Для школьников и родителей
  • Главная
  • Цифры и числа
  • Папская тиара в вашингтоне. Что мы узнали из лекции историка про сериал «Молодой Папа. Папская тиара: история

Папская тиара в вашингтоне. Что мы узнали из лекции историка про сериал «Молодой Папа. Папская тиара: история

Корона – одна из регалий римских пап. Знак отличия не всегда был именно короной. До 8-го века он выглядел как колпак белого цвета. Назывался такой головной убор камилавкой. В 12-ом столетии к ней присоединилась тиара, которая через век обзавелась еще и зубцами. Таким образом яйцевидный колпак окольцевал один венец. В 14-ом столетии к нему присоединился еще один. Разместить его на камилавке распорядился Бонифаций 8-ой. Таким образом папа отобразил в символе свой власти свои же взгляды на нее. Первосвященник осознавал свой пост, как главенство над двумя сферами жизни общества – светской и духовной. Вскоре, появился и третий венец. Кто и зачем водрузил его к первым двум неизвестно. Однако, первое изображение трехглавой папской короны датировано 1342-ым годом. Современная церковь трактует количество венцов, как символ святой Троицы – отца, сына и духа. Относительно власти первосвященников, венцы рассматриваются как владычество над адом, землей и небесами.

Тройная корона папы римского увенчана крестом. Официальное название головного убора – triregnum. Это латинское слово. Колпак же, ставший когда-то основой диадемы – персидского происхождение, как и имя убора «камилавка». Папа римский обретает власть сразу после его избрания Конклавком. Так называется совет кардиналов, рассматривающий кандидатур на высокий пост. Однако, сами первосвященники веками приступали к своим обязанностям только после коронации. Однако, с 1970-ых годов процедуру отодвинули в сторону. В 1963-ем Павел 6-ой одел тиару, а его приемник Иоанн Павел 1-ый уже нет. Не сделали этого и все последующие первосвященники. В уставе прописали возможность выбора короноваться или нет. Пока, выбор папы делают не в пользу традиционных головных уборов.

Последняя тиара папы римского Павла 6-го хранится в одном из музеев Рима. Атрибут власти папа отдал туда сам. Первосвященники перестали носить короны, но им не перестали их преподносить. Так, в 2010-ом, к примеру, тиару подарили Бенедикту 16-му. Презент этому папе сделала группа католиков из Германии. Головной убор заказали сделать специалистами Софийской мастерской, которая специализируется на облачениях служителей религии. Подарок носил символический характер, выполнял роль сувенира. Выполнена тиара из латуни, серебра и цинка. Украшен образец полудрагоценными минералами. Бенедикт 16-ый отдал презент на хранение в Баварию, в дом, где родился. Сейчас здание выполняет роль музея.

По составу символический презент Бенедикту 16-му нечета настоящим папским коронам. Их традиционно выполняли только из драгоценного сырья. В ход шло чистое золото, а так же сплав этого металла 750-ой пробы. Яйцевидный колпак, лежащий в основе изделий, делали, обычно, из шелка, вышивая самоцветами и жемчугом. Некоторые короны полностью выполняли из металла. Зубцы так же украшали бриллиантами и прочими драгоценными камнями. Ими же инкрустировали и крест на вершине головного убора. Тиары пап не оценивались. Они до сих пор считаются бесценными, священными.

В продаже истинных папских корон не найти. Зато, можно стать обладателем прочих украшений первосвященников. Так, несколько драгоценностей последнего коронованного папы Павла 6-го выставлялись на аукцион «eBay». Начальная цена лотов составила всего 850 долларов. Однако, продали крест и перстень с алмазами за миллионы условных единиц. Оба изделия усыпаны бриллиантами. Общее число кристаллов – 13. Дюжина из них украшает крест. На кольце всего один камень, зато его вес составляет чуть ли ни 13 карат. Помимо художественной ценности и ценности материалов, вещи несут историко-культурный смысл. Переплатить покупатели папских драгоценностей были готовы и за инвестиционные перспективы предметов.

Кстати, все тот же Павел 6-ой отдал львиную долю своих атрибутов ни на аукционы, а в фонды ООН. Папа подчеркнул, что презентует изделия на благотворительные цели. Предметы из золота с бриллиантами, рубинами, изумрудами, сапфирами общество продало всего за 70 000 долларов. Низкую цену установили специально, чтобы быстрее выручить средства и направить их на помощь нуждающимся.

Тиары остались единственными атрибутами первосвященников, не подлежащими торгам. Короны хранятся либо у самих пап, либо в музеях. Отличительной чертой религиозных корон являются шелковые ленты, вышитые драгоценными нитями и католическими символами. На концах полос всегда находится золотая бахрома. Ленты закреплены на тыльной стороне головного убора. С затылка материя ниспадает на мантию глав церкви. Кстати, мантия, в обиходе пап осталась. В нее первосвященники облачаются по сей день. Тиару же убрали даже их герба римских пап, где она красовалась долгие века. Теперь изображение включает иные символы католической церкви – паллиум и митру. Паллиум – белая лента с 6-ю вышитыми крестами. Митра – трапецивидная шапка, надеваемая священниками во время богослужений.

Символы папской власти на гербе и флаге Ватикана
золотой и серебрянные ключи, скрещенные и перевязанные красным шнуром,
увенчанные папской тиарой

Объясню несколько важных, на мой взгляд, причин: во-первых, приезжая в Вечный город, на ваши головы прямо-таки сыпятся папские ключи, тиары и гербы в каждой церкви, фонтане, палаццо, и особенно - в Ватикане. А в Ватикан хотят попасть ну просто ВСЕ без исключения. Не все, правда, понимают, зачем он им сдался, но must есть must - раз уж в Риме, значит, и в гости к Папе Римскому нужно наведаться.

Во-вторых, 2015-16 гг. у нас объявлен Юбилейным годом католической церкви, а следующий по расписанию будет не раньше 2025, поэтому от посещения Ватикана точно не отвертитесь:)

В-третьих, когда разговор заходит о геральдике, многие путешественники меня спрашивают, какой герб сейчас у Папы Франциска. А на гербе Франциска, так же как и его предшественника, отрекшегося Папы Бенедикта XVI, шаблон нарушен - над скрещенными ключами торчит не тиара, а митра, и поди вот объясни это в трех словах на ходу, что такое тиара и митра, и почему сейчас перестали использовать тиару.
Поэтому предлагаю в этом разобраться!

Что такое тиара?

Тиара - это высокий головной убор Папы Римского, имеющий яйцеобразную форму, увенчанный тремя коронами и небольшим глобусом с крестом (держава). Папская тиара - это своеобразная "тройная корона", символ папской власти.

Для чего нужна тиара?

В основном - для коронации Папы. В последний раз ей был коронован Папа Павел VI в 1963 году, который впервые официально отказался от использования тиары во всех церемониях, чем вызвал немало споров со стороны консервативных католиков. Более того, Павел VI выставил свою тиару на торги, и деньги от ее продажи отдал бедным.

После Павла VI место тиары в церемониале занимает митра. Митра - это вообще-то головной убор епископов и высшего клира, но теперь ее надевает и сам Папа. В католической литургии есть несколько типов митры - "золотая", "роскошная" и "белая", и каждой приписывается своя, особенная функция. Например, "золотую" митру надевают только во время некоторых особенно важных процессий. Удивительной красоты митру вы можете увидеть в музее при Миланском соборе - она была подарена Пию IV индейцами недавно открытой Америки. В Милане митра оказалась потому, что Папа подарил ее своему племяннику Карло Борромео, архиепископу Милана.

Символика и синонимы слова "тиара"

Часто слово "тиара" заменяют словом "triregno" - в буквальном переводе означает "троецарствие". Три венца ассоциировались с тремя статусами римской церкви в формуле коронации Папы Римского:

  1. Папа Римский - Отец церкви и носитель духовной власти в мире;
  2. Папа как наместник св. Петра на земле;
  3. Папа как "духовный отец" всех земных правителей и земной правитель (Ватикан-теократическая монархия, не забываем этот факт).
Три короны также отождествляли с тремя качествами Церкви:
  1. Церковь страдающая
  2. Церковь борющаяся
  3. Побеждающая церковь.

В средние века появляются более пестрые и забавные трактовки трех корон на папской тиаре, например:

  • Власть над тремя континентами - Европой, Азией, Африкой;
  • населенными потомками трех сыновей Ноя - семиты, иафетиды и ханаанские племена;
  • Власть над тремя сферами - небом, землей и подземным миром.

Маленький глобус с крестом, венчающий тиару - это символ Вселенной, Универсума и превосходства Христа над земной властью.

Когда появляется тиара и сколько корон на ней было вначале?

Согласно традиции, первую тиару в истории получил Папа Сильвестр I из рук самого императора Константина Великого. С этим событием связана прекрасная легенда, и оно увековечено на не менее прекрасной фреске 13 века в оратории св. Сильвестра в Риме.

"Дар Константина" фреска в монастыре Санти Куаттро Коронати, Рим. 13 век.

Легенда гласит, что однажды император Константин заболел проказой в наказание за гонения на христиан в Риме. Медицина была, как говорится, бессильна - маги и жрецы в Риме не придумали ничего лучше, чем посоветовать императору искупаться в ванной, наполненной кровью младенцев. Константин сначала послушался их совета и собрал 3 000 матерей с грудными младенцами, но, увидев их страдания и плач младенцев, передумал. Тогда ночью, как и положено, во сне ему являются некто двое - как оказалось позже, Петр и Павел, которые посоветовали подняться на гору Соракте (Soratte) и получить исцеление, проконсультировавшись с Папой Сильвестром.

Посланники Константина приводят Сильвестра в Рим, и тот рассказывает императору свой сон: чтобы исцелиться, тот должен одеться в рубище и провести неделю в гроте, стеная и страдая, каясь за гонения на христиан. После чудесного исцеления Константин уверовал в Христа и принял крещение, а Сильвестр получил от него в награду тиару и стал не просто наместником Христа на земле, но и наследником Западной части римской Империи, когда Константин уехал из Рима (так называемый "Константинов дар" - байка, которую позже опровергли ученые).

Короны на тиаре: на первого, второго - раааассчитайсь!

Если убрать все шутки и байки в сторону, то получится такая картина: первая корона на папской тиаре появляется примерно в 8 веке, когда после долгой борьбы Папы римские обретают власть над Римом и окрестностями, будущей могущественной Папской областью в Центральной Италии.

Вторая корона означала то, что Папа Римский стал не только духовным пастырем всех христиан, но и могущественным светским властелином:

Третья корона появилась в начале 14 века, и символизировала Универсальность Церкви, ее всеобъемлющую и объединяющую силы. Третьим венцом на папском головном уборе мы обязаны Папе Клименту V, авиньонскому пленнику, Папе, который начал расформирование могущественного ордена Тамплиеров.

Обо всем этом вы можете подумать на досуге, прогуливаясь по собору св. Петра и в гротах под базиликой. Обещаю, что следующий пост посвящу папской геральдике и разберу символику и легенды некоторых могущественных римских Пап и церковных орденов. Тогда вы сможете гулять по городу, практически "считывая" информацию прямо с фасадов церквей и дворцов!


На протяжении многих столетий в руках католической церкви была сосредоточена огромная власть. Папа Римский провозглашался наместником Божьим, поэтому от имени Всевышнего мог творить любые дела. Как известно, власть развращает всех, поэтому, когда росло богатство Ватикана, то и облачения понтификов становились более роскошными. Отдельного внимания заслуживает папская тиара. На этом головном уборе красовалась не одна, а целых три короны.



Папской тиарой называют головной убор главы католической церкви. Она символизирует собой духовную и светскую власть Папы Римского. Считается, что тиара появилась на голове понтифика, начиная с XIII-XIV вв. Поначалу она выглядела как конусообразная шапка, обтянутая дорогой тканью и с золотым венцом, но потом ее начали украшать драгоценными камнями.

Во время правления Папы Римского Бонифация VIII власть католической церкви возросла в разы. Считается, что именно тогда на тиаре понтифика появилась еще одна корона.


Появление третьего венца на тиаре не заставило себя долго ждать. Нужно было просто подвести все под христианскую идеологию. Если первые две короны посвящались Отцу и Сыну, то закономерно, что Святой Дух тоже не должен быть «обделенным».


В последующие века тиара с тремя коронами оставалась незыблемым символом власти понтификов, менялся лишь ее дизайн. Более того, короли, влиятельные аристократы, полководцы приносили в дар Папам Римским разные тиары, превосходившие одна другую по богатству. Каждый новый понтифик выбрал себе тиару, а остальные оставались в сокровищнице.


В 1963 году папский трон занял Павел VI. Тогда же проходил Второй Ватиканский собор, целью которого было принятие реформ по упрощению обрядов. Когда наступила церемония коронации, и на нового Папу водрузили огромную тиару, было решено, что этот геральдический предмет устарел. Павел VI больше не надевал этот головной убор. Он продал тиару Нью-Йоркской архиепархии, а вырученные деньги пошли на благотворительность.

Огромная власть, которая века была сосредоточена в руках понтификов, подталкивала их делать не только благие дела. В 2000-летней истории Ватикана не все страницы были белыми. Среди

Соррентино все время с нами играет, причем не только на историческом материале. У него все время загадки, головоломки, какие-то ассоциации. Можно, конечно, ничего не читать про папство и смотреть просто так, для удовольствия, но если углубиться в сериал, то открываются удивительные вещи. Соррентино заимствует и обыгрывает реальную историю Римской курии - главного органа управления в Ватикане - и папства, в том числе современного, и следить за этим очень увлекательно.

Государственный секретарь Святого престола

Тициан «Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе». Фарнезе как раз и был кардиналом-племянником

1 из 4

Госсекретарь Анджело Войелло из «Молодого Папы»

2 из 4

Жан-Мари Вийо

© Keystone/Hulton Archive/GettyImages.ru

3 из 4

Станислав Рылко (справа)

© Fairfax Media/GettyImages.ru

4 из 4

С конца XVI века в Римской курии существовал пост кардинала-племянника. Это необязательно был племянник: кардиналом мог быть какой-то родственник папы, которого он опекал. Этот кардинал-племянник обычно был самым главным. В конце XVII века пост упразднили, и с этого момента начинает выдвигаться государственный секретарь: в сериале это Анджело Войелло, который действительно оказывается невероятно важным человеком.

За все это время лишь три государственных секретаря стали папами - многим хватало пребывания в тени. Вокруг них сложился гигантский бюрократический аппарат. У папы всегда были помощники, но курия формально возникла в конце XVI века и потом только разрасталась - сейчас там работает около трех тысяч человек. Можно было бы снять фильм просто про интриги внутри курии, которых полным-полно.

Про знаменитого государственного секретаря Жан-Мари Вийо говорили, что он был крайне влиятельным человеком. На множестве сайтов можно прочитать, что это он убил папу Иоанна Павла I. Это и правда загадочная история: он правил 33 дня, а потом умер. Теории заговоров расцвели пышным цветом. Одна из них представлена в фильме «Крестный отец-3»: у Копполы его убивает мафия, потому что он стал разбираться в делах Банка Ватикана. Но все это, естественно, никем не доказано. Еще один знаменитый государственный секретарь - Станислав Рылко. Про него говорили, что он подсовывал Бенедикту XVI бумаги на подпись, когда тот был чем-то отвлечен. Такая же сцена есть и в «Молодом папе».

Эстер и Эсфирь

Питер и Эстер - почему их так зовут? С первым понятно: он - швейцарский гвардеец и охраняет вход в собор Святого Петра. Эстер сразу вызывает ассоциации с библейской царицей Эсфирью, спасшей еврейский народ от происков злого министра Омана, который хотел убить всех евреев. Рискуя своей жизнью, она зашла к своему мужу-царю (за это могли казнить) и рассказала ему о происках Омана. Эта история прямо не цитируется в сериале, там все по-другому, но, скажем, коварный библейский министр вдруг каким-то образом накладывается на Войелло - и обнаруживается уже какое-то совершенно другое - библейское, мифологическое - измерение.

Футбол

Кардинал Тарчизио Бертоне одно время был государственным секретарем, потом стал камерленгом, или камерарием, занимал много других важных постов. Он очень любит футбол, что, впрочем, для итальянца естественно. Несколько лет назад Бертоне эпатировал всех, предложив Святому престолу создать свою футбольную команду. Через несколько часов он сказал, что пошутил и у него есть дела поважнее этого, но, тем не менее, именно по его инициативе создан чемпионат Clericus Cup - турнир между студентами семинарий.

Где-то я прочитала, что Анджело Войелло - это карикатура на Тарчизио Бертоне, но это совсем не так. Он вообще не карикатура. В одном интервью Соррентино сказал, что человека из одиночества выводят простые вещи, которые связывают его с миром, например, гол Марадоны. И вот эта смешная любовь Войелло к футболу делает его более человечным.

Возможный прототип сестры Мэри

Паскуалина Ленерт

© Ambrosius007/wikipedia.org

1 из 2

Сестра Мэри в исполнении Дайаны Китон

2 из 2

Паскуалина Ленерт внешне немного похожа на сестру Мэри. Она была экономкой папы Пия XII. Сначала говорили, что у них роман, потом - что это она настоящий папа римский и принимает все решения. У Ленерт действительно было очень большое влияние, она много занималась делами Ватикана. Папа принимал лекарства только из ее рук. После смерти Пия XII Паскуалину попросили удалиться - поговаривают, что Павел VI чуть ли не взашей ее выгнал: у них действительно были не очень хорошие отношения. Кстати, Ленерт - первая женщина, которая поселилась в Ватикане: когда Пий XII привез ее туда, это был шок.

Секс-скандалы

Настоящие секс-скандалы в Ватикане куда мощнее, чем то, что показано в сериале. Обвинения в адрес священников, пристававших к мальчикам и девочкам, появляются тысячами по всему миру. И конечно, никто не ссылает провинившихся на Аляску - все совсем по-другому. Бостонский архиепископ Бернард Лоу, основной прототип архиепископа Кертвелла из сериала, сам не был ни в чем замешан - он просто покрывал огромное количество других священников. И тех, кто действительно был виноват, посадили на большие сроки. А Бернарда Лоу папа Иоанн Павел II, ко всеобщему возмущению, привел в Ватикан - и где-то там ему дали доживать.

Тиара из Вашингтона

1 из 2

На пальце у папы, возможно, «Кольцо рыбака» (см. ниже)

2 из 2

На одном сайте некто из историков католической церкви пишет: «И зачем понадобилось выкупать тиару в Вашингтоне, когда у римских пап полно тиар в Ватикане?» Совершенно верно - тиар вообще очень много. Но почему-то Ленни Белардо придает этому огромное значение: он не собирается выступать перед кардиналами, пока ее не привезут из Америки.

Мы не знаем точно, когда римские папы начали носить тиары, но понятно, что это очень древняя традиция. Одни возводят ее к персидским царям, другие - к византийским. Чем активнее папы претендовали на светскую власть, тем чаще они носили тиару. Например, у папы Бенедикта XI была двойная корона, символизирующая его земную и духовную власть. К XIV веку появилась тиара, состоящая из трех корон. Потом к ней сверху добавится крест, затем что-то вроде державы - тоже для демонстрации всемирной власти папы. Есть разные объяснения, почему папы предпочитали тиары с тремя коронами: это и число Троицы, и символ власти папы на небе, на земле и под землей. На мой взгляд, самая убедительная версия такая: императоры Священной Римской империи, с которыми папы все время враждовали, короновались тремя коронами, и папы не захотели отставать.

Но сегодня папы больше не ходят в тиарах. Так повелось со времен папы Павла VI, правившего в 1960-е годы: он сделал очень много такого, что явно не нравится папе Пию XIII. Во-первых, он закрыл Второй Ватиканский собор, созванный Иоанном XXIII: именно на нем был принят ряд ключевых решений, которые влияют на католичество по сей день. Например, там говорилось о сближении с другими христианскими конфессиями, о диалоге с нехристианами - представителями других религий, атеистами, всем миром. Отдельно было сказано о том, что нельзя винить всех евреев в распятии Христа, - довольно неожиданный подход для католической церкви. Кроме того, наконец разрешили служить мессу на разных языках.

Павел VI вообще упростил очень многие ритуалы, связанные с папством. Он распустил всех гвардейцев, кроме швейцарских. И, как уже было сказано, он перестал использовать тиару и заявил, что нужна не коронация, а инаугурация. Павел VI демонстративно положил тиару на алтарь в соборе Святого Петра и даже хотел продать ее и пустить деньги на благотворительность, но его все-таки отговорили. Американская католическая церковь выкупила тиару, и она хранится в Вашингтоне. Павел VI не запретил ею пользоваться: теоретически любой новый папа может сказать, что будет короноваться тиарой, но до сих пор этого никто не делал.

Поэтому когда Ленни выписывает тиару из Вашингтона, он, по сути, отмежевывается от всех тех либеральных преобразований, которые проводили Павел VI и его предшественник Иоанн XXIII. Он не хочет быть современным папой.

Папское облачение

Тиара - это только часть того потрясающего облачения, в которое его буквально закутывают под песню LMFAO «Sexy and I Know It». Когда Пий XIII собирается выступать перед кардиналами, он одевается по полной программе. Каждый папа получает перстень «Кольцо рыбака» (на нем изображен апостол Петр с сетями) - раньше его использовали, чтобы запечатывать документы. Но после Павла VI этот перстень практически никто не носит. В сериале непонятно, какое кольцо надевает Ленни: я не уверена, что это «Кольцо рыбака», но это вполне возможно, учитывая его консервативные вкусы. Кто-то удивляется, что у Ленни два кольца, так тоже часто делают, потому что епископское кольцо (которое носят современные папы) большое, и чтобы оно не свалилось, надевают второе.

Та самая сцена: Ленни наряжается перед обращением к конклаву под LMFAO

Еще одно наблюдение: сейчас папы почти не носят перчатки - а Ленни надевает красные. Про цвет разговор отдельный. Папа в основном ходит в белом и в красном - это два важнейших цвета, которые еще со Средних веков присвоила себе католическая церковь. Есть даже расписание разных цветов, соответствующих разным праздникам, мессам и так далее. Иногда папы появляются в зеленом, порой в фиолетовом, но здесь этого нет вообще - только белый, красный, золотой. Теперь про туфли: как вы заметили, он сначала примерил пару попроще, а потом выбрал другие. Павел VI и Иоанн Павел II тоже это упразднили - раньше было четкое деление, в каких туфлях папа ходит на службы: они должны быть с крестом и покрыты золотой вышивкой. Ленни все это возрождает.

Затем он надевает мантию, а сверху - накидку. И снова стоит напомнить, что после Павла VI - главного, выходит, идеологического оппонента Ленни - папы их практически не носят. Зато в конце, в Венеции, когда у Ленни происходит примирение с миром, он одет в простое белое одеяние. Никаких мантий, никакой тиары, никакой старинной кукольности - это все уходит.

Пия XIII вносят к кардиналам

Вернемся назад: в Сикстинскую капеллу папу вносят на носилках - и у меня есть ощущение, что в этой сцене кардиналы очень удивлены, потому что уже лет 40–50 ничего такого не происходило. Мы, опять же, точно не знаем, когда папы начали перемещаться на носилках, но ясно, что с глубокой древности. И за ними несут опахала, то есть опять Ленни воспроизводит нечто, уходящее в века. Иоанн Павел II первым отказался от носилок и стал ездить на машине, которую прозвали папамобилем.

Конклав


Ленни избран кардиналами на конклаве. Там невероятные интриги, игра интересов - это все знают. Поэтому даже непонятно, почему Ленни шокирован, когда Спенсер утверждает, что кардиналы его предали и выбрали Ленни. Как кардинал Белардо должен был бы знать про все эти игры. Таким образом нам, очевидно, показывают, что он не признает современного уровня политических интриг.

Пап выбирали очень по-разному. В первые века собирались все вместе - и священники, и миряне - и могли выбрать любого, необязательно священнослужителя. Так продолжалось довольно долго: потом папы стали менять ситуацию и отсекать общественность. Еще в VIII веке было решено, что миряне не должны вмешиваться, - пусть выбирают только кардиналы. Потом отыграли обратно, допустив до выборов римских аристократов. А затем опять все переменилось: XI–XII века - это время великих могучих пап, которые очень жестко боролись за дисциплину и свою власть. Они четко постановили: папу выбирают только кардиналы. И дальше уже обсуждали только детали - может ли кардинал сам за себя голосовать, может ли он наложить вето, в таком духе.

Было три разных способа выбора папы, и два из них отмерли давным-давно. Первый назывался аккламация - считалось, что Дух Святой сходит к кардиналам, и они вдруг начинают кричать, например: «Выбираем Григория X», и все. Таких примеров было много, последний раз - в XVII веке. Другой вариант - компромисс. Если конклав не может договориться, то выбирают особо доверенных кардиналов - и те между собой решают. В последний раз такое случалось в XIV веке. А сейчас голосует только конклав в полном составе.

Почему конклав под ключом? Это известная история: когда умер Климент IV, кардиналы заседали два года и не могли никого выбрать. Тогда их заперли и сказали им, что они не выйдут, пока не решат. Но они все равно ничего не решили. Тогда их ограничили в питании и стали давать им только хлеб и воду. Они все равно не могли договориться. И тогда разобрали крышу собора, где они заседали. И лишь тогда они выбрали Григория X. После этого ввели правило - запирать кардиналов. Сейчас для них выделяют целую часть Ватиканского дворца, и кардинал может покинуть конклав, если он заболел: только тогда он может потом вернуться - в иных случаях обратно не пустят. В Сикстинской капелле ищут жучков, микрофоны, отключают вайфай и ставят глушилки для телефонов.

Войелло говорит Спенсеру, что никаких интриг не было и Ленни избрали, потому что сошел Святой Дух. Войелло, конечно, всем говорит разное, но в том, что Ленни уверен, будто его выбрал Дух Святой, можно не сомневаться. Оттого у него все время ощущение, что за ним стоит многовековая история церкви.

Линия Пиев


© Joachim Specht/wikipedia.org

Начиная с древности, когда папой избрали человека по имени Меркурий и он взял другое имя, папы всегда берут другое имя - в честь кого-то. Например, Джованни Монтини взял имя Павел VI, потому что он хотел нести Слово Божие всему миру, как это делал апостол Павел.

Ленни Белардо вполне осознанно стал Пием. До него их было двенадцать, и последние шесть (с Пия VI до Пия XII, то есть с конца XVIII до середины XX века) отличались жестким консерватизмом. Особенно неоднозначным был папа Пий XII, чье правление пришлось на годы Второй мировой войны. О нем есть прямо противоположные мнения. Церковь утверждает, что он был против фашистов и укрывал евреев в Ватикане и есть огромное количество документов, подтверждающих это. Но бытует и совершенно другой взгляд на него: Пия XII называют папой Гитлера, потому что он никогда не высказывался против фашизма и открыто не осуждал холокост.

Латеранские соглашения

В современном виде государство Ватикан существует с 1929 года. Тогда папа Пий XI заключил договор с Муссолини о том, что Италия признает Ватикан, и теперь Пий XIII хочет их пересмотреть, а премьер-министр в сериале прямо хихикает над этим. По Латеранским соглашениям католичество - государственная религия, которая преподается в школах, а Ватикан получает огромную финансовую помощь от государства. После войны, в эпоху либеральных пап, часть этих договоренностей постепенно была упразднена: разрешили разводы, аборты, а вместо финансовой поддержки ввели особый налог.

Страшный суд

В Сикстинской капелле происходит несколько сцен. Самая знаменитая часть Сикстинской капеллы - это потолок, который в сериале не показывают ни разу. Зато видно изображение Cтрашного суда Микеланджело, в центре которого не милосердный, а карающий Христос и отвернувшаяся в ужасе Мадонна.

На Страшный суд нам намекают не только там. В титрах папа идет вдоль картин под переработанную песню «All Along the Watchtower». В тексте песни прослеживаются библейские мотивы и отсылки к книге пророка Исайи, в которой содержится предсказание о конце мира и Страшном суде.

Титры «Молодого папы»

Помимо этого, в конце титров можно увидеть картину Франсуа Дюбуа «Варфоломеевская ночь», которой совсем нечего делать в Ватикане. Она написана протестантом, посвящена тому, как убивают гугенотов, и находится в Лозанне. А здание, которое там полыхает, после того как его задела Вифлеемская звезда, превратившаяся в страшную комету, - это, вообще-то, Лувр, из которого выезжает Екатерина Медичи, чтобы убивать протестантов. А потом в девятый час метеорит бьет по папе, а девятый час - это момент смерти Христа. Короче говоря, все - и музыка, и картины - напоминает здесь о Страшном суде.

2 из 2

«Молодой папа» заканчивается в Венеции. Мне кажется, что Пий XIII должен был там умереть и изначально так и было задумано, но потом создатели, наверное, отметили популярность сериала среди зрителей и решили подождать. Непонятно, что будет во втором сезоне, ведь все линии, кроме одной, завершены: сестра Мэри уехала, Дюсоле убит, выяснили отношения с Войелло - Ленни даже примирился с миром.

Главный текст о Венеции в мировой литературе - это, пожалуй, «Смерть в Венеции» Томаса Манна. Это история о том, как утонченный писатель Густав фон Ашенбах приезжает сюда и влюбляется в совсем молоденького польского мальчика, который воплощает физическую цельность и не имеет никакого отношения к культуре. Фон Ашенбах - почти ровесник Ленни, чуть-чуть старше его. И он не может уехать отсюда из-за эпидемии тифа и умирает. Это не значит, что Соррентино хотел показать свой вариант «Смерти в Венеции». Он обращается к Бродскому: в сериале дважды звучит цитата из его эссе «Набережная неисцелимых», естественно, посвященного Венеции.

Бродский пишет, что по приезде в Венецию его «охватило чувство абсолютного счастья: в ноздри ударил его всегдашний - для меня - синоним, запах мерзнущих водорослей». А заканчивает он так: «Слеза есть попытка задержаться, остаться, слиться с городом. Но это против правил. Слеза есть движение вспять, дань будущего прошлому. Или же она есть результат вычитания большего из меньшего: красоты из человека. То же верно и для любви, ибо и любовь больше того, кто любит». Мне это высказывание кажется спорным, а вот Ленни Белардо, я думаю, оно бы очень подошло. Это ровно то, что он нашел в Венеции.

В начале митра была простой конусообразной шапкой, прибывшей, как и многое другое, с Востока. Говорят, что первую драгоценную митру римскому папе подарил Хлодвиг, франкский вождь, перешедший в христианскую веру. И венец, который её украшал, символизировал духовную власть викария Христа. Пробегаем, срезая всевозможные углы взаимоотношений королей и пап, прямо к началу XIV столетия.

Король Франции Филипп Красивый, почитаемый всеми, кто читал эпопею Мориса Дрюона, страшно тяготился влиянием Рима. Тем более что на троне Святого Петра сидел в это время несгибаемый борец с ересями Бонифаций VIII. Считается, что именно этот понтифик и водрузил на митру второй венец, символизирующий земную власть римских пап. Некоторые исследователи считают это странным, поскольку Бонифаций преследовал всякую двойственность, считая её проявлением манихейства. Как бы то ни было, вторая корона появилась именно в это время. Битву с Филиппом папство проиграло и в 1309 году было переселено в Авиньон, под бок французской короне.

Хотя авиньонское пленение продлилось почти семьдесят лет, зависимость от Франции оказалась непрочной. На смену «железному» королю пришли монархи, можно сказать, «стеклянные», «оловянные» и «деревянные». Началась война с Англией, ставшая Столетней, королевство зашаталось, и сама его независимость оказалась под большим вопросом. Авиньонские папы тем временем наращивали власть. Каковы бы ни были происхождение и смысл второй короны на тиаре, появление третьей напрашивалось само собой.

Павел VI и кардинал Альфредо Оттавиани (справа) во время церемонии коронации. 1963 год

Если два венца посвящены Отцу и Сыну, где же Святой Дух? Если они символизируют власть духовную и земную, то где власть моральная? Третья корона появляется в середине столетия. Есть сомнения, который из авиньонских пап первым водрузил её на тиару, но промежуток времени вполне ясен. Итак, торжественный головной убор приобретает завершённый вид. Дальнейшее — дань моде, богатству, вкусу. Если в первое время её существования тиара изготовлялась из шитой серебром материи, натянутой на каркас, впоследствии её делали из металла. Дарение драгоценных тиар продолжалось. Монархи, меценаты, богобоязненные полководцы преподносили папам церемониальные головные уборы, которые оседали в сокровищнице. Наполеон, заключивший с Римом конкордат, подарил Пию VII роскошную тиару, так и названную «наполеоновской».

Павел VI решил выставить свою тиару на торги

В 1963 году умер папа Иоанн XXIII, и на трон Святого Петра взошёл Павел VI. В это время проходил Второй Ватиканский собор, который положил начало современной истории католической церкви. Реформы, упрощение обрядов, приближение иерархии к верующим. И когда на церемонии коронации новый папа появился в тиаре, специально изготовленной и подаренной ему к этому случаю, стало понятно — символ невероятного владычества и беспредельной власти безнадёжно устарел. Павел VI положил конец традиции ношения тиары. Свою он решил выставить на торги, а вырученные деньги — потратить на помощь бедным. Драгоценный головной убор был куплен Нью-Йоркской архиепархией, где и хранится до сих пор.

Последующие понтифики могли принять тиару в подарок, ни разу её не надев. В гербе святого Иоанна Павла II сохранялась геральдическая тиара, но последние два папы убрали и её, заменив белой митрой Римского епископа. На ней три поперечные полосы — это последнее воспоминание о символе триединой власти.

Лучшие статьи по теме