Для школьников и родителей
  • Главная
  • Цифры и числа
  • «Главное впечатление от «Темных аллей. «Главное впечатление от «Темных аллей II. Вступительное слово учителя

«Главное впечатление от «Темных аллей. «Главное впечатление от «Темных аллей II. Вступительное слово учителя

Урок литературы в 11 классеПодготовила учитель русского языка и литературы Матвеева Валентина ГеннадьевнаГКОУ ВО кадетская школа-интернат «Кадетский корпус» им. Д.М.Пожарского
Тема. Поэтический мир И.А. Бунина в стихотворении «Забытый фонтан».Цель. Формирование умения работать с лирическим произведением через анализ стихотворения «Забытый фонтан».Задачи. 1.Повторить план анализа лирического произведения. 2.Раскрыть поэтический мир И. Бунина в стихотворении «Забытый фонтан». 3.Формировать образную речь учащихся. 4. Развивать воображение, творческие способности обучающихся.Оборудование: Стихотворение «Забытый фонтан», портрет И. Бунина.Эпиграфы: Писатель мыслит образами. И.А. Бунин Действительность -…только то, что чувствую И.А.Бунин

Тезис:«Храните, цените, разглядите».


Ход урока.

1.Организационно-мотивационный этап. Цель: настроить учащихся на учебную деятельность и тему урока. Чтение эпиграфов и осознание смысла высказываний И.Бунина.

2.Чем же запомнился вам Бунин как человек и писатель?

Учащиеся делятся впечатлениями от первой встречи с Буниным, зачитывают миниатюры, подготовленные дома.

3. Вступительное слово учителя.

– Кто из вас когда-нибудь пробовал писать рассказы или стихи? Поделитесь своими ощущениями.

– Что такое, по вашему мнению, писательский труд? Развлечение? Работа?

Вот как о работе Бунина вспоминал его племянник, литератор Пушешников.

Выдержки из его дневника свидетельствуют о том, как требователен был писатель к себе.

«Я, вероятно, все-таки рожден стихотворцем, – приводит Пушешников слова Бунина... – Мне хочется писать без всякой формы, не согласуясь ни с какими литературными приемами. Но какая мука, какое невероятное страдание литературное искусство! Я начинаю писать, говорю самую простую фразу, но вдруг вспоминаю, что подобную этой фразе сказал не то Лермонтов, не то Тургенев... Иногда за все утро я в силах, и то с адскими муками, написать всего несколько строк».

Вспоминал Пушешников слова, сказанные ему Буниным, когда они гуляли по лесной просеке: «Вот, например, как сказать обо всей этой красоте, как передать эти краски, за этим желтым лесом дубы, их цвет, от которого изменяется окраска неба. Это истинное мучение! Я прихожу в отчаяние, что не могу этого запомнить. Я испытываю мутность мысли, тяжесть и слабость в теле. Пишу, от усталости текут слезы. Какая мука наше писательское ремесло... В нашем ремесле ужасно то, что ум возвращается на старые дороги… А какая мука найти звук, мелодию рассказа, – звук, который определяет все последующее! Пока я не найду этот звук, я не могу писать».

Слова учителя. Бунин развивает мысль о том, что «поэзия – это ежедневный труд»: «Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день по нескольку часов играть на своем инструменте. А о чем писать? О чем угодно. Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, пишите просто обо всем, что увидите...Каждый предмет из тех, какие окружают вас, каждое ваше чувство есть тема для стихотворения. Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите... Будьте в искусстве независимы. Этому можно научиться. И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии. Вам станет легче дышать». В мир подлинной поэзии Бунина предстоит войти и нам. 4. Чтение стихотворения «Забытый фонтан». Звучит музыка Шопена Рассыпался чертог из янтаря,- Из края в край сквозит аллея к дому. Холодное дыханье сентября Разносит ветер по саду пустому. Он заметает листьями фонтан, Взвевает их, внезапно налетая, И, точно птиц испуганная стая, Кружат они среди пустых полян. Порой к фонтану девушка приходит, Влача по листьям спущенную шаль, И подолгу очей с него не сводит. В её лице – застывшая печаль, По целым дням она, как призрак, бродит, А дни бегут… Им никого не жаль.

5. Лингвистический анализ стихотворения «Забытый фонтан».

Ваше первое впечатление от сонета И.А.Бунина? (Восхищение, поразило чудо зарисовки, красота картины, музыкальность, напевность. Красота, звенящая, сказочная, охватывает нас с первых строк стихотворения: «Рассыпался чертог из янтаря…»).

Что вы представляете при слове чертог? (При слове чертог воображаешь пышное, великолепное здание, дворец.)

Слово учителя. Мы привыкли к словосочетанию «царский чертог», а здесь янтарный. Это не только чудеснее, но и роднее, ближе, потому что это-милый осенний лес, сад, где бродит девушка, где любим бродить и мы. Очень красиво, но отчего возникает лёгкая грусть? (Чертог рассыпался, и властвует «холодное дыханье сентября» в пустом саду. Красота под ногами. И аллея уже не ласково-уютная, а «сквозит». Ветер печальный).

С чем сравниваются листья? (с «испуганной» стаей птиц)

Скажите, отчего ещё грусть? (от пустого, притихшего фонтана)

Каким мы видим фонтан летом? (Это хрустальные брызги, радугой переливающиеся на солнце. Он манил к себе, дарил радость, веселье, наслаждение).

Это несоответствие осеннего унылого фонтана с летним воспоминание о нём также вызывает грусть.

Кроме девушки, героем этого стихотворения являются ещё ветер и время. Расскажите о них

Ветер и печальный, и игривый, заботливый и хлопотливый, и даже добрый. Он как будто понимает нашу грусть, и вот перед нами янтарные брызги от листьев, которые он взвевает, «внезапно налетая». Но это длится только одно мгновение, и, «точно птиц испуганная стая», покидают они забытый фонтан.

А время суровое и даже безжалостное.

Как меняется настроение при чтении сонета? Почему? Лёгкая грусть, навеянная осенью, переходит в горькую, жгучую печаль, когда «к фонтану девушка приходит».

На кого похожа девушка? Почему? Она похожа на тень, призрак: её покинуло веселье, счастье; только застывшая память о любви, память, в которой сохранилось что-то дорогое, связанное с этим фонтаном: «И подолгу очей с него не сводит».

Какие ассоциации возникают у вас? Забытый фонтан – забытая любовь. «Холодное дыханье сентября» - и леденящий холод в душе одинокой, наверное, покинутой влюблённой… Чертог из янтаря рассыпался – счастье девушки ушло.

Какая выразительная деталь помогает нам понять безмерность страдания лирической героини? «Влача по листьям спущенную шаль…» Боль и страдания в её душе так велики, что они сковали её, она не замечает холода, а может у неё нет даже сил накинуть упавшую шаль на плечи…

Да, рана её так глубока, что время не властно над ней. Время, которое, по поговорке, лучший лекарь, здесь – безжалостно: «А дни бегут… Им никого не жаль».

6. Подведение итогов.

Мотив безжалостно-трагического времени, мира, в котором живёт человек, вплетён в чудно-сказочную картину природы. Красота сада, даже пустого, сквозящей аллеи, фонтана с янтарными брызгами осенних листьев – как золотая оправа, обрамляющая драгоценнейшее чувство – любовь и её вечную печальную спутницу – разлуку.

Любовная лирика Бунина не велика количественно. Она отражает смятенные думы и чувства поэта о тайне любви... Один из основных мотивов любовной лирики – одиночество, недосягаемость или невозможность счастья. Любовная лирика Бунина – страстная, чувственная, насыщенная жаждой любви и всегда исполнена трагизма, несбывшихся надежд, воспоминаний о былой юности и ушедшей любви.

7.Оценивание учащихся

8.. Задание на дом: 1. Выучить стихотворение наизусть. 2. Сочинение - рассуждение:

– Какой след в вашей душе оставила поэзия Бунина? «Бунин – поэт».

3. Эссе на тему:

Любовь в жизни человека – награда или наказание?

Возможна ли жизнь без любви?

Литература

1. Журнал «Литература в школе» № 2 1996 год.

2.. И.А. Бунин. Лирика

3.Литература (учебник), в II частях, под редакцией Г.И. Беленького

Твой труд переживет тебя, поэт,

Переживут творца его творенья,

Живого не утратит выраженья

С тебя когда-то списанный портрет.

И. Бунин

Я люблю и ценю творчество Ивана Алексеевича Бунина, первого русского писателя - лауреата Нобелевской премии. Но особенно он мне близок и понятен как поэт. Красота, смерть, любовь, разлука - все эти вечные темы получили трогательное и просветленное воплощение в стихотворениях Бунина. Его стихи - это страстная тяга к совершенству, к счастью на земле.

Я где-то читал, что Бунин мечтал стать вторым Пушкиным или Жуковским. В стихотворении “Эпитафия”, на мой взгляд, четко видна традиционная духовная связь Бунина с этими великими мастерами стиха:

Здесь, в тишине кладбищенской аллеи,

Где только ветер веет в полусне,

Все говорит о счастье и весне.

Сонет любви на старом мавзолее

Звучит бессмертной грустью обо мне,

А небеса синеют вдоль аллеи.

По философской насыщенности это стихотворение Бунина роднится с лучшими образцами философской лирики Жуковского, Пушкина, Лермонтова и Баратынского.

Особое место в поэзии Бунина занимает описание родной природы. Очень точно, мне кажется, подметил особенность Бунина-живописца М. Горький: “Когда я буду писать о вашей книге стихов, я, между прочим, буду сравнивать вас с Левитаном”. Нравится мне, как отозвался о таком Бунине Г. Адамович: “... один из последних лучей какого-то чудного русского дня”.

Удивительное чувство красоты природы и человеческой души И. Бунин вынес из своего детства, которое прошло среди орловских лесов и полей. Картины и сюжеты этого сказочно красивого русского края вошли во многие его стихи и прозу. Даже когда в стихах Бунина не присутствует человек, его родство с пейзажем четко ощущается:

Тепло и влажный блеск.

Запахли медом ржи,

На солнце бархатом пшеницы отливают,

И в зелени ветвей, в березах у межи,

Беспечно иволги болтают.

Уже в ранних стихотворениях Бунина проявились характерные особенности его поэтического стиля: четкость и простота сюжетов, красочные эпитеты, щемящее лирическое чувство. Бунин, словно чародей, завораживает своего читателя, поражая его воображение слиянием человеческой души и природы:

Вон радуга... Весело жить.

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе

И счастьем простым дорожить...

Поэт обращает внимание читателя на то, мимо чего он мог беспечно пройти, не заметив:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно -

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

Пристально вглядывается Бунин в настоящее и прошлое России. Итогом его философской лирики становятся признаки краткости человеческого существования на земле. Человек и космос притягивают его воображение, рождают смелые мысли:

Сажусь на камень теплого балкона.

Он озарен могильно, - бледный свет

Возьмет от звезд. Не слышно даже звона

Ночных цикад... Да, в мире жизни нет.

Есть только Бог над горными огнями,

Есть только он, несметный, ветхий днями.

По-моему, способность соединять в своем сознании обыденное и высокое - отличительная черта большого таланта.

Как всякий русский поэт, Бунин не миновал в своем творчестве мотивов одиночества, ностальгических настроений. Видимо, наша родина так просторна и грустна в своем почти космическом пейзаже, что болезненные чувства одиночества в будущем, прошлом и настоящем посещают русских поэтов независимо от внешних влияний. Я думаю, что и без эмиграции, со всеми ее чувственными символами, Бунин был бы горестно влюблен в свое “одиночество” посреди “русского космоса”. Физическая разлука с родиной только более оформила эти чувства:

Золотой недвижный свет

До постели лег.

Никого в подлунной нет,

Только я да Бог.

Знает только он мою

Мертвую печаль,

То, что я от всех таю...

Холод, блеск, мистраль.

Но и в эмиграции поэт сохранил свой чудесный - бунинский - русский язык, глубокое уважение к родному слову. В поэзии Бунин всегда и везде ценил философскую наполненность, ясность и благородство устремлений.

Известно, что в последние годы жизни Бунин почти не писал стихов, но зато его проза становилась все поэтичнее. Высокой поэзией пропитаны такие его прозаические вещи, как “Лика”, “Солнечный удар”, “Жизнь Арсеньева”. В “Жизнь Арсеньева”, по-моему, вошли все поэтические мироощущения Бунина, поэтому об этом произведении и говорят, что оно написано как бы ни о чем. На самом деле - это страстное желание Бунина излить свою душу, рассказать свою жизнь, то, что довелось ему повидать в этом мире любви, ненависти и разлуки. Задача - явно поэтическая.

И все же самое главное место в поэтическом творчестве Бунина занимает тема Родины:

Бесцветный запах чист - жди к полночи мороза.

И соловьи всю ночь поют из теплых гнезд

В дурмане голубом дымящего навоза,

В серебряной пыли туманно-ярких звезд.

Поэты всегда немножечко горячее и страстнее ратуют за умножение духовных ценностей своего народа и вообще человечества, поэтому Бунин для меня прежде всего поэт, который занимает свое достойное место в русской классической поэзии.


мини-сочинение на тему впечатление о первой встречи с И. А. Буниным.

    подборка явно сочинению не повредит.. .

    БУНИН Или Бунин с одним чемоданом, \ Или мало ли кто там потом… \ Адамович… Георгий Иванов… \ Тишина под парижским мостом. Эвелина Ракитская 2005 Это было давно и неправда,

    БУНИН Читаю Бунина – словно голос с того света. \ Дворяне на партсобрании-балу едят конфеты. \ Чужая эпоха\ До последнего вздоха. \ Чужое мировосприятие\ С ностальгией по уходящему, православному миру. \ Руки, Бунин, твои голубые. \ Все примечает. Василий Филиппов Из цикла "Март 1985" Бунин

    БУНИН Это ли тебе не полнолунье, \ если жизнь по краешек полна? \ В Суходол уходит ночью Бунин, \ если ночью - тишина. Ольга Бондаренко БУНИН В ГРАСЕ

    БунинКак все легко, доступно. Мать смирилась. А он красив, талантлив и умен. Чтоб это длилось, длилось, длилось, длилось, Чтоб только он, навеки только он! Владимир Солоухин

    БунинТвой стих роскошный и скупой, холодный\и жгучий стих один горит, один\над маревом губительных годин, \и весь в цветах твой жертвенник свободный. Владимир Набоков И. А. Бунину

    БунинЯ Бунина читал: \Как сладко память \В шестнадцать лет шиповником изранить, \В семнадцать - доверять чужим.. . \Я в сорок пять неисправим. Василий Дворцов 2004

Сочинение

Главное впечатление от «Темных аллей» - поэтичность любовной стихии - создается чувством родства авторского «я» к герою, внутренним лиризмом текста, образами красоты природы, воссоздаваемой восприятием героя, символически звучащими мотивами звездного, вселенского, спецификой художественного времени - временной отдаленностью происходящего («И уж целых двадцать лет тому назад было все это...» «И вот прошло с тех пор целых тридцать лет...»), наконец, магической аурой памяти, откладывающей в сердце, как слезу жемчуга в раковине, драгоценный опыт былого.

Любовь в понимании автора «Темных аллей» оказывается по-своему приобщенной к вечному. Не потому, что она от века повторяется во всех поколениях человеческого рода. Но потому - и это кардинальный мотив рассказов, как и всего бунинского творчества, - что она не поддается исчезновению в сознании, во «внутреннем времени» и, значит, несет в себе какое-то надчеловеческое, высшее начало, которое и приоткрывает в личности нечто от «божьего древа». Как рефрен вторят друг другу герои «Темных аллей»:

«Подобного счастья не было во всей его жизни...» («Руся»).

«Он поцеловал ее холодную ручку с той любовью, что остается где-то в сердце на всю жизнь...» («Визитные карточки»).

«Что это было? Пронеслось и скрылось. Но сердце в груди так и осталось стоять. И так, с остановившимся сердцем, неся его в себе, как тяжкую чашу, я двинулся дальше» («Поздний час»).

В цикле рассказов сталкиваются и спорят между собой два голоса: один утверждает, что любовь, как все остальное на свете, проходит, другой же - что любовь остается в душе навсегда. Эти два голоса особенно явственно слышны в заглавном рассказе цикла - «Темные аллеи». Толчком к созданию рассказа, по признанию писателя, стала прямая ассоциация с поэзией, со стихотворением Огарева «Обыкновенная осень», строки из которого вспоминает герой рассказа и которые дали название циклу: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи...» В рассказе Бунина перед нами случайная встреча двух когда-то (тридцать лет назад) любивших друг друга людей - старого офицера и хозяйки постоялого двора, тогда молодого барина и дворовой крестьянки. Но если в стихотворении Огарева первая любовь, образ которой всплывает здесь в начале стихотворения, кажется забытой и не мешает течению обыкновенной жизни героев, их «хладнокровным» встречам, то в рассказе Бунина все иначе. Это уже не «обыкновенная история», а до дна всколыхнувшее их души событие - встреча, пробудившая у одной воспоминание о драме оставленной, не простившей, но всю жизнь продолжавшей любить женщины, у другого, когда-то «бессердечно» ее бросившего и теперь неожиданно для себя признавшегося, что он потерял в ней «самое дорогое, что имел в жизни», - горестное сожаление о безвозвратно утерянном счастье.

И вся неисповедимость путей любви, как и самой жизни и человеческой души, с лабиринтом ее бессознательных движений («темных аллей») встает перед нами в образах героев и их взволнованных речей: «Он покраснел до слез, нахмурясь опять зашагал.

Все проходит, мой друг, - забормотал он. - Любовь, молодость - все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать». - Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело. Он поднял голову, остановясь, болезненно усмехнулся: - Ведь не могла же ты любить меня весь век! - Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот...»

В «Темных аллеях», которые сам Бунин считал наиболее совершенным своим созданием, поистине совершенства достигает бунинское искусство стилиста: выразительность чувственной детали, оригинальность психологизма - умение передать душевное состояние персонажа в образах видимого, чаще всего природного мира, всплывающих в потоке сознания и созерцания героя, - поразительная компактность форм повествования, гибкость их взаимопереходов и «крепость» словесного рисунка.

Формы повествования разнообразно варьируются в «Темных аллеях». Это может быть повествование от лица юного героя, как, например, в «Натали», или молодой женщины («Холодная осень»), или от лица автора-повествователя, в слово которого органично входит отзвук голоса персонажа с присущими ему речевыми оборотами, интонацией, с характерной для влюбленных безымянностью их единственного и таинственного «объекта»: Она - Он... - т. е. с элементами несобственно-прямой речи. Приведем пример последней из рассказа «Таня», где повествуется о любовной истории горничной; ее представления, словесные обороты, отдельные словечки искусно вплетаются в речь автора: «Он сам приехал за мной, а я из города, я наряжена и так хороша, как он и представить себе не мог, видя меня всегда только в старой юбчонке, в ситцевой бедной кофточке, у меня лицо, как у модистки, под этим шелковым белым платочком, я в новом гарусном коричневом платье под суконной жакеткой, на мне белые бумажные чулки и новые полусапожки с медными подковками!»

«Темные аллеи» представляют собой также замечательное богатство с точки зрения жанровых форм. В цикле большое разнообразие модификаций «малого» жанра. Здесь есть рассказы драматические («Зойка и Валерия», «Натали» и др.), рассказы-зарисовки, фрагменты («Смарагд», «Часовня»), рассказ-предание («Баллада»), притча («Молодость и старость») и т. д.

Другие сочинения по этому произведению

«Незабываемое» в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» «Темные аллеи» (история написания) Анализ рассказа И. А. Бунина «Часовня» (Из цикла «Темные аллеи») Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена (по рассказу И.А. Бунина "Темные аллеи") Герои Бунина живут под звездою рока Единство цикла рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» Идейно-художественное своеобразие книги Бунина «Темные аллеи» Любовь в произведениях И. А. Бунина Мотив любви «как солнечного удара» в прозе И. А. Бунина Особенности темы любви в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи». Поэзия и трагедия любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» Проблема любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» Рецензия на рассказ И.А. Бунина "Ворон" Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века. (И.А.Бунин. «Темные аллеи».) Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи»

Лучшие статьи по теме