Для школьников и родителей
  • Главная
  • Цифры и числа
  • Анализ отрывка «Бой с барсом» (поэма «Мцыри»). Анализ боя мцыри с барсом Анализ отрывка из мцыри бой с барсом

Анализ отрывка «Бой с барсом» (поэма «Мцыри»). Анализ боя мцыри с барсом Анализ отрывка из мцыри бой с барсом

Всё творчество Лермонтова пронизывает образ Кавказа. Гордые вольные люди, величественная и властная природа с юных лет впечатляли поэта, что проявляется уже в ранних его стихотворениях. Он не обходил стороной и одну из основных тенденций литературы первой половины 19 века – изображение романтического героя. И вот эти две главных темы сошлись в одном из лучших сочинений автора – поэме «Мцыри».

Для этого произведения невероятно важен исторический контекст – те события, которые повлекли за собой плен Мцыри. В России первая половина девятнадцатого столетия – это эпоха покорения кавказских земель. Это не только присоединение территорий к Российской империи, но и подчинение горных народов православию и царской власти. Вполне возможно представить себе, как грузинский мальчик, оставшийся сиротой после очередного сражения, попадает на воспитание в православный монастырь. История знает такие примеры: таково было детство художника П. З. Захарова. Существуют предположения, что Лермонтов взял в основу сюжета рассказ монаха, которого встретил на военных дорогах Грузии. Обращался автор и к местному фольклору, о чём свидетельствует сцена схватки с барсом: в основу этого эпизода легла народная песня о юноше и тигре.

Поэма «Мцыри» написана Лермонтовым в 1839 году. Она много редактировалась во избежание запрета цензуры. В основном, были убраны фрагменты, в которых особенно воспевается свобода, или звучат антиправославные мотивы.

О чем произведение?

Действие в книге происходит на Кавказе. В начале поэмы Лермонтов воспроизводит предысторию о том, как главный герой попал в монастырь: русский генерал вёз пленного ребенка. Мальчик был очень слаб, и его приютил в своей келье монах, тем самым священнослужитель спас ему жизнь. Суть «Мцыри» заключается в том, чтобы выразить его протест против этого спасения в неволе, которое не только губит его, но еще и мучает.

Основную часть поэмы составляет исповедь главного героя. Вот, о чем там говорится: пленник признаётся, что был несчастлив все эти годы, стены монастыря для него равносильны тюрьме, здесь ему не найти понимания. За 3 дня вне плена молодой человек проживает целую жизнь.

Во-первых, юноша вспоминает свои детские годы, отца. Он ощущает в этот период своё предназначение, осознаёт, какая кровь течет в его жилах.

Во-вторых, он встречает молодую грузинку, которая шла за водой. Возможно, это первая девушка, которую он видит за последние несколько лет.

В-третьих, у него происходит схватка с барсом. Герой инстинктивно сражается со зверем, ведь в стенах монастыря его не могли научить боевым искусствам. Чувство опасности пробудило в нём его истинное воинственное начало, и юноша побеждает врага.

Истощенный и израненный, к концу третьего дня блуждания, беглец вынужден с горечью признаться себе: не зная, куда идти, он сделал круг и вернулся к своей злосчастной тюрьме – монастырю. Умирая, он завещает похоронить себя в саду, где цветёт акация.

Жанр и направление

Трудно представить себе эпоху романтизма в литературе без жанра поэмы. «Мцыри» входит в тематическую группу сочинений Лермонтова о романтическом герое. Написанные ранее «Боярин Орша», «Исповедь» предвосхитили поэму о сбежавшем послушнике.

Более точное определение жанра «Мцыри» — романтическая поэма. Одной из характерных черт произведения является отражение идей героя. Юноша стремится к свободе, для него воля – цель жизни, главное счастье. Ради своей мечты он готов пожертвовать жизнью. Всё это позволяет считать Мцыри романтическим героем.

Не только Лермонтов в своём творчестве разрабатывал такой особый жанр поэмы. В первую очередь, можно сравнить «Мцыри» с поэмой К.Ф. Рылеева «Наливайко», сюжет которой восходит к эпохе борьбы казачества за независимость.

Другой особенностью романтической поэмы является исповедальный характер, что также свойственно «Мцыри». Исповедь содержит, как правило, повествование о надеждах и мечтах героя, его признания, порой неожиданные. Откровение отражает силу его духа, характер.

Главные герои и их характеристика

Для определения образа главного героя необходимо учитывать, что значит слово «мцыри». В грузинском есть два значения: послушник и пришелец. Изначально Лермонтов хотел назвать поэму «бэри», что по-грузински – монах, но именно «мцыри» максимально отражает сущность персонажа.

Почему Мцыри совершил побег? Его не пытали в монастыре, не заставляли делать непосильную работу. Однако же были причины, из-за которых герой страдал. Во-первых, мечтою юноши было обретение близкого человека, пусть не родственника, но одной нации, одной крови. Выросший сиротой, он мечтал хотя бы на мгновение ощутить тепло понимающей души. Другая цель героя – воля. Годы, проведённые в келье, он не может назвать жизнью, только на свободе он смог осознать, кто он есть на самом деле.

Важно отметить, что, несмотря на неудачу, персонаж «Мцыри» не жалуется на судьбу, он не проклинает себя, а уверенно принимает это испытание и даже радуется, что его мрачную жизнь украсили эти три дня.

Невозможно создание образа романтического героя без мотива любви. Эту цель несёт в себе упоминание в исповеди о молодой грузинке, когда юноша сам признаётся: «думы пылкие мои//Смутились…». и его мысли подробно описаны нами в сочинении.

В своей схватке с барсом герой проявил невероятную смелость и стойкость, риск и энергия сражения пробудили в нём дух предков, но молодому человеку не суждено обрести свободу и счастье. Таково авторское воплощение темы рока в образе Мцыри.

Темы

  • Свобода. Эта тема пронизывает поэму на двух уровнях. Первый – глобальный: Грузия подчиняется Российской империи, второй – касается лично главного героя поэмы: он мечтает о вольной жизни. Мцыри не желает смиряться со своим пленом в монастыре и совершает побег. Но от своей судьбы ему не уйти, и юноша через три дня, сделав круг, возвращается к ненавистным стенам.
  • Одиночество. Одной из причин побега был поиск близких по духу и крови людей. Мцыри одинок среди священнослужителей, он, скорее, чувствует своё родство с природой, чем с ними. Молодой человек вырос сиротой, он чужой для обоих миров: и для монастыря, и для горцев. Храм для него – плен, а к самостоятельной жизни, как показал его побег, послушник оказался не приспособлен.
  • Война. Герой «Мцыри» не участвовал в сражениях, но был рожден для них. Его отец был мужественным защитником своего народа, но его сын стал жертвой войны. Именно она оставила мальчика сиротой, именно из-за неё он не знал семьи, ласки, счастливого детства, а только монастырь и молитвы.
  • Любовь. Несчастный изгнанник не знает, что такое семья, у него нет друзей, все светлые воспоминания обращены детству. Но встреча с молодой грузинкой пробуждает в герое новые чувства. Мцыри понимает, что счастье возможно и сейчас, только бы найти верную дорогу, но жизнь распорядилась иначе.

Проблематика

Проблема угнетения личности всегда волновала Лермонтова. Поэт горячо любил Кавказ, бывал там в детстве, несколько раз был отправлен туда на войну. Исполняя свой долг перед родиной, писатель воевал и мужественно сражался, но, в то же время, в глубине души он сочувствовал невинным жертвам этой политической кампании. Эти свои переживания Михаил Юрьевич выразил в образе главного героя поэмы. Казалось бы, Мцыри должен быть благодарен генералу, ведь по его милости не погиб еще ребёнком, но своё пребывание в монастыре он жизнью назвать не может. Так, изобразив жизнь одного, автор показал судьбу многих, что позволило читателям совершенно по-иному взглянуть на Кавказские войны. Таким образом, творец затронул и политические, и социальные проблемы, вытекающие из любого насильственного действия со стороны государства. Официально воюют только солдаты, но в реальности в кровавый круговорот вовлечены мирные жители, семьи и судьбы которых – разменная монета для реализации масштабных планов его величества.

Идея произведения

Поэма построена на антитезе свободы и плена, но в контексте эпохи, когда жил и творил Лермонтов, эти понятия имели гораздо более широкое значение. Неслучайно, опасаясь цензуры, поэт самостоятельно правил и вычеркивал некоторые фрагменты. Неудачное бегство юноши можно рассматривать как аллегорию на Декабрьское восстание: неволя монастыря – гнёт самодержавия, обреченная на неудачу попытка освободиться – выступление декабристов. Таким образом, основная мысль в «Мцыри» была зашифрована и скрыта от властей, чтобы читатели смогли ее найти между строк.

Так Лермонтов отзывается в поэме не только на проблему покорения кавказских народов, но и на события 1825 года. Автор наделяет героя не только смелостью, выносливостью и бунтарским характером, молодой человек благороден, несмотря на свою печальную судьбу, он ни на кого не держит зла. В этом и смысл «Мцыри» — показать мятеж души без зла и жажды мести, чистый, красивый и обреченный порыв, каковым стало восстание декабристов.

Чему учит?

Поэма заставляет задуматься о том, что у любой военной победы есть и своя обратная сторона: Грузия была присоединена к России в 1801 году, однако при этом пострадали не только армии, но и мирные жители, ни в чём не повинные дети, как главный герой «Мцыри». Главная мысль в поэме «Мцыри» — гуманистическая: это не должно повториться вновь.

Лермонтов призывает бороться и противостоять судьбе до конца, никогда не терять надежды. И даже в случае неудачи не роптать на жизнь, а мужественно принимать все испытания. Поскольку поэт наделил своего персонажа всеми этими качествами, читатель воспринимает его, несмотря на неудачный и спонтанный побег, не как несчастную жертву, а как истинного героя.

Критика

Литературный мир с восторгом принял поэму «Мцыри». Лермонтова начали осыпать похвалами за его творение ещё до выхода произведения в печать. Например, А. Н. Муравьев вспоминает о прочтении автором только что написанной книги: «…никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления». С.Т. Аксаков в «Истории моего знакомства с Гоголем» пишет о прекрасном авторском прочтении «Мцыри» на именинах Гоголя в 1840 году.

Наиболее авторитетный критик того времени В.Г. Белинский очень высоко ценил это произведение. В своей статье о поэме «Мцыри» он подчеркивает, насколько удачно поэтом выбраны размер и ритм и сравнивает звучание стихов с ударами меча. Он видит в книге отражение личности Лермонтова и восхищается изображением природы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке! Урок. Тема: Сочинение. Анализ эпизода в поэме «Мцыри» в 8 классе.

Цели:

    учить выполнять анализ эпизода по определенному плану;

    развивать устную и письменную речь учащихся;

    закреплять представления учащихся о романтической поэме романтическом герое;

    развивать логическое мышление учащихся;

    воспитывать любовь к слову.

Оборудование: иллюстрация «Бой с барсом» М.Н. Орловой-Мочаловой, словарь.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока.

Наша задача на урок - подготовится и написать сочинение по поэме «Мцыри» (анализ эпизода).

///. Анализ темы и идеи сочинения.

    Что значит выполнить анализ эпизода и для чего нам это надо?
    (Выполнить анализ эпизода - значит рассмотреть его на разных
    уровнях - лексическом, синтаксическом и других. Выполняем мы
    это для того, чтобы лучше понять героя или героев эпизода и выяснить роль этого эпизода во всем произведении).

    Какой эпизод из поэмы «Мцыри» вам понравился больше всего?

    Какой эпизод мы назвали кульминацией поэмы? (Главы 16-18).

    Анализировать будем эти главы. Прежде чем их перечитать, ознакомимся с планом, по которому будем работать.

План.

1. Тема эпизода (ключевые слова).

    Идея эпизода.

    Заглавие эпизода и на что оно указывает (на тему или идею).

    Доказать, что этот эпизод является текстом.

    Стиль текста.

    Средства художественной изобразительности эпизода.

    Синтаксис эпизода.

    Пунктуация эпизода.

    Интонация.

10.Художественная роль эпизода в произведении.

Все пункты плана вам понятны?
IV. Анализ эпизода (работа по плану).

    Я вам читаю эпизод из поэмы, а вы думаете над его темой и идеей.

    Как вы определили тему этого эпизода? (Рассказ об одном издней, проведенным Мцыри на воле, а точнее - бой с барсом).

    Какие ключевые слова позволяют нам определить тему эпизода
    именно так? (Бой закипел, смертельный бой; бой продолжался;
    как в битве следует бойцу...).

    Тема эпизода - бой с барсом. А кого называют барсом? (работа со словарем).

Барс - крупное хищное животное семейства кошачьих с пятнистой шерстью.

    Мы помним, что действие поэмы «Мцыри» разворачивается на Кавказе, среди снежных гор. Обитателем таких мест является снежны барс.

    Что вам известно о снежном барсе? (Редкое животное, обитающее
    в горах).

    Вообще, барс - это животное - одиночка. Мцыри тоже одинок. В этом эпизоде говорится о битве двух одиночек.

    Какова идея этого эпизода? (Романтический герой показан в напряженный момент. В этом эпизоде Мцыри еще раз доказывает
    свою силу и показывает насколько сильно его желание жить на родине).

    Как можно озаглавить этот эпизод? («Бой с барсом», «Битва за
    жизнь»...).

    Что отражает - тему или идею - заглавие?

    Переходник четвертому пункту нашего плана. Какие есть основания для того, чтобы назвать этот эпизод текстом? (предложения
    связаны в единое целое общей темой и основной мыслью; эпизод
    имеет четкие границы, можно выделить начало и конец; в отрывке заключается определенное содержание, которое легко воспроизводимо).

    В каком стиле написан этот текст? Почему вы так решили?
    (Стиль- художественный, потому что этот текст используется в
    литературе, он адресован читателю. Текст отличается образностью и богатством изобразительных средств).

    Почему М.Ю. Лермонтов использует в своей поэме так много
    изобразительных средств? (Потому что его поэма - романтическая. А язык романтических поэм всегда отличается образностью,
    яркостью, метафоричностью).

    Попробуем найти некоторые тропы в этой поэме, (работа по
    группам).

1-ая группа находит эпитеты.

2-ая - метафоры.

3-ая- сравнения.

4-ая- олицетворения.

Проверка.

Какой троп автор использует в этом эпизоде чаще других? Почему? (сравнение - сук, как топор; застонал, как человек; сплетясь, как пара змей. В этом эпизоде барс и Мцыри выступают как одно целое. Мцыри сливается с природой. Между ними нет границы: «человек - животное». Это два живых существа каждое из которых борется за свою жизнь).

    Рассмотрим некоторые стилистические фигуры. Можете ли вы сразу сказать, какая фигура встречается довольно часто? (Умолчание).

    Работа по группам.

1 -ая группа находит умолчание.

2-ая инверсию.

3-ая риторические вопросы.

Проверка.

    Умолчание встречается в этом эпизоде 10 раз. Это позволяет прервать речь Мцыри и дает возможность поразмышлять читателю;
    почти все предложения построены на инверсии, что способствует усилению выразительности речи; в этом эпизоде один риторический вопрос, который звучит вначале. Мцыри, задавая этот вопрос, привлекает наше внимание к своему рассказу.

    Работаем над синтаксисом эпизода. Какие предложения по конструкции использует автор?

1 -ая группа работает с 16 главой

2-ая с 17 главой

3-ая с 18 главой

В основном это сложные предложения (ССП) и простые с однородными сказуемыми. Обилие глаголов позволяет автору передать быстроту, стремительность, многообразие действий героев.

Как оформлены длинные по своей конструкции предложения?
(Короткие строки поэмы, предложения переносятся с одной строки на другую. Это передает напряженность монолога. Речь Мцыри звучит упруг0,передавая энергетику героя).

    Какие знаки препинания использует автор, и как они влияют на
    интонацию? (Знаков препинания много. Это и запятые, точка с
    запятой, двоеточие, тире. В конце предложений автор часто ста
    вит восклицательный знак. Это влияет на интонацию. Знаки позволяют выделить голосом важные слова, сделать, где необходимо, паузы, и, таким образом, исполнитель сможет более точно, эмоциональнее передать монолог умирающего Мцыри).

    Какую роль играет этот эпизод в поэме? (Эпизод позволяет лучше
    понять характер и душу Мцыри. Перед нами необыкновенный человек, который ради своей заветной мечты побеждает в рукопашной схватке дикого зверя. Поэт подчеркивает, что его герой чужой среди тех людей, с кем он вынужден жить. В мире дикой природы он чувствует себя своим).

    Ребята, осталось для вас что-нибудь непонятное?

V. Работа в черновиках.

    Чтение частей сочинений. Редактирование работ.

    Итог урока.

VIII. Домашнее задание.

Дописать сочинение.

Анализируя поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» первое, что приходит на ум- это бой главного героя с барсом. Данный эпизод в произведении является ключевым и полностью раскрывает его смысл-свобода ценнее жизни в неволе.

Легенда о бое горца с грозным и мощным животным давно живет на Кавказе и могла быть услышана впечатлительным поэтом в детстве. Повзрослевший Лермонтов, годами вынашивая идею написания «Мцыри», взял этот эпизод за основу. Он не случайно поместил его в центр композиции и уделил ключевое внимание. По замыслу автора духовное перерождение главного героя происходит именно в момент победы над достойным соперником. Юный послушник понимает, что настоящая жизнь-это события от которых закипает кровь, а не многочасовые молитвы и ежедневное соблюдение строгого поста.

Оба соперника выступают равными друг другу. Это видно в словах юного монаха, описывающего хищного зверя. Мцыри с восхищением отзывается о барсе, в его словах не видно страха, призрения или ужаса. Юноша понимает, что соперник, встретившийся ему на пути-такой же воин, как и он сам. Они оба, животное и мальчик, борются за жизнь с полной самоотдачей и проявление их инстинктов естественно и не наигранно.

Пьянящее ощущение свободы дается Мцыри очень дорогой ценой. Израненный, голодный и крайне истощенный, он был найден служителями монастыря в степи. Тем не менее, юный горец не готов променять эти три коротких дня даже на две длинных размеренных монашеских жизни. Он с горечью и тоской сожалеет лишь о том, что так и не смог найти дорогу домой, в родной аул, воспоминания о котором живо вспыхнули в его душе во время побега.

Поэма до сих пор производит сильное впечатление на думающего читателя потому, что только через трудности и их достойное преодоление человек обретает истинную свободу в душе и гармонию сердце. А Лермонтов, как гениальный автор смог донести это посредством красоты и силы русского слова.

Несколько интересных сочинений

  • Смысл названия рассказа Матрёнин двор Солженицына

    Одной из важнейшей составляющих произведений является его название. И это не случайно, так как заголовок позволяет правильно осмыслить тему, идею автора, раскрыть образы героев.

  • Сочинение Мое любимое стихотворение Пушкина

    Я долго не мог решить, что из лирики Пушкина я могу назвать любимым произведением. Александр Сергеевич известен любовной лирикой, его «Евгений Онегин» очень популярен, у него очень много стихотворений

  • Сочинение Характеристика Толстого и тонкого в рассказе Чехова Толстый и тонкий

    Антон Павлович Чехов – мастер юмористического рассказа. Через детали, разнообразные символы и образы он создает шедевры, которые будут актуальны еще у многих поколений.

  • Сочинение Слуга Петр в романе Отцы и дети Тургенева

    Роман «Отцы и дети» является актуальным и по сей день благодаря своей проблематике, которая, собственно, раскрывается в названии романа. Тургенев показывает нам противостояние поколений

  • Невозможно прожить жизнь и не ошибаться. Ошибка совершает каждый человек и каждое поколение, которое живет на земле. Не совершая ошибок невозможно получить опыт.

«Бой с барсом». Анализ эпизода М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

    Перечитайте строфы 14-19, определите границы эпизода ____________________________

    Определите время и место действия, назовите участников события

____________________________

    Перед вами план, характеризующий развитие действия. Найдите соответствия в тексте.

Мцыри видит барса, любуется противником (строфы_________________)

Барс грызёт кость, не замечая человека (строфы___________________)

Барс обнаруживает противника и готовится к нападению (строфы______________)

Зверь атакует. Мцыри отражает удар и наносит ответный (строфы______________)

Новая схватка (строфы______________)

Последнее усилие барса (строфы_________________)

Победа Мцыри (строфы_______________)

Выделите в эпизоде экспозицию (стр.______), завязку (стр.______), кульминацию (стр._____), развязку (стр.______).

    Какие мысли и чувства пробуждает в вас этот эпизод. Подберите существительные или прилагательные, характеризующие эмоциональный фон отрывка, настроение героя (грусть, радость, веселье, тревога, спокойствие, напряжение, азарт, жестокость, доброта, восхищение, презрение, злоба; радостный, счастливый, тревожный, мятежный, беспокойный, озлобленный, азартный и т. д.).

__________________________________________________________________________

    Подберите заголовок, содержащий эмоциональную оценку данной сцены.

____________________________________________________________________

Проанализируйте предложенные варианты: «Грозная битва», «Смертельный бой», «Решающая схватка», «Суровое испытание», «Борьба за жизнь», «Решающее сражение». Найдите слова синонимы (см. примеры заголовков в задании №5), объясните их значение. Какие из данный слов встречаются в тексте поэмы?

    Выпишите существительные и глаголы, использованные в описании схватки.

___________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________

В чём особенность выписанных вами существительных? Чем вы можете объяснить обилие глаголов и глагольных форм? Сделайте вывод.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как в тексте характеризуются участники схватки?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Среди выписанных примеров найдите эпитеты, метафоры, перифраз, сравнения. Сделайте выводы о характерах героев, их отношении друг к другу.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Мог ли Мцыри избежать битвы? Почему он ждёт, когда зверь его заметит? Почему эта схватка столь важна для героя? В чём он хочет убедиться? Сделайте выводы о характере Мцыри. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие чувства по отношению к своему противнику испытывает Мцыри? Докажите по тексту. Чем привлекает барс героя? Какими качествами наделяет юноша своего противника? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему именно эти качества вызывают восхищение Мцыри? Сравните свой ответ с третьей строфой поэмы. Докажите, что Мцыри - романтический герой. Вспомните основные признаки романтизма.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Сформулируйте основную мысль (идею) поэмы. Как она реализуется в данном эпизоде? Запишите выводы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Данный эпизод - фрагмент монолога героя, отметьте синтаксические, лексические и морфологические особенности, характерные для данной формы повествования. Определите стиль фрагмента.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие типы речи сочетаются в данном отрывке. Найдите примеры описания (строки___________________), рассуждения (строки__________________), повествования (строки_______________). Определите тип своего будущего сочинения. От какого лица вы будете вести повествование? Перескажите от своего лица события «той ночи» (устно). Как вы думаете, нужно ли этот пересказ включать в сочинение? Почему?

    Определите стихотворный размер отрывка и способ рифмовки. Попробуйте объяснить, как это связано с замыслом поэмы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Продумайте план будущего сочинение на тему «Анализ эпизода «Бой с барсом», учитывая при этом общий план анализа эпизода.

План анализа эпизода

1.Общая характеристика произведения, мировоззрения писателя (поэта), его творческого метода.

2.Композиционная роль эпизода.

3.Место, время действия, минисюжет эпизода и его развитие.

4.Основной конфликт и его участники (их поведение, описание, характеристика).

5.Как в этом эпизоде раскрывается главный герой произведения.

7.Художественно-изобразительные средства (тропы).

8.Стилистические приёмы, особенности повествования, типы речи.

9.Наиболее значимые детали, роль пейзажа и других описаний.

10.Личное отношение к проблеме, героям.

11.Примеры трактовки текста, отзывы критиков и литературоведов.

12.Основная мысль эпизода в соотнесении с идеей поэмы в целом.

План сочинения

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Прочтите в учебной хрестоматии критические материалы о поэме М.Лермонтова. Как критики оценивают характер Мцыри? Чья позиция вам ближе? С кем хотелось бы поспорить?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Прочтите возможный вариант вступления к сочинению.

«Романтическая поэма «Мцыри» была создана М. Лермонтовым в 1839 году. Несмотря на трагичность сюжета (главный герой погибает), произведение оптимистично. Наверное, потому, что главный герой любит жизнь и не мыслит её без борьбы.

Вот и в кульминационном эпизоде молодой послушник вступает в решительную схватку с диким зверем - барсом.»

Что на ваш взгляд удачно, что нет в данном отрывке. Напишите собственное вступление.

    Проанализируйте записи, сделанные по ходу практической работы. Напишите сочинение.

В поэме “Мцыри” Михаил Юрьевич Лермонтов повествует о человеке, который всем сердцем любит свою Родину, свой народ, но вынужден находиться вдали от родных мест, и это причиняет ему самые тяжелые страдания. Юноша не живет, а существует в мрачных стенах монастыря, не имея возможности вернуться в свои родные края. Его сердце терзают тоска и печаль по родным и близким людям, по вольной жизни на лоне природы. Однажды Мцыри решает откликнуться на собственные душевные призывы и сбежать из тюрьмы, в которую превратился для него монастырь.

не знает дороги домой и убегает из монастыря в полную неизвестность, прекрасно понимая, что в случае неудачи, его ждет погибель. Но мечта о Родине настолько велика, что даже возможная смерть не страшит юношу.

В свой первый день на свободе Мцыри наслаждается великолепной, пышной природой родного Кавказа. Он восхищается ее красками, зачарованно слушает пение птиц и шум горных потоков, наблюдает и всматривается во все, происходящее рядом с ним. Здесь Мцыри случайно встретил юную красавицу-грузинку, и его сердце забилось быстрее, охваченное незнакомым волнением страсти. Но юноша подавил в себе этот любовный порыв. Он

должен продолжить свой путь на Родину, к свободе. Ради этой цели Мцыри готов отказаться от личного счастья.

Следующим испытанием для Мцыри стала встреча с барсом. Дикий барс могуч и красив. Схватка с ним была страшна, но Мцыри победил зверя, испытав впервые страсть битвы и радость победы. Желание вернуться в край отцов и стать настоящим воином разгорелось в душе героя еще сильнее прежнего. Еще ненавистнее для него стал плен монастыря, где юноша рос и был одинок и несчастен.

Мцыри глубоко презирал людей, которые видели смысл своей жизни в смиренном монастырском существовании. Прожив всю жизнь в заточении, герой страстно мечтает увидеть родную землю, свой дом, своих родных. Но его мечте не суждено было осуществиться. Мцыри не смог найти дорогу домой и вновь оказался у стен тюрьмы-монастыря. Он был замучен и смертельно ранен, но, познав вкус свободы, уже ни о чем не сожалел. Три дня свободы, которые он провел на воле, стали для него самыми счастливыми в жизни.

Мцыри умирает, но его образ свободолюбивого, мужественного и целеустремленного человека становится идеалом для многих поколений людей.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Бой с барсом­ Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” сама по себе довольно эмоциональная, но самое большое впечатление на читателя производит эпизод “Бой с барсом”. Автор...
  2. Поэма “Мцыри стала настоящим гимном стремлению и любви к свободе. Через образ главного героя поэт смог наиболее полно раскрыть собственную душу, самого себя и свои...
  3. М. Лермонтов поэтическое произведение “Мцыри” создал в 1839 году. С темой он определился во время пребывания на Кавказе. Лермонтову в этом помог служитель монастыря, знакомый...
  4. ­Встреча с грузинкой Романтическая поэма М. Ю. Лермонтова, написанная в 1839 году, стала одним из лучших произведений своего времени. Главный герой поэмы – юный Мцыри,...
  5. Поэма “Мцыри” – величайшее произведение русской романтической литературы. Главный герой поэмы – человек, у которого, по словам критика В. Г. Белинского, “могучий дух”, “огненная душа”...
  6. Почему Мцыри бежал из монастыря? “Мцыри” – романтическая поэма, написанная М. Ю. Лермонтовым в 1839 году, повествует о трагической судьбе пленного горского мальчика, совершившего побег...
  7. Творческое наследие поэта М. Ю. Лермонтова велико и беспредельно. В русскую литературу он вошел как поэт действия и силы, в произведениях которого прослеживается постоянный поиск...

Лучшие статьи по теме