Для школьников и родителей
  • Главная
  • Праздники 
  • Cочинение «Борьба двух «миров» в поэме А. А. Блока «Двенадцать. Борьба миров в поэме Александра Блока «Двенадцать». Сочинение Сочинения по темам

Cочинение «Борьба двух «миров» в поэме А. А. Блока «Двенадцать. Борьба миров в поэме Александра Блока «Двенадцать». Сочинение Сочинения по темам

Борьба двух "миров" в поэме Блока "Двенадцать"

Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего "розовое облако грез" и "милого воина", "одетого в серебро", до создателя поэмы "Двенадцать", с огромной силой выразившего страшную "музыку разрушения" и тоску по другой музыке, музыке "нового века", который "взойдет средь всех несчастных поколений"

Поэма "Двенадцать" - одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий. В основе произведения конфликт, борьба старого и нового, борьба двух "миров". Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин.

Поэма "Двенадцать" построена на контрастах: "Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!" Контрастны по своему изображению "буржуй на перекрестке", "невеселый товарищ поп" и идущие "двенадцать человек". Автор сочувственно относится к красноармейцу Петрухе, который не вор, не убийца. Он идет сокрушать старый мир. "Стоит буржуй, как пес голодный, стоит безмолвный, как вопрос, и старый мир... стоит, поджавши хвост".

Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы - столкновение добра и зла, будущего и прошлого в самих людях. На авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувствует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового человека? Революция Блока - революция с человеческим лицом, а не кровавая вакханалия. Революция Блока несет добро и справедливость, потому что "нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике из роз - впереди - Исус Христос".

Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христианском понимании поэта. В конце поэмы мы видим уже не "голытьбу", а революционный народ, идущий в будущее "державным шагом" В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентным поэтом. Не будучи революционером, соратником большевиков, "пролетарским" писателем или "выходцем из низов", Блок принял революцию, но принял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие истории, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым великую национальную трагедию.

Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру. Революция - это возмездие бывшему господствующему классу, оторванной от народа интеллигенции, рафинированной, "чистой", в значительной степени элитарной культуре, деятелем и творцом которой он был сам.

Другие материалы

    Частности, о герое одной повести, который спал на берегу Волги, как ее "странное исчадие". Д. Мережковский насмешливо написал тогда, что "Александр Блок, рыцарь Прекрасной Дамы, как будто выскочивший прямо из готического окна с разноцветными стеклами, устремляется в "некультурную Русь"... к "исчадию...


  • Роль символики в раскрытии идейного замысла поэмы "Двенадцать" А.А. Блока
  • Направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о великом» (Из статьи Блока «Интеллигенция и революция»). В поэме "Двенадцать" Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывавшийся ему в романтических пожарах и метелях образ...


    Город был как раз тем вдохновителем поэта, без которого он бы не просуществовал. Посвятив родному городу очень большую часть своего творчества, Блок показал тем самым, что Петербург занимал одно из первых мест в его жизни. Однажды, гуляя с В.Рождественским между старых лип у Инженерного замка, ...


    Почему замолчал поэт Александр Блок? Но будущее для Блока - не отказ от прошлого, а итог «воплощения» всего высокого, что достигнуто духовным опытом человека, опытом истории. Он был убежден, что Россия («Роковая, родная страна») обретет свой новый лик. Он много работал в последние свои годы, ...


    Видимости негативным. Его первые опыты питала совсем иная поэтическая среда- традиции русской лирики XIX–в. И хотя на протяжении своего творчества Блок часто отрицал бекетовские традиции, его путь к поэме «Двенадцать» был одновременно связан с его постоянным возвращением к этим традициям, ставшими...


    Находя там своего «Пирогова» («господин в котелке») и «Пискарева» («Поэт»). Глава 3. Россия у А.Блока и поэтическая традиция 2.1. Традиции Н.А.Некрасова в развитии темы России в творчестве А.Блока Роль Блока на рубеже двух веков, исторических и ли­тературных, во многом оказалась аналогична...


  • Лексико-фразеологические библейские реминисценции в поэзии А. Блока
  • ... (18. 194-260). Приемы использования фразеологических единиц в стихотворных текстах, выделенные М.А.Бакиной, в известной мере являются универсальными и могут быть приложены к поэзии А.Блока. Рядом с понятием «библейский фразеологизм» стоит понятие сакральной лексики. Слово «сакральный» (восходит к...


    Хотел утвердить в российском социокультурном пространстве и русском языке. Метель как символ революции и как мазохистский симптом В отношениях Белого и Блока имеет место еще и другая «революционная интрига. Даже Шпет в конце концов нашел «обнадеживающие» строки в «Двенадцати»: Трах-тах-тах! - ...


    ... “отклонениями” и “возвратами”. И содержание третьего тома подтверждает это. Он открывается циклом “Страшный мир”. Тема “страшного мира” - сквозная в творчестве Блока. Она присутствует и в первом, и особенно во втором томе. К сожалению, ее часто трактуют лишь как тему обличения “буржуазной...


Восемнадцатого февраля в газете левых эсеров «Знамя труда» была опубликована новая поэма Блока «Двенадцать». Уже в апреле журнал «Наш путь» перепечатал поэму, а в мае она вышла отдельной брошюрой. В том же восемнадцатом году поэма вышла дважды отдельным изданием, распространилась по России и в различных городах (в том числе и в Ставрополе) была издана десять раз. В 1919 году в Красноярске при власти Колчака ее издали подпольно в виде листовки и расклеивали по городу.
«Двенадцать» выходила и в русских зарубежных издательствах в Париже, Софии, Берлине, Львове. В 1958 году к судебной ответственности был привлечен крупнейший греческий поэт Янис Рицос за перевод и публикацию поэмы на греческом языке. Эти факты говорят о том, какой большой популярностью пользовалась поэма в то время и имела революционизирующее воздействие.
Открывается произведение панорамой вечернего Петрограда: дует резкий ветер, играет поземка. И на фоне снежной бури, символизирующей революцию, показываются люди, растерявшиеся от всего происходящего: старушка, озлобленный буржуй, прячущий лицо в воротник, интеллигент-«вития» (писатель), что-то бормочущий вполголоса о гибели России, толстобрюхий напуганный поп, жеманные барыни, уличные проститутки, бездомный бродяга...
И здесь в поэму вступают «державным шагом» двенадцать красногвардейцев, ночной патруль в революционном Петрограде, и дальнейшее развитие сюжета связано с ними: увидев на лихаче с другим свою возлюбленную, Петька убивает Катьку и потом сокрушается о происшедшем. Товарищи призывают его не скисать, проявить выдержку, внутренне подобраться навстречу тяжелому «бремени», которое ожидает их впереди. Речь их достаточно грубовата, чтобы назвать ее участием в беде товарища:
Что ты, Петька, баба что ль?
Поддержи свою осанку!
Над собой держи контроль!
Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
И далее двенадцать красногвардейцев все тем же державным шагом проходят по поэме. Сюжет совершенно незатейлив и сам по себе никакой борьбы миров не представляет. Но тем не менее в поэме отразилась атмосфера эпохи, борьба старого и нового запечатлелась в символах и образах.
В первую очередь необходимо заметить, что Блок в своей поэме применил прием контраста, и он ощущается с первых строк:
Черный вечер,
Белый снег...
«Черное» символизирует собой старый мир с его порядками, попами, буржуями, проститутками... «Белое» олицетворяет все праведное, чистое и святое: это вольная метель, белоснежный венчик Христа.
Снежная вьюга в «Двенадцати» - это символ «исторической погоды», образ самой революции. Черный вечер и белый снег воплощают в своей контрастности историческую бурю, потрясающую мир. Светлое, белое, снежное торжествует в конце поэмы, где разыгравшаяся вьюга побеждает непроглядную тьму, из которой вышли двенадцать красногвардейцев. Их торжественный марш по поэме неоднократно сопровождается рефреном (повтором):
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Эти слова становятся своеобразным лейтмотивом поэмы наряду с другими лозунгами времени:
Вперед, вперед,
Рабочий народ!
Или:
Шаг держи революционный!
Близок враг неугомонный!
И тут же дается портрет представителя вражеского стана:
Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой,
Поджавши хвост, паршивый пес.
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост!
В данном случае если буржуй воспринимается как образ конкретного врага, то «паршивый пес», «голодный пес», «пес безродный» является обобщенным образом старого рушащегося мира. И этот мир так просто свои права не отдает, он увязывается за красногвардейцами и, несмотря на угрозы, не отстает от них:
Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались - поколочу!
Но старый в образе пса так и не покидает красногвардейцев:
Скалит зубы волк голодный,
Хвост поджал - не отстает...
И так этот пес сопровождает провозвестников новой жизни (двенадцать красногвардейцев ассоциируются с двенадцатью апостолами Христа) до конца поэмы.
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови!
Господи, благослави!
Прозвучавший в начале произведения призыв к господу «благославить» мировой пожар находит свой отклик в самом конце. Христос является и шествует впереди красногвардейцев:
Впереди - с кровавым флагом
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди Иисус Христос.
Красногвардейцы не сознательно следует за Христом, но он незримо и неведомо для них предводительствует ими. Красный флаг в его руках не оставляет сомнений о том, что он идет во главе революции и благославляет ее своим участием в ней.

Борьба двух "миров" в поэме Блока "Двенадцать"

Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего "розовое облако грез" и "милого воина", "одетого в серебро", до создателя поэмы "Двенадцать", с огромной силой выразившего страшную "музыку разрушения" и тоску по другой музыке, музыке "нового века", который "взойдет средь всех несчастных поколений"

Поэма "Двенадцать" - одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий. В основе произведения конфликт, борьба старого и нового, борьба двух "миров". Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин.

Поэма "Двенадцать" построена на контрастах: "Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!" Контрастны по своему изображению "буржуй на перекрестке", "невеселый товарищ поп" и идущие "двенадцать человек". Автор сочувственно относится к красноармейцу Петрухе, который не вор, не убийца. Он идет сокрушать старый мир. "Стоит буржуй, как пес голодный, стоит безмолвный, как вопрос, и старый мир... стоит, поджавши хвост".

Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы - столкновение добра и зла, будущего и прошлого в самих людях. На авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувствует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового человека? Революция Блока - революция с человеческим лицом, а не кровавая вакханалия. Революция Блока несет добро и справедливость, потому что "нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике из роз - впереди - Исус Христос".

Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христианском понимании поэта. В конце поэмы мы видим уже не "голытьбу", а революционный народ, идущий в будущее "державным шагом" В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентным поэтом. Не будучи революционером, соратником большевиков, "пролетарским" писателем или "выходцем из низов", Блок принял революцию, но принял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие истории, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым великую национальную трагедию.

Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру. Революция - это возмездие бывшему господствующему классу, оторванной от народа интеллигенции, рафинированной, "чистой", в значительной степени элитарной культуре, деятелем и творцом которой он был сам.

Александр Александрович Блок - поэт-символист. Для символистов основой творчества всегда была идея двоемирия, параллельного существования двух миров - духовного и материального. У Блока, особенно в поздней лирике, эта мысль претворяется в описании борьбы двух идей, двух укладов - гармонии и дисгармонии.

В поэме Блока «Двенадцать», в его последнем крупном произведении, мы также видим противопоставление двух миров - старого и нового, революционного. Старый мир представлен старушкой, которая «не понимает, на что такой огромный плакат» - «Вся власть Учредительному собранию!», священником, барыней в каракуле и двумя существами, которые появляются всегда вместе - «буржуем» и «шелудивым псом», причем последний, собственно, и олицетворяет старый мир. Новое представлено двенадцатью красногвардейцами, идущими дозором под звуки марша:

Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!

Но врага этого в поэме нет. Скорее всего, враг - это старый мир (солдаты хотят «пальнуть в Святую Русь»), но буржуй не производит никаких решительных действий, он просто «стоит безмолвный как вопрос». В ранней лирике Блока именно молчание являлось признаком гармоничности. Христос и буржуй - единственные персонажи в поэме, которые не произносят ни слова. Красноармейцы идут «раздувать мировой пожар», но в результате совершают обыкновенное уголовное убийство и отправляются «грабить етажи». Они, которые олицетворяют новый порядок вещей, незрячи и духовно, и физически:

И вьюга слепит им очи Дни и ночи напролет.

Собственно, борьбы между мирами в поэме нет. Властвует дисгармония, вьюга, хаос. П.Флоренский применил по отношению к Блоку термин «бесовидение в метель». Рваные размеры, стилистическая разноголосица создают впечатление неуюта и беспорядка. Как уже было сказано в свое время, молчание было для Блока олицетворением гармонии. Поэма не молчит, она наполнена множеством голосов. Блок в свое время призывал интеллигенцию «Слушать музыку революции», и «Двенадцать» стала записью этой музыки.

Мы видим в поэме жанровую и стилистическую неоднородность. Тут и марш («Революционный держите шаг!»), и народная разбойничья песня («Уж я семечки получу, получу»), частушка, молитва, романс. Используются резкие переходы от высокой к низкой лексике, стилизация под простонародную речь. Авторского голоса в этом произведении нет. Поэма полифонична. Она вся состоит из обрывков чужих фраз, отзвуков чужих слов, вся является олицетворением мира дисгармонии. Особенные споры в среди критиков всегда вызывал конец поэмы:

В белом венчике из роз Впереди Иисус Христос.

Рассматривая этот вопрос, не следует забывать, что Александр Александрович - символист и, следовательно, ни один его образ не подлежит однозначному толкованию. Если впереди двенадцати идет Христос, то это еще не значит, что он их возглавляет. Согласно художественной логике поэмы, красноармейцы и Христос принадлежат к разным мирам. Возможно, они гонятся за ним и стреляют именно в него. В руках Христа кровавый флаг, но чьей кровью он запятнан? Может это всё-таки Антихрист?

Блок в художественной форме выразил то, что увидел и услышал в страшные годы революции. Поэма символична, так как события, произошедшие со страной, не поддаются однозначному толкованию, но она очень верно передает дух той трагической эпохи.

Одно из самых сложных в курсе 11 класса.

Почему? Потому что эта поэма требует самостоятельного взгляда хотя бы потому, что она о революции. Само событие уже неоднозначно, а уж воспел ее Блок или осудил – спорят до сих пор.

Очевидно одно: писал ее поэт-символист. В первой статье я объясняла, что такое символ и ка нужно читать символистов: очень много лежит в ассоциациях, предположениях, догадках. В советское время, когда я училась в школе, поэму считали гимном революции, предпочитая не замечать некоторые вещи, которые на гимн никак не походили. Например, убийство Катьки или «черную злобу» героев.

Несомненно одно: это последнее произведение Блока, где отразились все мотивы его творчества.

Название поэмы

Подумайте, что означает двенадцать? Двенадцать часов – смена суток, двенадцать месяцев – смена года. Двенадцать апостолов.

Это начало и конец одновременно. Кем станут эти двенадцать? Апостолами новой веры или адептами жестокости и разрушения? Никто не знает, как и автор.

Сюжет и композиция поэмы

Поэма – произведение лиро-эпическое. Это значит, что в ней должен быть сюжет. Но в «Двенадцати» главное не сюжет (он сводится к одному событию – убийству несчастной Катьки), а композиционный принцип контраста. Давайте посмотрим, как он проявляется и с чем связан.

Кажется, что поэма – это просто стихотворения, связанные в один цикл. И такова ее лирическая природа: поэт так ощущает происходящее – время изламывается, происходит смена не дат, но эпох. Поэтому главы такие разные: рядом с мрачным и разрозненными картинами городского быта («закрывайте етажи – нынче будут грабежи», «не слышно шуму городского», отдельно выхваченные портреты, точнее, голоса «писателя-витии», старушки, дамы в каракуле) соседствует какой-то вселенский ветер («ветер, ветер на всем белом свете»), патруль двенадцати, буржуй. Самый очевидный и резкий контраст – это «голодный пес» и «Иисус Христос». Меняется эпоха, контраст – ее символ.

Главный мотив поэмы – мотив пути (мы его встречали в стихах о России). Двенадцать идут вдаль, и чем дольше путь, тем неоднозначнее дорога. Сбивает с пути злой и веселый ветер, снежная стихия, «черная злоба» и «смертная скука». И путь двенадцати не прям и не линеен.

Так и происходит центральное событие в поэме – убийство Катьки. Это – вдруг захлестнувшая Петьку «черная злоба», но убийство здесь не преступление, потому что двенадцать лишены нравственных норм, время контраста стирает грани между белым и черным. «В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз», — кто не знает, бубновый туз – четырехугольник красного или желтого цвета, который нашивали на робу особо опасных заключенных против сердца, чтобы удобнее было целиться при побеге. Они еще не защитники нового, но уже не преступники. Такое время. Они вышли из стихии, закрутившей ветер, сметающий старый мир в тартарары.

Наконец, контраст проявляется в цветовой гамме поэмы: «Черный вечер, белый снег…». Будто мир лишился цвета и полутонов. Или белое, или черное, или друг или враг. Странно, казалось бы, что поэт пишет: «Черная злоба» и рядом «святая злоба». Или: «Пальнем-ка пулей в Святую Русь. Избяную, кондовую, толстозадую». Это ли не развенчание тысячелетнего мифа о матери-Руси? Вдруг она оказывается и кондовой, и толстозадой. Но разве эта черная злоба не имеет право на существование за века угнетения? «Святая злоба» вооруженных масс оборачивается «смертной скукой». Вспомните «Незнакомку»: реальный двумерный мир не страшен, а скучен. «Смертная скука» — символ отсутствия идеалов, духовной деградации. Может быть, пока их нет? В поэме нет ответа.

Да, поэт не воспевал и не обличал революцию. Он ее увидел и услышал. Услышал музыку революции: динамику острейших столкновений, хаос голосов и трагических противоречий. Нет в поэме готовых ответов или решений. Это просто картина момента меняющегося мира.

Образ Христа

В советское время литературоведы и вслед за ними учителя утверждали, что Блок благословил революцию, показав в конце поэмы с красным флагом (знамя революции красного цвета) Христа. Будто он идет перед двенадцатью, указывая им путь. Но так ли это на самом деле?

Прочитаем еще раз конец поэмы.

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.

Не видят Христа двенадцать, он над всеми, над вьюгой, над миром. Тональность и ритм стиха меняются, становятся не рваными и резкими, а плавными, нежными, аллитерация на «с» и «ж» подчеркивают мягкость стиха.

Сам Христос в «белом венчике из роз». Традиционно образ Иисуса изображается в терновом венце – символе страданий. Но перед нами – призрачная фигура, скорее похожая на женщину. Не возникает никаких ассоциаций? Да, это последнее видение Прекрасной Дамы – вечного идеала поэта. Никому из героев поэмы автор не дал узреть свой любимый образ. Он и сам уже не соотносит идеал с Прекрасной Дамой, теперь это для него фигура почти невидимая и неосязаемая. Просто он знает, что идеал есть. А кто станет его «правообладателем» — покажет время, которое так бурно меняет людей, страну, мир.

После создания поэмы Блок в дневнике написал: «Сегодня – я гений».

И он прав.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Лучшие статьи по теме