка.
Обойди хоть всю планету, С твердым знаком зверя нету. Может, где-то на Венере С твердым знаком рыщут звери?
Знак твердый разделительный, Он – строгий, рассудительный, А ходит в черном фраке И кепке набекрень, Противник всякой драки, Молчит и ночь, и день. Какой-то странный Твердый знак… Его я не пойму никак. |
Мягкий знак проспал весь день, Укачал его тюлень.
Мягкий знак попал в букварь, Мягкий знак принес глухарь. Да не смог прочесть никак: Он забыл про мягкий знак.
Мягкий знак попробуй тронь: Он горяч, как конь-огонь. |
Был мягкий знак высоковат… Сказали буквы строго: – Эй, наклонись немного! – И так согнулся он, чудак, Что превратился в... твердый знак. Объявляется банкет! Все объедки сдай в буфет! Объясняю: в цирке есть Те, кто их желает съесть!
Дверь закрылась! Ай-ай-ай! – Вот он, ключик. Открывай! Г. Виеру
|
«Ь» Мягкий знак живет беспечно, Он без кепки ходит вечно. А упрямый твердый знак Кепку носит – только так.
Нарисуем мягкий знак Нежно капелькой вот так: Букву капелька смягчит – Слово мягко прозвучит. А. Шибаев Я волшебник. Захочу – Появлюсь и превращу Мел, которым пишут в школе, В мель, опасную на море. Кто волшебник – отгадай, Выше руку поднимай! Эту букву каждый знает: Звука не обозначает, Может только показать, |
«Ъ» Зачерпнем воды ковшом, Суп съедим, чайку попьем. Г. Виеру Всем известно без подсказки: Твердый знак как ключ от сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас. В. Степанов Опершись на длинный хвост, В цирке кобра встала в рост: – Ш-ш-ш-ш… Я вам не угрожаю, – Твердый знак изображаю. Е. Тарлапан – Как мы пишем твердый знак? – Твердый знак мы пишем так: Колесо и спичка, позади косичка. Молчаливый твердый знак Не произносится никак! Но нужен многим он словам, Его учить придется вам. Хотите – не хотите, Стоит он в алфавите! А. Потапова
|
Пословицы и поговорки
Хочется рыбку съесть,
Да не хочется в воду лезть.
Игры
И г ра «Кто внимательный?».
1. По последним звукам слов стол, окно, гусь – составьте новое слово.
О т в е т: лось.
2. Что общего в словах: белье, пальто, обезьяна, ружье, пыль ?
3. Что общего в названиях этих предметов: подъезд, объявление, подъемный (кран), съедобный, съесть ?
Игра «Кто больше?».
1. Придумайте слова, в которых один звук обозначается двумя буквами. (Соль, день, конь, тень.)
Игра «Лесенка».
1. Мягкий знак «Ь». 2. Твердый знак «Ъ».
– – – ь – ъ – – –
– – – – ь – – ъ – – –
– – – – – ь – – – ъ – – –
Возможный вариант ответа. Возможный вариант ответа:
лось, олень, лошадь. съезд, объезд, подъезд.
И г р а «Занимательные модели».
Составьте слова по следующим моделям:
1. – – – ь (Конь, лось, мель.)
2. – – – ь – – (Пальто, письмо, коньки.)
3. – ъ – – – (Съезд, въезд, съели.)
4. – – – ъ – – – (Подъезд, разъезд.)
И г р а «Слово рассыпалось».
Соберите рассыпавшиеся слова:
1. Ювьаг (вьюга ), льем (мель ).
2. Лъес (съел ), зиъня (изъян ).
И г р а «Закончи слово».
1. Бук… (-варь ), тет… (-радь ), сло… (-варь ), ян… (-варь ), фев…
(-раль ), мед… (-ведь ),
2. Объ… (-езд, -ект, -ем, -единение, -явление, -яснение ), подъ… (-езд,
-ем), разъ… (-езд, -емный, -яренный, -яснить ).
И г р а «Превращение слов».
1. Какую букву в слове кость надо заменить, чтобы получить название желанного в доме человека? (Гость. )
2. Какую букву нужно добавить, чтобы угол
превратился в уголь
?
(Мягкий знак.)
3. Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтобы хорь не стал бы хором ,
Колья – Колей никогда.
Вставьте мягкий знак, чтобы образовались новые слова: Коля (колья ), пенки (пеньки ), ел (ель ), семя (семья ), хор (хорь ), мол (моль ).
4. Какую букву нужно добавить к слову сел , чтобы получилось слово, обозначающее завершение принятия пищи? (Твердый знак – съел. )
5. Какую букву нужно добавить, а какую отнять от слова семь , чтобы получилось слово съем ? (Твердый знак добавить, мягкий знак отнять .)
И г р а «Доскажи словечко».
«Ь»
В яме спит зимою длинной, Но чуть солнце станет греть, В путь за медом и малиной Отправляется… (медведь). Уж очень вид у них чудной: У папы локоны волной, А мама ходит стриженой. За что она обижена? Недаром часто злится На всех мамаша… (львица).
Обогнать друг друга рады. Ты смотри, дружок, не падай! Хороши тогда, легки Быстроходные… (коньки). |
Огромная кошка мелькнет за стволами, Глаза золотые и уши с кистями. Но это не кошка, смотри берегись, Идет на охоту коварная… (рысь).
Красный кот дерево грызет, Дерево грызет, весело живет. А воды попьет, зашипит, умрет. Ты его рукой не тронь – Этот красный кот… (огонь). |
«Ъ»
И г р а «Грамматическая арифметика».
1. Шина – а + ель = ? (Шинель. )
2. Каракуль – куль + мель = ? (Карамель.)
3. Сода – да + боль = ? (Соболь.)
И г р а «Всегда маленькие».
Ответьте на вопрос, заданный в стихотворении
О т в е т: «Ы», «Ь», «Ъ».
кроссворды
1. Одинаковые слоги в словах с «Ъ» и «Ь».
О т в е т: слог -езд ; слоги -ёт или -ют .
2. Слова с «Ь».
1. Небольшое помещение для купания. 2. Способ передвижения.
3. Яркое освещение горизонта неба. 4. Рисунок на кости, дереве.
5. Доля, участь, случай.
О т в е т: банька, ходьба, зорька, резьба, судьба
3. Допишите буквы.
О т в е т: ноль, соль, роль, моль, боль, толь, пыль, быль .
4. Слова с «Ь» и «Ъ».
1. Крупные боковые ветки дерева. 2. Вьющееся растение.
3. Основное оружие охотника. 4. Какой-либо предмет.
5. Человекообразное животное. 6. Собрание.
О т в е т: сучья, вьюнок, ружье, объект, обезьяна, съезд.
Загадки
З а н я т и е 28. Буква «Ы»
Веселые стихи
А бедняжка буква Ы Бродит с палочкой, увы. А. Шибаев
В нашей азбуке нужны. Твердый знак – в подъемном кране, Ы
– в мышонке на диване.
|
А вот шагает буква Ы . Без Ы не выучитесь ВЫ. Бык мычит две буквы: – МУ! – МЯУ! – кот сказал ему. – Слышал? Значит, мы, коты, Знаем больше букв, чем ты. Г. Виеру
|
|
Бывает эта буква В конце и середине, В конце капусты, брюквы, А в середине дыни.
Ы – мыло душистое, белое, мылкое, Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою. Если б грязнуля вспомнил про мыло, Мыло его наконец бы отмыло.
Смешно мальчишкам и девчонкам: Проходят мимо толстый с тонким. Они идут, не понимают, Что букву Ы напоминают. – Ты – худой, а я – толстяк. – Ешь поменьше натощак! Г. Виеру
|
В маленькую книжку Не поместим мишку. Мы заменим И на Ы – Нарисуем мышку. Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо: Получилась буква Ы – Все мы знать ее должны. В. Степанов – Кто же вымоет тарелки? – Вы, конечно, вы, вы, вы. – Почему же мы, мы, мы? – Может, лучше ты, ты, ты? Отдохните, вы и ты: Все тарелки вы-мы-ты. Я и ты, мы и вы – Все мы знаем букву Ы . |
Скороговорки
Игры
И г р а «Кто внимательный?».
1. Какой одинаковый звук есть в словах: дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь ?
И г р а «Кто больше?».
Назовите как можно больше слов со звуком [ы ] в середине.
О т в е т: дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка.
И г р а «Веселые звуки».
И г р а «Слоговой аукцион».
1. Бросая мяч, учитель называет начало слова. Ученик, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно учителю. Н а п р и м е р: лы (-жи ), мы (-ло ), сы (-рок ), тык (-ва ), малы (-ши ).
2. Вставьте пропущенные слоги со звуком [ы ].
Ум (-ный ), ост (-рый ), аккурат (-ный ), че (-ты -) ре, во-пер (-вых ), во-вто (-рых ), цве (-ты ), фрук (-ты ), тра (-вы ).
И г р а «Один – много».
Образуйте множественное число от слов: лев – (львы ), шарф – (шарфы ), зонт – (зонты ), стол – (столы ), пол – (полы ), сыр – (сыры ).
И г р а «Буква потерялась».
Найдите потерявшуюся букву.
С – р, м – ло, кур – .
И г р а «Сквозная буква».
– ы – – – ы – – –
– ы – – – ы – – –
– ы – – – ы – – –
– ы – – – ы – – – – –
– ы – – – ы – – – – –
– ы – – – ы – – – – –
О т в е т: дыра, лыко, мыло, пыль, рысь, лыжи;
выход, вызов, рыбак, рытвина, пылесос, мышонок.
И г р а «Дополните слово».
Сыт (досыта ), вдох (выдох ), зов (вызов ), рыло (крыло ), вина (рытвина ), рыба (рыбак ).
Подберите слова, содержащие букву «ы». Каждое последующее слово должно начинаться с конечной буквы предыдущего.
Рысь – сыр – рыбак – крыжовник – крыло;
Тыл – лыко – обыск – корыто.
Кроссворд
1. Детеныш курицы.
2. Электроприбор для уборки помещения.
3. Воин в доспехах.
4. Огородное растение.
5. Что, кроме меда, собирают пчелы?
6. Канал для выхода дыма из печи.
7. Гриб.
О т в е т: цыпленок, пылесос, рыцарь, тыква,
пыльца, дымоход, сыроежка.
Загадки
Сама крошка, боится кошки, Под полом живет, туда все несет. (Мышь.) Явился в желтой шубке: – Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок.) Мы, проворные сестрицы, Быстро бегать мастерицы. В дождь – лежим, В мороз – бежим: Уж такой у нас режим. (Лыжи.) Всегда он в работе, Как мы говорим, А отдыхает, когда мы молчим. (Язык.) В воде она живет, Нет клюва, а клюет. (Рыба.)
|
Мы ходим ночью, ходим днем, Но никуда мы не уйдем. (Часы.) Кто по снегу быстро мчится, Провалиться не боится? (Лыжник.) Две новые, кленовые Подошвы двухметровые. На них поставил две ноги И по большим снегам беги. (Лыжи.) Пыль увижу – заворчу, Заворчу и проглочу. (Пылесос.) Я вдыхаю много пыли, Чтобы вы здоровы были. (Пылесос.) Рассыпался горох на тысячи дорог. (Звезды на небе.)
|
З а н я т и е 29. Буква «Э»
Веселые стихи
Эму – страус длинноногий, Эму – гордый, Эму – строгий. Хоть летать он не умеет, Он об этом не жалеет. Буква Э на С дивится, Словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, Только нету языка. А. Шибаев
Написал бы вам поэму, Но никак я не пойму: Эму он или Эмý?! Эта кнопка и шнурок – Электрический звонок.
Эхо слышно тут и там – Эхо ходит по горам. – Эхо, спустишься сюда? Эхо тихо: «Да-да-да-а-а!». Взял я лук и крикнул: – Эх! Удивлю сейчас я всех! Натянул потуже лук, Да стрела застряла вдруг! И вокруг сказали все: Е. Тарлапан
|
Над лугами в синеве Пролетает буква Э . Это ласточка весной Возвращается домой. В. Степанов Помчались легче пуха По гладкой, ровной колее И увидали букву Э , Похожую на ухо.
– Мама! – слышится с холма. Эхо тоже крикнет: «Ма-а-а!» Это маму звал малыш, Эхо, ты кому кричишь?
Буква Э не носит меха, Буква Э – лесное эхо.
Э – локатор электронный. Он по звуку узнает, Где в тумане ночью темной Пролетает самолет. Л. Степанов Эхо ищем всем отрядом: – Эхо, где ты? – Рядом! Рядом! – Эхо! Эхо! Вот потеха! Значит, тропкою лесной Ходит-бродит с вами эхо Невидимкой день-деньской. |
Игры
И г р а «Кто внимательный?».
1. Найдите одинаковый звук в словах: экран, этажерка, эскимо, эскалатор.
2. Прочитайте имя девочки по первым звукам слов: экскаватор, мячик, медведь, автобус. (Эмма.)
3. Хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук [э ] в словах: елка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, щетка, если, этот, элеватор, экскурсия, электричество, дети, эра, эхо.
И г р а «Кто больше?».
Придумайте как можно больше слов со звуком [э ].
О т в е т: эвкалипт, экватор, эскиз и др.
И г р а «Слоговой аукцион».
Продолжите слова.
Эле… (-ватор ), эс… (-киз ), эста… (-фета ), аэро… (-дром ), по… (-эт ), ду… (-эт ).
И г р а «Рифма».
Придумайте рифму к слову этаж.
О т в е т: шалаш, ералаш, монтаж, пейзаж, дренаж.
И г р а «Доскажи словечко».
И г р а «Волшебная цепочка».
1. Превратите этаж в дом :
О т в е т: Этаж – жара – арбуз – зуб – бок – код – дом.
2. Составьте цепочки слов, в которых все слова содержат букву «э».
Эластик – канапе – экран.
Электрик – каноэ – экспресс – статуэтка – аэродром – макрамэ – эра – алоэ – экипаж.
3. Кто за несколько мгновений превратит эхо в хор ?
О т в е т: эхо – ухо – уха – ура – бра – боа – бор – хор.
И г р а «Найди слово».
Этажерка – этаж, река, арка.
Эластик – ластик, кит, тик, ласт.
И г р а «Лесенка».
И г р а «Дополните слово».
Эта (этаж ), кран (экран ), пресс (экспресс ), кипа (экипаж ), спорт
(экспорт ), талон (эталон ), страда (эстрада ), этаж (Эрмитаж ).
И г р а «Головоломка – Эхо».
Чемпион стряпуха гречка хомут
Присмотритесь к этим словам и ответьте на следующие вопросы:
1. Какой цветок вручили чемпиону?
2. Какое блюдо приготовила стряпуха?
3. Как называется водный поток, у которого растет гречка?
4. Куда забросили хомут?
О т в е т: пион, уха, речка, омут.
И г р а «Наборщик».
Составьте слова из букв слова электровоз .
О т в е т: ров, воз, взор, век, лев, зов, тело, лето, ток
и т. д.
Кроссворд
1. Вещество, покрывающее зубы.
2. Линия, делящая земной шар на северное и южное полушарие.
3. Человек, который много знает.
4. Вывоз за границу чего-либо.
5. Помост для казни.
6. Составная часть чего-либо.
7. Составная часть телевизора.
О т в е т: эмаль, экватор, эрудит, экспорт, эшафот, элемент, экран.
Загадки
К нам во двор забрался крот, Роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдет, Если крот раскроет рот. (Экскаватор.) – Рученька-ручища, Что в земле ты ищешь? – Ничего я не ищу, Землю рою и тащу. (Экскаватор.) Ножка деревянная, Рубашка шоколадная, На солнышке я таю, Во рту я исчезаю. (Эскимо.) В темном бору, за любою сосною, Прячется дивное диво лесное. Крикни «ау» – и оно отзовется. Захохочи – и оно рассмеется. (Эхо.) Живет без тела, Говорит без языка, Никто его не видит, а слышит. (Эхо.)
|
Сам вагон открыл нам двери. В город лестница ведет. Мы своим глазам не верим: Все стоят, она идет. (Эскалатор.) Провела я солнце За свое оконце, К потолку подвесила, Стало дома весело. (Электролампочка.) Нам шагать по лестнице Незачем с тобой – Лестница-чудесница Бежит сама собой. (Эскалатор.) Ушей нет, а слышит, Рта нет, а кричит, Ума нет, а все языки знает. (Эхо.) Г. Виеру Слышать слышу, А видеть не вижу. (Эхо.)
|
З а н я т и е 30. Буква «Ю»
Веселые стихи
Юнга плыл на корабле, Юнга вел корабль к земле. Юнга вел корабль умело, И вперед смотрел он смело. Юрка катит снежный ком. Вьюга кружит за окном. Юру я не узнаю… С комом он, как буква Ю . В. Степанов Юра тащит вкусный груз – Замечательный арбуз.
На арене укротитель – Грозных тигров повелитель. Он, как буква Ю , с кольцом К тиграм смело встал лицом. В. Степнов Юра только сел на стул, Ножки свесил и заснул. Юра очень утомился – Целый день юлой крутился. Ф. Бобылев
|
Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью. Ой, смотри-ка, что случилось: Получилась… буква Ю . А. Шибаев Юбку я для куклы сшила, Кофту новую скрою. Говорит мне кукла: «Мама!» Значит, я для дочки шью.
Любят хрюшки букву Ю : Без нее не скажешь: «Хрю!». В пути, в неведомом краю Нам компас – лучший друг. Одной заглавной буквой Ю На нем отмечен юг. Над облаками мы летим По компасу на юг. На берег моря, в южный Крым, Где нет зимою вьюг.
Я узнаю юлу свою, Когда смотрю на букву Ю . |
Пословицы и поговорки
1. Юноши думают о будущем, а старики – о прошедшем.
2. Любишь кататься – люби и саночки возить.
Скороговорки
Игры
И г р а «Кто внимательный?».
1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.
2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю ] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.
И г р а «Кто больше?».
Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы «ю».
(Юла, юбка, юннат и т. д.)
И г р а «Доскажи словечко».
И г р а «Найди слово».
1. Л е с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.
ю – – ю – –
ю – – – ю – – –
ю – – – – ю – – – –
ю – – – – – ю – – – – –
Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:
юг, юла, юнга, юннат. люди, дюшес, бюджет,
тюльпан.
И г р а «Превращение слов – волшебная цепочка».
1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.
О т в е т: клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.
2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.
О т в е т: юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.
И г р а «Добавьте звук».
– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.
Кроссворд
1. Детская кроватка.
2. Осветительный прибор.
3. Сосуд для вина на тонкой ножке.
4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.
О т в е т: люлька, люстра, рюмка, клюка
Загадки
З а н я т и е 31. Буква «Я»
Веселые стихи
Каждый знает: буква Я Самая хвастливая. Г. Юдин
Страх меня остановил. – А чего же тут бояться? – Хвостик может оторваться! Г. Виеру Я, ты, он, она – Вместе целая страна! Вместе дружная семья. В слове мы – сто тысяч я!
|
Ягод нет кислее клюквы. Я на память знаю буквы. Собирали ягоды и вели мы счет: Ягоду – в кружку, две ягоды – в рот. Не могут ждать у нас в стране Почета, славы, чести Те, у которых «я» да «мне» Стоят на первом месте.
Ястреб ягод не клюет, Ястреб тетерева ждет. | ||
Я – бродяга с рюкзаком, Путешествую пешком. Г. Виеру На фуражке моряка Виден он издалека И горит, как огонек, Золотистый якорек.
Буква Я шагает гордо. Всем на свете буква Я Доложить всегда готова: – А вы знаете, кто я? Вы не знаете, кто я? Я не только буква Я – Буква, слог и слово! А. Шибаев Ястреб на ясене ясли открыл, Птичьих детишек к себе пригласил. Но не подходят пернатые к ясеню, Не доверяют птенцов своих ястребу – Ишь хитрый какой! Я – Яга – детей люблю, Я им песенки пою.
|
Я сказала про себя: – Хоккеист известный я. Шайба прямо в цель летит – Гол! Закончен алфавит. В. Степанов Вот и доехали, друзья, Мы до последней буквы «Я». А эта буква оттого Считается последней, Что ты себя же самого Не ставишь в ряд последний.
Буква Я всегда была Помнить место буквы Я . Б. Заходер считалка Я – зверек и ты – зверек, Я – мышонок, ты – хорек. Ты – хитер, а я умен. Кто умен, тот вышел вон. |
Пословицы и поговорки
1. Я – последняя буква алфавита.
2. Язык болтает – рукам мешает.
3. Язык острее мяча.
4. На языке мёд, а под языком – лёд.
Скороговорки
Чистоговорки
Бяка-бяка-бяка – вот какая забияка.
Ял-ял-ял – кисель полезный, в нем крахмал.
Яр-яр-яр – сделал стол и стул столяр.
Игры
И г р а «Слоговое лото».
Составьте слова из слогов: яб, бя, ля, мя, зна, та, ко, ло, ре, зем. (Яблоко, ребята, земля, знамя.)
И г р а «Найди слово».
Из букв следующих слов составьте новые слова.
Ярмарка – яр, марка, рама, кара, маяк.
Яблоко – я, блок, кол, око, бок, лоб.
И г р а «Лесенка».
И г р а «Подбери слово».
Акростих
Я ельником шла,
Г остинец нашла –
О тличный, отличный, отличный,
Д о самых краев
К орзина полна,
И свеж аромат земляничный.
О т в е т: ягодки.
И г р а «Малышки-коротышки».
Яр – мал яр , стол яр , яр марка, яр кость, бо яр ин, бо яр ыня, бо яр ышник, биль яр д, яр ус, яр лык.
И г р а «Доскажи словечко».
И г р а «Я» в квадрате».
В этом квадрате 16 букв. Попробуйте из них сложить предложение. А читать его нужно так: нашли одну букву, ищите другую, которая стоит рядом. Буква может стоять справа, слева, вверху, внизу, но не по диагонали
А советую, друзья,
Начинать вам с буквы Я .
О т в е т: Я добрался до конца.
Кроссворд
1. По горизонтали: фруктовое дерево.
По вертикали: животное с пятнистой шерстью.
2. Хищная птица.
3. Шахматная фигура или большая лодка.
4. Деревянный хомут для скота.
5. Исход игры, при котором никто не выигрывает.
6. Пресмыкающееся без ног, обычно с ядовитыми зубами.
О т в е т: 1) (гор.) яблоня, 1) (верт.) ягуар,
2) ястреб, 3) ладья, 4) ярмо, 5) ничья, 6) змея.
Ребусы
О т в е т: семья, заяц, Ялта.
Загадки