Для школьников и родителей
  • Главная
  • Из бумаги
  • Методология макса вебера кратко. Макс вебер основные идеи в социологии кратко. Макс Вебер: основные идеи

Методология макса вебера кратко. Макс вебер основные идеи в социологии кратко. Макс Вебер: основные идеи

1. Краткая биографическая справка, основные труды.

Макс Вебер родился в 1864 году 21 апреля в Тюрингии в городе Эрфурт и прожил всего 54 года. Его отец занимался текстилем в Вестфалии, о матери известно гораздо больше. Она была крупным социальным деятелем, занималась религией и написанием научным трудов. Элен Валленштайн-Вебер очень любила сына и до самой смерти искренне интересовалась его философскими работами, она же и направляла его изыскания в течение всей его жизни. В 1869 году вся семья Вебера переехала в Берлин.

За время своей жизни успел написать множество книг и привнести в мир новое видение экономического строя. Особенно его интересовало влияние религии на экономику и политику, что по сути не затрагивал ни один ученый его времени.

В 1882 году Макс поступил в Гейдельбергский университет на факультет права. Активная студенческая жизнь его волнует только с точки зрения погружения в науку: он становится членом студенческого сообщества, участвует в различных сборищах, сходках, организует объединения. В 1883 его забирают на военную службу, а с 1884 года он продолжает учебу. В 1889 году пишет свою диссертацию под наименованием "К истории торговых обществ в средние века", усердно изучает итальянский и испанский язык, а в 1891 еще одну "Римская аграрная история и её значение для государственного и частного права". Он работает над изучением вопроса области аграрного сектора экономики, что привлекает к нему внимание многих известных людей его времени. В 1893 году он женится на Марианне Шнитгер.

Начиная с 1894 Макс активно преподает предметы, связанные с правом, в разных университетах страны. Ему приходится не раз менять место жительства.

В 1897 его затрагивает тяжелая болезнь – расстройство нервов. Историки находятся в догадках, что послужило причиной этому заболеванию, но известно, что четыре года Макс путешествует с женой по Италии, Корсике, Швейцарии.

Ему с трудом удается преподавательская деятельность после болезни, поэтому он вместе со своим другом пытается основать журнал "Архив социальной науки и социальной политики". Он активно публикует свои заметки, начинает учить русский, так как интересуется делом революции. Более того, под его управлением выходят статьи о буржуазии в России. В 1907 году Макс получает солидное наследство, что позволяет ему оставить профессию и полностью себя любимому делу – науке. Его увлечения сталиквают его с Виндельбандом, Еллинеком, Трёльчем, Науманом, Замбартом, Михельсом, Тённисом. Идейными учителями Вебера были Кант и его последователи неокантианцы: Г. Риккерт, В. Виндельбанд, Х. Дильтей.

В 1919 году ему предлагают место на кафедре Мюнхенского университета, где он читает курс лекций об истории хозяйства. Его лекции послужили прототипом для книги об истории развития НХ в Германии, и были выпущены уже посмертно. Все книги труды, которые сохранились после его смерти, отдавала на публикации уже его жена. Новые релизы появились лишь в 1956 году, когда его идеи были положены в основы многих современных гуманитарных наук.

В 1904 году он совершает поездку в США, которая оказывает на него глубокое впечатление. В 1907 году Макс Вебер получил наследство и смог полностью посвятить себя науке и политике. С началом первой мировой войны Вебер в 1914 году поступает на службу и до конца 1915 года руководит группой госпиталей Гейдельбергского района. В 1916-17 г.г. он выполняет различные официальные миссии в Брюсселе, Вене и Будапеште. После поражения Германии он участвует в подписании капитуляции в качестве эксперта, принимает участие в разработке Веймарской конституции. После окончания войны Вебер снова преподает в различных университетах. Скончался М. Вебер 14 июня 1920 года.

Основные труды:

· «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905)

· «Политика как призвание и профессия» (1919)

· «Наука как профессия» (1920)

· «Хозяйственная этика мировых религий» (1915)

· «Хозяйство и общество» (1922)

Основные понятия, разработанные М. Вебером: Социальное действие: целерациональное действие, ценностно-рациональное действие, аффективное действие, традиционное действие; понимающая методология: идеальные типы, ценностный анализ, рациональность; методы понимания: прямое непосредственно понимание, интерпретативное понимание, причинное объяснение; методы анализа: причинный, ценностный, мировоззренческий, рациональный, социологическое воображение, типизация социальных действий, конструирование идеальных типов; идеальные типы господства; рациональный капитализм; рациональная религия, протестантская этика труда.

2. Методология социального исследования: понимающая социология.

Вебер является основоположником принципиально нового теоретико-методологического подхода к исследованию социального поведения человека – понимающая социология. Вебер считал, что социальную реальность создает человек, у него есть свои мотивы и интересы. Социолог должен понять, что движет людьми, почему человек совершает социальные действия. Социологу в рамках понимающей социологии важно понять человека изнутри, через мотивацию его поведения. Поняв природу и смысл человеческих действий, можно понять и общество, которое состоит из людей. Отсюда суть понимающей социологии Вебера заключается в изучении общества через человека. Здесь мы видим главное отличие от СФП – изучение общества через человека, а не через социальные институты.

«Специфически важным для понимающей социологии является прежде всего поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно объяснено. Субъективно осмысленно соотнесены с внешним миром, и в частности с действиями других, и такие косвенно релевантные для поведения «эмоциональные состояния», как «чувство собственного достоинства», «гордость», «зависть», «ревность» ».

Основные положения методологии понимающей социологии.

1.Социологический номинализм. Теория и методология социального действия индивида.Единицей анализа здесь выступает индивид и его социальное действие. Социальное действие формирует социальную реальность и дает объяснение поведения людей. И здесь важно выявить мотивацию поведения человека, так как он действует осмысленно.

Суть методологии : 1)вникнуть в субъективный смысл человеческого действия

2)провести научный социологический анализ социального поведения индивида

Вебер считал, что эта методология является ключом для понимания:

· Типа общественного устройства

· Типа господства

· Типа капиталистического способа ведения хозяйства

· Типа религии

2.Методолгический принцип «отнесение к ценности».

Вебер считал, что социология должна быть объективной наукой, которая свободна от оценочных суждений исследователя. Исследователь может иметь свои убеждения, но они не вторгаются в научные исследования.

«Ученый, как индивид, имеет полное право на политическую и нравственную позицию, свой эстетический вкус, но он не может относиться положительно или отрицательно к изучаемому им явлению или историческому лицу».

Но в то же время Веберовская понимающая социология базируется на ценностном анализе.

Этот методологический принцип Вебер заимствовал у В. Виндельбанда и Г. Риккерта. Но у Вебера ценностный анализ приобретает социологическое методологическое содержание.

«Ставя перед собой трудный для трансценденталистской науки о культуре вопрос о том, чем же определяется фиксируемое в культуре применение ценностных предпочтений Вебер отвечал: интересом эпохи, то есть практически вставал на позицию социально-исторической детерминации знания. Отсюда он покидал трансценденталистскую позицию Виндельбанда и Риккерта и вставал на позицию историцистскую и тем самым попадал в «заколдованный круг» релятивизма в понимании истинности знания».

Этот методологический принцип «отнесение к ценности» Вебер использует для обоснования научности социологического метода понимания.

Ценности у Вебера рассматриваются на двух уровнях:

1)На уровне общества. Выступают как надсубъективные, то есть значимые для всех. Здесь имеется в виду, что каждое общество имеет свою культуру, свою систему ценностей и только через нее можно рассмотреть и понять человека. То есть для того, что бы понять смыслы человеческого действия нужно анализировать их в широком контексте и именно через призму исторических особенностей развития общества.

2)На уровне личности. По Веберу ценности могут носить и личностный характер и играть важную роль в жизни человека. Вебер считает, что никто не может заставить человека признать ту или иную ценность. Выбор ценности у человека зависит от убеждений и мировоззренческой позицией индивида. То есть для того что бы понять социальное поведение индивида необходимо прежде всего выяснить его представления о смысле своего существования.

Вебер рассматривает ценности с трех сторон:

1) Рассмотрение ценностей в роли мотиватора конкретных человеческих действий.

2) Рассмотрение ценностей конкретных социальных групп, сословий, слоев, поколений и эпох.

3) Рассмотрение роли ценностей и их влияние на поведение конкретных социальных субъектов.

3.Методология мировоззренческого анализа.

Здесь Вебером раскрывается основные принципы и сущность методологии мировоззренческого анализа. И здесь же раскрывается понятие идеальные факторы.

Идеальные факторы по Веберу – это мировоззренческие, ценностные, религиозные и идейно-нравственные, которые столь же значимо влияют на поведение людей, как и политические, экономические и социальные.

4. Методология конструирования идеальных типов.

С помощью понятия «идеальный тип» Вебер показывает, что метод понимания в социологии обладает высоким уровнем обобщения.

Идеальные типы в социологии служат средством обобщения определенных элементов действительности, вне времени и вне пространства. Социологическими «идеальными типами», например, являются модели господства, разработанные Вебером: рациональный, харизматический и традиционный.

Идеальные типы – это метод познания, который позволяет:

· Сформировать человеческое действие, если бы оно находилось в идеальных условиях

· Рассматривать действие вне времени, пространства, т.е. независимо от условий.

· Сопоставить идеальный образ с реальным развитием.

5. Методология рационального анализа.

Рациональный – осознанный, целесообразный, обоснованный в противовес - Иррациональному – основанному на чувствах, эмоциях, инстинктах.

Принцип применяется при анализе идеальных типов :

Поведения людей и их социальных действий – «целенаправленное действие».

Политики - «либеральный тип власти» и «рациональная бюрократия».

Экономики - капиталистический способ производства, основанный на рациональном хозяйстве – «рациональный капитализм».

Религии - протестантизм, как наиболее рациональный тип.

3. Объект исследования.

Объект исследования (по Веберу) – социальное действие .

«Специфическим объектом понимающей социологии мы считаем не любой вид «внутреннего состояния» или внешнего отношения, а действие».

В ИП социальная реальность понимается на микроуровне, ее создают сами акторы, которые придают своим социальным действиям смыслы и значения.

Объект социологии должен быть доступным для понимания, как считал Вебер. Таковым является социальное действие индивида:

«Действием мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

То есть общество не может быть объектом исследования, так как не обладает сознанием и не является субъектом действия и его поведение невозможно понять. Поэтому объектом изучения является именно социальное действие отдельного индивида , но не в коллективной форме.

Понятие социальности. Вебер рассматривал социальную реальность на микроуровне: она создается социальным действием актора. Социальное действие имеет 2 признака социальности: - оно мотивировано, имеет смысл, который объясняет сам актор;

Оно социально постольку, поскольку ориентировано на других.

Социальность присутствует только тогда, когда есть осознанное ожидание ответного взаимодействия с другими: если смысл действия соотнесен с поведением других индивидов.

4. Предмет исследования.

Предметом исследования (по Веберу) – изучение субъективных смыслов индивидов о своих действиях, их анализ и типизация с целью понимания, интерпретации и объяснения его мотивов.

«Социология - социальная наука, свободная от ценностных суждений».

Стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея анализа социальных реалий вообще и социальных действий в особенности через призму степени их рациональности. Отправной постулат социолога состоял в том, что структура социальной реальности конструируется, в конечном счете, социальными действиями индивидов, и для социологии объект познания – «истолковать, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие». Специфически важным для понимающей социологии является прежде всего поведение, которое, «во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно объяснено».

5. Типы социальных действий.

Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента:

1) субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свой акт определенный смысл;

2) ориентация на поведение других людей.

Вебер выделяет следующие типы социального действия:

· целерациональное

· ценностно-рациональное

· аффективное

· традиционное

Целерациональное действие . Этот в максимальной степени рациональный тип действия характеризуется ясностью и осознанием поставленной цели, причем, это соотносится с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими достижение именно этой, а не какой-то иной цели. В рациональности цели можно удостовериться двояким образом: во-первых, с точки зрения ее собственного содержания, во-вторых, с точки зрения целесообразности (т.е. сообразности с целью) избираемых средств. В качестве именно социального действия (а значит, ориентированного на определенные ожидания со стороны других людей) оно предполагает рациональный расчет действующего субъекта на соответствующую реакцию со стороны окружающих людей, с одной стороны, и на использование их поведения для достижения поставленной цели - с другой. Здесь необходимо помнить о том, что такая модель выступает прежде всего идеальным типом, а значит, реальные человеческие поступки могут быть поняты прежде всего через измерение степени отклонения от данной модели. В одних случаях такие отклонения не слишком значительны, и мы можем говорить о реальном поступке как о «почти целерациональном». Если же отклонения более существенны, то они практически выводят нас на иные типы социального поведения.

«Целерациональным мы называем поведение, ориентированное только на средства, субъективно представляющиеся адекватными для достижения субъективно однозначно воспринятой цели».

Ценностно-рациональное действие. Этот идеальный тип социального действия предполагает совершение таких поступков, которые основаны на убежденности в самодостаточной ценности поступка как такового, другими словами, здесь в качестве цели выступает само действие. Ценностно-рациональное действие, по Веберу, всегда подчинено определенным требованиям, в следовании которым индивид видит свой долг. Если он поступает сообразно этим требованиям - даже если рациональный расчет предсказывает большую вероятность неблагоприятных последствий такого поступка для него лично, - значит, мы имеем дело с ценностно-рациональным действием. Классический пример ценностно-рационального действия: капитан тонущего судна покидает его последним, хотя это угрожает его жизни. Осознанность такой направленности действий, соотнесение их с определенными представлениями о ценностях - о долге, достоинстве, красоте, морали и т.п. - уже говорит об определенной рациональности, осмысленности. Если к тому же мы имеем дело и с последовательностью в реализации такого поведения, а значит, преднамеренностью, то можно говорить об еще большей степени рациональности его, что и отличает ценностно-рациональное действие, скажем, от аффективного. В то же время по сравнению с целерациональным типом «ценностная рациональность» действия несет в себе нечто иррациональное, поскольку абсолютизирует ценность, на которую ориентируется индивид.

«Чисто ценностно - рационально, - утверждает Вебер, - действует тот, кто, не считаясь с предвидимыми последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него долг, достоинство, красота, религиозное предписание, пиетет или важность какого либо... «дела». Ценностно-рациональное действие... всегда есть действие в соответствии с «заповедями» или «требованиями», которые действующий считает предъявленными к себе».

Традиционное действие. Этот тип действия формируется на основе следования традиции, то есть подражания тем или иным образцам поведения, сложившимся в культуре и одобряемым ею, а потому практически не подлежащим рациональному осмыслению и критике. Такое действие совершается во многом чисто автоматически, по сложившимся стереотипам, оно характеризуется стремлением ориентироваться на привычные образцы поведения, сложившиеся на основе собственного опыта и опыта предшествующих поколений. Несмотря на то, что традиционные действия отнюдь не предполагают выработку ориентации на новые возможности (а может быть, как раз поэтому), пожалуй, именно оно составляет львиную долю всех поступков, совершаемых индивидами. В какой-то степени приверженность людей к совершению традиционных действий (проявляемых в огромном числе вариантов) служит основой стабильности существования общества и предсказуемости поведения его членов.

«..чисто традиционное действие... находится на самой границе, а часто даже за пределами того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным действием».

Аффективное действие. Наименее осмысленное из приведенных в таблице идеальных типов. Главной его характеристикой является определенное эмоциональное состояние - вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т.п. Аффективное действие имеет свой "смысл", главным образом, в скорейшем снятии возникшего эмоционального напряжения, в разрядке. Этим оно прямо противоположно целерациональному действию; однако здесь таится определенное сходство с ценностно-рациональным действием, которое, как мы видели, также не стремится к достижению какой-то "внешней" цели и видит определенность в самом совершении действия.

«Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерцании или снять напряжение любых других аффектов, какими низменными или утонченными они ни были».

6. Методы социологии.

М. Вебер считает, что в социологии и в естественных науках метод один – научный , независимо от того, являются ли объектами изучения вещи или люди. И социальные, и естественные науки используют научный метод абстракции и обобщения.

Естественные и социальные науки по Веберу отличаются не методами исследования, а различиями научных интересов и целей исследования .

Заслуга М. Вебера состоит в том, что он осуществил методологическое и методическое обоснование научного метода понимания в социологии.

Методы понимания. Социолог должен понять, истолковать и объяснить смысл субъективного действия.

1) Понять. Метод непосредственного понимания смысла, как понимает его сам субъект

2) Истолковать. Метод интерпретации субъективных смыслов, который опирается на: - принцип конструирования идеальных типов и выявленную на его основе типологию социального действия; - принцип ценностного анализа

3) Объяснить. Метод причинного объяснения мотивов

Методы анализа.

1) Метод причинного анализа. Социология, так же, как и естественные науки, стремится объяснить причинно-следственные связи, поэтому в социологии используется и причинный анализ (коррелирующий с понимающим методом)

2) Метод социологического воображения социолог использует, чтобы заглянуть за видимое проявление конкретного социального действия и увидеть связи между социальными действиями людей, их мотивами, причинами и достигнутыми результатами, которые, как правило, латентны и не лежат на поверхности

3) Метод конструкции конструкций. Социолог должен создать свою конструкцию над смыслом, который придает сам субъект своему действию, должен типизировать и объяснить социальное действие, осмыслить в широком социокультурном контексте.

7. Задачи социологии.

1) «Профессия социолога заключается в том, чтобы подать социальный или исторический материал более осмысленным, чем он был в опыте реальной жизни – интерпретировать социальное поведение. Цель социологов – сделать максимально понятным то, что не было таковым в реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже тогда, когда этот смысл в жизни людей был не осознан». Задача социологии – осуществить конструкцию конструкций: «Вся социология есть теоретическая конструкция, стремящаяся к пониманию смутного и неясного в человеческом существовании».

2) Понять субъективный смысл социального поведения, придаваемый самим субъектом своему поведению, можно через культуру – систему верований и ценностей – понять бесчисленные формы существования людей, их жизнь, знания, убеждения, действия.

3) Самого Вебера интересовали следующие задачи: Какова взаимосвязь между религиозными верованиями человека и его образом жизни. Каковы правила, которым подчиняется человек. Каково личное отношение человека к экономике, государству. Как люди могли жить в отличных друг от друга обществах.

Этика ученого исследователя.

1) Поведение ученого – целерациональное

2) Научное исследование – пример целерационального действия

3) Ученый, увлеченный объектом своего исследования, не может быть беспристрастным и объективным при выборе предмета исследования

4) Но уже раз, выбрав предмет исследования, люди науки должны отличаться ценностной беспристрастностью в процессе исследования, руководствуясь духом науки, выступая в качестве ученых, но совершенно не обязательно – в роли граждан

5) Ценностная беспристрастность ученого находит свое направление в отделении сферы фактов от сферы ценностей при выборе метода социального исследования

6) Объективность научных результатов достигается проверкой (независимой экспертизой)

8. Понятие человека – актора – субъекта социальной реальности.

Человек , по Веберу – это социальное существо. Отдельный индивид является первичной клеточкой социальности, который не подлежит дальнейшим разложениям.

Социальное действие индивида – исходная клеточка социальной жизни.

Человек рассматривается как субъект социального действия, социальной реальности и самого общества. Ни общество, ни отдельные социальные группы, ни социальные институты не могут, по Веберу, рассматриваться в качестве субъектов социальных действий, так как они не обладают сознанием.

9. Общество. Взаимоотношение человека и общества.

Общество и его структура конструируются социальными действиями людей. Опираясь на теорию и методологию социального действия, можно определить на основе преобладания того или иного типа социальных действий уровень исторического развития общества. Так, традиционные и аффективные действия характерны для исторически ранних обществ, с феодальным и монархическим устройством. Ценностно – рациональные действия людей доминируют в обществе, основанном на определенной идеологии. Целерациональные социальные действия характерны для современного капиталистического общества.

Типология общества по Веберу

10. Социальный прогресс (развитие).

Весь исторический процесс, по Веберу, развивается под действием возрастающего процесса формальной рациональности.

Рационализация - это не только необходимость исторического развития, это его судьба.

По мнению Вебера путь развития всего человечества – это индустриальный капитализм.

Рационализироваться должно всё: организация хозяйства, образ жизни, образ мышления людей, их знание, социальное действие и поведение индивида.

Веберовская модель капитализма. Вебер выступал за капиталистическое развитие Германии.

По Веберу, отличительный признак капитализма - способ ведения хозяйства. Он отличается рациональностью – рациональной капиталистической организацией труда и производства. Идеальным типом капитализма по Веберу был Капитализм Западной Европы – рациональный капитализм .

Вебер считал, что людьми во все времена было стремление к прибыли, то есть он считал, что капитализм был всегда. И он был нерациональным. То есть этот капитализм имел целью добыть капитал, а средствами выступала удача, случай, чудо и т.д. Человек здесь отличался аморальностью, непорядочностью, бесцеремонностью.

А в Заподной Европе появился промышленный капитализм. Средством накопления капитала был промышленный труд. Цель – использование денег для дальнейшего развития. Этому типу капитализма соответствует человек второго типа – трудолюбивый, инициативный. Этот рациональный капитализм сформировался именно благодаря человеку второго типа.

11. Социология господства.

Это центральная тема в социологии М. Вебера. Господство, по Веберу, имеет две стороны. Во-первых, оно основано на власти – возможности влиять на поведение других, направив их усилия на достижение целей общества или организации или отельного человека. Во-вторых, господство должно быть легитимным – признанным со стороны повинующегося, только тогда оно будет эффективным.

Все виды хозяйствования основаны на трех типах господства , которые соответствуют трем типам социального действия:

1) Традиционный, патриархальный тип власти, который сходен со структурой патриархальной семьи, основан на едином начале. Характерно: преданность, степень рациональности сведена к минимуму. Соответствует – традиционные действия.

2) Харизматический тип господства, мотив подчинения – подчинение особо одаренной личности. Характерно: преданность вождю, слепая вера, любовь. Соответствует – аффективное действие. Харизмой обладали выдающиеся политики, пророки, герои.

3) Рациональный или легальный тип, личность подчиняется не лицу, а закону. Хранитель правовой законности – президент, парламент, конституционная монархия. Соответствует – целерациональное действие. Самым чистым типом легального господства является бюрократия.

Идеальный тип бюрократии.

Из рационального (легального) типа господства Вебер сформулировал 10 признаков рациональной бюрократии.

1.Личная свобода чиновника от руководителя. Его подчинения только закону или служебному долгу.

2.Система устойчивой служебной иерархии

3.Строгое разграничение компетентности в организации каждого служащего, отдела; каждый занят своим делом.

4.Заработная плата – это один и основной источник дохода и никак не может быть связан показателям офиса или предприятия

5.Гарантированное право на солидную пенсию

6.Служба в офисе – это главная профессия, нельзя заниматься никакой другой деятельностью по совместительству, кроме научной и педагогической деятельности.

7.Строгая дисциплина и контроль за работой чиновника

8.Чиновник должен предвидеть свою карьеру , должны расти квалификация, стаж, опыт, способности. И все это должно происходить в соответствии с объективными критериями.

9.Чиновник не избирается, а назначается ; его деятельность оформляется по контракту, действует система конкурентного отбора.

10.Чиновник никак не связан собственностью администрации . Он лишен права пожизненно присваивать занятую позицию.

12. Класс и социальный статус.

Классы – это большие социальные группы различающиеся: 1) местом в рыночных отношениях, которое определяется наличием или отсутствием собственности на товары, возможность получения прибыли

2) местом в системе товарного производства (продажа товаров и услуг, продажа рабочей силы

3) классы могут быть объединенными (класс для себя) или не объединенными (класс в себе) сообществами с точки зрения осознания своих классовых интересов в отношении к другим классам

Социальный статус характеризуется следующими признаками: 1) уровнем престижности занимаемого места в обществе

2) сознанием принадлежности к объединенному сообществу, общими представлениями

3) политический признак: наличие или отсутствие власти

4) экономический показатель: уровень дохода

13. Социология религии.

Вопросы религии М. Вебер рассматривал в двух своих работах: «Протестантская этика и жух капитализма» и «Хозяйственная этика мировых религий». Он изучал религию с точки зрения ее влияния на мотивацию поведения людей, особенно в области хозяйственно – экономической деятельности.

Вебер изучал наиболее высокоразвитые формы религиозности: буддизм, иудаизм, зороастризм, христианство, ислам.

Религия может выступать как активная самостоятельная сила, воздействующая на мотивацию поведения и смысл деятельности людей. И в силу этого способна воздействовать на изменение общественных процессов, т.е. религия может выступать в роли самостоятельного фактора общественного развития. Религия может создавать новый общественный строй, как например, дух протестантизма способствовал созданию рационального капитализма.

Рассматривая взаимосвязь религии и экономики, Вебер пришел к выводу: степень рационализации хозяйственной деятельности обратно пропорциональна силе магического элемента, присутствующего в той или иной религии. И наоборот, чем более присутствует рациональных элементов в религии, тем более рационализировано поведение человека, тем более рационализирована экономика.

Религия придает смысл хозяйственной деятельности, формирует отношение к труду, богатству, характер мотивации труда.

Наиболее рациональные религии – протестантизм, конфуцианство. В протестантизме – труд, усердие – основа спасения мирского благополучия. Мирской аскетизм в протестантской этике предполагает отречение от всех жизненных удовольствий; рациональное исполнение собственных обязанностей и самоограничение рассматривается как священный долг. Получаемая прибыль направляется на дальнейшее развитие предпринимательства.

«Принадлежность к секте - в противоположность при­надлежности к церкви, которая «дана» человеку от «рож­дения», - является своего рода нравственным (прежде всего в деловом отношении) аттестатом личности. «Цер­ковь» - не что иное, как учреждение по дарованию благо­дати. Она управляет сферой религиозного спасения как неким фидеикомиссом; принадлежность к церкви (по идее) обязательна и поэтому сама по себе ни в коей степени не характеризует моральные качества прихожан».

14. Значение вклада М. Вебера.

Макс Вебер, являясь одним из редких представлений универсального интеллекта, внес огромный вклад в развитие обществоведения в целом: социологию, политическую экономию, право, философию, историю хозяйства, политологию, религию, искусство.

1) Вебер положил начало новой парадигме социологического знания – интерпретативной социологии. Обосновал новую методологию изучения социальной реальности – понимающую социологию: социальные факты доступны не только наблюдению, но и пониманию.

2) Вебер показал значимость не только объективных (экономических, политических), но и идеальных факторов – мировоззренческих, религиозных, нравственных ориентиров на поведение людей и общественные процессы в целом. Вебер стремился показать, что причинные связи действуют в обоих направлений, а не только от базиса к надстройке.

3) Вебер внес значительный вклад в разработку теорий среднего уровня: социологии капитализма, социологии политики, социологии религии, социологии науки.

4) Актуальным остается наследие Вебера в области разработки социального поведения, социального действия и его типологической классификации, сравнительной характеристики религиозных, хозяйственных, политических и социальных систем.

5) Вебер был один из первых социологов, использовавших эмпирические методы исследования для обоснования теоретических положений.

Достоинства:

На мой взгляд, достоинством учений Вебера является то, что он ввел понятие идеальные типы

С помощью этого метода познания можно:

1)Сформировать человеческое действие, если бы оно находилось в идеальных условиях

2)Рассматривать действие вне времени, пространства, т.е. независимо от условий.

3)Сопоставить идеальный образ с реальным развитием.

Так же достоинством, по моему мнению, является раскрытие Вебером понятия социальности.

Вебер уточняет то, что действие считается социальным только тогда, когда есть осознанное желание ответного взаимодействия. То есть не просто, чтобы действие было направлено на другого, а что бы другой именно адекватно отреагировал и вступил во взаимодействие с актором. (Например, лекция профессора будет социальной только тогда, когда его будут слушать и понимать студенты. Если же профессор только говорит и не старается сделать так, чтобы его поняли – такое действие не является социальным, поскольку, оно не ориентировано на аудиторию).

Достоинством можно выделить и то, когда Вебер говорил о социальном прогрессе, а именно о рациональном капитализме. Он считал идеальным Капитализм Западной Европы, который отличался средством накопления капитала был промышленный труд. Цель – использование денег для дальнейшего развития. Этому типу капитализма соответствует человек второго типа – трудолюбивый, инициативный.

А нерациональный капитализм он считал непрогрессивным. Так как этот капитализм имел целью добыть капитал, а средствами выступала удача, случай, чудо и т.д. Человек здесь отличался аморальностью, непорядочностью, бесцеремонностью.

И именно рациональный капитализм Вебер считал прогрессом общества, который может сформироваться именно благодаря человеку второго типа.

Заслуга Вебера конечно в том, что он создал социологический метод. Вебер является основоположником принципиально нового теоретико-методологического подхода к исследованию социального поведения – понимающая социология.

Недостатки:

Главным недостатком не только Веберовских учений, но и всей интерпретативной парадигмы - это углубленность в микромир. Данная парадигма выносит человека за рамки анализа проблемы общества. Идет слишком большая зацикленность на человеке, изучение общества через человека. Например, Вебер считал, что социальную реальность создает человек, у него есть свои мотивы и интересы. Социолог должен понять, что движет людьми, почему человек совершает социальные действия. Социологу в рамках понимающей социологии важно понять человека изнутри, через мотивацию его поведения. Поняв природу и смысл человеческих действий, можно понять и общество, которое состоит из людей. Отсюда суть понимающей социологии Вебера заключается в изучении общества через человека. Здесь мы видим главное отличие от СФП – изучение общества через человека, а не через социальные институты.

(1864-1920) - немецкий социолог, обнаружил огромное влияние на современную социологию - как в плане методологическом, так и в плане накопления социологического знания. Среди его основных работ такие, как: "Протестантская этика и дух капитализма" (1904-1906), "О категории понимающей социологии" (1913), "История хозяйства" (1923), "Город" (1923).

В отличие от Огюста Конта и Эмиля Дюркгейма, Макс Вебер считал, что законы общества принципиально отличными от законов природы. А поэтому необходимо развивать два типа научного знания - науку о природе (естествознание) и науку о культуре (гуманитарное знание). Социология же - по его мнению

находится на границе между этими двумя сферами и должна позаимствовать у естественных дисциплин причинно-следственное объяснение действительности и соблюдение точных фактов, а в гуманитарных - метод понимания и отнесения к ценностям. Понимание - употребление во внутренний мир индивидов, понимание их мыслей и переживаний. Социолог будто мысленно ставит себя на место других людей и пытается понять их мысли и чувства. Ученый считал личность основой социологического анализа. Он был убежден, что такие сложные понятия, как: государство, религия, капитализм могут быть осмыслены только на основе анализа поведения индивидов. Но как выделить главное, общее в индивидуальных переживаниях людей? Таким критерием, согласно Вебера, становится "отнесения к ценностям". Ценности могут быть теоретическими - истина, политическими - справедливость; моральными - добро; эстетическими

красота и тому подобное. Но, если они имеют значение для всех исследуемых субъектов, то они - над субъектные, то есть имеют абсолютное значение в пределах изучаемой эпохи.

Главным инструментом познания у Макса Вебера является "идеальные типы". Это такие конструкции, схемы социальной действительности, которые существуют в воображении ученых. "Идеальный" в данном случае означает "чистый", "абстрактный", то есть такой, который в реальной жизни не существует.

То есть идеальный тип следует понимать не в морально-этическом плане, а в теоретико-методологическом. Под "идеальным" социолог подразумевает не тот тип, к которому общество должно стремиться, а тот, который содержит наиболее существенные, типичные черты социальной действительности и может служить эталоном для сравнения с социальной реальностью. Скажем, если мы захотим описать идеальный тип современного украинского пассажира городского транспорта, то, проанализировав окружающую действительность, обнаружим, что это вовсе не является вежливая лицо, всегда вовремя оплачивает проезд и уступает место старшим, как бы нам этого всем хотелось. Нет, идеальный тип в этом случае должен в себя включать и другие характеристики, которые присущи современным украинским пассажирам городского транспорта - это также лицо, иногда пытается проехать без билета, часто бывает невежливым.

Макс Вебер оперировал такими идеальными типами, как: "капитализм", "бюрократия", "религия", "рыночная экономика" и др.

Идеальные типы должны изучаться социологией в той форме, в которой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в которой те ориентируются на них в своих действиях. Социальные действия индивидов - это действия, которые соотносят (в счет) с действиями других лиц и ориентированы на них (не будут считаться социальными действиями в смысле, предложенном Вебером, такие действия, как, например, одинокая молитва или панические действия толпы).

Макс Вебер выделяет четыре вида социального действия: целое рациональную, ценностно-рациональную, аффективной и традиционной.

Целое рациональное действие предполагает и учитывает поведение предметов внешнего мира и других людей (критерием рациональности является успех). "Целое рационально, - пишет Вебер, - действует тот, кто ориентирует свое действие в целях, средств и побочных последствий, и при этом рационально взвешивает как соотношение затрат и целей, так и целей по побочных последствий".

Ценностно-рациональное действие обусловлено сознательной верой в этические, эстетические, религиозные ценности, согласно которым и происходит это действие, независимо от того, принесет это действие успех или нет. "Чисто ценностно-рационально, - читаем в трудах М. Вебера, - действует тот, кто, не учитывая возможные последствия, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него его обязанность, его понимание достоинства, красоты, его религиозные предписания, пиетет или важность какой... "дела". Ценностно-рациональное действие... всегда есть действие в соответствии с "заповедей" или "требований", которые тот, что действует считает себя ".

Образцом ценностно-рационального действия может, например, считаться заявление лидера Немецкой реформации XVI в. Мартина Лютера, который, в ответ на требование папского Рима покаяться и отречься от своих взглядов, ответил: "Не могу и не хочу отрекаться, потому что опасно и невозможно идти против совести. На том стою и не могу иначе. Пусть поможет мне Бог".

8. Аффективная действие - действие под влиянием аффектов и чувств. В случае аффективной действия, так же, как и в случае ценностно-рациональной, целью действия является собственно сама это действие, а не что-то другое (результат, успех и т.д.); побочные последствия как в первом, так и во втором случае в расчет не берутся.

4. Традиционная действие - это действие под влиянием привычки, традиции.

Реальное поведение индивида, по мнению Вебера, определяется, как правило, двумя и большим количеством видов действия в ней присутствуют и целое рациональные, и ценностно-рациональные, и аффективные, и традиционные моменты. В разных типах обществ те или иные виды действия могут доминировать: в традиционных обществах преобладает традиционный и аффективный типы социального действия, в индустриальном - целое и ценностно-рациональный.

Что значит для общества и его структуры роста роли целое рационального действия? Это означает, что рационализируется способ ведения хозяйства, управление. Причем этот процесс касается не только экономики, но и политики, науки, культуры - всех сфер общественной жизни. Рационализируется также образ мышления людей, их образ ощущение и образ жизни в целом. Это сопровождается возрастанием роли науки, которая, по Веберу, является чистым воплощением принципа рациональности. Проникновение науки во все сферы жизни - это свидетельство универсальной рационализации современного общества.

По сравнению с Карлом Марксом, Макс Вебер уделял гораздо меньше внимания классовом конфликта и влиятельные экономики на общественную жизнь. В книге "Протестантская этика и дух капитализма" (и904-и906) он исследовал взаимосвязи между социальной организацией и религиозными ценностями. Вера побудила протестантов к самоотверженному труду, бережливости, личной ответственности за свой жизненный путь. Эти качества способствовали развитию современного капитализма. Капитализм, по мнению ученого, сформировался и распространился в процессе развития науки, современной технологии, бюрократии и рационализации общества.

Одним из самых влиятельных теоретиков социологии, оставивших выдающийся след в ее истории, является Макс Вебер (1864-1920). Становление концепции исторической социологии, к которой немецкий социолог продвигался на протяжении всего своего творческого пути, было обусловлено довольно высоким уровнем развития современной ему исторической науки, накоплением ею большого количества эмпирических данных о социальных феноменах во многих обществах мира. Именно пристальный интерес к анализу этих данных помог Веберу определить свою основную задачу – сочетать общее и специфическое, выработать методологию и понятийный аппарат, с помощью которого можно было бы упорядочить хаотический разброс социальных фактов. Труды Вебера представляют собой удивительный по широте охвата и смелости обобщений сплав исторических изысканий и социологической рефлексии.

Если мысль Маркса можно считать освобождением от эзотерически-идеалистической философии и мелкобуржуазного провинциализма небольших германских государств, что, в значительной мере, сделало его всемирным провозвестником социализма, то творчество Макса Вебера интеллектуально и эмоционально очень тесно связано с новой, уже не раздробленной, а объединенной канцлером Бисмарком Германией – молодом и полном амбиций национальным государством.

С полной ответственностью можно утверждать, что развитие обществоведческой мысли в ХХ веке шло под влиянием интеллектуального наследия двух титанов науки: Карла Маркса и Макса Вебера.

Известность Веберу принесла работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1904). Основное внимание Вебера в этой и других работах по хозяйственной этике было направлено на изучение культурного значения современного капитализма, т. е. его интересовал капитализм не как экономическая система или результат классовых интересов буржуазии, а как повседневная практика, как методически-рациональное поведение.

Единственным в своем роде признаком современного западного капитализма Вебер считал рациональную организацию формально свободного труда на предприятии. Предпосылками этого стали: рациональное право и рациональное управление, а также интернационализация принципов методически-рационального поведения в рамках практического поведения людей. Поэтому он понимал современный капитализм как культуру, крепко укоренившуюся в ценностных представлениях и мотивах действий и во всей жизненной практике людей его эпохи.

Важным вкладом Вебера в социологии было введение понятия «идеальный тип». «Идеальный тип» представляет собой искусственно, логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена (например, идеально типическое военное сражение должно включать в себя все основные компоненты, присущие реальному сражению, и т. п.).

Современная американская социология сформировалась в значительной степени благодаря развитию веберовской концепции свободы от ценностных суждений. Однако сам Вебер не отрицал полностью значение оценок. Он лишь считал, что процедура исследования разделяется на три этапа. Ценности должны фигурировать в начале и в конце исследования. Процесс же сбора данных, точное наблюдение, систематическое сравнение данных должны быть беспристрастны. Веберовское понятие «отнесение к ценности» означает, что исследователь производит отбор материала на основе современной ему системы ценностей.

Основа социологической теории Вебера – это концепция социального действия. Он отличал действие от чисто реактивного поведения. Его интересовало действие, включающее мыслительные процессы и осуществляющее посредничество между стимулом и реакцией: действие имеет место в том случае, когда индивиды субъективно осмысливают свои поступки.

В трудах Вебера блестяще исследованы феномены бюро­кратии и всеподавляющей прогрессирующей бюрократизации («рационализации») общества. Важная категория, введенная Вебером в научную терминологию, – «рациональность». Рационализация, по Веберу, это результат воздействия нескольких феноменов, несших в себе рациональное начало, а именно - античной науки, особенно математики, дополненной в эпоху Возрождения экспериментом, экспериментальной наукой, а затем и техникой. Здесь же Вебер выделяет рациональное римское право, которое получило на европейской почве дальнейшее развитие, а также рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства. Фактором, который позволил как бы синтезировать все эти элементы, явился протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства, поскольку экономический успех был возведен протестантской этикой в религиозное призвание.

Так сложился современный индустриальный тип общества, который отличается от традиционных. А главное его отличие – в том, что в традиционных обществах отсутствовало господство формально-рационального начала. Формальная реальность – это то, что исчерпывается количественными характеристиками. Как показывает Вебер, движение в направлении формальной реальности – это движение самого исторического процесса.

Наиболее известным произведением М. Вебера является «Хозяйство и общество» (1919).

М. Вебер является основоположником «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в 70-е гг. в своеобразный «веберовский ренессанс».

В качестве необходимой предпосылки социологии Вебер ставит не «целое» (общество), а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно Веберу, общественные институты – право, государство, религия и т. д. – должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентированы на них в своих действиях. Он отрицал идею, что общество первичнее составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действий отдельных людей. В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера.

Но Вебер не остановился на крайнем индивидуализме. Неотъемлемым моментом социального действия он считает «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его других индивидов». Без этого введения, т. е. ориентации на другое действующего лицо или социальные институты общества, его бы теория осталась классической «моделью робинзонады», где в действиях индивида нет никакой «ориентации на другого». В этой «ориентации на другого» получает свое «признание» и «социально общее», в частности «государство», «право», «союз» и т. д. Отсюда «признание» – «ориентация на другого» – становится одним из центральных методологических принципов социологии Вебера.

Социология, по Веберу, является «понимающей» , поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия человека обретают характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). Понимание мотивации, «субъективно подразумеваемого смысла» и отнесение его к поведению других людей – необходимые моменты собственно социологического исследования, отмечал Вебер.

Предметом социологии должно, по мнению Вебера, стать не столько непосредственное поведение, сколько его смысловой результат. Ибо характер массового движения в значительной мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие массу индивиды.

Перечисляя возможные виды социального действия, Вебер указывает четыре: целерациональное; ценностно-рациональное; аффективное; традиционное.

1. Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны. Деятель рассчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой мере их можно использовать для своей цели и т. д.

2. Ценностно-рациональное действие подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо другую, иначе понимаемую безусловно собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как такое независимо от успеха.

3. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта.

4. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

Как отмечал Вебер, описанные четыре идеальных типа не исчерпывают собой всего многообразия видов ориентации человеческого поведения. Однако их можно считать самыми характерными.

Стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности, нашедшая свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом и, что очень важно, германском обществе с его рациональным хозяйствованием (рационализация труда, денежного обращения и т. д.), рациональной политической властью (рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией (протестантизм).

Макс Вебер, безусловно, - один из самых выдающихся социологов и философов двадцатого века и на ряду с Карлом Марксом и Эмилем Дюркгеймом является одним из основоположников социологической науки. Он внес огромный вклад в развитие как социологической, так и других дисциплин, заметно обогатил социологическую терминологию, пополнив ее такими понятиями, как "социальное действие" и "идеальный тип", и выдвинул множество теорий, поднявших социологию на новый уровень. Одной из самых известных и значимых из них считается идея "понимающей социологии". Именно она повлияла на полное переосмысление самого понимания социологами общества и их к нему отношения, не проложила новую дорогу развития социологической науки, но и развила множество других идей и теорий, возвысив Вебера до уровня величайших социологов всех времен и народов. В чем же уникальность и ценность данной методики познания общества, мы попытаемся разобраться в нашей работе.

Итак, понимающая социология - один из методов познания общества, выдвинутый Максом Вебером, суть которого заключается в изучении индивида путем объяснения его действий, поиска возможных мотивов его поступков. В более широком смысле - это одно из основных направлений социологии, связанное с ориентацией на преодоление ее натуралистических установок и позитивистской идеологии. На формирование идеи понимающей социологии преимущественно повлияла идея позитивизма, выдвинутая О.Контом и господствующая в социологии во время ее изучения Вебером, а также тот факт, что ученый первый заметил и подробно описал разницу между естественными и социальными науками. Если целью первых стоит выявление новых единых законов для общего случая (основной принцип позитивизма), то предметом изучения социологии Вебер считает частные случаи, независимые от истории. Поэтому в его глазах задача социолога - не наблюдать за людьми и делать выводы, исходя лишь из этих наблюдений, а ставить себя на место человека и пытаться понять его и причины тех или иных его действий. Так что нет ничего удивительного в том, что методика названа "понимающей" и относится к "антипозитивистским" методам познания общества. Очень важным аспектом понимающей социологии является само понимание Вебером общества. Он считает, что общество - это не нечно целое и неразрывное, а лишь структура из отдельных элементов - индивидов, поэтому социология должна изучать только индивидов по-отдельности, а не общество в целом, ведь именно они являются творцами социальной реальности, они имеют чувства и волю и создают общество, а не являются его безвольными элементами. Переплетение этих соотнесений (то есть попытки понять мотивы социальных действий вместо пассивного наблюдения плюс отношение к обществу, как к целому, образованному конкретными индивидами, обладающими свойственными только им качествами и особенностями) сам Вебер называет "смысловой связью поведения".

Чтобы понять и правильно оценить те или иные поступки человека, Вебер вводит несколько понятий-помощников, служащих средством "ценностно-независимого" исследования, важность которого очень подчеркивалась в трудах Вебера. Одним из них является термин "идеальный тип". Идеальный тип по Веберу - это некая теоретическая конструкция, созданная для выджеления основных критериев оценки социального действия. То есть идеальные типы - это некие утопии, не существующие в действительности, но позволяющие оценивать реальные поступки. Самым известным примером идеальных типов можно назвать предложенные Вебером идеальные типы государства: первый - рациональный тип, представляющий собой рационально выгодные взаимоотношения господствующих и подчиненных; второй - традиционный тип, основанный прежде всего на уже существующих и устоявшихся традициях и обычаях; и третий - харизматичный тип, в основе которого лежат личные качества обладателей власти, их способность привлечь внимание, увлечь людей за собой (это основатели мировых религий, выдающиеся полководцы и политики). Конструкция идеальных типов должна служить помощником в определении мотивов и целей тех или иных поступков индивида, а также помочь дать оценку социальной действительности.

Также одним из важнейших "инструментов" понимающей социологии является понятие социального действия. Социальное действие - это действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него; то есть по сути социальное действие - это и есть объект изучения понимающего метода. Вебер делит его на четыре типа, основанных на степени рациональности и адекватности поведения индивидов: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. Целерациональное действие - в наибольшей степени рациональный тип поведения, соотносящийся с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими достижение именно этой, а не какой-то иной цели; ценностно-рациональное действие - действие, при котором важнейшую роль для индивида играет сам поступок, его совершение; традиционное действие представляет собой следование тем или иным моделям поведения, уже сложившимся в обществе традиционно и не подвергающимся переосмыслению; наконец, аффективное действие - действие, совершаемое под воздействием каких-либо сильных эмоций, наименее осмысленное из всех.

Сам Вебер считает, что в современном обществе преобладают рациональные типы социального поведения. Он объясняет свою позицию таким понятием, как рационализация - процесс, благодаря которому общество прогрессирует. Благодаря рационализации, которая свойственна индустриальному обществу, понимающая социология становится еще более осмысленной, потому что каждое действие человек просчитывает, а значит появляется возможность классифицировать поведение людей, понять его изнутри. Мы можем наблюдать, что процесс рационализации усилился на примере бюрократии, которая занимается решением организационных вопросов общих случаев, но никак не частных. Бюрократические методы управления имеют множество преимуществ, так устраняют «хаус», но, с другой стороны, крадут время. Рационализация проявляется практически во всех сферах социума: в экономике, - расчет и организация производства производится оценивающими процедурами, в религии - мистическое постепенно заменяется личной ответственностью, в политике - появлением регулярной партийной машины, в науке - появлением больших научных команд, где каждый действует как налаженный механизм, а не исследует в одиночку, а также в моральном поведении - установлением традиционного воспитания. Таким образом, веберовская рационализация приводит к тому, что мы отчетливее видим мотивы, движущие поведением людей.

Согласно Веберу, все социальные действия совершаются людьми в соответствии с принадлежностью к социальным организациям: классовой, сословной и партийной. Классовая принадлежность определяется уровнем дохода человека и условиями его жизни. Интересно, что, если возможности будут меняться в ту или иную сторону, реакция на происходящее у людей из одного класса будет схожей. Этот феномен М. Вебер назвал «массовидным». В сословия люди попадают по сходному образу жизни, то есть они больше ориентируются друг на друга, поступают «сообща», а не поодиночке и чувствуют единство, потому что их действия осознанны, и в свое окружение они ищут похожих людей. В партии люди группируются еще более осознанно и ориентируются не на какие-то общие представления, а на свои собственные, которые создают и изменяют. Таким образом, принадлежность к одному из этих образований диктует человеку определенный тип поведения, а значит и социального действия.

Понимание социального действия Вебером полностью отличается от смысла, которое в это понятие вкладывал его коллега, другой выдающийся социолог Эмиль Дюркгейм. Категория социального действия, которая исходит из понимания мотивов каждого человека, - это тот главный пункт, в котором мысли Вебера о социологии отличаются от размышлений Э. Дюркгейма. В противоположность Дюркгейму он считает, что ни те или иные формы коллективности, нм общество в целом никогда не являлось и не является субъектом социального действия; коллективы же представляют собой лишь производные от составляющих их индивидов, они являются не самостоятельными структурами, а просто способами организации работы отдельных индивидов. вебер понимающий социология познание

Очень важно понимать роль социального действия в развитии понимающего метода, ведь именно при отнесении поступка индивида к определенному виду соц. действия появляется возможность понять его мотивы и цели, что и является основной задачей рассматриваемого нами метода. Немаловажен в развитии понимающего метода и тот факт, что Вебер - первый социолог, обнаруживший разницу между социальными и научиными дисциплинами именно в социологическом смысле. Открытие Вебером различий между изучением общества с помощью естественных и социальных наук не только оказало огромное влияние на формирование понимающего метода, но и помогло определить его причинность, то есть вероятность совершения индивидом того или иного действия, а также зависимость его решений от различных факторов. В связи с этим можно сказать, что общество не является "жертвой истории", а, наоборот, имеет множество возможностей. Чтобы разграничить причинность в естественных и социальных науках, он вводит понятие «адекватной причинности» применительно к последним. Говоря простыми словами, ее цель - установить степень вероятности того, что при событии x наступит событие у. При рассмотрении социологии в таком ключе сначала может показаться, что отсутствие абсолютности делает социологию бессмысленной, однако Вебер считает, что главная ее суть как раз заключается в том, что события вероятны, что тот или иной случай - это по сути совокупность вероятностей, а человеческое общество, как мы уже говорили, - не что-то исторически неизбежное, а динамически развивающийся организм.

Итак, изучив все факты и особенности понимающего метода, можно сделать вывод, что, социология является наукой о социальном поведении, пытающаяся объяснить его и понять, и во многом это заслуга именно Вебера и его понимающего метода. Изучив все вешеперечисленное, можно сделать несколько выводов:

  • 1) социальное поведение показывает внешнюю и внутреннюю позицию, которая ориентирована на совершение поступка или отказ от него;
  • 2) поведение является социальным, когда оно соотносится с поведением других людей;
  • 3) основной целью "понимающей социологии" является определение мотивов, которые управляют людьми в тех или иных ситуациях.

Заключение

В заключение хочется еще раз заметить, что Вебер - один из самых выдающихся ученых за всю историю социологии. Его метод понимающей социологии не только заставил пересмотреть отношение к обществу и направил внимание социологов на личность человека, на его чувства и внутренние качества, но и заложил основы других его версий: феноменологической социологии, этнометодологии, когнитивной сициологии и многихъ других методик. Именно благодаря Веберу к человеку начинают прислушиваться, пытаются не просто осудить, но понять его, встать на его место. Что касается нас, мы считаем, что теория понимающей социологии является самой верной методикой познания общества, потому что в первую очередь учит гуманности, отрицает необдуманно сделанные категоричные выводы и, наоборот, призывает к попыткам разобраться в ситуации и понять мотивы действий человека. французский социолог Р. Арон говорил: "Творчество Вебера, как и всех великих мыслителей, настолько богато и двусмысленно, что каждое новое поколение прочитывает его, изучает и истолковывает по-разному", и с этими словами, как и с огромным вкладом в социологическую науку, седланным Вебером, невозможно не согласиться.

Библиография

  • 1. Вебер М. Класс, сословие, партии (фрагменты). - Личность. Культура. Обществе 2003, Вып. 1-2 (15-16). - М. 2003, - С. 140
  • 2. 2. Вебер М. Избранные произведения. - М.: «Прогресс», 1990. - С. 496.
  • 3. 3. Вебер М. Избранные произведения. - М.: «Прогресс», 1990. - С. - С. 623-624.
  • 4. 4. Некрасов А.И. Социология. - Х.: Одиссей, 2007. - 304 с.
  • 5. 5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М.: Центр, 2008. - 224 с.
  • 6. 6. Волков Ю.Т., Мостовая И.В. Социология - М.: Гардарики, 2007. - 432 с.

Макс Вебер (1864-1920) — выдающийся социолог конца XIX — начала XX в. При изучении общества, считал М. Вебер, нужно исходить из того, что человеческое поведение сознательно и требует не внешнего описания, а понимания. По϶ᴛᴏму человеческое поведение должно исследоваться социологией не методом интуитивного «вчувствования», а посредством рационального понимания того смысла, кᴏᴛᴏᴩый действующие индивиды вкладывают в ϲʙᴏи действия. Следовательно, ключевым аспектом социологии будет изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основе человеческого поведения. Процедуру постижения смысла Вебер обозначил категорией «понимание» (Verstehen) Стоит заметить, что он предложил концепцию понимания как метод, предваряющий и делающий возможным социологическое объяснение. Этот метод состоит по сути в том, что социолог мысленно старается стать на место других людей и понять рациональные причины их поступков. В отличие от Дюркгейма Вебер считает, что социологи должны исследовать не формы коллективности, а индивида. Именно индивид, а не надындивидуальное «коллективное сознание» будет подлинным субъектом социального действия. Это не элемент самодовлеющей социальной реальности, а активный ее творец, обладающий разумом и волей. По϶ᴛᴏму изучать общество — значит изучать индивидов, исследовать мотивы их поступков, искать их рациональное объяснение. Отсюда следует, что социология должна стать строго рациональной наукой о смысле социального действия и оперировать специальными понятийными конструкциями, кᴏᴛᴏᴩые позволили бы ей выделить ϶ᴛᴏт смысл.

Не стоит забывать, что важнейшим методологическим инструментом в арсенале Вебера будет понятие идеального типа. Идеальный тип - ϶ᴛᴏ теоретическая конструкция, предназначенная для выделения основных характеристик социального феномена. Стоит заметить, что она не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. Можно сказать, что идеальные типы — исследовательские «утопии», не имеющие аналогов в действительности.
Понятие идеального типа дает возможность изучения конкретных исторических событий и ситуаций, выполняя роль измерительной планки, с помощью кᴏᴛᴏᴩой социологи могут оценивать фактические события.

Конструкция идеальных типов, по замыслу Вебера, должна служить средством «ценностно-независимого» исследования. В ϲʙᴏих трудах Вебер подчеркивал необходимость разработки социологии, ϲʙᴏбодной от оценочных суждений.

Исследуя социальное действие, Вебер пользуется конструкцией идеального типа действия — целерационального. Рассматривая целерациональное действие как методологическую основу социологии, он показывает, что предметом социологии должен быть индивид как субъект осмысленного целеполагания. При этом эмпирическое социальное действие не будет полностью целерациональным, оно содержит и элемент иррационального, обусловленный психологией индивида.

Вебер внес значительный вклад в изучение религии и ее места в обществе, исследовал феномен власти и дат ϲʙᴏю типологию форм господства. При этом исследователи отмечают, что, несмотря на колоссальную широту охвата конкретного материала и обилие теоретических концепций и разработок в самых различных сферах общественной жизни, основным предметом веберовских исследований будет капитализм, причем взятый не водном измерении, а в его культурно-исторической целостности, воплощающей все многообразие его измерений и потому представляющий собой не просто политэкономическое понятие, а в большей степени культурно-социологическое.

Основным трудом, в кᴏᴛᴏᴩом нашли отражение веберовские исследования капитализма, его сущности, происхождения и влияния на общественное развитие, будет «Протестантская данныека и дух капитализма», где Вебер четко выражает адекватность духа капитализма и духа протестантизма. Значение ϶ᴛᴏй работы трудно переоценить, поскольку веберовское понимание феномена западноевропейского капитализма с его «духом формальной рациональности и индивидуализма» стало фундаментом для анализа капитализма и исследования путей развития человечества в целом, так как он первый зафиксировал важность культурно-данныеческих установок протестантизма для капиталистического развития Запада. Несмотря на то что дискуссии вокруг веберовской концепции капитализма продолжаются по сей день (по мнению некᴏᴛᴏᴩых ученых, например П. Бергера, Вебер недооценил силу капиталистического развития в непротестантских странах и цивилизациях), научная ценность творческого наследия Вебера не может быть оспорена и подтверждается множеством научных разработок и трудов, апеллирующих к идеям и научным положениям, выдвинутым данным великим немецким социологом.

Социология М. Вебера

Макс Вебер (1864-1920) — немецкий экономист, историк, крупнейший социолог. В наибольшей степени известны его работы «Методология социальных наук» (1949) и «Протестантская данныека и дух капитализма» (1904) Проявлял интерес к социальным и политическим делам Германии. Его взгляды были критическими, либеральными, антиавторитарными, антипозитивистскими, по϶ᴛᴏму его социология называется «понимающей».

Вебер вводит в социологию понятие «идеального типа». Последние представляют собой фундаментальные обществоведческие понятия, нс являющиеся копией социальной действительности, но сконструированные из элементов ϶ᴛᴏй действительности в качестве метода ее познания. Идеальный тип (определение) должен ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать требованиям формальной логики. Задача социологии заключается в выработке таких идеальных типов: социальное действие, власть, государство, народ, справедливость и другие. Социальная действительность оценивается данными идеальными типами и тем самым познается. В частности, Вебер полагал, что «общественно-экономическая формация» Маркса представляет собой не конкретное общество, а идеальный тип.

Предмет социологии по Веберу

Предметом социологии Вебер считал социальную деятельность (поведение) Отметим, что тем самым он выступал против изучения общественных сфер, государства, общественного организма вне деятельности людей. «Социальным, — повествовал Вебер, — мы называем такое действие, кᴏᴛᴏᴩое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него». Вебер выделил следующие идеальные типы идеальных социальных действий: 1) целерациональное (осуществляется под влиянием четко поставленной цели), 2) ценностнорациональное (побуждается ка- кой-либо ценностью), 3) традиционное (ориентировано на обычай), 4) аффективное (под влиянием чувств) В отличие от марксизма, кᴏᴛᴏᴩый ориентируется на объективный результат деятельности людей, Вебер акцентирует внимание на смысле — мотиве деятельности людей, причем деятельности типичной.

Не стоит забывать, что важнейшей идеей Вебера будет неуклонная рационализация всей общественной жизни, выступающая признаком ее развития. Это сопровождается усилением роли научного знания во всех сферах общественной жизни. Переход от аграрного (доиндустриального) к индустриальному обществу связан у Вебера с возрастанием рационализации общественных действий (общественного бытия) на базе бюрократически-целерациональных методов управления:

  • в экономике (организация фабричного производства бюрократически-рациональными методами);
  • в политике (упадок традиционных норм поведения и возрастание роли партийной бюрократии);
  • в праве (замена произвольного судебного процесса юридическими процедурами на базе универсальных законов) и т. п.

Вебер занимался также проблемой управляемости людьми, власти и господства (политической власти, т. е. власти государственной) В случае если власть - ϶ᴛᴏ способность одного субъекта подчинять себе поведение другого субъекта, то господство - ϶ᴛᴏ способность одного должностного лица отдавать приказы другому человеку на базе властных полномочий (законов), делегированных ему государством. Не стоит забывать, что важнейшим условием господства как отношения между управляющим и подчиненным будет легитимность распоряжения, т. е. его (1) ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие законности и (2) вере подчиненного, что ϶ᴛᴏ распоряжение действительно ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует законности. Вебер выделяет три типа легитимности:

  • легально легитимный, при кᴏᴛᴏᴩом люди подчиняются распоряжениям потому, что они, по видимости, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют их интересам и существующим в обществе законам (в демократическом обществе);
  • харизматический , при кᴏᴛᴏᴩом распоряжения выполняются, поскольку исходят от вождя — лидера, лучше знающего, что нужно делать (например — в СССР — распоряжения Сталина);
  • традиционный , при кᴏᴛᴏᴩом, исполнение происходит вследствие традиций, освященных временем (например, смена монархов)

Вебер утверждает, что социология должна исходить из ϲʙᴏего принципиального отличия от естественных наук. В случае если естествознание имеет дело с бессознательными явлениями, то обществознание — со смысловыми. Люди совершают ϲʙᴏи действия под влиянием каких-то сознательных побуждений и ориентируясь на других. Социология не может открывать объективные законы социальной жизни (что считается главной задачей в марксизме) Социология не может давать научных прогнозов по типу тех, кᴏᴛᴏᴩые дает естествознание (затмение Солнца и т. п.), но она может предлагать вероятностные сценарии развития обществ.

Не стоит забывать, что важнейшей процедурой социолога будет интерпретация социальной деятельности, результатов конкретно-социологических наблюдений. Стоит заметить, что она предполагает наличие в сознании социолога каких-то критериев (ценностей) и установок для отбора и оценки эмпирического материала. Участвуя в отборе и оценке эмпирического материала, социолог, по сути, конструирует ϲʙᴏи оценки, в кᴏᴛᴏᴩые входят его установки. Оценка становится субъективной, по϶ᴛᴏму встает вопрос о ее объективности, непредвзятости, истинности. Вебер считает, что такие ценности (и установки) социолога должны выражать интересы эпохи, т. е. ведущие цели, к кᴏᴛᴏᴩым стремятся элиты и народы. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что Вебер отказывается от позитивистского и марксистского подхода к анализу социальной действительности. Материал опубликован на http://сайт

Лучшие статьи по теме