Для школьников и родителей
  • Главная
  • Учат в школе
  • Караченцов, история любви. На лечение николая караченцова нужен миллион Николай караченцев и ольга кабо

Караченцов, история любви. На лечение николая караченцова нужен миллион Николай караченцев и ольга кабо

Герои первой части альбома «Лучшее» - Максим Дунаевский, Алексей Рыбников, Геннадий Гладков, к сожалению, не смогли добраться до Нового Арбата по уважительным причинам. При этом было отмечено, что Геннадий Гладков первым открыл в драматическом артисте Коле Караченцове «голос» (это случилось в спектакле «Тиль»), Максим Дунаевский научил артиста правильно петь, а Алексей Рыбников подарил ему главную партию – графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось».

«Кленовый лист» на музыку Максима Дунаевского (близкого друга артиста) открыл вечер. Между прочим, эта песня впервые прозвучала в фильме «Маленькое одолжение» (1984 год), где Караченцов играет популярного певца.

Песня «Кленовый лист»

В самом начале фильма Караченцов записывает песни – на огромные бабины «допотопного» магнитофона. О том, как в действительности Николай Петрович репетировал и записывал шлягеры? в Московской Доме книги рассказал композитор и музыкант Вячеслав Горский:

Однажды ко мне домой пришла актриса Ольга Кабо вместе с Николаем Караченцовым. О желании Ольги записать сольный альбом я знал, но что она приведет с собой Николая Петровича, чтобы спеть дуэтом, - не подозревал. Я был в шоке, потому что в те годы по популярности Караченцов был нашим Джоном Ленноном. Стали подбирать тональности для Кабо и Караченцова, и выяснилось, что Николаю Петровичу подходят все тональности. Я попросил артиста спеть пониже, и он ответил: «Нет проблем», попросил еще пониже и вновь «Да нет проблем!». Тогда я ему предложил: «А может, сделаем с вами программу по подобию Фрэнка Синатры?», на что артист невозмутимо сказал: «Нет проблем!». Когда я заявил, что «он – супер-джазовый певец», он удивился: «А я не знал». Николай Петрович практически с первого раза без ошибок исполнял песню – он мгновенно считывал музыкальную информацию. Я находился в таком восторге от общения с Караченцовым, что даже разрешил ему курить в квартире (хотя никому не разрешал). Артист сел на подоконник, закурил «Приму» (он курил исключительно ее) и запел (мы же репетировали). Когда я пошел закрывать за ним окно, то увидел во дворе толпу восторженных людей. Они услышали и увидели любимого артиста и замерли на месте. После этого случая весь дом со мной очень уважительно здоровался. Мы еще встречались с Николаем Петровичем – я показывал ему песни, и он всегда требовал, чтобы в них была драматургия, - рассказал Вячеслав Горский.

Актриса Ольга пришла на презентацию сборника вместе со своими детьми – 16-летней Татьяной и 4-летним Витюшей. Ольга Кабо исполняла роль «Леди Гамильтон» в клипе на одноименную песню в исполнении Николая Караченцова, и записала с ним два дуэта «Улица случайная» и «Сценарист» (Вячеслав Горский рассказывал как раз о первой репетиции песни «Сценарист» на слова Сергея Крылова). Эти две песни вошли во вторую частью альбома «Неизданное». Ольга Кабо рассказала о том, как она пела с Николаем Петровичем:

Благодаря Николаю Петровичу я запела. Впрочем, мы все называли его просто - Петрович. Когда мы вместе работали в кино, Петрович постоянно пел, ездил в студии, где что-то записывал, и таким образом подтолкнул меня к тому, чтобы я начала петь. Правда, если у Петровича все получалось мгновенно, то я перепевала по 15 раз, а он ждал и терпел. В моей биографии есть малоизвестная страница, когда я исполняла роль Кончитты в корейской версии спектакля «Юнона и Авось», и на нашу премьеру, в Сеул, приезжали Караченцов и Алексей Рыбников. Мой корейский партнер, играющий графа Резанова, хотя и был очень профессиональным вокалистом, но так хрипеть, как наш Николай Караченцов не умел, - рассказала заслуженная артистка России Ольга Кабо.

Композитор и певица Ирина Грибулина, знаменитая жена героя Караченцова в первом советском клипе «Ссора» (премьера состоялась на передаче «Голубой огонек» в 1987 году) напомнила о любимце всех женщин советского союза – Николае Караченцове:

Коля был кумиром всего женского населения. А меня, после премьера клипа «Ссора» на главном канале страны, часто принимали за жену Караченцова. Даже просили передать ему подарки – на правах жены. В нашей «Ссоре» - первая на советском ТВ эротическая сцена – в ванной. Правда, мне удалось убедить председателя «Гостелерадио» Леонида Кравченко, что ничего страшного в этом видео нет. Замечу, что ни Коля, ни я не раздевались. Мы только ссорились и мирились в ванной… С Караченцовым мы исполнили еще две моих песни «Бюрократ» и «Маленький человек», - рассказала Ирина Грибулина.

После встречи Николай Караченцов подписывал альбомы собственной рукой. Выстроилась огромная очередь за автографом выдающегося артиста.

Корреспонденту «ВМ» тоже удалось получить письменное пожелание от Караченцова. Выход сборника «Лучшее и Неизданное» приурочен к 70-летию артиста (27 октября). Кстати, идея выхода сборника, как и большого празднования юбилея на сцене театра «Ленком» принадлежит сыну Николая Петровича – Андрею Караченцову. В своем приветствии Андрей Николаевич сказал о том, что «7» (в данном случае – 70) – любимая цифра Караченцова, и поэтому он решил масштабно отметить круглую дату отца, хотя мама хотела ограничиться торжеством в кругу семьи». Альбом «Лучшее и Неизданное» не преследует коммерческой цели. Большая часть тиража была подарена гостям юбилейного вечера в театре «Ленком» и уже распространена в интернете.

Есть такая фраза - все мы родом из детства. Вот и актёры, которых мы полюбили ещё будучи детьми, которые играли для нас в сказках и детских фильмах, остаются для нас любимыми на всю жизнь. Одним из таких актёров для меня является Николай Караченцов. После роли Ури из "Приключений Электроника" он стал для меня одним из самых узнаваемых и любимых актёров


Со временем я узнал и другие роли Николая Петровича. Я его уже знал не только как Ури или короля Жан-Жана Заморского. Теперь он для меня был Бусыгин из "Старшего сына" и Резанов из "Юноны и Авось", Билли Кинг из "Человек с бульвара Капуцинов" и Муханов из "Криминального квартета", Родион из "Чокнутых" и Де Муи из "Королева Марго". Актёр был и остаётся одним из самых любимых

"Себя, пожалуй, надо Коле
Показывать в актерской школе
И длить урок как можно дольше:
Умеет все. И даже больше"
© А. Иванов

Сегодня, в день его рождения, давайте пожелаем ему сил и здоровья и вспомним самые яркие из его ролей

"Старший сын"

Замечательный дуэт молодых Караченцова и Боярского. Бусыгин и Сильва. И Сарафанов в исполнении Евгения Павловича Леонова. Один из самых любимых фильмов по великолепной пьесе Александра Вампилова

"Собака на сене"

Маркиз Рикардо. "Венец творенья, дивная Диана, Вы сладкий сон, вы сладкий сон! Виденьями любовного дурмана Я опьянён, я опьянён"

"Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись"

Небольшая, но по мне заметная роль бедняги Джефферсона Хоупа. Жаль только, что роль была сильно урезана сценаристами. По книге она была куда больше

"Приключения Электроника"

Ури! Ури! Узнай, где у него кнопка!
- Мне она уже снится!..

"Белые Росы"

Балагур Вася. Рубаха парень, свой в доску. Тем и близок. «Обломал немало веток, наломал немало дров»

"Юнона и Авось"

Граф Николай Петрович Резанов. Больше 20 лет артист неизменно играл его в лучшем спектакле Ленкома. И наверное играл бы ещё, если бы не авария. Ничего не хочу сказать плохого про Певцова и Ракова, но они не Карченцев. Такого Резанова уже не будет

"Моонзунд"

Александр Карлович фон Кнюпфер. Одна из самых успешных экранизаций Пикуля. А ещё говорят, что в перестройку хорошего кино не снимали. Снимали, вот только не все эти фильмы видели

"Человек с бульвара Капуцинов"

Билли Кинг. Ох как же мне было жалко Билли, в конце фильма. Именно поэтому я не люблю мистера Фёста. Таких друзей бросать нельзя

"Криминальный квартет"

Марат Муханов. Муха. По моему эту роль Николай Петрович делал под Бельмондо, которого не раз блестяще дублировал

"Светлая личность"

Егор Филюрин. Блестящая сатира Ильфа и Петрова, актуальная и в наши дни

"Ловушка для одинокого мужчины"

Даниэль Корбан. Хоть фильм и снят в эпоху "кооперативного кино", он выше на голову фильмов этого жанра.

"Чокнутые"

Родион Кирюхин. Всегда поражало, как Суриковой удавалась в своих фильмах собрать такой звёздный состав. Что ни фильм - просто калейдоскоп лучших советских актёров тех лет

"Петербургские тайны"

Отставной поручик Ковров. Один из немногих отечественных сериалов, за который не стыдно.

"Королева Марго"

Де Муи. Непонятно, зачем сценаристы из бесстрашного воина, верного своим убеждениям сделали звездочета

"Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского"

Роман Дубровский. Воспринимал этот сериал, как продолжение "Криминального квартета". Есть что-то общее у Дубровского и Муханова

Герои первой части альбома «Лучшее» - Максим Дунаевский, Алексей Рыбников, Геннадий Гладков, к сожалению, не смогли добраться до Нового Арбата по уважительным причинам. При этом было отмечено, что Геннадий Гладков первым открыл в драматическом артисте Коле Караченцове «голос» (это случилось в спектакле «Тиль»), Максим Дунаевский научил артиста правильно петь, а Алексей Рыбников подарил ему главную партию – графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось».

«Кленовый лист» на музыку Максима Дунаевского (близкого друга артиста) открыл вечер. Между прочим, эта песня впервые прозвучала в фильме «Маленькое одолжение» (1984 год), где Караченцов играет популярного певца.

Песня «Кленовый лист»

В самом начале фильма Караченцов записывает песни – на огромные бабины «допотопного» магнитофона. О том, как в действительности Николай Петрович репетировал и записывал шлягеры? в Московской Доме книги рассказал композитор и музыкант Вячеслав Горский:

Однажды ко мне домой пришла актриса Ольга Кабо вместе с Николаем Караченцовым. О желании Ольги записать сольный альбом я знал, но что она приведет с собой Николая Петровича, чтобы спеть дуэтом, - не подозревал. Я был в шоке, потому что в те годы по популярности Караченцов был нашим Джоном Ленноном. Стали подбирать тональности для Кабо и Караченцова, и выяснилось, что Николаю Петровичу подходят все тональности. Я попросил артиста спеть пониже, и он ответил: «Нет проблем», попросил еще пониже и вновь «Да нет проблем!». Тогда я ему предложил: «А может, сделаем с вами программу по подобию Фрэнка Синатры?», на что артист невозмутимо сказал: «Нет проблем!». Когда я заявил, что «он – супер-джазовый певец», он удивился: «А я не знал». Николай Петрович практически с первого раза без ошибок исполнял песню – он мгновенно считывал музыкальную информацию. Я находился в таком восторге от общения с Караченцовым, что даже разрешил ему курить в квартире (хотя никому не разрешал). Артист сел на подоконник, закурил «Приму» (он курил исключительно ее) и запел (мы же репетировали). Когда я пошел закрывать за ним окно, то увидел во дворе толпу восторженных людей. Они услышали и увидели любимого артиста и замерли на месте. После этого случая весь дом со мной очень уважительно здоровался. Мы еще встречались с Николаем Петровичем – я показывал ему песни, и он всегда требовал, чтобы в них была драматургия, - рассказал Вячеслав Горский.

Актриса Ольга пришла на презентацию сборника вместе со своими детьми – 16-летней Татьяной и 4-летним Витюшей. Ольга Кабо исполняла роль «Леди Гамильтон» в клипе на одноименную песню в исполнении Николая Караченцова, и записала с ним два дуэта «Улица случайная» и «Сценарист» (Вячеслав Горский рассказывал как раз о первой репетиции песни «Сценарист» на слова Сергея Крылова). Эти две песни вошли во вторую частью альбома «Неизданное». Ольга Кабо рассказала о том, как она пела с Николаем Петровичем:

Благодаря Николаю Петровичу я запела. Впрочем, мы все называли его просто - Петрович. Когда мы вместе работали в кино, Петрович постоянно пел, ездил в студии, где что-то записывал, и таким образом подтолкнул меня к тому, чтобы я начала петь. Правда, если у Петровича все получалось мгновенно, то я перепевала по 15 раз, а он ждал и терпел. В моей биографии есть малоизвестная страница, когда я исполняла роль Кончитты в корейской версии спектакля «Юнона и Авось», и на нашу премьеру, в Сеул, приезжали Караченцов и Алексей Рыбников. Мой корейский партнер, играющий графа Резанова, хотя и был очень профессиональным вокалистом, но так хрипеть, как наш Николай Караченцов не умел, - рассказала заслуженная артистка России Ольга Кабо.

Композитор и певица Ирина Грибулина, знаменитая жена героя Караченцова в первом советском клипе «Ссора» (премьера состоялась на передаче «Голубой огонек» в 1987 году) напомнила о любимце всех женщин советского союза – Николае Караченцове:

Коля был кумиром всего женского населения. А меня, после премьера клипа «Ссора» на главном канале страны, часто принимали за жену Караченцова. Даже просили передать ему подарки – на правах жены. В нашей «Ссоре» - первая на советском ТВ эротическая сцена – в ванной. Правда, мне удалось убедить председателя «Гостелерадио» Леонида Кравченко, что ничего страшного в этом видео нет. Замечу, что ни Коля, ни я не раздевались. Мы только ссорились и мирились в ванной… С Караченцовым мы исполнили еще две моих песни «Бюрократ» и «Маленький человек», - рассказала Ирина Грибулина.

После встречи Николай Караченцов подписывал альбомы собственной рукой. Выстроилась огромная очередь за автографом выдающегося артиста.

Корреспонденту «ВМ» тоже удалось получить письменное пожелание от Караченцова. Выход сборника «Лучшее и Неизданное» приурочен к 70-летию артиста (27 октября). Кстати, идея выхода сборника, как и большого празднования юбилея на сцене театра «Ленком» принадлежит сыну Николая Петровича – Андрею Караченцову. В своем приветствии Андрей Николаевич сказал о том, что «7» (в данном случае – 70) – любимая цифра Караченцова, и поэтому он решил масштабно отметить круглую дату отца, хотя мама хотела ограничиться торжеством в кругу семьи». Альбом «Лучшее и Неизданное» не преследует коммерческой цели. Большая часть тиража была подарена гостям юбилейного вечера в театре «Ленком» и уже распространена в интернете.

65 лет Николаю Петровичу справят не в «Ленкоме» , а в Театре эстрады

Николаю КАРАЧЕНЦОВУ 65 лет исполнится еще только 27 октября. Но подготовка к юбилейному торжеству уже идет полным ходом. Запланирован торжественный вечер в Театре эстрады, который будет транслировать один из центральных телеканалов. Сюрпризом праздника станет 30-минутная постановка с участием именинника, которая ознаменует возвращение Николая Петровича на сцену после страшной автокатастрофы. Между тем приятные хлопоты омрачило сразу несколько скандалов.

Поклонники Караченцова были очень удивлены, узнав, что 65-летие он отметит в Театре эстрады, а не на сцене родного «Ленкома», в котором он сам и его жена отработали несколько десятков лет. Причиной тому стала ссора между Марком Захаровым и супругой Николая Петровича - Людмилой Поргиной .

Худрук «Ленкома» не раз упрекал Людмилу Андреевну в излишней светской активности. Дескать, вместо того чтобы восстанавливать мужа после аварии, она чересчур энергично погружает его в самую гущу тусовочной жизни - без устали водит по фуршетам, премьерам, приемам. Сама же Поргина не уставала повторять, что изоляция супруга только ухудшит его состояние.

Конфликт с новой силой разгорелся после выхода в свет книги Николая Караченцова «Авось», куда жена актера дописала свою главу. В ней Поргина обвинила руководителя «Ленкома» в бездушности. Мол, уже через два часа после катастрофы Захаров принял решение заменить Караченцова на Дмитрия Певцова в спектакле «Юнона и Авось».

Марк Анатольевич отрицает это - он, мол, начал думать о судьбе легендарной постановки только через три-четыре дня после трагедии. А Певцов и подавно был введен через месяц.

В результате Поргина приостановила свою работу в «Ленкоме» и заявила, что отныне полностью посвятит себя реабилитации мужа.

Помирил журналист

Идеей отпраздновать пышный юбилей Людмила Андреевна загорелась в начале нынешнего года. Она обошла десятки влиятельных друзей супруга, но поддержку нашла лишь в лице известного журналиста Шода Муладжанова , который вызвался помочь ей с организацией торжества в Театре эстрады.

Когда Поргина пришла к Муладжанову, она практически ни на что не надеялась, - поведал наш источник в театральных кругах. - Но Шод не только помог своими связями. Он оказался великолепным дипломатом и помирил Люду с Марком Захаровым. Правда, переносить праздник в «Ленком» не стали, чтобы не сбивать сверстанный репертуар сразу у двух театров.

Главной сенсацией юбилейного вечера под названием «Виват, Петрович!» станет возвращение на сцену Караченцова. По мысли авторов спектакля, в будущей постановке актер предстанет в образе Пастернака. Незадолго до катастрофы Николай начитал на пленку стихи и письма поэта. Под эту запись он и появится перед зрителями, сидя в кресле и задумчиво глядя куда-то вдаль.

Без денег

Во втором отделении юбиляра будут поздравлять друзья и коллеги. Актеры «Ленкома» готовят для Николая Петровича капустник - парафраз «Юноны и Авось». Поп-звезды исполнят попурри из известных песен, которые исполнял ранее виновник торжества. Продемонстрировать свои вокальные данные намерен и Юрий Лужков . Сюрприз готовит питерская бригада - Михаил Боярский , Сергей Мигицко и Светлана Крючкова . За киноблок назначили ответственными Аллу Сурикову и Александра Иншакова . На праздник пригласят 300 - 400 гостей, которые займут места в зрительном зале. А остальные билеты в начале осени поступят в свободную продажу. Впрочем, многие ВИП-гости готовы платить только при условии, что их средства пойдут лично Николаю Петровичу.

Почти весь творческий коллектив, готовящий действо, согласился работать безвозмездно. Правда, режиссер вечера Алла Азарина , по совместительству являющаяся и автором пьесы о Пастернаке, которую сыграет Караченцов, на днях неожиданно заявила, что без денег ничего делать не будет.

Может быть, у Аллы Александровны просто было плохое настроение? - заступаются за босса подчиненные.

Слезы отчаяния

Еще одно потрясение организаторы праздника испытали из-за Леонида Ярмольника . Актер поначалу согласился стать одним из ведущих вечера, но вдруг передумал и даже стал убеждать организаторов, что никаких торжеств устраивать не стоит. Дескать, в день рождения Николая Петровича можно обойтись трансляцией по телевизору фильмов с его участием.

У меня и так дурное предчувствие, что до конца жизни мне только и осталось «играть» на вечерах памяти друзей, - заявил он.

Говорят, что актер никак не оправится от смерти Олега Янковского и Александра Абдулова . А сотрудники «Ленкома» до сих пор с болью вспоминают, как почти шесть лет назад, на 70-летии Марка Захарова, гадали за шикарным столом:

Когда наш маэстро удалится на покой, кто займет его место? Конечно, Янковский, Абдулов или Караченцов.

Увы, судьба распорядилась иначе. Теперь, во время редких появлений в родном «Ленкоме», инвалид первой группы Караченцов подходит к расписанию спектаклей, которое висит в служебном коридоре, и тихо плачет…

Лечением Караченцова и его подготовкой к юбилею сейчас занимается Валентин Дикуль . Академик разработал для актера специальную программу, куда входят лечебно-физкультурные процедуры, физиотерапия и массаж. Николай Петрович регулярно занимается и с логопедом.

Ну а главный реабилитолог Караченцова, как друзья единодушно называют его жену Людмилу Поргину, на днях решила немного отдохнуть. Оставив любимого супруга на сына Андрея, она отправилась в путешествие по Европе. Николай Петрович с нетерпением ждет возвращения своей второй половинки.

О чем он думал всякий раз,
когда пел «…для любви не названа цена»
в знаменитой рок-опере «Юнона и Авось»?


Актеры влюбчивы – это аксиома. А в театральном мире очень трудно что-то утаить. Там своя сцена – как подлинных чувств и страстей, так и конфликтов, укутанных в кокон слухов и сплетен. И сквозь этот кокон совсем непросто разглядеть правду. Роман Караченцова и Поргиной, начавшийся в 1973 году во время гастролей «Ленкома» в Питере, вызвал бурю пересудов. Она была замужней дамой. Да и он не одинок…

«Я влюбилась в него, как только увидела в первый раз, – с улыбкой вспоминает Людмила. – Это было в том же 1973 году. Меня, недавнюю выпускницу Школы-студии МХАТ, приняли в «Ленком» и решили вводить в спектакль «Музыка на одиннадцатом этаже». Я пошла смотреть постановку. Первым на сцену выскочил Саша Збруев, он уже был знаменитостью, весь зал ему зааплодировал. А потом на сцену из-за кулис вылетело нечто орущее, лохматое, с огромными зубами. Это был Коля Караченцов, и тогда я подумала: «Если он не станет моим мужем, свою жизнь я могу считать бессмысленной, пойду и повешусь на люстре».

Конечно же, «вешаться на люстре» она не стала. У начинающей актрисы уже был опыт семейной жизни: ее первый брак с однокурсником Михаилом Поляком продлился четыре года. И она уже знала – после развода жизнь продолжается.

К моменту встречи с Николаем Караченцовым Людмила успела выйти замуж во второй раз – за каскадера Виктора Корзуна, который был старше ее на 20 лет. Брак оказался несчастливым, отношения с мужем становились все более натянутыми. Так что, влюбившись в восходящую звезду «Ленкома», Поргина забыла решительно обо всем и сама отважилась на первый шаг. Когда Людмила Андреевна вспоминает об этом, глаза ее лукаво блестят: «После спектаклей актеры часто собирались в моем номере – пели песни под гитару, травили байки. В одну из таких встреч я попросила Колю задержаться и призналась ему в своих чувствах».

Их роман продолжился в Москве. Они встречались в холостяцкой коммуналке, где в то время жил Караченцов. Он заговорил о женитьбе в театральной гримерке. Просто вошел и сказал: «Если я тебе сделаю предложение, ты разведешься с мужем? Да?! Тогда будь моей женой!» Актриса на следующий же день подала на развод. Казалось, вот оно – счастье. Но популярность Николая так быстро набирала обороты, а театральная жизнь была такой бурной, что предложение стать женой повисло в воздухе и... провисело там целых два года.

Сказать, что Поргина терялась в догадках, – не сказать ничего. Из-за громкой лав-стори (а также своего взрывного характера) Люда тогда лишилась нескольких ролей в театре, Марк Захаров на некоторое время даже перевел ее в массовку. Людмила буквально места себе не находила и говорит об этом сейчас, не таясь: «Целых два года я каждую минуту ждала, что Коля скажет: «Давай с тобой сегодня подадим заявление». Не понимала, почему он так долго тянет. «Наверное, весь погружен в репетиции, – строила я догадки, – до загса ли ему сейчас?..»

Похоже, Николаю Караченцову и впрямь было не до того. Шел 1975 год. Столичные театралы осаждали ленкомовские кассы, чтобы добыть билеты на «Тиля» с Караченцовым в главной роли. А летом актер в составе делегации молодых талантов на целый месяц уехал в США (небывалое по временам холодной войны событие!). Месяц – иногда это целая жизнь. И пока Николай знакомился с заокеанским «загнивающим капитализмом», в Москве на одном из спектаклей в Людмилу влюбился немецкий предприниматель. Романа не случилось, но предложение руки и сердца с последующим выездом в Германию прозвучало. Поргина отказала немцу, однако решила снова взять ситуацию с Николаем в свои руки…

Караченцов вернулся, фонтанируя впечатлениями о Штатах. Люда рассеянно слушала, а потом неожиданно перебила его и сказала: «Знаешь, Коленька, мне один немец предложение сделал… Может, стоит согласиться, ты ведь меня уже не зовешь». Эта новость сработала со скоростью катапульты – заявление они подали буквально на следующий день. И 1 августа 1975 года наконец-то стали мужем и женой...

Пока театральная карьера Караченцова стремительно взлетала вверх, Люда, родив сынишку Андрюшу, ушла со сцены «в семью». Жизнь их семьи была традиционной для актеров: в тесной квартирке собирались друзья, спорили, мечтали, шумно застольничали, репетировали.

Николай мотался на гастроли, подрабатывал на концертах, снимался в кино и на телевидении – одним словом, был нарасхват. Его очевидный талант, неуемный темперамент и потрясающая энергия притягивали не только славу, но и, конечно, женщин. Людмила оказалась настоящим бойцом за свои чувства. Однако победы никогда не давались ей легко.

Было все… Как-то Люда, прихватив маленького Андрюшу, ушла от Караченцова к своим родителям. Удивительно, но почти три месяца муж не предпринимал никаких шагов к примирению. Не выдержав «холодной войны» и паузы в отношениях, Людмила написала ему проникновенное письмо. Подействовало. Ответом стало его признание, которого она так долго ждала: «Я тоже люблю тебя».

У известного актера случались романы. Сплетни волнами расходились по театральной тусовке и по Москве. И о них невозможно было не знать!

Но, выслушав очередную порцию новостей, Людмила ничего не комментировала и показательных разносов супругу не устраивала. «Я всегда знала, что у меня есть его плечо, его поддержка. Где бы ни был, если что-то случалось, я слышала: «Дорогая, не переживай, сейчас буду!» Даже когда поползли слухи о длительном и нешуточном романе Караченцова с красавицей Ольгой Кабо, даже когда подруги Людмилы пытались открыть ей глаза на его влюбленность в танцовщицу Марину Ширшикову… Это был негласный договор.

Как взрывная Поргина это переживала, пожалуй, мало кто знает. Но то, что Караченцов всегда возвращался к ней, – факт. А такого заботливого и щедрого семьянина нужно было еще поискать. Николай был настоящим пахарем и всегда помнил о сынишке и жене. Лишь однажды он задал вопрос: «Сколько я должен зарабатывать, чтобы нам хватало?» – а потом просто сделал все, чтобы действительно так и было. Все ключевые семейные вопросы решал он, а внутренний ритм их жизни задавала Людмила.

Более чем скромная советская коммуналка осталось в прошлом – правительство охотно выделило театральному любимчику квартиру с окнами на церковь в Елисеевском переулке. Знаковое, к слову, место жительства – ведь именно в этом районе некогда жили Мейерхольд и Качалов. Обставить квартиру и устроить быт Людмиле всегда удавалось блестяще. Правда, порывистая натура давала себя знать. К примеру, на отведенные для ремонта квартиры деньги она могла купить себе норковую шубу в пол. А опомнившись, тут же звонила мужу и каялась, хорошо зная, как он любит ее баловать. В ответ она всегда слышала только одобрение. Ни одного упрека. В тот раз Караченцов просто попросил строителей об отсрочке и тут же озадачился, где взять недостающую сумму.

Николай буквально купался в ролях, а на долю Людмилы чаще всего выпадали скромные работы: в «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты» она сыграла роль Чилийки, в «Юноне и Авось» – Женщину с младенцем, вот только в «Бременских музыкантах» ей досталась яркая роль Атаманши. В этом образе она была очень органична.

А за кулисами текла своя жизнь. «Прежде чем утвердить меня на роль в спектакле «Три девушки в голубом», Марк Анатольевич долго сомневался, справлюсь ли я, – вспоминает сейчас актриса. – «Люда, вам сложно будет играть драму, потому что ваша жизнь – сплошной праздник, все вас любят, а муж вообще носит на руках!» Рядом с Колей я в самом деле ощутила себя самой красивой, самой умной, самой доброй. Муж все время внушал мне, какая я замечательная, и я в конце концов в это поверила».

Он продолжал сниматься, играть в театре, записывать песни, ездить на гастроли с концертами. На сон оставалось часа четыре в сутки – не больше. А она занималась домом, бытом, дачей, готовила обеды, принимала многочисленных друзей – в доме по праздникам собиралось до полусотни человек. Похоже, каждый из них четко понял свою роль в жизни другого, и оба играли ее в силу своего таланта. Так прошло много лет.


…«Какая твоя любимая роль?» – громко спрашивает Людмила у мужа. Он неловко сидит на удобном кухонном стуле, как большая нахохлившаяся птица, смотрит отсутствующим взглядом и произносит слова, которые стороннему собеседнику не понять. «Роль графа Резанова», – переводит Людмила. «У нас все будет хорошо!» – жена держится перед камерой за двоих: открытая улыбка, уверенная речь и жесты. Николай молчит. Она поворачивается к нему и снова громко спрашивает: «Так ведь, Коля? Скажи!» Он кивает, глядя в сторону, и снова произносит что-то невнятное. На этот диалог больно смотреть. За ним столько всего, что не передать словами!

…Страшная авария, случившаяся в 2005 году, жестко разделила их жизнь на до и после. В тот вечер, 28 февраля, Коля мчался к жене: на руках у Людмилы только что умерла ее мать. Он очень торопился, хотел быть рядом с ней. И в какой-то момент не справился с управлением. Об аварии Поргина узнала через несколько часов. «Мама ушла, ее уже не вернуть, а Колю я не отдам!» – решила она.

Чтобы выжить, знаменитому актеру понадобилась врачебная помощь, граничащая с чудом. После аварии Николай находился в коме, и врачи сутками напролет боролись за его жизнь. Страна замерла в ожидании, ежедневно в Интернете публиковался бюллетень о состоянии здоровья Николая Петровича. Людмила, собрав все мужество, делала невозможное. «Я говорила с ним, держала его за руку, – признавалась она перед камерой после своего первого визита в палату. – И мне показалось, что он сжал мою в ответ! Дольше врачи не разрешили мне находиться в палате, но зато посоветовали приходить каждый день и по 15 минут разговаривать с мужем... Хотя он в коме, я верю, что он все слышит и чувствует...»

В коме он был месяц. И каждое утро Людмила вставала ни свет ни заря и шла в монастырь. Молилась за своего Коленьку. И вымолила…

Он перенес несколько операций, научился двигаться и кое-как изъясняться, а она была рядом все это время. Именно эта женщина научила его заново ходить и говорить. И никто, кроме самого Караченцова, не знает, чего ей это стоило.

Во имя и вопреки


Медленно, очень медленно они оба привыкали к новой жизни. Он – к своему новому лицу, ставшему после пластической операцией незнакомым, к непослушному телу, невозможности нормально общаться и выключенности из своего сумасшедшего актерского ритма. А она – к нему. «Я долго не могла к этому привыкнуть. Все думала, что сумею вернуть прежнего Караченцова. А потом врач-психоневролог сказала мне: «Не рвите свое сердце. Поймите: того Караченцова нет и уже не будет. Вы должны привыкнуть к человеку, который с вами сейчас». И я приняла эту новую реальность. И прежнего Караченцова почти не помню. Когда смотрю фильмы с его участием, даже удивляюсь: «Боже мой, неужели он был таким?» Потому что я Колю безумно люблю. Однажды пришел к нему кто-то, а он никого видеть не хочет. Стесняется, что уже не супермен. Я сказала ему тогда: «Не переживай, что ты стал другим. Поверь, сейчас ты интереснее, чем был раньше. Потому что открыт миру, не носишь маски. Если тебе хорошо – радуешься, если плохо – плачешь».

Они теперь всегда вдвоем: гуляют ли с внуками на даче, хозяйничают ли по дому, выходят ли в свет… Да-да, именно в свет! Всякий раз это вызывает бурю кривотолков в обществе. Не все могут принять «нового» Николая Петровича – смотреть на последствия перенесенных им травм действительно тяжело. Люди реагируют по-разному: кто-то прячет глаза и проходит мимо, а кто-то радостно бросается к нему, жмет руку и радуется, что он жив. Некоторые осуждают Поргину за то, что она появляется с мужем на людях, ведь и невооруженным глазом видно, как тяжело Караченцову – даже физически. Но он держится. И, как утверждает Людмила, не она, а муж рвется всякий раз побывать среди людей: сказывается многолетняя привычка быть на виду и самое обычное стремление к общению.


Она повсюду с ним. Зычным голосом Атаманши командует мужем и дает интервью, общается с израильскими врачами, обещавшими помочь, и готова ссориться с каждым, кто считает, что Караченцову впору сидеть дома. «Мы все преодолели. Коля понял, что я его люблю и готова умереть, чтобы он был счастлив!» – делится Поргина. А Николай почти не разговаривает, но если речь заходит о том, как же он выкарабкался, лаконично отвечает: «Мне помогли Люда и труд». Когда они остаются одни, он перестает стесняться своего вынужденного косноязычия и говорит о том, что чувствует: «Ты – все в моей жизни». Да, она стала для него всем. Вот только 38 лет назад, когда горячечно об этом мечтала, и представить себе не могла, что могут означать слова «быть всем». Жизнь назвала настоящую цену любви…

Лучшие статьи по теме