Для школьников и родителей
  • Главная
  • Цифры и числа
  • Акцент в технологии развития творческих способностей. Компоненты творческих способностей и их характеристика. Компоненты творческих способностей

Акцент в технологии развития творческих способностей. Компоненты творческих способностей и их характеристика. Компоненты творческих способностей

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление . Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

  • 1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
  • 2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
  • 3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
  • 4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид .

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности.

  • 1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
  • 2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
  • 3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
  • 4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
  • 5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
  • 6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
  • 7. Гибкость мышления.
  • 8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
  • 9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
  • 10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
  • 11. Лёгкость генерирования идей.
  • 12. Творческое воображение.
  • 13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла .

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории .

  • 1. Релизм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
  • 2. Умение видеть целое раньше частей.
  • 3. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
  • 4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности .

  • 1. Способность рисковать.
  • 2. Дивергентное мышление.
  • 3. Гибкость в мышлении и действиях.
  • 4. Скорость мышления.
  • 5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
  • 6. Богатое воображение.
  • 7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
  • 8. Высокие эстетические ценности.
  • 9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным .

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир .

И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения.

Творческие способности представляют собой совокупность множества личностных качеств. На сегодняшний день нет единства взглядов по поводу компонентов, сходящих в структуру творческих способностей, однако есть несколько гипотез, касающихся данного вопроса.

Условно, можно разделить творческие способности на следующие группы Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. М., 2014. - С. 244.:

  • 1) интересы и склонности, то есть - способности, связанные с мотивацией;
  • 2) эмоциональность, то есть - способности, связанные с темпераментом;
  • 3) интеллектуальные способности.

Лук А.Н. был известным отечественным исследователем проблемы творчества. Он проводил изучение биографий выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов. На основании проведенных исследований Лук А.Н. выделил следующие компоненты творческих способностей Лук А.Н. Мышление и творчество. - М., 2011. - С. 122.:

  • 1) способность личности видеть проблему там, где её не видят другие;
  • 2) способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;
  • 3) способность к применению навыков, приобретённых при решении одной задачи к решению другой;
  • 4) способность к восприятию действительности в целом, не разделяя её на составные части;
  • 5) способность к легкому ассоциированию отдалённых понятий;
  • 6) способность памяти выдавать нужную информацию в нужный момент времени;
  • 7) гибкость мыслительного процесса;
  • 8) способность к выбору одной из альтернатив решения проблемы, до момента её проверки;
  • 9) способность к включению вновь воспринятой информации в имеющиеся системы знаний;
  • 10) способность видеть вещи такими, какие они есть, выделяя наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;
  • 11) лёгкость генерирования идей;
  • 12) творческое воображение;
  • 13) способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначальных идей.

Ученые педагоги и практики, такие как Альтшуллер Г.С., Цуриков В.М., Гафитулин М.С., занимавшиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ), полагают, что одним из составляющих творческого потенциала личности выступают следующие способности Асафьев Б.В. Избранные статьи о просвещении и образовании. М., 2013. - С. 54.: творческая способность развитие дошкольник

  • 1) способность к риску;
  • 2) дивергентное мышление;
  • 3) гибкость в действиях и мышлении;
  • 4) быстрота мышления;
  • 5) способность к генерированию оригинальных идей и изобретению нового;
  • 6) обширное воображение;
  • 7) восприятие неоднозначности явлений и вещей;
  • 8) высокие эстетические ценности;
  • 9) развитый уровень интуиции.

Психологи, чаще всего, связывают предрасположенность к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мыслительного процесса. Выделяют следующие характеристики творческого мышления Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.,2012. - С. 217.:

  • 1) ассоциативность;
  • 2) диалектичность;
  • 3) системность.

Ассоциативность представляет собой способность прослеживать связь и аналогичные черты в явлениях и предметах, которые на первый взгляд могут показаться не сопоставимыми.

Благодаря диалектичности мышления можно выявить противоречия и отыс.кать способ, с помощью которого они могут разрешиться.

Системность , заключается в способности видеть предмет или явление как единую систему, видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития, всесторонне воспринимать существующую проблему - это еще одно качество, благодаря которому формируется творческое мышление. Если развивать именно эти качества, мышление можно сделать гибким, продуктивным и оригинальным.

Социальная среда формирует личность, и ее также необходимо учитывать при рассмотрении вопроса формирования творческих способностей. Кроме того, социальная среда нуждается в активном формировании. Поэтому творческие способности развиваются в зависимости от того, какие возможности предоставляет окружение для того, чтобы у личности реализовался тот потенциал, который в различной степени имеется у каждого индивида. Вся окружающая среда, в которой воспитывается ребенок, должна благотворно влиять на развитие его творческих способностей.

Проведя анализ психологической и педагогической литературы посвященной вопросу развития творческих способностей, мы пришли выводу, что до сих пор не существует единого подхода к оценке творческих способностей . Несмотря на то, что существует множество подходов к их определению, исследователи единогласно придерживаются мнения, что творческое воображение и качества творческого мышления (гибкость мысли, оригинальность, любознательность и др.) выступают обязательными компонентами творческих способностей. Критерием творческий способностей является процесс создания нового продукта, а также реализация человеком собственной индивидуальности, при этом вовсе не обязательно создавать какой-либо продукт творческой деятельности и др. Почти во всех подходах к проблеме формирования творческих способностей, выделяется отличительная черта - креативность деятельности, которая главным образом предопределяет способность личности выйти за рамки стандартной ситуации и поставить собственную цель решения проблемы.

Оригинальность мышления является основным критерием творчества и представляет собой способность находить ответы на нестандартные вопросы. Оригинальность выражается в степени непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность формируется из преодоления рамок "правильного", очевидного, общепринятого Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М., 2014. - С. 231..

Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности), подвижность. Данными качествами обладает каждый творческий человек. Инертность, шаблонность, стереотипность, поверхностность мышления - является противоположными качествами. Вышеперечисленные качества необходимы для быстрого разрешения стандартных жизненных задач. Однако психологическая инерция негативно сказывается на творчестве и не способствует развитию творческих способностей.

Основу творческих способностей составляют общие интеллектуальные способности. Однако, высокий уровень развития интеллектуальных способностей не всегда предполагает хорошо развитые творческие способности.

Изучив различные подходы к проблеме формирования творческих способностей, мы можем выделить основные направления в развитии творческих способностей младших школьников и подростков:

  • 1. Применение методов организации и мотивации творческой деятельности;
  • 2. Развитие воображения и развитие качеств мышления.

Творческие способности можно разделить на две основные группы Там же. - С. 218.:

  • 1. Интересы и склонности, то есть - мотивационные способности;
  • 2. Эмоциональность, то есть - способности, связанные с темпераментом;

В отличие от специальных способностей творческие способности, определяющие успешность в конкретных видах деятельности, могут проявляться в том специфическом стиле деятельности, при котором способ ее выполнения, который может быть назван творческим.

Творческий стиль на всех этапах деятельности характеризуется, в первую очередь, самостоятельной постановкой проблемы, так называемой интеллектуальной инициативой, самостоятельным, оригинальны способом решения уже готовых тем и проблем и т.д. Иначе говоря, творческую инициативу характеризует отсутствие шаблона, отсутствие функциональной фиксированности и ригидности в исполнительной и мыслительной деятельности.

Некоторые философы полагают, что творческий стиль мыслительной деятельности является первичной и естественной формой работы головного мозга Калугин Ю.Е. Творческое воображение и его развитие. Челябинск, 2015. - С. 24.. Исходя из этого, можно предположить, что творческий потенциал есть у всех людей без исключения, но проявляется он по-разному в зависимости от того, насколько выражены специальные способностей к различным видам деятельности. Шаблонное мышление формируется под влиянием различных социальных воздействий и, в первую очередь является предметом существующей воспитательной и обучающей системы.

Однако нельзя отрицать факт того, что при одной и той же системе воспитания и обучения у одних людей формируется шаблонное мышление, у других сохраняется или вырабатывается самостоятельный и творческий стиль мыслительной деятельности. Это наводит на мысль о том, что у некоторых индивидуумов существует определенная сопротивляемость шаблону, которая проявляется не только в стиле мыслительной и исполнительской деятельности, но и в некоторых личностных характеристиках, таких как независимость, самостоятельность (отсутствие конформности соглашательства) и т.д.

Не лишено вероятности предположение, что сопротивляемость "шаблону" может оказаться наиболее фундаментальным внутренним качеством в структуре творческих способностей, природа которого, скорее всего, детерминирована некоторыми биологическими задатками. Возможно, однако, и альтернативное предположение, что данное качество вторично, обусловлено другими качествами интеллектуальной деятельности (гибкостью, широтой и пр.) или личностными образованиями.

Творческие возможности человека неограниченны и неисчерпаемы, а творческая деятельность является одним из главных определений человеческой сущности. Именно способность к творческой деятельности характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики. Человек создал настолько сложные и совершенные машины, что стали поговаривать о возможности построения машины, которая могла бы превзойти самого человека, которая оказалась бы в состоянии мыслить и творить. Но творить, создавать новое машина не в состоянии. Способность к творчеству присуща только человеку. Проблема выявления ранних способностей интересует многих. Речь идет в принципе о выделении, выявлении способных людей, о соответствующей их подготовке, то есть о наилучшем решении подбора кадров.

«Творчески развитое сознание способно творить чудеса»
(автор статьи)

Людям свойственно рождаться с определёнными способностями. Они необходимы в нелёгкой жизни, поэтому надо помочь в развитии. Ведь без креативного подхода любое дело скучно и однообразно. Чем больше способностей открыто, развито в детстве , тем больше возможностей для интересной насыщенной жизни. Но, для многих людей определение понятия творческих способностей лежит на поверхности, достаточно размыто.
Я попытался определить составляющие творческих способностей простыми словами. Профессиональная информация психологов может быть не всем понятна. Любой человек ошибается, если думает, что творческие способности нужны в танцах, пении, театре, других видах искусства. Творческое развитие в дополнительном образовании даёт намного больше, чем многие думают.

Составляющие творческих способностей помогают создавать, придумывать, изобретать, совершенствовать.

Основные составляющие творческих способностей

1. Любознательность.
Стремление к изучению окружающего и внутреннего мира, склонность к поиску решений возникающих и найденных трудностей.
2. Скорость освоения новой информации, образование ассоциаций с происходящими событиями.
3. Способности к сравнениям, селекции полученных знаний, установления приоритетов.
4. Умение быстро оценивать обстановку, находить верные решения.
5. Влияние эмоциональных процессов на оценку, выбор, принятие правильных, неожиданных решений.
6. Определение своих неординарных стратегий, тактик во время решения проблем, задач, нахождения выхода и любых неожиданных ситуаций.
7. Умение использовать эмоциональную составляющую, чувствительность в выборе
предпочтительных решений.
8. Целенаправленность, решительность, трудолюбие, настойчивость.
9. Умение определять реальные цели, планировать , добиваться результата.
10. Интуиция, расширенные способности использования особенностей мозга.
11. Способность прогнозировать.
12. Высокая скорость овладения приёмами, техникой ручного труда.
Составляющие творческих способностей можно активно развивать в домашних условиях при наличии у родителей времени, знаний, педагогического опыта (например, ).

Дополнительно к школьному обучению , для развития способностей детей отдают на занятия в различные кружки, секции, клубы по интересам, желанию ребёнка. Эффективное может произойти только при большой мотивации для ребёнка. Это значит, что заставить заниматься эффективно нельзя. Если малышу неинтересно заниматься там, куда его отправили родители, то от посещения занятий не будет толку.

Для обсуждения:
Многие родители считают, что занятий в школе достаточно для общего развития ребёнка. А, как вы думаете?

Творческий человек, как правило, более успешен во всем- от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

_____________________________________________________________________________

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии».

Кондратюк Н.Г.

с. Мыс Каменный

  1. Введение.
  2. Условия, влияющие на развитие творческих способностей.
  3. Психолого-педагогические условия, необходимые для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.
  4. Методики диагностики творческих способностей.
  5. Заключение.

В настоящее время, время стремительных социальных изменений, в развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения творчески мыслить. Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей учащихся. Важной задачей современной школы является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений, это «резерв» духовного развития человека. В развитии творческих способностей учеников имеет большое значение индивидуальный подход при обучении и воспитании.

Современная психология доказала, что любая способность развивается только в процессе деятельности. Какими бы задатками не обладал ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Все это развивает волю ученика, укрепляет его внимание и память. Очень важно учителю развивать интерес у своих учеников к познанию и творчеству.

Творческий человек, как правило, более успешен во всем – от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей.

Американский психолог Фромм говорил, что творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелостью.

Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую.

Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений.

Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость – способность принимать решения в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца.

2. Условия, влияющие на развитие творческих способностей.

Проявлению творческих способностей учащихся мешают определенные барьеры. Их можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним барьерам относятся:

  • стереотипы
  • излишняя ориентация на одобрение
  • заниженная самооценка
  • недостаточный уровень саморегуляции.

К внешним барьерам, которые мешают ученикам проявлять творческие способности, относятся:

  • критика
  • стресс
  • дефицит времени

Преодолеть эти барьеры ученикам может помочь педагог, который старается снять угрозу внешнего оценивания и критических суждений, который стремится создать в классе благоприятную психологическую атмосферу.

В исследовании Е.Торранса показано, что дети, работающие в условиях неоцениваемой деятельности и поощряемые свободно экспериментировать, в дальнейшем показывают более высокий уровень творчества, чем дети, которые работают в условиях оцениваемой деятельности. Основная цель принципа неоцениваемой деятельности – это освобождение учащихся от страха делать ошибки.

Важнейшим фактором, влияющим на творческое развитие, столь важное для учащегося на любом этапе, является творческий подход самого преподавателя , в том числе и к процессу общения и контакта с учащимися.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, в способности помогать ученикам, обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учеником духовными ценностями . Общий язык с учащимися – это не язык команд, а язык доверия.

Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.

Очень важно, чтобы педагог обладал конструктивными, поддерживающими и гармонизирующими творчество детей личностными ориентациями , к которым можно отнести следующие:

  • поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим;
  • не мешать желанию ребенка изобразить, сделать что-то по своему;
  • уважать точку зрения воспитанника – не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;
  • предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, вкусовых, тактильных образов и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
  • безоценочность к детскому творчеству – то есть не применять явной системы оценок продуктов творчества ребенка, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлым опытом;
  • не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как это может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавит в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;
  • творить и играть иногда вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса;
  • не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, а наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка;
  • больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-либо, поддержанию этого процесса, а не результатам;
  • развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия элементы гимнастики – это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;
  • поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности;
  • использовать психологические творческие методики и задания, творческие игры.

Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Воспитание творческой личности ребенка предполагает и развитие у него направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка.

Можно сделать вывод, что одним из главных направлений профессионального развития и творческого роста педагога является самовоспитание конструктивных ориентаций (вышеперечисленных), повышающих эффективность его усилий по развитию творческих способностей детей. Внимательный и честный анализ своих отношений к воспитанникам и своего поведения на занятиях с ними поможет выявить позитивные и слабые стороны своей педагогики и наметить путь изменения и улучшения организации своей работы.

3. Психолого-педагогические условия, необходимые для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Основным в обучении творчеству Дж. Смит считает создание следующих условий:

  • условия физические, т.е. наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними;
  • условия социально-экономические, т.е. создание у детей чувства внешней безопасности, когда они знают, что их творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;
  • психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Роль учителя в творческом процессе учеников не ограничивается лишь созданием условий, она состоит еще и в том, чтобы активно помогать ребенку в развитии его творческих способностей. Учителю необходимо:

  • создать уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться;
  • поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам;
  • избегать неодобрительной оценки творческих идей ребенка;
  • быть терпимым к необычным идеям, уважать любопытство, вопросы и идем ребенка;
  • давать ребенку возможность самостоятельно заниматься творческим процессом;
  • находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка;
  • поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения.

Творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

  • познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей – памяти, внимания, мышления, воображения;
  • задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
  • система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглости мысли (количество идей, возникающих за единицу времени); гибкости ума (способность переключаться с одной мысли на другую); оригинальности (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых); любознательности (чувствительность к проблемам в окружающем мире); умения выдвигать и разрабатывать гипотезы.

В своей работе использую следующие методы для развития творческих способностей учащихся:

  • эвристический;
  • исследовательский;
  • проблемный;
  • поисковый

Именно использование вышеперечисленных методов обучения позволяют мне предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.

Задача учителя – помочь учащимся актуализировать творческие способности на уроках технологии, развивать их, в этом могут помочь стратегии, разработанные Стернбергом и Любартом. На их основе можно сформулировать следующие правила для педагога, работающего над развитием творческих способностей учащихся:

  • Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда говорят детям о необходимости их развития, а тогда, когда их развивают в процессе работы.
  • Поощрять сомнения , возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
  • Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. На уроках необходимо избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
  • Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал.
  • Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагаю ребятам решение творческих заданий, которые содержат следующие формулировки:

Представьте, что…; - изобретите…;

Предложите гипотезу…; - придумайте…

  • Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
  • Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.
  • Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
  • Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.

Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Л.С.Выготского, творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная), и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. И это должен учитывать учитель.

У каждого учителя свои принципы взаимодействия с учеником. Жизненный путь любого человека – это самопознание, самосовершенствование и реализация своего предназначения, каковы же критерии выбора форм и методов сотрудничества?

Очевидна необходимость индивидуального подхода к ребенку. Степень сложности, объем знаний, умений, навыков, предлагаемых ребенку для освоения должны способствовать расширению пространства творчества, а не ограничивать живой интерес к процессу, стремлению экспериментировать и искать. Данный процесс должен развиваться по спирали: начиная с полной свободы действий для самовыражения, через изменение количественного и качественного уровня знаний, умений, навыков, вновь к работе по воображению в творческой атмосфере, но уже с новыми возможностями для самовыражения.

Теплов Б.М. писал. Что только в той или иной практической деятельности формируются способности, что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках технологии надо создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.

Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно - выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.

4. Методики диагностики творческих способностей.

Под творческими способностями ученые понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.

Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Использование различных методик диагностики творческих способностей позволяет выявить общие принципы оценки креативности:

а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;

б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;

в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.

Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:

  • отсутствие ограничения по времени;
  • минимизация мотивации достижения;
  • отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;
  • отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.

Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.

В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.

Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования. Представленная ниже методика диагностики творческих способностей была адаптирована на отечественных выборках сотрудниками лаборатории психологии способностей Института психологии РАН.

Опросник креативности Джонсона (ОК)

Диагностическая цель : фокусирует внимание на элементах, которые связаны с творческим самовыражением, это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности.

Опросник может быть использован только как метод экспресс-оценки. Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего его лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время выполнения какой-либо деятельности, на занятиях)

Процедура тестирования : Заполнение опросника требует 10-20 минут. Каждое утверждение опросника оценивается по пятибальной шкале.

Лист ответов

Класс………… Возраст…………….

Инструкция. Пожалуйста, оцените, используя пятибальную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики.

Возможные оценочные баллы:

1 – никогда

2 – редко

3 – иногда

4 – часто

5 – постоянно

Характеристики креативности

сумма

фамилия

баллов

Текст опросника.

Контрольный список характеристик креативности:

Творческая личность способна:

  1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
  2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость)
  3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость)
  4. Предлагать дополнительные детали, идей, версии или решения (находчивость, изобретательность)
  5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать свои возможности (воображение, способности к структурированию).
  6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность, продуктивность)
  7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность)
  8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение)

Обработка результатов .

При работе с ОК можно быстро произвести подсчеты. Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная – 40 баллов).

Соотношение полученных баллов по опроснику Джонсона и уровней креативности

Мною была проведена диагностика творческих способностей в 5-9 классах Мыскаменской школы-интерната. (Приложение I). Результат диагностики показал, что с возрастом наблюдается динамика роста показателей креативности учащихся. Это свидетельствует о развитии творческих способностей учащихся.

5.Заключение.

Таким образом, для развития способностей учащихся необходимы следующие психолого-педагогические условия:

1. Создание атмосферы доброжелательности на уроках технологии. С первых дней в классе надо стараться создавать такую обстановку, в которой дети смогут научиться выражать свои мысли. Вопросы «почему?», «для чего?» должны звучать на каждом уроке. Давать такие задания на уроке, при помощи которых дети, играя в учителя и ученика научаться оценивать и обосновывать свою оценку. Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими. Именно такие условия я стараюсь создавать на своих уроках.

3.Оптимальное сочетание принципов и технологий. Готовясь к каждому уроку я должна выбрать наиболее благоприятное сочетание принципов и технологий, которые были бы доступны для освоения и восприятия учащимся и способствовали развитию творческих способностей.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности. Вопросы психологии.
  2. Вопросы психологии. - 1996. - №3. - с. 28-33
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1991. – 90с.
  4. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.: Мир, 1992. - 435-442с.
  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: «Питер», 2000.
  6. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов.Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 375с Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1981.
  7. Круглова Н. В. Творческая личность в фокусе науки. - "ТРИЗ", 1991.
  8. Симоненко В.Д. Технология: Учебник для 11 класса – М.: Вентана-Графф, 2012г.
  9. Солдатова Е.Л. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте). Дис. канд. псих. наук. - М., 1996г.
  10. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника.

Быть всегда творческим - значит быть всесильным.
Нет надежнее гарантии на лучшее будущее, чем
умение быть творческим всякий раз,
когда это необходимо, в любой момент быть
готовым решать проблемные вопросы
и разрабатывать новые концепции.
Марк Фишер
Мир вступает в новую фазу развития, переходя от общества индустриального к постиндустриальному информационному. Между поставленной педагогической целью и ее воплощением, безусловно, должна стоять система общих и специфических подходов, складывающихся в комплексе педагогических технологий. Активное развитие уровня мышления у учащихся, привитие интереса к предметам естественного цикла и формирование экологического мировоззрения у учеников на своих уроках достигается мной путем внедрения в методику преподавания новейших педагогических технологий. Еще Ушинский говорил: «Развитие без накопления знаний - мыльный пузырь». Чтобы способствовать развитию творческих способностей учащихся необходимо и изменить формы и методы ведения урока, разнообразя их, сделает ученика активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным. Таким образом, новые, нестандартные (интерактивные) формы обучения, личностный подход к учащимся - это пути совершенствования учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач, активизацию познавательной деятельности учащихся, развития творческих способностей каждого ученика.
Чтобы любой урок был интересным, познавательным, считаю важным в планировании любой темы оставлять место неизвестному, загадочному, чтобы каждый урок был маленьким окошечком в большой мир науки. Для этого в любое задание включаю элементы, связанные с развитием логики, выявлением причинно-следственных связей. И здесь самое сложное - отбор информации для заданий, чтобы они носили не репродуктивный характер, а развивающий, причем независимо от типа урока, даже в зачетный урок включаю задания - «изюминки», которые не только обучают, но и способствуют развитию творческого мышления. Использую элементы на уроках ТРИЗ педагогики.
Нельзя птицу научить летать в клетке,
нельзя выращивать «творческий мускул»,
не вылетев на простор заданий «открытых» -
допускающих разные подходы к решению,
разную степень углубления в существо проблемы,
разные варианты ответов.
Анатолий Гин.
ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В её основу, прежде всего, была подожжена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной школы Г.С.Альтшуллера. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения - в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики. Под методом решения изобретательских задач, прежде всего, подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм и т.д. Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой является выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники с помощью педагога изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т.д. Для развития творческих навыков ТРИЗ мной создан большой фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях, как химия, экология, гкография ХМАО. Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализовываться в творчестве. Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.
Одной из действенных форм экологического образования и воспитания являются уроки-экскурсии в природу, на предприятия. Тематическая экскурсия способствует закреплению и конкретизации полученных на уроках знаний и прививает интерес и любовь к природе. Наблюдения во время экскурсии служат основой для определения конкретной тематики различных форм творческой деятельности учащихся, таких как сюжетно-ролевые игры, пресс-конференции. Ролевые игры позволяют школьникам приобретать социальный опыт в принятии экологически грамотных решений, навыки разрешения сложных эколого-нравственных ситуаций в практической жизни, усваивать правила поведения в природе. Они способствуют развитию экологического мышления, творчества, инициативности и самостоятельности. Проведение ролевых игр привлекает большое количество людей к природоохранным проблемам и воспитывает у них чувство любви к родной природе и ответственного отношения к окружающему миру. Игра особенно ценна своей мотивацией, творческими, партнерскими взаимоотношениями. В ролевой игре в качестве обязательного элемента присутствует имитационная модель реальной действительности (симпозиум, заседание ученого совета). Наряду с имитационной моделью в ролевой игре всегда присутствует объект имитации, представляемый конкретной деятельностью «специалистов»: экологов, историков, экономистов, психологов и т.д. Содержанием игры становятся реальные экологические проблемы. Игра - это сфера сотрудничества, сотворчества учителя и ученика, это важное средство самовыражения, проба сил. В играх можно лучше раскрыть организаторские, творческие способности учащихся. При организации экологических игр учитываю краеведческую направленность, т.е. решение экологических проблем местного характера, например «Экологический эрудицион» 8 класс, ориентирован на проблемы ХМАО (игра по теме «Сельскохозяйственная экология»). Обязательно учитываю возраст учащихся, в 5-7 классах применяю сказочные сюжеты: путешествия, экспедиции. Экологические игры и конкурсы провожу с применением разнообразных педагогических форм и методов: викторин, кроссвордов, ребусов, анаграмм. Так же практикую работу с инструктивными картами, решением проблемных и поисковых ситуаций. Игра - это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Интересная форма работы, внедряемая мной в практику, разработка и защита проектов (технологии пятого поколения «ТОГИС»). Проектная деятельность учащихся - это один из способов развития их творческих способностей. Такая деятельность предоставляет ученикам самостоятельность, способствует развитию целого ряда ценных качеств личности. Для ее осуществления необходимо проявление творческой активности, а не простое действие по алгоритму. Метод проектов используется в учебном процессе как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе совместного планирования, реализации и осмысливания практической деятельности для достижения намеченных целей. Для поиска фактических данных широко использую ресурсы глобальной информационной сети. Учащимся предлагается в свободной форме и открыто обсудить все возможные решения заданной проблемы, можно провести дискуссию, в ходе которой группа получает инструкции, направляющие к окончательному решению через следующие этапы:
. идентификация проблемы;
. соединение информации;
. анализ различных аспектов проблемы;
. генерирование возможных решений;
. установление сдерживающих обстоятельств и ограничительных условий;
. конструирование перспективных решений;
подготовка заключительного письменного объяснения позиции группы в принятом решении;
Цель проектного обучения: создать условия, при которых ребята:
Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Каждый этап начинается с вводного повторения, проводимого обычно в форме беседы, изучение нового материала строится, как коллективное решение познавательных задач (практикум), данные для которого извлекаются из книг, информационной сети, CD-ROM. В результате решения учащимися запоминается фактический материал. Далее следует переход к развивающему дифференцированному закреплению: группа ребят работает с учителем, решают задачи общего и разноуровневого характера, а затем по аналогии сами. Решение каждой задачи обсуждает весь класс или его часть, после изучения блоков уроков ребята оформляют и защищают исследовательские проекты. Данная технология применяется мной в 9 классе после изучения тем: «Экология человека» (предмет «Экология» - 9 класс), «Химия элементов - неметаллов» (предмет «Химия» - 9 класс), «Вода» (предмет «Химия» - 8 класс).. Ребятам предлагается описать ситуацию, в которой надо решить предложенные проблемы. Работа по каждому проекту предусматривает:
. предварительное инструктирование группы, состоящей из 5-7 человек;
. индивидуальные задания;
. чтение дополнительных источников для понимания темы;
Ребята готовят мини-проекты «Влияние стресса на живые организмы», «Ароматерапия», «Проблема женского курения», «Мониторинг индивидуального развития учащихся», «Снег - индикатор чистоты воздуха», «Физико-химический анализ водных систем нашего поселка, которые вызывают интерес у учащихся и перерастают в научно-исследовательские работы. Технология «ТОГИС» - это осознание учащимися ценностей современного труда, овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач, провести коллективный анализ результатов. Методы, формы, приемы исследовательской работы усложняются по мере усвоения обучающимися учебного материала. Начинаю с самого простого уровня - любопытства, за которым стоит потребность каждого ребенка в новых впечатлениях, до более высокого - развитие любознательности через проведение теоретических, эмпирических заданий до более усложненных исследований. Обучающиеся знакомятся с рефератами, статьями ученых, научными методиками. Применяя их в дальнейшей практической деятельности, учащиеся ставят более актуальные цели и задачи, выдвигают научные гипотезы.
Педагоги должны создать безопасную психологи¬ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от¬крытий. Важно постоянно сти-мулировать ученика к творчеству проявлять со¬чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не¬свойственным в реальной жизни. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целена¬правленная работа по развитию творческого потенциала детей. Каждый ребенок по-своему одарен, и правильно организованная система занятий поможет развивать его способности.
Оксана Коржевская. Доклад.
13-й Всероссийский интернет-педсовет

Лучшие статьи по теме