Для школьников и родителей
  • Главная
  • Из бумаги
  • Что такое УУД, и каково их значение в образовании и воспитании. Что такое УУД? Версия для родителей Универсальные учебные действия их виды и содержание

Что такое УУД, и каково их значение в образовании и воспитании. Что такое УУД? Версия для родителей Универсальные учебные действия их виды и содержание

Доброго времени суток, дорогие читатели! Рада видеть вас на страницах блога.

Сегодня хочу поговорить с вами об УУД. Знакомая аббревиатура? Думаю, что не всем. Поэтому расшифровываю. Универсальные учебные действия. Это то, чему стараются научить наших ребятишек педагоги, наряду с чтением, письмом, счетом. Эти самые УУД являются стержнем, основой, центром нового образовательного стандарта, в соответствии с которым и ведется обучение детей в младших классах. Поэтому нам, родителям, нужно знать, что такое УУД в начальной школе.

Разговор предлагаю вести простыми словами, без замороченных педагогических выкрутасов.

План урока:

Что это такое?

Еще раз привожу расшифровку. УУД — универсальные учебные действия. Получается, что это действия, которые должен выполнять ученик во время изучения чего-либо. А почему универсальные? Ну, видимо, потому, что эти действия применимы к любому школьному предмету и к любой жизненной ситуации.

Наши действия всегда на что-нибудь да направлены. То есть, мы делаем что-то, чтобы достичь чего-то.

Если мы хотим получить кастрюлю борща, то чистим и режем овощи, варим бульон и т.д. Если с утра хотим иметь чистенькие сапожки, то вечером очищаем обувь от грязи.

Что же сделала школа? А школа сделала «хитрый ход конем»! Она перешла от объяснительного метода обучения к действенному. Учителя теперь не отдают ученикам знания в готовом виде. Для того, чтобы что-то узнать, школьникам приходится потрудиться, то есть совершить определенные действия. Например, такие как:

  • выдвижение гипотезы;
  • поиск информации;
  • анализ информации;
  • обоснование результата;
  • предоставление доказательств.

Как вы думаете, почему в современной школе дети так много занимаются проектной и научно-исследовательской деятельностью? Именно для того, чтобы научиться познавательным универсальным действиям. Это потом и в средних классах пригодится, и в старших, и ВУЗе тоже. Так что не стоит расстраиваться по поводу того, что на дом все время проекты задают делать.

Коммуникативные

Это действия связанные с общением. Научиться им необходимо, поскольку мы живем не на необитаемом острове. Какие же это действия? А такие:

  • ведение диалога;
  • высказывание своей точки зрения;
  • защита своей точки зрения;
  • выслушивание чужого мнения;
  • разрешение конфликтов.

Научиться этому можно только на практике. По сути, находясь в коллективе сверстников, ребенок уже учится взаимодействовать с людьми. Плюс к этому, частенько в школе работу над заданиями дети выполняют в парах или даже в группах. Тут, хочешь не хочешь, а придется и свое мнение высказывать, и чужое выслушивать, и договариваться.

Вот такие они, универсальные учебные действия. Которые не только в школе, но и во взрослой жизни пригодятся. И многим взрослым следовало бы им научиться.

Может, тогда было бы меньше на нашей земле войн, и конфликтов.

А в семьях — ссор и скандалов.

Было бы меньше несчастных людей.

И еще один вопрос. А что ответил бы ваш ребенок, если бы вы спросили у него: «Что такое УУД?» Оказывается вариантов может быть много) Смотрите видео!

Друзья, желаю вашим деткам легко и просто овладеть всем, что готова дать им начальная школа.

Счастья вам и здоровья!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Представлена на фото.

Под данным термином подразумевают сумму разных способов действий школьников, которые обеспечивают способность самостоятельно усваивать новые умения и знания.

Теоретические аспекты

Основные виды УУД по ФГОС связаны со способностью обучающегося, без помощи педагога, формировать новые компетентности, в том числе самостоятельно организовывать познавательный процесс. Приобретение умения учиться позволяет учащимся открывать большие возможности для разных предметных областей. Ребенок осознает значимость и важность учебного процесса, его целевую направленность, ценностно-смысловые и операционные характеристики.

Компоненты учебной работы

Формирование УУД связано со следующими элементами:

  • познавательными мотивами;
  • учебными целями и задачами;
  • умениями выстраивать образовательные траектории, преобразовывать материал;
  • контролем и оценкой результатов своей работы.

Умение учиться является существенным фактором увеличения результативности освоения школьниками предметных знаний, формирования компетенций и умений, ценностно-смысловых оснований собственного морального выбора.

Функции

Все виды УУД по ФГОС в начальной школе обеспечивают возможности обучающегося к самостоятельному осуществлению учебного процесса, постановке цели, поиску и применению необходимых средств и способов ее достижения, контролю и оцениванию результатов своей работы. Кроме того УДД способствуют созданию условий для самореализации и гармоничного развития ребенка, посредством постоянного образования.

  • самоопределение: жизненное, профессиональное, личностное;
  • смыслообразование, предполагающее установление детьми взаимосвязи между целью учебного процесса и его мотивом;
  • нравственная и этическая ориентации, обеспечивающие моральный выбор на основе личностных и социальных ценностей морального выбора.

Регулятивные УУД

Они способствуют организации обучающимися собственной учебной работы. К ним причисляют:

  • целеполагание (постановку учебной задачи на известных и неведомых школьникам знаниях);
  • планирование (выявление последовательности отдельных этапов в образовательной деятельности, продумывание алгоритма, последовательности действий);
  • прогнозирование (предвосхищение уровня усвоения материала);
  • сравнение последовательности действий и результата с эталоном, выявление отклонений;
  • коррекция, связанная с внесением дополнений и некоторых изменений в разработанный план;
  • оценка усвоенного материала, качества и уровня знаний и умений.

Все виды УУД по ФГОС, таблица которых представлена на фото, способствуют саморегуляции школьников, мобилизации их энергии и сил. Школьники приобретают мотивационные навыки к преодолению поставленных перед ними препятствий.

Особенности УД

Они включают логические, общеучебные действия, постановку и решение проблемы. В настоящее время выделяют следующие общеучебные универсальные действия:

  • индивидуальное выделение и формулировку познавательной цели;
  • поиск и сбор нужной информации, использование информационного поиска, включая и компьютерные средства;
  • выстраивание структуры знаний;
  • осознанная и последовательная речь в письменном и устном виде;
  • подбор результативных вариантов решения задач с учетом существующих условий;
  • рефлексия условий и способов действия, контроль, а также оценка результатов собственной работы;
  • осознанная оценка СМИ, формулировка и постановка задачи, разработка алгоритмов работы в рамках решения проблем поискового и творческого вида.

Знаково-символические действия

Они составляют особую группу УУД. К ним относятся:

  • моделирование;
  • символические действия;
  • изменение модели для выявления общих закономерностей, касающихся определенной предметной области.

Формирование УУД логического вида:

  • синтез;
  • анализ;
  • сравнения;
  • классификации по признакам разных объектов;
  • выявление следствий;
  • определение причинно-следственных связей;
  • выстраивание логического плана действий;
  • постановка гипотезы, ее обоснование;
  • доказательство.

Логические учебные действия способствуют созданию школьниками самостоятельных вариантов решения различных задач поискового и творческого вида.

Коммуникативные УУД способствуют развитию формированию навыков ведения диалога. Школьники выстраивают сотрудничество с взрослыми и сверстниками на основе социального партнерства. К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование образовательного сотрудничества с одноклассниками и педагогом (постановка целей, распределение функций между участниками образовательного процесса);
  • постановка вопросов, сотрудничество в подборе и сборе необходимой информации;
  • разрешение возникающих конфликтов, оценка альтернативных вариантов, их реализация;
  • контроль, анализ, коррекция работы партнера;
  • полное выражение своих мыслей, согласно задачам и условиям коммуникации, владение диалогом и монологом с учетом синтаксических и грамматических норм родного языка.

Заключение

Развитие системы УУД в системе регулятивных, личностных, коммуникативных, познавательных действий, которые определяют развитие психологических качеств личности, происходит в рамках возрастного и нормативного развития познавательной и личностной сфер школьника. Процесс обучения определяет основное содержание и характеристики учебного труда школьника, определяет зону ближайшего формирования УУД.

В качестве критериев оценки сформированности универсальных учебных действий у школьников выступает их соответствие психологическим и возрастным требованиям. Формирование УУД определяется в образовательном процессе тремя положениями:

  • в качестве цели, содержания, организации;
  • в рамках усвоения различных предметных областей;
  • в контексте формирования личностной, социальной компетентности школьников.

Результативность любой деятельности человека связана не только со способностями, но и с рациональными способами ее выполнения. В. А. Сухомлинский считал, что во многих случаях учащийся не способен овладеть знаниями только потому, что он не научен учиться. Это особенно актуально в наше время, характеризующееся переходом от индустриального к постиндустриальному обществу. В ФГОС нового поколения формирование УУД, которые обеспечивают школьникам умение учиться, самостоятельно развиваться, самосовершенствоваться, представлены в качестве важнейшей задачи современной образовательной системы.

Министерство образования с целью совершенствования образовательного процесса постоянно вводит в него какие-то новшества, наполняет его новыми терминами и понятиями. Простой обыватель, изучая методическую литературу или читая новости об образовании, очень часто сталкивается с непонятным словосочетанием УУД по ФГОС. Как расшифровывается эта аббревиатура и что она означает простыми словами?

Содержание:

Понятие «УУД»

УУД – универсальная учебная деятельность. Она включает:

  • Способность к обучению и получению новых знаний, умение учиться;
  • Стремление человека к самосовершенствованию посредством приобретения нового опыта;
  • Понимание необходимости получения знаний и осознанный подход к образовательному процессу;
  • Вникание в суть самого образования и его составляющих частей;
  • Целенаправленные действия человека на поиск возможностей широкой ориентации как в разных предметных сферах, так и в структуре самой учебной деятельности;
  • Осмысление целевой направленности образовательного процесса, его ценностно-смысловых и эксплуатационных свойств.



Разработкой УУД занимались еще в ХХ веке в Советском Союзе. В то время педагогическая наука переживала активное развитие и закладывался фундамент ее новых течений. Понятие «универсальные учебные действия» стало очень популярным в настоящее время, сфера его применения достаточно широкая и охватывает практически все возможные уровни и виды образования. В основе разработки УУД лежит деятельностный подход, который разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов и другие научные школы.

Эльконин и Давыдов являются основоположниками теории развивающего обучения, ключевым понятием которой является УДД.

Что такое ФГОС?

Это Федеральный государственный образовательный стандарт. Он включает:

  • Перечень требований, предъявляемых к государственным образовательным учреждениям;
  • Закон «Об образовании» – основа ФГОС;
  • Обновленный стандарт действует во всех школах с 1 сентября 2011 года – ФГОС начального общего образования (НОО).




Требования ФГОС касаются:

  • Структуры процесса образования. Каждый год необходимо составлять и утверждать рабочий план, направленный на оптимальное продвижение учеников к получению новых знаний, руководствуясь этим планом, периодически совершенствовать учебно-методический комплекс (УМК) дисциплин.
  • Реализации образовательной программы. Если структура образовательного процесса лежит в области ответственности администрации и методических отделов, то за реализацию плана несет ответственность непосредственно педагогический состав школ;
  • Результатов образования. Успеваемость учащихся – наглядная демонстрация и свидетельство успешности разработанной структуры и программы образования, соблюдения всех требований. Во внимание берется среднестатистическая оценка успеваемости по всей школе.

Базовые группы УУД?

Требования к УУД зависят от того, в классах какой ступени – начальной, средней или старшей – учатся школьники. Должно выполняться соответствие выдвигаемых требований возрасту детей. Для всех них в последнее время повышаются требования к использованию в учебной деятельности компьютерной техники и информационных технологий.




Существуют следующие базовые группы универсальных учебных действий:

  • Личностные – направлены на поиск возможностей познания самого себя и осмысления собственной личности. Их цель – сформировать у учащихся правильную адекватную нравственную и этическую оценку самих себя;
  • Познавательные – относятся к возможностям формирования основных навыков и умений восприятия информации, ее обработки и анализа, на основе которого делаются определенные выводы и заключения. Группа познавательных действий включает систему общих и логических учебных действий, процесс постановки и решения проблемы;
  • Коммуникативные – способствуют социализации учащихся, формированию навыков эффективного взаимодействия с окружающими – одноклассниками, учителями, друзьями и другими людьми. В школе каждый ребенок проходит самый важный этап социального развития. Если вовремя не решить возникающие в процессе общения проблемы, то они могут перейти во взрослую жизнь и будут напоминать о себе еще долгие годы, даже после окончания школы;
  • Регулятивные – направлены на развитие способностей составления плана своих действий и его изменения под влиянием различных факторов окружающей среды. Этот полезный навык, приобретенный в стенах школы, пригодится и в дальнейшей жизни.

Ученики овладевают УУД в процессе изучения разных учебных предметов. Результатом успешного овладения является формирование инициативности, стремления учеников к самостоятельному добыванию знаний и получению компетентности. Учащиеся должны уметь без помощи взрослых самостоятельно организовывать процесс обучения.

Преимущества и недостатки домашнего обучения

Обучение на домашнем режиме представляет собой альтернативный вариант школьного образования. Когда причиной такого выбора родителей выступают медицинские показания (заболевания физического или умственного характера), домашнее обучение – самый лучший вариант. Но в том случае, если родителями руководят другие мотивы – страхи перед социализацией ребенка, нежелание отпускать детей в школу по причине того, что они не смогут без мамы или папы самостоятельно решать школьные задачи, – все это ведет к самым непредсказуемым негативным последствиям.



Разберем преимущества и недостатки домашнего обучения.

Плюсы

Минусы

Исключаются нападки, издевки со стороны одноклассников, ребенок не станет объектом буллинга

У учеников отсутствует мотивация, в классе ученики наблюдают друг за другом, соперничают, тянутся друг за другом, стремятся к лучшему результату, имеют более богатый материал для анализа

Большая гибкость графика учебы по сравнению со школьным образованием, возможность самостоятельного планирования количества уроков в день

Нет возможности учиться взаимодействовать друг с другом внутри коллектива, мир построения социальных взаимоотношений остается закрытым

Усвоение материала за более короткие сроки, поскольку ученик и учитель сотрудничают один на один

Не учатся заводить новые знакомства, отстаивать свою точку зрения, не контактируют ни с кем, кроме семьи и близких друзей

Появляется больше свободного времени, которое можно потратить на посещение кружков и спортивных секций

В момент обучения дома ребенок находится в зоне комфорта, а как только он остается наедине с собой, становится абсолютно беззащитным и не знает, как себя вести в той или иной ситуации

Возможность индивидуальной проработки с ребенком всех сложностей и слабых моментов, которые возникают в ходе освоения учебной программы

Домашнее обучение исключает возможность выработки ребенком действенных способов противодействия ущемлению своих прав



Воздействие УУД по ФГОС на школьников носит противоречивый характер, поскольку каждый ребенок – это уникальная личность, индивидуальность, у каждого разные способности и таланты. УУД способствует усвоению моральных норм и принципов, выработанных обществом, что ведет к формированию целостной личности. В то же время ФГОС ограничивает ребенка жесткими рамками, не дает проявлять инициативу и свободолюбие.

Важно! УУД по ФГОС – это набор требований к образовательному процессу. В основе разработки стандартов лежит стремление в предоставлении каждому ребенку возможности получить и усвоить все знания, которые ему пригодятся в будущем. Задача школы – сформировать такие навыки, которые будут не только полезны в дальнейшем обучении, но и обеспечат нормальную жизнедеятельность каждого человека в обществе.

ПЛАН:

1.Основные задачи образования как института социализации молодого человека.

2. Базовые ориентиры при проектировании современных стандартов образования.

3. Понятие об универсальных учебных действиях.

4. Функции универсальных учебных действий.

5. Виды универсальных учебных действий.

а) личностный;
б) регулятивный;
в) познавательный;
г) коммуникативный.

6. Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: ценностные нормативные характеристики, универсальные учебные действия,

В каждом обществе всегда присутствуют представления об идеальном типе личности, которые отражают набор ценностных нормативных характеристик, прилагаемых к человеку обществом в определенную историческую эпоху. Эти характеристики идеального типа личности находят свое выражение в ценностных ориентациях образования как ведущего института социализации личности , направленного на формирование соответствующего этим ориентациям репертуара социальных установок, обеспечивающих формирование личности как идеального представителя гражданского общества.

В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л.С.Выготского. В контексте культурно-исторического системно - деятельностного подхода выделяются, во – первых, основные задачи образования как института социализации, во-вторых, набор ценнностных нормативных характеристик личности как идеального представителя гражданского обществ а.

К числу основных задач образования как института социализации относятся следующие:

  • приобщение нового поколения детей, подростков и молодежи к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры;
  • овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности;
  • уменьшение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающего поколения.

К числу нормативных характеристик личности, которые проектируются через систему образования, относятся следующие социальные установки:

  • формирование гражданской идентичности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире;
  • понимание и уважение ценностей иных культур, мировоззрений и цивилизаций; осознание человеком своей причастности к судьбам человечества;
  • активное содействие развитию миролюбия и открытого диалога, способствующего укреплению толерантности, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур, религий и государств в современную эпоху;
  • готовность сотрудничать с другими людьми, доверие к другим людям, коллективизм;
  • уважение других людей как неотъемлемое условие развития самоуважения человека;
  • критическое мышление, чувство собственного достоинства и переживание подлинности своего Я;
  • личная идентичность, возможность человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях;
  • принятие ответственности за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми;
  • содействие росту конкурентоспособности и процветанию российского гражданского общества.

В соответствии с заявленными задачами и направлениями базовыми ориентирами при проектировании современных стандартов образования являются:

  • выделение описанных выше ценностных установок образования, которые отражают требования к образованию со стороны семьи, общества и государства;
  • выделение формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и «компетентности к обновлению компетентностей» в качестве ведущей цели образования в информационную эпоху;
  • понимание стандартов образования как конвенциональных норм , гарантирующих доступность, качество, эффективность образования и фиксирующие требования к результатам образования, к набору образовательных областей и объему нагрузки на различных уровнях и ступенях образования с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей развития учащихся, к срокам обучения, структуре примерных образовательных программ, процедуре контроля за образовательными достижениями учащихся;
  • проектирование вариативных психолого-педагогических технологий формирования универсальных действий, обеспечивающих развитие личности и построения мира на разных ступенях образования, достижение целей образования и ценностных ориентиров образования как института социализации подрастающих поколений в информационную эпоху.

Обращение к разработке программы развития универсальных учебных действий в системе образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Эти цели должны обеспечивать такую ключевую сверхзадачу образования, как научить учиться.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Программа развития универсальных учебных действий основывается на положениях культурно-исторического системно – деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностный подход и подход, основанный на знаниях, умениях и навыках.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

Функции УУД состоят, во-первых, в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности,
во - вторых, в создании условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности,
в–третьих, в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1.Личностный.
2.Регулятивный.
3.Познавательный.
4.Коммуникативный.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том,»какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

К общеучебным УУД относятся:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические УУД предполагают:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

В УУД постановки и решения проблем входят следующие:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Условия, обеспечивающие развитие УУД

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положен иями:

  • Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
  • Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
  • УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.

Представление о функциях, содержании и видах УУД должно быть положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса. Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.

Учащиеся овладевают основными видами УУД (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) в процессе изучения разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.

Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны занять и так называемые метапредметные (т.е. «надпредметные», или метапознавательные) УУД. Они направлены на анализ и управление учащимися своей познавательной деятельностью – будь то ценностно – моральный выбор в решении моральной дилеммы, определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного с другими учащимися лабораторного эксперимента по физике или химии.

Овладение УУД в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться Данная способность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно – смысловых и опрерациональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  • познавательные и учебные мотивы;
  • учебную цель;
  • учебную задачу;
  • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образ мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора.

Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно – личностного, познавательного развития учащихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Такие УУД делают возможным переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.

Построение содержания учебных предметов и образования с ориентацией на сущностные знания в определенных предметных областях, а также выделение качественных показателей сформированности УУД применительно к ценностно-личностному и познавательному развитию являются существенными условиями их формирования.

К настоящему времени в практике школьного обучения работа по развитию УУД как психологической составляющей образовательного процесса осуществляется стихийным образом. Лишь незначительное число педагогов – новаторов, реализующих прогрессивные технологии образования и разделяющих тезис о приоритетности личностного развития учащегося как цели образовательного процесса, пытаются реализовать требование формирования УУД. Стихийный характер развития УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения – в низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы учащихся, а также способности учащихся регулировать учебную и познавательную деятельность, в недостаточной сформированности общепознавательных и логических действий и как следствие – в школьной дезадаптации, росте девиантного поведения. Альтернативой сложившемуся положению должно стать целенаправленное планомерное формирование УУД с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность.

Общими рекомендациями по формированию УУД в ходе образовательного процесса являются следующие.

1.Необходимость выделения цели формирования УУД, четкого выделения их функций в образовательном процессе, их содержания и требуемых свойств в соотнесении с обусловленными возрастом психологическими особенностями учащихся.
2.Определение ориентировочной основы каждого УУД, обеспечивающей его успешное выполнение, и организация ориентировки учащихся в его выполнении.
3.Поэтапная отработка универсальных УУД, обеспечивающая переход, во-первых, от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия и, во-вторых, от совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.
4. Определение связи каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделение предметных дисциплин, наиболее адекватных (благоприятных) для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития. Определение конкретной формы УУД применительно к предметной дисциплине, описание свойств действия. Разработка системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологический типы (П.Я.Гальперин), решение которых обеспечит формирование заданных свойств УУД.
5.Разработка системы рекомендаций разраб
отчикам и авторам учебников и учебных пособий по школьным предметам с целью обеспечить формирование конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине. Включение в качестве критерия экспертной оценки учебника и учебного пособия наличия рекомендаций и учебных заданий, направленных на формирование УУД.
6.Разработка учебно-методических пособий, адресованных учителям, с целью обеспечения формирования УУД. В случае необходимости – проведение специальной –психолого-педагогической подготовки в рамках существующих форм обучения студентов педвузов и повышения квалификации специалистов.

Литература

  1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). Ростов- н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2003
  2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1996.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека М.: Смысл, 2007
  4. Выготский Л.С История развития высших психических функций // Собр. соч: В 6 т Т. 3. М.: Педагогика, 1483.
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь Собр. соч. В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.
  6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985
  7. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 199S.
  8. .Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТЕРО, 1996.
  9. ЗанковЛ.В. Развитие и обучение М: Педагогика, 1962.
  10. Зинченко В.П. Психологическая педагогика Самара: Изд-во СГПУ, 1998.
  11. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - ВВ. Давыдова). М.: Гардарики, 2002.
  12. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та, 2005.
  13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1974.
  14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики М.: Изд-во МГУ. 1972.
  15. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под ред. А.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2006.
  16. Сериков В.В. Личностный подход вобразовании, концепции и технологии. Волгоград: Изд-во Волгоград, гос. ун-та, 1994
  17. .Слободчиков В.И., Исаев E .И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособ. М.: Школа-Пресс, 1995.
  18. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989
  19. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1996.
  20. Через формы к мыслям: О новой университетской образовательной модели / Под ред. Ю.М. Афанасьева. М.: Изд-во ГТГУ. 2006
  21. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. М.: Изд-во С ГУ, 2004.
  22. Шадриков В.Д Ментальное развитие человека. М.: Аспект Пресс, 2007.
  23. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989.
  24. Асмолов А.Г.,Бурменская Г.В. и др. Культурно-историческая системно - деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования.

Подготовил Арсланов Ф.Г. – кафедра педагогики и психологии ОГПУ.

Практичекая работа №3

Выполнил Платонов Д.А. ИН-15.

1. УУД: определение, функции, виды.

Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

· обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

· создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

· самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

· смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;


· нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

· целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

· планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

· прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

· контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

· коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

· оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

· поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

· структурирование знаний;

· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

· выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

· рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

· смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

· постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

· моделирование;

· преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

· анализ;

· синтез;

· сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

· подведение под понятие, выведение следствий;

· установление причинно-следственных связей;

· построение логической цепи рассуждений;

· доказательство;

· выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

· формулирование проблемы;

· самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, сaпособов взаимодействия;

· постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Этапы формирования УУД в учебном процессе.

Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств, − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы:

1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.

2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.

3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

Именно так учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании УУД, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.

Поэтому для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД в образовательной системе предложен следующий путь, который проходит каждый ученик:

1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

3. Технологии формирования и развития УУД при обучении информатике. Формирование регулятивных, коммуникативных, личностных и познавательных УУД на основе дидактической системы деятельностного метода обучения на уроках информатики

Согласно ФГОС ООО содержательный раздел основной образовательной программы определяет общее содержание образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, которые достигаются в процессе формирования универсальных учебных действий (УУД), направленных на развитие способности субъекта обучения к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом как одна из важнейших задач образования.

В процессе формирования УУД школьники учатся самостоятельно ставить учебные проблемы, находить пути их решения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, что обеспечивает успешное усвоение знаний, формирование умений и компетентностей в любой предметной области и тем самым создает возможность для успешной реализации обучаемых в будущей профессиональной деятельности.

Рассмотрим все виды универсальных учебных действий и их развитие на уроках информатики.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин, а также условий, которые позволяют успешно формировать коммуникативные УУД:

1) наличие специальных технических средств, в первую очередь – персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованные в учебном процессе оргтехника, мультимедийные устройства;

2) компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет не только индивидуальное рабочее место, но и доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках;

3) именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом;

4) предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся.

Развитие коммуникативных УУД происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составление заданий партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по разработке презентаций; групповая работа по рисованию в графических редакторах, различные игры и викторины.

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом, соотнося его с требованиями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Итак, в деятельностной форме суть регулятивных действий можно представить так:

Умение формулировать собственные учебные цели – цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т. п.

Умение принимать решение, брать ответственность на себя, например, быть лидером группового проекта; принимать решение в случае нестандартной ситуации допустим сбой в работе системы.

Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

Очень важно, чтобы каждый ученик был вовлечен в активный познавательный процесс, применяя на практике полученные знания и четко осознавая, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть им применены. Это способствует развитию личностных УУД у обучающихся, формирует и поддерживает интерес к учебному материалу, побуждает ребенка задавать вопросы, что и способствует в конечном итоге выработке устойчивого интереса к окружающему миру, формированию позитивного отношения к себе и окружающим. В конечном счете, все это формирует у обучающихся желание выполнять учебные действия.

Личностные УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностное развитие учащегося подразумевает прежде всего становление человека как автономного носителя общечеловеческого опыта, форм поведения и деятельности, который:

Понимает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре (знаково-символьные универсальные учебные действия);

Владеет приемами волевой саморегуляции, целеполагания и планирования (регулятивные УУД);

Умеет сотрудничать, влиять на поведение партнера или группы (коммуникативные УУД).

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. При обучение информатике, на наш взгляд, формируемые личностные УУД будут выглядеть следующим образом

Познавательные УУД – познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Исходя из данного определения, можно заключить, что это основные действия, формируемые на уроках информатики, основной целью которой является научить эффективно отбирать и обрабатывать информацию из разных источников

В соответствие с данным описанием универсальных учебных действий и рекомендаций ФГОС ООО, одним из оптимальных методов обучения является метод проектов, который предполагает получение учащимися какого-то нового продукта в ходе самостоятельной учебной деятельности. На уроках информатики метод проектов оказывается удобным для использования, так как позволяет обучать использованию каких-то конкретных информационных и коммуникационных технологий при решении практических задач. С одной стороны учащиеся добывают самостоятельно знания по одной из тем курса «Информатика и ИКТ», а с другой осваивают новые для них технологии работы с программными продуктами. При этом не требуется дополнительная мотивация для изучения необходимого в работе программного обеспечения. Рассмотрим один из таких проектов более подробно.

Прием «Мозговой штурм»

При работе обращаю внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:

тема «Системы счисления», 6-й класс.

I уровень

– Какие системы счисления наиболее распространены в жизни?

II уровень

– С какой системой счисления работает компьютер и почему?

III уровень

– Какие действия можно выполнять в различных системах счисления?

Для формирования регулятивных УУД использую различные листы самооценки, взаимооценки.

На заключительном этапе выполнения учебного проекта учащийся получает три равнозначных оценки: самооценка, оценка учителя и средняя оценка класса.

Реализуется это так. Сначала выступает автор с анализом своей работы, затем выступают «защитник», «критик»: выявляя недостатки и достоинства работы. В обсуждении участвуют все ученики. Последним анализирует работу учитель. По окончании выступления все участники выставляют оценки в «оценочных листах».

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

В блоке универсальных действий познавательной направленности особое внимание уделяю на развитие умений составлять тексты различных жанров, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение структурировать знания.

Прием «Написание эссе»

«Интернет. Друг или враг?»

Отвечать на этот непростой вопрос можно бесконечно. И спорить до хрипоты, кто прав. Конечно, для меня пока Интернет – друг. Он ведет себя, как друг. Если мне что-то непонятно, он всегда объяснит. Если у меня возник вопрос, он ответит, причем почти не задумываясь. Я хочу сходить в кино, театр – пожалуйста, он тут как тут. Заказать билеты, выбрать кинотеатр или фильм.

Пример задачи на универсальные логические действия.

В соревновании по бегу участвовали пять спортсменов. Виктору не удалось занять первое место. Григория обогнал не только Дмитрий, но еще один спортсмен, отставший от Дмитрия. Андрей достиг финиша не первым, но и не последним. Борис финишировал сразу вслед за Виктором.

Кто какое место занял в соревнованиях?

Технология проектной деятельности способствует развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Для выполнения учебного проекта удачным решением считаю использование графических способов: ментальная карта, схема «Фишбоун», денотатный граф.

Уроки информатики и предметные курсы обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу, таким образом, осуществляются коммуникативные действия.

Лучшие статьи по теме