Для школьников и родителей
  • Главная
  • Из бумаги
  • Тестирование. Донские казаки тест на тему. Тест. край донской – казачья вольница Как назывался свод законов жизни казаков

Тестирование. Донские казаки тест на тему. Тест. край донской – казачья вольница Как назывался свод законов жизни казаков

Цель . Освоение детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста норм и правил жизнедеятельности на основе приобщения к исторически сложившейся традиционной культуры Донского края, путем ознакомления с культурно-историческим наследием донского казачества.

Региональный компонент является частью образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Тест разработан на основе педагогического опыта по приобщению старших дошкольников к культурно-историческому наследию родного края.

Внуки и правнуки легендарных донских казаков любят и уважают свой Родной край. Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любовью к своему народу, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, станице., городу. Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков, в образовательной деятельности нашего детского саду практикуют играть в игры, в которые играли прежние казаки и празднование старых русских праздников в казачьем духе. Так же проводятся занятия (НОД), призванные воспитывать патриотизм.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (становление сознания, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях), «Художественное развитие» (восприятие музыки), «Речевое развитие» (обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы), «Социально-коммуникативное развитие» (развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, социального и эмоционального интеллекта; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе).

Выберите из предложенных вариантов правильный ответ.

(25 вопросов, 4 варианта ответа)

Нет в мире краше Родины нашей

Блеща средь полей широких

Вот он льется!..Здравствуй Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,

Реки знают тихий Дон;

От Аракса и Евфрата

Я привез тебе поклон.

v 1. Так приветствовал донской край известный поэт -

a) А. С. Пушкин;

b) М. Ю. Лермонтов;

c) С. А. Есенин;

d) С. В. Михалков

v 2. Долгое время на необъятных, бескрайних степных просторах Дона до казаков не было постоянных поселений. Летом по степи гуляли горячие ветры - суховеи, зимой завывали злые вьюги и кружились снежные вихри. Там водились дикие козы, зайцы, лисы, кабаны. Эти земли называли:

a) Поле Чудес;

b) Дикое поле;

c) Поле-полюшко;

d) Степь да степь кругом

v 3. Крупные казачьи поселения назывались:

a) Деревня;

b) Станица;

c) Поселок;

d) Столица

v 4. Дома казаки строили на высоком фундаменте «двухэтажные». Во время разливов рек «первый этаж», каменный, заливало водой, а второй, деревянный - жилой, оставался сухим. Казаки говорили, что «жить надо в дереве, а припасы хранить в камне». Такой казачий дом назывался:

c) Курень;

d) Курятник

v 5. Стены казачьих домов окрашивали в яркие цвета, какие:

a) Лазоревый;

b) Зелёный;

c) Красный;

Где казак, там и слава.

v 1. Казак - это человек, который:

a. Пасет стадо коз;

b. Очень любит козлят;

c. Косит траву;

d. Вольный человек;

v 2. Казаки беспрекословно повиновались своему предводителю, которого выбирали из уважаемых и достойных станичников. «Куда наш (…..) взор кинет, туда мы свои головы и бросим!» - говорили казаки и шли в огонь и в воду за своим верховным руководителем. Это:

a) Капитан;

b) Атаман;

c) Президент;

d) Депутат

a) Булава;

b) Похвала;

d) Бумеранг

v 4. Донские казаки имели печать с изображением этого животного пораженного стрелой. Животное - символ свободы Донского казачества. Какое животное было изображено на печати Войска Донского?

a) Вольный олень;

b) Дикий волк;

c) Бурый медведь;

d) Белый медведь

v 5. Казаки любили, гордились и бережно относились к своему оружию. Оружие в доме вешали на почетное место. Традиционным казачьим оружием были:

a. Сабля (шашка);

b. Автомат;

d. Бластер

v 6. Особую роль в казачьей жизни играл конь. «Казак без коня что солдат без ружья». Выбирали казаки для службы коней сильных, выносливых, верных. Лошадей различают не только по породам, но и по мастям, то есть по окраске. Какой масти лошадей не бывает:

a. Вороная;

c. Гнедая;

d. Блондинка

v 7. Все казачьи струги снабжались двумя рулями - с носа и с кормы, чтобы не терять время при полном развороте. На стругах крепились мелкие пушки, очень эффектные в ближнем бою. Каждая казачья струга вмещала 60-100 бойцов. Струги - что это:

a) Тачанки;

b) Машины;

Одежда казаков и казачек

v 1. Плотная накидка, укрывавшая от холода, дождя и непогоды голову и плечи казака называлась:

a) Капюшон;

b) Башлык;

d) Палантин

v 2. Цветная полоска на брючном шве - символ казачьей независимости, обозначала принадлежность к казачьему сословию. Она называлась:

b) Лампас;

c) Пампас;

v 3. Традиционная одежда казака:

a) Кафтан, зипун, штаны с лампасами;

b) Брюки, рубашка, галстук;

c) Шуба, шапка-ушанка, валенки;

d) Куртка, джинсы, кроссовки

v 4. Частью женской одежды был кубилек , который застегивался рядом дорогих серебряных с позолотой пуговиц, петли шили из золотого и серебряного шнура. Имелся еще один ряд пуговиц, больших по величине, золотых или из жемчуга. Богатые казачки носили кубилек из парчи, простые казачки - из черного сукна. Что это:

a. Сарафан;

b. Платье;

c. Пальто;

Казаком нужно родиться

v 1. Рождение мальчика было большим праздником для всей семьи. Родственники и станичники поздравляли родителей с казаком и дарили подарки. Что дарили маленькому казачонку?

a. Саблю, пулю, лук;

b. Игрушки;

c. Сладости;

d. Одежду.

v 2. Первая посадка на коня - это старый казачий обычай. Посадит отец казачонка на коня и смотрит: свалится или заплачет - горька его судьбинушка, а как схватится за гриву -

a. Из всех боев живым выйдет;

b. Красивым будет;

c. Будет хорошо петь и танцевать;

d. Исполнятся все его желания

v 3. С самого раннего детства прививали казаки своим детям любовь к лошадям. Обучали верховой езде, уходу за конем. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору. А по степи скакали -

a. в пять лет;

b. в семь лет;

c. в десять лет;

d. в двенадцать лет

v 4. Мальчиков у донских казаков воспитывали как:

a. Защитников родного Дона и матушки России;

b. Талантливых музыкантов и поэтов;

c. Спортсменов;

d. Веселых станичников

v 5. С самого рождения девочку-казачку приучали к труду и рукоделию. Девочки начинали работать с раннего возраста. Воспитание девочки -казачки заключалось в том, чтобы вырастить -

a. Хорошую, умелую хозяйку;

b. Красивую девочку;

c. Умницу - красавицу;

d. Девчонку - хохотушку

v 6. «Кто в радости живет, того кручина неймет!». Игры казачат развивали смекалку, находчивость, быстроту реакции, учили быть ловкими и смелыми. Какие игры были казачьими:

a. «Мак», «Тетера», «Кони»;

b. «Михасик», «Мельница», «Гуси летят»;

c. «Тимербай», «Перехватчики», «Хлопушки»

d. «Каюр и собаки», «Олени и пастухи», «Льдинки, ветер и мороз»

Казак сам себя веселит

v 1. Казаки очень любили сказки и легенды. Их рассказывали детям, чтобы учить родному языку и традициям, дать представления о добре и зле. Сказки известного донского писателя Петра Лебеденко созданы по мотивам старинных казачьих преданий и легенд. Они называются -

a. Сказки Дон - Батюшки;

b. Сказки Бабушки Аксиньи;

c. Сказки Тихого Дона;

d. Сказки Матушки - казачки

v 2. В казачьих песнях отражается жизнь народа, его история на протяжении многих веков, упоминаются реальные события и люди, рассказывается об отношениях к человеку, природе, родному краю, прославляются воинские подвиги казаков. Чаще всего в песнях казаков встречаются следующие художественные образы:

a. Конь, Дон, степь, родная сторонушка;

b. Море, корабли, волны;

c. Олень, тундра, мох, северное сияние;

d. Горы, скалы, баран, аул

v 3. Казаки не просто поют песни они их «играют». В веселой, игровой, задорной, казачьей песне «Пчёлочка», которую поют и взрослые и дети, поется про девушку - казачку —

a. Любочку;

b. Катерину;

c. Аксинью;

d. Акулину

Ответы на задания

Нет в мире краше Родины нашей 1a; 2b; 3b; 4c; 5a,b.

Где казак, там и слава 1d; 2b; 3a; 4a; 5a; 6d; 7c.

Одежда казаков и казачек 1b; 2b; 3a; 4b.

Казаком нужно родиться 1a; 2a; 3a; 4a; 5a; 6a.

Казак сам себя веселит 1c; 2a; 3a.

Литература, использованная при разработке теста

1. Астапенко М. П. История и традиции Донских казаков - Ростов-на-Дону: Издательство БАРО-ПРЕСС, 2011;

2. Доноведение - Ростов-на-Дону: Издательство БАРО-ПРЕСС, 2013.;

3. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края: программа, конспекты, занятия/ авт-сост.Л. О. Тимофеева (и др.). - Волгоград: Учитель, 2015.;

4. Путешествие в историю и культуру Донского края. Рабочая тетрадь для старших дошкольников, педагогов ДОУ и родителей. Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л. Платохина Н. А. - Ростов-на-Дону: типография «Синтез технологий»,2007.

ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ КАЗАЧЕСТВА (в скобках даны правильные ответы)

  • 1. Назовите город, завоёванный Ермаком. (Исакер)
  • 2. Расскажите, при каких обстоятельствах, согласно легенде, погиб Ермак Тимофеевич. (Утонул под тяжестью доспехов, пожалованных царём)
  • 3. От какого древнего народа произошли казаки? Какие факты подтверждают это? (Скифы. Одежда воина, пояс и лампасы, оружие, боевые хитрости)
  • 4. Перечислите территории, в присоединении которых к Российской империи участвовали казаки. (Сибирь, Северный Кавказ, Дальний Восток)
  • 5. Назовите правителя России, при котором был создан первый Лейб-гвардейский казачий полк. (Екатерина 2, 1775г., придворная донская казачья команда)
  • 6. Как назывался казачий дом? (Курень)
  • 7. Чем отличается плётка от нагайки? (У плётки конец расплетён, а конец нагайки сплетён, и в него зашито что-либо тяжёлое)
  • 8. Как по внешнему виду отличить казака от неказака? (казак всегда носит лампасы)
  • 9. Какую веру исповедовали казаки? (православие)
  • 10. Какую одежду казаки заимствовали у кавказских горцев? (Бурка и черкеска)
  • 11. Как участвовали казаки во взятии крепости Азов в 1696г.? (Казаки сражались на воде, поскольку в то время только они имели опыт ведения морских сражений)
  • 12. Какие известные казачьи атаманы и их войска участвовали вместе с А.В. Суворовым в штурме Исмаила? (М.Платонов, В.Орлов, А.Денисов, А.Иловайский)
  • 13. На какое казачье войско легла основная тяжесть войны с Наполеоном? (На Донское)
  • 14. Назовите знаменитого казака, Который был одновременно и графом и атаманом. (Матвей Иванович Платонов)
  • 15. В каком возрасте сына казака первый раз сажали в седло? (В возрасте одного года)
  • 16. Какой известный художник был казаком? (В.В. Верещагин)
  • 17. Какие казачьи генералы отличились в ходе Первой мировой войны? (А. Деникин, Н.Юденич, Ф.Келлер)
  • 18. Кто такой Нестор Махно? (Анархист, организатор собственного войска в период Гражданской войны. Не подчинялся ни красным, ни белым)
  • 19. Назовите автора скульптур на казачью тематику «Стременная» , « Роздых казака», « Дончак». (Константин Чернявский).

ВИКТОРИНА «О казачестве и казаках»

1. Царский воевода Иван Нагой с прикамскими казаками основал на реке Белой Уфимское укрепление, послужившее началом основания Оренбургского войска. Укажите дату основания.

1. В 1574 г. 2. В 1674г. 3. 1774г. 4. В 1874г.

2.В каком году последовал указ об учреждении Оренбургского казачьего войска?

    В 1655г. 2.В 1755 г. 3. В 1855г. 4. В 1955г.

3. Эта икона является самой почитаемой в среде оренбургских казаков

1. Икона Владимирской Божьей Матери 2. Икона Казанской Божьей Матери

3. Табынская икона Божьей Матери

4. Родившемуся казачонку-будущему воину дарили оружие, уздечку и нагайку (Подарки хранились в семье и передавались ему накануне принятия присяги). Затем младенца благословляли иконой…. Укажи, какая это была икона

1. Табынская икона Божьей Матери 2. Икона Святого Георгия Победоносца

3. Седмиозерская икона Божьей Матери

5. Оренбургские казаки отмечали день своего войска, так называемый Войсковой праздник – день Святого Георгия Победоносца - 23 апреля по старому стилю. Укажите современную дату этого праздника.

6. Казачьи атаманы вынесли большой вклад в расширение территории Российского государства. Так, Западная Сибирь вошла в состав России благодаря атаману

1. Дежневу 2. Пояркову 3. Ермаку 4. Атласову.

7. Формально в Российской империи атаманом всех казачьих войск страны с 1827 года

1. император 2. наследник престола 3. военный министр 4. наказной атаман.

8. Станицы и поселки Оренбургского войска находились на территории 4-х современных областей

1.Свердловской, Пермской, Курганской, Челябинской

2. Свердловской, Оренбургской, Курганской, Челябинской

3. Свердловской, Оренбургской, Курганской, Пермской

9. Укажите из приведенного списка знаменитых атаманов России

1. К. Булавин 2. М. Платов 3. С. Разин 4. Все ответы верны

10. Спас у казаков – это…(исключите лишний ответ)

1. Казачий православный праздник 2. Искусство ведения боя

3. Система боевой подготовки 3. Система подготовки духа казака

11. Характерники – это

1. казаки, обладавшие искусством боя, выживания и целительства (казачий спецназ),

2. казаки с сильным характером 3. Казаки разведчики

12. Пластуны – это

1. казачий спецназ 2. казаки разведчики

3.казаки, которые несли сторожевую и разведывательную службу

13. Соотнеси понятие и определение. Виды спаса

1.обережный 1.подготовка тела и укрепление здоровья

2. ликовальный 2.система физической подготовки

3. бойцовский 3. усвоение понятия о силе духа и магии

14. Сколько лет уходило на военную подготовку молодого казака

1. 5 лет 2. 7 лет 3. 9 лет

15. «Казацкие чайки» - это

1. птицы, живущие в станичных городах 2. казачьи корабли 3. казачьи кони

16. Старые казаки говорили: «Когда ЛАВА в бою - ковыль перед ней ложился на двенадцать аршин вперёд». «Лава» - это….

1. способ ведения битвы стенка на стенку

2. внезапность при наступлении на врага

3. временное отступление

17. Джигитовка – это

1. искусство владения шашкой 2. искусство езды на коне

3. выполнение сложных упражнений при верховой езде

18. Боевой стиль украинских казаков, объединяющий ударную и борцовскую бросковую технику с пластикой пляски – это

1. боевой гопак 2. Боевой искусство 3. вид спорта 4. фланкировка

19. Что объединяет эти слова «лава», «карусель», «завеса», «вентерь» - это

    Тактические приемы казаков в бою 2. Элементы казачьего танца 3. Название игр казачат

20. Что означает дословно в переводе с языка донских казаков понятие «Шермиции»

1. национальные традиционные казачьи игры 2. примерные бои, устраиваемые на праздниках 3. состязания казаков 4. кулачный бой 5. Верны все ответы

21.Помимо отличий в форме между различными казачьими войсками существовали и различия в цвете мундиров, и лампасов с околышами фуражек. Укажи цвета Оренбургского казачества:

Имя

Мундир, черкеска

Лампас

Фуражка (тулья)

Верх папахи

Погон

Оренбургские

казаки

22. СЕРЬГИ (у мужчин) - означали его роль и место в роду. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь. Укажи, как носил серьги казак в 1 и 2 случаях.

1. единственный сын у матери

2. последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии

Выбери ответ 1. одну серьгу в левом ухе

2. серьгу в правом ухе

3. серьги в обоих ушах

23. КОЛЬЦО - мужчины у казаков, как правило, колец не носили. Так что это женская символика. Соотнеси как носили кольца казачки с приметами

    серебряное кольцо на левой руке 1. жених служит

    Золотое кольцо на правой руке 2. вдова

    Кольцо с бирюзой 3. девушка на выданье

    Два золотых кольца на одном пальце левой руки 4. замужняя

24. Без чего казаки не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи - даже в полевых условиях.

1. Б ез молитвы 2. Без шашки 3. Без атамана 4. Без хлеба

25. Вставь пропущенные слова.

Шашка - символ всей полноты (1)……. у казака. С потерей силы старик меняет шашку на (2)…... При отсутствии (3) ………. шашка ломается пополам и укладывается в гроб.

Ответы к викторине «О казачестве и казаках»

1-1

2-2

3-3

4-2

5-2

6-3

7-2

8-2

9-4

10-1

11-1

12-3

13-

1-3

2-1

3- 2

14-1

15-2

16-1

17-3

18-1

19-1

20- 4

1-1

2-2

23-

1-3

2-4

3-1 4-2

24-1

1-полноты

2-посох

3-наследника

20. дословно: "кулачный бой", донск. (Миртов). Шермиции это «примерные бои, устраиваемые на праздниках» донскими казаками

21.

Имя

Мундир, черкеска

Лампас

Фуражка, папаха

Околыш, верх

Погон

Оренбургские

казаки

тёмно-зелёный

светло-синий

тёмно-зелёный

светло-синий

светло-синий

Приложение №5 Интеллектуальная игра для учащихся 10-х – 11-х классов «Добро пожаловать в мир литературы о казачестве»
Приложение №7 Из опыта работы Викторина "История казачества в вопросах и ответах"
Приложение №8 Классный час «Чудесный лик, задумчиво-печальный…», посвящённый иконе Донской Божьей матери
Опыта
Приложение №1 Служим Отечеству! Честь имеем! Кодекс чести российского кадета кадет. Правдив и честен
Приложение №10 Структура управления кадетского корпуса «Виктория»
Приказ №340 от 06. 09. 2008г. Положение о кадетских казачьих классах моу "средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов" Общие положения
Приложение №4 Приложение к рабочим программам по истории России 6 – 11 классов. Пояснительная записка
Приложение №6
Бабенко Руслан Владимирович, педагог дополнительного образования; Шарапов Николай Федорович, педагог-организатор моу «сош №19 с уиоп» Старый Оскол 2010 Дополнительная образовательная программа
Программа школы "Отечество. Долг. Честь" Основание для разработки программы
Приложение № 7

Викторина "История казачества в вопросах и ответах"

Цель: воспитание патриотизма, чувства национальной гордости за ратные подвиги предков; формирование у обучающихся интереса к истории казачества.

Задачи:


  • расширить знания учащихся об истории казачества и его роли в истории нашего края;

  • продолжить формирование общеучебных интеллектуальных умений самостоятельной работы с историческими источниками (выявление причинно-следственных связей, анализ и обобщение, критическое восприятие и обработка информации);

  • способствовать профессиональному самоопределению кадет, побуждая их к дальнейшему образованию и самообразованию.
Оборудование: карты по истории России XVI - XX веков, мультимедийная презентация «Казаки – знаменитые люди России».

Участники: обучающиеся 9-11 классов

Вопросы викторины


  1. Что означает слово казак? В узком смысле – наемный работник. В широком – вольный человек, несший военную службу в пограничных районах Российского государства.

  2. Как назывался казачий дом? Курень.

  3. В какой вере жили казаки? Православие.

  4. Рождение какого ребенка было особой радостью для семьи ? Мальчика. Если рождался мальчик, то это считалось прибыток, наделяли земельный участок, а рождение девочки считали убытком, а девочку разорительницей.

  5. Как мужчина признавал отцовство ? Родившегося младенца клали на отцовскую рубаху на порог дома, и мужчина в присутствии членов своего рода или брал ребенка, как признание своего отцовства, или перешагивал, демонстрируя отказ.

  6. Кто и как определял судьбу годовалого мальчика? В годик крестный сажал мальчика на коня на шелковый платок и провозил вокруг церкви три раза. Если ухватился за гриву, быть казаком, расплачется ­– казака не будет, а упадет – быть убитому в бою. Эту весть крестный держал в тайне.

  7. В какое время мальчик переходил на мужскую половину дома? Это происходило в семь лет.

  8. Как происходил обычай перехода мальчика на мужскую половину дома?
Мальчик брал с собой постель, а старшие братья проверяли, что он несет. Если находили перину и подушку, то заставляли это оставить женщинам. С этого времени начиналась подготовка мальчика к суровой мужской жизни: надо было спать на матраце и без подушки.

  1. С какого времени казачонок становился защитником семьи? Когда казачонку исполнялось 7 лет, он становился защитником семьи. Уезжая из дома, отец всегда наказывал сыновьям, чтобы они берегли женщин и защищали дом. В семье старались поддерживать эту роль для воспитания настоящего защитника.

  2. Какие испытания проходил казак?
Казаки проходили испытания на ловкость, силу, умение владеть топором и воинскую храбрость.

  1. Носили ли казаки обручальные кольца?
У казаков всегда были обручальные кольца, но они их никогда не носили. Кольца хранились или в ладанке, или в киоте именной иконы.

  1. Какой ритуальный предмет должен был сделать в своей жизни казак?
Таким ритуальным предметом была прялка, украшенная резьбой или обереговым рисунком. Прялку казак дарил матери, сестре, невесте.

  1. Кто имел право в доме резать хлеб? Только мужчина имел право резать хлеб, причем самый старший за столом. Дети – мальчики начинали резать хлеб с 7 лет.

  2. Кто первый имел право принимать пищу во время трапезы? Только мужчина – дед или муж – мог первым начать кушать за столом.

  3. Что висело над дверью в спальню? Над дверью в спальню висела сабля или шашка казака как оберег от зла.

  4. Где был разрез у косоворотки? Косоворотка разрезалась с правой стороны, подальше от сердца, чтобы никто чужой не попал в мужское сердце.

  5. Сколько лет казак служил в войске? Служба начиналась с 18 лет. Всего служили 20 лет. Первые 4 года служили в приготовительном отряде в своей станице, затем 4 года – действительная военная служба по охране рубежей России. Затем казак ежегодно был на месячных военных сборах. Потом – раз в четыре года. Последние четыре года был в запасном отряде.

  6. Какую роль в жизни казака играла хусточка? Хусточка – это платок размером с мужской носовой, вышитый ритуальной вышивкой. Хусточку дарила казаку, уходившему на службу, любимая женщина как знак того, что его любят и ждут в родной станице. Убитому казаку ее повязывали на кресте могилы.

  7. Что означала шашка для казака? Она была символом всей полноты прав у казака, а так же обладания им паевым земельным наделом. Вручалась казаку в 17 лет без темляка.

  8. Почему в церкви казак обнажал шашку? В момент слушания Евангели, шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на защиту христианства?

  9. Когда казак снимал шапку? Во время молитвы, присяги и выступления на Казачьем Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. Шашку и шапку казак мог потерять только с головой.

  10. Какое символическое значение для казака имел башлык? В зависимости от того как завязывался башлык, можно было узнать возраст казака (завязанный на груди- означал, что казак отслужил срочную службу). Кроме того, перекрещенный на груди башлык означал, что казак следует по делу, а заброшенный за спину, что он отдыхает.

  11. Почему казаки носили серьги? Серьги означали место в роду. Один сын у матери – серьга в левом ухе; последний в роду (нет наследников по мужской линии) – серьга в правом ухе; две серьги – единственный ребенок у родителей. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует беречь в бою.

  12. Что означал лампас у казаков? Имеет значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету – к войску. Стал символом свободы от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости и национальной обособленности.

  13. Перечислите символы военной власти, которыми наделялся атаман.
Булава, пернач.

  1. Как поступали с крестильной рубахой казака, погибшего за Веру, Царя, Отечество?
Ее одевали всего один раз, потом хранили всю жизнь. Если казак погибал или пропадал без вести, то ее клали в гроб матери.

  1. Как поступал дед- казак, когда менял саблю на посох? Когда дед- казак начинал терять свою воинскую доблесть, он менял саблю на посох. Свою саблю он дарил старшему внуку. Сабля становилась фамильной. Если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась и укладывалась в гроб умершего.

  2. Назовите личный знак атамана. Медаль, которая носилась на шее поверх галстука и выпускалась на кафтан между его бортами. После окончания срока атаманства оставалась на память.

  3. Кто решал судьбу сельчан, станичников? Совет старшин на Майдане надетыми на посох папахами голосовал о судьбе станичников.

  4. Когда появляется термин «оскольский казак»? Согласно Разрядной книге 1475-1598 годов, термин появляется в 1570 году.

  5. Когда и для чего была построена Белгородская оборонительная черта?
Строительство велось в период с 1635 по 1653 годы для защиты от продвижения Крымских татар.

  1. Когда был основан Холковский Троицкий (Царев-Николаевский) мужской монастырь и какую роль сыграли в этом казаки?
В 1619 году. Он был построен потому, что в Холковское городище постоянно приезжали донские казаки, несшие караульную службу вдоль оборонительной черты, а храма здесь не было.

  1. Какие льготы московские власти предоставляли за казацкую и пограничную службу?
Право свободного занятия пустующих земель, сохранения казацкого самоуправления, беспошлинного занятия промыслами, избавления от податей и повинностей.

  1. Что означает термин «слобода»? Термин слобода в нашем округе означает поселение, связанное с категориями служилых людей.

  2. Какие названия Старооскольского округа связаны с историей казачества нашего края?
Многие названия содержат слова «казак», «казачий», «атаманский». Села: Верхне- Атаманское, Нижне- Атаманское. Атаманский лес. Казацкая слобода.

  1. Какие группы казаков несли службу в Старом Осколе? Городовые и белопоместные.

  2. Перечислите территории, в присоединении которых к Российской империи участвовали казаки?
Сибирь, Северный Кавказ, Дальний Восток.

  1. Назовите имена знаменитых казаков, принимавших участие в их освоении.
Василий Поярков, Семен Дежнев, Владимир Атласов, Ерофей Хабаров

  1. Назовите императора, который создал первый Лейб-гвардейский казачий полк? Когда это произошло и как этот полк назывался?
Екатерина II, в 1775 г., придворная донская казачья команда.

  1. Назовите три изобретения казаков в боевом искусстве, которые вы знаете.
Темляк, газыри, баклановский удар

  1. Как называется старейшее казачье формирование? Запорожская Сечь, основанная во второй половине 16 века на территории нынешней Украины, входившей тогда в состав Польского государства. В середине 17 века она вошла в состав Российской империи.

  2. Какова роль казаков во взятии крепости Азов? Казаки сражались на воде, поскольку в то время только они имели опыт ведения морских сражений.

  3. Какие известные казачьи атаманы и их войска участвовали вместе с А.В. Суворовым в штурме Измаила?
М. Платов, В. Орлов, А. Денисов, А. Иловайский

  1. Как звали знаменитого казака, который был одновременно и графом и атаманом?
Матвей Иванович Платов.

  1. Какой известный художник был казаком? В.В. Верещагин.

  2. Назовите имена казаков – предводителей народных выступлений.
Кондратий Булавин, Степан Разин, Василий Ус, Емельян Пугачев, Иван Болотников.

  1. Какие казачьи генералы проявили себя в Первой мировой войне?
А.Деникин, Н.Юденич, Ф.Келлер.

  1. Как казаки отнеслись к Октябрьской революции 1917 г.? Среди казачества произошел раскол. Большинство выступило против Советской власти.

  2. К каким силам примкнуло казачество в Гражданской войне? В Гражданской войне казаки были как на стороне красных, так и на стороне белых.

  3. Назовите двух известных «красных» казачьих атаманов и двух известных «белых».
Красные – С. М. Буденный, Миронов. Белые – А. И. Деникин, А. В. Колчак.

  1. Сколько казаков-кавалеристов получило звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны?
262 кавалериста. 7 кавкорпусов и 17 кавдивизий получили гвардейские звания.

  1. Кто командовал казачьей конницей в начале Великой Отечественной войны и был ли он казаком?
Л.М. Доватор. Он не был казаком.

  1. Назовите известные картины, посвященные подвигам казаков. И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», П.Петровичев «Взятие крепости Исмаил», В.Верещагин «Скобелев под Шипкой», В.Суриков «Переход Суворова через Альпы».

  2. Кто автор скульптур на казачью тематику «Стременная», «Роздых казака», «Дончак»?
Константин Чернявский.

55. Какой знаменитый писатель, нобелевский лауреат, посвятил значительную часть творчества жизни и быту казачества.Назовите его произведения?

М. А. Шолохов . «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина».


  1. Когда в современной России началось возрождение казачества?
16 июля 1992 года - Постановление ВС РФ «О реабилитации казачества»; 3 июля 2008 года - «Концепция государственной политики РФ в отношении российского казачества»; 3 июля 2009 года ­– Федеральный закон «О государственной службе российского казачества».

  1. К какому войску относится Белгородское отделение казачества?
Центральное казачье войско.

  1. Кто возглавляет Белгородское отделение ЦКВ? Атаман Колочко Геннадий Викторович; Кошевой атаман Григорян Альберт Арамоисович; Начальник штаба Толстых Андрей Семенович.
59. Назовите чины членов казачьих обществ.

а) казак, приказный, младший урядник, урядник, старший урядник - нижние чины;

б) младший вахмистр, вахмистр, старший вахмистр - младшие чины;

в) подхорунжий, хорунжий, сотник, подъесаул - старшие чины;

Г) есаул, войсковой старшина, казачий полковник - главные чины;

д) казачий генерал - высший чин.

60. Перечислите основные заповеди казака. 1. Честь и доброе имя казака дороже жизни. 2. Казаки все равны в правах: помни: «нет ни князя, ни раба, но все рабы Божии!». 3. По тебе судят обо всем казачестве. 4. Служи верно своему народу, а не вождям. 5. Держи слово. Слово казака дорого. 6. Чти старших, уважай старость. 7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа. 8. Погибай, а товарища выручай. 9. Будь трудолюбив. Не бездействуй. 10. Береги семью свою и служи ей примером.

Литература


  1. Времена года. Православный народный календарь//В. Соколовский. – Пермь, 1996. – 123 с.

  2. Загоровский В. П. Белгородская черта. – Воронеж, 1969. – 156 с.

  3. Казачество в истории белгородчины. – Белгород, 2010. – 42 с.

  4. Коринфский А. А. Народная Русь. – Смоленск, 1995. – 217 с.

  5. Никулов А. П. Старый Оскол. Курск, 1997. ­– 576 с.

  6. Осыков Б. И. Белогорье, синие дали. – Воронеж, 1977. 132 с.

  7. Сказание русского народа, собранные И, П. Сахаровым. – М., 1990. – с.189

Казачья форма одежды.

Тестовые задания.

1. Что оказало большое влияние на развитие форменного костюма кубанских казаков?

а) европейская мода

б) традиции запорожского казачества

в) культура кавказских горцев

г) замкнутый образ жизни

2. Что является составной частью казачьей "справы"?

а) форменная одежда

б) конь

в) оружие

г) всё вышеперечисленное

3. На что нашиваются газыри?

а) черкеска

б) бурка

в) бешмет

г) башлык

4. Какую ткань предпочитали для шитья бешмета?

а) шерсть

б) шёлк

в) лён

г) хлопок

5. Какие цвета характерны для кубанской казачьей формы?

а) черный и малиновый

б) синий и красный

в) черный и синий

г) зеленый и синий

Ключ к тестовой части: 1-в, 2-г, 3-а, 4-б, 5-а.

Вопросы с развернутыми ответами.

1. В 1860 году была утвержден исторически сложившийся на тот момент перечень формы одежды кубанского казачьего войска. Поясните, что входило в этот перечень.

2. В ходе первой мировой войны некоторые элементы традиционной формы были заменены. Приведите примеры и объясните, почему это было сделано.

3. Какие сведения о хозяине давал башлык?

4. Почему у казаков допускалось ношение серьги?

5. Какую роль играет папаха (кубанка) в обычаях и символике казаков?

Ключ к развернутым ответам:

1. Черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев. Тем более, что они оказались более удобны для несения пограничной службы, нежели костюм запорожских казаков. С 1860 года специальным указом военного ведомства была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войска. Костюм кубанского казака состоял из рубахи, бешмета, шаровар, мундира в виде чекменя или черкески, заимствованного у горцев, башлыка и бурки.

2. Кровопролитные войны начала 20 века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились, пока казак нёс сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе Первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастёрку пехотного образца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

3. Серьги у казака означали его роль и место в роду. Например, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе; последний в роду носил серьгу в правом ухе. Две серьги означали единственного ребенка у родителей. Кроме того, при равнении налево и направо казачий командир видел, кого следует беречь в бою.

4. Башлык представлял собой квадратный островерхий капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею. Как правило, башлык располагался на плечах казака, закрепляясь тонким шнурком за его шею. Он давал некоторые сведения о хозяине: завязанный на груди башлык означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещен на груди - следует по делу, концы заброшены за спину свободен, отдыхает.

5. У казака папаха или кубанка играла огромную роль в обычаях и символике.

Обычай нашивать на папахи и фуражки награды - бляшки с надписями, за что награжден полк, еще больше увеличивал духовную ценность головного убора.

Папаха символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На кругу казаки находились в шапках, ими голосовали, перед избранным атаманом шапки снимали, а он надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаул надевал шапку задом наперед - значит, выступающий лишался слова. Снималась она лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок, в казачьей хате красовалась на самом видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой бога.

Шапку кидали во двор, предупреждая, что придут свататься.

Сбитая с головы шапка, как и сорванный с женщины платок, считалась смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата.

В шапки зашивали иконки и охранительные молитвы. За отворот клали особо ценные бумаги и приказы.

Лучшие статьи по теме