Для школьников и родителей
  • Главная
  • Праздники 
  • Тат мюррея. Тематический апперцептивный тест Генри А. Мюррея Тат г мюррея

Тат мюррея. Тематический апперцептивный тест Генри А. Мюррея Тат г мюррея

Общая характеристика методики ТАТ

Сущность и назначение ТАТ. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) представляет собой набор из таблиц с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Обследуемому предъявляется в определенном порядке несколько таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом обследуемого). Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации.Первоначально ТАТ задумывался как методика для исследования воображения. По мере его применения, однако, выяснилось, что диагностические сведения, получаемые с его помощью, выходят далеко за рамки этой области и позволяют дать развернутую характеристику глубинных тенденций личности, в том числе ее потребностей и мотивов, отношений к миру, черт характера, типичных форм поведения, внутренних и внешних конфликтов, особенностей протекания психических процессов, механизмов психологической защиты и др.

Где применять ТАТ?

На основании данных ТАТ можно делать выводы об уровне интеллектуального развития, о наличии признаков тех или иных психических нарушений, хотя ставить клинический диагноз на основании одних только данных ТАТ, как впрочем, и любого другого психологического теста, нельзя.

С методикой нельзя работать "вслепую", без предварительной биографической (анамнестической) информации об обследуемом.

Наиболее плодотворным оказывается применение ТАТ в клинике пограничных состояний. При этом его целесообразно использовать в одной батарее с тестом Роршаха или MMPI, которые позволяют получить информацию, дополняющую данные ТАТ. Так, содержательная информация, извлекаемая из ТАТ, как правило, позволяет более глубоко и содержательно интерпретировать структуру профиля MMPI, природу и происхождение тех или иных пиков.

Хотя ТАТ предоставляет возможность получения исключительно глубоких и обширных сведений о личности, он никоим образом не гарантирует получения этих сведений в каждом конкретном случае. Объем и глубина получаемой информации зависит в каждом случае от склада личности обследуемого и, в наибольшей степени, от квалификации психодиагноста, причем недостаток квалификации сказывается не только на этапе интерпретации результатов, но и на этапе проведения исследования. Неумелая работа, неудачное взаимодействие с обследуемым часто вызывает у него сильные защитные реакции и - в лучшем случае - в несколько раз снижает информативность результатов.Стимульным материалом ТАТ является стандартный набор из 30 таблиц с изображением относительно неопределенных ситуаций, а также таблица -- пустой бланк. Каждому испытуемому дается 20 таблиц, которые подбираются психологом заранее с учетом его пола и возраста. Методика предназначена для диагностирования лиц, начиная с возраста 14 лет.



Испытуемого просят составить по картинке рассказ, объяснив, что привело к изображенному событию, что происходит в данный момент, что будет происходить в дальнейшем, о чем думают и что чувствуют персонажи. При предъявлении пустого бланка его просят вообразить какую-либо картину и описать ее, а затем составить по ней рассказ. В процессе диагностирования фиксируется время, затраченное на каждую таблицу, латентное время (от момента предъявления таблицы до начала рассказа), длительные паузы, жесты, мимика, поза, настроение. Ведется запись рассказов и всех речевых высказываний испытуемого Как правило, диагностика проводится в два сеанса с интервалом между ними в одни сутки. По окончании рассказов следует беседа с испытуемым, в ходе которой психолог, прежде всего, выясняет источники тех или иных сюжетов, причины логических неувязок, речевых ошибок, оговорок, получает дополнительные сведения об испытуемом.

Мюрреевская схема анализа результатов ТАТ не является единственной. Существуют многочисленные ее модификации и дополнения, опирающиеся на разные теоретические концепции. Их возникновение в первую очередь объясняется направленностью на получение личностной информации, которая может маскироваться защитными механизмами. С этой целью наряду с содержательными характеристиками рассказов выделяют их формальные (структурные) показатели.

В настоящее время благодаря усилиям многих психологов, среди которых следует назвать Д. Рапапорта, С. Томкинса, М. Арнольд, Л. Бел-лака, выделено 27 показателей, которые можно получить по ТАТ . Не все являются обязательными, то есть фиксируемыми в каждом рассказе, но важным принципом анализа является ориентация на их целостную систему, а также на их интеграцию с другими данными об испытуемом. Использование ТАТ требует от диагноста высокого профессионализма, означающего не только знания и опыт, но и опору на интуицию.

Правильное, квалифицированное применение этой сложной методики позволяет получить целостное, глобальное знание о личности, в котором представлена информация о доминирующих потребностях, степени их удовлетворения, конфликтах со средой, целях и средствах их достижения, преградах, состоянии аффективной сферы, психологических защитах, жизненной позиции, мировоззрении, самооценке.

ТАТ и использованный в нем подход к оценке личности послужили основой для разработки целого ряда родственных методик, направленных на измерение одной потребности (например, в достижении или агрессии), для диагностики разных возрастных групп (подростковый апперцептивный тест, геронтологический апперцептивный тест).

Известен Тест детской апперцепции (Children"s Apperception Test -- CAT), разработанный Л. Беллаком (1949, 1955, 1965) и предназначенный для диагностики детей в возрасте от 3 до 10 лет . На карточках CAT вместо людей изображены животные в антропоморфных ситуациях, так как предполагается, что маленьким детям легче фантазировать с изображением животного, чем человека. Эта методика широко используется в практике детских психологов-консультантов и позволяет выявить основные потребности ребенка и степень их удовлетворения, его взаимоотношения с окружающими людьми, страхи, конфликты, психологические защиты.

1. Общая характеристика ТАТ.

2. Проведение и обработка ТАТ.

3. Модификации ТАТ.

ТАТ был создан Г.Мюрреем в 30-х гг ХХ в, хотя идея была не нова. И до него исследователи применяли картинки для установления раппорта в клинической беседе и диагностике отдельных сторон личности. Мюррей был биохимиком, потом прошел курс психоанализа, преподавал клиническую психологию. Его теоретические взгляды находились на стыке теорий З.Фрейда, К.Левина и У.Мак-Дауголла, у которых он заимствовал идею о наличии базовых влечений у человека, которые лежат в основе всех человеческих проявлений. Но большинство идей все-таки из психоанализа, поэтому и интерпретации ТАТ тяготеют к бессознательному и типичным психоаналитическим проблемам: детство, отношения с родителями, братьями - сестрами, перенос.

В основе историй лежат следующие положения Мюррея.

1. Через характеристику главного героя истории и описание его действий и реакций рассказчик обычно использует (сознательно или нет) некоторые фрагменты собственного прошлого или представляет свою личность, например, предположение, идею, чувство, оценку, потребность, план или фантазию, которые он пережил или которые его занимали.

2. В характеристику других действующих лиц вкладываются личностные характеристики знакомых, с кем у него были или есть тесные отношения. Иногда это персонажи, выдуманные им еще в детстве.

3. Когда рассказчик выстраивает отдельные эпизоды, описывая усилия героя, его отношения с другими персонажами, исход ситуации, он обычно использует, сознательно или нет, события, оказавшие влияние на его становление.

После появления ТАТ его модифицировали многие ученые, причем, как сами картинки, так и интерпретации, и даже теоретические обоснования. Наиболее удачной считается модификация Беллака. Он считал, что в основу ТАТ положены следующие базовые положения.

А) Проекция – наиболее сильное искажение действительности. Это бессознательный процесс, который в большинстве случаев не может осознаться.

Б) Апперцептивные процессы, которые действуют на подсознательном уровне и легко могут быть выведены на сознательный уровень, обозначаются термином «экстернализация».

В) Экстернализация – это явление, характеризующее основные тенденции реакции на ТАТ. В процессе тестирования испытуемый догадывается, хотя бы частично, о том, что он в рассказываемых историях говорил о себе.

Г) Психологический детерминизм, т.е. все написанное и рассказанное имеет динамическую причину и смысл. Каждая порция проецируемого материала может иметь не один, а несколько значений, относящихся к разным уровням личностной организации.

С разных теоретических позиций объясняется и то, что диагностирует ТАТ. С точки зрения Хекхаузена, ТАТ выявляет устойчивые личностные свойства. Мак-Клеланд считает, что ТАТ измеряет мотивы, а вслед за ним Аткинсон, что не просто мотивы, а их силу. Согласно деятельностно-смысловому подходу Леонтьева, в рассказах ТАТ отражается индивидуальный образ мира обследуемого. Сам же Мюррей считал, что с помощью ТАТ можно идентифицировать подавленные и подавляемые склонности и конфликты, а также характер сопротивления этим склонностям.


В настоящий момент считается, что ТАТ диагностирует:

Ведущие мотивы, отношения, ценности;

Аффективные конфликты, их сферы;

Способы разрешения конфликтов: позицию в конфликтной ситуации, использование специфических механизмов защиты;

Индивидуальные особенности аффективной жизни личности: импульсивность – подконтрольность, эмоциональную устойчивость – лабильность, эмоциональную зрелость – инфантильность;

Самооценку, соотношение представлений о Я-реальном и Я-идеальном, степень принятия себя.

Данные о надежности и валидности ТАТ противоречивы. Мюррей считал, что все зависит от компетентности исследователя. С 1940 г стали проводить изучение надежности. Однако, корреляции между суждениями разных экспертов варьировали от 0,3 до 0,96. Разброс этих значений объясняется различиями групп обследуемых, схем обработки и степени квалификации экспертов.

Что касается ретестовой надежности, то Мюррей считал, что от ТАТ не следует ожидать высокой надежности, а большинство исследователей полагают, что устойчивость результатов во времени во многом зависит от особенности личности испытуемого. Тем не менее в исследованиях коэффициент надежности оказался достаточно высоким: 0,8 через два месяца, 0,5 – через десять месяцев. В то же время коэффициент надежности существенно различается для разных картин ТАТ.

Ретестовая надежность ТАТ зависит и от изменений в психологической ситуации у обследуемых. Так, сильная критика рассказов обследуемых приводит к значительному увеличению признаков агрессии, а также числа описаний эмоциональных состояний. На результатах сказывается и порядок предъявления таблиц.

Нормативных данных по рассказам ТАТ практически нет. Часто люди не видят в картинках те или иные детали, которые создатели считают важными. Поэтому нормы нужны, но пока неизвестно, как их разрабатывать.

Что касается валидности, то сложность заключается в выделении критерия. До сих пор неясно, что ТАТ должен измерять, поэтому чаще говорят о валидности отдельных показателей, а не методики в целом. Обнаружено, что около 30% рассказов содержат в себе элементы биографии или жизненного опыта обследуемых. Рассказы ТАТ согласуются с данными анализа сновидений и с результатами теста Роршаха. По данным ТАТ удается восстановить черты характера личности, элементы биографии, уровень интеллекта, установки и личностные конфликты. В то же время валидность зависит от теории, на основе которой интерпретируются результаты (теоретическая валидность).

В последнее время появились данные, свидетельствующие о прогностической валидности. На основе ТАТ удалось спрогнозировать успехи в профессиональной деятельности, учебе, преодолении жизненных проблем. Но до сих пор ТАТ не стандартизирован должным образом, и многие считают, что этого никогда и не произойдет. Поэтому иногда говорят, что ТАТ не является тестом в строгом смысле слова.

Процедура проведения.

Мюррей выделял две части в проведении ТАТа: «разминку» и основную часть.

«Разминка» - первая картинка. Прослушав инструкцию, испытуемый примерно 20 сек может рассмотреть картинку, а потом откладывает её в сторону. Затем его просят выбрать подходящее имя для главного героя, а потом рассказать о нем. Иногда после завершения первой истории бывает необходимо повторить некоторые моменты инструкции, чтобы добиться окончания истории.

Всю основную часть экспериментатор молчит либо разумно хвалит, пока не будут рассказаны все 10 историй и не пройдет час. Обычно истории занимает 5 минут и включает около 200 слов. Обязательно установить раппорт.

Беллак считал, что лучше сидеть так, чтобы испытуемый не видел исследователя, а тот мог бы наблюдать за ним и его мимикой. Однако это положение не подходит для работы с подозрительными или тревожными испытуемыми.

Испытуемым дают следующую инструкцию: «Я буду показывать вам картинки, и я бы хотел(а), чтобы вы рассказали мне, что происходит на каждой из них, что было до этого и чем все это закончится. Я хочу, чтобы ваши истории были интересными, яркими, чтобы вы импровизировали». Таким образом, у испытуемых должно создаться впечатление, что изучают их воображение, фантазию.

Если испытуемый выполняет методику самостоятельно, необходимо объяснить, чтобы он брал по одной картинке в той последовательности, в которой они лежат, а не рассматривал все картинки, а потом выбирал.

Обычно предъявляют сначала первые 10 картинок, а на другой день – остальные. Но если у исследователя есть определенная цель, он может подобрать свой набор картинок. В любом случае важна последовательность предъявления. Первые картинки отражают более универсальные, привычные, обыденные сферы: последние – более специфические, индивидуально значимые сферы. Далее, картины различаются по эмоциональному тону и по степени реалистичности. Мюррей считал, что поскольку первые 10 картин затрагивают более обыденные темы, а вторые – более фантастические, рассказы по первым должны отражать потребности, реализуемые в повседневном поведении, а по вторым – вытесненные или сублимированные желания, но экспериментального подтверждения этому получено не было.

Необходимый набор таблиц для обследования мужчин: 1, 2, 3BM, 4, 6BM, 7BM, 11, 12M, 13MF; женщин – 1, 2, 3BM, 4, 6GF, 7GF, 9GF, 11, 13MF.

Важна и ситуация обследования: поведение экспериментатора, предъявление инструкции; влияние самой ситуации обследования, которую человек может воспринять как ситуацию экспертизы, что приведет к улучшению или ухудшению деятельности (в зависимости от личных качеств).

Нельзя сообщать обследуемому истинное назначение методики, поэтому надо придумать правдоподобную «легенду». Она зависит от состояния и интеллектуального уровня испытуемого. Если ТАТ применяется в клинике, надо учитывать симптоматику. Если не в клинике, - на воображение, утомляемость, работоспособность, умения. Не стоит упоминать, что методика американская. Если человек интересуется, потом можно ответить на его вопросы, раскрыть суть методики. Но этот процесс должен протекать по законам психодиагностики, т.е. как, какую информацию сообщать, чтобы не навредить человеку.

При выполнении методики надо следить, чтобы человек не устал, хотя его сразу надо предупредить, что работа продлится 1 – 1,5 ч. Нельзя прерывать обследование перед таблицами 13, 15, 16 и нельзя начинать с них сеанс. Перед началом работы можно провести короткую и занимательную методику, чтобы человек втянулся в работу, например, «Несуществующее животное».

В целом, общая ситуация, в которой проводится обследование, должна отвечать трем требованиям:

1) должны быть исключены помехи;

2) обследуемый должен чувствовать себя комфортно;

3) ситуация и поведение психолога не должны вызывать у обследуемого каких-либо мотивов и установок.

При предъявлении инструкции нашим испытуемым необходимо подчеркнуть, что рассказ надо составить, отталкиваясь от картинки, а не по картинке, как привыкли в школе. Разница заключается в том, что при составлении рассказа по картинке акцент делается на настоящем, а в ТАТ просят обследуемых представить, что было в прошлом, что будет дальше, и описать чувства и мысли персонажей.

Вторая часть инструкции состоит из следующих сообщений:

Правильных или неправильных вариантов не бывает, любой рассказ, соответствующий инструкции, хорош;

Рассказывать можно в любом порядке. Лучше не продумывать заранее весь рассказ, а начинать сразу говорить первое, что придет в голову, а изменения или поправки можно внести потом;

Литературная обработка не требуется, литературные достоинства оцениваться не будут. Главное, чтобы было понятно, о чем идет речь.

Если основные пункты (настоящее, прошлое, будущее, чувства, мысли) в рассказе отсутствуют, инструкцию надо повторить. Но делать это можно два раза. Если и после третьей картинки этого нет, значит, это диагностический признак, и инструкцию больше не повторяют. На все вопросы испытуемого отвечают уклончиво: «Если вы так считаете, значит, так и есть» и т.п.

Вначале второго сеанса у испытуемого спрашивают, помнит ли он, что надо делать, и просят повторить инструкцию. Если он что-то пропустил, надо напомнить.

Специальные инструкции требуются при работе с табл. 16 (чистое белое поле). Если она не смущает обследуемого, он без дополнительных инструкций дает рассказ. Тогда его просят сочинить еще один рассказ, а потом еще. Считается, что таблица 16 выявляет актуально значимые проблемы. Если они вытесняются, то наиболее ярко проявляются к третьему рассказу. Если нет – видны будут уже в первом, тогда последующие не обрабатываются.

Следует пресекать попытки представить на белом фоне известную картину – И.Е.Репина, Рафаэля и т.д. Если человек удивляется и возмущается белым фоном, ему следует дать инструкцию представить себе на этом листе любую картину и описать её, а затем составить по ней рассказ. И так три раза.

Мюррей предлагал после окончания обследования пройтись по всем картинкам и спросить об источниках сюжетов – из личного опыта, книг, фильмов, рассказов знакомых, просто фантазии.

Иногда испытуемый отказывается работать или уходит от соблюдения инструкции. В случае отказа нужно постараться расположить к себе обследуемого, успокоить. Если у человека проблемы с выражением мыслей, можно задать конкретные вопросы.

Уходов выделяют четыре типа:

Описательный – идет описание того, что изображено, но нет истории. Здесь надо еще раз разъяснить, что необходимо сочинить рассказ;

Формальный – обследуемый четко следует инструкции, задает вопрос и отвечает на него, но рассказ не получается. Если это связано с ригидностью воображения, человека можно расшевелить. Если это сознательное поведение, которое повторяется несколько раз, обследование бесполезно;

Подменяющий – здесь не сочиняется рассказ, а воспроизводится похожее содержание книги или фильма. Если книга или фильм называются, надо указать, что они придуманы кем-то, а надо что-то своё. Если психолог узнал сюжет, реакция должна быть такой же. Но если подмена не узнана, ничего не сделаешь, будут недостоверны результаты;

Разветвленный – обследуемый сочиняет рассказ, но в деталях непоследователен. Например, то мальчику 12 лет, то больше, то меньше; то скрипка его, то нет и т.д. (табл. 1). В этом случае следует попросить обследуемого выбрать один вариант и сосредоточиться на нем.

Обычно от психолога при работе человека с ТАТ требуется минимальная активность. Но бывают ситуации, когда психологу надо проявить активность.

1. Вопросы обследуемого, ответы на которые нельзя отложить «на потом». При ответах надо придерживаться неопределенности. Например:

Вопрос: - Что здесь изображено?

Ответ: - Что вам надо для рассказа, то и используйте.

Это мужчина или женщина?

Как хотите. Если вам кажется, что это мужчина, пусть будет мужчина. Если кажется, что женщина, пусть будет женщина.

Интересный рассказ?

Нормальный.

А такой рассказ уже кто-нибудь рассказывал?

Не помню.

2. Необходимость повлиять на темп рассказа. Возникает, если психолог не успевает записывать рассказ за говорящим. Тогда можно медленно повторить последнее предложение, прервав говорящего. Начать с сообщающего слова: итак, вы сказали… Значит… . Другой вариант, когда обследуемый надолго задумывается, и его надо разговорить наводящими вопросами: «О чем вы думаете?» и т.д.

3. Необходимость эмоционально подкрепить, приободрить обследуемого. Желательно учитывать индивидуальные особенности – замкнутость, нерешительность, робость, тревожность.

4. Необходимость уточнить детали рассказа. Возникает в трех случаях:

а) когда у психолога возникают сомнения в том, что именно обследуемый видит на картинке, т.е. испытуемый говорит о человеке на картинке в среднем роде или не упоминает какие-то детали. Надо выяснить, он их не видит, не распознает или специально опускает;

б) оговорки. Если психолог их заметил, он просит повторить фразу, говоря, что не расслышал. Если человек исправляется, - оговорка, если повторяется – симптом нарушения восприятия или утраты смысла понятия;

в) утрата логической последовательности сюжета, введение дополнительных персонажей, которых нет на картинке. Нарушение логики, последовательности, разорванность рассказа свидетельствуют о патологии: психозе или разорванности мышления. Но только в том случае, если человек не может ответить на уточняющие вопросы: «Вы сказали, он кого-то ждет, а кого?». Либо попросить что-то пояснить. Если же человек с этим справляется, то это его индивидуальные особенности, прежде всего, мыслительные.

Составление протокола.

В него вносится:

1) полный текст всего, что говорит обследуемый, в той форме, в какой он это говорит, со всеми вставками, отвлечениями, повторениями и т.д. Если он хочет что-то исправить, исправления тоже записываются, но основная запись не меняется.

2) все, что говорит психолог, обмен репликами, все взаимные вопросы и ответы;

3) длинные паузы в рассказе;

4) латентное время – от предъявления картинки до начала рассказа, и общее время рассказа – от первого до последнего слова;

5) положение картины. Испытуемый может вертеть картинку, определяя, где верх, где низ. Правильное положение картинки обозначается значком ↓, вверх ногами - , боковые положения - → и ←. Если испытуемый спрашивает, как правильно, отвечают: Как вам удобно, так и держите.

6) эмоциональный настрой обследуемого, динамика его настроения и эмоциональных реакций по ходу обследования и в процессе рассказывания;

7) невербальные реакции и проявления обследуемого вплоть до того, когда улыбнулся, нахмурился, сменил позу.

Кроме того, начинать надо с записи данных об обследуемом (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение, члены семьи, состояние здоровья, успехи в профессиональной карьере; основные вехи биографии); ФИО психолога, дата обследования, ситуация обследования (место, время, способ фиксации результатов, другие особенности ситуации, отношения обследуемого к ситуации обследования и к психологу).

Обработка рассказов ТАТ на Западе проще, чем у нас. В основном они пользуются ТАТ – брошюрой Беллака, куда заносят данные из рассказов, а потом интерпретируют, исходя из своих теоретических взглядов (в основном, психоаналитических).

В отечественной обработке заполняется несколько таблиц. Первая – обязательные структурные показатели, вторая – факультативные структурные показатели, третья – обязательные содержательные показатели, четвертая – факультативные содержательные показатели. Затем эти таблицы анализируются, выделяются основные синдромы и строится:

Парадигматическая структура, представляющая собой систему смысловых пучков, лежащих в основе содержания;

Оппозиционная структура, т.е. смысловые противопоставления (например, что есть и чего хочет, каков один персонаж, и каков второй и др.);

Синтагматическая структура – последовательность развития сюжета в рассказе, событий;

Пространственная структура – расположение персонажей в мире;

Актантная структура – взаимоотношения персонажей рассказов.

Возможно, такой анализ более глубокий и более наглядный, лучше позволяет выявить закономерности представлений, взглядов и внутреннего мира человека, но он достаточно громоздкий.

Беллак считал, что ТАТ можно использовать в качестве общего базиса для краткосрочной психотерапии. Также психоаналитики применяют ТАТ, когда у пациентов проблемы со свободными ассоциациями или когда ассоциаций недостаточно. Можно применять ТАТ, когда у пациента депрессия, он молчит, а ТАТ помогает наладить контакт. При этом в консультировании и психотерапии подробный анализ рассказов часто не делают, а лишь читают рассказы и составляют общее впечатление.

Модификации ТАТ

1. САТ (Детский Апперцептивный Тест). Картинки предназначены для детей, но, в основном, на них изображены животные, выполняющие человеческие функции. Считается, что его легче проводить в виде игры. Предназначен для детей от 3 до 10 лет. Дети работают с 10 картинками, хотя первоначально их было 18. Беллак считал, что в картинках отражаются типичные темы теории Фрейда о детской сексуальности. В 60-е годы Мерштейн разработал новый вариант САТ-Н, где представлены люди, а не животные. Но большинство практических психологов считают, что САТ не информативен, т.к. требует от детей делать то, что они не умеют в 3-7 лет – составлять развернутый рассказ с учетом прошлого, будущего, а составлять рассказ с учетом мыслей и чувств они не умеют и в 10 лет. Поэтому диагностическая ценность его сомнительна.

Были попытки создать модификацию для подростков – Тест картинок и рассказов Саймонда – SPST, Мичиганский картиночный тест – МРТ. Но работ с их использованием мало, и никто не смог доказать, работают ли они и что выявляют.

2. Модификации ТАТ, предназначенные для работы с людьми с физическими недостатками и с людьми разных профессий. Но в основном это закрытая информация. Есть «Тест групповой проекции Генри и Гуетцкого, который направлен на изучение динамик малых групп. Он проводится в группе, и рассказ сочиняется всей группой.

3. Тест Х.Хекхаузена на изучение мотивации достижения успеха или избегания неудачи.

4. Техника Объектных Отношений (ORT) – Object Relation Technique – Филлипсона. Создана в 1955г. Очень похожа на ТАТ, но стиль и содержание отдельных картинок характерны для всего спектра серии. Применялась им в качестве дополнения к терапии. Рассказывая историю, человек раскрывает свой способ восприятия мира. Он, в свою очередь, сложился из бессознательного выстраивания отношений в раннем детстве для удовлетворения своих потребностей и из сознательного выстраивания в более поздние годы. Филлипсон считал, что с помощью его техники можно выявить перевес бессознательного или сознательного выстраивания. Стимульный материал включает 13 карточек, в том числе одну белую, предъявляемый в четыре серии. В каждой серии на карточках один стиль изображения. Анализ осуществляется по четырем категориям: перцепция (что видит на картинке); апперцепция (смысл воспринимаемого); содержание объектный отношений (люди, упомянутые в рассказе, и типы взаимодействия, в которые они вовлечены); структура рассказа. В структуре рассказа важен конфликт и его разрешение. Но данных по применению ORT вне психотерапии либо нет, либо они ненадежны. Детский вариант (CORT) разрабатывается Уилкинсоном, он несколько смягчен и более объективирован, но до конца не доделан.

5. Проективные картинки Пикфорда (РРР) – разработаны для работы с детьми. Стимульный материал состоит из 120 контурных рисунков размером с почтовую открытку. Рисунки примитивные. Направлены на выявление взаимоотношений ребенка с родителями, братьями \ сестрами, сверстниками, неожиданными ситуациями, любопытством в вопросах пола, продолжения рода. Рассчитана на 20 сеансов. Применяется преимущественно в психотерапии, школьными психологами. Выявляет мечты, сны, фантазии, проблемы в школе и дома. Существует список распространенных толкований картинок, а также таблица нормативных показателей для мальчиков и для девочек.

6. Картинки про Блэки. Разработаны Дж.Блюмом. Предназначались для изучения психосексуального развития. Сначала считались для взрослых, потом адаптировали их для детей. Стимульный материал изображает жизненные коллизии семьи собак. Всего картинок 12. На рассказ отводится около двух минут. В каждой картинке представлены этапы психосексуального развития, по Фрейду: оральная, анальная, Эдипова комплекса, страх кастрации, идентификация и т.д. После рассказа ребенку задают еще 6 вопросов, в каждом из которых есть варианты ответов. Ребенок должен выбрать один ответ. В заключение картинки надо еще рассортировать на понравившиеся и непонравившиеся. Тест широко применяется, но он может использоваться только в рамках психоаналитической теории.

7. Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга (P-F). Один из старейших и наиболее популярный. Вписывать надо первый пришедший на ум ответ, поэтому много времени не занимает. Хорошо объективирован, есть нормы. Но определяет не тип личности, а тип реакции. Розенцвейг связывал его с эмоциями и защитными механизмами. Валидности и надежности нет, т.к. Розенцвейг полагал, что к проективным методикам они не применимы.

Модификации ТАТ продолжают развиваться. Существуют попытки сделать их для людей разных профессий, уровня образования, культур, например, есть вариант для негров. Но для нас они не годятся, даже если бы и появились, т.к. культура и менталитет другие.

Тематический апперцептивный тест был разработан в Гарвардской психологической клинике Генри Мюрреем с сотрудниками во второй половине 30-х годов. Его рекомендуется применять в случаях, вызывающих сомнения, требующих тонкой дифференциальной диагностики, а также в ситуациях максимальной ответственности, как при отборе кандидатов на руководящие посты, космонавтов, пилотов и т.п. Его рекомендуют использовать на начальных этапах индивидуальной психотерапии, поскольку он позволяет сразу выявить психодинамику, которая в обычной психотерапевтической работе становится видна лишь спустя изрядное время. Особенно полезен ТАТ в психотерапевтическом контексте в случаях, требующих неотложной и краткосрочной терапии (например, депрессии с суицидальным риском).

Ее ключевое положение составляет принцип «диадического взаимодействия», согласно которому изучение личности возможно лишь в системе отношений организм-среда. Объектом психологического анализа должна стать некоторая единица их взаимодействия - система потребность - давление или «тема».

Термином «потребность» Мюррей обозначает некоторую гипотетическую переменную, которая в зависимости от обстоятельств проявляет себя то в виде мотива, то в виде черты.

Мюррею принадлежит одна из наиболее популярных на Западе классификаций потребностей – это первичные и вторичные. Первичные или висцерогенные относятся к естественным нуждам человека как живого организма. Это потребности в кислороде, пище, воде, избегании боли, сексуальном удовлетворении. Вторичные, характеризуют человека как социальное существо и вытекают из факта общения людей. Важнейшие из них - потребности в любви, сотрудничестве, автономии, агрессии, творчестве и т. д. Мюррей различает также потребности явные и латентные . Явные свободно проявляются вовне, находя удовлетворение в физических актах, речи, в сложных формах поведения и т. д. Их диагностика не требует никакой специальной техники, кроме наблюдения . Латентные потребности никогда не проявляются в адаптивных поведенческих актах, а лишь в фантазии, сновидениях и играх. В восприятии латентная потребность обнаруживает себя «апперцептивно» Содержание латентных потребностей составляют бессознательные асоциальные влечения агрессии и секса. Изучение в ходе психоаналитической терапии или экспериментально , путем создания неопределенных стимульных условий. Согласно Мюррею, диагностически значимые рассказы ТАТ являются проекцией главным образом внутреннего слоя личности. Иначе говоря, чем менее потребность находит удовлетворение в реальной жизни, тем большее место она займет в фантазиях.

51.Метод тат Мюррея: процедура проведения и интерпретация данных

Особенности стимульного материала .Таблицы различаются, во- первых, по конкретной сфере жизненных отношений, которую каждая из них затрагивает,во – вторых, по эмоциональному тону, который задаётся расположением, позами и лицами людей, светотенью, контрастами самих изображений и т. п. и, в – третьих, по степени реалистичности.

Инструкция. Работа с ТАТ начинается с предъявления инструкции. Обследуемый удобно сидит, настроившись работать по меньшей мере час – полтора, несколько таблиц (не более 3-4) лежат наготове изображением вниз. Инструкция состоит из 2 частей. Первая часть инструкции должна зачитываться дословно наизусть, причём 2 раза подряд, невзирая на возможные протесты обследуемого.

Способы фиксации и интерпретации данных. В процессе исследования в зависимости от целей обследуемому могут быть заданы вопросы типа: <О чем сейчас думает этот человек?>, <Какова его профессия?> и т. п. В целом, как правило, в задачу обследуемого включается условие, требующее осветить в рассказе три основных момента: что привело к ситуации, изображенной на картине, что происходит в настоящий момент, чем эта ситуация закончится? Рассказы обследуемого записываются дословно, с фиксацией пауз, интонаций и других выразительных движений. Обычно прибегают к стенограмме или скрытому магнитофону, иногда обследуемый сам записывает свой рассказ.

Прежде чем приступать к интерпретации совокупности рассказов, экспериментатор должен располагать всеми возможными сведениями об обследуемом (семейное положение, профессия, возраст и т. д.). В случае, если обследуемый психически больной, необходимо тщательное изучение анамнеза, истории болезни.

Анализ полученных с применением ТАТ данных строится следующим образом: первым этапом является выделение <героя>, с которым испытуемый идентифицирует себя. ьПервейшая задача исследователя - детальное рассмотрение того, что чувствует, думает или делает <герой>, установление того, что является в некотором роде уникальным. Каждое проявление переменной оценивается по 5 - балльной шкале. Дальнейший этап - изучение <давлений> среды, сила каждого из них также подвергается количественной оценке. Далее идет сравнительная оценка сил, исходящих от <героя>, и сил, исходящих от среды.

Тематический апперцептивный тест

Описание методики Тематический апперцептивный тест был разработан в Гарвардской психологической клинике Генри Мюрреем с сотрудниками во второй половине 30-х годов.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) представляет собой набор из 31 таблицы с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Одна из таблиц - чистый белый лист. Обследуемому предъявляется в определенном порядке 20 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом обследуемого). Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации (более подробное описание и инструкции будут приведены ниже).

В рядовых ситуациях сравнительно массового психодиагностического обследования ТАТ, как правило, не оправдывает затраченных усилий. Его рекомендуется применять в случаях, вызывающих сомнения, требующих тонкой дифференциальной диагностики, а также в ситуациях максимальной ответственности, как при отборе кандидатов на руководящие посты, космонавтов, пилотов и т.п. Его рекомендуют использовать на начальных этапах индивидуальной психотерапии, поскольку он позволяет сразу выявить психодинамику, которая в обычной психотерапевтической работе становится видна лишь спустя изрядное время. Особенно полезен ТАТ в психотерапевтическом контексте в случаях, требующих неотложной и краткосрочной терапии (например, депрессии с суицидальным риском).

История создания методики

Тематический апперцептивный тест был впервые описан в статье К.Морган и Г.Мюррея в 1935 году. В этой публикации ТАТ был представлен как метод исследования воображения, позволяющий охарактеризовать личность обследуемого благодаря тому, что задача истолкования изображенных ситуаций, которая ставилась перед обследуемым, позволяла ему фантазировать без видимых ограничений и способствовала ослаблению механизмов психологической защиты. Теоретическое обоснование и стандартизованную схему обработки и интерпретации ТАТ получил несколько позже, в монографии "Исследование личности" Г.Мюррея. Окончательная схема интерпретации ТАТ и окончательная (третья) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году.

Адаптации и модификации методики

О ТАТ можно говорить по меньшей мере в двух значениях. В узком значении - это конкретная диагностическая техника, разработанная Г.Мюрреем, в широком значении - это метод личностной диагностики, воплощением которого является не только тест Мюррея, но и целый ряд его вариантов и модификаций, разработанных позднее, как правило, для более частных и узких диагностических или исследовательских задач.

Варианты ТАТ для разных возрастных групп

Наиболее известной методикой из этой группы является Детский апперцептивный тест (CAT) Л.Беллака. Первый вариант CAT (1949) состоял из 10 картин, изображавших ситуации, героями которых являлись антропоморфизированные животные. В 1952 году была разработана дополнительная серия (CAT-S), картины которой охватывали ряд ситуаций, не учтенных в первом варианте CAT. Методика была предназначена для детей 3-10 лет и опиралась на предположение о том, что для детей этого возраста легче идентифицироваться с животными, чем с человеческими фигурами. Экспериментальные данные, однако, опровергли это допущение, и Беллак, хотя и не сразу согласившийся с его критикой, создал в 1966 году параллельный вариант с человеческими фигурами (САТ-Н).

Сравнительные исследования не обнаружили существенных различий между результатами по "звериной" и "человеческой" формам теста. Замена звериных фигур человеческими снижает степень неоднозначности изображений. Сам Беллак считает высокую степень неопределенности безусловным плюсом, однако некоторыми авторами это мнение оспаривается. Для обработки Детского апперцептивного теста Беллак использует те же основные категории, что и при обработке ТАТ, подчеркивая, что там, где это возможно, тест должен даваться не как тест, а как игра.

Мичиганский рисуночный тест (МРТ) предназначен для детей 8-14 лет. Он состоит из 16 таблиц, изображающих реалистические ситуации (одна таблица - чистое белое поле). Как и в ТАТ Мюррея, часть таблиц МРТ (8) предъявляется обследуемым обоего пола, а часть различна для мальчиков и девочек (по 4). Основной предмет диагностики: девять проблемных областей, такие как конфликты в семье, в школе, конфликты с авторитетами, проблемы агрессии и т.п. В отличие от ТАТ, картины МРТ более реалистичны и не содержат чрезмерной неопределенности. Индекс напряженности, высчитываемый по результатам теста, значимо различается у нормально адаптированных и дезадаптированных детей. Как и CAT, MPT обладает достаточно хорошими психометрическими характеристиками, хотя он не считается в достаточной мере объективным.

Тест рассказов по рисункам П.Саймондса (SPST) был создан в 1948 году и предназначен для тестирования подростков от 12 до 18 лет; первоначально разрабатывался в исследовательских целях. Включает 20 таблиц с изображениями релевантных ситуаций. Обработка результатов опирается на оценку сравнительной частоты разных тем. Этот тест не получил широкого применения. Сами изображения выглядят явно устаревшими; отсутствуют данные о каких-либо преимуществах теста Саймондса перед ТАТ Мюррея. Дж. Каганом высказывалось мнение о том, что оптимальным для обследования подростков был бы смешанный тест, включающий в себя отдельные картины из ТАТ Мюррея, МРТ и SPST.

Варианты для пожилого возраста. В семидесятые годы были предприняты попытки создать версии ТАТ для пожилых людей: геронтологический апперцептивный тест (GAT) Уолка и Уолка и апперцептивный тест для старшего возраста (SAT) Л.Беллака и С.Беллак. Оба эти теста в целом не оправдали ожиданий; оказалось, что изображение пожилых людей на картинках не повышает их диагностической ценности.

Варианты TAT для разных этнокультурных групп

ТАТ С.Томпсона для негров (Т-ТАТ). Т-ТАТ был создан в 1949 году в качестве параллельного варианта ТАТ Мюррея, предназначенного для обследования американцев негритянского происхождения. Томпсон исходил из предположения о том, что им легче будет идентифицироваться с негроидными персонажами. 10 таблиц ТАТ Мюррея были переделаны соответствующим образом, одна исключена, другие сохранены без изменений. Имеющиеся данные достаточно противоречивы, но в целом не подтверждают гипотезу о преимуществах этого варианта при работе с неграми. Вместе с тем общепризнано, что этот тест полезен для изучения расистских установок и стереотипов у людей как белого, так и черного цвета кожи.

ТАТ для африканцев. Эта методика отличается от Т-ТАТ содержанием картин, ориентированным на традиционную африканскую культуру в той мере, в какой можно обобщенно говорить о таковой. Последнее обстоятельство отмечалось критиками, подчеркивающими существование культурных различий между отдельными регионами, народами и племенами, вследствие чего для одних предложенная версия будет более, а для других менее адекватна. Набор включает в себя 22 таблицы, из них по 8 для мужчин и женщин и 6 общих. При проведении считается необходимым, чтобы экспериментатором был также африканец, в противном случае ответы будут стереотипно-ролевыми. Порядку предъявления таблиц придается мало значения. Обследование завершается опросом, в ходе которого, в частности, обследуемые должны припомнить картины - то, какие именно картины воспроизведены, считается диагностически значимым. Южноафриканский тест анализа рисунков (SAPAT) предназначен для детей от 5 до 13 лет. Материалы теста включают 12 картин, на которых действуют не только обыкновенные люди, но и короли и королевы, гномы, эльфы и феи, а также очеловеченные животные. Оправданность такого построения теста вызывает сомнения, хотя авторы теста П.Нел и А.Пелсер исходили из данных опроса детей.

Имеются сведения о версиях ТАТ, разработанных для американских индейцев, жителей Кубы, индийцев, японцев, китайцев и др. Семенофф в своей книге подробно разбирает методологические проблемы, связанные с использованием ТАТ в разных культурах.

Варианты ТАТ для решения разных прикладных задач

Профессиональный апперцептивный тест (VAT) включает в себя 8 таблиц в мужском варианте и 10 - в женском с изображением ситуаций профессиональной деятельности. Схема обработки предполагает выявление индикаторов мотивов и установок, релевантных пяти профессиональным сферам. Тест имеет удовлетворительные психометрические характеристики.

Тест групповой проекции (TGP) включает в себя 5 таблиц и предназначен для оценки групповой динамики. Члены группы должны совместно составлять рассказы по таблицам. Достоинства этого теста неочевидны и не имеют какого-либо эмпирического подтверждения. Тест семейных установок Л.Джексон (TFA) предназначен для детей от 6 до 12 лет. Варианты для мальчиков и девочек полностью различны и включают в себя по 7 таблиц с изображениями критических семейных ситуаций. Интерпретация результатов довольно свободная, сколько-нибудь формализованная система обработки отсутствует, равно как и данные по валидности и надежности.

Индикатор семейных отношений (FRI) разработан в русле семейной психиатрии. Набор состоит из 40 таблиц, однако их отбор в конкретной ситуации обследования зависит не только от пола обследуемого, но и от структуры семьи (сын/дочь, сын и дочь). Цель методики - получить по возможности более полное описание отношений в семье. Изображения не натуралистичны, а схематизированы. Данные по надежности и валидности недостаточны; однако мнения по поводу теста в целом расходятся.

Школьный апперцептивный метод (SAM) включает 22 рисунка с изображениями типичных школьных ситуаций и предназначен для школьных психологов. Данные по надежности и валидности отсутствуют, что вызывает сомнения в преимуществах теста перед другими методиками.

Учебный апперцептивный тест (EAT) отличается от предыдущего тем, что в нем использованы натуралистические фотографии, причем круг охваченных тем несколько уже. В то же время нет никаких данных, позволяющих сравнить его с SAM или другими тестами.

Тест школьной тревоги (SAT) включает в себя 10 таблиц, охватывающих пять возможных классов тревоги в школьных ситуациях. Подбор картин делался на основе экспертных оценок. Автор теста Е.Хусляйн положительно оценивает его надежность и валидность, однако необходимы дополнительные подтверждения.

Варианты ТАТ для измерения отдельных мотивов

В данном разделе речь идет о наиболее стандартизированных вариантах ТАТ, разработанных в русле интеракционистской парадигмы и предназначенных для измерения выраженности отдельных мотивационных диспозиций. Эта группа методов обладает существенно более высокими показателями валидности и надежности по сравнению как с ТАТ Мюррея, так и со всеми другими его модификациями.

ТАТ для диагностики мотивации достижения Д.Мак-Клеланда является первой и наиболее известной из методик этой группы. Материал теста включает в себя четыре слайда, изображающих ситуации, связанные с тематикой достижения. Два из них заимствованы из ТАТ Мюррея, два созданы дополнительно. Методика может предъявляться в групповом режиме. Испытуемые должны написать по каждой картине рассказ, ответив в нем на четыре вопроса:

1) Что происходит на картине, кто изображенные на ней люди?

2) Что привело к этой ситуации?

3) Каковы мысли, желания людей, изображенных на картине?

4) Что произойдет потом?

Рассказы анализируются с точки зрения присутствия в них признаков темы достижения. В число этих признаков входят потребность достижения, позитивные и негативные целевые ожидания (антиципации), инструментальная активность, направленная на достижение цели, внутренние и внешние препятствия, внешняя поддержка, позитивные и негативные эмоциональные состояния, возникающие вследствие успеха или неудачи, общая тема достижения. За каждый из этих признаков засчитывается по одному баллу; сумма баллов определяет общую выраженность потребности в достижении. С помощью этой методики, не претендующей на статус теста, было получено много разнообразных результатов, которые подтверждают ее богатые возможности и психометрическую обоснованность.

ТАТ для диагностики мотивации достижения Х.Хекхаузена отличается от варианта Д.Мак-Клеланда тем, что Х.Хекхаузен теоретически и экспериментально разделил в мотивации достижения две независимые тенденции: надежду на успех и боязнь неудачи. Методика Х.Хекхаузена включает в себя 6 картин; инструкция носит более нейтральный характер. Для каждой из двух мотивационных тенденций выделена своя система диагностически значимых категорий, которые частично совпадают с категориями системы Д.Мак-Клеланда.

Известны также формализованные версии ТАТ для диагностики мотивации власти (Д.Уинтер), аффилиации (Дж.Аткинсон) и некоторых других. У нас в стране была разработана схема для диагностики альтруистических установок личности на основе стандартного ТАТ.

Теоретические основы Процедура проведения Ситуация и атмосфера проведения обследования

Полное обследование с помощью ТАТ редко занимает меньше 1,5-2 часов и, как правило, разбивается на два сеанса, хотя возможны и индивидуальные вариации. При сравнительно коротких рассказах с небольшим латентным временем все 20 рассказов могут уложиться в час - час с небольшим (1 сеанс). Возможна и обратная ситуация - долгие размышления и длинные рассказы, когда двух сеансов оказывается недостаточно, и приходится устраивать 3-4 встречи. Во всех случаях, когда число сеансов больше одного, между ними делается интервал в 1-2 дня. При необходимости интервал может быть больше, но не должен превышать одной недели. При этом обследуемый не Должен знать ни общее количество картин, ни то, что при следующей встрече ему предстоит продолжение той же работы - в противном случае он бессознательно будет готовить заранее сюжеты для своих рассказов. В начале работы психолог заранее выкладывает на стол (изображением вниз) не более 3-4 таблиц и затем по мере необходимости достает таблицы по одной в заранее приготовленной последовательности из стола или сумки. На вопрос о числе картин дается уклончивый ответ; вместе с тем перед началом работы обследуемый должен быть настроен на то, что она продлится не менее часа. Нельзя разрешать обследуемому проглядывать заранее другие таблицы.

При проведении обследования в два сеанса обычно процедура делится на две равные части по 10 картин, хотя это не обязательно. Необходимо учитывать усталость обследуемого, снижение мотивации к выполнению задания. В любом случае независимо от числа сеансов категорически не рекомендуется прерывать обследование перед таблицами 13, 15 и 16 - очередной сеанс не должен начинаться с какой-либо из них.

Общая ситуация, в которой проводится обследование, должна отвечать трем требованиям: 1. Должны быть исключены все возможные помехи. 2. Обследуемый должен чувствовать себя достаточно комфортно. 3. Ситуация и поведение психолога не должны актуализировать у обследуемого каких-либо мотивов и установок.

Первое требование подразумевает, что обследование должно проводиться в отдельном помещении, в которое никто не должен входить, не должен звонить телефон и как психолог так и обследуемый не должны никуда спешить. Обследуемый не должен быть усталым, голодным или под влиянием аффекта.

Второе требование подразумевает, во-первых, что обследуемый должен сидеть в удобном для него положении. Оптимальное положение психолога - сбоку, так, чтобы обследуемый видел его периферическим зрением, но не заглядывал в записи. Считается оптимальным проведение обследования вечером после ужина, когда человек несколько расслабляется и ослабевают механизмы психологической защиты, обеспечивающие контроль над содержанием фантазий. Перед началом работы с ТАТ хорошо провести какую-нибудь короткую и занимательную методику, которая поможет обследуемому втянуться в работу, например, рисунок несуществующего животного (Дукаревич, Яныиин, 1990) или краткий отборочный тест (Бузин, 1992). Во-вторых, психолог своим поведением должен создавать атмосферу безусловного принятия, поддержки, одобрения всего, что говорит обследуемый, избегая при этом направлять его усилия в определенное русло. С.Томкинс, говоря о решающем значении контакта с обследуемым для успешности обследования, указывает на индивидуальные особенности, которые психолог должен иметь в виду: "Некоторые из обследуемых нуждаются в уважении, другие в симпатии и поддержке их творческих усилий. Есть люди, лучше всего реагирующие на доминантное поведение экспериментатора, но другие реагируют на это проявлением негативизма или полным уходом из ситуации. Если обследуемый находится в состоянии острой тревоги или в ином остром состоянии, тестирование противопоказано, поскольку рассказы будут отражать лишь его актуальную проблему..." {Tomkins, 1947, с.23). В любом случае рекомендуется чаще (в разумных пределах) хвалить и ободрять обследуемого, избегая при этом конкретных оценок или сравнений. "Важно, чтобы обследуемый имел основания ощущать атмосферу сочувствия, внимание, добрую волю и понимание со стороны экспериментатора" {Murray, 1943, с.З). Л.Беллак использует для характеристики контакта диагноста с обследуемым понятие раппорта: "это означает, что диагност должен проявлять интерес, но этот интерес не должен быть чрезмерным; обследуемый не должен чувствовать себя средством удовлетворения любознательности психолога. Психолог должен быть дружелюбным, но не чрезмерно, чтобы не вызвать у обследуемого гетеросексуальную или гомосексуальную панику. Наилучшая атмосфера - та, в которой пациент чувствует, что они вместе с психологом всерьез занимаются вместе чем-то важным, что поможет ему, а вовсе не угрожает".

Третье требование подразумевает необходимость избегать актуализации в ситуации обследования каких-либо специфических мотивов. Не рекомендуется апеллировать к способностям обследуемого, стимулировать его честолюбие, проявлять выраженную позицию "эксперта-человековеда", доминантность. Профессиональная квалификация психолога должна вызывать доверие к нему, но ни в коем случае не ставить его "над" обследуемым. При работе с обследуемым противоположного пола важно избегать бессознательного кокетства, стимулирования сексуального интереса. Все эти нежелательные влияния, как отмечалось в начале этой главы, способны заметно исказить результаты.

Инструкция

Работа с ТАТ начинается с предъявления инструкции. Обследуемый удобно сидит, настроившись работать по меньшей мере час-полтора, несколько таблиц (не более 3-4) лежат наготове изображением вниз. Инструкция состоит из двух частей. Первая часть инструкции должна зачитываться дословно наизусть, причем два раза подряд, невзирая на возможные протесты обследуемого. Текст первой части инструкции:

«Я буду показывать Вам картины, Вы посмотрите на картину и, отталкиваясь от нее, составите рассказик, сюжет, историю. Постарайтесь запомнить, что нужно в этом рассказике упомянуть. Вы скажете, что, по-Вашему, это за ситуация, что за момент изображен на картине, что происходит с людьми. Кроме того, скажете, что было до этого момента, в прошлом по отношению к нему, что было раньше. Затем скажете, что будет после этой ситуации, в будущем по отношению к ней, что будет потом. Кроме того надо сказать, что чувствуют люди, изображенные на картине или кто-нибудь из них, их переживания, эмоции, чувства. И еще скажете, что думают люди, изображенные на картине, их рассуждения, воспоминания, мысли, решения».

Эту часть инструкции нельзя изменять (за исключением формы обращения к обследуемому - на "вы" или на "ты", - которая зависит от конкретных отношений между ним и психологом). М.З.Дукаревич, которой принадлежит этот вариант инструкции, комментирует его следующим образом. Формула "отталкиваясь от нее" важна в связи с тем, что наша система школьного образования приучает нас сочинять рассказы по картинкам, здесь же задание принципиально иное - не расшифровывать то, что заложено в изображении, а, отталкиваясь от него, вообразить нечто. Слово "рассказик" намеренно употребляется с уменьшительным суффиксом, чтобы снять ассоциации с рассказом как литературной формой и тем самым принизить значимость задания, ослабить внутреннюю напряженность, которая может возникать у обследуемого. С этой же целью дается синонимический ряд "рассказик, сюжет, историю". В зависимости от своих индивидуальных особенностей обследуемый может связать смысл задания с любым из этих трех слов, что избавляет от риска неправильного понимания смысла задания, возможного в том случае, если ограничиться любым одним обозначением.

Инструкция содержит выделение пяти моментов, которые должны присутствовать в рассказах: 1) момент (настоящее), 2) прошлое, 3) будущее, 4) чувства, 5) мысли. Многословность инструкции и большое число связующих и разделительных оборотов служат цели четко разграничить эти 5 моментов, избежав при этом нумерации: "во-первых, во-вторых и т.п." Инструкция предполагает возможность свободно варьировать порядок изложения. Каждый из этих пяти моментов также задан в виде синонимического ряда, допускающего широкий спектр индивидуальных интерпретаций и тем самым способствующего проекции на содержание рассказов индивидуального образа мира и индивидуальных способов переработки информации. Так, например, ряд "до этого момента, в прошлом по отношению к нему, раньше" открывает возможность говорить как о непосредственном прошлом, измеряемом часами или минутами, так и об отдаленном, даже историческом прошлом. То же относится к будущему и остальным пунктам инструкции. Например, одному ничего не говорит слово "эмоции", зато понятно слово "чувства", для Другого слово "чувства" относится к чему-то возвышенному, зато слово "переживания" вполне употребительно, для третьего же слово "переживания" обязательно означает что-то конфликтное, болезненное, а вот слово "эмоции" более нейтрально. Разные слова имеют для разных людей Разный личностный смысл. Употребление синонимических рядов позволяет избежать излишней смысловой однозначности ситуации для обследуемого и способствует тем самым проекции его собственных смыслов.

После повторения дважды первой части инструкции следует своими словами и в любом порядке сообщить следующее (вторая часть инструкции):

"правильных" или "неправильных" вариантов не бывает, любой рассказ, соответствующий инструкции, хорош;

рассказывать можно в любом порядке. Лучше не продумывать заранее весь рассказ, а начинать сразу говорить первое, что придет в голову, а изменения или поправки можно ввести потом, если будет в этом нужда;

литературная обработка не требуется, литературные достоинства рассказов оцениваться не будут. Главное, чтобы было понятно, о чем идет речь. Какие-то частные вопросы можно будет задать по ходу. Последний пункт не вполне соответствует истине, поскольку в действительности логика рассказов, лексика и т.п. входят в число значимых диагностических показателей.

После того, как обследуемый подтвердит, что он понял инструкцию, ему дается первая таблица. В том случае, если какие-то из пяти основных пунктов (например, будущее или мысли героев) будут отсутствовать в его рассказе, то основную часть инструкции следует повторить еще раз. То же самое можно сделать еще раз после второго рассказа, если и в нем будет упомянуто не все. Начиная с третьего рассказа инструкция больше не напоминается, а отсутствие в рассказе тех или иных моментов рассматривается как диагностический показатель. Если обследуемый будет задавать вопросы типа "Все ли я сказал?", то на них следует отвечать: "Если Вы считаете, что все, то рассказ закончен, переходите к следующей картинке, если считаете, что нет, и что-то нужно добавить, то добавьте". Такая конструкций должна присутствовать во всех ответах психолога на вопросы обследуемого: проговариваются все альтернативы. Иная форма ответа будет подталкивать обследуемого к определенному решению, что нежелательно.

После окончания первого и второго рассказов следует спросить у обследуемого, не было ли других вариантов. Вопрос задается обязательно в прошедшем времени, чтобы обследуемый не воспринял его как задание. Если варианты были, их следует записать. После этого стоит переспросить об этом еще раз через некоторое время, пропустив несколько рассказов, и уже больше к этому не возвращаться.

При возобновлении работы в начале второго сеанса необходимо спросить у обследуемого, помнит ли он, что нужно делать, и попросить его воспроизвести инструкцию. Если он правильно воспроизводит основные 5 пунктов, то можно начинать работать. Если какие-то моменты оказываются пропущены, необходимо напомнить "Вы забыли еще...", и после этого приступить к работе, более не возвращаясь к инструкции.

Мюррей предлагает давать на втором сеансе измененную инструкцию с усиленным акцентом на свободе воображения: "Ваши первые десять рассказов были прекрасны, но Вы слишком ограничивали себя обыденной жизнью. Хотелось бы, чтобы Вы отвлеклись от нее и дали большую свободу своему воображению". Давать такую дополнительную инструкцию имеет смысл в том случае, если действительно первые рассказы отличались явной зажатостью и скудостью воображения. В противном случае она может сыграть негативную роль. Здесь, как и во всех других случаях, необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности обследуемого.

Специальные инструкции требуются при работе с таблицей 16 (чистое белое поле). Нередко она не смущает обследуемого, и он без дополнительных инструкций дает полноценный рассказ. В этом случае единственное, что следует сделать - это по окончании рассказа попросить представить другую ситуацию и сочинить еще один рассказ. Когда и он будет завершен, следует попросить сделать то же самое в третий раз. Дело в том, что таблица 16 выявляет актуально значимые проблемы обследуемого. Однако в том случае, если работают механизмы психологической защиты» препятствующие свободному проявлению в этом рас сказе личностных проблем, то эта актуальная проблематика в первом сюжете вытесняется, а во втором и особенно в третьем проявляется наиболее ярко. Если защита не настолько сильна, то наиболее информативным будет первый вариант.

Обследуемый может после некоторой паузы начать абстрактно-философские рассуждения о белом свете или о таких вещах как свет, чистота и т.п. В этом случае, когда он кончит эти рассуждения, ему следует сказать: "Дело не в том, что это белое, чистое и т.д., а в том, что Вы можете представить себе на этом месте любую картину, и дальше работать с ней как с остальными. Что Вы здесь представляете себе?" Когда обследуемый даст описание ситуации, его следует попросить составить рассказ. Если он начнет сразу с рассказа, после его окончания следует попросить обследуемого описать воображаемую картину, послужившую основой для рассказа. Следует пресекать попытки представить на белом поле какую-то известную, реально существующую картину. "Это Репин, а Вы сочините свое - что бы Вы изобразили, если бы были художником". В этом случае также требуются три варианта рассказов, причем философствования на тему белого цвета в счет не идут.

Возможна, наконец, реакция удивления или даже возмущения: "Здесь же ничего не изображено!", "Что же мне рассказывать!". В этом случае следует выждать некоторое время, и если обследуемый не начнет составлять рассказ по придуманной картине самостоятельно, ему следует дать инструкцию представить себе на этом листе любую картину и описать ее, а затем составить по ней рассказ. Затем спрашивайте второй и третий вариант.

После второй мировой войны тест стал широко применяться психоаналитиками и клиницистами для работы с нарушениями в эмоциональной сфере пациентов.

Сам Генри Мюррей определяет ТАТ следующим образом:

«Thematic Apperception Test , более известный как ТАТ - это метод, с помощью которого можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности и который способствует определению уровня скрытых тенденций, которые субъект или пациент скрывает или не может показать вследствие их неосознанности»

- Henry A Murray. Thematic apperception test. - Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1943.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Measuring Personality: Crash Course Psychology #22

Субтитры

Как бы вы описали свою личность? Дружественная, креативная, странноватая? а что насчет нервная, скромная или общительная? Но называл ли вас кто-либо сангвиником? А что насчет Капхи, или полными металла? Древнегреческий доктор Гиппокрар верил, что личность проявлялась через четыре разных жидкости, и вы являетесь личностью благодаря балансу между флегмой, кровью, желтой и черной желчью. Следуя традиционной китайской медицине, наши личности зависят от баланса пяти элементов: земли, воздуха, воды, металла, и огня. Следующие традиционной Хинду Аювердической медицине видят каждого как уникальную комбинацию трех разных принципов разума-тела, называемые Доша. Сигмунд Фройд считал, что наши личности частично зависят от того, кто выигрывает борьбу импульсов между ид, эго, и суперэго. В то же время, гуманистический психолог Авраам Маслов предположил, что ключ к самореализации лежит в успешном карабкании по иерархии более базовых нужд. А теперь есть BuzzFeed тесты для определения, какой вы тип пирата, шифта, бутерброда, или героя Гарри Поттера, но я бы на эти не обращал особого внимания. Все это к тому, что люди уже долго время пытались охарактеризовать друг друга, и может вы предпочитаете кровь, или желчь, или эго, или ид, или бутерброды, есть много способов описать и измерить личность. Все эти теории, все годы исследований, курения сигар, рассматривания чернильных пятен, и фанатов рассуждающих больше они Люк или Лея, все это сходится к одному важному вопросу. Кто, или что, есть собственная личность? Введение На прошлой неделе мы говорили о том, как психологи часто изучают личность рассматривая разницы между характеристиками, и как эти разнообразные характеристики объединяются чтобы создать полноценного думающего и чувствующего человека. Ранние психоаналитики и гуманистические теоретики имели много идей на счет личности, но некоторые психологи вопрошают их отсутствие четко измеряемых стандартов. например, нет способов действительно перевести в числа ей-то ответ на чернильные пятна, или насколько они орально зафиксированы. Это движение к более научным подходам дало жизнь двум более известным теориям двадцатого века, известным как перспективы характерных черт и социально-когнитивная теория. Вместо внимания к затяжным влияниям подсознания или упущенным возможностям развития, исследователи теории черт пытаются описать личность с помощью стабильных и длящихся узоров поведений и сознательных мотиваторов. По легенде,все началось в 1919, когда молодой американский психолог Гордон Аллпорт навестил самого Фрейда. Аллпорт рассказывал Фрейду о своем путешевствии сюда на поезде, и как там был маленький мальчик, был одержим чистотой и не хотел сидеть рядом с кем-либо или чего-то касаться. Аллпорт было интересно, была ли у матери ребенка фобия грязи, которая на него повлияла. Бла бла бла, он рассказывает свою историю и в конце Фрейд смотрит на него и говорит "Ммм... был ли ты тем маленьким мальчиком?" И Аллпорт ответил "Нет, чувак, это просто был ребенок на поезде. Не надо превращать это все в какой-то подсознательный эпизод из моего подавленного детства." Аллпорт считал, что Фрейд рыл слишком глубоко, и ногда нужно только посмотреть на мотивы настоящено времени, а не прошлого, чтобы объяснить поведение. Так что Аллпорт начал свой собственный клуб, описывая личность в смысле фундаментальных черт, или характерных поведений и сознательных мотивов. Ему было не так интересно объяснять черты, как их описывать. Современные исследователи черт вроде Робера Маккрей и пола Соста с тех пор организовали наши фундаментальные черты в известную Большую Пятерку: открытость опыту, сознательность, экстраверсию, доброжелательность, и нейротизм, которые вы можете запомнить по их инциалам ОСЭДН. Каждая их этих хараткеристик существует на спектре, так что например ваш уровень открытости может простираться от полной открытости новым событиям и разнообразности с одной стороны, или предпочтение строгой и регулярной рутины с другой стороны. Ваш уровень сознательости может отображать импульсивность и беззаботность, или осторожноть и дисциплину. Кто-то с высокой экстраверсией будет общительным, а те кто на другой стороне будут скромными и тихими. Очень доброжелательный человек помогает и доверчивый, а кто-то на противоположном конце недоверчив или недружелюбный. И на спектре нейротизма, эмоционально стабильный человек будет спокоен и уравновешен, а менее стабильный - волнуется, неуравновешен, и жалеет себя. Здесь важна идея того, что эти характеристики считаются способными предугадать поведение и взгляды. например, интроверт может предпочитать общаться по электронной почте больше чем экстраверт, доброжелательный человек чаще может помочь соседу передвинуть диван, чем всех подозревающий и наблюдающий за другими через окно. К зрелости, эти характеристики становятся довольно стабильными, как сказали бы вам ученые, но это не значит что они не могут немного гнуться в разных ситуациях. Один и тот же скромняга може начать петь Эльвиса по караоке в наполненной комнате в определенной ситуации. Так что наши черты личности лучше предугадывают наш среднестатическое поведение, а не поведение в любой ситуации, и исследования показывают, что некоторые черты вроде нейротизма лучше предугадывают поведение, чем другие. Эта гибкость, которой мы все обладаем, приводит к четвертой известной теории личности, социально-когнитивной перспективе. Вначале предложенная нашим избивающим Бобо другом Альфредом Бандурой школа социально-когнитивной теории подчеркивает взаимодействия между нашими чертами и их социальным контекстом. Бандура отметил, что мы учимся многим нашим поведениям наблюдая и имитируя других. Это социальная часть уравнения. Но мы также думаем о том, как эти социальные события влияют на наше поведение, что является когнитивной частью. Таким образом, люди и их ситуации работают вместе, чтобы создать поведение. Бандура называл этот вид взаимодейтвия взаимным детерминизмом. Например, вид книг вы читаете, музыка которую вы слушаете, ваши друзья - все это говорит что-то о вашей личности, потому что разные люди выбирают разную окружающую среду, и затем эти окружения продолжают влиять на утвержение наших личностей. Так что если у Бэрнис тревожная-подозрительная личность, и у нее сильнейшая и титаническая влюбленность в Шерлока Холмса, она будет особенно осторожна в потенциально опасных или странных ситуациях. Чем больше она видит мир таким образом, тем более тревожной и подозрительной она становится. таким образом, мы и создатели и результаты ситуаций, которыми мы себя окружаем. Именно поэтому одним из ключевых указателей личности в этой школе мысли является ощущение личного контроля - то есть, насколько вы ощущаете вашу способность контролировать ваше окружение. Те, кто верят в свою способность контролировать свою судьбу или создавать собственную удачу, имеют внутренний локус контроля, а те кто чувствуют, что они ведомы силами вне своего контроля имеют внешний локусю Говорим ли мы о контроле и беспомощности, интроверсии и эктраверсии, спокойстве и тревоге, или что угодно, каждая из этих разнообразных перспектив на личность имеет собственные методы тестирования и измерения личности. Мы уже говорили о том, как психоаналист Герман Роршах использовал тест чернильных блотов, чтоб вывести информацию о личности человека, и мы знаем, что Фрейд использовал анализ снов, и он и Юнг оба были фанатами свободной ассоциации, но более расширенная школа теоретиком, теперь известные как психо-динамическая школа исходящая от Фрейда и друзей, также используют другие проективные психологические тесты, включая известный Тематический апперцептивный тест. В этом виде тестирования, вам покажут вызывающие воспоминания, но неопределенные картинки, и ва попросят их объяснить. Вас так же могут попросить рассказать историю о картинках, учитывая как себя ощущают герои, что происходит, что случилось до этого события, или что случится потом. Например, плачет ли женщина из-за смерти брата или от жала пчелы? Или это служанка, смеющаяся потому что какой-то багач пьяный отключился на своей кровати, или может объект её пламенной любви только что признался её в любви при жаре, как в стиле Джейн Остин, и у неё паника в коридоре?!Идея в том, что ваши ответы покажут что-то о ваших волнениях и мотивациях в реальной жизни о том как вы видите мир, о ваших подсознательных процессах которые вами двигают Контрастируя с этим подходом, современные исследователи личности верят, что можно измерить личность с помощью набора вопросов. Есть много так называемых инвентарей черт личности. Некоторые преплагают краткое чтение определенной стабильной черты, например тревожности или самооценки, а другие измеряют большое количество черт, например Большую Пятерку. Эти тесты, вроде Майерс Бриггс о которых вы возможно слышали, включают много вопросов типа правда-неправда или согласен-несогласен например, "Нравится ли вам быть центром внимания?" "Легко ли вам понимать боль других?" "Важна ли вам справеливость или прощение?" Но классический Миннесотский многоаспектный личностный опросник наверняка наиболее используемый тест личности. Наиболее недавняя его версия спрашивает набор из 567 правда-неправда вопросов, от "Никто меня не понимает" до "Мне нравятся журналы о технике" до "Я любила своего отца" и часто используется для определения эмоциональных заболеваний. Еще есть методы социально когнитивной школы Бандуры. Потому что эта школа учения сосредатачивается на взаимодействии окружения и поведения, а не только на чертах, они не только спрашивают вопросы. Вместо этого они могут измерять личность в разных контекстах, понимая что поведение в одной ситуации лучше предугадать по тому, как вы вели себя в подобной ситуации. например, если Бэрнис испугалась и пыталась спрятаться под столом во время последних пяти гроз, можно предугадать что она сннова это сделает. И если мы провели контролированны лабораторный эксперимент, где мы изучали эффекты звуков грозы на поведение людей, мы могли бы получить лучшее представление об основных психологических факторах, которые могут предугадать испуг от грозы. и, наконец, есть гуманистические теористы вроде Маслова. Они часто полностью отрицают стандартные тестирования. Вместо этого, они измеряют ваше понимание себя благодаря терапии, интервью и опросниках, спрашивающих людей описать, какими бы они хотели быть, и кем они на самом деле являются. Идея в том, что чем ближе настоящее и идеал, тем более позитивным изображение себя Что возвращает нас к главнейшему из всех вопросов: что или кто этот я? Все те книги о самооценке, самопомощи, самопонимании, самоконтроле и подобному, построенны на идее, что личность управляет мыслями и чувствами и поведением: и вообще является центром человека. Но конечно же, это ловкая проблема. О себе можно думать как о понятии из нескольки личностей - идеальное я, возможно убийственно красивое и интеллигентное, успешное и любимое, и может пугающее я - которое может остаться без работы и в одиночестве и разрухе. Этот баланс потенциальных лучшего и худшего я мотивирует нас по жизни. В конце, когда вы учитываете влияние среды и детских опытов, культуре и всего того, не упоминая биологию, о которой мы сегодня даже не говорили, можем ли мы действительно описать себя? или даже ответить с уверенностью, что у нас есть личность? это, мой друг одно из сложнейших вопросов жизни, до сих пор без универсального ответа Но вы все равно многому сегодня научились, да? Мы говорили о характерной и социально когнитивной теориях, и о многих способах эти и другие школы измеряют и тестируют личность мы также говорили о том. что такое я, и как работает наша самооценка. Спасибо за просмотр, особенно всем нашим подписчикам Subbable, которые помогают этому каналу существовать. Если вы захочете узнать, как стать подписчиком - навестите subbable.com/crashcourse. Эта серия была написана Кэтлин Йейл, редактирована Блейком де Пастино, и нашим консультантом был Др. Ранжит Бхагават. Наш директор и редактор - Николас Дженкинс, заведующий текстом - Майкл Аранда, кто также является нашим звукорежиссером и наша заведующая графикой команда - Thought Café.

История создания методики

Тематический апперцептивный тест был впервые описан в К.Морган и Г.Мюррея в 1935 году . В этой публикации ТАТ был представлен как метод исследования воображения , позволяющий охарактеризовать личность обследуемого благодаря тому, что задача истолкования изображенных ситуаций , которая ставилась перед обследуемым, позволяла ему фантазировать без видимых ограничений и способствовала ослаблению механизмов психологической защиты. Теоретическое обоснование и стандартизованную схему обработки и интерпретации ТАТ получил несколько позже, в монографии «Исследование личности» Г.Мюррея с сотрудниками. Окончательная схема интерпретации ТАТ и окончательная (третья) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году .

Процесс тестирования

Тестируемому предлагаются чёрно-белые рисунки, на большинстве которых изображены люди в бытовых ситуациях. На большинстве рисунков ТАТ изображены человеческие фигуры, чувства и действия ко­торых выражены с различной степенью ясности.

ТАТ содержит 30 картин, некоторые были нарисованы специально по указанию психологов, другие являлись репродукциями раз­личных картин, иллюстраций или фотографий. Кроме того, испытуемому предъявляется также белый лист, на котором он может вызвать путём воображения любую картину, какую захочет. Из этой серии в 31 рисунок каждому испытуемому обычно предъявляется последовательно 20. Из них 10 предлагаются всем, остальные подбираются в зависимости от пола и возраста испытуемого. Эта дифференциация определя­ется возможностью наибольшей идентифи­кации испытуемым себя с изображенным на рисунке персона­жем, так как такая идентификация легче, если рисунок вклю­чает персонажи, близкие испытуемому по полу и возрасту.

Исследование обычно проводится в два сеанса, разделенные од­ним или несколькими днями, в каждом из которых предъявля­ются последовательно в определенном порядке 10 рисунков. До­пускается, однако, модификация процедуры ТАТ. Некоторые психологи считают, что в клинических условиях более удобно проводить исследование целиком в один раз с 15-минутным пе­рерывом, другие же используют часть рисунков и проводят ис­следование за 1 ч.

Испытуемому предлагается придумать исто­рию по каждой картине, в которой нашла бы отражение изоб­раженная ситуация, было бы рассказано, что думают и чувст­вуют персонажи картины, чего они хотят, что привело к ситуа­ции, изображенной на картине, и чем это закончится. Ответы за­писываются дословно с фиксацией пауз, интонаций, восклица­ний, мимических и других выразительных движений (могут быть привлечены стенография, магнитофон, реже запись пору­чается самому испытуемому). Так как испытуемый не знает о значении своих ответов, касающихся, казалось бы, посторон­них для него объектов, ожидается, что он раскроет определен­ные аспекты своей личности более свободно и с меньшим соз­нательным контролем, чем при прямом расспросе.

Интерпретация протоколов ТАТ не должна проводиться «в вакууме», этот материал следует рас­смотреть по отношению к известным фактам жизни личности, которую исследуют. Большое значение придается подготовке и искусству психолога. Помимо знания психологии личности и клиники, он должен иметь значительный опыт работы с ме­тодом, желательно использование этого метода в условиях, когда возможно сопоставление результатов по ТАТ с подроб­ными данными об этих же испытуемых, полученными другими средствами.

Интерпретация результатов

Г.Линдзи выделяет ряд базовых допущений, на которых строится интерпретация ТАТ. Они носят достаточно общий характер и практически не зависят от используемой схемы интерпретации. Первичное допущение состоит в том, что завершая или структурируя незавершенную или неструктурированную ситуацию, индивид проявляет в этом свои стремления, диспозиции и конфликты. Следующие 5 допущений связаны с определением наиболее диагностически информативных рассказов или их фрагментов.

  1. Сочиняя историю, рассказчик обычно идентифицируется с одним из действующих лиц, и желания, стремления и конфликты этого персонажа могут отражать желания, стремления и конфликты рассказчика.
  2. Иногда диспозиции, стремления и конфликты рассказчика представлены в неявной или символической форме.
  3. Рассказы обладают неодинаковой значимостью для диагностики импульсов и конфликтов. В одних может содержаться много важного диагностического материала, а в других - очень мало, или он может вообще отсутствовать.
  4. Темы, которые прямо вытекают из стимульного материала, скорее всего, менее значимы, чем темы, прямо не обусловленные стимульным материалом.
  5. Повторяющиеся темы с наибольшей вероятностью отражают импульсы и конфликты рассказчика.

И, наконец, ещё 4 допущения связаны с выводами из проективного содержания рассказов, касающимися других аспектов поведения.

  1. Рассказы могут отражать не только устойчивые диспозиции и конфликты, но и актуальные, связанные с текущей ситуацией.
  2. Рассказы могут отражать события из прошлого опыта субъекта, в которых он не участвовал, но был их свидетелем, читал о них и т. п. Вместе с тем сам выбор этих событий для рассказа связан с его импульсами и конфликтами.
  3. В рассказах могут отражаться, наряду с индивидуальными, групповые и социокультурные установки.
  4. Диспозиции и конфликты, которые могут быть выведены из рассказов, не обязательно проявляются в поведении или отражаются в сознании рассказчика.

В подавляющем большинстве схем обработки и интерпретации результатов ТАТ интерпретации предшествует вычленение и систематизация диагностически значимых показателей на основании формализованных критериев. В. Э. Рэнге называет эту стадию обработки симптомологическим анализом. На основе данных симптомологического анализа делается следующий шаг - синдромологический анализ по Рэнге, который заключается в выделении устойчивых сочетаний диагностических показателей и позволяет перейти к формулировке диагностических выводов, которая представляет собой третий этап интерпретации результатов. Синдромологический анализ, в отличие от симптомологического, в очень слабой мере поддается какой-либо формализации. Вместе с тем он неизбежно опирается на формализованные данные симптомологического анализа.

Литература

  1. Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989 а. С.48-52.
  2. Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд., стереотипное. М.: Смысл, 2000. - 254 с.
  3. Соколова Е. Т. Психологическое исследование личности: проективные методики. - М., ТЕИС, 2002. - 150 с.
  4. Gruber, N. & Kreuzpointner, L. (2013). Measuring the reliability of picture story exercises like the TAT. Plos ONE, 8(11), e79450. doi:10.1371/journal.pone.0079450 [Грубер, H. & Креузпоинтнер, Л. (2013). Измерение надежности PSE kak TAT. Plos ONE, 8(11), e79450. doi:10.1371/journal.pone.0079450]

Лучшие статьи по теме