Для школьников и родителей
  • Главная
  • Здоровье 
  • Среда социальная. Формирование личности и социальная среда Открытая социальная среда

Среда социальная. Формирование личности и социальная среда Открытая социальная среда


Вернуться назад на

Понятие социальной среды обозначает конкретное своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Этим оно отличается от понятия общественно-экономической формации и дополняет его. Понятие социальной среды характеризует не сущность общественных отношений, а их конкретное проявление. Капитализм как общественно-экономическая формация подчиняется одним и тем же социально-экономическим законам. Но, проявляясь в специфически особенных формах, действие этих законов создает конкретную социальную среду, отличающуюся от другой социальной среды. Именно в такой конкретной социальной среде и действуют личности и группы. Причем если исторические личности и большие группы (классы, нации) действуют в широкой социальной среде, то сфера действия малых групп и входящих в них личностей - микросреда, непосредственное социальное окружение.

Конкретная социальная среда выступает в психологическом аспекте как совокупность отношений личности и групп. Отношения социальной среды и личности имеют довольно значительный момент субъективности. Если класс не может менять своего места в общественно-экономической формации, не уничтожая себя как класс, то личность может менять свое место в социальной среде, может переходить из одной социальной среды в другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социальную среду.

Конечно, мобильность личности в социальной среде не является абсолютной, она ограничивается объективными рамками общественно-экономических отношений, классовой структурой общества. Тем не менее, активность личности, особенно по отношению к избираемой ею микросреде, нельзя недооценивать. Практическое значение этого вопроса обнаруживается, в частности, при анализе причин преступности.

Социальная среда по отношению к личности имеет сравнительно случайный характер. Эта случайность особенно велика в психологическом плане, поскольку характер и особенности определенных личностей накладывают свой отпечаток на их взаимоотношения. Но и эта случайность проявляется только до определенных пределов. Она ограничивается необходимостью отношений, обусловленных определенным общественно-экономическим строем.

Следует учитывать, что общественно-экономическая формация является высшей абстракцией системы общественных отношений, где фиксируются только глобальные черты. В социальной среде эти элементы общественно-экономической формаций оживляются самыми различными аспектами: демографическими, этническими, психологическими, индивидуальными. Поэтому структура социальной среды кажется более запутанной и более усложненной, чем строго логическая структура общественно-экономической формации.

Структура социальной среды не может быть полным аналогом структуры общественно-экономической формации, ее зеркальным отражением. Факторы этнического порядка, например принадлежность к народности, нации, той или иной этнической группе, а также производные факторы этнического сознания, действуя совокупно, составляют неотъемлемые элементы социальной среды. Вместе с тем элементы, непосредственно связанные с общественно-экономической формацией, оказывают определяющее влияние на социальную среду. Система объективно-общественных отношений составляет как бы каркас, на котором располагаются малые группы и личности. Место группы на этом каркасе и определяет в главном социальную среду личности.

Таким образом, социальную среду в первом приближении можно определить по типу общественно-экономической формации. Так различается социальная среда, характерная для первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического строя. Также различается и характер влияния определяемой таким образом социальной среды на личность и группу. Мы с негодованием говорим, например, о феодально-байских пережитках в социалистической действительности. Мы гневно клеймим современные факты работорговли и рабовладения, понимая, что они отнюдь не бесследно проходят для сознания тех, кто живет в условиях подобной социальной среды в некоторых зарубежных странах.

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что социальная среда оказывает сильнейшее влияние на человека и является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Объектом данной работы является социальная среда, а предметом – изучение влияния социальной среды на личность.

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Под влиянием бихевиористической парадигмы родился такой подход: любой данный индивид развивается в некой среде путем приспособления к ней. Эта среда представляет собой для индивида совокупность стимулов: физических, технических, социальных. Другие люди в отношении к данному индивиду также рассматриваются лишь как элементы среды. Связь "индивид-общество", по существу, ничем не отличается от связи "организм-среда". Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптации, уравновешивания, подкрепления и т.д. Правда, воздействия социальной среды более сложны (чем физической), также как и более сложны ответы индивида.

Цель данной работы - рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся социальной среды и личности.

Цель работы определяет постановку следующих задач: рассмотрение формирования конвенционных значений, социальных ролей, социальной активности, деятельности, социальных установок и ориентаций личности.

1. Личность, как социо-культурное образование

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

В качестве отправных идей для понимания природы личности можно принять высказывание А. Н. Леонтьева. Характеризуя предмет психологии личности, он писал: «Личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами».

Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса.

По широко распространенному в психологии определению, роль - это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека в структуре той или иной социальной группы, это заданный, несвободный способ его участия в жизни общества. Статус определяет поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют наши отношения, наши действия.

Понятия статуса и роли имеют отношение к определению личности. Не случайно в обыденном сознании личность человека отождествляют с его социальным положением, общественным статусом, о личности судят по его социальным действиям, по его социальной роли.

Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция - это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социо-культурное образование. Можно встретить и такое определение: личность - это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.

2. Социальная среда и личность

Социальная среда - это прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения. Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения, побуждает, а нередко и принуждает к определённой направленности социального поведения.

Комплекс научных знаний, богатый жизненный опыт, мотивы своих поступков личность черпает из непосредственного источника, которым выступает социальная среда. На первый план выдвигаются те объективно существующие в обществе возможности, которые позволяют проявить себя индивидууму как личности. Содержание этого воздействия заключается в том, что реализация прав, свобод и обязанностей личности должна происходить на основе сочетания интересов всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Это возможно только в том обществе, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Кроме государственно-общественной среды, социальной в широком смысле слова, следует выделить и микросреду, куда входят отношения, возникающие в малой социальной группе, в трудовом коллективе, членом которого является личность, совокупность межличностных отношений.

Нельзя считать, что под воздействием социальной среды в широком смысле слова происходит унификация представителей, что все они становятся совершенно одинаковыми. Каждая личность имеет свои специфические черты, отличающие её.


2.1. Формирование конвенционных значений

Система взглядов каждого человека, относящаяся к его окружению, состоит из знаний. Формирование общих знаний оказывается возможным отчасти потому, что все человеческие существа обладают сходными биологическими качествами. Физический мир знаком нам преимущественно благодаря воздействию на него, и согласие относительно свойств физических объектов достигается потому, что, манипулируя ими, все люди приобретают сходный опыт.

Общие представления о реальности основываются отчасти на правильном функционировании сенсорных органов. Любые нарушения в протекании сенсорных процессов делают восприятия каждого человека более идиосинкратическими, и возможности достижения согласия ослабляются.

Сходство биологических характеристик, однако, врядли достаточно для объяснения согласия в тех случаях, когда речь идет о значениях чего-то такого, что не может быть непосредственно воспринято или чем нельзя манипулировать. Большинство конвенционных знаний человек усваивает благодаря тому, что другие люди реагируют на его поведение стандартным образом. Значение большинства категорий ясно устанавливается благодаря тому, что реакции других людей институционализируются. Каждое приспособление человека, участвующего в организованных группах, фиксируется в привычку и подкрепляется посредством социальных санкций.

Приобретение конвенционных значений представляет собой научение соответствующим способам опознавания и классификации объектов и развития по отношению к ним принятых способов действия. Чаще всего те или иные ценности усваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям других людей.

Когда новый человек включается в группу, его поведение постепенно приближается к принятым стандартам – начиная с грубого подражания и мало-помалу развиваясь в конвенциальные процедуры.

Именно систематические и однообразные реакции других людей формирует и фиксирует шаблоны поведения индивида. Значения развиваются в процессе естественного отбора. Формы поведения, которые дают человеку возможность успешно приспосабливаться к существующим условиям жизни, сохраняются, чтобы стать частью его ориентации по отношению к миру.

Окружающая среда оказывает формирующее влияние на человека. Давно известна мудрость: человек формируется всей жизнью. Особое значение имеет соци­альная среда - духовные и материальные условия жизни. Им присущ особый вид педагогических причинно-следственных отно­шений, закономерностей, называемых социально-педагогическими. Действие этих причинно-следственных отношений приносит широкие и существенные формирующие личность педагогические результаты:

- образовательные: сказываются на понимании гражданами окружающего мира, происходящих в обществе и ее сферах собы­тий и процессов, понимании своего места в мире и обществе, расширяют кругозор, повышают осведомленность в разных об­ластях знания, создают условия для самообразования и др.;

- воспитательные: формируют политические и моральные убеждения, отношения к Родине, ее истории, перспективам, лю­дям, государственным органам, политике, тем или иным государ­ственным и общественным институтам, событиям, профессиям, труду, религиям, социальным группам населения, национально­стям, активизируют и изменяют мотивы поведения, формируют моральные взгляды и привычки поведения, приверженность обще­человеческим ценностям, определенным традициям, обычаям, способам проведения досуга, подталкивают к решениям и поступ­кам, формируют культурные и эстетические взгляды и вкусы и др.;

- обучающие: обогащают знаниями по различным вопросам жизни, деятельности и поведения, а также бытовыми и профес­сиональными навыками и умениями и др.;

- развивающие: социализируют потребности, интересы, склонности, совершенствуют физические качества, сказываются на уровне развития интеллекта, культуры, нравственности, профессиональных и деловых способностях и др.

Особенно податлива социально-педа­гогическим воздействиям воспитанность человека.

Характерная особенность социально-педагогических воздействий на личность - в преобладающей в них стихийности, неуправляемости, случайности. Кроме того, если в специально организованных педагогических учреждениях решением педагогических задач занимаются педагоги-профессионалы, надлежащим образом подготовленные воспита­тели, то социально-педагогические воздействия оказывают лю­ди, обычно не имеющие педагогической подготовки (руководители, должностные лица, работники государственного аппарата, хозяйственные работники, работники средств массовой информации, родители, члены различных социальных групп и др.). Эти воздействия бывают таковы, что переворачивают все в личности, зачеркивают многое из того положительного, что было сформировано в ней в школе, институте усилиями многих хороших педагогов и воспитателей. Если бы судьи судили лю­дей, а врачи лечили их с той же долей субъективизма и педаго­гической безграмотности, с которой обращаются нередко с ни­ми в жизни, на работе, в различных учреждениях, то все невин­ные были бы давно осуждены, а больные умерли. Постановка вопроса о преодолении стихийности и педагогической некомпе­тентности звучит еще слабо и тонет в реве жизни и трудностей общества.


Практика реальной жизни человека в определенной соци­альной среде - это школа жизни («школа семьи», «школа профессиональной деятельности», «школа досуга» и пр.). Ее влияние на формирование личности вступает во взаимодействие с тем, что делают и чего достигают специальные педаго­гические учреждения общества, его сфер и нередко конкури­рует с ними. Сила и результаты влияний «школы жизни» и целенаправленных педагогических воздействий зачастую не совпадают. Так, школьники, получающие общее образование в стенах общеобразовательной школы, одновременно прохо­дят «школу семьи», «школу улицы», «школу дискотек», «школу неформальных объединений сверстников», «школу информационных технологий» (Интернет, компьютерные иг­ры), «школу телевидения и видеопродукции» и др. Их образо­ванность, воспитанность, обученность и развитость обычно бывает не арифметической суммой всех этих школ, но доми­нирующим влиянием одной из них.

Определенное педагогическое воздействие оказывает и при­родная среда. В педагогической литературе справедливо отмеча­ется", что условно можно говорить о «педагогике гор», «педагогике Волги», «педагогике моря», «педагогике степей», ибо детство и жизнь, проведенные в особенностях такой среды, оказывают своеобразное воспитывающее, обучающее и разви­вающее влияние на людей.

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет. Социализация имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике, однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Социализация происходит: 1) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; 2) в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей; 3) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания; 4) в процессе саморазвития, самовоспитания человека.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (хотя, конечно же, такое разделение, во-первых, весьма условно, а во-вторых, достаточно огрублено).

Первый подход утверждает или предполагает пассивную пози­цию человека в процессе социализации, а саму социализацию рас­сматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть названсубъект-объектным (общество - субъект воздействия, а человек - его объект). У исто­ков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский - Талкот Парсонс.

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек ак­тивно участвует в процессе социализации и не только адаптирует­ся к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъек­тный. Основоположниками такого подхода можно считать аме­риканцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида.

Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию мож­но трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе ус­воения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодейст­вии человека со стихийными, относительно направляемыми и целена­правленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж.Пиаже, Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожидании социальной среды по отношению к человеку с его уста­новками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями со­циальной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и ре­зультат становления индивида социальным существом.

Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Ре­зультат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), по­требность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые ме­шают его самоизменению, самоопределению, самореализации, са­моутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособ­ление - это процесс и результат становления человеческой индивиду­альности.

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обще­стве. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

Социализация человека в современном мире , имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.

В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах . В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже, не яв­ляется общепризнанной. Она весьма условна (особенно после эта­па юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юно­шеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, моло­дость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зре­лость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Социализация, как уже отмечалось, осуществляется и различ­ных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоя­тельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их соче­тания, так много и факторов (условий) социализации. А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в четыре группы:

Первая- мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - кос­мос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие груп­пы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая -макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Третья -мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), усло­вия социализации больших групп людей, выделяемых: по местно­сти и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принад­лежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опо­средствованно через четвертую группу - микрофакторы . К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья, группы сверстников, воспитательные организа­ции, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализа­ции, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – и члены их семей.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести, например способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отноше­нии в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт) и др.

Чем лучше организованы социальные группы, тем больше воз­можностей оказать социализирующее влияние на личность. Од­нако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогене­тического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наи­большее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое ме­сто по значимости выходят сословие, трудовой или профессио­нальный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социали­зации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жиз­ни человека. Это нация, ментальность, этнос.

В последние годы все большее значение ученые придают мак­рофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo sapiens.

Факторы социализации - это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже по­строена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.

Социализация человека осуществляется в процессе его взаимо­действия с многообразными и многочисленными факторами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов.

От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, от­носительно направляемой и относительно социально контроли­руемой социализации, во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни, и в целом - его социализированность .

В русле субъект-объектного подхода к пониманию социализа­ции социализированность в общем виде понимается как сформированностъ черт, задаваемых статусом и требуемых данным об­ществом. Социализированность определяется как результативная конформность индивида к социальным предписаниям.

Иной взгляд на социализированность у других исследователей, но тоже в русле субъект-объектного подхода к социализации. Суть их позиции в том, что, поскольку человек заранее не может быть подготовлен к тем разнообразным требованиям, с которыми ему предстоит встретиться в жизни, постольку социализированность должна основываться на усвоении им не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.

С этой точки зрения залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, вклю­чающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Американский психолог и педагог Л. Колберг под­черкивал, что такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неиз­бежными.

В многочисленных исследованиях все больше внимания уделя­ется выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляе­мым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают успешную социализацию в дальнейшем. Например, социализированность рассматривается как усвоение личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на сле­дующей стадии развития. Этот подход, который американский исследователь А. Инкельс назвал «заглядывание вперед» (изуче­ние того, каким ребенок должен быть сейчас, чтобы, став взрос­лым, он был успешен), очень характерен для развития сегодня эмпирических исследований.

Достаточно распространенным стало мнение о том, что социа­лизация будет успешной, если индивид научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Рассматриваются различ­ные механизмы такой ориентации. Один из них основан на понятии «ситуационное приспособление» - «вступая в новую ситуацию, ин­дивид соединяет новые ожидания других со своим «Я» и таким об­разом приспосабливается к ситуации». Однако такой подход пре­вращает человека в некий флюгер (что имеет место, но не всегда).

В рамках субъект-субъектного подхода считается, что социализированный человек не только адаптирован в общество, но и в состоянии быть субъектом собст­венного развития и в какой-то мере общества в целом.

Так, американские ученые М. Райли и Е. Томас, особое внимание уделяют наличию у че­ловека собственных ценностных ориентаций. Они считают, что сложности в социализации возникают в том случае, когда роле­вые ожидания не совпадают с самоожиданиями индивида. В этих случаях человек должен осуществлять ролевые замены или пе­рестройку ценностных ориентации, стремиться к изменению самоожидания и уметь остав­лять предшествующие роли.

В русле субъект-субъектного подхода характеристиками личности, обеспечивающими успешную социализацию являются: способность к изменению своих ценно­стных ориентаций; умение находить баланс между своими ценно­стями и требованиями роли (избирательно относясь к своим социальным ролям); ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.

Таким образом, социализированной личностью можно считать зрелую личность. Основные критерии зрелости-социализированности личности: уважение к себе (чув­ство собственного достоинства), уважение к людям, уважение к природе, умение прогнозировать, умение творчески подходить к жизни (гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, а также креативность).

С точки зрения социальной педагогики социализированность в общем виде можно трактовать так: в процессе и в результате со­циализации человек овладевает совокупностью ролевых ожида­ний и предписаний в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной и др.) и развивается как личность, приобретая и вырабатывая ряд социальных устано­вок и ценностных ориентаций, удовлетворяя и развивая свои по­требности и интересы. Социализированность человека проявляется в балансе между его адаптированностью и обособлением в обществе.

В рамках проблемы социализированности как результата социализации в целом особ­няком стоит вопрос о воспитанности как результате относительно социально контролируемой социализации.

На бытовом уровне воспитанность понимается довольно одно­значно и односторонне, о чем свидетельствуют словари: «Воспи­танный человек, выросший в обычных правилах светского прили­чия, образованный» (В. И. Даль). «Воспитанность - умение вести себя; благовоспитанность» (Словарь русского языка. - М., 1957). «Воспитанный - получивший хорошее воспитание, умеющий вес­ти себя» (там же).

Охарактеризовать воспитанность на теоретическом уровне весьма проблематично в связи с многообразием трактовок поня­тия «воспитание». Все известные попытки охарактеризовать воспитанность с по­мощью эмпирических показателей вызывают те или иные возра­жения. Более или менее корректно это делается по отношению к отдельным аспектам воспитанности (например, образованности, профессиональной подготовке, установкам и ценностным ориентациям в различных сферах жизнедеятельности и пр.). Однако выявленный уровень образованности человека или его социаль­ные установки, например, в сфере межэтнического взаимодейст­вия и др. далеко не всегда соответствуют его реальному социальному поведению.

Социализированность имеет «мобильный характер», т.е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффек­тивной в связи с самыми различными обстоятельствами.

Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой измене­ния статуса больших групп населения, превращают их социализи­рованность в неэффективную для новых условий. Переезд челове­ка из страны в страну, из региона в регион, из села в город и на­оборот также делает социализированность проблематичной.

Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с перехо­дом человека с одного возрастного этапа на другой, также может сделать неэффективной сформировав­шуюся социализированность у детей, подростков, юношей.

Социализация детей, подростков, юношей в любом обществе протекает в различных условиях. Для условий социализации харак­терно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказы­вающих негативное влияние на развитие человека. Поэтому объ­ективно появляются целые категории детей, подростков, юношей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

А.В. Мудрик условно выделяет реальные, потенциальные и латентные виды жертв неблагоприятных условий, которые представлены различными типами-категориями людей.

Реальными жертвами неблагоприятных условий социализации являются инвалиды; дети, подростки, юноши с психосоматиче­скими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных орга­низаций.

Потенциальными, но очень реальными жертвами можно считать детей, подростков, юношей с пограничными психическими состоя­ниями и с акцентуациями характера; детей мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город и из города в село; де­тей, родившихся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнями; метисов и представителей инонацио­нальных групп в местах компактного проживания другогоэтноса.

Латентными жертвами неблагоприятных условий социализа­ции можно считать тех, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации. Так, ряд специалистов полагает, что высокая одаренность и даже гени­альность «выпадают» на долю примерно одного человека из ты­сячи родившихся. В зависимости от меры благоприятности усло­вий социализации, особенно на ранних возрастных этапах, эта предрасположенность развивается в той степени, которая делает ее носителей высокоодаренными людьми, примерно у одного че­ловека из миллиона родившихся. А действительно гением стано­вится лишь один из десяти миллионов, т. е. большинство Эйн­штейнов и Чайковских теряется на жизненном пути, ибо условия их социализации (даже достаточно благоприятные) оказываются недостаточными для развития и реализации заложенной в них высокой одаренности. Поскольку ни они сами, ни их близкие об этом даже не подозревают, постольку их и можно отнести к ла­тентному виду жертв неблагоприятных условий социализации.

Названные типы реальных жертв далеко не всегда представле­ны «в чистом виде». Весьма часто первичный дефект, отклонение от нормы или какое-то объективное жизненное обстоятельство (например, неблагополучная семья) вызывают вторичные измене­ния в развитии человека, ведут к перестройке жизненной позиции, формируют неадекватные или ущербные отношения к миру и к себе. Нередко происходит наложение одного признака или об­стоятельства на другие (например, мигрант первого поколения становится алкоголиком). Еще более трагический пример - судьба выпускников детских домов (в большинстве своем - социальных сирот, т. е. имеющих родителей или близких родственников). Сре­ди них до 30% становятся «бомжами», до 20% - правонарушите­лями, а до 10% заканчивают жизнь самоубийством.

Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести чело­века к числу жертв неблагоприятных условий социализации, име­ют постоянный характер (сиротство, инвалидность), другие про­являются на определенном возрастном этапе (социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания); одни - неустранимы (инвалид­ность), другие могут быть предотвращены или изменены (различные социальные отклонения, противоправное поведение и др.).


1 Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2000. - №2.

окружающие человека об­щественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. С. с. в широком смысле (макросреда) охватывает обществ.-экономич. систему в целом - производит. силы, сово­купность обществ. отношений и институтов, обществ. сознание, культуру данного общества; С. с. в узком смысле (микросреда), будучи элементом С. с. в целом, включает непосредств. социальное окружение челове­ка - семью, трудовой, учебный и др. коллективы и группы. С. с. оказывает решающее воздействие на фор­мирование и развитие личности. В то же время под влия­нием творч. активности, деятельности человека она из­меняется, преобразуется, и в процессе этих преобразо­ваний изменяются и сами люди. См. также Общество, Коллектив, Личность.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ

совокупность условий, влияющих на формирование и функционирование человека в обществе, предметная и человеческая обстановка развития личности, ее способностей, потребностей, интересов, сознания. Концепция С. с. получила распространение в философии, затем в общественных науках и обыденном сознании, когда в обществе в связи с развитием промышленного производства и граждански-правовых отношений созрели идеи зависимости личности (даже и выдающейся) от строя и характера определенной социальной системы (общества, класса, сословия, группы). Зависимость личности от С. с. трактовалась как связь деятельных, моральных, культурных качеств индивида и возможностей, границ данной С. с. Личность в этом плане представлялась главным образом в качестве "носителя" или представителя определенной совокупности социальных черт. В плане социально-философском концепция С. с. противостояла историческому субъективизму, в плане методологическом она способствовала пониманию социального индивида как "носителя", как элемента социальных связей. В этом и состоит ее смысл. Концепция С. с. зачастую трактуется расширительно. В результате возникает парадокс "центральной" позиции личности, т. е. личность фиксируется в "центре" среды, представляется как бы главной ее фигурой, а по сути оказывается существом страдательным, объектом всевозможных воздействий со стороны среды. В такой интерпретации личность утрачивает качества субъектности, т. е. перестает быть личностью в собственном смысле слова. Методологической предпосылкой этого представления является неопределенность понятия "среда": в нем не зафиксированы личностная взаимообусловленность людей и собственно индивидный состав, воплощающие и реализующие то содержание, что скрывается за понятием С. с. В результате может сформироваться представление, что в обществе кроме взаимодействующих людей самореализуется еще и некая среда.

Важнейшим фактором и условием развития ребенка выступает социальная среда. Социальная среда - все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях. Социальная среда имеет сложную структуру, представляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказывают совместное воздействие на психическое развитие и поведение индивида. В их число входят:

1. Микросреда.

2. Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида.

3. Макросоциальные структуры - макросреда.

Микросреда - это ближайшее окружение, все то, что непосредственно влияет на человека. В ней он формируется и реализует себя как личность. Это семья, группа детского сада, школьный класс, производственный коллектив, различные неформальные группы общения и многие другие объединения, с которыми человек постоянно сталкивается в повседневной жизни.

Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида. Это образования, не связанные напрямую с индивидом. Например, производственный коллектив, где трудятся его родители, непосредственно связан с ними, но лишь косвенно - через родителей - с ребенком.

Макросреда - это система социальных отношений в обществе. Ее структура и содержание включают совокупность многих факторов, в числе которых на первом месте экономические, правовые, политические, идеологические и другие отношения. Названные компоненты макросреды воздействуют на индивидов как непосредственно - через законы, социальную политику, ценности, нормы, традиции, средства массовой коммуникации, так и опосредованно, через влияние на малые группы, в которые включен индивид.

Отношения между людьми имеют широкий диапазон. Как в масштабах макросреды, так и в условиях микросреды они многократно опосредованы. Не всегда, например, дедушка или бабушка могут находиться рядом с ребенком. Но рассказ отца о дедушке, его качествах как человеке может оказать не меньшее воздействие на ребенка, чем прямой контакт с ним.

Лучшие статьи по теме