Для школьников и родителей
  • Главная
  • Цифры и числа
  • Поделки из пластинок для логопеда. Логопедическое пособие для детского сада своими руками. Мастер-класс с фото. Игра «Волшебный мешочек»

Поделки из пластинок для логопеда. Логопедическое пособие для детского сада своими руками. Мастер-класс с фото. Игра «Волшебный мешочек»

Для выработки устойчивого интереса к занятиям, ускоренного достижения положительного результата мною было разработано многофункциональное, мобильное дидактическое пособие «Звукоцветик», для развития всех компонентов устной речи, которое состоит из 12 страниц книги.

Пособие способствует активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания, имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Его можно использовать в совместной и самостоятельной коррекционно - образовательной деятельности с детьми.

Первая страница на закрепление правила самоконтроля за произнесением звуков, на формирование акустико – артикуляционного образа звука. Е.А. Иванова. Слышу, вижу, ощущаю – правильно говорю!

Вторая страница для слияния звуков в слоги, закрепления акустико – артикуляционных образов звуков. Дети угадывают звук, рассказывают о правильной артикуляции, читают слоги.

В.М. Акименко. Новые логопедические технологии.

Третья страница на закрепление звукопроизношения звука в слогах, развития слухового внимания, памяти, ритма, мелкой моторики.

Дети запоминают слоги (слова) пальчиками показывают каждый слог (слово) и произносят, опираясь на следы зверей. Можно придумывать любой ритмический рисунок

Четвёртая и пятая страницы для развития мелодико-интонационной выразительности речи. Умения изменять силу голоса, высоту, ритм, темп.

Приёмы работы над каждым ритмом :

1. Пропевать по схеме, указкой показывая символ произносимого звука.

2. Пропевать по схеме, отхлопывая ритм.

3. Пропевать по памяти, отхлопывая ритм.

4. Воспроизводить ритм «песни» с разными гласными.

При работе над ритмом на пятой странице развиваем у детей слуховое восприятие, слуховую память, учим воспроизводить ритм по образцу, придумывать свои ритмические рисунки.

Т.В. Александрова. Живые звуки или Фонетика для дошкольников.

Шестая страница «Звуковые дорожки» используются при автоматизации звуков в словах, развития фонематического восприятия, навыков звукового анализа слова, развития лексико-грамматических представлений, связной речи, внимания и памяти.

Предлагаются задания:

1. Вспомни, как правильно произносится звук. Выбери дорожку. Веди пальчиком по дорожке, называя слова. Не забывай правильно произносить звук.

2. Пройди по дорожке, называя слова, которые начинаются со звука…

3. Пройди по дорожке и называй слова, которые отвечают на вопрос КТО?; пройди по дорожке и называй слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?

4. Пройди по дорожкам, называя слова с прилагательными.

5. Произнеси слово, раздели на слоги, выдели ударный.

6. Вспомни слова, которые ты произнёс и запомнил.

7. Придумай предложения со словами, которые ты запомнил.

8. Все дорожки идут от (…). Выбери, по какой дорожке пойдёт (…) и куда он придёт.

9. Придумай маленький рассказ, что случится с (…), если но (она) встретится с (…), (…), (…).

10. Расскажи о приключениях (…) маме и своим друзьям.

Седьмая страница «Трёхэтажный домик» для закрепления правильного произношения звука, для развития навыков фонематического анализа и синтеза. Учим правильно произносить звук, определять позицию звука в слове (вначале, в середине, в конце).

Восьмая и девятая страницы «Паровозики» для совершенствования слоговой структуры слова, развития навыка определять количество слогов в слове, умения определять ударный слог, обозначать схемой.

Предлагаются четыре паровозика с разным количеством окон. Дети должны отхлопать и разложить картинки с разным количеством слогов в соответствующие паровозики. Определить в каждом слове ударный слог. Поставить или показать схему слова, с указанием ударного слога.

Десятая страница «Две куклы» используется на этапе дифференциации правильно произносимых звуков. Детям предлагаются задания :

  • Вспомнить акустико – артикуляционный образ звука. Правильно произнести. Назвать, что есть общего? Чем отличаются дифференцируемые звуки?
  • «Подари куклам с разными именами картинки» с соответствующим звуком.
  • Определи место звука.
  • Сосчитай количество слогов.
  • Придумай предложение. Сосчитай количество слов в предложении.

Одиннадцатая страница используется при знакомстве с предлогами.

Предлагаются задания:

  • Выполнить инструкцию.
  • Ответить на вопрос: «Что ты сделал?»
  • Какое маленькое слово?
  • Знакомство со схемой предлога.
  • Найди схему на странице «Речецветика», придумай предложение.
  • Сосчитай количество слов в предложении, определи место маленького слова.
  • Запиши схему предложения.

Для определения предлога, дополнительно предлагается кубик со схемами «маленьких» слов.

З.Е. Аграновия В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.

Двенадцатая страница для знакомства и закрепления правил речи:

  • Текст состоит из предложений.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова бывают маленькие и большие.
  • Каждое слово пишется раздельно.
  • Первое слово пишется с большой буквы.
  • Имена собственные пишутся с большой буквы.
  • В конце предложения ставится точка.
  • Слова состоят из слогов.
  • Слоги состоят из звуков.
  • Звуки бывают гласные (Поют, нет преграды, девочки).
  • Согласные, произносятся с преградой во рту, мальчики. (Сердитые, твёрдые и ласковые, мягкие).
  • Без гласных звуков слога (песенки) не получится.
  • Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Г.А. Ванюхина «Речецветик»

Закрепление произношения в сочетании с развитием фонетического анализа развивает мыслительные способности детей, направляет их внимание на звуковую сторону речи. Учит наблюдать сравнивать, т. е. формирует обобщённые фонематические представления, которые в свою очередь, становятся стимулом для совершенствования артикуляции. Этому способствует и умение у детей качественной оценки своей речи и речи окружающих, т. е. самоконтроля. Связь формирования фонетико-фонематической системы с развитием лексико-грамматического строя речи, формирует правильные коммуникативные навыки, влияет на качественную подготовку детей к школе.

Описание : Дидактические игры будет полезны для логопедов и воспитателей логопедических групп. Материал предназначен для индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста. Игры направлены на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, что позволяет сделать данный процесс более интересным для детей.

Дидактическая игра «Веселые малыши»

Цель : Дифференциация звуков С-Ш.

Описание игры:

1 вариант.

Цель: дифференциация звуков С-Ш в слогах.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки мыльных пузырей со слогами.

Ход игры:

Логопед: Познакомься это веселые малыши Соня и Миша. Они очень любят играть с мыльными пузырями, но малыши только учатся и пузырики получаются маленькие. Хочешь поиграть вместе с ними? Тогда бери пузырик и повторяй за мной (если ребенок умеет читать, то произносит сам).

Образец: Са - ша, со - шо, су - шу, сы - ши.

2 вариант.

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки парных цветных мыльных пузырей с предметными картинками.

Ход игры:

Логопед выкладывает два мыльных пузыря одного цвета, просит ребенка их перевернуть и назвать, что на них изображено.

Образец: Мишка - миска, пушок - носок.

Попросить ребенка назвать у кого, что получилось.

Образец: У Сони мишка - у Миши миска

3 вариант

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях, предложениях.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки мыльных пузырей с предметными картинками.

Ход игры:

Логопед: Для Сони мы будем выбирать пузырики с картинками в названии которых слышится звук Ш, а для Миши в которых слышится С. Выбирай пузырик и называй для кого это.

Ребенок: Кошка для Сони; собака для Миши…

Логопед: назови все, что получилось у Сони и Миши.

Ребенок: У Сони кошка, шайба, шапка, шуба, машинка.

У Миши собака, санки, сапоги, сумка, скакалка.

Логопед: Как ты думаешь, все ли предметы подходят для Сони и Миши? Пусть ребята поменяются тем, что им не подходит.

Ребенок: Соня отдаст Мише машинку, а Миша Соне скакалку. Миша отдаст Соне санки, а Соня Мише шайбу. Миша отдаст Соне сумку, а Соня Мише шапку.

Логопед: Чем поменялись малыши?

Ребенок: Малыши поменялись машинкой и скакалкой. Малыши поменялись санками и шайбой. Малыши поменялись сумкой и шапкой.

4 вариант

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словах.

Оборудование: картинка малыша с мыльными пузырями, картинки больших мыльных пузырей со словами.

Ход игры:

Логопед: У Сони и Миши есть друг Саша. Хочешь с ним познакомиться? Он научит тебя дуть большие пузырики. Выбирай пузырик и повторяй за мной.

Образец: Пишу - несу, ваш - вас, шило - сила…

Дидактическая игра «Паровозик».

Описание игры:

1 вариант.

Цель: автоматизация звука Ч изолированно.

Ход игры: Познакомься это волшебный паровозик и живет он в сказочном домике. Хочешь побывать у него в гостях? Тогда вези паровозик по тропинке и пой его песенку «ч - ч - ч».

2 вариант.

Цель: автоматизация звука Ч в слогах.

Ход игры: У паровозика много друзей, хочешь с ними познакомиться? Тогда в путь, но на каждой станции нужно останавливаться и петь ее песенку: ча - ча - ча, чу - чу - чу и так далее. Пришло время возвращаться обратно и теперь мы с паровозиком будет петь другие песенки: ач - ач - ач, уч - уч - уч и так далее.

Дидактическая игра «Осень».

Описание игры:

1 вариант.

Цель: автоматизация звука Щ изолированно.

Ход игры: Наступила осень и все лесные полянки усыпаны листьями. Знаешь звук щетки? Подмети большие листочки и произноси звук щетки «щ - щ - щ», затем только зеленые, желтые, маленькие листочки и так далее.

Посмотри сколько тропинок в лесу и все они в листьях. Подмети тропинку с желтыми листьями, теперь с коричневыми и так далее.

2 вариант.

Цель: автоматизация звука Щ в слогах.

Ход игры: Все листики собраны в кучку, но на нашей волшебной полянке можно раскидать их. Веди щеткой по тропинкам и пой песенки щетки: ща, щу, ще, щи. А теперь нужно навести порядок. Давай соберем листики: ащ, ощ, ущ, ещ.

Елена Зайцева

Чтобы дети с удовольствием посещали логопедические занятия и с интересом выполняли предложенные им задания, необходимо придумывать новые, интересные дидактические игры с разными картинками, персонажами, сюжетами и материалом. Вашему вниманию я предлагаю дидактические пособия для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий на автоматизацию разных звуков, формирование интонационной выразительности, развитие зрительно-моторных координаций и так далее. Данные пособия помогают разнообразить занятие, повысить эффективность коррекционной работы.

«Волшебный куб»

Формирование фонетико-фонематических представлений и слоговой структуры слова.

Формирование лексико-грамматического строя речи.

Формирование связной речи.

Формирование познавательных процессов.

«Разноцветные ромашки»

Формирование фонетико-фонематических представлений;

слоговой структуры слова.

Формирование познавательных процессов.


«Веселые крышки»

Формирование навыков звукового анализа;

Формирование слоговой структуры слова;

Развитие мелкой моторики.

Закрепление знаний основных цветов


«Кто в домике живет?»

Упражнять в выделении заданного звука в слове;

Учить дифференцировать звуки;

Формировать умение делить слова на слоги;

Развивать логическое мышление, внимание;

Закреплять в речи обобщающие понятия;

Развивать мелкую моторику.


«Звуковички»

Развитие фонематического слуха и восприятия;

Расширение знаний детей, понятия: гласные –согласные; твердые-мягкие.


Дидактическая игра «Собери бусы»

закреплять умение дифференцировать звуки [З]-[С] в словах;

развивать фонематический слух,

мелкую моторику.


Это лишь малая часть тех игровых заданий, которые можно давать ребенку (детям, используя эти пособия. В зависимости от цели и задач, поставленных на занятии, можно менять и игровые задания. Дети с удовольствием занимаются с пособиями, они вызывают у них интерес, развивают любознательность, память, внимание, а главное - речь .

Публикации по теме:

Предлагаю Вашему вниманию подборку дидактических игр и пособий для занятий с детьми дошкольного возраста Эти игры были сделаны для итогового.

Дидактические пособия своими руками Дидактические пособия своими руками. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает.

Добрый вечер коллеги! Представляю вашему вниманию две дидактические игры из бросового материала, которые не потребуют много материальных.

Использование пособия своими руками из подручного материала в развитии дошкольника. Мы хотим чтобы, наши дети росли здоровыми и счастливыми,.

В. А. Сухомлинский:Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В шесть -семь лет развитие мелкой моторики у детей является неотъемлемой.

Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вашему вниманию продолжение обзора игр, которые сделаны своими руками из подручных материалов для развития.

Тамара Охлопкова

1."Угадай картинку"

Игра представляет собой коробочки со сменными картинками внутри, засыпанными какой-либо крупой. Дети разгребают пальчиками крупу и по освобождающимся фрагментам картинки угадывают целое изображение. В качестве помощи (при затруднениях) на столе перед ребенком выкладываем несколько картинок, среди которых есть искомая.

Варианты использования игры .

1. Активизация словаря по лексическим темам.

2. Автоматизация звуков.

3. Найди пару : на столе несколько картинок. Ребенок, разгребая круп в коробочке, должен узнать картинку и найти такую же среди предложенных.

2."Ловкие пальчики"

На листках бумаги размером 10 на 10см нарисованы мелкие картинки таким образом, чтобы ребенок мог расставить по ним пальчики. Картинки относятся к разным лексическим темам (можно нарисовать картинки с закрепляемым звуком) .

Задание : "прячем" зайчиков ("собираем" ягоды, грибы, листики,овощи "ловим" бабочек и т. п., т. е. закрываем пальчиками рисунки. К основному заданию добавляем сопутствующие : назвать цвет, с какого дерева листок и т. п.



Публикации по теме:

Дидактическая игра "Собери букет"; Дидактическая игра " Посади жука на цветок" ; Дидактическая игра "Наряди ёлочку"; Дидактическая игра.

Дидактические игры своими руками. Планшет «Домики»Планшет включает в себя домики разных цветов, с разными замочками. Открыв дверку, дети.

Альтернативный вариант дорогостоящим дидактическим играм - игры, сделанные своими руками. Каждый раз перебирая старые кубики, рука не поднимается.

1. Игра "Домашние и дикие животные". На картон наклеены 2 картинки: лес и деревня, Проделаны дырочки и вставлены винтовые горлышки.

Одним из ведущих аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики, и координации движений пальцев рук. Доказано, что развитие.

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой.

Побродив по просторам интернета,решила сделать несколько настольных игр для своих малышей. Распечатала картинки, раскрасила и приклеила.

Структурное подразделение «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

«Домик с играми»

(многофункциональное логопедическое пособие своими руками)

Кулакова О. В.

Учитель-логопед

Рузаевка 2016г.

Актуальность.
Владение грамотной речью и умение выразить свои мысли – это необходимые навыки для будущих школьников, основа их успешной учебы.
Важным моментом при подготовке к школе становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической, обучающей игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности дошкольника.
Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали речевое оздоровление.

Работаю в детском саду учителем -логопедом с детьми с нарушениями речи. В своей работе использую разные игры и пособия , которые делаю сама. Мне нравятся многофункциональные пособия , поэтому изготовила пособие , с помощью которого можно решать сразу несколько задач. Пособие « Домик с играми » мобильное и легкое в использовании. Оно имеет привлекательный вид и вызывают интерес многократной игры с ним.

Описание: данное дидактическое пособие деревянное, выполнено в виде «домика». Стенки «домика» съемные, крепятся на липучке. К пособию прилагаются различные материалы, которые удобно размещаются внутри «домика».

Цель многофункционального дидактического пособия:

Всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста.

Это пособие помогает решать множество задач: развивать умение классифицировать, находить лишнее, обогащать словарь, развивать речь, развивать логическое мышление, развивать внимание, память, автоматизировать звуки, проводить логопедическое обследование и т.д. Рассмотрим подробнее игры с этим пособием:

«Солнышко»

Цель: создание игровой мотивации при выполнении артикуляционных упражнений.

«Геометрические фигуры» - Учить и знакомить ребенка с геометрическими фигурами не только важно, но и очень интересно! Необходимо проявить фантазию, придумать игры и задания для детей. Вот, например, «Сортер» - это одна из первых развивающих игрушек малыша, позволяющая узнать о свойствах разных фигур. Его суть заключается том, что для определенного отверстия нужно подобрать игрушку соответствующей формы (шарик, кубик и другие). Ребенок очень быстро начинает понимать, что к чему, такая игрушка не только учит ребенка быстро различать фигуры разной геометрической формы, но и тренирует мелкую моторику пальцев, а также развивает логическое мышление .

«Доска настроения» - оформляется в начале и в конце любого занятия. Здесь ребята отражают свое настроение в виде пиктограммы.

    Цель: Учить распознавать и передавать эмоциональные проявления с помощью мимики.

    Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции и чувства.

    Воспитывать уважение друг к другу.

«Фланелеграф»

Какие игры можно придумать с фланелеграфом? Здесь простор фантазии неограничен. С фланелеграфом изучаем цвета, формы, размеры, цифры, учимся читать, группировать, сравнивать, устраиваем различные театры и многое другое. А самое главное:

    Формирование способности детей к самообучаемости.

    Развитие умений не только технически исполнить роль, но и передать свое отношение к ней.

Но самое любимое занятие детей – вешать и снимать картинки с фланелеграфа самостоятельно, по своему сценарию и делать это многократно.

«Теневой театр» - очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Широко известны теневые представления, в которых с помощью ладоней изображаются различные животные и люди. Этот прием можно смело использовать в театре теней. С помощью театра активно поддерживаем стремление детей к прекрасному. Стараемся вовлечь детей в интересный и творческий процесс, где они раскрепощаются и раскрываются как маленькие артисты.

«Подбери по цвету»

Цель:

    развивать интерес к математической стороне.

    способствовать проявлению и развитию специфических элементов математических способностей

    воспитывать желание познавать новое.

«Магнитная доска»

Цель: создание условий для ознакомления детей со свойствами магнита. Развитие творческой активности, воображения, познавательных способностей.

«Караоке»

На логопедических занятиях использую опыт и наработки музыкального руководителя. После артикуляционной гимнастики провожу музыкальную разминку, чтобы повторить правильное произношение автоматизируемого звука, и подготовить детей к более сложному речевому материалу. Использую для этого картинки с изображением музыкальных инструментов или сами инструменты (как настоящие, так и муляжи). Дети пропевают слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных, прямые, обратные) на простую мелодию, изображая игру на этих инструментах. Если на занятии используются настоящие инструменты – поем и играем. Во время такой разминки дети поют тихо и громко, медленно и быстро, плавно и отрывисто, хором и индивидуально, «оркестром» (поют все, но каждый пропевает свой слог). Задания зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Инструменты и речевой материал меняется.

«Паутинка»

С помощью резинки ребята создают различные виды, формы паутинок.

Цель данной игры: развитие воображения, приобретение навыков самостоятельности игровой самостоятельной игровой деятельности и общения.

«Время»

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Цель : Развитие временных представлений у дошкольников старшей группе.

«Волшебная муфточка»

С помощью этой игры ребята могут поприветствовать друг друга, просовывая руки в отверстия с обеих сторон и находя другую руку, пожать ее. Также можно поиграть в игру «Чудесный мешочек».

«Геоконт»

«Геоконт» - это оригинальная игра, направленная на логико-математическое развитие дошкольников, знакомство их с предметным миром, формирование навыков конструирования и решения творческих задач

Цель:

    освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;

    развивать умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры, ориентироваться в пространстве; различение цветов радуги;

    развивать умение конструировать фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу; внимание, память, элементы логического мышления; воображение, творческие способности; пальцевую и кистевую моторику рук.

    формируем способность детей к самообучаемости, также интерес к школе, социальную готовность к ней

    развиваем умение не только технически исполнить роль уже ученика, школьника, но и передать свое к ней отношение;

    способствовать развитию воображения, творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой деятельности и художественной с элементами творчества, радости, от реализации своих замыслов и желаний.

Как играть.

Игра размещается на доске. Ребенок натягивает резинки на гвоздики и создает предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы по образцу, словесному алгоритму и собственному замыслу. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Универсальность по отношению к образовательным программам.

«Мы художники, творцы!»

Цель:

    стимулировать и поддерживать желание самостоятельно приобретать знания в процессе доступных видов деятельности

    развивать интерес к изобразительной деятельности, в том числе и совместной, поддерживать заинтересованность конкретными её видами

    развивать изобразительные способности и одарённость детей

    содействовать обогащению изобразительного опыта детей в создании художественного образа на доступном им уровне

    развивать творческую активность, воображение, познавательные способности средствами изобразительного искусства

    вызвать интерес к школе, социальную готовность к ней

    воспитывать желание фантазировать и рисовать придуманное на листе бумаги

«Мои пальчики - мои помощники»

    Шнуровка «Гвоздик»

    «Лабиринт»

    Тактильная доска «Добрые ладошки»

    «Разноцветные пробочки»

Цель:

    развивают фантазию ребёнка,

    внимание, мелкую моторику рук и координацию движений,

    развивают интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт «игрового общения»

    способствуют развитию воображения, творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой деятельности и художественной с элементами творчества, радости, от реализации своих замыслов и желаний.

    формируют способность детей к самообучаемости.

    развивают умение не только технически исполнить роль, но и передать свое к ней отношение;

    воспитывают желание помогать, сопереживать персонажу и проявлять заботу о них и других. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства .

Идеи многофункционального пособия небезграничны. Содержимое игр может быть разнообразным (всё будет зависеть от педагога, его воображения и задач, решаемых в играх). Это могут быть игры для развития: мелкой моторики, логического мышления, связной речи, а также игры для автоматизации и дифференциации различных звуков.

Лучшие статьи по теме