Для школьников и родителей
  • Главная
  • Из бумаги
  • II. Знакомство с понятием «Риторика. Приемы управления вниманием аудитории Как работать над устным выступлением

II. Знакомство с понятием «Риторика. Приемы управления вниманием аудитории Как работать над устным выступлением

и для вас. Если выступающий с интересом для себя рас­ сказывает или читает и аудитория это почувствует, то и слушателям будет интересно.

Кроме того, постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а бы­ ла одна главная мысль, которой подчинены все осталь­ ные. Тогда слушатели будут догадываться, в чём вы хо­ тите их убедить, и будут с интересом слушать и ждать, как вы в конце сформулируете вашу основную мысль.

201. Подготовьте краткий рассказ об истории вашего края (города, местности). Выберите из него наиболее интересные факты. Постройте на их основе небольшое выступление по плану:

1. Обращение к слушателям.

2. Определение темы и цели выступления.

3. Изложение наиболее ярких фактов истории края (города).

4. Эмоциональное заключение, обращённое к слушателям.

202. Спишите. Проверьте по словарю. О Составьте с выделен­ ными словами предложения. Каким членом предложения яв­

ляется каждое из этих слов?

здания современной арх. .тектуры, р. .ставрировать ста­ ринную картину, симв..л дружбы, т. .ржестве. .ая ора­ торская речь, р..торика, научная лаборатория, компью­ терный класс.

Вопросы для повторения

1. Какой член предложения называется подлежащим? Какой член предложения называется сказуемым?

2. Назовите основные способы выражения подлежащего. Приве­ дите примеры.

3. Какие виды сказуемых вы знаете? Как в каждом из них выра­

и сказуемым.

5. На какие группы делятся второстепенные члены? Расскажите о каждом второстепенном члене. Приведите примеры.

6. Чем отличаются согласованные определения от несогласован­ ных?

7. Расскажите о приложениях, выраженных собственными наиме­ нованиями, и о постановке дефиса при приложениях.

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

20. Основные группы односоставных предложений

В двусоставных предложениях грамматическая ос­ нова состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого. Оба эти члена необходимы для понима­ ния смысла предложения. В односоставных предложе­ ниях грамматическая основа состоит из одного глав­ ного члена (подлежащего или сказуемого).

По форме главного члена односоставные предложения делятся на две основные группы: 1) с главным членом - сказуемым, 2) с главным членом - подлежащим. Срав­ ните, например: Вечереет. Морозит и Вечер. Мороз.

Как и двусоставные, односоставные предложения могут быть нераспространёнными и распространённы­ ми; сравните, например: Морозит и С утра морозит;

Вечер и Тихий вечер.

203. Прочитайте. Укажите односоставные предложения. Какие это предложения - распространённые или нераспространённые? Подлежащим или сказуемым является в них главный член? О Спишите, обозначая грамматическую основу предложений.

1) На п..ревале караван зад..ржался. 2) Т..нуло ве­

черней прохладой. 3) Присаживаемся к костру. 4) Гус­ той туман. Изморось. 5) Ветер гон..т с гор дождь.

(По Г. Федосееву.)

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ - СКАЗУЕМЫМ

21. Предложения определённо-личные

204. Прочитайте. Найдите двусоставные предложения, затем од­ носоставные с главным членом - сказуемым. Укажите наклоне­ ние, время, лицо глаголов-сказуемых в этих предложениях.

та. Ты, Валя, поедешь со мной? 4) Бежим скорей оде­ ваться! 5) Ребята, не опаздывайте на занятия!

пример: 1) Люблю грозу в начале мая. (Тютч.) 2) Ухо­ дим завтра в море. (Чуркин.) 3) Не из Москвы ли

будешь? (М. Г.) 4) Чему смеётесь? Над собой сме­ ётесь! (Г.) 5) Выберите себе книгу по вкусу. 6) Пой­

дёмте в сад. Давайте поработаем.

Определённо-личные предложения выражают дейст­ вие говорящего (Читаю книгу) или собеседника (Всё ещё читаешь? ), а также побуждение к действию со­ беседника (Читай книгу).

205. Прочитайте. Найдите определённо-личные предложения. Укажите, чем выражен в них главный член. Выпишите опре- делённо-личные предложения. Обозначьте в них сказуемое.

1) Завтра иду с р..дистом и проводником в горы.

2) Мы с Павлом отб..раем из своего имущества только самое необходимое. 3) Через два часа снов.. буду гово­ рить с врач. .м. 4) С чего день нач. .нать будем? 5) Д. .вай сегодня осмотрим северные склоны. 6) Почему (н..) идёшь отдыхать? 7) (Н..) забудь сегодня сообщить в штаб о собы­ тиях вчерашнего дня. 8) Прощаясь, я долго жму его руку.

(По Г. Федосееву.)

206. Прочитайте. Найдите определённо-личные предложения и скажите, какой формой глагола выражено в них сказуемое. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обо­ значьте сказуемое в определённо-личных предложениях.

1) Люблю тебя Петра творенье люблю твой строгий

стройный вид | 2) Красуйся град Петров и стой неколе­ бимо как Россия | 3) Была ужасная пора об ней свежо воспом. .нанье... Об ней друзья мои для вас начну своё повествованье | 4) Мой друг отчизне посв..тим души прекрасные порывы j 5) Расскажу тебе сказку которую

в ребячестве рассказывала мне старая калмычка | 6) Ска­ жи братец какую девушку держишь ты у себя под кара­ улом | Покажи (ка) мне её j 7) Потом обратился он [Пу­ гачёв] к Марье Ивановне и сказал ей ласково | Выходи красная девица; дарую тебе волю | 8) Когда лошади тро­ нулись то он [Пугачёв] ещё раз высунулся из кибитки и закричал мне j Прощай ваше благородие [ Авось, уви­ димся когда-нибудь j (А. С. Пушкин.)

207. Прочитайте, заменяя неопределённую форму сначала гла­ голами в форме 1-го лица множественного числа, потом глаго­ лами в форме повелительного наклонения. Запишите. О В ка­ ких случаях предложение выражает требование, а в каких - приглашение к совместному действию?

1) (Познакомиться) с новым комплексом гимнасти­ ческих упражнений. 2) (Встать) в одну шеренгу. 3) (При­ готовиться) к ходьбе на месте. 4) (Поднять) руки вверх.

5) (Повторить) это упражнение. 6) Немного (отдохнуть).

208. Прочитайте текст об учёном-языковеде. Составьте его план. К какому стилю вы отнесёте этот текст? Найдите харак­ терные для этого стиля слова и выражения. Расскажите о на­ учной деятельности А. А. Шахматова. О Объясните значение выделенного слова, подберите к нему синонимы.

Алексей Александрович Шахматов

глубокий интерес к проблемам язы­ кознания. Ещё учась в гимназии, он принимал участие в научных диспу­ тах. Тогда же была опубликована

его первая статья. Многогранны научные интересы язы­ коведа. А. А. Шахматов занимался историей и диалек­ тологией русского и других славянских языков. Он воз­

В. В. Виноградова, «впервые собран колоссальный мате­ риал, характеризующий поразительное разнообразие син­ таксических конструкций современного русского языка». А. А. Шахматов первым в истории нашей науки выде­ лил типы односоставных предложений и описал особен­ ности их строения, разработал классификацию непол­ ных предложений. Многие синтаксические идеи Шахма­ това до сих пор не потеряли своей актуальности.

209. Спишите, ставя глаголы, заключённые в скобки, в форме множественного числа повелительного наклонения. Что вы­ ражают здесь определённо-личные предложения? О Расска­ жите о правописании глаголов в форме повелительного накло­ нения.

Отталкивание от опоры - необходимое условие дви­ жения. Но всегда(ли) бывает так? (Взять) в руки тяжё­ лую палку. (Встать) на лёд. (Бросить) палку вперёд. Что произойдёт? Вы покатитесь3 назад. Но ведь вы и не думали3 отталкива(т, ть)ся ногой ото льда. Мы рассмот­ рели3 явление отдачи. (По JI. Д. Ландау, А. И. Китайгород­ скому.)

22. Предложения неопределённо-личные

210. Прочитайте. Найдите односоставные предложения с глав­ ным членом - сказуемым. Укажите, в каких формах употреб­ лены в этих предложениях глаголы-сказуемые.

Жители села готовятся к

деревнях

и сёлах готовятся к севу.

2) Садовники

окапывают

окапывают

Агрономы

всхожесть

На опытном

рили всхожесть семян.

II. 1) В дверь кто-то стучит.- В дверь стучат. 2) По­

дойди к телефону, тебе снова звонит приятель.- Подой­ ди к телефону. Тебе звонят.

Н е о п р е д е л ё н н о - л и ч н ы е п р е д л о ж е н и я - это односоставные предложения со сказуемым - гла­ голом в форме 3-го лица множественного числа в на-

стоящем и будущем времени и в форме множественно­ го числа в прошедшем времени, например: 1) Что но­ венького в газете пишут? (Шол.) 2) В дверь посту­ чались. (JI. Т.) В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят.

П р и м е ч а н и е. Неопределённо-личные и определённо-личные предложения могут иметь значение о б о б щ ё н н о г о лица, т. е. указывать на то, что действие производится всеми, лю­ бым лицом, например: 1) Цыплят по осени считают (т. е.

все должны поступать так, это справедливо для любого лица); 2) Бездонную бочку водой не наполнишь (т. е. никто не смо­

жет этого сделать); 3) Каких только птиц не увидишь в ве­ сеннем лесу! (М.-С.) (т. е. все могут увидеть).

Особенно часто это значение имеют сказуемые, выраженные глаголом в форме 2-го лица единственного числа. Многие по­ словицы представляют собой такие предложения, например:

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

211. Прочитайте и скажите, в каких формах употреблены в не­ определённо-личных предложениях глаголы-сказуемые.

1) В палате ещё долго вспоминали его рассказы. (Ю. Герм.) 2) На балконе соседней дачи зажгли свет. (Пауст.) 3) Ведут ко мне коня. (П.) 4) Выступление на­ шего хора будут транслировать по радио. 5) По газонам не ходят. 6) У нас не курят.

212. Переделайте двусоставные предложения в синонимич­ ные односоставные неопределённо-личные. Что вы для этого сделали? Как изменился смысл предложений? О Подберите си­ ноним к выделенному слову.

О б р а з е ц. В доме шумят дети.- В доме шумят.

1) На площади строители возводят здание нового театра. 2) В зоопарк полярники прислали двух белых медведей. 3) На этом предприятии рабочие собирают компьютеры. 4) В институте научные сотрудники прове­ дут ряд экспериментов. 5) Кто-то тронул меня за плечо, и я проснулся, б) Вечером почтальон принёс нам теле­ грамму. 7) Знакомые пригласили нас в театр.

компьютер

эксперимент

экспериментйровать

213. Переделайте неопределённо-личные предложения в двусо­ ставные. Как изменится значение предложения?

1) Я спешу. Меня ждут. 2) Не беспокойтесь: нас

214. Составьте неопределённо-личные предложения с глагола­ ми звонить, стучать, передавать, звать, употребляя их

в форме настоящего или прошедшего времени.

215. Прочитайте. Укажите тип предложения и форму глагола-ска­ зуемого. Спишите. О Вспомните и запишите три пословицы со сказуемым - глаголом в форме 2-го лица.

1) Умную голову поч..тают (с)молоду. 2) Дело сло­ вом (не) замен, .шь. 3) После дела за советом (не) ходят.

4) Стой за правду горой. 5) (С)начал., подумай, потом говори. 6) Соловья баснями (не) кормят.

(Пословицы.)

216. Прочитайте. Укажите, какие из данных предложений про­ стые, какие - сложные. Спишите, обозначая в каждом предло­ жении его грамматическую основу и расставляя пропущенные запятые. Какие типы односоставных предложений встретились в упражнении? О На чём основано разграничение частиц не и ни?

I. 1) По дороге зеркально блестящей мимо отчего еду

крыльца. (Твард.)

понеслись

вот в..езжаем

площадь. (Андреев.) 3) В самом начал., месяца

утр..ники. Помн..те? (Пауст.) 4) Большая была

когда р..ступились последние деревья.

го себе (н..)хочешь того и другим (н..)делай. (Поел.)

Как волка (н..)корми он всё в лес смотрит. (Поел.)

написано пером того (н. .)вырубишь топором. (Поел.)

1) На братских могилах (н..)ставят

вы на них не рыдают. К ним кто-то приносит

и вечный огонь зажигает. 2) Я (н..)люблю

когда я трушу и (н..)терплю когда (н..)вин..ых бьют.

Я (н..)люблю когда мне лезут в душу... 4) Спит

спокойно под

цветами но

когда находят

(В. Высоцкий.)

217. Сравните предложения. Чем они различаются? Определи­ те тип односоставных предложений. Ответ аргументируйте.

1) На уроки не опаздывай.- На уроки не опаздывают.

звонка. 4) В этом магазине продаются книги. - В этом магазине продают книги. 5) На фабрике делаются иг­ рушки.- На фабрике делают игрушки.

218. Спишите, заменяя глаголы в форме 1-го лица глаголами в форме 2-го лица. В каком случае (до или после переделки) характер повествования является более обобщённым (читатель как бы сам участвует в изображаемом)?

На место рыбалки я обычно приезжаю (за)ран..е. Но­ чую у зн..комых. Утром просыпаюсь в чистой комнат.,

паю. Потом вст..ю. Пр..цепляю на спину рюкзак. Про­ щаюсь с гост. .пр. .имными хозяевами. (Не) терпеливо шагаю к густым камыш..вым зар..слям.

219. Прочитайте. Найдите односоставные предложения, опре­ делите их тип. Объясните, с какой целью употребляет автор односоставные предложения.

На стене висит охотничье ружьё.

Бывает так: посмотришь на ружьё и что-то вспомнишь. И потекут мысли в прошлое. Всплывают в памяти мягкие вечера в августовском лесу, окружающем осоковое озеро, утренние зори весны, ласковая осень с золотисто-жёлтым ковром листьев или бодрый, как юность, беззаботно-весё­ лый солнечный зимний день первой пороши. Многое вспо­ минается. И везде ты проходишь не один. Кто-то встаёт в

ешь. Слушаешь дыхание родных просторов, слушаешь и биение своего сердца, и тот же крик журавлей, вернув­ шихся снова. (По Г. Троепольскому.)

220. Прочитайте начало рассказа. Подумайте, как его можно продолжить. Используйте при этом, где нужно для оживле­ ния повествования, предложения с обобщённым значением.

Воскресенье мы стараемся провести интересно. Вы­ ходного дня ждёшь с нетерпением. Так было и на про­ шлой неделе...

23. Безличные предложения

221. Прочитайте. Найдите грамматическую основу в предло­ жениях двусоставных и односоставных. Укажите в односостав­ ных предложениях формы глаголов-сказуемых. Придумайте предложения с безличными глаголами рассветать, знобить, нездоровиться в формах настоящего и прошедшего времени.

1) Вечереет.- Наступает вечер. 2) С утра был мороз - С утра морозило. 3) Мне хочется спать.- Я хочу спать.

щем времени или в форме среднего рода в прошедшем времени, например: 1) Уже совсем стемнело. (Т.) 2) Скоро светать будет. (М. Г.) 3) На дворе было тихо. (Л. Т.)

Сказуемое в безличном предложении выражается

следующими способами:

Простое глагольное

1) Безличным глаголом

Вечерами

работалось

Составное

П р и м е ч а н и е. П р и категории состояния и кратком причас­ тии в прошедшем и будущем времени употребляется глагол-

связка быть в безличной форме: Приятно было с вами по­

ют о различных состояниях природы или людей и жи­ вотных, например: 1) На улице холодно и 2) Мне холодно. В последнем случае в предложении обычно бывает дополнение в форме дательного падежа, ука­ зывающее, кто именно испытывает то или иное со­ стояние.

222. Составьте план этого параграфа.

223. Прочитайте. Найдите безличные предложения, укажите

в них форму глагола-сказуемого. О Какие ещё односоставные предложения встретились в упражнении?

1) Светало. Снежное поле с застывшими волнами

наста вдруг порозовело от холодного солнца. (В. Бел.) 2) Темнеет. Наступает предпраздничный вечер. (Бун.)

Борьба с утомлением внимания – важная задача, о которой не должен забывать оратор, продумывая структуру и содержание своей речи. Выступающему необходимо знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей:

    прямое требование внимания от слушателей;

    обращение к слушателям с неожиданным вопросом;

    риторический вопрос – не предполагающий ответа;

  • вопросно-ответный прием. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, т. к. он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

    оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т. п.

Заключение . Заключение – это логическое и эмоциональное завершение всей речи.

    заключение должно быть запоминающимся, деловым и вместе с тем обобщающим содержание речи;

    прекрасно воспринимается заключение, в котором эмоционально и образно еще раз подчеркивается цель устного выступления;

    какова бы ни была тема выступления, завершить его всегда необходимо на позитивной ноте.

Требования к речи выступающего

    Доходчивость речи.

Умение сказать просто, доходчиво о сложном – большое искусство и нелегкий труд. Есть афоризм: «Легкое дело – тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжелое дело».

Залогом успеха является – глубокое знание выступающим предмета речи.

Добиться доходчивости речи – это прежде всего говорить на языке аудитории.

    Правильность речи – соответствие литературным нормам ударения, произношения, словоупотребления, образования грамматических форм, построения синтаксических конструкций – обязательное условие публичной речи.

    Говорить кратко, живо и просто – неотъемлемое требование к публичной речи.

Говорить кратко – большое искусство, и оно не приходит само собой. Надо научиться сокращать тексты, отсеивать лишнее, ненужное.

Хорошую помощь оратору оказывает неоднократное повторение тех или иных мест будущего выступления, каждый раз во все более сжатом виде.

    Говорить, размышляя! Хороший оратор творит свое слово во время речи. Именно в этом случае размышляет вместе с выступающим и аудитория. О таких выступающих говорят: видно, что он думает и говорит, говорит и думает.

Манера «размышления» – одна из самых продуктивных в публичной практике.

    Эмоциональность речи – залог ораторского успеха.

«Мысль входит вратами чувств» – говорили древние.

Как же добиться эмоциональности?

    говорить о том, что волнует людей;

    видеть то, о чем говоришь;

Если оратор, работая над своим выступлением, не видит за словами того, о чем он думает и пишет, то и слушатель ничего за ними не увидит. Но если он хорошо видит то, о чем будет говорить, то даже самые простые слова вызывают у слушателя те мысли, чувства и состояния, какие оратор хотел ему передать;

    вовлекать слушателей в речь, следует употреблением выражения: «Мы с вами неоднократно обсуждали…», «Мы согласились с тем, что… », «Мы пришли к выводу…», «Подведем итоги» и т. д.;

    использовать богатство интонаций;

    самому испытывать те эмоции, которые хотел бы возбудить у слушателей. Оратору следует постоянно помнить: чтобы зажечь людей, надо гореть самому, проявлять заинтересованность к тому, о чем говоришь;

    использовать жесты, позу, мимику.

Урок направлен на развитие у учащихся информационной и коммуникативной компетенций (получать информацию из разных источников, обрабатывать и представлять её, строить монологическое высказывание на предложенную тему, соблюдая нормы русского литературного языка, владеть аудиторией в ходе выступления). Урок воспитывает любовь к малой родине, её истории. Представленный материал содержит конспект урока, образцы работ учащихся, презентацию урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать.

Цицерон

Цели урока:

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к истории малой родины, чувство осознания себя гражданином страны, способным принять деятельное участие в её развитии и преобразовании; воспитывать интерес учащихся к предмету, осознание его нужности в повседневной жизни; способствовать воспитанию свободной личности, самостоятельно выбирающей тему высказывания, источник информации.


Образовательные : формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций (развитие умений получать информацию из разных информационных источников, обрабатывать и представлять её, точно и логично строить монологическое высказывание на предложенную тему, обогащать словарный запас); формирование навыков исследовательской деятельности.

Развивающие : развитие универсальных учебных действий: умения работать с различными информационными ресурсами, умения получать, обрабатывать и представлять необходимую информацию, строить монологическое высказывание на предложенную тему,

Практические (практикоориентированные ): ориентировать учащихся на использование полученных знаний и умений на других уроках гуманитарного цикла, в практической деятельности, в разных жизненных ситуациях и дальнейшей жизни (в частности, уметь ярко и выразительно выступать перед слушателями, владеть аудиторией, подчинять высказывание основной мысли, логично и точно выстраивать высказывание, соблюдая нормы русского литературного языка)

Ход урока

1.Объявление темы урока.

2.Повторение пройденного на прошлом уроке

Памятка (На экране)

Как работать над устным выступлением

Необходимо определить тему, цель, название выступления с учётом состава слушателей и обстановки; составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал.

Выбрать источник получения необходимой информации (Интернет-ресурсы, книжные источники). При подготовке целесообразно использовать беглый просмотр, выборочное чтение, углублённое чтение, делать дословные выписки, составлять конспекты и т.д.

После подбора материала к выступлению пишут либо его полный текст, либо конспект, тезисы, план.

Репетиция – необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить на технику произношения, мимику, жесты, владение собственным голосом (темп, сила, высота голоса в зависимости от содержания речи; дикция, умение делать паузы, позволяющие расставлять смысловые акценты, облегчать дыхание).

Необходимо проанализировать своё выступление, чтобы учесть его положительные и отрицательные стороны.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв о важнейших признаках хорошей публичной речи

(Д.С. Лихачёв - советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН).

Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обращайте внимание на свой язык.

Говорите правильно, точно и экономно.

Чтобы выступление было занимательным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Если выступающий с увлечением рассказывает или читает и аудитория это почувствует, то и слушателям будет интересно.

Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а была одна главная мысль, которой подчинены все остальные .

2.Вовлечение учащихся в процесс постановки целей урока.

Ребята, как вы думаете, для чего нам нужно знать историю родного края?

(воспитательные цели)

Чему мы учились, готовясь к сегодняшнему публичному выступлению?

(образовательные и развивающие цели урока)

Как вы думаете, какие из умений и когда могут пригодиться в дальнейшей жизни?

(практические)

3.Коллективное обсуждение возможных критериев для оценки публичных выступлений (сотрудничество с учащимися)

Учитель : Сегодня нам предстоит прослушать подготовленные публичные выступления об истории нашего края, оценить не только свои выступления, но и выступления одноклассников. Чтобы нам быть максимально объективными, необходимо создать критерии оценки.

Что такое «критерии»? Уточним лексическое значение слова в толковом словаре.

«Критерий – мерило оценки, суждения»

Итак, какие критерии будут, по вашему мнению, самыми значимыми? (учитываются предложения учащихся, учитель помогает расположить предлагаемые критерии по степени значимости, создавая план на экране мультимедийного проектора)

В результате беседы с учащимися на экране появляется запись

Критерии оценки публичного выступления

  1. Было ли удачным обращение к слушателям? Определена ли тема и цель выступления?
  2. Интересна ли тема самому выступающему и слушателям?
  3. Отобраны ли наиболее яркие факты из истории родного края для развития темы?
  4. Сделано ли эмоциональное заключение, обращённое к слушателям?
  5. Была ли грамотной речь выступающего?
  6. Умеет ли он владеть собственным голосом? (темп, сила, высота голоса в зависимости от содержания речи; дикция, умение делать паузы, позволяющие расставлять смысловые акценты, облегчать дыхание;
  7. Мимика, жесты выступающего.

4. Выступления учащихся, оценка каждым своего выступления.

Педагогическое оценивание (по шкале от 3 до 5) с учётом мнения самих учащихся

Учащиеся кратко оценивают своё выступление, поясняя, что получилось более удачно и над чем нужно ещё потрудиться.

Учитель, учитывая мнение одноклассников, выставляет оценку в журнал за подготовленное выступление.

5. Итоги урока. Саморефлексия

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Подсказки для составления предложений:

За урок я ….

Материал урока….

Урок мне показался…

Я научился…

Приложение 1. Примеры выступлений учащихся

Приложение 2. Фотографии к выступлениям (Презентация урока на CD)

Стрелецкий мост в Ефремове

Ребята, наш город Ефремов был основан в далёком 1637 году, в 2013 ему исполнилось 376 лет. Сколько интересного и таинственного для нас произошло за 3 с половиной столетия!

Сегодня я хочу рассказать вам о том, как появился Стрелецкий мост на реке Красивая Меча. В 1779 году был утверждён новый план застройки Ефремова. В нём предусматривалось выселение из Стрелецкой, Пушкарской, Иноземной слобод города однодворцев (служивших людей, которые охраняли южную границу Московского государства от набегов татар).

К началу 90-х годов 17 века большая часть жителей переселилась на правый берег реки красивая Меча, образовав там деревни, которые существуют и сегодня. Переехавшие на новое место жительства однодворцы Стрелецкой слободы продолжали числиться за приходом Николаевской церкви Ефремова. После того как началась реконструкция города по новому плану, эта церковь была перенесена на новое место (нынешний перекрёсток улиц Комсомольской и Горького). Жители Стрелецкой слободы стали ходатайствовать о том, чтобы их деревню соединили с приходской церковью проезжей дорогой и мостом через реку Красивая Меча.

Правители города и купечество приняли решение ходатайствовать перед вышестоящим начальством о строительстве моста.

Казна на его возведение выделила необходимые средства. Однако сооружению подъездной дороги мешала Соборная церковь, стоящая на пути. Работы по этой причине были приостановлены. Возобновились они лишь после того, как старый деревянный собор разобрали, а новый кирпичный храм возвели на другом месте. Это было в 1795 году. После такого поворота событий дорогу и мост через реку Красивая Меча построили очень быстро.

По архивным документам в 1800 году мост через реку уже числился в официальных бумагах. В его строительстве большое участие принимали жители деревни Стрельцы. Мост назван был Казённым, а значительно позже его стали называть Стрелецким.

Ребята, сегодня я рассказала лишь об одной странице истории нашего города, а сколько ещё предстоит узнать! Мы родились в ефремовском крае. Чтобы ещё больше любить свою родину и ценить всё, что сделали люди до нас, мы должны знать историю родных мест.

Поверьте, вы узнаете много интересного!

(Максимова Анна, 8 класс)

Ефремов в годы войны

Дорогие ребята! Вы знаете, что 22 июня 1941 года – самая страшная дата в истории нашего народа. В этот день началась Великая Отечественная война. Не обошла она стороной и наш город Ефремов. Вот об этом я сегодня хочу рассказать подробнее, потому что мы должны помнить, какой ценой досталась победа нашим землякам.

22 ноября 1941 года в город Ефремов ворвались фашисты. Город словно обезлюдел. По улицам ходили немецкие патрули, слышался гул моторов, скрежет танков. Раздавались частые пулемётные очереди и разрывы артиллерийских снарядов. Линия фронта проходила рядом, за рекой Красивая Меча. На жителей Ефремова выпала тяжёлая доля – пережить тяжёлые дни фашистской оккупации. Хозяйничали немцы в городе недолго. Своими зверствами они не испугали жителей. Ефремовцы не склонили свои головы перед фашистскими захватчиками.

6 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой. 8 декабря перешло в наступление правое крыло юго-западного фронта. Третья армия в составе: 283-ей, 137-ой, 6-ой гвардейских дивизий, 52-ой кавдивизии, 150-ой и 121-ой танковых бригад подготовила наступление в общем направлении на Ефремов и Медвёдки.

Рано утром 12 декабря части третьей армии стали наступать. К исходу 12 декабря 1941 года они окружили в районе деревни Медовой под Ефремовым полк 293-ей пехотной дивизии противника и уничтожили его. 13 декабря 1941года город Ефремов был полностью освобождён от фашистов.

22 дня хозяйничали гитлеровцы в Ефремове, следы их зверств и насилий можно было встретить на каждом шагу.
Среди наших земляков было 11 Героев Советского Союза.

На всех братских могилах города Ефремов установлены мемориальные доски, на которых начертаны имена воинов, погибших защищая Ефремовскую землю, а ниже надпись: «Вечная слава героям, павшим за Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945годов.

На Тульском шоссе, у въезда в город Ефремов в 1968году возведён курган Славы. Там захоронено 17 человек, выявлено фамилий – 3. На 12 метров возвышается Курган бессмертия над землёй. У подножия его горит вечный огонь, зажжённый от вечного огня с могилы Неизвестного солдата города Москвы. Курган бессмертия напоминает нам о том грозном времени, когда горела Ефремовская земля и гибли люди, защищая её от фашистских захватчиков.
Рядом с Курганом бессмертия установлен в 1970 году памятник – «Танк» в честь танкистов 150-ой танковой бригады, участвовавших в освобождении г. Ефремова. В Ефремовской земле покоится прах более 1090 воинов, которые отдали свои жизни за Ефремовский край. Выявлено 730 фамилий.

Ребята, мы не должны забывать о том, какой ценой досталась победа в Великой Отечественной Войне, на обелиске павшим воинам в нашей деревне Медвёдки около 200 имён солдат, не вернувшихся в родные места. Среди них – наши прадеды. Помните о них!

Использованы Интернет- материалы «Ефремов. Сайт о городе: Стрелецкий мост; Ефремов в годы Великой Отечественной войны, автор Игорь Чемоданов».

Учителем использованы текстовые элементы презентации «Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории родного края», автор – Наталия Ромашина (портал готовых презентаций, русский язык).

МКОУ «Медвёдская средняя общеобразовательная школа №17»

Урок развития речи по русскому языку в 8 классе

«Публичное выступление об истории родного края»

Антонова Н.Н.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Публичное выступление об истории своего края Презентация урока развития речи. Русский язык. 8 класс Учитель Антонова Н.Н. МКОУ «Медвёдская СОШ №17» Ефремовского района Тульской области

Цели урока Цели урока: Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к истории малой родины, чувство осознания себя гражданином страны, способным принять деятельное участие в её развитии и преобразовании; воспитывать интерес учащихся к предмету, осознание его нужности в повседневной жизни; способствовать воспитанию свободной личности, самостоятельно выбирающей тему высказывания, источник информации. Образовательные: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций (развитие умений получать информацию из разных информационных источников, обрабатывать и представлять её, точно и логично строить монологическое высказывание на предложенную тему, обогащать словарный запас); формирование навыков исследовательской деятельности. Развивающие: развитие универсальных учебных действий: умения работать с различными информационными ресурсами, умения получать, обрабатывать и представлять необходимую информацию, строить монологическое высказывание на предложенную тему, Практические (практикоориентированные): ориентировать учащихся на использование полученных знаний и умений на других уроках гуманитарного цикла, в практической деятельности, в разных жизненных ситуациях и дальнейшей жизни (в частности, уметь ярко и выразительно выступать перед слушателями, владеть аудиторией, подчинять высказывание основной мысли, логично и точно выстраивать высказывание, соблюдая нормы русского литературного языка)

Ход урока 1.Объявление темы урока. 2.Повторение пройденного на прошлом уроке Памятка Как работать над устным выступлением Необходимо определить тему, цель, название выступления с учётом состава слушателей и обстановки; составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал. Выбрать источник получения необходимой информации (Интернет-ресурсы, книжные источники). При подготовке целесообразно использовать беглый просмотр, выборочное чтение, углублённое чтение, делать дословные выписки, составлять конспекты и т.д. После подбора материала к выступлению пишут либо его полный текст, либо конспект, тезисы, план. Репетиция – необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить на технику произношения, мимику, жесты, владение собственным голосом (темп, сила, высота голоса в зависимости от содержания речи; дикция, умение делать паузы, позволяющие расставлять смысловые акценты, облегчать дыхание). Необходимо проанализировать своё выступление, чтобы учесть его положительные и отрицательные стороны.

Д.С. Лихачёв о важнейших признаках хорошей публичной речи Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Чтобы выступление было занимательным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Если выступающий с увлечением рассказывает или читает и аудитория это почувствует, то и слушателям будет интересно. Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а была одна главная мысль, которой подчинены все остальные. (Д.С. Лихачёв - советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН).

Этапы урока 2.Вовлечение учащихся в процесс постановки целей урока. -Ребята, как вы думаете, для чего нам нужно знать историю родного края? (воспитательные цели) -Чему мы учились, готовясь к сегодняшнему публичному выступлению? (образовательные и развивающие цели урока) -Как вы думаете, какие из умений и когда могут пригодиться в дальнейшей жизни? (практические) 3.Коллективное обсуждение возможных критериев для оценки публичных выступлений (сотрудничество с учащимися) Учитель: Сегодня нам предстоит прослушать подготовленные публичные выступления об истории нашего края, оценить не только свои выступления, но и выступления одноклассников. Чтобы нам быть максимально объективными, необходимо создать критерии оценки. Что такое «критерии»? Уточним лексическое значение слова в толковом словаре. «Критерий – мерило оценки, суждения» Итак, какие критерии будут, по вашему мнению, самыми значимыми? (учитываются предложения учащихся, учитель помогает расположить предлагаемые критерии по степени значимости, создавая план на экране мультимедийного проектора) В результате беседы с учащимися на экране появляется запись (см. слайд №6)

4. Выступления учащихся, оценка каждым своего выступления. Критерии оценки публичного выступления Было ли удачным обращение к слушателям? Определена ли тема и цель выступления? Интересна ли тема самому выступающему и слушателям? Отобраны ли наиболее яркие факты из истории родного края для развития темы? Сделано ли эмоциональное заключение, обращённое к слушателям? Была ли грамотной речь выступающего? Умеет ли он владеть собственным голосом? (темп, сила, высота голоса в зависимости от содержания речи; дикция, умение делать паузы, позволяющие расставлять смысловые акценты, облегчать дыхание) Мимика, жесты выступающего.

Этапы урока Педагогическое оценивание (по шкале от 3 до 5) с учётом мнения самих учащихся Учащиеся кратко оценивают своё выступление, поясняя, что получилось более удачно и над чем нужно ещё потрудиться. Учитель, учитывая мнение одноклассников, выставляет оценку в журнал за подготовленное выступление. 5. Итоги урока. Саморефлексия Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Подсказки для составления предложений: За урок я …. Материал урока…. Урок мне показался… Я научился…

Приложение 1. Примеры выступления учащихся Стрелецкий мост в Ефремове Ребята, наш город Ефремов был основан в далёком 1637 году, в 2013 ему исполнилось 376 лет. Сколько интересного и таинственного для нас произошло за 3 с половиной столетия! Сегодня я хочу рассказать вам о том, как появился Стрелецкий мост на реке Красивая Меча. В 1779 году был утверждён новый план застройки Ефремова. В нём предусматривалось выселение из Стрелецкой, Пушкарской, Иноземной слобод города однодворцев (служивших людей, которые охраняли южную границу Московского государства от набегов татар). К началу 90-х годов 17 века большая часть жителей переселилась на правый берег реки красивая Меча, образовав там деревни, которые существуют и сегодня. Переехавшие на новое место жительства однодворцы Стрелецкой слободы продолжали числиться за приходом Николаевской церкви Ефремова. После того как началась реконструкция города по новому плану, эта церковь была перенесена на новое место (нынешний перекрёсток улиц Комсомольской и Горького). Жители Стрелецкой слободы стали ходатайствовать о том, чтобы их деревню соединили с приходской церковью проезжей дорогой и мостом через реку Красивая Меча. Правители города и купечество приняли решение ходатайствовать перед вышестоящим начальством о строительстве моста. Казна на его возведение выделила необходимые средства. Однако сооружению подъездной дороги мешала Соборная церковь, стоящая на пути. Работы по этой причине были приостановлены. Возобновились они лишь после того, как старый деревянный собор разобрали, а новый кирпичный храм возвели на другом месте. Это было в 1795 году. После такого поворота событий дорогу и мост через реку Красивая Меча построили очень быстро. По архивным документам в 1800 году мост через реку уже числился в официальных бумагах. В его строительстве большое участие принимали жители деревни Стрельцы. Мост назван был Казённым, а значительно позже его стали называть Стрелецким. Ребята, сегодня я рассказала лишь об одной странице истории нашего города, а сколько ещё предстоит узнать! Мы родились в ефремовском крае. Чтобы ещё больше любить свою родину и ценить всё, что сделали люди до нас, мы должны знать историю родных мест. Поверьте, вы узнаете много интересного! (Максимова Анна, 8 класс)

Приложение 1. Примеры выступления учащихся Ефремов в годы войны Дорогие ребята! Вы знаете, что 22 июня 1941 года – самая страшная дата в истории нашего народа. В этот день началась Великая Отечественная война. Не обошла она стороной и наш город Ефремов. Вот об этом я сегодня хочу рассказать подробнее, потому что мы должны помнить, какой ценой досталась победа нашим землякам. 22 ноября 1941 года в город Ефремов ворвались фашисты. Город словно обезлюдел. По улицам ходили немецкие патрули, слышался гул моторов, скрежет танков. Раздавались частые пулемётные очереди и разрывы артиллерийских снарядов. Линия фронта проходила рядом, за рекой Красивая Меча. На жителей Ефремова выпала тяжёлая доля – пережить тяжёлые дни фашистской оккупации. Хозяйничали немцы в городе недолго. Своими зверствами они не испугали жителей. Ефремовцы не склонили свои головы перед фашистскими захватчиками. 6 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой. 8 декабря перешло в наступление правое крыло юго-западного фронта. Третья армия в составе: 283-ей, 137-ой, 6-ой гвардейских дивизий, 52-ой кавдивизии, 150-ой и 121-ой танковых бригад подготовила наступление в общем направлении на Ефремов и Медвёдки. Рано утром 12 декабря части третьей армии стали наступать. К исходу 12 декабря 1941 года они окружили в районе деревни Медовой под Ефремовым полк 293-ей пехотной дивизии противника и уничтожили его. 13 декабря 1941года город Ефремов был полностью освобождён от фашистов. 22 дня хозяйничали гитлеровцы в Ефремове, следы их зверств и насилий можно было встретить на каждом шагу. Среди наших земляков было 11 Героев Советского Союза. На всех братских могилах города Ефремов установлены мемориальные доски, на которых начертаны имена воинов, погибших защищая Ефремовскую землю, а ниже надпись: «Вечная слава героям, павшим за Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945годов. На Тульском шоссе, у въезда в город Ефремов в 1968году возведён курган Славы. Там захоронено 17 человек, выявлено фамилий – 3. На 12 метров возвышается Курган бессмертия над землёй. У подножия его горит вечный огонь, зажжённый от вечного огня с могилы Неизвестного солдата города Москвы. Курган бессмертия напоминает нам о том грозном времени, когда горела Ефремовская земля и гибли люди, защищая её от фашистских захватчиков. Рядом с Курганом бессмертия установлен в 1970 году памятник – «Танк» в честь танкистов 150-ой танковой бригады, участвовавших в освобождении г. Ефремова. В Ефремовской земле покоится прах более 1090 воинов, которые отдали свои жизни за Ефремовский край. Выявлено 730 фамилий. Ребята, мы не должны забывать о том, какой ценой досталась победа в Великой Отечественной Войне, на обелиске павшим воинам в нашей деревне Медвёдки около 200 имён солдат, не вернувшихся в родные места. Среди них – наши прадеды. Помните о них! Малыгин Никита, 8 класс

Строительство Стрелецкого моста Приложение к выступлению Максимовой Анны

Стрелецкий мост сегодня Приложение к выступлению Максимовой Анны

Курган бессмертия. Вечный огонь. Приложение к выступлению Малыгина Никиты

Приложение к выступлению Малыгина Никиты Рядом с Курганом бессмертия установлен в 1970 году памятник – «Танк» в честь танкистов 150-ой танковой бригады, участвовавших в освобождении г. Ефремова.

Использованные материалы Использованы Интернет- материалы: «Ефремов. Сайт о городе»: Стрелецкий мост; Ефремов в годы Великой Отечественной войны, автор Игорь Чемоданов». Учителем использованы текстовые элементы презентации «Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории родного края», автор – Наталия Ромашина (портал готовых презентаций Prezentacii.com , русский язык).


С. Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: "Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих". Это высказывание можно считать справедливым по отношению ко многим выступающим. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей невозможно.

Именно поэтому существует проблема "образа оратора". Много пишут и говорят о "личности оратора", о том, что от него требуется, каким он должен быть (эрудиция, культура и т.д.). Но мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей. Он может выступать в роли лидера или трибуна, в роли человека, как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и т.д. Это вопрос стратегии.

И здесь, прежде всего, важно помнить о видах внимания аудитории. В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание возникает всякий раз, когда:

  • 1) человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него;
  • 2) в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям;
  • 3) действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель.

Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает "само" и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.

Сосредоточиваясь на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, слушатели организуют произвольное внимание. Произвольное внимание возникает при выполнении обязательной, но неинтересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет.

Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением, это - проявление послепроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться весьма долго (пример - ораторы древности, которых слушали по 5-6 часов).

Очень важно обращение к слушателю. Многие испытывают затруднение, как именно обратиться к слушателям. Если раньше обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, со множественным перечислением присутствующих, то сейчас ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стало проще, без прикрас, более деловым.

Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. Обращение, по возможности, должно учитывать состав слушателей: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.

Довольно часто употребляемое обращение "уважаемые присутствующие" достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вывод о том, что слушатели всего лишь "присутствующие". Обращение не обязательно в начале речи, его можно использовать в любой ее части. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.

Обращение всегда служит для поддержания контакта со слушателями, причем, чтобы его правильно употребить, нужны еще некоторый опыт и своего рода тонкое чутье.

Кроме того, очень важна настроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни недооценки, ни переоценки ее. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей (специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и т.д.). Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо труднее.

К сожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.

Так, Гамильтон говорил: "Настройся на своих слушателей. Подумай о том, что больше привлекает их внимание, что они хотели бы услышать, что у них вызывает приятные воспоминания, и намекни на вещи, которые они знают ".

Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его.

Каковы эти люди, которые меня слушают? Что они думают, что они чувствуют, что они знают, что хотели бы услышать и что я должен им сказать? То, что я хочу сказать, будет ново для слушателя или же я ломлюсь в открытую дверь?

Поучителен анекдот о добропорядочном гражданине, который однажды захотел почитать умную книгу. И попала ему в руки книга И. Канта "Критика чистого разума ". Через три минуты он захлопнул книгу и подумал, качая головой: "Дружище Кант, мне бы твои заботы!" Оратор тоже может оказаться в положении Канта.

Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому.

Обычно вступление способно захватить и увлечь слушателей. Но как сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления, чтобы, как справедливо замечал О. Эрист, "избежать ситуации, когда четверть слушателей занята "перевариванием" содержания выступления, а три четверти борются со сном"?

Важнейшее условие поддержания внимания к выступлению - его содержательность, т.е. новая. Неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

Изложение должно быть доступным, необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный опыт.

Никогда не следует забывать следующее: многие люди слышат именно то, что хотят услышать. Прав был Квинтилиан, когда говорил: "То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу человека".

Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом наступает заинтересованная тишина.

Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Жесты, идущие "от сердца", усиливают эффект речи, делают ее более выразительной. Помогают убедить слушателей.

Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: "Что делать со своими руками?", "Как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения?" Но лучше вопрос сформулировать по-другому: "Как руки могут мне помочь?".

Нельзя руки держать в карманах, это говорит о плохих манерах. К тому же, держа руки в карманах, вы не сможете научиться пользоваться ими. Пользуйтесь руками, чтобы создать образы своих друзей.

По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться. Но попробуйте во время выступления держать руки "по швам", забыв о жесте, и Вы сразу же ощутите "деревянную" сухость голоса, скованность мыслей.

Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и естественные, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных жестов не существует, есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.

  • 1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жестикуляция ниже пояса часто имеет значение неуверенности, неудачи, растерянности.
  • 2. Локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета.
  • 3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное - начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.

Жесты - первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.

Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: "Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка".

Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать. В речи необходимы паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос. Нужно помнить, что человек активно может слушать в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт.

О. Эрнст советует применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий. Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам.

Чем сложнее выступление, тем больше усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Классическим приемом, с помощью которого можно снять эмоциональную напряженность, является юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха интеллекта.

Однако чувство юмора - природный дар. И если оно не развито, надо хотя бы это осознавать. Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешит сам себя. Более безопасны в этом смысле юмористические зарисовки - парадоксальные примеры, забавные истории из жизни великих людей, исторические анекдоты и т.п. Впрочем, их тоже нужно уметь рассказывать.

Например, характеризуя особенности формального общения, лектор привел историю из жизни Марка Твена, большого любителя подшутить. Как-то раз писатель опоздал на званый ужин. Извинился перед присутствующими и виноватым тоном продолжал: "Я просто вынужден был забежать к моей тетушке и задушить ее". Его выслушали с любезными улыбками и стали утешать: "Ну, ничего, не стоит так оправдываться".

Однако, прибегая к шутке, не следует забывать того, что в свое время Д.И. Писарев сказал: "Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью - тогда начинается умственное распутство".

Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. "Глаза не только "слушают" * они и "отвечают", - замечает Р. Хофф. Если почувствуется непонимание или равнодушие в ответном взгляде, есть возможность спасти положение, пояснив сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое.

Если контакт установлен с какой-то частью зала, по закону эмоционального заражения он охватывает всех. А контакт без взгляда не устанавливается. "Ваши глаза должны помочь в претворении в жизнь главной цели: ваши мысли должны достичь слушателей, ваши глаза должны соединиться с глазами слушателей, как твердое рукопожатие друзей", - советует Ф. Снелл.

Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать. Цицерон Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. …Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят. Я.Козловский «Слово»








Что такое правильная речь? Оратор должен обладать высокой культурой речи. Для этого необходимо знание норм литературного языка и умение выбирать точные, доходчивые и наиболее уместные средства для выражения мысли. Нормы языка – это общепринятые в речи образованных людей правила произношения, словоупотребления, грамматики. Речевые (стилистические) ошибки допускаются в результате нарушения нормы в ударении и произношении, неверного выбора слова или его формы и ошибочного построения синтаксической конструкции. При выборе слова следует учитывать его значение, сочетаемость слова с другими словами и другие особенности. В ораторской речи рекомендуется придерживаться книжных, а не разговорных форм.


Этапы подготовки речи С античных времен в риторике принято выделять пятиступенчатую схему этапов подготовки речи: С античных времен в риторике принято выделять пятиступенчатую схему этапов подготовки речи: Инвенция -- изобретение Диспозиция -- расположение Элокуция -- выражение Меморио -- запоминание Акцио -- произношение


Владение собственным голосом Выступающий должен чутко относиться к звучащему слову. Смысловое восприятие речи зависит от её темпа, силы, высоты. Оратор достигает большого эффекта, меняя темп, силу, высоту своего голоса в зависимости от содержания речи, то есть избегая монотонности. Выступающий с речью должен обладать хорошей дикцией, то есть произносить слова чётко и ясно. Опытный оратор уделяет большое внимание паузам: они позволяют делать определённые смысловые акценты, облегчают дыхание.


Этап изобретения (инвенция) Выступающий должен: определить Цель и вид речи; выявить Уровень подготовки и деятельность свои и слушателей; отобрать информацию для раскрытия темы, выделить наиболее значимое для сообщения; решить, Писать ли текст выступления?


Этап расположения (диспозиция) Выступающий должен: Составить план; выписать к пунктам плана цифры, цитаты, примеры; продумать, какие будут Вступление, основная часть выступления, заключение; определить переходы от одной части к другой; решить, какие Приемы изложения и объяснения материала будут использоваться.






Этап произнесения (акцио) На этапе произнесения оратор должен: Установить и поддерживать контакты с аудиторией; знать психологию слушателей; обратить внимание на жесты, мимику, внешний вид говорящего; продумать Способы борьбы со страхом и волнением; проанализировать удачные и неудачные Выступления других ораторов;


Как работать над устным выступлением Речь должна тщательно готовиться: необходимо определить тему, цель, название выступления с учётом состава слушателей и обстановки. Затем составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал. Работая над книжными источниками, нужно использовать беглый просмотр, выборочное чтение, углублённое чтение, делать дословные выписки, составлять конспекты и т.д. После подбора материала к выступлению пишут либо его полный текст, либо конспект, тезисы, либо план. Репетиция – необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить на технику произношения, мимику, жесты. Необходимо проанализировать своё выступление, чтобы учесть его положительные и отрицательные стороны.




Дмитрий Сергеевич Лихачёв о важнейших признаках хорошей публичной речи Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Чтобы выступление было занимательным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Если выступающий с увлечением рассказывает или читает и аудитория это почувствует, то и слушателям будет интересно. Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а была одна главная мысль, которой подчинены все остальные.


Практикум по риторическим фигурам и тропам 1. Какие риторические фигуры и тропы используются в высказываниях? Слово это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы: оно должно подымать за собой известную тяжесть. И только по тому, сколько оно захватывает и подымает за собой чужого настроения, мы оцениваем его значение и силу... Тогда художественные способности растут, оживляются, крепнут. Замкнутые в изолированном самоудовлетворении, они все утончаются, теряют силу и жизненность, хиреют или обращаются на односторонние, исключительные настроения, чисто экзотического характера. (В. Г. Короленко)


2. Какие риторические фигуры и тропы используются в высказываниях? 2. Какие риторические фигуры и тропы используются в высказываниях? Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие возвышенно, а средние с умеренностью. (Цицерон)




Практикум по видам и родам красноречия 3. Определите, к какому роду и виду красноречия относится текст. Обоснуйте свою точку зрения. 3. Определите, к какому роду и виду красноречия относится текст. Обоснуйте свою точку зрения. В будущем, которое мы стремимся освободить от тревог и опасений, перед нами открывается мир, построенный на основе четырех неотъемлемых свобод человека. Первая из них свобода слова где бы то ни было на свете. Вторая свобода религиозных культов везде и всюду на свете. Третья свобода от нужды, которая, согласно принятым во всем мире понятиям, означает взаимопонимание в сфере экономических отношений, обеспечивающее для каждого государства мирную зажиточную жизнь его граждан всюду на свете. Четвертая свобода это свобода от страха, которая, говоря теми же словами, означает сокращение во всем мире вооружений в такой степени, в такой полной мере, что ни одно государство не будет в состоянии совершить акт агрессии против любого своего соседа нигде на свете. В будущем, которое мы стремимся освободить от тревог и опасений, перед нами открывается мир, построенный на основе четырех неотъемлемых свобод человека. Первая из них свобода слова где бы то ни было на свете. Вторая свобода религиозных культов везде и всюду на свете. Третья свобода от нужды, которая, согласно принятым во всем мире понятиям, означает взаимопонимание в сфере экономических отношений, обеспечивающее для каждого государства мирную зажиточную жизнь его граждан всюду на свете. Четвертая свобода это свобода от страха, которая, говоря теми же словами, означает сокращение во всем мире вооружений в такой степени, в такой полной мере, что ни одно государство не будет в состоянии совершить акт агрессии против любого своего соседа нигде на свете. Франклин Д. Рузвельт О. О четырех свободах. Франклин Д. Рузвельт О. О четырех свободах.


Определите, к какому роду и виду красноречия относится текст. Обоснуйте свою точку зрения. На этом торжественном собрании считаю своим приятным долгом еще раз выразить благодарность Шведской Королевской академии, присудившей мне Нобелевскую премию. На этом торжественном собрании считаю своим приятным долгом еще раз выразить благодарность Шведской Королевской академии, присудившей мне Нобелевскую премию. Я уже имел возможность публично свидетельствовать, что это вызывает у меня чувство удовлетворения не только как международное признание моих профессиональных заслуг и особенностей, присущих мне как литератору. Я горжусь тем, что эта премия присуждена писателю русскому, советскому. Я представляю здесь большой отряд писателей моей родины. Я уже имел возможность публично свидетельствовать, что это вызывает у меня чувство удовлетворения не только как международное признание моих профессиональных заслуг и особенностей, присущих мне как литератору. Я горжусь тем, что эта премия присуждена писателю русскому, советскому. Я представляю здесь большой отряд писателей моей родины. Я уже высказал также удовлетворение и тем, что эта премия является косвенно еще одним утверждением жанра романа. Нередко за последнее время приходилось слышать и читать, по совести говоря, удивлявшие меня выступления, в которых форма романа объявлялась устаревшей, не отвечающей требованиям современности. Между тем именно роман дает возможность наиболее плотно охватывать мир действительности и спроецировать на изображении свое отношение к ней, к ее жгучим проблемам, отношение своих единомышленников. Роман, так сказать, наиболее предрасполагает к глубокому познанию окружающей нас огромной жизни, а не к попыткам представить свое маленькое "я" центром мироздания. Этот жанр по природе своей представляет самый широкий плацдарм для художника-реалиста. Я уже высказал также удовлетворение и тем, что эта премия является косвенно еще одним утверждением жанра романа. Нередко за последнее время приходилось слышать и читать, по совести говоря, удивлявшие меня выступления, в которых форма романа объявлялась устаревшей, не отвечающей требованиям современности. Между тем именно роман дает возможность наиболее плотно охватывать мир действительности и спроецировать на изображении свое отношение к ней, к ее жгучим проблемам, отношение своих единомышленников. Роман, так сказать, наиболее предрасполагает к глубокому познанию окружающей нас огромной жизни, а не к попыткам представить свое маленькое "я" центром мироздания. Этот жанр по природе своей представляет самый широкий плацдарм для художника-реалиста. М.А. Шолохов. Речь по случаю присуждения Нобелевской премии. М.А. Шолохов. Речь по случаю присуждения Нобелевской премии.


Лабораторная работа Подготовьте устное выступление об истории родного края, используя как вербальные, так и невербальные средства воздействия на аудиторию Проведите репетицию выступления перед зеркалом или видеокамерой Проанализируйте собственное выступление, исправьте допущенные ошибки



Лучшие статьи по теме