Для школьников и родителей
  • Главная
  • Учат в школе
  • Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза. Экспериментальные исследования памяти Г.Эббингауза Эббингауз психология

Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза. Экспериментальные исследования памяти Г.Эббингауза Эббингауз психология

3. “Новая психология” В. Вундта.

Физиология XIX в. была проникнута духом философии механицизма. Нигде этот дух ни был столь явным, как в Германии. В 40-х гг. XIX в. группа исследователей организовала Берлинское физическое общество. Этих молодых людей (всем – до 30 лет) объединяло убеждение, что любое явление можно объяснить, руководствуясь законами физики. Они надеялись соединить физиологию с физикой и развивать физиологию в рамках механистических представлений о природе психического. Согласно легенде, молодые ученые приняли торжественную клятву, в которой говорилось: жизнь есть результат физико-химических реакций, и только. Такова была научная атмосфера, вдохновлявшая немецких физиологов в их исследованиях.

Итак, в XIX в. в германской физиологии пересеклись все передовые научные тенденции: материализм, механицизм, эмпиризм, экспериментальный и измерительный методы. Это дало мощный толчок развитию экспериментальной психологии.

Психофизика Г.-Т. Фехнера и Э. Вебера. Экспериментальная психология возникла отчасти из психофизики – науки о связях физического и душевного миров. Она была задумана германским физиологом Густавом Теодором Фехнером и сделала его имя знаменитым.

Фехнер предположил, что существует закон, устанавливающий связь между мозгом и телом, который может быть выражен через количественное соотношение между психическим ощущением и физическим раздражителем.

В результате своих исследований Фехнер пришел к выводу, что повышение уровня интенсивности раздражителя не вызывает идентичного роста интенсивности ощущения; с увеличением интенсивности раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения возрастает лишь в арифметической прогрессии. Следовательно, интенсивность раздражителя влияет на интенсивность вызванных ощущений не абсолютно, а относительно. Таким образом, появилась возможность соотнести физический и психический миры в количественных показателях. Фехнеру удалось преодолеть барьер, разделявший душу и тело.

Для изучения ощущений Фехнер предложил использовать два способа: определение абсолютного порога и определение дифференцированного порога чувствительности. (Напомним: абсолютный порог – наименьшая интенсивность раздражителя, при воздействии которого человек испытывает ощущение; дифференцированный (относительный) порог – наименьшая разница в интенсивности раздражителя, которая может быть обнаружена человеком.)

Фехнер предположил, что для каждого из чувств есть некоторое относительное значение увеличения раздражителя, которое вызывает наблюдаемое изменение в интенсивности ощущения. Соотношение между величиной ощущения и раздражителя можно выразить в виде логарифма, где S – интенсивность ощущения, K – экспериментально установленная константа, а R – величина раздражителя.


Помимо законов ощущений, Фехнер также разработал важнейшие психофизические методики, которые используются до сих пор: методы средней ошибки, постоянного стимула, метод установления порога и т.д.

Одновременно подобные эксперименты в том же Лейпцигском университете проводил Эрнст Вебер , который изучал величины “едва заметных различий” – минимальную разницу в весе двух грузов, которую способен распознать человек. Он получил результаты, совпадающие с результатами Фехнера: не существует прямого соответствия между интенсивностью физического раздражителя и нашими ощущениями. Вебер предположил, что для определения едва заметного различия в ощущениях можно вывести некоторый постоянный коэффициент, свой для каждого из чувств.

Вебер также изучал явление 2-точечного порога – момента, когда человек может распознать два независимых источника ощущений. Опыты Вебера стали первым экспериментальным подтверждением теории порога, согласно которой существует момент начала возникновения физиологической и психической реакции. В дальнейшем эта теория станет основной в работах Фехнера и Гербарта.

Таким образом, Г.-Т. Фехнер и Э. Вебер предложили свой подход и методы для изучения психологических явлений. Опираясь на данные психофизики, В. Вундт разработает свой план экспериментальной психологии.

Экспериментальная психология Г. Гельмгольца. Помимо работ Э. Вебера и Г.-Т. Фехнера, начало новой психологии положили исследования Германа фон Гельмгольца.

Мы уже упоминали о том, что именно Гельмгольц провел первые эксперименты по измерению скорости прохождения нервного импульса. Так же его интересы распространялись на психофизиологию слуха и зрения. Его работы в этих областях являлись фундаментальными для своего времени.

На основании многочисленных опытов по изучению простых и сложных тонов, Г. фон Гельмгольц приходит к выводу о том, что звуковой и слуховой аппарат человека имеет резонансную природу. Ротовой аппарат выполняет функцию резонатора, придающего гласным их различия. Слуховой аппарат представляет собой систему резонаторов, настроенных на восприятие определенных тонов.

Не менее важными были и работы Гельмгольца по изучению механизма зрения. Он исследовал внешние мускулы глаза и механизмы, при помощи которых внутренние мускулы глаза перемещают хрусталик при фокусировке зрения. Гельмгольц пересмотрел и расширил теорию цветовидения, разработанную в начале XIX в. Томасом Юнгом (согласно этой теории, существуют три основных цвета, красный, зеленый и фиолетовый, из смешения которых возникает все многообразие цветовой гаммы).

Еще один вывод, который можно сделать из многочисленных экспериментов Г.фон Гельмгольца, - это вывод о несводимости восприятия к сумме свойств воспринимаемых объектов. Человек всегда воспринимает больше, чем сумму опытных данных. Из этого Гельмгольц делает вывод о существовании внутреннего дополнительного механизма, оказывающего влияние наше восприятие внешних объектов. Он назвал этот механизм “бессознательным умозаключением” и считал, что он сводится к ассоциативному синтезу сенсомоторных компонентов.

Своими работами Г.фон Гельмгольц положил начало современной теории слуха и зрения, предвосхитил некоторые идеи гештальт-психологии, утвердил обусловленность психического акта прошлым опытом, а также много сделал для того, чтобы придать психологии естественнонаучный характер.

Новая психология В. Вундта. Но реальным основоположником новой экспериментальной психологической науки явился немецкий ученый Вильгельм Вундт.

Важнейшим вкладом Вундта в психологию явились его исследования опыта сознания. Он считал, что сознание активно организует собственную структуру. Свою теорию сознания Вундт назвал волюнтаризмом – учением о непрерывном саморазвитии сознания. Однако в основе его теории лежит изучение элементов сознания.

Согласно В. Вундту, психология имеет дело с опытом субъекта. Но этот опыт неоднороден. Опосредованный опыт представляет собой информацию, которая зависит от прошлого опыта и поэтому не является непосредственным переживанием. К опосредованному опыту Вундт относил, например, такие суждения: красивая женщина, красный цветок, я хочу спать, – все они основаны на прошлом опыте. Непосредственный опыт – опыт, “очищенный” от интерпретаций, независимый от предыдущего опыта и знания.

Вундт считал непосредственный опыт очень важным элементом сознания – это форма активной организации разумом своих структур. Изучая непосредственный опыт, Вундт намеревался расчленить сознание на элементы или составные части.

Для того чтобы изучать сознание/опыт, психолог может воспользоваться только одним методом – методом интроспекции. Хотя сам этот термин восходит к Сократу, Вундт сумел организовать строго научные эксперименты, основанные на интроспекции.

Из чего же состоит сознание/опыт? Вундт предположил, что одной из форм опыта является ощущение. Другая форма непосредственного опыта – чувства. В процессе экспериментов Вундт создает трехмерную модель чувства. Согласно его теории, каждое чувство можно расположить в трехмерном пространстве, образованном следующими измерениями: удовольствие – дискомфорт, напряжение – расслабление, подъем – угасание. Сложные соединения простых чувств создают эмоции. Все это вместе (ощущения, чувства и эмоции) создают элементы сознания/опыта.

В процессе многочисленных экспериментов В. Вундт обнаружил, что люди воспринимают нечто большее, чем просто сумму ощущений и чувств. Для объяснения этого явления Вундт предполагает существование процесса синтеза элементов восприятия в единое целое – апперцепции, что явилось новым шагом по сравнению с идеями английских ассоцианистов.

Для объяснения сложной психической жизни Вундт стремился вывести психические законы. Материальное движение, говорил он, может быть причиной только материальных явлений. Для психических явлений существует другой источник и они, соответственно, требуют других законов. К таким законам Вундт относил: принцип творческого синтеза, закон психических отношений, закон контраста и т.д.

В 1875 г. Вундт становится профессором Лейпцигского университета и в первые годы создает здесь психологическую лабораторию. В первые двадцать лет существования этой лаборатории в ней было выполнено более ста научных работ. В частности, в вундтовской лаборатории проводились эксперименты по изучению психологических и физиологических аспектов зрения, слуха и других органов чувств. Особое внимание уделялось экспериментам по изучению времени реакции. Проводились эксперименты по изучению внимания и чувств, в том числе, направленные на подтверждение трехмерной концепции чувств Вундта. Широкая известность привлекла в лабораторию большое количество молодых ученых.

Таким образом, В. Вундт может по праву считаться “отцом” современной психологии как самостоятельной науки. Он создал первую в истории психологическую научную школу. Вундт сыграл важную роль в консолидации сообщества исследователей психологических проблем. Дискуссии по поводу его теоретической позиции и применяемых им методов стимулировали появление новых концепций и направлений.

Экспериментальная психология Г. Эббингауза. Всего через несколько лет после того, как В. Вундт заявил о невозможности экспериментального исследования высших психических функций, немецкий психолог-одиночка, работавший вне какого-либо университета, начал успешно применять для изучения этих процессов именно эксперименты.

В то время (конец 70-х – начало 80-х гг. XIX в.) общепринятым методом изучения сознания и памяти было изучение уже сложившихся ассоциаций. Исследователи пытались установить природу уже сложившихся связей. Герман Эббингауз подошел к проблеме с другой стороны – с формирования ассоциаций. Так он мог контролировать условия возникновения ассоциаций, и, следовательно, сделать исследования процессов памяти более объективными.

Эббингауз задался целью установить законы памяти “в чистом виде”, и для этого избрал особый материал. Единицей такого материала стали не слова (они всегда связаны с понятиями), а отдельные бессмысленные слоги. Каждый слог состоял из двух согласных и гласной между ними.

Эббингауз проводил эксперименты по изучению особенностей обучения и запоминания в различных условиях. Результаты этих классических работ он изложил в книге “О памяти”. Прежде всего, Эббингауз выяснил зависимость числа необходимых для запоминания повторений от величины запоминаемого материала и установил, что при одном повторении запоминается, как правило, семь слогов. При увеличении списка требовалось значительно большее число повторений, чем количество присоединенных к первоначальному списку слов.

Особую популярность приобрела вычерченная Эббингаузом “кривая забывания”, в соответствии с которой быстрее всего материал забывается в первые часы после запоминания, а затем скорость забывания медленно снижается.

В экспериментах Эббингауза сравнивалось также время, необходимое для заучивания осмысленного текста и списка бессмысленных слогов. Было найдено, что осмысленный материал запоминался в девять раз быстрее. “Кривая забывания” в обоих случаях имела ту же форму, хотя осмысленный материал забывался медленнее.

Эббингауз также открыл путь экспериментального изучения навыков. Опыты американских психологов Брайана и Хартера по выработке навыков приема и посылки телеграмм основывались на методике, предложенной Эббингаузом.

Таким образом, работы Эббингауза, Брайана и Хартера легли в основу нового направления, отличавшегося от структурализма Вундта. Новое направление открыло собственно психологические феномены и утвердило экспериментальный метод в их исследовании.

Хотя Эббингауз не внес теоретического вклада в психологию и не создал собственной научной школы, он оказал на науку огромное влияние, возможно еще большее, чем В. Вундт. Его научные взгляды и выводы выдержали проверку временем. Его исследования внесли объективность количественных выводов изучение высших психических процессов – одну из центральных тем современной психологии. Многие из сделанных Эббингаузом заключений о природе обучения и памяти остаются справедливыми и по сей день.

Лекция 8: ЗООПСИХОЛОГИЯ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Немецкий психолог Герман Эббингауз, отталкиваясь от работ Г. Фехнера, первым попытался распространить объективный экспериментальный метод на исследование высших психических функций - памяти (1885) и интеллекта (1897). В своем классическом исследовании «О памяти» Эббингауз разработал основные приемы ее экспериментального исследования. Стремясь изучать память в ее «чистом виде», он использовал в качестве материала для запоминания бессмысленные слоги, в силу чего установленные им закономерности оказались справедливыми в отношении механической, а не характерной для человека смысловой памяти. Работы Эббингауза оказали решающее влияние на внедрение в психологию объективных экспериментальных методов в противовес интроспективным.

Эббингауз впервые вышел за пределы физиологического эксперимента вундтовского типа и сформулировал законы памяти на основе собственного психологического эксперимента. Память понимал как механический процесс образования следов. Как образуются новые следы? => Методическая задача: найти материал, абсолютно незнакомый испытуемому, не имеющий никаких связей с его прошлым опытом → бессмысленные слоги; разработал методику их составления и приемы подачи материалов, позволяющие однозначно оценивать результаты. Ввел 2 метода исследования памяти :

§ метод заучивания → испытуемому предъявляется ряд бессмысленных слогов, которые он должен заучить путем повторений до правильного безошибочного воспроизведения; показатель скорости и качества заучивания – число повторений;

§ метод сбережения → после того как наступило полное забывание материала, он вновь предъявлялся испытуемому; число повторений уменьшалось => заучивание дает некоторую экономию времени; заученное оставляет в памяти следы, но к ним теряется доступ.

Эббингаузом были установлены следующие факты:

§ Выявлен объем непосредственного запоминания , который выражается количеством единиц материала, которые человек может воспроизвести после однократного предъявления (равен 6-8 бессмысленных слогов) → важное значение для определения нарушений памяти;

§ При незначительном увеличении материала количество повторений, требуемых для его заучивания, возрастает во много раз => увеличение нагрузки на память приводит к снижению работоспособности.

Время, которое требуется для заучивания материалов, целесообразно разделять на несколько сроков, разделенных интервалами. Например, если материал требует 30 повторений, лучше повторять его по 10 раз в течение 3 дней, чем все 30 раз за 1 день. Данная закономерность есть «закон Йоста», выведенный в эксперименте Мюллера и Йоста (1897), в соответствии с которым более старая ассоциация больше укрепляется повторением и лучше актуализируется, чем только что образовавшая.


§ Помимо заучивания, необходимо еще и переучивание → после того, как материал выучен полностью, необходимо возвращаться к нему, чтобы он не был забыт. Забывание – такой же закономерный процесс, как и запоминание. Сразу после запоминания забывание идет быстро, затем процесс замедляется и через определенное время останавливается. Рис. 1. Кривая забывания

Данная закономерность действует не только для бессмысленных слогов, но и для осмысленной памяти.

§ Был обнаружен «фактор края» – ослабление связей в середине ряда предъявляемых элементов (сами элементы во всех предъявлениях были одинаковыми, менялся только их порядок).

§ Эббингауз использовал также в качестве запоминаемого материала осмысленные тексты. Оказалось, что для запоминания имеет значение не количество элементов, а число самостоятельных единиц => память как осмысленная деятельность, а не механическая способность запоминать любой материал.

§ Был обнаружен факт упражняемости памяти → тренировка в запоминании одного материала приводила к улучшению запоминания материала другого рода.

Выводы, полученные Эббингаузом, имели прикладное значение, прежде всего для педагогики.

Все это практически целиком – из учебника Ждан, но кое-что из Дормашева. Ниже – про Эббингауза из ответов по курсу Дормашева . Не знаю, стоит ли это все вместе компоновать. Я не стала этого делать, но кому интересно и важно, вот кусок из ответов по ПиВу (без моего вмешательства):

Эббингауз твердо стоял на позициях ассоцианизма.

Ассоциация – мысленная связь двух душевных образований, пережитых некогда вместе. Закон ассоциаций: появление одного такого образования неизбежно влечет появление другого.

П - образование ассоциаций. Воспоминание – это возрождающиеся психические содержания, сопровождающиеся сознанием того, что они уже переживались, существовавшие у человека когда-л. Воспроизведение – процесс возрождения в виде представлений.

Чем больше сходство элементов, тем выше связь образования ассоциаций.

Традиционное определение ассоциаций (еще у Аристотеля): учение о внутренних связях – гораздо более широкое, чем ассоционизм Эббингауза. Переход от существующих переживаний осуществляется (и в классич и у Эббингауза)

§  По сходству (к сходным представлениям)

§  По контрасту к противоположным представлениям

§  По пространственному сосуществованию

§  По временной связи (одновременность)

§  Метод заучивания

§  Метод антиципаций

§  Метод угадывания

§  Метод сбережения

Идеального метода нет, все зависит от вопроса.

Образование ассоциаций:

Значение повторения: нужно, чтобы душевные образования часто переживались одновременно.

Влияние отдельных повторений (при запоминании ряда значительную роль играет место).

Влияние принадлежности к одному целому: должна быть зависимость, чтобы возникла ассоциация.

Накопление и распределение повторений: высокая концентрация упражнений хуже распределенности на несколько дней. Закон Йоста: из двух ассоциаций одинаковой силы одна из которых более старая при повторении лучше будет актуализироваться старая.

Внимание и интерес. При запоминании важно, чтобы внимание было сосредоточено и обращено на деятельность. Это более важны фактор, чем число повторений.

Эббингауз признает ассоциативную силу удовольствия, больше, чем неудовольствия.

Исчезание ассоциаций:

1. 1. Исчезание отдельных членов (становятся смутными и неясными), но если впечатление не изолировано, а находится во взаимосвязи с другим представлением, более привычным, то угасание этих следов дальше не идет.

2. 2. Ослабление ассоциативной связи: все созданные ассоциации постепенно исчезают (кривая забывания). Ассоциативная связь, созданная заучиванием сначала круто падает (более 50 % за первый час), затем продолжает падать медленно.

Физиология XIX в. была проникнута духом философии механицизма. Нигде этот дух ни был столь явным, как в Германии. В 40-х гг. XIX в. группа исследователей организовала Берлинское физическое общество. Этих молодых людей (всем – до 30 лет) объединяло убеждение, что любое явление можно объяснить, руководствуясь законами физики. Они надеялись соединить физиологию с физикой и развивать физиологию в рамках механистических представлений о природе психического. Согласно легенде, молодые ученые приняли торжественную клятву, в которой говорилось: жизнь есть результат физико-химических реакций, и только. Такова была научная атмосфера, вдохновлявшая немецких физиологов в их исследованиях.

Итак, в XIX в. в германской физиологии пересеклись все передовые научные тенденции: материализм, механицизм, эмпиризм, экспериментальный и измерительный методы. Это дало мощный толчок развитию экспериментальной психологии.

Психофизика Г.-Т. Фехнера и Э. Вебера. Экспериментальная психология возникла отчасти из психофизики – науки о связях физического и душевного миров. Она была задумана германским физиологом Густавом Теодором Фехнером и сделала его имя знаменитым.

Фехнер предположил, что существует закон, устанавливающий связь между мозгом и телом, который может быть выражен через количественное соотношение между психическим ощущением и физическим раздражителем.

В результате своих исследований Фехнер пришел к выводу, что повышение уровня интенсивности раздражителя не вызывает идентичного роста интенсивности ощущения; с увеличением интенсивности раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения возрастает лишь в арифметической прогрессии. Следовательно, интенсивность раздражителя влияет на интенсивность вызванных ощущений не абсолютно, а относительно. Таким образом, появилась возможность соотнести физический и психический миры в количественных показателях. Фехнеру удалось преодолеть барьер, разделявший душу и тело.

Для изучения ощущений Фехнер предложил использовать два способа: определение абсолютного порога и определение дифференцированного порога чувствительности. (Напомним: абсолютный порог – наименьшая интенсивность раздражителя, при воздействии которого человек испытывает ощущение; дифференцированный (относительный) порог – наименьшая разница в интенсивности раздражителя, которая может быть обнаружена человеком.)

Фехнер предположил, что для каждого из чувств есть некоторое относительное значение увеличения раздражителя, которое вызывает наблюдаемое изменение в интенсивности ощущения. Соотношение между величиной ощущения и раздражителя можно выразить в виде логарифма, где S – интенсивность ощущения, K – экспериментально установленная константа, а R – величина раздражителя.

Помимо законов ощущений, Фехнер также разработал важнейшие психофизические методики, которые используются до сих пор: методы средней ошибки, постоянного стимула, метод установления порога и т.д.

Одновременно подобные эксперименты в том же Лейпцигском университете проводил Эрнст Вебер , который изучал величины “едва заметных различий” – минимальную разницу в весе двух грузов, которую способен распознать человек. Он получил результаты, совпадающие с результатами Фехнера: не существует прямого соответствия между интенсивностью физического раздражителя и нашими ощущениями. Вебер предположил, что для определения едва заметного различия в ощущениях можно вывести некоторый постоянный коэффициент, свой для каждого из чувств.

Вебер также изучал явление 2-точечного порога – момента, когда человек может распознать два независимых источника ощущений. Опыты Вебера стали первым экспериментальным подтверждением теории порога, согласно которой существует момент начала возникновения физиологической и психической реакции. В дальнейшем эта теория станет основной в работах Фехнера и Гербарта.

Таким образом, Г.-Т. Фехнер и Э. Вебер предложили свой подход и методы для изучения психологических явлений. Опираясь на данные психофизики, В. Вундт разработает свой план экспериментальной психологии.

Экспериментальная психология Г. Гельмгольца. Помимо работ Э. Вебера и Г.-Т. Фехнера, начало новой психологии положили исследования Германа фон Гельмгольца.

Мы уже упоминали о том, что именно Гельмгольц провел первые эксперименты по измерению скорости прохождения нервного импульса. Так же его интересы распространялись на психофизиологию слуха и зрения. Его работы в этих областях являлись фундаментальными для своего времени.

На основании многочисленных опытов по изучению простых и сложных тонов, Г. фон Гельмгольц приходит к выводу о том, что звуковой и слуховой аппарат человека имеет резонансную природу. Ротовой аппарат выполняет функцию резонатора, придающего гласным их различия. Слуховой аппарат представляет собой систему резонаторов, настроенных на восприятие определенных тонов.

Не менее важными были и работы Гельмгольца по изучению механизма зрения. Он исследовал внешние мускулы глаза и механизмы, при помощи которых внутренние мускулы глаза перемещают хрусталик при фокусировке зрения. Гельмгольц пересмотрел и расширил теорию цветовидения, разработанную в начале XIX в. Томасом Юнгом (согласно этой теории, существуют три основных цвета, красный, зеленый и фиолетовый, из смешения которых возникает все многообразие цветовой гаммы).

Еще один вывод, который можно сделать из многочисленных экспериментов Г.фон Гельмгольца, - это вывод о несводимости восприятия к сумме свойств воспринимаемых объектов. Человек всегда воспринимает больше, чем сумму опытных данных. Из этого Гельмгольц делает вывод о существовании внутреннего дополнительного механизма, оказывающего влияние наше восприятие внешних объектов. Он назвал этот механизм “бессознательным умозаключением” и считал, что он сводится к ассоциативному синтезу сенсомоторных компонентов.

Своими работами Г.фон Гельмгольц положил начало современной теории слуха и зрения, предвосхитил некоторые идеи гештальт-психологии, утвердил обусловленность психического акта прошлым опытом, а также много сделал для того, чтобы придать психологии естественнонаучный характер.

Новая психология В. Вундта. Но реальным основоположником новой экспериментальной психологической науки явился немецкий ученый Вильгельм Вундт.

Важнейшим вкладом Вундта в психологию явились его исследования опыта сознания. Он считал, что сознание активно организует собственную структуру. Свою теорию сознания Вундт назвал волюнтаризмом – учением о непрерывном саморазвитии сознания. Однако в основе его теории лежит изучение элементов сознания.

Согласно В. Вундту, психология имеет дело с опытом субъекта. Но этот опыт неоднороден. Опосредованный опыт представляет собой информацию, которая зависит от прошлого опыта и поэтому не является непосредственным переживанием. К опосредованному опыту Вундт относил, например, такие суждения: красивая женщина, красный цветок, я хочу спать, – все они основаны на прошлом опыте. Непосредственный опыт – опыт, “очищенный” от интерпретаций, независимый от предыдущего опыта и знания.

Вундт считал непосредственный опыт очень важным элементом сознания – это форма активной организации разумом своих структур. Изучая непосредственный опыт, Вундт намеревался расчленить сознание на элементы или составные части.

Для того чтобы изучать сознание/опыт, психолог может воспользоваться только одним методом – методом интроспекции. Хотя сам этот термин восходит к Сократу, Вундт сумел организовать строго научные эксперименты, основанные на интроспекции.

Из чего же состоит сознание/опыт? Вундт предположил, что одной из форм опыта является ощущение. Другая форма непосредственного опыта – чувства. В процессе экспериментов Вундт создает трехмерную модель чувства. Согласно его теории, каждое чувство можно расположить в трехмерном пространстве, образованном следующими измерениями: удовольствие – дискомфорт, напряжение – расслабление, подъем – угасание. Сложные соединения простых чувств создают эмоции. Все это вместе (ощущения, чувства и эмоции) создают элементы сознания/опыта.

В процессе многочисленных экспериментов В. Вундт обнаружил, что люди воспринимают нечто большее, чем просто сумму ощущений и чувств. Для объяснения этого явления Вундт предполагает существование процесса синтеза элементов восприятия в единое целое – апперцепции, что явилось новым шагом по сравнению с идеями английских ассоцианистов.

Для объяснения сложной психической жизни Вундт стремился вывести психические законы. Материальное движение, говорил он, может быть причиной только материальных явлений. Для психических явлений существует другой источник и они, соответственно, требуют других законов. К таким законам Вундт относил: принцип творческого синтеза, закон психических отношений, закон контраста и т.д.

В 1875 г. Вундт становится профессором Лейпцигского университета и в первые годы создает здесь психологическую лабораторию. В первые двадцать лет существования этой лаборатории в ней было выполнено более ста научных работ. В частности, в вундтовской лаборатории проводились эксперименты по изучению психологических и физиологических аспектов зрения, слуха и других органов чувств. Особое внимание уделялось экспериментам по изучению времени реакции. Проводились эксперименты по изучению внимания и чувств, в том числе, направленные на подтверждение трехмерной концепции чувств Вундта. Широкая известность привлекла в лабораторию большое количество молодых ученых.

Таким образом, В. Вундт может по праву считаться “отцом” современной психологии как самостоятельной науки. Он создал первую в истории психологическую научную школу. Вундт сыграл важную роль в консолидации сообщества исследователей психологических проблем. Дискуссии по поводу его теоретической позиции и применяемых им методов стимулировали появление новых концепций и направлений.

Экспериментальная психология Г. Эббингауза. Всего через несколько лет после того, как В. Вундт заявил о невозможности экспериментального исследования высших психических функций, немецкий психолог-одиночка, работавший вне какого-либо университета, начал успешно применять для изучения этих процессов именно эксперименты.

В то время (конец 70-х – начало 80-х гг. XIX в.) общепринятым методом изучения сознания и памяти было изучение уже сложившихся ассоциаций. Исследователи пытались установить природу уже сложившихся связей. Герман Эббингауз подошел к проблеме с другой стороны – с формирования ассоциаций. Так он мог контролировать условия возникновения ассоциаций, и, следовательно, сделать исследования процессов памяти более объективными.

Эббингауз задался целью установить законы памяти “в чистом виде”, и для этого избрал особый материал. Единицей такого материала стали не слова (они всегда связаны с понятиями), а отдельные бессмысленные слоги. Каждый слог состоял из двух согласных и гласной между ними.

Эббингауз проводил эксперименты по изучению особенностей обучения и запоминания в различных условиях. Результаты этих классических работ он изложил в книге “О памяти”. Прежде всего, Эббингауз выяснил зависимость числа необходимых для запоминания повторений от величины запоминаемого материала и установил, что при одном повторении запоминается, как правило, семь слогов. При увеличении списка требовалось значительно большее число повторений, чем количество присоединенных к первоначальному списку слов.

Особую популярность приобрела вычерченная Эббингаузом “кривая забывания”, в соответствии с которой быстрее всего материал забывается в первые часы после запоминания, а затем скорость забывания медленно снижается.

В экспериментах Эббингауза сравнивалось также время, необходимое для заучивания осмысленного текста и списка бессмысленных слогов. Было найдено, что осмысленный материал запоминался в девять раз быстрее. “Кривая забывания” в обоих случаях имела ту же форму, хотя осмысленный материал забывался медленнее.

Эббингауз также открыл путь экспериментального изучения навыков. Опыты американских психологов Брайана и Хартера по выработке навыков приема и посылки телеграмм основывались на методике, предложенной Эббингаузом.

Таким образом, работы Эббингауза, Брайана и Хартера легли в основу нового направления, отличавшегося от структурализма Вундта. Новое направление открыло собственно психологические феномены и утвердило экспериментальный метод в их исследовании.

Хотя Эббингауз не внес теоретического вклада в психологию и не создал собственной научной школы, он оказал на науку огромное влияние, возможно еще большее, чем В. Вундт. Его научные взгляды и выводы выдержали проверку временем. Его исследования внесли объективность количественных выводов изучение высших психических процессов – одну из центральных тем современной психологии. Многие из сделанных Эббингаузом заключений о природе обучения и памяти остаются справедливыми и по сей день.

Лекция 8: ЗООПСИХОЛОГИЯ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Вопросы лекции:

«У психологии длинное прошлое, но короткая история»

Герман Эббингауз

«А сейчас вы все забудете», - говорили Уилл Смитт и Томи Ли Джонс в серии фильмов о людях в черном, а затем запускали свой таинственный прибор под названием «нейрализатор». А если мы вам скажем, что совершать с людьми такую процедуру было совсем необязательно? Ведь согласно исследованиям Германа Эббингауза, через час после акта запоминания в нашей памяти остается меньше 50% информации, а к месяцу и далее сохраняется лишь 20%, и эта цифра уже не меняется. «Кривая забывания» Эббингауза - одна из самых знаменитых картинок в экспериментальной психологии, но далеко не единственный его вклад в эту науку.

Рождение уникума

О ранних годах Германа Эббингауза, родившегося 24 января 1850 года в Бермене, Рейнской провинции Пруссии, известно не так уж много. Согласно имеющимся данным, его отец Карл Эббингауз слыл богатым купцом, который придерживался лютеранской веры. Сам мальчик в возрасте 17 лет начал посещать Университет Бонна, где он планировал изучать историю и филологию. Однако в дальнейшем всю область его интересов заняла философия. Но обучение, к несчастью (а, может, и к счастью) оказалось недолгим, так как в 1870 году прервалось франко-прусской войной, куда Герман отправился простым солдатом. В рядах армии он находился не очень продолжительное время, и, вернувшись с войны, продолжил свои исследования в области философии, которые завершились написанием диссертации по работе Эдуарда фон Хартманна «Философия бессознательного». Таким образом, совсем ещё юный философ в возрасте 23 лет уже получил статус доктора наук. Окончив университет, Герман Эббингауз разъезжал по разным странам, побывал во Франции, Англии, Германии, где зарабатывал себе на жизнь репетиторством.

Дальнейшее направление его жизни и научной работы решилось в Англии в течение буквально одного дня. Все произошло в книжной лавке, где учёный натолкнулся на книгу, в которой описывалась работа Густава Фехнера «Элементы психофизики». Дотошные математические выкладки, представленные в работе, заворожили и вдохновили «латентного» математика на его исследования. Позже, при оценке научных взглядов Эббингауза, современники отметят их уникальность и то, что они не носили следы ни одного из наставников, коллег или учителей. Даже работа фон Хартманна, по которой Герман Эббингауз писал свою докторскую, противопоставлялась взглядам философа. Но вот касательно книги Фехнера можно однозначно сказать: она оказалась знаковой в жизни учёного. Посвящая вдохновителю свою вторую работу «Принципы психологии», Эббингауз писал: «Я всем обязан вам».

Густав Фехнер

«Бессмысленное» запоминание

Учёный приступил к своим знаменитым ментальным экспериментам в 1879 году. Объектом исследования стал он сам, а метод оценки своей памяти подобрал крайне щепетильно и довёл до совершенства. В опытах, проведенных в течение двух периодов длительностью по одному году, использовалось 2300 карточек с «бессмысленными слогами» и более 15 000 их повторений. Сам термин «бессмысленные слоги» исследователь ввёл для описания коротких и не несущих никакого значения слов, состоящих из трёх букв (CVC триграммы). Они выглядели следующим образом: на первом и последнем месте стояли согласные, которые не повторялись, а между ними помещалась гласная (например, ЩОД, ХИБ, ВЫК). Главное условие - эти трёхбуквенные сочетания не должны вызывать никаких ассоциаций, чтобы не облегчить запоминания отдельных карточек и не внести, тем самым, погрешность в эксперимент. Карточки отбирались случайным образом из коробки и записывались, а дальнейшее заучивание проходило вслух под звуки метронома специально отработанным заранее голосом.

Вариантов опыта существовало множество. При помощи них Эббингауз пытался выяснить различные свойства памяти: время забывания и скорость, количество повторений для лучшего запоминания, время и скорость заучивания, количество информации, сохранившейся подсознательно, и некоторые другие.

Полноценным итогом семилетнего труда стала книга «О памяти» или позже переведённая на английский как «Память: вклад в психологию». Там, помимо кривой забывания, описывались кривая заучивания, метод заучивания, метод сбережения, факт упражняемости, а также эффект от повторения (переучивания) и фактор края.

Кривая забывания или кривая Эббингауза. Линия, согласна которой заученная информация начинает резко забываться через 20 минут и достигает пика через час; позже темп снижается. В итоге от начального объема через месяц мы помним порядка 20% от первоначального объема информации.

Похороны старой психологии

Эффект от работы последовал незамедлительно, научное сообщество приняло её крайне одобрительно. Уильям Джеймс, основатель функциональной психологии, даже отметил, что труд просто «героический» и отметил, что это «единственное самое блестящее исследование во всей истории психологии». Схожим образом отреагировал знаменитый английский психолог Эдвард Титченер, приравнявший труд к величайшим работам о памяти со времён Аристотеля. Книга «О памяти» принесла учёному также и повышение по должностной службе: место профессора в Университете Берлина, где он смог открыть свою собственную лабораторию.
Чуть позже, в 1890 году, Эббингауз вместе с немецким физиком Артуром Кёнихом основал журнал по психологии «Психология и физиология органов чувств».

Как «Принципы психологии», так и третья, не менее известная работа «Краткое описание психологии» (правда, была до конца не закончена самим Эббингаузом, но дописанная позже его коллегой Эрнстом Дюрром) пережили множество переизданий, оставаясь актуальными по сей день.

Однако, там где есть место славе, найдётся место и противоречию. Не менее ярким, чем труды, оказался публичный спор между Эббингаузом и его бывшим коллегой Вильгельмом Дильтеем. Последний опубликовал статью, где жестко критиковал экспериментальную психологию, которую считал скучной, и превозносил психологию описательную. Дильтей полагал, что в связи со сложностью памяти как феномена, единственный правильный метод её изучения - интроспекция, т.е. наблюдение за самим собой и описание полученной информации. Герману Эббингаузу пришлось отстаивать свои убеждения. Для этого он сначала отправил все свои замечания личным письмом бывшему коллеге, а затем написал публичную статью. Позже учёная общественность отметит, что Эббингауз «похоронил старую психологию 1890-х годов».

Интеллект, иллюзии и стандартизация

Блестящий ученый, который однако никогда не стремился к научной славе, но сделал так, что его работы увековечили его имя в истории психиатрии и в науках о мозге и памяти. Он не задумывался о том, чтобы стать пионером в области экспериментального изучения памяти, но при этом получил крайне важные результаты. Данные о заучивании и забывании, упражняемости и сбережении памяти положили научную основу всем существующим методикам обучения и запоминания.

Помимо всего, Эббингауз считается первым создателем теста по оценке интеллекта, заключавшегося в том, что детей просили закончить различные предложения. Позже Альфред Бинет одолжит методику и внесет её в шкалу интеллекта Бинета-Саймона. Также Герман Эббингауз считается первым, кто открыл феномен оптической иллюзии, известной как иллюзия Эббингауза.


Иллюзия Эббингауза. Вам тоже кажется, что оранжевые круги разные? Два круга, равных по размеру (в центре), окружены кругами большего (слева) и меньшего (справа) размера, из-за чего они кажутся разными.

В завершение отметим, что вся работа ученого, которая не прекращалась вплоть до его смерти 26 февраля 1909 года, оказалась важной для современной науки не только самими полученными данными и разработанными методами. Считается, что Эббингауз стал первым учёным, который составил стандарт отчёта исследовательской работы. Его статья про память разделена на четыре части: введение, методы, результаты и обсуждения. А вам это ничего не напоминает?

Этот материал написала наша коллега Анастасия Натрова

Эббингауз Герман (24.01.1850 - 26.02.1909) -- немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии. Выступал оппонентом В. Дильтея. Осуществил экспериментальные исследования памяти на основе запоминания слогов (1885). Разработал несколько методик для исследования процессов памяти. Открыл ряд феноменов психологии памяти, в частности, «фактор края», то есть более эффективное запоминание первых и последних слогов ряда. Построил кривые заучивания и забывания, которые показывают, что эти процессы носят нелинейный характер. Также обнаружил, что осмысленный материал запоминается лучше, чем бессмысленный.

Эббингауз решил проводить свои эксперименты в русле теории Фехнера. Он исходил из того, что количественными и экспериментальными методами можно исследовать не только элементарные психические процессы, но и такие сложные феномены, как, например, память. Эббингаузу пришлось создать свои методы изучения различных феноменов, а в качестве объекта исследований он выступал сам.

Основным направлением исследований ученого было исследование проблем психологии памяти количественными методами.

В 1885 г. Эббингауз выпустил книгу О памяти, где привел некоторые закономерности этого отдела психологии.

Он определял память как систему, состоящую из запоминания, сохранения и воспроизведения информации в дальнейшем.

Основой этой работы стали эксперименты, проведенные им на себе.

Пытаясь вывести определенные законы запоминания материала и его последующего воспроизведения, ученый составил 2300 трехбуквенных слов, состоящих из двух согласных и гласной между ними.

Эти слова не имели никакого смысла и, кроме того, не вызывали никаких смысловых ассоциаций.

Во время опытов он испробовал и просчитал время и объем их заучивания, нашел закономерности забывания.

Кривая забывания, выведенная им на основе этих опытов, является одним из основополагающих элементов психологии памяти.

Она показывает, что около половины запоминаемого материала забывается в первые полчаса после заучивания, а в течение первого часа - уже около 60 % полученной информации.

Постепенно скорость процесса забывания уменьшается, и через неделю в памяти находится 20 % информации, которые уже могут сохраниться надолго.

Эта кривая, наряду с кривой заучивания, в психологии является классической и часто берется за основу при отработке профессиональных навыков, а также при решении различных психологических проблем.

Кроме того, Эббингауз в своей работе изложил некоторые особенности воспроизведения материала различного объема, а также различных по порядку фрагментов этого материала.

Разработав математические модели памяти, Г. Эббингауз стал первым, кто показал, что процессы запоминания и забывания имеют нелинейный характер.

Все исследования, которые проводил ученый, основывались на запоминании бессмысленных буквосочетаний.

Осмысленный же материал запоминается несколько быстрее, кроме того, при запоминании информации, несущей конкретную смысловую нагрузку, действуют определенные эффекты и закономерности.

Так, например, при запоминании задачи действует особенный эффект.

Если решение задачи не доведено до конца, она запоминается лучше и остается в памяти дольше, решенная же задача запоминается значительно хуже.

Кроме этого, действует эффект края. Та информация, которая находится ближе к краю списка, т.е. либо в конце, либо в начале, запоминается лучше, а то, что расположено в середине, быстрее исчезает из памяти.

Проводя различные опыты, Г. Эббингауз установил, что срок, на который запоминается информация, зависит от установки, действующей во время запоминания.

Один из опытов был связан с учащимися, которым задали запомнить два рассказа. Им было сказано, что первый рассказ будет проверен на следующий день, а второй - еще нескоро.

На самом же деле оба рассказа были проверены через месяц.

Оказалось, что второй рассказ учащиеся запомнили лучше, чем первый.

Таким образом, Эббингауз предложил такой метод для лучшего сохранения информации в памяти: при запоминании нужно рассчитывать на то, что данная информация обязательно потребуется в дальнейшем.

Так же при запоминании большого объема различной информации существует эффект затаптывания следов.

Чем больше сходных по содержанию и форме данных человек пытается запомнить, тем хуже ему это удается.

При изучении этих закономерностей Г. Эббингауз разработал несколько методик, с помощью которых можно исследовать процессы памяти.

От исследований памяти Эббингауз вполне естественно перешел к изучению различных проблем педагогики.

Память ребенка очень активная и емкая, дети и подростки при желании могут запомнить гораздо больше информации, чем взрослые, скорость запоминания у них также гораздо выше.

Однако дети при запоминании совершают гораздо больше ошибок, что становится причиной быстрой потери информации.

Г. Эббингауз выпустил ряд статей, предназначенных как для педагогов и родителей, так и для детей.

В этих работах он предложил ряд практических рекомендаций по улучшению качества запоминания. Информация, которую ребенок получает на уроке, должна восприниматься им активно. Если в процессе получения знаний он старается обдумывать их, формулировать вопросы и комментарии, то процесс запоминания будет более эффективным. Информация, которую получают учащиеся, должна быть эмоционально насыщенной, тогда она будет легче запоминаться, если же эмоциональная окраска отсутствует, то ее нужно <<придумать>>.

Другими словами, Г. Эббингауз советовал придумывать, как можно в будущем применить полученную информацию или же создавать для нее юмористическую интерпретацию.

При запоминании большого объема материала нужно особенно тщательно заучивать информацию, содержащуюся в середине учебного материала, поскольку именно она обычно быстрее всего выпадает из памяти.

Для того чтобы избежать действия эффекта затаптывания следов, нужно постоянно менять специфику запоминаемого материала. Ученый советовал хотя бы чередовать естественные предметы с гуманитарными, а также менять форму подачи материала.

Активно занявшись проблемами детской психологии, Г. Эббингауз провел исследования умственных способностей детей различного возраста, результатом которых стала шкала умственных возможностей.

Для того чтобы получить количественное выражение этих способностей, ученый изобрел тест, получивший название «тест Эббингауза».

С начала 1890-х гг. Эббингауз работал в лаборатории, где проводил множество экспериментов.

Он эмпирическим путем изучал проблемы чувственного ощущения, в частности зрительного восприятия. Набрав достаточно фактов, ученый выпустил несколько статей по этой проблеме.

Все свои научные разработки он обосновывал с помощью экспериментально полученных данных. Сначала он проводил опыты на самом себе, а затем - в лабораториях. Поскольку экспериментальная психология в то время была еще совершенно не развита, Эббингаузу приходилось самостоятельно разрабатывать методы для работы.

Заметим, что если человек запоминает осмысленную информацию, то процесс ее забывания проходит иначе, гораздо медленнее, чем при запоминании бессмысленного материала. Систематическое повторение запомненного материала еще более замедляет процесс забывания. Время от времени забытый материал может самопроизвольно восстанавливаться в памяти человека, и это явление носит название реминисценции. Реминисценция мало изучена в психологии, и до сих пор неясно, когда и при каких условиях она может происходить. Таким образом, можно констатировать, что в реальной действительности процесс забывания происходит гораздо сложнее, чем это предполагал, формулируя свой закон, Г. Эббингауз.

Лучшие статьи по теме