Для школьников и родителей
  • Главная
  • Цифры и числа
  • Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро» (1). Александр Пушкин — Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный): Стих День чудесный еще ты дремлешь друг прелестный

Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро» (1). Александр Пушкин — Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный): Стих День чудесный еще ты дремлешь друг прелестный

«Зимнее утро» Александр Пушкин

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро»

Лирические произведения в творчестве Александра Пушкина занимают весьма значительное место. Поэт неоднократно признавался, что с трепетом относится не только к традициям, мифам и легендам своего народа, но и не перестает восхищаться красотой русской природы, яркой, красочной и полной таинственного волшебства. Он много раз предпринимал попытки запечатлеть самые разнообразные мгновения, мастерски создавая образы осеннего леса или же летнего луга. Однако одним из наиболее удачных, светлых и радостных произведений поэта по праву считается стихотворение «Зимнее утро», созданное в 1829 году.

С самых первых строчек Александр Пушкин настраивает читателя на романтический лад , в нескольких простых и изящных фразах описывая красоту зимней природы, когда дуэт мороза и солнца создает необыкновенно праздничное и оптимистичное настроение. Чтобы усилить эффект, поэт строит свое произведение на контрасте, упоминая о том, что еще вчера «вьюга злилась» и «на мутном небе мгла носилась». Пожалуй, каждому из нас хорошо знакомы подобные метаморфозы, когда в разгар зимы на смену бесконечным снегопадам приходит солнечное и ясное утро, наполненное тишиной и неизъяснимой красотой.

В такие дни просто грех сидеть дома, как бы уютно не потрескивал в камине огонь. И в каждой строчке пушкинского «Зимнего утра» ощущается призыв отправиться на прогулку, которая обещает массу незабываемых впечатлений. Особенно, если за окном простираются удивительные по красоте пейзажи – блестящая подо льдом река, припорошенные снегом лес и луга, которые напоминают белоснежное покрывало, сотканное чьей-то умелой рукой.

Каждая строчка этого стихотворения буквально пронизана свежестью и чистотой , а также восхищением и преклонением перед красотой родного края, который в любое время года не перестает удивлять поэта. Причем, Александр Пушкин не стремится скрывать переполняющие его чувства, как это делали многие его собратья по перу в 19 веке. Поэтому в стихотворении «Зимнее утро» нет вычурности и сдержанности, присущей другим авторам, но при этом каждая строчка пронизана теплотой, изяществом и гармонией. Кроме этого, простые радости в виде санной прогулки доставляют поэту подлинное счастье и помогают в полной мере ощутить все величие русской природу, изменчивой, роскошной и непредсказуемой.

Стихотворение «Зимнее утро» Александра Пушкина по праву считается одним из наиболее красивых и возвышенных произведений поэта . В нем отсутствует так свойственная автору язвительность, нет и привычного иносказания, которое заставляет искать в каждой строчке потаенный смысл. Это произведений – воплощение нежности, света и красоты. Поэтому неудивительно, что написано оно легким и мелодичным четырехстопным ямбом, к которому Пушкин прибегал довольно часто в тех случаях, когда хотел придать своим стихам особую изысканность и легкость. Даже в контрастном описании непогоды, которое призвано подчеркнуть свежесть и яркость солнечного зимнего утра, нет привычного сгущения красок: снежная буря представлена как мимолетное явление, которое не в состоянии омрачить ожидания нового дня, наполненного величественным спокойствием.

При этом сам автор не перестает удивляться столь разительным переменам, которые произошли всего за одну ночь. Словно бы сама природа выступила в роли укротительницы коварной метели, заставив ее сменить гнев на милость и, тем самым, подарила людям удивительное по красоте утро, наполненное морозной свежестью, скрипом пушистого снега, звенящей тишиной безмолвных снежных равнин и очарованием солнечных лучей, переливающихся всеми цветами радуги в морозных оконных узорах.

Школьные годы никогда нельзя было назвать простыми или легкими, а если ты ходишь в школу для девочек, то это конец. Отсутствие парней, куча «соперниц» и вечное соревнование в рейтинге - это то, из чего состояла Средняя Школа Мидори. Именно ее и посещала Мидори Ки, то есть я. Не знаю, почему родители решили отдать меня именно сюда, но с этого и начались проблемы. Оскорбительные прозвища из-за имени и цвета волос были меньшей из проблем. Постоянные стычки с одноклассницами, подставы и стукачество были моей головной болью. Думаю, никого не удивит, что в один день мое терпение лопнуло? Это было после уроков, когда большинство учеников уходило домой. Четыре девочки, мои, уже бывшие, одноклассницы, решили вновь устроить мне темную. В этот раз их целью было отрезать мои волосы, при этом сняв все на камеру. Тогда чаша терпения переполнилась. Я могла молча сносить словесные оскорбления, сокрытие школьных принадлежностей и изрисованную парту, но физический вред? Нет. И я решила не сдерживаться, ударив девочек в животы со всей силы. На крики прибежали взволнованные учителя, которым стоило увидеть валяющихся учениц, как они подняли такой балаган. А моих родителей вызвали в школу на серьезный разговор. Поэтому я стою сейчас в кабинете директора, слушая его нудную речь, которая ничего, кроме осуждений в сторону матери и отца, не несла. Когда же в мою сторону пошла наглая клевета, я не смолчала: - Вранье! Наглая ложь! Все прекрасно знают, кто прятал мои учебники, рвал тетради и рисовал на моей парте! Отец попытался успокоить меня, положив ладонь на плечо, но я резко сбросила его руку. Молчать только потому, что взрослые решили, что так правильно? К черту! Даже в спорте больше ценят честность, чем в этой школе! Директор же, высокий и опрятно одетый мужчина, вскочил со своего кожаного кресла. Он хлопнул по столу, как делал это всегда, стоило кого-то привести на ковер за нарушение правил. Многих это пугало, не спорю, никому не будет приятно, когда на него начнут давить. Тем более тот, которого тебя учили уважать. - Хватит! У вас будут доказательства своих слов, Мидори-сан? - жестко спросил Кимура-сан, поправляя прямоугольные очки, слегка сползшие с переносицы. - Да! - выкрикнула я, опередив открывшую рот мать. Засунув руку в карман школьной юбки, которую я ненавижу всем сердцем, достала оттуда свой телефон. Открыла галерею, где на фотографиях были все шедевры, которые одноклассницы оставляли на моей парте. «Огурец», «Дерево», «Капуста». «Кому ты нужна?», «Вали из школы, призрак!», «Умри!». Родители вздохнули, так как уже видели все это. Но они лишь говорили потерпеть, убеждали, что все скоро закончится. Но это не прекращалось. А становилось только опаснее. Девки борзели на глазах, быстро перейдя в своих поступках на физический вред. Сначала волосы, а потом? Меня бы избили в женском туалете. - Или вам включить запись их разговоров? Думаете, что по голосу никто не поймет, кто это? Хотя, давайте я вам покажу видео, как они взламывают мой шкафчик и крадут вещи? Какие еще доказательства предоставить?! Но, знаете, что? Пошли вы к черту со своей долбаной школой! Развернувшись, я пулей вылетела из кабинета, проигнорировав приказ вернуться назад. Какая разница, если уже к завтрашнему утру я перестану быть ученицей Средней Мидори? Глупые формальности, которые только и делают, что усложняют жизнь. Даже если все и знают правду, пока суд не вынесет приговор, ничего нельзя будет поделать. И все эти права и обязанности нужны государству, чтобы им легче было контролировать народ. Держать их в стране перед законом. Выбежав за ворота школы, я побрела на спортивную площадку, где любила играть в баскетбол с другими людьми. Кто-то был школьником, кто-то студентом, никакой разницы не было. Умеешь играть? Тогда вперед! Иногда удавалось сыграть в женский баскетбол, но довольно редко, ибо не всегда у девушек было время. Многие из них ходили в два школьных кружка, и это отнимало много сил. На площадке было пусто, хотя это не удивительно, все ребята еще заняты своими обязанностями. Скинув с плеча сумку с учебниками, я вышла в центр поля. Вытянув руки к небу, я с наслаждением потянулась. Послышался хруст. - Начнем! - бодренько воскликнула я, пытаясь привести себя в чувства. Зарядка была, пожалуй, моим самым нелюбимым занятием. Несмотря на ее огромную пользу, она не представляла для меня интереса. Обыкновенное повторение заученных с детства упражнений, вызывающих только скуку. Тут шею размять, там кисти и голеностопы. Тут мышцы, там связки. Нудятина! И так тридцать минут минимум. Каждый день. Несколько раз. Погода была приятной, оно и неудивительно, осень же. Сезон дождей прошел, поэтому погода стояла замечательная. И сидеть это время в классе - кошмар для любого подростка. - Ки-чан, привет! - помахал мне рукой парень, иногда присоединяющийся к нашей игре в баскетбол, - Ты сегодня рано. Стерев пот со лба напульсником, я опустила руки на колени, сгибаясь. Хорошо проведенная зарядка - залог успеха. - Привет, Ямамото-кун, - поприветствовала друга, радостно улыбаясь. - Зови меня по имени, Ки-чан, я же просил, - осуждающе сказал бейсболист, опуская при этом школьную сумку на скамейку. - Хорошо, Такеши, - согласилась я, опустив при этом уважительный суффикс, - Но ты взамен перестать звать меня этим простецким именем. И давай уже начнем? Ты же размялся на своей тренировке? Вот и чудно! Ямамото засмеялся, как обычно это делает, когда не знает, чего еще добавить к уже сказанному. Он взял в руки мяч, пару раз ударил им об пол. Встав напротив, он отдал мне пас через пол, тем самым, обозначив начало игры. Скрип кед о пол, тяжелое дыхание противника над ухом, длинные руки, блокирующие движения. Вдвоем играть было также весело, как и в компании. Если не считать его некую мягкотелость во время матча, так как, по его словам, он «не бьет девушек». От трехочкового броска меня отвлек голос матери, слегка разозленный и громкий. Повернув голову, я увидела родительницу, строго уперевшую руки в бока. С плеча ее свисала сумка-почтальонка, а на голове была шляпа с широкими полями. Она всегда была странноватой. По ее лицу, которое я видела внезапно отчетливо, было понятно, что меня ждет взбучка дома. Она вытянула руку, указательным пальцем показав на место рядом с собой. Такой тонкий намек, что мне не дадут отдохнуть. - Проблемы? - шепнул Ямамото, незаметно положив руку на спину. Я покачала головой, натянуто улыбнувшись. Какой еще ответ можно дать на этот вопрос, кроме «Нормально»? - Неа, все в порядке, расслабься! Ну, я пошла. Взяв небрежно брошенную сумку и сетку для мяча, я перебросила их через плечо. Тяжелая сумка больно ударила по спине. Снова синяк будет. - Увидимся завтра, Мидори-чан! - бросил вдогонку Такеши. Шла я навстречу женщине с огромной неохотой. А стоило поравняться, как она цепко схватила меня за локоть. Мне было ужасно стыдно перед Ямамото за этот спектакль, но не поступи я так, скандал начался бы прямо на улице. Только этого мне не хватало. Дорога до дома прошла в молчании, да и внутри особых разговоров тоже не было. Отец сидел на кухне, держа в обеих руках кружку с кофе, как обычно это делал, стоило мне накосячить. Ведь он ненавидит кофе, даже теплый шоколад не переносит. Мать, подойдя к шкафчику с посудой, взяла прозрачный стакан, налила воды из-под крана. И подобные манипуляции происходили едва ли не каждую неделю, начавшись тогда, когда я поступила в Среднюю Мидори. - Ты добилась своего, поздравляю, - первым заговорил отец, делая глоток, - Ты больше не будешь посещать занятия в Средней Школе Мидори. Кимура-сан согласился не выгонять тебя с позором, а принять наше добровольное заявления об уходе. Поэтому, со следующего понедельника ты станешь ученицей Средней Намимори. - Ты ведь понимаешь, - пошла в наступление мать, постукивая ухоженными ноготками по столу, - Что это полный провал? Школа слабая, да и репутация оставляет желать лучшего. Я не знаю, что ты будешь делать, дабы поступить в будущем в топовые вузы Японии… Кивая на каждое высказанное слово, я мечтала о том, чтобы поскорее уйти к себе в комнату и уснуть. Если так не поступить, то все оставшееся время буду переживать. Оно мне надо? Тем более, когда завтра курсы, а задание по ним не выполнено. После долгого монолога родителей я наконец-таки поднялась наверх. Ступеньки казались мне выше обычно, из-за чего шла я медленно-медленно. Стоило подойти близко к кровати, как тут же упала лицом в подушку. Я поняла, что день сегодня был выматывающим. Но думаю, что принесенные жертвы в итоге окупятся. Главное, что я сменила класс, и, надеюсь, своих одноклассниц больше никогда не увижу. Иначе, кто знает, смогу ли я остановиться и не врезать им еще разочек? Ками-сама, пожалуйста, пусть и в моей жизни наступит белая полоса!..

Примечания:

И, напомню, для особо одаренны, что речь идет о жизни подростка, а не взрослого человека. Поэтому поведение, мысли и выводы, которые она делает, надеюсь, соответствуют возрасту.

Приятного чтения! Рехей скоро появится.

19 459 0

4.1 / 5 ( 9 votes )

Чтение первой строфы:

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Обратим внимание на 4-6-ю строчки. В них содержатся не только «тёмные» слова, хотя их неясность может быть не замечена, но и два ныне устаревших архаических факта грамматики. Во-первых, разве нас не удивляет словосочетание открой… взоры? Ведь сейчас можно только бросать взоры, устремить взоры, потупить взоры, но не открывать. Здесь существительное взоры имеет старое значение «глаза». Слово взор с таким значением встречается в художественной речи первой половины XIX века постоянно. Безусловный интерес здесь представляет причастие «сомкнуты». Краткое причастие, как известно, в предложении всегда является сказуемым. Но тогда, где то подлежащее, к которому оно относится? По смыслу слово сомкнуты явно тяготеет к существительному взоры, но оно является (открой что?) несомненным прямым дополнением. Значит «сомкнуты» является определением к слову «взоры».

Но почему тогда сомкнуты, а не сомкнутые? Перед нами так называемое усечённое причастие, которое, как и усечённое прилагательное, было одним из излюбленных поэтических вольностей поэтов XVIII – первой половины XIX века.

А теперь коснёмся ещё одного слова в этой строке. Это существительное «нега». Оно тоже небезынтересно. В словаре С. И. Ожегова оно толкуется: «Нега – и.ж. (устар.) 1. Полное довольство. Жить в неге. 2. Блаженство, приятное состояние. Предаться неге».

«Словарь языка Пушкина» отмечает наряду с этим следующие значения: «Состояние безмятежного покоя» и «чувственное упоение, наслаждение». Слово нега не соответствует перечисленным значениям в рассматриваемом стихотворении. На современный русский язык его в данном случае лучше всего перевести словом сон, поскольку сон – это самое полное «состояние безмятежного покоя».

Спустимся строчкой ниже. Здесь нас тоже поджидают языковые факты, требующие разъяснения. Их два. Во-первых, это слово Аврора. Как имя собственное, оно начинается с большой буквы, но по своему значению выступает здесь как нарицательное: латинское имя богини утренней зари нарицает саму утреннюю зарю. Во-вторых, его грамматическая форма. Ведь сейчас после предлога навстречу следует дательный падеж существительного и по современным правилам должно быть «Навстречу северной Авроре». А у родительный падеж – Авроры. Это не опечатка и не ошибка, а ныне устаревшая архаическая форма. Ранее предлог навстречу требовал после себя существительного в форме родительного падежа. Для Пушкина и его современников это была норма.

Скажем несколько слов о словосочетании «Звездою севера явись». Слово звезда (севера) обозначает здесь самую достойную женщину Петербурга, а не употребляется в прямом значении – небесное тело.

Вторая строфа

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:

Здесь мы обратим внимание на слова вечор и мгла. Мы знаем, что слово вечор и обозначает вчера вечером. В обычном употреблении слово мгла значит сейчас тьма, мрак. Поэт использует это слово в значении «густой снег, скрывающий в тумане, как своеобразная завеса, всё окружающее».

Третья строфа

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Третья строфа стихотворения отличается языковой прозрачностью. В ней нет ничего несовременного, и ни в каких пояснениях она не нуждается.

4 и 5 строфы

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Здесь есть языковые «особинки». Вот поэт говорит: «Приятно думать у лежанки».

Анализ непонятных слов и выражений

Вот поэт говорит: «Приятно думать у лежанки». Понятно ли вам это предложение? Оказывается, нет. Мешает нам тут слово лежанка. Лежанка – невысокого (на уровне современной кровати) выступа у русской печки, на котором, греясь, отдыхали или спали.

В самом конце этой строфы странно и непривычно звучит слово запречь вместо нормативного, правильного современного запрячь от глагола запрягать. Во времена та и другая форма существовала на равных, и, несомненно, форма «запречь» появилась тут у Пушкина для рифмовки как факт поэтической вольности, который был обусловлен стоявшим выше словом печь.

Стихи А.С. Пушкина о зиме - отличное средство, чтобы взглянуть на снежную и холодную погоду другими глазами, увидеть в ней то прекрасное, что прячут от нас серые будни и грязные улицы. Ведь не зря говорили, что у природы нет плохой погоды.

Картина Виктора Григорьевича Цыплакова «Мороз и солнце»

ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запрячь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Картина Алексея Саврасова "Дворик. Зима"

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Картина Алексея Саврасова "Зимняя дорога"

Вот север, тучи нагоняя...

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

Картина Густава Курбе "Окраина деревни зимой"

ЗИМА!... КРЕСТЬЯНИН ТОРЖЕСТВУЯ... (Отрывок из поэмы "Евгений Онегин")

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.

Картина Исаака Бродского "Зима"

ЗИМНЯЯ ДОРОГА

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Картина Николая Крымова "Зимний вечер"

В ТОТ ГОД ОСЕНЯЯ ПОГОДА

В тот год осеняя погода
Стояла долго на дворе.
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе,
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окне увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все блестит кругом.

Лучшие статьи по теме