Для школьников и родителей
  • Главная
  • Из бумаги
  • «Методика преподавания ОПК в начальной школе. Методические приемы и педагогические технологии преподавания модуля ОПК Разнообразие в подходах,три образовательные стратегии

«Методика преподавания ОПК в начальной школе. Методические приемы и педагогические технологии преподавания модуля ОПК Разнообразие в подходах,три образовательные стратегии

Тема: Особенности преподавания предмета «Основы Православной Культуры»

в 4 классе «А» МБОУ «Школа №154»

Слайд 1,2 В новом федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования, в разделе 1.2., сказано: «Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций».

Преподавание знаний о Православии, его систематическое изучение в общеобразовательной школе является неотъемлемой частью полноценного образования.

Какую бы веру ни избрал для себя ученик российской школы, какое бы мировоззрение ни имели его родители, многовековая православная культура остаётся ценнейшим достоянием всех патриотически воспитанных граждан России. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

ОПК – это предмет, который выражается в изучении культуры духовной жизни на примере христианства, его морально-нравственных ценностей. Изучая историю христианства, Православной Церкви, русской православной культуры, связанной непосредственно с христианским духовным опытом, ребенок получит повод подумать о том, в какой стране он живет, каких ценностей придерживались его предки, почему люди, не раздумывая, шли на смерть из-за своих религиозных и духовно-нравственных принципов. А главное он поймет, что есть что-то в жизни еще, кроме еды, сна и удовольствий. Знакомство с духовной культурой не может ограничиться одним предметом. Оно должно проходить единой содержательной линией через такие предметы, как литература, русский язык, история, музыка, изобразительное искусство и т.п.

Учитель начальных классов стоит на самой первой ступеньке духовно-нравственного возрождения нашего народа. Именно мы, учителя, не только на отдельном уроке по «Основам православной культуры», а на всех других уроках, а также во внеурочной каждодневной деятельности, духовно устремляемся к детским сердцам и душам. И дети ждут от нас, взрослых, чтобы мы им показали путь, по которому они смогут строить свою жизнь. Этот путь неразрывно связан с духовной традицией – с основами православной культуры. Знать эти основы обязан каждый учитель, чтобы детям донести правильно, объективно историю Отечества, всесторонне исследовать и преподать творчество гениальных писателей и поэтов.

Слайд 3 Главной целью курса «Основы православной культуры» считаю формирование духовно-нравственной личности через обретение духовного опыта, основанного на традициях Православия.

Слайд 4 Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Установление личных связей ученика с православной культурой. Важно, чтобы христианские ценности стали личными ценностями обучаемого, только при таком внутреннем перестроении взглядов можно добиться хороших результатов.

2. Раскрытие духовных основ отечественной культуры. Отечественная культура насквозь пронизана христианским учением, поскольку в основном русские классики были людьми глубоко верующими. Раскрытие этих основ поможет учащимся с большей легкостью интегрироваться в православную среду.

3. Воспитание патриотических чувств. Православие теснейшим образом связано с патриотизмом, т.к. выполнение долга перед Богом, Родиной и родителями является основополагающим для христианина. Поэтому православное и патриотическое воспитание неотделимо друг от друга.

4. Увлечение детей творческой деятельностью. Через творчество и творение дети учатся познавать Бога, главного Творца этого мира.

Формирование основ православной культуры происходит поэтапно: от подготовки к восприятию православной культуры к поиску скрытых смыслов Библейских сюжетов и догматическому учению Церкви.

Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников основывается на следующих принципах (на слайде 5)

Формы организации духовно-нравственного воспитания разные: интегрированные уроки – ОПК и литература, ОПК и окружающий мир, ОПК и изобразительное искусство, музыка, технология. К основным методам моей работы в данном направлении можно отнести рассказ учителя, работу с иллюстративным, аудио- и видео материалом, с текстами. Ребята выполняют много самостоятельных творческих заданий; с удовольствием посещают храм, умеют и знают как нужно вести себя в храме.

Прежде чем ввести в школе предмет "Основы православной культуры", была проведена определённая подготовительная работа с учащимися и их родителями. Большинство положительных результатов анкетирования меня порадовало. Так как важным критерием введения нового курса является его добровольность.

МОЙ ОПЫТ

Наше знакомство с православной культурой началось гораздо раньше, чем мы с детьми (сегодня 4 класса) начали изучать предмет «Основы православной культуры».

Слайд 6 Еще во 2 классе организовав совместно с родителями экскурсию в Нижегородский Кремль и посетив в её рамках, Михайло-Архангельский собор, я увидела, с каким интересом слушали ребятишки экскурсовода, задавали порой не детские вопросы. И тогда я поняла, что и сама не достаточно знаю о православии, хоть и считаю себя верующим человеком, интересующимся православной культурой. Думаю, именно тогда и появился интерес к изучению этого предмета и у детей, и у меня самой.

Слайд 7 На родительском собрании (это был конец учебного года) я затронула эту тему, показала фотографии ребят в храме. Родители положительно отнеслись к такому направлению, как духовно-нравственное воспитание именно через изучение православной культуры.

Слайд 8 В классе провели фотоконкурс «Православные храмы Нижнего».

Слайд 9,10,11,12 В летние каникулы дети с родителями побывали в разных местах связанных с православными святынями: Дивеево, Муром, Владимир, Суздаль и др. Сама я посетила монастырь на о. Валаам, побывала в Макариевском монастыре, хотелось больше узнать самой и рассказать детям. На классных часах в сентябре дети делились своими впечатлениями: кто-то рассказывал о маленькой церквушке в своей деревне, кто-то побывал в церкви Николая-Чудотворца в Турции. Работали над проектами «Дорога к храму», «Мой ангел хранитель». Последний проект натолкнул меня на мысль побывать в Санкт-Петербурге в часовне Ксении Блаженной, приложиться к мощам, больше узнать о её жизни.

Слайд 13 Приняли участие в городском литературном конкурсе рождественских сказок «Хрустальный олень-2015», ( Слайд 14) городском конкурсе хоров «Рождественская звезда». К светлому празднику Пасхи провели в классе конкурс чтецов «Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес!», приняли участие в школьном конкурсе «Пасхальная открытка». Все эти мероприятия можно рассматривать как подготовительный этап к изучению курса ОПК.

15 С начала этого учебного года мы стали изучать предмет, дети уже достаточно много знают о православии, многие начали знакомство с Детской Библией. Уроки наши не сводятся к чтению учебника и слушанию рассказа учителя, дети сами готовят сообщения и презентации по различным учебным темам, делятся своими знаниями и опытом. Например, Асриян Сусана рассказала об особенностях Армянской церкви, обычаях и праздниках.

16 В октябре посетили храм Святого Пантелеймона в Щербинках II , Печерский Вознесенский мужской монастырь. Приняли участие в общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры «Русский мир в православной культуре» - получили дипломы I и II степени. Родители поддерживают интерес детей к предмету, помогают в подготовке, ведь каждый из них заинтересован в том, чтобы их сын или дочь выросли добрыми, воспитанными, милосердными, духовно-нравственными людьми.

Выводы

Я очень короткое время работаю преподавателем Основ православной культуры, но с уверенностью могу сказать о необходимости этого предмета в школе. К нам в школу приходят дети не просто научиться грамоте, расширить свой кругозор, а понять, для чего им нужны знания, как их можно применить в жизни. Заложить в сердца подрастающего поколения духовные начала – наша прямая обязанность. Когда я готовилась к выступлению, я решила провести опрос учащихся на тему «Как влияет курс ОПК на духовно-нравственное становление их личности». Я предложила учащимся ответить на вопрос (Слайд 17) «Чему вы учитесь на уроках ОРКСЭ?». Подавляющее большинство учащихся в своих ответах говорят о приобретении навыков нравственного поведения:

«учусь добру»

«учусь быть культурным»

«учусь уважать других»

«учусь дружить»

«помогать людям», «быть внимательным и милосердным»

«уважать родителей и старших»

«стараться не совершать плохих поступков»,

«учусь любви и терпению»

Такие ответы детей говорят о том, что уроки ОПК полезны и интересны детям, поставленные задачи решаются, а значит и цель: формирование духовно-нравственной личности через обретение духовного опыта, основанного на традициях Православия - достижима.

18. Закончить свой рассказ я хочу словами русского педагога – христианина Константина Дмитриевича Ушинского : «Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, а в человеке цель воспитания составляет душа. Христианство даёт жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию"

19. Спасибо за внимание

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению методики преподавания основ православной культуры в начальных классах 5
1.1 Основы православной культуры как общеобразовательный предмет 5
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников 9
Глава 2. Особенности методики преподавания предмета «Основы православной культуры» в начальной школе 16
2.1 Анализ УМК по предмету «Основы православной культуры» 16
2.2 Методические принципы преподавания предмета «Основы православной культуры» в начальной школе 19
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Введение

Актуальность исследования курсовой работы определяется тем, что в настоящее время высшие и средние образовательные учреждения переходят на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Кризис ценностных систем в современном обществе, размывание норм морали, значимости институтов семьи осложняют пути личностного самоопределения ребенка. Особенно остро встает вопрос нравственного воспитания российских школьников. Воспитание национальной идентичности школьников, формирование у них нравственных ориентиров жизненного выбора невозможно без знания культуры своей страны. Решение данных задач многие исследователи связывают с обращением школьного образования к историческим истокам российского образования – православной культуре.
Изучение православной культуры в светской школе связано со стремлением помочь ребенку понять общенациональные идеалы и уважать культурные традиции разных конфессиональных и этнических групп. Осваивая ценности своей этнической культуры, учащиеся приобщаются ко всей российской культуре.
Дети младшего школьного возраста имеют свои психолого-педагогические особенности, без учета которых невозможно обучение их основам православной культуры. Младший школьник активно включен в разные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности – учении.
Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.
Изучением особенностей преподавания предмета «Основы православной культуры» в школе занимались такие исследователи, как Г.П. Выжлецов, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Э.С. Маркарян, М.С. Уваров, о. Павел Флоренский и мн.др. Однако до настоящего времени отсутствуют конкретные методики преподавания основ православной культуры в начальных классах, что связано с неопределенностью статуса данного общеобразовательного предмета в системе российского образования.
Объект исследования курсовой работы– православная культура в содержании начального школьного образования.
Предмет исследования курсовой работы – методика преподавания основ православной культуры в начальных классах.
Цель исследования – разработка методических принципов преподавания основ православной культуры в начальных классах.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. рассмотреть «Основы православной культуры» как общеобразовательный предмет;
2. выделить психолого-педагогические особенности младших школь-ников;
3. проанализировать УМК по предмету «Основы православной культуры»;
4. разработать методические принципы преподавания предмета «Основы православной культуры» в начальной школе.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 26.09.1997 г. №125-ФЗ (в ред. от 28.11.2015 г.) «О свободе совести и о религиозных объединениях» [Элек-тронный ресурс] // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2012. – 31 декабря.

Электронные ресурсы:
3. Всем епархиальным преосвященным. Патриарх Московский и всея Руси Алексий [Электронный ресурс] // http://atheismru.narod.ru/atheism/rpc/direct.htm.
4. Журавский А.В. Выступление на международном семинаре «Диалог, толерантность, образование: совместные действия Совета Европы и религиозных конфессий» 22-23 февраля 2006 года [Электронный ресурс] // www.minregion.ru.
5. Концепция включения в новое поколение государственных стандартов среднего образования предмета «Православная культура» [Электронный ресурс] // http://www.patriarchia.ru:12550/db/text/358393.html.
6. Озмитель Е.Е. Православная культура и научные подходы к ее изучению [Электронный ресурс] // www.kurgan.orthodoxy.ru/index.php?option=com.
7. Основы религиозных культур и светской этики. Об учебном курсе [Электронный ресурс] // http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402.
8. «Письмо десяти академиков» [Электронный ресурс] // http://www.novayagazeta.ru/data/2007/kentavr03/00.html.
9. Резолюция BPHC «О преподавании Основ православной культуры в школе» [Электронный ресурс] // http://www.patriarchia.ru/db/text/209473.html.
10. Шестун Г., игумен. Православная культура – культура Право-славной цивилизации [Электронный ресурс] // www.fondiv.ru/articles/1/164.

Научная литература:
11. Балицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
12. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Просвещение, 1993.
13. Бердяев Н.А. Философия свободы. – М.: Олма-Пресс, 2000.
14. Большой толковый словарь русского языка – СПб.: Норинг, 1998. – 1536 с.
15. Бородина А.В. История религиозной культуры: программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. – Изд. 5-е, испр. – М.: Основы православной культуры, 2006. – 64 с.
16. Волков Б.С. Психология младшего школьника: уч. пособие. – М., 2002. – 128 с.
17. Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
18. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
19. Корольков А.А. Русская школа и стратегия духовного просвещения // Педагогика. – 2003. – №5.
20. Кураев А., диакон. Культурология православия: готова ли школа к новому предмету? – М.: Грифон, 2007. – 272 с.
21. Кураев А.В., протодиакон. Основы православной культуры. 4-5 классы: уч. пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
22. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: уч. пособие. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
23. Марсадолова Т.Л. Изучение православной культуры в светской школе: культурологический подход: Дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2011.
24. Мир детства: младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1988. – 272 с.
25. Новикова Н.В. Развитие художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности: Дис. … канд. пед. наук. – , 2011. – 182 с.
26. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
27. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия. – Т. 1. – 1998. – 670 с.
28. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способ-ностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). – : Деловая книга, 2001. – 141 с.
29. Уваров М.С. Богословие и современное гуманитарное образование // Вестник Российского философского общества. – 2003. – №1.
30. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с.
31. Харисова Л.А. Религиозная культура в содержании образования. – М.: Просвещение, 2002. – 336 с.
32. Шевченко Л.Л. Православная культура: уч. пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 1. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2009. – 128 с.
33. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 416 с.
34. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / Под ред. Е.М. Борисовой. – : НПО «МОДЭК», 1998. – 303 с.

Общий объем: 31

Год: 2016

Янушкявичене О. Л.

Когда среди людей, собирающихся преподавать в школе ОПК, заходит разговор о методике преподавания, часто устанавливается благоговейная тишина. Зачастую такие люди являются верующими, желающими послужить «во благо», но неискушенными в педагогике, и им кажется, вот сейчас их научат, сейчас им откроют великие тайны... Конечно, серьезная педагогическая подготовка необходима, нужно знать, как подойти к детям, как общаться с ними, но, наверное, пришло время поговорить и о самих методиках: на что они ориентированы, какое действие оказывают. Нужно, наконец, и о целях наших поразмыслить, а то ведь может оказаться, что под действием методик корабль ОПК поплывет очень быстро, да не туда...

Целью обычных уроков в школе является обучение знаниям и умениям. Для этого методики наработаны. А целью уроков ОПК? Получение знаний о русской православной культуре? Привитие эстетических навыков? Вряд ли... Интуитивно от этого курса хотят чего-то большего. Может быть, нравственность хоть чуть-чуть поднять, может, дать возможность детям о чем-то задуматься, внутренне освободиться от верчения в суете, почувствовать дыхание вечности.

Европейская культура построена на субъект – объектных отношениях. Эти же отношения во многом господствуют и в школе. Учитель - субъект, ребенок – объект. И кажется, целью ОПК является обрисовать, объяснить, показать ученику красоту жизни, построенной на истинном основании, чтобы он был готов исполнить в жизни то, что ему предназначено. Готов, но захочет ли?

Светская педагогика и психология обходят проблему Добра и Зла. Они стараются помочь человеку в его мелких поверхностных проявлениях. Но борьба Добра и зла достигает самой глубины сущности человека, в том числе и ребенка, душа каждого человека – поле битвы. И вот к самому глубокому в человеке и должен быть обращен предмет ОПК, иначе он, в общем-то, не нужен, культурологических и эстетических курсов в школе и так хватает, и ради введения еще одного из них не стоило бы ломать копья. Но как направить ОПК таким образом? Какие из имеющихся методик в этом могут помочь?

Известный психолог Г. С. Абрамова писала (см. 1, стр.184): «Идея духовной помощи соблазнительна как никакая, особенно когда выражается высокими словами». Очень легко в благородном порыве представить себя этаким каменщиком человеческих душ, да еще и вооруженным знаниями, и начать формировать будущих жителей Божьего Царствия (аналогично тому, как когда-то формировали строителей коммунизма), но в этом будет страшное насилие. В онтологической глубине человека живет тайна свободы, и никогда другой человек не может быть объектом воздействия, какие бы высокие цели при этом не ставились. Свобода человека так велика и так страшна, что даже среди учеников Христа был Иуда, не пожелавший ответить на любовь Богочеловека. Нельзя за человека принять решение о том, кто он есть, это было бы страшнее изобретения газовой камеры.

Г. С. Абрамова писала (см. там же): «Духовная помощь отличается от помощи психологической, как сущность человека отличается от проявлений его Я. Духовная помощь может быть понята как помощь в обретении человеком совести, свободы, ответственности, веры и любви к Богу. Насколько она возможна под влиянием другого человека?...Сколько бы психологических теорий не было на свете, они не могут пройти мимо факта духовной работы человека. Чем она может быть вызвана? Какова в ней роль другого человека?»

Есть два пути: можно насаждать идеи и в этом будет насилие, можно стремиться к Идеалу самому. Г. С. Абрамова писала (см. там же): «Работа по созданию идеала обладает бесконечным потенциалом энергии. Вот поэтому человек формирующий – и похож на дрессировщика с кнутом, а человек, созидающий и воплощающий идеал, - похож только на самого себя, ему не нужен кнут (и пряник тоже), он сам оказывает воздействие такого же качества, как свет на тьму».

Последние слова: «Воздействие такого же качества, как свет на тьму», - могут быть смело записаны в цели предмета ОПК, а «человек, созидающий и воплощающий идеал» может попасть в отдел методик.

Недаром Серафим Саровский учил: «Стяжи Дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Конечно, реальные педагоги от святости далеки. Но в педагогике существует принцип: воспитывать становление становлением. Живой поиск живого человека, который живет рядом, которому ты не безразличен, который является твоим другом, который понимает тебя может быть лучше, чем ты сам, который радуется всем твоим успехам и скорбит о твоих падениях, не может не воспитывать. Конечно, такое отношение к воспитуемому является подвигом, но если педагог не готов на такой подвиг, то лучше ему не браться за духовное воспитание, а заняться чем-нибудь другим. Вспомним апостола Иакова, который писал: «не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению. Ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3:1-2).

В христианстве Бог личен. В самой онтологической сущности Святой Троицы лежит понятие Ипостаси. И вот это личностное начало присуще каждому человеку как образу Божию. Поэтому по-настоящему урок по предмету ОПК может быть лишь встречей личностей с личностью. Если человек, сознавая свою немощь, обращен в меру своих сил к Богу, а также к ребенку как образу Божию, то любовь в каждой конкретной ситуации подскажет, как поступить. Главное, помнить, что не ты спасаешь ребенка, а от твоего отношения к нему зависит твое собственное спасение.

2. О некоторых конкретных трудностях

ОПК преподавать трудно и по многим вполне приземленным причинам. По этому предмету не ставится оценка, преподаватель не кричит, не строжится чрезмерно – какой-то несерьезный предмет получается... А в старших классах и того хуже – для поступления в университет он не нужен, так зачем же в наш прагматичный век на него тратить время?

Урок часто спотыкается с первого же шага: на нем нет дисциплины и часто собственно урока нет. Особенно остро проблема отсутствия дисциплины стоит в среднем звене. Опытные преподаватели разработали много методических приемов «борьбы с детьми». Суть их сводится к тому, чтобы детей чем-то занять. Можно раскрашивать карты на тему урока, можно устраивать викторины или решать кроссворды. Но как-то интуитивно чувствуется, что такие занятия не могут быть целью урока, а лишь вспомогательным средством. Их можно сравнить с костылями, необходимыми, когда урок хромает. О том, какую форму урока можно считать желательной, я выскажу свое личное мнение.

Начну с воспоминаний. Господь призвал меня в советское время. Тогда весь мир вокруг, включая мужа и его родственников, был против моей веры. У меня было двое совсем маленьких детей, и вот только им я могла рассказывать о Боге. И получилось так, что мы стали единомышленниками в своей устремленности к Богу, у нас была своя тайна, которой мир не знал, и которой мир был враждебен. Мы были и до сих пор остаемся друзьями, и сердцевиной нашей дружбы является любовь к Богу.

Думаю, что идеал урока по ОПК – урок, на котором ученики и учитель ощущают себя единомышленниками, устремленными к поиску Истины. Конечно, такое бывает не всегда, но если бывает, это оставляет след на всю жизнь.

Хочется предупредить еще об одной опасности. На обычном уроке педагог «выше» своих учеников, он дает им знания, которыми он обладает, а они нет. На уроке ОПК такого неравенства быть не может. Да, может быть, дети, которые сидят в классе, не ходят в церковь, может быть, они не постятся и не молятся по утрам, но Господь ведь оценивает сердечную глубину и чистоту, и мы не знаем, какой будет Его оценка. Мы, педагоги, по своему духовному уровню очень далеки от уровня апостола Павла или других святых, устами которых говорил Бог, мы, смея говорить о Боге, должны непрестанно взывать как мытарь: «Боже, Будь милостив мне грешному!». Мы не можем «возвышаться» над детьми, единственное, что мы можем – это вместе с ними искать Бога.

3. Возрастная классификация уровней восприятия морали Кольберга.

Перед тем, как дать некоторые конкретные методические советы по преподаванию ОПК, постараемся дать некоторую характеристику состояния детей в различном возрасте. Наиболее интересна для наших целей возрастная классификация развития восприятия морали.

Рассмотрим концепцию Кольберга. Кольберг выделял три уровня развития морали ребенка, каждый из которых имел две стадии.

I. Доконвенционный моральный уровень.

Первая стадия – ориентация на наказание и послушание.

Вторая стадия – наивная гедонистическая ориентация.

II. Конвенционный моральный уровень.

Третья стадия – ориентация хорошей девочки\хорошего мальчика.

Четвертая стадия – ориентация поддержания социального порядка.

III. Послеконвенционный моральный уровень.

Пятая стадия – ориентация социального соглашения.

Шестая стадия – ориентация на универсальные этические принципы.

Возраст, в котором ребенок переходит на следующий уровень, индивидуален, хотя некоторые закономерности есть. Дети, обучающиеся в начальной школе, как правило, находятся на доконвенционном моральном уровне. Они ориентируются на авторитет, верят в абсолютность и универсальность ценностей, поэтому понятия добра и зла они перенимают от взрослых.

Подходя к подростковому возрасту, они, как правило, переходят на конвенционный уровень. При этом большинство подростков становятся «конформистами»: мнение большинства для них совпадает с понятием добра.

Переживаемый подростками негативный кризис, не считается нравственным дегрессом – он показывает, что подросток переходит на более высокий уровень развития, включающий в свое внимание социальную ситуацию. При этом часть подростков находится на стадии «хорошего мальчика», другие же достигают стадии «поддержания социального порядка».

Однако существуют подростки, которые не достигли конвенционного уровня. Проведенные Фрондлихом и Кольбергом в 1991 году исследования показывают, что 83% правонарушителей подростков этого уровня не достигли.

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2012. Вып. 4 (27). С. 7-12

Теория и методика преподавания

РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ1 Т. В. Склярова

В статье рассматриваются теоретические подходы к преподаванию религиозной культуры в современной школе на примере предмета «Основы православной культуры»; охарактеризованы общие дидактические принципы в методике преподавания православной культуры; сформулированы особенные принципы преподавания православной культуры - христоцентричности, иерархичности, другодоминантности, антиномичности, не-завершимости.

Актуально ли в наше время обсуждать теорию и методику преподавания любого предмета, а тем более религиозной культуры? Глобальные тенденции выбора предметов, форм и методов обучения, которые одинаковы во всех странах, казалось бы, нивелируют академические традиции, сводя все образование к сфере потребления услуг. Парадокс, но именно выявление научного и методологического каркаса учебного предмета позволяет сохранить его содержание и специфику не только для возможности дальнейшего использования, но и для развития этого направления в целом. Аналогично тому, как в годы гонений на Церковь специалисты делали чертежи храмов, обреченных на разрушение, фиксировали редкие техники церковного шитья или пения, видимо, стоит сосредоточиться на описании имеющегося опыта передачи православной традиции подрастающему поколению, независимо от требований современности ко всей системе образования.

Чтобы объяснить свою позицию, хотелось бы поведать историю почти двадцатилетней давности. В начале 1990-х гг. в статусе аспирантки педагогического университета я собирала по крупицам информацию о том, как в XX вв. развивалась православная педагогика. Естественно, мои изыскания были обращены к деятельности Религиозно-педагогического кабинета при Свято-Сергиевском Богословском институте в Париже и к научно-педагогической работе лично прот. Василия Зеньковского. Все, что было доступно в открывающихся российских архивах, свидетельствовало о том, что много очень ценного материала находится вне России. Но самый ценный источник информации - это живые сви-

1 Доклад, прочитанный на Педагогической секции Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ 20 января 2012 г. Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 11-06-00356а «Религиозное образование в современной России».

детели. Поэтому когда в 1994 г. Софья Сергеевна Куломзина приехала в Москву для участия в Рождественских чтениях, я одолела ее своими многочисленными вопросами о деятельности Религиозно-педагогического кабинета в Париже, сотрудником которого она являлась (о чем я знала из публикаций того времени). Велико было мое удивление, когда она весьма скептично отозвалась о деятельности этого «кабинетного кабинета», объяснив мне, что вся их работа сводилась к заседаниям и совещаниям, «в то время как мы, простые педагоги, сами разрабатывали программы летних лагерей, делали учебные пособия для воскресных школ и прочую педагогическую работу». Мое великое недоумение разрешил научный руководитель: «Это вечная проблема противостояния теоретиков и практиков в педагогике. Практики полагают, что теоретики им не нужны и вообще излишни, занимаясь никому не нужным бумагомаранием. Тогда как опыт практической деятельности обобщается и анализируется, тем самым сохраняясь в педагогике, именно теоретиками педагогики. Откуда ты узнала о том, что Куломзина работала в РПК? Из публикаций этого “кабинетного кабинета”. Вот и ответ на твое недоумение».

С тех пор я поняла, что теоретизирование в педагогике тоже необходимо.

Теоретические основы преподавания религиозной культуры в современной школе, на наш взгляд, представлены в отечественной педагогике двумя крупными направлениями. Первое направление отражает комплекс имплицитных представлений педагогов, преподающих основы православной культуры и вероучения, второе направление связано с теоретическими работами Института религиозной педагогики Русской христианской гуманитарной академии и его директора Ф. Н. Козырева. В настоящее время искусственно формируется еще одно направление, связанное с введением в 4-5 классах общеобразовательных школ России курса «Основы религиозных культур и светской этики». Кратко охарактеризую последние два направления, чтобы подробнее раскрыть первое.

Экспериментальное введение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» первоначально предполагало обобщение и систематизацию уже имеющегося регионального опыта преподавания религиозных культур (в первую очередь православной и исламской) и разработку механизма преподавания на федеральном уровне этих предметов, наряду с нерелигиозной этикой, в школах России. Однако на деле все складывалось иначе. Была предложена единая методология преподавания названных предметов, с тем чтобы все они раскрывали ряд социально значимых тем: «культура и традиции», «праздники», «семья», «труд», «природа и экология», «война». Таким образом, мировоззренческое и этическое разнообразие религиозных культур оказалось сведенным к прикладной этике. Искусственность подхода и непродолжительность его применения не позволяют пока делать выводы о его целесообразности и эффективности.

Работы Ф. Н. Козырева2 характеризуют теоретические подходы и принципы преподавания религии в европейских странах и США в XX в. Анализируя много-

2 Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе: Монография. СПб., 2005; Он же. Гуманитарное религиозное образование: Кн. для учителей и методистов. СПб., 2012.

образие подходов к передаче религиозной традиции в образовательных учреждениях, исследователь отмечает, что «идея содержания учебного предмета определяет не только отбор учебных тем и материалов, выстраивание логики учебного предмета, но и разработку процедур, с помощью которых можно оценить результативность усвоения этого содержания»3. Вместе с тем изучение предметов «религия» и «религиозная культура» в школьном образовании Ф. Н. Козырев выносит за рамки совместной деятельности религиозных объединений и школы, полагая, что содержание и методику преподавания этих предметов определят ученые и педагоги, но отнюдь не сами носители конкретной религиозной традиции.

Направление, в котором содержание и методику преподавания религиозной традиции и культуры определяют ее носители, представлено в современной педагогике работами Л. П. Гладких, С. Ю. Дивногорцевой, В. М. Меньшикова, И. В. Метлика, Т. И. Петраковой, О. М. Потаповской, Л. М. Харисовой, О. Л. Янушкявичене.

Охарактеризуем подробнее теоретические основы и методические принципы преподавания православной культуры в современной школе. Как отмечалось выше, теория преподавания ОПК в настоящее время существует в имплицитной форме, общие закономерности подразумеваются, на них основывается эмпирический опыт преподавания, но научные формулировки во всей полноте не представлены. Предмет «Основы православной культуры» изучает культуру православной традиции. Подчеркну, что это изучение не самой вероучительной традиции, стержнем которой является богослужение, а ее культуры во всех сферах человеческой жизни. Вот несколько примеров, подтверждающих данный тезис. Прочтение стихотворения Иосифа Бродского «Сретение» будет затруднительным для человека, не знакомого с библейским повествованием о событиях, связывающих Ветхий и Новый Завет. Витражи Шартрского собора, фрески Микеланджело, иконы Андрея Рублева раскрывают содержание христианской картины мира, повествуют о событиях Священной истории, предоставляя материал для ориентации в смыслах человеческой деятельности и осуществления нравственного выбора. Таким образом, теория преподавания ОПК тесно связана с изучением содержания православной вероучительной традиции, которое представлено в богословии. Специфика содержания предмета ОПК выражена в его культурных проявлениях и этических ориентирах, изучаемых на материале христианской традиции.

Ведущими методическими принципами преподавания ОПК являются как общие принципы дидактики, раскрываемые применительно к этому предмету, так и особенные дидактические принципы, свойственные только этому предмету. Кратко охарактеризуем их.

Общие принципы дидактики - научности, системности, культуросообраз-ности, природосообразности, последовательности изложения - не могут быть нарушены или игнорируемы в преподавании основ православной культуры.

Принцип научности в методике преподавания ОПК означает соответствие изучаемого материала тому корпусу научных знаний, который сложился в хри-

3 Козырев Ф. Н. Гуманитарное религиозное образование. С. 129-130.

стианском богословии. Приведу два примера, иллюстрирующих игнорирование и нарушение этого принципа. Школьный педагог, автор методических рекомендаций к изучению ОПК, предложила для эффективности запоминания материала свою классификацию церковных таинств - повторяемые и неповторяемые. Это пример игнорирования существующей традиции изучения данного материала. Нарушение принципа научности продемонстрировала автор одного из учебных пособий, которая предложила познакомить школьников с новозаветными событиями на материале русских духовных стихов - апостол Петр ходил по Руси, а вознесение Христа происходило на фоне русских берез.

Принцип системности реализуется в соответствии преподаваемого материала целям, задачам и методам изучения данного предмета. В этом отношении даже небольшой по объему учебный материал может и должен быть системно структурирован. В качестве примера системного конструирования учебного материала приведем учебное пособие протодиакона Андрея Кураева4, в подготовке которого автору статьи довелось принять некоторое участие. На вопрос о главной идее и логическом стержне его учебника отец протодиакон ответил в терминах богословия «от христологии к антропологии, а от нее к сотериологии». Таким образом была сформулирована система изложения материала для четвероклассников - от учения о Христе к учению о человеке и путях его спасения в православной традиции. Эта логика последовательно раскрывается в параграфах учебника. Сначала идут такие темы, как «Библия и Евангелие», «Проповедь Христа», «Христос и Его Крест», «Пасха». Это часть христологии. Далее следуют антропологические темы «Православное учение о человеке», «Добро и зло. Совесть», «Заповеди», «Милосердие», «Золотое правило этики». Венчают содержание учебника темы, раскрывающие пути и возможности спасения человека: «Подвиг», «Заповеди блаженств», «Зачем творить добро?», «Чудо в жизни христианина», «Христианская семья», «Защита Отечества», «Христианин в труде».

Принцип культуросообразности проявляется в соответствии текстов, иллюстраций, манеры изложения учебного материала той культурной традиции, о которой он повествует, а также в соответствии той культуре, которая знакома и доступна для постижения учащимся. Применение принципа культуросообраз-ности в методике преподавания ОПК реализуется в гармоничном сочетании культурных образцов современности с эстетическим каноном православной традиции. В этом отношении большинство учебных пособий по ОПК демонстрируют нарушение действия названного принципа по двум причинам. Первая, наиболее распространенная, - представление о православной культуре как об атрибуте давно минувших дней. Одежда и речь персонажей искусственно состарены, образцы для подражания жили в прошлых веках, никакого мостика к реалиям сегодняшней жизни нет. Как ученику сориентироваться в смыслах человеческой деятельности, в направлениях нравственного выбора, когда он имеет дело с музейными экспонатами и не представляет себе, в чем состоит их нынешняя ценность? Второй тип нарушения принципа культуросообразности в учебниках ОПК связан с отбором и изложением материала, игнорирующими эстети-

4 Кураев А., протодиак. Основы православной культуры: Учеб. пособие для общеобразо-ват. учреждений: 4-5 классы. М., 2010.

ку православной традиции и спекулирующими на современных реалиях. В этом отношении печальную известность получили учебники Б. Якеменко5. Курс лекций для выпускников школы содержит такие актуальные темы, как «Кино и православная культура», «Коммунистическая партия как новая церковь», «Православие и русский рок», «Православие и Интернет». Изложение материала и иллюстративный ряд этого учебного пособия отражают популярную культуру, в которой автор ищет и находит элементы культуры Православия, игнорируя при этом сложившиеся в Православии эстетические каноны.

Принцип природосообразности реализуется в соответствии учебного материала и методов его изложения особенностям детской физиологии и психики. Опытными педагогами замечено, что материал религиозной традиции и культуры усваивается в детстве в прямой зависимости от специфики мышления ребенка6 (стадии интеллектуального развития, по Ж. Пиаже). Дошкольникам интересны человеческие качества библейских персонажей. Для младших школьников актуальны образцы правильного поведения, для младших подростков - ситуации морального выбора, а для старших подростков - образы дружбы и любви.

Принцип последовательности изложения материала предполагает не только постепенное логическое раскрытие всех изучаемых тем, но и выявление межпредметных связей в содержании образования. Наличие содержательного ядра в каждом предмете определяет возможность построения межпредметных связей. Так, например, история России XVII в. предполагает знакомство с церковной реформой 1650-1660 гг., а нравственные искания героев произведений Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского становятся понятными только в контексте христианских ценностей.

В качестве особенных дидактических принципов преподавания основ православной культуры назовем следующие: христоцентричности, иерархичности, другодоминантности, антиномичности, незавершимости.

Принцип христоцентричности в методике преподавания ОПК состоит в том, что центром изучения культуры Православия является факт Боговоплоще-ния, а также предшествующие и последующие за ним события и их отражение в культуре.

Принцип иерархичности заключается в строгой иерархии целей и смыслов изучения материала религиозной культуры. Явления и понятия, выносимые для изучения в предмете ОПК, не являются равнозначными и рядоположенными. Для адекватного их изучения необходимым методическим условием является передача иерархической соподчиненности изучаемых тем.

Принцип другодоминантности в преподавании ОПК реализуется в знакомстве учащихся с позицией Другого (им может быть Бог или другой человек). Выход за рамки своего наличного состояния, своих переживаний и желаний, что предполагает использование принципа другодоминантности, предоставляет учащимся иной механизм постижения в том числе и самого себя.

5 Якеменко Б. Основы православной культуры. Ч. 1. М., 2008; Он же. Основы православной культуры. Ч. 3. Курс лекций для 10-11 классов. 1917-2009. М., 2009.

6 Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. М., 1993.

Принцип антиномичности заключается в изучении единства двух взаимно противоположных суждений. Христианская культура и богословие на много веков раньше современной науки выявили необходимость антиномичного подхода к описанию ведущих своих положений. Бог и Его творение находятся в нераздельном и неслиянном единении. Христос - это Бог и человек одновременно.

Принцип незавершимости реализуется в методике преподавания ОПК признанием конечной непостижимости изучаемых явлений. Именно в этом предмете остается место для тайны, что позволяет формироваться сакральному отношению (от лат. sacrum «священный») к определенным явлениям в человеческой жизни и культуре.

Ключевые слова: религиозное образование, религиозная культура, методика преподавания православной культуры.

Theory and Methodology of Teaching of Religious Culture in Schools

Tatiana V. Sklyarova

The article examines the theoretical approaches of teaching religious culture in the modern school as an example of the subject «Fundamentals of Orthodox Culture». General didactic principles described in the methods of teaching of Orthodox culture. The special principles of teaching Orthodox culture are formulated - Christocentric, hierarchy, antinomy, unfinalizability.

Keywords: religious education, religious culture, methodology of teaching of orthodox culture.

Слайд 2

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

1.Православная культура в системе общеобразовательной школы.

Слайд 3

Деятельность РПЦ в 20 веке

Максимум возможностей (1900–1917 гг.) Период ограничений (1917 – 1988 гг.) Период активности (1988 – 2000 гг.)

Слайд 4

История развития практики знакомства с культурой Православия

1988 г. Новый взгляд на роль РПЦ в истории и культуре России 1992 г. Первые педагогические чтения 2002 г. Примерное содержание образования по предмету ПК 2003 г. Первый УМК 2007 г. Разработана концепция новой образовательной области - духовно-нравственная культура.

Слайд 5

1) Православная христианская картина мира 2) История православной религии и культуры 3) Православная культура и религии мира 4) Письменная культура Православия (православная словесность) 5) Православный образ жизни 6) Нравственная культура Православия 7) Художественная культура Православия 8) Православие – традиционная религия русского народа 9) Региональный (национально-региональный) компонент образования (дополнение к пунктам 4, 5, 7, 8 – учитывает региональные особенности).

Слайд 6

Следствия возникновения христианства:

Возникновение христианской картины мира, - возникновение Церкви – общности верующих в Иисуса Христа и живущих по его заповедям, - возникновение христианской культуры.

Слайд 7

Раскрыть темы:

(1)Православная христианская картина мира отражает цели создания мироздания и человека,его предназначение в мире. (6)Нравственная культура православия возвышает человека до идеала жертвенной любви. (5)Православный образ жизни предлагает путь совершенства человека,цель которого –святость.

Слайд 8

Главный принцип программы и каждого урока:

Христоцентричность- человечество к приходу Иисуса Христа имело развитую культуру. Христос преобразил все чем жил и живет человек. Концентричность Универсальность – знакомство с иными религиями, религиозно-философскими системами, наиболее значимыми достижениями религии, культуры, науки и образования с точки зрения Православной церкви. Ориентация на усвоение не объема знаний, а на духовно-нравственное воспитание. Учет возрастных особенностей детей. Учет состояния сознания современного школьника. Учитывать степень вовлеченности в современную культуру. Учет содержания школьных программ, существующих в настоящее время.

Слайд 9

Разнообразие в подходах,три образовательные стратегии

1. Законоучительный подход 2.Культуролологический подход 3. Личностно-ориентированный подход

Слайд 10

Законоучительный подход

Противопоставление веры и знания- не сбалансированная дидактическая система

Слайд 11

Культурологический подход

1.Поворот к отечественным ценностям и достижениям отечественной культуры 2.Традиционная религиозная культура как существенная часть культуры российского общества в прошлом и в современности 3. Человек рассматривается как высшая духовная ценность

Слайд 12

Д.С.Лихачев

Между тем культура - это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения - народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства.

Слайд 13

Личностный подход

Концепция новой образовательной области в учебном плане общеобразовательной школы - «Духовно-нравственная культура». Освоение богословских знаний тесно связано со сферой нравственно-мотивационной, определяющей характер культурной и социальной активности человека

Слайд 14

ПРАКТИКА

Слайд 15

. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Слайд 17

    КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.согласно теории личностно-ориентированного образования культурологического типа академика Е.В.Бондаревской

  • Лучшие статьи по теме