Для школьников и родителей
  • Главная
  • Цифры и числа
  • Воинская повинность - форма рабства? Московские суворовцы Воинской повинности была основным

Воинская повинность - форма рабства? Московские суворовцы Воинской повинности была основным

Современное понятие военной обязанности было изобретено во время Французской Революции. В году был принят закон, в котором говорилось: «Каждый француз является солдатом и несёт обязанность защищать нацию». Это позволило создать «Великую армию », которую Наполеон назвал «вооружённой нацией» и которая успешно воевала против профессиональных армий Европы.

Военный призыв в России

Споры о военной обязанности

В демократических странах военный призыв часто был предметом политического конфликта, особенно в тех случаях, когда призывников посылают участвовать в войнах за границей, когда это не нужно для безопасности нации. Например, во время первой мировой войны серьезные конфликты возникли в Канаде (см. en:Conscription Crisis of 1917), Ньюфаундленде , Австралии и Новой Зеландии . В Канаде также были конфликты по этому вопросу во время Второй мировой войны , в году. Аналогично, массовые протесты против призыва во время Вьетнамской войны имели место в США и других странах в 1960-е . Во время гражданской войны в США в в Нью-Йорке произошли серьезные беспорядки (Бунты в Нью-Йорке из-за призыва (1863)), когда был объявлен призыв в армию Союза .

Вопрос равенства полов

Некоторые считают, что призыв в ВС только мужчин является нарушением принципа равенства полов (который записан в Декларации прав человека и конституциях многих стран).

Сознательный отказ от военной службы

Сознательный отказ включает в себя либо тотальный отказ (отказ от военной службы и от любого вида ее замены), так и просто отказ от военной службы. В случае отказа от военной службы в большинстве стран предоставляется возможность пройти альтернативную службу. Она может выглядеть как альтернативная военная - служба в воинских формированиях но без оружия, или как альтернативная гражданская - работа в качестве гражданского персонала вне воинских формирований на различных предприятиях и в организациях.

  • В Российской федерации право на альтернативную гражданскую службу закреплено в Конституции Российской Федерации и ряде законов.

Уклонение от призыва

Страны, в которых есть и в которых нет военного призыва

*Зеленый : Нет вооруженных сил
* Синий : Нет военной обязанности * Оранжевый : Военную обязанность планируется отменить в ближайшие три года * Красный : Есть военная обязанность * Серый : Нет информации Примечание: В Китае военная служба практически необязательна.

Страны, в которых есть призыв

  • КНДР Корейская Народно-Демократическая Республика. Призыву подвергаются граждане по достижении 17 лет. Срок срочной службы призывника:
- в сухопутных войсках - 5-12 лет. - в войсках ВВС и ПВО - 3-4 года. - в ВМФ - 5-10 лет.

Новые имена в канадской истории. А ты среди них? Запишись!

Аргументы в пользу военного призыва

Ценная тренировка

Практически все навыки получаемые в период службы по призыву можно приобрести самостоятельно в результате занятий в стрелковых клубах, туристических походах и занятиях по выживанию, при занятии различными видами спорта.

Защита от военных переворотов

Несущественный аргумент. В истории известны случаи военных переворотов как с призывной системой комплектования ВС, так и с контрактной. Так переворот в Греции и установление режима "черных полковников" был осуществлен на базе призывной системы.

Нехватка людей

Аргумент, как правило, исходит из устаревших представлений о важности именно числа военнослужащих, а не их качества. В реальности важным является эффективность выполнения военнослужащим возложенной задачи. Как правило, контрактники (наёмники) существенно выигрывают здесь у военнослужащих - призывников. По данным Пентагона за единицу может быть принят контрактник прошедший не менее чем пятилетнюю службу. Таким образом при сравнении эффективной численности с реальной контрактник стоит приблизительно пятерых солдат по призыву.

Не существенно, при столкновении двух мощных в военном отношении государств, без глобального превосходства, прийдётся проводить призыв, поскольку будет наблюдатся напряжение всех сил государства, также поступление добровольцев на военную службу резко ограничится. Следует набирать контракников только на очень серьёзную военную технику, которой нужно долго обучатся управлять и на максимальное количество руководищих должностей, по сути увеличение числа офицеров и прапорщиков. В 20 веке, благодаря развитию военной техники человек способен легко и быстро обучится убивать - всё дело в организации военной подготовке и уровне патриотизма в государтве, что является большой проблемой для государст СНГ, поскольку призывной возраст на данный момент, либо такой же по возрасту, либо старше чем сами государства. У контрактных ВС есть преимущество перед призывными. Призывники могут отказатся стрелять в свой народ, для сохранения власти в государстве лучше иметь наёмников. Также в ситуации, когда демократическому государству необходимо начинать кровавые войны контрактные ВС подходят как нельзя лучше.

Разнообразие персонала

Качество призывников

Может быть не слишком важным, но тоже аргументом в пользу призыва может служить тот фактор, что при призыве определяется состояние здоровья современной молодёжи, выявляются типичные заболевания и проблемы в крайне важном для государства возрастном промежутке. Следует заметить, что подобная работа ведется так же при диспансеризации молодежи в рамках профилактических осмотров в школах и иных учебных заведениях и никак не связанна с призывом на военную службу.

Политические и моральные мотивы

Аргументы против военного призыва

Призыв и Всеобщая декларация прав человека

Многие аргументы против военного призыва основываются на принципах Всеобщей декларации прав человека . В частности,

  • Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. (…)
  • Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
  • Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.
  • Статья 20. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. (…).
  • Статья 20. (…) Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.
  • Статья 23. Каждый человек имеет право (…) на свободный выбор работы (…).

Сходные права записаны в конституциях многих стран, даже тех, в которых есть военный призыв.

Призыв как рабство

Военная обязанность подчиняет личность милитаризму. Это - форма порабощения. То, что многие нации допускают это - просто еще одно свидетельство ее вредного влияния. Альберт Эйнштейн , Зигмунд Фрейд , Герберт Уэллс , Бертран Рассел , Томас Манн . «Против военной обязанности и военного обучения молодежи», 1930 год.

Многие группы, такие как либертарианцы, считают, что призыв - это рабство, так как это принудительный труд. Согласно 13 поправке к конституции США, рабство и принудительный труд запрещены, за исключением наказания за преступления. Поэтому эти люди считают, что призыв антиконституционен и аморален. Однако в 1918 Верховный суд США постановил, что призыв во время войны не является нарушением Конституции, обосновав это тем, что права федерального правительства включают в себя право призывать граждан на военную службу.

В СССР и других социалистических странах солдат-призывников часто использовали для бесплатного труда, никак не связанного с военными надобностями - например, для прокладки рельс, сбора картошки и т. п.

Однако согласно статье 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, а также статье 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года все виды военной службы и службы, назначенной вместо обязательной военной службы, не являются принудительным трудом.

Проблемы с дисциплиной

Национализм

Оправдание нападений на гражданских лиц

Вопрос качества призывников

См. также

  • Сто дней до приказа - об увольнении с военной службы

Ссылки

  • Сайт Общественной инициативы «ГРАЖДАНИН И АРМИЯ» - Российские правозащитные организации в поддержку призывников, военнослужащих и альтернативнослужащих: действия по обеспечению верховенства права
  • Коалиция "За демократическую альтернативную гражданскую службу"

Источники


Wikimedia Foundation . 2010 .

1 (13) января 1874 г. был издан «Манифест о введении всеобщей воинской повинности», в соответствии с которым воинская повинность возлагалась на все сословия русского общества. В этот же день был утверждён «Устав о воинской повинности». «Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности», - говорилось в Уставе.

Начиная со времени Петра I все сословия в России привлекались к службе в армии. Дворяне обязательно должны были сами проходить военную службу, а податные сословия - обеспечивать комплектование армии поставкой рекрутов. Когда в XVIII в. дворяне постепенно были освобождены от обязательной службы, рекрутчина оказалась уделом беднейших слоёв общества, поскольку состоятельные люди могли откупиться, наняв за себя рекрута.

Крымская война 1853-1856 гг. продемонстрировала слабость и отсталость военной организации в Российской империи. В царствование императора Александра II военные реформы, которые были продиктованы внешними и внутренними факторами, осуществлялись благодаря деятельности военного министра Д. А. Милютина по нескольким направлениям: введение новых уставов, сокращение личного состава армии, подготовка обученных резервов и офицерских кадров, перевооружение армии, реорганизация интендантской службы. Основной целью данных реформ было сокращение армии в мирное время и одновременное обеспечение возможности её развертывания во время войны. Однако все нововведения не смогли устранить феодально-сословную структуру армии, основанную на системе рекрутских наборов среди крестьян и монополии дворян на занятие офицерских должностей. Отсюда самой важной мерой Милютина стало введение всеобщей воинской повинности.

Ещё в 1870 г. для разработки вопроса о воинской повинности была образована особая комиссия, которая спустя всего четыре года представила императору Устав всеобщей всесословной воинской повинности, который был высочайше утверждён в январе 1874 г. Рескрипт Александра II на имя Милютина от 11 (23) января 1874 г. поручал министру привести закон в исполнение «в том же духе, в каком он составлен».

Устав о воинской повинности 1874 г. определил общий срок военной службы в сухопутных войсках 15 лет, на флоте - 10 лет, из которых действительная военная служба равнялась 6-ти годам на суше и 7-ми - на флоте, в запасе - 9-ти годам на суше и 3-м - на флоте. Пехота и пешая артиллерия комплектовались по территориальному принципу. Отныне рекрутские наборы отменялись, а призыву на военную службу подлежало всё мужское население, достигшее 21 года. Лица, которые были освобождены от службы в армии по различным льготам, зачислялись в ополчение на случай объявления войны. Выйдя в запас, солдат лишь время от времени мог призываться на учебные сборы, которые не препятствовали его частным занятиям или крестьянскому труду.

Устав также предусматривал льготы по образованию, отсрочки по семейному положению. Так, освобождению от службы подлежали единственные сыновья у родителей, единственные кормильцы в семье при малолетних братьях и сестрах, представители некоторых национальностей. От военной службы полностью были освобождены духовенство, врачи и преподаватели.

Для исполнения воинской повинности в каждой губернии учреждались губернские по воинской повинности присутствия, которые находились в ведении Управления по делам воинской повинности Главного штаба Военного министерства Российской империи. Устав о воинской повинности с изменениями и дополнениями продолжал действовать до января 1918 г.

Лит.: Головин H. H. Русские законы о всеобщей воинской службе // Военные усилия России в Мировой войне. Париж, 1939; То же [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/research/golovnin_nn/01.html ; Горяинов С. М. Уставы о воинской повинности. СПб., 1913; Ливин Я., Ранский Г. Устав о воинской повинности. Со всеми изменениями и дополнениями. СПб., 1913; Устав о воинской повинности от 1 января 1874 года [Электронный ресурс] // Международная военно-историческая ассоциация. Б . д . URL: http://www.imha.ru/index.php?newsid=1144523930 .

См. также в Президентской библиотеке:

1 (13) января 1874 г. был издан «Манифест о введении всеобщей воинской повинности», в соответствии с которым воинская повинность возлагалась на все сословия Российской империи. В тот же день был утвержден «Устав о воинской повинности», в котором защита престола и Отечества объявлялась священной обязанностью всех российских подданных. Согласно Уставу, все мужское население страны «без различия состояний» подлежало воинской повинности. Тем самым были заложены основания армии современного типа, способной выполнять не только военные задачи, но и миротворческие функции (пример тому – победоносная русско-турецкая война 1877-1878 гг.).

Начиная с Петра I, все сословия в России привлекались к службе в армии. Дворяне обязательно должны были сами проходить военную службу, а податные сословия - обеспечивать армию рекрутами. Когда Екатерина II освободила «благородное дворянство» от обязательной службы, рекрутчина оказалась уделом беднейших слоев общества. Дело в том, что до принятия Устава о воинской повинности рекрутская повинность не носила характер личной обязанности нести военную службу. В ряде случаев допускалась замена поставки рекрута натурой, денежным взносом или наймом охотника - человека, который соглашался пойти на службу вместо призванного рекрута.
Реформы в военной области стимулировались неутешительными итогами Крымской войны 1853-1856 гг. Уже в конце 1850-х годов был упразднен институт военных кантонистов и сокращен до 10 лет срок службы низших чинов. Новый виток реформ был связан с назначением в 1861 г. на пост военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина. Военные преобразования развернулись сразу по нескольким направлениям, включая: введение новых воинских уставов, сокращение личного состава армии, подготовку обученных резервов и офицерских кадров, перевооружение армии и реорганизацию интендантской службы. С 1864 до 1867 г. численность вооруженных сил была сокращена с 1132 тыс. до 742 тыс. чел., без снижения реального военного потенциала.
Во главу угла военной реформы был положен принцип децентрализации войскового управления путем создания военных округов, командующие которых должны были соединять в своих руках высшее командование войсками и контроль над военной администрацией. 6 августа 1864 г. было принято «Положение о военно-окружных управлениях», согласно которому было создано сначала 9 военных округов, а 6 августа 1865 г. - еще 4 военных округа. Одновременно была проведена реорганизация военного министерства. В 1865 г. был учрежден Главный штаб – высший орган оперативно- стратегического и строевого управления войсками, подчиненный военному министру. В свою очередь, созданный еще в 1827 г. Генеральный штаб стал структурным подразделением Главного штаба. Основной целью данных реформ было сокращение армии в мирное время и одновременное обеспечение возможности ее развертывания во время войны.
С 1865 г. началась военно-судебная реформа, в основе которой лежало внедрение принципов гласности, состязательности сторон и отказ от телесных наказаний. Были установлены три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суд. В 1860-х годах, по инициативе военного ведомства, началось строительство стратегических железных дорог, а в 1870 году были образованы специальные железнодорожные войска. Реорганизации армии сопутствовала коренная перестройка старых оружейных заводов и строительство новых, благодаря чему в 1870-е годы завершилось перевооружение армии нарезным оружием.
Условия Парижского мирного договора существенно ограничивали возможности развития военно-морского флота. До 1864 г. очевидно первостепенное внимание к береговой обороне. Это подтверждается строительством на российских верфях, прежде всего, предназначенных для береговой обороны канонерских лодок. Одновременно на созданное в 1856 г. и состоявшее под Высочайшим покровительством Русское Общество Пароходства и Торговли была возложена задача создания училищ для подготовки морских кадров. На практике эти меры представляли собой реализацию плана создания резерва военного флота, способного отчасти компенсировать отсутствие такового. Во второй половине 1860-х гг. российское правительство начинает строить башенные фрегаты, предназначенные для океанских крейсерских операций.
Реформа военно-учебных заведений предусматривала создание военных и юнкерских училищ, в которые с 1876 г. стали принимать лиц всех сословий. Из 66 кадетских корпусов были сохранены только два - Пажеский и Финляндский, а остальные были переформированы в военные гимназии или в военные училища. В 1877 г. была создана Военно-юридическая академия и расширена основанная Николаем I Академия Генерального штаба.
Также во главу военной реформы были поставлены вопросы престижа военной службы и корпоративности военного сословия. Этим целям служило создание военных библиотек и военных клубов, сначала офицерских, а в 1869 г. было создано первое солдатское собрание, с буфетом и библиотекой. Составной частью реформы стало улучшение материального положения офицеров: с 1859 по 1872 г. как минимум на 1/3 (а для многих категорий в 1,5 – 2 раза) были повышены выплаты и жалование. Столовые деньги офицеров составляли от 400 до 2 тыс. руб. в год, тогда как обед в офицерском клубе обходился всего в 35 копеек. С 1859 г. стали создаваться кассы для офицеров и других чинов для выплаты пенсий и пр. Причем для всех чинов давались заемные ссуды под единые 6% годовых.
Однако все эти нововведения не смогли устранить сословную структуру армии, основанную на системе рекрутских наборов, прежде всего, среди крестьян и монополии дворян на занятие офицерских должностей. Поэтому в 1870 г. для разработки вопроса о воинской повинности была образована особая комиссия. Спустя четыре года Комиссия представила на рассмотрение императора Устав всеобщей всесословной воинской повинности, который был высочайше утвержден в январе 1874 г. Рескрипт Александра II от 11 (23) января этого же года поручал министру привести закон в исполнение «в том же духе, в каком он составлен».
Согласно Уставу, на воинскую службу по жребию, который делался один раз в жизни, призывались по достижению 20 лет. Те, кто по номеру вынутого жребия не подлежал поступлению в постоянные войска, зачислялись в ополчение. Устав определил общий срок военной службы в сухопутных войсках 15 лет, на флоте - 10 лет, из которых действительная военная служба равнялась 6-ти годам на суше и 7-ми - на флоте. Остальное время приходилось на службу в запасе (9 лет в сухопутных войсках и 3 - на флоте). То есть по выходу в запас солдат время от времени мог призываться на учебные сборы, не препятствовавшие его частным занятиям или крестьянскому труду.
Устав также предусматривал льготы по образованию и отсрочки по семейному положению. Так, освобождению от службы подлежали единственные сыновья у родителей, единственные кормильцы в семье при малолетних братьях и сестрах. От воинской повинности по социальному состоянию освобождались священники всех христианских вероисповеданий, некоторые лица мусульманского духовенства, штатные преподаватели вузов и обладатели ученых степеней. По национальному признаку освобождению подлежали нерусские туземные жители Средней Азии, Казахстана, некоторых округов Сибири, Астраханской, Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской и Закаспийской областей, Архангельской губернии. На особых условиях к службе привлекалось население Северного Кавказа и Закавказья нехристианских вероисповеданий: для них отбывание воинской повинности заменялось уплатой особого денежного сбора. Сокращенные сроки службы устанавливались для выпускников высших, средних и низших учебных заведений. По уставу 1874 г. для первых срок определялся в полгода, для вторых – в полтора года и для третьих - в три года. Впоследствии эти сроки были увеличены соответственно до двух, трех и четырех лет. Предусматривалась и практика отсрочек для учащихся высших и средних учебных заведений.
Для исполнения воинской повинности в каждой губернии учреждались губернские по воинской повинности присутствия, которые находились в ведении Управления по делам воинской повинности Главного штаба Военного министерства. Устав о воинской повинности с изменениями и дополнениями действовал до января 1918 г.

Действующий Устав о воинской повинности 1 января 1874 г. устанавливает общую воинскую повинность, падающую на всех поданных без различия состояний¹*. “Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского поданного” (Уст. воинск. пов., ст. 1). Начало общности воинской повинности проводится нашим законодательством очень последовательно. Прежде всего, безусловно не допускается ни денежный выкуп, ни замена охотниками (ст. 2). Затем, если некоторые; лица и не подлежат отбыванию воинской повинности, то изъятия эти не имеют характера льгот, привилегий.

Не привлекаются к отбыванию воинской повинности только те, которых почему-либо неудобно привлечь. Так, во-первых, не допускаются к отбыванию воинской повинности лишенные всех или особенных прав состояния (ст. 18). С достоинством военной службы признается несогласным допущение в нее таких лиц. Во-вторых, население некоторых отдаленных местностей и некоторые инородческие племена, по условиям их быта и по политическим соображениям, признано также неудобным привлекать к отбыванию воинской повинности. Поэтому вовсе не подлежит воинской повинности: 1) все вообще население Туркестанского края и 2) инородческое население степных областей (ст. 42). Мусульманское население Терской и Кубанской областей и Закавказья и инородцы Ставропольской губернии, вместо отбывания воинской повинности, платят особый налог (ст. 43). В-третьих, религиозные соображения делают недопустимым отбывание воинской повинности священнослужителями христианских исповеданий (ст. 79). Так как религиозное учение меннонитов не дозволяет ношение оружия, то меннониты отбывают у нас воинскую повинность в мастерских морского ведомства, в пожарных командах, в особых подвижных командах лесного ведомства, имеющих назначением разведение лесов на юге России (ст. 179, приложение).

Отбывающие воинскую повинность не все отбывают ее одинаковым порядком. Кроме общего Устава о воинской повинности, существует еще несколько сингулярных уставов. На основании особых правил отбывают воинскую повинность: 1) казаки, 2) население Финляндии, 3) инородцы Астраханской, Архангельской, Тобольской и Томской губерний, иркутского и Приамурского генерал-губернаторств, и 4) население некоторых местностей Сибири, перечисленных в ст. 40. Независимо от этого различия самих правил отбывания повинности, лица, получившие определенное образование, могут отбывать воинскую повинность по своему выбору или по жребию, или в качестве вольноопределяющихся.

Вооруженные силы России состоят, кроме казачьих войск и войск, образуемых из инородцев, из войск постоянных и ополчения, созываемого лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени (ст. 5) и состоящего из всего не числящегося в постоянных войсках, но способного носить оружие мужского населения, от 20 до 43‑летнего возраста включительно (ст. 324). Постоянные вооруженные силы состоят из войск сухопутных и морских (ст. 6). Сухопутные - из армии, пополняемой ежегодно наборами людей со всей империи и запаса армии, служащего для приведения войск в полный состав, и состоящий из людей, уволенных до выслуги полного срока службы (ст. 7). Подобным же образом морские силы слагаются из действующих команд и запаса флота (ст. 8).

Ежегодно к отбыванию воинской повинности призываются все, не изъятые от нее, лица мужского пола, которым к 1 января призывного года минуло 20 лет от роду (ст. 11). Но не все эти лица поступают в состав постоянных войск, а лишь потребное для пополнения армии и флота число, определяемое ежегодно законодательным порядком (ст. 9). Все остальные зачисляются прямо в ополчение вместе с уже отбывшими службу в постоянных войсках. Кто именно из лиц призывного возраста и годных к службе должен быть зачислен на службу в постоянных войсках, определяется жребием (ст. 10), но не безусловно, так как закон устанавливает в этом отношении льготы по семейному положению и притом трех разрядов. Первый разряд составляют: 1) единственные способные к труду сыновья при отце, к труду неспособном, или при матери вдове; 2) единственные способные к труду братья при братьях или сестрах круглых сиротах; 3) единственные способные к труду внуки при деде или бабке, не имеющих способного к труду сына; 4) единственные сыновья, и 5) незаконнорожденные, на попечении которых находится мать, не имеющая других способных к труду сыновей, или сестра, или брат, неспособный к труду. Ко второму разряду относятся единственно способные к труду сыновья при отце, также способном к труду, или при братьях, к труду неспособных, а к третьему - лица, непосредственно следующие по возрасту за братом, находящимся по призыву на действительной службе, или умершим на оной, или же безвестно пропавшим на войне (ст. 49). На службу в постоянных войсках зачисляются по порядку нумеров вынутых ими жребиев сначала лица, не пользующиеся вовсе льготой по семейному положению, затем, когда таких окажется недостаточно, имеющие льготу третьего разряда, потом второго и лишь после того - первого (ст. 168).

Мы сказали, что призыву подвергаются всё, кому к 1 января призывного года минуло 20 лет. Но некоторым лицам закон предоставляет право отсрочить явку к отбыванию воинской повинности. Отсрочкой пользуются именно: 1) недостаточно возмужалые и больные - не более, как на два года (ст. 47); 2) лица, управляющие лично своими имениями, торговыми или промышленными заведениями для устройства дел также не более, как на 2 года (ст. 60); 3) воспитанники учебных заведений и лица, оставленные при них для дальнейшего усовершенствования - не долее достижения 28 лет от роду (ст. 61).

Общий срок службы в постоянных войсках сухопутных - 18 лет (ст. 17), и в морских - 10 лет (ст. 18). Из этого времена действительной службы полагается в сухопутных войсках - 5 лет, а во флоте - 7 лет²*. Остальной срок службы отбывается в запасе. Таково общее правило. Но некоторые лица зачисляются прямо в запас, а именно: 1) врачи, ветеринары, пансионеры Академии художеств, отправленные за границу, и преподаватели учебных заведений - в запас армии на 18 лет (ст. 80), и 2) шкипера и штурмана морского плавания, инженеры-механики, управляющее судовою машиной, лоцмана и лоцманские ученики - в запас флота на 10 лет (ст. 82). Кроме того, известное образование дает право на сокращение срока действительной службы. Получившие образование не ниже курса шести классов гимназии остаются на действительной службе всего 2 года; получившие образование же ниже четырех классов гимназии - 3 года, и получившие образование не ниже курса начальных народных училищ - 4 года, а при назначении во флот - 6 лет (ст. 64).

Все сказанное относится к отбыванию воинской повинности по жребию. Лица, получившие образование не ниже курса шести классов гимназии или выдержавшие особое испытание по программе, устанавливаемой соглашением военного министра с министром народного просвещения и притом не бывшие осужденными за кражу или мошенничество или подвергнутыми наказанию, сопряженному с лишением права поступать на государственную службу, и не состоящие под судом или следствием, могут отбыть воинскую повинность в качестве вольноопределяющихся. Вольноопределяющимся можно поступать по достижении 17 лет (ст. 193, 194). Срок действительной службы сокращается для вольноопределяющихся, окончивших по крайней мере шесть классов гимназии, до одного года, а для сдавших особое испытание - до двух лет, после чего они могут перейти в запас, где состоят 12 лет (ст. 195). Во флот вольноопределяющимися могут поступать только получившие высшее образование (ст. 209). На действительной службе они обязаны пробыть 2 года и в запасе 12 лет (ст. 210). В гвардию и кавалерию вольноопределяющиеся принимаются, но только на собственном иждивении, в других войсках - по желанию (ст. 198). Содержащим себя на собственные средства дозволяется жить на вольных квартирах (ст. 199, 216).

Лица, состоящие в запасе, призываются на действительную службу в случае необходимости привести армию и флот в усиленный против мирного времени состав Высочайшим указом Сенату (ст. 265).

Лица, состоящие в государственном ополчении, именуются ратниками и делятся на два разряда. В первом разряде состоять лица, зачисленные в ополчение при увольнении из запаса, и те из зачисленных прямо в ополчение, которые не пользуются льготой первого разряда по семейному положению и признаны при призыве вполне годными к военной службе, а во втором - все остальные (ст. 326, 176). Государственное ополчение второго разряда предполагается только для образования особых ополченных частей и созывается не иначе, как Высочайшими манифестами; ополчение же первого разряда предназначается как для образования ополченных частей, так и для усиления и пополнения постоянных войск, в случае истощения или недостатка запаса, и созывается Высочайшими указами Сенату (ст. 328). Призыв ратников совершается по порядку возрастов, начиная с младшего, и по порядку нумеров жеребьев (ст. 334, 335).

Финляндский закон 27 декабря 1878 года в общем опирается на те же основания в определении воинской повинности, как и общий русский устав. Главная особенность финляндского законодательства в том, что оно устанавливает распределение по жребию призываемых к отбыванию повинности не между постоянными войсками и ополчением, а между действительной службой и запасом. Вынувшие далекие номера зачисляются не в ополчение, а в запас. Призывной возраст в Финляндии выше: не 20 лет, а 21 год. Срок службы короче: всего восемь лет. Из них 3 года действительной службы и 2 года в запасе. Зачисленные прямо в запас остаются там 5 лет. Пробывшие положенное число лет в запасе поступают в ополчение, в котором числятся до 40‑летнего возраста. Для вольноопределяющихся, которые все обязательно содержат себя на собственные средства, срок службы трехлетний: год на действительной службе и два года в запасе. Таким образом по отбыванию воинской повинности Финляндия несет гораздо меньшую тягость, чем остальная Россия. К тому надо еще добавить, что призываемые на службу отбывают ее непременно в своей губернии.

Дополнение . 29 июня 1901 г. был издан Устав о воинской повинности в Великом Княжестве Финляндском (помещенный в прил. к Прод. 1902 г. Свода Законов, т. IV, Уст. Воин. Пов.). Однако, действие этого устава приостановлено Высочайшим манифестом 22 октября 1905 г. (“О мерах к восстановлению законного порядка в крае”).

Более значительные особенности, но не в смысле облегчения, представляет порядок отбывания воинской повинности казаками. Собственно законодательным порядком издан в 1875 г. особый устав о воинской повинности только для одного Донского казачьего войска. Но военному совету предоставлено применять те же правила и к другим казачьим войскам, с теми изменениями в частностях, какие могут быть вызваны особыми местными условиями (Уст. воинск. пов., ст. 503).

Воинская повинность казаков бессрочная и поголовная. Она бессрочная потому, что в ополчении казаки числятся до самой смерти. Она поголовная потому, что годные к службе казаки зачисляются на действительную службу, так что для них не установлено и вынутия жребия. Наконец, третья существенная особенность в отбывании воинской повинности казаками это та, что они отбывают ее с собственным снаряжением и на своих лошадях (ст. 415).

Вооруженная сила казачьих войск слагается из служилого состава войск и войскового ополчения (ст. 416). Служилый состав разделяется на три разряда: 1) приготовительный, служащий для предварительной военной подготовки; 2) строевой, из которого пополняются выставляемые войском строевые части и местные команды, и 3) запасной, назначаемый для пополнении убыли в строевых частях в военное время и для формирования дополнительных частей и команд (ст. 418). В служилый состав казаки поступают 18 лет и состоят в нем 20 лет; из них в приготовительном разряде 3 года, в строевом 12 и в запасном 5 лет (ст. 422). Казаки строевого разряда состоят или на действительной службе, и тогда находятся постоянно при своих частях, или на льготе, тогда распускаются по домам, но должны быть всегда в готовности к исполнению военных обязанностей (ст. 423). Обыкновенно на действительной службе состоят 4 года, на льготе - 8 лет.

Примечания:

¹* [Начало всеобщей воинской повинности внесено и в Основные Законы изд. 1906 г. См. ст. 70: “Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности согласно постановлениям закона”.]

²* [Законом 26 апреля 1906 г. (о сокращении срока действительной службы в сухопутных войсках и во флоте) срок действительной службы в сухопутных войсках определен: 1) для принятых в части пехоты и пешей артиллерии - в 3 года и 2) для принятых в части войск всех прочих родов оружия - в 4 года; во флоте - в 5 лет. Срок службы в запасе 1‑го разряда - 7 лет; в запасе 2‑го разряда, для служивших на действительной службе 3 года - 8 лет, а для прочих - 6 лет. Срок службы в запасе флота - 6 лет. (Ст. 17, 17¹, 17², 18).]

Лучшие статьи по теме