Для школьников и родителей
  • Главная
  • Праздники 
  • Психологическое занятие для старшеклассников жизненные цели. Исследование нерациональных требований

Психологическое занятие для старшеклассников жизненные цели. Исследование нерациональных требований

Разделы: Школьная психологическая служба

Пояснительная записка

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий, что формируется в процессе воспитания.

У ребенка, как и у взрослого, по мере роста его личности, повышаются способности к произвольной психической регуляции и самоконтролю. Наиболее важное место в технике психической саморегуляции занимают специальные упражнения, с помощью которых психика становится восприимчивой к воздействиям – это упражнения на расслабления мышц, упражнения на дыхание , которые в свою очередь способствуют расслаблению контроля сознания и введения установок в подсознание, различные медитативные упражнения, аутогенная тренировка.

Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Дыхательная гимнастика призвана освободить дыхание от напряжения, ограничений, мешающих дыханию привычек. Существуют различные дыхательные техники, призванные вернуть человека к его естеству, правильному дыханию, экономному расходованию энергии и т.д. Важно научиться чувствовать свое дыхание, то есть обращать внимание на то, как выдышите: ртом или носом, задерживаете ли дыхание. Естественное дыхание (так дышит здоровый человек) вовлекает в работу все тело, то есть на работу каждой отдельной части тела влияют дыхательные волны, проходящие по всему телу.

Цель: развитие валеологической компетенции – формирование навыков здорового образа жизни.

Задачи:

  • когнитивные – погружение в мир практической психологии, приобретение новых психологических знаний, информация о здоровом образе жизни;
  • развивающие – развитие общей эрудиции, повышение способности к психической саморегуляции (управления собственным психологическим и физиологическим состоянием), освоение различных техник, основанных на дыхании;
  • поведенческие – повышение способности к самоконтролю и изменению состояния собственного здоровья; воспитательные – получение нового жизненного опыта, личностные изменения.

Ход занятия

1. Ритуал вхождения в занятие

Этот ритуал настраивает группу на освоение нового учебного материала. Важно, чтобы в этой процедуре принимали участие все присутствующие. Эффект достигается не только за счет суггестии, но и за счет единого ритма движений. Это подчеркивает единство всех в группе. Поэтому очень важно, чтобы руководитель тоже участвовал в этой процедуре. Подобные ритуалы помогают активизировать память и повысить креативность участников; успокоить беспокойную группу; повысить самоуважение всех участников.

Упражнение “Прочистка мозгов”. Пожалуйста, встаньте и потянитесь. Нам надо приготовиться к процедуре, которая может подарить нам бодрость духа. Встаньте прочно, ноги слегка расставьте, одну руку держите справа от головы на расстоянии примерно 20 см от нее, другую – точно так же слева. Представьте себе, что вы держите в руках нить цветной шерсти. Представьте теперь, что вы тянете эту нить туда и обратно – через одно ухо, сквозь всю голову, через другое ухо. Оглянитесь вокруг – вы видите, что все остальные делают то же самое. Постарайтесь подстроиться к общей работе так, чтобы вы все тянули нить в едином ритме. Если теперь к нам кто-нибудь заглянет, мы объясним ему, что мы тут делаем: мы чистим мозги! Мы хотим ясно соображать, хотим, чтобы наши таланты могли раскрываться совершенно свободно. И вот теперь, когда наши мозги прочищены до блеска, мы готовы к новым учебным приключениям.

2. Активизация мыслительной деятельности

Игра “Построить фразы-цитаты”.

Участники получают карточки с философскими высказываниями, афоризмами. Нужно построить высказывание или восстановить пропущенные слова и объяснить, почему именно это слово (или слова) они сочли нужным вставить. Прокомментировать получившуюся мысль. В этом упражнении интегрируются все виды духовной деятельности, происходит и развитие мышления, и культуры личности.

Примеры высказываний (по выбору ведущего):

1) “Человек – это некое странное животное, состоящее из двух чрезвычайно разных частей: души, как бы некоего божества, и тела, вроде бессловесной скотины” (Эразм Роттердамский)

2) “Человеческое тело – это самостоятельно заводящаяся машина, живое олицетворение беспрерывного движения… все способности души настолько зависят от устройства мозга и всего тела, что человека можно считать весьма просвещенной машиной” (Ламетри)

Задание – восстановить пропущенные слова и объяснить, почему именно это слово (или слова) сочли нужным вставить. Прокомментировать получившуюся мысль.

“Человек – это некое странное животное, состоящее из двух чрезвычайно разных частей: _______, как бы некоего божества, и ________, вроде бессловесной скотины” (Эразм Роттердамский)

“Человеческое тело – это самостоятельно заводящаяся __________, живое олицетворение беспрерывного ___________… все способности души настолько зависят от устройства _________ и всего тела, что человека можно считать весьма просвещенной машиной” (Ламетри)

3) “Когда нарушается дыхание, волнуется душа. Когда дыхание успокаивается, и душа обретает покой” (Прадипика Хатха-йоги).

4) “Слушай свое дыхание, и ты услышишь ритм Вселенной” (Прадипика Хатха-йоги).

Задание – построить высказывание и прокомментировать получившуюся мысль.

3. Постановка цели занятия “Что более всего нужно человеку? Дыхание. Воздух”

После информации ведущего о дыхании участники сами формулируют цели занятия.

Информация ведущего: Наиболее необходимо для нас дыхание. Действительно, без дыхания нельзя прожить и нескольких секунд. Воздух есть настоящая газообразная пища, более необходимая, чем жидкая и твердая. При прекращении дыхания, человек тотчас же умирает, между тем, как без воды он может прожить около недели, а без пищи до двух месяцев. Воздух содержит в себе энергию, которая превращается в теле в оживляющую нас жизненную силу, кислород сжигает ядовитые продукты, образующиеся в организме, благодаря постоянному распаду его клеток. Газообразные вредные вещества (птомаины и т. п.) выводятся вон через легкие при выдыхании, и сам выдыхаемый отработавший кислород превращается отчасти во вредную углекислоту.

Выделяющиеся вон ядовитые вещества поступают в окружающий нас воздух. Легко понять, что такой воздух испорчен, загрязнен, не содержит в себе кислорода и настолько же негоден для дыхания, насколько моча и кал, с которыми его можно сравнить, негодны для питья и еды.

Из сказанного ясно виден вред наших больших городов и постоянно закупоренных помещений, особенно, если они тесны и переполнены людьми.

Наиболее чист и богат энергий воздух в море, степи, на горах (где он свободно обновляется ветром) и там, где много растений, которые, как известно, днем поглощают углекислоту и выделяют кислород (ночью, однако, происходит обратное, почему в спальнях не должно быть растений).

В чистом воздухе дыхание усиливается, а испорченный воздух городов заставляет людей бессознательно дышать поверхностнее. Такое дыхание служит причиной многих болезней и, между прочим, туберкулеза (чахотки), уносящего столько жертв в наши дни.

Для наглядного убеждения в сильном влиянии на нас дыхания, произведите следующий маленький опыт. Попробуйте дышать быстро и часто вдыхая и выдыхая воздух; вы немедленно почувствуете легкое головокружение и опьянение.

Следует упомянуть о безусловном вреде табака. Табачный дым содержит в себе массу ядовитых веществ (угольную, сернистую и синильную кислоты; окись углерода, никотин и т. п.). За курение в общественных местах следовало бы привлекать к судебной ответственности, как за покушение на отравление.

4. Дыхательные упражнения

Дыхание составляет центральную функцию нашего организма. Оно регулирует систему кровообращения и высшую нервную деятельность. Подчиняя воле и сознанию дыхание, мы подчиняет весь организм.

Дыхание имеет четыре фазы: вдыхание, удержание, выдыхание воздуха и остановка дыхания при пустых легких. При каждом вдохе мы вбираем в себя новые силы, при каждом удержании дыхания усваиваем их, при каждом выдыхании освобождаемся от вредных веществ и отдаем излишек энергии окружающей среде. Изменяя по произволу продолжительность этих фаз, мы можем соответственно усиливать или ослаблять поглощение, усвоение и расход энергии (влияние на самого себя и на внешний мир).

Результаты дыхательных упражнений весьма ценны: они ведут к развитию легких, полному физическому здоровью, устраняют нервность, делают человека бодрым, уверенным в своих силах, энергичным, обогащают организм жизненной силой и очищают его от вредных отбросов.

Упражнения

Противострессовое (успокаивающее) дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

Мобилизующее дыхание – удлиненный глубокий вдох (4 сек.), пауза длительностью в половину вдоха (2 сек.), короткий, громкий, энергичный выдох (2 сек.). Длительность вдоха превышает выдох приблизительно в два раза.

Упражнение для расширения груди. Поднимите прямые руки вверх, вдыхая воздух и, затем, выдыхая его, опускать их сбоку тела, отводя насколько возможно назад до первоначального положения. При этом можно подниматься на носки.

Грудное дыхание. Руки запрокинуть за голову. Медленно вдыхать воздух (через нос), стараясь, чтобы расширилась лишь верхняя часть груди. Живот при этом вдавливается внутрь, плечи, по мере вдыхания, отводят, а голову запрокидывают назад. Грудная клетка, ключицы и плечи несколько поднимаются вверх. После нескольких секунд удержания воздуха в легких медленно выпускаем его через нос.

Упражнение для выпрямления спины. Сложить руки внизу на спине и, выпрямляя ее, сильно отводить до боли в груди, плечи и голову, как можно больше назад, вставая на носки. При этом стараться вдыхать как можно глубже, наполнив легкие воздухом до пределов возможности.

Брюшное дыхание. При этом типе дыхания грудь, плечи и голова остаются неподвижными, а работает нижняя часть легких, благодаря чему живот выпячивается вперед. Одновременно также отчасти выпячивается назад поясница и средняя часть спины. Вдыхание, задержка и выдыхание воздуха делаются так же, как и при грудном дыхании. При головной боли полезно быстро вдыхать и выдыхать воздух животом толчками (танец “живота” с дыханием).

Одностороннее дыхание. Дыхание правой ноздрей и легким (солнечное дыхание) вырабатывает особое видоизменение жизненной силы, распространяющейся по правой стороне вдоль позвоночника, дыхание левой ноздрей (лунное дыхание) вырабатывает особое видоизменение жизненной силы, распространяющейся по левой стороне вдоль позвоночника. Попеременное дыхание то той, то другой стороной основательно прочищает дыхательные пути, особенно нос.

Упражнения для развития голоса. Вибраторный массаж, укрепляющий голос. Глубоко вздохнув, закрыв рот и направляя звук по возможности вперед, пойте звуки: з-з-з, в-в-в, н-н-н, м-м-м, но не в очень высоком тоне, каждый сколько хватит дыхания, переходя затем к следующему. При этом должно чувствоваться дрожание при звуке “з” в зубах, при “в” – в губах, при “м” – в верхней губе, а при “н” – в переносье. Результат – немедленное усиление и улучшение тембра голоса.

5. Закон дуальности Вселенной

Всякая вещь имеет свою противоположность, без которой не может существовать отдельно. Противоположности – части единого целого. Закон гласит, что любое явление во Вселенной имеет свою противоположность, равную ему по силе, без которой этого явления просто бы не существовало. Без черного не существовало бы и белого, тьма указывает нам те границы, за которыми начинается свет, а выдох влечет за собой вдох. Вдох и выдох показывают нам взаимодействие двух сил в человеке: силы ИНЬ, воплощающей женское начало в природе, и силы Ян, воплощающей все мужское.

В восточной гимнастике есть упражнение на взаимодействие двух сил в человеке. Обе они, и Инь, и Ян, являются силами, достойными друг друга, а не так, как некоторым кажется, что Инь – нечто слабенькое, а Ян – могущественное.

Обычно в человеке они заложены в равной пропорции, то есть в сильном человеке много того и другого, а в слабом – и того и другого мало.

Игра “ХА! и АХ!”. Объединитесь в пары разного пола. В каждой паре партнеры встают напротив друг друга. Вам нужно будет освоить два движения. Одно из них – движение активного начала: один из партнеров делает энергичный шаг вперед и одновременно выставляет вперед согнутую в локте руку, произнося при этом громкое “ХА!”. В звук надо вложить всю свою мощь и силу, сохраняя при этом полное спокойствие. Итак, все попробовали сделать это движение.

Теперь движение пассивного начала: партнер делает шаг в сторону, разводит руки в стороны, произнося при этом громкое "АХ!" В этом движении нет напора, но есть глубина восприятия, переживания, чувств.

Потренируйтесь в выполнении этого упражнения. У кого возникли трудности?

Начинаем все упражнение целиком. Пожалуйста. Один из партнеров делает “ХА”, а другой ему в ответ “АХ”. – и так несколько раз, пока не будет найден некоторый оптимальный режим взаимодействия.

Партнеры меняются ролями, продолжая выполнять упражнения. Обратите внимание, какое начало, Инь или Ян, реализуется у вас органичнее, получается ли взаимодействие с партнером в паре. После выполнения упражнения идет его обсуждение.

6. Смехотерапия – лекарство будущего. Информация ведущего

В Библии говорится: “Веселое сердце благотворно как врачевство, а унылый дух сушит кости”. И это верно: смех и юмор могут вызвать большие физиологические и психологические изменения в организме человека. Имануил Кант писал, что “смех дает ощущение здоровья, активизируя все жизненно важные процессы. Усиливается перистальтика кишечника и движение диафрагмы, достигается гармония души и тела”. Зигмунд Фрейд считал, что остроумие и юмор – уникальное проявление человеческой психики, а шутка – эффективное средство лечения. Смех действует благотворно на весь процесс дыхания, оказывая влияние на мышечный тонус. И хотя биохимические изменения, вызванные смехом, пока не так изучены, как, например, отрицательные последствия страха или гнева, они действительно происходят.

Учеными установлено, что в головном мозге человека есть биохимические вещества, похожие на морфий и являющиеся своего рода “внутренней анестезией”, так как они уменьшают боль и помогают расслабиться. Исследования показали, что применение смехотерапии значительно усиливает любое лечение. Пять минут здорового смеха заменяют 40 минут расслабленного отдыха.Центр смеха находится в правом полушарии. При смехе наблюдается прерывистое дыхание. Поэтому вместо одного вдоха и одного выдоха делаются три-четыре. Такое дыхание регулирует физическое и психическое самочувствие. Смех действует на кожу как хороший массаж.

Верхние дыхательные пути он прочищает даже лучше кашля. Поэтому не зря древние считали, что звуки “ха-ха”, “хо-хо” изгоняют духов болезни.

Смех выполняет антистрессовую функцию. В момент, когда мы заливаемся хохотом, увеличивается количество клеток-киллеров, уничтожающих вирусы и даже раковые клетки. В организме появляется нечто вроде "клапана безопасности", перекрывающего путь гормонам стресса – кортизону и адреналину. Хохот также массирует кишечник и другие внутренние органы. К тому же это мощный эмоционально-энергетический выброс. Но и это еще не все. Доказано, что человек, который смеется, легко решает все жизненные проблемы, отличается щедростью и готовностью прийти на помощь. Почему бы нам сейчас не посмеяться?

Упражнения (по выбору).

1. Произнесите скороговорку : хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха; ха-ха-ха; ха-ха-ха… Постепенно увеличивайте громкость.

2. Смех – прекрасная эмоциональная разгрузка. Настройтесь повеселиться просто так, буквально без всякого повода. У каждого в жизни были такие моменты, когда смех появлялся почти без причины. Просто смешно – и все тут. Ну, а если кто-то показывает пример, заводит всю группу –смех распространяется неудержимо. На несколько секунд закроем глаза и вспомним состояние, которое, каждый из нас испытал в своей жизни, когда мы смеялись безудержно, от души, просто до слез. Итак, сейчас мы посмеемся все вместе. Кто-то засмеется первым, а вы все поддержите этого заводилу смеха. Усиленный и поддержанный всеми, отраженный и умноженный каждым, смех будет в течение нескольких, минут прямо-таки содрогать стены, поражать воображение всех присутствующих. Итак, еще немножко – и начнется взрыв смеха. Сначала плавный, затем лавинообразный, и вопрос будет только в том, чтобы остановить его через некоторое время по окончании паузы. Итак, ха-ха-ха! В заключение – несколько минут тишины. Вы успокоились, немножко отдохнули. Хотите подвести итог – высказать нахлынувшие мысли – пожалуйста!

3. Игра “Фотографы и клиенты”. Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. Один из вас становится фотографом, а остальные – его “нерадивыми” клиентами. “Клиенты” должны пытаться оставаться совершенно серьезными, а “фотограф” должен вызвать у них улыбку или даже смех. Будучи профессионалом, фотограф изо всех сил старается изменить угрюмые выражения лиц своих клиентов. Для этого у него есть поговорка, помогавшая ему: “Ах, одарите меня хотя бы ма-а-алюсенькой улыбочкой!”

Кто будет “фотографом”? Фотограф становится в центр круга и может делать все, что считает нужным, чтобы “клиенты” засмеялись или хотя бы улыбнулись. Можно использовать поговорку фотографа, а можно ее изменить. Можно строить рожицы, издавать самые разные звуки, делать смешные движения. Однако действует одно правило: ни к кому не прикасаться. Как только кто-то улыбнется или засмеется, он тут же выходит из круга и присоединяется к фотографу. Теперь уже вы вдвоем пытаетесь рассмешить “клиентов”. И постепенно все большее количество участников оказывается внутри круга, а, в конце концов, вы будете уже смеяться все вместе. Но “клиентам” нужно быть стойкими как можно дольше, только тогда вы получите от игры настоящее удовольствие.

“Фотографы” могут перевести предложение: “Подари мне ма-а-алюсенькую улыбочку” на фантастический язык. Например, это может звучать таким образом: “Акакхай аумакуа Хаавина хаваики хоопонопоно ху-лаа”, а может, и так: “Пеле пили поу пололеи поно поокела”. Этот фантастический язык можно постоянно варьировать. Это, как правило, вызывает невероятно комические ситуации.

7. Подведение итогов. Рефлексия

Общее обсуждение вопросов:

Что привлекло внимание на уроке? Все ли получалось? Какие затруднения были? Какое “открытие” сделали для себя сегодня? Что нового узнал? Какое настроение преобладает в данный момент? Что я сделал для поддержания своего физического здоровья?

8. Итог урока

Упражнение “Да!” Это упражнение выполняет сразу несколько функций: во-первых, является сигналом завершения, во-вторых, помогает участникам соединить полученные на занятии новые знания со старыми, уже имеющимися. Правила этой процедуры таковы. Все становятся по двое друг напротив друга. Они держат перед собой руки ладонями вверх. Затем ведущий говорит примерно следующее: “Мысленно положи все знания, которые ты сегодня принес с собой, в левую руку, а всё то, что ты сегодня узнал нового – в правую. И когда я скажу: "Готово, давай!", ты соединишь руки одним громким хлопком, сказав при этом: "Да!" ” Важно, чтобы все хлопнули в ладоши одновременно. Это создает ощущение принадлежности к группе и чувство душевного подъема от совместной деятельности.

Использованная литература

  1. Гиппиус С В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб., 2001.
  2. Краткий психологический словарь. /Под общ. Ред. А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1985.
  3. Лазарев М.Л. Программа “Познай себя”. – М., 1993.
  4. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. – М., 1995.
  5. Лопухина К.С Логопедия. Речь. Ритм. Движение. – СПб., 1997.
  6. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2002.
  7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993.
  8. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.
  9. СполдингДж. Обучение через движение. – М., 1992.
  10. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М., 2003.
  11. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.
  12. Большая энциклпедия народной медицины / гл. ред. Г.А. Непокочицкий. – М.: АНС: Астрель: АСТ, 2007.–1118 с.
  13. Фопель К. Энергия паузы: психологические игры и упражнения.– М.:Генезис, 2001.

Задачи программы: осознание иррациональных установок; освобождение от обид; обретение свободы и энергии для позитивного мышления.

Организационные условия:

В данном варианте тренинг рассчитан на работу «погружением» (около 6 часов плюс 1 час на перерыв); однако возможен и вариант из трех встреч по 2–3 часа - в этом случае необходимо дополнить программу каждой встречи «разогревающими» упражнениями, ритуалами начала и завершения работы;

Эффективна работа небольшой группы (8–10 человек), при подборе которой необходимо принимать во внимание уровень доверия участников друг другу;

Статья опубликована при поддержке блога Виктории Гризодуб. Виктория ведёт блог о любви к себе, позитивном мышлении, медитации, управлении эмоциями. Вы сможете прочитать полезные статьи о том, как правильно медитировать , как быстро снять стресс, как разобраться в себе и многое другое. А также коллекция аудиозаписей, консультация психолога и медитация онлайн. Всю подробную информацию Вы найдёте по ссылке: https://psy-victory.ru/.

Для работы понадобится аудиотехника, материалы для рисования, пластилин, бумага и ручки для записей, бланки «Исследуем нерациональные требования» по количеству участников, большой лист ватмана и маркеры; необходимо иметь наготове также салфетки, графин с питьевой водой и стаканы, набор предметов для игротерапии (мелкие игрушки, камешки ракушки и т.д.).

Эпиграфы: на стенах помещения полезно разместить высказывания, помогающие осознанию проблемы. Я предлагаю несколько цитат их тех, которые использую сама.

Чем мы благороднее, тем больше подарков получаем (Луиза Хей) .

…ибо имеющему дастся, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Евангелие от Луки) .

Раскалывая раковину боли, мы почти всегда находим в ней духовные жемчужины (Маргарет Оливия Вульфсон) .

1. Введение в тренинг

Знакомство с целями и особенностями тренинговой работы, принятие правил.

2. Знакомство участников

Создание атмосферы доверия. Участники по очереди представляются и рассказывают о том, что привело их на тренинг, чего они ожидают от работы в группе.

Упражнение «Контакт»

Ведущий. Выберите себе в пару человека, с которым вы меньше всего знакомы. Возьмитесь за руки, посмотрите ему в глаза. Сейчас вам не надо ничего делать, говорить. Просто слушайте и смотрите…

Постарайтесь почувствовать этого человека, увидеть в его глазах то, что он хочет сказать вам. Подумайте о том, что ничего случайного не бывает в этом мире и этот человек - подарок судьбы.

Эта встреча призвана помочь вам понять что-то важное, открыть что-то новое в себе и вашем отношении к миру…

Поблагодарите его взглядом - и перейдите к другому человеку. Что вы можете дать ему? Быть может, он нуждается в вашей поддержке? Вашем опыте? Вашей мудрости? Просто в вашем присутствии рядом? В вашем теплом прикосновении? Пусть ваш взгляд скажет ему, как вы умеете любить и сопереживать…

А теперь возвращайтесь на свои места.

Упражнение проводится в затемненном помещении, под лирическую инструментальную музыку.

Несмотря на кажущуюся простоту ребятам бывает очень непросто справиться с возникающими в процессе упражнения эмоциональными реакциями. Контакт «глаза в глаза» требует способности к открытости и принятию другого человека. Важно обсудить чувства участников, уровень доверия в группе.

Упражнение «История игрушки»

Ведущий. Рассмотрите предметы, расположенные на столе. Выберите тот, который по каким-либо причинам кажется вам близким, похожим на вас. Рассмотрите его внимательно, пощупайте, почувствуйте материал, из которого он сделан. Придумайте небольшую историю предмета - от его рождения (создания) до сегодняшнего момента. Расскажите эту историю от первого лица - так, как будто этот предмет говорит вашими устами.

По ходу рассказа каждому предмету надо задать вопрос: «На что или на кого тебе приходилось в жизни обижаться?»

Это упражнение вызывает интерес у старшеклассников, позволяет снять напряжение, пробудить творческий потенциал. В то же время ребята часто замечают проективный характер своих рассказов, анализируют проявившиеся в них личностные особенности переживания обиды.

3. Знакомство с основными понятиями тренинга

Эта часть тренинга представляет собой лекцию психолога с элементами дискуссии, в процессе которой на листе ватмана маркером строится следующая схема:

Ведущий. Маленький ребенок не умеет просить. Он требует от матери, от окружающих его людей пищи, комфорта, внимания, то есть того, что необходимо ему, чтобы жить и развиваться.

Его требования не предполагают отказа, так как обусловлены жизненной необходимостью и потому разумны, рациональны. Вырастая, человек учится просить. Если я прошу и моя просьба не является замаскированным требованием, я предполагаю возможный отказ и готов принять его. Однако часто мы по старой детской привычке предъявляем требования, не желая смириться с отказом. Многие из этих требований уже не являются рациональными. И если они оказываются неудовлетворенными, мы можем испытывать обиду.

Чувство обиды - одно из самых разрушительных человеческих чувств. Оно оседает глубоко в душе и начинает калечить не только душу, но и тело человека. Не случайно слово «обижаться» восходит к словосочетанию «обижать себя». Обижаясь, мы творим зло прежде всего самим себе. Прощение необходимо нам самим в гораздо большей степени, нежели тем, на кого мы обижаемся.

Прощение не приходит само по себе. Прощение - награда за долгий и тяжелый труд души. Но результат стоит того!

Однако часто бывает так: решив для себя, что простили человека, мы вновь и вновь испытываем предательскую боль, вспоминая прошлое. Значит, истинное прощение еще впереди. Его критерий - ощущение спокойствия и даже некоторой пустоты при воспоминании о былой обиде.

Но «высший пилотаж» - искренняя благодарность обидчику за тот опыт, который вы приобрели с его помощью. Такая позиция предполагает определенный уровень зрелости личности, готовности принять ответственность за свою жизнь, за свое здоровье и счастье.

На этом этапе психолог предлагает участникам принять решение - будут ли они участвовать в дальнейшей работе группы, готовы ли принять на себя ответственность за все, что происходит в их жизни. Каждый сообщает группе о своем решении. Любой выбор группа приветствует аплодисментами.

4. Исследование нерациональных требований

Участникам предлагается проиллюстрировать своими примерами следующие признаки нерациональных требований:

Недоказуемость;

Излишняя обобщенность («все», «всегда», «никогда»);

Долженствование, исключение альтернативы;

Эмоциональные нарушения (неадекватно сильные эмоции);

Невозможность достичь цели, сужение свободы выбора.

Работа с табличкой «Исследуем нерациональные требования»

1 - люди редко так думают

2 - люди часто так считают

3 - я сам в этом убежден

Ознакомившись с приведенными высказываниями, участники добавляют свои варианты, а затем оценивают, насколько часто люди поступают исходя из подобных требований.

После обсуждения полученных результатов предлагается заменить нерациональные требования, получившие баллы «2» и «3», рациональными утверждениями.

Например: «мир должен быть справедлив ко мне» - на «в мире часто происходит что-то, кажущееся несправедливым на первый взгляд»; «родители должны делить наследство поровну» - на «родители имеют право делить наследство по своему усмотрению либо не оставлять его вообще никому из детей».

Вопрос участникам:

Как такое рациональное мышление могло бы изменить вашу жизнь?

Переоценка многих требований дается старшеклассникам с большим трудом, они начинают спорить, некоторые ведут себя достаточно агрессивно. Ведущему важно сохранять спокойствие, удерживая дискуссию в рамках интеллектуальных процессов. Здесь психологу пригодятся техники «сократовского диалога». Важно качественно проработать нерациональные требования участников на когнитивном, образном и поведенческом уровнях, чтобы идти дальше.

5. Просьба и отказ

Упражнение «Да и нет»

Ведущий. Разделитесь на две команды. Одна будет общаться только с помощью слова «да», а другая - с помощью слова «нет». Произносить слова можно с разной громкостью, интонацией, мимикой. Поэкспериментируйте, найдите наиболее комфортное для вас сочетание. Через три минуты вы поменяетесь ролями.

Упражнение проводится в свободном движении под ритмичную музыку. При обсуждении возникших во время него чувств неизменно всплывает тема внутренних запретов на просьбу, которую нельзя оставить без комментариев.

Ведущий. Требовать, а не просить - модель, сформированная в детстве. Сталкиваясь с чрезмерной требовательностью взрослых, получая травматический опыт отказа, ребенок ищет способы защититься от болезненных переживаний. Один из таких способов - надеть маску, спрятав под нею живую душу. Один психолог назвал эту маску Свином. Как вы думаете, почему? Я вам предлагаю рассмотреть этого Свина поближе, чтобы знать, как с ним можно справиться.

Участникам предлагается завершить высказывания-запреты Свина, используя схему на листе ватмана.

Вот примеры запретов, которые приводят старшеклассники:

«Не проси о помощи, потому что тогда тебя перестанут уважать»;

«Не проси о помощи, потому что у людей и так много проблем, лучше помоги кому-нибудь сам»;

«Не проси о помощи, люди должны сами увидеть, что ты в ней нуждаешься, если они не слепые»;

«Не проси о любви, потому что это могут использовать против тебя же самого»;

«Не проси о любви, любовь надо заслужить»;

«Не проси о прощении, потому что надо до конца отстаивать свою правоту»;

«Не проси о поддержке, потому что это - проявление слабости, а слабых никто не любит»;

«Не проси о заботе, потому что это эгоистично. Кто ты такой, что о тебе должны заботиться?».

В процессе формулирования этих суждений участники сами отмечают их иррациональность. И если предыдущая работа с требованиями проведена качественно, то это упражнение проходит очень живо и весело, участники сами используют приемы рационально-эмотивной психотерапии, продемонстрированной раньше психологом.

Упражнение «Японский диалог»

Ведущий. В японском языке отсутствует слово «нет». Если японец не хочет выполнять чью-либо просьбу, он будет говорить о чем угодно, но не даст прямого отказа. Хотите узнать, каково это? Разбейтесь на пары. Один в паре - японец, другой - европеец. Европеец просит японца о чем-то важном. Задача японца - отказать, не говоря об этом прямо. В завершение европеец должен поблагодарить собеседника.

Вопросы для обсуждения

К «европейцам»: с каким чувством вы благодарили своего партнера?

К «японцам»: что вы услышали в этих словах благодарности?

Притча

Умирал в одном селении человек, прославившийся своей скупостью. Кроме старой сиделки некому было скрасить его последние минуты, ибо никогда и ни с кем не делился он ни деньгами, ни жилищем, ни сердечным теплом.

Но однажды на пороге его хижины появился путник, чье лицо светилось мудростью и любовью.

Узнав о твоей болезни, я пришел попрощаться и поблагодарить тебя, - сказал он хозяину хижины.

Тот взглянул на гостя с удивлением:

Нет в этом мире человека, который мог бы быть мне благодарен.

Но путник продолжал:

Много лет назад я просил у тебя денег, так как никто больше не хотел мне давать взаймы, ты был моей последней надеждой. И твой отказ заставил меня пересмотреть всю мою жизнь. Я научился зарабатывать деньги сам, научился надеяться только на свои собственные силы. И теперь я богат, счастлив и свободен - благодаря тебе.

6. Преодоление обиды

Упражнение «Прикосновение к обиде»

На фоне расслабления участники слушают слова ведущего.

Ведущий. Часто мы несем по жизни глубоко припрятанную обиду на самых близких нам людей: отца, мать, любимого человека, учителя, друга… Закройте глаза и представьте человека, который когда-то вольно или невольно обидел вас… Вспомните те слова, действия или молчание, бездействие, которые больно ранили вас, задели самые тонкие струны вашей души…

Что вы чувствовали тогда?

Какие были ощущения в теле? Как ваше тело отзывалось на обиду?

Какие мысли приходили в голову? Что вам хотелось сделать в тот момент? Что вы хотели, но не могли позволить себе сделать?

Арт-терапевтическая техника «Скульптура чувства»

Участникам предлагается, сохраняя чувства, возникшие в предыдущем упражнении, вылепить из пластилина их образ. Важно подобрать соответствующую музыку для этого процесса. Я с успехом использую народные армянские мелодии, в которых звучит дудук - духовный инструмент с особым, тягучим тембром. Его голос удивительно созвучен ощущениям, связанным с обидой.

Это упражнение и его обсуждение я считаю кульминацией коррекционного процесса тренинга. Если предыдущая работа шла в основном на рациональном уровне, то здесь на первый план выходят эмоции. Индивидуально-групповой процесс, когда терапия группы происходит за счет присоединения к участнику, с которым работает психолог, строится на основе модели переоценочного соконсультировавония Харви Джеккинса.

В заключение этого этапа я предлагаю участникам написать «Письмо обидчику», в котором можно выразить все чувства и мысли, связанные с ним. Как правило, в этих письмах уже звучат мысли не столько об обиде, сколько о прощении. Ребята ищут оправдания поступкам других людей, пытаются взглянуть на ситуацию их глазами, ищут конструктивные способы налаживания отношений.

Отдохнуть и интегрировать полученный опыт предлагается во время 30-минутного перерыва.

Техника направленной визуализациии «Подарок обидчику»

Ведущий. Расположитесь поудобнее… Постарайтесь устроиться так, чтобы каждая часть тела чувствовала себя комфортно и расслабленно. Руки и ноги отдыхают… Лицо спокойно, челюсть разжата… Сделайте несколько глубоких вдохов через нос - и сильных выдохов через рот… Подышите так, синхронизируя ваше дыхание с музыкой…

А теперь представьте, что вы сидите в затемненном зрительном зале. Перед вами ярко освещенная сцена и на ней человек, обидевший вас. Его лицо сияет, он счастлив и доволен собой. Он совершил что-то, за что ему благодарно огромное количество людей. Люди выходят из зрительного зала, поднимаются по очереди на сцену и поздравляют этого человека, говорят ему слова благодарности, дарят цветы и подарки…

С какими чувствами вы наблюдаете за этой церемонией? Готовы ли и вы подняться на сцену? Подумайте, какой подарок вы могли бы преподнести этому человеку? Пусть этот подарок символизирует вашу любовь и прощение…

Когда будете готовы - поднимитесь на сцену, обнимите и искренне поблагодарите этого человека за то, что он - часть вашей жизни, за тот опыт, который вы приобрели благодаря ему.

Если вам трудно это сделать - вернитесь в зал и через некоторое время повторите все сначала. Помните - вы это делаете прежде всего для себя…

Тем, кому удалось выполнить это упражнение, предлагается нарисовать символический подарок, который они вручили в своем воображении человеку на сцене.

Рисунки не интерпретируются, они являются в данном случае не диагностическим материалом, а средством коррекции. Следует стимулировать спонтанность рисования, воплощения внутренних образов, смелое экспериментирование с цветом и формой.

7. Путь к благодарности

Построение графика эмоциональной значимости событий

Ведущий. Я предлагаю вам построить график эмоциональной значимости событий вашей жизни от рождения до сегодняшнего дня.

На горизонтальной оси отметьте события жизни в хронологическом порядке. Оцените качество и интенсивность своих переживаний по поводу каждого из них. Негативные чувства отметьте ниже горизонтальной оси, позитивные - выше. Чем сильнее чувства, тем дальше от горизонтали они находятся. Соединив поочередно точки, получаем индивидуальные графики. На эту работу вам дается 15 минут.

Работа в парах

Притча «Пропасть»

Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нес на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест слишком тяжелый. Он был очень хитрый. Приотстав от всех, он зашел в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он их догнал и пошел дальше. Вдруг на пути разверзлась пропасть. Все положили свои кресты и по ним перешли ее. Хитрый человек остался на той стороне, так как его крест оказался слишком коротким.

Список благодарности

Ведущий. Представьте себе утро завтрашнего дня. Вы просыпаетесь, открываете глаза - и говорите спасибо этому миру за то, что он подарил вам.

Составьте список того, за что и кому вы можете быть благодарны. На это у вас 15 минут.

8. Завершение работы группы

В заключение каждому предоставляется возможность сформулировать личный итог участия в тренинге, выразить свою благодарность присутствующим.

психологические упражнения для тренингов

Тренинг личностного роста для старшеклассников

Социально-психологическую и личностную зрелость человека характеризует способ решения жизненных противоречий. Она проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества. Способность осуществлять это соединение К.А. Абульханова-Славская называет стратегией жизни. Помощь в формировании индивидуальной «стратегии жизни» старшеклассников является главной целью тренинга личностного роста для старшеклассников.

Методические цели и задачи:

  • Ознакомить старшеклассников с суждениями о себе;
  • Развивать представления учеников о своих жизненных целях и желаниях;
  • Формировать установку о значимости своей личности;
  • Выработать потребность ребят осознать, как построить свою жизнь;
  • Воспитывать атмосферу открытости и доверия в ученическом коллективе.

Наглядность : Таблица с правилами поведения на занятиях по психологии.

Оборудование : Карандаши, бумага, магнитофон, аудиокассета, мяч.

Время проведения : 60 минут.

План

  1. Знакомство – самопрезентация.
  2. Упражнение «Обсуждение правил работы в группе».
  3. Торг.
  4. Упражнение «Чистка луковицы».
  5. Упражнение «Три года».
  6. Представление о достигнутом успехе.
  7. Рефлексия.

Ход занятия

Занятие начинается с взаимного приветствия всех членов группы (например, сказать соседу что-то приятное; подарить «подарок», передать прикосновением свои добрые чувства и т.п.).

Время : 5 минут.

Упражнение 1. «Самопрезентация»

Цель:

  • выявление представлений слушателей о себе;
  • формирование установки о значимости своей личности;
  • создание условий для самораскрытия.

Время : 5 минут.

Процедура : Психолог просит всех участников по очереди рассказать о себе. Важно говорить не столько о биографии, хотя это тоже важно, сколько о своих личных качествах. Задача может быть уточнена, например, назвать 5 наиболее характерных личностных качеств. Акцент необходимо делать на положительных качествах («Самопрезентация»).

Все члены группы и ведущий тренинга могут задавать вопросы типа:

– Твое главное достоинство?

– Есть ли у тебя слабости? Можешь ли ты их назвать?

Второй вариант данного упражнения : Члены группы разбиваются по парам, расходятся в разные стороны, берут друг у друга интервью, а затем представляют по очереди коллегу.

Упражнение 2. «Обсуждение правил работы в группе»

Назначение : формирование представлений о правилах и методах работы в группе.

Время : 5 минут.

Процедура : Психолог объясняет участникам основные принципы и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к обсуждению правил работы в группе.

Основные правила работы в группе. Правило персонификации обращения и высказывания «Я предлагаю…», «Я думаю…»; правило «здесь и теперь»; правило «обратной связи»; правило недопустимости непосредственных оценок человека (оценивать действия человека), правило конфиденциальности и правило «стоп»

Упражнение 3 «Торг»

Цель : рефлексия собственных положительных и отрицательных качеств.

Время : 15 минут.

Ход работы : Участникам тренинга предлагается в течение 3 минут написать свои сильные и слабые качества. Затем проводится торг.

Упражнение 4 «Чистка луковицы»

Цель : четко уяснить, кем вы являетесь в действительности, представить свое внутреннее «Я» и осознавать свои цели и желания.

Время : 5 минут.

Технология выполнения : Закройте глаза, расслабьтесь.

Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее «Я». Это слой ваших внешних масок и поведения в обществе. Сняв этот слой, наблюдайте появление образа, олицетворяющего другое «Я». Просто наблюдайте этот образ и обратите внимание на него.

Упражнение 5 «Три года» (см. Дж. Рейнуотер)

Цель : осознание как построить свою жизнь.

Время : 15 минут.

Технология выполнения:

  1. Упражнению должна предшествовать непродолжительная релаксация: следите за своим дыханием, оно ровное, естественное. Фиксируйте вдох, выдох, отмечайте попутно, какие части вашего тела движутся, когда вы дышите..., заметьте, где ваше тело касается кресла, стула... Будьте спокойны, расслабленны, пусть стул сам держит ваше тело.
  2. Представьте, что Вы узнали: Вам осталось жить три года. Все это время Вы будете совершенно здоровы. Какова ваша первая реакция на это известие… (запишите). Начали ли Вы сразу строить свои планы или разозлились, что Вам дано так мало времени?
  3. Вместо того чтобы испытывать ненависть к тому, что «меркнет свет», или завязнуть в трясине фантазий о деталях приближающего конца жизни, решите лучше, как Вам хочется провести это время.
  4. Запишите, где бы Вы хотели их прожить? С кем бы вы хотели их прожить? Хотите ли Вы работать? Учиться? Что обязательно нужно успеть сделать за это время?
  5. После того, как Ваше воображение построит картину жизни в течение этих трех лет, сравните ее с той жизнью, которой Вы живете сейчас.
  6. Запишите, в чем сходство между ними? В чем отличие? Есть ли в этой воображаемой картине что-то, что Вы хотели бы включить в вашу нынешнюю жизнь?
  7. Теперь хорошенько осознайте, что предположение о трех годах жизни – это только игра воображения, которая понадобилась, чтобы выполнить упражнение, отбросьте эти мысли (кто-то крепко ошибся, жить Вам еще долго). Оставьте от этой игры то, что Вам подходит, и что Вы хотели бы сохранить. Запишите, какой опыт Вы приобрели, выполняя это упражнение.

Упражнение 6. «Представление о достигнутом успехе»

Цель : развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.

Время : 5 минут.

Психологическая сущность упражнения : Так как успех вселяет чувство собственного достоинства, то если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы чувствуете в себе больше сил, динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности в себе.

Задание:

  1. Решите, какой успех наиболее важен для Вас – добиться признания на работе, построить дачу, приобрести автомобиль, удачно выйти замуж и т.д.
  2. Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы достигли этой цели. Представьте свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.
  3. Потом представьте, как другие подходят к вам или звонят, чтобы искренне поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту, и Вы взволнованы, принимая похвалы от них. Они говорят Вам, какой Вы удачливый человек. И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что вы захотите.

Упражнение 7. «Рефлексия»

Время : 5 минут.

Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.

Литература:

  1. Битянова Н.Р. Психология личностного роста – М., издательство «Международная педагогическая академия», 1995
  2. Дж. Рейнуотер «Это в ваших силах» – М., 1993
  3. Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками» – М., 2001
09.08.2011
Марина
Достаточно серьезное занятие.Обязательно применю его в работе с детьми из детского дома.
10.02.2012
Саша
Формирование индивидуальной «стратегии жизни» старшеклассников перед тестированием....
Тренинг очень хороший

12.02.2012
алена
упражнение 3 года, применю уже завтра!
23.03.2012
Карина
интересно, а со студентами провести такое возможно?
29.01.2013
назира
хороший тренинг стоит попробовать со старшеклассниками
08.02.2013
Ксения
Упражнение 3 года очень серьезное! Для его проведения необходимо иметь опыт проведения подобных "погружений". Некоторые дети эмоционально очень сильно реагируют. При выходе из этого упражнения необходимо обязательно отследить всех участников тренинга!
17.01.2015
Иван
А по-моему вредные упражнения. Надо научить молодого человека не бояться сталкиваться с трудностями, преодолевать их и адекватно оценивать свои возможности. Не комплексовать, если что-то не получается, а в жизни приходится с этим встречаться часто. А мы постоянно завышаем планку, наши дети нацелены исключительно на успех, а потом горькие разочарования и обиды на учителей, злость на себя,ненависть к окружающим, что ни машины, ни высокого статуса, ничего такого к чему мы его нацеливали. Учите их преодолевать в себе лень, силу духа, любовь к окружающему миру и сострадание к слабым.
31.01.2017
Ольга
непонятно третье упражнение. Как и с кем торговаться. Упражнение 5. "Три года" Очень тонкая материя. Даже немного жутковатое.Не надо забывать, что мысль материальна.
02.03.2017
Иван, зачем преодолевать "силу духа, любовь к окружающему миру и сострадание к слабым")).

Психологическое занятие для старшеклассников

Тема: Пристанище для Души или Какие мы разные.

Цель: Создать благоприятные условия в классе для конструктивного взаимодействия друг с другом, поднять эмоциональный тонус учащихся, развитие ощущения защищенности и принадлежности к группе, обучение старшеклассников умению заглянуть в свой внутренний мир.

Педагог-психолог:

Вот и заканчиваются 9 лет совместного обучения в школе. Многому вы научились, много узнали. Можете ли вы сейчас назвать наиболее важное, что вы смогли приобрести для себя за эти годы учёбы? (знания, общение, дружбу и т.д.)

Несомненно, важным для каждого в вашем классе является то, что вы постепенно учились изучать себя, присматривались к каждому своему однокласснику, сравнивали, анализировали поступки друг друга, интересовались мечтами, учились ставить цели перед собой, а также жить в коллективе.

Почему так важно уметь жить в коллективе?

Сегодня на психологическом занятии мы с вами поговорим о том, насколько хорошо развиты взаимоотношения в вашем классе, насколько хорошо вы знаете друг друга. Возможно, сегодня в конце занятия многие из вас признаются в том, что не достаточно хорошо знает какого-нибудь одноклассника. А кто - то откроет себя совершенно в другом формате.

Итак, начинаем. А развивать взаимоотношения в нашем коллективе мы будем, выполняя определённые задания.

  1. Разминка.

«Глаза в глаза»

Посмотрите в течение нескольких секунд в глаза друг другу. Попробуйте рассмотреть цвет глаз, разрез глаз и то, что выражают глаза в данный момент. Обсуждение. Что вы почувствовали, глядя в глаза друг другу? Тяжело ли смотреть в глаза человеку?

2.Рассказ об однокласснике.

Просим на цветных листочках изобразить своё лицо и поменяться с соседом по парте этими листочками. Далее на обратной стороне необходимо написать до пяти самых интересных и знакомых вам качеств или интересов своего соседа-одноклассника. Обсуждение. Насколько трудно было выполнять данное задание?

Далее ведущий говорит о том, что легко мы запоминаем внешность одноклассника, даже знаем его интересы, увлечении, интересуемся его качествами характера и.т.д. А всегда ли мы знаем внутренний мир своего одноклассника: его мечты, переживания, трудности, возможно переживания и др. Всегда ли можно оказать помощь своему однокласснику, если не знать его внутреннего мира?

Что представляет внутренний мир человека? Это наша душа.

Душа поёт

Родственные души

Душа болит

Широкая душа

Душевный человек

Зеркало души

Кристально чистая душа

Ранимая душа

А где находится у вас душа? Вы когда-нибудь задумывались, как выглядит душа? Или как ее можно изобразить? Когда вы слышите это слово, что вы представляете.

3.Напишите или нарисуйте, на что похожа ваша душа.

Чуть тронул мысленно ее, она поет, но...как и что?

Зависит это, как всегда, от тех, кто рядом...иногда...

От мыслей, что приходят к нам, в пустой квартире по ночам...

От настроения, любви, и оттого, как счастлив ты...

Она маяк, она звезда, иль бездна, пропасть, темнота...

Она ребенком мило спит, иль птицей гордою парит.

То станет львом и рвется в бой, иль зайцем, ищущим покой.

То неожиданно больна и валит с ног ее хандра.

Прогонит смерть и песнь поет,

то сникнет вдруг и слезы льет.

Какая, тонкая струна, что называется душа...

4.Упражнение «Пристанище для души»

Давайте с вами немного пофантазируем. Попробуем представить себя героями следующей фантастической истории. Много-много лет назад, задолго до появления на Земле человека, из далекого космоса на нашу планету попали минералы, состоящие из необычного вещества. Такого вещества на Земле никогда не было. У него имелось неожиданное и страшное свойство: один раз в десятки тысяч лет эти минералы начинали испускать особое излучение , действовавшее в течение трех лет. Это излучение было разрушительным только для одного типа материи - для человеческих тел. Они рассыпались на отдельные атомы. Когда излучение прекращалось, атомы человеческих тел вновь собирались вместе в том же порядке и тела восстанавливались. При этом ничего подобного не происходило ни с птицами, ни со зверями, ни с цветами, ни с деревьями и ни с какими неживыми предметами.


Ученые, обнаружив случайно один из этих минералов и изучив его свойства, узнали об опасности, грозившей человечеству, и задумались о том, как предотвратить надвигавшуюся беду. Найти все инопланетные минералы, рассыпанные по Земле, и вывезти их куда-нибудь в космос или уничтожить не представлялось возможным.


Тогда было принято такое решение: если уж сохранить тела невозможно, надо попытаться сохранить человеческие души . Но как? Ученые пришли к выводу, что следует найти способ на те три года, в течение которых будет действовать излучение, «переселить» куда-нибудь души людей.
Когда же излучение прекратится, и человеческие тела восстановятся, можно будет вернуть души обратно.

Долго работали ученые, изобретая способы такого «переселения» душ, и, в конце концов, справились с этой трудной задачей. Всем жителям Земли было объявлено, что им необходимо выбрать птицу, животное, насекомое, растение или любой неживой предмет , которые могли бы стать временным пристанищем их души , пока не закончится разрушающее действие излучения.

Представьте себе, что и вы оказались перед таким выбором. Подумайте, в какое именно тело или предмет (а может быть, природное явление) вам захотелось бы «переселиться», чтобы достаточно комфортно провести в нем три года?

Участники группы задумываются.

Выдержав небольшую паузу, ведущий продолжает.


Следует не забыть и еще об одной важной проблеме. Когда минуют три года, ученые должны будут извлечь ваши души из их временных пристанищ и вернуть каждую в свое тело. Но как же определить, кто в каком теле или предмете «поселился»? Надо оставить ученым информацию о своем местонахождении.
Вам дается 10 минут, для того чтобы написать маленькое представление о том, в кого вы превратитесь. Объясните, почему вы сделали именно такой выбор. Чем вас привлекает пребывание в течение трех лет именно в таком виде?


Для усиления этого эффекта можно включить негромкую музыку, в которой звучали бы тревожные ноты.


Когда работа закончена, участники группы сдают подписанные листы ведущему.

Педагог-психолог: Итак, вы превратились в кого-то или во что-то и прожили в новом для вас виде три года. Наконец время действия излучения миновало. Попробуем вернуть каждому из нас свою душу.

Ведущий зачитывает сочинение, учащиеся должны узнать, кому принадлежит эта душа.

Обсуждение. Легко ли вам было соединить душу с телом человека? Почему?

Что нового и ком вы узнали, выполняя данное упражнение?

Заключение: как важно знать друг друга, уметь увидеть в человеке его внутренний мир. Не оценивать, не судить, не осуждать человека, а попытаться прежде всего понять каждого. Т.е. уметь научиться беречь душу, сохранять душевное тепло своё и окружающих нас людей.

Сегодня на занятии мы с вами ещё раз попытались заглянуть в мир своих одноклассников, присмотреться к себе и каждому в классе. Зачем это важно учиться? Конечно, прежде всего, чтобы сохранять тепло души, сохранять душевное здоровье.

Только душевно здоровый человек может творить самое главное на Земле – Добро!

Закончить занятие мне хочется стихотворением А.Дементьева “Выбор”

Душа бывает как туман,

Бывает – как рассвет.

В тумане прячется обман

В рассвете – только свет.

А что таит твоя душа?

Туман или рассвет?

И с чем душа твоя пришла –

Ты знаешь или нет?

Пусть будет жизнь к тебе добра

Научит добрым быть.

Когда же явится пора

Тебе долги платить.

Себя не сдерживай тогда

Долги сполна плати

И за минувшие года,

И те, что впереди.

Тогда развеется туман

В грядущем и в былом

Ведь нам недаром выбор дан

Между добром и злом.

Души не видно в зеркалах

Мы в глубине своей прекрасны, но как узнать себя, скажи?

Мы смотрим в зеркало напрасно - в нем не увидеть лик Души.

Душа имеет отраженье в глазах и в искренних словах.

Ее постичь не в силах гений, Души не видно в зеркалах...

Душа не терпит изученья, она хранит в себе секрет.

И лишь в порыве вдохновенья от Душ людских исходит Свет.

Постигнув суть своей природы, оставив плен земных страстей,

Душа становится свободной, и даже время служит ей.

Но если жизнь проходит серо, Душа во власти злого сна.

Она разрушится без Веры - Душа ранима и нежна.

Пусть целый мир взамен обещан, Душою в жизни не криви.

Душа от святости трепещет и воскресает от ЛЮБВИ!

Разработку занятия подготовила:

педагог-психолог МКОУ Каменская СОШ

Саенко Инна Александровна

Приложение 1

Если Душа имеет образ кристалла – значит, Душа накопила приличный опыт, и теперь он начинает кристаллизоваться, превращая личность в обладателя с особыми качествами. ВЫ становитесь действующим элементом Вселенной.

Цветок –означает раскрытость Души, её готовность к дальнейшим трансформациям.

Птица – подвижная форма Души, которая уже способна к конкретным действиям.

Образ ребенка, ангелочка, взрослого человека – говорит о весьма взрослом состоянии Души.

Также важен оттенок Души.

По оттенку можно определить, для чего Душа пришла в мир. Красный оттенок – душа пришла учиться жить, осваивать жизненное пространство. Жёлтый – осваивать то, что называется «психизмом»: вживание, чувствование этого мира, наполнение его своей энергией. Мы учимся взаимодействовать с психической энергией других людей, других существ окружающего мира. С изначальной энергией – ци, ки, чи, праной. Научились. Дальше собираем знания, понимая, что энергия – это ещё не все, нужна ещё и информация. И тогда Душа приобретает голубоватый (небесный) оттенок. Зеленоватый – эмоционально-чувственное пространство. Правильные эмоции, правильные чувства. А правильно ли я люблю? Золотой . Душа пришла служить человечеству, решать проблемы человечества и конкретных людей тоже. Это бодхический уровень – те, кто добровольно принимает на себя служение Человечеству, Космосу. Розовый – учиться правильной любви, чистой, божественной. Душа учится испытывать нежность ко всему живому, видя в нем проявление Сущего. Фиолетовый оттенок – ощущение себя продолжением Бога. Он и Бог – это нечто Единое. И человек живет, соответствуя этому состоянию. Перламутрово-белый – присутствие высшей Души. Она просто живет, и делает свое дело, и не задает никаких вопросов и не ищет никакой выгоды. Чёрный – психоматрицы иных миров: агрессоров, вампиров, чёрных магов, демонов.*


Ирина Дерипасова
Тренинговое занятие «Мой жизненный путь»

Цель : осознание своих жизненных целей , активизация механизмов

самосознания.

Возраст : подростки 12-15 лет

Ход занятия:

1. Упражнение «Имя и движение»

Цель : чувство принадлежности к группе.

Инструкция. Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение-руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. Начну я.

Анализ упражнения.

Чьи имена тебе было легко запомнить?

Чьи имена ты забыл?

Чьи движения тебе понравились?

2. Упражнение «Броуновское движение»

Инструкция : «Давайте представим, что все мы - атомы. Атомы находятся в непрерывном движении. В процессе движения атомы объединяются в молекулы, затем разъединяются и снова беспорядочно двигаются. Объединяться в молекулы мы будем по моему хлопку. Одновременно с хлопком я буду называть цифру, обозначающую количество атомов, которые должны объединиться в молекулу. Некоторое время атомы стоят, обнявшись, изображая молекулу. Затем по хлопку и команде «Побежали» , молекула распадается на атомы, которые снова хаотично бегают по комнате до следующей команды».

3 Упражнение «Поменяйтесь местами те.»

Играющие (от 7-8 человек и более) стоят в кругу (или сидят, водящий - в центре круга. Он внимательно рассматривает участников и, заметив какой-либо признак, объединяющий большинство играющих, говорит :" Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы (кто в" джинсах, кто любит зиму, кто учится в школе, кто с часами и т. д.). Все, кто попадают в категорию носителей названного признака, должны быстро вскочить и поменяться местами, ведущий старается занять освободившееся место. Тот, кто остался без места или на своем старом месте, становится ведущим. В качестве. признаков, объединяющих тех, кто должен поменяться местами, может быть использовано, что угодно (цвета и виды одежды, длина и цвет волос, наличие или отсутствие украшений, часов, виды обуви, музыкальные, литературные и прочие пристрастия

4. Упражнение «Это я!»

Это «звездный час» для всех творчески одаренных участников. Они могут без слов представить себя очень интересным способом

Материалы

Каждому участнику потребуется лист бумаги формата A3

Цель. Личностная установка на самоанализ.

Задание. Ответить на вопрос «Кто я?»

Инструкция. Написать загадку, в которой описывает самого себя. Например, кто-нибудь из мальчиков может написать : «Я мальчик. Я живу в небольшом белом доме. Я люблю гулять с собакой. Играю в футбол. Иногда злюсь на друзей. «Кто я?»

Анализ упражнения.

Ты загадал сложную загадку?

Твою загадку быстро разгадали?

Чья загадка тебе понравилась больше всего?

5. Упражнение «Стрела жизни »

Цель : постановка жизненных целей и планирование своего будущего.

Инструкция. На листах бумаги нарисовать различные варианты стрелок : прямые, круговые, зигзагообразные, витиеватые и предложить участникам выбрать : какой из рисунков соответствует жизненному циклу . Можно предложить свои стрелы нарисовать тем, кому не подошла ни одна из предложенных стрелок.

Рефлексия. Почему вы выбрали эту форму стрелки? Где вы сейчас находитесь на этой стрелке и почему?

Упражнение 6. «Письмо себе в 2030 год» .

Цель : формирование и понимание своего «я» сейчас и в будущем.

Инструкция : Напишем себе письмо в 2030 год : какие вы сейчас, как вы будите выглядеть, чем заниматься, кто будет вас окружать… Что вы хотите пожелать себе в будущем?

6. Упражнение «Принятие себя»

Цель. Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, осуществлять самоанализ.

Задание. Определение своих достоинств и недостатков.

Инструкция. Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки : «Мои недостатки» и «Мои достоинства» , предельно откровенно запишите в них все, что считаете нужным. 7. Упражнение «Мусорная корзина»

Цель : обогащение себя новыми ресурсами.

Материал : листы бумаги.

Инструкция : Написать на листе бумаги все то, что вы хотели выбросить в мусорную корзину из своей жизни и объяснить почему .

Все ненужное выбрасывается в мусорную корзину.

Анализ упражнения.

Что нового узнали о себе?

Как себя чувствуете сейчас?

8. Упражнение «Ты мне нравишься тем.»

Вариант 1. Участники встают в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, говоря при этом «Мне в тебе нравится.» и называя понравившееся качество (несколько качеств) . Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившиеся ему качества. Мяч должен побывать у всех участников.

Вариант 2. Разделите группу на пары. Это упражнение можно сделать в парах

9. Упражнение «Хвост ослика Иа» .

Цель : снятие напряжения, чувство принадлежности к группе

Материал : тканевые ленточки на половину участников.

Инструкция : Группа разбивается на пары. Каждой паре дается длинная полоска бумаги или материи, которую один из участников вставляет за пояс. Затем игроки становятся плечом к плечу и обхватывают одной рукой друг друга за пояс. Так эта пара и будет двигаться во время всей игры.

10. Упражнение «Браво» - психогимнастика.

Желающий выходит в центр группы, остальные ему апплодируют. И так далее, пока в центре не побывают все, кто хочет.

Рефлексия

Как вы себя чувствуете?

Что вы узнали о себе нового?

Лучшие статьи по теме