Для школьников и родителей
  • Главная
  • Из бумаги
  • Героизм и патриотизм в повести Н. Гоголя "Тарас Бульба" методическая разработка по литературе (7 класс) на тему. «Тарас Бульба — патриот русской земли (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Патриотизм казаков-запорожцев в произведении "Тарас Бульба"

Героизм и патриотизм в повести Н. Гоголя "Тарас Бульба" методическая разработка по литературе (7 класс) на тему. «Тарас Бульба — патриот русской земли (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Патриотизм казаков-запорожцев в произведении "Тарас Бульба"

Судьба народная, волновавшая А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, стала источником вдохновения и для Н. В. Гоголя. В своей повести Гоголь сумел воссоздать эпическую мощь и величие борьбы украинского народа за свою национальную независимость и вместе с тем раскрыть историческую трагедию этой борьбы.

Эпической основой повести «Тарас Бульба» стало национальное единство украинского народа, сложившееся в борьбе с иноземными поработителями, а также то, что Гоголь, изображая прошлое, возвысился до всемирно-исторической точки зрения на судьбы целого народа.

С глубоким сочувствием освещает Гоголь героические подвиги запорожцев, создавая героически-могучие характеры Тараса Бульбы и других казаков, показывая их преданность родине, мужество, широту натуры.

Тарас Бульба - главный герой повести. Это исключительная личность, в которой отражаются лучшие качества не какой-то отдельной группы, а всего казачества в целом. Это могучий человек - с железной волей, щедрой душой и неукротимой ненавистью к врагам своей отчизны. По словам автора, за Тарасом Бульбой, народным героем и вождем, стоит « вся нация, ибо переполнилось терпение народа, - поднялась отомстить за посмеянье прав своих». Своими ратными подвигами Тарас уже давно заслужил право на отдых. Но вокруг священных границ его земли бушует враждебное море социальных страстей, и это не дает ему покоя. Превыше всего Тарас Бульба ставит любовь к отечеству. До тех пор, пока рубежи родины в опасности, а руки держат саблю, он считает себя добровольно мобилизованным. Общенародное дело становится его личным делом, без которого он не представляет своей жизни. На оборону родины он снаряжает и своих сыновей, только что окончивших Киевскую бурсу.

Им, как и Тарасу Бульбе, чужды мелкие эгоистические желания, корыстолюбие или жадность. Как и Тарас, они презирают смерть. У этих людей одна великая цель - укрепление объединяющего их товарищества, защита родины и веры. Они живут, как богатыри, и умирают, как исполины.

Повесть «Тарас Бульба» - народно-героическая эпопея. В судьбах ее главных действующих лиц воссоздается одно из крупнейших событий истории Русской земли. До повести Н. В. Гоголя не было в русской литературе таких ярких, выразительных и могучих выходцев из народной среды, как Тарас Бульба, его сыновья - Остап и Андрий, и другие запорожцы. В лице Гоголя русская литература сделала огромный шаг вперед в изображении народа как могучей силы исторического процесса.

2 вариант

Николай Васильевич Гоголь жил и работал в Петербурге, там он познакомился с А. С. Пушкиным, начал писать свои первые произведения. Н. В. Гоголя всегда интересовала история украинского народа. Он настойчиво изучает исторические сочинения, летописи, собирает народные песни и предания. В 1835 году из-под пера Н. В. Гоголя появляется повесть «Тарас Бульба» - поэтическое повествование о героическом прошлом украинского народа.

В то суровое время, которое описывает Н. В. Гоголь в своем произведении, на украинских землях хозяйничали польские паны. Они угнетали крестьян. Многие украинцы, не выдержав гнета, бежали в широкие степи, в низовья Днепра. Там, на острове Хортица, вступали они в казацкое товарищество и защищали родную землю от польской шляхты, татар и турок. В жестокой борьбе закалялись железные характеры украинских рыцарей.

Главный герой повести - старый казак Тарас Бульба. Его основная черта - беззаветный патриотизм. Он гордится своими сыновьями, видит в них «добрых казаков», способных послужить на благо родины. И когда младший из сыновей, Андрий, предает товарищей и отказывается от своей отчизны, Бульба убивает его, потому что не может вынести такого позора. Ведь для казака нет ничего страшнее, чем предать своих товарищей, свою родину и веру. И отдают они свои жизни за благословенное дело со словами: «Не жаль расстаться со светом. Дай бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!» Погибает за родину и Остап, старший сын Бульбы, и многие другие славные казаки, и сам Бульба. Последние мгновения его жизни полны героизма и беззаветной любви к товарищам и оружию. Он думает не о себе, не об огне, который разводят поляки, чтобы сжечь его заживо. Бульба помогает казакам спастись, дает им советы, чтобы они и дальше жили и продолжали защищать родину от врагов.

Читая повесть Н. В. Гоголя, мы восхищаемся силой характеров казаков, их беззаветным патриотизмом. Подобная любовь к родине должна служить примером для всех последующих поколений.

Иллюстрация Народного Художника СССР А.М.Герасимова. К повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Что значит быть героем? Как часто мы задаемся этим вопросом в своей жизни. Готов ли я пожертвовать собой ради спасения других людей, ради защиты своей родины. Как люди совершающие подвиги решаются на это, решаются расстаться со своей жизнью? Откуда они берут силу и мужество? Ответы на эти вопросы нам дают авторы многих произведений русской литературы. Одним из них является повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

На примере жизни казачьего народа мы находим ответы на свои вопросы. «Вы слышали от отцов и дедов своих, в какой чести у всех была русская земля наша: грекам дала себя знать, у Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья!» Автор показывает нам, что любовь к родине закладывается с детства. Воспитание опиралось на православные обычаи, уважение к старшим, силе духа человеческого, любви и благодарности к родной земле, своему дому. При таком воспитании с детства, человек становится патриотом своей отчизны, готовым отдать за неё жизнь.

Главный герой повести – казак Тарас Бульба. «Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава … Он любил простую жизнь казаков… Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия». Именно эти качества характеризуют Тараса, как сильного духом и отважного человека, но в тоже время любящего и заботливого отца. Встретив своих детей после долгой разлуки Тарас оставляет родную деревню и отправляется в Сечь, чтобы вспомнить былые годы своей службы и провести время с сыновьями. Целью его поездки было показать настоящую казацкую жизнь и пробудить истинный патриотизм к родине в своих детях. «А вот, лучше, я вас на той недели отправлю на Запорожье. Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберётесь разуму». Тарас отводил особое место в своей жизни Сечи, потому что это был город, из которого выходили настоящие герои. На первый взгляд может показаться, что казаки ведут там праздную жизнь. Но это не так. Наряду с постоянными пиршествами, которые объединяют и делают посторонних людей друзьями, казаки учатся ратному делу и закаляют боевой дух в многочисленных драках. Драки эти носят товарищеский характер, и споры лишь объединят людей. Именно здесь казак чувствует гордость за своё происхождение и ответственность за свою родину. Тут рождается чувство братства, которое вытесняет все страхи из души человека и толкает его на подвиги. «Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит дитя своё, мать любит дитя своё, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей … Так любить, как русская душа,- любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а … Нет, так любить никто не может … Пусть же знают они все, что такое есть в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведётся так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их». Данные слова жили в каждом казачьем сердце. Их объединенный дух представлял огромную силу для любого врага. А враг был очень близко.

События, которые лишают Тараса жены и родного дома поднимают казаков на войну. Идут они воевать за угнетённых братьев своих, оскорбленную веру свою и защищать родину от польских набегов. «Тревожный слух прокатился по Польше: «Они идут!»». По началу, казаки терпели поражение у одного из городов Польши. Но казацкий дух не сломить. Несмотря на потери в рядах, казаки осаждают крепость и начинают морить недругов голодом. К этому времени приходит сообщение, что запорожская Сечь была разгромлена, и половина войска уходит спасать родной дом. Остальные остаются на осаде города. Казаки понимали, что оставшись в меньшинстве, победа невозможна. Но, ни один из них не повернул назад, не бросил товарища на поле боя. Отважно и смело шли казаки на смерть. Потому что за родину, за погибших друзей, за веру и братство сражались. В это же время в польскую крепость прибыло подкрепление. В первом бою казаки храбро выстояли, но со второй волной, войско Тараса было разбито. Умирая казаки, не просили о пощаде, не сдавались, не отступали назад. Смело шли за своим атаманом. «А что, паны? – сказал Тарас, перекликнувшись с куренными. – Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли казаки? – Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще козацкая сила; еще не гнутся козаки!» Каждый казак на прощание говорил о родной своей земле: «Прощайте, паны братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» Эта битва показывает истинный героизм казацкого народа, смелость и отважность, преданность и верность товарищам и родине.

Особое место в повести Н.В. Гоголь отводит судьбе атамана — Тараса Бульбы, на долю которого выпало страшное испытание. Предательство сына на поле боя. Это большая трагедия, но и она не смогла сломить волю казака. «Остановился старый Тарас и глядел на то, как Андрий чистил перед собою дорогу, разгонял, рубил и сыпал удары на право и налево. Не вытерпел Тарас и закричал: «Как?.. Своих?..Своих, чертов сын, своих бьешь?..» Но Андрий не различал, кто перед ним был, свои или другие какие; ничего не видел он…» . Свобода отчизны и казацкая честь для Тараса - главнейшие понятия в жизни, и они сильнее отцовских чувств. Поэтому, побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия.

Героической оказалась и смерть Тараса. Он попадает в плен во время казни старшего сына. Страшная смерть на костре ожидала его. Поляки рассчитывали, что такая казнь привлечёт соратников Тараса. И оказались правы. Но смелый атаман, уже сгорая в огне, предупредил своих товарищей о засаде. Как героически прожил Тарас свою жизнь, так же и умер. Не предал свою честь и совесть, не сдался боли и отчаянию. Даже умирая, он оставался верен своей отчизне и товарищескому братству.

Эта повесть рассказывает нам о великих людях. О тех кто не жалея собственной жизни защищали родную землю, свой дом, свою веру, своих друзей. Я уверен, если бы в наше время люди имели такой же дух, как герои данной повести, ни один враг не осмелился нам угрожать.

Повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя – историческое произведение, повествующее о процветании казачества Запорожской Сечи. Автор восхищается казаками – и смелостью и удальством, юмором и верностью родине.

Центральная тема повести


Патриотизм, пожалуй, центральная тема повести. И главным патриотом выступает знатный казак Тарас Бульба. Он воспитывает двоих сыновей в лучших традициях казачества, с молоком матери они впитывают любовь к родной земле. До последней капельки крови Бульба предан товариществу и ждет того же от своих детей. Жизнь казаков в постоянных переездах, битвах и удалом веселье кажется для него идеальной.

Остап и Андрий – радость и гордость стареющего героя. Едва отучив сыновей в гимназии, Бульба тут же бросает их в омут «настоящей жизни» — везет в Запорожскую Сечь. Во время сражений с поляками сыновья проявляют себя как настоящие воины и Бульба гордится ими.

Предательство Андрия и смерть Остапа

Но судьба поворачивает так, что Андрий влюбляется в полячку и переходит на сторону врага. Этот факт больно ранит Бульбу, но он не показывает вида – сражается еще яростнее и рьянее. Много думает он о поступках сына, пытается хоть как-то оправдать его поступок, но не может.

У него не укладывается в голове, ка можно предать своих, как можно покинуть родину и семью ради плотского увлечения. Андрий отныне – позор для отца, некто без имени и без прошлого, продавший товарищество и землю, которая взрастила его. За столь величайший грех может быть лишь одно наказание – смерть.

Без тени сомнения Тарас своими же руками убивает Андрия – патриотизм одерживает верх над простыми человеческими чувствами. Можно представить, как сильна его любовь к Родине.

Вскоре отец лишается и второго сына – Остапа, обреченного на мучительную гибель на городской площади на глазах зевак. Утратив все, чем он жил, Бульба продолжает сражаться ради мести, борясь с врагами не на жизнь, а насмерть.

Сила духа Тараса Бульбы

Оказавшись в плену у поляков, Тарас под угрозой смерти продолжает помогать казакам. Последние слова Бульбы о величии православной русской веры, о необъятной силе родины восхищают и заставляют содрогнуться. Образ Тараса Бульбы напоминает нам о долге перед родиной, о нашей любви к родной земле, о патриотизме.

Аннотация

Данная методическая разработка посвящена проблеме патриотизма и героизма в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и направлена на гражданско-патриотическое развитие учащихся основной школы. Воспитание в школьниках любви к Родине и гордости за нее, верности своему делу, чувства единства и товарищества осуществляется на примере героев повести. Работа по такой серьезной теме становится понятной, интересной и увлекательной за счёт подбора разнообразных методик и приемов, таких как «Двухцветный светофор», «Гадаем по словарям», «Кластер», «Бланк заказа» и т.п.

Введение 4

Основная часть 6

Заключение 14

Список использованной литературы и источников 15

Приложение № 1 16

Приложение № 2 19

Введение

Сегодня качество образования определяется не только уровнем знаний, которые дети получают во время уроков, но и качеством их духовного-нравственного развития. Одним из важнейших векторов этой работы является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Закладывать такие основы, как любовь к Родине, гордость за свою страну и свой народ, уважение к достойным страницам прошлого, необходимо именно в школьном возрасте – самом благодатном для гражданско-патриотического воспитания. Если проводить подобную работу ежедневно, то школы будут выпускать поколение благородных, способных к подвигу и героизму людей, которых мы и называем «патриотами». В этом и состоит актуальность данной методической разработки.

Урок рассчитан на учащихся 7 классов.

Цели урока:

образовательные:

Формировать навыки анализа текста литературного произведения;

Актуализировать знания о понятиях героизма и патриотизма;

Проконтролировать такие общеучебные навыки, умение работать со словарем, умение составлять схемы, обобщать;

развивающие:

Развивать способности работать с текстом: находить нужный материал, сопоставлять и сравнивать, делать выводы;

Формировать навыки к самостоятельной познавательной деятельности;

Оттачивать умение аргументировать свою позицию;

воспитывающие:

Воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

Содействовать воспитанию культуры общения;

Помочь осознать ценность совместной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Основная часть

Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

К. Г. Паустовский

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Прием «Двуцветный светофор»

(слайд №1)

Ребята, на нашем литературном светофоре всего два цвета: красный означает, что доступ к новой информации, которую вы можете получить на уроке, закрыт; зеленый - доступ открыт, и мы начинаем. Как вы думаете, что поможет нам изменить сигнал светофора с красного на зеленый? (Правильные ответы на вопросы)

Верно, ведь без этих знаний нам с вами будет трудно двигаться дальше. Ответить на вопросы нам поможет просмотр фрагмента замечательной экранизации повести «Тарас Бульба» режиссера Владимира Бортко.

Просмотр фрагментов экранизации повести, режиссер – Владимир Бортко (00:35:37-00:41:47)

Какой эпизод произведения в нем отражен? (Кошевой атаман решает идти на Польшу, чтобы отомстить за всё зло, причиненное врагами, и за посрамление православной веры )

Каковы истоки конфликта между поляками и украинскими казаками? (Православное население Речи Посполитой отказывалось принимать унию (соглашение) и, как следствие, верховенство Папы Римского и католической церкви. Поляки начали преследовать недовольных, и уже к концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага )

Какова идея произведения? (Показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа)

  1. Самоопределение к деятельности

Прием «Гадание на словарях»

Молодцы, ребята, справились с вопросами, можно идти дальше! Но для этого нам нужно определить тему урока и поставить перед собой цели, т.е. немного заглянуть в будущее. А узнать то, что нас ждет, поможет «гадание» на словарях. На ваших партах лежат словари, я буду называть страницу и строку, а вы зачитывать определение того понятия, которое вам выпадет. По ним мы и попробуем определить тему урока.

Ученики читают определения, записывают его в тетрадь.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, народу

Героизм –

  1. мужество, стойкость, самоотверженность, проявляемые в критической ситуации;
  2. способность к совершению подвига; высшее проявление патриотизма

А теперь попробуйте определить тему и поставить перед собой цели на этот урок (Изображение патриотизма и героизма в повести «Тарас Бульба»)

Запись темы и эпиграфа в тетрадь.

4. Работа по теме урока

Николай Васильевич Гоголь в своем произведении прославляет казаков – смелых и мужественных воинов, настоящих патриотов. Сегодня наша главная цель – увидеть, в каких поступках проявляется патриотизм и героизм казаков – героев повести . Время, показанное в произведении, невероятно тяжелое: огнем и мечом пыталась шляхта подчинить и «ополячить» украинский народ. Но ведь не случайно говорят, что суровые времена рождают сильные характеры.

Давайте вспомним, за что сражались казаки.

Прием «Кластер»

за свободу за национальное за православную

Достоинство веру

за свою культуру за свои обычаи за свою семью

Совершенно верно, именно из этого и складывалось для казаков понятие Родина. Как вы считаете, это достойные цели? (Да, достойные, ради них нужно сражаться до конца)

Работа с текстом в группах

Прием «Бланк заказов»

Ребята, чтобы достичь цели нашего урока, нам нужно обратиться к тексту повести, обратите внимание на раздаточный материал на ваших партах (см. Приложение №1). Работать вы будете с этими текстами в группах. Каждая группа получает своеобразный «бланк заказа» (см. Приложение № 2), где заказ – это вопросы, на которые вы должны ответить, работая с эпизодами.

5. Динамическая пауза

Прием «Восстанови хронологию»

Ребята, вы старательно работали над заданием, теперь давайте немного отвлечемся и подвигаемся. На доске в хаотичном порядке расположены события, описанные в повести (см. Приложение 3). Ваша задача – быстро восстановить их хронологию, выбегая друг за другом к доске. Если увидели, что ваш одноклассник допустил ошибку, ее нужно исправить и только потом сделать свой «ход».

6. Подведение итогов работы с текстом

Ребята, сейчас вам нужно будет обратиться к своим бланкам заказа. Наша задача – объединить «добытые» на уроке знания, собрать их в одну воображаемую корзину. (На доску крепится изображение корзины, обучающиеся выходят к доске и коротко записывают ответы на вопросы, остальные записывают в тетрадь)

Прием «Корзина знаний»

В чем мы видим патриотизм и героизм героев повести?

В беззаветной любви к своей Родине («Так любить, как русская душа, никто не может» );

В верном товариществе («Нет уз святее товарищества!» );

В непоколебимой вере в силу и могущество своей Родины («Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» );

В стремлении защитить свою свободу, веру, семью, обычаи, культуру;

В доблестном и отважном сражении с врагами («Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!» );

В неприятии и непрощении предательства («Я тебя породил, я тебя и убью!» );

В бесстрашии положить свою жизнь во благо Родины;

В способности вынести страшные муки и не издать ни звука («…Ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его» ).

7. Рефлексия. Прием «Смс другу»

На экранах ваших бумажных телефонов вам нужно коротко ответить на вопрос: «Почему стоит прочитать повесть «Тарас Бульба»?

8. Осуществление метапредметных связей

- Мне очень понравилось одно из ваших сообщений другу: «Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», потому что она учит быть настоящим патриотом и Человеком с большой буквы». Браво! Вы смотрите в самую глубь! Для этого мы и изучаем так подробно это произведение, ведь без патриотов и героев не стоит ни одно государство. И Русская земля до сих пор рождает смелых и отважных парней, готовых стоять за свою Родину и свободу до конца!

Сообщение о Евгении Родионове (рассказывает заранее подготовленный ученик)

Пограничник Евгений Родионов так же, как и герои повести «Тарас Бульба», стоял за свою Родину и веру до конца! Молодой парень попал в плен в феврале 1996 года. Он бы мог остаться в живых, но в том случае, если бы снял нательный крестик и назвал себя мусульманином. «Сними Крест! Аллахом клянемся, жить будешь!» - требовали боевики. Евгений остался предан Православной вере и своей Родине, за что был мученически обезглавлен Казнь состоялась в праздник Вознесения Господня в день рождения солдата – ему исполнилось 19 лет. Сейчас воин Евгений Родионов прославлен как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской Епархии в лике мучеников и в честь него заложен храм в Ханкале

9. Заключительно слово учителя

Ребята, спасибо за урок! Я надеюсь, вы вырастите настоящими патриотами, потому что… (Учитель указывает на эпиграф к уроку, его зачитывают дети)

- … человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

Пусть в вашей груди всегда бьется горячее сердце. А завершить урок я бы хотела стихотворением Константина Симонова (Учитель читает наизусть стихотворение, на экране - фрагмент «Казнь Тараса Бульбы» фильма «Тарас Бульба»)

К концу уже близок геройский рассказ.

Багровое солнце висит над степями.

В дыму задыхается старый Тарас,

Прикрученный к дубу тройными цепями.

Мы вспомним Тараса и песню споем,

Как пули свистели в клубящемся прахе,

Как трое танкистов сгорели живьем,

Не сдавшись в неволю на Киевском шляхе,

Мы шапки над павшими снимем не раз.

С отцами бывало и с нами бывает…

Горит над стремниною старый Тарас,

И пламя седые усы обвивает.

10. Домашнее задание (на экране) Анализ эпизода «Остап убивает Андрия» (по плану, в тетради)

Заключение

Важнейшую роль в воспитательном процессе современной школы играет формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма. Эта работа имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

Применение данной методической разработки на уроках литературы дает отличные результаты. Учащиеся не просто рассуждают об отвлеченных понятиях патриотизма и героизма, но и видят, как эти качества проявляются в деле. Увидеть истинных патриотов и людей, преданных своей вере и культуре, учащиеся могут не только в образах героев повести Гоголя, но и среди реальных людей. Этому способствует осуществление метапредметных связей (рассказ об Евгении Родионове).

Открытый урок «Патриотизм и героизм в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» был проведен в 7 классе МБОУ «Токурская СОШ». Получены положительные результаты. Это можно увидеть по ответам на вопрос рефлексии: «Зачем нужно читать и изучать повесть «Тарас Бульба»?

«Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», потому что она учит быть настоящим патриотом и Человеком с большой буквы».

«Прочитай повесть «Тарас Бульба», чтобы увидеть настоящих патриотов и героев. Пусть они всегда будут для тебя примером самоотверженности и мужества, ведь ты будущий мужчина».

«Прочитай «Тараса Бульбу», чтобы знать, как жить и ради чего нужно жить и можно умереть».

«Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», чтобы знать, кто такой настоящий патриот и самому быть им».

Разработка данного урока может быть полезна любому учителю литературы, который стремится не только учить, но и воспитывать.

Список использованной литературы и источников

  1. Ерохина Е.Л. Анализ произведений русской литературы. 7 класс. ФГОС / Е.Л. Ерохина. – М.: Издательство «Экзамен», 2017 год. – 158, с.
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 400 с. – (В помощь школьному учителю).
  3. Гоголь Н.В. Тарас Бульба / А.С.Пушкин // СПб.: Азбука, 2015. – 320 с. – ил.
  4. Симонов К.М. Стихи о войне / К.М.Симонов//М.: Эксмо, 2010. – 336 с.
  5. Алабугина Ю.В. Школьный толковый словарь русского языка: более 5000 слов / Ю.В. Алабугина, Е.Е.Зорина. – М.: АСТ, 2013. – 512 с.
  6. https://www.pravda.ru/society/fashion/couture/07-01-2003/34229-rodionov-0/
  7. http://www.pravoslavie.ru/46670.html
  8. https://rutube.ru/video/1eea0f949c89f4cc1ccf07dc1ac8dcc7/

Приложение 1

Эпизоды для работы с текстом

Глава IX (отрывок для работы первой группы)

Тарас уже видел то по движенью и шуму в городе и расторопно хлопотал, строил, раздавал приказы и наказы, уставил в три таборы курени, обнесши их возами в виде крепостей, -- род битвы, в которой бывали непобедимы запорожцы; двум куреням повелел забраться в засаду: убил часть поля острыми кольями, изломанным оружием, обломками копьев, чтобы при случае нагнать туда неприятельскую конницу. И когда все было сделано как нужно, сказал речь козакам, не для того, чтобы ободрить и освежить их, -- знал, что и без того крепки они духом, -- а просто самому хотелось высказать все, что было на сердце.

Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь -- и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, -- видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, -- любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а... -- сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: -- Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, -- так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!

Отрывок для работы второй группы

И уж так-то рубились они! И наплечники и зерцала погнулись у обоих от ударов. Разрубил на нем вражий лях железную рубашку, достав лезвеем самого тела: зачервонела козацкая рубашка. Но не поглядел на то Шило, а замахнулся всей жилистой рукою (тяжела была коренастая рука) и оглушил его внезапно по голове. Разлетелась медная шапка, зашатался и грянулся лях, а Шило принялся рубить и крестить оглушенного. Не добивай, козак, врага, а лучше поворотись назад! Не поворотился козак назад, и тут же один из слуг убитого хватил его ножом в шею. Поворотился Шило и уж достал было смельчака, но он пропал в пороховом дыме. Со всех сторон поднялось хлопанье из самопалов. Пошатнулся Шило и почуял, что рана была смертельна. Упал он, наложил руку на свою рану и сказал, обратившись к товарищам: "Прощайте, паныбратья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!" И зажмурил ослабшие свои очи, и вынеслась козацкая душа из сурового тела. А там уже выезжал Задорожний с своими, ломил ряды куренной Вертыхвист и выступал Балаган.

А что, паны? -- сказал Тарас, перекликнувшись с куренными. -- Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли козаки?

Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще козацкая сила; еще не гнутся казаки!

И наперли сильно козаки: совсем смешали все ряды. Низкорослый полковник ударил сбор и велел выкинуть восемь малеванных знамен, чтобы собрать своих, рассыпавшихся далеко по всему полю. Все бежали ляхи к знаменам; но не успели они еще выстроиться, как уже куренной атаман Кукубенко ударил вновь с своими незамайковцами в середину и напал прямо на толстопузого полковника. Не выдержал полковник и, поворотив коня, пустился вскачь; а Кукубенко далеко гнал его через все поле, не дав ему соединиться с полком. Завидев то с бокового куреня, Степан Гуска пустился ему навпереймы, с арканом в руке, всю пригнувши голову к лошадиной шее, и, улучивши время, с одного раза накинул аркан ему на шею. Весь побагровел полковник, ухватясь за веревку обеими руками и силясь разорвать ее, но уже дюжий размах вогнал ему в самый живот гибельную пику. Там и остался он, пригвожденный к земле. Но несдобровать и Гуске! Не успели оглянуться козаки, как уже увидели Степана Гуску, поднятого на четыре копья. Только и успел-сказать бедняк: "Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!" И там же испустил дух свой.

Отрывок для работы третьей группы

Так и оторопел Тарас, когда увидел, что это был Андрий. (…) Не вытерпел Тарас и закричал: "Как?.. Своих?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?.." Но Андрий не различал, кто пред ним был, свои или другие какие; ничего не видел он. Кудри, кудри он видел, длинные, длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею, и плечи, и все, что создано для безумных поцелуев.

"Эй, хлопьята! заманите мне только его к лесу, заманите мне только его!" -- кричал Тарас. И вызвалось тот же час тридцать быстрейших козаков заманить его. (…) Разогнался на коне Андрий и чуть было уже не настигнул Голокопытенка, как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня. Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен...

Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.

Ну, что ж теперь мы будем делать? -- сказал Тарас, смотря прямо ему в очи.

Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.

Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

Андрий был безответен.

Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! -- сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев -- это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.

Чем бы не козак был? -- сказал Тарас, -- и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!

Глава XI (отрывок для четвертой работы)

Толпа вдруг зашумела, и со всех сторон раздались голоса: "Ведут... ведут!.. козаки!.."

Они шли с открытыми головами, с длинными чубами; бороды у них были отпущены. Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию; их платья из дорогого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутьями; они не глядели и не кланялись народу. Впереди всех шел Остап.

Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце? Он глядел на него из толпы и не проронил ни одного движения его. Они приблизились уже к лобному месту. Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко:

Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!

После этого он приблизился к эшафоту.

Добре, сынку, добре! -- сказал тихо Бульба и уставил в землю свою седую голову.

Палач сдернул с него ветхие лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и... Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душою, не чуя человечества. Напрасно некоторые, немногие, бывшие исключениями из века, являлись противниками сих ужасных мер. Напрасно король и многие рыцари, просветленные умом и душой, представляли, что подобная жестокость наказаний может только разжечь мщение козацкой нации. Но власть короля и умных мнений была ничто перед беспорядком и дерзкой волею государственных магнатов, которые своею необдуманностью, непостижимым отсутствием всякой дальновидности, детским самолюбием и ничтожною гордостью превратили сейм в сатиру на правление. Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, -- ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его. Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: "Добре, сынку, добре!"

Но когда подвели его к последним смертным мукам, -- казалось, как будто стала подаваться его сила. И повел он очами вокруг себя: боже, всё неведомые, всё чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

Батько! где ты! Слышишь ли ты?

Слышу! -- раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул.

Приложение № 2

«Бланк заказа» для работы с текстом

Бланк заказа №

Заказ

Ответ

Выпол-

нено

В чем мы видим патриотизм героев (слова, поступки)?

Как показан героизм – высшая степень патриотизма?

Какие языковые средства использует писатель, чтобы передать патриотизм и героизм героев?

Приложение 3

Для динамической паузы

  1. Приезд сыновей Бульбы домой.
  2. Едут в Запорожскую Сечи.
  3. Жизнь казаков на Сечи.
  4. Известия о гетьманщине. Запорожцы уезжают из Сечи.
  5. Андрий помогает красивой полячке.
  6. Переход Андрия на сторону поляков.
  7. Подмога приходит в польский город. Бульба узнает о предательстве Андрия. Битва заканчивается поражением поляков.
  8. Разделение казаков. Речь Бульбы о товариществе.
  9. Битва. Тарас убивает Андрия. Остап попадает в плен.
  10. Бульба едет к Янкелю, чтобы он привез его в Польшу к Остапу.
  11. Казнь Остапа.
  12. Гибель Тараса Бульбы.

«Тара́с Бу́льба» - повесть Николая Васильевича Гоголя, входит в цикл «Миргород» События книги происходят в среде запорожских казаков, в первой половине XVII века

Основные этапы сюжета : экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

В центре внимания писателя эпоха национально-освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К точности писатель не стремился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульбе» хронологических данных. Тарас Бульба был коренным «казаком», жившим в Украине. В те далёкие времена Украина была захвачена польскими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жители Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Образ народа-воина в повести неразрывно связан с образом народа-труженика. «Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, - всё это было ему по плечу». Писатель не прибегает ни к каким средствам приукрашивания, смягчения, затушевывания особенностей эпохи, суровости и грубости войны. Гоголь рисует всё величие и героику народной освободительной войны и целиком, безоговорочно присоединяется к народу. Гоголь взял историю украинского народа в момент её высокого подъема, в такую минуту, когда, - подобно тому, как это бывает и в решающие минуты жизни человека, - проверяется весь характер народа.
Описание героев:

Образ Тараса Бульбы: тяжелый характер, об этом свидетельствует: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. После приезда сыновей Остапа и Андрия он решает отвести их в Сечь. Образ Тараса проникнут высокой, суровой и нежной поэзией отцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для всех казаков, доверивших ему командование над ними. И самая казнь Андрия для Тараса - исполнение долга отца. Тарас Бульба - один из наиболее сильных и цельных трагических характеров в мировой литературе. Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбы за свободу народа. Тарас Бульба предстает как старый казачий полковник.

Образ Остапа.
Внешность, портрет:
«...два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».
Характер: «Остап считался всегда одним из лучших товарищей.... никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей... был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки... был прямодушен с равными... имел доброту...»
Образ Андрия.
Внешность, портрет:
«. ..два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».

Характер: «Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые... чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания». Обладал тяжелым и сильным характером.

Особенности жанра - повесть. Изображая события в повести, раскрывая характеры героев, описывая природу, Н. В. Гоголь использует различные художественно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, которые делают характеризуемые предметы яркими, неповторимыми, оригинальными. Например, изображая запорожскую степь, писатель использует такие эпитеты: «девственная пустыня» , «зелено-золотой океан» , «серебряно-розовый свет» . При описании осады города Дубно в повести встречаются такие метафоры и сравнения: «грянули с валу картечью» , «медные шапки сияли, как солнца, оперенные белыми, как лебедь, перьями» . Показывая смерть Остапа, Н. В. Гоголь использует такие сравнения и эпитеты: «выносил терзания и пытки, как исполин» , «ужасный хряск» , «ветхие лохмотья».

Чтение наизусть стихотворения о родной природе одного из поэтов XX века (на выбор). Особенности стихотворной речи. Стих Бориса Пастернака «июль».

Стихотворение «Июль», относящееся к пейзажной лирике , было написано Борисом Пастернаком в 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого.

Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно описывает месяц, знаменующий середину лета. Основная идея заключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью и свежестью этого летнего месяца.Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя – июль.Ведущим изобразительным и поэтическим средством в создании образа июля выступают развернутые олицетворения – именно они позволяют одухотворить летний месяц, создать его «очеловеченный» образ. Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой, и дачником-отпускником. «Очеловеченность» июля усиливается употреблением просторечных слов (одёжа, обтерши ) и нарочито разговорной лексики (таскающий, растрепа ). У весельчака-июля человеческий характер: он «везде болтается некстати» , громко разговаривает,«мешается во все дела» . Разнообразие ипостасей «приезжего жильца» передает всю гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта. Автор с удовольствием уступает пространство – «целый дом» - своему гостю, подвижному и непредсказуемому озорнику-июлю, с легкостью нарушающему общепринятые скучные правила.

Билет №6

1.Тема взаимоотношений помещиков и крестьян в цикле рассказов И.С.Тургенева « Записки охотника» (на примере одного произведения: « Бирюк», « Бежин луг» и др.).

В рассказе «Бежин луг» Тургенев одним из первых русских писателей реалистически нарисовал крестьянских детей.

Всей совокупностью своих крестьянских образов Тургенев утверждал, что в его стране существуют не только «мертвые души» помещичье-крепостнической России, но и «живые души» простого русского народа.

В «Записках охотника» главенствуют три темы: жизнь крестьян, жизнь помещиков и духовный мир образованного сословия.

В рассказе «Бирюк» больше затрагивается тема не помещиков и крестьян,а проблема крестьян и крестьян,их отношение к друг другу.

Главного героя все боятся, опасаются, недолюбливают.А он ведь просто выполняет свою работу и как раз это его стремление, добросовестно сделать работу не нравится людям.Бирюк такой же крепостной крестьянин, как и все,и ему так же не легко,ведь у него есть дочка и маленький сынок,а его жена сбежала оставив их одних.Не смотря на кажущуюся черствость и жестокость,Бирюк на самом деле добрый и справедливый.

Этот текст выделяет несколько проблем:

1. Проблема крепостного права, уродующего человека, который вынужден нарушить или права собственности, или законы человеколюбия. Это центральная проблема, из которой вытекают все остальные. Связана с образом Бирюка. Пожалеет Бирюк крестьян, вырубающих деревья.

2. Проблема человека, строго выполняющего свой служебный долг. Связана с образом главного героя. Человек, который строго выполняет все предписанные ему обязанности, становится изгоем, его не любят (даже ненавидят) и боятся. Кстати, реального Бирюка – был такой лесник в имении матери Тургенева – крестьяне убили в лесу.

3. Проблема взаимоотношения этого человека с другими людьми. Тесна связана со второй проблемой.

4. Проблема строгого следования своим жизненным позициям и причины, которые побуждают от этих позиций отступить. Жизненная позиция Бирюка: человек должен выполнять вменённые ему обязанности (– Должность свою справляю, – отвечал он угрюмо, – даром господский хлеб есть не приходится). Но человеколюбие побеждает – Бирюк отпускает крестьянина тогда, когда на это никто уже не надеется.

2.Чтение наизусть стихотворения поэта-песенника (на выбор). Личное восприятие произведения. Булат Окуджава советский поэт, литератор, прозаик и автор более 200 авторских песен и эстрадных написанных на собственные стихи. Он один из ярких представителей авторских песен 80-х 50-х годов
«по смоленской дороге»

История создания: однажды Булат О. вместе с М. отправились в поход по смоленской дороги, ехали в машине зимой. У них была гитара и пока они ехали тогда и сочинили, но стихи появились позже. Тема: дорога разлука с любимым человеком, общая интонация грустная печальная. Встречаются песенные особенности: повторы слов, художественно выразительные средства сравнение +пример

По Смоленской дороге - леса, леса, леса.По Смоленской дороге - столбы, столбы, столбы.Над дорогой Смоленскою, как твои глаза, -Две вечерних звезды, голубых моих судьбы. По Смоленской дороге - метель в лицо, в лицо.Всё нас из дому гонят дела, дела, дела.Может, будь понадёжнее рук твоих кольцо -Покороче б, наверно, дорога мне легла. По Смоленской дороге - леса, леса, леса.По Смоленской дороге - столбы гудят, гудят.На дорогу Смоленскую, как твои глаза,Две холодных звезды голубых глядят, глядят.

Лучшие статьи по теме