Для школьников и родителей
  • Главная
  • Из бумаги
  • Пастернак до самой сути. Борис Пастернак Во всем мне хочется дойти до самой сути… Сборник. Образы и символы

Пастернак до самой сути. Борис Пастернак Во всем мне хочется дойти до самой сути… Сборник. Образы и символы

Борис Пастернак


Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.


До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.


Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.


О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.


О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.


Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.


Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.


В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.


Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.


Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.10.2014. ***
  • 27.10.2014. Во всем мне хочется дойти до самой сути.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Борис Пастернак

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.

Анализ стихотворения Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»

Философская лирика Бориса Пастернака весьма богата и разнообразна. Однако, как и многие его предшественники, автор постоянно возвращается к теме роли поэта в современном обществе. Правда, в отличие от многих других авторов, Пастернак выводит собственную формулу успешности литератора, которая включает в себя не только поэтический дар и умение рифмовать слова, но и способность тонко чувствовать окружающий мир.

В 1956 году Борис Пастернак написал стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», которое по праву можно считать литературным кредо поэта. В этом произведении он изложил свои взгляды на то, какой должна быть поэзия, и почему лично себя он не считает талантливым литератором, хотя и стремится к совершенству . С первой строчки стихотворения становится ясно, что через творчество Пастернак учится познавать суть вещей, используя слова для того, чтобы максимально точно и полно выразить свои мысли. Поэт признается, что его произведения строятся на глубинном анализе явлений и поступков, так как он ставит перед собой задачу жить, «все время схватывая нить судеб, событий». Однако если понять простые вещи автору удается без труда, то в вопросах человеческих чувств он ощущает себя дилетантом. Не потому, что не умеет их правильно трактовать, а из-за того, что не может выразить их простыми и доступными для общего понимания словами. Поэт пишет о том, что его заветная мечта – написать «восемь строк о свойствах страсти». Но так, чтобы каждый, кто их прочтет, смог не только понять, но и прочувствовать, то, что ранее пережил автор. Пастернак сетует на то, что ему это неподвластно. Он не дает ответа на вопрос, почему, однако отмечает, что с радостью бы «разбивал стихи, как сад», в котором бы росли душистые липы. Кроме этого, поэт бы внес в свои стихи «дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты».

Таким образом, Пастернак убежден, что быть настоящим поэтом – это, в первую очередь, чувствовать себя часть природы, которая для всех без исключения творческих людей является источником вдохновения . По мнению автора, лишь через познание окружающего мира можно достичь внутренней гармонии, и тогда заветные слова, требуемые для того, чтобы выразить свои чувства, найдутся сами собой. Однако для этого необходимо не только постоянно постигать суть вещей, но и чувствовать малейшие изменения в окружающем мире, уметь им искренне восхищаться, как делали это многие поэты 19 века.

Пастернак никогда не считал себя непревзойденным пейзажным лириком. Тем не менее, стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» свидетельствует о том, что, что автор не прочь воспевать в своих произведениях такую переменчивую, непредсказуемую и полную неразгаданных тайн природу. Автор отмечает, что ему хотелось бы в поэзии стать Шопеном, который с помощью музыки умел передавать в своих этюдах « живое чудо фольварков, парков, рощ, могил». Но при этом сам Борис Пастернак прекрасно понимает, что таким бесценным даром обладают лишь избранные. Причем, далеко не каждому, кто наделен способностью жить в гармонии с окружающим миром, удается поведать об этом другим, создавая по-настоящему волнующие картины, музыкальные произведения или же стихи.

Автору не понаслышке знакомы муки творчества, когда за рифмованными фразами, приятными для слуха скрывается пустота. Чтобы наполнить стихи смыслом, необходимо докопаться до сути вещей, пропустить полученные знания через собственную душу и, в прямом смысле слова, выстрадать свое произведение, отточив в нем каждое слово. Поэтому свои стихи он сравнивает с натянутой тетивой тугого лука, которая может оборваться в любой момент на полуслове только потому, что не хватит сил и умения ее удержать.

Стихотворение “Во всем мне хочется дойти…” – образец философской лирики Бориса Пастернака. В этом произведении поэт пытается самоидентифицироваться и найти формулу, выражающую его внутреннее “я”. Эта работа — своеобразный манифест, занявший центральное место в сборнике “Когда разгуляется”.

Произведение “Во всем мне хочется дойти…” было написано в 1956 году. Книгу, в которую вошло данное стихотворение, издали только после смерти автора — в 1961 году.

Это произведение создано в сложный период, когда личность Пастернака воспринималась неоднозначно. Его обвиняли в уклонении от общей единой идеологии и тщательно отыскивали в строках антисоветские интонации. Нобелевская премия 1958 года значительно усилила травлю. По сути, поэтические опусы оказались единственным шансом высказать сокровенное и наболевшее чувство тоски.

Жанр, направление и размер

Как уже было замечено, стихотворение относится к философской лирике. Вряд ли возможно отнести это произведение к определенному направлению. Проанализировав отдельные средства художественной выразительности, можно сделать вывод, что здесь присутствуют черты акмеизма, т. к. вещи называются своими именами, а главная особенность – семантическая однозначность и точность. Еще в первой строфе, обозначая, что лирическому герою “во всем… хочется дойти до самой сути”, понятие “все” далее раскрывается: “В работе, в поисках пути, / в сердечной смуте…”. В этом стихотворении не встречается метафизических абстракций и тщательно выверенной музыкальности, свойственной символизму, а также зауми и гиперболизации, к которым часто прибегали представители футуризма. Пастернак в определенный период творчества относился к организации “Центрифуга” и в его поздних стихах также заметна основная идея их манифеста: возвеличить искусство, превратив его в нечто вечное. Однако, как мне кажется, если рассматривать конкретное стихотворение, то в его афористичной простоте можно найти именно акмеистическую интонацию.

Ритмический рисунок “Во всем мне хочется дойти…” создается чередованием четырехстопного и двустопного ямба, а также мужской и женской рифмы.

Композиция

Композиция крайне проста. Первая строфа задает общий тон и формулирует главную идею стихотворения. Далее поэт разворачивает свою мысль, осознавая беспомощность поэтического слова, в которое невозможно вместить все тонкости окружающего и внутреннего мира.

Завершает основную мысль последняя строфа, где подчеркивается двоякая природа любого высокого искусства: “игра и мука”.

Образы и символы

  1. Пастернак обращается к теме классической музыки, которая не только бессмертна, но и способна охватить своей энергией множество жизненных деталей и красот. Шопен становится олицетворением идеала, впитывающего силу бытия и выражающего ее посредством звуков.
  2. Образ натянутой тетивы – это музыкальная стройность произведения искусства, отражающего величие жизни.
  3. Поэтический мир преобразуется в сад, наполненный цветением, запахами растений и звуками грозы – это то, что роднит данное стихотворение с символизмом, стремящимся создавать образы, затрагивающие все органы чувств.
  4. Темы и настроение

    Основная тема – это поиск формулы создания произведения искусства. Поэт осознает, что достигнуть совершенства возможно только постигнув тайну природы и всего живого. Это стихотворение — своеобразный вывод из всего творчества Пастернака. Осмысливая тему создания поэтического идеала, автор затрагивает и другой вопрос – невозможность выразить детали жизни словом, поэтому настроение произведения пропитано сожалением. Данную мысль подтверждает возглас: “О, если бы я только мог…”.

    Также автор раскрывает тему поэта и поэзии, и в его парадигме мышления поэт – заложник поэзии, ведь в словах он не всегда может докопаться до сути, остается горькое и невыразимое нечто, что не может вырваться из души в смирительной рубашке слова.

    Основная идея

    Главная мысль – стремление разгадать тайну жизни и насытить ею каждый звук стихотворения. Лирический герой желает вывести законы и общую формулу творческого идеала. Образцом служит Шопен, сумевший вложить в свои этюды “живое чудо”.

    Смысл творческой жизни Пастернака – дойти до предела поэтических возможностей, выжать из слова все смыслы и краски и подарить читателю, чтобы он почувствовал каждую интонацию, понял каждую выбоину между строк.

    Средства художественной выразительности

    В данном стихотворении Пастернак исповедует философию простоты, поэтому, как и композиционно, так и художественно произведение устроено без лишних оригинальностей и метафорических узоров.

    Лирический герой называет вещи своими именами, конкретно обозначая средства, при помощи которых он бы смог достигнуть совершенства. Эпитеты очень конкретны: “сердечная смута”, “натянута тетива” и др. В центре масштабное сравнение поэзии с цветущим садом. Для создания звукописи поэт использует аллитерацию.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Во всем мне хочется дойти до самой сути». Все послевоенные годы были заполнены для Пастернака напряженным, сосредоточенным трудом. Он был не только гениально одаренным человеком, но и чрезвычайно усердным, преданным делу работником.

Поэзия Бориса Леонидовича Пастернака была ошеломляющим напо­минанием о жизни, которая не нуждается в славословиях, и изо всех сил хочет был ь выраженной в слове. Усилия поэта, его суть были направлены на то, что­бы создать «образ мира, в слове явленный».

Борис Леонидович Пастернак не всегда был доволен собой. Он был очень самокритичен. Поэтому поэт дает объяснения - почему не нравится ему его стиль до 1940 года: «Слух у меня тогда был испорчен выкрутасами, ломкою всего привычного, царившими кругом. Все нормально сказанное от­скакивало от меня. Я забывал, что слова сами по себе могут что-то заключать и значить, помимо побрякушек, которыми их увешали… Я во всем искал не сущности, а посторонней остроты».

Это важное признание шестидесятилетнего поэта имеет смысл сопоста­вить с его стихо творением примерно этой же поры:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте,

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все стихотворение - перечень того, что хотел бы выразить, бывающий «в работе, в поисках пути, в сердечной смуге». А выразил он в ре зультате - мир, нечто необъятное, бесконечно разнообразное.

Для того, чтобы добиться стиля, чуждого «посторонней остроты», нужно было пройти Борису Пастернаку весьма сложный путь творческого разви тии, исполненный поисков, потерь, находок.

Стремление к простоте не означало для поэта упрощения. Ведь в поня­тие простоты Пастернак включал не только ясность и понятность, но и есте­ственность. Эта проделанная им эволюция была естественным путем худож­ника, желающего во всем дойти «до самой сути».

Важно было, стремясь к новому, чуждающемуся «посторонней остроты» стилю, не упустить, не утратить все то лучшее, что было поэту свойственно в его раннем творчестве.

На протяжении жизни Борис Пастернак проделал несколько творческих циклов, несколько витков вверх по спирали постижения природы, общества, духовного мира личности. В свою очередь, такие же циклы, такие же витки по спирали совершает общество в постижении поэта.

Наследие Бориса Леонидовича Пастернака законно входит в сокровищ­ницу русской и мировой культуры нашего века. Знание этого наследия стано­виться насущной необходимостью, упоительным чтением и поводом для раз­думий над основными вопросами человеческого бытия. Людям всегда будет нужна его одухотворенная, чудесная и полная жизни поэзия.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Борис Пастернак

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.
1956 год

В 1956 году Борис Пастернак написал стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», которое по праву можно считать литературным кредо поэта. В этом произведении он изложил свои взгляды на то, какой должна быть поэзия, и почему лично себя он не считает талантливым литератором, хотя и стремится к совершенству. С первой строчки стихотворения становится ясно, что через творчество Пастернак учится познавать суть вещей, используя слова для того, чтобы максимально точно и полно выразить свои мысли. Пастернак убежден, что быть настоящим поэтом – это, в первую очередь, чувствовать себя часть природы, которая для всех без исключения творческих людей является источником вдохновения.

Пастернак никогда не считал себя непревзойденным пейзажным лириком. Тем не менее, стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» свидетельствует о том, что, что автор не прочь воспевать в своих произведениях такую переменчивую, непредсказуемую и полную неразгаданных тайн природу. Автор отмечает, что ему хотелось бы в поэзии стать Шопеном, который с помощью музыки умел передавать в своих этюдах « живое чудо фольварков, парков, рощ, могил». Но при этом сам Борис Пастернак прекрасно понимает, что таким бесценным даром обладают лишь избранные. Причем, далеко не каждому, кто наделен способностью жить в гармонии с окружающим миром, удается поведать об этом другим, создавая по-настоящему волнующие картины, музыкальные произведения или же стихи.

Лучшие статьи по теме