Для школьников и родителей
  • Главная
  • Учат в школе
  • Газета Жизнь Православная. Православный портал Мир Вам! Апостол Симон Кананит (Зилот) Апостол симона зилота когда этот праздник

Газета Жизнь Православная. Православный портал Мир Вам! Апостол Симон Кананит (Зилот) Апостол симона зилота когда этот праздник

Симон Зилот

Далее в перечислении имен апостолов Лука называет «Симона, прозываемого Зилотом» (Лук. 6:15). В Евангелии от Матфея (10:4) и в Евангелии от Марка (3:18) апостол назван Симоном Кананитом. Прозвище не относится к Ханаану или к поселению Кана, оно происходит от еврейского слова qanna, что означает «ревнитель».

Очевидно, Симон принадлежал к зелотам. Сам факт, что прозвище осталось на всю жизнь, свидетельствует о том, что апостол обладал ревностным, пылким характером. Однако во времена жизни Иисуса на земле упомянутым словом называлась известная политическая партия, объявленная вне закона, которую повсеместно боялись. И Симон, вероятно, был ее членом.

Историк Иосиф Флавий писал о четырех основных иудейских партиях того времени. Фарисеи придирчиво относились к Закону; они были религиозными фундаменталистами своего времени. Саддукеи - религиозные либералы; они отвергали сверхъестественное. Члены этой группы были богатыми аристократами и могущественными людьми. Храм находился под их опекой. Ессеи вообще не упоминаются в Писании, однако и Иосиф Флавий, и Филон Александрийский пишут о них как о людях аскетизма и обрядов, людях, которые жили в пустыне и посвящали себя изучению Закона. Четвертая группа - зелоты, наиболее политизированное сообщество, чем любое другое, кроме иродиан. Зелоты ненавидели римлян. Они стремились к свержению римской оккупационной власти и добивались своих целей, в основном, с помощью террористических актов и тайных актов насилия.

Зелоты придерживались крайностей во всем. Подобно фарисеям, они трактовали закон буквально. Однако, в отличие от фарисеев (стремящихся к компромиссам в политических вопросах), зелоты были агрессивными и неистовыми изгоями, людьми вне закона. Он верили в то, что лишь Сам Бог может править евреями, а поэтому были уверены, что совершали Божье дело, нападая на римских воинов, политических вождей, вообще на любого, кто противостоял им.

Зелоты надеялись, что Мессия возглавит их борьбу против Рима и восстановит царство в Израиле во славе Соломона. Они были пылкими патриотами и готовы были умереть на месте за то, во что верили. Вот что Иосиф Флавий писал о них:

«Родоначальником четвертой философской школы стал галилеянин Иуда. Приверженцы этой секты во всем прочем вполне примыкают к учению фарисеев. Зато у них замечается ничем не сдерживаемая любовь к свободе. Единственным руководителем и владыкою своим они считают Господа Бога. Идти на смерть они считают за ничто, равно как презирают смерть, друзей и родственников, лишь бы не признавать над собою главенства человека. Так как в этом лично может убедиться воочию всякий желающий, то я не считаю нужным особенно распространяться о них. Мне ведь нечего бояться, что моим словам о них не будет придано веры; напротив, мои слова далеко не исчерпывают всего их великодушия и готовности их подвергаться страданиям. Народ стал страдать от безумного увлечения ими при Гессии Флоре, который был наместником и довел иудеев злоупотреблением своей власти до восстания против римлян».

Восстание «при Гессии Флоре», о котором пишет Иосиф Флавий, произошло в 6-м году н. э., когда группа зелотов подняла восстание, поводом к которому стало взимание подушного налога с переписью, установленного Римом. Вождем и основателем зелотов, как пишет Иосиф Флавий, стал Иуда галилеянин, о котором упоминается в книге Деяний (5:37).

Зелоты были уверены, что, выплачивая дань языческому царю, иудеи предавали Бога. Такая точка зрения нашла широкое распространение среди людей, для которых римские налоги стали слишком тяжким бременем. Иуда галилеянин воспользовался возможностью, собрал военные силы и в неистовстве начал убивать, грабить и уничтожать. Последователи Иуды галилеянина вели партизанскую войну и совершали террористические акты против римлян. Однако вскоре римляне подавили восстание, убили Иуду галилеянина и распяли его сыновей.

Партия зелотов ушла в подполье. Их террористические акты стали избирательными и более скрытными. Как написано во 2-й главе, они организовали фракцию тайных наемных убийц под названием сикарии (что буквально означает «человек с кинжалом»), потому что члены этой фракции носили с собой короткие кинжалы с искривленным лезвием. Сихарии старались незаметно оказаться за спиной римского воина или политического вождя и ударяли ножом в спину между ребер, мастерски пронзая сердце.

Они сжигали военные точки римлян в Иудее, а затем скрывались в отдаленных уголках Галилеи. Как писал Иосиф Флавий в процитированном выше отрывке, их готовность подвергнуться любому страданию или смерти, включая те же мучения, которые они приносили другим, была широко известна. Римляне могли мучить зелотов, убивать, но не могли погасить их пыл.

Когда в 70-м году после Рождества Христова римская армия под руководством Тита Веспасиана опустошала Иерусалим, многие историки считают, что зелоты усугубили страшное уничтожение евреев. Во время осады, когда римская армия уже окружила город и перекрыла пути снабжения, зелоты стали убивать своих же, евреев, которые хотели вступить в переговоры с Римом о снятии осады. Зелоты не позволили сдаться никому из тех, кто хотел спасти свою жизнь. Когда Тит понял, насколько безнадежна ситуация, он разрушил город, уничтожил тысячи жителей и вынес сокровища из Храма. Слепая ненависть зелотов к Риму и ко всему, что касалось Рима, в конечном итоге привела к разрушению их родного города. Зелотами двигал безрассудный фанатизм, который привел их к самоуничтожению.

Иосиф Флавий предполагает, что название «зелоты» истолковывалось неправильно, «точно они ревностно преследовали хорошие цели, между тем как в действительности они все свое рвение прилагали к дурным делам и в этом отношении превосходили самих себя».

Симон был одним из них. Интересно, что, перечисляя имена двенадцати апостолов, Матфей и Марк пишут имя Симона перед именем Иуды Искариота. Когда Иисус отсылал учеников на служение по двое (Марк. 6:7), вполне вероятно, что Симон и Иуда Искариот были вместе. Возможно, сначала они оба следовали за Иисусом, исходя из сходных политических взглядов. Однако на каком-то этапе Симон стал искренним верующим и изменился. Иуда Искариот никогда не верил по-настоящему.

Когда Иисус не сверг римское правление, но вместо этого начал говорить о смерти, некоторые могли подумать, что Симон станет предателем; ведь он - человек пылкий и ревностный, с такими политическими убеждениями, которые привели его к террористам. Но так было еще до встречи с Иисусом.

Конечно же, будучи одним из двенадцати избранных, Симон должен был как-то общаться с Матфеем, с человеком, который принадлежал к совершенно другой политической прослойке - собирал налоги для римского правительства. В какой-то момент своей жизни Симон, возможно, с радостью убил бы Матфея. Но, в конце концов, Матфей и Симон стали духовными братьями, которые трудились бок о бок, стремились к одной цели - распространять Евангелие и поклоняться одному Господу.

Просто удивительно, что такого человека, как Симон, Иисус избрал стать апостолом. Однако Симон был чрезвычайно верным человеком, обладал поразительным пылом, смелостью и рвением. Он поверил в истину и принял Христа как своего Господа. Горячее воодушевление по отношению к Израилю, которое когда-то овладело Симоном, теперь выражалось в полном посвящении Христу.

В нескольких источниках говорится, что после разрушения Иерусалима Симон понес Евангелие на север и проповедовал на Британских островах. Имя апостола сходит со страниц библейских повествований, как имена многих других. Не существует достоверных данных о смерти апостола, но во всех преданиях говорится, что он был убит за проповедь Евангелия. Человек, который когда-то был готов убивать и умереть за политические убеждения, относившиеся только к Иудее, нашел более благую цель, за которую смог отдать свою жизнь: провозглашать о спасении грешникам из разных народов, языков и племен.

Из книги Гностицизм. (Гностическая религия) автора Йонас Ганс

СИМОН ВОЛХВ Отцы Церкви определяли Симона Волхва как отца всех ересей. Он был современником апостолов и самаритянином, а Самария была печально известна своей непокорностью в религиозном плане и подозрительностью по отношению к ортодоксам. Когда апостол Филипп пришел

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Симон Маг Диакон Филипп, один из ближайших сподвижников апостолов, отправился в Самарию и начал здесь проповедовать. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, и с удивлением взирал на совершаемые им чудеса. Ибо из многих одержимых с воплями выходили нечистые духи,

Из книги Мифы и легенды Святой земли автора Ханауэр Джеймс

X Симон Праведный В верхней части долины Кедрон, недалеко от того места к северу от Иерусалима, где ее пересекает дорога в Наблус, стоит высеченная в скале гробница. Внутри скрытого за современной дверью вестибюля находится древняя, но сильно поврежденная и едва заметная

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

СИМОН Тодорский (Тодорский), архиеп. (1701–54), рус. правосл. церк. писатель, филолог. Окончил КДА (1727), после чего продолжил образование в Галле (Германия). Под руководством *Михаэлиса изучал греч. и вост. языки. Был учителем в Германии и в Венгрии. Затем вернулся в Россию, где в 1743

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Симон Воломский Преподобномученик Симон Воломский (в миру Симеон Михайлович) родился в 1586 году в семье крестьянина монастырской Волоколамской вотчины. В 1607 году, в Смутное время, его отец, разорившись, отправился на север, а Симеон пошел в Москву. Там он нашел приют у

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Симон Теперь в живых остался только один сын Маттафии - второй по старшинству Симон. Его быстро избрали новым руководителем: 1 Мак., 13: 8. …и отвечали громким голосом, и сказали: «Ты [Симон] - наш вождь на место Иуды и Ионафана, брата твоего…» Симон попытался выкупить

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Симон Как это часто бывает, на нас сваливаются внешние проблемы, потому что их навлекают внутренние: 2 Мак., 3: 4. Но некто Симон… поставленный попечителем храма, вошел в спор с первосвященником о нарушении законов в городе. Во времена после плена первосвященник был и

Из книги Православные святые. Чудотворные помощники, заступники и ходатаи за нас перед Богом. Чтение во спасение автора Мудрова Анна Юрьевна

Симон В Капернауме Иисус быстро достиг успеха, здесь у него была внимательная аудитория, чего не было в Назарете. Он даже начал собирать вокруг себя учеников: Мф., 4: 18–20. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

Симон маг Во время прибытия Филиппа самаритяне уже были увлечены другим лидером: Деян., 8: 9. Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Из-за этого стиха этот человек обычно

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Симон Петр Следующее послание также приписывается Петру: 2 Петр., 1:1. Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа… Этот тезис подкрепляется ссылкой на прошлое Петра - на виденное им

Из книги 50 главных молитв на привлечение любимого человека в свою жизнь автора Берестова Наталия

Апостол Симон Зилот, Кананит (10/23 мая и 30 июня/13 июля) Святой апостол Симон Зилот происходил из Каны Галилейской, был сыном святого Обручника Иосифа, по плоти братом Господа, и одним из 12-ти апостолов. Первое чудо, которое сотворил Спаситель, – претворение воды в вино,

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Апостол Симон Зилот (Кананит) (I) 23 мая (10 мая по ст. ст.)Собор святых славных и всехвальных 12-ти апостолов – 13 июля (30 июня по ст. ст.)Церковь установила читать на Литургии евангельские строки о сводных братьях по плоти Господа Иисуса Христа – сыновьях праведного Иосифа

Из книги автора

Апостол Симон Кананит (Зилот) Апостол Симон назван зилотом, что значит «ревнитель». Зилоты – это течение среди фарисеев. Зилоты боролись за независимость Иудеи от Рима, и противостояли той части иудейского народа, которая была склонна к компромиссам с язычниками. Кананит

Из книги автора

Святой апостол Симон Зилот Дни отрочества и юности Своей Христос провел в маленьком галилейском городке Назарете. Но вот наступило время открытого служения Его роду человеческому, и Он идет в Иудею, где в пустыне иудейской, на берегу Иордана, Иоанн Креститель

Из книги автора

Апостол Симон Зилот Кондак, глас 2 Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго во хвалении ублажим, яко Богоглаголиваго вси Симона: Престолу бо Славы ныне предстоит и со Безплотными веселится, моляся непрестанно о всех

Из книги автора

Св. апостол Симон Зилот (О любви к Богу) I. Св. апостола Симона, память коего совершается ныне, называют также Кананитом по происхождению его из той Каны галилейской, где Спаситель явил первый пример чудес, претворив воду в вино на свадебном пиру, на котором Он и Пречистая

Святой Апостол Симон Кананит — один из 12-ти Апостолов – был одним из четырёх сыновей Иосифа Обручника от первого брака, т.е. сводным братом Иисуса Христа. Кананит в переводе с арамейского означает ревнитель. Апостол Лука дает греческую версию его прозвища: Зилот, что значит то же самое, что и Кананит.

Одна из интерпретаций имени апостола связана с Канами Галилейскими, в которой на браке у апостола Симона Господь наш Иисус Христос сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино. Об этом сказано в Святом Евангелии от Иоанна Богослова. Именно этот отрывок читают во время совершения таинства венчания, что, по-видимому, и послужило причиной почитания апостола Симона Кананита как покровителя христианского супружества.

Узрев чудо, совершенное Господом на свадьбе в Кане, Симон воспламенился ревностью ко Господу и так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, несмотря на то, что только что вступил в брак. Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано, «уневестив душу свою Жениху бессмертному».

После Вознесения Христа, в день Пятидесятницы он получил дар Святого Духа, сошедшего на учеников Спасителя в виде огненных языков. Симон проповедовал веру Христову сначала в Иудее, потом — в Эдессе (Сирии), Армении, Египте, Киринее (Ливии), Мавритании, Испании и даже Британии, о чем свидетельствуют местные предания некоторых христианских народов.

Известно, что Симон Зилот вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матфием благовествовал в земле Иверской. Далее Симон и Андрей пошли в горы Сванетии (Осетии), после — в Абхазию и остановились в городе Севасте, нынешнем Сухуми. Затем апостол Андрей отправился проповедовать вдоль Черноморского побережья Кавказа, а Симон поселился в небольшой труднодоступной пещере, расположенной в ущелье реки Псыртсхи (окрестности современного Нового Афона). В эту пещеру он спускался по веревке через небольшой естественный вход. Это было примерно в 55 году н. э., через двадцать с лишним лет после Воскресения Христа.

Келья-грот апостола Симона Кананита
Пещера Симона Кананита

Долго ли пребывал апостол в Абхазии, летописи не сообщают. Он творил здесь множество знамений и чудес, а его проповедь многих людей обратила ко Христу. Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита, в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство. В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило. Симон Кананит первым начал крещение местных жителей – предков современных абхазов.

Из-за этого апостол неоднократно подвергался нападкам со стороны язычников. А во время жестокого гонения на христиан, которое начал грузинский царь-язычник Адеркий (Аркадий), Симон принял мученическую кончину. По одной из версий он был усечен мечем, по другой – заживо распилен пилой. Существует также предание, что он был распят на кресте.

Ученики погребли тело святого недалеко от его пещеры. К его могиле стали приходить верующие, прося помощи в нуждах и исцеления от болезней.

В IX веке на мощах Симона Кананита был выстроен храм, из белого тесаного известняка. А спустя всего два столетия христианская вера прочно утвердилась во всей Абхазии. В XI-XII столетиях Абхазия была процветающим христианским государством. Весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами. Но позже, по неисповедимым судьбам Божиим, она была завоевана турками, абхазцы изменили христианству и перешли в мусульманство. Многие храмы подверглись разрушению, в том числе и Симоно-Кананитский.

Самый древний из монастырских храмов — храм апостола Симона Кананита

В 19-м веке древний храм был восстановлен насельниками Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, который был основан рядом в 1875 году монахами со Старого Афона (Греция) из обители св. Пантелеимона. На это последовало высочайшее распоряжение его императорского величества Александра III об отводе в Абхазии «327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха».

Монастырь Святого Симона Кананита на Новом Афоне

Монастырь стал центром православного просвещения Кавказа и всего юга России, а его центральный Пантелеймоновский собор — крупнейшим культовым сооружением Абхазии. В нем могли одновременно поместиться более трех тысяч человек. Стенные росписи собора представляли собой один из последних памятников русской церковной иконописной школы. Музыкальные куранты самой высокой башни-колокольни являлись подарком Александра III. Кроме курантов, царь преподнес монастырю паровоз и электростанцию.

При монастыре работали несколько заводов — свечной, кирпичный, маслобойный, конский, имелись живописная, переплетная, швейная, часовая, сапожная, литейная мастерские. Огромные пространства на склонах гор вокруг монастыря были засажены мандариновыми, лимонными, оливковыми, ореховыми, сливовыми садами, виноградниками, кукурузными, картофельными полями. Также действовали две пасеки и ботанический сад с экзотическими растениями. Следы былого могущества монастыря видны и сейчас — до сих пор вокруг обители цветут сады и приносят богатый урожай виноградники, посаженные братией. Ведь до прихода русских монахов на этих горных склонах никаких культур не возделывалось и не росло.

К древней пещере Симона Кананита монахи прорубили удобный для посещения вход, пристроили каменную лестницу, выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита на стенах пещеры. В таком виде она сохранилась до наших дней. И сегодня по пути к ней можно встретить источник со святой водой, и небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола, и горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть. На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна – «капли апостольской крови».

В настоящее время мощи апостола находятся под спудом Симоно-Кананитского храма.

Часть мощей апостола пребывает в базилике апостола Андрея Первозванного в Кёльне (Германия).

Существуют еще две версии мученической кончины апостола Симона. По одной, он был распят местными язычниками во время апостольской проповеди в Британии, по другой, широко распространенной на Ближнем и Среднем Востоке, — казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Вавилоне. Однако Православная Церковь не разделяет ни ту, ни другую.

Тропарь, глас 3
Апостоле святый Симоне, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 2
Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго вохвалении ублажим, яко богоглаголиваго вси Симона: Престолу бо славы ныне предстоит и со безплотными веселится, моляся непрестанно о всех нас.

11:48 2012

Святой Апостол Симон Зилот (Кананит)


Святой апостол Симон Зилот — Кананит, память которого празднуется Православной Церковью дважды в году: 10 мая и 30 июня, был сродником и учеником Христовым из числа 12 апостолов. Происходит он из Каны Галилейской, отчего и называется в истории Кананитом или Зилотом (с греческого «ревнитель закона»), ибо отличался особой религиозной ревностью. Чтение первого Святого Евангелия от Матфея на Божественной литургии в день памяти этого святого апостола благовествует нам о братьях Господа по плоти. Среди них назван и Симон. Вот что благовествует нам Святое Евангелие: «И пришед (Иисус) во отечество Свое (Назарет), учаше их (жителей назаретских) на сонмищи их, яко дивитися им и глаголати: откуду Сему премудрость сия и силы? Не Сей ли есть тектонов сын, не Мати ли Его нарицается Мариам; и братия Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не вся ли в нас суть; откуду убо Сему сия вся».


Родитель святого апостола Симона и иных братий и сестер Христовых по плоти святой праведный Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии, происходил из царского рода Давидова, был потомком святого царя псалмопевца и премудрого сына его святого царя и пророка Соломона. По занятиям своим отец апостола Симона Иосиф был плотником и снискивал ежедневно пропитание трудами рук своих, жил в чистоте и святости, как честный и добродетельный труженик, и имел женою Саломию, четыре сына и две дочери.


По кончине супруги своей Саломии Иосиф жил много лет вдовцом. Святой Епифаний епископ Кипрский писал: «Умерла жена его; после многих лет, будучи вдовым, он принимает Марию». Затем тот же святой Епифаний так называет детей Иосифа и Саломии: «Иаков, Иосия, Симон, Иуда – сыновья; Мария и Саломия – дочери. Итак по Евангелию от Матфея и по мнению других учителей Церкви, святой апостол Симон Кананит — третий мнимый брат Господа.


Поначалу Симон, как и два других брата его Иосия и Иуда, оказали Господу и брату своему небратолюбие. Когда Иосиф стал делить свою землю между детьми, рожденными от умершей жены, то пожелал дать часть и Иисусу, рожденному Мариею. Но три сына, в том числе и Симон, не хотели этого, и только четвертый сын Иаков принял Иисуса в часть свою.



Хусепе де Рибера (1591-1652). Апостол Симон. ~ 1630. Прадо


По Евангелию от Иоанна в Кане Галилейской Симон Кананит или Симон Зилот – тот самый человек, на свадьбе которого из-за бедности не было даже вина, где Иисус сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино. Узрев чудо, совершенное Господом на его свадьбе, Симон так уверовал во Христа, что последовал за Ним, несмотря на то, что только что вступил в брак, как сказано, «уневестив душу свою Жениху бессмертному».


Приняв Святаго Духа, апостол Симон проповедовал в Иудее, а также в Эдессе и Сванетии, в пределах осетин, и в Абхазии – в городе Севасте, нынешнем Сухуми.


В Иверию апостол Симон пришел вместе с апостолом Андреем Первозванным. Потом отсюда апостол Симон Кананит странствовал со словом спасения в Египет, Киринею, Мавританию и Ливию.


Из жития святого апостола Андрея Первозванного видно, что он, отправляясь из Иерусалима в третий раз на проповедь Евангельскую с несколькими спутниками, направился в Эдесс; там у князя той страны по имени Авгарь остался апостол из числа 70 Фаддей. Князю Авгарю вернул он возложением рук здравие душевное и телесное. С остальными же спутниками святой апостол Андрей отправился в города и села, и везде он и апостол Симон поучали народ и творили чудеса именем Христа.


Наконец, они, пройдя через Каппадокию и приморский город Трапезунд, достигли земли Иверской и прошли часть области Триалетской, до реки, называемой Чорохи, беспрепятственно проповедуя Христа Спасителя. Апостолы, в числе которых был и Симон Кананит, посетили здесь гористую Сванетию в княжение некой жены, которая приняла их проповедь и крестилась. Здесь остался святой Матфей, а апостолы Андрей и Симон Кананит проникли глубже в горы, в пределы осетин, и достигли города, называемого Фостофор, где знамениями их многие из язычников обратились ко Христу.


Из Осетии апостолы спустились в Абхазию и остановились в Севасте, ныне Сухуми, жители которого с радостью приняли слово Божие. Блаженный Андрей оставил в этом городе апостола Симона Кананита, а сам отправился вдоль поморья в землю джигетов, родственных абхазцам горцев (к нынешнему Новороссийску).


Так первыми просветителями страны Иверской были святые апостолы Андрей Первозванный и брат Господень по плоти Симон Кананит. Он и остался в Абхазии, как агнец Божий посреди волков.


Было это в 55 году по Рождестве Христовом, т. е. через 20 с небольшим лет после Вознесение Христова. Известно, что апостол Симон обосновался в пещере в ущелье реки Псыртсхи, в окрестностях современного города Новый Афон.


Как и долго ли проповедовал в Абхазии Симон Кананит, летописи не сообщают, но известно, что святой апостол Симон прославился многими чудесными знамениями, и Божественное учение, проповеданное им, начало приносить обильный плод веры в народе.


За то ополчился на него враг рода человеческого, и апостол Симон подвергался бесчисленным огорчениям и гонениям. А во время жестокого преследования христиан, воздвигнутого во времена грузинского царя-язычника Адеркия (Аркадия), увенчан был апостол Симон Зилот мученическим венцом и погребен неподалеку от своей пещеры, на берегу реки Псыртсхи, что в 20 верстах от Сухуми.


Мощи святого апостола Симона Кананита и теперь сокрыты в Абхазии в храме его имени. Оставшиеся после жестоких гонений христиане скрывались в горах, лесах, где собирались вместе на молитвы и поминали всех замученных язычниками и иудеями христиан как первомучеников. Вскоре и могила самого апостола Симона сделалась предметом их глубокого поклонения и почитания.


Затем летописи говорят, что в IV веке по Рождестве Христовом на месте погребения апостола Симона была построена во имя его церковь, а в VI веке свет Христова последующие поколения христиан перенимали и распространяли далее. Вскоре и Антиохийские, и Константинопольские Патриархи стали назначать сюда самостоятельных епископов.



Главным же городом пребывания вновь утвержденной церковной иерархии в Абхазии стал город Пицунда, близ того же города Сухуми. В XI веке, в царствование святого абхазо-имеретинского царя Давида Возобновителя (1098-1130) весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами. Вера христианская сделалась господствующей на этой благословенной земле, и Святая Церковь прославляет апостола Симона Кананита как учителя премудрости Божией. Проповедь апостола Симона Кананита принесла для Абхазии, Осетии и всей Иверии самые благотворные плоды. Но по завоевании турками абхазцы изменили христианству, приняли ислам и многие христианские храмы, в том числе и храм святого апостола Симона Кананита, разрушили. Из светлого прошлого сохранилось множество развалин монастырей, храмов без куполов и других живых свидетельств древнего христианства.



Келья Симона Кананита


Храм был восстановлен новоафонскими монахами в 1882 году. А место погребения св. апостола Симона Кананита более точно было указано необычным образом великим подвижником святой горы Афон и духовником Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря иеросхимонахом Иеронимом (Соломенцовым), явившимся 1890-х годах во сне иконописцу этой обители о. Савину после своей кончины. Вот как последний пишет об этом: «…будто я вошел в церковь Симона Кананита и вижу: из алтаря вышел покойный отец Иероним, зовет меня в алтарь; я вхожу, отец игумен Иерон (в то время был настоятелем обители) стоит по правую сторону престола, оба в епитрахилях. Отец Иероним, указывает под престол: «Вот здесь похоронен апостол Симон Кананит, по левую сторону престола». Тем самым было подтверждено из вечности старинное предание о месте погребения этого великого ученика и друга Христова. Чтобы особо прославить и благоукрасить место почивания мощей св. апостола Симона, темже иеросхимонахом Иеронимом было поручено на скале рядом с храмом, выполнить изображение истории крещения св. апостолами Андреем и Симоном древних абхазов, которое существует и теперь. Это трудное поручение было исполнено о. Савином — искусным художником монастыря.



Пещера Ап. Симона Кананита


Место погребения святого апостола Симона Кананита всегда было у местных обитателей в особенном почитании. Его могила и разрушенный Симоно-Кананитский храм хранит и теперь нетленное тело святого апостола Симона. А в 1875 году древний храм во имя святого апостола Симона был не только возобновлен, но и при нем основали Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, ставший центром православного просвещения Кавказа и всего юга России.



Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь.


Сравнительно молодой, он был основан монахами из Пантелеимоновской обители, что на горе Афон, в 1875 году. А до того, в 1874 году, монахи обратились к великому князю Михаилу Романовичу с просьбой выделить им участок земли для постройки монастыря. Согласие вскоре было получено, в 1876 году началось строительство нижней части монастыря. А через восемь лет насельники приступили к практически непосильной задаче – постройки нагорной части обители. Для этого требовалось срезать часть горы, вывезти десятки тысяч тонн породы, и это при отсутствии нормальных дорог!


Однако уже через 12 лет, в 1896 году, монастырь засиял во всей своей красе. Кстати, сам император Александр III внёс свой посильный вклад в украшение и благоустройство обители – им были подарены музыкальные куранты, установленные на самой высокой башне, а также паровоз и электростанция.



Именно здесь некогда и поселился Симон Кананит в пещере, куда попасть он мог только через узкий лаз в своде пещеры. Симон Кананит стал первым обращать абхазов в христианство. Именно благодаря его усилиям и проповедям были искорены такие языческие обряды, как приношение в жертву младенцев и людоедство. Но в те годы христианство подвергалось гонениям, и однажды на берегу реки, недалеко от пещеры-кельи, Симона Кананита схватили римские солдаты. По одной из версий, ему отрубили голову, по другой, его заживо разрезали пилой. Тело святого было найдено христианами и погребено на берегу реки. На месте мученической кончины святого ныне установлен крест. А на его мощах через четыре века вырос храм, который был разрушен во время многочисленных нападений завоевателей. Но в X веке на месте погребения святого вновь был построен прекрасный храм, который дошёл до наших дней. К сожалению, уникальная фресковая живопись была забелена в советские времена, и сейчас удалось отмыть лишь небольшую их часть.


Центральным храмом монастыря является собор во имя св. Пантелеимона, выстроенный в 1888-1900-х гг. в ново-византийском стиле. Его пять куполов сияют позолотой и видны отовсюду, ведь высота центрального купола – 40 метров. Стены собора расписаны в 191-1914 гг. мастерами из Палеха и Москвы, под руководством Н.В. Молова и А.В. Серебрякова. Преобладающими в гамме являются голубые, коричневые и золотистые тона. Интересны и некоторые отступления от канонических изображений Марии Магдалины и сцены Страшного Суда.




Помимо главного собора в обители освящены: надвратный храм – Вознесения Господня, храм Св. апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница».


Под колокольней с курантами расположена бывшая братская трапезная, расписанная братьями Оловянниковыми – известными волжскими мастерами.


Уникальна по своему размаху и значению хозяйственная деятельность монастыря. На склонах монастырской горы были высажены цитрусовые, оливковые, ореховые сады, виноградники, картофельные и кукурузные поля. Именно благодаря инокам монастыря ныне Абхазия так славится своими мандаринами! Кроме того, были пасеки, ботанический сад, множество небольших заводиков и мастерских. А в начале XX века рядом с храмом Симона Кананита была построена гидроэлектростанция, хотя и существующая до сих пор, но недействующая.



И в 1917 году практически всё рухнуло в одночасье… По преданию, на корабле иноков вывезли в середину Новоафонской бухты и утопили, привязав тяжелые камни на шеи. Рассказывают, что в наши дни водолазы видели стоящие на дне морском нетленные тела мучеников. Колышутся тихим течением монашеские рясы, бороды… А в 1924 году монастырь был вовсе закрыт. В нём в разное время располагались склады, туристическая база, краеведческий музей… А во время войны 1992-1993 гг. в монастыре располагался госпиталь. Для кого-то это чудо, для кого-то просто совпадение, но тем не менее остаётся удивительным тот факт, что за всё время войны, несмотря на ожесточённые бои в самом городе, монастырь остался невредимым.


А в 1994 году началось возрождение монастыря. И сейчас в его стенах вновь звучит молитва…


К святому приходят попросить счастья в супружестве, любви и благополучия.

Молитва святому славному и всехвальному апостолу Христову Симону Зилоту, иже и Кананит именуется:


Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленнаго, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворити души наша из грехолюбивых в боголюбивыя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам свыше помощь во время уныния и безпомощия нашего: да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем, и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на страшнем суде Христове, да, избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. (Из Акафиста)

К началу 1V века в Питиунте (современная Пицунда) было построено несколько церквей, остатки которых исследовались советскими археологами. Сейчас раскопки законсервированы, ждут своего часа...

В первой половине V1 века абхазы приняли христианство как государственную религию, и с этого времени началось строительство многочисленных храмов. В современной Абхазии имеются чудом сохранившиеся церкви V1-X11 веков, которые пережили многочисленные войны, природные катаклизмы, столетия религиозных гонений.. Один из храмов находится в пос. Цандрыпш. Я хочу потом рассказать об этом поселке подробнее..

Еще одно христианское место связано с именем Симона Кананита.
Кто же такой - Симон Кананит?
Апостол Симон был из числа 12-ти Апостолов. Он третий мнимый брат Господа по плоти согласно евангелию от Матфея.
Есть предание, что на браке у Симона Кананита Иисус Христос сотворил первое чудо, претворив воду в вино. Узрев чудо, Симон так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, не смотря на то, что только что вступил в брак.

Имя Кананит, которое иногда ошибочно понимали как «из города Каны», на самом деле имеет в древнееврейском то же значение, что и греческое слово Зилот - «ревнитель». Либо это было собственным прозванием апостола, либо могло означать его принадлежность к политико-религиозному движению зилотов (зелотов) - непримиримых борцов с римским владычеством.

Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В Абхазии принял мученическую кончину.По преданию, апостол был заживо распилен пилой. По другим данным - распят на кресте. Погребен в городе Никопсии (теперь Новый Афон). Впоследствии (в XIX в.) на месте подвигов святого Апостола, близ Иверской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита. Сохранилась пещера, в которой он жил.

Сначала,при подходе к пещере,- Храм святого Апостола Симона Кананита,построенный на мощах апостола в IX-X в.в. Какое-то время храм был усыпальницей высшего духовенства и центром Сухумской епархии. Он неоднократно реставрировался (последний раз в 1882 г.), но снаружи сохранил свой первоначальный облик. Внутри, под слоем поздней штукатурки, имеются небольшие фрагменты древней настенной росписи.

Пещера - то место, которое меня особо впечатлило…

Во-первых, путь к пещере Симона Кананита - очень красивый. Ущелье, река Псырцха, «тропа грешников»…

Это - железнодорожный вокзал Нового Афона, не работает сейчас, он находится на пути к пещере.

С одной стороны тропы - камень с отпечатком стопы Симона Кананита. Это чудо он показал римлянам, ведущим его на казнь..По некоторым данным, казнили его не римляне, а предки абхазцев, не желающих принять христианство.

Место гибели Симона Кананита

Симон творил чудеса. Вместе с апостолом Иисуса Христа Андреем Первозванным (по одной из версий, скрываясь от римских легионеров) он отправился на Кавказ, избрав это место для проповедей. Андрей Первозванный не задержался в наших краях и отправился дальше, в Скифию, прародину России.

А Симон Кананит поселился в уединенном местечке Псырцха, в пещере. Предание говорит, что попадал он в свою пещеру-келью через узкое отверстие в своде.

Было это в 55 году нашей эры. Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство.

В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило.

Я была потрясена тем, что мой фотоаппарат, отказывавшийся достойно фотографировать красоты Новоафонской пещеры, вдруг решил в полнейшей темноте (!), так как пещера не освещена ничем, кроме пары свечек перед иконами, фотографировать четко, ясно! Это при том, что я не переходила на режим фотографирования в темноте… Просто чудо!


Школа жизни" и пишет буквально следующее: "В некоторых изданиях («Жития всех Святых», Иоанн Бухарев, Москва, 1900 г.) сказано, что Симеон был распят на кресте в Британии, где как будто бы и был погребен, но Русская Православная церковь считает это мнение ложным". Такое же мнение тиражируют и некоторые другие русскоязычные сайты, считающие, что в Западной Европе святой не мог быть распят или мучим, но только в родных краях.

И тем не менее, английская Википедия приводит сведения о том, что святой апостол Симон Канонит, по всей видимости, проповедывал в древнем Гластонбери, а был замучен в Кейсторе (современный Линкольншир).

Итак, существует точка зрения, что святой апостол Симон Зилот проповедывал на островах Великобритании и там же был распят на кресте местными язычниками. Вполне логично, если следовать его следам через всю Северную Африку на запад. Но доказательств нет. Только одно из преданий.

Вторая версия жизненного пути Симона Зилота как апостола заканчивается в древнем Вавилоне (современный Ирак). Например, данная версия приводится в немецкой Википедии, да и в целом широко распространена на Ближнем и Среднем Востоке. Причём из Иерусалима апостол пошёл на проповедь Евангелия через старинный город Эдессу. В Вавилоне апостол был казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем.

Наконец, третья версия, употребляемая исключительно в пределах Российской империи, да и сейчас также, сводится к тому, что после Эдессы апостол Фаддей отошёл в пределы кавказские и поселился в уединении и для проповеди в пещере над небольшой речкой Псырцха. Как написано в статье "Что мы знаем о Симоне Кананите?", благодаря его проповеди "в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство". В настоящее время на месте духовного подвига апостола вновь функционирует Ново-Афонский монастырь и восстановлена пещера, в которой жил святой апостол. Также отмечено место над рекой, где святой апостол был казнен. Предание гласит, что язычники отрубили ему голову и что на месте казни до сих пор выступают красные пятна крови апостола. Но, опять же, это только одна из нескольких версий смерти ученика Христова.

В западной христианской традиции Симона Зилота принято изображать держащим пилу, поскольку, как говорится в предании, он был распилен пилой.

Мощи святого апостола

Кавказская версия смерти Симола Зилота повествует о том, что его мощи покоятся под спудом в разрушенном Симоно-Кананитском храме в Абхазии. Тем не менее часть его мощей прослеживается в разных странах и городах Западной Европы: Риме и германских Кёльне и Херсфельде. В Кёльне паломники могут помолиться и приклонить голову у частицы мощей, хранящейся и доступной для посетителей в базилике Андрея (Первозванного).

Сообщение о том, что часть мощей святого апостола находится в Херсфельде, можно подвергнуть сомнению, поскольку в 1040 году они были подарены Гослару (Goslar), а сам монастырь Херсфельда был со временем разрушен и сейчас руины охраняются как памятник истории.

Непонятно, что с мощами и в Госларе, по крайней мере известно, что Симон Зилот является его покровителем.

Наконец, о наличии части мощей Симона Зилота заявляет Сайн, являющийся частью города Кобленц. Да не просто части, а руки апостола. Только одна проблема: нигде в интернете нет ни одной фотографии ни информации, подтверждающие факт наличия части мощей святого апостола в Сайне в наши дни.

В итоге реально можно говорить только о Кёльне. Кроме того, в Германии существует несколько церквей, носящих имя апостлов Симона Зилота и Иуды Фаддея (общее название церквей). Список можно посмотреть .

Святый апостоле Симоне, моли Бога о нас.

Текст: Алексей Потупин, 20 мая 2010.
Изображение вверху: апостол Симон Зилот (Кананит). Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Лучшие статьи по теме