«Всем известно, что великий наш баснописец И. А. Крылов заинтересовался басней французского поэта Лафонтена «Цикада и муравей». Надо сказать, что сам «Ванюша Лафонтен», в свою очередь, позаимствовал сюжет этой басни у великого грека Эзопа; от Эзопа к Лафонтену в стихи пробралось вместо обычного европейского кузнечика (по-французски «грийон») другое, особенно характерное для Средиземноморья, певучее и громкоголосое насекомое - цикада (la cigale, «ля сигаль» по-французски). Задумав перевести, или, точнее, переложить на русский язык эту басню, Крылов столкнулся с некоторыми затруднениями.
Лафонтен был француз. Он говорил и думал по-французски. Для него «муравей» был «ля фурми»; слово это во Франции женского рода. К женскому роду относится и слово «ля сигаль», означающее южную неумолчную певунью цикаду. Муравья (или «мураве´ю») французы, как и мы, испокон веков считают образцом трудолюбия и домовитости. Поэтому у Лафонтена очень легко и изящно сложился образ двух болтающих у порога муравьиного жилища женщин-кумушек: хозяйственная «мураве´я» отчитывает легкомысленную певунью цикаду.
Чтобы точнее передать всё это на русском языке, Крылову было бы необходимо прежде всего сделать «муравья» «муравьицей», а такого слова у нас нет. Пришлось оставить его муравьем, и в новой басне изменилось основное: одним из беседующих оказался «крепкий мужичок», а никак не «кумушка». Но это было еще не все.
Слово «цикада» теперь существует в нашем литературном языке, но оно проникло в него только в XIX веке, когда Россия крепко встала на берегах Черного моря, в Крыму и на Кавказе. До того наш народ с этим своеобразным насекомым почти не сталкивался и названия для него не подобрал. Народной речи слово «цикада» неизвестно, а ведь И. А. Крылов был великим мастером именно чисто народных, понятных и доступных каждому тогдашнему простолюдину, стихотворных произведений. Сделать второй собеседницей какую-то никому не понятную иностранку «цикаду» он, разумеется, не мог.
Тогда вместо перевода Крылов написал совсем другую, уже собственную, свою басню. В ней все не похоже на Лафонтена: Разговор происходит не между двумя кумушками, а между соседом и соседкой, между „скопидомом“ муравьем и беззаботной „попрыгуньей“ стрекозой.
«Не оставь меня, кум милый!» - пищит она.
«Кумушка, мне странно это!» - отвечает он.
Понятно, почему Крылов заставил беседовать с муравьем именно стрекозу: он вовсе не желал, чтобы разговаривали двое «мужчин» - «муравей» и «кузнечик». В результате же в басне появился странный гибрид из двух различных насекомых. Зовется это существо «стрекозой», а «прыгает» и «поет» «в мягких муравах», то есть в траве, явно как кузнечик. Стрекозы - насекомые, которые в траву попадают только благодаря какой-нибудь несчастной случайности; это летучие и воздушные, да к тому же совершенно безголосые, немые красавицы. Ясно, что, написав «стрекоза», Крылов думал о дальнем родиче южной цикады, о нашем стрекотуне-кузнечике.»
Красавица-попрыгунья Стрекоза и домовитый Муравей – герои басни Крылова. Весёлое стихотворение о непростой жизни.
Басня Стрекоза и муравей читать
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
А, так ты...
Я без души лето целое все пела.
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
Мораль басни Стрекоза и муравей
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
Басня Стрекоза и муравей - анализ
Крылов позаимствовал идею басни о стрекозе и муравье у баснописца Лафонтена, который в свою очередь подсмотрел сюжет у не менее известного древнегреческого писателя Эзопа. Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, ассоциируется с легкомыслием. Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом.
В сборник вошли крылатые выражения Крылова Ивана Андреевича из его басен:
- Я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. «Слон и Моська»
- А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. «Квартет»
- Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. «Воронёнок»
- А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. «Трудолюбивый медведь»
- Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? «Зеркало и обезьяна»
- Хоть ты и в новой коже, Да сердце у тебя всё то же. «Крестьянин и Змея»
- А он украдкою кивает на Петра. «Зеркало и Обезьяна»
- А ларчик просто открывался. «Ларчик»
- Услужливый дурак опаснее врага. «Пустынник и Медведь»
- Берись за то, к чему ты сроден Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. «Скворец»
- Ты сер, а я, приятель, сед. «Волк на псарне»
- Ведь я не здешнего прихода. «Прихожанин»
- Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. «Волк и Ягнёнок»
- Ворона каркнула во всё воронье горло. «Ворона и Лисица»
- Слона — то я и не приметил. «Любопытный»
- Да только воз и ныне там. «Лебедь, Щука и Рак»
- Сильнее кошки зверя нет! «Мышь и Крыса»
- За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. «Кукушка и Петух»
- Рыльце у тебя в пуху. «Лисица и Сурок»
- И из гостей домой Пришла свинья — свиньёй. «Свинья»
- Прощай, хозяйские горшки! «Обоз»
- И Щуку бросили — в реку! «Щука»
- Попался, как ворона в суп! «Ворона и Курица»
- Как белка в колесе. «Белка»
- По мне уж лучше пей, Да дело разумей. «Музыканты»
- Как под каждым ей листком
- Отколе, умная, бредёшь ты, голова? «Лисица и Осёл»
- Когда в товарищах согласья нет,
- Осёл мой глупостью в пословицу вошёл, И на Осле уж возят воду. «Осёл»
- Коль выгонят в окно, так я влечу в другое. «Муха и Пчела»
- Они немножечко дерут: Зато уж в рот хмельного не берут. «Музыканты»
- Кто посмирней, так тот и виноват. «Мор зверей»
- Одни поддельные цветы Дождя боятся. «Цветы»
- Лебедь рвётся в облака,
- Но умысел другой тут был. «Музыканты»
- Молчи! Всё знаю я сама; Да эта крыса мне кума. «Совет мышей»
- Не плюй в колодец — пригодится Воды напиться. «Лев и Мышь»
- На лад их дело не пойдёт. «Лебедь, Щука и Рак»
- Навозну кучу разрывая, Петух нашёл жемчужное зерно. «Петух и Жемчужное зерно»
- Наделала Синица славы, А моря не зажгла. «Синица»
- Мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем. «Квартет»
- Не презирай совета ничьего, Но прежде рассмотри его. «Орёл и Крот»
- Мартышка к старости слаба глазами стала. «Мартышка и очки»
- Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись. «Лебедь, Щука и Рак»
- Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку. «Две бочки»
- Он порча, он чума, он язва здешних мест! «Кот и Повар»
- Крестьянин ахнуть не успел,
- Орлам случается и ниже кур спускаться; Но курам никогда до облак не подняться! «Орёл и Куры»
- Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет. «Лев и Барс»
- От радости в зобу дыханье спёрло. «Ворона и Лисица»
- Как счастье многие находят Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. «Две собаки»
- Охотно мы дарим, Что нам не надобно самим. «Волк и Лисица»
- Как на него медведь насел. «Крестьянин и Работник»
- Полают да отстанут. «Прохожие и собаки»
- Избави Бог и нас от этих судей! «Осёл и Соловей»
- Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела. «Стрекоза и муравей»
- И сделалась моя Матрёна Ни пава, ни ворона. «Ворона»
- Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. «Лебедь, Щука и Рак»
- Запели молодые: кто в лес, кто по дрова. «Музыканты»
- С разбором выбирай друзей. «Роща и Огонь»
- Если голова пуста, То голове ума не придадут места. «Парнас»
- Скупой теряет всё, желая всё достать. «Скупой и Курица»
- Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! «Чиж и Голубь»
- Спой, светик, не стыдись! «Ворона и Лисица»
- Великий зверь на малые дела. «Воспитание Льва»
- Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши! «Стрекоза и Муравей»
- Был готов и стол, и дом. «Стрекоза и Муравей»
- У сильного всегда бессильный виноват. «Волк и Ягнёнок»
- Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, А сапоги тачать пирожник. «Щука и Кот»
- Хоть видит око, да зуб неймёт. «Лисица и Виноград»
- А он — дивит Свой только муравейник. «Муравей»
- Худые песни Соловью В гостях у Кошки. «Кошка и Соловей»
- А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом. «Осёл и Соловей»
- Что от ворон она отстала, А к павам не пристала. «Ворона»
- А где пастух дурак, там и собаки дуры. «Волк и Волчонок»
- Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить. «Кот и Повар»
- А Васька слушает да ест. «Кот и повар»
Тема: Крылатые выражения из басен Крылова. Русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов, автор 236 басен, многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
(Пока оценок нет)
Расскажите своим друзьям:
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт;
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило». —
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое всё пела». —
«Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»
Мораль басни Стрекоза и муравей
В этой басни два героя - Муравей и Стрекоза. Муравей трудолюбив, серьезен, целеустремленно работает для того чтобы можно спокойно перезимовать, а Стрекоза предпочитает петь и прыгать — она не работает, весьма легкомысленна, и не делает запасов на зиму, что приводит ее к голодной зиме.
Главная мораль этой басни в том, что надо трудится, если лениться, то ничего нельзя добиться не получится и заботится сам о себе, продумывать свое будущее заранее.
Здравствуйте! На днях редакции «Я и Мир» попалось на глаза удивительное сочинение о всем известной басне И. А. Крылова “Стрекоза и муравей”. Крылов более всего известен, как русский публицист, поэт, баснописец и издатель сатирико-просветительских журналов.
Басня «Стрекоза и муравей» имеет следующую мораль: всегда наступает тот самый момент, когда за свое безделье придется расплачиваться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться.
Обычно человек, который прочитал это произведение всегда был согласен с этим мнением. В школе, наши учителя учили нас именно этому — учитесь, трудитесь, а развлекаться будете после.
Однако, ребенок, написавший это сочинение, увидел в басне совершенно другую мораль и выразил ее в своей школьной работе.
А вот и сама басня, если вдруг уже забыли текст:
Басня «Стрекоза и муравей»
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
А, так ты…
Я без души лето целое все пела.
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
То самое сочинение школьника:
Родители этого молодого человека выложили фотографию сочинения в интернете. Они даже не подозревали какой интерес будет вокруг этого школьного творения.
Не привычное для всех, мнение этого ребенка нельзя назвать не правильным. И оно имеет право на существование.
Людям просто необходимо видеть то прекрасное, что нас окружает, а не только трудиться не покладая сил.
А стрекозы наверное для этого и существуют, чтобы добавлять яркие краски в будни нашей жизни.
Не возможно остаться равнодушным к выводу этого вольнодумающего ученика!
Он отобразил совсем другую сторону морали этой знаменитой басни.
Удивляйтесь вместе с !