Для школьников и родителей
  • Главная
  • Из бумаги
  • Воскрешение из мертвых. Неужели это возможно? Воскрешение из мертвых - самый мистический обряд (непознанное) Можно ли воскресить человека после смерти

Воскрешение из мертвых. Неужели это возможно? Воскрешение из мертвых - самый мистический обряд (непознанное) Можно ли воскресить человека после смерти

Дорогие дети Божьи! Хочу обратить ваше внимание на поучительное чудо, сотворенное пророком Елисеем, которое записано в книге Царств. Гостеприимство Сонамитской женщины было вознаграждено рождением сына, но радость эта, как и все земные блага, оказалась недолговечной. Ребенок через некоторое время заболел и умер.

Исполненная горем, верующая мать тотчас поспешила к человеку Божьему. Через него Бог пообещал выполнить желание ее сердца, и она пошла со своим горем к нему.

Действия Елисея описаны в следующих стихах: "И сказал он Гиезию: опояшь чресла твои, и возьми жезл мой в руку твою, и пойди. Если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему. И положи посох мой на лицо ребенка.

И сказала мать ребенка: жив Господь и жива душа твоя! не отстану от тебя. И он встал и пошел за нею. Гиезий пошел впереди их, и положил жезл на лицо ребенка. Но не было ни голоса, ни ответа. И вышел на встречу ему, и донес ему, и сказал: не пробуждается ребенок.

И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его. И вошел и запер дверь за собою, и помолился Господу. И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка. И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои. И позвал он Гиезия, и сказал: позови эту Сонамитянку. И тот позвал ее. Она пришла к нему, и он сказал: возьми сына твоего. И подошла, и упала ему в ноги, и поклонилась до земли. И взяла сына своего, и пошла" (4Цар.4:29-37).

Положение пророка в этом случае было подобно вашему положению, дорогие друзья. Елисею пришлось иметь дело с мертвым ребенком. Смерть эта была явной, физической; но та смерть, с которой приходится бороться вам, не менее реальна, хотя и невидима. Она касается духовной жизни ребенка.

Дети не менее взрослых "мертвы по грехам и преступлениям". Это настоящее положение всякого человека перед Богом. Невозможно оказать детям истинную помощь, не сознавая пагубного состояния их духовной смерти. Умоляю вас обращаться с ними не как с людьми спящими, которых можно легко разбудить, но как с мертвецами, которых может оживить только сила свыше.

Елисей не украшал мертвое тело, не бальзамировал его ароматами и миррой, чтобы оставить тем же трупом, только в пышном убранстве. Нет, жизни желал он ребенку и ничего другого. Так и вы не удовлетворяйтесь никакими второстепенными успехами но стремитесь только к одной всеобъемлющей цели - к спасению бессмертной души.

Ваше дело заключается не только в том, чтобы научить детей читать Библию и сделать их высоконравственными людьми. Ваше высокое призвание - быть инструментом в руках Божьих, посредством которого небо может даровать жизнь мертвым душам. Все, чему вы учите детей, будет ни к чему, если они останутся "мертвыми во грехах". Даже если они станут полезными, нравственными членами общества и аккуратными посетителями церкви, ваша высшая цель не достигнута, если Господь не оживил их со Христом.

Итак, цель наша - воскрешение. Нам поручено оживлять мертвых! Как мы можем выполнить это необычное задание? Если мы дадим место неверию, то споткнемся на том очевидном факте, что работа, к которой призвал нас Господь, вне наших возможностей. Мы не в состоянии воскрешать мертвых. Однако, в сущности, мы не более бессильны, чем Елисей, так как и он сам по себе не мог воскресить сына сонамитянки.

Мы не в состоянии одарить наших детей духовной жизнью, но не будем падать духом. Напротив, убежденные в полной своей неспособности, всецело обратимся к истинному источнику силы. Человек, живущий верой, пребывает в области чудес. Вера творит чудеса, она смотрит на обещанное и, невзирая ни на что другое, громко возвещает победу, не считаясь с невозможным.

Теперь, когда Дух Божий сошел на Елисея, призывая его к делу Господнему, он уже не простой человек. Также и вы, бодрствующие и томящиеся в молитве о детях/вы уже не простые ничтожные существа, вы сделались храмом Божьим, Господь пребывает в вас, и верой вы вступили на поприще творителей чудес. Мы посланы в мир быть участниками тех дел, которые совершает Господь Бог Духом Своим через верующих в Него.

Нам надлежит творить чудеса, и потому не будем считать невозможным и невероятным восстановление наших мертвых детей. К этому мы призваны, но будем помнить о Том, Кто действует в нашей немощи. Разве Бог не может воскрешать мертвых?

Прошу вас, смотрите здраво на окружающее! Перед вами духовно мертвые дети, и сердце ваше жаждет их оживления. Вполне сознавая, что один Бог может оживить их, смиренно молитесь, чтобы Он употребил вас в чудном деле Своем и указал, как поступать.

Если бы Елисей вспомнил, как он некогда служил Илии, и вник в приемы своего учителя, то не послал бы Гиезия со своим посохом, а сразу же приступил бы. к тому, что сделал только впоследствии. В 17 главе 3 книги Царств мы видим, как Илия воскрешал мертвого ребенка. Здесь учитель оставил пример своему слуге, и чудодейственная сила проявилась только тогда, когда Елисей в точности последовал ему. Так и мы должны учиться у ног нашего. Учителя и в деле спасения душ действовать, как Он.

Исполненный глубокого сострадания, Христос н4хо-дился в окружении растленного человечества, сопереживая с нами в нашем плачевном состоянии. Так и мы должны приблизиться к душам детей, томиться с ними Его томлением, плакать над ними Его слезами, иначе не видеть нам их избавления от погибели. Научиться этой мудрости приобретения душ мы можем только следуя примеру и духу Господа Иисуса.

Елисей, однако, забыв о примере своего наставника, избрал себе новый способ, как более подобающий его пророческому сану. Передав жезл Гиезию, он велел ему возложить его на ребенка. Елисею, вероятно, казалось, что сила Божья до того изобилует в нем, что всякий способ окажется действенным, а потому в его личном участии нет необходимости. Но не так решил Господь.

Боюсь, что истины, которые мы возвещаем детям, часто напоминают собой жезл Елисея, то есть остаются чем-то чужим, внешним, как посох, который держат в руке, но который все-таки не составляет части тела. Мы берем такое-то поучение, такую-то истину, как Гиезий взял посох, и кладем ее на лицо ребенка, сами же остаемся равнодушными и не испытываем мук рождения.

Как бы мы ни старались понятнее объяснить истину, облекая ее в самую привлекательную форму и используя наглядные пособия, если наши слова не являются отголоском того, что происходит у нас в сердце, и не истекают из глубины нашей души, они никогда не подействуют на душу, так же как и посох Гиезия на мертвого ребенка. Горько признаться, но и я часто возвещал Слово Господа моего как самое верное из всех пророческих слов, и все же без успеха! Ах, не потому ли, что благовествовал без того пламенного усердия и задушевности, которые для этого необходимы?!

И вы, друзья мои, не сознаетесь ли в том же? Не случалось ли и вам возвещать Евангелие, говорить правильно, толковать о том, что несомненно верно, и даже передавать другим то, что для вашей души было неизреченным сокровищем,- и что же? - Безуспешно, безответно!

Не потому ли, что все сказанное не было прочувствовано и вы равнодушно относились к тем, кому свидетельствовали о Боге? Не то ли было с вами, что и с Гиезием, когда он безучастно клал посох на лицо умершего? В таком случае неудивительно, что и вам приходится повторять те же слова: "Не пробуждается ребенок". Настоящая пробуждающая сила не могла проявиться в безжизненном, сухом наставлении. В сущности, мы даже не знаем, был ли Гиезий уверен, что мальчик умер. Из его слов можно предполагать, что ребенок только спит.

Бог не может благословить тех, кто всем сердцем не осознает гибельного состояния своих детей. Поэтому, если вы увлекаетесь только призрачными теориями о человеческом достоинстве, о невинности детского возраста и тому подобными мечтами и не верите, что дети грешны, не удивляйтесь, если не увидите никакого плода от своего труда.

Может ли Господь через вас совершить дело воскрешения, если вы не видите нужды в том? Если бы и случилось так, что умерший ожил, Гиезия это не удивило бы: "Что ж, только и всего, что очнулся от глубокого сна!". Если бы Господь пробуждал души через слова людей, не убежденных в гибели и полном развращении человеческого рода, они непременно подумали бы: "Вот какое нравственное влияние оказывает Евангелие! Оно чрезвычайно полезно и благотворно" и не воздали бы славу и поклонение Тому, Кто, сидя на престоле, творит "все новое" Своей возрождающей силой.

Посмотрите, как поступает Елисей после первой неудачной попытки воскресить мальчика. Он не упал духом, когда узнал, что ребенок не пришел в себя, но препоясался и энергично принялся за работу. Когда у вас случается неудача, не следует из-за этого бросать дело. Если ваши дети до сих пор мертвы и все ваши усилия безуспешны, не делайте из этого заключения, что все напрасно. Елисей ведь не пришел в отчаяние и не подумал, что оживление ребенка невозможно. Неудача - не значит бросай дело, но - делай иначе. Не получилось в этот раз, - пробуй еще и еще.

Нередко приходится менять приемы. Если первый оказался неподходящим, нужно пробовать другой, тщательно исследовав причину ошибки. Таким образом, воспитывая наш дух. Господь может приготовить нас к такой широкой деятельности, о какой мы никогда и не мечтали.

Обратите внимание, куда положили ребенка. В Библии сказано, что умерший лежал на постели пророка. Это была та самая постель, которую гостеприимная сонамитянка приготовила для Елисея. Добрая женщина не думала, какой знаменитой станет эта постель, когда из любви к Божьему пророку готовила ему место для отдыха.

Ребенок лежал на постели Елисея. Это говорит нам о том, что нельзя оставлять дитя вдали от себя, где-нибудь вне дома. Если мы хотим видеть его живым, нужно принять его в самое теплое, близкое к сердцу место.

"И вошел Елисей... и запер дверь за собою, и помолился Господу". Теперь он принимается за дело всей душой; и мы можем поучиться у него, как приступать к великому делу воскрешения мертвого ребенка. Взглянув на повествование об Илии, мы увидим, что Елисей вполне последовал примеру своего учителя. "И сказал он (Илия) ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель. И воззвал к Господу, и сказал: Господи, Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И, простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи, Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил" (3Цар.17:19-22).

Одна древняя мудрость гласит: "Истинная проповедь составляется на небесах". Это значит, что истинный проповедник должен много беседовать с Богом. Если мы не просим благословения у Господа, не обдумываем воспитание своих детей на коленях перед Ним, то дело наше не может быть успешно. Вся сила должна приходить свыше.

Может ли Господь посетить и обрадовать вас обращением вверенных вам детей, если вы не ходатайствуете за них перед престолом благодати? По-моему, это превосходный способ - приглашать детей поодиночке к себе в комнату и молиться с ними наедине. Тогда можно ожидать их обращения, когда за каждого отдельно молишься, за каждым следишь, за каждого страдаешь, томишься, переживаешь.

Часто молитва без посторонних воздействует на ребенка гораздо сильнее, чем общая молитва в собрании или в семье. Такие молитвы нередко сами по себе служат ответом, то есть Господь может в то время, как вы изливаете перед Ним свою душу, через вашу молитву так подействовать на сердце ребенка, как никогда не действовали никакие увещания.

Молитесь отдельно с детьми вашими и получите добрые плоды. Если же это невозможно, то, во всяком случае, с вашей стороны должно быть много молитвы - молитвы непрестанной, постоянной, захватывающей. Люди, пламенеющие духом, все преодолевали молитвой. Они не отходили от престола благодати, пока не получали просимую милость. "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Матф.11:12).

Помолившись, Елисей прибегнул к действиям. Молитва и действия должны всегда идти рука об руку. Действовать без молитвы - значит упорствовать, а молиться без действий - значит лицемерить.

Вот перед нами лежит ребенок, а возле него стоит почтенный человек Божий. Посмотрите, как он странно поступает: наклоняется над умершим, прикладывает свои уста к его устам. Теплые, живые губы пророка прикоснулись к холодным, мертвым губам, и живительная струя свежего, горячего дыхания проникла в остывшие, окаменелые гортань и легкие. Затем святой старец, полный усердия и любви, приложил свои теплые руки к холодным рукам умершего ребенка и свои глаза к его глазам. Мало этого, он всем телом простерся над ним, как бы желая передать ему свою жизнь.

Если мы искренне желаем духовно оживить ребенка, то должны, прежде всего, ясно сознавать его положение. Ребенок мертв, да, совершенно мертв. Господу угодно, чтобы мы это знали и видели его таким же мертвым по грехам и преступлениям, какими и мы сами некогда были. Бог хочет, чтобы мы соприкоснулись с этой смертью, хотя это бывает мучительно и удручающе.

Посмотрим, как действовал наш Учитель, желая воскресить нас из мертвых. Ему пришлось Самому умереть: другого способа не было. Так и вы, если хотите воскресить своего мертвого ребенка, то непременно должны проникнуться леденящим ужасом смерти.

Невозможно вытащить головню из огня, не почувствовав при этом жара пламени. Без надлежащего сознания всех ужасов грядущего суда Божьего и гнева Его, у вас не хватит рвения для работы над душами и вы не сможете достигнуть успеха.

Когда мертвенность ваших детей возбудит в вас чувство угнетения, страха и отчаяния, тогда знайте, что Господь хочет вас благословить. Осмыслив таким образом состояние ребенка, следует затем насколько возможно вжиться в его природу, привычки и характер. Вы должны говорить детским языком так, чтобы ребенку было понятно, смотреть на вещи его глазами, сердцем разделять его чувства, быть ребенку другом. Словом, надо изучить мир ребенка с его искушениями и соблазнами, чтобы насколько возможно входить в положение своего дитяти, разделять с ним его радости и горести.

Если все это кажется вам скучным и тягостным, для чего вы тогда создали семью? Нельзя относиться к воспитанию детей с пренебрежением! Что бы ни потребовалось для этого, все надо делать охотно, без принуждения. Господь не воскресит через вас мертвого ребенка, если вы ради спасения его души не готовы на все.

О пророке сказано, что он простерся над ребенком. Мы бы сказали: сжался над ним. Ведь он был взрослый, а тот - еще мальчик, потому не вернее ли будет слово "сжался"? Нет, именно "простерся". Нет ничего труднее для взрослого человека, как "простереться" по детской мерке. Заинтересовать детей - далеко не легкая задача. Для того, чтобы учить маленьких детей, необходимо использовать все наше остроумие, наши самые глубокие познания, самые искренние мысли и все силы.

Детей пустыми разговорами не займешь. От нас требуется напряжение всех сил, тщательная подготовка и обдуманный труд, чтобы правильно воспитать малых сих. Невозможно оживить ребенка, если не "простереться" над ним, как бы это ни казалось странным. И самому умному человеку придется приложить к этому все свои способности.

В то время как Елисей содрогался от холода, веющего от трупа, его собственная теплота проникала в окоченевшее тело. Само по себе, конечно, это не могло воскресить ребенка, но Господь употребил жизненную теплоту пророка для согревания мертвого тела и посредством этого оживил умершего.

Хорошо всем поразмыслить над словами Апостола Павла: "Мы... были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны" (1Фес.2:7-8). Тот, кто искренне жаждет спасения своих детей, поймет эти слова. Господь через Духа Своего благословляет наши сердечные переживания и часто пользуется ими для совершения того, что сама истина, хладнокровно переданная, не совершила бы. В этом заключается секрет успешного благовестия. Вы должны так отдать душу свою детям, чтобы гибель их казалась вам собственной гибелью. Если гнев Божий пребывает на них, то он тяготеет и над вами. Поэтому исповедуйте перед Господом их грехи как свои собственные, молитесь и непрестанно ходатайствуйте за них, как это делал первосвященник.

Действия пророка скоро привели к тому, что согрелось тело ребенка. Как, должно быть, обрадовался Елисей! Однако мы не видим, чтобы он на этом успокоился. Не удовлетворяйтесь никогда тем, что дети ваши начинают подавать некоторую надежду на улучшение.

Если на глазах ребенка появились слезы, когда вы рассказывали о любви Христовой, радуйтесь, значит, тело согревается. Но не останавливайтесь на этом! Разве можно на этом бросить дело? Ведь цель еще не достигнута. Нам нужна жизнь, а не только теплота! Мы должны не просто убедить детей наших, а привести их к Богу; впечатления недостаточны - нужно возрождение, то есть новая жизнь от Бога, жизнь Иисуса Христа.

Давайте снова посмотрим на Елисея. "И встал и прошел по горнице взад и вперед". Он не находит себе места, он встревожен. Ребенок согрелся, и за это слава Богу, но он еще не жив; поэтому пророк не садится отдыхать у своего стола, а беспокойно ходит взад и вперед, вздыхает, тоскует и томится душой. Он не в силах смотреть на измученную мать и слышать ее жалобный голос: "Пришел ли в себя сын мой?"

Если вы заметили, что сердце ребенка тронуто, не прекращайте на этом попечения о нем. Спасение души драгоценнее всего и никогда не приобретается легко. Стать отцом во Христе нельзя без мучительной тревоги и страданий. Нужно сердцем понять слова Апостола Павла: "Я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!" (Гал.4:19).

Да даст вам Дух Святой такие же душевные муки и такую же тоску, беспокойство и тревогу, пока дети ваши не станут истинно обращенными и спасенными.

Вы успешно провели беседу с детьми? Продолжайте так же и в дальнейшем. Ведь очень легко разрушить то, что было совершено раньше! Если ваше теплое отношение согрело детские души, то не дай Бог, чтобы охлаждение с вашей стороны произвело в них застывание! Будьте уверены, что как от Елисея исходило тепло, так от вас может веять холодом, если в вашей душе нет искреннего усердия к делу их спасения.

Елисей вновь простерся на постели, и опять послышалась горячая молитва веры и вздохи старца. Наконец последовал ответ, желание его исполнилось: "И чихнул ребенок раз семь..." Звук, сам по себе, был малопривлекателен, но все же означал жизнь.

Большего и мы не можем требовать от детей, когда Господь дарует им духовную жизнь.

Если ребенок осознал свою негодность и положился на совершенное дело Христа, то как бы невнятно и бессвязно он это ни выразил, нам следует благодарить Бога. Вполне возможно, что Гиезий и не обратил внимания на чиханье ребенка, так как не простирался над ним. Но Елисей был доволен. Так и мы будем чутки к малейшему признаку благодати и благодарны Богу, если действительно простирались в молитве за безжизненные души своих детей.

Вслед за этим ребенок открыл глаза. Елисею, наверно, эти глаза показались очень красивыми. Не знаю, были они голубые или черные, но знаю то, что глаза, которые нам удастся открыть с помощью Божьей, всегда будут для нас прекрасными.

Дорогие друзья, нет ли между вами Гиезия? Искренне жаль мне того, кто умеет только нести жезл. Да дарует вам Господь по милости Своей жизнь, иначе вы не сможете оживить другого! Если бы Елисей был мертв, его тело не могло бы сообщить жизнь другому, как бы их ни клали друг на друга. Так же бесполезно своей безжизненной душой соприкасаться с мертвыми душами детей. Остывшая печь не согреет озябшего странника. Замерзшая, окоченелая мать не может приласкать своих детей.

Пусть благодать Божья коснется прежде всего вас и сделает орудием Своим для пробуждения многих душ во славу Божью.

Вопрос возможности воскрешения издавна занимает ученых всего мира. Несмотря на то, что прогресс не стоит на месте, ученые пока незначительно продвинулись в этом вопросе, однако уже существует ряд способов продолжить жить после смерти.

Биоприсутствие

Студенты лондонского Королевского колледжа искусств разработали перспективный проект, претендующий на статус сенсации.

Сихо Фукухара и Георг Треммель предложили заменить стандартные надгробия высаженными на могилах деревьями.

Согласно идее студентов, в обычное дерево можно внедрить ДНК человека, по образцом которого, впоследствии, будет возможно его клонировать.

Процесс подготовки дерева с ДНК человека будет достаточно трудоемким и на него понадобится около полугода. Сначала, ученым необходимо взять соскоб с щеки носителя, для того чтобы выделить ДНК, который будет привит в семя дерева. Для первых экспериментов была выбрана яблоня, из-за ее символического значения – во многих странах это дерево считают символом плодородия.

После прививки ДНК яблочному зернышку, его выращивают в лаборатории и после, высаживают в почву.

На пути к реализации данного проекта стоят долгие проверки и инспекции экологов, которые выясняют, безопасны ли для природы новые, модифицированные «человеческим присутствием» в них деревья. Также, проект столкнулся с финансовыми трудностями. Компания NESTA, спонсор многих инновационных проектов выделила 50 тысяч долларов на проект, но затраты необходимые для создания одного дерева по новой технологии, превышают эту сумму.

Но несмотря на сложности, разработки проекта «биоприсутствие» продолжаются.

Криогенная заморозка

Неоднократно описанная в фантастических книгах и фильмах криогенная заморозка до сих пор считается одной из технологий, имеющих большие перспективы. Вообще использование ее в большинстве своем основано на надежде на научные умы будущего, которые найдут способы восстанавливать функции человеческого организма. Некоторые, вверяя себя крионике, соглашаются подвергнуть свое тело сверхнизким температурам, которые остановят все естественные химические процессы в организме и способны сохранять тело в заморозке очень длительное время.

Первым человеком, озвучившим идею заморозки человека, стал Роберт Эттингер физик и математик, выпустивший в 1962 книгу «Перспективы бессмертия». Следуя своей идее этот ученый был заморожен летом 2011 года.

Сегодня существует ряд компаний, готовых за вознаграждение заморозить любого желающего. Например, в Институте крионики в Мичигане уже ждут воскрешения несколько сотен замороженных добровольцев. Как оказалось, есть криогенные компании и в России – компания «Криорус» за плату от 10 до 30 тысяч долларов, согласна заморозить клиента.

Создание сверхчеловека

Сравнительно недавно в России возникло движение «Россия-2045», участники которого уверены в торжестве технологического прогресса нашей страны. По мнению ее участников, в 2015 году в России уже должен был появиться робот, управляемый сигналами человеческого мозга, в 2020-м, должна состояться пересадка человеческого мозга в искусственное тело, а еще через десять лет, в 2030-м – должен быть создан искусственный мозг. К 2045 году, же человечество обязано создать голограмму, обладающую человеческим сознанием.

По мнению последователей общества, создание сверхлюдей, модифицированных научными средствами, лишит их обычных человеческих уязвимостей. Люди будущего приобретут иммунитет к радиации, болезням, высоким температурам и фактически станут бессмертными.

Как ни странно, членами общества «Россия-2045», входят авторитетные ученые, физики, математики, химики, академики и доктора наук. В американском филиале организации состоит известный актер и общественный деятель Стивен Сигал.

По мнению участников движения намеченных результатов удастся добиться при условии направления всего научного потенциала России и остального мира на эти цели. Сейчас же, российская наука работает на решение мировых проблем и удовлетворение потребностей простых людей.

Банк ДНК

Несмотря на продолжение изучения технологии клонирования человека, официально зафиксированных случаев клонирования человека пока не зафиксировано. Обусловелно это запретом на данную процедуру мировым сообществом. Не разрешается даже пытаться воспроизвести человека в терапевтических целях. Например, чтобы произвести забор стволовых клеток у клонированного эмбриона.

Несмотря на законы запрещающие клонирование, существует ряд банков ДНК, в хранилищах которых можно оставить частичку себя, в надежде что запрет когда-нибудь будет снят. Услуга платна. В Швейцарии, например, за 400 долларов можно навечно разместить образец своего ДНК и один гигабайт информации о себе, так чтобы клон смог узнать чьей копией он является.

Перенос сознания

Ученые из Швейцарии еще в 2005 году запустили проект «Голубой разум». Совместными усилиями, работники компании IBM и университета Лозанны, работают над созданием виртуального человеческого мозга. Иначе говоря, ученые создают условия для переноса человеческого сознания и личности в виртуальное пространство. Сейчас ученые пытаются воспроизвести структуру кибер-мозга, в который позже перенесут человеческий разум Вопросами этого процесса занимается целая наука – сеттлеретика. На сегодняшний день, для транспортировки разума в машину планируют использовать нейропротез управляемый нейрокомпьютером. Как известно, с годами нейроны человеческого мозга отмирают – для их замены и будет внедрен протез, функцией которого будет создание «резервных копий» нейронов. Он будет записывать данные с мозга человека до самой его смерти, чтобы потом быть перемещенными в компьютер.

Искусственный Интеллект

Пирс Блодин, создатель сайта Weekly World News, предложил создать ИИ, основанный на личности человека, сделанной на основе деятельности человека в интернете. Согласно идее Блодина, специально созданная программа сможет сканировать всю мировую сеть для сбора информации об умершем и для создания психологического портрета клиента. Однако, главным изъяном этой системы является уровень откровенности человека в интернете. Ведь некоторые в соцсетях и на форумах говорят неправду, что может создать ошибочное представление о настоящей личности человека.

Сенсорный костюм

Российские ученые создали сенсорный костюм, который записывает и хранит информацию, получаемую всеми внутренними органами чувств в течении дня. С его помощью создается база данных о получаемой человеком информации и о его физической и сознательной реакции на нее. Далее планируется создать нейрокомпьютер, который сможет справиться с объемами записанной информации и полученное устройство должно будет помочь перенести оцифрованную информацию о человеке в искусственное тело. Это устройство сможет реконструировать личность человека, с которого она скопирована.

Современная наука упорно трудится, чтобы решить одну из немногих проблем человечества, которая напрямую мешает нам жить... Налоги. Шутка. На протяжении тысяч лет люди искали ключ к бессмертию, и пока он где-то там вдали от нашего понимания. Сейчас мы уже можем обмануть смерти заморозив себя, загрузив свой ум в компьютер, изменить ДНК и т.д. Но пока это всё игры со смертью, и пока она выигрывает у нас всухую. Или нет?

Luz Miraglos Veron

Analia Bouter была беременна пятым ребенком, когда у нее начались роды на 12 недель раньше срока. После рождения, врачи сказали ей, что ребенок мертв, а мужу выдали бумагу в котором зафиксировали факт смерти ребенка. Но родители решили вернуться через 12 часов, чтобы увидеть тело своей дочери, которое к тому времени уже лежало в холодильной камере морга. Все врачи после родов диагностировали смерть, но когда родители открыли холодильный ящик, ребенок начал плакать, и они поняли, что их дочь ожила. Девочку назвали Luz Miraglos (Чудесный свет) и последние данные о ней говорят, что девочка окрепла и полностью здорова.

Alvaro Garza, Jr.

Альваро Гарза-младший родился и жил в Северной Дакоте, США. Ему было 11 лет, когда он провалился под лед. Спасатели добирались до места очень долго и к тому времени, как они приехали, Альваро уже целых 45 минут был под водой. Когда его вытащили из реки, врачи констатировали клиническую смерть: у него не было ни пульса, а температура его тела упала до 25 градусов. Когда его привезли в больницу его подключили к аппарату искусственного кровообращения и он ожил.

Объяснение всей этой истории скрывается в том, что Альваро в течение нескольких минут боролся за жизнь, прежде чем пошел под лед. За это время тело поняло, что идет борьба за жизнь, температура тела упала и потребность в кислороде снизилась практически до нуля. Через четыре дня после инцидента, он уже был в состоянии общаться, а через 17 дней его выписали. Поначалу конечности плохо его слушались но постепенно всё пришло к норме. Сейчас он полностью здоров.

Воскрес на избирательно участке

Ty Хьюстон, медсестра из штата Мичиган, заполняла свой ​​бюллетень для голосования в 2012 году, когда услышала крик о помощи. Подбежав к месту скопления людей медсестра увидела мужчину без сознания. У него не было пульса и дыхания. Она начала делать искусственное дыхание и через 10 минут мужчина ожил. И первой его фразой было: "А разве я ещё не проголосовал?"

Воскрешение в холодильнике морга

В июле 2011 года владельцу морга в Йоханнесбурге (ЮАР) привезли тело человека, который по всем признакам был мертв. Его положили в холодильник в ожидании того, как его заберут родственники. Двадцать один час спустя, мертвец проснулся и начал кричать. Понятно, что такого никак не ожидал владелец морга. Испугавшись, владелец позвонил в полицию и начал ждать пока она приедет. Полиция открыла камеру и вытащила "мертвого" человека, который во всю подавал признаки жизни. Его срочно доставили в больницу. Человек полностью выздоровел, а владелец морга прошел курс у психиатра.

Кельвин Сантос

Кельвин Сантос, двух-летний мальчик из Бразилии, умер после осложнений от бронхиальной пневмонии, которая вызвала остановку дыхания. Его поместили в мешок для трупов и через три часа отдали родным. Когда его тетя подошла, чтобы проститься с ним, тело, как она сказала, начало двигаться, после чего мальчик сел в своем гробу прямо перед всей семьей, и попросил у отца глоток воды. Семья подумала, что он воскрес, но, к сожалению, он тут же снова лег и снова умер. Он был доставлен в больницу, но врачи во второй раз констатировали смерть.

Карлос Камехо

Карлосу Камехо было 33, когда он попал в аварию на шоссе. Он был объявлен мертвым, и его привезли в местный морг. Его жену оповестили о смерти и пригласили на опознание тела. Патологоанатомы, уже начали вскрытие, когда поняли, что что-то не так. Из раны пошла кровь. Они начали зашивать, и в этот момент Карлос проснулся, как он сказал, от того, что боль была невыносима. Когда приехала жена, он уже был в сознании и его оправили в больницу. Он полностью поправился (судя по фото)

Эрика Нигрелли

Эрика Нигрелли, учительница английского языка из штата Миссури, была на 36 неделе беременности, когда ей стало плохо и она потеряла сознание прямо на работе. Ее муж Натан, учитель в той же школе, позвонил 911, и сообщил, что у Эрики припадок. У Эрики остановилось сердце. Скорая помощь прибыла и забрала Эрику в больницу. Сердце всё также молчало. Было принято решение спасать ребенка. После экстренного кесарева сечения у Эрики снова забилось сердце. Ее держали в искусственной коме в течение пяти дней, и в результате было обнаружено, что она страдает от болезни сердца известной как гипертрофическая кардиомиопатия. Ей установили кардиостимулятор. Через некоторое время Эрику и ее дочь, Эланию, выписали живыми и здоровыми.

Случай в отеле MaNdlo

В марте этого года, проститутки в Буловайо, Зимбабве, перестала подавать признаки жизни прямо во время "рабочего процесса" в номере отеля MaNdlo. Приехала скорая и полиция, чтобы констатировать смерть. Вокруг собралась толпа зевак. Её уже положили в металлический гроб, как вдруг проститутка начала кричать: "Вы хотите убить меня!" Естественно зевак сразу же стало намного меньше. Клиент, которого обслуживала девушка хотел сбежать, но его остановили и объяснили, что никаких претензий к нему власти и отель не имеют. А от отеля он получил большую скидку за проживание в номере. Так что если остановились в отеле и хотите получить большую скидку, пусть в Вашей комнате умрет и на глазах у всех оживет проститутка.

Li Xiufeng

Li Xiufeng было 95 лет. И однажды утром сосед нашел ее без признаков жизни на собственной кровати. После того сосед позвал полицию, которая констатировала смерть. Тело бабушки положили в гроб и оставили до дня похорон. В день похорон родственники пришли и обнаружили, что гроб пуст. Через минуту её нашли на кухне пьющей чай. Как оказалось, эта "смерть" была результатом перенесенной, за две недели до этого, травмы головы.

Людмила Стеблицкая

Людмиле также диагностировали смерть, поместили в морг, где позже она проснулась. Что отличает ее от парня, который провел в морге 21 час, она провела в ячейке целых три дня.

В ноябре 2011 года, ее дочь Настя пошла в больницу, чтобы навестить Людмилу, её встретила медсестра которая сказала, что её мать умерла. Тело было в морге, а морг был закрыт т.к. уже был вечер пятницы. Дочь подготовилась к похоронам, пригласила 50 человек. Чтобы оплатить похороны дочь взяла в долг около $ 2000. В понедельник Настя вошла в морг с открытием и обнаружила мать в абсолютном здравии. После этого открытия, дочь с криком выбежала из морга. В госпитале отказались комментировать инцидент.

Настя долго оправлялась от шока, а деньги в размере 2000 долларов, Людмила ещё долго отдавала из своей зарплаты. Примерно через год, она опять "умерла" на час. Теперь дочь решила ждать как минимум неделю, до того чтобы признать смерть матери.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Радикальная процедура, в ходе которой кровь пациента заменяется на охлажденный солевой раствор, способна вернуть к жизни человека, находящегося в состоянии клинической смерти, утверждает корреспондент .

"Если температура вашего тела 10⁰С, мозг признаков активности не подает, сердце остановилось, в организме нет крови - вряд ли кто-то будет спорить с тем, что вы мертвы, - говорит научный сотрудник Университета штата Аризона Питер Ри. - Но мы можем вернуть вас к жизни".

Питер Ри не преувеличивает. Эксперименты, которые он проводит вместе со своим коллегой из Мэрилендского университета Самюэлем Тишерманом, доказали, что организм можно часами поддерживать в состоянии анабиоза. Их методика, пока что испытанная только на животных, - одна из самых смелых в медицине.

В ходе этой процедуры из организма пациента выводится вся кровь, а тело охлаждается более чем на 20⁰С. После операции кровь вновь закачивается в организм, и тело медленно нагревается.

"Как только в организм закачивается кровь, кожа сразу же розовеет, а при определенной температуре сердце включается спонтанно, - рассказывает Питер Ри. - Это довольно любопытно: при температуре 30⁰С сердце начинает биться само собой. Потом, когда тело становится еще теплее, оно самостоятельно восстанавливает нормальный ритм".

Поразительно то, что животные, на которых проводился этот эксперимент, после возвращения к жизни выказывают очень мало признаков каких-либо побочных эффектов. "Некоторое время они нетвердо держатся на ногах, но уже на следующий день ведут себя абсолютно нормально", - говорит Самюэль Тишерман.

Тишерман приобрел всемирную известность после своего заявления о готовности применить эту методику к пациентам больниц Питтсбурга. По его словам, это должны быть получившие пулевые ранения и находящиеся в критическом состоянии, когда сердце уже остановилось. Для таких людей предложенная Тишерманом методика - последняя надежда.

"Обмануть смерть анабиозом" - так сообщал об этой идее телеканал CNN. Газета New York Times писала о методике Тишермана под еще более хлестким заголовком: "Убить пациента, чтобы спасти ему жизнь".

Ненужная сенсация

Столь сенсационное освещение его экспериментов иногда задевает Самюэля Тишермана. В ходе беседы он производит впечатление человека думающего, взвешенного и не стремящегося преподнести свои исследования в сенсационном свете.

Ученый особенно осторожен в употреблении термина "анабиоз".

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Питер Ри (на снимке - справа) предполагает, что соляной анабиоз может быть использован в течение довольно долгого времени

"Меня не беспокоит то, что они могут допустить неточность. Но, когда люди слышат этот термин, они представляют себе Хан Соло из "Звездных войн" или космических путешественников, которых можно заморозить и послать на Юпитер, где они оживут", - говорит он.

"Это искажает смысл моих исследований. Важно понимать, что это не научная фантастика. Эта теория основана на экспериментальной работе и опробуется в строгом соответствии с научной методикой прежде, чем с ее помощью начнут спасать людей от смерти", - утверждает Самюэль Тишерман.

Его партнер по исследованиям Питер Ри приобрел широкую известность после лечения члена американского конгресса Габриэль Гиффордс. В 2011 году на нее было совершено покушение, она получила тяжелейшее ранение в голову, но врачам удалось ее спасти.

У Питера Ри более смелые, чем у Тишермана, планы использования "соляного анабиоза". Он не исключает возможности поддержания организма в таком состоянии долгое время. Хотя, по его словам, это дело отдаленного будущего. "То, что мы сейчас делаем, - это только начальная стадия эксперимента", - говорит он.

40-летний мужчина выжил без каких-либо последствий для мозга после трех с половиной часов сердечно-легочной реанимации

Самюэль Тишерман начал изучать проблемы реанимации еще в медицинской школе, где его наставником был Питер Сафар. В 1960 годах Сафар был пионером сердечно-легочной реанимации (СЛР). Сейчас непрямой массаж сердца или компрессия грудной клетки - это всем известная процедура: человеку ритмично надавливают на грудь, чтобы заставить сердце вновь заработать.

Работы Питера Сафара изменили наше представление о смерти как об одномоментном явлении. "Мы привыкли думать, что смерть наступает мгновенно, и когда мы умираем, назад пути уже нет", - говорит Сэм Парния из Университета штата Нью-Йорк в городе Стоуни-Брук.

"Раньше так и было. Но с появлением СЛР мы поняли, что клетки в нашем теле не отмирают еще несколько часов после того, как мы оказываемся в состоянии клинической смерти. Так что, даже после того, как вы стали трупом, вас можно вернуть к жизни", - объясняет Сэм Парния.

Смерть: момент или процесс?

Тишерман считает смертью момент (очевидно, субъективный), когда врачи прекращают сердечно-легочную реанимацию, видя, что она уже не поможет. Но, по его мнению, и после этого некоторых людей можно было бы вернуть к жизни.

В декабре внимание многих медиков привлекла научная статья в журнале Resuscitation, утверждавшая, что половина опрошенных врачей скорой помощи хотя бы раз были свидетелями так называемого "феномена Лазаря" (ауторесусцитации), когда сердце пациента спонтанно начинало биться после того, как врачи уже потеряли всякую надежду.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Чем сильнее понижение температуры тела, тем выше шансы реанимируемого

Но вернуть сердце к работе - это лишь одна из задач, стоящих перед реаниматором. Недостаток кислорода в результате остановки сердца может вызвать серьезные повреждения важнейших внутренних органов и, прежде всего, мозга. "Каждую минуту, когда к этим органам не поступает кислород, происходит процесс умирания", - говорит Самюэль Тишерман.

Его бывший наставник Питер Сафар для решения этой проблемы предложил использовать терапевтическую гипотермию - охлаждение организма до примерно 33⁰C. Для этого тело пациента, например, можно обложить льдом. При пониженной температуре жизнедеятельность клеток замедляется, снижается их метаболизм, а следовательно - и ишемические повреждения тканей, к которым приводит нехватка кислорода.

Применение аппаратов, поддерживающих искусственную циркуляцию крови и снабжающих ее кислородом, помогло продлить время между остановкой сердца и смертью мозга. Одна из техасских клиник недавно сообщила, что 40-летний мужчина выжил без каких-либо последствий для мозга после трех с половиной часов СЛР.

Ему делали непрямой массаж сердца, сменяя друг друга врачи, медсестры и даже медики-студенты, оказавшиеся рядом. "Всех в палате, кто мог помочь, попросили принять участие", - вспоминает доктор Скотт Тейлор Бассетт.

Однако такие случаи редки. Бассетт говорит, что врачи продолжали реанимацию только потому, что пациент во время процедуры пришел в себя, несмотря на то, что его сердце по-прежнему не работало.

"В ходе реанимации он мог с нами разговаривать, и мы понимали, что неврологических повреждений он еще не получил, - рассказывает доктор Бассетт.- Я такого никогда не видел - ни до, ни после этого случая. Именно благодаря этому мы приняли решение продолжать".

Время решает все

Столь длительная сердечно-легочная реанимация в настоящее время невозможна для тех, у кого остановка сердца произошла в результате тяжелого пулевого ранения или травмы - например, полученной в автомобильной аварии. Сейчас для хирурга в такой ситуации лучший вариант - перекрыть артерии, ведущие в нижнюю часть тела, после чего открыть грудь и массировать сердце, чтобы снабжать небольшим количеством крови мозг, пока обрабатываются и зашиваются раны. Но, к сожалению, в таких случаях выживает лишь один человек из десяти.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Непрямой массаж сердца в сочетании с другими процедурами может помочь поддерживать жизнь довольно долго

Именно по этой причине Самюэль Тишерман хочет охлаждать тело до 10-15⁰С. Это может дать врачам более двух часов на операцию. Подобное охлаждение иногда уже применяется при операциях на сердце, но методика Тишермана - это первый пример оживления пациента, находящегося в состоянии клинической смерти.

Возможно, самое удивительное в этой процедуре то, что врачи должны выкачать всю кровь из организма пациента и заместить ее охлажденным солевым раствором. Так как метаболизм в организме остановлен, ему не нужна кровь для поддержания жизнедеятельности клеток, и солевой раствор - это наиболее оперативный способ охладить пациента, утверждает Тишерман.

Самюэль Тишерман в течение двух десятилетий вместе с Питером Ри и другими коллегами собирал базу данных, подтверждающую, что эта процедура безопасна и эффективна. Доказательством этому служат многочисленные эксперименты на свиньях, получивших травмы, практически не совместимые с жизнью. В ходе этих операций врачи видели, что животные находились уже далеко за гранью жизни и смерти, и, тем не менее, их удавалось спасти.

Пациенты с пулевыми ранениями были выбраны для первых испытаний потому, что в таких случаях легче локализовать место кровотечения

"Свинья белела настолько, насколько это возможно, - рассказывает Питер Ри. - Она превращалась в бледное рефрижераторное мясо". Однако, если животных удавалось охладить достаточно быстро - примерно на 2 градуса по Цельсию в минуту - почти 90 % из них выживали, когда кровь вновь закачивали в их организм. Даже после того, как они пролежали бездыханными более часа. “Для присутствовавших это было удивительное зрелище - видеть, как сердце животного вновь начинает биться", - говорит Питер Ри.

После того, как подопытные свиньи возвращались в свое обычное состояние, исследователи проводили ряд тестов, чтобы понять, поврежден ли их мозг. Для этого перед процедурой они тренировали свиней открывать контейнер определенного цвета, в котором было спрятано яблоко.

После своего оживления большинство животных помнило, где искать лакомство. Другие свиньи, которых этому не учили перед операцией, учились это делать вскоре после нее. Они схватывали задание так же быстро, как и другие. Это позволяет предположить, что процедура не оказала какого-либо негативного эффекта на их память.

Понятно, что добиться разрешения на такой же эксперимент с людьми было очень сложно. В начале этого года Тишерману, наконец, разрешили применить свою методику в качестве тестовых испытаний на пациентах, получивших пулевые ранения в Питтсбурге.

Многие из нас согласны с тем, что для сохранения мозга необходимо охлаждать тело намного больше, чем это сейчас делается. Но пойти на это мы не решаемся Сэм Парния

На операцию в больницы этого американского города каждый месяц поступают один или два таких пациента. Это позволяет предположить, что за прошедшие месяцы на некоторых из них методика Тишермана была испробована. Хотя сам он результатами этой работы делиться пока не хочет. Тишерман намерен провести подобные испытания в Балтиморе, и если все пройдет гладко, Питер Ри начнет такую же работу в травматологическом центре в Тусоне, штат Аризона.

Как и с любыми другими медицинскими исследованиями, перенос этих испытаний с животных на человека связан с некоторыми сложностями. Например, животные в конце эксперимента получают свою собственную кровь, в то время как людям понадобится донорская кровь, которая неделями находилась в хранилище. Животные в ходе операции были под анестезией, но людям придется обойтись без нее.

Все это может повлиять на реакцию организма. Но Самюэль Тишерман остается оптимистом. "Считается, что собаки и свиньи реагируют на кровотечение так же, как и люди", - говорит он.

Врачи наблюдают за этими экспериментами с большим интересом. "Это очень смело, - говорит Сэм Парния. - Многие из нас согласны с тем, что для сохранения мозга необходимо охлаждать тело намного больше, чем это сейчас делается. Но пойти на это мы не решаемся".

Если испытания пройдут по плану, Тишерман намерен применить свой метод и для лечения других типов травм. Пациенты с пулевыми ранениями были выбраны для первых испытаний потому, что в таких случаях легче локализовать место кровотечения.

Но он надеется, что в итоге так же можно будет лечить и случаи внутренних кровотечений - например, в результате тех же ДТП. Возможно, что когда-нибудь эта методика будет использована для лечения пациентов, переживших инфаркт миокарда и страдающих от целого ряда других болезней.

Успех испытаний может открыть путь к исследованию и других форм анабиоза. Некоторые ученые хотели бы проверить, может ли набор медикаментов, добавленный в солевой раствор, еще больше затормозить метаболизм и предотвратить поражение тканей организма.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Дефибриллятор - сильное средство, но часто дает лишь временный эффект

Один из многообещающих кандидатов на эту роль - гидроген-сульфид (сероводород), химическое соединение, дающее тухлым яйцам их неприятный запах. Как обнаружилось, оно также снижает метаболизм у некоторых животных. Однако пока что существует мало доказательств того, что сероводород, являясь ядовитым соединением, способен повысить шансы на выживание при остановке сердца. Тишерман считает, что вместо этого было бы лучше найти мощные антиоксиданты, способные уничтожать химические элементы, поражающие клетки.

Питер Ри убежден в том, что методику "солевого анабиоза" нужно испытывать и внедрять как можно быстрее. Он рассказал мне о пациенте, которого накануне нашего разговора видел в больнице.

"Он получил ранение в центр живота, непосредственно под грудной клеткой, - рассказывает он. - Врачи сделали все, что могли, но он умер. Это как раз такой пациент, которого, как мы надеемся, можно будет вернуть к жизни, когда у врачей будет больше времени на операцию".

Возможно ли воскрешение человека из мертвых? Обряд воскрешения из мертвых - это, пожалуй, самый мистический из обрядов, практикуемых жрецами вуду. Но действительно ли происходит чудо, или все манипуляции жрецов и колдунов объясняются лишь действием каких-то снадобий и гипнотическим воздействием на живого человека? Возможно ли, что все истории о чудесном воскрешении ими людей не более, чем искусная фальсификация?

Вот как описывает обряд воскрешения французский путешественник Франсуа Алексис, побывавший в республике Бенин.

«Прошло около трех недель после моего прибытия в Абомее, прежде чем мне с помощью изрядного количества десятифранковых бумажек удалось уговорить Нгамбе показать мне одну из церемоний воскрешения.

Мы отъехали на несколько миль от Абомеи и достигли ущелья, в которое вела дорога, скорее похожая на тропинку. Извиваясь по склону, она поднималась вверх по крутой долине. В конце подъема была небольшая поляна. Нгамбе предупредил меня, чтобы я соблюдал полную тишину. Не знаю, чего он хотел - то ли скрыть мое присутствие, то ли дать почувствовать, как трудно ему было устроить это «тайное» посещение.

Из разъяснений Нгамбе явствовало, что мы присутствуем на обряде воскрешения из мертвых человека, подвергшегося нападению духов, насланных знахарем соседней деревни. Жрецы фетишей деревни несчастного собрались, чтобы уничтожить или нейтрализовать власть духов, «убивших» их подопечного.

Мы укрылись в кустах примерно в пятидесяти футах от поляны, где собралась группа туземцев. Мне было ясно, что Нгамбе, чтобы «устроить» мое присутствие, поделился с участниками церемонии полученными от меня деньгами. Хотя дело шло к вечеру, я все же захватил с собой камеру, но, к великому моему сожалению, для съемок света было недостаточно.

Человек лежал на земле, не проявляя никаких признаков жизни. Я заметил, что одно ухо у него было наполовину отрублено, но это была старая рана

больше никаких следов насилия видно не было. Вокруг него стояла группа негров, одни были совершенно голыми, на других были надеты длинные, неподпоясанные рубахи. Среди них было несколько жрецов, которых можно было отличить по пучку волос на бритой голове. Слышался равномерный шум голосов: шла подготовка к церемонии.

Всем распоряжался старик в старом, вылинявшем армейском френче, свободно свисавшем до коленей. Он покрикивал на остальных, размахивая руками. На его запястье был браслет из слоновой кости. Старик, очевидно, был главным жрецом фетиша, и ему предстояло сегодня изгонять злых духов.

Вдруг несколько человек быстрыми шагами приблизились к распростертому на земле безжизненному телу, подняли его, перенесли к центру поляны и весьма небрежно опустили на землю. Можно было полагать, что человек был мертв или весьма близок к смерти. Двое мужчин начали бить в барабаны, сделанные из полых внутри обрубков стволов.

Барабанщиками были молодые ребята, явно не принадлежавшие к числу служителей храма. Их мускулы как тугие узлы вырисовывались под темной блестящей кожей, лица были неподвижны. Ритмичные движения их рук производили гипнотизирующее действие. Волосы их были заплетены в косички, украшенные белыми и красными костяными бусинками.

Главный жрец, одежду которого составляли только рыжий френч и бусы, начал ритмично приплясывать вокруг распростертого на земле тела, что-то бормоча низким монотонным голосом. Его одеяние комично развевалось в танце, обнажая черные блестящие ягодицы, когда он раскачивался из стороны в сторону, подчиняясь ритму барабанов. Я наклонился и сказал Нгамбе: «Я доктор. Я хотел бы осмотреть человека и убедиться, что он действительно мертв. Сможешь ли ты это устроить?»

Нгамбе решительно отказывался, но в конце концов встал и пошел вперед. Состоялись краткие переговоры: старый жрец прекратил свой танец, что-то резко сказал, остальные согласно закивали головами. Наконец Нгамбе вернулся. «Ты действительно доктор?» - спросил он. Я подтвердил, решив не вдаваться в тонкости различий между моей профессией зубного врача и другими областями лечебной практики. Нгамбе дал знак следовать за ним.

«Не прикасаться!» - резко приказал он. Я согласно кивнул и стал на колени около распростертого тела. Танец прекратился, и зрители собрались вокруг, с любопытством наблюдая за мной. На земле лежал здоровый молодой парень, более шести футов ростом, с широкой грудью и сильными руками. Я сел так, чтобы заслонить его своим телом, быстрым движением приподнял ему веки, чтобы проверить зрачковую реакцию. Реакции не было. Я попытался также нащупать пульс. Его не было. Не было и признаков биения сердца.

Вдруг сзади раздался шум, словно все дружно вздохнули. Я обернулся к Нгамбе. В его глазах сверкала злоба, а лицо было искажено ужасом. «Он умрет!» - сказал он мне по-французски. - «Ты коснулся его. Он умрет». «Он и так мертв, Нгамбе», - сказал я, вставая. - «Это преступление. Я должен сообщить французской полиции».

Нгамбе все еще тряс головой, когда старый жрец неожиданно возобновил свой танец вокруг тела. Я встал поодаль, не зная, что делать. Положение было не из приятных. Хотя я и не испытывал большого страха, зная, что страх перед французской полицией защитит меня от любого насилия, однако в действиях этих людей многое было непонятно мне, и они легко могли оказаться опасными. Я вспомнил историю об одном бельгийском полицейском, которого убили, растерзали на несколько сот кусков и наделали из них фетишей за то, что он помешал обряду поклонения племени своему фетишу.

Нас окружила группа из тридцати человек. Низкими голосами они запели ритмичную песню. Это было нечто среднее между воем и рычанием. Они пели все быстрее и громче. Казалось, что звуки эти услышит и мертвый. Каково же было мое удивление, когда именно так оно и случилось!

«Мертвый» неожиданно провел рукой по груди и попытался повернуться. Крики окружающих его людей слились в сплошной вопль. Барабаны начали бить еще яростнее. Наконец, лежащий повернулся, поджал под себе ноги и медленно встал на четвереньки. Его глаза, которые несколько минут назад не реагировали на свет, теперь были широко раскрыты и смотрели на нас.

Мне нужно было бы измерить его пульс, чтобы знать, не было ли тут воздействия какого-либо снадобья. Однако Нгамбе, обеспокоенный моим присутствием в такой момент постарался увести меня подальше от круга танцующих. Потом я расспрашивал, его, был ли этот человек действительно мертв. Нгамбе, пожав костлявыми плечами, ответил: «Человек не умирает. Его убивает дух. Если дух не желает больше его смерти, он живет».

Он говорил на смеси кисвахили с португальским, французским и английским. Смысл его слов сводился к тому, что человек, над которым только что совершали ритуал, был «убит» духом, насланным хранителем фетиша, который действовал по наущению его врага. Этот дух вошел в тело человека и послужил сначала причиной его болезни, а затем и смерти. Однако в короткий период после смерти еще возможно вернуть душу человека в тело, если изгнать оттуда злого духа. Дотронувшись до человека руками, я чуть было не испортил все дело.

Мне сдается, что этому человеку дали какой-то алкалоид, который вызвал состояние каталепсии или транса, и тело его казалось безжизненным. С другой стороны, он мог находиться в состоянии глубокого гипнотического сна. Самым удивительным для меня было то, что человек, находившийся в состоянии, при котором он не реагировал на обычные тесты, был выведен из него без помощи лекарств или известных стимуляторов, и даже без прикосновения человеческих рук.

Позднее, рассказывая одному представителю французской администрации об этом деле, я убедился, что не был единственным белым, присутствовавшим на подобной церемонии. Добиться согласия жреца фетиша не составляло особого труда, естественно, за соответствующую плату. Хотя официально культ вуду запрещен, французская полиция не желает ссориться с жрецами и смотрит сквозь пальцы на их деятельность.

Но их деятельность причиняет очень большой вред. С помощью наркотиков или гипноза они полностью порабощают свои жертвы. Под психологическим давлением жреца люди становятся его безвольным орудием. Сколько скрытых преступлений совершают таким образом жрецы вуду, представить себе невозможно даже приблизительно».

Лучшие статьи по теме