Для школьников и родителей
  • Главная
  • Здоровье 
  • Рассказ о русском богатыре алеше поповиче. Кем были три богатыря на самом деле. Какую характеристику мы можем дать Алеше Поповичу

Рассказ о русском богатыре алеше поповиче. Кем были три богатыря на самом деле. Какую характеристику мы можем дать Алеше Поповичу

РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ

АЛЁША ПОПОВИЧ

мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе.

Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. А. П.- сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Фёдора).

Всех богатырей объединяет общее происхождение из Сев.-Вост. Руси (Муром, Рязань, Ростов), поездка в Киев, сопряжённая с поединком с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко. Алешу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение.

В целом образ А. П. отражает определённую противоречивость и двойственность.

Одним из наиболее архаичных сюжетов, связанных с Алешей Поповичем, считается его бой с Тугарином. А. П. поражает Тугарина по пути в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит А. П. задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой А. П. с Тугарином происходит нередко у воды (Сафаст-река). Одолев Тугарина, А. П. рассёк его труп, разметал «по чисту полю» (ср. действия Индры в отношении поверженного Вритры). Сходным вариантом сюжета о бое А. П. с Тугарином является былина «Алеша убивает Скима-зверя», где противник А. П. многим напоминает Тугарина.

Рождение Алёши Поповича было чудесным, напоминающим рождение Волха: оно сопровождается громом; «Алёшенька Чудородыч млад», едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость А. П. сродни «хитростям-мудростям» Волха, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Волха. Женой А. П. в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Олёна, Олёнушка (Еленой зовется и жена Волха).

Это женское имя как бы подвёрстывается к имени А. П. (варианты - Олеша, Валеша и Елешенька): Олёша-Олёнушка, Елешенька - Елена и Олёпушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара, подобная Волос-Велес - Волосыня или Ёлс - Елёсиха. «Матримониальная» неудача А. П. повторяется и в былинах о неудачном сватовстве А. П. к жене Добрыни Никитича Настасье Никулишне во время отсутствия её мужа (А. П. распространяет ложный слух о гибели Добрыни) и в одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей, где братья отсекли А. П. голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше Поповичу грозит опасность, как и сестре Збродовичей Настасье Збродовичне, которой братья собираются отсечь голову). Когда сестра должна вот-вот расстаться с жизнью, А. П. просит не губить её и отдать её ему в жёны.

Принимавшееся ранее исследователями мнение о том, что историческим прототипом А. П. был некий Александр Попович, погибший в битве при Калке в 1224, как об этом сообщает летопись, ставится под серьёзное сомнение: актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами о А. П.

Характерны архаичные реликты в описаниях самого Алеши Поповича и всех трёх богатырей (см. Илья Муромец, Добрыня Никитич), в состав которых он входит: во всех этих персонажах просвечивают их некогда более тесные связи с хтонической стихией, и поэтому при глубокой реконструкции три былинных богатыря могут быть сопоставлены со сказочной триадой - Горыня, Дубыпя и Усыня.

Русский богатырь Алеша Попович является самым младшим в троице из него самого, Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Он также был героем былин древних славян. По некоторым данным, Алеша упоминается более чем в пятидесяти былинах. Но основных, где он выступает в качестве главного героя, две. Кстати, относятся былины об Алеше Поповиче к киевскому циклу.

В былинах Алеша не описывается богатырем с необычайной силой. Скорее наоборот – он слаб, прихрамывает. Зато Бог одарил его смекалкой, хитростью, сообразительностью. Алеша Попович хорошо играл на гуслях. Он мог обмануть, мог хвастаться и делать что-то исподтишка. Шутки у него могли быть веселыми, а могли быть злыми. В целом Алеша Попович очень противоречивый персонаж: иногда коварный и наглый, иногда добрый и милосердный.

Биография богатыря Алеши Поповича

Богатырь Алеша Попович имеет интересную биографию. Родиной его был Ростов. Когда богатырь Алеша Попович рождался на свет, то гремел гром. Еще будучи младенцем, он просит у матери, чтобы его пеленали не пленками, а кольчугой. Совсем маленьким он просит благословения для того, чтобы идти гулять по свету. Алеша, оказывается, уже может управляться с конем и оружием (такое преувеличение очень характерно для былинного эпоса).

Женился Алеша Попович на Елене (Аленушке, Алене). Интересно, что их имена очень похожи. В былине «Алеша Попович и сестра Збродовичей» ему отрезают голову братья, потому что тот опозорил их сестру. Есть варианты былины, где герой все же остается жив.

Одной из самых популярных былин стала «Алеша Попович и Тугарин». В ней описывается, как Алеша побеждает злого богатыря Тугарина в бою в Киеве. Тугарин окружен змеями, дышащими огнем. Его конь имеет крылья. Согласно былине, Тугарин угрожает Алеше расправой в виде удушения дымом, сгорании в огне и другими и изощренными способами вплоть до проглатывания живьем. Поэтому перед боем Алеша Попович просит у Бога послать дождя, чтобы нейтрализовать все способности злодея. И Бог оказывается милостив. Когда богатырь побеждает Тугарина, то он разбрасывает его труп по полю.

Русские богатыри.

Министерство обороны Украины провело блистательную спецоперацию по борьбе с «российской угрозой». Прошла она не в Донбассе и не на границе с Крымом, а в … «Википедии».

Как сообщают украинские «Вести», представители Министерства обороны Украины в статье интернет-энциклопедии, посвящённой Илье Муромцу, .

Вместо деревни Карачарово, что под Муромом во Владимирской области, украинские военные указали город Моровск под Черниговом, который в древности назывался Муромском.

По мнению украинских журналистов, спецоперация проведена не случайно, а в связи с выходом осенью 2017 года первого украинского фэнтези-фильма «Сторожевая застава», где будут действовать всем известные богатыри. При этом фильм настаивает на том, что богатыри не русские, а украинские.

Иначе как маразмом всё происходящее назвать нельзя. Хотя бы потому, что вне зависимости от того, родился ли Илья Муромец под Черниговом или же под Муромом, он, как и его товарищи по оружию, вне всяких сомнений, был русским или, если хотите, русичем. Ни один из прототипов Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича не мог называть себя «украинцем» даже теоретически, поскольку действовали богатыри в тот период, когда деление одного древнерусского народа на три ветви, которые ныне именуются русскими, украинцами и белорусами, ещё не произошло.

Когда говорят о богатырях, не зря упоминают, что они «былинные»: за столетия устных сказаний их биография многократно дополнялась новыми приключениями, так что обнаружить, с чего всё началось, довольно сложно.

Существует очень много версий о том, кто именно был прототипом богатырей, но мы сейчас поговорим лишь о тех, которые представляются самыми убедительными, и к которым склоняется большинство историков.

А. П. Рябушкин. Илья Муромец. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». Репродукция

Илья Муромец — Илья Чоботок, святой Илия Печерский

В Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры покоятся мощи инока Илии Печерского , причисленного к лику святых в XVII веке. Это человек жил в XII веке и в своей светской жизни носил имя Илья Чоботок . Прозвище своё он получил за то, что, обладая необычайной силой, однажды отбился от врагов чоботом, то есть сапогом.

Илья Чоботок был уроженцем владимирского села Карачарово, где не только сохранились предания о нём, но и до сих пор проживают люди, считающиеся его потомками: семейство Гущиных . Оно славится необычайной силой: по легенде, мужчинам этого рода вплоть до XIX века запрещалось участвовать в такой популярной на Руси забаве, как кулачные бои.

Илья Чоботок поступил на службу в дружину киевского князя и среди дружинников занимал высокое положение.

Мощи Ильи Печерского. Фото: Commons.wikimedia.org

Экспертиза останков в Киево-Печерской лавре, проводившаяся в советские времена, показала, что Илия Печерский был физически сильным мужчиной высокого роста, имевшим следы многочисленных ранений. Это характерно для воина. Кроме того, были обнаружены следы, указывающие на заболевание позвоночника. Как мы помним, былина говорит, что Илья до 33 лет не мог ходить.

Считается, что, скорее всего, Чоботок стал иноком, после того как очередное полученное ранение сделало его непригодным для дальнейшей службы.

При этом весьма вероятно, что инок Илия Печерский погиб в бою. В 1204 году князь Рюрик Ростиславич вместе с половцами захватил Киев и разорил лавру. Опытный воин, пусть и после тяжелого ранения, инок Илия не мог не встать на пути захватчиков.

Андрей Рябушкин. Добрыня Никитич. 1895. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». Репродукция

Добрыня Никитич — Добрыня, воевода князя Владимира Красное Солнышко

В былинах Добрыня Никитич чаще всего фигурирует как богатырь на службе князя Владимира , причём чрезвычайно приближенный к нему. Поэтому наиболее вероятным прототипом следует считать воеводу князя Владимира Добрыню, который приходился крестителю Руси родным дядей, был братом его матери Малуши.

Точное место рождения его неизвестно. Некоторые исследователи указывают на окрестности современного Владимира-Волынского. Известно, что Добрыня был влиятельным человеком ещё во времена правления отца Владимира, князя Святослава , и именно поэтому оказался наставником молодого Владимира, отправленного отцом на княжение в Новгород.

Добрыня был очень активен в период, когда Владимир вёл борьбу за право стать киевским князем. Летопись утверждает, что именно он сподвиг князя на жёсткие действия против Полоцка, включая изнасилование невесты князя Ярополка Рогнеды . В захвате женщин силой в ту пору не было ничего экстраординарного, однако Добрыня, раздражённый намёками Рогнеды и её окружения на «рабский» статус его сестры Малуши, убедил Владимира действовать, как сейчас говорят, с особым цинизмом.

После того как Владимир стал киевским князем, Добрыня был поставлен наместником в Новгороде, и, судя по всему, оставался им до самой смерти. Наместником в Новгороде был и сын Добрыни, Константин Добрынич . Будучи сподвижником Ярослава Мудрого, Константин Добрынич попал в опалу, затем переведён в Муром, где и погиб в 1022 году.

А. П. Рябушкин. Алёша Попович. Былинный богатырь. Репродукция

Алёша Попович — Александр Попович, ростовский боярин, соратник Добрыни Золотого Пояса

В летописях начала XIII века фигурирует Александр Попович . «Некто от ростовских, житель Александр, глаголемый Попович, и слуга бе у него именем Тороп; служаше бо той Александр великому князю Всеволоду Юрьевичу...», — гласит исторический документ.

Согласно дошедшим до нас сведениям, уроженец Ростова Олеша или Александр Попович был знатным боярином и одновременно одним из сильнейших воинов на своей родине. Он состоял на службе князя Всеволода Большое Гнездо , потомки которого правили Россией вплоть до угасания династии Рюриковичей.

Александр Попович служил сыну Всеволода, Константину Всеволодовичу , и был втянут в его противостояние с братом, Юрием Всеволодовичем . После смерти Константина в 1218 году боярин опасался проблем и имел на то основания: он лично убил нескольких лучших воинов Юрия. Поэтому Александр Попович уехал в Киев, где поступил на службу к князю Мстиславу Старому .

И здесь его судьба неожиданно пересекается с ещё одним претендентом на роль прототипа Добрыни Никитича: уроженцем Рязани Добрыней Золотым Поясом . Прозвище этот воин получил от профессии отца, занимавшегося торговлей с иностранцами. Именитых купцов в этот период называли «золотыми поясами».

Добрыня рано овладел военным искусством и поступил на службу к ростовскому князю Константину Всеволодовичу, став однополчанином Александра Поповича.

После смерти князя он оказался среди тех, кто отправился на службу в Киев.

Летописи утверждают, что рязанский Добрыня и Александр Попович участвовали в первой битве русских с татаро-монголами, которая произошла на реке Калке в мае 1223 года.

В числе погибших при Калке было не менее девяти князей, включая Мстислава Старого. Там же полегли многие русские воины, в том числе Александр Попович и Добрыня Золотой Пояс.

Погибли, даже не догадываясь, что 800 лет спустя потомки будут старательно переписывать их биографию в угоду текущему политическому моменту.

Алеша Попович – один из трех наиболее известных былинных богатырей, самый младший из них на заставе богатырской. По преданиям, он был родом из . Алеша Попович слабее Ильи Муромца и Добрыни Никитича, однако с лихвой компенсирует это своей хитростью и сметливостью. Недаром Алеша имел прозвище «Попович» – поповых сыновей в народе считали очень ловкими и хитрыми. Образ Алеши Поповича значительно отличается от его старших соратников. Если Илья Муромец олицетворяет уверенную силу, мудрую основательность и опыт, Добрыня Никитич – знатность и ум, образованность и культуру, то Алеша Попович – задорную молодость с присущими ей возможными недостатками. Алеша Попович смел и жизнерадостен, горяч и несдержан, остроумен и любит пошутить, и в то же время легкомыслен, корыстолюбив, заносчив и хвастлив. Он может обмануть товарища и обольстить чужую жену. Но когда приходит время сражаться с врагами, Алеша Попович всегда готов выступить защитником родной земли.

Согласно одной из версий, одним из исторических прототипов былинного богатыря является «ростовский храбр» Александр (Олеша) Попович, который упоминается в различных летописях 15-17 вв. (наиболее полно – в Тверской летописи 1534). Насколько Александр Попович был реальным историческим лицом, или рассказы о нем введены в летописи из былин, – вопрос достаточно сложный. В соответствии с Тверской летописью, Александр был сыном ростовского попа Леонтия и жил в конце 12 – начале 13 вв. Служил он великому князю владимирскому Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо, а затем – его старшему сыну – первому ростовскому князю Константину. Александр Попович был отменным воином и очень прославился. Участвовал в междоусобной войне сыновей Всеволода Большое Гнездо, в том числе в Липицкой битве 1216, в которой Константин сражался против своих братьев Юрия (великого князя владимирского) и Ярослава (отца Александра Невского). Константин победил и сам стал великим князем, но в 1218 умер. От вернувшего себе престол Юрия ждать ничего хорошего не приходилось, и Александр Попович перешел на службу к великому князю киевскому Мстиславу. В 1223 он участвовал в битве с монголами на Калке, в которой и погиб. Вероятно, с течением времени на жизнь Александра Поповича произошло наслоение разных сюжетов, в результате чего его образ прошел сложную эволюцию. А так как Александр имел прозвище Попович, то ему и были приданы черты «настоящего поповича».

Анекдот: Встречаются как-то Илья Муромец (ИМ) с Алешей Поповичем (АП).

– АП: Здравствуй, богатырь!
– ИМ: Здравствуй, здравствуй!
– АП: Как звать тебя?
– ИМ: Илья Муромец!
– АП: А родом из каких мест будешь?
– ИМ: Из Мурома! А тебя как звать?
– АП: Зовут меня Алеша Попович, а из какого места – не скажу!

Алеша Попович - легендарный русский герой и воин, который на правах самого младшего входит в тройку знаменитых древнерусских былинных богатырей. Образ этого героя является больше фольклорным и собирательным, чем реальным, но и данный персонаж по версии ученых-историков имел свой реальный прототип, живший приблизительно в 13 веке на территории Киевской Руси. По разным версиям это могли быть даже несколько человек: сын православного ростовского попа Леонтия, житель города Пирятина на Полтавщине, и знаменитый богатырь Александр-хоробр (Олеша), известный исторический и общественный деятель, живший в 12-13 веках в Ростове.

Образ богатыря - былинного героя

(Иллюстрация богатырь-воин Алёша Попович )

На знаменитой картине художника Васнецова «Богатыри» (прим. фрагмент на первом изображении ), написанной в начале 19 века, он представлен как юноша-воин, по возрасту он значительно младше, чем остальные богатыри, с немного лукавой и загадочной улыбкой. В качестве оружия он имеет лук и колчан стрел, а подле седла привязаны гусли, что свидетельствует о его веселом нраве и о лиричности его характера. В былинах отмечалась даже в первую очередь не его сила как воина (иногда даже подчеркивалась как некая слабость его хромота), а его удаль, ловкость, смекалка, хитроумие, хваткость и находчивость. Алеша также бесстрашен и силен, как и другие русские богатыри, но в своих сражениях с врагами он старается победить их не силой и мощью, а умом, хитростью и откровенно безрассудной отвагой.

В целом образу этого богатыря свойственная некая двойственность, ведь наряду с его положительными сторонами, также русский народ награждал его и не весьма лестными чертами характера, такими как хвастливость и кичливость своими подвигами, лукавость и изворотливость, способность на злые и иногда коварные шутки, которые порицались и осуждались его более старшими товарищами по ратному делу. Также слабыми сторонами характера это былинного персонажа являются зависть и горделивость. Однако, не смотря на все свои недостатки, это глубоко верующий и богомольный человек (наверное, сказывалось воспитание отца священнослужителя).

Знаменитые подвиги младшего из богатырей

Основным занятием легендарного героя была служба у киевского князя в роли защитника русского народа от врагов киевского государства. Главным подвигом приписываем этому легендарному богатырю считается его победа над Тугарином, в жизни реально существовавшим половецким ханом Тугорканом. В былинах это персонаж изображается как некое мифическое чудовище, иногда с приставкой Змей или Змеевич, что делает его более устрашающим и загадочным. Он приезжает в Киев как чужеземный захватчик, великий князь Владимир и его окружение не в силах ему сопротивляться и принимают его как дорогого гостя. Один Алеша Попович не склоняет перед ним головы, относится к нему без уважения и страха, вызывает его на поединок и побеждает в нелегком бою, Опять же по былинной версии не с помощью силы и доблести, а воспользовавшись природной смекалкой и хитростью. Характер этого былинного богатыря отличается не только храбростью и удалью, а еще и безудержным юношеским безрассудством, авантюризмом, резкостью высказываний и некоторой необдуманностью поступков. Сражение с половецким ханом Тугорканом обернулось для Алеши победой и славой, позже народные сказители создали свою мифологическую версию данного события, в котором хан был превращен в змееподобное чудовище, побежденное русской смекалкой, хитрость, ну и отвагой конечно.

Знаменитый богатырь был замечен во многих междоусобных конфликтах и сражениях того времени, он погиб в мае 1223 года на реке Калке как участник исторической битвы объединенных сил славян и половцев против монголо-татарского войска.

Лучшие статьи по теме