Для школьников и родителей
  • Главная
  • Праздники 
  • Проблема социальной интеграции в социальной педагогике. Социальная и педагогическая интеграция: современные проблемы Роль социальной интеграции в обществе

Проблема социальной интеграции в социальной педагогике. Социальная и педагогическая интеграция: современные проблемы Роль социальной интеграции в обществе

Метасистемный переход в системе мозга - управление ассоциированием - породил новый процесс - социальную интеграцию , т. е. объединение человеческих индивидуумов в некую целостность нового типа: человеческое общество. Вся история человечества проходит под знаком социальной интеграции, связи между людьми возрастают в количественном и качественном отношении. Этот процесс протекает и в настоящее время, причем весьма интенсивно, и вряд ли кто-либо может уверенно ответить на вопрос, как далеко он пойдет.

Социальная интеграция - это метасистемный переход , она приводит к новому уровню возникновения материи - социальной сфере. Сообщества животных можно рассматривать как первые (и безуспешные) попытки осуществить этот переход. Мы знаем сообщества животных, например муравьев, в которых отдельные особи настолько приспособлены к жизни в сообществе, что не могут жить вне его. Муравейник с полным правом можно назвать единым организмом, так далеко зашли в нем взаимодействие между особями и их специализация. Но это взаимодействие остается на уровне низших функций. «Контакта мозгов» нет. Создания новых моделей действительности нет. Никаких принципиально новых возможностей из-за объединения муравьев в общество не открывается, оно застывает в своем развитии. Муравейник, конечно, является метасистемой по отношению к отдельному муравью. Интеграция индивидуумов имеет место. Но это не новый этап эволюции, а боковое ответвление, тупик. В русской литературе сложилась традиция: слово" «социальное», которое буквально означает «общественное», относить только к человеческому обществу, подчеркивая этим его принципиальное отличие от общества животных. В этом смысле надо понимать термины «социальная сфера» и «социальная интеграция».

Итак, попытки природы образовать новый этап организации материи путем интеграции многоклеточных организмов долгое время не приводили к значительным результатам: не было подходящего материала. Понадобился метасистемный переход в структуре мозга, чтобы индивидуумы приобрели способность образовывать необходимые связи. И еще одно следствие управления ассоциациями имеет важнейшее значение для развития социальной сферы - это способность человека выйти за рамки инстинкта, строить планы действий, никак с ним не связанные, а порой даже ему противоречащие. Эти два свойства делают человека социальным существом , т. е. материалом, пригодным для построения человеческого общества - социума. Слово «материал», сказанное о человеке, коробит; оно звучит как-то унизительно. В самом деле, разве есть какое-то высшее существо, которое строит общество, пользуясь человеком как материалом? Нет, конечно. Человек сам - творец. Причем не какой-то абстрактный Человек (с большой буквы), а конкретный человек, человеческая личность, индивидуум. Все, чем обладает общество, создано творчеством человеческих индивидуумов. А в то же время - такова диалектика отношения между личностью и обществом - человек значителен лишь постольку, поскольку он значителен для общества. Это, конечно, не надо понимать так, что кто не признан, тот не гений. Человек может выступать против всего общества, т. е. против всех живущих в данный момент людей, и руководствоваться в то же время интересами общества, логикой развития общества. Есть два уровня организации материи: уровень животного, для которого высшие законы - это инстинкты самосохранения и размножения, и уровень человека, т. е. человеческого общества. Все, что в человеке мы называем собственно человеческим, - продукт развития общества. Человек как чисто биологическое (в смысле досоциальное) существо - это лишь «возможность» человека в полном смысле слова, и не более. Если в действиях человека есть хоть какая-то логика, то это либо логика животных инстинктов, либо логика развития общества, быть может завуалированная и не осознаваемая в качестве таковой. Другой логике просто неоткуда взяться. Поэтому человек, выступая как творец, все-таки подчиняется хотя и не существу, но какому-то высшему закону эволюции Вселенной и, можно сказать, является материалом для его действия.

быть организована совместными усилиями для максимизации выгод и минимизации издержек как для посылающих, так и для принимающих государств. Короче говоря, международная миграция должна быть признана неотъемлемой частью экономической глобализации и должна осуществляться под эгидой более широких многосторонних соглашений, регулирующих торговлю и инвестиции.

Развитие социологического знания о миграционных процессах (как зарубежного, так и в отечественного) базируется на интеграционных подходах.

Интеграция социальная

Интеграция социальная (от лат. integration - восполнение, восстановление; integer - целый) - поня-

тие, пришедшее в социальные науки из математики, физики, биологии и характеризующее:

совокупность процессов, благодаря которым происходит объединение в целое, систему (социальную общность, общество) разнородных взаимодействующих частей и элементов. Процессы социальной интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившейся социальной системы (общества, группы и т. д.) - в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности, - так и при возникновении новой системы из ранее не связанных элементов;

формы поддержания определенной устойчивости и равновесия социальных отношений между индивидами, группами, организациями, государствами и т. д.;

способность социальной системы или ее частей к сопротивлению разрушительным факторам, к самосохранению перед лицом внутренних и внешних напряжений, затруднений, противоречий;

меру совпадения целей, интересов различных социальных групп и индивидов.

Смысл понятия социальной интеграции каждый раз уточняется в контексте других социологических понятий, обслуживающих сходные задачи. Близкими социальной интеграции являются понятия: социальная связь, социальная сплоченность, включенность индивида в группу, солидарность и др.

Интеграция социальная как проблема общей теории социокультурных систем, исследующая условия и показатели сплоченности, минимально необходимые для существования и деятельности любой социальной группы, заняла важное место в социологии. Для философов-утилитаристов (Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) было характерно представление об обществе как агрегате автономных единиц, действующих на основе эгоистических интересов. Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Парето установили наличие интеграции социальной системы на базе общих для всех ценностей и норм. Представители функциональной антропологии (Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, К. Клакхон) довели идею социаль-

ной интеграции до представления о полной интеграции общества. Т. Парсонс ввел понятие нормативной и целостной социальной интеграции в свою 4-функциональную парадигму рассмотрения социальных систем, показав, что функция социальной интеграции обеспечивается деятельностью специализированных подсистем. По мысли Т. Парсонса, проблемы социальной интеграции возрастают по мере дифференциации и усложнения систем действия. Соответственно, для обеспечения стабильности и дальнейшего развития системы необходимо развитие механизмов социальной интеграции.

В современных обществах интеграционные проблемы решаются с помощью таких механизмов, как универсалистская правовая практика, добровольные ассоциации, расширение прав и привилегий членов сообщества и др. Теоретики нефункционалистских направлений (Р. Бенедикс, Э. Гоулднер) часто критикуют функционалистов за преувеличение возможной степени интеграции социальной системы, утверждая, что эмпирический уровень интеграции недостижим и практически вреден, т. к. лишает социальную систему подвижности и гибкости.

Типология социальной интеграции

Типология социальной интеграции зависит от способов расчленения социокультурной системы и от анализа отношений между ее элементами. Например, различают четыре типа социальной интеграции:

1) культурную - выражающую согласованность между культурными стандартами, нормами и образцами поведения, внутреннюю связанность отдельных подсистем символов;

2) нормативную - говорящую о координации между культурными стандартами (нормами) и поведением людей, т. е. о таком состоянии, в котором основные нормы культурной подсистемы «институализированы» в элементах, составляющих социальную подсистему, в частности, в действиях индивидов;

3) коммуникативную - основанную на обмене культурными символами, информацией и показывающую степень охвата ими всего общества или группы;

4) функциональную - основанную на вытекающих из общественного разделения труда взаимозависимости и обмене услугами между людьми. В зависимости от доминанты тех или иных оснований процессы интеграции приобретают специфические формы. Выделяются естественная и принудительная социальные интеграции.

Естественная интеграция возникает на основе совпадения индивидуальных и групповых интересов. Принудительная - строится посредством запрета на различия, подчинения личных интересов заданным извне це-

лям. Крайней формой принудительной интеграции является тоталитаризм. Естественным вариантом крайней социальной интеграции выступает синкретизм, когда индивид в обществе ценен не столько в зависимости от того, к какому социальному целому он принадлежит (к какой социальной группе, организации и т. п.), а насколько он отличен от других.

В принципе интеграция не обязательно погашает социальное разнообразие. Напротив, самая жизнеспособная разновидность социальной интеграции складывается из единства разнообразия, формирования целостности на основе совпадения отдельных целей и интересов.

Социальную интеграцию рассматривают как процесс, тесно связанный с другими процессами, типа социализации, аккультурации, ассимиляции, адаптации, т. е. как некий результат этих процессов.

Всякая социальная интеграция (как и ее противоположность - дезинтеграция) относительна и неполна, но определенная степень ее является необходимым условием функционирования социальной системы. Иногда под социальной интеграцией понимается социальная интегрированность, т. е. некий результат процесса интеграции, состояние упорядочивания функционирования частей целого. Использование термина «интеграция» в отношении миграции неоднозначно.

В настоящее время в научной литературе, с одной стороны, термин «социальная интеграция» используется как родовое понятие для различных способов

интеграции, а с другой стороны, как достижение определенного результата. Это приводит к неопределенности, которая, в свою очередь, осложняется непоследовательным, а иногда и противоречивым использованием понятий ассимиляции, роста культурного уровня, приспособления, поглощения, адаптации, объединения и т. д.

Можно выделить три различных подхода к пониманию социальной интеграции.

Первый подход наиболее ярко выражен в работах С. Эйсенстедта и называется поглощение, или абсорбция 9 . Абсорбция имеет три измерения. Первое - показатели роста культурного уровня иммигранта (имеется в виду освоение им норм и правил поведения в принимающем обществе). Второе - уровень обеспокоенности иммигранта тем, в какой степени страна приема влияет на его индивидуальность, интересы и возможности справиться с различными проблемами в новой для него ситуации. Третье - степень обеспокоенности имми-

грантом местом своей мигрантской группы в общественном устройстве принимающей страны.

Второй подход представлен в работах А. Гордона10 , который рассматривает интеграцию как ассимиляцию, понимая под ней одномерный процесс, в котором иммигранты постепенно теряют свою старую культуру и идентификацию и принимают культуру нового общества. По его мнению, существует семь типов ассимиляции:

изменение культурных установок, включая религию (рост культурного уровня);

крупномасштабное вхождение в первичные группы общества приема (структурная ассимиляция);

крупномасштабный смешанный брак (объединение);

ассимиляционная идентификация;

9 Eisenstadt S.N. The Absorption of Immigrants: A Comparative Study Based Mainly on the Jewish Community in Palestine and the State of Israel. London: Routledge&Kegan Paul. 1954.

10 Cordon MM. Assimilation in America Life: The Role of Race, Religion and National Origins. New York: Oxford University Press. 1964.

отсутствие предубеждений (ассимиляция восприятия отношения);

отсутствие дискриминации (ассимиляция восприятия поведения);

отсутствие конфликта с властями (гражданская ассимиляция).

Главное утверждение А. Гордона: каждый из перечисленных типов ассимиляции может иметь место, но проявляется в различной степени. Однако рост культурного уровня невозможен без структурной ассимиляции. «Как только произошла структурная ассимиляция, все другие типы ассимиляции будут неизбежны», - считает он.

Третий подход отражен в работах X. Берри, И. Боурхиса, П. Стокера11 , которые сосредотачивают свое внимание в процессе интеграции на аккультурации, рассматривая ее как альтернативу ассимиляции и понимая под ней изменения в культурных образцах поведения после прямого контакта между группами или индивидами различных культур. П. Стокер считает, что этот вариант интеграции можно назвать «миской салата, в которой все ингредиенты создают единое блюдо, но каждый из них сохраняет свою отдельную сущность».

В отличие от А. Гордона, который является сторонником одномерной модели (где на одном полюсе континуума сохраняется высокая степень приверженности к старому культурному наследию, а на другом полюсе - высокая степень приема в культуры нового общества), X. Берри, И. Боурхис и другие разрывают данный континуум на два обособленных подызмерения.

X. Берри предлагает рассматривать две проблемы для каждого подызмерения и комбинирует их в следующей модели стратегий роста культурного уровня (рис. II.1.1).

11 Berry J. Acculturation and Adaptation in a New Society // International Migration. Vol.30. 1992. Berry J. Immigration, Ac-

culturation and Adaptation // Applied Psychology: An International Review. Vol.46(l). 1997. Bourhis R.Y., Moise L.M., Pereault S., Senegal S. Towards an Interactive Acculturation Model: A Social Psychology Approach // International Journal of International. Vol.32(6). 1997. Стокер П. Работа иностранцев: Обзор международной миграции рабочей силы. М., 1995.

Рис. II.1.1. Модель ассимиляционных стратегий X. Берри

Важно ли для Вас

Важно ли для Вас поддер-

поддерживать

взаимоотношения с другой

собственную культурную

идентичность?

Ассимиляция

Интеграция

Маргинализа-

Разделение/

Сегрегация

Интеграция как успешная стратегия роста культурного уровня требует соответствующего отношения от аборигенов и ведет к взаимному принятию. Ассимиляция ведет к культурной потере. Разделение - стратегия роста культурного уровня, свободно выбираемая отдельным иммигрантом или группой. Исключение иммигрантов коренным населением приводит к сегрегации. Маргинализация происходит тогда, когда иммигранты не заинтересованы в принятии культуры и в установлении отношений с коренным населением.

И. Бурнис расширяет модель X. Берри уточнением роли местного населения. По его мнению, прежде всего необходимо знать, с одной стороны, отношение местного населения к сохранению (поддержанию) иммигрантами их культуры, а с другой стороны, одобряет ли местное население восприятие иммигрантами его культуры. Во-вторых, И. Бурнис предлагает еще одну стратегию культурного уровня: индивидуализм. Индивидуалисты не принимают предписаний группы и поэтому не солидаризируются с новым обществом. В-третьих, И. Бурнис объединяет стратегии роста культурного уровня иммигрантов и аборигенов в диалоговой модели роста культурного уровня с 25-ю возможными комбинациями. Однако только три из этих комбинаций (интеграция с интеграцией, ассимиляция с ассимиляцией, индивидуализм с индивидуализмом) являются согласованными. Все остальные комбинации являются конфликтными.

тов с ключевыми концепциями власти и престижа. В этом аспекте, например, ставится задача ответить на вопрос, в какой степени иммигранты и местное население имеют возможность достигнуть определенного статуса, опираясь на имеющуюся власть (например, через работу и доход) или имея определенный престиж (например, образование).

На наш взгляд, эти модели интеграции можно представить через два измерения: структурное и культурное. Наше предложение базируется на идеях, высказанных, в частности, С. Рексом12 , который говорит о двух главных особенностях мультикультурного общества: оно гарантирует равенство возможностей (в структурном измерении), терпимость и поддержку культурных различий (в культурном измерении).

Культурное измерение охватывает отношения и поведение, нормы и мораль, язык и религию и другие аспекты, которые находят отражение в каждодневной жизни и образе жизни в целом. Путь, по которому иммигранты становятся частью нового общества в культурном измерении, идет в основном через адаптацию. Это не значит, что иммигранты станут похожими на аборигенов в их повседневной жизни, но иммигранты так или иначе должны изменить свой образ жизни, чтобы достигнуть определенного понимания в новом обществе.

С позиций социологии нельзя выдвигать жесткие требования, стандарты в культурном измерении, которым все члены общества должны строго подчиняться. Более того, каждый человек должен признавать и права других людей. Так, существование сегодня в мире многоязычных обществ (Швейцария, Индия, Канада) доказывает, что языковое разнообразие не препятствует согласованной интеграции.

Кроме того, в определенной степени можно утверждать, что современное общество в принципе безразлично к культурным различиям вообще и этнической принадлежности в частности. С позиций общества

12 Rex J. Rase and Ethnicity. Milton Keynes. UK: Open University Press. 1986.

невозможно оценить адаптацию, т. к. все возможные нормативные принципы спорны. Однако с позиций конкретного индивида (иммигранта или местного жителя) можно проанализировать, как его индивидуальный образ жизни соотносится с традициями и нормами, и этот образ жизни не будет расценен большинством принимающего общества как низший или ненормативный.

Индивидуальный образ жизни иммигранта может соответствовать образу жизни различных групп старого

Начиная с 90-х годов, в России формируется новая образова­тельная система для детей с ограниченными возможностями здо­ровья. В сфере специального образования происходят существен­ные изменения, связанные со следующими основными факторами (39,40,83,85,87,88):

Новым отношением к детям с ограниченными возможностя­ми здоровья;

Эффективным решением вопросов их социализации, про­фессионально-трудовой подготовки в новых рыночных условиях;

Расширением контингента детей, которые нуждаются в спе­циальном образовании, специальной помощи и поддержке. Поми­мо традиционно относимых к категории детей с нарушением раз­вития (слуха, зрения, речи, интеллекта) в сферу специального об­разования включают школьников массовых школ, испытывающих трудности в поведении, обучении, общении, детей-сирот и остав­шихся без попечения родителей, а также одаренных детей, у кото­рых свои сложности и проблемы;

Появлением новых типов образовательных учреждений, в ко­торых оказываются образовательные и коррекционные услуга «проблемным» детям (коррекционные и реабилитационные цент­ры, психолого-педагогические медико-социальные центры, се­мейные детские дома и т.д.);

Изменением концептуальных основ специального образова­ния, появлением наряду с дифференциацией и совершенствованием 8 типов специальных (коррекционных) учреждений интегра­ции и интегрированного обучения (социальной и педагогической интеграции) и возможностью выбора родителями формы обучения и типа образовательного учреждения для своего ребенка;

Разработкой моделей стандартов специального образования и психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в процессе обучения.

Под специальным образованием мы понимаем обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями развития и здоровье, направленное на их наиболее полную социальную интеграцию в обще­ство, на достижение максимально возможного уровня образованности с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Эффективность специального образования зависит от внедрения в жизнь общества принципа нормализации, который гарантирует социальные привилегии проблемным детям наравне с остальными. Но для успешной интеграции в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо перенести акцент с принципа нормализации на другой важный прин­цип - «качество жизни». Под последним понимается упор на потребности индивидуума, как на центральный фактор, и на право лиц с ограниченными возможностями здоровья на предоставление им условий для наиболее полного удовлетворения этих по­требностей.


Ученые определяют «качество жизни» как способ жизни врезультате комбинированного воздействия факторов, влияющими на здоровье, счастье, включая индивидуальное благополучие в окружающей среде, удовлетворительную работу, образование, социальный успех, а также возможность свободных действий, справедливость и отсутствие какого-либо угнетения».

Как показывают результаты ряда зарубежных исследований «качество жизни» измеряется не только по потребностям самих лиц с нарушением развития, но и по качеству жизни их семьи. Чем меньше ощущает семья последствия заболевания своего ребенка с нарушением психического и физического развития, тем выше «качество жизни».

Принцип «качество жизни» не приобрел еще ведущего значения в подходе к людям с проблемами в развитии в России. Работы по изучению «качества жизни» детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране почти отсутствуют.

Таким образом, повышение «качества жизни» детей с ограниченными возможностями здоровья может быть достигнуто, в первую очередь, за счет наиболее полной их социализации.

Социализация - совокупность всех социальных процессов благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.

Как уже говорилось выше, цель системы образования для де тей с ограниченными возможностями здоровья - максимально возможная социализация.

Социализация включает: раннюю социализацию (от рождения до поступления в школу); обучение (школьное и профессиональ­ное), социальную зрелость (трудовая активность), завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности).

Направления социализации:

Развитие личности ребенка (межличностного общения);

подготовка к самостоятельной жизни;

Профессиональная подготовка и возможность трудоустрой­ства.

Наиболее эффективна социализация в условиях интеграции. Ни у кого не вызывает сомнения, что конечная цель специального образования детей с физическими и психическими откло­нениями - полное интегрирование в обществе, использование ими социальных привилегий и благ, доступных остальным граж­данам.

Следовательно, интеграция детей с ограниченными возможно­стями здоровья становится в нашей стране ведущим направлением в развитии специального образования на рубеже XXI века.

В целевой федеральной программе «Дети-инвалиды» в каче­стве основной цели реабилитации детей-инвалидов выдвигается формирование их личности с учетом общего и особенного в их спо­собностях к творческой и физической деятельности и создание условий для самореализации, саморазвития конкретной личности путем интеллектуального, эмоционального, нравственного, куль­турного, профессионального и других направлений развития лич­ности. Итогом чего должно стать формирование к восемнадца­ти годам из ребенка-инвалида конкурентоспособного работника и гражданина.

В последние годы теоретические и прикладные задачи интеграции детей с отклонениями в развитии решаются, в основном, в об­ласти специальной педагогики. Но эти исследования не система­тизированы, понятие «интеграция» используется специалистами зачастую прямо в противоположном смысле.

Концепция интеграции как в западной, так и в отечественной научной литературе представлена в виде множества теоретических подходов к отдельным ее проблемам, что затрудняет научную клас­сификацию ее направлений. Термин «интеграция» рассматривает­ся либо относительно локальной проблемы (интеграция инвали­дов с нарушением движений в современном обществе; интегри­рованный подход в обучении глухих, их интеграция в обществе; интеграция в общество детей дошкольного возраста с нарушения­ми интеллектуального развития и т.п.), либо интерпретируется в

обобщенном виде: (интеграция - включение в общий поток ил одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединение в целое ранее разнородных частей и элементов).

Как следует из опыта разных стран методологической базой^ интеграции детей с ограниченными возможностями в систем обычного образования является принцип равных прав и возможностей в получении образования (17).

При этом интеграция выступает в двух форма социальной и педагогической (учебной).

Социальная интеграция (интеграция в общество) предполагаем социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможности здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую интегрируется

Наличие проблемы интеграции детей-инвалидов в обществ обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой, недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.

Имеется два подхода к интеграции инвалидов в общество. Первый подход предполагает приспособление инвалида к вхождениюв ординарное общество, его адаптацию к имеющимся окружающим условиям. Этот подход, безусловно, страдает одностороннее узостью и узостью. Следуя ему невозможно добиться желаемых результатов, тем более, что процесс социализации личности двусторонний. Кроме того, инвалид в этом процессе подготовки должен быта не только объектом интеграции, но и обязательно субъектом активным участником этого процесса.

Второй подход предполагает кроме подготовки инвалида вхождению в общество также и подготовку общества к принятию инвалида. Если какие-то аспекты первого направления уже разрабатываются, то пути реализации второго направления только нащупываются, к ним только-только подступают.

Да наш взгляд, интеграция в общество детей с ограниченным возможностями здоровья должна включать:

- воздействие общества и социальной среды на личность ребенком с отклонениями в развитии;

- активное участие в данном процессе самого ребенка;

- совершенствование самого общества системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к сво-

им потенциальным субъектам оказывается недоступной для таких детей.

В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограничен­ными возможностями в развитии важно учитывать социальное последствия; выражающиеся и ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности.

Под ограничением жизнедеятельности имеются в виду снижение следующих способностей:

Адекватно вести себя;

Эффективно общаться с окружающими;

Под социальной недостаточностью понимается нарушение спо­собности выполнять так называемые «социальные роли». Однако, ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность однозначно не взаимосвязаны с нарушениями, а в не меньшей сте­пени определяются социальными условиями, общественными нормами; отношением к инвалидам в обществе и адаптированностыо самого индивида.

Интеграция в общество детей-инвалидов это целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особеннос­тей и потребностей различных категорий детей-инвалидов при ак­тивном их участии и обеспечения адекватных для этого условий/в результате которого происходит включение детей во все социальные системы ; структуры, социумы и связи, предназначенные для Здоровых детей, активное участие в основных направлениях жизни и деятель­ности общества в соответствии с возрастом и полом, подготавливая и к полноценной жизни, наиболее полной самореализации и раскрытия как личности,

Передача социального опыта, Обучение социальным формам и способам деятельности осуществляется посредством воспитания; обучения, включения в различные виды деятельности и воздейст­вия среды.

Социальная адаптация, обуславливая способность человека приспособиться к изменяющимся условиям жизни, является важ­нейшим механизмом социализации и интеграции Социальная адаптация осуществляется в процессе различных видов деятельности (игра, общение, учение, труд) и самосознания человека. Эти виды деятельности являются одновременно средствами адаптации и его целями, результатами на различных этапах человеческой жизни

В процессе обучения необходимо включить все виды социаль­ной адаптации: социально-бытовую, социально-средовую, соци­ально-трудовую, социально-психологическую, социально-Педаго­гическую.

Одним из важнейших факторов социальной интеграции инвалидов является подготовка общества к принятию инвалидов. Эта подготовка включает формирование соответствующих правовых основ государства, регламентирующих благоприятные уел для интеграции, формирование положительного отношения здоровых членов общества к детям с ограниченными возможное-в развитии подготовка и приспособление среды обитания для категории детей.

Педагогическая интеграция предполагает формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной прогр мой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в школе или в классе),

Еще Л. С, Выготский (10) указывал на необходимость создания такой системы обучения в которой удалось бы органически увязать специальные обучение с обучением детей с нормальным развитием.

Он считал, что при всех достоинствах наша специальная шк отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника - слепого, глухого или умственно отсталого ре ка - в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутой в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л.С. Выготский (10) полагал, что задачей воспитания ребенка с рушением развития является его интеграция в жизнь и создан условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.

В настоящее время в России развивается две основные моде педагогической интеграции интернальная и экстернальная.

Интернальная интеграция - интеграция внутри системы социального образования, а экстернальная - предполагает взаимодействие специального и массового образования.

Формами интегрированного обучения являются специальные классы в общеобразовательной школе и совместное обучение в (ном классе. Специальные классы могут быть созданы для определенной категории детей (например, с нарушением слуха, зрения задержкой психического развития, умственной отсталостью, и др.) или объединять различные категории детей с отклонения в развитии (например, с задержкой психического развития и умственной отсталостью, сложным комплексным нарушением и др;

Совместное обучение в одном классе более эффективно для де­тей с небольшими нарушениями развития (например, слабовидящих, слабослышащих, с легкой формой ДЦП и др») при «наличие хорошо налаженной деятельности-службы сопровождения учащихся в школе. Для детей с тяжелыми формами нарушений в развитии возможна только социальная интеграция.и частично интернальная форма педагогической интеграции.

Для успешности педагогической интеграции необходимо со­блюдение 3-х важных условий:

Учета возможностей ребенка;

- соблюдение желания родителей, оказание помощи и поддержки;

Помощи службы сопровождения (как внутренней, так и внешней).

Под понятием сопровождение подразумевается помощь, поддержка и обеспечение развития ребенка Службы сопровождения зародились вместе с развитием системы образования и существуют в России почти две сотни лет. Если для системы массового образо­вания сопровождение развития ребенка является относительно новым явлением, то в специальном образовании (дефектологии) в (Современных условиях оно лишь видоизменило свою форму и содержание в связи с кардинальными социально-экономическими преобразованиями в нашем обществе и изменением отношения его членов к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогические медико-социальные (ППМС) службы или центры сопровождения осуществляют работу о ребенком в следующих случаях:

Выявление проблем в ходе диагностики;

Обращения семьи за консультацией;

Обращения педагогов;

Обращения самого ребенка по поводу проблем.

Основными функциями деятельности ППМС центров явля­ются: диагностика, консуальтации, информированность, помощь в решении проблем, Особую роль ППМС центры сопровождения играют в выборе образовательного маршрута ребенка, в преодолении затруднений в учебе и решении проблем личностного разви­тия. ППМС-центры оказывают помощь не только учащимся и учителям школы, но и родителям в решении проблем развития их ребенка, а также в связи с переходом, подростка из школы в реаль­ную жизнь, в подборе специальных условий работы и проживания. При коррекции проблем приоритет отдается индивидуальной работе, изменению окружающей гребенка-инвалида среды или изме­нению позиции ребенка по отношению к среде.

Структура службы сопровождения при экстернальной педаго­гической интеграции наиболее сложна и может быть эффективна лишь в условиях взаимодействия администрации, педагогов, пси­хологов и других специалистов массовой и специальной школ. В таблице 6 представлены основные этапы и уровни сопровожде­ния при интегрированном обучении в условиях общего класса мас­совой школы с указанием основных ключевых фигур сопровожде­ния учащихся с Д ЦП при оказании помощи в классе, вне класса и вне школы.

Таблица 6

СТРУКТУРА СОПРОВОЖДЕНИЯ

- англ. integration, social; нем. Integration, soziale. 1. Процесс превращения относительно самостоятельных малосвязанных между собой объектов (индивидов, групп, классов, государств) в единую, целостную систему, характеризующуюся согласованностью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей, интересов и т. д. см. АССИМИЛЯЦИЯ. 2. Соц. сплоченность. 3. Принятие индивида другими членами группы.4.В дефектологии - успешная социализация индивида, преодолевшего негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом.

  • - включение вирионной НК вируса в хромосомную ДНК клетки-хозяина...

    Словарь микробиологии

  • - процесс упорядочения, согласования и объединения структур и функций в целостном организме, характерный для живых систем на каждом из уровней их организации...

    Словарь ботанических терминов

  • - объединение отдельных частей в целом, а также процесс, ведущий к такому объединению...

    Начала современного Естествознания

  • - культурная состояние внутр...

    Энциклопедия культурологии

  • - как внутригрупповой процесс - создание внутреннего единства, сплоченности, что выражается в идентификации коллективной, сплоченности группы как ее ценностно-ориентационном единстве, объективности в...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Родители также должны, в еще большей степени, привлекаться к содействию подростку в реалистическом планировании получения полного среднего, или, при наличии показаний, среднего специального образования, а также...

    Психологическая энциклопедия

  • - процесс, с помощью которого части соединяются в целое...

    Словарь по аналитической психологии

  • - , сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов...

    Философская энциклопедия

  • - англ. integration; нем. Integration. 1...

    Энциклопедия социологии

  • - объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями,...

    Экономический словарь

  • - объединение в одной организации неоднородных задач и операций...

    Справочный коммерческий словарь

  • - процесс объединения усилий различных подсистем для достижения целей организации...

    Словарь терминов антикризисного управления

  • - 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию...

    Политология. Словарь.

  • - в физиологии функциональное объединение органов и тканей, направленное на обеспечение какого-либо полезного для организма результата...

    Большой медицинский словарь

  • - этап процесса развития, связанный с объединением в одно целое ранее разнородных частей; состояние упорядоченности функционирования частей целого...

    Экологический словарь

  • - объединение в целое каких-либо частей, элементов...

    Большой экономический словарь

"ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ" в книгах

Интеграция

автора Рэфф Рудольф А

Интеграция

Из книги Эмбрионы, гены и эволюция автора Рэфф Рудольф А

Интеграция В своем анализе переворотов в науке Томас Кун (Thomas Kuhn) высказал мнение, что главная отличительная черта этих переворотов - изменение взгляда на мир, или то, что Кун называл парадигмой. Наблюдения, которые прежде было трудно истолковать, укладываются теперь в

Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция

Из книги Человек. Цивилизация. Общество автора Сорокин Питирим Александрович

Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция Геометрическое и социальное пространствоВыражения типа «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «Н. Н. успешно продвигается по социальной лестнице», «его социальное положение

Интеграция

Из книги МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира автора Силбигер Стивен

Интеграция Прямая и обратная интеграция. Компания может работать в любом звене цепочки формирования стоимости. Когда компания работает на участках, отдаленных от начала цепочки, говорят о прямой интеграции по отношению к потребителю. Если, например, владелец фруктового

ИНТЕГРАЦИЯ

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

ИНТЕГРАЦИЯ Хотя многие организации используют разные программы для учета заработной платы и управления персоналом (первые обычно находятся в ведении бухгалтерии), многое можно сказать в пользу комплексной системы. Она делает пользование одной общей базой данных

Интеграция

Из книги Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса автора Вербах Кевин

Интеграция Мы предоставили вам уже достаточно много общей информации об игровых элементах. На данный момент вся эта информация может показаться несвязной. Мы сделали лишь небольшие наброски различных видов игровых элементов, чтобы вы поняли, что существует огромное

ИНТЕГРАЦИЯ

автора Страссман Рик

ИНТЕГРАЦИЯ Завершающая часть ритуала приема аяхуаски называется интеграцией. Утром после сеанса важно чувствовать себя свободно, чтобы писать, рисовать или медитировать. Время, следующее за сеансом, является особенно творческим по многим причинам. Участники чувствуют

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Из книги Внутренние пути во Вселенную. Путешествия в другие миры с помощью психоделических препаратов и духов. автора Страссман Рик

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ Одним из самых поразительных результатов приема аяхуаски является социальная интеграция, проявляющаяся в глубоком чувстве признательности, которую обычно участники выказывают друг другу - будто каждый из них способен воспринимать сокровенную

ИНТЕГРАЦИЯ

Из книги Внутренние пути во Вселенную. Путешествия в другие миры с помощью психоделических препаратов и духов. автора Страссман Рик

ИНТЕГРАЦИЯ Даже после вполне успешных сеансов возникает обескураживающий вопрос: что делать со всей этой информацией? В ответ можно сказать: «А теперь самое трудное…». Давайте спросим себя, хочется ли нам совершить еще одно путешествие. И мы можем удивиться, если решим

7.1. Социальная структура и социальная стратификация общества

Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

7.1. Социальная структура и социальная стратификация общества Совокупность социальных слоев и групп образует социальную структуру общества.Различные направления и школы социологии по-разному смотрят на образование классов и социальных слоев, на социальную структуру

Эволюция, социальная интеграция и свобода

автора Турчин Валентин Фёдорович

Эволюция, социальная интеграция и свобода В "Феномене науки", рассматривая эволюцию в терминах метасистемных переходов, я пришел к некоторым выводам относительно перспектив эволюции человеческого общества, роли науки в этом процессе и религиозно-этической концепции,

Социальная интеграция в СССР и в западных странах

Из книги Инерция страха. Социализм и тоталитаризм автора Турчин Валентин Фёдорович

Капитализм и крупномасштабная социальная интеграция

Из книги Национализм автора Калхун Крэйг

Капитализм и крупномасштабная социальная интеграция Создание мировой системы государств было неразрывно связано с экспансией капитализма (Wallerstein 1974–1988). Государство не только содействовало этой экспансии, но и было ответом на нее (Anderson 1974; Kennedy 1987). И стремление к

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Общепринятого определения понятия «социальная структура» нет. В самом общем виде социальная структура – одно из основных понятий социологии обозначает совокупность элементов социальной системы, связи и

4.12. Социальная интеграция

Из книги Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции автора Турчин Валентин Фёдорович

Термин "интеграция" перешел в социальные науки из других дисциплин - биологии, физики и пр. Под ней понимают состояние связанности дифференцированных элементов в целое, а также ход объединения этих компонентов. Рассмотрим далее процесс социальной интеграции.

Общие сведения

Термину "социальная интеграция" в современной литературе уделяется не так много внимания. В источниках отсутствует четкий Однако некоторые общие характеристики категории выделить можно. Социальная интеграция - это объединение в целое, совместное сосуществование элементов системы, ранее разрозненных, на основе их взаимной дополняемости и зависимости. Анализируя энциклопедические данные, можно определить понятие как:

  1. Степень, в которой индивид чувствует принадлежность к группе либо коллективу на основе разделяемых с объединением убеждений, ценностей, норм.
  2. Соединение в одно целое элементов и частей.
  3. Степень, в которой функции отдельных институтов и подсистем становятся взаимодополняющими, а не противоречащими друг другу.
  4. Наличие специальных учреждений, поддерживающих координированную деятельность прочих подсистем.

О. Конт, Э. Дюркгейм

В рамках позитивистской социологии были впервые актуализированы к интеграции. По Конту, кооперация, которая базируется на разделении труда, обеспечивает поддержание гармонии и установление "всеобщего" согласия. Спенсер выделял два состояния. Он говорил, что существует дифференциация и интеграция. Социальное развитие по Дюркгейму рассматривалось в рамках двух структур: с механической и органической солидарностью. Под последней ученый понимал сплоченность коллектива, консенсус, установившийся в нем. Солидарность обуславливается либо объясняется дифференциацией. Сплоченность Дюркгейм понимал как условие стабильности, выживания коллектива. В качестве основной функции общественных институтов он видел именно интеграцию.

Феномен суицида

Изучая самоубийства, Дюркгейм осуществлял поиск факторов, которые обеспечивали защиту индивида от изоляции. По результатам исследований он выявил, что количество суицидов прямо пропорционально уровню интеграции тех групп, в которые входит человек. Позиция ученого базируется на представлении, в соответствии с которым поведение людей, направленное на реализацию коллективных интересов, формирует основы сплоченности. Ключевые факторы, на основании которых происходит социальная интеграция, - это , по мнению Дюркгейма, политическая активность и моральное воспитание. Близкую позицию занимал Зиммель. Он сходится с Дюркгеймом в том смысле, что также открыл в институтах и структурах капитализма функциональные эквиваленты простейших связей обычая. Они должны поддерживать единство традиционного коллектива. Зиммелем также рассматривается социально-экономическая интеграция . Он указывает на то, что разделение труда и операции в сфере хозяйствования способствуют укреплению доверия в отношениях между людьми. Соответственно, это обеспечивает более успешную интеграцию.

Т. Парсонс

Он считал, что - явления, имеющие тесную связь. Парсонс утверждал, что становление и поддержание взаимоотношений и взаимодействий является одним из функциональных условий равновесия в коллективе наряду с достижением целей и сохранением ценностей. Для исследователя обеспечивают солидарность индивидов, необходимую степень их лояльности по отношению друг к другу и к структуре в целом. Стремление к объединению людей считается фундаментальным свойством, функциональным императивом социетального коллектива. Он, выступая как ядро общества, обеспечивает разные порядки и степени внутренней интеграции. Такой порядок, с одной стороны, требует определенной и ясной солидарности в последовательности нормативной модели, а с другой, - социетальной "координированности" и "гармонии". Таким образом, обладает компенсаторным характером. Она способствует восстановлению равновесия после прошедших возмущений и гарантирует воспроизводство и непрерывность коллективного существования.

Интернационализация

Она, по мнению Парсона, является основой для социальной интеграции. Общество формирует определенные коллективные ценности. Их "вбирает" в себя индивид, родившийся в нем, в рамках взаимодействия с другими людьми. Таким образом, интеграция - социально-коммуникативное явление. Следование общезначимым стандартам становится элементом мотивационной структуры человека, его потребностью. Этот феномен достаточно четко описал Дж. Г. Мид. Согласно его представлениям, индивиду необходимо ввести в свое личное сознание общественный процесс в виде принятия установки, действующей для других людей по отношению и к нему, и друг к другу. Затем его поведение направляется в сторону коллективной активности. Из этого следует, что формирование и существование личности реализуются в ходе взаимодействия субъекта с членами конкретной социальной группы, общения, совместных дел.

Специфика взаимодействия

Это явление в целом представлено в виде определенной системы. В ней имеет место тесная функциональная взаимосвязь между центрами отношений. Поведение либо состояние одного незамедлительно отражается на другом. Изменения одного индивида, являющегося на данный момент доминирующим, определяют (зачастую скрыто) корректировки в активности контрагента. Из этого следует, что единство, высокая интеграция социальной группы возможны при формировании между субъектами функциональных связей - отношений взаимодействия.

Мнение Ч. Миллса

Этот американский исследователь изучал порядковые (структурные) . В ходе анализа он пришел к важному выводу. Солидарность структур сосредотачивается на объединении мотиваций активистов. Межличностным образом происходит взаимное проникновение действий индивидов под влиянием этических стандартов. В результате происходит социально-культурная интеграция .

Единство индивида и поведения

Этот вопрос рассматривал М. Вебер. Он считал, что индивид выступает в качестве "клеточки" социологии и истории, "простейшим единством", не подлежащим дальнейшему расщеплению и разложению. И. Х. Кули анализировал феномен через исходную целостность общественного сознания и взаимосвязь социума и человека. Как отмечал исследователь, единство сознания заключается не в сходстве, а во взаимном влиянии, организации, причинной связи компонентов.

Свойства

Социальная интеграция , таким образом, выступает как характеристика степени совпадения целей, ценностей, интересов разнообразных объединений и индивидов. Близкими понятиями в разных аспектах выступают согласие, сплоченность, солидарность, партнерство. В качестве естественного варианта ее абсолютизации рассматривается синкретизм. Он предполагает ценность индивида не столько самого по себе, сколько исходя из его принадлежности к тому или иному единству, организации, объединению. Субъект рассматривается как компонент целого. И его ценность определяется по тому вкладу, который он вносит.

Правовой фактор

Он выступает в качестве еще одной предпосылки для интеграции индивида в общество. Концепции правоведения использовали в своих трудах Г. Спенсер, М. Вебер, Т. Парсонс, Г. Гурвич. Все мнения ученых сходятся по сути. Они считают, что право является определенной совокупностью ограничения и мер свободы. Через зафиксированные нормы поведения оно выступает в качестве основы самовоспроизводства связей между индивидами.

Концепция Ю. Хабермаса

В рассуждениях о жизненной структуре и мире в пределах концептуальных стратегий ученый заявляет, что фундаментальным вопросом теории является задача соединения удовлетворительным образом два направления, обозначенные понятиями "жизненный мир" и "структура". По Хабермасу, первая и есть "социальная интеграция". В рамках стратегий описывается еще один немаловажный фактор. Им является коммуникация. Подход к исследованию концентрируется на нескольких элементах. В первую очередь это жизненный мир. Кроме этого, анализируется характер интеграции системы действий посредством нормативно установленного либо достигнутого при коммуникации консенсуса. Теоретики, отталкиваясь от последнего, отождествляют объединение индивидов с жизненным миром.

Мысли Э. Гидденса

Этим ученым интеграция социальной системы рассматривалась не как синоним консенсуса либо сплоченности, а как взаимодействие. Ученый проводит дифференциацию между понятиями. В частности, он разделяет системную и социальную интеграцию. Последняя представляет собой взаимодействие коллективов, составляющих основу объединения индивидов как целого. Социальная интеграция предполагает взаимоотношения между субъектами активности. Гидденс определяет ее как структурность на личном уровне. Социальная интеграция , по его мнению, предполагает временное и пространственное присутствие взаимодействующих агентов.

Исследования Н. Н. Федотовой

Она считает, что любое определение социальной интеграции не будет универсальным. Свою позицию Федотова объясняет тем, что в них учитываются только немногие компоненты, функционирующие в мире. Социальная интеграция , по мнению ученого, представляет собой комплекс феноменов, за счет которых происходит соединение разнородных взаимодействующих звеньев в целое. Она выступает в качестве формы поддержания определенного равновесия и устойчивости в объединениях индивидов. При анализе Федотова выделяет два ключевых подхода. Первый связан с интерпретацией интеграции в соответствии с общими ценностями, второй - на основе взаимозависимости в условиях разделения труда.

Точка зрения В. Д. Зайцева

По мнению ученого, рассмотрение единства целей, убеждений, ценностей, взглядов индивидов как одного из ключевых оснований их интеграции следует считать недостаточно правомерным. Объясняет свою позицию Зайцев следующим. У каждого человека есть собственная система предпочтений, ценностей, взглядов, а интеграция предполагает главным образом совместную активность на базе межличностного взаимодействия. Именно ее, считает Зайцев, нужно рассматривать в качестве определяющего признака.

Выводы

Интеграции, таким образом, способствует становлению коммуникативной модели человека. Оно предоставляет возможность сознательно и бессознательно постигать необходимые, адекватные и продуктивные практики интеракционирования с помощью освоенных раньше ролей. В результате у индивида формируется поведение, ожидаемое коллективом, обусловленное статусом субъекта - его позицией, связанной с конкретными правами, обязанностями и нормами. Социальная интеграция в целом сводится к:

  1. Объединению людей на базе общих ценностей и взаимной зависимости.
  2. Формированию практик взаимодействия и межличностных связей, взаимоадаптации между коллективами и индивидами.

Выше рассмотрено множество концепций. На практике единая теория, с помощью которой можно было бы выявить универсальные основания феномена, отсутствует.

Социальная, образовательная интеграции

Основы наук, изучавшиеся в древности, имели форму целостного знания. Коменский считал, что все, что пребывает во взаимосвязи, должно преподаваться в этом же виде. Вопрос об интеграции в обучении возникает в ситуациях, когда необходимо ввести в школу детей с нарушениями развития. Стоит сказать, что такие случаи нельзя назвать массовыми. Как правило, речь идет о взаимодействии с конкретным ребенком и родителями, в той или другой степени - с учебным заведением, детским садом. Интеграция в социальной работе с детьми, имеющими нарушения, во многом обуславливается уровнем организации психолого-педагогического сопровождения.

Актуальность вопроса

В настоящее время отмечается тенденция к интеграции разных дисциплин. Это обуславливается увеличением объема фактического материала наук, пониманием сложности исследуемых предметов, законов, феноменов, теорий. Все это не может не отражаться и на педагогической практике. Это подтверждается и расширением числа дисциплин, изучаемых в учебных заведениях нового типа. Следствием процессов является повышение внимания к межпредметным взаимодействиям в рамках организационно-методического обеспечения. В учебные планы общеобразовательных школ вводятся различные интегративные по содержанию дисциплины (ОБЖ, обществознание и пр.). Принимая во внимание довольно обширный опыт, сформировавшийся в педагогической сфере, можно говорить о сложившемся подходе, связанном с исследованием и использованием методик в воспитании и обучении для повышения их результативности.

Социально-экономическая интеграция

Она считается высшей ступенью разделения труда на международном уровне. Экономическая интеграция связана с формированием устойчивых и глубоких взаимосвязей объединений государств. Это явление основывается на проведении согласованной политики разными странами. В ходе такой интеграции происходит сращение процессов воспроизводства, активизируется научное сотрудничество, создание тесных торговых, хозяйственных связей. В результате возникают зоны преференций, свободного товарообмена, таможенные союзы, общие рынки. Это приводит к формированию экономического союза и полной интеграции.

Вопросы современности

В настоящее время предметом исследования выступает социально-культурная интеграция. В быстроизменяющихся современных условиях молодые люди вынуждены подстраивать свое поведение под окружающие обстоятельства. В последнее время эта проблема обсуждается в педагогической сфере. Современные реалии заставляют переосмыслить действовавшие долгое время концепции, вести поиск новых ресурсов и возможностей в технологиях и практике. Этот вопрос обостряется во время кризисных периодов. В таких ситуациях социально-культурная интеграция становится важнейшим условием качества жизнедеятельности, средством, обеспечивающим непрерывность индивидуальной биографии, сохранение душевного личностного здоровья в деформируемом социуме.

Определяющие факторы

Острота и масштаб проблемы социокультурной интеграции обуславливаются содержанием реформ, увеличивающейся институциональной отчужденностью людей, обезличенностью индивида в рамках профессиональных отношений. Немаловажное значение имеет и неоптимальное функционирование государственных и гражданских институтов. Неитегрированность людей, спровоцированная содержанием и масштабами преобразований в привычной психологической, культурной, социальной, профессиональной среде, начинает обретать всеохватывающий характер. В результате нарушаются устоявшиеся связи. В частности, теряется профессионально-корпоративная, этнокультурная, духовная общность. Маргинализация больших объединений населения, в том числе, молодых людей, сложности в самореализации и самоидентификации сопровождаются усилением личной неудовлетворенности в ключевых областях жизнедеятельности, ростом напряженности.

Недостатки действующих государственных программ

Мероприятия, которые осуществляются в рамках госполитики, не устраняют полностью возникшие проблемы. Молодежь нуждается в системных мерах. Рассматривая комплекс мероприятия, направленных на создание условий для интеллектуальной, творческой, профессиональной, культурной самореализации индивида, следует отметить недостаточность разработанных проектов. Это, в свою очередь, актуализирует вопрос планирования функционирования соответствующих институтов на базе не только ситуационного подхода. В практику необходимо внедрять и системные методы. Поиск дополнительных резервов нельзя ограничивать кругом профессиональных, досуговых и прочих организаций. Следует пересмотреть приоритеты и функции всех институтов, организацию всей модели их взаимодействия.

Индивидуализация

Она осуществляется через совместную деятельность. Результатом индивидуализации выступает осознание человеком своего творческого, интеллектуального, физического, нравственного отличия от остальных людей. В итоге формируется личность - бесконечное, уникальное существо. Однако в реальности человек всегда находится в рамках. Он ограничен условиями, ресурсами (временными, биологическими и пр.).

Нравственный аспект

В качестве одного из важнейших факторов выступает совокупность ценностей индивида. Она является вместе с тем стержнем социума, отражает духовную квинтэссенцию интересов и потребностей личностей и их групп. В зависимости от функций, ценности могут быть объединяющими или дифференцирующими. При этом одна и та же категория может реализовывать разные задачи в тех или иных условиях. Ценности выступают одним из ключевых стимулов Они способствуют объединению индивидов, обеспечивают их вхождение в коллектив, помогая осуществлять приемлемый выбор поведения в значимых случаях. Чем ценность универсальнее, тем выше будет интегрирующая функция социальных действий, стимулируемых ею. В этой связи обеспечение нравственного единства коллектива следует рассматривать как важнейшее направление государственной политики.

Лучшие статьи по теме