Для школьников и родителей
  • Главная
  • Здоровье 
  • Макет проекта профессионального развития педагога. Управленческий проект «Развитие профессионального мастерства педагогов в ДОУ. Повышение квалификации учителей начальных классов

Макет проекта профессионального развития педагога. Управленческий проект «Развитие профессионального мастерства педагогов в ДОУ. Повышение квалификации учителей начальных классов

Пояснительная записка

Дефицит свободных мест в дошкольных учреждений определяет рост количества потребителей образовательных услуг в сфере дошкольного образования. За последние несколько лет ситуация сложилась таким образом, что родители, пытаясь "устроить" ребенка в муниципальное дошкольное образовательное учреждение, особо не задаются вопросами о качестве предоставляемых услуг. Получив "заветные" путевки, они продолжают поиск дополнительных образовательных возможностей за пределами стен детского сада. Опросы показывают, что примерно 50% родителей дополнительно (кроме группы детского сада) оплачивают разнообразные занятия в "школах раннего развития", "академиях", "клубах", "творческих коллективах" и т.д. Тем более очевидной является проблема выбора образовательных услуг родителями "неорганизованных" детей. Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении / Т.В. Волосовец, ОН. Сазонова. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 232 с.

Вариативность дошкольного образования, как явление в целом положительное, имеет ряд негативных последствий, таких как осуществление образовательного процесса в условиях, не адекватных возрасту детей дошкольного возраста, использование образовательных программ по принципу "лоскутного одеяла". Изменить негативные тенденции в дошкольном образовании призван федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, одно из назначений которого - нормативно - правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Основой стандарта дошкольного образования является создание требований к дошкольному образованию, центрированных на воспитывающем взрослом, на организации и качестве деятельности педагога дошкольного образования.

Сочетание традиционных и альтернативных видов дошкольного образования - один из ярких признаков возрастающего спроса, развития потребительской инициативы. В связи с этим остро встает вопрос о расширении видов образовательных услуг внутри учреждения, с тем, чтобы педагогический коллектив определял, проектировал зону развития запросов родителей, был на несколько шагов впереди своего главного заказчика и обеспечивал высокое качество предоставляемых вариантов дошкольного образования.

Основная идея проекта заключается в поиске путей преодоления противоречия между возрастающими требованиями к уровню качества дошкольного образования и несовершенством системы сопровождения личностного и профессионального развития педагогов внутри учреждения.

Методическая служба в том виде, в котором она существовала и продолжает существовать в дошкольных учреждениях, неэффективна при переходе деятельности педагогического коллектива из режима функционирования в режим развития. Следует отметить несоответствие традиционных форм и методов организационно-методической деятельности дошкольного учреждения современным демократическим ценностям и перспективам развития системы образования как сотрудничества, сотворчества педагогов, родителей, детей.

Центр развития ребенка - это учреждение нового типа, которое требует иных моделей управления развитием профессионального сообщества и образовательного учреждения в целом.

Отсюда вытекает необходимость создание качественно новой стратегии развития профессионального сообщества, кадрового потенциала учреждения, инновационных форм взаимодействия педагогов, родителей, воспитанников.

Анализируя деятельность ДОУ, можно констатировать сильные стороны в организации профессионального саморазвития педагогов:

Достаточно полноценное учебно-методическое оснащение (пополнение фонда научно-методической литературы, пособий и информационной базы; оснащение групп и кабинетов узких специалистов необходимым современным многофункциональным дидактическим, раздаточным материалом; создание и развитие развивающей предметно-пространственной среды);

Научно-методическое обеспечение (освоение и реализация программы развития через различные формы методической работы);

Материально-техническое и финансовое обеспечение (реализация перспективного плана развития материально-технической базы ДОУ, оснащение новым техническим оборудованием, проведение профилактических и ремонтных работ);

Нормативно-правовое обеспечение;

Обеспечение психологической поддержки (осуществление педагогом-психологом профессиональной, диагностической, коррекционной помощи педагогам);

Обеспечение технологической готовности педагогов (внедрение в практику работы инновационной и проектной деятельности);

Использование разнообразных форм повышения квалификации педагогов (обучение педагогов на курсах повышения квалификации; участие в методической работе детского сада, города, городских методических объединениях, муниципальных, региональных и всероссийских образовательных выставках и конференциях, конкурсах, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта);

Подготовка и проведение аттестации педагогов;

Наличие высокого творческого потенциала (готовность педагогов к инновационной деятельности, обеспечение реализации инновационных стратегий, организация творческих отчетов и мастер-классов педагогами-новаторами).

Реализация требований ФГОС ДО напрямую зависит от готовности самого педагога дошкольного образования к этому процессу. Свирская Л., Роменская Л. ФГОС дошкольного образования - Великий Новгород: НИРО, 2014. - 60 с.

Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность компетенций: методологическую, психолого - педагогическую, коммуникативную, исследовательскую, презентационную, акмеологическую, икт - компетентность.

Однако, можно обнаружить следующие проблемы в развитии профессиональной компетентности педагогов:

Недостаточная мотивация роста профессиональной деятельности;

Недостаточная мотивационная и технологическая готовность молодых специалистов к проектной деятельности;

Недостаточно высокий уровень работы педагогов в проектном режиме;

Недостаточно высокий кадровый потенциал (укомплектованность штатов, категорийность педагогических кадров);

Недостаточно высокий уровень партнерских отношений в педагогическом взаимодействии специалистов ДОУ с коллегами, детьми, родителями.

Таким образом, актуальность и необходимость разработки проекта "Сопровождение профессионального развития педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО" становится очевидной.

Новизна проекта заключается в том, что сопровождение профессионального саморазвития специалистов ДОУ имеет ценность и значимость не только для педагогов, но и для конкретной образовательной ситуации, для успешного развития ДОУ, и как явление профессионально-личностной культуры в целом.

Основной замысел программы состоит в том, чтобы:

Повысить уровень мотивационного роста педагогов ДОУ;

Обеспечить научно-методическую поддержку;

Организовать проектную и инновационную деятельность;

Создать целостную систему методической работы для обеспечения непрерывности образования педагогов ДОУ;

Оказание психолого-педагогической помощи молодым специалистам;

Осуществление педагогического взаимодействия будет осуществляться на высоком уровне партнерской позиции;

Обобщение прогрессивного педагогического опыта.

Изучая вопросы профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, мы сделали вывод, что в психолого-педагогической литературе нет однозначной трактовки этого понятия. Проанализировав разнообразные подходы к определению профессиональной компетентности, мы определили ее как интегральную характеристику, определяющую способность и готовность эффективно решать профессиональные задачи, возникающие в процессе педагогической деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта.

Таким образом, проблема управления процессом сопровождения профессионального развития специалистов ДОУ в условиях модернизации образования требует исследования с позиции использования компетентностного подхода.

Мы пришли к выводу, что повышать профессиональную компетентность педагога нельзя насильственно, нельзя навязывать ему пути саморазвития. Это может привести к формализму. Необходимо учитывать профессиональные и личностные потребности и интересы, индивидуальные психологические особенности, уровень профессиональной подготовленности, а также способность к самоопределению, самореализации и саморазвитию конкретного педагога.

На основании исследований отечественных педагогов и психологов мы понимаем сопровождение как новую образовательную услугу, направленную на развитие внутреннего потенциала саморазвития педагога и сохранение его уникальных личных и профессиональных качеств.

Цель программы: Обосновать и представить оптимальную эффективную модель повышения профессиональной компетентности педагогов с учетом особенностей их профессиональной позиции, образования, стажа работы через включение их в коллективную мыследеятельность.

· Выявить критерии определения эффективности повышения профессиональной компетентности педагогов (кластеры профессиональной компетентности);

· Выявить уровень профессиональной компетентности педагогов;

· Создать условия для реализации опытно - экспериментальной работы, проектной и инновационной деятельности;

· Создать условия для повышения уровня партнерских отношений в процессе педагогического взаимодействия;

· Разработать целостную систему методической работы для обеспечения непрерывности образования педагогов ДОУ (целевая и комплексная программы сопровождения процесса саморазвития педагогов);

· Разработать систему мониторинга результативности развития профессиональной компетентности педагогов.

· Повысить мотивацию роста профессиональной деятельности и общекультурный уровень;

· Проводить мониторинг результативности развития профессиональной компетентности педагогов.

Предполагаемый результат:

· Повышение уровня мотивационного профессионального роста педагогов;

· Стремление педагога к осуществлению инновационной и проектировочной деятельности, рост интеллектуального потенциала;

· Использование педагогами разных педагогических технологий в образовательной деятельности;

· Создание перспективного планирования методической работы;

· Развитие профессиональной позиции педагогов (ориентировка на партнерские позиции)

Целевые индикаторы:

· Осознанное вовлечение педагогов в процесс экспериментальной деятельности;

· Внедрение в образовательный процесс инновационных проектов;

профессиональное саморазвитие педагог дошкольный

· Качественное изменение квалификации педагогов, обеспечивающих работу ДОУ;

· Оснащение деятельности ДОУ современными информационными технологиями;

· Наличие портфолио у детей и педагогов.

Актуальность проекта

Качественная реализация требований ФГОС ДО напрямую зависит от готовности и способности педагогов на высоком уровне осуществлять воспитательно - образовательный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывать духовность и нравственность. Очевидно, что тем самым особое внимание уделяется повышению профессиональной компетенции современного педагога. Вместе с тем, когда деятельность образовательного учреждения находится в режиме развития, становятся актуальными вопросы управления саморазвитием педагогов, обеспечение методического и психологического сопровождения направленного на создание целостного образовательного пространства, стимулирующего его развитие.

Детский сад сегодня - это сложный организм, который:

стремится к развитию,

ищет новые возможности материального финансирования, развития деятельности,

создает необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества,

обеспечивает условия для творческой профессиональной работы педагогов,

стремится отвечать современным требованиям развития общества.

Внедрение ФГОС ДО напрямую зависит от уровня подготовки педагогических кадров. Сегодня обществу нужен педагог нового поколения - компетентный, являющийся примером благородства, человеколюбия, порядочности, гражданственности. От профессионализма педагогов напрямую зависит качество творческого развития детей, их готовность к обучению в школе и к жизни. Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Способность преодолевать жизненные коллизии, умение находить новые нестандартные решения проблем - эти качества стали актуальными в условиях современного мира. Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений.

Однако, можно констатировать следующие проблемы в развитии профессиональной компетентности педагогов:

недостаточная мотивация роста профессиональной компетенции;

недостаточная мотивационная и технологическая готовность молодых специалистов к профессиональной деятельности;

недостаточно высокий кадровый потенциал (укомплектованность педагогических кадров);

недостаточно высокий уровень партнерских отношений в педагогическом взаимодействии специалистов детского сада с коллегами, детьми, родителями.

Поэтому сегодня проблема сопровождения саморазвития педагогов образовательного учреждения приобретает актуальность. С позиции социального подхода в процессе образования можно выделить две составляющих цели образования:

заказ государства - установление четких приоритетов в содержании обучения в соответствии с осмыслением тех качеств и того потенциала, который нужен в современном государстве от каждого человека, в нем проживающего;

частный (внутренний) заказ - осмысленный ответ самого человека на вопрос: "Чему и зачем я намерен учиться?".

Становление педагога как профессионала достигается постоянным трудом. Но иногда педагоги останавливаются в своем развитии, не стремятся к самосовершенствованию, саморазвитию. Это проявляется в усталости, пресыщенности впечатлениями, отсутствии мотивационной готовности, профессиональном выгорании, неосознании педагогических идеалов и выливается в педагогическую несостоятельность. Избежать подобного развития событий можно, изменив управленческие подходы к оказанию профессиональной помощи педагогическим кадрам.

Успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту "зону развития", которая ему пока ещё недоступна. С целью создания условий для профессионального общения педагогов, совершенствования их педагогического мастерства в образовательном учреждении необходима программа профессионального сопровождения педагогических кадров и младших воспитателей.

Технологией реализации программы может быть тьюторинг. Мы определяем тьюторинг как процесс построения длительного направленного продвижения и сопровождения педагогов в условиях специально организованного развивающего взаимодействия, где отношения тьюторов и специалистов образовательного учреждения индивидуализированы, персонифицированы, то есть все успехи и неуспехи, идеи, открытия, оценки, предпочтения, проблемы и трудности становятся нашим общим достоянием, предметом дальнейшего развивающего взаимодействия. Шумакова К.С. Тьюторинг как форма повышения квалификации педагогов // Педагогическое образование в России. 2012. №1. С. 135-140.

Проект методического сопровождения начинающих педагогов на этапе вхождения в профессию должен помочь им успешно адаптироваться в пространстве детского сада, а также повысить процент желающих продолжить работу в образовательном учреждении.

Сопровождающий педагога - ближайший советник и помощник во всех затруднениях. Задача сопровождающего - помочь обучающемуся взрослому достичь высокого уровня ответственности и осознанности обучения, чтобы создать, развить свои профессиональные способности, построить движение подопечного в поле достижений, где существует идеальное (культурные образцы) и реальное (человеческое желание. интересы). Сопровождающему необходимо строить пространство опробования. Оно возникает, если у подопечного есть творчески-продуктивная задача. Работа сопровождающего направлена:

на построение (на материале реальной жизни подопечного) практики расширения его собственных возможностей,

на самоопределение,

на подключение субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху.

Основные задачи организации тьюторинга:

· Создание целостной системы методической работы для обеспечения непрерывности образования педагогов образовательного учреждения;

· Развитие у руководителей и педагогов детского сада умений формулирования запроса на консультационное сопровождение;

· Развитие у педагогов-исследователей умения учиться и развиваться самостоятельно;

· Повышение уровня мотивационного роста педагогов образовательного учреждения;

· Организация проектной и инновационной деятельности;

· Развитие умения участников эксперимента оценивать свою деятельность результаты профессионального развития;

· Осуществление индивидуального контроля за процессом и результатом исследовательской деятельности и профессионального развития;

· Развитие навыков самоконтроля;

· Использование различных индивидуальных способов самоуправления исследовательско-профессиональной деятельностью;

· Оказание психолого-педагогической помощи молодым специалистам;

· Осуществление педагогического взаимодействия на высоком уровне партнерской позиции;

· Обобщение прогрессивного педагогического опыта;

· Осуществление выбора форм, способов и средств саморазвития в условиях экспериментальной деятельности;

· Определение совместно с педагогами и руководителями ОУ форм представления результатов саморазвития.

Для достижения этой цели определены следующие задачи:

актуальность внимания к профессии воспитателя;

определение миссии педагога-новатора;

обеспечение теоретической, психологической и методической поддержки педагогов;

стимулирование повышения научно-методического уровня овладения педагогами современными образовательными технологиями;

активизация деятельности педагогических кадров по повышению профессионализма и самореализации;

информационное взаимообогащение.

Сопровождающий:

проводит индивидуальные консультационные занятия, ориентирующие педагога в проблемном поле исследования и поиске адекватной методологии рассмотрения путей решения избранной проблематики;

индивидуально консультирует по различным вопросам,

а также помогает

· определять цели и оптимальные шаги их достижения;

· повышать самостоятельность и ответственность обучаемых;

· получать удовлетворение от своей деятельности;

· учиться находить новые пути эффективного сотрудничества;

· быстро принимать нужные решения в трудных ситуациях;

· согласовывать индивидуальные цели с целями образовательного учреждения;

· осознавать свои возможности и образовательные перспективы, делать осознанный заказ к обучению;

· составлять свою индивидуальную образовательную программу;

· открывать новые возможности.

Продуктами совместной работы могут быть портфолио, индивидуальные образовательные планы и программы, исследования и проекты и т.д.

В результате реализации программы сопровождения создаются условия для реализации ценности индивидуализации, свободы, самоопределения, осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему, перспективам, возрастному движению. Это напрямую связано с задачами гуманизации образования: научить педагога использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс.

Принципы сопровождения процесса профессионального развития педагогов ДОУ:

1. Принцип личностно - ориентированного подхода.

Сопровождение строится на основе запросов, проблем педагогов, целей и задач, поставленных участниками экспериментальной, исследовательской педагогической и управленческой деятельности, выявленных в результате мониторинга и диагностирования.

2. Принцип системности.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через систему (совокупность) этапов: диагностики, проектирования, планирования, консультирования, и психолого-педагогического образования специалистов ДОУ.

3. Принцип интеграции.

Виды и формы организации сопровождения направлены на организацию коллективной и индивидуальной мыследеятельности, построенной на интеграции развития практических умений в реальных ситуациях взаимодействия с детьми, родителями, коллегами и осмысления психолого-педагогических основ педагогической деятельности.

4. Принцип педагогической компетентности.

5. Принцип всеобщности.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в отношении каждого педагога, работающего в ДОУ.

6. Принцип успешности.

Психолого-педагогическое сопровождение создает такие условия, чтобы педагоги почувствовали и поверили в свои разносторонние способности в условиях личностного и профессионального саморазвития.

7. Принцип мобильности.

Стратегия реализации программы сопровождения саморазвития педагогов в режиме ОЭД

I этап - подготовительный (аналитико - диагностический).

Цель: Обеспечение правовой базы опытно-экспериментальной деятельности; разработка программы опытно-экспериментальной деятельности.

· Изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагогов;

· Изучение научной и учебно-методической литературы;

· Разработка структуры и содержания портфолио педагогов;

· Определение педагогами тем по самообразованию и проектной деятельности;

· Прохождение курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки;

· Повышение высшего профессионального образования;

· Создание ВТК по основным направлениям работы ДОУ;

· Создание экспериментального совета педагогов (руководителей ВТК) как органа самоуправления;

· Внесение изменений в систему годового планирования деятельности учреждения (план работы ВТК, годовой план работы Центра развития ребенка);

· Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня профессиональной компетентности.

Методы работы: проблемно-ориентированный анализ, разработка диагностического инструментария, анкетирование, теоретическое моделирование.

Ожидаемые результаты:

Разработка Программы опытно-экспериментальной деятельности;

Выявление педагогических проблем методом самодиагностики;

Амплификация педагогических знаний;

Разработанная структура и содержание портфолио педагогов;

Выбор тем по саморазвитию и проектной деятельности педагогов (формулировка темы, определение цели, задач и плана работы).

II этап - основной (организационно-исполнительский).

Цель: Осознанное вовлечение педагогов в процесс экспериментальной деятельности. Разработка оптимальной эффективной модели повышения профессиональной компетентности педагогов с учетом особенностей их профессиональной позиции, образования, стажа работы через включение их в коллективную мыследеятельность. Реализация инновационной и проектировочной деятельности.

· Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников педагогического процесса;

· Разработка и реализация инновационных процессов;

· Создание системы методической работы: посещение и проведение мероприятий, открытых занятий и т.д.;

· Создание и ведение глоссария;

· Оформление методической копилки;

· Обобщение прогрессивного педагогического опыта;

· Установление сотрудничества с заинтересованными организациями;

· Обеспечение научно-консультативной поддержки, установление сотрудничества;

· Вовлечение родителей, специалистов социальных институтов детства, педагогов ДОУ в единую творческую деятельность;

· Психолого-методическая работа с педагогами;

· Мониторинг хода и результатов работы;

· Повышение квалификации педагогов;

· Овладение педагогами перспективными технологиями развивающего образования (проектный метод, эксперимент).

Методы работы: проектирование, моделирование, эксперимент.

Ожидаемые результаты:

Включение инновационных процессов в жизнедеятельность ДОУ.

Формирование нового качества методической работы, своевременная ее корректировка.

Эмоциональное благополучие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

Удовлетворенность всех участников образовательного процесса жизнедеятельностью ДОУ;

Осуществление мониторинга эффективности образовательного процесса.

III этап - завершающий (рефлексивно-обобщающий).

Цель: Систематизация материалов опытно-экспериментальной деятельности в Программу повышения профессиональной компетентности педагогов

· Оценка результатов реализации задач экспериментальной деятельности;

· Организация разнонаправленной и разноуровневой рефлексивной деятельности всеми педагогами ДОУ;

· Обсуждение результатов мониторинга, принятие тактических и стратегических решений по его результатам;

· Обобщение опыта и результатов деятельности за 5-летний период и подготовка презентации результатов;

· Определение перспектив развития ДОУ.

Методы работы: анкетирование, экспертиза, диагностика.

Ожидаемые результаты:

· Повышение профессиональной компетентности педагогов;

· Систематизация материала по развитию профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

· Самообразование и саморазвитие всех членов педагогического сообщества;

· Работа педагогического коллектива ДОУ в инновационном режиме;

· Атмосфера сотрудничества, совместного творчества;

· Устойчивое мотивационно-оценочное отношение к себе как к профессионалу;

· Обобщение прогрессивного педагогического опыта;

· Составление адаптивных и индивидуальных программ по самообразованию;

· Психолого-педагогическая рефлексия деятельности.

Общий продукт: Создание Программы повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Формы предоставления результатов проекта:

Организация и проведение краевого семинара;

Статьи в издания городского и краевого уровня;

Презентация "Результаты опытно-экспериментальной деятельности ДОУ.

Формами предоставления результатов эксперимента являются:

Отчеты с приложениями по завершению каждого этапа эксперимента;

Организация и проведение краевой стажерской практики;

Отчет о деятельности краевой экспериментальной площадки;

Статьи на сайте ДОУ, в издания городского и краевого уровня;

Разработана программа сопровождения профессионального саморазвития педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО;

Видеофильм "Мы вместе" о результатах опытно-экспериментальной деятельности ДОУ;

Видеофильм "Социализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО".

1. Сопровождение реализуется тьюторами в соответствии с разработанными ими документами:

Комплексная программа сопровождения,

Целевая программа сопровождения процесса саморазвития педагогов ДОУ,

Карта профессионального роста.

2. Комплексная программа сопровождения педагогов содержит:

формы и виды сопровождения,

цели и задачи повышения уровня профессиональной компетентности педагогов,

основные идеи,

продукты сопровождения.

3. Целевая программа сопровождения процесса саморазвития педагогов ДОУ содержит информацию о педагогах ДОУ (Приложение 4):

образование, должность и стаж педагогической деятельности,

проблема саморазвития,

способы, формы и виды сопровождения,

сопровождающие: тьютор, консультант,

способы отслеживания результатов саморазвития.

4. Карта профессионального роста имеет трехуровневую структуру и состоит из компонентов (Приложение 5).

базового (инвариантного) (содержание определяется тьюторами согласно их планам сопровождения),

вариативного (содержание определяется результатами мониторинга и диагностирования педагогов),

инициативного (содержание определяется потребностями и заявками педагогов).

5. Карты профессионального роста заполняются индивидуально или в малых группах в процессе непосредственного профессионального общения с тьюторами. Позиция последнего - не сформулировать за педагога, а подвести его к самостоятельному высказыванию собственной мысли.

Таким образом, разработан проект профессионального саморазвития педагогов:

На первом этапе разработали комплексную программу, в которой раскрыты основные формы сопровождения педагогов, определены цели и задачи каждой конкретной формы, прописаны их основные идеи и продукты деятельности. Изучили затруднения и интересы в профессиональной деятельности педагогов, используя анкетирование и тестирование. На основе полученных данных разработали целевую программу сопровождения процесса саморазвития педагогов ДОУ.

На втором этапе идет активное и осознанное вовлечение педагогов в процесс экспериментальной деятельности. Педагоги осваивают метод проектов и другие педагогические технологии, активно участвуют в системе методической работы, повышают свой профессиональный уровень через участие в конкурсах профессионального мастерства, выставках и конференциях педагогических идей и проектов городского, краевого и всероссийского уровней. Педагоги демонстрируют более высокий уровень.

На третьем этапе предполагается систематизация материалов эксперимента в Программу повышения профессиональной компетентности педагогов. Программа содержит оценку результатов реализации задач экспериментальной деятельности, организацию разнонаправленной и разноуровневой рефлексивной деятельности всеми педагогами ДОУ, обсуждение результатов мониторинга, принятие тактических и стратегических решений по его результатам, обобщение опыта и результатов деятельности за 5-летний период и подготовка презентации результатов, создание методических рекомендаций для педагогических коллективов ДОУ по развитию профессиональной компетентности педагогов, определение перспектив развития ДОУ.

ПРОЕКТ перспективного развития «Образовательный консалтинг как модель тьюторского сопровождения индивидуальной профессиональной карьеры учителя» как модель тьюторского сопровождения индивидуальной профессиональной карьеры учителя» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Лицей 41»


Цель проекта: создание условий для освоения педагогами инструментов эффективного самообучения, самообразования, самореализации; обеспечения ресурсами личностного продвижения в профессиональной карьере. создание условий для освоения педагогами инструментов эффективного самообучения, самообразования, самореализации; обеспечения ресурсами личностного продвижения в профессиональной карьере.


Задачи: диагностика потребностей учителя для разработки индивидуальных образовательных программ; диагностика потребностей учителя для разработки индивидуальных образовательных программ; обеспечение образовательного инициативного движения педагогов; обеспечение образовательного инициативного движения педагогов; рефлексия способов самообразования, самообучения, самоопределения, самореализации, самоорганизации педагогов в образовательном пространстве. рефлексия способов самообразования, самообучения, самоопределения, самореализации, самоорганизации педагогов в образовательном пространстве.




Описание модели ЭтапыСодержание 1. Диагностический диагностика готовности педагога к самообразованию, самоопределению, самореализации; диагностика особенностей педагогического стиля. 2. Мотивационный тренинг личностного роста 3. Целеполагание тьюторские консультации; определение цели и задач для каждого учителя. 4. Проектировочный разработка индивидуальных программ по самообразованию, составлению ресурсной карты. 5. Реализационный обеспечение реализации индивидуальных программ самообразования; организация образовательных событий; организация стажировок, мастер-классов, обучающих семинаров и курсов. 6. Оценочно- результативный рефлексия (оценка педагогом собственного продвижения в профессиональной карьере)


Этапы составления индивидуального образовательного маршрута 1) проанализировали кейс образовательных услуг; 2)определили инвариантную и вариативную части программы; 3)отобрали содержание учебного материала; 4)определили временные промежутки освоения программы; 5)выбрали методы и формы обучения; 6)разработали график индивидуальных и групповых консультаций; 7)составили индивидуальные образовательные маршруты; 8)составили ресурсную карту.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ Чистяковой Светланы Борисовны Чистяковой Светланы Борисовны Наименование образовательных модулей/стажировок Кол-во часовФорма обученияВиды учебных занятийСроки обученияФорма контроля Личностно-ориентированное обучение в начальной школе как средство повышения качества образования.Технология учебного исследования. В течение учебного года самообразование Индивидуальные консультации тьютором г.собеседование «Формирование УУД средствами УМК «Школа 2100» 2Заочная Занятия научно-практического вебинара на базе лицея в дистанционном режиме 2011 г.собеседование Современные образовательные технологии. Технология критического мышления 12 Очная (без отрыва от работы) Занятия научно-практического семинара на базе лицея; посещение мастер-классов и мастерских коллег Посещение уроков тьютором Организация процесса духовно- нравственного воспитания, развития младших школьников в ходе формирования читательской компетенции В течение двух лет самообразование Изучение методической литературы, Интернет-ресурсов, индивидуальные консультации тьютором собеседование Личностно-ориентированное обучение в начальной школе как средство повышения качества образования. Проектирование в начальной школе В течение учебного года самообразование Индивидуальные консультации тьютором г.собеседование Способы использования цифрового интерактивного оборудования при решении проектно-исследовательских задач в условиях реализации ФГОС второго поколения 72Очная Курсовая подготовка на базе КОИРО собеседование Инновационные технологии в воспитании 72Очная Занятия научно-практического семинара на базе лицея отчет Электронная школа6 Очная (без отрыва от работы) Индивидуальные консультации тьютором заполнения электронного журнала


Формы обучения на этапе реализации индивидуального плана по самообразованию 1. Курсовая подготовка на базе КОИРО, в том числе дистанционные курсы. 2. Курсовая подготовка на базе лицея (занятия научно- практического семинара). 4. Работа над темой самообразования. 5. Индивидуальные задания. 7. Мастер-классы. 8. Стажировки. 9. Составление портфолио.




Современный учитель как главное действующее лицо системы образования должен сегодня обладать высоким уровнем профессионально-педагогической компетентности, способностями глубокого аналитического, творческого и созидательно-конструктивного характера мышления, направленного на совершенствование и кардинальное изменение классической педагогической парадигмы.

ЛИЧНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ:

Ф.И.О. учителя: Волкова Маргарита Евгеньевна

Дата рождения: 29.03.1978год

Образование (когда и какое учебное заведение окончил): Казанский государственный гуманитарный институт. 2005год

Квалификация: первая

Специальность по диплому: « Педагогика и методика начального образования».

Место работы: МБОУ «Болгарская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов Спасского района Республики Татарстан»

Занимаемая должность: Учитель начальных классов.

Дата назначения на должность: 16.11.2009год

Общий стаж трудовой деятельности: 20 лет

Педагогический стаж: 20 лет

Курсы повышения квалификации:

2012 год- «Восстановительные программы в системе профилактики правонарушения несовершеннолетних в школах. Организация школьной службы примирения». 108ч.

2015 год- «ФГОС НОО: формирование универсальных учебных действий в начальной школе» 108ч.

2016год - «Логопедический массаж в комплексной работе по преодолению речевых расстройств у детей и взрослых» 72ч.

Профессиональная переподготовка:

2008год- Институт развития образования Республики Татарстан по программе «Олигофренопедагогика» в объёме 600 часов

2016год - в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО КФУ по программе «Дефектология (Логопедия)» в обёме 792 часов

Тема самообразования:

«Использование информационно-коммуникационных технологий, как средство организации учебно-образовательного пространства обучаемых в системе ЛОО с целью реализации ФГОС НОО поколения»

Цель самообразования:

Совершенствование и рост педагогического профессионального мастерства, личности педагога в различных научных областях, сферах общественной жизни, современной политики.

Задачи самообразования:

    повышать профессиональную компетенцию педагога;

    формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;

    обеспечивать программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла.

    совершенствовать систему работы по использованию на уроках инновационных технологий.

    изучить психологические и возрастные особенности школьников.

Форма работы по самообразования:

Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности школьного и районного методического объединения учителей, повышение курсов, участие в стажеровочных площадках, а также через участие в жизни школы и через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

Предполагаемые результаты:

    разработка рабочих программ по учебным предметам, внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС;

    повышение качества преподавания основных предметов, повышение результативности участия в олимпиадах;

    разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, создание электронного комплекта педагогических разработок на учебном пространстве.

    участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, конкурсах различного уровня, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов с самообобщением опыта;

    продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.

    умение оказать практическую помощь коллегам.

    Участие в конкурсах профессионального мастерства «Учитель года», «Мастер класс», «Воспитать человека»

Планируемые результаты самореализации:

Разработка материалов в электронном виде, в том числе:

    комплекта дидактики по основным предметам (самостоятельные, практические и контрольные работы);

    комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету);

    папку олимпиадного материала для подготовки учащегося.

    банка творческих и проектно-исследовательских работ учащихся;

    пакета сценариев открытых уроков с применением информационно-коммуникационных технологий и интерактивной доски

    постоянное ведение электронного портфолио учителя.

    выступление на семинарах, конференциях, мастер-классах, публикация статей.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию:

    Научно-теоретическая подготовка.

Развитие знаний теоретических основ предметов, изучаемых в начальной школе.

Повышение квалификации учителей начальных классов.

    Научно-методическая подготовка.

Совершенствование знаний:

Педагогических технологий (методов, форм, приемов) обучения в начальной школе;

Проектно-исследовательской технологии;

Здоровье сберегающих программ.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса.

    Психолого-педагогическая подготовка.

Совершенствование знаний психолого-педагогических закономерностей обучения, воспитания и развития детей.

    Личный творческий вклад педагога в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.

Совершенствование подготовки педагога к уроку.

Применение современных методов в учебно-воспитательном процессе.

Повышение эффективности урока учебно-воспитательного процесса.

    Участие педагога в творческом росте педагогического коллектива.

Повышение творческого роста учителя.

Наименование

мероприятий

Организационно-педагогические

мероприятия

Сроки

проведения

I этап:

1. Научно-теоретическая подготовка.

Развитие знаний теоретических основ предметов, изучаемых в начальной школе.

    Регулярно и в системе изучать специальную методическую литературу и нормативно-правовые документы.

    Изучать передовой педагогический опыт учителей-новаторов и своих коллег.

    Особое внимание уделить изучению и реализации материалов ФГОС II поколения.

Апрель-ноябрь

Повышение квалификации учителей начальных классов.

    Регулярное прохождение курсов повышения квалификации.

    Прохождение дистанционных курсов, вебинаров.

    Участие в работе педагогических советах ОУ.

    Участие в заседаниях КМО и РМО учителей начальных классов.

Апрель-ноябрь

2. Научно-методическая подготовка.

Совершенствование знаний:

    педагогических технологий (методов, форм, приемов) обучения в начальной школе;

    проектно-исследовательской технологии.

    Здоровье сберегающих программ.

    Разработка календарно-тематического планирования, разработка конспектов уроков, разработка комплекта входных и выходных самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов.

    Изучение и внедрение в практику своей работы проектно-исследовательской технологии на основе мотивации и активизации учащихся.

    Использовать инновационные педтехнологии и передовой педагогический опыт в учебной и внеклассной работе.

    Посещение уроков учителей своей школы и школ района.

    Изучение, анализ и использование опыта работы учителей-коллег.

    Обмен опытом работы с учителями других школ района, области.

    Участвовать в конкурсах различного уровня: школьных, районных, областных, региональных и Интернет-конкурсах.

Август-сентябрь

Апрель-ноябрь

Совершенствование учебно-воспитательного процесса.

    Внедрение новой формы накопительной оценки.

    Систематически и целенаправленно использовать в учебной и воспитательной работе ИКТ, ЭОР.

    Широко использовать в учебно-воспитательном процессе приоритетные методы и технологии (проектную деятельность, дифференцированное обучение, групповую и парную работу и др.)

    Проведение уроков нестандартных форм.

    Проведение предметных внеклассных мероприятий.

    Создание презентаций, видеороликов к урокам и внеклассным мероприятиям как своих, так и с участием обучаемых.

    Продолжать работу по накоплению дидактического материала и медиатеки класса.

    Регулярно обновлять методические материалы оформления класса.

    Вести систематизированный учёт

(картотеку) материала учебного кабинета.

    Вести мониторинг качества обучающихся по основным предметам.

Апрель-ноябрь

II этап:

3. Психолого-педагогическая подготовка

Совершенствование знаний психолого-педагогических закономерностей обучения, воспитания и развития детей.

    Изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы (изучение и анализ научно-методической литературы, подписка на электронную версию журнала «Начальная школа» издательского дома «Первое сентября»)

    Обзор информации в Интернете по информатике и ИКТ, педагогике, психологии.

    Систематическое изучение теоретических знаний по психологии и педагогике.

    Участие (по возможности) в теоретических и практических конференциях по данной теме.

    Участие в работе педсоветов ОУ, КМО и РМО по проблемам психологии.

    Проводить психолого-педагогическую диагностику обучаемых.

    Участие в тестировании учителей.

Апрель-ноябрь

III этап:

4. Личный творческий вклад педагога в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.

Совершенствование

подготовки педагога к уроку.

    Систематически изучать методическую и учебную литературу и материалы использовать в работе.

    Перерабатывать и при необходимости разрабатывать рабочие программы и календарно-тематическое планирование по предметам начальной школы, внеурочной деятельности.

    Прогнозировать конечные результаты обучения и определять приоритетные цели и задачи обучения.

    Регулярно и в системе использовать на уроках ИКТ, ЦОР.

    Пополнять педагогическую копилку демонстрационным материалом (приобретение методической литературы, таблиц, раздаточного материала), пополнять электронно-педагогическую копилку.

    Изучать индивидуальные психофизиологические особенности обучаемых.

Апрель-ноябрь

Применение современных методов в учебно-воспитательном процессе.

    Совершенствовать методику организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий.

    Регулярно на уроках использовать дифференцированный, проектный и проблемные методы обучения, индивидуальные, парные и групповые формы работы.

    Использовать на уроках различные формы контроля, самоконтроля, рефлексии.

    Разработать систему КИМ(ов) для 1-4 классов, отслеживающих реализацию ФГОС.

    Разработать программы работы с одарёнными и слабоуспевающими учащимися.

Апрель-май

Сентябрь-ноябрь

Повышение эффективности урока учебно-воспитательного процесса.

    Проведение консультаций и оказание помощи обучаемым в освоении учебных предметов.

    Проведение дополнительных занятий по предметам с учениками.

    Совершенствовать систему работы со слабоуспевающими учениками в индивидуальном порядке.

    В системе проводить работу с одарёнными детьми.

    Проведение консультаций и оказание помощи родителям по вопросам обучения и воспитания.

Апрель-май

Сентябрь-ноябрь

IV этап:

5. Участие педагога в творческом росте педагогического коллектива.

Повышение творческого роста учителя.

    Самостоятельно заниматься поиском необходимой для работы информацией в различных источниках (Интернет-ресурсы, средства массовой информации и т.д.).

    Делиться с коллегами опытом достигнутых результатов в форме творческих отчётов, обобщения опыта, презентаций, бесед и т.д.

    Обмениваться с коллегами различного рода информацией (разработками технологических карт, созданием портфолио и т.д.).

    Оказывать консультативную и практическую помощь коллегам в освоении ИКТ.

    Участвовать в различного рода конкурсах педагогического мастерства: (обобщение опыта, учебных кабинетов, классных руководителей и др., различных Интернет-конкурсах.)

Актуальность проекта

Стратегия развития образования в современной России определена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р; Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р; Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; решениями Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию.

Одной из приоритетных задач при определении стратегии развития системы образования России на период до 2020 г. является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, обеспечивающей развитие профессиональных компетенций педагогов. Стратегической целью социально-экономического развития Кемеровской области является повышение конкурентоспособности региона и роста благосостояния его жителей. Данная цель предполагает обеспечение стабильного роста экономики и ее диверсификацию; создание задела для роста новых конкурентоспособных секторов производства и т.д. В этом заинтересованы работодатели, рынок труда и общество в целом, осознающие значимость подготовки компетентных кадров для достижения данной цели. Ее достижение невозможно без педагогов. Это, в свою очередь, требует приведение в соответствие уровня профессионального развития требованиям профессиональных стандартов. От профессионализма педагога, способности к профессиональному росту, их владения новыми компетенциями, готовности решать обозначенные задачи.

Во всем мире растет заинтересованность в подготовке хороших педагогов, привлечении их к работе на длительное время, их профессиональном развитии и мотивации труда. Достижения учащихся имеют тесную связь с характером и качеством происходящих в классе процессов, прежде всего – с деятельностью педагога. Однако построение правильной политики работы с педагогическими работниками, которая обеспечивала бы приход в каждый класс компетентного, пользующегося поддержкой и мотивированного педагога, остается проблемой. Устранить затруднения в профессиональной деятельности педагога, расширить поле понимания им процессов, происходящих в образовании, помогут профессиональные стандарты.

Профессиональные стандарты «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденные приказами Министерства труда и социальной защиты РФ, призваны мотивировать педагогических работников на повышение качества профессиональной деятельности. Профессиональные стандарты являются инструментом повышения качества образования как объективный измеритель компетентности педагога. Одна из основных задач профессиональных стандартов - обеспечить ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов.

Численность педагогов образовательных организаций Кемеровской области, осуществляющих образовательную деятельность, характеризуется относительной стабильностью: по состоянию на начало 2015/16 учебного года в них работают 38 640 человек. Большинство педагогов представлены возрастной группой от 31 до 45 лет: на 01.09.2015 года их удельный вес составил 38,17 %.

Другой многочисленной группой являются педагогические работники в возрасте 46-55 лет (27 %). Наряду с ежегодным ростом удельного веса педагогических работников возрастных категорий «56 – 60 лет» и «более 60 лет» в образовательных организациях наметилась тенденция к увеличению доли педагогов в возрасте до 30 лет: с 14,93 % в 2013/14 учебном году до 15,33 % в 2015/16 учебном году. Доля пенсионеров в общей численности работников образовательных организаций ежегодно увеличивается. Так, по состоянию на 01.09.2015 года доля пенсионеров из числа педагогических работников составила 19,59 %, из числа административно-управленческого персонала – 21,76 %.

От стажа работы и сформированности компетентности педагога зависят результаты их профессиональной деятельности, выражающиеся в достижениях обучающихся. В течение последних лет в регионе лидирующей стажевой группой является группа от 10 до 25 лет, характеризующаяся высокой работоспособностью и профессиональной продуктивностью: по состоянию на 01.09.2015 года доля педагогов данного возраста составила 37,95 %. Среди кадрового состава образовательных организаций значительное место занимают также педагоги со стажем более 25 лет: их удельный вес увеличился на начало 2015/16 учебного года до 34,63 %. На протяжении пяти лет ежегодно растет доля педагогов, имеющих стаж до 3-х лет (с 8,22 до 11,99 %) и от 3-х до 5 лет (с 4,55 до 6,08 %). Особое внимание в региональной политике уделяется привлечению в отрасль молодых специалистов и их закреплению в образовательных организациях (государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014 – 2018 годы, программа «Развитие и обновление кадрового потенциала региональной системы образования на 2013–2016 годы» и др.).

Большинство педагогических работников региона имеют высшее образование. При этом на протяжении всего рассматриваемого периода сохраняется тенденция к увеличению доли педагогов с высшим образованием: с 78,36 до 80,66 %. Снижается удельный вес педагогических работников, имеющих начальное профессиональное образование (с 0,61 % в 2011/12 уч. г. до 0,35 % в 2015/16 уч. г.) и основное, среднее образование, педкласс (с 0,26 до 0,18 %), не соответствующих образовательному цензу, определенному Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

На протяжении пяти лет наблюдается рост удельного веса руководителей образовательных организаций, получивших квалификацию «Менеджер в образовании»: с 17,46 до 37,4 %.

В Кемеровской области разработана и реализуется система мероприятий, направленных на непрерывное развитие профессионализма, удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей педагогических работников. Распространение механизма реализации персонифицированного финансирования повышения квалификации педагогических работников, совершенствование накопительной системы повышения квалификации в организациях, осуществляющих повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических работников, пополнение банка модульных образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, расширение использования форм дистанционного обучения дали возможность обеспечить ежегодный рост количества педагогов, прошедших курсы повышения квалификации. Удельный вес педагогических работников, имеющих действующий документ об окончании курсов повышения квалификации, за 5 лет вырос с 57,94 до 79,29 %, работников административно-управленческого персонала – с 49,94 до 76,54 %.Следует также отметить, что в связи с тем, что с 2013 года педагогическим работникам предоставляется право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года, количество педагогических работников, ежегодно проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, значительно увеличилось.

Кадровый состав образовательных организаций в целом соответствует современным требованиям. С каждым годом увеличивается удельный вес педагогических (с 78,36 % в 2011/12 уч. г. до 80,66 % в 2015/16 уч. г.) и административных (с 83,99 до 86 %) работников, имеющих высшее образование; растет удельный вес педагогов, которым присвоены высшая и первая квалификационные категории (с 65,66 до 74,51 %); наблюдается тенденция к уве-личению доли педагогических работников, своевременно прошедших курсы повышения квалификации (с 57,94 до 79,29 %). Результаты мониторинга демонстрируют расширение участия учителей в деятельности профессиональных сообществ, позволяющих регулярно получать профессиональную помощь и поддержку, повышение активности участия в конкурсном движении, выставках, конференциях.

Однако основной проблемой сегодня является проблема соответствия уровня реальной готовности педагога к профессиональной деятельности и требований к профессиональной деятельности, предъявляемых профессиональными стандартами. Для решения данной проблемы необходима разработка дополнительных профессиональных программ, организация научно-методического сопровождения профессионального развития педагогов в соответствии с требованиями, выдвигаемыми профессиональными стандартами.

В профессиональных стандартах выделена основная цель вида профессиональной деятельности; обозначены особые условия допуска к работе; описаны обобщенные трудовые функции (А, В) и соответствующий им уровень квалификации; конкретизированы квалификационные требования, представленные в разрезе специализации педагогических работников. Профессиональные стандарты предназначены для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций.

Профессиональные стандарты требуют от педагога владения современными технологиями развивающего образования, способности «видеть» многообразие учащихся, учитывать в образовательном процессе возрастные, индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей.

Переход на профессиональные стандарты приведет к повышению социального статуса и престижа профессии педагога, к изменению проведения процедуры аттестации педагогических работников, обновлению системы по-вышения их квалификации, корректировке нормативных правовых актов; изменения должностной инструкции педагогических работников, трудовых договоров и др. документов.

Развитие профессионализма педагога осуществляется в большей части непосредственно в практической деятельности. Здесь главным звеном единой системы непрерывного образования педагогов выступает регионально-муниципальная многоуровневая методическая служба (далее – РМММС), связывающая в единое целое всю систему работы образовательных организа-ций разного уровня. Сегодня необходимо построение системы методической работы, направленной на выявление готовности педагогических работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагога, а для этого, прежде всего, надо повысить уровень профессиональной грамотности по данному вопросу методистов ММС, подготовить руководящие кадры по вопросу организации работы с педагогом в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

Муниципальные методические службы должны обеспечить педагогам оперативную и опережающую личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь, информационно-методическое сопровождение педаго-гов по вопросам организации и содержания процедуры аттестации, создать условия для саморазвития педагога, реализации индивидуальных программ непрерывного профессионального образования педагогов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагога. В методических службах образовательных организаций необходимо проанализировать соот-ветствие педагогов требованиям профессиональных стандартов, разработать индивидуальные образовательные маршруты профессионального развития педагогов.

Таким образом, актуальность разработки и реализации проекта «Развитие профессионализма педагогов в регионально-муниципальной многоуровневой методической службе в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога» вызвана необходимостью обеспечения мотивированности педагогов в непрерывном профессиональном развитии, повышении престижа профессии педагога.

Цель проекта: Обеспечение научно-методического сопровождения развития профессионализма педагогических работников в РМММС в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога

Задачи проекта:

  1. Разработать модель уровневой дифференциации профессионального развития педагога.
  2. Изучить уровень соответствия педагогических работников требованиям профессиональных стандартов
  3. Разработать комплекс мероприятий по развитию профессионализма педагогических работников в РМММС в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагога
  4. Разработать диагностический инструментарий и изучить результативность деятельности РМММС по развитию профессионализма педагогиче-ских работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагога
  5. Разработать методические рекомендации по развитию профессионализма педагогических работников в РМММС в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагога.

Ожидаемые результаты проекта:

В результате реализации проекта

Разработанная и апробированная модель уровневой дифференциации профессионального развития педагога;
- разработан и апробирован инструментарий выявления уровня соответствия компетенций педагогов уровням профессионального развития для последующего построения индивидуального образовательного маршрута профессионального развития педагога (персонифицированная модель профессионального развития педагога);
- разработаны паспорта профессиональных компетенций в соответствии с трудовыми функциями и действиями, функциональными обязанностями;
- выявлен уровень соответствия педагогических работников требованиям профессиональных стандартов;
- разработаны нормативные правовые документы и локальные акты, обеспечивающие развитие профессионализма педагогических работников в РМММС в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога;
- доля педагогических работников, охваченных непрерывным профессиональным образованием, составит 90% от общего числа педагогических работников региона;
- разработаны критерии и показатели для аттестации педагогических работников общего образования на основе профессионального стандарта;
- доля программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников общего образования адаптированных в соответствии с требованиями профессиональных стандартов увеличится до 100%;
- будут разработаны методические рекомендации по развитию профессионализма педагогических работников в РМММС в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагога;
- будет разработан диагностический инструментарий и изучена результативность деятельности РМММС по развитию профессионализма педагогических работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагога;
- повысится престиж педагогической профессии на 20% (в сравнении с 2014 г. – 31,2%);
- доля руководящих и педагогических работников, удовлетворенных организацией и содержанием образовательных услуг, направленных на непрерывное профессиональное развитие, достигнет 96% от общего количества педагогических и руководящих работников области.

Этапы реализации проекта:
1 этап – Организационный (январь, 2016 г. – декабрь, 2016 г.);
2 этап – Основной (январь, 2017 г. – декабрь, 2019 г.);
3 этап – Заключительный (январь, 2020 г. – сентябрь, 2020 г.).

СКАЧАТЬ:

Примерно в 1996 году, начинается период бурного роста в области практического применения управления проектами. В 1996–1997 годах удалось запустить управление проектами в строительстве благодаря наглядному уроку, преподанному при строительстве Олимпийской деревни для Всемирных Юношеских Игр 1997 года.

Внедрение методов и технологий управления проектами в России на время было приостановлено кризисом 1998 года. Однако именно с 1998 года управление проектами стало использоваться Министерством обороны РФ. В 2000 году ведущие телекоммуникационные компании России взяли на вооружение профессиональное управление проектами в качестве эффективного рыночного инструмента. Достаточно сказать, что в 2000–2001 годах на курсах Московского отделения PMI прошли обучение представители Билайн, Центрального Телеграфа, Combellga, Ericsson, Телесофт, Сеть-проект и целого ряда других телекоммуникационных компаний.

В 2001 году управление проектами освоили банки. Сначала подразделения АйТи, а затем и другие подразделения крупных Московских банков осознали преимущества использования этой методологии и начали внедрять ее у себя. В качестве примеров можно привести Альфа-банк и Московский Кредитный банк. Приблизительно в тоже время возрастает интерес к управлению проектами со стороны машиностроительных предприятий, который можно связать с подъемом отрасли и появлением инвестиций.

Все новые и новые отрасли постепенно начинают применять современные методы и технологии профессионального управления проектами, причем обнаруживаются интересные закономерности.

В первую очередь выявилась прямая зависимость между повышением конкуренции на определенном рынке и снижением доходности соответствующих предприятий и повышением интереса к управлению проектами.

Вторая закономерность связана с укрупнением компаний. Пока компании были маленькие, и менеджеры были способны управлять, базируясь на собственной интуиции и ограниченном объеме информации, которую следовало обработать, интерес был умеренным. По мере укрупнения компаний внедрение единых методологий и программных средств управления проектами стало острой необходимостью 1 .

Таким образом, управление проектами за последнее время завоевало признание в Российской Федерации как один из лучших методов планирования и управления в сфере бизнеса. Все больше организаций применяет современные технологии управления проектами.

Профессиональные ассоциации

    • Области управления проектами

    мире имеются две профессиональные ассоциации специалистов в области управления проектами - Project Management Institute (PMI) и International Project Management Association (IPMA). Устроены они по-разному.

Project Management Institute (PMI) объединяет около 100 000 членов из 120 стран, имеет отделения в 60 странах на всех континентах кроме Антарктиды. Штаб-квартира PMI находится в США.

International Project Management Association (IPMA) - содружество европейских национальных ассоциаций управления проектами. Штаб-квартира IPMA находится в Швейцарии.

В европейских странах эти две ассоциации достаточно мирно сосуществуют, а в России наряду с отделениями PMI в Москве, Санкт Петербурге и Красноярске имеется наша национальная ассоциация управления проектами СОВНЕТ. Данные организации ставят схожие цели - пропаганду управления проектами и повышение профессионализма в этой области, видимо, поэтому они не конкурируют, а сот­рудничают 1 .

Российская ассоциация управления проектами (СОВНЕТ) основана в 1990 году и представляет собой добровольный союз профессионалов, осуществляющих научные исследования и разработки, обучение и сертификацию специалистов в области управления проектами; обоснование, подготовку, выполнение и управление проектами в различных сферах деятельности. СОВНЕТ - некоммерческая, профессиональная международная организация, действующая на основе российского законодательства и Устава Ассоциации.

Миссия СОВНЕТ заключается в широком развитии профессионального управления проектами в России и сотрудничества с Международной ассоциацией управления проектами, ее национальными организациями, другими зарубежными ассоциациями, институтами и компаниями в области управления проектами.

Основные ценности Ассоциации изложены следующим образом:

    «Мы полагаем, что истинным критерием качества Управления проектом является достижения целей проекта в запланированные сроки и в рамках бюджета.

    Не бывает ни хороших, ни плохих оправданий при не успешном завершении проекта.

    Управление проектом - это деятельность не одного человека,

слаженной команды. Команда управления проектом - это высококлассные специалисты, мотивированные на успех и глубоко приверженные делу компании.

  1. Мы убеждены, что управление проектом необходимо и достаточно для достижения стратегических целей компании.

5. Мы не только развиваем управление проектами, но строим проектно-ориентированный бизнес и общество».

Главными задачами СОВНЕТ являются:

    обеспечение роста профессионализма в области управления проектами;

    формирование рынка профессиональных услуг по управлению проектами в России;

    содействие подготовке и переподготовке кадров, повышению уровня обучения в области управления проектами;

    осуществление и развитие Национальной программы сертификации специалистов по управлению проектами;

    кооперацию ученых, специалистов и практиков в области в области управления проектами, обмен идеями и опытом;

    содействие развитию и широкому практическому использованию современных средств и методов управления проектами;

    оказание практической помощи в осуществлении конкретных проектов и программ;

    оказание консультационного и методического сопровождения при внедрении систем управления проектами в организациях и компаниях.

СОВНЕТ 1 - организация, которая объединяет опыт, знания и усилия коллективов государственных, общественных и некоммерческих организаций, бизнес компаний, фирм и предприятий,

Лучшие статьи по теме