Для школьников и родителей
  • Главная
  • Цифры и числа
  • Сочинение на тему: Тема любви в поэзии Блока. Сочинение «Тема любви у Блока Как раскрывается тема любви в творчестве блока

Сочинение на тему: Тема любви в поэзии Блока. Сочинение «Тема любви у Блока Как раскрывается тема любви в творчестве блока

Любовь - священный дар. Это одно из тех чувств, которому писатели и поэты посвящают большинство своих произведений. Каждый в ней видит что-то свое: кто спасительную силу, кто - губительную; кто превозносит ее, а кто - принижает, делая пошлой и низкой. Видимо каждый человек, исходя из собственного удачного или неудачного опыта, и строит в дальнейшем некую конструкцию, называемую любовью. Но ведь она многогранна, необъятна и в принципе непостижима! Даже сейчас, живя в XXI веке - так называемом веке прогресса разума и техники, - мы не можем найти ответ на вопрос что это? откуда берется это чувство, а самое главное - как заглушить боль, которую она оставляет после себя.

Рубеж в истории России между 19 и 20 веком ознаменовался многими историческими событиями. Здесь и изменения в политической жизни страны, и в экономике, и в социально-культурной сфере. После более чем 60-летнего господства \"золотого века\" в литературе, ему на смену приходит новый - \"серебряный век\". Открывала этот рубеж такая замечательная плеяда писателей как А. Блок, В. Брюсов, Н. Гумилев, Б. Пастернак и другие. В литературе возникали и новые, ранее не существовавшие течения. Например такие как, символизм, футуризм и акмеизм. Символизм, как литературное течение, возник в конце 80 - начале 90-х годов 19 века. Это новое направление вобрало в себя идеалистическую концепцию двоемирия, а также художественное творчество зарубежных поэтов-символистов. В основе символизма лежали три незыблемых элемента: мистическое содержание, символичные образы и идея параллельного сосуществования двух миров. Под символом следует понимать поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления. Очень часто поэты-символисты посредством символа передавали свои индивидуальные представления о том или ином событии.

Одним из наиболее известных и часто цитируемых поэтов-символистов является Александр Александрович Блок. Его имя очень часто связывают с революцией 1917 года, с советской Россией. Но это мнение довольно-таки ошибочно.Немалое количество своих произведений он посвятил ей - любви, а точнее в стихах о любви воспел образ Прекрасной Дамы - той, что неподвластна времени и окутана тайной.

В своей ранней лирике поэт часто обращается к теме Прекрасной Дамы. Сам образ очень символичен: с одной стороны, это и собирательный образ женщины, с другой - это высшее идеальное начало. В то же время это и земная женщина - Любовь Менделеева, в которую был влюблен поэт. Красота, гармония и неразгаданная тайна - все это сочетает в себе Прекрасная Дама.
А. Блок живет ожиданием и предчувствием ее появления, но в тоже время испытывает и страх: а вдруг не придет? вдруг это все мои мечты?:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Окунаясь в мир грез и мечты, автор не забывает и о реальности, приземленной жизни. В стихотворении \"Мы встречались с тобой на закате...\" он рисует совершенно земную картину:
... Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Но со временем поиски идеала завели поэта в тупик. Не имея возможности что-либо противопоставить мещанскому, буржуазному миру. А. Блок обращается к противоречивой реальности и пишет стихотворение \"Незнакомка\" в 1906 году. В сюжете выделяется две повествовательные линии: первая - это реальная, земная жизнь, с присущей ей пошлостью, обыденностью и низменностью проявления человеческих чувств:
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
Вторая линия - это появление среди обыденной, пошлой атмосферы таинственной незнакомки, которая явно противопоставлена всем окружающим:
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.Недосягаемой, недоступной предстает она перед читателем. Она словно соткана из мечты, из прозрачной паутины. Всем своим видом, существом незнакомка дает понять, что явилась не из этого бренного, погрязшего в грехах мира:
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна...

И страшной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Более приземленным образ Прекрасной Дамы становится после встречи А. Блока с известной актрисой того времени - Н. Н. Волоховой. Находясь под сильным впечатлением от встречи, Александр Александрович пишет стихи, которые позже объединит в цикл \"Снежная маска\". Здесь женщина - стихийное начало, дикая страсть. Преступая порог запретного, прикасаясь к тайне, он пишет:
Вползи ко мне змеей ползучей,
В глухую полночь оглуши,
Устами томными замучай,
Косою черной задуши.
Начало ХХ века и перемены в России вызывают у Блока сильную депрессию. Окружающая действительность расцвечена у него ликами \"страшного мира\". Безысходность, неизбежность катастрофы, отсутствие любви и взаимопонимания - вот основные темы дооктябрьского периода деятельности поэта. Все прекрасное, что некогда могло возвысить человека, гибнет в \"страшном мире\" либо подменяется искусственным, ненастоящим. Человеческие чувства, такие как любовь и уважение, исчезают. Вместо них появляются \"низкая страсть\", бунт \"черной крови\", \"горькая страсть\":
Только губы с запекшейся кровью
На иконе твоей золотой
(Разве это мы звали любовью?)
Преломились безумной чертой.
Лирический герой этого цикла стихотворений одинок: у него нет ни близких, ни друзей, ни любимых. Возвышенная душа протестует против окружающей действительности и ее пошлости. Единственное, что помогает герою забыться, хотя бы на время, это вино:
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты, право, пьяное чудовище!
Я знаю: иситина в вине.
Намного позже, уже в позней лирике проступает новая трактовка темы любви. Любовь к женщине, перерастая себя, превращаетсяв любовь к Родине - той единственной, которой верен всем сердцем. Россия сравнивается им с верной женой или возлюбленной:
Россия - красавица, невеста,
О, Русь моя! Жена моя!
Так и видоизменялась тема любви в творчестве А. А. Блока: от возвышенной, прекрасной перед таинственной незнакомкой к единственной любви, любви на всю жизнь - к Родине

Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в поэме "Двенадцать". Блок прошел сложный творческий путь от поэта-символиста, от бесплодной романтической мечты к реальной действительности, к революции. Многие бывшие "друзья" Блока, сбежав от революции в другие-страны, кричали в парижских газетах, что Блок продался большевикам, что его тонкий вкус и талант огрубел, но это было не так. Блок сам пострадал в революции (крестьяне сожгли его имение Шахматове), но он сумел понять и другое – чаша терпения народа переполнилась. Блок чутко прислушивался к жизни, проявлял глубочайший интерес к судьбе РФ , к судьбе русского народа. Ранний срок творчества поэта прошел под знаком религиозных мечтаний, уводивших в "миры иные". В 1904 году он создает цикл "Стихов о прекрасной Даме", полных тревоги, ощущения близкой катастрофы Поэт замкнулся в личных переживаниях, он тоскует об идеале женщины. Стихи посвящены его будущей жене Менделеевой, которую он сильно любил, Блок взрослеет, и меняются его взгляды на жизнь, он понял, что нельзя уйти в "миры иные", когда вокруг разруха, голод, борьба, смерть. Тема народа и интеллигенции властно врывается в творчество Блока. В стихотворении "Незнакомка" Блок показывает столкновение прекрасной мечты и грязной действительности. Он пишет: "И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна". Какая музыкальность? Какая лиричность и мелодия. Еще раньше Блок записывает в дневнике: "Она – это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное". Связи Блока с собственной средой, с деградирующей буржуазной культурой немного ослабли, потому что он влюблен в свою Родину и потрясен горькой судьбой русского народа. Народ обдуманно споили и свели на уровень животного.

"По вечерам, над ресторанами, прозрачный воздух дик и глух, и правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух", – анонсирует он в "Незнакомке". Поиски Блока путей к реальной жизни сопровождались взрывами отчаяния, неверия, проклятиями по адресу "сытых", попытками пересмотра собственной жизненной позиции.



ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ БЛОКА

ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ БЛОКА Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в поэме "Двенадцать". Блок прошел сложный творческий путь от поэта-символиста, от бесплодной романтической мечты к реальной действительности, к революции. Многие бывшие "друзья" Блока, сбежав от революции в другие-страны, кричали в парижских газетах, что Блок продался большевикам, что его тонкий вкус и талант огрубел, но это было не так. Блок сам пострадал в революции (крестьяне сожгли его имение Шахматове), но он сумел понять и другое - чаша терпения народа переполнилась. Блок чутко прислушивался к жизни, проявлял глубочайший интерес к судьбе России, к судьбе русского народа. Ранний период творчества поэта прошел под знаком религиозных мечтаний, уводивших в "миры иные". В 1904 году он создает цикл "Стихов о прекрасной Даме", полных тревоги, ощущения близкой катастрофы Поэт замкнулся в личных переживаниях, он тоскует об идеале женщины. Стихи посвящены его будущей жене Менделеевой, которую он сильно любил, Блок взрослеет, и меняются его взгляды на жизнь, он понял, что нельзя уйти в "миры иные", когда вокруг разруха, голод, борьба, смерть. Тема народа и интеллигенции властно врывается в творчество Блока. В стихотворении "Незнакомка" Блок показывает столкновение прекрасной мечты и грязной действительности. Он пишет: "И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна". Какая музыкальность? Какая лиричность и мелодия. Еще раньше Блок записывает в дневнике: "Она - это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное". Связи Блока с собственной средой, с деградирующей буржуазной культурой немного ослабли, потому что он влюблен в свою Родину и потрясен горькой судьбой русского народа. Народ сознательно споили и свели на уровень животного. "По вечерам, над ресторанами, прозрачный воздух дик и глух, и правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух", - пишет он в "Незнакомке". Поиски Блока путей к реальной жизни сопровождались взрывами отчаяния, неверия, проклятиями по адресу "сытых", попытками пересмотра собственной жизненной позиции. Блок своими стихами доказал, что он не только глубокая, незаурядная личность, но и показал связь Вселенной и Вечной красоты. Жаль, что он так и не нашел своего идеала в жизни. Менделеева, устав от восторженной любви, ушла к Андрею Белому, но глубокие стихи Блока остались. Они полны чувства, юные девушки учатся любви настоящей, поэтической, это очень скрашивает однообразные, полные усталости и тревоги наши современные будни. Если б не поэты, то словами Блока allsoch.ru - 2001-2005 можно было бы сказать: "Так жизнь скучна, когда борения нет. Нет красоты, любви и жизни". С любовью к женщине перекликается любовь к Родине. "О, Русь моя Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!" - пишет Блок. Освобождаясь из-под влияния символизма. Блок стремился продолжить традиции великой русской классической литературы, видевшей свою задачу в служении народу. Блок самостоятелен и неповторим. В его поэзии выражены характерные черты духовной жизни многих людей, предчувствие социальных перемен. Поэт с большой страстностью хотел видеть в человеке свободного творца жизни. Вся жизнь Блока пронизана мечтой об идеальном человеке, который не чувствует в себе раздвоенности и смятения. Культ прекрасной Дамы означал протест против мещанской прозы жизни, был своеобразной формой непризнания и отрицания буржуазного уклада жизни. Недоговоренность, загадочность цикла о любви побуждает задуматься над тайнами человеческого бытия. "Незнакомка" - это полет творческой фантазии, преображающий мир. Глубина переживаний поэта определяет значительность тем в его лирике. Блок рано ушел из жизни но стихи его волнуют всех мыслящих людей, они помогают нам жить.

Как по характеру творческих исканий, так и по характеру творчества Блок был не просто одним из наиболее значительных поэтов начала XX века, он явился самым крупным русским поэтом после Некрасова, Тютчева и Фета.
Одной из тем, в которой дарование Блока раскрылось с наибольшей полнотой, была тема любви. Эта тема является сквозной для творчества поэта и подобно тому, как изменялось его мировоззрение, изменялось и освещение любовной темы в его стихах.
Ранний период творчества Блока проходит под знаком Прекрасной Дамы. Его первая книга стихов так и называется - «Стихи о Прекрасной Даме». Она пронизана романтическим мироощущением, оторванностью от жизни, отчужденностью от «шумных народов», толпы и рабов житейской суеты.
Несмотря на некую отвлеченность, обобщенность адресата, стихи Блока всегда имели конкретные прототипы. «Стихи о Прекрасной Даме» - это во многом результат того чувства, которое поэт испытал к К. М. Садовской, а затем - Л. Д. Менделеевой, ставшей впоследствии его женой. Более поздний цикл «Снежная маска» был во многом навеян увлечением актрисой Н. Н. Волоховой, так же как цикл «Кармен» - романом с актрисой JI. А. Дельмас.
Однако, каково бы ни было влияние реальных жизненных событий на творчество Блока, сами произведения в первую очередь являлись его попыткой осмыслить бытие, взглянуть через призму любовного чувства на мир, понять его законы. На эту чрезмерную «отвлеченность» часто жаловалась Л. Д. Менделеева, которая говорила, что не желает быть «бесплотным идеалом», «отвлеченной идеей», «фикцией».
Любовь в этот период своего творчества Блок осмысливает через мифологические, литературные образы. Он представляет себя Гамлетом (Л. Д. Менделееву - Офелией), прислушивается к таинственным пророчествам птицы Гамаюн, воскрешает в своих стихах интонации и образы А. Фета и В. Соловьева. В «Стихах о Прекрасной Даме» возникают образы храмов, соборов, хоров, церковных врат, навеянные встречами с героиней. Однако реальная действительность в этих стихах почти неощутима. Земной мир получает преломление в призрачных и зыбких видениях. Это мир символический. Четких очертаний образов, их контуров в цикле нет.
Кроме того, сыграло большую роль увлечение мистической поэзией В. Соловьева, в стихах которого центральное место занимал образ Вечной Женственности, Подруги Радужных ворот, Владычицы мира, в сложной форме воплощавшей идеальные представления Соловьева о конечной гармонии, неземном счастье, высшем блаженстве и любви.
Именно во власти этой философии находится Блок. По его убеждению, искусство является «откровением иномир- ного, постижением Софии с ее светом и любовью».
Однако Блок, в отличие от Соловьева, все же стремится как-то соотнести отвлеченные откровения и тайные предчувствия с подлинными переживаниями, с естественными чувствами. Уже в самом начале нового века юный поэт признавался: «Свой „мистицизм" я уже пережил, и он во мне неразделим с жизнью».
Главное в стихах Блока - предчувствие великих перемен и потрясений, которые несет с собой наступивший XX век. Хранительницей этой великой тайны оказывается Она - Прекрасная Дама, возлюбленная, за образом которой скрыто представление о вполне реальном человеке.
Тревога и неуспокоенность владеют мыслью и чувством молодого поэта.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Объятый пламенем горизонт - типичный для ранней лирики Блока «знак тревоги». Такими «знаками» наполнены стихи его первого сборника.
Тема Прекрасной Дамы явилась отражением тогдашних представлений поэта о двойственности мира, о наличии двух «реальностей» («земной» и «потусторонней»).
Следуя романтической традиции, Блок обогащает свою лирику средневековой темой рыцарского поклонения и служения даме сердца. Все в окружающем пространстве (ветер, тени, свет, заря, голоса, шуршание одежд, звук шагов) намекает на иной мир и появление ожидаемой возвышенной героини. Лирический герой предстает в образе рыцаря (поэта, отрока, инока, раба, пажа), который устремлен к своему идеалу и ищет путей, ведущих к встрече с ним. Любовь предстает не как земное чувство, страсть, а как религиозное служение. Духовное бытие обоих героев противостоит обыденному существованию («болоту»).
Дальнейшая трансформация темы любви в творчестве Блока идет по пути сближения с реальностью. Это сближение носит трагический характер, так как разбивает романтические мечты, показывает неосуществимость идеала. Уже в цикле «Распутья» Офелия начинает петь о расставании и разочаровании («Я не нашла моих лилий в поле...»), а герой замечает, что Она проходит «в дальние залы». Возникает не только дальнейшее расхождение героя с дьявольским миром, но и заметная трещина во взаимоотношениях с Царицей. В стихах усиливается реалистичность изображения, начинают чувствоваться социальные мотивы, рассеиваются «сны и туманы», гармония ускользает.
Образ Прекрасной Дамы постепенно меняет свой облик: сначала она становится «Несравненной», потом «Ясной», чтобы позже стать «Незнакомкой». Вместо прежней гармонии является хаос, возникают образы карусели, балагана, пошлого мещанского быта.
Изменяется у Блока и представление об Идеале. Появляется новая героиня - Девушка, образ более жизненный, чем прежний символ Дамы. Черты этой новой героини намечаются в стихотворениях «Девушка пела в церковном хоре...», «Иванова ночь», «Русь» и особенно в ужасающем по своему драматизму стихотворении «Девушке». Страшный мир имеет звериное обличье. Его воплощением является убийца, «что лютый зверь». В стихотворении поэт воссоздает дикую картину насилия, обнажая существо страшного мира.
Однако постепенно Блок примиряет в своем лирическом мире противоречия между миром «реальным» и «идеальным» путем принятия всех этих диссонансов и несоответствий. Идеал и любовь сами по себе оказываются предметами противоречивыми, сочетающими в себе подчас взаимоисключающие понятия. Поэт обращается к миру земных «вихрей» и «страстей». Увлечение поэта актрисой Н. Н. Волоховой укрепляет это устремление к «стихиям» и «безумствованию». В циклах «Снежная маска» и «Фаина» слышится прославление земной женщины и страсти, которая, как страшная метель, сметет все на своем пути. Дыхание испепеляющей страсти ощутимо и в лирико-музыкальном цикле «Кармен», навеянном увлечением Л. А. Дельмас. Именно в этой новой «встречной» поэт находит теперь проявление «Души Мира». Блок окончательно расстается с грезами и романтическими сновидениями былого и идет навстречу живой жизни. «Искусство там, где ущерб, потеря, страданье, холод», - писал он Любови Дельмас.
Одновременно судьба самого поэта начинает осмысляться как неразрывно связанная с судьбой страны, всего народа. Характерным примером сплава личной, любовной темы с темой родины является стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе...». Погружение героев в мир страстей, пребывание их «на горестной земле» приводит к разрушению семейного очага, привязанностей и самой жизни. Вместе с забвением святого утрачиваются молодость, нежность, творчество, доблесть, слава.
Итак, любовная тема является сквозной для творчества Блока. Вместе с его философско-эстетическими взглядами она претерпела существенную эволюцию. От мистического восприятия любви, отвлеченного идеала Вечной Женственности Блок в конечном итоге приходит к прославлению любви земной, полной боли и противоречий. Слив воедино в своем лирическом «я» свой внутренний мир и мир внешний, Блок поднялся до осмысления бытия через это вечное, полное дисгармонии и стихийной силы чувство.
Творчество Блока с его трагическим мироощущением и всепроникающим лиризмом явилось не только значительным этапом в развитии русской поэзии XX века, но и оказало огромное влияние на весь последующий литературный процесс.

Стихи Блока о любви - это колдовство.
К. Паустовский

Было бы странно, если у такого поэта, как Блок, тема любви не проявилась бы в самом раннем творчестве. Правда, надо заметить, раннему Блоку земные страсти не приносили удовлетворения. Молодой поэт искал спасения в любви «божественной». Идеал поэта воспевался в стихах «туманных».
Более глубокие чувства появляются у него в «Стихах о Прекрасной Даме», рожденных страстными отношениями, всецело захватившими поэта, с его возлюбленной Л. Менделеевой. Влюбленный и само собой поглощенный этой любовью, поэт находит в ней полное совершенство, «Владычицу вселенной». Реальные черты представляются ему небесными и божественными. Себя видит в образе рыцаря. А свою жизнь он мыслит как молитвенное служение возлюбленной:

Со мной всю жизнь — один завет:
Завет служенья Непостижной…

Стихи о любви по характеру, скорее, напоминают торжественные гимны и молитвенные песнопения. Поэт забывает о земном и весь устремлен к небесному. Современники считали, что такое восприятие любви, вместе с увлечением поэтом мистикой в реальной жизни, во многом стало причиной сложнейших отношений между Блоком и Менделеевой.
Все в его лирике той поры «робко и темно», зыбко и туманно, подчас неуловимо: только намек весны, только клочок светлого неба, какие-то отблески. Кажется, поэт, глядя на мир, видит прекрасную сказку, уносящую его на другую планету, далекую планету Любви:

Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад…

Естественно, что призрачности и неопределенности, пронизывающим лирику Блока, соответствовала архаическая, церковная лексика (лампада, ризы, свечи, храм, чертог и т. п.), рассчитанная на эмоциональное восприятие: слезы, сновидения, мечта, таинственный сумрак.
Тем не менее переполнявшие поэта чувства и переживания диктовали ему лирические строки, которые порой перехлестывали через край философских догм, воспринимаемых в то время Блоком в качестве непреложной истины:

Все, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви…

Вслед за «Стихами о Прекрасной Даме» появились «Нечаянная радость» и «Земля в снегу». Здесь уже можно услышать радость ясного света высоко поднявшегося солнца. А сам лирический герой представляет новый, просветленный образ поэта, которому кажется, что весь мир готов переплавиться в пламени его любви, страсти, мечты, — и он в упоении восклицает:

О, весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

И все же Блок из тех поэтов, в чьем творчестве чувства всегда соотносимы с теми или иными идеями. Новый этап в лирике поэта связан с идеей «мистицизма в повседневности». В стихах этого периода он изображает неприглядные стороны современного города, создавая образы на пересечении двух планов — реального и фантастического. Самым известным стихотворением цикла «Город», где с особой силой прозвучала тема города, враждебного счастью и красоте, стала «Незнакомка»:

Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

Среди пьяниц «с глазами кроликов» как видение возникает таинственный женский образ:

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

Молитвенное отношение к Небесной Деве сменяется у поэта естественным чувством земной любви со всеми ее радостями и муками. Наиболее художественно зрелые стихи о любви Блок и создает, когда переходит к трезвому и простому отношению к действительности, осознав, что «мир бесконечно больше и прекрасней, чем каждый из нас».
Мечты и воспоминания об ушедшей любви, несбывшиеся надежды и тоска о минувшем пронизывают еще одно стихотворение Блока «В ресторане», заставляющее вспомнить «Незнакомку»:

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой, легка…
И дохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Самым удивительным и человечным становится его стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», в котором прозвучат отклики семейной трагедии самих Блоков. Поэтические строки, ставшие пронзительным прощанием с любовью и молодостью. Стихотворение, казалось бы, на самый банальный сюжет: он любит ее до самозабвения, но она уходит — и он смиряется, крутясь в «проклятом рое» жизни, но не может забыть ее, зовет, но все напрасно. «Все миновалось», и остается только убрать со стола заветный портрет.
Особая привлекательность лирического героя проистекает от того, что любимая женщина заставляет его забывать не о горестях и бедах, а о подвигах и славе — и это красноречиво говорит нам о том, чем полна его душа. Но не менее привлекателен и образ женщины, в которой сквозь всю ее непреклонность не наблюдается торжества победительницы:

Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…

Надо сказать, что наряду со стихами о трагической любви, об униженных и оскорбленных чувствах, о разрушенной жизни Блок в эти же годы пишет и стихи о большой любви, возрождающей человека:

Мой милый, будь смелым
И будешь со мной.
Я вишеньем белым
Качнусь над тобой.

При всех сомнениях и отклонениях его поэзия любви была, по собственному признанию Блока, «прямой, как стрела». Она раскрывала подлинные человеческие чувства, реальные драмы любви, была глубоко гуманистической лирикой. И все же когда речь заходит о Блоке, для меня прежде всего встают гипнотизирующие строки о чудесной и невозможной встрече с женщиной, явившейся словно из преданий и сказок:

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука…

Лучшие статьи по теме