Слайд 2
Верно ли определение?
Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку.
Слайд 3
Пусть дана и две прямые и, имеющая с данной параболой одну общую точку М (1;1).
Слайд 4
На данном уроке:
выясним, что же такое касательная к графику функции в точке, как составить уравнение касательной; рассмотрим основные задачи на составление уравнения касательной. Для этого: вспомним общий вид уравнения прямой условия параллельности прямых определение производной правила дифференцирования Формулы дифференцирования
Слайд 5
Определение производной
Пусть функция определена в некотором интервале, содержащем внутри себя точку. Дадим аргументу приращение такое, чтобы не выйти из этого интервала. Найдем соответствующее приращение функции и составим отношение.Если существует предел отношения при, то указанный предел называют производной функции в точке и обозначают.
Слайд 6
Правила дифференцирования
Производная суммы равна сумме производных. Постоянный множитель можно вынести за знак производной. Производная произведения двух функций равна сумме двух слагаемых; первое слагаемое есть произведение производной первой функции на вторую функцию, а второе слагаемое есть произведение первой функции на производную второй функции. Производная частного
Слайд 7
Основные формулы дифференцирования
Слайд 8
Две прямые параллельны тогда и только тогда, когда их угловые коэффициенты равны
Параллельны ли прямые:
Слайд 9
Пусть дан график функции y=f(x). На нем выбрана точка M(a;f(a)), в этой точке к графику функции проведена касательная (мы предполагаем, что она существует). Найти угловой коэффициент касательной.
Слайд 10
Геометрический смысл производной
Если к графику функции y = f (x)в точке можно провести касательную, непараллельную оси у, то выражает угловой коэффициент касательной
Слайд 11
Производная в точке равна угловому коэффициенту касательной к графику функции y = f(x) в этой точке. Т.е. Причем, если: .
Слайд 12
Вывод уравнения касательной
Пусть прямая задана уравнением: уравнение касательной к графику функции
Слайд 13
Составить уравнение касательной:
к графику функции в точке
Слайд 14
к графику функции в точке
Слайд 15
Алгоритм нахождения уравнения касательной к графику функции y=f(x).
Обозначим абсциссу точки касания буквой x=a. Вычислим. Найдем и. Подставим найденные числа a , в формулу
Слайд 16
Составить уравнение касательной к графику функции в точке.
Слайд 17
К графику функции провести касательную так, чтобы она была параллельна прямой.
Слайд 18
Слайд 19
Самостоятельная работа
Слайд 20
Номера из учебника
№ 29.3 (а,в) № 29.12 (б,г) № 29.18 № 29.23 (а)
Слайд 21
Ответьте на вопросы:
Что называется касательной к графику функции в точке? В чем заключается геометрический смысл производной? Сформулируйте алгоритм нахождения уравнения касательной?
Слайд 22
Домашняя работа
№ 29.3 (б,г) № 29.12 (а,в) № 29.19 № 29.23 (б)
Слайд 23
Литература
Алгебра и начала математического анализа: Учеб. Для 10-11 кл. для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Под редакцией А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009. Алгебра и начала математического анализа: Задачник, Для 10-11 кл. для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Под редакцией А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009. Алгебра и начала анализа. Самостоятельные и контрольные работы для 10-11 классов. / Ершова А.П., Голобородько В.В. – М.: ИЛЕКСА, 2010 ЕГЭ 2010. Математика. Задача В8. Рабочая тетрадь / Под редакцией А.Л.Семенова и И.В.Ященко – M.: Издательство МЦНМО, 2010
Посмотреть все слайды
Учитель: Горбунова С. В.
Тема урока: Уравнение касательной к графику функции.
Цели урока
Уточнить понятие «касательной».
Вывести уравнение касательной.
Составить алгоритм «составления уравнения касательной к графику функции
Начать отрабатывать умения и навыки в составлении уравнения касательной в различных математических ситуациях.
Формировать умения анализировать, обобщать, показывать, использовать элементы исследования, развивать математическую речь.
Оборудование: компьютер, презентация, проектор, интерактивная доска, карточки с памяткой, карточки для рефлексии.
Структура урока:
О.Н. У.
Сообщение темы урока
Повторение изученного материала
Постановка проблемы.
Объяснение нового материала.
Создание алгоритма «составления уравнения касательной».
Историческая справка.
Закрепление. Отработка умений и навыков в составлении уравнения касательной.
Домашнее задание.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Подведение итогов урока.
Рефлексия
1. О.Н.У.
2. Сообщение темы урока
Тема сегодняшнего урока: «Уравнение касательной к графику функции». Откройте тетради, запишите число и тему урока. (слайд 1)
Пусть слова, которые вы видите на экране, станут девизом сегодняшнего урока.(слайд 2)
Плохих идей не бывает
Мыслите творчески
Рискуйте
Не критикуйте
2. Повторение изученного материала (слайд 3).
Цель: проверить знание основных правил дифференцирования.
Найти производную функции:
У кого не одной ошибки? У кого одна?
3. Актуализация
Цель: Активизировать внимание, показать недостаточность знаний о касательной, сформулировать цели и задачи урока. (Слайд 4)
Давайте обсудим, что такое касательная к графику функции?
Согласны ли вы с утверждением, что «Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку»?
Идёт обсуждение. Высказывания детей (да и почему, нет и почему). В процессе обсуждения приходим к выводу, что данное утверждение не верно.
Давайте рассмотрим конкретные примеры:
Примеры.
(слайд 5)
1) Прямая x = 1 имеет с параболой y = x 2 одну общую точку M(1; 1), однако не является касательной к параболе.
Прямая же y = 2x – 1, проходящая через ту же точку, является касательной к данной параболе.
Прямая x = π не является касательной к графику y = cos x , хотя имеет с ним единственную общую точку K(π; 1). С другой стороны, прямая y = - 1, проходящая через ту же точку, является касательной к графику, хотя имеет с ним бесконечно много общих точек вида (π+2 πk; 1), где k – целое число, в каждой из которых она касается графика.
^ 4. Постановка цели и задачи перед детьми на уроке: (слайд 6)
Попробуйте сами сформулировать цель урока.
Выяснить, что такое касательная к графику функции в точке, вывести уравнение касательной. Применять формулу при решении задач
^
5. Изучение нового материала
Посмотрите, чем отличается положение прямой х=1 от положения у=2х-1? (слайд 7)
Сделайте вывод, что же такое касательная?
Касательная это предельное положение секущей.
Раз касательная это прямая линия, а нам нужно составить уравнение касательной, то что, как вы думаете, нам нужно вспомнить?
Вспомнить общий вид уравнения прямой.(у= кх+b)
Как еще называют число к? (угловой коэффициент или тангенс угла между этой прямой и положительным направлением оси Ох) к = tg α
В чем заключается геометрический смысл производной?
Тангенс угла наклона между касательной и положительным направлением оси оХ
Т. Е. я могу записать tg α = yˈ(x). (слайд 8)
Давайте проиллюстрируем это на чертеже. (слайд 9)
Пусть дана функция y = f (x) и точка М принадлежащая графику этой функции. Давайте определим её координаты следующим образом: х=а, у= f (а), т.е. М (а, f (а)) и пусть существует производная f "(а), т.е. в данной точке производная определена. Проведем через точку М касательную. Уравнение касательной – это уравнение прямой, поэтому оно имеет вид: y = kx + b. Следовательно, задача состоит в том, чтобы отыскать k и b. Обратите внимание на доску, из того что там записано, можно ли найти к? (да, k = f "(а).)
Как теперь найти b? Искомая прямая походит через точку М(а; f(a)), подставим эти координаты в уравнение прямой: f(a) = ka +b , отсюда b = f(a) – ka, т. к. к = tg α= yˈ(x), то b = f(a) – f "(а)а
Подставим значение b и к в уравнение y = kx + b.
y = f "(а)x + f(a) – f "(а)a, вынося за скобку общий множитель, получаем:
y = f(a) + f "(а) · (x-a).
Нами получено уравнение касательной к графику функции y = f(x) в точке х = а.
Чтобы уверенно решать задачи на касательную, нужно четко понимать смысл каждого элемента в данном уравнении. Давайте ещё раз остановимся на этом: (слайд 10)
(а, f (а)) – точка касания
f "(а) = tg α = к тангенс угла наклона или угловой коэффициент
(х,у) – любая точка касательной
6. Составление алгоритма (слайд 11).
Предлагаю составить алгоритм самим учащимся:
Обозначим абсциссу точки касания буквой а.
Вычислим f(a).
Найдем f "(х) и вычислим f "(а).
Подставим найденные значения числа а, f(а), f "(а) в уравнение касательной.
y = f(a) + f "(а) · (x-a).
Историческая справка (слайд 12).
1 | 4/3 | 9 | -4 | -1 | -3 | 5 |
Ответ: ФЛЮКСИЯ (слайд 13).
Какова история происхождения этого названия? (слайд 14,15)
Понятие производная возникло в связи с необходимостью решения ряда задач физики, механики и математики. Честь открытия основных законов математического анализа принадлежит английскому ученому Ньютону и немецкому математику Лейбницу. Лейбниц рассматривал задачу о проведении касательной к произвольной кривой.
Знаменитый физик Исаак Ньютон, родившейся в английской деревушке Вульстроп, внес немалый вклад и в математику. Решая задачи на проведение касательных к кривым, вычисляя площади криволинейных фигур, он создал общий метод решения таких задач – метод флюксий (производных), а саму производную называл флюентой .
Он вычислил производную и интеграл степенной функции. О дифференциальном и интегральном исчислениях он пишет в своей работе «Метод флюксий» (1665 – 1666гг.), послужившей одним из начал математического анализа, дифференциального и интегрального исчисления, которое ученый разработал независимо от Лейбница.
Многие ученые в разные годы интересовались касательной. Эпизодически понятие касательной встречалось в работах итальянского математика Н.Тартальи (ок. 1500 – 1557гг.) – здесь касательная появилась в ходе изучения вопроса об угле наклона орудия, при котором обеспечивается наибольшая данность полета снаряда. И. Кепплер рассматривал касательную в ходе решения задачи о наибольшем объеме параллелепипеда, вписанного в шар данного радиуса.
В 17 веке на основе учения Г.Галилея о движении активно развилась кинематическая концепция производной. Различные варианты изложения встречаются у Р.Декарта, французского математика Роберваля, английского ученого Д.Грегори, в работах И. Барроу.
8. Закрепление (слайд 16-18).
1) Составить уравнение касательной к графику функции f(x) = х² - 3х + 5 в точке с абсциссой
Решение:
Составим уравнение касательной (по алгоритму). Вызвать сильного ученика.
а = -1;
f(a) = f(-1) = 1 + 3 + 5 = 9;
f "(x) = 2х – 3,
f "(a) = f "(-1) = -2 – 3 = -5;
y = 9 – 5 · (x + 1),
Ответ: y = 4 – 5x.
Задания ЕГЭ 2011 года В-8
1.Функция у = f(x) определена на промежутке (-3; 4). На рисунке изображён её график и касательная к этому графику в точке с абсциссой а = 1. Вычислите значение производной f"(x) в точке а= 1.
Решение: для решения необходимо вспомнить, что если известны координаты каких-либо двух точек А и В, лежащих на данной прямой, то её угловой коэффициент можно вычислить по формуле: к = , где (x 1 ;у 1), (х 2 ; у 2)- координаты точек А, В соответственно. По графику видно, что эта касательная проходит через точки с координатами (1; -2) и (3; -1), значит к=(-1-(-2))/(3-1)= 0,5.
2. Функция у = f(x) определена на промежутке (-3;4). На рисунке изображён её график и касательная к этому графику в точке с абсциссой а = -2. Вычислите значение производной f"(x) в точке а = -2.
Решение: график проходит через точки (-2;1) (0;-1) . fˈ(-2)= -2
8.Домашнее задание (слайд 19).
Подготовка к ЕГЭ В-8 № 3 - 10
^ 9.Самостоятельная работа
Напишите уравнение касательной к графику функции у=f(x) в точке с абсциссой а.
вариант 1 вариант 2
f(x) = х²+ х+1, а=1 f(x)= х-3х², а=2
ответы: 1 вариант: у=3х; 2 вариант: у= -11х+12
10. Подведение итогов.
Что называется касательной к графику функции в точке?
В чём заключается геометрический смысл производной?
Сформулируйте алгоритм нахождения уравнения касательной в точке?
Выберете смайлик, соответствующий вашему настроению и состоянию после проведенного урока. Спасибо за урок.
Дата: _____________________
Тема урока: Физический и геометрический смысл производной. Касательная к графику функции.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Учащиеся должны знать :
что называется угловым коэффициентом прямой;
углом между прямой и осью Ох;
в чем состоит геометрический смысл производной;
уравнение касательной к графику функции;
способ построения касательной к параболе;
уметь применять теоретические знания на практике.
Задачи урока :
Образовательные: создать условия для овладения учащимися системы знаний, умений и навыков с понятиями механический и геометрический смысл производной.
Воспитательные: формировать у учащихся научное мировоззрение.
Развивающие: развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, память, речь, внимание, воображение, восприятие.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
наглядные;
практические;
по мыслительной деятельности: индуктивный;
по усвоению материала: частично-поисковый, репродуктивный;
стимулирующие: поощрения;
контроля: устный фронтальный опрос.
План урока
Устные упражнения (найти производную)
Изучение нового материала
Решение заданий.
Подведение итогов урока.
Оборудование : карточки
Ход урока
“Человек лишь там чего – то добивается, где он верит в свои силы”
Л. Фейербах
I. Организационный момент.
Организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
Постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
Устный счет
1. Найдите производные:
", ()" , (4sin x)", (cos2x)", (tg x)", "
2. Логический тест.
а) Вставить пропущенное выражение.
5х 3 -6х | 15х 2 -6 | |
2cosx … | ||
II. Изучение нового материала.
Пойдем по пути Ньютона и Лейбница и посмотрим, каким способом можно анализировать процесс, рассматривая его как функцию времени.
Введем несколько понятий, которые помогут нам в дальнейшем.
Графиком линей ной функции y=kx+ b является прямая, число k называют угловым коэффициентом прямой k=tg, где – угол прямой, то есть угол между этой прямой и положительным направлением оси Ох.
Рисунок 1
Рассмотрим график функции у=f(х). Проведем секущую через любые две точки, например, секущую АМ. (Рис.2)
Угловой коэффициент секущей k=tg. В прямоугольном треугольнике АМС (объясните почему?). Тогда tg = = , что с точки зрения физики есть величина средней скорости протекания любого процесса на данном промежутке времени, например, скорости изменения расстояния в механике.
Рисунок 2
Рисунок 3
Сам термин “скорость” характеризует зависимость изменения одной величины от изменения другой, и последняя необязательно должна быть временем.
Итак, тангенс угла наклона секущей tg = .
Нас интересует зависимость изменения величин в более короткий промежуток времени. Устремим приращение аргумента к нулю. Тогда правая часть формулы – производная функции в точке А (объясните почему). Если х – 0, то точка М движется по графику к точке А, значит прямая АМ приближается к некоторой прямой АВ, которая является касательной к графику функции у = f(х) в точке А . (Рис.3)
Угол наклона секущей стремится к углу наклона касательной.
Геометрический смысл производной состоит в том, что значение производной в точке равно угловому коэффициенту касательной к графику функции в точке.
Механический смысл производной.
Тангенс угла наклона касательной есть величина, показывающая мгновенную скорость изменения функции в данной точке, то есть новая характеристика изучаемого процесса. Эту величину Лейбниц назвал производной , а Ньютон говорил, что производной называется сама мгновенная скорость .
III. Решение заданий.
Показать на доске.
Угловой коэффициент касательной к кривой f(х) = х 3 в точке х 0 – 1 есть значение производной этой функции при х = 1. f’(1) = 3х 2 ; f’(1) = 3.
№ 159, № 161 – у доски.
Вопросы к классу:
Каков физический смысл производной перемещения? (Скорость).
Можно ли найти производную скорости? Используется ли эта величина в физике? Как она называется? (Ускорение).
Мгновенная скорость равна нулю. Что можно сказать о движении тела в это момент? (Это момент остановки).
Каков физический смысл следующих высказываний: производная движения равна нулю в точке t 0; при переходе через точку t 0 производная меняет знак? (Тело останавливается; меняется направление движения на противоположное).
IV. Подведение итогов урока
1) В чем состоит геометрический смысл производной?
2) В чем состоит механический смысл производной?
План-конспект урока в 10 классе
«Уравнение касательной к графику функции»
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Дидактическая задача урока: Обеспечение осознания и усвоения понятий, правил, алгоритмов; формирование умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задач.
Цели урока: вывести уравнение касательной к графику функции, научить составлять уравнение касательной для заданной функции в заданной точке.
Планируемые результаты:
ЗУНы. Учащиеся должны
знать: уравнение касательной к графику функции в точке х 0 ;
уметь: составлять уравнение касательной к графику заданной функции в заданной точке.
формирование навыка составления уравнения касательной к графику заданной функции в заданной точке.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран, учебники, тетради учащихся, письменные принадлежности.
Учитель: Нестерова Светлана Юрьевна
Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку? Можете садиться.1 слайд. «Касательная к графику функции»
Устная работа, направленная на подготовку учащихся к восприятию новой темы (повторение ранее изученного материала)
10.01 – 10.03
Фронтальная
Устная работа
Для того чтобы качественно разобраться с темой сегодняшнего урока, нам необходимо вспомнить то, что мы с вами ранее изучали.
Ответьте на следующие вопросы.
2 слайд.
Графиком какой функции является прямая? (линейной)
Каким уравнением задается линейная функция? (у = k х + b )
Как называется число, стоящее перед « х »? (угловой коэффициент прямой)
По-другому уравнение у = k х + b называют уравнением прямой с угловым коэффициентом.
3 слайд.
Чему равен угловой коэффициент прямой? (тангенсу угла наклона прямой, который эта прямая образует с положительным направлением оси Ох).
Сформулируйте определение касательной: (прямая, проходящая через точку (х о ; f (х о )), с отрезком которой практически сливается график дифференцируемой в точке х о функции f при значениях х близких к х о ).
4 слайд.
Если в точке x o существует производная , то существует касательная (невертикальная) к графику функции в точке x o .
5 слайд.
Если же f ’ ( x 0 ) не существует, то касательная либо
не существует (как у функции у = |х|),
либо вертикальная (как у графика у = 3 √х).
6 слайд.
Вспоминаем, каким может быть взаимное расположение касательной с осью абсцисс?
Прямая возрастающая => угловой коэффициент k >0, tg > 0 => угол острый.
Прямая // оси ОХ => угловой коэффициент k =0, tg = 0 => угол = 0 0
Прямая убывающая => угловой коэффициент k <0, tg < 0 => угол тупой.
7 слайд.
Геометрический смысл производной:
Угловой коэффициент касательной равен значению производной функции в точке проведения касательной k = f `( x o ).
Хорошо, молодцы, повторение окончено.
Тема урока. Постановка цели урока
10.03-10.05
Обсуждение, беседа
Выполните следующее задание:
Дана функция у = х 3 . Напишите уравнение касательной к графику этой функции в точке х 0 = 1.
ПРОБЛЕМА ? Да. Каким образом её решать? Ваши варианты? Где вы сможете найти помощь в решении этой проблемы? В каких источниках? Но проблема решаема? Так как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
Тема сегодняшнего урока «Уравнение касательной» .
Ну а теперь сформулируйте цели нашего урока (ДЕТИ ):
1. Вывести уравнения касательной к графику функции в точке х о .
2. Научиться составлять уравнение касательной для заданной функции.
Открываем тетради, записываем на полях число, «классная работа», тема урока.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
10.06- 10.12
Фронтальная
Поисково - исследовательская
8 слайд.
Решим эту практическую задачу. Я пишу на доске – вы смотрите, рассуждаете вместе со мной.
Дана функция у = х 3 . Необходимо написать уравнение касательной к графику этой функции в точке х 0 = 1.
Рассуждаем: уравнение прямой с угловым коэффициентом имеет вид: у = k х + b .
Для того чтобы его написать, нам необходимо знать значение k и b .
Найдем k (из геометрического смысла производной):
k = f `( x o ) = f `(1) = 3 * 1 2 = 3, т.е. k = 3 .
Наше уравнение приобретает вид: у = 3х + b .
Вспомните: если прямая проходит через заданную точку, то при подстановке координат этой точки в уравнение прямой должно получиться верное равенство. Значит, нам необходимо найти ординату точки – значение функции в точке х 0 = 1: f (1) =1 3 =1. Точка касания имеет координаты (1; 1).
Подставляем найденные значения в уравнение прямой, получаем:
1 = 3 . 1+ b ; значит b = - 2 .
Подставим найденные значения k = 3 и b = - 2 в уравнение прямой: у = 3х - 2.
Задача решена.
9 слайд.
А теперь решим эту же задачу в общем виде.
Дана функция у = f ( x ), необходимо написать уравнение касательной к графику этой функции в точке х 0 .
Рассуждаем по той же схеме: уравнение прямой с угловым коэффициентом имеет вид: у = k х + b .
Из геометрического смысла производной: k = f `( x o )=> у = f `( x o ) * х + b .
Значение функции в точке х 0 есть f ( x o ), значит касательная проходит через точку с координатами ( х 0 ; f ( x o ))=> f ( x o )= f `( x o ) * x o + b .
Выразим из данной записи b : b = f ( x o ) - f `( x o ) * x o .
Подставим все выражения в уравнение прямой:
у = f `( x o ) * х + b = f `( x o ) * х + f ( x o ) - f `( x o ) * x o = f `( x o ) * ( х - x o )+ f ( x o ).
СРАВНИТЬ С УЧЕБНИКОМ (стр. 131)
Найдите, пожалуйста, в тексте учебника запись уравнения касательной и сравните с тем, что у нас получилось.
Запись немного отличается (чем?), но она верна.
Принято записывать уравнение касательной в следующем виде:
у = f ( x o ) + f `( x o )( х - x o )
Запишите эту формулу себе в тетрадь и выделите – вы должны её знать!
9 слайд.
А теперь давайте составим алгоритм нахождения уравнения касательной. Все «подсказки» у нас в формуле.
Найти значение функции в точке х о
Вычислить производную функции
Найти значение производной функции в точке х о
Подставить полученные числа в формулу
y = f ( x o ) + f `( x o )( x – x o )
Привести уравнение к стандартному виду
Отработка первичных навыков
10.12-10.14
Фронтальная
Письменная + совместное обсуждение
Каким образом эта формула работает? Рассмотрим на примере. Записываем пример в тетрадь.
Напишите уравнение касательной к графику функции f (x ) = х 3 – 2х 2 + 1 в точке с абсциссой 2.
Выполняем вывод уравнения с записью на доске и в тетрадях.
Ответ: у = 4х – 7.
Работа с источником информации
10.14-10.15
Индивидуальная
Чтение текста, обсуждение
Посмотрите в учебник на с. 131, пример 2. Прочитайте до п.3. О чем идет речь в данном примере? (можно составить уравнение для заданной функции в общем виде и потом найти уравнение касательной при любом значении х 0 , а ещё можно найти точку пересечения касательной к стандартной параболе с осью Ох
Динамическая пауза
10.15-10.16
Отдых
Минутка отдыха.
Слайд – зарядка для тела, зарядка для глаз.
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
10.16- 10.30
Фронтальная, индивидуальная
Письменная (доска + тетрадь)
Ну а теперь приступим к практической работе, цель которой – сформировать навык составления уравнения касательной.
На доске записать №№ 255(а, б), 256(а, б), резерв 257 (а, б), * .
* – задание следующего уровня сложности для наиболее подготовленных учеников: На параболе у = 3х 2 - 4х + 6 найти точку, в которой касательная к ней // прямой у =2х+4 и написать уравнение касательной к параболе в этой точке.
Для работы к доске приглашаются учащиеся (поочерёдно).
Ответы:
№255
а) у = - 3х – 6, у = - 3х + 6 б) у = 2х, у = - 2х +4
№256
а) у = 3, у = - 3х + 3π б) у = 2х + 1 – π/ 2 , у = 4х + √3 - 4 π/ 3
№257 (резерв)
а) х = 1, у = 1, в т. (1; 1) касательная // Ох
б) х = - 2, у = - 24, в т. (-2; -24) касательная // Ох
Задание *ответы:
А (1; 5), уравнение касательной у = 2х + 3.
Самостоятельное использование навыков
10.30-10.35
Групповая, индивидуальная, самостоятельная
Письменная (тетрадь), обсуждение работы в парах
Итак, чем мы занимались? Кому был понятен материал? У кого остались вопросы? Проведем самоконтроль понимания темы урока.
Работать вы будете в парах - на столах у вас лежат карточки с заданиями. Внимательно прочитайте задание, на выполнение работы даётся 4-5 минут.
Задание: Написать уравнение касательной к заданной функции f (x ) в точке с заданной абсциссой.
I : f ( x ) = х 2 – 2х – 8, в точке с абсциссой -1 . Ответ: у = -4х – 9.
II : f ( x ) = 2х 2 – 4х + 12, в точке с абсциссой 2 . Ответ: у = 4х + 4.
III : f ( x ) = 3х 2 – х – 9, в точке с абсциссой 1 . Ответ: у = 5х –12.
IV : f ( x ) = 4х 2 + 2х + 3, в точке с абсциссой -0,5 . Ответ: у = -2х + 2.
Проверка выполнения самостоятельной работы
10.35-10.37
Фронтальная, групповая
Осуществление самоконтроля по образцу, обсуждение
На доске (поворотной) ответы. Учащиеся проводят самоконтроль.
У кого получились такие же ответы?
У кого ответы не сошлись?
Где вы допустили ошибку?
Вопросы учащимся на закрепление геометрического смысла производной:
Назовите прямые, которые пересекают ось Ох под острым углом.
Назовите прямые, которые // оси Ох.
Назовите прямые, которые образуют с осью Ох угол, тангенс которого является отрицательным числом.
Рефлексия деятельности
10.37-10.39
Фронтальная
Беседа
Подведение итогов урока.
Какая ПРОБЛЕМА возникла перед нами в ходе урока? (нужно было написать уравнение касательной, а мы не знали, как это сделать)
Какие цели мы с вами ставили на этот урок? (вывести уравнение касательной, научиться составлять уравнение касательной для заданной функции в заданной точке)
Достигли ли вы цели урока?
Кто из вас может сказать с уверенностью, что научился составлять уравнение касательной?
У кого ещё остались вопросы? Мы обязательно ещё будем работать над этой темой и, я надеюсь, проблемы Ваши будут решены на 100%!
Домашнее задание
10.39-10.40
Запишите домашнее задание - №№ 255(вг), 256(вг), 257(вг), * , формула!!!
Посмотрите в учебник на задания вашей домашней работы.
№№ 255(вг), 256(вг) – продолжение классной работы по отработке навыка написания уравнения касательной.
* – задание следующего уровня сложности для тех, кто хочет себя проверить:
На параболе у = х 2 + 5х – 16 найти точку, в которой касательная к ней // прямой 5х+у+4 =0.
Спасибо за работу. Урок окончен.
Цель урока: Формирование навыков составления уравнения касательной к графику функции и рассмотреть основные типы заданий ЕГЭ, связанных с пониманием геометрического смысла производной.
Задачи урока:
Обучающие:
Систематизировать навыки применения геометрического смысла производной.
Закрепить такие понятия, как «угловой коэффициент касательной», «тангенс угла наклона касательной к положительному направлению оси ОХ», значение производной в точке касания».
Продолжить развивать навыки вычисления производных с использованием формул и правил дифференцирования.
отработать и систематизировать навыки и умения по теме «Касательная, уравнение касательной к графику функции».
Развивающие:
способствовать развитию внимания;
интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие ученика;
организовывать себя на работу, пользоваться умением самопроверки;
развивать познавательный интерес;
способствовать развитию логического мышления, математической интуиции;
способствовать развитию и пониманию у учащихся межпредметных связей;
Воспитательные:
воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели;
развивать у учащихся коммуникативные компетенции (культуру общения, умение работать в группах, умение аргументировать свою точку зрения);
показать красоту математики;
эстетическое воспитание осуществляется через формирование умения рационально, аккуратно оформлять задание в тетради, через наглядные и дидактические пособия.
создавать условия для осознания необходимости самостоятельных действий при решении проблем;
осознавать большую практическую и историческую значимость производной.
Тип урока урок закрепления изучаемого материала
Планируемый результат урока:
1.Учащиеся знают правила нахождения производных и готовы к выполнению заданий ЕГЭ.
2.Учащиеся почуствовали ответственность за качество и результат выполняемой работы на уроке.
Формы учебной работы :
индивидуальная;
индивидуально - коллективная (парами, в группе).
Оснащение: интерактивная доска, меловая доска, листы с заданиями из тренировочных вариантов ЕГЭ и из открытого банка заданий ЕГЭ, оценочный лист, презентация.
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть, надеюсь, что это взаимно, и в доказательство оного улыбнемся, друг другу и начнём урок.
Эпиграфом к уроку служат слова французского философа-материалиста Дени Дидро (1713 - 1784) - современника Декарта, Лейбница, личного библиотекаря Екатерины Великой. «Начинать исследования можно по-разному... Все равно начало почти всегда оказывается весьма несовершенной, нередко безуспешной попыткой. Есть истины, как страны, наиболее удобный путь, к которым становится известным лишь после того, как мы испробуем все пути. Кому-то приходится, рискуя собой, сходить с проторенной дороги, чтобы указать другим правильный путь... На пути к истине мы почти всегда обречены, совершать ошибки» (Дени Дидро) (слайд).
2) Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока.
В первом полугодии мы исследовали функцию по её графику. На данный момент стоим на пути исследования функция по её формуле. Три шага уже сделали.
Какие это шаги? (Высказывания учащихся: изучили определение производной, правила нахождения производных, уравнение касательной)
Какую тему мы начали рассматривать на предыдущем уроке? (Высказывания учащихся: Уравнение касательной)
Какие цели ставите вы перед собой на этом уроке? (Высказывания учащихся: отработать и систематизировать навыки и умения по теме «Касательная, уравнение касательной к графику функции»).
Сегодня мы закрепим материал на тему «Уравнение касательной» решением ключевых или опорных задач, проверим усвоение техники нахождения производной и исследуем связь уравнения касательной с исследованием свойств графика функции, что в дальнейшем нам даст аппарат для построения практически графика любой функции и нахождения ее свойств.
Настройтесь на то, что сегодня на уроке вы будете много работать самостоятельно. В центре внимания на уроке будет «Оценочный лист» (приложение 1). Она находится у каждого из вас. Впишите фамилию и имя. После каждого этапа урока оцените себя и внесите результат в оценочный лист. Просмотрите критерии оценивания каждого этапа урока. В конце урока сами подведёте итог своей работы и поставите оценку за усвоение темы.
3. Повторение опорных знаний.
3.1. Выполнение заданий из открытого банка ЕГЭ 2 мин (УЭ-1) (Приложение № 2)
В начале урока выполним задание из открытого банка заданий ЕГЭ на движение. Перед вами лежат карточки.
3.2. Выполнение теста. (УЭ-2)
- Для того, чтобы исследовать в дальнейшем функцию, нужно уметь находить производные функции. Какие существуют правила вычисления производных? (Ответы учащихся).
Повторим их применение. Выполним тест. (Приложение № 3). Зашифровано, как Исаак Ньютон называл производную функции. Для этого вы должны найти производные функции и записать в тетрадь букву, соответствующую правильному ответу. (Выполнение теста).
Итак, как Исаак Ньютон называл производную?
Самопроверка теста. Ответ: флюксия (на слайде).
3.3. Мини проект. (УЭ-3)
Работа по созданию мини-проекта прошла следующие этапы:
Постановка проблемы;
планирование работы,;
исследование, на котором учащийся выполнил задания, согласно правилу, алгоритму и сделал вывод по результатам работы.
представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.
Он дал возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность.
- О методе флюксий расскажет учащийся. (Приложение № 4).
Представление мини-проекта.
Заносим результат в оценочный лист.
3.4. Фронтальный опрос. (УЭ-4)
1.Что называется секущей для графика функции y=f(x)?
2. Какая прямая называется касательной к графику функции?
3.В чем состоит геометрический смысл производной?
4. Когда касательная наклонена к под тупым углом к положительному направлению оси Ох?
5. Когда касательная наклонена к под острым углом к положительному направлению оси Ох?
6. Назвать уравнение касательной к графику функции в заданной точке в общем виде.
7. Рассказать алгоритм составления уравнения касательной к графику функции.
Заносим результат в оценочный лист.
4. Решение задач.
4.1. Работа в парах. (УЭ-5)
- Вам выданы карточки на нахождение значения производной в заданной точке на чертеже, выполняете совместно задания на партах. (Приложение № 5). Далее правильные ответы появятся на экране. Самостоятельно проверите правильность выполнения задания. Занесете результат в оценочный лист.
Выполнение заданий. Самопроверка по слайду.
4.2. Самостоятельная работа по вариантам . (УЭ-6)Задания подготовлены на карточках. (Приложение № 5).
Выполним индивидуальную самостоятельную работу по вариантам на составление уравнения касательной. Приглашаются двое учащихся, от каждого варианта для работы на закрытой от класса плоскости меловой доски. Для тех, кто справится с самостоятельной работой быстрее, чем появится готовое решение на доске, выполняет дополнительное задание.
По мере выполнения учитель проверяет работу учащихся у доски. Остальные проверяют правильность своих решений по решениям на доске, так как они уже выверены учителем.
Самопроверка.
Заносим результат в оценочный лист.
4.3. Работа в группах . (УЭ-7)Формируются группы, учитывая математические способности ребят, каждой группе предлагаются карточки с разными видами заданий. С карточкой работают вчетвером. В группе идет совместное решение задания и один учащийся от группы отчитывается о проделанной работе. Проверка выполнения заданий учителем.
Работаем в группах постоянного состава. Выполняем задание на применение геометрического смысла производной. Совместно решаем и один учащийся от группы отчитается о проделанной работе.
Выполнение заданий.
Проверяем. Заносим результат в оценочный лист.
5. Домашнее задание: Пункт 19(уравнение касательной, геометрический смысл производной), стр. 134 № 256 (в,г), № 257 (а,б) , стр. 171 №4(3(а)) . Практическая задача на карточке:
6. Рефлексия. Итоги урок.
Подсчитайте, пожалуйста, сумму баллов за сегодняшний урок и поставьте себе отметку в соответствии с критериями в оценочном листе, подчеркните на ваш взгляд верные высказывания в таблице «Итоги урока»
Спасибо вам за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания!
Список литературы:
1. Учебник- Алгебра и начала анализа: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др.; Под ред. А.Н.Колмогорова -М..: Просвещение, 2011
2. Возняк Г.М. Взаимосвязь теории с практикой в процессе изучения математики. - К.: Радянська школа, 1989.
3. Энциклопедический словарь юного математика/Сост. Савин А.П. - М.: Педагогика, 1985.
Электронные издания:
Большая Российская энциклопедия. - «Кирилл и Мефодий», 2002.
Приложение № 1
Урок по теме «Уравнение касательной»
Цель урока:
Отрабатывать умения и навыки в составлении уравнения касательной для различных функций и применения геометрического смысла производной.
Номер учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Советы учителя | Примечание |
УЭ-1 | Выполнение заданий из открытого банка ЕГЭ Цель : Подготовка к ЕГЭ Время выполнения: 3 минуты. | Критерии оценки: 4 верных ответа- «5» 3 верных ответов- «4» 2 верных ответа- «3» | Оценка:______ |
УЭ-2 | Выполнение теста. Цель : проверить знание основных правил дифференцирования. Время выполнения: 5 минуты. Самопроверка теста. | Критерии оценки: 7 верных ответов- «5» 6,5 верных ответов- «4» 4,3 верных ответа- «3» | Оценка:______ |
УЭ-3 | Историческая справка. Цель : расширение кругозора. | Запомните новые термины. | Подчеркните своё отношение к услышанному: Запомнил Принял к сведению Заинтересовался. |
УЭ-4 | Проверка основных теоретических сведений. | Подчеркните Знаю твёрдо Могу ответить с подсказкой Плохо знаю |
|
УЭ-5 | Работа в парах Цель : Отрабатывать умения и навыки применения геометрического смысла производной Время выполнения: 3 минуты. | Критерии оценки: Выполнили 2 зад. верно- «5» Выполнили 1 зад верно и начали выполнять 2-е верно-«4» Выполнили 1 зад. - «3» | Оценка:______ |
УЭ-6 | Самостоятельная работа . Записать решение в тетрадь Время выполнения: Время выполнения: 5 минут. | Подчеркните Верно решил задание неверно решил задание |
|
УЭ-7 | Работа в группе Записать решение в тетрадь Время выполнения: 5 минут. | Подчеркните решил задание неверно решил задание. |
Итог урока:
Я считаю, что сегодня на уроке работал на ______(оценка)
Приложение № 2
Вариант 1
1.На графике изображена зависимость скорости движения рейсового автобуса от времени. На вертикальной оси отмечена скорость автобуса в км/ч, на горизонтальной — время в минутах, прошедшее с начала движения автобуса.
графиком, поставьте в соответствие каждому интервалу времени характеристику движения автобуса на этом интервале.
ИНТЕРВАЛЫ ВРЕМЕНИ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) 4-8 мин. | 1) была остановка длительностью 2 минуты |
Б) 8--12 мин | 2) скорость не меньше 20 км/ч на всём интервале |
В) 12-16 мин. | 3) скорость не больше 60 км/ч |
Г) 18-22 мин. | 4) была остановка длительностью ровно 1 минута |
В таблице напротив каждой буквой укажите соответствующий номер.
Вариант 2
На графике изображена зависимость скорости движения легкового автомобиля от времени. На вертикальной оси отмечена скорость легкового автомобиля в км/ч, на горизонтальной -время в секундах, прошедшее с начала движения автомобиля
Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждому интервалу времени характеристику движения автомобиля на этом интервале.
ИНТЕРВАЛЫ ВРЕМЕНИ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) 0-30 c | 1) скорость автомобиля достигла максимума за всё время движения автомобиля |
Б) 30-60 c | 2) скорость автомобиля не уменьшалась и не превышала 40 км/ч |
В) 60-90 c | 3) автомобиль сделал остановку на 15 секунд |
Г) 90-120 c | 4) скорость автомобиля не увеличивалась на всём интервале |
В таблице напротив каждой буквой укажите соответствующий номер
Приложение № 3
Тест
Найдите производную функции:
y=x2+3sinx 2) y= 3) y= 4) y=cos3x 5)y= 6)y=cos(4x-1) 7)y=sin2x
С- y’= Ф- y’=2х+3cosх Я- y’=sin2х Л- y’=3х5 И- y’=-4 sin(4x-1)
Ю- y’= К- y’=-3 sin3х
Приложение №4
История появления производной.
Понятие производная возникло в связи с необходимостью решения ряда задач физики, механики и математики. Честь открытия основных законов математического анализа принадлежит английскому ученому Ньютону и немецкому математику Лейбницу.
Английский поэт Александр Поуп так охарактеризовал то время:
Был этот мир глубокой тьмой окутан.
Да будет свет! И вот явился Ньютон.
Знаменитый физик Исаак Ньютон, родившейся в английской деревушке Вульстроп, внес немалый вклад и в математику. Решая задачи на проведение касательных к кривым, вычисляя площади криволинейных фигур, он создал общий метод решения таких задач - метод флюксий (производных), а саму производную называл флюентой. Он вычислил производную и интеграл степенной функции. О дифференциальном и интегральном исчислениях он пишет в своей работе «Метод флюксий» (1665 - 1666гг.), послужившей одним из начал математического анализа, дифференциального и интегрального исчисления. Метод флюксий применяется здесь к большому числу геометрических вопросов (задачи на касательные, кривизну, экстремумы, квадратуры, спрямления и др.
Это открытие Ньютона стало поворотным пунктом в истории естествознания.
Честь открытия основных законов математического анализа наравне с Ньютоном принадлежит немецкому математику Готфриду Вильгельму Лейбницу.
К этим законам Лейбниц пришел, решая задачу проведения касательной к произвольной кривой, т.е. сформулировал геометрический смысл производной, что значение производной в точке касания есть угловой коэффициент касательной или tg угла наклона касательной с положительным направлением оси ОX.
Многие ученые в разные годы интересовались касательной. Эпизодически понятие касательной встречалось в работах итальянского математика Н.Тартальи (ок. 1500 - 1557гг.) - здесь касательная появилась в ходе изучения вопроса об угле наклона орудия, при котором обеспечивается наибольшая данность полета снаряда. И. Кепплер рассматривал касательную в ходе решения задачи о наибольшем объеме параллелепипеда, вписанного в шар данного радиуса.
В 17 веке на основе учения Г.Галилея о движении активно развилась кинематическая концепция производной. Различные варианты изложения встречаются у Р.Декарта.
Термин производная и современные обозначения y’ , f ’ ввёл Ж.Лагранж в 1797г.
Приложение № 5
Приложение № 6
Вариант 1
Вариант 2
Составить уравнение касательной к графику функции в точке с абсциссой
Дополнительное задание: Составьте уравнение касательной к графику
функции y=f(x) в точке с абсциссой х0. х0=2
Приложение № 7
Прямая y = 6x +9 является касательной к графику функции
у=х3 -4х2 +9х+14. Найдите абсциссу точки касания.
Прямая y = 6x + 8 параллельна касательной к графику функции
у = х² +7х - 6. Найдите абсциссу точки касания
При каком значении а прямая у = 3х + а является касательной к графику функции у = 2х² - 5х + 1?