Для школьников и родителей
  • Главная
  • Праздники 
  • Лекции по "архитектуре кубани". Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв Список использованной литературы

Лекции по "архитектуре кубани". Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв Список использованной литературы

Ландшафтно-топографические особенности равнинных и предгорных зон Кубани
Архитектурно-пространственная среда Кубани в контексте этнокультурного территориального комплекса Юга России
Развитие систем расселения и самобытные черты в планировке населенных мест Кубани

Территориальный рост и формирование планировочной композиции населенных мест Кубани
Характер застройки городов и формирование пространственной среды населенных мест Кубани
Архитектурно-планировочные принципы сохранения и развития историко-культурного наследия Кубани

Работа содержит 10 файлов

2. Архитектурно-пространственная среда Кубани в контексте этнокультурного территориального комплекса Юга России.doc

- 49.00 Кб (Скачать)

Архитектурно-пространственная среда Кубани в контексте этнокультурного территориального комплекса Юга России

Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона, в котором существовали значительные ограничения в деле приобретения земель в частную собственность лицами не казачьего происхождения. Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица. "Ныне в этом отставшем от современного значения граде, - писал в своей книге "Черноморские казаки в их гражданском и военном быту" историк И. Д. Попко, - насчитывается до 2000 домов, то есть хат, изваянных из глин и покрытых камышом и соломою. Частных каменных зданий ни одного, деревянных под железною крышей несколько. Хаты стоят в таких положениях, как будто им скомандовано: "Вольно, ребята".

Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу "общее во всей империи городское устройство", право на самоуправление и обращение всех горожан в сословие мещан. Во второй половине XIX - начале XX в. наблюдается заметное приращение городской территории - в три раза.
В 70-е годы в Екатеринодаре в среднем возводится 100 построек в год, в 80-е - 250, в 90-е -300, а в первое десятилетие XX в. - 400 построек в год.
С 1867 г. приоритетами в строительстве становятся гражданские объекты (в основном, частные особняки), здания административного характера, торгово-промышленных предприятия и здания общественно-культурного предназначения. На смену глине как строительному материалу приходит кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов.

Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церковь (1899 г.). Екатерининский собор (1900 г.), трехэтажный дом Армянского благотворительного общества (1911 г.), четырехэтажное здание коммерческого училища (1913 г.) и др.

С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции. По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской, Казанской и Славянской.

Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы "Метрополь", реконструировал гостиницу "Центральную", проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий.

Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность помощника, а с 1870 г. - войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь (1881-1883 гг.), церковь Св. Александра Невского в станице Фонталовской (1884 г.), Покровская церковь (1888 г.), Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия (1886-1888 гг.), часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака (1895 г.), епархиальное женское училище (1898-1901 гг.), здание Общества взаимного кредита, особняков Акулова и Колосовой (1894 г.) и др.

Архитектору Н. Г. Петину (1875-1913 гг.) принадлежат проекты Ильинской церкви, гимназии, нового корпуса Екатеринодарского духовного мужского училища и др.

Уроженец станицы Пшехской архитектор З.П. Коршевец (1873-1943 гг.) проектировал здание Кубанского Александро-Невского религиозно-просветительного братства ("Народная аудитория"). По заказу Комитета попечения о бесприютных детях он строит "Убежище", затем перестраивает летний театр, в той или иной степени участвует в постройке многих домов в Екатеринодаре. С 1908 г. он занимает должность екатеринодарского городского архитектора.

На территории Кубани также сооружались памятники, посвященные важным историческим событиям. Так, недалеко от станицы Неберджаевской, у хутора Липки был воздвигнут памятник периода Кавказской войны "в воспоминание навеки славного подвига неустрашимости, самоотвержения и точной исполнительности воинского долга, оказанного командою из 35 человек 6-го пешего Кубанского батальона, бывшего в гарнизоне поста Липского при отражении трехтысячного скопища горцев 4 сентября 1862 г."

К 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате. В Екатеринодаре в 1897 г. по проекту архитектора В. А. Филиппова также был сооружен памятник, посвященный этой знаменательной дате в жизни кубанского казачества.

В 1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II. Сам Микешин не дожил до этого дня (умер в 1896 г.), поэтому сооружение памятника завершал скульптор Академии художеств Б. В. Эдуарде. К сожалению, это великолепное творение российских зодчих "боевым приказом" Кубано-Черноморского ревкома от 19 сентября 1920 г. сначала было разобрано, а затем, через одиннадцать лет, сдано на переплавку.
Через четыре года в станице Тамань был открыт памятник первым черноморским казакам, высадившимся в этом месте 25 августа 1792 г.

Архитектура каждого города есть отражение его истории - с этим утверждением, думаю, спорить никто не станет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара- Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.

Екатеринодар был основан на границе Российской империи в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков. Первоначальная застройка города - очень редкая - имела сугубо утилитарный характер: типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом. Монументальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в 1802 г. Это был внушительных размеров деревянный храм, перекликающийся своим художественным решением с традициями храмового зодчества Украины и Дона.
Уже в жилых постройках начала XIX столетия прослеживаются классицистические черты. В качестве примера можно привести реконструированные дома атаманов Бурсака и Кухаренко. У Бурсака - четырехколонный дорического ордера деревянный портик, треугольный фронтон. У Кухаренко - треугольный деревянный фронтон с резьбой в тимпане, пилястры, имитация рустовки. Но о полном проявлении классицизма в екатеринодарской архитектуре можно говорить лишь применительно к 30-60-м гг. прошлого века, когда в обеих столицах и крупных городах империи этот стиль уже сдал позиции эклектизму.

Примерами классицизма в Екатеринодаре могут служить здание войскового архива (1834 г.) с акцентированным четырьмя дорическими колоннами главным входом и двумя боковыми ризалитами с треугольными фронтонами, а также решенный без применения ордеров комплекс войсковой богадельни со Скорбященской церковью (1837-1872 гг., последняя сохранилась) и церковь во имя Св. Дмитрия Ростовского (1848 г.).
Архитектура Александро-Невского войскового собора, строившегося более 20-ти лет и освященного в 1872 г. (архитекторы И.Д. Черник, Е.Д. Черник), имела черты как классицизма (подчеркнутая гладкость фасадов, центричность, монументальность, четкое членение объемов), так и "русско-византийского" стиля, проявившегося в килевидных закомарах, арматурном поясе, шлемовидных куполах. Такие проекты были очень близки к "образцовым", применяемым во многих городах страны, - налицо сходство екатеринодарского войскового собора с московским храмом Христа Спасителя, киевской Десятинной церковью и другими.

Начиная с 70-х гг. XIX в. определяющим стилем для екатеринодарской архитектуры стал эклектизм, имевший тогда распространение практически повсеместно в России. Этот стиль, возникший из отрицания строгости и нормативности классицизма, провозглашал принцип использования мотивов различных художественных стилей в убранстве зданий.
Ретроспективная сущность эклектики выражалась в декоративном подражании архитектурным мотивам минувших эпох. Например, готические формы отчетливо видны в решении южного и западного фасадов отеля "Централь" (1910 г. арх. Козлов), барочные и ренессансные - в решении главных фасадов "Гранд-Отеля" (конец XIX в.), романские - здания коммерческого училища (1912-1914 гг., арх. Мальгерб), в мотивах стиля "туркери" ("турецкий" или "восточный") выдержан дом Рымаревича-Альтманского (нач. XX в.).
В конце первого десятилетия нынешнего века в гражданскую архитектуру Екатеринодара проникает новый стиль – модерн. В качестве примеров екатеринодарского модерна укажем здания Зимнего театра (1909 г., арх. Шехтепь), водолечебницы и домов Фотиади и Каплана (1915, 1910, 1911, арх. Козлов).
Развитие архитектурной мысли привело к появлению в предреволюционные годы зачатков нового стиля - конструктивизма, сложившегося в крупных городах России уже в советское время. В Екатеринодаре в 1916 г. было построено здание почтово-телеграфной конторы (арх. Косякин), близкое к конструктивистскому решению (в сочетании с элементами модерна и неоклассицизма). Это единственное сооружение такого рода: в 20-30-х гг. теперь уже краснодарская архитектура вернулась к эклектичным формам (напр., жилой дом 1926 г.п. по ул. Пушкина, 53), а в единичных случаях - к неоклассицизму (многоквартирный дом по ул. Орджоникидзе, 69, арх. Кпюнков, 1940 г.). В 6О-70-х гг. неоклассицизм переходит в псевдоклассицизм, копирующий лишь декоративные элементы классики (в основном коринфский и композитный ордер). Ярким примером псевдоклассицизма в Краснодаре является здание центрального универмага (1955 г.).
Массовое жилищное строительство 60-80-х гг. породило архитектурный рационализм (отрицающий декор и выделение главного фасада), началось повсеместное внедрение типовых проектов многоквартирных домов. В том же направлении унификации развилась архитектура зданий школ, детских учреждений, магазинов и т.д. Комплексы подобных сооружений сформировали пространственный облик новых жилищных массивов города.
Наряду с рационалистической архитектурой в застройке Краснодара 60-80-х гг. встречаются отдельные здания, решенные в стиле а-ля "неоконструктивизм". Наиболее заметным сооружением такого рода является, несомненно, здание кинотеатра "Аврора" (1967 г., арх. Сердюков) с ясно выраженной архитектонической идеей, основанной на нетрадиционной геометризации объемов. Намного проще решено кубическое здание Дома быта (1965 г.).
В конце 80 - начале 90-х гг. интересным явлением стало интенсивное индивидуальное жилищное строительство. Соединяя в себе и откровенный рационализм, и новую, "функциональную" эклектику, и модернизм, такая застройка определяет сейчас пространственный и архитектурно-художественный облик городских окраин.
В советское время художественные стилевые идеи в краснодарской архитектуре прослеживаются нечетко, "стильные" здания единичны, застройка чрезмерно рационалистична.

/ [Вместо предисловия]

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона, в котором существовали значительные ограничения в деле приобретения земель в частную собственность лицами не казачьего происхождения. Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица. "Ныне в этом отставшем от современного значения граде, - писал в своей книге "Черноморские казаки в их гражданском и военном быту" историк И. Д. Попко, - насчитывается до 2000 домов, то есть хат, изваянных из глин и покрытых камышом и соломою. Частных каменных зданий ни одного, деревянных под железною крышей несколько. Хаты стоят в таких положениях, как будто им скомандовано: "Вольно, ребята".
Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу "общее во всей империи городское устройство", право на самоуправление и обращение всех горожан в сословие мещан. Во второй половине XIX - начале XX в. наблюдается заметное приращение городской территории - в три раза. В 70-е годы в Екатеринодаре в среднем возводится 100 построек в год, в 80-е - 250, в 90-е -300, а в первое десятилетие XX в. - 400 построек в год. С 1867 г. приоритетами в строительстве становятся гражданские объекты (в основном, частные особняки), здания административного характера, торгово-промышленных предприятия и здания общественно-культурного предназначения. На смену глине как строительному материалу приходит кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов.
Особое место приобрело культовое строительство: к 80-м годам XIX века в Екатеринодаре уже было сооружено девять православных храмов, по одной армяно-григорианской церкви, римско-католическому молитвенному дому и еврейской синагоге. В 1910 г. велось строительство таких соборов, как Семипрестольный храм во имя Св. Екатерины и храм во имя Св. Троицы.
В Ейске в начале XX в. имелось пять церквей: каменный пятиглавый Михайло-Архангельский собор (построен в 1865 г.), Пантелеймоновская церковь (1890 г.), Ново-Покровская церковь (1890 г.), пятиглавая Покровская церковь (построена в 1907 г. взамен Старо-Покровской), Николаевская церковь (1865 г.), и пять так называемых домовых церквей (одна при богадельне и остальные при гимназии и училищах).
В пореформенное время в кубанской архитектуре преобладает эклектизм, сочетавший в себе элементы разных архитектурно-художественных направлений. Он проявился как в городском строительстве (дом купцов Богарсуковых и здание 1-й мужской гимназии в Екатеринодаре, здание отделения Азово-Донского коммерческого банка в Ейске), так и в некоторых станицах (здание станичного правления в станице Полтавской).
С 1907-1908 гг. в гражданское строительство проникает модерн (здание Зимнего театра, 2-го общественного собрания в Екатеринодаре и др.). Наряду с эклектизмом и модерном бытовал также неорусский стиль (церковь во имя Св. Троицы в Екатеринодаре, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в станице Пашковской).
В начале XX в. центры городов Новороссийска и Ейска обогатились интересными с архитектурной точки зрения сооружениями. В Новороссийске сохранились такие памятники архитектуры, как Внешнеторговый банк (1906 г.), жилой дом по ул. Маркса, 20 (1913 г.), в Ейске - Русский для внешней торговли банк (1910 г.) и Азово-Донской коммерческий банк (кон. XIX в.).
Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церковь (1899 г.). Екатерининский собор (1900 г.), трехэтажный дом Армянского благотворительного общества (1911 г.), четырехэтажное здание коммерческого училища (1913 г.) и др.
С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции. По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской, Казанской и Славянской.
Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы "Метрополь", реконструировал гостиницу "Центральную", проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий.
Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность помощника, а с 1870 г. - войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь (1881-1883 гг.), церковь Св. Александра Невского в станице Фонталовской (1884 г.), Покровская церковь (1888 г.), Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия (1886-1888 гг.), часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака (1895 г.), епархиальное женское училище (1898-1901 гг.), здание Общества взаимного кредита, особняков Акулова и Колосовой (1894 г.) и др.
Архитектору Н. Г. Петину (1875-1913 гг.) принадлежат проекты Ильинской церкви, гимназии, нового корпуса Екатеринодарского духовного мужского училища и др. Уроженец станицы Пшехской архитектор З.П. Коршевец (1873-1943 гг.) проектировал здание Кубанского Александро-Невского религиозно-просветительного братства ("Народная аудитория"). По заказу Комитета попечения о бесприютных детях он строит "Убежище", затем перестраивает летний театр, в той или иной степени участвует в постройке многих домов в Екатеринодаре. С 1908 г. он занимает должность екатеринодарского городского архитектора.
На территории Кубани также сооружались памятники, посвященные важным историческим событиям. Так, недалеко от станицы Неберджаевской, у хутора Липки был воздвигнут памятник периода Кавказской войны "в воспоминание навеки славного подвига неустрашимости, самоотвержения и точной исполнительности воинского долга, оказанного командою из 35 человек 6-го пешего Кубанского батальона, бывшего в гарнизоне поста Липского при отражении трехтысячного скопища горцев 4 сентября 1862 г."
К 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате. В Екатеринодаре в 1897 г. по проекту архитектора В. А. Филиппова также был сооружен памятник, посвященный этой знаменательной дате в жизни кубанского казачества.
В 1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II. Сам Микешин не дожил до этого дня (умер в 1896 г.), поэтому сооружение памятника завершал скульптор Академии художеств Б. В. Эдуарде. К сожалению, это великолепное творение российских зодчих "боевым приказом" Кубано-Черноморского ревкома от 19 сентября 1920 г. сначала было разобрано, а затем, через одиннадцать лет, сдано на переплавку.
Через четыре года в станице Тамань был открыт памятник первым черноморским казакам, высадившимся в этом месте 25 августа 1792 г.
Архитектура каждого города есть отражение его истории - с этим утверждением, думаю, спорить никто не станет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара- Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.
Екатеринодар был основан на границе Российской империи в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков. Первоначальная застройка города - очень редкая - имела сугубо утилитарный характер: типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом. Монументальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в 1802 г. Это был внушительных размеров деревянный храм, перекликающийся своим художественным решением с традициями храмового зодчества Украины и Дона.
Уже в жилых постройках начала XIX столетия прослеживаются классицистические черты. В качестве примера можно привести реконструированные дома атаманов Бурсака и Кухаренко. У Бурсака - четырехколонный дорического ордера деревянный портик, треугольный фронтон. У Кухаренко - треугольный деревянный фронтон с резьбой в тимпане, пилястры, имитация рустовки. Но о полном проявлении классицизма в екатеринодарской архитектуре можно говорить лишь применительно к 30-60-м гг. прошлого века, когда в обеих столицах и крупных городах империи этот стиль уже сдал позиции эклектизму. Примерами классицизма в Екатеринодаре могут служить здание войскового архива (1834 г.) с акцентированным четырьмя дорическими колоннами главным входом и двумя боковыми ризалитами с треугольными фронтонами, а также решенный без применения ордеров комплекс войсковой богадельни со Скорбященской церковью (1837-1872 гг., последняя сохранилась) и церковь во имя Св. Дмитрия Ростовского (1848 г.). Архитектура Александро-Невского войскового собора, строившегося более 20-ти лет и освященного в 1872 г. (архитекторы И.Д. Черник, Е.Д. Черник), имела черты как классицизма (подчеркнутая гладкость фасадов, центричность, монументальность, четкое членение объемов), так и "русско-византийского" стиля, проявившегося в килевидных закомарах, арматурном поясе, шлемовидных куполах. Такие проекты были очень близки к "образцовым", применяемым во многих городах страны, - налицо сходство екатеринодарского войскового собора с московским храмом Христа Спасителя, киевской Десятинной церковью и другими.
Начиная с 70-х гг. XIX в. определяющим стилем для екатеринодарской архитектуры стал эклектизм, имевший тогда распространение практически повсеместно в России. Этот стиль, возникший из отрицания строгости и нормативности классицизма, провозглашал принцип использования мотивов различных художественных стилей в убранстве зданий. В Екатеринодар эклектизм был привнесён в своей "зрелой" форме, с уже сложившимися в крупных городах страны стилистическими приемами, исходящими из идей уплотнения застройки и роста этажности. Характерно, что разнообразие функциональных назначений зданий определило разнообразие форм екатеринодарской эклектики, хотя проявлялось это только в оформлении фасадов: декор в эклектизме раскрывал функциональное содержание сооружения без связи с внутренней планировкой.
Ретроспективная сущность эклектики выражалась в декоративном подражании архитектурным мотивам минувших эпох. Например, готические формы отчетливо видны в решении южного и западного фасадов отеля "Централь" (1910 г. арх. Козлов), барочные и ренессансные - в решении главных фасадов "Гранд-Отеля" (конец XIX в.), романские - здания коммерческого училища (1912-1914 гг., арх. Мальгерб), в мотивах стиля "туркери" ("турецкий" или "восточный") выдержан дом Рымаревича-Альтманского (нач. XX в.).
В конце первого десятилетия нынешнего века в гражданскую архитектуру Екатеринодара проникает новый стиль - модерн, существовавший с этого времени параллельно эклектизму. Базировавшийся на достижениях научно-технического прогресса в области новых строительных материалов, конструкций и строительной техники, модерн предложил качественно новый тип связи между утилитарным назначением здания и его художественным значением. В Екатеринодар модерн пришел в своей рационализированной форме, приемлющей и плотную застройку, и вкрапление элементов других стилей (в декоре). Подобного рода сооружений в течение всего нескольких лет было возведена в городе столько, что модерн уже мог составить конкуренцию эклектизму. В качестве примеров екатеринодарского модерна укажем здания Зимнего театра (1909 г., арх. Шехтепь), водолечебницы и домов Фотиади и Каплана (1915, 1910, 1911, арх. Козлов).
В значительно меньшей степени, чем эклектизм и модерн, в архитектуре Екатеринодара начала XX в. наличествовал неоклассицизм. Большей частью он выражался в декоративном решении фасадов: использовании ордеров, имитации античной скульптуры и рельефов, неандрового орнамента. В то же время в единичных случаях классические каноны выдерживались полностью. Примером может служить, несмотря на "безордерность" фасада, здание 1-й мужской гимназии (1906 г., арх. Петин) - подчеркнуто центричное, с объемом, явно превалирующим над пространством.
Чисто ретроспективную направленность имел русский национальный стиль, идейно-художественное содержание которого реализовывалось, прежде всего, в архитектуре зданий культа. В 80-х гг. XIX - 10-х гг. XX вв. в Екатеринодаре этот стиль простирался от древнерусских мотивов крестово-купольных храмов (Воскресенская церковь, 1892 г.) до "московского барокко" (Троицкая церковь, 1910 г., арх. Мальгерб) и "византийских" стилевых приёмов (Екатерининский собор, 1914 г, арх. Мальгерб).
Развитие архитектурной мысли привело к появлению в предреволюционные годы зачатков нового стиля - конструктивизма, сложившегося в крупных городах России уже в советское время. В Екатеринодаре в 1916 г. было построено здание почтово-телеграфной конторы (арх. Косякин), близкое к конструктивистскому решению (в сочетании с элементами модерна и неоклассицизма). Это единственное сооружение такого рода: в 20-30-х гг. теперь уже краснодарская архитектура вернулась к эклектичным формам (напр., жилой дом 1926 г.п. по ул. Пушкина, 53), а в единичных случаях - к неоклассицизму (многоквартирный дом по ул. Орджоникидзе, 69, арх. Кпюнков, 1940 г.). В 6О-70-х гг. неоклассицизм переходит в псевдоклассицизм, копирующий лишь декоративные элементы классики (в основном коринфский и композитный ордер). Ярким примером псевдоклассицизма в Краснодаре является здание центрального универмага (1955 г.).
Массовое жилищное строительство 60-80-х гг. породило архитектурный рационализм (отрицающий декор и выделение главного фасада), началось повсеместное внедрение типовых проектов многоквартирных домов. В том же направлении унификации развилась архитектура зданий школ, детских учреждений, магазинов и т.д. Комплексы подобных сооружений сформировали пространственный облик новых жилищных массивов города.
Наряду с рационалистической архитектурой в застройке Краснодара 60-80-х гг. встречаются отдельные здания, решенные в стиле а-ля "неоконструктивизм". Наиболее заметным сооружением такого рода является, несомненно, здание кинотеатра "Аврора" (1967 г., арх. Сердюков) с ясно выраженной архитектонической идеей, основанной на нетрадиционной геометризации объемов. Намного проще решено кубическое здание Дома быта (1965 г.).
В конце 80 - начале 90-х гг. интересным явлением стало интенсивное индивидуальное жилищное строительство. Соединяя в себе и откровенный рационализм, и новую, "функциональную" эклектику, и модернизм, такая застройка определяет сейчас пространственный и архитектурно-художественный облик городских окраин.
Суммируя все высказанное, можно констатировать следующее: в екатеринодарской архитектуре художественные стили проявлялись синхронно их проявлению в общероссийском масштабе с начала XIX в. Фактически все стили были привнесены извне, в поздних стадиях своего развития, что определило довольно рациональный характер городской застройки - эклектичной, но адаптированной к ортогональной планировке. Ретроспективный подход к архитектурному решению зданий проявился в классицизме, эклектике, ("национальном" стиле, нео- и псевдо- (в советское время) классицизме. В то же время декоративизм как способ частичного возрождения исторических стилей сказался в эклектике, нео- и псевдоклассицизме, а также в "неорусской" гражданской архитектуре. В советское время художественные стилевые идеи в краснодарской архитектуре прослеживаются нечетко, "стильные" здания единичны, застройка чрезмерно рационалистична.


Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона, в котором существовали значительные ограничения в деле приобретения земель в частную собственность лицами не казачьего происхождения. Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица. "Ныне в этом отставшем от современного значения граде, - писал в своей книге "Черноморские казаки в их гражданском и военном быту" историк И. Д. Попко, - насчитывается до 2000 домов, то есть хат, изваянных из глин и покрытых камышом и соломою. Частных каменных зданий ни одного, деревянных под железною крышей несколько. Хаты стоят в таких положениях, как будто им скомандовано: "Вольно, ребята".

Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу "общее во всей империи городское устройство", право на самоуправление и обращение всех горожан в сословие мещан. Во второй половине XIX - начале XX в. наблюдается заметное приращение городской территории - в три раза.
В 70-е годы в Екатеринодаре в среднем возводится 100 построек в год, в 80-е - 250, в 90-е -300, а в первое десятилетие XX в. - 400 построек в год.
С 1867 г. приоритетами в строительстве становятся гражданские объекты (в основном, частные особняки), здания административного характера, торгово-промышленных предприятия и здания общественно-культурного предназначения. На смену глине как строительному материалу приходит кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов.

Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церковь (1899 г.). Екатерининский собор (1900 г.), трехэтажный дом Армянского благотворительного общества (1911 г.), четырехэтажное здание коммерческого училища (1913 г.) и др.

С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции. По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской, Казанской и Славянской.

Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы "Метрополь", реконструировал гостиницу "Центральную", проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий.

Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность помощника, а с 1870 г. - войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь (1881-1883 гг.), церковь Св. Александра Невского в станице Фонталовской (1884 г.), Покровская церковь (1888 г.), Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия (1886-1888 гг.), часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака (1895 г.), епархиальное женское училище (1898-1901 гг.), здание Общества взаимного кредита, особняков Акулова и Колосовой (1894 г.) и др.

Архитектору Н. Г. Петину (1875-1913 гг.) принадлежат проекты Ильинской церкви, гимназии, нового корпуса Екатеринодарского духовного мужского училища и др.

Уроженец станицы Пшехской архитектор З.П. Коршевец (1873-1943 гг.) проектировал здание Кубанского Александро-Невского религиозно-просветительного братства ("Народная аудитория"). По заказу Комитета попечения о бесприютных детях он строит "Убежище", затем перестраивает летний театр, в той или иной степени участвует в постройке многих домов в Екатеринодаре. С 1908 г. он занимает должность екатеринодарского городского архитектора.

На территории Кубани также сооружались памятники, посвященные важным историческим событиям. Так, недалеко от станицы Неберджаевской, у хутора Липки был воздвигнут памятник периода Кавказской войны "в воспоминание навеки славного подвига неустрашимости, самоотвержения и точной исполнительности воинского долга, оказанного командою из 35 человек 6-го пешего Кубанского батальона, бывшего в гарнизоне поста Липского при отражении трехтысячного скопища горцев 4 сентября 1862 г."

К 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате. В Екатеринодаре в 1897 г. по проекту архитектора В. А. Филиппова также был сооружен памятник, посвященный этой знаменательной дате в жизни кубанского казачества.

В 1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II. Сам Микешин не дожил до этого дня (умер в 1896 г.), поэтому сооружение памятника завершал скульптор Академии художеств Б. В. Эдуарде. К сожалению, это великолепное творение российских зодчих "боевым приказом" Кубано-Черноморского ревкома от 19 сентября 1920 г. сначала было разобрано, а затем, через одиннадцать лет, сдано на переплавку.
Через четыре года в станице Тамань был открыт памятник первым черноморским казакам, высадившимся в этом месте 25 августа 1792 г.

Архитектура каждого города есть отражение его истории - с этим утверждением, думаю, спорить никто не станет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара- Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.

Екатеринодар был основан на границе Российской империи в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков. Первоначальная застройка города - очень редкая - имела сугубо утилитарный характер: типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом. Монументальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в 1802 г. Это был внушительных размеров деревянный храм, перекликающийся своим художественным решением с традициями храмового зодчества Украины и Дона.
Уже в жилых постройках начала XIX столетия прослеживаются классицистические черты. В качестве примера можно привести реконструированные дома атаманов Бурсака и Кухаренко. У Бурсака - четырехколонный дорического ордера деревянный портик, треугольный фронтон. У Кухаренко - треугольный деревянный фронтон с резьбой в тимпане, пилястры, имитация рустовки. Но о полном проявлении классицизма в екатеринодарской архитектуре можно говорить лишь применительно к 30-60-м гг. прошлого века, когда в обеих столицах и крупных городах империи этот стиль уже сдал позиции эклектизму.

Примерами классицизма в Екатеринодаре могут служить здание войскового архива (1834 г.) с акцентированным четырьмя дорическими колоннами главным входом и двумя боковыми ризалитами с треугольными фронтонами, а также решенный без применения ордеров комплекс войсковой богадельни со Скорбященской церковью (1837-1872 гг., последняя сохранилась) и церковь во имя Св. Дмитрия Ростовского (1848 г.).
Архитектура Александро-Невского войскового собора, строившегося более 20-ти лет и освященного в 1872 г. (архитекторы И.Д. Черник, Е.Д. Черник), имела черты как классицизма (подчеркнутая гладкость фасадов, центричность, монументальность, четкое членение объемов), так и "русско-византийского" стиля, проявившегося в килевидных закомарах, арматурном поясе, шлемовидных куполах. Такие проекты были очень близки к "образцовым", применяемым во многих городах страны, - налицо сходство екатеринодарского войскового собора с московским храмом Христа Спасителя, киевской Десятинной церковью и другими.

Начиная с 70-х гг. XIX в. определяющим стилем для екатеринодарской архитектуры стал эклектизм, имевший тогда распространение практически повсеместно в России. Этот стиль, возникший из отрицания строгости и нормативности классицизма, провозглашал принцип использования мотивов различных художественных стилей в убранстве зданий.
Ретроспективная сущность эклектики выражалась в декоративном подражании архитектурным мотивам минувших эпох. Например, готические формы отчетливо видны в решении южного и западного фасадов отеля "Централь" (1910 г. арх. Козлов), барочные и ренессансные - в решении главных фасадов "Гранд-Отеля" (конец XIX в.), романские - здания коммерческого училища (1912-1914 гг., арх. Мальгерб), в мотивах стиля "туркери" ("турецкий" или "восточный") выдержан дом Рымаревича-Альтманского (нач. XX в.).
В конце первого десятилетия нынешнего века в гражданскую архитектуру Екатеринодара проникает новый стиль – модерн. В качестве примеров екатеринодарского модерна укажем здания Зимнего театра (1909 г., арх. Шехтепь), водолечебницы и домов Фотиади и Каплана (1915, 1910, 1911, арх. Козлов).
Развитие архитектурной мысли привело к появлению в предреволюционные годы зачатков нового стиля - конструктивизма, сложившегося в крупных городах России уже в советское время. В Екатеринодаре в 1916 г. было построено здание почтово-телеграфной конторы (арх. Косякин), близкое к конструктивистскому решению (в сочетании с элементами модерна и неоклассицизма). Это единственное сооружение такого рода: в 20-30-х гг. теперь уже краснодарская архитектура вернулась к эклектичным формам (напр., жилой дом 1926 г.п. по ул. Пушкина, 53), а в единичных случаях - к неоклассицизму (многоквартирный дом по ул. Орджоникидзе, 69, арх. Кпюнков, 1940 г.). В 6О-70-х гг. неоклассицизм переходит в псевдоклассицизм, копирующий лишь декоративные элементы классики (в основном коринфский и композитный ордер). Ярким примером псевдоклассицизма в Краснодаре является здание центрального универмага (1955 г.).
Массовое жилищное строительство 60-80-х гг. породило архитектурный рационализм (отрицающий декор и выделение главного фасада), началось повсеместное внедрение типовых проектов многоквартирных домов. В том же направлении унификации развилась архитектура зданий школ, детских учреждений, магазинов и т.д. Комплексы подобных сооружений сформировали пространственный облик новых жилищных массивов города.
Наряду с рационалистической архитектурой в застройке Краснодара 60-80-х гг. встречаются отдельные здания, решенные в стиле а-ля "неоконструктивизм". Наиболее заметным сооружением такого рода является, несомненно, здание кинотеатра "Аврора" (1967 г., арх. Сердюков) с ясно выраженной архитектонической идеей, основанной на нетрадиционной геометризации объемов. Намного проще решено кубическое здание Дома быта (1965 г.).
В конце 80 - начале 90-х гг. интересным явлением стало интенсивное индивидуальное жилищное строительство. Соединяя в себе и откровенный рационализм, и новую, "функциональную" эклектику, и модернизм, такая застройка определяет сейчас пространственный и архитектурно-художественный облик городских окраин.
В советское время художественные стилевые идеи в краснодарской архитектуре прослеживаются нечетко, "стильные" здания единичны, застройка чрезмерно рационалистична.

Урок кубановедения 4 класс

Тема: История Кубани в архитектуре

Цель: Ознакомить учащихся с особенностями архитектуры Кубани.

Личностные результаты : Формирование интереса к прошлому народа; установка бережного отношения к архитектурным памятникам.

Метапредметные результаты : овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем поискового характера; овладение навыками смыслового чтения текста; овладение логическими действиями сравнения и анализа; умение работать в группе.

Предметные результаты : ознакомление с названиями жилища казаков; умение фиксировать особенности построек в разные исторические эпохи; исследовать особенности труда и быта жителей Кубани.

Материально - техническое обеспечение:

Книгопечатная продукция: учебник «Кубановедение» 3-4 класс М.А. Мирук, рабочая тетрадь по кубановедению 4 класс Т.А. Науменко.

Печатные пособия : физическая карта Краснодарского края

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства : презентация «История в архитектуре»

Технические средства обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор

Учебно- практическое оборудование: фотографии «Архитектура»

Форма урока: путешествие на «Машине времени»

Педагогическая технология: технология деятельностного метода; решение проектных задач.

Тип урока: изучение нового

Этап урока

Ход урока

Планируемые результаты

Самоопределение к учебной деятельности.

Вы любите путешествовать?

Что вы обычно фотографируете, когда путешествуете?

Я вам хочу показать фотографии, которые были представлены учениками нашей школы на конкурс «Архитектура глазами юного путешественника».

Ребята, рассмотрите фотографии. Что отражено на них?

Так что же такое архитектура? (Архитектура- стиль построек; здания и сооружения).

Как вы считаете можно ли узнать историю Кубани по архитектуре?

Личностные умения:

- проявлять интерес к архитектуре и истории края

Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Тогда попытаемся разобраться в этом вопросе.

Как называется тема нашего урока?

Какие задачи мы перед собой сегодня ставим? (изучить особенности построек на Кубани в разные исторические эпохи; выяснить какой материал использовали при строительстве; определить назначение построек; ознакомиться с трудом и бытом казаков).

Давайте проведём урок необычно - в форме путешествия.

На чём же можно отправиться в прошлое, поговорить о настоящем и может быть заглянуть в будущее? (На «машине времени»).

Диагностические задания.

Выявление места и причин затруднения

Начнем мы наше путешествие с тех незапамятных времён, когда на нашей земле ещё жили древние люди . Известно, что древний период истории Кубани по-своему интересен.

Рассмотрите ленту времени в рабочей тетради с. 43. Определите, когда на Кубани появились древние люди? (500 тысяч лет назад на Кубани жили древние люди)

- Найденные археологами стоянки свидетельствуют, что на протяжении полумиллиона лет человек здесь жил непрерывно, осваивал природные богатства, совершенствовал орудия труда.

Назовите ваши предположения: Как выглядело жилище древнего человека?

Допустим…

Предположим…

Возможно…

Проверьте свои предположения прочитав текст в учебнике на с.81 I абзац.

Кто подтвердил свою гипотезу?

Что нового узнали? (Археологами обнаружена открытая стоянка древних людей около посёлка Ильский)

Найдем на карте посёлок Ильский?

Все открытия мы записали в таблице. Поработайте в группах, расскажите друг другу об итогах первой экспедиции (Обязательное условие: каждый в группе должен сказать не менее одного предложения).

Проверка работы в группах.

Расскажите о жилищах древних людей?

Диагностические задания.

Выдвижение гипотез

Работа с картой.

Развитие монологической речи

4.2.

Построение проекта выхода из затруднения.

Ответьте на вопросы и узнаете, в какую историческую эпоху вам предстоит перенестись?

1. Определите по ленте времени период, когда жили меоты на Кубани? (Первое тысячелетие до нашей эры)

2. Когда казаки переселились на Кубань? Подсказка с. 33. (Первый отряд казаков под командованием Саввы Белого высадился на берегу Кубани в 1792 году. А второй отряд во главе с Захарием Чепегой двигался посуху к Ейску).

3. Когда образовался Краснодарский край? (Краснодарский край образовался в 1937 году)

Отметим эти временные рамки в таблицах.

Итак, исторические времена определены. Продолжим наше путешествие, разбившись на три экспедиции.

I группа – I ряд в классе «Архитектура первого тысячелетия до нашей эры, т.е. период когда жили меоты»

II группа – II ряд в классе «Архитектура первых казачьих станиц»

III группа – III ряд в классе «Архитектура Краснодарского края начиная с 1937г.».

Давайте определим план наших действий.

(В ходе фронтальной беседы появляется план действий каждой экспедиции)

2. Заполнить таблицу (Приложение 1)

3. Составить рассказ по таблице «История в архитектуре»

Где найти необходимую информацию? Конечно в учебниках.

I экспедиция - с. 81.II абзац

II экспедиция - с.82

III экспедиция работа по индивидуальным информационным источникам.

Дифференцированная работа.

Дополнительное задание (кто работает быстро) (Рабочая тетрадь с.18)

Регулятивные умения :

Выполнять задание в соответствии с целью.

Диагностические задания.

Заполняют в таблице столбец «эпоха»

Поиск информации

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание по алгоритму;

- оценивать правильность выполнения учебного задания.

5.2.

Реализация построенного проекта

Самостоятельное изучение информации в учебниках, дополнительных источниках. Заполнение таблиц.

Регулятивные умения :

выполнять задание в соответствии с целью.

Первичное проговаривание во внешней среде.

Работа в парах.

Составление рассказа «История в архитектуре…»

Коммуникативные умения:

- формулировать речевое высказывание;.

7.1.

7.2.

7.3.

Первичное закрепление

Расскажите о жилищах меотов.

Предлагаю решить историческую задачу: Когда учёные ведут раскопки на месте поселений древних греков, то часто находят керамическую посуду. Они имели красноватый цвет и расписанный чёрным лаком. Такую посуду находят не только в древне греческих городах, но и там где жили меоты. Значит меоты сами ….(изготавливали посуду, похожую на греческую).

Да, действительно меоты владели гончарным, кузнечным и ткацким ремеслом. Они занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей.

Как называлось поселение меотов? (Городище )

Прочитайте в словаре, каковы особенности городище? (Городище огораживали рвом, валом и частоколом).

- Исторический факт. В излучине реки Кирпили находилось Новоджерелиевское городище. Возводить жилища на рыхлой почве не просто. Поэтому строительную площадку заливали плотной глиной.

Перенесёмся из далёкого прошлого в нашу эру. А точнее период переселения казаков на Кубань.

Расскажите, что собой представляло кубанское жилище в 18-19 веках?

Как выглядели первые казачьи поселения? (В первые годы существования казачьих поселений в трудных условиях военного времени сооружали временные постройки – землянки, полуземлянки, крытые камышом и соломой)

Раньше слово станица означало не населённый пункт, а боевой или охотничий отрядом. Как же велось строительство станиц на Кубани в 18 веке? (В центре станицы одна или две площади, вокруг них располагалось войсковое правление, школа, церковь, лавки. Станица имела центральную площадь - майдан. Ставили там коновязы, где казаки, собравшиеся по тревоги, оставляли коней).

Как выглядела хата снаружи? (Казачьи хаты всегда выглядели аккуратными и нарядными. А все оттого, что обычно их белили известью. Такие дома еще называли мАзанки. Окна выходили на южную сторону. Глухая стена дома (без окон) располагалась с ветреной северно-восточной стороны).

- И подтверждение тому картина «Украинская хата», написанная замечательным русским художником. Илья Ефимович Репин был на Кубани в 1888г.

На подворьях казаков всегда царили чистота и порядок. Во всем чувствовался хозяйский подход. Существовала даже пословица: «Каждый казак – государь в своем дворе». Хотя площадь, которую занимал двор, обычно была небольшой.

- Что же располагалось во дворе? (Конюшня, коровник, курятник, свинарник, погреб, амбар, колодец, летняя печь, навес для повозок, сенник, Обычаем было отдельное строение ).

- Дома богатых и бедных строились на один образец – из двух комнат: одной побольше – «горницы» и меньше «стряпухи». В хатах было просто и уютно. Расскажите о внутреннем убранстве казачьей хаты. (Внутри домов всегда одна половина чистая, заботливо прибранная (горница). Здесь находились стол, сундук, лавки, грубка с лежанкой, за ней настил, где спали (полок). На видное место ставили кровать с горой подушек, резные и расписные сундуки - приданное дочерей)

Как называли казачье жилище? (Хата, мазанка, курень)

Как же строились хаты на Кубани? Ответ на этот вопрос мы сможем найти, прослушав отрывок из стихотворения Кубанского поэта П.С. Карпенко «Бабы Моти сказ про реку Челбас».

Строить дом в степи -

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси,

То саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Всё поля да луг.

В дело шла солома и глина,

И сухой камыш

Для шатровых крыш,

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая?

1. Турлучные хаты наиболее характерными на Кубани. С троили их на основе деревянного каркаса. От слова турлУк – плетень, обмазанный глиной.

2. Саманные дома. Саман – материал, состоящий из нескольких компонентов. Почти во всех домах пол был глинобитным. Деревянный пол был только у богатых.

3. Глинобитные дома – литые стены этих домов сооружались путём забивки деревянной опалубки глиной.

4. Вальковые стены – возводились из крупных (до 7 кг) круглых или овальных глиняных комьев, которые накладывались друг на друга рядами (шарами) высотой до 60-70 см. Каждый ряд в течение нескольких дней просушивали.

Историческая задача: Почему в строительстве казачьих хат преобладала глина, камыш и солома?

(Жилище и материал, из которого возводятся постройки, во многом зависят от местных географических условий и климата. В равнинной части почти полностью отсутствует камень. Поэтому здесь в строительстве используют глину, камыш, солому и дерево).

Исторический факт: в 50 годах 19 века Екатеринодар выглядел как большая станица «Ныне в этом отставшем от современного значения граде насчитывается 2000 домов, т.е. хат из глины и покрытых камышом и соломою. Частных каменных зданий ни одного, деревянных под железной крышей несколько. Хаты строят так, как будто им скомандовали «вольно, ребята». 1

А какой была наша станица брюховецкая многие десятки лет назад? Об этом помнят лишь старожилы. Они хранят в памяти воспоминания своих отцов и дедов о далёких временах. Районо- краеведческий музей считается памятником архитектуры.

Узнайте, кому принадлежал раньше этот дом (Был построен в 1897г. и принадлежал купцу Виктору Игнатову).

Что связывает дом–музей и детскую больницу? (Купец Виктор Игнатов построил школу для иногородних. Нынче это здание районной детской больницы).

На смену глине в 70-х годах приходит кирпич.

Знаменитый след в архитектуре Кубани конца 19 века и начала 20 века оставил архитектор И.К. Мальберг.

И тому есть подтверждения в нашей станице. По проекту Ивана Климетьевича Мальберга в 1904г. построено двухэтажное здание училища. Сегодня это здание школы №1.

Архитектура Краснодарского края

Мы знаем, что датой образования Краснодарского края считается 13 сентября 1937 года.

Какие изменения в архитектуре края произошли за 75 лет нам расскажет III экспедиция.

Из чего строят современные дома?

Какие материалы используют для строительства?

Что построили за 75 лет?

Краснодарский государственный цирк построен в 1970 году. Сейчас краснодарскийцирк - это 1654 посадочных места и два действующих буфета. Цирк оснащен манежной световой и звуковой аппаратурой, сканерными пушками.
Арена нередко служит и концертной площадкой: ежемесячно здесь выступают звезды российской эстрады.

В кинотеатре "Аврора" давно любимым большинством краснодарцев и гостей города всегда можно увидеть последние новинки российского и мирового кинематографа. После ремонта в зале кинотеатра были установлены новые кресла и заменено оборудование.
Для детей в кинотеатре проводятся дополнительные мероприятия, имеется специальная детская комната.

В большом зале кинотеатра установлено новейшее цифровое оборудование для показа фильмов в формате 3 D .

Войсковой Александро-Невский собор был заложен в 1853 году на месте старого деревянного Воскресенского собора, расположенного на Базарной площади Екатеринодара. Строительство длилось 19 лет. В 1937 году собор разрушили большевики. Решение о его восстановлении было принято в 2003 году губернатором Кубани Александром Ткачевым. Войсковой собор решили восстановить на новом месте - в начале улицы Красной. 28 мая 2006 года собор Алесандра Невского полностью восстановлен.

В столице Кубани воссоздали Александровскую триумфальную арку, построенную для приезда императорского кортежа. В конце 19 века Екатеринодар готовился к приезду российского императора Александра III . В качестве подарка казаки и общественность выстроили Триумфальные ворота для въезда императора в город.Александровскую арку построили в 1888 году по проекту архитектора В.А.Филиппова (1843-1907). В 1928 году по решению советской власти арка была снесина.
В апреле 2008 года состоялось торжественное открытие Триумфальной арки на улице Красной столицы Кубани. Правда, сооружение стоит не на своем месте, так как за сто лет город изменился, и сейчас этот перекресток сильно загружен транспортом.

Личностные умения:

Творческое отношение к процессу составления рассказа об архитектуре края

Познавательные умения:

- выполнять задание, используя приобретённые знания и умения;

- выбирать вариант выполнения задания.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата

Предметные умения: рассказывать об особенностях архитектуры заданной эпохи

Включение в систему знаний и повторение

По предложенным картинкам определите эпоху и назначение жилища.

Работа в тетрадях с. 19.

А хотите заглянуть в будущее? (На улице Ленина близится к завершению с троительство комплекса «Москва» . По проекту предполается два кинозала с современным цифровым оборудованием, изображение в формате 3 D , будет работать кафе и торговые точки)

Предметные умения:

- различать жилище меотов и древних людей,

Определять хату казака, архитектурные памятники

Рефлексия учебной деятельности

Закончите предложения:

1. Для меня важно знать об … , для того, чтобы …

изучать историю края, учиться рассказывать об архитектуре, потому …

2. Закончите предложение:

Я доволен(льна) … (очень, не очень) тем , что могу самостоятельно рассказать о ….

Личностные умения:

Проявлять интерес к изучению темы.

Домашнее задание.

Демонстрируется запись в электронных дневниках

С. 83 Узнай, как выглядело жилище твоих предков. Попробуй сделать макет жилищ, Расскажи по плану.

Народная архитектура

В дореволюционный период в жилой застройке населённых мест Кубани непрофессиональные постройки составляли подавляющее большинство.

В степной полосе преобладали турлучные, глинобитные, саманные хаты, в предгорных районах - деревянные дома, которые зачастую обмазывались глиной. Помимо турлучных, повсеместно в Черномории были распространены саманные постройки. Саман - это кирпич-сырец, приготовленный из глины с добавлением резаного камыша (реже - соломы). Высушенные саманы использовались для кладки стен дома.

Основная масса жилищ на Кубани возводилась с глинобитным полом, под четырёхскатной камышовой или соломенной крышей. Зажиточные казаки крыли свои хаты тесом, с середины XIX в. - железом, к концу века - даже черепицей. Окна в хатах были небольшие, по типу бойниц.

Глинобитная хата черноморских казаков

Эклектика в архитектуре Кубани

Здания, решённые в приёмах эклектики, стали появляться с начала 70-х гг. XIX в. На тот момент эклектика занимала господствующее положение во всех крупных городах России.

Стилизаторское направление эклектики в архитектуре общественных зданий использовало в решении фасадов не только распространённые элементы архитектуры Ренессанса, барокко, «русского национального» стиля и классицизма, но и романские и готические мотивы. Так, в 1910 году по проекту А.А. Козлова было перестроено здание гостиницы «Центральной» (отел «Централь») на пересечении улиц Красной и Гимназической.

Одной из «визитных карточек» Краснодара является дом. Б.Б. Шарданова, построенный по его собственному проекту в 1905 году.

архитектура застройка кубань поселение

Кубанская эклектика характеризуется щедрым использованием кованых элементов в решении фасадов и малой этажностью зданий (последнее относится к архитектуре Кубани вообще). В дореволюционный период архитектурный облик Кубани практически всех населенных мест определялся именно эклектическими постройками, которых было большинство. Но в начале второго десятилетия XIX века главенствующее положение занял модерн.

Лучшие статьи по теме