Для школьников и родителей

Климов как выбрать профессию читать онлайн. Климов Е.А. Профессия и время

НУЖНО, СМОГУ, ХОЧУ-4

Где прячутся интересы?--

Если проверяешь, нет ли ошибок-5

Отдавать или получать?-7

В ЛАБИРИНТЕ ДЕЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ-8

Сделаем несколько выборов-9

Карта мира профессий-43

«Я» И «МЫ», О КОТОРЫЕ МОЖНО СПОТКНУТЬСЯ-47

Что такое «царь в голове»?--

«Молекулы труда»-51

Незримые «нити»-56

Центральные регуляторы поведения-62

Где проживает профессиональная пригодность?-64

Ум и творчество в практическом труде-71

Крито-микенская культура, Шекспир и карбюратор-77

И СНОВА В МИРЕ ПРОФЕССИЙ-83

Узнать, преобразовать, придумать -84

Орудия труда - усилители способностей -94

Общество будущего - общество кнопконажимателей?-97

Вода, огонь и медные трубы-102

Что же такое профессия?-106

Общий обзор классификации профессий-110

КТО ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ?-115

Подражать, гадать или проектировать?--

Нельзя ли выбор вычислить?-119

Восемь углов ситуации выбора профессии-121

Ошибки и затруднения в выборе профессии-128

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ-135

В зарослях информации--

Полезно «заболеть»-138

Некоторые советы по самовоспитанию-140

Кажущаяся и действительная свобода выбора-141

Примерная схема решения задачи о выборе профессии-143

НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО - ЭТО ИНТЕРЕСНО-153

СВОДКА-УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ КНИГИ-157

Маленькая библиографическая консультация-158

Предисловие

ЭТУ КНИГУ можно не читать целиком. Ее даже и нельзя читать всю подряд - страницу за страницей. Она задумана так, что разные читатели пойдут по ее страницам разными путями. И не потому, что один читатель «лучше», а другой «хуже». И люди, и пути могут быть разными, но вместе с тем равноценными.

В зависимости от твоих личных особенностей, опыта книга предлагает ознакомиться с определенным числом параграфов, разделов и поможет тебе встать на профессиональный путь более правильно, чем если бы это делалось без нее. Но книжка не может потянуть человека за рукав, повести его в приемную комиссию учебного заведения. Что же это за сила у книжки, чтобы она могла помочь тебе в важном практическом деле?

Первобытному человеку такая книга не понадобилась бы - не было профессий. В рабовладельческом обществе трудящийся был лишен самостоятельности выбора. При феодализме выбор занятий определялся тем, к какому сословию человек относился,- профессии не столько выбирались, сколько передавались как ценное семейное наследство. При капитализме сословные ограничения рухнули, зато на первый план выступили экономические.

В нашем обществе и обучение, и повышение профессиональной квалификации оплачивает общество. Но остается еще одно ограничение выбора - профессий очень много, необозримо много. Поэтому выбирать трудно. И той силой, с помощью которой можно одолеть эту трудность, является осведомленность, информированность человека.

Полезная информация о мире профессий, о правилах выбора профессии, о путях профессионального образования - вот что нужно при обдумывании будущего профессионального пути. И книга построена так, что о многих важных вещах в области выбора профессии с ней можно побеседовать. Как это произойдет? Увидишь, если читать начнешь с самого начала и будешь дальше выполнять встречающиеся на пути задания. Обдумать вопрос о будущей профессии всегда полезно и тем, кто уже сделал выбор. Обдумать - это значит поставить себе много вопросов и попытаться найти на них ответы. Именно в этом тебе книга и поможет.

НУЖНО, СМОГУ, ХОЧУ

ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ будущее дело по душе и по плечу, одних только знаний и рассудительности мало. Нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других», о «чужих» видах деятельности. Нам часто мешают здесь безотчетные чувства, предрассудки и даже любовь к своему избранному делу. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота; одни профессионалы влюблены в металл, другие являются горячими поборниками замены металла пластмассой; одни отдают силы созданию долговечных пластмасс, а другие увлечены идеей создания таких пластмасс (для упаковки продуктов), которые через определенное время разрушались бы без остатков и не засоряли бы, таким образом, среду обитания человека...

ГДЕ ПРЯЧУТСЯ ИНТЕРЕСЫ?

Вот, например, лежит на прилавке книга «Термическая диссоциация соединений». Интересная она или нет? Такой вопрос не имеет смысла. Ведь «интерес» - это не свойство книги. Переживание интереса, заинтересованности свойственно человеку. Поэтому одному человеку эта книга сейчас интересна, а другому - нет. Человек, занимающийся пайкой, сложными паяными соединениями, станет активно разыскивать эту книгу и с упоением ее изучать. А другого не оторвешь от книги с названием «Хорология флоры». Оказывается, для него сейчас важны сведения о лекарственных свойствах растений, содержащиеся в ней.

То, что сейчас человеку не интересно, может стать захватывающе интересным завтра. Жизнь ставит его перед трудно разрешимой задачей, и у него появляется интерес к тем или иным сведениям. Поэтому было бы очень недальновидным считать свои собственные «сегодняшние» интересы меркой для различения «интересных» и «неинтересных» вещей. Нет неинтересных предметов, а есть незаинтересовавшиеся ими люди. Так же обстоит дело и с профессиями. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий, а есть люди, интересующиеся или пока не заинтересовавшиеся той или иной профессией.

Здесь, быть может, ты подумаешь: «Э-э, нет. Тут автор не совсем прав. Ведь принято же говорить «интересный предмет», «интересная тема». Отвечу на это возражение так: ведь принято говорить «солнце всходит» или «заходит». А на самом деле, как ты хорошо знаешь, не солнце «ходит» вокруг нас, а наша планета поворачивается по отношению к нему. По традиции мы употребляем привычные краткие обороты речи. Но полезно не находиться у них в плену, а разбираться, что они означают на самом деле. Итак, будем различать свойства человека (например, его интересы) и свойства мира профессий.

ЕСЛИ ПРОВЕРЯЕШЬ, НЕТ ЛИ ОШИБОК...

Каждый может научиться многим и разным делам. Но не всем сразу. Поэтому и приходится делать выбор. Нельзя быть строителем нового общества вообще, творцом вообще, искателем вообще. Творить, бороться, строить, искать можно только на определенном трудовом пути, трудовом посту, среди определенных людей (представителей той или иной профессиональной общности). Исторически дело складывается так, что разные трудовые посты требуют от человека определенных личных качеств, определенного поведения.

Так, например, животновод должен интересоваться вопросами развития, размножения, поведения животных; быть наблюдательным (ведь животное не скажет: «у меня заболел живот» или «мне надоел этот комбикорм, хочу клевера», а знать о его состоянии нужно); животновод должен также быть небрезгливым и чистоплотным, заботливым и очень предусмотрительным.

Хороший слесарь-ремонтник - это тот, кого «тянет» к технике, кто хорошо «держит в уме» ясные представления о деталях, узлах, механизмах, машинах, инструментах. И не только «держит», но и мысленно оперирует ими (руки подчиняются голове, и прежде чем они станут «золотыми», «золотой» должна стать голова).

Продавец, педагог или организатор производства должны отличаться особым интересом к людям, их поведению, нуждам, быть общительными, сдержанными, спокойными и твердыми.

Для бухгалтера, экономиста мир документов, цифр, вычислений выступает как полный живого интереса. «Ведь не оторвешься от балансового отчета, пока его не закончишь»,- говорит профессионал. Здесь нужна способность к сосредоточенной работе в одиночку, точность, аккуратность, способность ясно представлять, что кроется за колонками цифр, документальными записями, нужна наблюдательность к тонкостям оформления документов (вплоть до особенностей «закорючек» в подписях).

Маляр по художественной отделке увлечен миром красок, линий, форм (он делает художественные росписи; разделывает стены, например под дуб, под орех, под ткань); ему нужны художественный вкус и умелая рука... А профессий тысячи.

Личные качества развиваются, если человек настойчиво и систематически занят какой-то деятельностью. Но важно помнить и другое: в 14-18 лет у человека уже имеется немало особенностей, заметно отличающих его от сверстников. Например, у тебя в каких-то делах меньше опыта, знаний, а в каких-то - больше. В каких-то делах, занятиях ты менее успешен, быстрее устаешь или начинаешь нервничать (злиться, теряться и т. д.), а в других за тобой не угонишься, и главное, ты занимаешься ими с удовольствием, не замечая времени и без устали. Все это результаты твоего многолетнего развития. С ним нельзя не считаться при планировании жизненного пути. Ведь 14 лет - срок большой. За это время люди успевают придумать новые машины, построить их, использовать, сдать в металлолом и заменить более новыми. И подрастающий человек успевает развиться, измениться.

Речь идет не только о твоих делах, успехах на уроке, в школе. При выборе профессии очень важно принимать во внимание также и внеклассные занятия, даже те, которые являются, казалось бы, помехой для учебы. Многое из того, что ты делаешь в школе, дома, в кругу сверстников, содержит в себе «частички» той или иной профессиональной деятельности. Например, ты придумываешь, как лучше, экономнее разрезать бумагу для обертывания книжки - это частичка, упрощенная модель работы закройщика, раскройщика, разметчика. Ты пытаешься растолковать младшему правила игры в волейбол или объясняешь ему, как лучше пришить пуговицу,- это частичка, модель трудовых действий педагога (тренера, мастера производственного обучения). Ты участвуешь в подготовке классной комнаты или школьного зала к празднику - это в чем-то сходно с работой художника-оформителя или художника по проектированию интерьера. Если проверяешь, нет ли ошибок в письменной работе, то это напоминает работу корректора типографии или редактора издательства. Итак, многие твои учебные и внеучебные действия можно рассматривать как родственные трудовым, профессиональным. Вот это-то, пусть отдаленное, родство и дает некоторые основания обдумывать выбор будущего дела, «примерять» себя к миру профессий, а не просто следовать случайным соображениям.

ОТДАВАТЬ ИЛИ ПОЛУЧАТЬ?

Почему на обеденном столе лежит вкусный хлеб? Почему мы не проваливаемся под пол? Почему мы умеем читать? Почему картинки в книге радуют нас?.. Все это, в частности, потому, что кто-то из старшего поколения, из взрослых умеет выращивать рожь, пшеницу, а кто-то - молоть зерно, выпекать из муки разные изделия, организовать торговлю. Кто-то умеет вести расчеты, проектировать или строить дома, а кто-то учить детей «уму-разуму», хорошо рисовать. Не просто умеет, а умеет и любит делать что-то полезное для других. Да, именно для других. Ведь в современном обществе никто не делает всего того, что ему нужно для себя. Например, машинист бумагоделательной машины вырабатывает огромное количество бумаги. Ему самому ее столько не нужно. В это же время ткачиха производит много ткани, монтажники электровакуумных приборов - несметное количество электролампочек... и в результате каждый будет обеспечен всем необходимым. Все получают потому, что отдают. На своем трудовом посту люди делают определенное полезное дело. Полезным делам соответствует и материальное вознаграждение (зарплата). Но сразу все не умеет делать никто. Нужно, как уже говорилось, выбирать ограниченную область приложения своих сил. Сделать хороший выбор - это и значит выбрать работу, которая, во-первых, нужна людям, обществу, во-вторых, может быть доступной и посильной для тебя в будущем, в-третьих, может приносить тебе удовлетворение, радость. Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами: «нужно», «смогу», «хочу».

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Центральная идея работы и последующего цикла научных исследований Климова состояла в обосновании (в традициях У. Тейлора) способов работы, создания высокоэффективных надежных индивидуально-своебразных приемов работы. Ученым опубликовано свыше 150 работ.

Уже упомянутый выше российский академик Е.А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии «восьмиугольник Климова» (рис. 7):

Рис. 7.

· наличие склонностей (интересов): человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие (рис. 8):

Рис. 8.

Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

· наличие способностей: одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности (рис. 9):

Рис. 9.

Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности.

· притязания (предпочтения): на выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели. В одном случае человек выбирает профессию, в другом - место работы, в третьих - решающее значение имеет место жительства, в четвертых - климатические и погодные условия и т.д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения. Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов (рис. 10).

Рис. 10.

· мнение родителей, семьи: зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником (рис. 11):

Рис. 11.

Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.

· мнение сверстников: например, юноша выбрал для себя очень важную и «вечную» профессию - решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор - это свободный и личный выбор. Чтобы открыть и развить в себе призвание, важно смело и непредвзято «примеривать» к себе самые разные профессии (рис. 12).

Рис. 12.

· личный профессиональный план: основная карта лабиринта под названием «Профессиональный выбор». Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т.е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий - «жизненную перспективу» - первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы - как видится в мечтах «рабочий день»; перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры».

Изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение или - для начала - в специальный кружок и пр. позволят составить представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Не менее важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей, т.е. трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей.

Запасные на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации, и избавит от лишних переживаний. Очень важно помнить, что мы живем в вероятностном мире, и надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств (рис. 13).

Рис. 13.

· знания о профессии: прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них (рис. 14):


Рис. 14.

К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями - изучение их специальных описаний - профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются.

Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий (рис. 15).

Рис. 15. Потребности общества

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский Государственный институт культуры»

по предмету «Психология высшей школы»

Психология выбора профессии по Е.А. Климову

Санкт-Петербург

Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов. Главная задача выбирающего при этом – тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение. Уже упоминаемый нами российский академик Е. А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии («восьмиугольник Климова»):

Наличие склонностей (интересов). Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности.

Притязания (предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели. В одном случае человек выбирает профессию, в другом – место работы, в третьих – решающее значение имеет место жительства, в четвертых – климатические и погодные условия и т. д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения. Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов.

Мнение родителей, семьи. Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.

Мнение сверстников. Например, юноша выбрал для себя очень важную и «вечную» профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор – это свободный и личный выбор. Чтобы открыть и развить в себе призвание, важно смело и непредвзято «примеривать» к себе самые разные профессии.

Личный профессиональный план – это основная карта лабиринта под названием «Профессиональный выбор». Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т. е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий – «жизненную перспективу» – первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы – как видится в мечтах «рабочий день»; перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры». Изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение или – для начала – в специальный кружок и пр. позволят составить представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Не менее важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей, т.е. трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей. Запасные на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации и избавит от лишних переживаний. Очень важно помнить, что мы живем в вероятностном мире, и надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств.

Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний – профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются.

Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий.

Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где вы можете рассчитывать только на себя, и те, где вам может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей.

Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в профессиональном самоопределении носит название личный профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще называют тремя «китами выбора профессии». Называются они «ХОЧУ», «МОГУ» и «НАДО».

«ХОЧУ» – это наши интересы и склонности, профессиональные и карьерные предпочтения. С одной стороны, это те профессиональные области, сферы производства, конкретные профессии, занятия, которые нам интересны. С другой – это наши жизненные и профессиональные ценности, то, чего мы хотим получать от своей деятельности. Для кого-то из нас главное, чтобы результаты труда были полезны для окружающих, кому-то важен заработок, кому-то – возможность постоянного карьерного роста.

Для профессионального просвещения молодежи, информационного обеспечения профессионального самоопределения на начальных его этапах Е.А. Климов предлагает более простую классификацию, учитывающую только два ряда признаков: типы профессий и основные уровни необходимого образования. Последнее обстоятельство, быть может, более существенно в ситуации выбора профессии, чем знание о тонкостях познавательной активности профессионалов, соотношениях знаний и практики в их работе, внутренних и внешних средств труда.

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль - то есть, к какому типу и по какому критерию она относится. А потом составить для себя "идеальную формулу профессии" предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия Вам подходит, а какая нет.

Базовая классификация профессий

Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации - и соответствующие им типы профессий.

Предмет труда

П рирода

Т ехника

Ч еловек

З нак

Х удо- жественный образ

Условия труда

Б ытовые

На О ткрытом воздухе...

Н еобычные

C повышенной М оральной ответст- венностью

Средства труда

Р учные

М ашины

А втоматизи- рованные

Ф ункци- ональные

Цели труда

Г ностичес- кие

П реобразую- щие

И зыскатель- ские

1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

В действительности, это - очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело - таких предметов, характеризующих профессию может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.

"Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А"

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий типа "человек -природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определенный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу...

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.

C другой стороны, При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

"Ч Е Л О B Е К - Т Е Х Н И К А"

Здесь главный, ведущий предмет труда -технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить:

    профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;

    профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.

    профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;

    профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;

    профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;

    профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;

    профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;

    профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;

    профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

"Ч Е Л О В Е К - Ч Е Л О В Е К"

Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого типа профессий можно выделить:

    профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;

    профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;

    профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;

    профессии, связанные с информационным обслуживанием;

    профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;

    профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

    устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,

    потребность в общении,

    способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,

    умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,

    умение находить общий язык с разными людьми.

"Ч Е Л О В Е К - З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы"

Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

Профессии типа "человек - знаковые системы" включают:

    профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,

    профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,

    профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

"Ч Е Л О В Е К - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З"

Здесь главный, ведущий предмет труда -художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа "человек -художественный образ" включают:

    профессии, связанные с изобразительной деятельностью,

    профессии, связанные с музыкальной деятельностью,

    профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,

    профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Одна из особенностей профессий типа "человек -художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

2. По условиям труда выделяют четыре группы профессий

    Труд в условиях обычного (бытового ) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).

    Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном).

    Труд в необычных условиях : под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).

    Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор).

3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела

    ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).

    Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи).

    Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).

    Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).

4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий

    Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).

    Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).

    Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

Конечно, Ваша идеальная формула может быть составлена психологами с помощью тестов - Вам задаются вопросы, а в результате выявляются предпочтения Вами тех или иных средств труда, предмета - в будущей профессиональной деятельности. Формулы профессий составляются психологами труда на основе профессиограмм (описаний профессий - задач, возникающих в трудовой деятельности, требований к профпригодности). Существуют даже компьютерные системы сопоставления Вашей идеальной формулы профессии и формул типичных профессионалов. Подобные услуги Вам окажут в центрах профориентации и психологической поддержки, центрах компьютерного психологического тестирования. Но всегда лучше уметь самому анализировать профессию, раскладывая ее по полочкам: ведь тогда Ваш выбор профессии будет действительно осознанным - Вы ведь будете понимать, ПОЧЕМУ Вам нравится та или иная профессия (например, профессия каскадера - за необычные условия, а физика-теоретика - за изыскательские цели).

Список использованной литературы.

1).Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы / М. В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

2). Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993 г.

3).Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 304 с.

Этические принципы и правила работы психолога. Крылов А.А., Юрьев А.И.


Предисловие

Предлагаемые материалы рассчитаны, прежде всего, на тех, кто обдумывает для себя выбор профессии психолога (или специальности, специализации). А именно, они, надеемся, помогут заинтересованному читателю создать или расширить необходимую в обсуждаемом случае предварительную ориентировку в предметной области и условиях будущей трудовой деятельности.

Тексты не обязательно читать все подряд, можно и, полагаем, небесполезно «выспрашивать» методом выборочного чтения. Кроме того, к данным материалам не нужно относиться как к священной окаменелости. «Все течет, все изменяется» — замечено еще в древности. Некоторые детали упоминаемых здесь перечней учебных дисциплин, содержания образования могут со временем изменяться. Могут преобразоваться и разновидности мест и форм занятости специалистов, условия работы и подобное. Но основные цели и содержание работы психологов, особенности их побуждений, осведомленности, умелости, возможных затруднений — это все же реальности вполне определенные, относительно стабильные.

Материалы собраны и подготовлены к печати в основном студентами-психологами (многими), которые встречались с соответствующими профессионалами, наблюдали их работу, беседовали, консультировались с ними (участники работы указаны в конце каждого текста). Ценно, что представленные описания отображают профессиональный оптимизм студентов, их увлеченность своим делом, уважение к учителям, а также осведомленность в отношении возможных нежелательных вариантов профессионального развития, противопоказаний к выбору данной области труда.

Проведенная студентами многотрудная работа фактически вносит вклад и в научную картину мира профессий. Дело в том, что множество трудовых постов психологов пока еще не определилось, по крайней мере, в нашей стране. Если, положим, будущий зооинженер, инженер-строитель, учитель, программист, концертный исполнитель имеют возможность относительно твердо знать о том, где, что и как они должны и будут делать, то о психологах этого пока не скажешь. Есть даже сребролюбивые люди, не имеющие подчас специального образования, но поименовавшие себя психологами и занимающиеся «снятием порчи», «снятием сглаза» и пр. в расчете на доверчивых людей. Поэтому основанное на фактах представление о деятельности истинных психологов имеет и важное общественное значение.

Статьи сборника взаимно дополняют одна другую. И редколлегия не «причесывала» их под один шаблон. Иногда авторы текстов говорят об «особости» психологии. У представителей других профессий это может вызвать улыбку. Каждая профессия в своем роде «особая». Пусть эта улыбка будет снисходительной, поскольку указанное мнение авторов продиктовано их любовью к своему делу.

Е.А. Климов


Проект «Психология как профессия»

Психологи труда, как известно, изучают разные профессии, описывают варианты профессионального продвижения, выявляют профессионально-важные качества субъекта труда, психологические противопоказания, сложные и привлекательные стороны профессии и т.д. Известен опыт зарубежных и отечественных психологических служб вузов, помогающих в профориентации абитуриентам и студентам. С осени 1998 года на факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова под руководством профессора Е.А.Климова началась работа по сбору материалов о профессиях, которым обучают в МГУ. Исследование проводилось силами студентов 3 курса в форме выполнения учебного задания по курсу “Психологии труда”. Сведения собирались по единой программе

Студенты 3 курса дневного отделения нашего факультета, пожелавшие принять участие в этом общеуниверситетском проекте, проводили интервью с профессорами кафедр, обеспечивающими подготовку по конкретным университетским специальностям (свыше 70-ти) и специализациям (около 300 разновидностей). В качестве организаторов исследования, консультантов и редакторов текстов выступали преподаватели факультета — Е.М.Иванова, А.С.Кузнецова, О.Г.Носкова, а также сотрудники лаборатории психологии профессий и конфликта. Лучшие профориентационные описания были опубликованы в сборнике “Профессии Московского университета” (М., 2000. Вып. 1, 2, 3). Таким образом, сформировалась достаточно представительная база сведений по профессиям практически всех факультетов МГУ. К январю 2005 г. эти материалы можно будет увидеть на юбилейном сайте Московского университета в форме “интернет-выставки” — “ПРОФЕССИИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА” (см.: http://msu2005.ru).

В рамках этого проекта факультет психологии представлен весьма скромно, отражены лишь сложившиеся направления специализаций с их краткой характеристикой. Однако, современная психология становится массовой профессией. Психологическая наука, практика и её ветви отличаются специфическими чертами, которые совсем непросто выявить абитуриентам и их родителям, и даже студентам-психологам младших курсов, которым предстоит выбор специализации. На Зимней психологической школе факультета психологии МГУ 2001 г. (а именно в группе её участников, работавших под руководством Т. Ю. Базарова) была намечена программа исследований профессии психолога в интересах помощи абитуриентам, помощи в трудоустройстве выпускникам-психологам, а также в целях определения путей совершенствования унверситетской подготовки психологов.

Осенью 2001 г. была начата работа в рамках проекта “ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИЯ” (руководитель — профессор Е.А. Климов), а именно, силами студентов был проведен сбор профессиографической информации о работе психологов. Большую помощь оказали сотрудники кафедр факультета психологии МГУ, предоставившие контактные телефоны для интервью выпускников. Результаты этой работы представлены ниже. Описания профессиональной деятельности психолога-практика упорядочены в 3 группы, соответствующие сферам общественной жизни — “Общее и профессиональное образование и социальная помощь населению”; “Здравоохранение”; “Производственные организации”. Надеемся, что эта база данных будет пополняться, её можно использовать в курсе “Введение в профессию”.

Лучшие статьи по теме