Для школьников и родителей
  • Главная
  • Здоровье 
  • Чему научило произведение теплый хлеб. Чему учит сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб. Чему учит сказка «Теплый хлеб»

Чему научило произведение теплый хлеб. Чему учит сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб. Чему учит сказка «Теплый хлеб»

Недавно мне удалось прочитать рассказ Паустовского Теплый хлеб. Как оказалось — это прекрасное произведение советского писателя-гуманиста, который предпочитал писать о простых людях. Его произведения перекладывались на многие языки. Все его герои похожи на таких же мальчишек и девчонок как и мы, поэтому его рассказы, такие как сказка Паустовского Теплый хлеб для читательского дневника, очень близки и понятны всем.

Паустовский Теплый хлеб

Рассказ переносит читателя в военное время в простую деревушку, где проходил солдат с раненым конем. Животное тот оставил, и о нем заботился Панкрат — местный мельник. А после и все жители старались накормить коня, что захаживал в каждый двор и являлся общественным.

Однажды лошадь пришла и во двор, где жил агрессивный Филька Ну тебя. В тот момент мальчик ел хлеб и тем самым привлек к себе голодного коня. Однако не поделился он с лошадью, и вместо этого, выбросил хлеб, а лошадь ударил. Своим бездушием Филька чуть было не совершил катастрофу, ведь на деревню опустилась суровая зима с лютыми морозами. Вся вода замерзла, а мельница стала. Бабушка рассказала внуку, что такое уже было много лет назад, когда обидели старого раненого солдата. Видимо и сейчас в деревне завелся злой человек, ведь такое происходит от людской злобы.

Понял свою ошибку Филька, пошел к мельнику и приложил все свои усилия, чтобы все исправить, в том числе и помирился с конем, угостив его свежим теплым хлебом.

Главные герои

Центральным персонажем сказки Паустовского оказался мальчик из деревни, что проживал с бабушкой. Это был злобный, черствый и недоверчивый мальчишка, постоянно отказывающий в помощи своим знакомым и друзьям. В его сердце не было тепла и любви к живым существам, поэтому он с легкостью обидел коня, не понимая, насколько жестоко поступает с лошадью. Только после разговора с бабушкой, Филька понимает свою ошибку и все быстро исправляет. И здесь мы видим другие черты, что раскрылись к концу сказки Паустовского Теплый хлеб. Мы увидели Фильку трудолюбивым, сообразительным, обладающего организаторскими способностями. Увидели героя, который сумел увидеть и признать ошибку, сумел заслужить доверие и прощение у лошади.

Еще один из героев, которого хочется выделить, это Панкрат. Он был мельником и приютил раненое животное. Это рассудительный герой, с жизненным опытом за плечами, мудрый и отзывчивый. Он не отказывает мальчику в возможности все исправить и дает возможность показать, что даже в таких хулиганах имеется что-то человеческое и хорошее.

Главные герои рассказа Константина Паустовского «Теплый хлеб» — деревенский мальчик Филька и конь по имени Мальчик. Конь был особенный, кавалерийский, он получил ранение в ногу и его оставили в деревне, у мельника Панкрата. Кормить коня старому мельнику было трудно, и конь часто бродил по деревне в поисках угощения.

Однажды он пришел к дому, где жил мальчик Филька вместе со своей бабушкой. Филька в этот момент ел хлеб с солью. Он вышел из дома, и конь потянулся к хлебу. Но мальчик ударил коня по губам, зло закричал на него и выбросил хлеб в снег.

Конь испуганно заржал, взмахнул хвостом, и в этот момент началась метель. Метель была настолько сильная, что Филька с трудом добрался до дома. Его бабушка смогла вернуться домой только вечером, когда метель стихла. После метели резко похолодало, и бабушка переживала, что из-за мороза в деревне наступит голод.

Она рассказала, что когда-то давно был такой же мороз, порожденный людской злобой. Один мужик не захотел дать хлеба солдату-инвалиду и бросил тот хлеб на пол. Солдат хлеб поднял, вышел из дома, свистнул и налетел на деревню лютый мороз.

Филька, понимая, что своей грубостью с конем вызвал мороз, спросил у бабушки, что же теперь делать? Бабушка сказала, что надо идти за советом к мельнику Панкрату. Так Филька и сделал. Он пришел к мельнику и рассказал о том, как грубо он поступил с конем. Мельник сказал, что Филька должен придумать способ исправить ситуацию, потому что от мороза вода замерзла, мельница остановилась, и он не может молоть муку.

Филька подумал и сказал, что уговорит ребят выйти с ломами на пруд, чтобы раздолбить лед. Этот разговор слышала старая сорока, которая жила в сенях у мельника. Сорока незаметно куда-то улетела.

На следующий день деревенские ребята вышли долбить лед. К ним присоединились и старики. Все дружно работали, и никто не заметил, как начал дуть теплый южный ветер. К вечеру лед треснул, и вода полилась на мельничное колесо.

Вечером же вернулась и сорока. Она рассказала деревенским воронам о том, что летала к теплому морю, где разбудила в горах теплый ветер и попросила его о помощи. Но вороны ей не поверили.

А на мельнице тем временем Панкрат молол зерно на муку. Обрадованные жители растопили печи и стали печь из муки хлеб.

Утром деревенские ребятишки во главе с Филькой пришли к Панкрату с караваем теплого хлеба. Они сказали, что Филька хочет помириться с конем. Конь поначалу испугался Фильки, но мельник его успокоил. Тогда конь взял из рук мальчика кусок хлеба, посыпанный солью, и съел его. Потом он съел еще один кусок и положил Фильке голову на плечо в знак примирения.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Паустовского «Теплый хлеб» заключается в том, что нельзя обижать слабых. Филька обидел коня, и сама природа отомстила и ему, и жителям деревни, напустив сильный мороз. И только активные действия людей и помощь старой сороки помогли исправить ситуацию.

Сказка учит быть добрым как к людям, так и к животным, никого не обижать понапрасну.

В сказке мне понравилась старая сорока, которая отправилась в дальний полет, чтобы попросить теплый ветер помочь людям спастись от мороза.

Какие пословицы подходят к сказке Паустовского «Теплый хлеб»?

Делая зло, на добро не надейся.
Береги нос в большой мороз.
Без краюшки не прожить и старушке.
На великое дело - великая помощь.

«Теплый хлеб» анализ — тема и главная мысль, реальное и сказочное в рассказе . Также Вы узнаете чему учит сказка «Теплый хлеб».

«Теплый хлеб» Паустовский анализ

Жанр — рассказ

Тема — труд и забота о животных

Главная мысль. Злое дело обязательно надо исправить, но вообще-то лучше зла не делать никому и никогда.

Время — события происходят в годы Гражданской войны, в деревне Бережки

  • Филька — главный герой произведения «Теплый хлеб»
  • Раненый конь
  • Мельник Панкрат
  • Бабка
  • Сорока
  • Мороз, метель
  • Ребята
  • Жители деревни Бережки

Чему учит сказка «Теплый хлеб»?

Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям. И тогда жить станет легче, интереснее. Надо делать добро людям, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку. Сказка учит нас доброте, милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости в достижении благородных целей.

Что реального в сказке «Теплый хлеб»

1. Война, раненый конь, голод, злоба людская, равнодушный мальчик
2. Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего.
3. Бабушка Фильки
4. Решение мальчика идти за помощью к людям.
5. Помощь Панкрата и других жителей деревни: совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и жителей всей деревни.
6. Радость прощения, примирения. Чуткость коня.

Что в сказке «Теплый хлеб» фантастического?

1. Мельник-колдун; свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека. Ветер, мороз, мыши.
2. Рассказ бабки о происшествии 100-летней давности (легенда).

Прекрасна и добра небольшая «сказка» Константина Паустовского под уютным домашним названием «Теплый хлеб». Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатость сюжета, несколько народный язык, короткие, но красочные описания природных явлений, — это настоящее произведение литературы художественной. И оно, наравне с многотомными романами, заставляет читателя остановиться, задуматься, что-то для себя решить. Над чем задуматься? Что именно решить? Об этом — ниже.

Пойдем от меньшего — к большему. Главную идею оставим напоследок.

Один из моментов, которые автор «сказки» старательно подчеркивает — это польза и эффективность совместного труда. Один бы Филька малахольный ни за что со льдом не справился. А «умолив» ребят, упросив стариков, взяв всей деревней ломы и лопаты в руки, разновозрастный люд с лютейшим заморозком справиться смог.

Отсюда мы, как читатели внимательные и мыслящие, делаем вывод о необходимости «сплочения», гармоничных взаимоотношениях, взаимовыручки и помощи. И вообще (это мы уже обобщаем) — о пользе (здесь трудно подобрать достойное слово, выражавшее бы всю гамму значений) дружбы и уважения между людьми. Которым приходится жить вместе в доме, на улице, в деревне. И во всем мире. О толерантности и терпении во всех без исключения вопросах.

«Теплый хлеб» — это ещё и сказка о доброте. По отношению к окружающим существам. Людям и животным. Автор равняет всех в правах. Недаром он неким образом «сравнивает» раненого коня с солдатом, сто лет назад хлеба у жителя деревни попросившим. Ситуации описанные на 100% совпадают. Зло, причиненное человеку, как и зло по отношению к зверью, наказуемо самой природой. (Мне только кажется, что зря К. Паустовский тут такую прямую параллель провел между обидой и наказанием. Попахивает местью, а месть недостойна благородного существа, по моему мнению.) И исправить нанесенное оскорбление может лишь тот, кто его осуществил.

Это, кстати, тоже один из поводов к размышлению. Смирение собственной гордости, разумное осознание своей неправоты и «покаяние», но не только на словах. Действием нужно заглаживать свою вину, свою несдержанность и злобу.

Действие полезное должно сочетаться с извинениями перед обиженным тобой существом. Будь то человек, конь, кот или даже таракан. Паустовский, кстати, один из самых «природных» отечественных авторов, безмерно любящий все живое, от медведей до птах, травы и муравьев.

Не стоит стесняться, в покаянии проявляется величие души (это громкое слово, торжественное, но по смыслу подходит очень), объективность самооценки и самодостаточность личности. Если ты извинишься, этим ты не унизишь себя, а наоборот, вернешь себе утраченное на время достоинство и душевную гармонию. Искренно и от всей души нужно попросить прощения. И не гарантировано, что ты будешь прощен сразу же, мгновенно. Даже конь из сказки не поверил сначала Фильке, не стал брать хлеба из его рук. Лишь старый мудрый мельник смог его убедить, что мальчишка искренен и «не злой человек».

В качестве заключения скажу: может и маленькая сказочка стать самоцветом в сундуке нашего собственного, прочитанного и осмысленного литературного наследия.

    • Как часто в жизни мы, не задумываясь, раним других. Как много может спасти одно доброе слово, один сострадательный поступок. Возможно, именно эту идею хотел донести до читателя Паустовский рассказом «Теплый хлеб». Главный герой рассказа, Филька по прозвищу «Ну тебя!», - мальчишка с очень непростым характером. Филька недоверчив, несговорчив, всем грубит, даже старенькой бабушке. До поры до времени его грубости сходят ему с рук, но только до тех пор, пока мальчик не обидел раненого коня, любимца всей […]
    • Жизнь человека настолько стремительна и наполнена событиями, что порой забываешь, что в жизни самое важное, а что все же второстепенное. Именно это и происходит с Настей, героиней рассказа Паустовского «Телеграмма». Хотя весь сюжет разворачивается вокруг ее имени, с самой Настей мы знакомимся уже во второй половине рассказа. Настя родилась и выросла в глухом селе Заборье. Видно, девушке очень наскучила и родная деревня, и все, что с нею связано, потому что в деревню она не приезжает годами. Жизнь не стоит […]
    • В своем творчестве Константин Паустовский часто поднимает философские вопросы о смысле жизни, о поисках своего места в этом мире, о трудности выбора. Рассказ «Корзина с еловыми шишками» не является исключением. Читая это легкое жизнеутверждающее произведение, понимаешь, что самые лучшие в жизни вещи даются человеку бесплатно. Главные герои этого произведения, композитор Эдвард Григ и маленькая девочка Дагни, дочь лесника, знакомятся в лесу. Композитор просто гуляет, любуясь неповторимым осенним пейзажем, а […]
    • Делай добро – и оно к тебе вернется, делаешь зло – жди расплаты. В жизни все взаимосвязано. Наверно, рассказ Паустовского «Заячьи лапы» - именно об этом: о взаимосвязи всего живого, о важности в жизни любви и сострадания. Название рассказа очень необычно и сразу заставляет читателя задуматься о том, почему заячьи лапы? Что в них такого особенного? Ну, попал косой в лесной пожар, спасся, дело житейское. Неужели об этом стоит писать целый рассказ? Оказывается, что стоит, потому что заяц в рассказе не простой, а […]
    • Тягостное чувство возникает по окончании чтения рассказа К. Г. Паустовского "Телеграмма". Не светлая печаль, тихая грусть и примирительная гармония с миром, но какой-то тяжеленный темный камень на душе. Будто бы чувство вины, постигшее Настю слишком поздно, ложится в какой-то степени и на меня. Вообще подобные темы не так уж свойственны общеизвестному Паустовскому, изучаемому в школе и любимому маленькими детьми. Мы все знаем автора, уважающего и ценящего родную природу, мастера тонких и трогательных описаний […]
    • Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина. Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в […]
    • Жилин Костылин Место службы Кавказ Кавказ Военное звание Офицер Офицер Статус Дворянин из обедневшего рода Дворянин. При деньгах, изнежен. Внешность Небольшого роста, но удалой. Плотного телосложения, сильно потеет. Отношения читателя к персонажу Внешне не отличим от обычного человека, чувствуется сила его духа и мужество. Возникновение призрения и неприязни из-за его внешности. Его ничтожность и жалкость свидетельствуют о его слабости и готовности пойти на […]
    • В творчестве А. Куприна тема любви затрагивается неоднократно, но в рассказе «Гранатовый браслет» это чувство показано особенно ярко, красочно и трагично. Яркими красками писатель показывает мучительную и неразделенную любовь к некому идеалу, большое и трепетное чувство, которое сопротивляется с бездуховностью этого мира. Писатель обращается в этом рассказе к одной из самых важных тем. Для него любовь – это загадка, раскрыть которую дано не каждому. Тема любви показана в рассказе как противостояние обыденности. […]
    • Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке. Поэтому он решил предложить обществу новый идеал человека-протестанта, борца с рабством и несправедливостью. Горький хорошо знал жизнь бедняков, от которых отвернулось общество. В ранней юности он сам был «босяком». Его рассказы […]
    • Александр Сергеевич Пушкин - человек широких, либеральных, "подцензурных" взглядов. Тяжело ему, бедному, было находиться в светском лицемерном обществе, в Петербурге, при дворцовой подхалимной аристократии. Подальше от "мегаполиса" 19 века, поближе к народу, среди людей открытых и искренних чувствовал себя "потомок арапов" гораздо свободнее и "в своей тарелке". Поэтому все его произведения, от эпически-исторических, до мельчайших двухстрочных эпиграмм, посвященные "народу" дышат уважением и […]
    • Не знаю, кто и когда придумал знаки препинания, но он точно был гением. Ведь до него письмо наверняка было непонятным набором слов. И невозможно было разобрать рассказывает кто-то о чем-то, перечисляет что-то, спрашивает и т.д. Это в устной речи все просто. Когда мы говорим, то используем подходящую интонацию. Без неё слова теряют или приобретают неправильный смысл. Непонятно похвалили тебя или высмеяли, согласились или вежливо отказали, хотели спасти тебе жизнь или приказали казнить… Взять, например, Витю […]
    • Герой рассказа, Дмитрий Ионыч Старцев, – молодой врач, назначенный в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это был пылкий юноша с высокими идеалами и желанием служить на пользу людям и Отечеству. Он с воодушевлением рассуждал о счастье и любви («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), о пользе труда и счастливом будущем государства. Молодой Старцев полностью отдавался своей работе и даже в праздники не имел свободного времени. Своими убеждениями он выгодно отличался от жителей […]
    • Мой дом – моя крепость. Это правда! Он не имеет толстых стен и башен. Но в нем живет моя маленькая и дружная семья. Мой дом – это простая квартира с окнами. От того, что моя мама всегда шутит, а папа ей подыгрывает, стены нашей квартиры всегда наполняются светом и теплом. У меня есть старшая сестра. Мы не всегда с ней ладим, но я все равно скучаю по смеху сестры. После школы мне хочется бежать домой по ступенькам подъезда. Я знаю, что открою дверь и почувствую запах мамы и папиного крема для туфель. Перешагну […]
    • Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных. Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого […]
    • Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
    • А.С. Пушкин написал поэму «Полтава» в 1828 году. В ней он отразил состояние России в час правления Петра I. Это был период укрепления Государства Российского. В поэме показаны исторические личности, которые были в то время. Это Петр I, Карл ХII, Кочубей, Мазепа. Они характеризуются своей самостоятельностью и в переломный период Полтавского сражения видна роль каждого героя. Поэма пронизана двумя соединенными жанрово-стилевыми линиями, это любовно-романтические отношения между Мазепой и Марией, а также […]
    • Девочка в кресле. Читает. Рядом коньки. Казалось бы, ничего не обычного. А с другой стороны, картина – маленький эпизод из жизни. История. Мне кажется, Мила примерно одного со мной возраста. У неё наверняка есть друзья, какие-то увлечения. Ну, вот хотя бы, фигурное катание. Не зря же рядом с ней лежат коньки с расшнурованными ботинками. Возможно, Мила собралась на каток, и ждет подружку, которая должна за ней зайти. А чтобы не терять время впустую села почитать в любимом уголке захватывающую книгу. Почему […]
    • Петр Гринев Мария Миронова Алексей Швабрин Савелич Емельян Пугачев Капитан Миронов Василиса Егоровна Внешность Молодой, статный, собирательный образ русского человека Миловидная, Румяная, круглолицая, с светло-русыми волосами Молодой, не очень привлекательный на лицо, невысокий. Пожилой человек. В нем воплощен образ всего русского народничества, со всем национальным колоритом Невысокий широкоплечий с проседью в бороде. Хитрые глаза и лукавая улыбка на губах, которая порой кажется жестоким […]
    • Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века. Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее […]
    • Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора. Источником поэмы может быть признана историческая песня «Кастрюк Мастрюкович», в которой рассказывается о героической борьбе человека из народа против опричника Ивана Грозного. Однако Лермонтов не копировал народные песни механически. Его произведение пронизано народной поэтикой. «Песня про купца Калашникова» представляет собой […]
  • Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна Чему учит сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе

    2 слайд

    Описание слайда:

    ЦЕЛЬ УРОКА: помочь учащимся проанализировать сказку А.П.Платонова «Тёплый хлеб», понять тему, идею, нравственные уроки, особенности изобразительно-выразительных средств

    3 слайд

    4 слайд

    5 слайд

    Описание слайда:

    Автор сказки «Тёплый хлеб» Константин Георгиевич Паустовский известен как писатель-гуманист, который с помощью тонкого юмора и точного слова умеет пробудить лучшее в человеке: доброту, сочувствие, сострадание. В.П.Астафьев Мне кажется, что у настоящих писателей в чувстве радости от законченной работы всегда есть частица чего-то сказочного. Как будто писатель взял крепко за руку друга и повёл его за собой в жизнь, в страну, полную событий и света. «Смотри!» – говорит он, и перед другом открываются двери домов, и он видит трогательные и печальные, смешные и героические истории». К. Паустовский («Радость творчества»)

    6 слайд

    Описание слайда:

    Сказка «Тёплый хлеб» Какова сюжетная линия сказки «Тёплый хлеб»? Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, вражеский снаряд разорвался на околице и ранил вороного коня, и остался тот в Бережках. А потом и война кончилась полной нашей победой. Старый мельник Панкрат выходил раненого коня и с его помощью восстановил мельницу. Люди смогли смолоть зерно и из муки испечь хлеб. Жизнь в деревне стала налаживаться, но обидел коня мальчик Филька по прозвищу «Ну Тебя» - хлебом не поделился, да ещё на землю кусок хлеба швырнул. Вдруг наступил сильный мороз, всё покрылось льдом, даже мельничное колесо обледенело. И всем бы плохо было, если б Филька не догадался у коня прощения попросить и для примирения тёплого хлеба принести. Солнце засияло, и лёд стал таять.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Сказка «Тёплый хлеб» Мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя» Кто главный герой сказки «Тёплый хлеб»? Что может рассказать о Фильке его прозвище? Главный герой сказки предстает перед нами «молчаливым, недоверчивым», а прозвище «Ну Тебя» говорит о его лени, эгоизме, «неласковости» и даже грубости. Особенно ярко эти черты Фильки проявились в сцене с конем: «Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам».

    8 слайд

    Описание слайда:

    Сказка «Тёплый хлеб» Мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя» в начале сказки грубый злой гордый равнодушный

    9 слайд

    Описание слайда:

    Сказка «Тёплый хлеб» Почему Филька ударил коня? Раненого коня пожалел и приютил у себя мельник Панкрат. Но пожилому человеку было нелегко зимой прокормить коня. Животное подкармливали все жители деревни Бережки: ему выносили чёрствый хлеб, морковку, свекольную ботву – кто что мог. Лишь равнодушный мальчик Филька не покормил животное. Филька ударил по губам голодного коня, который потянулся к краюшке хлеба, и отбросил ломоть в снег.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Сказка «Тёплый хлеб» Какова расплата за жестокий поступок? Природа словно взбунтовалась из-за такого жестокого обращения с конем. С этого момента в сказке начинают происходить фантастические события. Конь «взмахнул хвостом и тотчас… засвистел пронзительный ветер, вздул снег…». Моментально началась снежная буря, замёрзла вода у мельницы. И теперь вся деревня рисковала остаться голодной, так как не было возможности молоть зерно в муку и печь из неё вкусные булки.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Сказка «Тёплый хлеб» Какую историю рассказывает бабушка? История, рассказанная Фильке бабушкой, тоже похожа на сказку. Бабушка вспомнила о похожем поступке по отношению к безногому голодному солдату. Виновник того происшествия вскоре умер, а природа деревни Бережки ещё 10 лет не радовала ни цветочком, ни листочком. Ведь тогда тоже налетела снежная пурга и резко похолодало.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Сказка «Тёплый хлеб» К кому обратился за помощью Филька? Филька осознал свой плохой поступок и решил исправиться. В лютый мороз он отправился за помощью к мельнику Панкрату. Панкрат посоветовал мальчику изобрести спасение от стужи и дал Фильке на это час с четвертью.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Сказка «Тёплый хлеб» Что придумал Филька? Перепуганный такими последствиями своего поступка Филимон собрал ребят колоть топорами и ломами лёд вокруг мельницы. Пришли на помощь и старики. Взрослые мужчины тогда были на фронте. Люди работали весь день, и природа оценила их старания.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Сказка «Тёплый хлеб» Как мальчик искупил свою вину? В деревне Бережки вдруг подул тёплый ветер, и вода полилась на лопасти мельницы. Из смолотой муки бабушка Фильки испекла хлеб, мальчик взял один каравай и отнёс его коню. Тот не сразу, но взял угощение и помирился с ребёнком, положив ему на плечо свою голову.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Сказка «Тёплый хлеб» Мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя» в конце сказки мягкий добрый душевный милосердный

    16 слайд

    Описание слайда:

    Сказка «Тёплый хлеб» Какие добрые советы Паустовского звучат в сказке? Умел ошибиться – умей поправиться. (Пословица) Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить добрый поступок. Когда люди вместе берутся за дело, им многое по силам. Человек и природа неразделимы, и человек не должен забывать об этом. Нельзя относится безразлично к окружающему миру. Надо с добром относиться к людям, и тогда жить станет легче, интереснее. Надо уметь прощать ошибки, ведь ошибиться может каждый…

    17 слайд

    Описание слайда:

    Сказка «Тёплый хлеб» Назовите композиционные части сказки ЗАЧИН СКАЗКА (развитие действия) Концовка сказочные и реальные события сказочная и реалистическая Чудесное сочетание упорных усилий людей и сказочного вмешательства волшебства и фантастики превращают интересную историю про раненого коня и мальчика Фильку в чудесную сказку, которая помогает нам задуматься над своими поступками и стать более добрыми и дружными.. реалистический (что, где и когда)

    Лучшие статьи по теме