Для школьников и родителей
  • Главная
  • Из бумаги
  • Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Солнечный удар. Солнечный удар бунин Аргументы из произведения солнечный удар

Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Солнечный удар. Солнечный удар бунин Аргументы из произведения солнечный удар

>Сочинения по произведению Солнечный удар

Разум и чувства

Разум и чувства - две составляющие души человека, которые зачастую вступают в конфликт друг с другом. Разум отличается холодностью, а чувства - горячностью. И. А. Бунин написал много рассказов о несчастной, несостоявшейся любви, где искренние чувства сталкиваются с безжалостными обстоятельствами. Одним из таких произведений является рассказ «Солнечный удар». В нем автор показал притяжение душ, духовную близость, тяготение тел на фоне непреодолимых препятствий.

Главная героиня - замужняя дама, а, как известно, связь с другим человеком в таком положении считается запретной и даже греховной. Главный герой - одинокий поручик, а познакомились они на теплоходе, следующем в Анапу. Чувства захлестнули их с неминуемой силой, как «солнечный удар», так что противостоять им не представлялось возможным. Они провели вместе один вечер, а наутро расстались, как ни в чем не бывало. На самом деле, любой хоть и маленький случай обязательно оставляет след в жизни каждого здравомыслящего человека.

Бунин, наверное, первый русский классик, переосмысливший схему верной, отчаянной любви. Он ставил на первое место не платонические отношения, а страсть и романтику, что мы и наблюдаем в этом рассказе. Кроме того, в своих произведениях он использовал множество эпитетов и деталей, чтобы передать полноценную гамму чувств. Это «горячий морской песок», «белая опущенная занавеска», «недопитая чашка кофе», «запыленная извозчичья пролетка», «душный номер», «запах ее загара» и т.д. Поручику нечасто приходилось влюбляться, иначе он сразу бы распознал это чувство.

Его душа была полна этой незнакомкой и одновременно пуста, как гостиничный номер после ее ухода. Он всюду пытался ее найти, но понимал, что тщетно. Ведь он даже не знал ее имени и фамилии. Все, что ему было известно, так это то, что его попутчица была замужем и у нее была трехлетняя дочь. Он пытался представить себе, что она теперь чувствует после захлестнувшего их чувства. Ему на мгновенье показалось, что она сидит спокойно на палубе и смотрят на встречные плоты. От скуки он скитался по незнакомому, чуждому ему городу. Вокруг все раздражало и наводило тоску.

Тогда он отправился обратно в пустой номер отеля и, превозмогая эту боль, заснул. Наутро нужно было вновь на службу. Нужно было жить дальше и не давать отчаянию овладеть разумом и душой, хотя бы ради будущих встреч. Чувства ему диктовали одно, а разум - другое. Конечно же, он прекрасно понимал, что никаких будущих встреч с ней не предвидеться, но старался думать о хорошем. Новый день развеял его неудачу, позволил иначе взглянуть на жизнь, но в душе поручик все равно чувствовал себя лет на десять постаревшим, потому что нет ничего невыносимее ожидания.

Проблематика и герои рассказа И. Бунина «Солнечный удар»

Все проходит...

Юлий Цезарь

Мягкий кленовый листок кротко и трепетно возно-сится ветром и вновь падает на холодную землю. Он настолько одинок, что ему все равно, куда несет его судьба. Ни теплые лучи ласкового солнца, ни весенняя свежесть морозного утра уже не радуют его. Этот маленький листок настолько беззащитен, что ему приходится смириться с роком судьбы и лишь наде-яться на то, что когда-нибудь удастся найти свое при-станище.

В рассказе И. А. Бунина «Солнечный удар» пору-чик, словно одинокий листок, скитается по чужому городу. Это рассказ о любви с первого взгляда, о мимо-летном увлечении, о силе страсти и горечи расстава-ния. В творчестве Бунина любовь сложна и несчастли-ва. Герои расстаются, словно проснувшись после сладкого любовного сна.

То же самое происходит и с поручиком. Перед чита-телем предстает картина жары и духоты: загар на теле, кипящая вода, горячий морской песок, запы-ленная извозчичья пролетка... Воздух наполнен лю-бовной страстью. Страшно душный, сильно накален-ный за день гостиничный номер — вот отражение со-стояния влюбленных. Белые опущенные занавески на окнах — это граница души, а две несожженные све-чи на подзеркальнике — то, что, возможно, осталось здесь от предыдущей пары.

Однако наступает время расставания, и малень-кая, безымянная женщина, шутливо называвшая себя прекрасной незнакомкой, уезжает. Поручик не сразу понимает, что любовь уходит от него. В легком, счастливом состоянии духа он довез ее до пристани, поцеловал и беззаботно вернулся в гостиницу.

Его душа была еще полна ею — и пуста, как и гости-ничный номер. Аромат ее хорошего английского оде-колона, ее недопитая чашка лишь усиливали одино-чество. Поручик поспешил закурить, но сигаретный дым не способен побороть тоску и душевную пустоту. Иногда случается, что мы понимаем, с каким пре-красным человеком свела нас судьба, лишь в тот мо-мент, когда его уже нет рядом.

Поручику нечасто доводилось влюбляться, иначе он не стал бы называть пережитое чувство «странным приключением», не согласился бы с безымянной не-знакомкой, что они оба получили что-то вроде солнеч-ного удара.

В гостиничном номере еще все напоминало о ней. Однако тяжелы были эти воспоминания, от одного взгляда на неубранную кровать усиливалась и без того невыносимая тоска. Где-то там, за открытыми окнами, уплывал от него пароход с таинственной не-знакомкой.

Поручик на мгновение попробовал представить, что чувствует таинственная незнакомка, ощутить себя на ее месте. Вероятно, она сидит в стеклянном бе-лом салоне или на палубе и смотрит на огромную, бле-стящую под солнцем реку, на встречные плоты, на желтые отмели, на сияющую даль воды и неба, на весь этот безмерный волжский простор. А его мучает оди-ночество, раздражает базарный говор и скрип колес.

Жизнь самого обычного человека зачастую скучна и однообразна. И только благодаря таким мимолетным встречам люди забывают про каждодневные скучные дела, каждое расставание вселяет надежду на новую встречу, и с этим ничего не поделаешь. Но где же смо-жет встретить поручик свою возлюбленную в большом городе? К тому же у нее семья, трехлетняя дочка. Нуж-но продолжать жить, не давать отчаянию овладеть ра-зумом и душой, хотя бы ради всех будущих встреч.

Все проходит, как говорил Юлий Цезарь. Вначале странное, непонятное чувство затмевает разум, но тос-ка и одиночество неминуемо остаются в прошлом, как только человек вновь оказывается в обществе, общает-ся с интересными людьми. Новые встречи вот луч-шее лекарство от расставаний. Не нужно уходить в себя, думать о том, как прожить этот бесконечный день с этими воспоминаниями, с этой неразделимой мукой.

Поручик был одинок в этом богом забытом горо-дишке. Он рассчитывал найти сочувствие к себе со стороны окружающих. Но улица лишь усилила тяж-кие воспоминания. Герой не мог понять, как можно спокойно сидеть на козлах, курить и вообще быть бес-печным, равнодушным. Ему захотелось узнать, один ли он так страшно несчастен во всем этом городе.

На базаре все только и делали, что нахваливали свой товар. Все это было так глупо, нелепо, что герой убежал с базара. В соборе поручик также не нашел пристанища: там пели громко, весело и решительно. Никому не было дела до его одиночества, а безжалост-ное солнце неумолимо жгло. Погоны и пуговицы его кителя так нагрелись, что к ним невозможно было прикоснуться. Тяжесть внутренних переживаний по-ручика усугубляла нестерпимая жара на улице. Еще вчера, находясь под властью любви, он не замечал па-лящего солнца. Теперь же, казалось, уже ничто не сможет побороть одиночество. Поручик попытался найти утешение в спиртном, но от водки его чувства еще больше разгулялись. Герою так хотелось изба-виться от этой любви и вместе с тем он мечтал встре-титься вновь со своей возлюбленной. Но каким обра-зом? Он не знал ни фамилии, ни имени ее.

Память поручика еще хранила запах ее загара и холстинкового платья, красоту ее крепкого тела и изящность маленьких рук. Долго рассматривая порт-рет какого-то военного на фотовитрине, герой задумал-ся над вопросом, нужна ли такая любовь, если потом все будничное становится страшным и диким, хорошо ли, когда сердце поражено слишком большой любо-вью, слишком большим счастьем. Говорят, все хорошо в меру. Некогда сильная любовь после расставания сменяется завистью к окружающим. То же самое про-изошло с поручиком: он стал томиться мучительной завистью ко всем нестрадающим людям. Все вокруг выглядело одиноким: дома, улицы... Казалось, вокруг нет ни души. От былого благополучия осталась лишь белая густая пыль, лежавшая на мостовой.

Когда поручик вернулся в гостиницу, номер был уже прибран и казался пустым. Окна были закрыты, занавески опущены. В комнату проникал лишь легкий ветерок. Поручик устал, к тому же, он был очень пьян и лежал, подложив руки под затылок. По его щекам покатились слезы отчаяния, столь сильно было ощу-щение бессилия человека перед всемогущей судьбой.

Когда поручик проснулся, боль потери немного притупилась, будто он расстался с возлюбленной де-сять лет назад. Оставаться в номере далее было невы-носимо. Деньги для героя потеряли всякую ценность, вполне возможно, в его памяти еще свежи были воспо-минания о городском базаре, об алчности торговцев. Щедро рассчитавшись с извозчиком, он пошел на пристань и через минуту оказался на многолюдном пароходе, идущим следом за незнакомкой.

В действии наступила развязка, но в самом конце рассказа И. А. Бунин ставит последний штрих: за не-сколько дней поручик постарел на десять лет. Чувст-вуя себя в плену любви, мы не думаем о неизбежной минуте расставания. Чем сильнее мы любим, тем тя-гостнее бывают наши страдания. Эта тяжесть расста-вания с самым близким тебе человеком ни с чем не сравнима. Что же испытывает человек, когда теряет свою любовь после неземного счастья, если из-за ми-молётного увлечения стареет на десять лет?

Человеческая жизнь, словно зебра: белая полоса радости и счастья неминуемо сменится черной. Но ус-пех одного человека вовсе не означает неудачу друго-го. Нужно жить с открытой душой, даря радость лю-дям, и тогда в нашу жизнь будет возвращаться ра-дость, чаще мы будем терять голову от счастья, нежели томиться в ожидании нового солнечного уда-ра. Ведь ничего нет невыносимее ожидания.

Иллюстрация к рассказу И.А.Бунина «Солнечный удар»

В творчестве Ивана Алексеевича Бунина любовь всегда трагична, и порой она не спасает, а ведёт к гибели. Герои его известных произведений не познают семейного и тихого счастья, чтобы не разбить любовную лодку о быт.

Рассказ «Солнечный удар» по-своему удивителен и разнообразен. Писатель анализирует в нем серьезную проблему личностного характера: выбор, который несет за собой последствия. Герои делают свой выбор, и оказываются вдалеке друг от друга, без надежды на воссоединение.

Это произведение повествует о неожиданной любви, которая вспыхнула между главными героями — поручиком и прекрасной незнакомкой. Иван Бунин не дает им имена, дабы показать, что они — обычные люди, а история их вовсе не уникальна. Пара не готова к большому и светлому чувству, и у них совершенно нет времени разбираться в нем, так как у них есть всего одна ночь, которую они проводят, наслаждаясь друг другом. Когда наступает время прощаться, поручик не задумывается о том, какая нападет на него смертельная тоска после того, как его возлюбленная навсегда покинет корабль. Точно перед глазами у него проходит вся жизнь, которая и измеряется, оценивается теперь с высоты нежного чувства, которое заключило его в цепи.

Встреча поручика и незнакомки стала для них обоих «солнечным ударом» : ослепила страстью, а потом опустошила их души. И.А.Бунин показывает нам, что у каждого человека есть потребность любить и быть любимым, но в его рассказе эта любовь лишена иллюзий. Не каждый человек может принять на себя такую большую ответственность — любить . Для героев этой истории любовь оказалась необъятным счастьем, которого они себе не смогли позволить.

«Прекрасная незнакомка…»

Очевидно, что этим произведением автор хотел показать драматичный исход любви. Бунин никогда не писал о счастливой любви. По его мнению, воссоединение и родство душ – это совсем иное чувство, не имеющее ничего общего со страстью, которая возвышается до небес. Настоящая любовь, как уже было сказано, приходит и уходит внезапно, как солнечный удар.

Между тем, каждый из нас волен выбирать, как поступить в той или иной ситуации. Встреча героев была попыткой заглушить в себе тревожный голос тоскующего сердца.

Любовь, которую осознал поручик слишком поздно, почти губит его, лишает радости жизни; он чувствует себя «постаревшим на десять лет». Точно ища спасения от нахлынувшей нежности, он бросается в город, бродит по рынку, проходит мимо людей и чувствует себя страшно одиноким. Это горько-сладкое чувство мешает ему думать и трезво смотреть на мир. Он точно знает, что он больше никогда не встретится со своей незнакомкой.

У любви, которую описывает в своих произведениях Бунин, отсутствует будущее. Его герои никогда не смогут обрести счастья, они обречены страдать. «Солнечный удар» еще раз раскрывает бунинскую концепцию любви: «Полюбив, мы умираем…» .

Дорофеева Александра

Сочинение

Название поэтического произведения всегда важно, потому что оно всегда указывает ими на главное из его действующих лиц, в котором воплощается мысль сочинения, или прямо на эту мысль.
В. Г. Белинский

Тема «Солнечною удара» (1925) - изображение любви, которая охватывает человека внезапно и остаётся в его душе ярчайшим воспоминанием на всю жизнь. Идея рассказа в том своеобычном понимании любви, которое связано с философскими взглядами писателя на человека и его жизнь. Любовь, с точки зрения Бунина, является моментом, когда обостряются все эмоциональные способности человека и он отрывается от серой, неустроенной, несчастливой действительности и постигает «чудное мгновение». Это мгновение быстро проходит, оставляя в душе героя сожаление о невозвратимости счастья и благодарность, что оно всё-таки было. Именно поэтому кратковременное, пронзительное и восхитительное чувство двух молодых людей, случайно встретившихся на пароходе и расставшихся через день навсегда, сравнивается в рассказе с солнечным ударом. Об этом говорит героиня: «Мы оба получили что-то вроде солнечного удара...».

Интересно, что это фигуральное выражение подтверждается реальной удушающей жарой описываемых суток. Автор постепенно нагнетает впечатление жары: на пароходе жарко пахнет кухней; «прекрасная незнакомка» едет домой из Анапы, где загорала под южным солнцем на горячем песке; ночь, когда герои сошли с парохода, была очень тёплая; лакей в гостинице одет в розовую косоворотку; в накалённом за день гостиничном номере страшно душно и т.д. Следующий за ночью день был тоже солнечный и до того жаркий, что к металлическим пуговицам на кителе поручика больно было притронуться. В городке раздражающе пахнет разной базарной снедью.

Все переживания поручика после мимолётного приключения действительно напоминают болезненное состояние после солнечного удара, когда (по медицинским показаниям) человек, в результате обезвоживания организма, ощущает головную боль, головокружение, раздражительность. Однако это взвинченное состояние героя не результат перегрева организма, но следствие осознания значимости и ценности порожного приключения, которое он только что пережил. Оно было ярчайшим событием в жизни поручика и «прекрасной незнакомки»: «оба много лет потом вспоминали эту минуту: никогда, ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой». Так у Бунина ценностями одного порядка становятся мгновение счастья и вся жизнь. Писателя привлекает «загадка бытия» - соединение радости и печали, чуда и ужаса.

Рассказ «Солнечный удар» небольшой, причём пять из шести страниц занимает описание переживаний поручика после расставания с «прекрасной незнакомкой». Иными словами, для Бунина неинтересно рисовать различные перипетии любви (их уже рисовали в русской и мировой литературе тысячи раз) - писатель осмысливает значение любви в человеческой жизни, не размениваясь на завлекательные мелочи-побрякушки. Поэтому любопытно сравнить изображение любви в рассказе Бунина «Солнечный удар» и в рассказе Чехова «Дама с собачкой», тем более что литературоведы отмечают сходство сюжетов этих произведений.

И Чехов, и Бунин показывают серую, обыденную жизнь, которая душит человеческие чувства, но показывают по-разному. Чехов показывает кошмар окружающей жизни, рисуя её пошлость; Бунин - изображая момент истинной страсти, то есть настоящую жизнь, по мнению писателя, которая так непохожа на серую обыденность. Чеховский Гуров, вернувшись в Москву, никому не может рассказать о своём знакомстве с Анной Сергеевной. Один раз он, правда, признаётся партнёру по картам, что встретил в Крыму очаровательную женщину, но в ответ слышит: «А давеча вы были правы: осетрина-то с душком!»(III). Приведённая фраза заставила Гурова ужаснуться своей привычной жизни, потому что он понял, что даже «в образованном обществе» высокие чувства мало кого волнуют. И бунинских героев охватывает тот же страх и отчаяние, что и Гурова. Они в момент счастья сознательно отгораживаются от повседневного быта, и Бунин как бы говорит читателям: «А теперь подумайте сами, что стоит ваше привычное существование по сравнению с прекрасными мгновениями любви».

Подводя итог, следует признать, что в рассказе Бунина солнечный удар стал аллегорией высокой любви, о которой только может мечтать человек. В «Солнечном ударе» продемонстрированы и художественные принципы, и философские взгляды писателя.

Философия жизни у Бунина такова, что для него по-настоящему ценным является миг, когда человек сразу познаёт счастье любви (как в «Солнечном ударе») или ему открывается смысл бытия (как в «Тишине»), Миг счастья поражает бунинских героев, как солнечный удар, а остальная жизнь держится только восхитительно-грустными воспоминаниями о нём.

Однако кажется, что такая философия обесценивает всю остальную жизнь человека, которая становится всего лишь прозябанием между редкими минутами счастья. Гуров в «Даме с собачкой» не хуже бунинской «прекрасной незнакомки» знает, что после нескольких счастливых дней любви всё кончится (II), вернётся проза жизни, но он побит Анну Сергеевну и поэтому не оставляет её. Чеховские герои не бегут от любви, и благодаря этому Гуров смог почувствовать, что «теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил, как следует, по-настоящему - первый раз в жизни» (IV). Иными словами, «Дама с собачкой» только начинается там, где кончается «Солнечный удар». У бунинских героев хватает страстных чувств на одну ярко эмоциональную сцену в гостинице, а чеховские герои пробуют преодолеть пошлость жизни, и это стремление меняет их, делает благороднее. Вторая жизненная позиция кажется более правильной, хотя редко кому удаётся.

К бунинским художественным принципам, которые нашли отражение в рассказе, следует отнести, во-первых, незамысловатый сюжет, интересный не захватывающими поворотами, но внутренней глубиной, а во-вторых, особую предметную изобразительность, которая придаёт рассказу правдоподобие и убедительность. В-третьих, критическое отношение к окружающей действительности у Бунина выражается опосредованно: он рисует в обыкновенной жизни героев необыкновенное любовное приключение, которое показывает в неприглядном виде всё их привычное существование.


Человек – удивительное существо. Он совмещает в себе совершенно противоположные, но в то же время взаимодополняющие понятия, такие как разум и чувство. Эти две важнейшие составляющие внутреннего мира человека значительно влияют на его устремления и поступки. Во все времена проблема разума и чувства волновала писателей: герои литературных произведений нередко оказывались перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Именно поэтому и я решила порассуждать на данную тему.

Великий классик русской литературы И. А. Бунин поднимал этот вопрос в своем рассказе «Солнечный удар». В этом произведении разум вступает в противоборство с чувствами. Главные герои влюбляются друг в друга с первого взгляда, любовь затмевает их сознание, как солнечный удар. Они не в силах уже твердо мыслить, полностью отдаются своим чувствам. К сожалению, у поручика и женщины в холстинковом платье нет будущего. Они оба это прекрасно понимают, но не могут и не хотят ничего менять. «Никогда ничего даже похожего на то, что случилось со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…» - сказала главная героиня поручику во время прощания. После таких острых переживаний оба героя вернулись в свои обыденные жизни, где уже нет места ярким чувствам. В конце концов разум взял верх, ведь у женщины были обязательства перед семьей, ее ждала маленькая дочка, которую она не хотела делать несчастной. Но я считаю, если бы герои действительно захотели, они бы смогли все изменить и быть вместе.

Другой знаменитый русский писатель А. И. Куприн в своей повести «Гранатовый браслет» также рассуждает о разуме и чувстве. Мелкий чиновник Георгий Степанович Желтков полюбил княгиню, которая не испытывала к нему никаких чувств и была замужем. Главный герой понимал, что его любовь к Вере никогда не будет иметь продолжения, но отказываться от нее не собирался. Он просо был рад, что ему посчастливилось встретить такую женщину. «…Это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно меня вознаградить.» Желтков даже не думал требовать от Веры взаимности, он просто жил чувствами и слушал только то, что подсказывало ему сердце. Любовь к княгине приводит главного героя к смерти, но это его собственный выбор. Он не хотел возвращаться в свою обыкновенную жизнь, лишенную всяких эмоций и переживаний. Можно сказать, что во внутреннем мире главного героя чувства одержали полную победу над разумом.

Возникает вопрос, а правильно ли, когда человек становится безрассудным из-за своей любви? Ситуаций, конечно, много, но я все-таки считаю, что нужно всегда сохранять в себе частичку здравого смысла.

Обобщая все вышесказанное, хочу сделать вывод, что разум и чувства – это два совершенно разных, но таких близких понятия. Они не должны существовать отдельно, они должны только сосуществовать вместе и дополнять друг друга. Жить одним разумом или одним чувством неправильно. Во внутреннем мире человека должна быть гармония, и тогда он будет по-настоящему счастлив.

Обновлено: 2017-10-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Лучшие статьи по теме