Для школьников и родителей
  • Главная
  • Здоровье 
  • Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Конспект по обществознанию на тему "природное и общественное в человеке" Природное и общественное в человеке егэ задания

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Конспект по обществознанию на тему "природное и общественное в человеке" Природное и общественное в человеке егэ задания

Предназначено для систематизации и закрепления знаний обучающихся, изучающих школьный курс по программе общеобразовательных учреждений по обществознанию для 10-11 классов, базовый уровень. Содержит задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Объектами проверки являются умения, способы познавательной деятельности, определённые требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Включает в себя задания с выбором ответа и задания теоретического содержания, требующие установить соответствие позиций, представленных в двух множествах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составитель: Молошникова Е. А., учитель истории МБОУ СОШ № 51 г. Воронежа.

Источники материалов:

  1. Баранов П. А., С. В. Шевченко. ЕГЭ -2015: Обществознание: Самое полное издание типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, С. В. Шевченко; под ред. П. А. Баранова. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 126, (2) с. – (Государственная итоговая аттестация).
  2. Котова, О. А. Единый государственный экзамен. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – Москва: Интеллект-Центр, 2016. – 232 с.

10 класс. Тест «Природное и общественное в человеке. Системное строение общества: элементы и подсистемы».

1. Какой признак характеризует человеческую деятельность?

1) обязательное использование инструментов

2) доминирование биологических потребностей

3) сознательная постановка целей

4) инстинктивное приспособление к окружающему миру

2. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Исторически общество возникло одновременно с природой.

Б. Общество выступает творцом культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Социализацией личности называется

1) целенаправленное совершенствование человеком самого себя

2) столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей

3) освоение индивидом культурных ценностей общества

4) поведение человека, противоречащее принятым в обществе социальным нормам

4. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Группу людей, объединившихся для общения и совместной деятельности, можно считать обществом.

Б. Становление и развитие человека вне общества невозможно.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится

1) речевое общение

2) потребность быть в обществе

3) способность абстрактно мыслить

4) приспособление к условиям среды

6. К духовной культуре не относится

1) мифология

2) религия

3) архитектура

4) искусство

7. К общественным отношениям не относится

1) оформление документов при приеме на работу

2) прогулка по лесу с собакой

3) проведение забастовки работниками предприятия

4) проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации

8. Что не относится к телесно-анатомическим особенностям человека, отличающим его от животных?

1) наличие физических качеств (сила, скорость, выносливость и т. д.)

2) особое строение позвоночника, таза (прямохождение)

3) наличие развитой гортани, позволяющей модулировать членораздельные звуки

4) наличие объемного мозга

9. Основу экономической сферы жизни общества составляет

1) регулирование социальных отношений

2) производство материальных благ

3) разработка ресурсосберегающих технологий

4) взаимодействие государства и политических партий

10. Сфера общественной жизни, отражающая отношения в процессе материального производства

1) экономическая

2) политическая

3) социальная

4) духовная

11. Отличие человека от животного

1) его жизнедеятельность состоит в приспособлении и собирательстве, основанных на системе условных и безусловных рефлексов, инстинктов

2) может изменять свой мир только по потребностям своего вида

3) может действовать сообразно свободе своей воли и фантазии

4) может действовать, исходя из удовлетворения исключительно физических потребностей

12. Сфера общественной жизни, отражающая взаимодействие классов, социальных слоев и групп

1) экономическая

2) политическая

3) социальная

4) духовная

13. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

А. Животные, как и человек, обладают способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий.

Б. Действие животного, в отличие от человека, ориентируется на удовлетворение физической потребности (голода, продолжения рода и т. п.).

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Сфера общественной жизни, отражающая деятельность государственных организаций, политических партий и движений

1) экономическая

2) политическая

3) социальная

4) духовная

15. Верны ли следующие суждения о взаимоотношении природы и общества?

А. По мере совершенствования орудий труда общество оказывает усиливающееся воздействие на природу.

Б. Общество может обойтись без природы, поскольку человек является самым совершенным живым существом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

16. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

А. Животные, как и человек, способны изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств.

Б. Животные, в отличие от людей, в своем поведении подчиняются инстинкту, их действия изначально запрограммированы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

17. Определение: «Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком» относится к понятию

1) искусство

2) наука

3) творчество

4) культура

18. Установите соответствие между видами культуры и их объектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19. Понятие «общество» включает в себя

1) окружающий мир

2) природную среду обитания

3) способы взаимодействия людей

4) сохранение связи с природой

20. К элементам духовной сферы жизни общества можно отнести

1) классы, социальные группы

2) политические партии

3) мораль

4) рабочую силу

21. Понятия «нация», «этнос» относятся

1) экономической сфере

2) политической сфере

3) социальной сфере

4) духовной сфере

22. Верны ли следующие суждения об основных сферах жизни общества?

А. Основные сферы жизни общества достаточно автономны и вместе с тем неразрывно связаны.

Б. Изменения в одной сфере жизни общества не влияют на другие сферы и общество в целом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23. Понятия «собственность», «производство», «обмен» относятся к

1) экономической сфере

2) социальной сфере

3) политической сфере

4) духовной сфере

24. Укажите соответствие между основными сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

25. Верны ли следующие суждения об отношениях общества и культуры?

А. Возникновение и развитие культуры не связано с материально-производственной деятельностью человека.

Б. Возникновение и развитие культуры является результатом социальной деятельности человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

26. Верны ли следующие суждения о материальной культуре?

А. Под материальной культурой понимается все, что создается для удовлетворения интеллектуальных потребностей человека.

Б. Под материальной культурой понимается искусственно сотворенный человеком предметный мир.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

27. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Социализация осуществляется в ходе стихийного влияния на человека жизненных обстоятельств.

Б. Социализация осуществляется в результате целенаправленного воздействия общества через систему образования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

28. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество - это население Земли, совокупность всех народов.

Б. Общество - это определенная группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержи друг друга.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

29. Человек в отличие от животного

способен

1) проявлять эмоции

2) заботиться о потомстве

3) предварительно обдумывать свое поведение

4) совершать привычные действия

30. Основа человеческого существования - это

1) дружба

2) потребительство

3) любовь

4) деятельность

31. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

1) духовное

2) биологическое

Множество людей обитает на нашей планете, но не многие задумывались о своем происхождении. Это вопрос довольно сложный, многие знаменитые ученые над ним размышляют. Но ни одни не пришли к какому-то общему мнению. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции рассматривается такой наукой, как антропогенез. Хотя благодаря ей и выделяют виды ранее живших людей, но основная проблема так и остается для нас загадкой.

На данный момент выделяют наиболее популярные четыре теории :

  1. Теория Дарвина о том, что человек (класс Млекопитающие) взял свое начало от обезьяны и эволюционировал в современного человека.
  2. Теория творения Божьего, в которой говорится о том, что Бог создал двоих по подобию своему, они и стали прародителями всех современных людей.
  3. Теория вмешательства из космоса (инопланетные создали человека и заселили Землю).
  4. Теория пространственных аномалий, которая заключается во взаимодействии материи, энергии и ауры.

Понятие современного человека

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции - это живое существо, которое отвечает нескольким требованиям, таким как:

  • социальность;
  • часть исторической деятельности;
  • часть культуры.

Чем же современный человек отличается от других существ, живущих на нашей планете? Тем, что он обладает сознанием и способен мыслить и делать какие-либо аналитические выводы и принимать собственные решения. Исходя из этого, каждый человек несет ответственность за свои поступки.

Кроме этого, человек обладает многими качествами и способностями, такими, которыми природа наградила только его:

  • изготовление орудий труда;
  • дар речи;
  • умение пользоваться огнем;
  • пластичность поведения и многие другие.

Нет ни одного существа на планете, которое в полной мере соответствовало бы человеку разумному (хомо сапиенс).

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции способен изменять и себя, и окружающий его мир. Именно он создает свою историю и культуру, традиции и ценности. Остаются еще вопросы: кто создал человека, какое его предназначение? Этим вопросом занимаются многие науки, среди которых философия и религия.

Понятие эволюции

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции рассматривается наукой под названием антропогенез. Если переводить с греческого языка, то получится "происхождение человека". Антропогенез изучает формирование современных людей на протяжении многих тысяч лет. Кроме этого, именно данная наука выделяет основные теории происхождения человека, которые обсудим немного позже.

Несмотря на разнообразие точек зрения, большинство все-таки придерживается теории Дарвина, то есть эволюционной. Почему именно эта гипотеза вызывает особое доверие у ученых? Потому что она подтверждена целым рядом научных данных как археологических, так и биологических.

Подробно мы рассмотрим в пункте "Эволюционная теория". Здесь бы хотелось добавить про само чтобы окончательно устранить все пробелы в наших знаниях. Так вот, эволюция - это развитие живых организмов на земле и в общем природы. Этот процесс сопровождается генетическими изменениями, адаптацией, появлением новых видов и вымиранием.

Происхождение человека

Как мы уже кратко отмечали ранее, выделяют в настоящее время четыре основные теории происхождения человека на Земле. Стоит добавить еще и то, что этой проблемой занимаются и биологические, и гуманитарные науки.

Между двумя этими направлениями непрерывно ведутся дискуссии, выдвигаются новые предположения и модели. Сейчас же все склонны к тому, что человек является сочетанием и биологических, и социальных компонентов. Даже существует наука, которая ищет границы между биологией и спецификой человека. Она имеет название социобиология и также занимается вопросом происхождения человека.

Эволюционная теория

Один из самых волнующих вопросов во все времена - это происхождения человека на Земле. выдвигали и выдвигают по сей день, но ни одна не доказана в полной мере. Это говорит о том, что точный ответ на поставленный вопрос никто не сможет дать. И все же, кто создал человека?

Еще в конце восемнадцатого века Чарльз Дарвин предположил, что мы получили свое начало от обычной обезьяны. Эволюционная теория стала детищем этого ученого. Он посвятил свою жизнь написанию научного труда, в котором убедительно доказал происхождение человека от человекоподобной обезьяны. Чарльз Дарвин привел очень убедительные аргументы, выделил много сходства и современного человека.

Эта теория долго не могла найти единомышленников даже в научных кругах, несмотря на то что она была единственной, имеющей хоть какие-то доказательства, в то время как другие основаны исключительно на предположениях и могут быть в равной степени как ложными, так и истинными. Лучшей версии не существует и в настоящее время.

Заслуги Дарвина, безусловно, велики. Он систематизировал все живые организмы, живущие на Земле, выделил их сходства. Но не нашел стопроцентного доказательства происхождения человека, что привело к появлению все новых и новых концепций, о которых мы поговорим прямо сейчас.

Креационизм

По-другому эта версия называется "религиозное происхождение человека". Она также имеет место. Эта теория утверждает, что Бог создал Землю и все живое на нашей планете, включая и человека. Эта идея строилась на основе христианских библейских писаний.

В принципе, эта теория вполне возможна, ведь никто до сих пор не смог объяснить происхождения души человека. Также в креационизме выделяют несколько течений, самые популярные из них:

  • младоземельное;
  • староземельное.

Рассмотрим, в чем их различия. Первое подразумевает, что Бог создал землю в буквальном смысле за шесть дней, а второе рассматривает вопрос немного глубже. День там имеет значение не конкретного дня, а некоторого неопределенного промежутка времени, возможно, достаточно длинного. И все же, кто создал человека? Бог или инопланетный разум, или все же мы произошли от обезьяны? Наверное, это так и останется навсегда для нас загадкой.

Внешнее вмешательство

Многие рассматривают человечество как результат биологической и социокультурной эволюции, которую предположил Чарльз Дарвин. Но, несмотря на это, существуют и другие концепции, например, внешнее вмешательство, занесение жизни инопланетным разумом.

Предполагается, что первые бактерии были занесены из космоса, а вот человек появился благодаря опытам инопланетян. Для чего они это сделали, может, им были нужны рабы? Это так и остается неизвестным.

Пространственные аномалии

Данная теория предполагает, что все вселенные развиваются и образуют атмосферу по одному и тому же принципу, этот путь как бы является запрограммированным на уровне ауры.

Если планета пригодна для жизни, тогда на ней образуется разум. Теория Дарвина и данная очень схожи между собой, единственное отличие - это вера последней в то, что существует программа, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

Сложившаяся в нашей литературе традиция позволяет употреблять выражение «проблема биологического и социального» в очень широком и, к сожалению, довольно неопределенном смысле. Поэтому уточнение аспектов отношения биологического и социального -- насущная методологическая и науковедческая задача. Ее решение осложняется отсутствием достаточно строгих оснований классификации, качественным многообразием того, что принято относить к биологическим или социальным элементам действительности, многосложностью связей этих элементов.

В соответствии с характеристикой К. Маркса сущности человека как совокупности общественных отношений, он предстает существом социальным. Вместе с тем человек -- часть природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а, следовательно, человек оказывается существом биологическим.

Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у различных представителей вида может изменяться в довольно больших пределах, что само по себе нормально. Методы статистики позволяют выявить наиболее вероятные, широко распространенные значения каждого видового признака. На проявление многих биологических параметров вида могут влиять и социальные процессы. К примеру, средняя «нормальная» продолжительность жизни человека, по данным современной науки, составляет 80--90 лет, если он не страдает наследственными заболеваниями и не станет жертвой внешних по отношению к его организму причин смерти, таких, как инфекционные болезни или болезни, вызванные ненормальным состоянием окружающей среды, несчастные случаи и т. п. Такова биологическая константа вида, которая, однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей. В результате реальная (в отличие от «нормальной») средняя продолжительность жизни возросла с 20--22 лет в древности до примерно 30 лет в XVIII веке, 56 лет в Западной Европе к началу XX века и 75--77 лет -- в наиболее развитых странах на исходе XX века.

Биологически обусловлена продолжительность детства, зрелого возраста и старости человека; задан возраст, в котором женщины могут рожать детей (в среднем 15--49 лет); определяется соотношение рождений одного ребенка, близнецов, троен и т. д. Биологически запрограммирована последовательность таких процессов в развитии человеческого организма, как способности усваивать различные виды пищи, осваивать язык в раннем возрасте, появление вторичных половых признаков и многое другое. По некоторым данным, передается по наследству, то есть биологически обусловлена, и одаренность разных людей в различных видах деятельности (музыка, математика и т. п.).

Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые обозначаются, когда речь идет о человеке, чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей связана с тем, что группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания, и это выразилось в появлении специфических анатомических, физиологических и биологических признаков. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности человеческого общества.

Если же говорить о человеческой предыстории, то вид Homo sapiens является последней из известных сегодня ступеней развития рода Homo. В прошлом нашими предшественниками были другие виды этого рода (такие, как Homo habilis -- человек способный; Homo erectus -- человек прямоходящий и пр.), наука не дает пока однозначной генеалогии нашего вида.

Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеческих индивидов является уникальным, единственным, ибо неповторим набор генов, получаемых им от родителей (исключение составляют однояйцевые близнецы, наследующие идентичный генотип). Эта неповторимость усиливается в результате взаимодействия социальных и биологических факторов в процессе индивидуального развития человека, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом (даже однояйцевые близнецы по мере взросления становятся в чем-то отличными друг от друга).

Уникальность каждого человека -- факт первостепенной философско-мировоззренческой важности. Признание бесконечного многообразия рода человеческого, а, следовательно, и бесконечного разнообразия способностей и дарований, которыми могут обладать люди, есть один из основополагающих принципов гуманизма. Во времена культа личности Сталина в нашей стране, как известно, было в ходу утверждение: «Незаменимых людей нет». Оно использовалось для обоснования отношения к отдельному человеку как «винтику» громадной машины, для оправдания попрания прав и достоинства человека. Признание же уникальности и самоценности каждого человеческого существа прямо противоположно такому пониманию человека и такой антигуманной практике.

Приведенные примеры говорят о трудности, если не невозможности однозначной расшифровки словосочетания «соотношение биологического и социального». Очевидно, лишь конкретные предмет и цель исследования могут задать границы его точных значений. Для предупреждения смысловой путаницы следует прежде всего, различать конкретно-научный и философский аспекты проблемы биологического и социального.

Наиболее четкие примеры конкретно-научного аспекта дают те дисциплины, которые имеют дело с пограничными проблемами, лежащими на стыке общественных и естественных наук, и особенно те, предмет которых образуется наложением и взаимодействием сфер социального и природного. Это многие отрасли географии, медицина, сельскохозяйственные науки и др. О ряде отраслей знания можно сказать, что определенный срез соотношения биологического и социального составляет их специфический предмет. К традиционным наукам такого рода -- психологии, генетике человека, антропологии -- сегодня можно добавить эргономику и экологию человека, или медицинскую экологию.

Биологическая и социальная формы движения материи «соседствуют» в эволюционной картине мира: в ходе поступательного развития материи на базе ее биологической формы возникает качественно новое явление -- общество. Поэтому взаимодействие закономерностей этих уровней действительности создает сложный комплекс проблем, касающихся роли и места каждого из них в различных сферах социального. Вследствие этого образуется богатейшая гносеологическая почва для метафизических и идеалистических ошибок, которые подкрепляются и закрепляются классовым интересом и включаются в идеологическое обращение. Наиболее распространенная из этих ошибок связана с таким сведением (редуцированием) социального к биологическому, которое ведет к подмене первого вторым. Она-то часто и лежит в основе свойственного буржуазной философии неисторического подхода к человеку и социальной действительности в целом.

Сегодня всякий, кто выступает с тезисом о биологическом превосходстве одной расы над другой, будет оценен общественным мнением, по меньшей мере, как реакционер, а категорическое неприятие этого тезиса мы считаем естественным для каждого здравомыслящего человека. А между тем такой взгляд на вещи является историческим завоеванием человечества, и притом завоеванием сравнительно недавним. Еще в прошлом веке было распространено убеждение в превосходстве «белой расы» над всеми другими, и идеи, которые сегодня мы оцениваем как расистские, в тех или иных формах высказывались отнюдь не отъявленными реакционерами, а людьми вполне прогрессивных взглядов. Так, немецкий биолог Э. Геккель, ревностный пропагандист учения Ч. Дарвина, в 1904 году писал: «Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими и низшими расами людей, в общем, хорошо известны, тем не менее, их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными...-- это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а у низших рас способности развиты слабо или вовсе отсутствуют... Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оцениваться совершенно по-разному». Заметим, что подобные воззрения у многих вполне мирно могли уживаться с чувствами сострадания и жалости по отношению к людям «низших», то есть обделенных самой природой рас, даже с интересом к их экзотическим нравам и обычаям.

Еще один пример того, как порой быстро и резко может меняться в истории восприятие биологически обусловленных различий между людьми,-- это социальные взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Различие двух полов, принадлежащее к числу наиболее фундаментальных биологических различий между людьми, в многообразных формах отражается в социальных отношениях и в культуре общества. На протяжении многих веков это различие осмысливалось людьми сквозь призму категорий «высшего» (к которому относили мужское начало) и «низшего» (женского). Борьба за равноправие женщин началась по историческим меркам совсем недавно -- всего лишь 100 -- 150 лет назад. И хотя сегодня в этой области остается еще много нерешенных проблем, а движение женщин за свои права приобретает подчас в западных странах экзотические и даже экстремистские формы, нельзя не заметить того, насколько активнее и многограннее стало участие женщин в жизни современного общества. Во всяком случае, ныне в общественном мнении все больше утверждается понимание того, что различие полов должно пониматься не в плане их противопоставления как якобы «высшего» и «низшего», а в плане их взаимодополнительности и одного из важных источников разнообразия человеческой природы -- того разнообразия, которым обеспечивается ее богатство.

Человек и общество

Тема 1.

Природное и общественное в человеке

(человек как результат биологической и социокультурной эволюции)


План урока

1.Теории происхождения человека

2. Человек – биосоциальное существо

3. Основные отличия человека от животного

4. Человек, индивид, личность


Антропогенез (от гр. Anthropos – человек и genesis – происхождение ) – теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития.

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

Естественно-научные (материалистические теории)

Божественное происхождение человека.

Ч. Дарвин

Человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

Душа – источник человеческого в человеке.

Ф. Энгельс

(1809-1882) – английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории

Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.

Религиозная теория

Главная причина появления человека – труд.

Теория палеовизита

социальный мыслитель, политический деятель

Под влиянием труда сформировались специфичечские качества человека: сознание, язык, творческие способности.




Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле Человек – биосоциальное существо

Социальное существо

Биологическое существо

Человек при надлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии : он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.

Условие, предпосылка существования человека

Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими.

Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Сущность человека


1.Человек обладает мышлением и членораздельной речью:

  • Размышляет о своем прошлом; критически его оценивая;
  • Думает о будущем;
  • Мечтает и строит планы;
  • Передает объективную информацию об окружающем мире;
  • Умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и др. образных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

  • Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
  • Обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
  • Выражает ценностное отношение к действительности.

Основные отличия человека от животного

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности:

  • Осуществляет практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» – культуру.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность:

  • Удовлетворяет не только свои материальные, но и духовные потребности;
  • Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.


Индивид Индивидуальность Личность

Индивид

Индивидуальность

(от лат. Individuum –неделимый, неразделенный)

Это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

Личность

Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность, естественность и непринужденность его деятельности.

(от лат. Persona – особа)

Человек как отдельная особь среди других людей.

Это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, которые он реализует в общественной жизни.

Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д.

Человек с социально значимыми качествами.


Личность – человек как общественное существо, конкретное проявление общественной сущности человека, его индивидуальных психических свойств (темперамента, характера, способностей, уровня умственного развития, потребностей, интересов) и социальных функций (отношения к действительности, людям, обществу в целом; поведение человека, его общественная деятельность).

В определенной степени независима

от общества

Способна нести ответственность

и решать проблемы

Отличается самостоятельностью в поступках

ЛИЧНОСТЬ

Контролирует поведение, обладает волей


Л И Ч Н О С Т Ь

Факторы, обусловливающие развитие личности

Биологические факторы

(генотип – анатомно-физиологическая структура человека;

черты лица, окраска кожи, цвет глаз и волос и т.д.;

функциональные особенности (группа крови и др.);

некоторые особенности нервной системы человека;

психические свойства личности (характер, ум, воля, интересы, способности и др.)

Социальная среда

Воспитание

и обучение


НЕ всякий человек является личностью.

Человеком рождаются,

личностью становятся в процессе социализации

Домашнее задание

Баранов П.А. и др. Учебное пособие.Тема1.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

1. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

2. ПРИРОДА КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ

3. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ. ЕГО СУЩНОСТЬ

4. МАРКСИСТСКОЕ УЧЕНИЕ О СООТНОШЕНИИ ПРИРОДНОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества. Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем сочетание двух начал: биологического и политического, т.е. социального.

Важно понять, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.

Мы признаём, что каждый человек уникален, своеобразен и неповторим, но, тем не менее, постоянно группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются биологически, другие - социально, а некоторые - взаимодействием биологического и социального.

Возникает вопрос, какое значение в жизни общества имеют биологически и социально обусловленные различия между людьми и группами людей?

Для того чтобы на него ответить, необходимо изучить каждую из сторон и природную, и социальную, опираясь на всё богатство философских знаний о человеке, об обществе и природе в целом.

Говоря по существу, данная тема универсальна и охватывает всё сущее вокруг нас, позволяя более объемно и многогранно высветить специфику общества, его законов. В данной работе я постараюсь рассмотреть предложенную тему с философской точки зрения. Философия веками пыталась разгадать тайну человеческого бытия. Выдвигались различные теории, строились целые системы представлений о мире и человеке. Но даже сегодня никто не может сказать, что знает о человеческой природе всё.

Должно пройти ещё очень много лет, чтобы разгадать многие тайны, ответов на которые у нас пока нет.

Зато у нас имеется богатейшая кладезь знаний, накопленных благодаря величайшим умам человечества, чтобы мы могли сказать: «Мы знаем о человеке не всё, но очень многое!»

1. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека. Благодаря этой сущности, человек отделяет себя от природы, отделяет тело и дух, поэтому для человечества характерна культурная система: обряды, учения, нормы поведения и др.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Однако он неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Люди давно осознали, что человек по своей сути уникален, но вот откуда он произошёл? По этому поводу всегда шли ожесточенные споры, которые не затихают и по сей день. «Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:

Религиозная теория (божественная, теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа - источник человеческого в человеке.

Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения».

Как было сказано ранее, человек не только существо биологическое, но и общественное. Так что же отличает его от животного? «Во-первых, человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

Обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

Во-вторых, человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

В-третьих, человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

В-четвёртых, человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека».

Таким образом, человек - существо уникальное: открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное; существо универсальное: способное к любому виду деятельности; существо целостное: интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начало.

2. ПРИРОДА КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ

человек бытие природа эволюция

Проблемы человека в обществе и общества в природе исследует философия социума. Вообще, природа - это базовое понятие. Существует три его понимания: широкое, среднее и узкое.

Широкое понимание - космос, весь окружающий мир и природа человека.

Среднее понимание - природа нашей планеты.

Узкое понимание - то, что находится вокруг нас на уровне обывательского мышления.

Природа и общество - две противоположности, но общество - это часть природы. Оно вырвано из контекста природы. Общество - это очеловеченная природа. Оно продолжает быть природой, но живёт по своим законам. Если же человек относится к природе стихийно и потребительски, то запускается процесс самоликвидации общества, ведь оно является продуктом деятельности человека. В обществе человек реализует природные принципы своего существования. Человеческое общество имеет три составные части.

Антропосфера - сфера жизни людей, то, где человек может выжить.

Социосфера - область общественных отношений между людьми.

Биотехносфера - область распространения технического влияния человека.

«Общество, его качественная специфика выступают своего рода барьером, который отделяет природное от неприродного. Стоит природному перешагнуть порог общества, вступить в круг его имманентных взаимосвязей, как оно как бы теряет свое качество природного. Ясно, что при таком понимании, - а оно в рамках социальной философии весьма распространено, - вопрос о природных характеристиках самого общества либо исследуется весьма поверхностно, либо вообще не рассматривается.

Нужно же исходить из того, что природное имеет место везде, где налицо проявление механических, физических, химических, биологических и других необщественных законов. Суть любого природного явления и выражается именно в подчиненности действию этих законов. Полагаем, что при таком понимании природы открываются более широкие методологические возможности для рассмотрения общества.

К сожалению, в работах по социальной философии крайне мало исследуется жизнедеятельность человека именно как природного субъекта. Эта его природность полагается как бы вынесенной за скобки социальной жизнедеятельности, чем-то таким, что не заслуживает серьезного внимания социальной философии.

Может быть, в силу этих установок за пределами социальной философии остались многие принципиальные достижения научного знания. Так, если на учение И. Павлова о сигнальных системах социальная философия марксизма как-то прореагировала, то фрейдизм и неофрейдизм были ею начисто проигнорированы. А ведь в этом учении было достигнуто важное приращение знаний относительно того, как определенные природные качества детерминируют жизнедеятельность человека, как детерминирующее воздействие этих качеств преломляется в обществе, приобретает многократно опосредованные причудливые формы отражения в общественной жизнедеятельности человека. Фрейдизм убедительно показал, что природные качества - это не просто предпосылка, условие, внешний фон человеческого общественного бытия, а имманентный и мощный фактор этого бытия. Но если фрейдизм доказал это на примере одного природного института, то можно лишь догадываться, сколько еще глубоких тайн откроется человеку относительно влияния других его природных качеств. Думается, что и развитие генетики приоткрывает нам важные механизмы воспроизводства и природного бытия человека, показывает, как они вплетаются в общественную жизнедеятельность человека, влияют на нее и в свою очередь подчиняются ее воздействию. Одним словом, все развитие науки о человеке с достаточной убедительностью доказало, что природная натура человека, его природные качества представляют собой не просто естественную предпосылку общественного бытия человека, а являются весьма важными детерминантами всего его жизненного поведения, его общественного бытия. Понять во всей многогранности и целостности жизнедеятельность человека как общественного существа можно, лишь в максимальной степени учитывая его природное бытие, сложные механизмы вплетения природных качеств, потребностей, свойств человека в ткань его общественной жизнедеятельности. В связи со сказанным хотелось бы выразить свое отношение к некоторым дискуссиям о биосоциальной сущности человека. Весьма часто участники этих дискуссий были озабочены превыше всего тем, чтобы подчеркнуть приоритетность социальной сущности человека. И на этом фоне природная, биологическая характеристика человека вольно или невольно выступала как нечто малозначащее. В результате в сознание научных кругов и широкой общественности внедрялась мысль о первостепенности социальных качеств человека и некоторой вторичности, низменности его биологических, природных черт. А из этого умонастроения проистекало и полуснисходительное отношение к определенным потребностям человека, необходимости их удовлетворения, деятельности по этому удовлетворению.

Еще раз остается повторить: человек целостен, все грани его бытия одинаково необходимы, ущербность любой из них одинаково губительна для него. Отсюда вытекает, что природная жизнь человека находится не за пределами его сущности, а представляет собой ее неотделимую составляющую».

3. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ. ЕГО СУЩНОСТЬ

Как было сказано выше, человек оценивает себя как часть общества. Сам по себе он един в трёх смыслах: человек, индивид, личность. Эти три понятия всем давно известны. Человек - единичный представитель рода человеческого, наделённый характерными для этого рода чертами. Индивид - некая безличность, обладающая конкретными качествами, отдельными биологическими особенностями, которые отличают каждого человека. Однако выделяют ещё одну категорию, которую можно связать с личностью - персона. В современном мире это понятие выражает необходимые личностные черты. Персона (по К. Г. Юнгу) - социальная роль, которую индивид играет в соответствии с требованиями, обращёнными к нему со стороны окружающих; публичное лицо человека, воспринимаемое обществом. Отсюда следует, что максимально персонализированный индивид есть личность. Ценность личности выражается через социальную активность, общественно-полезную деятельность. Личность несёт ответственность перед обществом. Для личности очень важно наличие самоуважения и достоинства.

«Также человека можно рассматривать в единстве двух значений: разделительном и собирательном. В разделительном смысле человек - индивидуум, личность, живое существо. В собирательном смысле человек - человечество, человеческий род, человеческое общество. Между тем и другим «человеком» существует определенная дистанция, которая в практике словоупотребления обозначается как противоположность «человек - общество». Слово «человек» чаще всего употребляется в разделительном смысле. В собирательном же обычно употребляется слово «общество».

Человек рожден природой и обществом, но как особая реальность, а не как природное или социальное существо. Иными словам человек не социальное и биологическое, а... человеческое существо.

Толстой неправильно противопоставляет человека животному как якобы живущему сегодняшним днем. Животные, по-своему жаждут бессмертия, «делают» его. Если бы они жили только одним днем, то давно бы сгинули с лица Земли. В противопоставлении человека животным, в его возвеличивании перед животными я усматриваю определенную идеалистическую (нереалистическую) тенденцию во взглядах великого писателя. Толстой говорил еще в уничижительном смысле о «животной личности» в человеке. Между тем мы не так уж далеки от меньших братьев наших. Миллиарды лет развивалась и совершенствовалась живая природа. Человек со своей духовностью развивается каких-то несколько десятков тысяч лет. Было бы большим самомнением считать, что все, чем обладает человек, он приобрел в эти несколько десятков тысяч лет.

Конечно, человек - не только животное. За миллионы лет своего становления он нарастил в себе гигантский культурный слой. В этом смысле его можно охарактеризовать как культурное животное. Культура - это, с одной стороны, то, чем отличается человек от животных, а, с другой, то, что является продолжением-усовершенствованием живого-животного в человеке. Т.е. человек и отталкивается от животных, и продолжает их. Такова его сущность. Иными словами, сущность человека - сложное переплетение природно-биологического и социально-культурного».

4. МАРКСИСТСКОЕ УЧЕНИЕ О СООТНОШЕНИИ ПРИРОДНОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ

«Марксистская философия исходит из предпосылки об уникальности человеческого бытия. Уникальность положения человека в мире обусловлена:

Сочетанием биологической и социальной сущности человека;

Предметно-практической деятельностью человека как определяющей формой взаимодействия человека с окружающей средой.

Человек выделяется из мира животных благодаря активной производственной деятельности, благодаря труду. Специфика человеческого бытия объясняется на основе концепции общественно-практической, деятельностной сущности человека.

Материальное производство, социальная организация жизнедеятельности людей (род, семья, государство, моральные и правовые нормы) обеспечивают природно-биологическое выживание и существование человека. Труд становится главным условием бытия человека.

Специфическим способом жизнедеятельности человека является не приспособление к природе и собирательство, а материальное производство, в процессе которого человек, воздействуя на природу, творит мир очеловеченной природы, мир культуры, создает средства для удовлетворения жизненных потребностей как отдельных людей, так коллективной жизнедеятельности всего общества людей».

«Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии - вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни, - шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и саму свою материальную жизнь».

«В самом акте воспроизводства изменяются не только объективные условия - изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык».

«Именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо».

«Веществу природы человек сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки, ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы».

«Человек - это живое, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема человека - основная проблема в философии. Познать окружающий мир человек может лишь через познание самого себя. Это по своей сути - загадка, разгадав которую, мы разгадаем мир. Вопрос о том, какое начало, биологическое или социальное, всё же превалирует в человеке, конечно, остаётся незакрытым. Я считаю, что обе составляющие и природная, и общественная крайне важны, нельзя представить одно без другого, они сочетаются как единое целое. Без своей социальности, человек, по сути, ничем бы не отличался от животного. Вообще человек - существо противоречивое и парадоксальное, он не только порождение природного мира и природных процессов, но вместе с тем он живёт в этом мире и участвует в его процессах. Человечество на протяжении всего своего существования постоянно себя перерастает, это связано с тем, что оно постоянно собой недовольно, ему необходимо развитие, которое поднимает человечество на новые ступени существования. Чтобы человек оставался человеком, ему необходимо существовать в социуме. Общество даёт человеку всё, для удовлетворения его биологических и социальных потребностей. Оно живёт и развивается по законам природы, преобразуя всё вокруг себя. Живя среди людей, человек, с одной стороны хочет быть как все, а, с другой, не быть похожим на других, чем-нибудь выделяться. Это - вечное противоречие жизни. Человек - не коллективист и не индивидуалист, а то и другое вместе. Удивительно, как разнообразна человеческая роль в этом мире. С одной стороны, он может повелевать природой и называет себя её царём, с другой - он всецело зависим от неё, подвластен ей. Он всемогущ и немощен, ограничен и вездесущ, смертен и бессмертен. Вся человеческая жизнь строится на противоположности, совмещении несовместимого, в этом, по моему мнению, и заключается разгадка человеческого бытия. Не совмести человек в себе двух начал, не был бы он человеком.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. И - Изд. 2-е. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

2. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 2-я редакция - М., 2005.

3. Радугин А.А. Философия: курс лекций. - 2-е изд., - М.: Библионика, 2006.

4. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Отв. ред. и сост. А.А. Радугин. - Москва: Центр, 2001.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Эволюция философских представлений о человеке. Единство биологического и социального в человеке. Социокультурная программа человека. Аксиологическая оценка бытия человека. Проблема смысла жизни, антропосоциогенеза, идеалов и ценностей в философии.

    реферат , добавлен 31.03.2012

    Сущность понятия "человек" в философии, его осмысление в ходе эволюции цивилизации. Образы человека как воплощение духовного опыта человечества. Развитие понятия о соотношении биологического и социального в человеке в различные исторические эпохи.

    реферат , добавлен 13.06.2012

    Феномен человека в философии. Антропология как единая наука о человеке. Проблема антропосоциогенеза, этапы адаптации. теории общественного договора – Гоббс и Руссо. Взаимоотношение биологического и социального в человеке. Космос и будущее человека.

    реферат , добавлен 13.05.2009

    Происхождение человека, уникальность его бытия, смысл жизни и назначение. Соотношение биологического и социального в человеке; возможность улучшения человека посредством использования генетических методов. Понятие индивида, индивидуальности и личности.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Философская антропология как раздел философии и особенности ее формирования. Проблемы человеческого существования. Социальное и биологическое в человеке и их взаимосвязь. Характерная особенность социологизаторского подхода к пониманию природы человека.

    реферат , добавлен 23.07.2009

    Человек как предмет изучения философии. Разработки философской антропологии. Доминирование трудовой теории антропосоциогенеза в диалектико-материалистической философии. Единство природного и общественного в человеке. Духовность и проблема смысла жизни.

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Философская антропология – учение о человеке, ее соотношение с комплексом современных наук о человеке и философскими дисциплинами. Западная философская мысль. Государство как инструмент осуществления справедливости и удовлетворения потребностей человека.

    презентация , добавлен 13.05.2012

    Антропология и ХХ век. Человек и общество. Единство биологического, социального и духовного в человеке. Духовность. Человеческое бытие. Творчество. Исследование человека в единстве многообразных сторон его сущности.

    реферат , добавлен 02.03.2002

    Изучение основных аспектов проблемы человека в философии. Проблема антропогенеза – учения о происхождения человека. Сущность и существование. Взаимосвязь биологического и социального в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Смысл и цель жизни.

Лучшие статьи по теме